«Творческий путь Виктора Гюго. Гюго, Виктор – краткая биография


Виктор Мари Гюго (Victor Marie Hugo, 28 февраля 1802 – 22 мая 1885) – французский поэт, писатель и драматург. С 1841 года является почетным членом Французской академии. Гюго считают одним из талантливейших людей своего времени, а также одной из наиболее значимых фигур французского романтизма.

Детство

Виктор Гюго родился 28 февраля во французском городишке Бензасон. Его отец служил в наполеоновской армии, а мать преподавала музыку в одной из школ города. Помимо Виктора, в семье было еще два брата – Абель и Евгений, который впоследствии также пошли по стопам отца и были убиты в одном из сражений.

Из-за того, что отцу Виктора приходилось часто уезжать в командировки, семья переезжала с места на место раз в несколько недель. Так, мальчик и его старшие братья практически с самого рождения путешествовали по Италии, крупным городам Франции, были на Корсике, Эльбе и во многих местах, где на тот момент проходили службу военные армии Наполеона.

Многие библиографы считают, что постоянные поездки лишь сломали судьбу маленького Виктора, однако сам писатель нередко упоминал о том, что именно путешествия позволяли ему смотреть на жизнь неоднообразно, учиться подмечать мельчайшие детали и впоследствии сравнивать их в своих произведениях.

С 1813 года Виктор вместе с матерью переезжает в Париж. На тот момент у матери был бурный роман с генералом Лагори, который согласился перевезти возлюбленную и её отпрыска поближе к себе. Так, Виктор был оторван от остальных братьев, которые остались с отцом, и перевезен в Париж, где он начал образование.

Юность и начало писательской карьеры

По заверениям многих библиографов, мать Виктора никогда не была влюблена в Лагори и согласилась выйти за него замуж только ради сына. Женщина понимала, что, оказавшись рядом с отцом-военным, который был обычным солдатом, сын рано или поздно примкнет к армии, а значит, навсегда сломает свою судьбу и карьеру.

Она не могла выносить того, что муж «отобрал» у неё двух других сыновей, поэтому, познакомившись с Лагори, она решает хотя бы попытаться спасти судьбу Виктора. Так, будущий писатель и драматург оказывается в столице Франции.

В 1814 году, благодаря связям и авторитету генерала Лагори, Гюго принимают в Лицей Людовика Великого. Именно здесь проявляется его талант к созданию уникальных произведений. Гюго создает такие трагедии, как «Yrtatine», «Athelie ou les scandinaves» и «Louis de Castro», но поскольку Виктор не был уверен в своём таланте, произведения достигли публикации лишь спустя несколько месяцев после создания.

Впервые же заявить о себе он решает на лицейском конкурсе на лучшее стихотворение – специально для мероприятия написано «Les avantages des études». К слову, Виктор получает заветный приз, после чего участвует в еще двух конкурсных мероприятиях, на которых также одерживает победу.

В 1823 году выходит первое полноценное произведение Виктора Гюго под названием «Ган Исландец». Несмотря на то что сам автор уверен, что его творение будет оценено публикой, оно получает лишь несколько положительных отзывов. С основной же критикой по этому произведению выступает Шарль Нодье, с которым Гюго впоследствии станет лучшими друзьями вплоть до 1830 года, когда литературный критик начнет позволять себе чрезмерно резкие негативные отзывы о произведениях товарища.

Виктора Гюго называют одной из ключевых личностей романтизма отнюдь не случайно. Этому способствовал выход в свет в 1827 году произведения «Кромвель», где автор открыто выступает в поддержку французского революционера Франсуа-Жозефа Тальма.

Однако признание и положительные отзывы произведение получает даже не за революционный настрой драматурга, а скорее, за то, что автор отошел от классических канонов единства места и времени. На тот момент это был единственный подобный прецедент, поэтому «Кромвель» стал поводом для дебатов и ожесточенных дискуссий не только многих литературных критиков, но и даже других писателей.

Работа в театре

С 1830 года Виктор Гюго работает преимущественно в театре. Этому периоду принадлежат такие работы автора, как «Лучи и тени», «Внутренние голоса» и несколько других пьес, которые практически сразу же показываются широкой публике.

За год до этого Гюго создает пьесу «Эрнани», которую ему удается поставить на сцене с помощью одного из влиятельных друзей. Сюжет и общая картина произведения вновь становятся причиной для баталий между критиками, ведь Гюго напрочь изменяет каноны и смешивает так называемое классическое (по его мнению, старое) искусство с новым. Результат практически полностью отвергается как критиками, так и самими актерами. Но находится и сторонник Гюго – Теофиль Готье, который выступает за новизну в искусстве и добивается того, что «Эрнани» ставят в еще нескольких городских театрах.

Личная жизнь

Осенью 1822 года Виктор Гюго знакомится со своей первой и единственной любовью – француженкой Адель Фуше. В отличие от писателя, Адель происходит из аристократической семьи, которая была вынуждена скрываться некоторое время в связи с подозрением в убийстве одного из королей. Тем не менее предков Фуше оправдали, после чего аристократам полностью возвратили их привилегии в обществе.

В этом же году пара тайно поженилась. В браке родилось пять детей: Франсуа-Виктор, Леопольдина, Адель, Леопольд и Шарль. Семья всегда являлась для Гюго опорой и поддержкой. Он всегда стремился к близким и до последней минуты с нежностью вспоминал все моменты, проведенные вместе с родными для него людьми.

Виктор Гюго. Биография и обзор творчества

Виктор Мари Гюго — великий французский писатель-романтик, поэт, драматург, романист, родился 26 февраля 1802 г. Мировая слава пришла к Гюго как к автору романов, но во Франции его справедливо ценят как замечательного поэта.

В. Гюго родился в Безансоне в семье офицера наполеоновской армии. Мать будущего писателя, напротив, ненавидела Наполеона и была роялисткой, иначе говоря, сторонницей изгнанной королевской династии Бурбонов.

Раннее детство писателя проходило на Корсике, в Марселе, на Эльбе, в Италии, — в общем, везде, где служил его отец. Эти путешествия оставили очень яркий отпечаток в сознании Гюго и сформировали его романтическое мировосприятие. Родители расстались, когда Виктор был еще ребенком, и, оставшись жить с матерью в Париже, в ранней юности Гюго разделял политические симпатии матери. Лишь в зрелом возрасте у него сформировались демократические убеждения. Литературное дарование проявилось у Гюго очень рано: с тринадцати лет он начал писать, в четырнадцать выпускает вместе с братом литературный журнал, в пятнадцать становится лауреатом двух литературных академий, а в семнадцать получает пенсию от короля за свою оду. При этом Гюго один из самых заметных «долгожителей» в литературе: его художественный дар не угасал до самой смерти, и его поздние стихотворения и романы — прекрасное тому свидетельство. Гюго был лидером французского романтизма, автором знаменитого манифеста романтиков, возглавлял литературный кружок. Авторитет писателя помогал ему в общественной деятельности, где Гюго всегда был на стороне угнетенных, преследуемых, отверженных и этим также завоевал любовь и признательность во всем мире, как и своим творчеством.

Осенью 1822 г. писатель женился на Адель Фу иге, которая впоследствии родила ему пятерых детей. В 1823 г. Гюго опубликовал роман «Ган Исландец», который подвергся довольно справедливой критике Шарля Нодье, ставшего позже другом писателя и оказавшего серьезное влияние на его творчество. Гюго с женой часто устраивают приемы, приглашая к себе таких известных деятелей, как П. Мери-ме, А. Ламартин, Э. Делакруа, Г. Берлиоз, Ф. Лист и др. В 1824 и в 1834 гг. соответственно выходят в свет его романы «Последний день приговоренного к казни» и «Клод Ге», в которых писатель отразил свое категорически отрицательное отношение к смертной казни. В 1831 г. выходит в свет его великий «Собор Парижской Богоматери».

До 1843 г. Гюго практически полностью посвятил себя театральной работе, выпустив лишь несколько стихотворных сборников.

В 1841 г. Гюго избран во Французскую академию, в 1845 г. получил звание пэра. В 1848 г. избран в Национальное собрание. Гюго был ярым противником государственного переворота 1851 г. и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 г. вернулся во Францию, а в 1876 г. был выбран сенатором.

В 1860-х гг. Гюго пишет один из самых известных своих романов «Человек, который смеется». Его написание заняло два. года и два месяца подготовки по сбору материала об истории Англии XVII в.

В возрасте 83 лет, 22 мая 1885 г. великий французский писатель скончался от пневмонии. Похоронная церемония длилась десять дней, в ней приняло участие больше миллиона человек.

«Собор Парижской Богоматери»

Для написания этого великого произведения В. Гюго в течение трех лет собирал исторический материал. Он подробно изучил историю Франции XV в., период правления Людовика XI и архитектурные особенности самого собора. Однако роман он создал очень быстро — всего за полгода, наложив на него отпечаток революции 1830 г.

Все действие романа разворачивается на фоне жизни Парижа. Первая сцена произведения — это городской праздник, последняя — народный бунт. Именно через дух народа автор передает нам главный образ произведения — собор Парижской Богоматери: «...огромный собор Богоматери, вырисовывающийся на звездном небе черным силуэтом двух своих башен, каменными боками и чудовищным крупом, подобно двухголовому сфинксу, дремлющему среди города...*. Особым даром Гюго всегда было одушевлять неодушевленные предметы. Так и собор в его произведении живет собственной, независимой жизнью, представляя собой образчик народного средневековья. Это величественное и могущественное здание, которое построили безвестные мастера, является выражением народного духа — представителем народного искусства. Это вершина человеческой фантазии.

В. Гюго мастерски передает колорит эпохи. Но при этом он не изображает какие-нибудь конкретные исторические события, а умело воссоздает повседневность в романтическом ключе, ярко и красочно.

Такие исторические персонажи, как, например, Людовик XI, не становятся центральными фигурами романа. На первый план выходят вымышленные герои, имена и образы которых автор почерпнул из исторических источников. В своем произведении автор намеренно сталкивает положительных и отрицательных героев, сравнивает их, открывая читателям резкое несоответствие между внутренним миром и внешней оболочкой. Особенно ярко это показано на примере Квазимодо, внешнее уродство которого сочетается с красотой его души. В то время как красивый и отважный Феб оказывается корыстен, глуп и невежественен. События романа происходят на рубеже двух эпох, когда Средневековье уходило в прошлое и уступало место эпохе Возрождения. Автор показал это в противостоянии двух героев своего романа — Фролло и Эс-меральды. Жестокий и грубый религиозный фанатик в итоге губит добрую и прекрасную девушку. Все действие романа разворачивается на фоне прекрасного собора Парижской Богоматери, который как бы связывает всех героев романа воедино своим вечным и неприступным могуществом.

2. «Отверженные»

Роман «Отверженные» (1862 г.) — вершина творчества В. Гюго и как романиста, и как защитника народа. Это социальный роман-эпопея опять-таки в духе романтизма.

Еще в начале своей писательской деятельности Гюго хотел рассказать о жизни самых низших слоев общества, о жизни бедняков, сирот, каторжников. В течение почти тридцати лет писатель собирал материал для этого романа, который был готов лишь в 1862 г.

Жан Вальжан вернулся с каторги ожесточившимся человеком, ненавидящим всех и вся. К его счастью, он попадает к старому католическому епископу, который меняет всю его жизнь, простил ему даже кражу серебряной посуды. Встреча с чистым и добрым человеком преображает бывшего каторжника. Он организовывает фабрику по изготовлению изделий из черного стекла, обеспечивая работой жителей целого города, а позже становится его мэром.

Изменить общество можно двумя способами — революцией или добром. Именно противостояние двух этих методов и проходит через весь роман. Поиск решения очень труден, напряжен и вместе с тем показан очень художественно и красочно.

Произведение пользовалось заслуженной популярностью в России, его поклонниками были такие писатели, как Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский.

Гюго (1802 – 1885)

Виктор Гюго родился в 1802 г. французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма . Член Французской академии (1841 ).

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Виктор учился в Мадридской дворянской семинарии, и его хотели зачислить в пажи короля. Путешествия оставили глубокое впечатления в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.

Поступает в коллеж в Мадриде. В 1819 г. Гюго основывает журнал.

Виктор Гюго очень рано заявляет о себе как о лидере течения романтизма. С самой юности он мечтает «стать Шатобрианом или никем».

Страстно увлекаясь всеми жанрами (поэзия, театр, роман, эссе), принимая активное участие в социальных и политических битвах, он запомнился людям своего и последующих поколений как масштабом своего гения, так и человеческим великодушием.

В 14 лет начинает творческую деятельность. Пишет свои неопубликованные трагедии: драму, переводит Вергилия, в 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение, в 1819 - две премии на конкурсе за поэмы «Верденские девы и оду «На восстановление статуи Генриха IV», положившие начало его «Легенде веков»;

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше (1803 - 1868), в этом браке родилось пятеро детей

Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал Франсуа Шатобриан , известная фигура в литературном течении романтизма и выдающаяся фигура Франции начала XIX века . В молодости Гюго решил быть «Шатобрианом или никем », и что его жизнь должна соответствовать жизни его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, будет иметь весомое место в политике как лидер республиканизма , и будет сослан в ссылку благодаря своим политическим позициям.

Рано зародившаяся страсть и красноречие ранних работ Гюго принесли ему успех и славу на ранних годах его жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» был опубликован в 1822 году , когда Гюго было только 20 лет. Королем Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя. Хотя стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости, за этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады» , написанное в 1826 году .

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы «Последний день приговорённого к смерти» была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Повесть оказала большое влияние на таких писателей как Альбер Камю , Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский ., короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции , увидела свет в 1834 и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные . Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Собор Парижской Богоматери , который был опубликован в 1831 году и быстро переведен на многие языки по всей Европе . Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери , который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

Лиризм . Посвятив себя восточной тематике, мода на которую вновь возникла благодаря победоносному восстанию греков против турецкого ига («Восточные мотивы », 1829), Гюго воспевает болезнь века, о которой уже писал Шатобриан. Но его меланхолия особого свойства. В ней прослеживается смутное и необъяснимое чувство вины.

Романтизм Гюго заключает в себе духовные драмы невероятного масштабы и глубоко внедряется в человеческое сознание. Три сборника, написанные в совершенно разных стилях, - «Песни сумерек » (1835), «Внутренние голоса » (1837), «Лучи и тени » (1840), - передают размышления автора на различные темы: политические размышления, личные воспоминания, размышления по поводу искусства, истории и природы, моральные и философские темы.

Театр. В своей драматургии Гюго выражает желание вытеснить старинную трагедию и заменить ее новым жанром, выводящим на сцену современное общество. В «Предисловии» к «Кромвелю » он противопоставляет классической трагедии романтическую драму, в которой смешиваются гротеск и высокое. Он выводит на сцену проклятых, отвергнутых обществом людей

Роман. Затрагивая широкие слои публики, романы Гюго пропагандируют гуманистические, возвышенные идеи. Содержащийся в них богатый материал и воображение писателя дают возможность выработать убедительное историческое обрамление. В «Соборе Парижской Богоматери » Гюго воскрешает Париж XV в. с его Двором Чудес, населенным нищими, и собором, оживляемый ночной беспокойной жизнью. Но исторический роман быстро уступает место роману социальному, в котором прославляются братство людей и социальный прогресс: это особенно характерно для «Отверженных ». Посвященная Французской Революции эпопея «Девяносто третий год » разворачивается в широкое эпическое полотно: кровавые перипетии Революции искуплены несколькими исключительными жизнями, действующими в согласии с собственной совестью.

«Отверженные» соединение исторического романа и социального. Воскрешая борьбу при Ватерлоо и революцию 1830, Гюго даёт яркую картину ужасов капитализма, нищеты, проституции, преступления. Гюго стремится романом помочь разрешению «трёх основных, по его мнению, вопросов нашего времени: унижение человека положением пролетария, падение женщины вследствие голода, поглощение детей мраком ночи».

«Человек, который смеётся»

Чтобы убедить власть имущих следовать своему идеалу, Гюго грозит им бедами, которые обрушатся на них, если они не изменят своего отношения к социально-униженным и доведут их до отчаяния. Эти речи Гюго вкладывает в уста Гуинплена «Человек, который смеётся». Гуинплен - лорд по рождению, в детстве проданный своими родственниками, желавшими устранить его как наследника, «компрачикосам» («покупателям детей»). Они его изуродовали: его лицо всегда выражает смех. Познав все ужасы социальной жестокости, он по счастливому стечению обстоятельств стал опять лордом. Обогащённый своим опытом, он в палате лордов предрекает бунт отчаявшихся, их расправу со своими мучителями.

Но и роман «Человек, который смеётся» - не призыв к бунту, а лишь приём убеждения, стремление таким образом двинуть богатых «от зла к добру

Гюго свой последний роман «93 год» (1874) строит на контрасте «республики милосердия» - монархии и республики террора и заставляет Симурдэна, носителя идей Конвента, идей «республики террора», морально капитулировать перед Говеном, перед идеей республики милосердия.

Этим романом завершается путь Гюго-романиста. Гюго-романист начал историческим «Собором парижской богоматери». Здесь роман романтики нашёл своё наиболее совершенное выражение. Любовь к прошлому, фантастичность вымысла, экзотизм, гротеск, обширнейшие исторические экскурсы, часто повторяющиеся авторские отступления, - все эти элементы романтического творчества как основа для утверждения идеи добра, красоты, справедливости.

От исторического романа Гюго перешёл к социальному роману о современности, построенному на тех же принципах, затем, чтобы в романе «93 год» ещё раз вернуться к историческому роману, где социально-идеологическая символика наиболее обнажена: не только человеческие образы, но и предметы, и города, и исторические события, и политические институты - всегда категории добра и зла, символы «движения от зла к добру», «от тени к свету».

Умирает Гюго в 1885 г. В 1888 – 1893 гг. Посмертно издается «Вся лира ».

Виктор Гюго - самый авторитетный из французских романтиков XIX века, вождь французского романтизма и его теоретик. Он родился 26 февраля 1802 года в Безансоне в довольно странной семье: отец, крестьянин по происхождению, во время революционных событий стал наполеоновским генералом, мать происходила из древнего аристократического рода. Родители развелись, Когда Виктор был ребенком. Мать воспитала сына в духе католицизма и роялізму. В своих первых Стихах юноша проклинал Наполеона и воспевал династию Бурбонов. В 14 лет он записал в дневнике: «Хочу быть Шатобріаном или никем», а потом перешел к состоянию республиканцев, и хотя остался «революционером со Христом», благословил все революционные выступления народа как исторически необходимы.

Творческий путь Виктора Гюго условно разделяется на три периода:

Первый(1820-1850) - реформирование французской поэзии, создания национальной теории романтизма, утверждение романтического театра, утверждение французского исторического романа;

Второй (1851-1870) - создание социально-романтического романа, предельное обострение политических мотивов в лирике;

Третий (1870-1885) - осмысление революционного пути Франции, накал трагического окраску творчества.

У Гюго рано пробуждается поэтический талант. Еще подростком он начинает писать, и уже в 1815-1816 годах его оды и поэмы отмечаются на конкурсах Тулузской академии, а впоследствии и королевским правительством

Свой первый поэтический сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) он написал в стиле классицизма.

Однако классицизм Гюго оказался очень неустойчивым. Только молодой поэт выходит из стадии школьного подражания, начинается постепенный, сначала робкий, а затем все более решительный переход на романтические позиции. Но в прозаических жанрах Гюго всегда стоял на позициях романтизма. Свидетельством тому является первый роман Гюго «Ган Исландец» (1821-1822). Последующим утверждение Гюго на позициях романтизма был его второй роман «Бюг Жаргаль» (1826). В этом романе Гюго обратился к описанию восстания негров-рабов.

Виктор Гюго пришел на позиции романтизма под влиянием поэзии Шатобриана и Ламартіна. Но его собственный поэтический дар был намного сильнее, чем дар его учителей. Именно ему суждено было провести ре форму французской поэзии, создать условия для ее дальнейшего развития. В сборнике «Орієнталії» (1828), нарушая классические требования единства стиха, Гюго дежурит размер и длину строки, создавая причудливые картины встречи путников с джинами в пустыне («Джинны»), безумной скачки гетмана Мазепы, который проиграл битву, но не покорился («Мазепа»),

Реформа Гюго состояла и в стремлении заменить рационалистический стих классицизма языком человеческих чувств. Он отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии, отрекается от требований строгого разделения лексики на «высокую» и «низкую». Классицистическая поэзия признавала только цезуру (паузу), расположенную посередине строки, а также мнение, которое умещается в один поэтическая строка. Это сковывало поэтов, не давало возможности свободно выражать собственное видение мира. Гюго ввел «смысловую» цезуру, а также «перенос», и таким образом раскрепостил поэтическую мысль. В области ритма поэт отказался от застывшего александрийского стиха и удивил современников раВНОобразием ритмов, которые передавали то вечный покой пустыни, то ужас человека перед неведомым, то грохот бури, то треск деревьев во время урагана. В 1830 г. в статье «О г-Доваля» Гюго определял романтизм как «либерализм в литературе» и подчеркивал, что «литературная свобода-дитя свободы политической».

В этот же период Гюго обращается к балладе, которая считалась жанром романтичным и привлекала тогда всеобщее внимание. В 1826 году выходит его сборник «Оды и баллады».

В конце 20-х годов романтики придают особого веса за воюванню театра, который все еще оставался под властью классицизма. С этой целью 1827 году Гюго пишет свою первую романтическую историческую драму «Кромвель», которая рассказывает про английскую буржуазную революцию XVII века.

Широкую огласку получила предисловие к драме, в которой Гюго стремился связать развитие литературы с развитием истории человечества, чтобы показать историческую обусловленность торжества романтизма. Это была целостная программа романтического движения. Предисловие к «Кромвелю» давно уже считают отдельным теоретическим трудом - манифестом французского романтизма.

Для художественного творчества Гюго характерна редкая жанровое раВНОобразие: с одинаковым успехом выступал он в поэзии, прозе и драматургии. И прежде всего он был поэтом.

В основу каждой из драм Гюго 1829-1839 лет, за исключением «Лукреции Борджа» (1833), лежит конфликт простолюдинов, представителей третьего сословия с феодальной аристократией и монархией («Марион Делорм», «Король развлекается» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Рюи Блаз» (1838) и другие).

В истории французской литературы вторая половина 20-х годов отмечена расцветом жанра исторического романа. Одним из наивысших достижений французского исторического романа эпохи романтизма является роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831). Этот роман отражает национальную Историю, связанный с актуальной современной проблематикой.

Конец 20 и 30-х годов принадлежит, наряду с двумя десятилетиями изгнания (1851-1870), к периодам творческой активности, необычной даже для Гюго. В эти годы он возводил строение романтической драматургии и театра, активно выступал в прозаических жанрах, но в то же время не ослабла и интенсивность его поэтического творчества. В 3"0-е и в начале 40-х годов появляются четыре его поэтических сборника - «Осенние листья» (1836), «Песни сумерек» (1837), «Внутренние голоса» и «Лучи и тени» (1841). Кроме того, много стихов вошли в «Созерцаний» - огромного двухтомного сборника, опубликованного уже в период изгнания (1856).

После Февральской революции 1848 года и установление диктатуры Луи Бонапартом Гюго покидает Францию и едет в изгнание. Он поселяется на острове в проливе Ла-Манш. С целью разоблачить и опозорить перед всем миром политического авантюриста и его преступный режим и тем самым способствовать их быстрому падению в первый год миграции Гюго пишет две книги: «Наполеон Маленький» и «Историю Одного преступления» - своеобразную обличительную хронику развития событий во время государственного переворота 1851 года.

Именно в период изгнания завершается формирование мировоззрения писателя. В первые годы изгнания, на островке Джерси, Виктор Гюго создает сборник «Карт» (1853), которая справедливо считается вершиной его политической поэзии. На первый взгляд, сборник производит впечатление калейдоскопа реальных сценок и гротескно-карикатурных портретов, но есть в ней четко очерченные смысловые линии и поля необыкновенно высокого эмоционального напряжения, которые всем этом раВНОродном материале предоставляют определенной упорядоченности и завершенности.

Активно выступал Гюго во время изгнания также в прозаических жанрах. В этот период появилось три романы: «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Во всех этих романах центральной является тема народа.

В. Гюго был не только великим поэтом, но и активным общественно-политическим деятелем, который стремился влиять на ход событий. Сборник «более грозные год» (1872) является своеобраВНОй поэтической хроникой драматических событий, которые переживала Франция во время франко-прусской войны (1870-1871).

Творческая активность Виктора Гюго не угасала до последних лет его долгой жизни. Но он оставался и активным: общественным деятелем, и страстным публицистом, неутомимо боролся против политической ре акции, общественного зла и несправедливости.

В последний период творчества Гюго одна за другой появляются его поэмы и поэтические сборники: «Искусство быть дедом» (1877), сатирические и поэмы: «Папа» (1878), «Осел» (1880), «Все струны лиры» (1888-1893) и другие.

Умер Виктор Гюго 23 мая 1885 года. Его смерть была воспринята французской общественностью как национальная трагедия, а его похороны превратились в грандиозную, поистине всенародную манифестацию, в которой приняли участие тысячи людей. Творчество Гюго прочно и навсегда вошла в золотой фонд французской и международной культуры.

«Собор Парижской Богоматери»

25 июля 1830 года Виктор Гюго начал работу над романом «Собор Парижской Богоматери». Книга вышла в свет в 1831 году, в тревожные дни холерных бунтов и разгрома архієпископського дворца парижским народом. Бурные политические события определили характер романа, который, как и драмы Гюго, был историческим по форме, но глубоко современным за идеями.

Самый выбор эпохи является важным для раскрытия основной идеи. XV века во Франции - эпоха перехода от средневековья к Возрождению. Но, передавая с помощью исторического колорита живое лицо этой динамичной эпохи, Гюго ищет нечто вечное, общее для всех эпох. Так, на первом плане - собор Парижской Богоматери, который народ создавал веками. Народная засадничість будет определять в романе отношение к каждой действующего лица.

В системе персонажей главное место занимают три героя. Ци крыльца Эсмеральда своим искусством, всем видом дарит наслаждение толпе. Она далека от благочестия, не отказывается от земных утех. В этом образе наиболее ярко отражено возрождение заинтересованности человеком, которое становится главной чертой мировосприятия в новую эпоху. Эсмеральда неразрывно связана с народом. Гюго применяет романтический контраст, відтінюючи красоту девушки образами низов общества, в обрисовке которых он использует гротеск. Эсмеральда - цыганка (правда, только за воспитанием) и француженка (по происхождению). ее уникальная красота свела с ума Фролло, и он уничтожил ее, потому что не мог понять и не мог присвоить. Эсмеральда воплощает идеал Гюго. Это его субъективное, романтическое видение свободы и красоты, которые всегда идут рядом. И одновременно прекрасная танцовщица воплощает черты новой ренессансной культуры (народность, единство духовного и телесного, человечность), которая идет на смену средневековому аскетизму, и этого нельзя изменить (символический смысл имеет первая сцена романа, показывает неизбежную потерю церковью бывшего авторитета).

Противоположный образ в романе - образ мрачного негодяя, архидиакона Клода Фролло (созданного после кардинала-ката с «Марион Делорм»), раскрывает многолетнюю борьбу Гюго против церкви. Королевская власть и ее опора - католическая церковь - изображены в романе как враждебные народу силы. Рассудительно-жестокий Людовик XI очень близок к галерее коронованных преступников из драм Гюго. Чувства Клода Фролло искривленные: любовь, родительская привязанность, жажда знаний перекрываются эгоизмом и ненавистью. В нем тоже выражена одна из характеристик людей Возрождения, но в первую очередь это человек средневековья, аскет, который с презрением относится к всех жизненных утех. Он отгородился от народной жизни стенами собора и своей лаборатории, и поэтому душа его находится во власти темных и злых страстей. Клод Фролло хотел бы подавить в себе все земные чувства, их он считает позорными, и посвятить себя изучению полного свода человеческих знаний. Но вопреки своему отрицанию человеческих чувств, он сам полюбил Эсмеральду. Эта любовь имеет разрушительный характер. Не имея сил ее одолеть, Клод Фролло становится на путь преступления, обрекая Эсмеральду на мучения и смерть.

Расплата приходит к архидиакона от его слуги, звонаря собора Квазимодо. Для создания этого образа Гюго особенно широко использует гротеск. Квазимодо - необычное чудовище. Его лицо и фигура одновременно смешные и устрашающие. Гротесковый Квазимодо, уродливый, умственно неполноценный, невероятно сильный физически, всю жизнь знал только обиды и жестокость. И он отвечал жестокостью на жестокость. Даже Фролло, который якобы воспитал сироту, иначе, как с отвращением, на несчастного смотреть не может. Квазимодо Вхож на химер - фантастических животных, чьи изображения украшают собор. Квазимодо - душа собора. Уродливое чудовище тоже покохало красавицу Эсмеральду, но не за ее красоту, а за доброту. И его душа пробуждается от сна, в который его погрузил Клод Фролло, оказывается прекрасной. Зверь за своим внешним видом, Квазимодо является ангелом в душе. Любовь Квазимодо к Эсмеральды является высокой любовью к ренессансной Мадонны. Так Дайте любил Беатриче, так Петрарка относился к Лауре. До встречи с Эсмеральдой Квазимодо не знал, что в мире существует любовь, красота и добро. Добрый поступок девушки из Двора Чудес стал для Квазимодо «чистосердечным событием», перевернул его жизнь.

Квазимодо воплощает авторское осмысление природы и судьбы народа, забитого и бесправного, неразумного и рабские покорного. Но не всегда. До встречи с Эсмеральдой жизни Квазимодо проходило якобы в состоянии сна. Он видел перед собой только огромное сооружение собора, служил ей и был ее частью. Теперь он увидел другое и это другое готов отдать жизнь. Протест Квазимодо является бессознательным протестом, жестоким, и даже страшным. Но его трудно винить, ему можно только сочувствовать. Так Гюго средствами романтического искусства выражает собственное отношение к революционным событиям, к народу, что проснулся и уже не может быть другим.

Изображение Клода Фролло дополняется разделом, имеет выразительное название «Нелюбовь народа».

Внешне блестяще, а на самом деле бессердечном и опустошен высшее общество воплощено в образе капитана Феба де Шатопера, как и архидиакон, не способен на бескорыстное и самоотверженное чувство.

Душевное величие, высокий гуманизм присущие только обездоленным людям из низов общества, именно они - настоящие герои романа. Уличная танцовщица Эсмеральда символизирует нравственную красоту простого человека, глухой и уродливый звонарь Квазимодо - покаліченість общественной судьбы угнетенных.

В центре романа - собор Парижской Богоматери, символ духовной жизни французского народа. Собор возведен руками сотен безымянных мастеров; описание собора становится поводом для вдохновенной поэмы в прозе о французское национальное бытие. Собор предоставляет убежище народным героям романа, с ним тесно связана их судьба, вокруг собора - жив народ, который не прекращает борьбу.

Собор, вечный и неподвижный, является главным персонажем романа. Это не просто огромное сооружение на острове Сите, которая объединяет Париж университетский и Париж буржуазный, это - живое существо, которое наблюдает жизнь Клода Фролло, Эсмеральды, Квазимодо и относится к ним бай очень. Собор воплощает вечный закон «ананке», вечный закон необходимости, смерти одного и рождения другого. Не случайно греческое слово, начертанное неизвестной рукой на стене одной из его башен.

Одновременно собор - символ порабощения народа, символ феодального гнета, темных суеверий и предрассудков, которые держат в плену души людей. Недаром во мраке собора, под его сводом, сливаясь с удивительными каменными химерами, оглушенный гулом колоколов, одиноко живет Квазимодо, «душа собора», чей гротескный образ олицетворяет средневековье.

В противовес ему, волшебный образ Эсмеральды воплощает радость и красоту земной жизни, гармонию тела и души, то есть идеалы эпохи Возрождения. Танцовщица Эсмеральда живет среди парижской толпы и дарит простому люду свое искусство, веселье и доброту.

Виктор Гюго не идеализировал средневековье, он правдиво показал темные стороны феодального общества. Вместе с тем его произведение глубоко поэтичен, полон горячей патриотической любви к Франции, к ее истории, к ее искусству, в котором, как считал Гюго, живет свободолюбивый дух и талант французского народа.

Концентрация противоположных черт, накал страстей создают мощный живописный эффект и делают произведение Гюго одним из самых ярких в истории мировой литературы.

Это интересно!

Гротеск (от итальянского «пещерный») является явлением достаточно молодым. Его и! не знала античность. В начале XIX в. археологи открыли неподалеку от Рима грот Нерона, расписанный такими странными и причудливыми изображениями, что один из ученых сошел с ума под влиянием увиденного. Уродливые и одновременно изысканные цветы и животные переплелись в невероятных видах. Они захватывали людей мастерством художников, которые их создали, и в то же время пугали. «Сумасшедший грот» закрыт для посетителей и сейчас, но копии изображений разошлись по Европе. Так в искусстве возникло явление гротеска, к которому часто обращались романтическое искусство (Гофман, Гюго, По).

Гротеск всегда преувеличивает уродливые или комические черты, это не реалистичное, а обостренное, странное изображение. Якобы мы видим определенный образ не в дневном, а в пещерном или ночном освещении, и он пугает и одновременно заинтриговывает нас. Гротескными образами являются образы Цахеса, Щелкунчика у Гофмана, Квазимодо, Гуїнплена у Гюго. Гротеск существует и в современном искусстве, г но открыли его романтики, и заслуга Виктора Гюго здесь является неоспоримым. Гротескные образы протитиставляться на страницах его произведений идеальным (Квазимодо - Эсмеральда, Гуїнплен - Дея, священник Міріель - инспектор Жавер). Так строится прием контраста, один из основополагающих и в Гюго. Родоначальником контрастного изображения мира писатель считал Шекспира, который впервые показал, как в душе одного человека идет борьба между «ангелом и зверем», между двумя противоположностями.

Знаменитый французский поэт и писатель Виктор Мари Гюго родился в Безансоне, сын

офицера Сигизбера Гюго, ставшего впоследствии генералом и графом первой империи,

и дочери нантского судовладельца, роялистки Софии Требюше.

Готовясь к военной карьере, Виктор сопровождал отца в его командировках в

Италию. Уже его юношеские поэтические произведения были отмечены похвальными

отзывами и даже премиями.

Молодой Виктор Гюго честолюбиво говорил себе: "Я буду Шатобри-аном, или никем".

Получив от короля Людовика XVIII пенсию 1000 (а позже 2000) франков, Гюго

женился на Адели Фуше и посвятил свою жизнь литературному труду.

Виктор Гюго прожил почти весь XIX век. Начинал он с подражания тонкой эстетике

Шатобриана, а в мировую литературу вошел социальными романами, суть которых

можно определить его же словами. "Проснитесь, человек бедствует, народ раздавлен

несправедливостью" Этим он снискал искреннюю любовь читателей. Гюго не стал, как

Ша-тобриан, писать на религиозные темы, нет, он стал призывать людей прежде

всего исполнить заповедь Христа о любви к ближнему, о милосердии и сострадании.

Гюго был не только писателем, поэтом и драматургом, но и политическим деятелем.

Король Луи Филипп наградил его званием пэра Но когда власть поменялась - на трон

взошел Наполеон III, писатель был вынужден покинуть Францию, он жил в эмиграции

более 20 лет Причиной эмиграции была бескомпромиссная позиция Гюго в вопросах,

как бы сегодня сказали, прав человека. "Я ненавижу всякое притеснение, а на

земле стонут народы под тяжким игом, - писал он. - Когда я вижу, как мучается

Греция под пятой Турции, как умирает окровавленная Ирландия, как Австрия своей

палкой, постыдным и тяжелым скипетром ломает крыло венецианского льва, как Вена

держит в когтях Милан - о, тогда я проклинаю всех тиранов, я чувствую,

что поэт - их судья. Тогда я бросаю нежные песни и привязываю к своей лире

медную струну".

Гюго был, конечно, романтиком. "Первая потребность человека, первое его право,

первый его долг - свобода", - не уставал повторять он. Французская революция

1789 года стала основным источником творчества Гюго. "Революция, вся революция в

целом - вот источник литературы девятнадцатого века". "Романтизм и социализм -

одно и то же явление", - считал писатель.

мысль есть основная мысль всего искусства девятнадцатого столетия, и в этой

мысли Виктор Гюго, как художник, был чуть ли не первым провозвестником. Это

мысль христианская и высоконравственная; формула ее - восстановление погибшего

человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и

общественных предрассудков. Это мысль - оправдание униженных и всеми отринутых

парий общества. Конечно, аллегория немыслима в таком художественном

произведении, как, например, "Собор Парижской Богоматери". Но кому не придет в

голову, что Квазимодо есть олицетворение пригнетенного и презираемого

средневекового народа французского, глухого и обезображенного, одаренного только

страшной физической силой, но в котором просыпается, наконец, любовь и жажда

справедливости, а вместе с ними и сознание своей правды и еще непочатых,

бесконечных сил своих".

В 1862 году Гюго закончил свой роман "Отверженные". Достоевский оценил его даже

выше своего романа "Преступление и наказание". Гюго писал его тридцать лет. Он

придавал этому роману очень большое значение, считая, что книги, подобные

"Отверженным", способны переустроить общество.

Этот захватывающий, приключенческий роман в основе своей содержит социальные

проблемы. Бывший каторжник Жан Вальжан, осужденный на двадцать лет за кражу

хлеба для умирающих от голода племянников, едва снова не попадает под суд за

кражу серебряных канделябров из храма, но был спасен епископом. Поступок

епископа так Поражает Жана, что он со временем сам перерождается нравственно,

становится подвижником и праведником. До конца дней своих он оказывает

бескорыстную помощь всем, кто в ней нуждается.

Антиподом и "злым гением" главного героя романа выступает полицейский инспектор

Жавер - "дикарь, состоящий на службе цивилизации, странное сочетание римлянина,

спартанца, монаха и капрала, неспособного на ложь шпика и непорочного сыщика".

На протяжении всего романа сыщик преследует Вальжана. Последний отпускает

Жавера, приговоренного инсургентами к расстрелу. Чуть позже и Жавер отпускает

жертву, но, не вынеся неразрешимого противоречия между совестью и долгом,

кончает жизнь самоубийством.

В книге много драматических сцен из народной жизни - восстание парижан в июле

1832 года, гибель героев баррикадных боев. Все мы помним с детства историю

Гавроша. Гаврош - один из персонажей этого романа.

Оказавшись на баррикаде, жан Вальжан не принимает участия в сражении, он вне

политики, он духовный сын епископа. Но Вальжан спасает Мариуса и оказывается

настоящим героем. И спасает во имя будущего, чтобы счастливой сделать Козетту.

Но символически это воспринимается как возможность сделать счастливой Францию.

Гюго приходит к выводу, что баррикады не могут решить всех социальных проблем,

что по сути они решаются на узком плацдарме человеческой души, индивидуального

сознания. Но только пройдя через Великую революцию, главный герой романа Жан

Вальжан превращается в апостола добра и справедливости.

В следующем своем романе "Девяносто третий год" Гюго изображает революцию как

"очистительное горнило", в котором выплавляется современная цивилизация. Но при

человеческий" становится высшим критерием, Истиной и Справедливостью. Симурдин

убивает себя после того, как выносит приговор Говэну, справедливый лишь с точки

зрения политика.

"Мы хотим идти к прогрессу пологой тропинкой... Сглаживание неровностей пути - в

этом вся политика Бога", - к этой мысли Гюго пришел в конце жизни.

Талант Виктора Гюго достиг таких вершин, на которые поднимались только мировые

поэты. Благодаря соединению в его творчестве романтического и реалистического

элементов, он внес во французскую поэзию новую струю, которой со временем

суждено было превратиться в широкое течение и сказываться чуть ли не во всех

позднейших выдающихся произведениях этой литературы. Недаром Флобер зачитывался

Гюго и считал его своим первым и влиятельнейшим учителем, а один авторитетный

критик назвал его влияние на французскую литературу "беспредельным".

Гюго умер в Париже в возрасте 83 лет. Его оплакивала вся Франция, в последний

путь великого писателя провожали почти миллион человек.

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...