Управление образовательными системами. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Татьяна Ивановна Шамова – основоположник научной школы Управления образовательными системами


Татьяна Ивановна Шамова - основоположник научной школы Управления образовательными системами

Т.И. Шамова в 1947 г. с отличием окончила физико-математический факультет Новосибирского государственного педагогического института. 12 лет работала в школе учителем, завучем, директором. Затем работала директором Новосибирского института усовершенствования учителей. В 1966 г. защитила кандидатскую диссертацию «Организация познавательных действий учащихся в условиях проблемного обучения (на материале предметов естественно-математического цикла)». С 1969 г. была переведена в Москву заместителем директора по научной работе научноисследовательского института школ Министерства просвещения РСФСР. В течение трех лет с 1978 г. работала заместителем главного редактора журнала «Советская педагогика». В 1978 г. в диссертационном совете при Московском государственного педагогического института (МГПИ) защитила докторскую диссертацию «Проблема активизации учения школьников (дидактическая концепция и пути реализации принципа активности в обучении)».

В 1982 г. Татьяна Ивановна была назначена деканом факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МГПИ. Под руководством Т.И. Шамовой факультет и кафедра

научных основ управления школой стали ведущим научно-методическим и учебным центром системы дополнительного образования, где обучаются, повышают квалификацию и проходят переподготовку все категории руководителей образовательных учреждений России. В 1992 году по инициативе и под непосредственным руководством Т.И. Шамовой открывается первая в России магистратура по подготовке менеджеров образования, дающая возможность получения управленцами полноценного профессионального управленческого образования. В 1993 г. Т.И. Шамова была избрана член-корреспондентом Российской академии образования, в 1998 г присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». В 2000 г. Приказом Министерства образования РФ Татьяна Ивановна была удостоена медали «К.Д. Ушинский» В 2004 г. Татьяна Ивановна была удостоена медали «В.А. Сухомлинский», на которой написано: «Сердце отдаю детям».

За сорок лет существования научной школы под руководством Татьяны Ивановны и её учеников было защищено большое количество кандидатских и докторских диссертаций, в которых теоретически обосновывались исследовательский, рефлексивный, проблемно-функциональный, программно-целевой, кластерный и другие прогрессивные подходы управления образованием. Научная школа Татьяны Ивановны Шамовой имеет известность, научную репутацию, высокий исследовательский уровень научных работ, деятельность школы проверена временем. Все современные учебники педагогики обязательно уделяют достойное внимание концепции активизации учебной деятельности Т.И. Шамовой, рассматривающей активность как качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей. В историю отечественной теории внутришкольного управления Татьяна Ивановна Шамова вошла как уникальный автор самой стройной и целостной концепции управленческого

цикла. Разработка и внедрение соответствующего научно-методического сопровождения деятельности образовательных учреждений всех уровней, создание современных моделей управления, оптимизация содержания и форм качественного функционирования системы повышения квалификации работников образования являются основными направлениями научной школы Т.И. Шамовой.

Основные научные публикации: «Активизация учения школьников» (1976, 1979, 2004 гг.), «Педагогический анализ урока в системе внутришкольного управления» (1983, 2009 гг., в соавторстве с Ю.А. Конаржевским), «Исследовательский подход в управлении школой» (1992, 2004 гг.), «Менеджмент в управлении школой» (1995 г.), «Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление (2005 г., в соавторстве с Г.Н. Шибановой), «Управление образовательными системами» (2005-2011 гг., в соавторстве Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибановой), «Управление профильным обучением на основе личностно-ориентированного подхода» (2006 г., в соавторстве с Г.Н. Подчалимовой, А.Н. Худиным), «Избранное» (2004 г.), «Избранные труды» (2009 г.), «Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения» (2010 г., в соавторстве с С.Г. Воровщиковым, М.М. Новожиловой) и др.

– Глобальный вызов сегодня состоит в формировании в России принципиально иной экономики, основанной на знаниях, их быстром обновлении и появлении новых профессий. Сложный интегративный характер вызова, объективно существующие временные ресурсные ограничения, несомненно, затрудняют решение проблемы.

И в то же время жизнь требует быстрых ответов на эти действия. В сложившейся ситуации всей системе образования необходимо соответствовать требованиям вызова, и, прежде всего, изменениям должна подвергнуться система общего среднего образования.

Конкретным ответом на это требование является Проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Он пока дорабатывается, но, тем не менее, уже сейчас нам следует определить совокупность конкретных действий по развитию имеющихся и созданию свежих ресурсов и их интеграции.

Естественно, для нас, тех, кто занимается повышением квалификации, ведущим ресурсом является человеческий. И потому, обсуждая проект стандарта, следует готовить всех участников образовательного процесса к его успешному внедрению в образовательную практику.

Для этого сперва необходимо выделить в нем те конкретные принципиальные положения, инновационный характер которых крайне важен. А затем наметить систему действий, определить компетенции и на их базе создать программы, технологии, формы повышения профессиональной компетенции и педагогов, и руководителей образовательных учреждений.

Инновационность нового стандарта заключается в том, что образование в нем рассматривается не просто как услуга, а как важнейшая социальная деятельность общества. Подчеркну: первый раз образовательный стандарт общего образования представлен общественным договором между всеми субъектами образования – личностью, семьей, обществом и государством.

Вы чувствуете? В этом тандеме появился четвертый субъект – семья. Это значит, что впервые в отечественной истории образование выполняет не узкоотраслевую, а стратегическую задачу: выявить и зафиксировать в виде нормы все практически значимые вопросы в этой сфере. Это положение и является предпосылкой практической реализации принципа взаимного согласия, что, несомненно, должно повлиять на характер управления образованием, повысить уровень его целостности за счет, прежде всего, введения нового компонента и данной связи.

Поскольку главная задача нашего государства – построение гражданского общества, то естественно, что в качестве ценностных идеалов в стандарте выделены: социальная справедливость, равенство возможностей, благосостояние граждан, безопасность личности и страны. Из всего сказанного вытекает основная миссия общего образования: формирование российской идейности как условие становления гражданского общества, укрепление российской государственности, повышение конкурентоспособности человеческого капитала.

Стратегической задачей развития российского образования является повышение его качества на основе достижения иных образовательных результатов. Это хотелось бы подчеркнуть. Поэтому важно ответить на вопрос: в чем же состоит инновационный характер образовательных результатов?

Под образовательными результатами в настоящее время понимается приращение в личностном развитии обучающихся, которое может быть использовано при решении значимых для личности проблем . Таким образом, главным отличием конечных результатов является принципиально иной методологический подход в ориентации их не только на формирование знаний, но и на воспитание личности самого обучающегося, овладение им универсальными способами учебной деятельности на всех последующих этапах дальнейшего образования.

Перенос центра тяжести на развитие личности потребует своевременных изменений как в отборе самого содержания образования, так и значительной перестройке образовательной среды школы. Речь идет о новых формах организации обучения, иных образовательных технологиях, открытой информационно-образовательной среде и т.п.

Примером таких изменений может служить интенсивное использование мультимедийных технологий: электронных учебников, презентаций, интернет-технологий, интерактивного образования. В настоящее время все это носит пока еще фрагментарный характер.

Для школы нужен, с моей точки зрения, принципиально новый учебник. Например, такой, который будет состоять из двух частей: одна – бумажная, а вторая – мультимедийная, но обе они будут составлять единое целое. Тогда каждый ребенок, работая индивидуально, мог бы по нему продвигаться в своем темпе. Это совершенно не значит, что такое пособие изгонит коллективный способ деятельности. В нем можно предусмотреть абсолютно все.

Первые шаги в интеграции инновационных и традиционных методических ресурсов делаются сегодня в образовательных учреждениях. К примеру, на экспериментальных площадках, работающих под руководством нашей кафедры: в школах «Росинка», «Самсон», в школе № 354, в которой проводятся эти Чтения.

Суть современных вызовов требует обновления содержания образования в направлении усиления его фундаментальности и системности, но, разумеется, не за счет введения в 1-м классе элементов высшей математики. Методологическая основа решения этой проблемы состоит в выделении фундаментального ядра общего среднего образования, где через предметное содержание должна реализовываться фундаментальность и системность.

Осуществление этого подхода должно проходить через (как указано в стандарте) краткость фиксации обобщенного содержания, отказ от деталей, избавление от устаревшего и второстепенного содержания.

В основном ядре стандарта определяются все те элементы научного знания, функциональной культуры и функциональной грамотности, без освоения или без знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускниками российской школы начала XXI века, не может быть признан достаточным для полноценного продвижения образования и последующего личностного развития.

Но самое главное, на что я хочу обратить ваше внимание, чего не было в нашем стандарте никогда, – это универсальные учебные действия, без освоения которых осуществление успешной учебно-познавательной деятельности, самовоспитания, саморазвития, а также управление этими процессами невозможно. Это исключительно важная инновация.

Особое место в стандарте занимает программа воспитания и социализации учащихся. В ней уделено внимание духовному, нравственному развитию школьников, которое должно осуществляться через включение ребенка в культурно-нравственные традиции и приобщение его к жизни тех социальных групп, которые являются носителями традиционных ценностей.

Естественно, что этот процесс должен начинаться с самой первой социальной общности – семьи. И это еще раз подтверждает необходимость тесного содружества ее и школы.

Стандарт построен на системно-деятельностном подходе. Еще одной отличительной его чертой является то, что в нем подчеркнута роль образования как системообразующего компонента конструкции стандарта в целом.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы в управлении. Он находит отражение в определении целей школьного обучения (усвоение знаний, умений и навыков); в определении целей обучения (формирование компетенций, обеспечивающих овладение новыми компетентностями); в процессе перехода от индивидуальной формы освоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества.

Теперь самое время поставить вопрос: каким должно быть управление, чтобы обеспечить успешное внедрение нового стандарта в школьную практику?

Мы знаем, что управление бывает системное, синергетическое, личностно ориентированное, оперативное, проектное, опережающее, рефлексивное, корпоративное, стратегическое, управление рисками, партисипативное и т.д. Можно группировать эти виды деятельности. Но, так или иначе, каждый вид управления (если мы можем назвать его видом) имеет право на существование.

Однако при выборе того или иного из них многие руководители часто затрудняются и не всегда задумываются, что именно по этой причине не достигают нужной цели.

Независимо от множества видов управления есть такие, которые имеют методологическую сущность и гносеологический характер. К ним относятся: системное, деятельностное, исследовательское, опережающее. А объединяет все эти виды опережающее управление.

Почему? Потому что именно оно обладает таким важным качеством, как интегративный характер, и преследует цель, опираясь на достигнутое, определять будущее и на этой основе готовить необходимые ресурсы, которые должны обеспечить дальнейшее развитие. Только при этом условии можно достичь устойчивого развития образовательной системы.

Я могу сказать, что опережающее управление – это качественное управление качеством образования .

Что же конкретно нам с вами необходимо делать? На мой взгляд, главное состоит в том, чтобы наметить систему определенных действий уже сейчас. И на основе ведущей образовательной парадигмы выделить актуальные для конкретного образовательного учреждения инновации.

Ведь все школы находятся на разных уровнях и этапах развития. И то, что для кого-то может стать чем-то новым, для другого будет уже пройденным этапом.

Поэтому первая главная задача состоит в том, что каждое ОУ выделит для себя свои инновации.

Вторая задача – определить компетенции субъектов образовательного процесса, позволяющие успешно внедрять инновацию в процессе совместной деятельности.

И третье – нужно разработать программу повышения профессиональной компетентности всех участников реализации инновации, ориентированной на выполнение стандарта.

Огромное значение в успешном достижении целей является объединение усилий ученых-педагогов и педагогов-практиков. Поэтому наша кафедра рассчитывает на экспериментальные площадки Москвы и на свою совместную деятельность с экспериментальными площадками других городов России. Только при таком сотрудничестве мы создадим систему опережающего обучения и разработаем программу , по которой будем повышать квалификацию по профессиональной компетентности.

Я остановилась на вопросе нового образовательного стандарта, потому что считаю его очень актуальным. И что бы ни было сейчас, через год-два мы будем вынуждены вплотную им заниматься. Поэтому призываю готовиться к этому вопросу уже сегодня.

А если хотите глубже понять то, что будет происходить дальше с управлением, то могу порекомендовать вам одну книгу. Она трудная, и ее нужно не просто прочитать, но проработать – А.Пригожин «Дезорганизация. Причины, виды, преодоление», из-во Альпина Бизнес Букс, 2007 г.

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы по усвоению информации, отражающей состояние научных знаний в области управления образовательными системами разного вида. Раскрывается сущность образовательного процесса, характеризуются современные педагогические технологии. Материал представлен модульными блоками, что позволяет использовать книги для самообразования.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно преподавателям и руководителям начального профессионального и среднего образования, системы повышения квалификации педагогических работников, студентам педколледжей.

Особенно острой проблема целей стала в связи с применением на практике идей технологического подхода к организации процесса обучения.

Педагогические цели - идеальный, сознательно планируемый образ результата образовательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям. Педагогические средства выступают не только как причина результата, но и как фактор, детерминирующий саму цель.

Результат, фиксированный в целях, выражается в сдвигах, изменениях, которые происходят в знаниях, умениях, личностных качествах, характере учащихся, их отношениях, ценностных ориентациях, в развитии личности в целом.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Модульная программа 1 «Общая характеристика образовательных систем» 5
М-0. Комплексная дидактическая цель 5
М-1. Системный подход в педагогике 5
М-2. Образовательные системы 6
М-3. ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ 10
Модульная программа 2. «Образовательный процесс как динамическая система» - 11
М-0. Комплексная дидактическая цель 11
M-1 Входной контроль _ 11
М-2. Целостный образовательный процесс 15
М-3. Цели образовательного процесса 27
М-4. Содержание общего образования 37
М-5. Методы осуществления образовательного процесса 51
М-6. «Формы организации образовательного процесса 60
М-7. Выходной контроль 74
Модульная программа 3. «Дидактические системы» 76
М-0. Комплексная дидактическая цель 76
M-1 Процесс обучения как система 76
М-2. Сущность, содержание и структура учения 88
М-3. Дидактические концепции 99
М-4. Учебное занятие как целостная педагогическая система 119
Модульная программа 4. «Воспитательная система» 172
М-1. Сущность, содержание и структура воспитательной системы 173
М-2. Развитие ученического коллектива 186
М-3. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся (воспитание родителей) 215
Модульная программа 5. «Управление образовательными системами» 232
М-0. Комплексная дидактическая цель 232
М-1. Характеристика управленческой деятельности 232
М-2. Управление образовательным процессом 237
М-3. Управление развитием воспитательной системы 242
М-4. Управление учением как самоуправляемой системой 248
М-5. Управление качеством образовательных систем 266
Модульная программа 6. «Управление учебной деятельностью обучающихся в различных образовательных технологиях» 294
М-0. Комплексная дидактическая цель 294
М-1. Типы обучения 294
М-2. Образовательные технологии 301
М-3. Резюме (обобщение) 349
М-4. Выходной контроль 354
Приложения 366.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Управление образовательными системами, Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Управление образовательными системами: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений /Шамова Т.И. Давыденко Т.М. Шибанова Г.Н.; Под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 384 с.

В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия «система». При этом выделяются два основных подхода к ее формулированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.

В.А.Якунин обосновывает несостоятельность второго подхода . Эта несостоятельность заключается в том, что имеется принципиальное отличие множества от системы: при формировании множества исходными являются элементы, а для системы генетически первичным является признак целостности. Для системы элементы заранее не задаются, они выбираются самим исследователем. Причем каждый объект допускает возможность различных его сечений в соответствии с определенными критериями. Вместе с тем в обоих подходах просматривается инвариантный признак, а именно: идея взаимодействия множества частей, элементов и интеграция их в целое.

Прежде чем привести определение понятия "система", предлагаем рассмотреть основмме признаки объектов, которые можно отнести ^ системам.

Ведущий отечественный теоретик-системщик В.Г.Афанасьев выделяет следующие признаки системы.

Наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Элемент - это минимальная единица, обладающая основными свойствами данной системы и имеющая предел делимости в ее рамках. Минимально допустимое число элементов в системе - два.

Наличие структуры, т.е. определенных связей и отношений между элементами. Связь - это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов. В свою очередь меняется и тот компонент, который вызвал это взаимодействие. Связи существуют между отдельными компонентами к между компонентом и всей системой в целом. Способ связи между элементами определяет структуру системы.

Наличие интегративных качеств (системность), т.е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему. Интегративность - это результат, получаемый от взаимодействия элементов.

Наличие функциональныххарактеристик системы в целом и отдельных ее компонентов.

Целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели. В связи с этим функции ее компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы. Следует отметить, что данное свойство является специфичным для биологических и особенно социальных систем.

Наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в двух формах: 1) во взаимодействии с внешней средой (среда - это совокупность всех условий, которые окружают вещь, растение, животное, человека и непосредственно или косвенно воздействуют на них; различают идеологическую, политическую, экономико-производственную, социально-бытовую, культурную, природно-экологическую среду); 2) во взаимодействии данной системы с суб- и суперсистемами, т.е. с системами более низкого или высокого порядка.

Наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах.

Наличие управления. Этот признак, так же как и целеустремленность, является специфическим для систем биологического и социального происхождения. Существует ряд других признаков.

Среди перечисленных признаков выделяются те, что определяют уровень целостности (качество) системы, который зависит от: а) целеустремленности, т.е. связи всех элементов с целью; б) полноты набора компонентов; в) тесноты взаимосвязи и числа связей между элементами системы; г) полноты функционирования всех элементов системы.

Перечисленные (прежде всего - главные) признаки являются основанием для формулирования понятия "система". Итак, под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.

Кроме того, в психологической и педагогической литературе появилось понятие «процессная система". По мнению В.С.Лазарева, процесс-пая система-совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи.

Графически процессная система представлена на схеме 1."Вход" определяется совокупностью элементов, благодаря соединению которых протекает процесс и которые в этом процессе претерпевают изменения.

"Выходом" называется результат (продукт) процесса. «Выход" делится на основной и побочный.

"Процесс" определяется отношением между входом и выходом. В любой системе можно выделить три вида процессов: основной, обеспечивающие и управления. Основной процесс преобразует вход системы в основной выход. Обеспечивающие процессы преобразуют входы системы во входы основного процесса, или выходы основного процесса во входы последующих систем. Управление (обратная связь) обеспечивает соответствие между фактическим и желаемым выходом путем изменения входа.

Ограничение определяется совокупностью норм и правил, устанавливающих требования большей системы к выходу данной системы.

В соответствии с представленным пониманием системысистемный подход есть направление методологии научного познания и социальной практики, а основе которого лежит рассмотрение обьектов как систем; данный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину [З].

В настоящее время системный подход претендует на выделение в особую теоретическую науку-"системологию", или «общую теорию систем».

Среди многих видов социальных систем имеются педагогические системы. Одним из первых системный подход в педагогике стал использовать Ф.Ф.Королев.

По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциональному признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер. При условии целеустремленности и динамичности они еще обладают развивающимися свойствами.

Педагогические системы являются открытыми, так как между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы . Следует отметить и их динамичность, проявляющуюся в постоянной изменчивости.

Под педагогической системой понимается "социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности .

Образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система. В нем можно выделить большое разнообразие образовательных систем. Так, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой образовательную систему.

Ей свойственна также открытость, т.е. любознательность, способность культуры открываться внешним влияниям, впитывать ценности других народов. Имя этой черте менталитета - народность.

Третья отличительная черта - патриотизм русского народа, т. е. любовь к Отчизне, малой и большой Родине; терпение к внутренним, но не к внешним угнетателям; признание необходимости сильной державной власти. Эту особенность можно назвать державностью.

Итак, три понятия - духовность, народность, державность - составляют особенность русского менталитета. Выстроены они в определенной логической схеме: духовность определяет направленность личности: народность - отношения человека с обществом; державность - отношения человека и государства, общества и государства.

Усвоение модульной программы поможет вам:

уяснить сущность теоретических основ, масштаб и роль воспитательной системы образовательного учреждения в содействии развитию ребенка;

ознакомиться с механизмами создания воспитательной системы.

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

1. Понятие воспитательной системы, ее признаки

Термин "воспитательная система" предложен А.Т.Куракиным и П И. Новиковой.

В настоящее время данный педагогический феномен изучается большой группой специалистов, возглавляемой В.А.Караковским, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. Исследователи объясняют по-мление феномена воспитательной системы объективными причинами. Именно: «В современном интенсивно меняющемся мире... неуклонно появляются две взаимосвязанные тенденции - интеграция и дифференциация. В результате возникают разного рода противоречия. Распадаются на целостные образования, в то же время разрозненные явления, деистам процессы интегрируются в целостные, глобальные явления, различно рода системы. Тенденции эти свойственны и педагогической действительности, в рамках и под воздействием которой формируется и развивается современный человек и как индивидуальность, и как определенный тип личности. Они проявляются как при целенаправленном воспитании, так и в стихийно протекающих процессах социализации }

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...