Вечная сонечка мармеладова почему. Образ «вечной» Сонечки (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»). Замысел создания образа Сони Мармеладовой


Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился. Ф. Достоевский. Преступление и наказание Проводником философии автора (безраздельное слу­жение людям) и олицетворением добра в романе явля­ется образ Сони Мармеладовой, которая сумела силой собственной души противостоять окружающему ее злу и насилию. Тепло и сердечно описывает Соню Ф. М. Достоев­ский: «Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромной и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка». Как и вся петербургская беднота, семья Мармеладовых живет в страшной нищете: и вечно пьяный, смирившийся с унизительной и несправедливой жизнью, опустившийся Мармеладов, и чахоточная Катерина Ивановна, и малень­кие беспомощные дети. Семнадцатилетняя Соня находит единственный выход спасти от голодной смерти свою се­мью - она выходит на улицу продавать собственное тело. Для глубоко религиозной девушки такой поступок - страшный грех, поскольку, нарушая христианские запове­ди, она губит свою душу, обрекая ее на муки при жизни и на вечные страдания после смерти. И все же она жертвует собой ради детей своего отца, ради мачехи. Милосердная, бескорыстная Соня находит в себе силы не ожесточиться, не упасть в грязь, окружающую ее в уличной жизни, сохра­нить бесконечное человеколюбие и веру в силу человече­ской личности, несмотря на то, что причиняет своей душе и совести непоправимое зло. Именно поэтому Раскольников, порвавший все связи с близкими ему людьми, в самые тяжелые для него минуты приходит к Соне, приносит ей свою боль, свое преступле­ние. По мнению Родиона, Соня совершила не менее тяже­лое злодеяние, чем он, а может, и более страшное, посколь­ку она жертвует не кем-то, а собой, и эта жертва напрасна. Девушка прекрасно осознает вину, лежащую на ее совести, ведь она даже думала о самоубийстве, которое могло бы избавить ее от позора и мучений в этой жизни. Но мысль о бедных и беспомощных голодных детях заставила ее смириться, забыть о своем страдании. Считая, что Соня на самом деле никого не спасла, а только себя «загубила», Раскольников пытается обратить ее в свою «веру» и задает ей коварный вопрос: что лучше - подлецу «жить и делать мерзости» или умирать чест­ному человеку? И получает исчерпывающий ответ Сони: «Да ведь я божьего промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, а кому не жить?» Так и не удалось Родиону Раскольникову убедить в своей правоте девушку, которая твердо уверена: пожер­твовать собой для блага близких - это одно, а лишать во имя этого блага жизни других - совсем другое дело. Поэтому все старания Сони направлены на разрушение бесчеловечной теории Раскольникова, который «ужасно, бесконечно несчастен». Беззащитная, но сильная в своей покорности, способ­ная к самоотречению «вечная Сонечка» готова жертвовать собой ради других, поэтому в ее поступках сама жизнь стирает границы между добром и злом. Не жалея себя, девушка спасала семью Мармеладовых, так же самоотвер­женно она бросается спасать и Раскольникова, чувствуя, что нужна ему. По мнению Сони, выход кроется в смире­нии и принятии основных христианских норм, которые помогают не только раскаяться в своих грехах, но и очис­титься от всего злого и губительного для человеческой души. Именно религия помогает девушке выжить в этом страшном мире и дает надежду на будущее. Благодаря Соне Раскольников понимает и признает нежизнеспособность и антигуманность своей теории, рас­крывая свое сердце новым чувствам, а разум - новым мыслям о том, что только любовь к людям и вера в них могут спасти человека. Именно с этого начинается нрав­ственное возрождение героя, который, благодаря силе Сониной любви и ее способности претерпеть любые муки, превозмогает себя и делает свой первый шаг к воскре­сению.

Особое место в романе «Преступление и наказание» занимают женские образы. Девушек нищего Петербурга Достоевский рисует с глубоким чувством сострадания. «Вечная Соня» — назвал героиню Раскольников, имея в виду тех, кто будет жертвовать собой ради других. В системе образов романа это и Соня Мармеладова, и Ли-завета, младшая сестра старой ростовщицы Алены Ива-новны, и Дуня, сестра Раскольникова. «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит» — эти слова могут служить эпиграфом к рассказу о судьбах девушек из бедных семей в романе Достоевского.

Соня Мармеладова, дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника Семена Мармеладова. За-мученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, Катерины Ивановны, Соня вынуждена пойти на панель, чтобы содержать отца и его семью. Автор изоб-ражает ее как наивного, светлого душой, слабого, беспомощного ребенка: «Она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком...». Но «...несмотря на свои восемнадцать лет» Соня нарушила заповедь «не прелюбодействуй». «Ты тоже преступила,... смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загу-била жизнь... свою» — говорит Раскольников. Но Соня торгует своим телом, а не душой, она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Сострадание к близ-ким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не поки-дали ее. Достоевский не показывает Соню «промышляю-щей», но тем не менее мы знаем, как она добывает деньги, чтобы накормить голодных детей Катерины Ивановны. И этот вопиющий контраст ее чистого духовного облика и ее грязной профессии, страшная судьба этой девушки-ребенка — наиболее веское доказательство преступности общества. Раскольников склоняется перед Соней и целует ей ноги: «Я не тебе поклонился, а всему страданию че-ловеческому поклонился». Соня всегда готова прийти на помощь. Раскольников, разорвав все отношения с людь-ми, приходит к Соне научиться у нее любви к людям, умению принимать свою судьбу и «нести свой крест».

Дуня Раскольникова — вариант все той же Сони: даже для собственного спасения от смерти себя не продаст, а за брата, за мать продаст. Мать и сестра любили Родиона Раскольникова страстно. Чтобы поддержать брата, Дуня поступила гувернанткой в семью Свидригайлова, взяв вперед сто рублей. Семьдесят из них она послала Роде.

Свидригайлов покусился на невинность Дуни, и она вынуждена была с позором оставить место. Чистота и правота ее вскоре были признаны, но практического выхода она все же не могла найти: по-прежнему нищета стояла у порога перед ней и матерью, по-прежнему она не в состоянии была чем-то помочь брату. В безвыходном своем положении Дуня приняла предложении Лужина, почти откровенно покупавшего ее, да еще с унизительны-ми, оскорбительными условиями. Но Дуня готова идти за Лужина ради брата, продавая свое спокойствие, свободу, совесть, тело без колебаний, без ропота, без единой жало-бы. Раскольников ясно понимает это: «...Сонечкин жре-бий ничуть не сквернее жребия с господином Лужиным».

В Дуне нет присущего Соне христианского смирения, она решительна и отчаянна (отказала Лужину, готова была стрелять в Свидригайлова). И в то же время душа ее так же исполнена любви к ближнему, как и душа Сони.

На страницах романа Лизавета появляется мельком. О ней рассказывает студент в трактире, мы видим ее в сцене убийства, после убийства о ней говорит Соня, ду-мает Раскольников. Постепенно вырисовывается облик доброго, забитого существа, кроткого, похожего на боль-шого ребенка. Лизавета — покорная раба своей сестры Алены. Автор отмечает: «Тихая такая, кроткая, безответ-ная, согласная, на все согласная».

В сознании Раскольникова образ Лизаветы сливается с образом Сони. В полубреду он думает: «Верная Лизаве-та! Зачем она тут подвернулась? Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими...» Особенно остро это ощущение ду-ховного родства Сони и Лизаветы дано в сцене призна-ния: «Он смотрел на нее и вдруг в ее лице как бы уви-дел лицо Лизаветы». Лизавета стала «Соней», такая же добрая, отзывчивая, погибшая безвинно и бессмысленно.

И Соня Мармеладова, и Дуня Раскольникова, и Лизаве-та, взаимо дополняя друг друга, воплощают в романе идею любви, милосердия, сострадания, самопожертвования.


Я выбрала тему «Вечная Сонечка в произведении «Преступление и наказание», потому что Соня Мармеладова, дочь пьяницы и впоследствии возлюбленная главного героя, играет немаловажную роль в романе Ф. М. Достоевского.

Так каково же значение этой героини в произведении? Почему именно её образ принято считать «вечным»? Эти вопросы важны, потому что мир, каким его показал Достоевский, нуждается в доброте, человечности и самоотдаче, что и воплощает в себе Сонечка.

Достоевский в своём произведении именно через Соню передал свои мироощущение, убеждения и мысли. Он, будучи религиозным человеком, верил в существующие всегда бескорыстное добро, смирение и во всепрощение, без чего мир не мог бы жить. Униженной и оскорблённой, Сонечка остаётся человеком, достойным уважения, потому что в ней живут вера, надежда и любовь.

Сонечка стала доказательством того, что любовь к человеку и вера в него могут помочь ему преодолеть все испытания и найти настоящую цель в жизни.

Ненасытное сострадание и сочувствие отличают Соню от других героев, ради которых она не замечает собственного страдания, после которого все же остаётся чиста.

Благодаря именно Сонечке мы видим возвышение главного героя, его духовное спасение. Хотя девушка и является двойником Раскольникова вследствие греха, эти люди имеют абсолютно разные убеждения. Раскольников совершил убийство вовсе не за тем, чтобы спасти своих близких от нищеты, как это сделала Соня, совершив грех, а для того, чтобы проверить «тварь он дрожащая или право имеет». Позже, в муках от страха разоблачения, герой рассказывает девушке об убийстве, и она велит ему покаяться, потому что только тогда он сможет искупить свой грех и обрести душевное спокойствие: «Пойди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет». Перед тем, как Родиону идти в контору с признанием, она одевает на него крестик, что символизирует глубокую веру и твердость христианских убеждений девушки. После героя отправляют на каторгу и Соня, не задумываясь, едет за ним в Сибирь, решив быть рядом долгие восемь лет. Её самоотверженность поражает читателя, но оставляет равнодушным Раскольникова. Главный герой холоден и груб при свиданиях. Заболев, девушка не может прийти к Родиону, и он, заметив, что скучает и переживает, понимает, как дорога ему её поддержка, как сама Соня необходима ему. Снова оказавшись вместе, Родион безмолвно благодарил Соню, плача и обнимая ее. Герой понял, что, потеряв физическую, он обрел душевную свободу. Они оба поверили, что их ждет новое будущее: «Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь…». Мы видим возрождение героя благодаря преданности и искренней любви Сонечки, её глубокой веры во спасение.

Образ Сонечки по праву можно назвать «вечным», потому что она- воплощение христианской любви и самопожертвования. Сонечка, искренне верящая в Бога, никогда не осуждала людей, какие бы поступки они не совершали, верила, что в каждом человеке есть что-то хорошее. Она, жившая изо дня в день среди нищеты, убогости, грязи и пьянства, осталась чиста душой, потому что ей не были присущи эгоизм, вседозволенность и другие качества, губящие человека. Она всегда старалась помочь ближнему, несмотря на то, какие страдания ей предстоит ради этого пережить: «Она, конечно, с терпением и почти безропотно могла все перенести».

Это девушка с чистым сердцем и душой олицетворяет три вечных истины - веру, надежду и любовь, без которых жизнь человека невозможна. «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» - символ самопожертвования во имя ближнего, бесконечно ненасытного страдания и искренней христианской любви.

Раскольников, благодаря Сониной поддержке и любви, обрел веру в лучшую жизнь, в свое спасение. А Соня, перетерпевшая столько страданий из-за сострадания к ближнему, осталась счастлива, потому что душа ее была способна на это от того, что была чиста.

Таким образом, Сонечка в произведении «Преступление и наказание» играет важную роль, поставив преступника на путь искупления, тем самым помогая ему воскреснуть. Эта девушка несет в себе три вечных истины-веру, надежду и любовь. Она живет, самозабвенно веря в Бога и жертвуя собой ради спасения других, а это значит, что ее образ есть образ спасительницы, образ «вечной Сонечки».

Обновлено: 2019-01-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 59.

Ульяновской области г. Ульяновска.

Литература 10 класс.

«Сонечка…

Вечная Сонечка!»

подготовила

Каштанкина Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.

г. Ульяновск

Тема: «Сонечка… Вечная Сонечка!»

Цели урока:

Обучающие:

    определить, в чем заключается "правда” Сони Мармеладовой;

    проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на "преступление” Сонечки;

    как происходит открытие христианских ценностей Раскольникова через "правду” Сонечки;

    осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока.

Развивающие:

    формирование коммуникативной компетенции учащихся, умения критически анализировать, систематизировать и оценивать информацию; находить причинно-следственные связи; работать с текстом;

    развивать творческие способности учащихся и устную речь;

    расширять кругозор.

Воспитывающие:

    воспитание нравственных понятий (любовь, жалость, сострадание, вера);

    совершенствование навыков индивидуальной и групповой работы.

Задачи:

    показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок;

    проанализировать сцены, в которых звучит протест писателя против бесчеловечности общества;

    воспитывать толерантность к разным вероисповеданиям.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Стало привычным говорить о тургеневских женщинах. Но какой стихийной мощью протеста наделены женские образы Ф.М. Достоевского.

Большое место в его романах уделяется женской теме, так как Федор Михайлович считает, что именно в женщине заключена высокая нравственная сила, способная изменить жизнь к лучшему. Все симпатии писателя на стороне тех героинь, которых гнула и ломала жизнь, кто отстаивал свое право и достоинство. Его героини непокорны, они не смирились с действительностью.

В романе «Преступление и наказание» женские образы помогают не только более полно понять главного героя Родиона Раскольникова, но и помочь ему по-новому осмыслить жизнь.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня наш урок будет посвящен Соне Мармеладовой, так как именно она, по мысли Ф. Достоевского, является чуть ли не главным персонажем после Раскольникова.

«Сонечка … Вечная Сонечка!»

Как вы понимаете эту фразу?

(Вечная – значит существующая всегда. В этих словах заключен символ. Вечная Сонечка – символ жертвенности и страдания человеческого.)

3. Работа с эпиграфом.

Женщина … если достойна того нравственно,

Всем равна, равна королям.

Ф.М. Достоевский.

Что вкладывает в понятие нравственности Ф.М. Достоевский?

(Ф. Достоевский вкладывает в понятие нравственности вечные христианские заповеди, которые должны вести человека по жизни.)

Что значит выражение «равна королям»?

(Король – это властитель, значит «равна королям» - власть имущая.)

На уроке мы должны выяснить: достойна ли нравственно Соня Мармеладова, чем жертвует она и во имя кого, «равна ли она королям»?

4. Замысел создания образа Сони Мармеладовой.

Выступление группы «Исследователи».

1) Образ сони Мармеладовой определился не сразу. В самых ранних записях упоминается только «дочь чиновника», «она». Ф. Достоевский, очевидно, вначале предполагал подчеркнуть профессиональные черты этой героини: «Встречает раз ее промышляющую. Скандал на улице. Она украла».

В конце той же записной книжки занесены размышления о характере этого образа: «Дочь чиновника мимоходом, чуть-чуть и оригинальнее вывести. Простое и забитое существо. А лучше грязную и пьяную с рыбой».

«Пьяная с рыбой» - это, очевидно, образ пьяной, избитой проститутки, выброшенной на улицу и колотящей соленой рыбой по лестничным ступеням, образ, который нарисован героем «Записок из подполья».

2) Но уже в следующей записной книжке Соня Мармеладова предстает перед читателями такой, как в окончательном тексте романа, - воплощение христианской идеи: «Она считает себя постоянно глубокой грешницей, павшей развратницей, которой не замолить спасения». Жизнь для Сони немыслима без веры в Бога и бессмертия души: «Что я без бога-то была». Эту мысль в черновых набросках к роману очень ярко выражал также Мармеладов.

Замысел ф. Достоевского относительно сони изменился, потому что «пьяная с рыбой» - это падшая женщина, опустившаяся нравственно. Он решил показать женщину, озаряемую ореолом чистоты и даже святости. Торгуя своим телом, она зарабатывала деньги, чтобы прокормить голодных детей Катерины Ивановны. Контраст ее чистого духовного облика и грязной профессии, страшная судьба девушки-ребенка – веское доказательство преступности общества.

5. Психологический портрет Сони Мармеладовой.

Выступление психологов.

В романах Ф. Достоевского каждая деталь, каждый штрих, каждое имя собственное имеют свое значение. У Достоевского «надо считаться даже со знаками препинания».

1) Собственные имена отражают личность его героев.

Соня Мармеладова.

София – «мудрость», «слушающая Бога», помогающая людям.

Фамилия Мармеладова противопоставляется фамилии Раскольникова. Мармелад – сладкая вязкая масса, имеющая способность сцеплять в единое целое. Соня как бы склеивает отдельные половинки души Раскольникова в единое целое. Фамилия указывает на цельность натуры Сони.

2) О внутреннем мире героев мы узнаем не только из описания их поступков, чувств, переживаний. Достоевский – мастер психологического портрета, он раскрывает нам портрет личности, состоящий из поступков и мыслей, скрывающихся за лицом.

Соня Мармеладова – тоненькая, хрупкая, робкая девушка, маленькое, голубоглазое, со светлыми вьющимися волосами создание. Она вся такая светлая, чистая, нежная, покорная.

Когда Соня сердится, она похожа на маленькую птаху. Но чуть только Раскольников посмел усомниться в господе, её глаза засверкали гневом и проснулось то упоительное сознание могущества собственной души во главе с Богом.

Словосочетание «сверкают гневом» Ф.М. Достоевский употребляет не зря, так как только у людей, одержимых идеей, верой, могут от гнева сверкать глаза. Сколько страсти в ее лице, когда касаются веры в Бога. Эта девочка «со скромною приличною манерой», с ясным, но как будто несколько запуганным лицом обладает огромным терпением и нравственной силой.

Больше всего в лице Сони привлекают внимание глаза, ясные, голубые. Голубой цвет символизирует постоянство, преданность, мир, правду. Ясные глаза символизируют чистоту души. Все эти качества в Сонечке есть. Она в свои 18 лет похожа на ребенка. А с образом детей в романе связана важная смысловая линия. Именно в них явлено все лучшее, что есть в человеческой природе. В портрете Сони подчеркнута ее детскость, беззащитность, хрупкость и большая нравственная сила: «…худое, бледное и измученное лицо».

«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами … выражение лица доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

6. Путь Сони Мармеладовой до встречи с Родионом Раскольниковым.

Каким путем шла Соня до встречи с Раскольниковым?

Софья Семеновна Мармеладова – дочь чиновника, человека, опустившегося до крайности, доведенного нищетой до того, что ему «некуда больше идти». Воспитания и образования Соня не получила. Она пытается зарабатывать деньги честным трудом, но этого не хватает даже на еду. Эта скромная девушка ради выживания семьи вынуждена торговать своим телом. Она получает «желтый билет», поэтому с семьей ей оставаться нельзя. Сонечка стыдится своей профессии, считает себя великой грешницей. Приходит к Катерине Ивановне и отцу только в сумерки. Живет в страшной нищете на квартире у Капернаумова. «Бог, Бог не допустит …» - единственное, что служит этой девушке опорой и защитой в жизни. Но и на самом «дне» жизни Соня сохраняет нравственную чистоту, продолжает жить ради своей семьи.

7. Аналитическая беседа с выборочным чтением текста.

Путь Сони Мармеладовой после встречи с Раскольниковым.

Почему именно к Соне пришел Раскольников после совершения преступления?

Раскольников ищет союзника, родственную душу. А Соня, по его мнению, тоже переступила, загубила свою жизнь. Он считает, что идти ей больше некуда. Раскольников думал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос.

Что же увидел Раскольников? Что его так поразило?

Эта встреча пробуждает в нем любопытство. Соня по-иному смотрит на жизнь, видит хорошее в людях, жалеет их, пытается понять.

«Бледные щеки ее опять вспыхнули, в глазах выразилась мука. Видно было, что в ней ужасно много затронули, что ей ужасно хотелось что-то выразить, сказать, заступиться. Какое-то ненасытное страдание, если можно так выразиться, изобразилось во всех чертах лица ее».

Какие вопросы задает Раскольников Соне? Зачем?

Вопросы Раскольникова доводят Соню до исступления. Весь разговор идет на надрыве, на пределе человеческих возможностей. Раскольников специально мучит Соню, чтобы испытать глубину ее «человеческого терпения», ее стойкости, истоки которой ему непонятны.

Что привлекло Раскольникова в Соне?

Раскольникова привлекла в Соне сила, позволяющая ей жить.

В чем источник этой силы?

В заботе о чужих детях и их несчастной матери. Раскольников не мог понять, откуда у Сони такая сила и чистота духа при такой страшной жизни. Его мучит вопрос: почему она так слишком уж долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума? Все это кажется ему странным. Он увидел необычность, неординарность Сони, которая, по его теории, принадлежит к разряду обыкновенных людей.

«…Все-таки для него составляло вопрос: почему она так слишком уж долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду? Конечно, он понимал, что положение Сони есть явление случайное в обществе, хотя, к несчастью, далеко не одиночное и не исключительное…»

«Что же поддерживало ее? Не разврат же? Весь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце; он это видел; она стояла перед ним наяву…»

« Но неужели ж это правда, - воскликнул он про себя, - неужели ж и это создание, еще сохранившее чистоту духа, сознательно втянется, наконец, в эту мерзкую, смрадную яму?...»

Раскольников продолжает испытывать Соню, пристально всматривается в нее. «Юродивая! Юродивая!» - твердил он про себя.

Что он вкладывал в понятие «юродивая»?

Юродивая – значит безумная или принявшая вид безумной.

Когда Раскольников увидел кроткие голубые глаза Сони, сверкающие огнем, и маленькое тело, дрожащее от негодования и гнева, - все это показалось ему невозможным. Человек, живший во имя других, забывая о себе, казался юродивым в мире, где творится зло и несправедливость.

Почему Раскольников преклонился перед этой маленькой, робкой, испуганной девушкой?

« Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился,» - сказал он как-то дико и отошел к окну…»

Раскольников поклонился Соне-страдалице, жертве – всему страданию человеческому. Он посадил опозоренную, растоптанную, изгнанную девушку рядом с матерью и сестрой, считая, что оказал им честь.

Раскольников считает, сто Сонечка приносит себя в жертву какому-то ненасытному страданию и всегда «голодному божеству». «Вечная Сонечка», пока мир стоит, жертва, ужас которой тем бездоннее, что она бессмысленна, не нужна, ничего не меняет, не исправляет. Как символ вечной жертвенности понимает Соню Раскольников. Соня погубила себя, но спасла ли она кого-нибудь?

8. Составление опорной схемы-конспекта «Соня Мармеладова».

Согласны ли вы с Раскольниковым, что Соня погубила себя, но никого не спасла?

«Солнцу прежде всего надо быть солнцем…»

Соня.

Мармеладов Раскольников

Каторжане

Катерина Ивановна

Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят». Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть. Таким солнцем является Соня Мармеладова, она греет своим теплым светом души людей. Хотя, на первый взгляд, она вроде бы далека от этой нравственной высоты, ее место у подножия, на панели. Соня не только излучает добро и сострадание, она помогает страждущим. Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее жить по «желтому» билету. Но после совершения греха «Катерина Ивановна … подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела…» За истощенных голодом детей, которые благодаря Соне получили возможность выжить, за себя, смертельно больную, которой в тяжелую минуту жизни все-таки помогли, благодарила падчерицу Катерина Ивановна. Даже за мгновение до своей смерти она искренне жалела ее: «Иссосали мы тебя, Соня…»

Сонина жертва теплотой проникает в душу отца. Она пробирает его совесть, проявляя бесконечное сострадание, отдавая ему свои последние «греховные» гроши на его непристойное пьянство в трактире. После гибели отца и смерти мачехи Соня заботится о детях. Благодарны ей не только дети, но и люди, окружающие ее, которым такой поступок кажется воистину христианским, и даже грехопадение в этом случае кажется святым.

Солнечные лучи Сониной души спасли и помогли возродиться Раскольникову.

9. Анализ эпизода «Чтение Евангелия Соней» 1 группой аналитиков.

Что же бы я без бога-то была?..

Бог, бог такого ужаса не допустит!..

Эти слова раскрывают всю духовную сущность Сони. Евангельский сюжет про воскресение Лазаря выражает существо ее личности, ее тайну.

Соне тяжело было выдавать и обличать все свое, она не хотела раскрывать тайну души – это единственное, что у нее осталось.

Соня читала сначала тихо и стыдливо, а потом со страстью и силой исповедовала свое убеждение словами Иоанна.

«Соня развернула книгу и отыскала место. Руки ее дрожали, голосу не хватало. Два раза начинала она, и все не выговаривалось первого слога…»

«Она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке… Голос ее стал звонок, как металл, торжество и радость звучали в нем и крепили его».

«… громко и восторженно прочла она, дрожа и холодея, как бы очию сама видела…»

Вопрос учителя.

Почему Соня с таким волнением и дрожью читала притчу о воскресении Лазаря?

Соня верит в то, что представляется совершенно невозможным ограниченному рассудочному взгляду, - она верит в чудо. Вера в воскресение Лазаря, Соня верит в человека. Впоследствии она поверит в воскресение Раскольникова. Она считает, что без веры жить нельзя, нельзя идти дальше через сомнение к покаянию, к любви. Евангельская притча преломляется в судьбах Сони и Раскольникова.

10. Анализ эпизода «Признание Раскольникова в совершенном преступлении» 2 группой аналитиков.

Чем больше Раскольников узнает Соню, тем больше удивляется, с каким терпение и почти безропотно она переносит все тяготы жизни, даже не пытаясь защитить себя. После унизительной и ужасной сцены (попытка Лужина обвинить ее в воровстве) Раскольников задает ей вопрос: «…Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? Как бы вы решили: кому из них умереть?..»

Соня отвечает на вопрос Раскольникова: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

Соне не под силу решать такие вопросы, она уповает только на Бога: он один может распоряжаться людскими жизнями, он один знает высшую справедливость. Соня склоняется перед великим смыслом бытия, иногда не доступным ее разуму. Она просто стремится к жизни, утверждает ее положительный смысл.

Вопрос учителя.

Почему именно Соне Раскольников признается в убийстве?

Раскольников несчастен, измучен, он идет со своими исповедями к Соне с желанием «поклониться всему страданию человеческому». Как он сам говорит накануне признания: «Надо было хоть обо что-нибудь зацепиться, помедлить, на человека посмотреть». Он увидел в Соне именно Человека. У каждого из них своя правда, свой путь. Оба они переступили нормы морали того общества, в котором живут.

Ю. Корякин утверждает, что правда Сони не просто побеждает, а что железная логика Раскольникова оказывается разбитой элементарной логикой Сони. Но для человека, одержимого желанием во что бы то ни стало быть правым, одно из самых унизительных состояний – это когда все хитроумные силлогизмы разбиваются элементарной логикой жизни.

Единственно возможное, естественное, с точки зрения Сони, объяснение мотивов убийства звучит так:

Ты был голоден! Ты … чтобы матери помочь? Да?

Раскольников выставляет различные объяснения. Но все доводы рассудка, прежде казавшиеся ему столь очевидными, отпадают один за другим. Если прежде он верил в свою теорию, то теперь перед Соней, перед ее правдой, вся его «арифметика» рассыпается впрах. В словах Сони нет логики, расчета, нет даже убедительных аргументов. Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, с которым он вынужден согласиться.

Какие чувства испытывает.соня после признания Раскольникова?

Преступник внушает.соне не отвращение, не ужас, а сострадание. Соня употребляет слово «несчастный». Она восклицает: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!..» Несчастнее, а не злее, преступней, отвратительней. Она страстно, мучительно сочувствует Раскольникову и понимает, как он страдает. Соня протягивает крест убийце со словами: «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!..» Раскольников понимает, что теперь Соня навеки с ним.

Почему же побеждает правда Сони?

Основа правды Сони – любовь. Отчужденный от людей, бросивший даже самых близких, Раскольников почувствовал, что ему нужна любовь, что права Соня, говоря: «Ну как же, как же без человека-то прожить!» Соня помогла Раскольникову отыскать в себе человека, воскресила его дух. Поэтому Раскольников духовно воскресает не в результате отречения от своей идеи, а через страдание, веру, любовь. Через судьбу Сони он осознает все страдание человеческое и поклоняется ему.

11. Работа с критикой.

Г.М. Бридленер замечает, что «к нравственному возрождению» через явку с повинной ведет Раскольникова полюбившая его любовью одновременно возлюбленной и сестры Соня».

Можете ли вы согласиться с тем, что Соня любит Раскольникова любовью «возлюбленной и сестры»?

Любовь у Достоевского выступает в качестве основного фактора христианской морали, и ее необходимо понимать в христианском смысле, ибо сказано в Евангелии: «Любовь долго терпит, милосердствует, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Соня не оставляет Раскольникова даже в Сибири. Теперь религиозные убеждения Сони стали убеждениями Раскольникова. Страдания, перенесенные ими, открыли дорогу к счастью, их воскресила любовь. Именно любовь к конкретному человеку приводит героев к духовному воскрешению, «живой жизни». Поэтому можно согласиться с мыслью Бридленера о том, что Соня полюбила Раскольникова любовью сестры в христианском смысле и возлюбленной.

Учитель: Очень важно, что Раскольников полюбил Соню. С одной стороны, она жертва безбожного миропорядка, а с другой – несет идею православного христианства. Любовь Раскольникова несет в себе не земное, а духовное чувство, которое ведет к полному изменению его жизни. Божественное начало, любовь и нравственное сознание победило. Значит, с полной уверенностью мы можем сказать, что Соня спасла и Раскольникова.

Почему каторжане, эти порой жестокие, конченные люди, так полюбили Соню?

Они почувствовали в этой хрупкой девушке большую нравственную силу, доброту, самоотверженность, чистоту и могущество души.

«И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» - говорили эти грубые клейменные каторжане этому маленькому и худенькому созданию…» В солнечный круг Сони входят и каторжане.

Вывод.

По мысли Достоевского, сознательное самопожертвование всего себя в пользу всех есть признак величайшего развития личности, высочайшего могущества души. Соня не изменила общества, зло по-прежнему существует, но все-таки внесла свой посильный вклад, спасая Катерину Ивановну, ее детей, Раскольникова. И хочется верить, что есть такие люди, которые способны к состраданию, могут подать руку помощи нуждающимся. Соня – олицетворение доброты, самопожертвования, кротости и всепрощения. В ее образе воплощена одна из основных идей творчества Достоевского: путь к счастью и нравственному возрождению человека проходит через страдание, христианское смирение, веру в «божий промысел». Солнечные лучи Сониной души спасли и помогли возродиться людям, ее окружающим. Она не только излучала добро и сострадание, но и действительно помогала несчастным и обездоленным.

личности). Раскольниковым на каторгу.

5. Справедливость, честность. Проявляется во всех поступках.

6. Вера в «божий промысел» и людей. Верит в воскресение Лазаря, Раскольникова,

падших каторжан.

7. Нравственная стойкость и сила. Не опустилась нравственно, выйдя на

панель ради семьи.

8. Любовь. Братская любовь к людям (Лиза, каторжане)

Любовь возлюбленной и сестры к Раскольникову.

9. Могущество души. Вера, любовь и понимание людей.

Дорога Сони – христианское смирение,

вечный мир, вечный покой.

Миссия Сони – избавить мир от зла.

Власть имущая = королям.

Достойна ли Соня нравственно?

Можем ли мы утверждать, что Соня равна королям?

Мы можем утверждать, что Соня – властительница мира, так как стремится избавить мир от зла, от боли, врачуя души людей. Ее вера, надежда, любовь помогают жить не только ей, но и ее семье, и Раскольникову.

13. Рефлексия.

Выступление ученицы.

У Сони Мармеладовой прекрасная и чистая душа. Она вынуждена продавать свое тело, чтобы помочь Катерине Ивановне и ее детям, но душа все-таки остается непорочной. Я завидую Раскольникову, потому что рядом с ним девушка, которая пожертвовала частью своей жизни ради его спасения. Соня – необыкновенный человек. Ей легче принять страдание на себя, нежели видеть боль других. У Ф.И. Тютчева есть стихотворение, которое, на мой взгляд, отражает внутреннюю сущность Сони.

Чему бы жизнь нас не учила,

Но сердце верит в чудеса,

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живет,

Не все, что здесь цвело, увянет,

Не все, что было здесь, пройдет.

Но этой веры для немногих

Лишь тем доступна благодать,

Кто в искушеньях жизни строгих,

Как вы, умел, любя страдать.

Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел,

Кто душу положил за други

И до конца все претерпел.

Звучит одноименная опера Эдуарда Артемьева по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Партия Сони.)

Используемая литература.

1. Поурочные разработки по литературе. 10 класс, Москва «Вако»,2003 г.
2. Белов С.В. Герои Достоевского.- «Нева», 1983, №11, с195-200
3. Адреса в ИНТЕРНЕТ

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей матери, сестры, друга. читая роман, осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя. Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в "Преступлении и наказании" много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна, Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Мармеладовы. Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением.

Это была девушка лет восемнадцати, небольшого роста, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с голубыми замечательными глазами. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасла Раскольникова. Да, Соня - "блудница", как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой - "несколько, книг содержания романтического", видящая вокруг себя только пьяные ссоры, болезни, разврат и горе человеческое?

Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил. Личное счастье нельзя ставить себе целью.

Человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание он достигает истинного, не эгоистического счастья. Читая Раскольникову легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. "Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого". Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: "Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере...." Тронутый сочувствием Сони, Родион «идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом». В этом совете Сони как будто слышится голос самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

Жертвенность, вера, любовь и целомудрие - вот качества, которые автор воплотил в Соне. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня сохранила чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». И вот Соня, тоже «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», которым, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... «Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Дочь Мармеладова. Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы...

  2. Загрузка... Глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить другой героине - Сонечке Мармеладовой. Именно ей, а не Порфирию решает поведать Раскольников свою страшную, мучительную тайну. Заметим,...

  3. Загрузка... Роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание -- одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного...

  4. Загрузка... Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о...

  5. Загрузка... Вот передо мной лежит книга Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них -...

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...