В чем сила человека, внутренняя, физическая и духовная. Понятие духовной силы


Как только я впервые начал изучать психологию, я понял, насколько мы, люди, сильны внутренне, но как правило не догадываемся об этом. Я понял, что в человеке скрывается поистине огромная сила, это сила его духа. Однако с самого детства эту нашу силу, стараются подавить. Оно и понятно, ведь подавленным, морально слабым человеком, очень просто управлять. Психика человека, устроена таким образом, что он изначально чувствует свое превосходство над другими. Поведение детей, прямое тому подтверждение. Детская психика заточена на подавление, это то же самое, что у животных, которые пытаются обойти своих братьев и сестер в борьбе за материнское молоко.

Мы не знаем кто мы, и зачем мы здесь, мы можем только догадываться об этом. Но мы видим, что для нашего выживания в этом мире, в нас заложены, самые необходимые для этого качества. Но в социальной среде, в нас поколениями закладывают смирение, покорность, страх, так, что это откладывается на генетическом уровне. Таким образом, подавляется наша внутренняя сила на протяжении многих поколений. Слово “нельзя”, как раз для таких людей с подавленной психикой. Древние ритуалы, шаманские обряды, все они были направлены на тренировку психики. Североамериканских индейцев, удалось окончательно истребить только тогда, когда уничтожили всех шаманов. Именно шаманы делали воинов непобедимыми, они так накачивали их психику, что те ничего не боялись, а если человек ничего не боится, победить его невозможно.

В спорте, в бизнесе, в любом виде деятельности, везде нужен твердый характер и сила духа. Это все, психическое состояние человека, которое можно натренировать, либо подавить. Манипуляция людьми, это искусное применение знаний психологии с целью получения личной выгоды. И хотя я не раз убеждался в том, что манипулировать можно всеми людьми, независимо от их психического состояния, все же люди со слабой психикой подвержены этому в гораздо большей степени. Подобрать ключик можно к любому человеку, но слабохарактерный человек, это просто открытая дверь. А вот человек с прокаченной психикой, это непреодолимая стена. Характер надо закаливать, психику надо тренировать.

Конечно есть такие люди, у которых с этим все в порядке, это не подавленные люди, приспособленные к жизни. Они как необработанный камень, для них нет ничего невозможного. Все в этой жизни поддается тренировке, и психика не исключение. Если вас унижали, подавляли, угнетали в детстве — это не беда, поверьте. Вы можете стать сильным человеком, можете измениться и отойти от своего прошлого, если только перестанете мириться со своей слабостью и начнете работать над собой. Вы можете это делать сами или с помощью хорошего специалиста.

Если сила в правде, значит, кто сильнее - тот и прав.

(Народная бандитская мудрость)

В чем заключается психологическая сила человека? Чем она определяется? Вопросом о силе задается любой человек, который заинтересован в управлении этим миром, во влиянии на людей, в том, чтобы что-то изменить вокруг себя и в своей жизни в целом. Вы когда-нибудь задумывались, почему так несправедливо устроено - одни обладают этим даром, другие нет, одним хочется подчиняться, другим не очень, одни могут оказать воздействие, другие так это делать пытаются - что смешно становится. В детстве, если помните, все мальчишки мечтают обладать громадной силой, чтобы побеждать в любой драке, раскидывать любых врагов, никого не бояться, всего добиваться, пользоваться уважением в коллективе. Лично я в юном возрасте завидовал, как ни странно это звучит, девочке, только особенной, очень сильной девочке, по имени Пеппи Длинныйчулок, которая обладала абсолютно невиданными возможностями и при случае демонстрировала чудеса, которые не снились ни одному штангисту в мире. Например, забрасывала злодеев на вершины деревьев, удерживала руками автомобили за бампер, вытаскивала корабли из моря на берег и совершала тому подобные подвиги. С возрастом приходит понимание, что физической силой в этом мире все вопросы уже не решишь - нужна другая сила, внутренняя, личностная.

Что происходит в нашем общении в жизни? Встречаясь с человеком, мы интуитивно, подсознательно, оцениваем его и сравниваем нашу личную силу с его силой. И, вследствие этого сравнения, выстраиваем отношения. Если интуиция нам подсказывает, что он сильнее - отношения выстраиваются с так называемой «пристройкой снизу». То есть мы признаем главенство за человеком, позволяем ему нас жизни учить, с уважением и прислушиваемся к его мнению. Если мы ощущаем, что сами сильнее партнера - отношения скорее выстраиваются с так называемой «пристройкой сверху». То есть мы сами подсознательно чувствуем себя главнее, больше высказываем свое мнение, меньше значения придаем его мнению, позволяем себе уже его учить жизни и «руками водить» в его сторону. Ну, и третий возможный вариант, когда силы примерно равны, то отношения выстраиваются «с пристройкой на равных». Непонятно, кто кем руководит, кто кем управляет, то ты мной, то я тобою, отношения как «друг - друг». Понятно, что эта схема из трех вариантов отношений несколько упрощена, в жизни может быть все сложнее, но суть именно такая. Именно психологическая сила заставляет нас подчинять или подчиняться, слушать или слушаться, убеждать или убеждаться. Именно она позволяет выигрывать переговоры, психологические поединки, конфликты, заставляет уважать свое мнение и добиваться успеха в социуме. И эта сила важнее, чем вся остальная физическая, потому что уже именно она позволяет творить чудеса.

Вопросом, что такое психологическая сила и как ее повысить? Когда я задаю участникам этот вопрос - что такое психологическая сила и как это понятие определить одной исчерпывающей фразой, то с ходу умные люди обычно находят целый ряд ответов. Например, это - уверенность, говорят некоторые. Да, уверенность хорошее качество, но это не синоним психологической силы, а скорее, следствие, сопутствующее качество. Знак равенства между понятиями сила и уверенность ставить некорректно. Уверенность скорее является следствием силы. Еще вариант - целеустремленность. Тоже сопутствующее качество, следствие силы, но не одно и то же. Часто называют умение быть счастливым, не сдаваться перед трудностями, «держать удар» - тоже замечательные качества, но тоже не исчерпывают понятие силы и не определяют. Как правило, участникам приходят лишь следствия и ассоциации на внутреннюю силу, но не само определение.

Вы, конечно, помните, что этот сакральный вопрос - в чем сила, брат? - мучил еще Бодрова-младшего в фильмах «Брат-1», «Брат-2». И он ходил и приставал с ним ко всем, даже к иностранцам:

- Вот ты, немец, говоришь, город - это сила, а какая тут сила, тут слабые все…

- Город - это злая сила…

И оттуда пошел такой анекдот.

Сидит Бодров-младший в кабинете американского бизнесмена, рядом валяется убитый американский бизнесмен, пьют они водку, играют в шахматы и Бодров-младший говорит:

-Вот скажи мне, американец, в чем сила? Вот ты думаешь, сила в деньгах? Вот и брат, говорит, в деньгах… А сила-то, она - в ньютонах!!!

И в самом деле, чтобы определить это понятие научн о, если хотите, надо обратиться к истокам - откуда ноги растут. А растут они из классической физики, надеюсь, отличники среди читателей найдутся. Давайте вспомним сначала определение физической силы, а потом перейдем к силе психологической. Как определялось понятие «физической силы» в 7 классе средней школы? Правильно, волшебной и незабываемой формулой «ф равняется м умноженное на а» - сила равняется массе, умноженной на ускорение. Помните, в учебниках физики любили сталкивать кубики, так вот, если один кубик сталкивает другой с места, то по массе и ускорению второго можно было определить физическую силу первого, и измерялась она, действительно, в ньютонах. По-человечески говоря, физическая сила - это способность предмета совершать работу над другим предметом. Под работой понимается перемещение в пространстве. Еще раз повторю, опираемся на это определение: «Физическая сила - это способность предмета совершать работу над другим предметом».

А теперь, основываясь на этом определении, теперь, перенесем его уже на мир людей. Тогда - по аналогии, что такое уже «психологическая сила»? Попробуйте отсюда найти определение самостоятельно и сравнить с правильным ответом. Для ленивых правильный ответ последует уже сейчас. Психологическая сила - это способность человека совершать работу над людьми, в том числе над собой, поскольку ты тоже человек. Только под работой в мире людей понимаются все три вида влияния. Первый вид, влияние на сознание - то есть умение убедить, внушить, поменять ценности человеку, научить, дать понять, «вправить мозги», наконец. Второй вид, влияние на эмоциональный мир человека - способность создать ему новую эмоцию, убрать лишнюю старую, раскачать чувства, оказать воздействие на душевный, эмоционально-чувственный мир личности. И третье, влияние на волю человека - способность побудить к действию, столкнуть с бездействия, умение заставить человека двигаться телом и разумом или, наоборот, остановиться перед пропастью.

И, если все это учесть, получается такое определение.

Психологическая сила - это способность человека оказывать влияние на людей, в том числе на себя.

Что означает, оказать влияние на себя самого? Все три вида влияния, на сознание, на эмоции, на волю, только применительно к себе. Когда-то вправить себе мозги и поменять ценности, когда-то справиться со своими чувствами, когда-то заставить себя сделать то, что не хочется, но надо. Влияние на себя - это частный случай влияния на людей в целом, более того, не умея управлять собой, невозможно адекватно управлять другими людьми. И по тому, как человек управляет собой, вполне можно судить о его силе. Простейший тест на личную силу - как долго вы встаете утром с постели? Управление собой - ближе всего к понятию силы воли, с помощью волевых качеств человек оказывает влияние на свою ленивую натуру.

Основа этой способности оказывать влияние - высокая и независимая самооценка личности. Т.е. степень любви к себе, степень самоуважения, степень принятия себя. Достаточно высокая - позволяющая комфортно жить среди других людей и чувствовать себя достойно, как равный среди равных (а в чем-то и выше). Независимая - означает устойчивая, позволяющая не терять самоуважение при отрицательной оценке окружающих и не падающая при неудачах. Самооценка - это стержень личностной силы, без нее сила, образно говоря, теряет хребет и разваливается.

Еще очень важный момент. Способность оказывать влияние - это некая возможность, качество внутреннее, и его надо уметь предъявить, то есть проявить внешне. Иначе эта сила так и останется в потенциале, непроявленной и незаметной окружению. Всегда есть внутреннее и внешнее, так же и применительно к силе. Сила - это внутренний стержень человека, но сделать так, чтобы эту силу люди почувствовали, это вторая, внешняя задача.

Представьте, что вы чемпион мира по боксу. В вас заключен огромный потенциал и возможности для силового воздействия на хулиганствующих элементов в ночной подворотне. Но то, что вы крутой мастер знаете только вы и ваше окружение. Шпана этого пока еще не знает, и вы вынуждены предъявить им вашу силу и мастерство, проявить эти внутренние возможности во всей красе, и пока вы не откусите главарю шайки ухо, никто в этой банде вас уважать и бояться не станет.

Я соглашусь с утверждением, что люди силу чувствуют неким шестым чувством, но все-таки так бывает далеко не всегда. Можно быть сильным человеком, но новый коллектив это еще не заметит. Или наоборот, быть слабым, но успешно пускать пыль в глаза, производя сильное впечатление. И так тоже часто бывает, история знает такие случаи, вспомним хотя бы Хлестакова. Поэтому, чтобы сила по-настоящему работала в жизни на вашу влиятельность, надо, чтобы внешнее соответствовало внутреннему. Необходимо научиться силу проявлять, когда-то демонстрировать, доказывать и даже при необходимости оказывать активное силовое воздействие. И вот здесь приобретают важнейшее значение уже упоминавшиеся сопутствующие силе качества, через что сила проявляется и с чем ассоциируется. А именно - уверенность, манера держаться, целеустремленность, умение держать удар, смелость, владение голосом, и другие. По сути это уже инструменты психологического воздействия, то, через что личная сила проявляет себя во внешнем мире и через что наша личность оказывает влияние. Но это уже другая, следующая тема.

"Если сила в правде, значит, кто сильнее — тот и прав", — н ародная бандитская мудрость.

В чём заключается психологическая сила человека? Чем она определяется? Вопросом о силе задаётся любой человек, который заинтересован в управлении этим миром, во влиянии на людей, в том, чтобы что-то изменить вокруг себя и в своей жизни в целом. Вы когда-нибудь задумывались, почему так несправедливо устроено — одни обладают этим даром, другие нет, одним хочется подчиняться, другим не очень, одни могут оказать воздействие, другие так это делать пытаются — что смешно становится. В детстве, если помните, все мальчишки мечтают обладать громадной силой, чтобы побеждать в любой драке, раскидывать любых врагов, никого не бояться, всего добиваться, пользоваться уважением в коллективе. Лично я в юном возрасте завидовал, как ни странно это звучит, девочке, только особенной, очень сильной девочке, по имени Пеппи Длинныйчулок, которая обладала абсолютно невиданными возможностями и при случае демонстрировала чудеса, которые не снились ни одному штангисту в мире. Например, забрасывала злодеев на вершины деревьев, удерживала руками автомобили за бампер, вытаскивала корабли из моря на берег и совершала тому подобные подвиги. С возрастом приходит понимание, что физической силой в этом мире все вопросы уже не решишь — нужна другая сила, внутренняя, личностная.

Что происходит в нашем общении в жизни? Встречаясь с человеком, мы интуитивно, подсознательно, оцениваем его и сравниваем нашу личную силу с его силой. И, вследствие этого сравнения, выстраиваем отношения. Если интуиция нам подсказывает, что он сильнее — отношения выстраиваются с так называемой "пристройкой снизу". То есть мы признаём главенство за человеком, позволяем ему нас жизни учить, с уважением и прислушиваемся к его мнению. Если мы ощущаем, что сами сильнее партнёра — отношения скорее выстраиваются с так называемой "пристройкой сверху". То есть мы сами подсознательно чувствуем себя главнее, больше высказываем своё мнение, меньше значения придаём его мнению, позволяем себе уже его учить жизни и "руками водить" в его сторону. Ну, и третий возможный вариант, когда силы примерно равны, то отношения выстраиваются "с пристройкой на равных". Непонятно, кто кем руководит, кто кем управляет, то ты мной, то я тобою, отношения как "друг — друг". Понятно, что эта схема из трёх вариантов отношений несколько упрощена, в жизни может быть всё сложнее, но суть именно такая. Именно психологическая сила заставляет нас подчинять или подчиняться, слушать или слушаться, убеждать или убеждаться. Именно она позволяет выигрывать переговоры, психологические поединки, конфликты, заставляет уважать своё мнение и добиваться успеха в социуме. И эта сила важнее, чем вся остальная физическая, потому что уже именно она позволяет творить чудеса.

Вопросом, что такое психологическая сила и как её повысить мы занимаемся на тренинге "Победители: психология влияния" и начинаем как раз с определения понятия — что же это такое? Потому что, если не определиться с самим понятием, то нет фундамента, на котором строится вся концепция и невозможно двигаться дальше. Когда я задаю участникам этот вопрос — что такое психологическая сила и как это понятие определить одной исчерпывающей фразой, то с ходу умные люди обычно находят целый ряд ответов. Например, это — уверенность, говорят некоторые. Да, уверенность хорошее качество, но это не синоним психологической силы, а скорее, следствие, сопутствующее качество. Знак равенства между понятиями сила и уверенность ставить некорректно. Уверенность скорее является следствием силы. Ещё вариант — целеустремлённость. Тоже сопутствующее качество, следствие силы, но не одно и то же. Часто называют умение быть счастливым, не сдаваться перед трудностями, "держать удар" — тоже замечательные качества, но тоже не исчерпывают понятие силы и не определяют. Как правило, участникам приходят лишь следствия и ассоциации на внутреннюю силу, но не само определение.

Вы, конечно, помните, что этот сакральный вопрос — в чем сила, брат? — мучил ещё Бодрова-младшего в фильмах "Брат-1", "Брат-2". И он ходил и приставал с ним ко всем, даже к иностранцам:

— Вот ты, немец, говоришь, город — это сила, а какая тут сила, тут слабые все…

— Город — это злая сила…

И оттуда пошёл такой анекдот: "Сидит Бодров-младший в кабинете американского бизнесмена, рядом валяется убитый американский бизнесмен, пьют они водку, играют в шахматы и Бодров-младший говорит: "Вот скажи мне, американец, в чем сила? Вот ты думаешь, сила в деньгах? Вот и брат, говорит, в деньгах… А сила-то, она — в ньютонах!!!""

И в самом деле, чтобы определить это понятие научно , если хотите, надо обратиться к истокам — откуда ноги растут. А растут они из классической физики, надеюсь, отличники среди читателей найдутся. Давайте вспомним сначала определение физической силы, а потом перейдём к силе психологической. Как определялось понятие "физической силы" в 7 классе средней школы? Правильно, волшебной и незабываемой формулой "ф равняется м умноженное на а" — сила равняется массе, умноженной на ускорение. Помните, в учебниках физики любили сталкивать кубики, так вот, если один кубик сталкивает другой с места, то по массе и ускорению второго можно было определить физическую силу первого, и измерялась она, действительно, в ньютонах. По-человечески говоря, физическая сила — это способность предмета совершать работу над другим предметом. Под работой понимается перемещение в пространстве. Ещё раз повторю, опираемся на это определение: "Физическая сила — это способность предмета совершать работу над другим предметом" .

А теперь, основываясь на этом определении, теперь, перенесём его уже на мир людей. Тогда — по аналогии, что такое уже "психологическая сила"? Попробуйте отсюда найти определение самостоятельно и сравнить с правильным ответом. Для ленивых правильный ответ последует уже сейчас. Психологическая сила — это способность человека совершать работу над людьми, в том числе над собой, поскольку ты тоже человек. Только под работой в мире людей понимаются все три вида влияния. Первый вид, влияние на сознание — то есть умение убедить, внушить, поменять ценности человеку, научить, дать понять, "вправить мозги", наконец. Второй вид, влияние на эмоциональный мир человека — способность создать ему новую эмоцию, убрать лишнюю старую, раскачать чувства, оказать воздействие на душевный, эмоционально-чувственный мир личности. И третье, влияние на волю человека — способность побудить к действию, столкнуть с бездействия, умение заставить человека двигаться телом и разумом или, наоборот, остановиться перед пропастью.

И, если всё это учесть, получается такое определение.

Психологическая сила — это способность человека оказывать влияние на людей, в том числе на себя.

Что означает, оказать влияние на себя самого? Все три вида влияния, на сознание, на эмоции, на волю, только применительно к себе. Когда-то вправить себе мозги и поменять ценности, когда-то справиться со своими чувствами, когда-то заставить себя сделать то, что не хочется, но надо. Влияние на себя — это частный случай влияния на людей в целом, более того, не умея управлять собой, невозможно адекватно управлять другими людьми. И по тому, как человек управляет собой, вполне можно судить о его силе. Простейший тест на личную силу — как долго вы встаёте утром с постели? Управление собой — ближе всего к понятию силы воли, с помощью волевых качеств человек оказывает влияние на свою ленивую натуру.

Основа этой способности оказывать влияние — высокая и независимая самооценка личности. Т.е. степень любви к себе, степень самоуважения, степень принятия себя. Достаточно высокая — позволяющая комфортно жить среди других людей и чувствовать себя достойно, как равный среди равных (а в чем-то и выше). Независимая — означает устойчивая, позволяющая не терять самоуважение при отрицательной оценке окружающих и не падающая при неудачах. Самооценка — это стержень личностной силы, без неё сила, образно говоря, теряет хребет и разваливается.

Ещё очень важный момент. Способность оказывать влияние — это некая возможность, качество внутреннее, и его надо уметь предъявить, то есть проявить внешне. Иначе эта сила так и останется в потенциале, непроявленной и незаметной окружению. Всегда есть внутреннее и внешнее, так же и применительно к силе. Сила — это внутренний стержень человека, но сделать так, чтобы эту силу люди почувствовали, это вторая, внешняя задача.

Представьте, что вы чемпион мира по боксу. В вас заключён огромный потенциал и возможности для силового воздействия на хулиганствующих элементов в ночной подворотне. Но то, что вы крутой мастер знаете только вы и ваше окружение. Шпана этого пока ещё не знает, и вы вынуждены предъявить им вашу силу и мастерство, проявить эти внутренние возможности во всей красе, и пока вы не откусите главарю шайки ухо, никто в этой банде вас уважать и бояться не станет.

Я соглашусь с утверждением, что люди силу чувствуют неким шестым чувством, но всё-таки так бывает далеко не всегда. Можно быть сильным человеком, но новый коллектив это ещё не заметит. Или наоборот, быть слабым, но успешно пускать пыль в глаза, производя сильное впечатление. И так тоже часто бывает, история знает такие случаи, вспомним хотя бы Хлестакова. Поэтому, чтобы сила по-настоящему работала в жизни на вашу влиятельность, надо, чтобы внешнее соответствовало внутреннему. Необходимо научиться силу проявлять, когда-то демонстрировать, доказывать и даже при необходимости оказывать активное силовое воздействие. И вот здесь приобретают важнейшее значение уже упоминавшиеся сопутствующие силе качества, через что сила проявляется и с чем ассоциируется. А именно — уверенность, манера держаться, целеустремлённость, умение держать удар, смелость, владение голосом, и другие. По сути это уже инструменты психологического воздействия, то, через что личная сила проявляет себя во внешнем мире и через что наша личность оказывает влияние. Но это уже другая, следующая тема.

О воспитании сильной личности мы вспоминаем лишь тогда, когда замечаем, что из нас самих сильной личности не получилось. Тем не менее, мы полны надежды: а может быть, еще получится? А может быть, получится из наших детей? Ибо стоят перед нашими глазами многочисленные примеры сильных личностей — так, что же нам и нашим детям мешает стать такими же, как они? Существуют ли секреты духовной силы человека? И в чем эта духовная сила состоит?

Сила есть результат усилий

Сила — это не есть то первое, что нам дается, как качество характера или свойство тела, она есть следствие или результат нашей работы, наших собственных усилий. Только благодаря правильным действиям или нас самих, или наших родителей в детстве мы получаем в свое распоряжение, как дар свыше, духовную силу. Сильная личность возникает вследствие 1) правильного воспитания в детском возрасте, 2) усилий, которые мы сознательно предпринимаем в зрелости. Это является распространенным заблуждением, когда полагают, будто человек может быть сильным от природы, и раз у тебя изначально этой силы нет, то значит, это тебе вообще не дано и бесполезно стремиться стать сильным. И есть другое заблуждение, заключающееся в том, что якобы можно убедить себя в том, что ты сильный — такое самовнушение тоже, разумеется, ничего не дает. Напротив, лучше даже думать, что ты слабее всех и не можешь осилить чего-то, что с легкостью могут твои знакомые, например, выучить иностранный язык. Тогда усилия человека, направленные на то, чтобы взять этот легкий уровень и стать таким, как все, действительно помогают ему обрести духовную силу. Таким образом, духовная сила — это результат большого количества маленьких побед над собой и своей слабостью.

Воспитание сильной личности с детства

Первое, что можно сделать — это помочь человеку стать сильным еще в детстве. Очень немногие родители действительно этого хотят, и если их дети и вырастают сильными, то чаще всего не благодаря полученному воспитанию, а вопреки ему. Просто они очень не хотят равняться на своих родителей, и это сопротивление, если они тебя не сломают, иногда помогает развивать собственную силу.

Что же нужно делать, чтобы дети выросли сильными?

Этим вопросом мало кто задается, обычно родители, наоборот, хотят облегчить своему ребенку жизненный путь. Они заранее готовят его к какой-то должности или профессии, которая позволит ему без особого труда занять место, приспособившись к жизни уже с раннего возраста. Например, учат его музыке, чтобы он научился играть на гитаре, или на скрипке, или на виолончели — и таким образом, всегда был бы востребован, как музыкант, который умеет зарабатывать своим мастерством. Или пытаются обучить его любой другой профессии: компьютерному программированию, строительству, моделированию и т.д. Это все хорошо, но такая предписанная родителями подготовка к какой-либо науке или профессиональной отрасли, порой делает молодого человека не то что сильнее, а наоборот — слабее. Большинство этих детей вырастают абсолютно не приспособленными, потому что их родители в свое время забыли про дух.

Почему так важно укреплять в ребенке свободный дух?

Потому что молодому духу важно не найти себя, а попробовать. Попробовать себя в математике, попробовать себя в литературе, попробовать себя в живописи и т.д. Силу личности придает не то, что тебе понравилось что-то делать, а то, что ты пробуешь и чувствуешь получаемую от мира обратную связь в виде своего достижения. Например, попробовал себя в кузнечном деле, и выковал изделие, которым гордишься и любуешься. Или попробовал себя в вышивании, и чувствуешь радость при одном взгляде на вышитый тобой узор. Или попробовал себя в беге на стометровке, и радуешься занятому первому месту. Надо получать как можно больше радости от всех этих попыток и проб! Ты свободен выбирать, и чем больше наук, ремесел, профессий и игр ты попробуешь, тем лучше для тебя, и тем самостоятельнее и сильнее будешь ты потом в зрелом возрасте.

Вальдорфское воспитание.

Именно дает возможность подрастающему человеку попробовать себя в самых различных занятиях и искусствах. Он получает не только представление о предмете, например, о философии, что были такие-то философы, которые постигали истину, но он получает также переживание, что значит быть философом. Он получает от школьных занятий самые разнообразные переживания: как изобретать, как путешествовать, как строить, как готовить, как ухаживать, как воевать, как сочинять музыку, сказки, стихи и т.д. — то есть, он приобретает опыт в каждом жизненно важном деле. Важно не то, что он что-то хорошо выучил или постиг (съел на чем-то собаку), а то, что он через это прошел. И в дальнейшей жизни он будет продолжать проходить через все новые профессии, вплоть до 25 — 30 лет.

Время до 28-ми лет отводится человеку для профессиональных переживаний: он должен испытать разные сферы жизни, разные жизненные роли, а также взлеты и падения, удачи и неудачи, способность или неспособность работать вместе с другими людьми, он должен максимально расширить свой предпринимательский кругозор в разного рода делах. Попробовал одно дело — получил результат. Попробовал другое — получил еще один результат. Жизнь начинается с того, что ты продолжаешь начатое в школе, но уже на более практический лад и теперь без учителя: сам пробуешь работу и сам делаешь выводы. Это время выводов дает человеку необходимую жизненную силу, дает многообразный опыт, а также сотрудников и друзей, с которыми ты будешь работать в будущем, когда на 40-м или 50-м году действительно найдешь свое любимое дело. Вот как далеко смотрит вальдорфская педагогика!

Самовоспитание в зрелом возрасте

Сильная личность не возникает просто так, но только в результате того, что в детстве или юности были заложены соответствующие ростки. Воспитывалась ли она на негативных примерах или на позитивных, не имеет особого значения, но важна та жизненная мудрость или зрелость, которая в тебе начинает проявляться и требует, чтобы какой-нибудь из заложенных в детстве ростков развился в мощное дерево. Это может произойти и в 40, и в 50, и даже в 70 лет, и только тогда сильная личность сможет себя полностью реализовать. Если у нее на протяжении десятилетий что-то не получалось, то это имеет даже положительную ценность, потому что испытанная ранее слабость, неспособность найти себя, временное поражение, всевозможные трудности и болезни они-то являются потом причиной, почему сильная личность начинает себя проявлять.

Три принципа развития сильной личности

Человек, как учит нас духовная наука антропософия, состоит из трех систем: 1) система головы или нервная система, 2) система дыхания и кровообращения (так называемая ритмическая система) и 3) система конечностей и обмена веществ. Словом, есть верхний, средний и нижний человек. Организм только тогда является сильным и целостным, когда все эти три системы — голова, грудь и конечности — одинаково хорошо развиты, и этот трехчленный принцип действует не только в организме, но и в социуме. Социальная жизнь такая же трехчленная, как и органическая. И сильная личность будет прорастать в социум сразу в трех направлениях: 1) в духовный мир, 2) в свое ближайшее окружение (семью) и 3) в свое дальнее окружение, то есть, во внешний мир. Вот как можно сформулировать эти 3 принципа успешного развития сильной личности, начиная с дальнего:

  1. Если хочешь много денег — научись создавать исходящий поток от себя во внешний человеческий мир.

  2. Если хочешь много здоровья и силы — научись принимать энергию от своего ближнего окружения.

  3. Если хочешь развить великое желание, волю — научись создавать исходящий поток в духовный мир.

Сильный человек излучает свет в двух направлениях: в остальное человечество и в духовный мир. А силу светить он берет из своего ближайшего окружения, например, мужчина от женщины, а женщина от мужчины. Слабые же люди делают наоборот — они питаются тем, что им достается от дальнего окружения и от духовного мира, и хотят накормить этим свое ближайшее окружение, родных и семью. Все, что они заработали и узнали во внешнем мире, они несут в свой дом. Но истина состоит в том, что сильная личность, находит в себе силу повернуть эти потоки в обратном направлении. Это сперва так же трудно, как заставить повернуть реку вспять, причем не одну реку, а сразу три. Если раньше в тебя втекали два слабеньких ручейка и один вытекал, то теперь ты делаешь так, что два первых вытекают из тебя во внешний мир (человеческий и духовный), а третий втекает из твоего ближайшего окружения, из того, что ты делаешь. Занимаясь своим любимым делом ты как бы открываешь источник в самом себе, и этот внутренний источник настолько сильный, что превращает вытекающие ручейки в два мощных потока. Вот эти три кита, на которых держится мир сильной личности — разберем их по-отдельности:

Исходящий поток во внешний человеческий мир

Важно не надеяться на помощь от внешнего мира, а давать ему из своего источника. На пламя свечи слетаются насекомые, потому что свеча горит. Не имеет значения, как она устроена, из воска она или из парафина, на каком дорогом подсвечнике стоит и т.д., но имеет значение та сила света, которую данный источник излучает во внешний мир. Люди видят этот свет, и они притягиваются им. Это могут быть и сотрудники, и клиенты, и посетители, и таким образом наш исходящий поток создает, в свою очередь, входящий поток, который тем больше приносит предприятию денег, чем сильнее первый исходящий поток. Важно сконцентрироваться на том, что от тебя исходит вовне, а не светить внутрь. Внутренняя реорганизации, всякие усовершенствования и изменения внутри предприятия, если поставлена цель сделать его большим и сильным, не дают столько, сколько дает усиление исходящего потока. В настоящее время вообще не существует замкнутых сообществ, которые богатели бы сами по себе. В современном мире, если хочешь, чтобы у тебя появились деньги, надо светить. Чем сильнее исходящий свет, тем больше будет и прибыль. Суть в том, что внешнему миру надо сначала отдать — свою пользу, свою мудрость, свою экспертность — чтобы взамен получить что-то материальное.

Энергетическое взаимодействие с ближним

Отношения между мужчиной и женщиной в семье — это та тема, которой мы посвятим еще не одну статью. Здесь самый корень развития сильной личности. Мужчина тогда будет сильным, когда он получает много от женщины, и наоборот; речь не идет о сексе, но о сознательной духовной работе друг по отношению к другу. Сильный мужчина и сильная женщина объединяются вместе, чтобы войти в состояние развития, и тогда инвестированная в их отношения сила достигает колоссальной величины. Это можно назвать или вечным двигателем, или тайной магией мужского и женского начал. Но об этом мы поговорим не здесь, и если у вас есть вопрос, то пожалуйста, задайте его через на нашем сайте. Любой ваш вопрос будет очень актуален, и мы постараемся на него как можно быстрее ответить в одной из последующих статей. Как ни парадоксально, но говоря об отношениях между мужем и женой, люди очень редко спрашивают, как эти отношения можно ввести в состояния развития, чтобы и он, и она получали в избытке энергию, необходимую для здоровой жизни души.

Исходящий поток в духовный мир

Это принципиальный момент, без которого ни один руководитель, ни одно общество не сможет достичь больших целей. Вы просто не захотите их поставить, а если и поставите, то будете постоянно откладывать реализацию на потом, потому что у вашей личности недостаточно воли (или хотения), чтобы за них взяться. Желание должно быть страстным и сильным, чтобы вас ничто не могло остановить — а чтобы развить такое желание, надо заниматься духовной работой, светить в духовный мир, поддерживать своих духовных водителей. Это очень важно, и об этом мы также будем говорить в последующих статьях, потому что существует очень много форм духовной работы — в частности, чтение в группе лекций Рудольфа Штайнера — но это должна быть именно работа, а не молитвы и не ожидание, что духовный мир нам поможет. Точно так же, как в случае с исходящим потоком во внешний мир, мы должны сами создавать исходящий поток, чтобы духовный мир нами заинтересовался и вошел в нашу волю. Чем сильнее будет этот исходящий в духовный мир поток, тем сильнее будет воля — а это, пожалуй, самое важное, на чем основана духовная сила личности.

Вот вкратце, что сообщает духовная наука о развитии сильной личности, и эта тема будет продолжена в ближайших публикациях на сайте вальдорфской школы.

Историческое развитие человека происходило под влиянием тех же факторов биологической эволюции, что и остальных видов живой природы. Однако для антропогенеза недостаточно действия одних биологических факторов -— он сопровождается еще социальными факторами.

Факторы антропогенеза

Биологические:

Социальные:

1) мутации,

I) трудовая деятельность,

2) популяционные волны,

2) общественный образ жизни,

3) дрейф генов,

3) речь,

4) изоляция,

4) мышление,

5) борьба за существование,

5) культура.

6) естественный отбор.

На ранних этапах эволюции человека преобладали биологические движущие силы. Решающее значение имел отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям среды, отбор особей, способных к изготовлению примитивных орудий труда, позволяющих им добывать пищу и защищаться от врагов. Позднее (на стадии австралопитеков) объектом отбора становится стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения. В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды. Индивидуальный отбор на основе избирательной элиминации (гибели) формировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа (прямохождение, развитая кисть руки, крупный мозг), а групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию, т. е. формы отношений в стаде.

Главной движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного тина, была трудовая деятельность. На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме того, древнейший человек постепенно стал использовать руку для изготовления орудий труда. В процессе изготовления и употребления орудий труда рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Результатом трудовой деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука. Кроме того, труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т. е. созданию общества взамен стада.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.

Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ним членораздельная речь сделали необходимым условием жизни людей передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества — хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур, изготовлению орудий труда, знатоков лекарственных растений и т. д.). Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный облик индивидуума. Каждое взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.

В современном человеческом обществе действие биологических факторов эволюции претерпело значительные изменения. В нем полностью исключена внутривидовая борьба за существование, утратил свое ведущее значение естественный отбор, который в основном выполняет стабилизирующую функцию (поддерживает признаки вида Человек разумный). Популяционные волны могут сказываться только в малонаселенных регионах, так как численность человеческой популяции не подвержена значительным колебаниям. Изоляция также теряет свое значение — нарушение изоляционных барьеров ведет к обогащению генофонда популяций.

Сохранил свое значение мутационный процесс. Мутации изменяют генотипический состав населения и совместно с комбинационной изменчивостью обеспечивают полиморфизм популяций. Ослабляющее действие естественного отбора может способствовать накоплению в популяциях вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особей. Это обстоятельство необходимо учитывать в разных областях человеческой деятельности, и прежде всего в охране окружающей среды.

Источник : Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов "Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы"

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...