Ансамбль бахор. Aнсамбль "Бахор". Особенности танцевальных композиций ансамбля


Особенности танцевальных композиций ансамбля


«Бахор»

В 2013 году Узбекистан празднует 100-летие со дня рождения Мукаррам Тургунбаевой. Великая, поистине народная танцовщица, балетмейстер-реформатор, педагог – Мукаррам Тургунбаева была художником огромного творческого размаха! Деятельность М. Тургунбаевой сфокусировала в целое несколько явлений культурного развития своего времени и имела определяющее значение в эволюции национального хореографического искусства.


Учителями М. Тургунбаевой были истинные мастера – Усто Алим Камилов, Тамара Ханум, Юсуп Кызык Шакарджанов. Под их руководством в конце 20-х годов, юная Муккарам начала свою исполнительскую деятельность. В 1935 году начала работать на балетмейстерском поприще, осуществляя постановки танцевальных сцен в оперных спектаклях и музыкальных драмах. В интенсивном многолетнем художественном труде постепенно сформировалась целостная хореографическая концепция народного сценического танца. Организованный в 1957 году танцевальный женский коллектив позволил талантливому балетмейстеру воплотить в реальность давно созревший творческий проект создания ансамбля народно-сценического массового танца. Задолго до создания коллектива «Бахор» Тургунбаева «стала серьезно осмысливать законы создания сценических танцев, стала фиксировать различные танцевальные элементы, описывать и зарисовывать костюмы».


В прошлом, народные танцы бытовали в сольных вариантах. Массовых народных танцев нет ни в одной локальной школе Узбекистана. Но танцевальные игры, народные танцевальные действа, шествия с простейшими конструкциями танца имели место во время календарных и трудовых праздников, таких как «Лола зор», «Сайил бог», «Хирмон тои» и др. В начале 20-го века по инициативе выдающихся танцоров Хамдахон Хайдаралиева и Макайлика Мухаммаджона народный и народно-профессиональный танцы начинают демонстрироваться на сцене. Свое развитие народно-сценический танец получает в деятельности Этнографического ансамбля (1926-1929), возглавляемого Мухиддином Кары-Якубовым. Свой огромный вклад в становление нового жанра внесли Усто Олим Камилов, Тамара-Ханум, Гавхар Рахимова, Исахар Акилов. Сценический массовый танец и сюжетные сцены сразу органично влились в стиль традиционного классического узбекского танца.


Идея создания большого танцевального коллектива в культурном формате огромной многонациональной страны была не нова. Начиная с 30-х годов, во многих республиках и регионах Советского Союза организовывались фольклорные ансамбли. Задача создания массового танца в регионах, где традиции коллективного движения служили фундаментом национальной хореографической культуры, имела адаптивный характер. Переосмысление узбекского танца в массовый сценический жанр было гораздо более проблематичным, так как традиционное бытование народных танцев носило сольно-импровизационную форму. « В традиционном танце не было ни хороводов, ни цепочек, ни шеренг, тем более парных композиций. М. Тургунбаева, как и ее предшественники, пионеры узбекской сценической хореографии, обратилась к традициям массовых танцев народов Советского Союза, использовав многие широко известные построения». Кроме универсальной формы хоровода, славянский народный танец включает парную фигурную кадриль, азартные переплясы и сюжетные танцы-игры. В близкой нам по традициям и обычаям культуре Азербайджана также можно увидеть много образцов ансамблевой хореографии. Среди них - женский хоровод «Гытгылыда», мужской «Джанги», песни-игры «Каравелли», «Кес-кеса», «Гюлэшмэ». Транспозиция бытовых форм на сцену, конечно, определила ряд существенных преобразований проявившихся прежде всего в театрализации жанра. Сценический ракурс продиктовал такие параметры как фронтальность композиции, образная рельефность тематизма, лапидарный пластический штрих.


В сопоставлении сольного исполнительства с ансамблевыми формами, уже с исходных позиций проявляется глубокое различие выразительных средств. Свобода действия, уникальность индивидуального высказывания позволяют достигнуть в сольных формах яркой характерности художественного образа. Присущая сольному исполнительству импровизационность и стихийно-игровое начало делают возможными фиксацию тончайших нюансов, а также формирования и добавления новых исполнительских штрихов непосредственно в процессе исполнения, вытекающих из контекста сиюминутной ситуации. Лишенный торжества индивидуума, массовый танец содержит в себе огромный потенциал своих художественных возможностей. Зрелищные живописно-изобразительные средства, пространственность формообразования, тектоника многоплановых пластических конструкций, развертывание танцевальных движений в мобильно-динамической процессуальности наполняют новым содержанием семантический пульс и расширяют жанровый ряд танцевальных форм.


Приспособление узбекского народного танца в массовый сценический требовало не просто адаптации, но качественного переосмысления. «Для постановки узбекского сценического танца в массовых композициях необходим был иной подход к интерпретации традиционного материала, не схожий с методом сценической интерпретации народных танцев Европы».


В истории классической хореографии массовый танец прошел свой, ясно очерченный эволюционный путь. В первых балетах de cour «придворные в одинаковых масках располагались вокруг короля и королевы, подобно фигурам на шахматной доске». Начиная с 16 века, одной из излюбленных форм придворного балета становится фигурный танец, в котором задействовались значительные массы исполнителей. В замечательном исследовании В. Красовской приводится описание праздничного зрелища, поставленного в 1573 году при дворе Екатерины Медичи: «дамы сошли с колесницы и построились в причудливые батальоны. Под звуки оркестра они приблизились к королю, соблюдая каданс и ни разу его не нарушив. Затем они протанцевали искусно задуманный балет со множеством поворотов, свертываемых и развертываемых линий, переплетений и смешений, наступлений и остановок». Через почти два столетия великий реформатор хореографии Ж.Ж.Новерр изгоняет симметрию из массовых композиций. Взамен он предлагает свободный ансамбль, подчиняя танцевальное действие законам изобразительного искусства. Уже в своих первых постановках, таких как «Китайский праздник» (1753 г.), «Источник юности» (1754 г.), «Фламандские увеселения» (1755 г.) он отходит от стилистических норм балета de cour, разбивая строгую квадратность, фронтальность и симметричность геометрического рисунка фигурного танца. В конце 19-го столетия выдающийся русский балетмейстер Л. Иванов утверждает новую хореографическую форму массовых композиций классического балета. В гениальном втором акте «Лебединого озера» кордебалет Л. Иванова выразил в своих лаконичных, но бесконечно многозначных пластических фразах общую идею произведения, символизируя предельной условностью танцевального рисунка обобщенную поэтическую метафору балета Чайковского.


Творчески преломляя достижения мировой хореографии, используя стабилизированные формы хореографической тектоники, Тургунбаева, образует свой художественный контент. В семантическом веере массовых танцев «Бахора» продолжается гармония астральных фигурных танцев, живописная изобразительность «раннего» Новерра и метафоричность Л.Иванова.


Узбекский массовый сценический танец начал свое формирование в недрах музыкально-драматического театра, где стал одним из важных выразительных компонентов спектакля. Театральный танец был связан и содержанием и формой со всей художественной тканью муздрамы. Постановки Мукаррам Тургунбаевой обретают собственную художественную значимость, воплощаясь в целостности законченной танцевальной композиции. Содержательная драматургия, поэтический метафоризм, обогащенная ассоциативно-образная лексика народного танца определяют балетмейстерскую концепцию М. Тургунбаевой.


Каждая из многочисленных постановок «Бахора» содержит свои композиционные особенности. Жанровым и стилистическим прообразом многих танцев становится ферганский цикл «Катта уйин». Строгая пропорциональность пластических фраз, симметричность построений, содержательность пластического тематизма в хореографических композициях М. Тургунбаевой «Катта уйин», «Маком уфори», «Занг» помещают их в одно смысловое поле с величайшими достижениями узбекской многовековой культуры: метрикой поэтического стихосложения «аруз», архитектурной гармонией Регистана, глубокой интонационностью макома.


Одним из ярких художественных открытий М. Тургунбаевой явились постановки сюжетных танцев. Хореографическая сюжетная композиция «Пилля» приближается по многим признакам к театрализованному действу. Драматургия танца имеет продуманную линию развития, рисующую логическую последовательность трудового процесса выращивания шелкопряда. Танцевальную лексику «Пиллы», как и многих других сюжетных танцев, можно разделить на три основные группы. Многие танцевальные движения имитируют трудовые весьма конкретно. Среди них, например: «ремонт нити», «укол иглы». Вторая группа движений, она же и основная - стилизация рабочей технологии. В танце также содержится целый ряд обобщенно-метафорических движений, несущих условный смысл и в совокупности символизирующих пробуждение, оплодотворение и рост сил природы.


Насыщенная событийность, временная протяженность развертывания сюжетной фабулы, целостная обрисовка жизненного цикла в драматургии танца «Пилля» являются качественными характеристиками драматического театра, что дает основание позиционировать танец как театрализованное сценическое представление.


В хореографической композиции М. Тургунбаевой «Чобон ракс» дан яркий пример переосмысления народно-бытового танца «Билама» в сценическую театральную форму. В интерпретации М. Тургунбаевой танец иллюстративного народного жанра «Таклид уфори» трансформировался в театральную миниатюру с оформленной фабулой, мотивированным развитием сюжета. Четкая композиционная структура танца определяется контрастом семантики и хореографической лексики. Первая и третья части – сюжетно-иллюстративные - выстроены на пантомиме с включением активной мимики. Стилистика второй части – чисто хореографическая. Радость, молодой задор выражаются комбинацией высокотехничных, виртуозных приемов. В основе лежат чархи – вращения разного типа и прыжки. Кульминационный момент танца выражается вихревым движением по кругу, а также вращением на коленях вдоль всей линии рампы («чарх-ду зона»). Данные танцевальные элементы являются одними из основных в танцах крупных форм: «Катта уйин», «Маком уфори». Виртуозные верчения по кругу и на месте занимают центральное место в профессиональных танцах бухарской и ферганской групп. Включение в танец бытовой стилистики элементов из танцев классических традиций – одно из новаторских явлений творческого почерка Тургунбаевой. В определенных точках драматургического развития, несколько раз персонаж выходит на прямой контакт с залом. Подобный актерский прием делает присутствующих сопричастными происходящему на сцене и способствует эмоциональному проживанию сценической ситуации. Прием точечных выходов из художественного условного пространства в реальное бытование не типичен для профессиональных хореографических постановок. Он заимствован из стилевого арсенала концертной эстрады, где исполнитель зачастую обращается к зрителю напрямую.


/>

Каримова Р. «Танцы ансамбля «Бахор» - Т., 1979.

Хамраева Г. «Национальный образ танца» - Т., 2012.

Красовская В. «Западноевропейский балетный театр» Том 2 – «Искусство», Ленинград, 1983.

У вас возникли проблемы с поиском определенного видеоролика? Тогда эта страничка поможет вам отыскать так необходимый вам ролик. Мы с легкостью обработаем ваши запросы и выдадим вам все результаты. Неважно чем вы интересуетесь и что вы ищете, мы запросто отыщем необходимый ролик, какой бы направленности он не был бы.


Если же у вас интересует современные новости, то мы готовы предложить вам самые актуальные на данный момент новостные сводки во всех направлениях. Результаты футбольных матчей, политические события или же мировые, глобальные проблемы. Вы всегда будете в курсе всех событий, если будете пользоваться нашим замечательным поиском. Информированность предоставляемых нами видеороликов и их качество зависит не от нас, а от тех, кто их залил в интернет просторы. Мы всего лишь снабжаем вас тем, что вы ищете и требуете. В любом случае, пользуясь нашим поиском, вы будете знать все новости в мире.


Впрочем, мировая экономика это тоже довольно интересная тема, которая волнует очень многих. От экономического состояния различных стран зависит довольно многое. Например, импорт и экспорт, каких либо продуктов питания или же техники. Тот же уровень жизни напрямую зависит от состояния страны, как и зарплаты и прочее. Чем же может быть полезна такая информация? Она поможет вам не только адаптироваться к последствиям, но и может предостеречь от поездки в ту или же иную страну. Если вы отъявленный путешественник, то обязательно воспользуйтесь нашим поиском.


Нынче очень сложно разобраться в политических интригах и для понимания ситуации нужно найти и сравнить очень много различной информации. А потому мы запросто найдем для вас различные выступления депутатов ГОСДУМЫ и их заявления за все прошедшие года. Вы сможете с легкостью разобраться в политике и в ситуации на политической арене. Политика различных стран станет вам ясна и вы запросто сможете подготовить себя к грядущим переменам или же адаптироваться уже в наших реалиях.


Впрочем вы можете найти тут не только различные новости всего мира. Вы также запросто сможете подыскать себе киноленту, которую будет приятно посмотреть вечером с бутылкой пива или же попкорна. В нашей поисковой базе существуют фильмы на любой вкус и цвет, вы без особых проблем сможете найти для себя интересную картину. Мы запросто найдем для вас даже самые старые и трудно находимые произведения, как и известную всем классику - например Звездные войны: Империя наносит ответный удар.


Если же вы просто хотите немного отдохнуть и находитесь в поиске смешных роликов, то мы можем утолить и тут вашу жажду. Мы найдем для вас миллион различных развлекательных видеороликов со всей планеты. Короткие приколы запросто поднимут вам настроение и еще целый день будут вас веселить. Пользуясь удобной системой поиска, вы сможете найти именно то, что рассмешит вас.


Как вы уже поняли, мы трудимся не покладая рук, что бы вы всегда получали именно то, что вам необходимо. Мы создали этот замечательный поиск специально для вас, что бы вам удалось найти необходимую информацию в виде видеоролика и посмотреть её на удобном плеере.

БАХОР БАХОР

«БАХО́Р» им. М. Тургунбаевой, ансамбль народного танца Узбекистана. Организатор и художественный руководитель (1957-78) М. Тургунбаева, с 1979 художественный руководитель К. Миркаримова.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "БАХОР" в других словарях:

    Ансамбль народного танца имени М. Тургунбаевой (Узбекистан). Организатор и художественный руководитель (1957 78) Тургунбаева, с 1979 художественный руководитель К. Миркаримова … Энциклопедический словарь

    бахор - хора, ч. Пр. Нешлюбна дитина, байстря, вередлива дитина … Словник лемківскої говірки

    - (Фируз Бахор Ахмедов), таджикский композитор. 1974 Требуется тигр (см. ТРЕБУЕТСЯ ТИГР) 1975 Краткие встречи на долгой войне (см. КРАТКИЕ ВСТРЕЧИ НА ДОЛГОЙ ВОЙНЕ) 1977 Кто поедет в Трускавец (см. КТО ПОЕДЕТ В ТРУСКАВЕЦ) 1982 Сегодня и всегда (см.… … Энциклопедия кино

    Ансамбль народного танца Узбекистана. Организатор и художественный руководитель (1957 78) М. Тургунбаева, с 1979 художественный руководитель К. Миркаримова … Большой Энциклопедический словарь

    Отель Бахор - (Самарканд,Узбекистан) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Н. Якубова, 2, 140100 Сама … Каталог отелей

    - (Республикаи Советии Социалистии Тоджикистон) Таджикистан. I. Общие сведения Таджикская АССР образована 14 октября 1924 в составе Узбекской ССР; 16 октября 1929 преобразована в Таджикскую ССР, 5 декабря 1929… …

    На перевале не стрелять! … Википедия

    - (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси) Узбекистан. I. Общие сведения Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

    Истоки тадж. муз. культуры уходят в глубь веков. Об этом свидетельствуют археологич. и лит. памятники, иск во вост. миниатюры, а также дошедшие до нас трактаты по музыке. Сохранились воспевающие мифич. героев гимны из лит. памятника… … Музыкальная энциклопедия

    - «НА ПЕРЕВАЛЕ НЕ СТРЕЛЯТЬ», СССР, Таджикфильм, 1983, цв., 71 мин. Героико приключенческий фильм. Действие картины происходит в 1920 е годы. Один из горных перевалов Таджикистана, являющийся важным стратегическим объектом, контролирует басмаческий… … Энциклопедия кино

Книги

  • Композитор - профессия замечательная , Гейзер Э., Бахор Ф.. Легко ли стать композитором? Легко ли быть им в маленькой горной стране на окраине бывшего СССР? Как писать современную музыку, не теряя связи с народной традицией?Легко ли добиться успеха,…

В этом году исполняется 60 лет со дня создания Государственного заслуженного ансамбля народного танца «Бахор» имени Мукаррам Тургунбаевой.

После легендарной основательницы ансамблем в разное время руководили Кундуз Миркаримова, Равшаной Шарипова, Мамура Эргашева… В 1964 году коллектив был удостоен звания «Заслуженный ансамбль Узбекистана», а в 1979-м ему присвоили имя Мукаррам Тургунбаевой. В репертуаре ансамбля более 200 сольных и групповых постановок, объединивших вековую культуру узбекского танца и достижения современного хореографического искусства. Сколько всего было за годы работы «Бахора»! Не счесть счастливых мгновений, светлых воспоминаний… И все они связаны с именем его легендарной основательницы.

«Бахор» - визитная карточка Узбекистана»

Заслуженная артистка Республики Узбекистан, народная артистка Республики Каракалпакстан Зиёда МАДРАХИМОВА :

В 1957 году Мукаррам Тургунбаева основала ансамбль «Бахор», состоящий из 12 девушек - учениц Ташкентского хореографического училища, для участия во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Совсем скоро в состав коллектива входило уже сорок девушек, а сам «Бахор» стал одной из визитных карточек Узбекистана в сфере культуры.

Нас называли «Мукаррам и сорок красавиц». C уникальными танцевальными программами вмес­те мы объездили больше 60 государств. И каждый раз обязательно привозили национальный танец той страны, где побывали. Так расширялся репертуар ансамбля, ведь Мукаррам-опа очень хотела, чтобы наше творчество было разноплановым и самобытным.

Я и моя сестра, заслуженная артистка Республики Узбекистан Насиба Мадрахимова, отдали работе в «Бахоре» 20 лет. И мы очень счастливы оттого, что нам удалось поработать с Тургунбаевой - королевой узбекского танца. Она была для нас второй матерью, с особым трепетом относилась к девочкам. Возможно, потому, что у нее был единственный сын, а хотелось иметь и дочерей. Мукаррам-опа являлась очень эрудированным человеком: знала историю, узбекские народные традиции, была для нас образцом для подражания, эталоном во всех отношениях на сцене и в жизни.

«Мукаррам-опа заботилась о каждой из нас»

Заслуженная артистка Республики Узбекистан, доцент кафедры хореографии Угилой МУХАМЕДОВА:

- «Бахор» был создан в 1957 году. Я страстно желала попасть в этот коллектив! И исполнила свою мечту - в 1967-м пополнила ряды участниц легендарного ансамбля, окончив хореографическое училище. Мне запомнилась первая встреча с Мукаррам Тургунбаевой - потрясающе красивой женщиной. С того самого дня для меня, как и для всех девочек, она стала образцом культуры поведения на сцене и в жизни. Ненавязчиво учила всему: как общаться со зрителем, донести до него то, что хочешь, передать гамму чувств, рассказать целую историю посредством жестов, мимики, танцевальных движений…

Перед каждой поездкой, особенно за границу, учила манерам поведения: как сидеть, в какой руке держать столовые приборы. Объясняла, как одеваться за рубежом и как - в самых отдаленных кишлаках. В холодной России советовала носить брюки, а в нашем жарком регионе - атласные платья, дарящие прохладу. В общем, учила жизни, была второй матерью.

Внимание Мукаррам-опа уделяла каждой участнице ансамбля независимо от того, была ли та солисткой или нет. Мы нередко слышали, что если одной из нас не окажется на месте, зритель это обязательно заметит. Помню, когда случилось несчастье - погиб мой муж, Мукаррам-опа тут же добилась для меня выдачи отдельной квартиры, хотя к тому времени я работала в «Бахоре» всего пять лет.

С «Бахором», ставшим для меня жизнью, связаны разные воспоминания. Например, когда только пришла в коллектив, мы отправились на гастроли по России. На концерте после одного из танцев надо было быстро переодеться к моему первому выходу («Андижанская полька»). Боялась не успеть и дважды говорила об этом Мукаррам-опе. Знала, что она жестко наказывает за опоздание: снимает с поездки, лишает премии. Второпях надела атласное платье и направилась к выходу, в то время как не успел завершиться предыдущий танец. Я должна была выйти на сцену первой, а следом еще пять девушек. И вот, с последним музыкальным проигрышем иду вперед, начинаю танцевать. Оглядываюсь, а партнерш нет. Понимаю, что музыка не моя - рано выскочила. В ужасе обежав сцену вокруг, шмыгнула за кулисы. И вновь вышла первой, только уже с другой стороны и на этот раз вовремя.

Честно говоря, думала, что Мукаррам-опа меня убьет. Она же, наоборот, обняла, расцеловала и при этом смеялась до слез. Говорит: «Ты - умница, так быстро переоделась. И зачем все время повторяла, что не успеешь? Вот что значит, когда чего-то сильно хочешь, - все получается». Да и зритель ничего не понял. Мне же в тот момент было совсем не до смеха.

А еще Мукаррам-опа умела прощать. Понимала, что мы молодые, у каждой из сорока девушек - свои характер, предпочтения, вкусы.
И к любой находила подход, спрашивала, чем помочь, и по глазам могла прочесть: с мужем поругалась, ребенок болеет или что-то еще. Она все чувствовала и нередко говорила: «Поссорилась с супругом? Три дня отдыхай. Реши домашние проблемы, а потом возвращайся». Иногда сама вызывала мужей девочек - беседовала, совестила. Для всех ее ранний уход из жизни стал большой потерей. Я счастлива, что многому научилась у нее. А ведь могла попасть в другой коллектив и никогда бы не познакомилась с этой великой женщиной!

«Передадим знания потомкам»

Народная артистка Узбекистана, художественный руководитель ансамбля Мамура ЭРГАШЕВА :

Моя мама - заслуженная артистка Рес­публики Узбекистан Тохтахон Рисметова тоже была танцовщицей - одной из первых учениц Мукаррам-опы. Они часто общались с наставницей, у них был очень тесный личный и творческий контакт. Так что, можно сказать, я с рождения впитывала эту удивительную атмосферу искусства хореографии… Еще в детстве, с восторгом наблюдая за выступлениями участниц ансамбля «Бахор», решила - буду танцевать! Когда я подросла, Мукаррам-опа отвела меня в хореографическое училище на классическое отделение. А в 1969 году взяла меня в свой легендарный коллектив…

…Помните известную притчу? Однажды человек спросил мудреца: «Как красоту от безобразия отличить? А истину от лжи? Как найти радость в жизни?». Мудрец подумал и… научил человека танцевать. Нашим мудрецом и Мастером была Мукаррам-опа. Всем, что мы умеем, обязаны ей.

«Бахор» повидал немало самых разных лиц и судеб. Когда начинаем вспоминать историю коллектива, перед глазами словно проносится многосерийный фильм. Помню слова Тургунбаевой, которые воспринимаю как жизненное кредо: «Я научила своих девочек тому, что умею сама, отдала им свои силы. И теперь мои ученицы передадут эти знания потомкам». И до сих пор я живу надеждой на то, что наш легендарный ансамбль будет восстановлен и станет вновь блистать на международной сцене, нести в мир нашу богатую национальную культуру. Только возродив «Бахор», мы сможем гордиться танцевальным искусством Узбекистана.

«Бахор» открыл окно в Европу»

Артистка балета, театровед Нурхон ЗУЛИНОВА :

Я пришла в «Бахор» в 1969 году. Благодаря частым поездкам за рубеж в составе ансамбля мне приходилось нередко общаться с массой интересных и выдающихся личностей.

Помню, в 1975 году мы были на гастролях в Швеции. Тогда король Густав XVI предоставил нам для выступления свой театр. Только представьте - королевская сцена в нашем распоряжении! Для нас это было большим событием и высокой оценкой. Газеты каждый день писали о том, что «Бахор» открыл для Узбекистана окно в Европу.

Вообще, где бы ни были, пресса всегда отзывалась о нас очень хорошо. А мы поднимали на сцене флаг Узбекистана, демонстрировали узбекские традиции, нацио­нальное искусство танца. Одной только «Андижанской польке» доставались такие бурные овации, что, казалось, обрушатся своды залов. И неудивительно: Мукаррам-опа - Мастер с большой буквы, сильнейший балетмейстер.

Ансамбль «Бахор» был женским и многонациональным: в коллективе танцевали русские, татарки, польки, кореянки, казашки. Парней-танцоров не было, мужская часть ансамбля только аккомпанировала на различных музыкальных инструментах. И все прекрасно понимали друг друга, у всех была одна цель, одно любимое дело.

За время своего существования наш коллектив объехал весь мир, оставив в каждой стране частичку узбекской культуры.
А сейчас мы передаем свой опыт молодежи и планируем воссоздать легендарный ансамбль «Бахор», для чего проводим конкурсный отбор среди девочек-танцовщиц.

«Сильный духом коллектив»

Моя мама, народная артистка Узбекистана Рано Низамова, работала в ансамбле «Бахор». С малых лет я постоянно присутствовала на репетициях и выступлениях коллектива, так что не представляла для себя никакой другой профессии.

Наш необыкновенный коллектив объездил весь мир, и в любой стране нас принимали на ура. Случались и приключения. Однажды приехали в Россию зимой. Естественно, холодно. Для выступления в колхозе выделили помещение - бывший кинотеатр, где вообще не топили. Переодеваемся, а у самих зуб на зуб не попадает. И тут кто-то из старших заявил: «Девочки, мне жарко!» и начал подшучивать над нами, посмеиваться… От злости сразу оттаяли (смеется) . Вот такая сила духа была у коллектива!

Иногда у нас были так называемые вагонные поездки, когда мы жили в вагоне поезда, который цепляли то к одному составу, то к другому, - в зависимости от намеченного маршрута. Приехали как-то в Казахстан, где ночью неожиданно грянула минусовая температура. От мороза лопнул титан, вода разлилась по проходу и замерзла. Легли спать весной, а проснулись - уже зимой: пол превратился в каток.

Поездки за границу запомнились. Однажды должны были выступать после Людмилы Зыкиной.
И тут возникла проблема - нет багажа нашего! Не могут танцовщицы выйти на сцену без концертных костюмов! Зыкина не растерялась и пела песню за песней, наверное, часа два. В итоге багаж так и не нашли, пришлось выступать в атласных платьях.

«Благодаря Мукаррам-опе я стала ведущей»

- «Бахор», к сожалению, закрытая страница моей биографии. Однако она во многом стала определяющей. После хореографического училища я отработала в этом коллективе четыре года, а затем ушла в Ташкентский государственный институт театрального искусства им. А. Островского (ныне Государственный институт искусств и культуры Узбекистана - прим. ред.) . Тогда и началась совершенно другая жизнь, положившая начало иной творческой биографии. Но ансамбль остался жить в моем сердце…

Здесь я открыла для себя такое творческое направление, как разговорный жанр. Именно Мукаррам-опа поставила меня вести концерты на русском языке, и в течение трех лет я была ведущей и танцевала.

Часто вспоминаю, как проходили гастроли по рес­публике и зарубежным странам… Было тяжело, но в то же время так интересно. Во всем этом большая заслуга Мукаррам-опы. Она вызывала всеобщее уважение своим отношением к работе и коллективу. Каждого нового участника встречала добрым словом, определяла его место в коллективе. Одним ей понятным чутьем эта удивительная женщина видела, кто и на что способен. Например, во мне Мукаррам почему-то разглядела ведущую концертов. Так и получилось…

Также стоит отметить, что это был интернациональный коллектив. Заслуженная артистка Республики Узбекистан Диляра Керимова - крымская татарка, народная артистка Узбекистана Валентина Романова - русская... Всех не перечислить. Я рада, что наш ансамбль до сих пор помнят и любят не только в Узбекистане, но и за рубежом.

«Остались ее традиции»

Я пришла в «Бахор», когда Мукаррам-опы, к сожалению, уже не было. Но остались традиции, заложенные ею в основу коллектива, такие как уважение к старшим и ответственность. Думаю, это помогло многим девушкам из «Бахора» сформировать особый образ и стиль жизни. Все сорок участниц ансамбля были очень похожи, поэтому на гастролях мы часто слышали: «Вы сестры?». И я всегда отвечала: «Да, все сорок» (смеется) .

Ансамбль подарил нам много счастливых лет жизни, путешествий по родному краю и разным странам. Нравилось, с каким восхищением и уважением нас встречали люди. Мы не могли обмануть их ожиданий и станцевать плохо.

В «Бахоре» мы чувствовали себя единым целым. Я была его участницей 24 года - почти четверть века. Было нелегко, но очень интересно работать в коллективе, в котором Мукаррам-опа собрала сорок девочек и научила их танцевать так синхронно, чтобы зрителю это казалось магией.

Такой уникальный ансамбль должен жить. И сегодня искренне хочется, чтобы коллектив возродился, а красота хореографии вновь вернулась к людям.

«Сбылась мечта - стать баянистом»

Мухамаджон ШАКИРОВ :

Больше 50 лет назад я увидел выступление ансамбля «Бахор» по телевидению и с тех пор не пропускал ни одного концерта коллектива. Меня покорили талант и харизматичность его участников, особенно музыканта, игравшего на баяне. Поэтому у меня и возникло желание стать баянистом. Я поступил в музыкальную школу на соответствующее отделение, затем в 1966 году - в Андижанское музыкальное училище для повышения квалификации.

…В 1967 году к нам в село приехала группа артистов, в числе которых была и легендарная Мукаррам Тургунбаева. Как же мне захотелось произвести на нее впечатление! Я пошел на хитрость: недалеко от обеденного стола поставил на видное место баян в надежде на то, что Мукаррам-опа заметит инструмент и попросит на нем сыграть. Так и произошло (улыбается) . Сначала я исполнил все три части «Муножат», чем покорил сердце Мукаррам-опы, затем сыграл «Гопак» и «Рохат». И - моя мечта сбылась! Меня как баяниста пригласили в «Бахор»! Я проработал в коллективе 40 лет и могу сказать, что танцы, поставленные Мукаррам Тургунбаевой, стали настоящей классикой!

«Танцы под ритм дойры срывали овации»

Заслуженный артист Республики Узбекистан Мамуржон МИР ДАДАЕВ :

Мне было 7-8 лет, когда на одном из торжеств меня заметил народный артист Узбекистана Хайрулла Лутфуллаев. Поинтересовался, не хочу ли стать певцом. Я же был увлечен музыкой, не вокалом, и ответил, что мечтаю быть дойристом. Тогда Хайрулла-ака привел меня к Мукаррам-опе, которая относилась ко мне, словно к родному сыну. Позже, с 1988 года и до последнего дня существования «Бахора» я был его неизменным участником.

Мой коронный номер - «Соло на трех дойрах» - всегда срывал шквал аплодисментов. Зрителя завораживало одновременно и звучание инструмента, и виртуозная, скоростная техника игры. И вообще самые популярные и массовые танцевальные номера исполнялись именно под ритм дойры, который
удивительным образом может поднимать настроение!

Ольга ФАЗЫЛОВА

Выбор редакции
Уровень экономической ситуации в стране определяется многими показателями. От экономики страны полностью зависит уровень жизни каждого из...

Должностные обязанности повара зависят от величины и профиля компании: одно дело разогревать сосиски в тесте и самому их продавать, и...

С момента трудоустройства и до дня увольнения трудовая книжка хранится в отделе кадров или в бухгалтерии предприятия. Ответственность за...

Должностная инструкция электромонтера по ремонту электрооборудования [наименование организации, предприятия и т. п.]Настоящая...
Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...
Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...
Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...
Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...