Театральная деятельность в начальной школе. Театрализованная деятельность в школе. Критерии оценки результатов


Игра ведущая деятельность дошкольника, но если это необычные дети, дети со сниженным интеллектом, возможна ли игра и в школе? А со старшеклассниками? Конечно, да! Это будет необычная игра, это - театр! Театральная деятельность является арттерапевтическим методом в образовательно-воспитательном процессе, был выделен психологами Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым и др. еще в 30-40 годах прошлого столетия.

Театрализованная деятельность относится к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, т.е. игровые, культурно воспитывающие технологии и технология коллективных творческих дел.
Проблема детей с особыми образовательными потребностями становится с каждым днём всё более актуальной для специалистов, работающих в сфере образования, психологии, медицины и других научных дисциплин, ориентированных на решение вопросов развития человека.

Театральная студия способна разрешить массу проблем коррекционного, воспитательного и образовательного значения:

  • учить детей при помощи средств театрализованной деятельности выражать эмоциональное состояние, передавать особенности поведения героев литературного произведения; развивать творческие способности;
  • расширять кругозор;
  • развивать сферу чувств, соучастие, сопереживание;
  • формировать навыки общения, совместного взаимодействия, коллективного творчества.
  • приобщать детей к художественной культуре.
  • расширять активный и пассивный словарный запас детей, улучшать внятность речи;
  • развивать устную речь;
  • формировать речевую деятельность, как средство общения;
  • знакомить детей с содержанием художественных произведений;

Театрализованная деятельность предполагает особый психологический климат, построенный на сотворчестве взрослых и детей. Театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна ребёнку, поскольку в основе её лежит игра, которая, по убеждению Л.С. Выготского, является корнем всякого детского творчества. И ещё этот вид деятельности является частью коррекционной работы педагога-психолога. В игре происходит коррекция как отдельных психических функций, так и формирование личности ребёнка в целом.

В составе участников студии много детей с проблемами личностного, поведенческого, эмоционально-волевого, умственного развития. Например, такими как: конфликтность, завышенная самооценка, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная подвижность, застенчивость, робость. И с помощью средств театрализованной деятельности, совместного взаимодействия в коллективе для достижения определенной цели, в процессе подготовки спектакля, где надо помогать, уступать, учитывать интересы друг друга, происходит воздействие на эти недостатки.

В зависимости от того, как формируется речь - развивается и интеллектуальная сфера детей; их кругозор, познавательные процессы, мыслительная деятельность, а это, в свою очередь, влияет на развитие навыков коммуникации, на эмоциональное состояние, настроение детей. Подбирая и составляя сценарии я стараюсь максимально задействовать и зрителей: подбор игр, загадок, упражнений позволяют детям становиться частью действия.

Радостные лица детей после спектакля, убедительно свидетельствуют, что дети очень любят этот вид искусства. Он привлекает их своей яркостью, красочностью и динамикой. Необычность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение ребёнка к действующим лицам и их поступкам. Каждый этап подготовки спектакля является этапом коррекционной работы. В изготовлении атрибутов, декораций, костюмов нам помогают учителя, вожатая, сами дети, музыкальный руководитель, никогда не отказывает в помощи и администрация школы.

Премьера спектакля - это всегда событие, которое вызывает повышенный интерес у детей, сотрудников школы и, конечно, у родителей.

С помощью театрализованной деятельности игра, шутка, юмор, творчество органично входят в жизнь каждого ребёнка. Сказки, игры, музыка формируют у детей эстетический вкус, развивают эмоции. Театрализованная деятельность раскрепощает их, учит полноценному общению, даёт веру в возможность собственного успеха.

Сценарий из репертуара
Сказка «Три поросенка»

Декорации: елки из бумаги, из картона дом соломенный, из веток, из камней нарисованные.

Действие 1. (лес)

Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми весёлыми хвостиками.

Даже имена у них были похожи.(Выходят поросята). Звали поросят Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. (Кланяются на свое имя). Всё лето они кувыркались в зелёной траве, грелись на солнышке, нежились в лужах.
Но вот наступила осень.

Солнце уже не так сильно припекало, серые облака тянулись над пожелтевшим лесом. И пошел дождь.

Игра со зрителями «Дождик»

Первые капельки упали на землю (одним пальцем стучим по ладошке), дождь полил сильнее (двумя), начался ливень (хлопаем в ладоши), поднялся ветер (у-у-у), гром грохочет (бах-ба-бах). Но вот дождь стал стихать (пальцами стучим по ладошке) и совсем перестал.

Пора нам подумать о зиме, - сказал Наф-Наф своим братьям. - Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться. Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной тёплой крышей.

Но его братьям не хотелось браться за работу. Гораздо приятнее в последние тёплые дни гулять и прыгать по лугу, чем рыть землю и таскать тяжёлые камни.

Успеется! До зимы ещё далеко. Мы ещё погуляем, - сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову.
- Когда нужно будет, я сам построю себе дом, - сказал Нуф-Нуф и лёг в лужу.
- Я тоже, - добавил Ниф-Ниф.
- Ну, как хотите. Тогда я буду один строить себе дом, - сказал Наф-Наф. Я не буду вас дожидаться. С каждым днём становилось всё холоднее и холоднее. Но Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не торопились. Им и думать не хотелось о работе. Они бездельничали с утра до вечера. Они только и делали, что играли в свои поросячьи игры, прыгали и кувыркались.
- Сегодня мы ещё погуляем, - говорили они, - а завтра с утра возьмёмся за дело.
Но и на следующий день они говорили то же самое.

И только тогда, когда большая лужа у дороги стала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братья взялись наконец за работу.

Действие 2 (дома)

Ниф-Ниф решил, что проще и скорее всего смастерить дом из соломы. Ни с кем не посоветовавшись, он так и сделал. Уже к вечеру его хижина была готова.

Ниф-Ниф положил на крышу последнюю соломинку и, очень довольный своим домиком, весело запел:

Хоть полсвета обойдёшь,
Обойдёшь, обойдёшь,
Лучше дома не найдёшь,
Не найдёшь, не найдёшь!

Напевая эту песенку, он направился к Нуф-Нуфу. Нуф-Нуф невдалеке тоже строил себе домик. Он старался скорее покончить с этим скучным и неинтересным делом. Сначала, так же как и брат, он хотел построить себе дом из соломы. Но потом решил, что в таком доме зимой будет очень холодно. Дом будет прочнее и теплее, если его построить из веток и тонких прутьев.

Так он и сделал.

Он вбил в землю колья, переплёл их прутьями, на крышу навалил сухих листьев, и к вечеру дом был готов.

Нуф-Нуф с гордостью обошёл его несколько раз кругом и запел:

У меня хороший дом,
Новый дом, прочный дом.
Мне не страшен дождь и гром,
Дождь и гром, дождь и гром!

Не успел он закончить песенку, как из-за куста выбежал Ниф-Ниф.

Ну вот и твой дом готов! - сказал Ниф-Ниф брату. - Я говорил, что мы и одни справимся с этим делом! Теперь мы свободны и можем делать всё, что нам вздумается!
- Пойдём к Наф-Нафу и посмотрим, какой он себе выстроил дом! - сказал Нуф-Нуф. - Что-то мы его давно не видели!
- Пойдём посмотрим! - согласился Ниф-Ниф.

И оба брата, довольные тем, что им ни о чём больше не нужно заботиться, скрылись за кустами.

Наф-Наф вот уже несколько дней был занят постройкой. Он натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша строил себе надёжный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза.

Он сделал в доме тяжёлую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не мог к нему забраться.
Ниф-Ниф и Нуф-Нуф застали брата за работой.

Что ты строишь?! - в один голос закричали удивлённые Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. - Что это, дом для поросёнка или крепость?
- Дом поросёнка должен быть крепостью! - спокойно ответил им Наф-Наф, продолжая работать.
- Не собираешься ли ты с кем-нибудь воевать? - весело прохрюкал Ниф-Ниф и подмигнул Нуф-Нуфу.

И оба брата так развеселились, что их визг и хрюканье разнеслись далеко по лужайке.

А Наф-Наф как ни в чём не бывало продолжал класть каменную стену своего дома, мурлыча себе под нос песенку:

Я, конечно, всех умней,
Всех умней, всех умней!
Дом я строю из камней,
Из камней, из камней!
Никакой на свете зверь,

Не ворвётся в эту дверь,
В эту дверь, в эту дверь!

Это он про какого зверя? - спросил Ниф-Ниф у Нуф-Нуфа.
- Это ты про какого зверя? - спросил Нуф-Нуф у Наф-Нафа.
- Это я про волка! - ответил Наф-Наф и уложил ещё один камень.
- Посмотрите, как он боится волка!- сказал Ниф-Ниф.
- Он боится, что его съедят! - добавил Нуф-Нуф. И братья ещё больше развеселились.
- Какие здесь могут быть волки? - сказал Ниф-Ниф.
- Никаких волков нет! Он просто трус! - добавил Нуф-Нуф.

И оба они начали приплясывать и петь:

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?

Они хотели подразнить Наф-Нафа, но тот даже не обернулся.
- Пойдём, Нуф-Нуф, - сказал тогда Ниф-Ниф. - Нам тут нечего делать!
И два храбрых братца пошли гулять. (Уходят со сцены).

По дороге они пели и плясали, а когда вошли в лес, то так расшумелись, что разбудили волка, который спал под сосной.
- Что за шум? - недовольно проворчал злой и голодный волк и поскакал к тому месту, откуда доносились визг и хрюканье двух маленьких глупых поросят. - как же я хочу есть. А вы хотите?(спрашивает зрителей).

Игра «Съедобное- несъедобное» (со зрителями).

Волк: Ой, есть хочу!(прячется за деревом).

Выходят поросята:- Ну какие тут могут быть волки! - говорил в это время Ниф-Ниф, который волков видел только на картинках.
- Вот мы его схватим за нос, будет знать! - добавил Нуф-Нуф, который тоже никогда не видел живого волка.
- Повалим, да ещё свяжем, да ещё ногой вот так, вот так! - расхвастался Ниф-Ниф и показал, как они будут расправляться с волком.

И братья опять развеселились и запели:

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?

И вдруг они увидели настоящего живого волка! Он стоял за большим деревом, и у него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа по спинкам пробежал холодок и тонкие хвостики мелко-мелко задрожали.

Бедные поросята не могли даже пошевельнуться от страха.

Волк приготовился к прыжку, щёлкнул зубами, моргнул правым глазом, но поросята вдруг опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутёк.

Никогда ещё не приходилось им так быстро бегать! Сверкая пятками и поднимая тучи пыли, поросята неслись каждый к своему дому.

Ниф-Ниф первый добежал до своей соломенной хижины и едва успел захлопнуть дверь перед самым носом волка.

Сейчас же отопри дверь! - прорычал волк. - А не то я её выломаю!
- Нет, - прохрюкал Ниф-Ниф, - я не отопру! За дверью было слышно дыхание страшного зверя.
- Сейчас же отопри дверь! - прорычал опять волк. - А не то я так дуну, что весь твой дом разлетится!

Но Ниф-Ниф от страха ничего уже не мог ответить.
Тогда волк начал дуть: «Ф-ф-ф-у-у-у!»
С крыши дома слетали соломинки, стены дома тряслись.
Волк ещё раз глубоко вдохнул и дунул во второй раз: «Ф-ф-ф-у-у-у!»
Когда волк дунул в третий раз, дом разлетелся во все стороны, как будто на него налетел ураган.
Волк щёлкнул зубами перед самым пятачком маленького поросёнка. Но Ниф-Ниф ловко увернулся и бросился бежать. Через минуту он был уже у двери Нуф-Нуфа.

Едва успели братья запереться, как услышали голос волка:

Ну, теперь я съем вас обоих!

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф испуганно поглядели друг на друга. Но волк очень устал и потому решил пойти на хитрость.

Я передумал! - сказал он так громко, чтобы его услышали в домике. - Я не буду есть этих худосочных поросят! Я лучше пойду домой!

Ты слышал? - спросил Ниф-Ниф у Нуф-Нуфа. - Он сказал, что не будет нас есть! Мы - худосочные!
- Это очень хорошо! - сказал Нуф-Нуф и сразу перестал дрожать. - Раз волк ушел, давай играть.

Игра со зрителями «Летает-не летает» (дети показывают движения руками, если названное летает- машет крыльями, если нет- опустить)

Братьям стало весело, и они запели как ни в чём не бывало:

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?

А волк и не думал уходить. Он просто отошёл в сторонку и притаился. Ему было очень смешно. Он с трудом сдерживал себя, чтобы не расхохотаться. Как ловко он обманул двух глупых маленьких поросят!
Когда поросята совсем успокоились, волк взял овечью шкуру и осторожно подкрался к дому.
У дверей он накрылся шкурой и тихо постучал.

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф очень испугались, когда услышали стук.
- Кто там? - спросили они, и у них снова затряслись хвостики.
- Это я-я-я, бедная маленькая овечка! - тонким чужим голосом пропищал волк. - Пустите меня переночевать, я отбилась от стада и очень устала!
- Пустить? - спросил брата добрый Ниф-Ниф.
- Овечку можно пустить! - согласился Нуф-Нуф. - Овечка - не волк!

Но когда поросята приоткрыли дверь, они увидели не овечку, а всё того же зубастого волка. Братья захлопнули дверь и изо всех сил налегли на неё, чтобы страшный зверь не смог к ним ворваться.

Волк очень рассердился. Ему не удалось перехитрить поросят.

Он сбросил с себя овечью шкуру и зарычал:
- Ну, погодите же! От этого дома сейчас ничего не останется!

И он принялся дуть. Дом немного покосился. Волк дунул второй, потом третий, потом четвёртый раз.
С крыши слетали листья, стены дрожали, но дом всё ещё стоял.

И только когда волк дунул в пятый раз, дом зашатался и развалился. Одна только дверь некоторое время ещё стояла посреди развалин.

В ужасе бросились поросята бежать. От страха у них отнимались ноги, каждая щетинка дрожала, носы пересохли. Братья мчались к дому Наф-Нафа.

Волк нагонял их огромными скачками. Один раз он чуть не схватил Ниф-Нифа за заднюю ножку, но тот вовремя отдёрнул её и прибавил ходу.

Волк тоже поднажал. Он был уверен, что на этот раз поросята от него не убегут.
Но ему опять не повезло.

Поросята быстро промчались мимо большой яблони, даже не задев её. А волк не успел свернуть и налетел на яблоню, которая осыпала его яблоками. Одно твёрдое яблоко ударило ему между глаз. Большая шишка вскочила у волка на лбу.
Автор: -Ребята, давайте поможем поросятам убежать от волка. Мы построимся в змейку, головой станут поросята, а волк- хвостом. Животик змейки станет изгибаться, прикрывая голову.

Игра со зрителями «Змейка»

Действие 3 (домик Наф-нафа изнутри)

А Ниф-Ниф и Нуф-Нуф ни живы ни мёртвы подбежали в это время к дому Наф-Нафа.

Брат впустил их в дом. Бедные поросята были так напуганы, что ничего не могли сказать. Они молча бросились под кровать и там притаились. Наф-Наф сразу догадался, что за ними гнался волк. Но ему нечего было бояться в своём каменном доме.

Он быстро закрыл дверь на засов, сел на табуреточку и громко запел:

Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь,
Эту дверь, эту дверь!

Но тут как раз постучали в дверь.

Кто стучит? - спокойным голосом спросил Наф-Наф.
- Открывай без разговоров! - раздался грубый голос волка.
- Как бы не так! И не подумаю! - твёрдым голосом ответил Наф-Наф.
- Ах, так! Ну, держитесь! Теперь я съем всех троих!
- Попробуй! - ответил из-за двери Наф-Наф, даже не привстав со своей табуреточки.

Он знал, что ему и братьям нечего бояться в прочном каменном доме.

Тогда волк втянул в себя побольше воздуха и дунул как только мог! Но сколько бы он ни дул, ни один даже самый маленький камень не сдвинулся с места.

Волк посинел от натуги.

Дом стоял, как крепость. Тогда волк стал трясти дверь. Но дверь тоже не поддавалась.

Волк стал от злости царапать когтями стены дома и грызть камни, из которых они были сложены, но он только обломал себе когти и испортил зубы. Голодному и злому волку ничего не оставалось делать, как убираться восвояси.

Но тут он поднял голову и вдруг заметил большую широкую трубу на крыше.

Ага! Вот через эту трубу я и проберусь в дом! - обрадовался волк.

Он осторожно влез на крышу и прислушался. В доме было тихо.

«Я всё-таки закушу сегодня свежей поросятинкой», - подумал волк и, облизнувшись, полез в трубу.
Но как только он стал спускаться по трубе, поросята услышали шорох. А когда на крышку котла стала сыпаться сажа, умный Наф-Наф сразу догадался, в чём дело.

Он быстро бросился к котлу, в котором на огне кипела вода, и сорвал с него крышку.
- Милости просим! - сказал Наф-Наф и подмигнул своим братьям.

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф уже совсем успокоились и, счастливо улыбаясь, смотрели на своего умного и храброго брата.
Поросятам не пришлось долго ждать. Чёрный, как трубочист, волк бултыхнулся прямо в кипяток.
Никогда ещё ему не было так больно!

Глаза у него вылезли на лоб, вся шерсть поднялась дыбом.

С диким рёвом ошпаренный волк вылетел в трубу обратно на крышу, скатился по ней на землю, перекувырнулся четыре раза через голову, проехался на своём хвосте мимо запертой двери и бросился в лес.

А три брата, три маленьких поросёнка, глядели ему вслед и радовались, что они так ловко проучили злого разбойника.
А потом они запели свою весёлую песенку, ребята, а вы не хотите повеселиться с поросятами?

Вставайте в круг:

Хоть полсвета обойдёшь,
Обойдёшь, обойдёшь,
Лучше дома не найдёшь,
Не найдёшь, не найдёшь!
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь,
Эту дверь, эту дверь!
Волк из леса никогда,
Никогда, никогда
Не вернётся к нам сюда,
К нам сюда, к нам сюда!

(Общий танец со зрителями)

С этих пор братья стали жить вместе, под одной крышей.

Вот и всё, что мы знаем про трёх маленьких поросят - Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа.

В зависимости от возраста зрителей игры и длительность спектакля можно варьировать.

Главной задачей было вовлечь как можно больше учащихся в творческую деятельность. По образованию я профессиональная актриса и мне не составило особого труда сделать спектакль. Первый опыт получился удачным. Спектакль на школьном конкурсе театральных работ занял первое место. Мне предложили поработать в школе в качестве педагога дополнительного образования.

С 2002 по 2005 учебные года были поставлены спектакли:

  • по стихам Б. Заходера,
  • по сказке А. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»,
  • русская народная сказка «Лубяная избушка»,
  • по стихам Д. Хармса «Цирк Принтипрам»,
  • спектакль по рассказам Е. Клюева «Сказки простого карандаша», который стал лауреатом окружного фестиваля школьных театров.

Постепенно я увлеклась и втянулась в школьную жизнь. Параллельно с репетициями я стала обучать детей актерской технике, разыгрывались этюды на беспредметные действия, изучалась пластика, проходили занятия по сценической речи. Классный руководитель стала с удивлением отмечать, что дети, занимающиеся театром, стали лучше читать, говорить и даже логически мыслить, успеваемость и дисциплина у этих детей значительно отличалась от их сверстников. Мне предложили создать школьную театральную студию. В студии появились и новые спектакли и новые актеры-ученики как младшей школы, так и основной, и старшей.

Интересным был опыт работы с 9 «А» классом. Ко мне пришла группа учащихся и попросила принять всех их в студию. Они были готовы участвовать в любой постановке, все равно какой, лишь бы вместе и лишь бы сейчас. Пришлось объяснить, что для начала мне нужно их узнать, понять их индивидуальность, а для этого надо начать с этюдов. Я задаю предлагаемые обстоятельства, и прошу ребят существовать в них, ничего не выдумывая, вести себя так, как они повели бы себя в реальных ситуациях. И тут выяснилось, что дети к девятому классу обросли комплексами, потеряли искренность и наивность восприятия, не могут вести себя естественно, а о фантазии и говорить не приходится. В сжатые сроки пришлось ознакомить их с театральной лексикой, отсмотреть и обсудить ряд театральных работ известных мастеров сцены, ввести их в мир театра, перевоплощения, выполнения задач, поставленных режиссером. А тем временем я присматривалась к ним и искала пьесу, чтобы каждому была роль по его способностям и как говорят в театре «на его индивидуальность».

К сожалению, театром в большинстве хотят заниматься девочки, а пьесы рассчитаны на мужской состав труппы, и я их уговорила на постановку сказки А. Усачева «Страсти по Насте», где каждому нашлась подходящая роль. Жанр мы определили как «балаган с Петрушкой», и началась работа.

Нужно было сохранить жанр и стиль существования на сцене в костюмах. Кое-что ребята шили сами, что-то подбиралось из «бабушкиных сундуков», Ребята знакомились с книгами по истории костюма, слушали народную музыку, научились понимать, что соответствует нашему спектаклю, а что не совсем подходит, искали музыкальные темы для линии влюбленных, для поддержки комичности смешных персонажей, долго и мучительно искали трагическую музыкальную тему.

Репетируя спектакль, мы продолжали работу над этюдами, занимались сценическим тренингом (пластика и речь), постепенно мои актеры начали делать первые шаги на сцене и уже играли почти как профессионалы. Спектакль вышел к концу учебного года и был сыгран 11 раз. К последнему спектаклю ребята признались, что перестали быть скованными, думать о руках, ногах, а у всех было ощущение, что они и есть эти персонажи, и удовольствие от игры на сцене наконец-то пришло. Удивительно и то, что никто из них не собирается связать свою жизнь с профессией актера, но с завидной настойчивостью они каждый новый учебный год приходят на собрание студии и ждут новых работ.

С этой группой были поставлен спектакль «Играем классику» включавший сцены из пьес А. Грибоедова «Горе от ума», Н. Гоголя «Ревизор» и «Женитьба», инсценировка рассказа А. Чехова «Хористка». К слову сказать, и этот спектакль был дан 10 раз. В этом году с этой группой выпускается 3-ий спектакль по пьесам А.П. Чехова. Ребята признавались мне, что после работы над спектаклями им стало интересней читать программные произведения, и они стали их лучше понимать. «Мы как будто выросли», — говорили мне мои студийцы, а родители сообщали по секрету, что давно с таким рвением дети не читали заданного по литературе.

Сегодня театральная студия насчитывает 90 человек, а это 6 групп по 15 человек в возрасте от 7 до 17 лет. Каждая группа — это маленький коллектив со своим расписанием и укладом (как правило, все учатся в классах одной параллели). Многие дети открывают для себя новые профессии, научаются работать руками, с удовольствием работают декораторами, гримерами, звукорежиссерами, рабочими сцены.

Работа в театральной группе помогает каждому участнику лучше понять свои возможности, осознать собственный потенциал, реализовать себя в различных формах деятельности. Процесс подготовки и выпуска спектакля с каждой театральной группой разрабатывается как проект. Каждая группа выбирает драматургию, определяют этапы работы, распределяют обязанности, а сам спектакль выступает как представление проекта.

Если раньше весь процесс обучения театральному искусству подготовки спектаклей лежал на моих плечах, то сегодня, несмотря на большую занятость учебой, ребята с удовольствием дополнительно занимаются с педагогами пластикой и вокалом, сценической речью.

Основным условием набора в студию является мотивация ребенка — «я очень хочу этим заниматься». Поэтому ни отбора, ни предварительных прослушиваний при поступлении в студию нет. Да и кто может заранее сказать, что может получиться при большом старании и создании условий для выявления их творческих возможностей. Да и я не ставлю своей задачей превратить их в актеров. Важно, что ребята, приобретая навыки в процессе актерских тренингов и сценического опыта, значительно отличаются от большинства своих сверстников умением говорить, держаться на публике, и даже логически мыслить и рассуждать.

Моей главной задачей является воспитание гармоничной личности, умеющей творчески жить и мыслить, знающей этику поведения, умеющей выходить из конфликтной ситуации, а главное умеющей отличить добро от зла, чему учит великая русская литература, драматургия и театр. Театр учит работать в коллективе, объединяться ради идеи спектакля, умению управлять своей волей, видеть и слышать другого, понимать природу поступка и поведения, управлять своими эмоциями и главное понять себя и оценить свои возможности.

Первый спектакль мы играем для родителей и друзей, а после его просмотра родители с удивлением и восхищением говорят, что они узнали о своих детях много нового, неожиданно раскрылись новые грани их личности. Оказалось, что талантом к сценическому творчеству обладают все занятые в спектакле дети. Эти встречи и обсуждения затягиваются допоздна, расходиться никто не хочет, всех объединяет теплая дружеская атмосфера внутри студии и радость.

Почти всех поступающих в студию детей отличает неуверенность, зажатость, чувственно-эмоциональная незрелость

При студии создан родительский комитет, который собирается на заседания раз в месяц. В работу комитета входит родительская помощь по оформлению спектаклей и изготовления костюмов, а также обсуждение после спектакля работ детей — маленький худсовет. Это нужно и детям и родителям, теперь у всех есть общее дело, объединяющее интересы детей и интерес родителей к своим детям. В наше время много развлечений и мало дел и, которые могут объединить детей и родителей, и времени, которое родители могут посвятить своим детям и собственным примером серьезного отношения к делу помочь в воспитании ответственной личности. Затем мы играем для школы, где присутствуют и педагоги и ученики, после приглашаем школы-соседи, и наконец, представляем спектакль жителям нашего района

Опыт моей работы показывает огромные возможности школьной театральной деятельности в воспитании молодых людей и решении сложных проблем их адаптации к жизни в современном обществе.

Почти всех поступающих в студию детей отличает неуверенность, зажатость, чувственно-эмоциональная незрелость. Приходится тратить много усилий, чтобы научить ребенка правильно говорить, свободно держаться, раскрыть его индивидуальные и творческие способности. В работе с вновь пришедшими в студию я ставлю задачу раскрепостить их, снять психологические и физические зажимы, для этого подбирается материал, приближенный к клоунаде, где дети в радости и свободе творят вдохновенно, надевая смешные костюмы и гримируясь соответственно образу клоуна, забывают робость и неуверенность.

Театр позволяет выровнять стартовые возможности развития личности ребенка, способствует выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику ; содействует самореализации личности ребенка и педагога. Театр помогает укрепить взаимоотношения в коллективе. Элементы совпадения в художественном творчестве ускоряют развитие эмпатии и положительных чувств; усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную и социальную компетентность.

Театр — ценный инструмент при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими нарушениями, проблемами в развитии, поскольку с ребенком намного легче наладить контакт с помощью игр.

Занятия в театральной студии позволяют успешно преодолевать тревогу, раздражительность, страх, неуверенностью в себе, сниженную самооценку, трудности в общении, помочь уладить конфликты в семье и преодолеть страх перед освоением новой сферы деятельности.

Театр позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку, предательство, горе, утрату доверия к миру, а так же помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. Сама атмосфера театра безопасная и воодушевляющая, поэтому действует для зрителей и актеров исцеляюще.

За прошедшие годы я стала понимать значимость театра в жизни школы и каждого ученика в отдельности. Мои наблюдения открыли мне огромные возможности театра в воспитании и формировании личности учащихся, а опыт показал необходимость театра для детей.

Деятельность педагога дополнительного образования, как и педагогическая деятельность, является управленческой, регулирующей взаимодействие между учащимися и родителями, учащимися и педагогами, интегрирующей и координирующей воспитательные воздействия различных социальных сфер. Сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего.

Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с дополнительным создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства — гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива в целом.

Внеурочная половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками. Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы. Дополнительные образовательные программы делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся; углубляют и расширяют знания учащихся по основным предметам; стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников; повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Во-вторых, школьный театр как дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: он способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в работе театральной студии способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Жаль, что воспитательные возможности школьного театра как дополнительного образования до сих пор не осознаются педагогами в достаточной мере. Как показывает опыт, школьные учителя тогда начинают по-настоящему ценить внеурочную деятельность детей, когда она позитивно сказывается на их учебных достижениях.

Таким образом, школьный театр способен решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы. Это лишь первый шаг на пути создания целостной системы дополнительного образования в школе. Главное — сделать его. Дальнейшее будет зависеть от нашего желания, настойчивости и способности увлечь за собой всех тех, кому небезразлично, какое развитие получат наши дети в современной школе и какими мы их подготовили для будущего профессионального самоопределения.

Подводя итог, хочется отметить, что использование театральных методик в совокупности с совместной деятельностью, ориентированной на получение социально-ориентированного театрального продукта, безусловно, способствует формированию коллектива и, как следствие, развитию социальных компетентностей подростков.

Ноябрь 2009 г.

Об авторе: Кольчугина Елена Константиновна, педагог дополнительного образования, ГБОУ СОШ №648 САО г. Москва закончила ГИТИС им. А.В. Луначарского, Режиссёрский факультет, курс А.В. Эфроса и А.А. Васильева.

Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности, представляет, богатейшие возможности для становления личности ребенка. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа, путь к себе. Жизнь театрального искусства в школе (урок театра, факультатив по театральной культуре или любительский театральный коллектив) - это всегда основание для межличностного общения учеников, возможность размышлений об искусстве и жизни. На сегодняшний день школьный театр остается востребованным современными детьми. Потому что он «развивает», «находит таланты», «учит преодолеть стеснение»,«дети в чем - то откровеннее, чем взрослые; «на детей интереснее смотреть, чем на взрослых»; «Иногда дети не понимают игры взрослых»; «В детском театре актер и зритель находятся наравне». За этими высказываниями скрывается чуткость детской души к фальши «взрослого», профессионального театра. Прочитывается в них протест против «притворных» чувств, потребность в искренних, а не суррогатных эмоциях, которые предлагает массовая культура.

Цель детского театра в первую очередь - развитие самого участника детского театра, раскрыть его способности мыслить тоньше и глубже, обогатить его духовный мир, умение слушать, и восхищаться работой, возможность обменяться впечатлениями и опытом другого актера.

Прежде всего, надо учитывать особенности театра, то есть, он должен быть по - настоящему детским, в котором играют дети, его отличия от взрослого и профессионального. Учитывать каждый возраст и способности каждого ребенка индивидуально. Кроме того, надо принять во внимание различия в целях и ценностном результате. А как зрители дети должны научиться ощутить прекрасное все ярче и острее, эстетически, уметь оценивать отраженные на сцене явления, конфликты, характеры, идеи, своеобразие их трактовки и художественного воплощения и на этой основе воспитывать у ребенка эстетического чувства, вкус, эстетическое отношение к действительности.

«Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами…» Л.Н. Толстой. Театр требует большой самоотдачи и времени. Дети творят, создают, они всё делают от души. Каждый ребенок хочет показать себя, несмотря на внешность, дефекты речи, дети без способностей к сценической игре, но их театр превращает в замечательных артистов или в зрителей, тонко чувствующих и умеющих оценивать творческую работу актера.

Конечным продуктом детского театра является само творчество детей, захватывающее своей непосредственностью и безыскусностью. Так же как детство ценно само по себе, а не как подготовка к взрослой жизни, так и творчество детей во время спектакля является ценностным результатом. Недаром детский театр будет воспринят не всяким человеком, а только таким, кому интересен и важен внутренний мир ребенка, его живое и непосредственное проживание художественного материала, кто способен чувствовать радость от этого проживания, разделенную с публикой.Пьеса для детей должна иметь художественную ценность, быть свободной от назойливой дидактики: быть театральной, увлекательной и доставлять пищу для развития фантазии ребенка.

Процесс включения детей в совместную деятельность требует предоставления разнообразных форм, развивающих умение взаимодействовать с другими, социальную компетентность, чувство ответственности за общее дело, волю к преодолению препятствий. Только в практико-ориентированных формах взаимодействия учеников между собой и с педагогом формируются навыки работы в команде, уважение к собственной и к другой личности, понимание значимости каждого в общем деле. В области развития навыков театрально-исполнительской деятельности: развитие навыков исполнительской деятельности, освоение средств выразительности театрального искусства, навыки коллективной работы при подготовке театрального спектакля (или сцен и фрагментов).

Особое место в театральных занятиях занимает работа с баснями как драматургическим и чтецким материалом. Для расширения диапазона выразительных средств можно предложить ученикам читать басню от лица каждого из действующих в ней персонаже. Этой же задаче служит работа в роли ведущего, от лица автора или героя, при этом прием чтения басни от лица персонажа обогащается серьезным пафосом спектакля. Для обучающей и творческой работы над инсценированием басен театральные педагоги используют вариативность трактовки и оформления басни в разных жанрах: трагедия, комедия, драма, мелодрама, фантастика, реализм, аллегория и.п. Так перед учениками возникают и осваиваются первоначальные понятия о жанре, а главное - решаются вопросы о герое в комедии, трагедии, драме. Формируется представление о конфликте, событии, поступке в их конкретном, исполнительском значении.

Хотим обратить внимание на особое место радиотеатра в театральном образовании. У радиотеатра имеются специфические выразительные средства, которые накладывают определенные обязательства и на драматургический материал, и на технику исполнителей, и на техническое оформление спектакля. С другой стороны, жанр радиотеатра позволяет скрыть от зрителя резкий разрыв между внешним развитием девочек и мальчиков. Учащиеся, упражняясь в записи диалогов, монологов, ремарок, осваивают особый стиль коллективной работы перед микрофоном, а также получают возможность прослушать, оценить, исправить свою работу. В работе над радио-спектаклем у исполнителя формируется стремление говорить красивым голосом и уметь слышать голосовые характеристики. В радиотеатре существуют повествовательные и описательные фрагменты, при исполнении которых школьники осваивают новую ступень художественного чтения. Навык видеть за словом картину обогащается стремлением работать с текстом так, чтобы активизировать воображение слушать.

В жизни школьного театра не малую роль играет значение музыкального театра, в педагогическое значение музыкального театра состоит в обеспечении ситуации успеха, без которого невозможна ни позитивная самооценка, ни самореализация ребенка в любой деятельности, в том числе и певческой. С одной стороны, самореализация ребенка осуществляется, как правило, в результате активной творческой деятельности, с другой стороны, высокий уровень самореализации обусловливает дальнейшее развитие творческой активности детей. Музыкальный театр позволяет практически воспроизвести человеческую деятельность как систему с ее «взаимно превращающимися единицами, или составляющими» - потребность, мотив, цель, условия и соотносимые с ними - деятельность, действия, операции. Здесь важно, что потребность, мотив, цель являются «взаимно превращающимися единицами», а все составляющие деятельности переходят друг в друга.

Другой важный аспект взаимодействия театра связан с недраматической литературой - прозой и поэзией. Через репертуар реализуется самостоятельный творческий продукт, который создают учащиеся. Театральная драматургия формирует творческую активность школьников, а все составляющие деятельности переходят друг в друга.

Изобразительное искусство в спектакле имеет не меньшее значение, чем драматургия, элементы живописи - линия, цвет, мазок, пятно, объем и др. - формируют эмоциональную композицию спектакля, так же как и элементы словесного действия - речевой звук, мелодика, ритм, интонация.

Один из видов театральной студии кукольный театр, воспитывает у детей, чувство красоты, умение воспринимать краски, ощутить прекрасное, познания окружающей действительности. Под воздействием у ребят побуждается фантазия и возникает желание самому стать героем этих сказок, «оживить» художественный образ.

В известной мере средства музыкальной выразительности используются в каждом спектакле, если даже в нем и не звучит музыка. Музыка подчеркивает идейно - эмоциональный смысл, служит созданию эмоциональной атмосферы спектакля, ее контрапунктом, способствует ритмизации сценического действия. В художественных спектаклях сама речь актера, характер его движения подчиняются музыкальным ритмам. Помимо целостной музыкально - драматургической партитуры музыка раскрывает душу спектакля роли. Она становится способом материализации невидимого поэтически преобразованного и закодированного на сцене внутреннего действия, которое открывает смысл происходящего, обнажает суть вещей. Музыка является способом связи явлений, их сопоставление, сцепление важно в строении целостного замысла.

Оформляя спектакли, школьники осваивают мастерство театрального художника, который является соавтором режиссера и создает зрительный образ произведения. Каждая постановка обогащает ученикам новыми впечатлениями и знаниями. Нужно изучит драматургию пьесы, почувствовать эпоху, понять характер литературных героев. Чувство драматургического материала диктует безошибочный выбор фактуры и пространственное решение. В процессе работы с учащимися становится, очевидно, что главное в работе театрального художника - найти изобразительный эквивалент литературному образу авторской мысли.

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что каждый ребенок, «свободный артист от природы», развивается, прежде всего, личностно, а не профессионально в зависимости от собственных потребностей, приобретает жизненно необходимые умения. Конечным продуктом детского театра является само творчество детей, захватывающее своей непосредственностью и безыскусностью. Так же как детство ценно само по себе, а не как подготовка к взрослой жизни, так и творчество детей во время спектакля является ценностным результатом.

Резеда ЮСУПОВА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии № 125

Зухра ХАБИБУЛЛИНА, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории гимназии № 125

Велика и неисчерпаемая сила воздействия художественных и декоративных произведений на человека. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившиеся в образах героев многих сказок, этнокультурный колорит, народная мудрость, веселый юмор – все это открывает путь к сердцу маленького слушателя, читателя, актера, сказывается на формировании его взглядов, привычек и поведения.

Дети младшего школьного возраста очень любят сказки. Они и слушают их с наслаждением, и с удовольствием рассказывают их сами, и даже инсценируют. Прививая любовь к чтению, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, необходимо прививать любовь и к народному творчеству, а работая со сказкой, этого легко добиться. Необходимо настроить детей на эмоциональный лад, объяснить, что нет одинаковых русских и татарский сказок. Каждая из них интересна по-своему.

В нашей гимназии на протяжении многих лет создан и работает театральный кружок « Оле Лукойе». За это время в тесном сотрудничестве на базе нашего класса мы подготовили и провели ряд кукольных спектаклей по русским и татарским сказкам: «Теремок», «Колобок», «Аленький цветочек», «Заячьи слёзы», «Болтливая утка». На занятиях декоративного искусства дети знакомятся с росписью народных мастеров, изготавливают своими руками, используя национальный колорит, театральные куклы и декорации к спектаклям.

Театральная деятельность в начальной школе помогает нам быстро и успешно сплотить детский коллектив, объединяя общим делом, психологически помогая скованным, замкнутым детям; развивает речь, память, воображение; даёт широкий спектр для развития творческих способностей школьников, знакомит их с особенностями росписи в декоративном искусстве; содействует формированию патриотизма, прививает любовь к родному краю.

Театр – искусство коллективное. Дети постигают здесь то, чего не всегда может добиться от них стандартный общеобразовательный процесс обучения в школе. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость. Театральная деятельность объединяет трудовое и художественное воспитание школьника. Занятия в театральном кружке помогают решить многие задачи: это работа над текстом литературного произведения, формирование литературных представлений, обогащение духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, взаимосвязь всех видов речевой деятельности. Кроме того, ощутимо развивается личность ребенка, формируется интеллект и уровень общей культуры, происходит развитие памяти, совершенствуются навыки чтения, формируется представление о многообразии мировой и отечественной литературы.

Таким образом, театральное искусство содействует:

Формированию личности как носителя языка с ее этническими особенностями, способной ощущать язык как высший дар, национальную и общечеловеческую ценность языка;

Развитию способности восприятия, понимания, интерпретации духовного содержания этнокультуроведческого текста как условие формирования национального самосознания и декоративного искусства;

Изучению системы родного языка как средство развития этнокультуроведческой компетенции школьников;

Совместной работе детей и родителей;

Приобщает учащихся к духовному богатству и красоте родного слова, запечатленного в образцовых текстах устной и письменной речи, в произведениях народного декоративно-прикладного искусства;

Воспитывает детей на традиционной культуре русского и татарского народа.

Кукольный театр дает большую возможность развития творческих способностей детей, развивает речь, навыки коллективной работы и приобщает к культуре народа.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Современная школа находится в процессе модернизации: совершенствуются технологии, вводятся новые стандарты. Возвращается формула – «обучение + воспитание», причем последнее «должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом, воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность». Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Мы считаем, что стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его, лучше всего через организацию театральной деятельности. Н.Н.Бахтин убедительно раскрыл и «обучающую», и «воспитывающую», и «облагораживающую» роль школьного театра. Этот эффект связан с тем, что театральное действие по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Учителя на практике убеждаются в том, что психологические особенности детской игры сближают ее с природой сценического искусства. Тем самым создаются естественные предпосылки для занятий с детьми актерским мастерством. Именно младший школьник способен не только открыть для себя театр, но и стать активным участником сценической деятельности. Театральная деятельность создает условия для более успешной социализации личности. Кроме того, участие детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл.

Поэтому в нашей школе в течение нескольких лет в рамках внеурочной деятельности организована работа театральной студии «Семицветик». В ней могут заниматься все желающие дети с 6 лет, без предъявления специальных требований. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и, прежде всего, теории ведущего вида деятельности А.Леонтьева, и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Большое значение придается индивидуальной и групповой работе. Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов. Используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, развивающие игры, упражнения и тренинги. Эти задания предлагаются в начале каждого занятия театральной студии с обязательным обоснованием: что именно развивают эти упражнения (память, внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т.д.), зачем эти качества нужны в работе актера и как они могут пригодиться в жизни людей других профессий. Помимо упражнений на внимание и воображение мы занимаемся упражнениями на взаимодействие друг с другом, учимся работать коллективно, занимаемся наблюдениями за животными, предметами, людьми, учимся исполнять простейшие этюды.

Занятия театральной деятельностью помогают расширить сознание ребёнка, развивают его умение управлять своими чувствами, научить ребёнка осознанно относиться к своим чувствам, к внутреннему миру. Кроме того они дают возможность комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка: ум, волю, чувства, развивают коммуникативные универсальные учебные действия. Участие в театрализованных играх и постановках обеспечивает «ситуацию успеха» для каждого ребёнка.

Ну, и конечно, особое внимание уделяется знакомству школьников с основами театральной культуры через беседы, экскурсии в театр, знакомство с творческими коллективами нашего города, и спектаклями приезжих артистов. Ничто так не производит впечатления на детей, как выступления творческих коллективов, знакомство с театром «изнутри».

И последнее, но не менее важное. В любой творческой работе максимально высвечивается, проявляется личность ребенка. Для детей участие в постановках, быть может, станет первым опытом осмысленного, оценённого, признанного творчества.

Форма театра дает педагогу возможность свободно проявить фантазию, умения, эстетические пристрастия. Опыт показывает, что в ходе подготовки и после представления взаимоотношения «учитель – ученик» обогащаются, становятся более тесными и доверительными. Авторитет учителя возрастает как в детском коллективе, так и в глазах родителей и коллег – зрителей спектакля.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М, Просвещение, 2011г.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М, Просвещение, 2010г.
  3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
  4. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....