В какой стране зародился джаз. История музыки: джаз. Период новоорлеанской школы


Джаз - музыка души, и до сих пор ведётся нескончаемое количество споров об истории возникновения данного музыкального направления. Многие считают, что джаз возник в Новом Орлеане, кто-то думает, что джаз впервые исполнялся в Африке, аргументируя сложными ритмами и всевозможными танцами, притоптыванием и хлопками. Но я предлагаю вам узнать живой, яркий, постоянно меняющийся джаз немного лучше.


Происхождение джаза обусловлено многочисленными причинами. Его начало было незаурядным, динамичным и этому способствовали в какой-то степени чудесные события. На рубеже 19 и 20 веков происходило становление джазовой музыки, она стала детищем культур Европы и Африки, своеобразным слиянием форм и тенденций двух континентов.


Принято считать, что зарождение джаза так или иначе началось с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Люди, которых свозили в одно место, чаще всего не понимали друг друга и по мере необходимости происходило объединение множества культур, в том числе это обуславливалось слиянием музыкальных культур. Таким образом происходило зарождение джаза.

Эпицентром становления джазовой культуры считают юг Америки, а если быть точнее, то это Новый Орлеан. Впоследствии ритмичные мелодии джаза плавно перетекают в ещё одну столицу музыки, которая располагается на севере - Чикаго. Там особым спросом пользовались ночные выступления, неимоверные аранжировки придавали особой остроты исполнителям, но самым главным правилом джаза всегда являлась импровизация. Выдающимся представителем того времени был неподражаемый Луи Армстронг.


Период 1900-1917 гг. в Новом Орлеане активно развивается джазовое направление, а так же в обиход входит понятие «новоорлеанский» музыкант, так же эпоху 20-х гг. 20 века принято называть «эпоха джаз». Теперь, когда мы выяснили откуда и как появился джаз стоит разобраться в отличительных особенностях данного музыкального направления. В первую очередь джаз основывается на специфической полиритмии, которая опирается на синкопированные ритмы. Синкоп – это смещение акцента с сильной доли на слабую, то есть целенаправленное нарушение ритмического акцента.

Главнейшим отличием джаза от других направлений так же является ритмика, а точнее произвольное её исполнение. Именно эта свобода вызывает у музыкантов ощущение свободного и непринуждённого исполнения. В профессиональных кругах это называется свинг (англ.-качание). Подкрепляется всё ярким и красочным музыкальным рядом и,конечно же, никогда не стоит забывать о главной особенности – импровизации. Всё это в сочетании с талантом и желанием выливается в чувственную и ритмичную композицию под названием джаз.

Дальнейшее развитие джаза не менее интересно, чем его зарождение. Впоследствии появляются новые направления: свинг (1930-е гг.), бибоп (1940-е гг.), кул-джаз, хард-поп, соул-джаз и джаз-фанк (1940-е -1960-е гг.). В эпоху свинга коллективная импровизация ушла на второй план, такую роскошь мог позволить себе только солист, остальные музыканту должны были придерживаться заготовленной музыкальной композиции. В 1930-е гг. происходил бешеный рост таких коллективов, которые впоследствии стали называться биг-бэнды. Самыми яркими представителями этого периода принято считать Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Глен Миллер.


Спустя 10 лет вновь происходит переворот в истории джаза. В моду возвращаются небольшие группы, преимущественно состоявшие из чернокожих исполнителей, где импровизацию могли позволить себе абсолютно все участники. Звёздами переломного периода стали Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. Музыканты стремились вернуть джазу бывалую лёгкость и непринуждённость, как можно дальше отойти от коммерциализации. В малые оркестры приходили руководители биг-бэндов, которые попросту устали от громких выступлений и больших залов, которые просто хотели насладиться музыкой.


Музыка 1940-1960-х гг. перетерпела колоссальное изменение. Джаз делился на две группы. Одна примыкала к классическому исполнению, кул-джаз знаменит своей сдержанностью и меланхоличностью. Основными представителями являются Чет Бейкер, Дэйв Брубек, Майлз Дэвис. А вот вторая группа развивала идеи бибопа, где основным являлись яркие и агрессивные ритмы, взрывное солирование и конечно же импровизация. В данном стиле верхушку пьедестала взяли Джон Колтрейн, Сонни Роллинз и Арт Блэйки.


Заключительной точкой развития джаза стал 1950-й год, именно тогда произошло слияние джаза с прочими стилями музыки. Впоследствии появлялись новые формы, происходило развития джаза в СССР и СНГ. Яркими российскими представителями являлись Валентин Парнах, который создал первый оркестр в стране, Олег Лундстрем, Константин Орбелян и Александр Варламов. Сейчас, в современном мире так же происходит интенсивное развитие джаза, музыканты реализуют новые формы, пробуют, сочетают и добиваются успехов.


Теперь вы немного больше знаете о музыке, а конкретно о джазе. Джаз – музыка не для всех, но даже если вы не самый большой фанат этого направления, послушать для того, чтобы окунуться в историю – стоит, однозначно. Приятного прослушивания.

Виктория Лыжова

Джаз родился в Новом Орлеане. С подобной фразы начинаются большинство историй джаза, как правило, с обязательным уточнением, что похожая музыка развивалась во многих городах американского Юга – Мемфисе, Сент-Луисе, Далласе, Канзас-Сити.

Музыкальные истоки джаза – как афроамериканские, так и европейские – многочисленны, и их долго перечислять, но нельзя не упомянуть двух главных его афроамериканских предшественников.

Песни джаза можно будет послушать

Регтайм и блюз

Примерно два десятилетия на рубеже XIX-XX веков – короткая эпоха расцвета регтайма, который был первым видом популярной музыки. Регтайм исполнялся преимущественно на фортепиано. Само слово переводится как «рваный ритм», и такое название этот жанр получил из-за синкопированного ритма. Автором наиболее популярных пьес был Скотт Джоплин, получивший прозвание «короля регтайма».

Пример: Scott Joplin – Maple Leaf Rag

Другим не менее важным предшественником джаза был блюз. Если регтайм дал джазу энергичный синкопированный ритм, то блюз дал ему голос. И в буквальном смысле, так как блюз – это вокальный жанр, но прежде всего в переносном, поскольку блюзу присуще использование смазанных нот, отсутствующих европейском звуковом строе (и мажорном, и минорном) – блюзовых нот, а также разговорно-крикливая и ритмически свободная манера исполнения.

Пример: Blind Lemon Jefferson — Black Snake Moan

Рождение джаза

Впоследствии афроамериканские джазовые музыканты перенесли эту манеру в инструментальную музыку, и духовые инструменты стали подражать человеческому голосу, его интонациям и даже артикуляциям. В джазе появились так называемые «грязные» звуки. Каждый звук должен быть как бы с перчинкой. Джазовый музыкант создает музыку не только с помощью разных нот, т.е. звуков разной высоты, но и с помощью разных тембров и даже шумов.

Jelly Roll Morton — Sidewalk Blues

Скотт Джоплин жил в штате Миссури, первый известный опубликованный блюз называля «Даллас блюз». Однако первый джазовый стиль получил название «Новоорлеанский джаз».

Корнетист Чарльз «Бадди» Болден соединил регтайм и блюз, играя на слух и импровизируя, и его новация повлияла на многих более известных впоследствии новоорлеанских музыкантов, которые разнесли новую музыку по стране, прежде всего в Чикаго, Нью-Йорк, Лос-Анджелес: Джо «Кинг» Оливер, Банк Джонсон, Джелли Ролл Мортон, Кид Ори и, конечно, король джаза Луи Армстронг. Так джаз завладел Америкой.

Впрочем, свое историческое название эта музыка получила не сразу. Поначалу ее называли просто hot music (горячей), потом появилось словцо jass и уже затем jazz. А первую джазовую пластинку записал квинтет белых исполнителей Original Dixieland Jass Band в 1917 году.

Пример: Original Dixieland Jass Band — Livery Stable Blues

Эпоха свинга – танцевальная лихорадка

Джаз появился и распространился как танцевальная музыка. Постепенно танцевальная лихорадка распространилась по всей Америке. Множились танцевальные залы и оркестры. Началась эра биг-бендов, или свинга, длившаяся примерно полтора десятилетия с середины 20-х до конца 30-х гг. Никогда ни раньше, ни позже джаз не был столь популярен.
Особая роль в создании свинга принадлежит двум музыкантам – Флетчеру Хендерсону и Луи Армстронгу. Армстронг повлиял на огромное количество музыкантов, научив их ритмической свободе и разнообразию. Хендерсон создал формат джазового оркестра с его привычным впоследствии разделением на секцию саксофонов и секцию духовых с перекличкой между ними.

Fletcher Henderson — Down South Camp Meeting

Новый состав получил распространение. В стране существовало около 300 биг-бендов. Лидерами самых популярных из них были Бенни Гудмен, Дюк Эллингтон, Каунт Бейси, Чик Уэбб, Джимми Лансфорд, Томми Дорси, Гленна Миллера, Вуди Германа. В репертуар оркестров включаются популярные мелодии, которые получают наименование джазовых стандартов, или иногда их называют джазовой классикой. Самый популярный стандарт за всю историю джаза Body and Soul впервые записал Луи Армстронг.

От бибопа к постбопу

В 40-е гг. эра больших оркестров закончилась и довольно резко, прежде всего по коммерческим причинам. Музыканты начинают экспериментировать с малыми составами, благодаря чему родился новый джазовый стиль – би-боп, или просто боп, который означал целую революцию в джазе. Эта была музыка, предназначенная не для танца, а для слушания, не для широкой аудитории, а для более узкого круга любителей джаза. Словом, джаз перестал быть музыкой для развлечения публики, а стал формой самовыражения музыкантов.

Пионерами нового стиля были пианист Телониус Монк, трубач Диззи Гиллеспи, саксофонист Чарли Паркер, пианист Бад Пауэлл, трубач Майлз Дэвис и другие.

Groovin High — Charlie Parker, Dizzy Gillespie

Боп заложил основы современного джаза, который по-прежнему остается преимущественно музыкой малых составов. Наконец, боп заострил в джазе постоянное стремление к поиску нового. Выдающимся музыкантом, нацеленным на постоянные новации, был Майлз Дэвис и множество его партнеров и открытых им дарований, ставших впоследствии известными джазовыми исполнителями и звездами джаза: Джон Колтрейн, Билл Эванс, Херби Хэнкок, Уэйн Шортер, Чик Кориа, Джон Маклафлин, Уинтон Марсалис.

Джаз 50-х и 60-х годов продолжает развиваться, с одной стороны, оставаясь верным своим истокам, но переосмысливая принципы импровизации. Так появляются хард-боп, кул…

Miles Davis — So What

…модальный джаз, свободный джаз (free jazz), пост-боп.

Herbie Hancock — Cantaloupe Island

С другой стороны, джаз начинает впитывать в себя другие виды музыки, например, афро-кубинскую, латинскую. Так появляются афро-кубинский, афро-бразильский джаз (босанова).

Manteca — Dizzy Gillespie

Джаз и рок = фьюжн

Мощнейшим толчком к развитию джаза послужило обращение джазовых музыкантов к рок-музыке, использованию ее ритмов и электрических инструментов (электрическая гитара, бас-гитара, клавишные, синтезаторы). Пионером здесь снова был Майлз Дэвис, начинание которого подхватили Джо Завинул (Weather Report), Джон Маклафлин (Mahavishnu Orchestra), Херби Хэнкок (The Headhunters), Чик Кориа (Return to Forever). Так возникли джаз-рок, или фьюжн…

Mahavishnu Orchestra — Meeting Of The Spirits

и психоделический джаз.

Milky Way — Weather Report

История джаза и джазовые стандарты

История джаза – это не только стили, направления и известные исполнители джаза, это еще и множество прекрасных мелодий, которые живут во множестве версий. Их легко узнают, даже если не помнят или не знают названий. Своей популярностью и привлекательностью джаз в том числе обязан таким замечательным композиторам, как Джордж Гершвин, Ирвинг Берлин, Коул Портер, Хогги Кармайкл, Ричард Роджерс, Джером Кернb и другие. Хотя они писали музыку прежде всего для мюзиклов и шоу, но их темы, подхваченные представителями джаза, стали лучшими джазовыми композициями ХХ века, которые получили наименование джазовые стандартов.

Summertime, Stardust, What Is This Thing Called Love, My Funny Valentine, All the Things You Are – эти и многие другие темы известны каждому джазовому музыканту, как впрочем и композиции, созданные уже самими джазменами: Дюком Элингтоном, Билли Стрейхорном, Диззи Гиллеспи, Телониусом Монком, Полом Дезмондом и многими другими (Caravan, Night in Tunisia, ‘Round Midnight, Take Five). Это классика джаза и язык, объединяющий как самих исполнителей, так и джазовую аудиторию.

Современный джаз

Современный джаз – это плюрализм стилей и жанров и постоянный поиск новых сочетаний на стыках направлений и стилей. И современные джазовые исполнители часто играют в различных стилях. Джаз восприимчив к влиянию многих видов музыки от академического авангарда и фольклора до хип-хопа и поп-музыки. Он оказался самым гибким видом музыки.

Признанием всемирной роли джаза стала провозглашение ЮНЕСКО в 2011 году Международного дня джаза, который отмечается ежегодно 30 апреля.

Маленькая река, исток которой был в Новом Орлеане за 100 с небольшим лет превратилась в океан, который омывает весь мир. Американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд в своем время назвал 20-е гг. веком джаза. Теперь эти слова можно приложить к ХХ веку в целом, поскольку джаз – музыка ХХ века. История возникновения и развития джаза почти вписывается в хронологические рамки последнего столетия. Но, разумеется, не заканчивается на этом.

1. Луи Армстронг

2. Дюк Эллингтон

3. Бенни Гудмен

4. Каунт Бейси

5. Билли Холидей

6. Элла Фицджеральд

7. Арт Тейтум

8. Диззи Гиллеспи

9. Чарли Паркер

10. Телониус Монк

11. Арт Блейки

12. Бад Пауэлл

14. Джон Колтрейн

15. Билл Эванс

16. Чарли Мингус

17. Орнетт Коулман

18. Херби Хэнкок

19. Кит Джарретт

20. Джо Завинул

Текст: Александр Юдин

Цель урока: познакомить с особенностями джазовой музыки.

Задачи урока:

образовательные:

  • сформировать представление об этапах становления джазовой музыки;

развивающие:

  • научить следить за развитием музыкальной мысли на основе импровизации;
  • практическое освоение полиритмии, свинга;
  • джазовая терминология

воспитательные:

  • заинтересовать учащихся красотой джазовой музыки, мастерством исполнителей
  • словесный;
  • наглядный;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыкальных произведений;
  • содержательный анализ музыкальных произведений;

Оборудование:

  • музыкальный центр, фортепиано, мультимедиа, звукозаписи, тексты песен

Ход урока

Джаз – это музыка преодоления и победы.
Мартин Лютер Кинг

В основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить.
Л. Коллер

Музыкальный эпиграф: “St. Louis Blues” (W. C. Handy) <Приложение 1 >

Учитель: Знаком ли вам этот музыкальный жанр?

Учащиеся: Это джаз.

Учитель: Попытайтесь определить, что такое джаз? Легкая или серьезная музыка? Современная или старинная? Народная или композиторская?

Ответы учащихся.

Учитель: Американский историк джаза Б.Уланов в 1935 году попытался получить ответ на эти вопросы у признанных музыкантов данного жанра, и никто не смог дать точного определения. Но в результате опроса Б.Уланов определил джаз так: “Это новая музыка, имеющая особый ритмический и мелодический характер и постоянно включающая импровизацию”.

Итак, начинаем наше путешествие в прекрасную, таинственную и неповторимую страну “Джаз”.

Звучит любая музыкальная иллюстрация джазовой музыки

Первые поселения британских колонистов появились в Северной Америке лишь в начале XVII века, но численность населения росла быстрыми темпами. За первой (английской) волной эмиграции последовали другие. В будущие Соединенные Штаты Америки стали приезжать немцы, голландцы, швейцарцы, французские гугеноты, превращая колонии в огромный “этнический котел”.

Когда Америка стала пристанищем гонимых из Старого Света, вместе с ними в Новом Свете оказалась и музыка, звучавшая в Европе: и библейские псалмы, и суровые гимны Англии, и старинные шотландские баллады, и итальянские мадригалы, и испанские романсы. В результате, музыка, переплывшая океан, как бы законсервировалась и стала эхом старой Европы. В ней не было новизны.

Невольничьи корабли, везущие в своих трюмах “живой черный груз”, привезли и врожденный ритмический гений негров, сокровища африканской полиритмии, тысячелетнего искусства игры на барабанах (слушание примеров полиритмии на ударных инструментах).

Давайте попробуем и мы соединить несколько простых ритмических рисунков в единое целое.

Учащиеся: повторяют по группам различные ритмические рисунки, позже объединяя их.

Учитель: Кроме ритма, европейцев завораживала манера пения африканцев - причудливость солирующих голосов, которым вторит хор: зов – ответ. Сольная импровизация сливается с хоровой, пение – с выкриками и вздохами, голоса страстны и пронзительны.

“Пусть воют”,- снисходили к пению чёрных белые надсмотрщики.

“Пусть воют”,- снизошли и рабовладельцы-плантаторы. – Ведь у рабов нет ничего, кроме лачуг, ладоней, пустых ящиков, досок, банок и палок. Пусть поют и стучат, это не опасно”.

Великий американский джазмен Дюк Эллингтон говорил: “Страшась молчания чёрных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, желая не дать им возможности разговаривать, а значит, и сговариваться о планах мести и мятежа”.

И поплыли над Южными Штатами необычные песни: пронзительные, больше похожие на команды, которые должны были облегчить непосильный труд. Такие песни позже назовут “холлерс” - “песни-крики”.

<Рисунок 1 >

<Рисунок 2 >

Обращая чернокожих невольников в христианство, американским священникам не стоило большого труда убедить неграмотных людей в том, что все земные муки посланы Богом, и что за эти мучения они получат райское блаженство после смерти. Но распевание религиозных псалмов не смогло превратить новообращенных христиан в смиренных и послушных. Наоборот. Религиозные песнопения как бы взорвались страстным и заразительным ритмом чёрных. В маленьких церквах американского Юга зазвучали иные песни: певец или певица, импровизируя на библейские темы, вопрошал Бога: “Где выход?” Солист дерзко задавал вопросы, хор иногда отвечал за Бога, прихожане оглашали церковь хлопками в ладоши, притоптывали в такт ногами, ударяли в тамбурины. И эта горячая, резкая, ритмичная музыка вызывала чувство единения, подъем сил и духовный экстаз.

Так появились негритянские духовные песни “Спиричуэлсы”, в которых поющий разговаривал с Богом, как с равным, заклиная его сойти на землю и покарать злых и жестоких. Музыка вернула людям чувство собственного достоинства.

Спиричуэлсы вышли за пределы церкви и первый концерт, в котором прозвучала эта музыка, состоялся в 1871 году.

Одной из лучших исполнительниц по праву считается Мэхелия Джексон.

<Рисунок 3 >

Звучит спиричуэлс “The Lord"s Prayer” в исполнении М.Джексон <Приложение 2 >

Учитель: Что вы почувствовали? О чем рассказывает нам певица? Можем ли отнести это произведение к легкой музыке?

Ответы учащихся.

Учитель: А теперь послушаем другое произведение.

Звучитв исполнении Луи Армстронга

< Рисунок 4>

Можно ли отнести это произведение к жанру спиричуэлс?

Звучит “ Sometimes I Feel Like A Motherless Child” в исполнении Немова Е.Н. (гитара)

Что изменилось? Какое исполнение вам больше понравилось и почему?

Учитель: Как вы думаете, спиричуэлсы – это джаз?

Ответы учащихся.

Учитель: Спиричуэлсы были предвестниками новой музыки. Но главным её источником стали блюзы, песни-исповеди, в которых было всё, что составляло жизнь и несчастье их творцов: обманутая любовь и разлука; тоска по дому, которого нет; ненависть к рабской непосильной работе; вечная нищета, безденежье, голод, - всё могло стать блюзом. В 30-е годы “отец блюзов” Вильям Кристофер Хенди говорил: “В блюзах - наша история, ответ, откуда мы вышли и что испытали. Блюзы выросли из нашего унижения и нужды, из наших надежд”.

К началу 20 века сложилась определенная форма блюза:

Поэтический текст – трёхстрочный, в котором повторяется первая строка:

Я бездомным стал – лучше б умереть,
Я бездомным стал – лучше б умереть,
Нету больше места в мире, где мне сердце отогреть.

Каждая фраза (короткое мелодическое предложение) составляет 4 такта. Всего тактов 12, что и составляет классический джазовый “квадрат”.

У Луи Армстронга есть одна старая песня, которая вошла во все лучшие альбомы: “Black and Blue” . <Приложение 3 >

Название можно перевести, как “чёрный и печальный”.

Постарайтесь почувствовать настроение музыки.

Ответы учащихся.

Грех мой один – я чернокожий.
Что буду делать? Кто мне поможет?
Я так унижен,
Я так обижен,
И всё потому, что я чернокожий…

Обратили ли вы внимание на то, какие инструменты звучали?

Как вы думаете, когда же могли появиться чисто европейские инструменты у неграмотных рабов?

Ответы учащихся.

Учитель: когда в 1865 году закончилась гражданская война, музыканты военных оркестров вернулись домой, и в лавках подержанных вещей появилось много дешевых духовых музыкальных инструментов. Они были так дешевы, что их могли купить даже очень небогатые люди. Так появились первые негритянские духовые оркестры, в которых музыканты не знали нот, но играли до такой степени мастерски, что складывалось впечатление, будто инструменты стали продолжением их голоса.

Послушаем еще один блюз: “ Royal Garden Blues” (C.Williams).

Обратите внимание на звучащие инструменты и назовите их.

Учащиеся: звучат труба, кларнет, тромбон и ударная группа: барабаны, контрабас, ритм – гитара, фортепиано.

Учитель: Такой состав оркестра относят к самому раннему стилю джаза, который нравился не только неграм, но и “чистой”, белой публике. В то время по Миссисипи ходили смешные колёсные пароходики, на которых обязательно играли маленькие негритянские оркестры. Всё дальше и дальше распространялась новая музыка, все интересней и разнообразней становился их репертуар. И вот уже “белые” оркестры стали играть музыку чёрных, но очень не хотели, чтобы их путали, и тогда они придумали добавить в название оркестра слово “Диксиленд”, которое должно было обозначать, что в оркестре играют только белые музыканты.

Мы можем послушать, как звучал один из первых таких оркестров: Original Dixieland Jass Band - новоорлеанский джаз бэнд, записавший первую в истории джазовую пластинку в 1917 году.

< Рисунок 5>

“Down in Old New Orleans” (слушание фрагмента)

В состав оркестра входили: барабаны, тромбон, корнет, кларнет, пианино.

Прошло совсем немного времени и оркестры стали объединять музыкантов не по цвету кожи, а по мастерству, умению импровизировать, что является неотъемлемой частью профессионализма джазмена.

И он предсказал, что появятся новые блюзы и придут новые певцы: и черные, и белые. Появится новое течение негритянской музыки – ритм – энд - блюз.

Учитель: Вот и пришло время самим попробовать исполнить песню, очень близкую по стилю к джазовой музыке. Разучим “Старый рояль” (муз. М. Минкова, ст. Д. Иванова) из кинофильма “Мы из джаза”. (Вокально-хоровая работа над песней).

Учитель: Наш разговор о дальнейшем развитии джаза в мире и в нашей стране мы продолжим на следующем уроке. Спасибо вам за работу!

Литература

1.Л.Мархасев. В лёгком жанре.

2.Г.Левашева. Музыка и музыканты.

3. В. Конен. Рождение блюза.

4. Видеофильм “История джаза”

Джаз – направление в музыке, характеризующиеся соединением ритмичности с мелодичностью. Отдельной особенностью джаза является импровизация. Свою популярность музыкальное направление получило благодаря необычному звучанию и сочетанию нескольких совершенно разных культур.

История джаза началась в начале XX века в США. В Новом Орлеане сформировался традиционный джаз. Впоследствии во многих других городах стали зарождаться новые разновидности джаза. Несмотря на все многообразие звучания разных стилей, джазовую музыку можно сразу отличить от другого жанра благодаря ее характерным чертам.

Импровизация

Музыкальная импровизация – одна из главных особенностей в джазе, которая присутствует во всех его разновидностях. Исполнители создают музыку спонтанно, никогда не обдумывают заранее, не репетируют. Чтобы играть джаз и импровизировать, требуется опыт и умение в данной области музицирования. К тому же джазист должен помнить о ритме и тональности. Не малое значение имеют отношения между музыкантами в группе, потому что успех получаемой мелодии зависит от понимания настроения друг друга.

Импровизация в джазе позволяет каждый раз создавать что-то новое. Звучание музыки зависит только от воодушевления у музыканта в момент игры.

Нельзя говорить, что если в исполнении нет импровизации, то это уже не джаз. Этот вид музицирования достался джазу от африканских народов. Так как африканцы не имели понятия о нотах и репетиции, музыку передавали друг другу только путем заучивания ее мелодии и темы. И каждый новый музыкант уже мог играть одну и ту же музыку по-новому.

Ритм и мелодичность

Второй важной чертой джазового стиля является ритм. Музыканты имеют возможность спонтанно создавать звучание, так как постоянная пульсация создает эффект живости, игры, волнения. Ритм также и ограничивает импровизацию, требуя извлекать звуки согласно заданной ритмичности.

Как и импровизация, ритм пришел в джаз от африканских культур. Но именно эта черта является главной характеристикой музыкального течения. Первые исполнители свободного джаза полностью отказались от ритма, чтобы быть абсолютно свободными в создании музыки. Из-за этого новое направление в джазе на протяжении долгого времени не признавалось. Ритм обеспечивают ударные инструменты.

От европейской культуры джазу досталась мелодичность музыки. Именно сочетания ритмичности и импровизации с гармоничной и мягкой музыкой придает джазу необычное звучание.

ДЖАЗ . Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой,

зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку

исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?

Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения,

среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.

В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым

грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали

использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные

от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда,

черные невольники находили утешение в музыке.

Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма.

В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши,

ударами по пустым ящикам, жестянкам -- всему, что находилось под рукой.

Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники

привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений

стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная

жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На

слух воспринималось то, что звучало вокруг -- музыка белых. А те пели, в

основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но

петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на

лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так возникли негритянские духовные песни

спирячуэлс.

А в конце XIX века появились и другие песни -- песни-жалобы, песни

протеста. Их стали называть блюзами. В блюзах говорится о нужде, о тяжелом

труде, об обманутых надеждах. Исполнители блюзов обычно аккомпанировали

себе на каком-нибудь самодельном инструменте. Например, приспосабливали

гриф и струны к старому ящику. Лишь позднее они смогли покупать себе

настоящие гитары.

Очень любили негры играть в оркестрах, но и тут инструменты приходилось

изобретать самим. В дело шли гребенки, обернутые папиросной бумагой, жилы,

натянутые на палку с привязанной к ней высушенной тыквой вместо корпуса,

стиральные доски.

После окончания гражданской войны 1861 -- 1865 годов в США были распущены

духовые оркестры воинских частей. Оставшиеся от них инструменты попали в

лавки старьевщиков, где продавались за бесценок. Оттуда-то негры, наконец,

смогли получить настоящие музыкальные инструменты. Повсюду стали появляться

негритянские духовые оркестры. Угольщики, каменщики, плотники, разносчики в

свободное время собирались и играли для собственного удовольствия. Играли

по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах.

Чернокожие музыканты играли марши, танцы. Играли, подражая манере

исполнения спиричуэлс и блюзов -- их национальной вокальной музыки. На

своих трубах, кларнетах, тромбонах они воспроизводили особенности

негритянского пения, его ритмическую свободу. Нот они не знали; музыкальные

школы белых были закрыты для них. Играли по слуху, учась у опытных

музыкантов, прислушиваясь к их советам, перенимая их приемы. Так же по

слуху сочиняли.

В результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в

инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка -- джаз.

Основные особенности джаза -- это импровизационность и свобода ритма,

свободное дыхание мелодии. Музыканты джаза должны уметь импровизировать

либо коллективно, либо соло на фоне срепетированного аккомпанемента. Что же

касается джазового ритма (он обозначается словом свинг от английского swing

Качание), то один из американских джазовых музыкантов писал о нем так:

"Это чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение

легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения

всего оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя

фактически темп остается неизменным".

Со времени своего возникновения в южном американском городе Нью-Орлеан джаз

успел пройти огромный путь. Он распространился сначала в Америке, а затем и

во всем мире. Он перестал быть искусством негров: очень скоро в джаз пришли

белые музыканты. Имена выдающихся мастеров джаза известны всем. Это Луи

Армстронг, Дюк Эллингтон, Бении Гудмен, Глен Миллер. Это певицы Элла

Фицджералд и Бесси Смит.

Музыка джаза повлияла на симфоническую и оперную. Американский композитор

Джордж Гершвин написал "Рапсодию в стиле блюз" для фортепиано с

оркестром, использовал элементы джаза в своей опере "Порги и Бесс".

Джазы есть и у нас в стране. Первый из них возник еще в двадцатые годы. Это

был театрализованный джаз-оркестр под управлением Леонида Утесова. На

многие годы связал с ним свою творческую судьбу композитор Дунаевский.

Наверное, вы тоже слышали этот оркестр: он звучит в жизнерадостном, до сих

пор пользующемся успехом фильме "Веселые ребята".

В отличие от симфонического оркестра в джазе нет постоянного состава. Джаз

Это всегда ансамбль солистов. И даже если случайно составы двух джазовых

коллективов совпадут, все-таки совсем одинаковыми они быть не могут: ведь в

одном случае лучшим солистом будет, например, трубач, а в другом окажется

какой-то другой музыкант.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...