Уклад русского дома и быта. Обычаи. Традиции. Вот мы в избе


Русский быт складывался в течении многих сотен лет, подвергаясь при этом изменениям и дополняясь из века в век. При этом в различных социальных слоях быт мог коренным образом отличаться, и развитие его могло идти порою совершенно по разному.Вплоть до 19 века более 85% населения Руси составляли деревенские жители. Поэтому в сознании людей фраза «русский традиционный быт» тесно связана именно с тем, как был обустроен быт деревенских жителей.

Быт русских крестьян

Быт русского крестьянства был основан главным образом на традициях — неписанных правилах, которые затрагивали практически все аспекты жизни, в том числе и убранство дома. Деревенская изба представляла собой целый комплекс различных хозяйственных и жилых построек. Основным материалом служили деревянные бревна, основным строительным инструментом — топор. Такие дома принято называть «рубленными». Крыша изготавливалась из соломы, досок или дранки. Избу окружали различные хозяйственные постройки — птичники, загоны для скота, сараи, амбары. Чем зажиточнее и состоятельнее был человек, тем добротнее было у него жилище.


Традиционная изба русского крестьянина обычно состояла из одной комнаты. Мебель (лавки, полати) по большей части была «встроенной» и являлась непосредственной частью конструкции дома. Центральное место в каждом доме занимала русская печь. Она использовалась для обогрева помещения, приготовления пищи. С ее помощью сушились на зиму грибы и ягоды. Рядом с печью находилась посудная лавка. В каждом доме имелся так называемый «красный угол» - место где находились иконы и лампады. Для хранения посуды и другой домашней утвари в доме имелись специальные полки, которые назывались «полавочники». Для хранения одежды использовались сундуки и колышки, вбитые прямо в стены. В отделке внутренней части интерьера стен и потолка широко применялась резьба по дереву и роспись.



Основную часть рациона крестьянина в Древней Руси составляли хлебобулочные изделия из ржи или овса: хлеб, блины, пироги, калачи. Поэтому нет ничего удивительного, что слово «хлеб» стало обозначать нечто большее, чем просто еду. Он стал настоящим символом русских крестьян. Даже сейчас все помнят поговорку «Хлеб всему голова». В пищу также использовалось все, что выращивалось собственными силами: репа, капуста, свекла, бобовые культуры. Мясо употреблялось в основном по праздникам. Рыбу ели значительно чаще, в сушеном, вяленом и вареном виде. Летом в лесах собирали грибы и ягоды.

В целом быт крестьянства был тесно связан с верованиями древних славян, которые четко определяли время для разного вида работ, отдыха, женитьбы и т.д.

Русский выбор жизни прост: надо любить детей, беречь семью, заботиться о стариках, надо защищать Родину и хранить чистоту своей бессмертной души.

Все просто. Русская (российская) Держава и весь Русский мир состоялись благодаря именно такому православному миросозерцанию и русскому языку.

Складывавшийся от эпохи к эпохе русский образ жизни находил отражение в сказках, былинах и литературных памятниках, даже в правовых актах. К XVI веку сложился некий кодекс русского образа жизни, названный Домостроем, заложенные в нем принципы фиксировали важные детали быта народа. Этот быт надломил Император России Петр Великий, расшатали нигилисты XIX века и социальные эксперименты века XX, ныне с русским образом жизни пытается покончить властвующий над Россией неолиберализм, готовый по примеру своих западноевропейских наставников возвести в ранг социальных норм и ценностей даже психопатологические отклонения.

При внедряемом в школах «половом просвещении» и навязчивой пропаганде контрацепции количество больных с диагнозом сифилиса с 1990 по 2008 г. выросло в 97,5 раза, а численность ВИЧ-инфицированных только с 2000 по 2008 г. выросла с 78,6 тыс. человек до 301,3 тыс. человек, или на 283%.

Но каковы же черты русского образа жизни, делающие его социально привлекательным даже для народов, век за веком вливавшихся в Россию? Почему русские стали больше, чем остальные славяне, да и германцы, - не этносом и не расой, а суперэтносом, то есть этнокультурной общностью народов? Почему русских до сих пор не понимают и даже боятся их недруги? И чем русский образ жизни может быть важен для всех без исключения участников евразийской межгосударственной интеграции?

Семья и характер личности

Православная одухотворенность. Внут-ренний духовный смысл русского образа жизни - трудолюбиво жить в любви и справедливости, в ладу и добрососедстве, помогая нуждающимся, очищаясь от грехов своих ведомых и неведомых. Очень важно в этой формуле понимание любви как любви мужа к жене и жены к мужу, родителей к детям, детей к родителям и всех их - к отчему дому и Отечеству. Именно неодолимая склонность к любви, потребность в детях, чувства родителей к своему потомству создают семью, подчеркивал французский просветитель Гельвеций. Не случайно Св. Максим Исповедник напоминал, что даже и всякий подвижнический труд, чуждый любви, неугоден Богу.

А когда живешь в любви, с открытым сердцем, то и смысл жизни - жить по Совести во имя Спасения - формируется естественно и искренне. Потому и шли русские мужики на смертный бой, откуда не все вернутся, а то и никто, шли нетороп-ливо и уверенно, как на тяжелую, но нужную работу. Как на работу, необходимую для жизни вечной.

Образ жизни на Руси определялся самой атмосферой в домах-семьях, их нравственно-эстетическим обликом, семейными привычками и характерами. Справедливость в отношениях, трудолюбие и незлобивость, открытость и смирение - наиболее уважаемые традиционные качества русского человека. Хотя прав и В.М. Лавров, который на примере Императора Петра Великого не без основания утверждает, что русский человек «по природе своей, по своему характеру склонен к максимализму, к перехлестам и увлечениям». Это, впрочем, не противоречит склонности русов к смиренному долготерпению и незлобивости.

Особая сакральность была в том, что быт семьи строился вокруг очага - русской печи, - не остывающего, пока существует сам дом и живущие в нем люди. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (Апостол Павел. Первое послание к Тимофею, 2, 5). При многих вариантах, но повсеместно элементом жизненного уклада было благочестие.

Злонамеренная ложь ныне пишется о пьянстве как о черте русского быта. Не подтверждено пьянство источниками древних эпох. И есть простое логичное объяснение - русская жизнь изначально строилась на Правде, потому Ф.Г. Углов и отмечал, что «трезвость держится на правде, а пьянство - на лжи». Лишь с проникновением на Русь бытового подражания Западу нашим предкам стали прививать культ алкоголя.

Как и другая беда, стремительно разросшаяся уже в богоборческие годы ХХ века, - повседневное сквернословие, использование матерной лексики, нецензурной брани. Конечно, здесь сыграл свою ключевую роль ГУЛАГ (и в период существования - привилегиями уголовной шпане, и даже после ликвидации - через романтизацию лиц, прошедших через лагеря). Забываются исторические корни сквернословия (мата) - древние ритуалы привлечения энергии темных сил, основанные на сексуальных оргиях, попрании стыда и целомудрия, плотской вседозволенности и воспевании греха, блуда. И уж конечно, давно предано забвению, что к магическим заклинаниям, которые призваны были навести порчу на врага, подвергнуть проклятию его род, обращались только мужчины, только в исключительных случаях и с большой осторожностью. Не случайно в болгарской хронике XIII-XV веков слово «изматерили» прямо означает «прокляли». В традиционной русской семье скверно-словие было и остается грехом.

Семья для русского человека, писал В.И. Белов, «всегда была средоточием всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка». «Почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя» (Еванг. от Матфея. 5, 19).

Уважали большие семьи. Именно они, как свидетельствует древнейшая редакция «Русской правды», заменили собой в общественных отношениях род. Дохристианская свобода нравов уже к XII веку сменилась последовательной моногамией. При этом совершенно не случайно с особым вниманием относились при создании молодой семьи к девственности невесты - в том была забота о достойном продолжении Рода, поскольку еще в Ведах было жестко сформулировано: «Первый мужчина у дщери оставляет Образ Духа и крови своего Рода».

Бездетность воспринималась как наказание судьбы и как величайшее человеческое несчастье. До 1917 года в России практически не было абортов. Лишь большевики, отрицая на первом этапе революции и государство, и семью, легализовали 18 ноября 1920 года аборты, что привело к демографической катастрофе, которая продолжается до сих пор еще в больших масштабах.

Уклад жизни


Любовь и согласие между родственниками в русской православной семье давали начало любви и за пределами дома. Высоко ценились побратимство и дружба. Сварливость и неуживчивость как свойства характера считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Вдовство и сиротство считались большим и непоправимым горем, а обида, причиненная сироте или вдове, была одним из самых тяжких грехов.

Организация быта и домашнего труда, домашнего хозяйства строилась на следовании представлениям о праведной жизни и на недопущении греха. Греха как столь предосудительного порока, что он был способен погубить саму жизнь и бессмертную душу.

Вообще идея пагубности греха многие века остается нравственным камертоном в Русском мире. Лишь таинством исповеди «решительно очищаются все грехи, сделанные словом, делом, помышлением. Для того чтоб изгладить из сердца навыки греховные, вкоренившиеся в него долгим временем, нужно время, нужно постоянное пребывание в покаянии, - писал Святитель Игнатий Брянчанинов. Как обоснованно отметили в своей прекрасной книге «О воззрениях русского народа» М.М. Громыко и А.В. Буганов, исполнение таинства исповеди - покаяние - несомненно наложило благотворный отпечаток на русский национальный характер.

Забота о душе, свойственная русскому образу жизни, особенно ярко выражена в отношении живых к умершим.

Уход из жизни у многих народов является завершением земного пути и переходом в Иной Мир, началом Вечной Жизни. В русской повседневной традиции тому служил исстари и погребальный обряд, включавший закрытие глаз новопреставленного (а некогда - и удержание их в таком положении тяжелыми медными монетами), и обмывание покойного как отделение его от негатива, одевание умершего в погребальные одежды и, наконец, погребение в домовине (гробу), символизирующей дом. В доме умершего завешивали тканью все зеркала, накрывали крышками все емкости с жидкостями, что символизировало чистоту пространства от нечисти. После выноса тела вся вода в доме выливалась, желательно под куст или на пороге ворот дома во дворе. Особая роль была у прощания и оплакивания - это освобождение оставшихся жить от обид и моральных долгов. Опускают домовину (гроб) в могилу на рушниках (полотенцах), но не на веревках - на веревках только павший скот в ямы опускают. Поминки же (тризна) несут в себе духовную сущность - символизируют совместную трапезу древних богов, предков, самого умершего и живущей общины. Духовная сущность траура заключается в соединении Мiровъ.

Особо яркий элемент русского образа жизни - русская баня. Для европейцев, которые до конца Средневековья вообще не мылись, русская баня была признакам мазохизма славян и видом изощренного распутства, особенно при совместном мытье в бане мужиков и баб. А ведь баня - это избавление от внешней и внутренней грязи, оздоровительная процедура, природный массаж, особенно с парением хорошо вымоченными березовыми или дубовыми вениками. Баня - едва ли не сакральный элемент русской жизни.

Принцип общинности

Если вернуться к становлению русского (российского) государства и нравам, положенным в основу правовых систем и правопорядка, то мы увидим стремление к справедливости как к порядку сущностному, духовному, а не к порядку юридическому и формальному. Среди значимых элементов русского образа жизни - заключение сделки крестным целованием или рукопожатием, без какого-либо письменного акта. О договоре, заключенном без письменного оформления, говорили, что он заключен «на совесть». И такие сделки свято исполнялись русским крестьянством и купечеством, неисполнение почиталось и за грех, и за стыд. Впрочем, через славянскую традицию этот обычай некогда существовал и в германских племенах.

Уклад жизни вел к развитию сельских общин и артелей, из которых впоследствии выросла российская кооперация. Даже в XIX веке, при многих спорных реформах, как отмечают исследователи, «ни капиталистическая эксплуатация, ни гнет помещиков, ни нелепые постановления правительства не смогли истребить в русском народе коллективистский дух». Среди достоинств русской сельской общины следующие: она не допускала концентрации земельной собственности в одних руках, исключала спекуляцию землей, предотвращала для сельских жителей безземельность и бездомность, обеспечивала сельскому населению заботу о стариках и детях, прочную оседлость, приют и кусок хлеба.

Общинная жизнь строилась на динамичной справедливости. Управление общими делами путем вечевых сходов, создавшее из русских городов-государств к XII веку древнерусские республики с князьями - «наемными менеджерами», прямо выросло из русского образа жизни, из общины и мiра, что признавали даже не самые доброжелательные заезжие гости. Конечно, в городской среде русский образ жизни деформировался, традиции и обряды упрощались, но в своей основе сохранялись.

Особую роль в русском образе жизни играют сказки. Слушая или читая именно русские сказки, дети до сих пор учатся различать доброе и злое, полезное и никчемное, а ведь основа характера человека закладывается в первые пять лет его жизни. По мнению А.В. Антонова, в русских сказках «закодированы древние ведические знания, которые пронеслись через столетия и помогают нам лучше познать окружающий мир, процессы мироздания. Помогают успешнее жить в этом мире и побеждать зло». Сказка - ложь, да в ней намек... Важно только верно понимать эти намеки.

Непродуктивно при этом возвращаться в языческую эпоху, культивировать «разноверие». Когда, например, И.А. Глоба видит духовную основу славян в особом внимании к семье, родине, роду и расе, он игнорирует православный стержень этой духовной основы, позволивший впервые в истории преодолеть расовую и этническую ограниченность.

Действительно, для каждого из нас превыше всего должен быть свой Род, который в силу биологических законов уже сам по себе представляет целую вселенную. Затем следуют интересы Нации, т.е. этноса, образующего национальное государство. На третьем по важности месте называют ценности Суперэтноса, родовой общности на межгосударственном уровне, но для русских именно этот уровень и есть уровень созданного ими государства - союза народов.

Потребность в русскости у современной эпохи

Ученые, отмечая в наши дни формирование в человеческом обществе новой социальной реальности, с полным на то основанием делают вывод о том, что ускорение развития электронно-цифровой стадии жизни людей ведет к стремительному упадку уровня морали и традиционных ценностей, а ведь именно этот индикатор характеризует степень жизнеспособности цивилизации. Нарастает атомизация общества и угроза демографической безопасности не только на уровне отдельных стран, но и на глобальном уровне.

Электронно-информационные технологии открывают человечеству новые возможности, но, находясь под монопольным управлением неолиберальной части западной элиты, влекут за собой снижение идейного, морального и эстетического уровня создаваемой культурной продукции. Человечество ведут по пути духовной деградации. Человека незримо приучают, не обдумывая информацию, просто потреблять ее. Возникает смысловая пустота при одновременном колоссальном наполнении сознания информацией, что в конечном счете ведет к утрате национальных ценностей и национальной идентичности.

В этой ситуации ценностные черты именно русского образа жизни, справедливости как его духовного стержня получают интернациональную всемирную значимость. Запечатленные в генетической памяти народа, ставшие поведенческими стереотипами, частью национального характера, они внутренне полностью отторгают как этнонациональную исключительность, так и социальный эгоизм. Они уже сейчас служат одной из точек соединения Русского и Тюркского миров, но в силу универсальности их значение перерастает границы русско-тюркского союза, обретает значение как основы евразийской интеграции, так и нравственного и социального камертона жизни всего человечества.

Консолидация общества в процессе евразийской интеграции немыслима без упрочения авторитета русского образа жизни, без построения именно на его основе новых форм межнационального согласия и сотрудничества. Привлекательность образа жизни при всей важности вопросов безопасности и экономической выгоды, является решающим фактором евразийской интеграции.

Именно из русского образа жизни выросла идея лада как принципа сосуществования цивилизаций. Стремление все уладить, установить справедливость, жить в ладу, оказалось применимым не только в семье или локальном сельском миру, но и в международных отношениях. Всемирная ценность лежащего в основе русского образа жизни русского лада - в возможности создания им гармоничной и устойчивой модели справедливого порядка любого мирового уровня. Злу и в международных отношениях нужна альтернатива. По самой природе Добра это может быть только Мир, когда люди будут жить в ладу друг с другом. Проблемы же и любые возникающие сложности успешно снимаются через переговоры, через стремление к пониманию друг друга. Нужны взаимное доверие и ощущение хрупкости мира.

И конечно, для этого нужны русские и их русский образ жизни, наполненный добротой и любовью, вселенской отзывчивостью и беспредельным чувством справедливости.

С.Н. БАБУРИН,
председатель Международного Славянского Совета,
президент Международной Славянской Академии

По словам известного ученого Ю. М. Лотмана, «быт - это обычное протекание жизни в ее реально- практических формах; быт - это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас, как воздух, и, как воздух, он заметен только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим - мы склонны считать его «просто жизнью», естественной нормой практического бытия. Итак, быт всегда находится в сфере практики, это мир вещей прежде всего» (Лотман 1994, 10).

Словосочетание «традиционный быт» буквально означает протекание повседневной жизни человека в формах, определенных традицией, - в обществе, где принятые и устоявшиеся правила поведения, навыки, система представлений передаются из поколения в поколение. Естественно, что традиционный быт всегда имеет этническую окраску. Именно поэтому словосочетание «традиционный быт» часто заменяется словами «народный быт», «национальный бытовой уклад », «традиционная бытовая культура» и др. В книге идет речь главным образом о бытовом укладе жизни крестьян и населения небольших провинциальных городов, сохранивших связь с сельской местностью. Это обусловлено тем, что в России XVIII - первой четверти XIX в. именно крестьянство было носителем традиционных форм культуры и быта.

Русское дворянство, большая часть купечества, рабочие крупных промышленных предприятий жили в рамках европейской культуры, урбанистической в своей основе и наднациональной по сути. Образ жизни дворянина и крестьянина настолько различались, что это позволило говорить о наличии у русских людей двух разных цивилизаций: дворянской и крестьянской. По мнению известного историка А. А. Зимина, «расхождения между цивилизациями в XVIII и XIX веках было настолько разительным, что могло создаться впечатление о двух мирах, живших каждый своей жизнью» (Зимин 2002, 11). Такой разрыв в бытовой культуре русского народа произошел в петровскую эпоху, на рубеже XVII-XVIII вв. До этого времени представители всех слоев русского общества жили в рамках традиционной культуры, характерными чертами которой были статичность, замкнутость, верность старине.

Реформы Петра Первого и его преемников в экономической и политической сферах жизни, развитие промышленности, торговли, установление прочных контактов с европейскими странами произвели переворот в культурном сознании страны. Обновление русской жизни было связано с ориентацией на светскую культуру Западной Европы - верхние слои русского общества и горожане оказались готовыми к ее восприятию и усвоению. Русское крестьянство, наоборот, в массе своей тяготело к традиционному патриархальному укладу жизни. Протопоп Аввакум в XVII в. выразил это мироощущение так: «Держу до смерти, якоже приях; не прелагаю предел вечных, до нас положено: лежи оно так во веки веком!» Стремление жить, как жили отцы и деды, поддерживалось верой в раз и навсегда обретенную «правду-истину» православия, принятого Русью в X в.

Появление каких-либо новшеств рассматривалось как откат в сторону, нарушение установленного Богом миропорядка. Замкнутость русского средневекового сознания, неготовность к общению с другими культурами вырастала из веры в особую миссию России, в избранность православного народа. В крестьянской среде постепенный отход от традиций начался в середине - второй половине XIX в. Новые веяния, зародившиеся в торговых и ремесленных селах, население которых имело прочные контакты с городом, затем достигли многих деревень, в том числе и самых отдаленных от крупных промышленных центров. В наши дни образ жизни русских крестьян строится по городской модели, но у них сохранилось и множество «остатков милой старины», безвозвратно исчезнувших из быта горожан.

Мир русской деревни представлен в книге через описание крестьянского жилища и вещей, которыми люди пользовались в своей повседневной практике. Такой подход вполне правомерен. И дом, и любой предмет обихода наделены «памятью», и потому, изучая их, можно немало узнать о социальных, религиозных, хозяйственных сторонах жизни их владельцев. Дом был средоточием жизненных сил человека, здесь он был защищен от непогоды и врагов, от опасностей внешнего мира. Здесь сменяли друг друга поколения предков, здесь он продолжал свой род, здесь столетиями формировался русский традиционный быт, который включал в себя множество предметов, необходимых человеку для жизни и работы.

Прежде всего это были орудия труда: пахотные и для боронования почвы, уборки и дальнейшей обработки урожая, с помощью которых добывался хлеб насущный; приспособления для ухода за скотом; инструменты, применявшиеся в ремеслах и промыслах. Немалое значение имел зимний и летний транспорт. Жизнь проходила в доме, внутреннее убранство которого было организовано для работы и отдыха. Дом был заполнен вещами, использовавшимися для его украшения, придания ему уюта, предметами религиозного культа, а также разнообразной утварью. Человек не мог обходиться без одежды: повседневной и праздничной, без обуви, головных уборов и др. Все эти предметы народного быта создавались либо самими крестьянами, либо деревенскими или городскими ремесленника- ми, учитывавшими потребности и вкусы своих заказчиков.

Вещи, выходившие из рук мастера, были хорошо продуманы и нередко поражали удивительной красотой. В. С. Воронов, известный специалист в области русского народного декоративного творчества, писал: «Все многообразное обилие бытовых памятников - от мощного резного наличника и расписных саней до резной указки, цветной глиняной игрушки и вершкового медного фигурного замка - поражает богатством зрелой творческой фантазии, остроумия, выдумки, наблюдательности, декоративного чутья, конструктивной смелости, технической сноровки - всей полнотой художественной одаренности, при которой легко и просто было крестьянину-художнику разнообразно конструировать и обильно украшать любую вещь обихода, обращая повседневную жизнь в глубокий и нешумный праздник живой красоты » (Воронов 1972,32-33).

Предметный мир русских крестьян был сравнительно единообразен на всем занимаемом ими пространстве России. Это особенно касается сельскохозяйственных, ремесленных орудий, транспортных средств, предметов обстановки и убранства жилища, которые за редким исключением всюду были одинаковы, что объясняется схожими природными и климатическими условиями, земледельческим типом крестьянского хозяйства. Местным своеобразием отличались предметы, мало связанные с производственной деятельностью людей, такие, как, например, одежда или праздничная утварь. Так, костюм замужней крестьянки из Вологодской губернии был не похож на костюм женщины из Курской губернии; сосуды для подачи на стол пива из Вятской губернии были не такими, как в деревнях Воронежской губернии.

Местные различия обусловливались огромными пространствами России, разобщенностью ее отдельных территорий, влиянием соседних народов и др. Характерной особенностью предметного мира русского крестьянина была его относительная неизменность, стабильность. В XVIII - начале XX в. он был в основном таким же, как и в XII- XIII вв.: такими же были соха с двумя сошниками и перекладной пблицей, деревянная борона, серп, коса, ведро, коромысло, глиняный горшок, миска, ложка, рубаха, сапоги, стол, лавка и множество других нужных человеку вещей. Это связано с вековой устойчивостью жизненных условий русских крестьян, неизменностью их главного занятия - земледелия, которое и определяло материальные потребности. В то же время предметный мир крестьян-земледельцев не был однажды сформировавшимся и застывшим.

На протяжении столетий в него постепенно включались новые вещи, необходимость которых определялась техническим прогрессом и, как следствие этого, неизбежным, хотя и сравнительно медленным изменением образа жизни. Так, в начале XV-XVI в. появилась коса-литовка, в XVII-XVIII вв. в крестьянском обиходе стало использоваться такое пахотное орудие, как косуля, в XIX в. крестьяне стали пить чай из самовара, готовить еду на чугунной сковороде, женщины начали повязывать голову вместо старинного убруса квадратным платком, надевать вместо рубахи и сарафана парочку - юбку с кофточкой. То, что когда- то казалось чужим, постепенно укоренялось, становилось своим, традиционным. Параллельно с этим из обихода уходили вещи, изжившие себя.

В первой половине XIX в. перестали пользоваться сундуками- подголовниками для хранения денег и ценностей в пути. В конце XIX в. из праздничного обихода исчез скобкарь, который с XII в. служил для подачи пива на стол. Смена предметов происходила незаметно; с одними вещами расставались без сожаления, другие, утрачивая функциональность, превращались в обрядовые, третьи оставлялись «на поминок» об ушедших из этого мира людях. Каждый предмет русского традиционного быта имел двуединую природу: в повседневной практике вещи использовались по своему прямому, утилитарному назначению, в обрядовой практике они проявляли значения символов.

Например, метлой подметали избу, в Страстной четверг метла использовалась для защиты дома от нечистой силы: женщина садилась на нее верхом и с определенными заклинаниями объезжала свой дом. В ступе толкли пестом крупяные зерна, в руках свахи ступа с пестом превращались в символ мужского и женского соития. Шубу носили в холодное время года, - шуба, расстеленная для молодоженов на лавке, становилась знаком их плодовитости в браке. Горшок был непременным атрибутом свадебного и похоронного ритуалов, его разбивали в знак изменения статуса человека. После брачной ночи его разбивал дружка на пороге комнаты новобрачных, тем самым как бы показывая присутствующим, что ночь прошла благополучно. В ритуале похорон горшок разбивали при выносе покойника из дома, чтобы умерший не смог вернуться в мир живых. Кокошник оставался женским праздничным головным убором и символом замужества. «Вещность» и «знаковость» присутствовали во всех предметах народного быта.

Одни предметы обладали большим семиотическим статусом, другие - меньшим. Высокой степенью знаковости были наделены, например, полотенца - полотнища орнаментированной ткани, предназначенные для украшения интерьера. В родинно-крестильной, свадебной, погребально-поминальной обрядности они выступали преимущественно как знаки принадлежности человека к определенной семье - «роду-племени». В отдельных ситуациях некоторые предметы, превращаясь в символы, полностью теряли свою вещную природу.

Так,. Ю. М. Лотман в той же книге дал примеры, когда хлеб из привычной для нас сферы употребления переходит в сферу значения: в словах известной христианской молитвы «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» хлеб превращается в пищу, потребную для поддержания жизни; в словах Иисуса Христа, приведенных в Евангелии от Иоанна: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать» (Иоанн, 6:35), хлеб и обозначающее его слово образуют сложное символическое сочетание. Традиционный русский быт настолько богат и ярок, что представить его в одной книге во всей полноте фактически невозможно. В этом энциклопедическом словаре объединены статьи об устройстве крестьянского жилища, о транспорте, об орудиях труда и об основных предметах крестьянского обихода, которые дают возможность рассказать об ушедшей в прошлое жизни многих поколений людей.

Как новосибирская семья умудряется в городской квартире жить по старинке.

Прохожие оборачиваются ей вслед: еще бы, по современному городу идет, как плывет, статная красавица в русском народном костюме. А она, носящая сарафаны с детства, давно не замечает этих взглядов, она спешит домой с очередного занятия, где учила малышей и взрослых печь и расписывать пряники, к мужу и детям.

Здесь русский дух

Можно сказать, что Ольга в теме с детства — пела в ансамбле, ездила в этнографические экспедиции, рукодельничала, активно участвовала в фестивалях молодежного фольклорного движения. Потом, студенткой и после замужества, продолжила изучение истории, традиционной культуры и ремесел самостоятельно. Супруг Ольги тоже всецело увлечен русской культурой. Алексей закончил НГТУ и работал со сверхсовременными глобальными сетями, но судьба развернула его в сторону традиции. В один прекрасный день отец семейства задумался о переезде в деревню и постройке своего дома, потом начал в теории и на практике изучать эту тему и постепенно пришел к собственному бизнесу — строительству частных домов, бань.

Не от зашоренности

Образ жизни Карасёвых — не от зашоренности, не от темной боязни прогресса, не от отрицания нового. Это их собственный свободный выбор. Образование позволяет им самостоятельно создавать комфортную среду, определять приоритеты, выбирать, как будут жить их дети. Когда-нибудь они действительно переберутся в свой дом, заведут настоящее хозяйство. А пока в их квартире холодильник и кухонный гарнитур «цветут» сказочными цветами урало-сибирской росписи. Муж правит старую балалайку, жена расписывает ее, а в деревянной люльке, по которой «скачут» мезенские лошадки, регулярно появляются веселые и здоровые дети.

«Не опасаетесь ли, что вашим детям, воспитанным в определенных традициях дома, будет сложно среди сверстников?» — задаём вопрос.

— Нет, — без тени сомнения отвечает Ольга. — Раньше ребенок с детства видел красивое: любовно выполненную роспись, красивые пейзажи за окном. И люди от этого были другие. Может, не такие образованные, как сейчас, но как минимум с чутьем подлинной красоты. Мне видится так: чем позже ребенок столкнется с негативным, тем лучше.

Есть женщины…

За всем этим светлым житьем-бытьем стоят не песни и пляски, а огромный повседневный труд. Можно было бы написать «тяжелый», однако Ольга никогда в этом не признается, разве что обмолвится печально, что половички, тканные на аутентичном станке, намного дешевле купить в IKEA. С этими половичками отдельная история. Однажды Ольга решила посеять на даче… лен. И хоть саму дачу она не очень любит за «подделку под деревню», некий эрцаз, но эксперимент требовал жертв:

— В традиционной культуре лен — именно женская культура, все работы по возделыванию выполнялись женщинами, — просвещает Ольга. — Единственное, в чем участвовал мужчина, — это посев. Поэтому посеял лен супруг Алексей. Пока лен не вытянулся, мы мучились сомнениями: а то ли посеяли? Ведь мы просто купили в аптеке коробочку «семена льна». Но к августу сомнений не осталось — это лен-долгунец! Приступили к уборке: лен рвется с корнем горстями («пястями»), очищается от сорняков и земли, укладывается крест-накрест, потом ставится в «бабки» (небольшие снопы). Потом я его мочила, сушила, мяла руками! Специальных чесалок для льна не стали делать, обошлись расческами для волос.

Было бы ошибкой думать, что Карасёвы этакие уникумы, одни на огромный город. У них огромное количество друзей, разделяющих их взгляды. И среди них, кстати, очень много молодежи. И вот уже новая пара играет свадьбу, а Ольга шьет одеяло в подарок — творит феноменально прекрасные лоскутные чудеса…

«Песня про купца Калашникова»

Русский уклад жизни в поэме.


Проверка домашнего задания:

Расскажите о пире у царя по плану:

  • К какому времени относится событие в поэме. Докажите с помощью деталей в тексте поэмы.
  • Пир у царя- традиционная форма русской придворной жизни, а поведение участников трапезы – в духе традиций. Докажите.
  • Как царь относится к сотрапезникам?

А. Описание внешнего вида царя

Б. Обращение с гостями.

В. Объяснение с Кирибеевичем.


Выпишите черты, свойственные царю в поэме:

Гостеприимство, грубость, щедрость, скупость, забота о младшем, безразличие к сотрапезникам, правдивость, хитрость, искренность.


Зачитайте сцену «Купец Калашников в лавке»:

  • Каким предстаёт купец Калашников в лавке? Чем он занят?
  • Проследите по тексту мотив тревоги:

А. какой день сегодня в лавке;

Б. природа;

В. дома.

Чему дивится Степан

Парамонович?

Почему он смутился

«думой крепкою»?


Зачитайте, как выглядит Алёна Дмитриевна.

  • О чем подумал купец?
  • Знает ли он, что делать, если его жена гуляла «…с сынками всё боярскими»?

3. Как обращается к мужу Алёна Дмитриевна?

4. Что произошло с ней? Чего она боится?

5. Какими нравственными устоями семейной жизни руководствуется Алёна Дмитриевна?


Домашнее задание:

  • Рассказ о русском быте.
  • Прочитать 3 часть поэмы.
  • http :// ozersk74.com/uploads/posts/2013-12/1386572291_1193_1.jpg Иван Грозный
  • http:// farm5.static.flickr.com/4011/4401839860_4fe05b2740_b.jpg Калашников в лавке
  • http:// www.matrony.ru/wp-content/uploads/alena-dmitr.jpg Алена Дмитриевна
  • «Поурочные разработки к урокам литературы 7 класс» Золотарева М., 1999
  • Автор презентации Шилина С.С. МБОУ Школа №11 г.Саров
Выбор редакции
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...

Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...

Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....

Битва за Броды - сражение, произошедшее 13 - 22 июля 1944 года возле города Броды Львовской области между 13-м корпусом 4-й танковой...
Церковь Спаса Преображения в селе БогородскомБольшая Богородская, ныне Краснобогатырская ул., 17, угол Миллионной ул."Село известно с XIV...
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...
Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...
Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...
Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...