Альберти леон баттиста криптография. Биография леона баттиста альберти. Гуманистическое мировоззрение Альберти


Биография Альберти также известна как история первого архитектора, который оспаривал целесообразность использования классических порядков во время эпохи Ренессанса. Его церковные работы включают экстерьеры церквей Сан-Франческо в Римини (начало положено в 1451), Сан-Андре в Мантуа (выполнено в 1470), а также частично фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции (1458-1470).

На фасаде дворца Руччелаи во Флоренции (1452 – 1470) Альберти расположил классические элементы архитектуры ярусами, слегка наложив ряды один на другой. Так архитектор придал зданию сходство с римским Колизеем.

За свою биографию Леон Баттиста Альберти написал несколько трактатов, так или иначе связанных с искусством. Его работа «De re aedificatoria» написана в 1450 году, стала первой напечатанной книгой по архитектуре (издана в 1485). Не смотря на значительную зависимость от работ Витрувия, книга Альберти стала первой современной книгой данной тематики, включает важнейший материал.

Трактат Леона Баттиста о живописи (1436) также стал первой книгой в данной области, рассматривает теорию так же серьезно, как технику. Его трактат о скульптуре (1464) является еще одной пионерской работой, весьма значимой в спорах о изображении человеческих пропорций.

Оценка по биографии

Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti; 14 февраля 1404, Генуя - 25 апреля 1472, Рим) - итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.

Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внёс существенный вклад в развитие криптографии, предложив в книге 1466 года «Трактат о шифрах» идею многоалфавитного шифра.

«Должен был появиться человек, — писал Леонардо Ольшки, — который, владея теорией и имея призвание к искусству и практике, поставил бы стремления своего времени на прочную основу и придал бы им определенное направление, в котором им предстояло развиваться в будущем. Этим многосторонним, но в то же время гармоническим умом был Леон Баттист Альберти».

Леон Баттиста Альберти появился на свет в Генуе 18 февраля 1404 года. Образование, которое он получал сначала в Падуе, а потом в Болонье, было основано на идеях гуманизма. Уже в двадцать четыре года Леон Баттист Альберти получил звание доктора кононического права.

Леон Баттиста Альберти – человек, деятельность которого повлияло на всю эпохуВ студенческие годы художник увлекался языками, математикой, философией. Уже в эти годы появляются его сочинения, в которых он говорит о судьбе и о ее влиянии на жизнь человека. Тогда же Леона Баттиста Альберти наполняли тревожные, беспокойные настроения. Посмотреть на мир по-другому ему помогла флорентийская культура и знакомство с архитектурой разных стран во время заграничных поездок.

В начале 30-х годов Альберти начал изучать теорию живописи. Полученные знания он обобщил в своих теоретических трудах, посвященных живописи. Имея привычку применять теорию на практике, итальянский художник пробовал писать картины, однако в наше время известны только несколько его работ.

Дальнейший творческий и жизненный путь итальянского гуманиста связан с Италией и Флоренцией. Именно в этих городах появляются самые известные постройки этого выдающегося архитектора, появляются новые трактаты, которые посвящены человеку, обществу.

В этот же период Леон Баттист Альберти пишет много литературных произведений. Он пишет в различных жанрах, от классических форм которых очень часто отходит. Все свои произведения он создаёт на итальянском языке, тем самым пропагандируя его, и придавая ему большое значение. Существуют предположения, что автором первого учебника по грамматике итальянского языка является Леон Баттист Альберти.

Леон Баттиста Альберти – человек, деятельность которого повлияло на всю эпохуНачиная с 40-х годов, все свое внимание Альберти концентрирует на математике и архитектуре. К этому времени личность этого человека настолько заслужила уважение, что сам Папа Николай V обращался к нему за советами, когда осуществлялся проект по перестройке Рима.

Леон Баттист Альберти намного превосходил своих современников и талантом, и любознательностью, и многосторонностью, и особой живостью ума. В нем счастливо сочетались тонкое эстетическое чувство и способность разумно и логично мыслить, опираясь при этом на опыт, почерпнутый от общения с людьми, природой, искусством, наукой, классической литературой.

Леон Альберти относился к тому типу людей, которые доводят начатое до конца, а работу, за которую берутся, делают очень качественно. Если он брался за какую-то проблему, тему, то изучал он полностью изучал ее, не проходя мимо даже самых незначительных вопросов.

Благодаря такому упорству, он создает новые приборы. Например, для того, чтобы удобнее было наблюдать за влажностью воздуха, Алберти изобретает гигрометр; стремясь достать с дна остатки затонувших кораблей, он проектирует подъемные механизмы.

Так же итальянского гуманиста интересовали способы шифровки слов, культивирование ценных пород лошадей, формы написания букв и многое другое.

Разнообразие его интересов настолько поражало современников, что один из них записал на полях альбертиевской рукописи: «Скажи мне, чего не знал этот человек?», а Полициано, упоминая Леона Альберти, предпочитал «молчать, нежели сказать о нем слишком мало».

По его проектам был построен палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446-1451), перестроены церковь Сантиссима-Аннунциата, фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456-1470), церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе - здания, определившие основное направление в архитектуре кватроченто…

Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внёс существенный вклад в развитие криптографии, предложив в книге 1466 года «Трактат о шифрах» идею многоалфавитного шифра…

Первые работы Альберти написал в 20-е гг. - комедии «Филодокс» (1425), «Деифира» (1428) и др. В 30-е - начале 40-х гг. создал ряд сочинений на латинском языке - «О преимуществе и недостатках учёных» (1430), «О праве» (1437), «Понтифекс» (1437); диалоги на вольгаре на этические темы - «О семье» (1434-1441), «О спокойствии души» (1443).
В 50-60-е гг. Альберти написал сатирически-аллегорический цикл «Застольные беседы» - свои главные сочинения в области литературы, ставшие образцами латинской гуманистической прозы XV в…

«…Природа, т. е. Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум — свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. К этим великим и бесценным дарам Бог вложил еще в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу. Кроме того, Бог внедрил в людей потребность в твердой взаимной связи, которая поддерживает общежитие, правосудие, справедливость, щедрость и любовь, а всем этим человек может заслужить у людей благодарность и похвалу, а у своего творца — благоволение и милосердие.»

Ровно 610 лет назад родился итальянский философ (а также писатель, гуманист и в целом — учёный) Леон Баттиста Альберти, ставший, по сути дела, виднейшим теоретиком эпохи Возрождения.

Биография Леона Батиста Альберти началась с рождения в знатной флорентийской семье, которая оказалась в изгнании в Генуе. Он изучал право в Болонье, а гуманитарные науки в Падуе. Болонский университет Альберти закончил в 1428 году, и после этого получил должность секретаря при кардинале Альбергати. А с 1432 года, на протяжении тринадцати лет, служил в папской канцелярии. Службу в канцелярии он оставил в 1462 году, и всю оставшуюся жизнь прожил в Риме.

***

Философия Леона Батиста Альберти.

Гармония.

Разносторонняя деятельность Альберти это яркий пример разносторонности интересов людей в Эпоху Возрождения. Всесторонне одаренный и образованный, он увлекался проблемами педагогики и этики, занимался картографией и математикой, а так же внес огромный вклад в теорию зодчества и искусства, в архитектуру и литературу. В эстетике Альберти основное место принадлежит учению о гармонии, которая рассматривается как важная природная закономерность. И человек должен не просто учитывать ее в своей деятельности, но и разнести своей работой и творчеством на различные грани собственного бытия.

Человек.

По Альберти идеальный человек согласовано сочетает в себе силы воли и разума, душевный покой и творческую активность. В своих действиях он руководствуется принципами меры. Человек мудр, и обладает чувством собственного достоинства. Все это вместе взятое придает сформированному образу черты величия. На развитие гуманистической этики, а так же на ренессансное искусство, в том числе и на жанр портрета, большое влияние оказал созданный Леоном Баттиста Альберти идеал гармоничной личности. Во многих образах итальянской скульптуры, графики и живописи того времени видно воплощение такого типа человека. Это можно увидеть в работах таких мастеров как Андреа Мантеньи, Пьероделла Франческа, Антонелло да Мессина и других известных мастеров.

Творчество и труд

Исходная точка гуманистического учения Альберти заключается в неотъемлемой принадлежности человека миру природы. Эту принадлежность писатель толкует с пантеистических позиций как носительницу божественного начала. Люди включены в мировую систему и соответственно попадают во власть ее законов, совершенства и гармонии. Созвучие между человеком и природой определяет способность первого к познаванию мира, к здравому, направленному к добру бытию. По теории Альберти вся ответственность за нравственное совершенствование, независимо от значения (общественное или личное) возлагается только лишь на самих людей. Только от свободной воли человека зависит выбор между добром и злом. Главное предназначение человека Леон Батиста Альберти видел в творчестве. Это понятие для него было очень широко, от занятия простого ремесленника до вершин научной и художественной работы. Особое предпочтение гуманист отдавал труду архитекторов. Он считал их устроителями жизни людей, создателями прекрасных и разумных условий существования.

Семья.

Гуманист большую роль в формировании человека, активно приумножающего праведным трудом свои личные блага и блага всего общества и государства, отводил семье. Он считал ее основной ячейкой всего режима общественных порядков. Леон Баттиста Альберти весьма много внимания уделял семейным устоям. Это отчетливо видно в диалогах, написанных на вольгаре «Домострой» и «О семье». В этих произведениях он рассматривает проблему воспитания и начального образования подрастающего поколения, и предлагает решать их с гуманистических позиций. Согласно его теории главная цель во взаимоотношениях между детьми и родителями это укрепление семьи и ее внутренней гармонией.

Семья и общество.

В те времена большую роль в экономической практике играли фамильные торгово-промышленные и финансовые компании. В связи с этим семья по Альберти рассматривается как база хозяйственной деятельности. Он считал, что только накопительство и разумное ведение хозяйства, основанное на рачительной заботе о делах, основанное на принципах бережливости и трудолюбия могут привести семью к богатству и благосостоянию. Леон Баттиста Альберти считал недопустимым применение нечестных методов обогащения, в этом он частично расходился с купеческим менталитетом и практикой. Он полагал, что этим семья лишает себя хорошей репутации. Альберти отстаивал такие отношения человека и общества, при которых интерес отдельно взятой личности согласуется с интересами прочих людей.

Общество.

Общество гуманист видит как гармоничное единство всех его слоев, и этому должна оказывать содействие деятельность правителей. Немалую часть своей биографии Леон Батиста Альберти потратил на обдумывание условий для достижения общественной гармонии. В трактате «О зодчестве» он показал идеальный город, превосходный по разумной планировке и внешнему виду зданий, площадей и улиц. Все жизненное окружение здесь устроено так, чтобы оно соответствовало потребностям семьи, отдельных лиц, а так же общества в целом. Вся городская площадь разделена на отдельные зоны. Дворцы правителей и здания высших магистратур располагаются в центре города, а жилища мелких торговцев и ремесленников находятся на окраинах. Таким образом, высшее общество пространственно отделено от бедных кварталов. Альберти считал, что при таком способе градостроения можно предотвратить губительные последствия различных народных смятений. Совершенный город Альберти благоустроен одинаково для всех его жителей, независимо от их социального статуса. Общественные здания, театры, школы и др., должны быть доступны всем.

Нравственное совершенствование.

Философия Леона Батиста Альберти, как и у большинства гуманистов, указывала, что социальный мир можно обеспечить путем морального совершенствования каждой отдельной личности, развитием ее творчества и активной добродетели. В творчестве Леонардо да Винчи многие идеи Альберти обрели дальнейшее развитие.

Литература.

В 20-е годы Леон Баттиста Альберти написал свои первые работы, в 1425 комедию «Филодокс» а в 1428 «Деифира». В 30 – 40-х вышли работы на латинском языке; в 1430 «О преимуществах и недостатках ученых», в 1437 «Понтифекс» и «О праве», в 1443 «О спокойствии души».

В 50 -60-е годы он написал произведения, которые впоследствии стали образцами латинской гуманистической прозы 15 века. Речь идет о сатирически-аллегорическом цикле «Застольные беседы». Последние работы автора «О принципах составления кодов», и написанный в 1470 году на вольгаре «Домострой».

В числе первых Альберти ратовал за то, чтобы итальянский язык использовался в литературном творчестве. Первые примеры таких жанров это написанные им элегии эклоги.

Оригинальная концепция человека, основанная на идее гармонии, принадлежит Альберти. Его этика отличается вниманием к проблемам земного существования человека и его нравственным совершенствованиям. В своем учении он наиболее цельно выразил идеал гармонической личности. Альберти объединил все потенциальные понятия человека с таким понятием как virtu (способность, доблесть). Человек может развить свои природные способности и сам творить свою судьбу. По учению гуманиста образование и воспитание должны развивать в человеке свойства его натуры. В борьбе с богиней случая Фортуной человеку помогают выстоять такие качества как смелость, воля и разум.

Иное направление в итальянском гуманизме XV в. составило творчество Леона Баттиста Альберти (1404-1472) - выдающегося мыслителя и писателя, теоретика искусства и архитектора. Выходец из знатной флорентийской семьи, оказавшейся в изгнании, Леон Баттиста окончил Болонский университет, был принят на службу секретарем к кардиналу Альбергати, а затем в Римскую курию, где провел более 30 лет. Ему принадлежали труды по этике («О семье», «Домострой»), архитектуре («О зодчестве»), картографии и математике. Его литературное дарование с особой силой проявилось в цикле басен и аллегорий («Застольные беседы», «Мом, или О государе»). Как архитектор-практик Альберти создал несколько проектов, заложивших основы ренессансного стиля в архитектуре XV в.
В новом комплексе гуманитарных дисциплин Альберти более всего привлекали этика, эстетика и педагогика. Этика для него - «наука жизни», необходимая в воспитательных целях, поскольку способна ответить на выдвигаемые жизнью вопросы - об отношении к богатству, о роли добродетелей в достижении счастья, о противостоянии Фортуне. Свои сочинения на морально-дидактические темы гуманист не случайно пишет на вольгаре - он предназначает их для многочисленных читателей.

У Альберти гуманистическая концепция человека основана на философии древних - Платона и Аристотеля, Цицерона и Сенеки, других мыслителей. Ее главный тезис - гармония как непреложный закон бытия. Это и гармонически устроенный космос, порождающий гармоническую связь человека и природы, индивида и общества, внутреннюю гармонию личности. Включенность в мир природы подчиняет человека закону необходимости, что создает противовес капризам Фортуны - слепого случая, способного разрушить его счастье, лишить благосостояния и даже жизни. Для противоборства с Фортуной человек должен находить силы и в себе самом - они даны ему от рождения. Все потенциальные способности человека Альберти объединяет емким понятием virtu (итал., дословно - доблесть, способность). Воспитание и образование призваны развить в человеке естественные свойства натуры - способность познавать мир и обращать себе на пользу добытые знания, волю к активной, деятельной жизни, стремление к добру. Человек по натуре творец, его высшее призвание быть устроителем своего земного бытия. Разум и знания, добродетель и творческий труд - вот силы, помогающие бороться с превратностями судьбы и ведущие к счастью. А оно - в гармонии личных и общественных интересов, в душевном равновесии, в земной славе, венчающей истинное творчество и добрые дела. Этика Альберти носила последовательно светский характер, она была полностью отделена от теологической проблематики. Гуманист утверждал идеал активной гражданской жизни - именно в ней человек может раскрыть природные свойства своей натуры.
Одной из важных форм гражданской активности Альберти считал хозяйственную деятельность, а она неизбежно связана с накопительством. Он оправдывал стремление к обогащению, если оно не порождает чрезмерной страсти к стяжательству, - ведь она может лишить человека душевного равновесия. В отношении к богатству он призывает руководствоваться разумной мерой, видеть в нем не самоцель, а средство служения обществу. Богатство не должно лишать человека нравственного совершенства, наоборот, оно может стать средством для воспитания добродетели - щедрости, великодушия и т. д. В педагогических идеях Альберти овладение знаниями и обязательный труд играют ведущую роль. Он возлагает на семью, в которой видит основную социальную ячейку, обязанность воспитывать подрастающее поколение в духе новых принципов. Интересы семьи он считает самодовлеющими: можно отказаться от государственной деятельности и сосредоточиться на хозяйственных делах, если это принесет пользу семье, и это не нарушит ее гармонии с обществом, поскольку благосостояние целого зависит от благосостояния его частей. Акцент на семье, заботах о ее процветании отличает этическую позицию Альберти от идей гражданского гуманизма, с которым его роднит нравственный идеал активной жизни в обществе.

Имя Альберти по праву называется одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства раннего Возрождения.

"Должен был появиться человек, - писал Леонардо Ольшки, - который, владея теорией и имея призвание к искусству и практике, поставил бы стремления своего времени на прочную основу и придал бы им определенное направление, в котором им предстояло развиваться в будущем. Этим многосторонним, но в то же время гармоническим умом был Леон Баттиста Альберти".

Леон Баттиста Альберти родился 18 февраля 1404 года в Генуе. Его отец - Леонардо Альберти, внебрачным сыном которого был Леон, принадлежал к одной из влиятельных купеческих фамилий Флоренции, изгнанной из родного города политическими противниками.

Первоначальное образование Леон Баттиста получил в Падуе, в школе известного гуманиста-педагога Гаспарино да Барцицца, а после смерти отца в 1421 году уехал в Болонью, где изучал в университете каноническое право и посещал лекции Франческо Филельфо по греческому языку и литературе. По окончании университета в 1428 году ему было присвоено звание доктора канонического права.

Хотя в Болонье Альберти попал в блестящий круг литераторов, собиравшихся в доме кардинала Альбергати, эти университетские годы были для него тяжелыми и неудачливыми: смерть отца резко подорвала его материальное благополучие, тяжба с родственниками из-за наследства, незаконно ими отторгнутого, лишала его покоя, чрезмерными занятиями он подорвал свое здоровье.

Со студенческими годами связано начало увлечений Альберти математикой и философией. В ранних сочинениях Альберти ("Филодоксус", "О преимуществах и недостатках науки", "Застольные беседы") болонского периода ощущаются беспокойство и тревога, сознание неотвратимости слепой судьбы. Соприкосновение с флорентийской культурой, после разрешения вернуться на родину, способствовало изживанию этих настроений.

Во время поездки в свите кардинала Альбергати по Франции, Нидерландам и Германии в 1431 году Альберти получил массу архитектурных впечатлений. Последующие затем годы пребывания в Риме (1432-1434) явились началом его многолетних штудий памятников античного зодчества. Тогда же Альберти стал изучать картографию и теорию живописи, одновременно работая над сочинением "О семье", посвященном проблемам морали.

В 1432 году по протекции влиятельных покровителей из высшего клира Альберти получил должность в папской канцелярии, где и прослужил более тридцати лет.

Лучшие дня

Трудолюбие Альберти было поистине безмерно. Он полагал, что человек, подобно морскому кораблю, должен проходить огромные пространства и "стремиться трудом заслужить похвалу и плоды славы". Как писателя, его одинаково интересовали и устои общества, и жизнь семьи, и проблематика человеческой личности, и вопросы этики. Он занимался не только литературой, но и наукой, живописью, скульптурой и музыкой.

Его "Математические забавы", как и трактаты "О живописи", "О статуе", свидетельствуют об основательных познаниях их автора в области математики, оптики, механики. Он ведет наблюдения за влажностью воздуха, отчего рождается гигрометр.

Задумывается над созданием геодезического инструмента для измерения высоты зданий и глубины рек и для облегчения нивелировки городов. Альберти проектирует подъемные механизмы для извлечения со дна озера затонувших римских кораблей. От его внимания не ускользают и такие второстепенные вещи, как культивирование ценных пород лошадей, тайны женского туалета, код шифрованных бумаг, форма написания букв.

Разнообразие его интересов настолько поражало его современников, что один из них записал на полях альбертиевской рукописи: "Скажи мне, чего не знал этот человек?", а Полициано, упоминая Альберти, предпочитал "молчать, нежели сказать о нем слишком мало".

Если попытаться дать общую характеристику всему творчеству Альберти, то наиболее очевидным будет стремление к новаторству, органически сочетающееся с вдумчивым проникновением в античную мысль.

В 1434-1445 годах в свите папы Евгения IV Альберти побывал во Флоренции, Ферраре, Болонье. Во время длительного пребывание во Флоренции, он завязал дружеские отношения с основоположниками ренессансного искусства - Брунеллески, Донателло, Гиберти. Здесь им были написаны его трактаты о скульптуре и живописи, а также его лучшие гуманистические сочинения на итальянском языке - "О семье", "О душевном спокойствии", которые сделали его общепризнанным теоретиком и ведущей фигурой нового художественного движения.

Многократные поездки по городам Северной Италии также немало способствовали пробуждению у него живого интереса к разнообразной художественной деятельности. Вернувшись в Рим, Альберти с новой энергией возобновил свои штудии античной архитектуры и в 1444 году приступил к составлению трактата "Десять книг о зодчестве".

К 1450 году трактат вчерне был закончен и два года спустя в более выправленной редакции - той, которую известна сегодня, - был дан на прочтение папе Николаю V. Альберти, поглощенный в дальнейшем своими проектами и постройками, оставил свое сочинение не вполне законченным и более к нему не возвращался.

Первые архитектурные опыты Альберти обычно связываются с его двукратным пребыванием в Ферраре, в 1438 и 1443 годах. Находясь в дружеских отношениях с Лионелло д"Эсте, ставшим в 1441 году маркизом Феррарским, Альберти консультировал сооружение конного памятника его отцу, Никколо III.

После смерти Брунеллески в 1446 году во Флоренции среди его последователей не осталось ни одного зодчего, равного ему по значению. Таким образом, на переломе века Альберти оказался в роли ведущего зодчего эпохи. Только теперь он получил настоящие возможности реализовать свои архитектурные теории на практике.

Все постройки Альберти во Флоренции отмечены одной примечательной особенностью. Принципы классического ордера, извлеченные мастером из римской античной архитектуры, применены им с большой тактичностью к традициям тосканского зодчества. Новое и старое, образуя живое единство, придает этим постройкам неповторимо "флорентинский" стиль, весьма отличный от того, в каком были выполнены его сооружения в Северной Италии.

Первой работой Альберти в родном городе был проект дворца для Джованни Ручеллаи, строительство которого вел между 1446 и 1451 годами Бернарде Росселлино. Палаццо Ручеллаи очень отличается от всех зданий города. На традиционную схему трехэтажного фасада Альберти как бы "накладывает" сетку классических ордеров.

Вместо массивной стены, образованной рустованной кладкой каменных блоков, мощный рельеф которых постепенно сглаживается по мере движения вверх, перед нами гладкая плоскость, ритмически расчлененная пилястрами и лентами антаблементов, четко очерченная в своих пропорциях и завершаемая значительно вынесенным карнизом.

Небольшие квадратные окна первого этажа, высоко поднятые от земли, колонки, разделяющие окна двух верхних этажей, дробный бег модульонов карниза чрезвычайно обогащают общую ритмику фасада. В архитектуре городского дома исчезают следы былой замкнутости и тот "крепостной" характер, что был присущ всем другим дворцам Флоренции того времени. Не случайно Филарете, упоминая в своем трактате постройку Альберти, отметил, что в ней "весь фасад... сделан в античной манере".

Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции также была связана с заказом Ручеллаи. Один из богатейших людей города, он, по словам Вазари, "пожелал сделать за свой счет и целиком из мрамора фасад церкви Церковь Санта-Мария Новелла", поручив проект его Альберти. Работа над фасадом церкви, начавшаяся в XIV веке, не была завершена. Альберти должен был продолжить начатое готическими мастерами.

Это затруднило его задачу, ибо, не разрушая сделанного, он вынужден был включить в своей проект элементы старой декорации - узкие боковые двери со стрельчатыми тимпанами, стрельчатые арки наружных ниш, разбивку нижней части фасада тонкими лизенами с аркатурой в проторенессансном стиле, большое круглое окно в верхней части. Его фасад, строительство которого велось между 1456 и 1470 годами мастером Джованни да Бертино, явился своеобразной классической перефразировкой образцов проторенессансного стиля.

По заказу своего покровителя Альберти исполнил и другую работу. В церкви Сан-Панкрацио, примыкавшей к задней стороне Палаццо Ручеллаи, в 1467 году по проекту мастера была выстроена фамильная капелла. Декорированная пилястрами и геометрической инкрустацией с разнообразными по рисунку розетками, она стилистически близка к предыдущей постройке.

Несмотря на то что постройки, созданные во Флоренции по проектам Альберти, по своему стилю тесно примыкали к традициям флорентийской архитектуры, они оказали лишь косвенное влияние на ее развитие во второй половине XV века. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. И хотя его постройки там создавались одновременно с флорентийскими, они характеризуют более значительный, более зрелый и более классический этап в его творчестве. В них Альберти свободнее и смелее пытался осуществить свою программу "возрождения" римской античной архитектуры.

Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. Тирану Римини, знаменитому Сиджизмондо Малатеста пришла в голову мысль сделать эту старинную церковь фамильным храмом-мавзолеем. К концу 1440-х годов внутри церкви были закончены мемориальные капеллы Сиджизмондо и его жены Изотты. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Около 1450 года по его проекту была выполнена деревянная модель, и в дальнейшем он очень внимательно следил из Рима за ходом строительства, которое вел местный мастер - миниатюрист и медальер Матгео де"Пасти.

Судя по медали Маттео де"Пасти, датированной юбилейным 1450 годом, на которой был изображен новый храм, проект Альберти предполагал радикальную перестройку церкви. В первую очередь намечалось с трех сторон сделать новые фасады, а затем возвести новый свод и хор, перекрытый большим куполом.

Альберти получил в свое распоряжение весьма ординарную провинциальную церковь - приземистую, со стрельчатыми окнами и широкими стрельчатыми арками капелл, с простой стропильной кровлей над главным нефом. Он задумал превратить ее в величественный мемориальный храм, способный соперничать с древними святилищами.

Монументальный фасад в форме двухъярусной триумфальной арки имел очень мало общего с привычным обликом итальянских церквей. Просторная купольная ротонда, открывавшаяся посетителю в глубине сводчатого зала, пробуждала воспоминания о постройках древнего Рима.

К сожалению, замысел Альберти был осуществлен только отчасти. Строительство затянулось. Главный фасад храма так и остался незавершенным, а то, что в нем было сделано, не совсем точно соответствовало первоначальному проекту

Одновременно со строительством "Храма Малатесты" в Римини по проектам Альберти возводилась церковь в Мантуе. Маркиз Мантуанский, Лодовико Гонзага, покровительствовал гуманистам и художникам. Когда в 1459 году Альберти появился в Мантуе в свите папы Пия II, он встретил у Гонзага очень теплый прием и сохранил дружеские отношения с ним до конца своей жизни.

Тогда же Гонзага поручил Альберти составить проект церкви Сан-Себастьяно. Оставшись в Мантуе после отъезда папы, Альберти в 1460 году закончил модель новой церкви, строительство которой было поручено флорентийскому архитектору Луке Фанчелли, находившемуся при мантуанском дворе. По меньшей мере еще дважды, в 1463 и 1470 годах, Альберти приезжал в Мантую, чтобы следить за ходом работ, вел переписку по этому поводу с маркизом и Фанчелли:

Новая церковь Альберти была центрической постройкой. Крестообразная в плане, она должна была перекрываться большим куполом. Три короткие выступающие трибуны заканчивались полукруглыми апсидами. А со сторонычетвертой к церкви примыкал широкий двухэтажный нар текс-вестибюль, образуя фасад, обращенный на улицу.

Там, где нартекс своей задней стеной соединялся с более узкой входной трибуной, по обе стороны от нее, заполняя свободное пространство, должны были возвышаться две башни-колокольни. Здание высоко поднято над уровнем земли. Оно возведено на цокольном этаже, который представлял собой обширную крипту под всем храмом с отдельным входом в нее.

Фасад Сан-Себастьяно был задуман Альберти как точное подобие главного портика древнеримского храма-периптера. К пяти входам в вестибюль вела высокая лестница, ступени которой простирались на всю ширину фасада, полностью скрывая проходы в крипту.

Его идея украшения стены пилястрами большого ордера примиряет доктрину классической архитектуры, за которую он так ратовал в своем трактате, с практическими потребностями зодчества его времени.

Такого конструктивного и декоративного решения внутреннего пространства церкви еще не знала архитектура итальянского Возрождения. В этом отношении истинным наследником и продолжателем Альберти стал Браманте. Более того, постройка Альберти явилась образцом для всего последующего церковного зодчества позднего Возрождения и барокко.

По ее типу были построены венецианские церкви Палладио, "Иль Джезу" Виньолы и множество других церквей римского барокко. Но особенно важным для архитектуры Высокого Возрождения и барокко оказалось нововведение Альберти - применение большого ордера в декорации фасада и интерьера.

В 1464 году Альберти оставил службу в курии, но продолжал жить в Риме. К числу последних его работ относится трактат 1465 года, посвященный принципам составления кодов, и сочинение 1470 года на моральные темы. Умер Леон Баттиста Альберти 25 апреля 1472 года в Риме.

Последний проект Альберти осуществился в Мантуе, после его смерти, в 1478-1480 годах. Это Капелла дель Инкороната мантуанского собора. Архитектоническая ясность пространственной структуры, прекрасные пропорции арок, легко несущих купол и своды, прямоугольные порталы дверей - все выдает классицизирующий стиль позднего Альберти.

Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло д"Эсте, Федериго де Мон-тефельтро).

И в то же время он не чуждался брадобрея Буркьелло, с которым обменивался сонетами, охотно засиживался до позднего вечера в мастерских кузнецов, архитекторов, судостроителей, сапожников, чтобы выведать у них тайны их искусства

Альберти намного превосходил своих современников и талантом, и любознательностью, и многосторонностью, и особой живостью ума. В нем счастливо сочетались тонкое эстетическое чувство и способность разумно и логично мыслить, опираясь при этом на опыт, почерпнутый от общения с людьми, природой, искусством, наукой, классической литературой. Болезненный от рождения, он сумел сделать себя здоровым и сильным. Из-за жизненных неудач склонный к пессимизму и одиночеству, он постепенно пришел к приятию жизни во всех ее проявлениях

Выбор редакции
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...

В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...

Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...

С древнейших времен и среди всех народов мужская сила и выносливость были одной из самых значимых человеческих ценностей. Слабый в...
Очищение кишечника соленой водой издавна используется в нетрадиционной медицине как метод избавления от застойных явлений, избытка...
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...
Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...
При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....
У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...