Аристотель история о нем. Аристотель: краткая биография и его открытия. Отъезд из Афин в Халкиду и смерть Аристотеля


Аристотель – один из величайших философов Древней Греции. Область его интересов обширна – он занимался политикой, диалектикой, логикой, риторикой, биологией, физикой и астрономией. Собрание сохранившихся трудов мыслителя насчитывает более тридцати сочинений в различных областях и носит название «Аристотелев корпус». Наиболее значимые из них – «О душе», «Физика», «Метафизика», «Политика».

Родился Аристотель в 384 году до н.э. в небольшом греческом городе Стагире в семье придворного лекаря царя Аминты II. Его отец, Никомах, был автором нескольких книг по медицине и натурфилософии. С детства мальчик обучался основам медицины.

После смерти отца воспитывался дядей, который также заботился об образовании юноши. Аристотель учился ораторскому искусству, а в возрасте восемнадцати лет поступил в Академию Платона в Афинах. Несмотря на расхождения во взглядах, а отсюда непростые отношения и конфликты со своим учителем, Аристотель положительно говорил о Платоне, называя его своим другом. Он 20 лет прожил в Академии, где преподавал риторику и написал некоторые труды по физике и логике.

В 347 г. до н.э. умер Платон, и Аристотель переселился в город Ассос в Малой Азии, где сблизился с его правителем, тираном Гермием. Гермий тоже был последователем Платона и интересовался идеями Аристотеля, часто посещал его лекции. Благодаря сложившейся дружбе, Аристотель взял в жены племянницу тирана Пифиаду. У них родилась дочь, также названная Пифиадой - в честь матери.

В 342 г. до н.э. македонский царь Филлипп II, наслышанный об Аристотеле от своего союзника Гермия, приглашает философа стать наставником для своего сына, 13-летнего Александра, в будущем – Александра Великого. В городе Миезе Аристотель обучал царевича различным наукам – математике, географии, этике, управлению государством, медицине. Обучение проходило устно во время прогулок, в форме диалогов учителя и ученика. Благодаря Аристотелю Александр пристрастился к поэзии Гомера.

В 336 г. до н.э. был убит Филипп II, и Александр, занявший македонский престол, больше не нуждался в воспитателе. Аристотель вернулся в Афины, где открыл собственную школу философии Ликей (школа располагалась недалеко от храма Аполлона Ликейского, отсюда и получила название). Ученикам преподавались математика, метафизика, философия, политика, искусство, и смежные дисциплины. Аристотель по-прежнему практиковал прогулки во время обучения, отчего школу прозвали «перипатетической», что в переводе с греческого означает «прогуливаться, гулять». У философа появилось много последователей, было проведено множество исследований. Сам Аристотель за время работы Ликея написал большую часть своих трудов.

В 323 г. до н.э. умер Александр Македонский, и страну охватила внутриполитическая борьба, началось движение против македонской власти. Аристотелю были предъявлены обвинения в дружбе с Александром и безбожии. Из-за начавшегося преследования философ вместе с семьей был вынужден уехать на остров Эвбея, в Халкиду. Там он умер в 322 г. до н.э. в возрасте 62 лет, предположительно из-за болезни желудка.

Вариант 2

Аристотель – один из самых знаменитых древнегреческих философов, создал множество теоретических трудов в таких науках, как физика, медицина, астрономия, математика, логика и политика.

Аристотель появился на свет в 386 г. до н.э. в колониальном греческом городе Стагира в небольшой семье этнических греков. Его отец служил придворным лекарем у македонского императора, поэтому Аристотель уже с самого детства имел прочные связи с Македонией. Отец уже тогда старался привить сыну любовь к философии, которая была неразрывно связана с медициной. Он надеялся, что Аристотель пойдёт по его стопам и продолжит дело. К, сожалению, в раннем возрасте он остаётся сиротой и переезжает в дом своего новообретённого опекуна по имени Проксен.

Когда ему исполнилось 17 лет, он переехал в Афины, где с полной силой отдал себя постижению философии. Его необычайная талантливость была замечена. Его способности обнаруживает венец творения человеческой мысли тех времён Платон. Он принимает юного Аристотеля в ряды своих учеников. Он обогащает начинающего философа знаниями и формирует его мировоззрение. Но постепенно их взгляды на жизнь и бытие начинают различаться друг от друга. Аристотель начинает порицать многие идеи Платона. Тем не менее между ними сохраняются тёплые и дружеские отношения.

После смерти Платона Аристотеля отправляют послом в Македонию, но из-за провала дипломатической поездки его изгоняют из Афин. Он вынужден скитаться по Малой Азии, проживая у своего давнего друга Гермия. Но вспомнив связи отца Аристотеля с Македонским двором, царь Филипп 2 зазывает последнего на пост учителя для сына Александра, в будущем Великого. Именно Аристотель привил мальчику тягу к просвещению и образованию. Аристотель так сильно привязался к Александру, что поддерживал с ним связь даже во время Восточных походов.

Немногим ранее Аристотель открыл собственный “Ликей” – прототип нынешнего лицея, где делился своими познаниями с молодыми студентами. За это время он написал большую часть своих исследовательских работ по разным научным направлениям. По ним он проводил лекции в разном формате как для новичков, так и для преуспевающих учащихся.

Личная жизнь философа сложилась печально. Его первая жена Пифиада умерла, в тот момент он женился на рабыне Герпиллиде. Всего за время 2 браков у него появилась лишь 1 дочь Пифиада.

После Смерти Александра Македонского началась борьба Афин против македонского экспансионизма. Поэтому Аристотель был вынужден покинуть Афины из-за принадлежности к правящим кругам Македонии. Он мигрировал на Халкиду, где и скончался в 322 г. до н.э. от гастрита.

Витус Ионассен Беринг – величайший русский первооткрыватель земель Камчатки и прилегающих территорий. Витус Ионассен Беринг появился на свет 2 августа 1681 года в датском городе Хоренс

  • Билибин Иван Яковлевич

    Иван Яковлевич Билибин известен как талантливый художник, иллюстратор и создатель блестящих театральных декораций. Его творческий почерк отличается необычайной самобытностью и имеет много последователей

  • Аристотель - древнегреческий философ, ученик Платона.

    Аристотель краткая биография

    Аристотель родился в 384 году до нашей эры в семье врача, именно этим обусловлено огромное количество его будущих трудов в области физиологии и анатомии. В 15 лет Аристотель становится сиротой, и его дядя, взявший мальчика под свое опекунство, рассказывает ему о уже очень знаменитом в то время учителе - Платоне в Афинах.

    В 18 лет Аристотель самостоятельно добрался до Афин и поступил в академию Платона, поклонником которого уже был три года. Благодаря своим успехам в научной деятельности Аристотелю предоставили место преподавателя в академии.

    В 347 году д.н.э. после кончины Платона Аристотель переселился в город Алтарей. Спустя пять лет македонский царь Филипп пригласил философа воспитывать своего сына Александра. Знакомство Александра и Аристотеля было не долгим: в 339 году д.н.э. Филипп скончался и наследник уже не нуждался в уроках, да и не до них ему было в это сложное время Македонии. Аристотель вернулся в Афины уже популярным и известным ученым, в основном благодаря своей связи с царским двором.

    В Афинах он основал собственную школу под названием Ликея (так называется храм Аполлона). Способ обучения учеников у Аристотеля был специфическим: он читал лекции о метафизике, физике и диалектике, прогуливаясь по саду под зеленью деревьев. Так как ситуация в Афинах ожесточалась с каждым днем, а Аристотель считался одним из приближенных Александра, он покинул Афины летом 323 года д.н.э. и поселился в Халкиде в Греции, где и умер спустя год.

    Увлечения Аристотеля

    В своей жизни Аристотель уделял очень много времени исследованию жизни животных: изучал жизнь насекомых, вскрывал земноводных и пресмыкающихся, составил множество томов описания моллюсков, рыб и млекопитающих. Одно из высказываний Аристотеля гласит: «Тот, кто познает начало вещей и следит за их постепенным развитием, узнает их лучше всего».

    Труд «История животных» Аристотеля стал одним из самых известных произведений Античности. А систематика животного мира, созданная Аристотелем, была обязательным предметов в школах до времен К. Линнея (1707-1778).

    Во времена Аристотеля был период веры в переселение душ. Сам Аристотель считал, что главнее всего в организме человека - это сердце, которое формируется раньше других органов. Именно оно, по убеждениям ученого, является мыслительным центром живого существа. Мозг же только вырабатывает жидкость, охлаждающую сердце.

    У Аристотеля достаточно много учений, последователи которых до сих пор отстаивают их правоту и, надо сказать, не безрезультатно. Например, одно из них, с которым сложно поспорить:

    Учение Аристотеля о четырёх причинах

    • Материя - то, из чего. Материя вечна, её не может стать больше или меньше. Все вещи состоят из материи, которая соединяется друг с другом в разных пропорциях и при разных условиях. Первичными (не измененными) материями являются воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
    • Форма - то, что. То, в каком виде существует объект. Формы создает сам Бог, либо ум живого существа.
    • Производящая причина - то, откуда. Момент времени, с которого начинает существовать вещь.
    • Цель - то, для чего. Каждая вещь существует для чего-то. Конечная (общая) цель всех вещей является Благо.

    Имя Аристотеля хорошо знакомо не только тем, кто всерьёз интересуется философией. Трудно представить наиболее известного сына Древней Греции, который даже спустя столетия со дня смерти продолжал бы оказывать влияние на человечество. Аристотелю удалось не просто остаться в истории. До сих пор к его мыслям обращаются физики и политики, социологи и философы.

    Аристотель: краткая биография и его открытия

    Учёным почти достоверно удалось установить год рождения Аристотеля. Известно, что великий мыслитель появился на свет в 384 г. до н. э. в Стагире - этот город и сейчас можно посетить на полуострове Халкидики. Его мать происходила из богатого рода. А отец и по совместительству первый учитель Аристотеля - Никомах - служил придворным лекарем Филиппа, царя Македонии. Впоследствии это сыграет особую роль в назначении философа воспитателем юного Александра Македонского.

    В 15-летнем возрасте Аристотель потерял родителей. Тогда его опекуном стал Проксен, благодаря которому мальчик пристрастился к изучению природы и чтению редких книг. Два года спустя он обосновался в Афинах, где поступил в известную Академию Платона. В 347 г. он женился на дочери тирана Гермия, но тот был свергнут и казнён персами.

    Аристотель вынужденно покинул Афины, а в 343 г. до н. э. стал учителем Александра по личному приглашению его отца Филиппа. Именно Аристотель познакомил Македонского с гуманистической философией. В обучении он делал акцент на изучении политики и этики. Так Александр получил классическое образование, полюбил литературу, философию и медицину. Позже Аристотелю удалось вернуться в Афины и основать свою школу. Но после смерти своего знаменитого ученика он вновь покинул город - возросло количество восстаний против македонского владычества. А ровно через год философ скончался.

    Открытия Аристотеля — чем ему обязано человечество

    Если задуматься о том, что открыл Аристотель и чем мир обязан ему, можно насчитать десятки важных достижений. Он опубликовал большое количество работ в самых разных областях - от поэзии и политики, религии и риторики до теории литературы и метафизики.

    Аристотель считается отцом метеорологии. Именно в его трактате о небесных явлениях впервые встречается этот термин. Аристотель, как Евдокс Книдский, считал Землю центром вселенной и впервые упомянул о её шарообразной форме. Его открытия в космологии оказывали влияние на науку вплоть до XV века. Также Аристотелю принадлежит принцип создания классификаций, которым человечество пользуется до сих пор.

    Небольшой ролик из Парка Аристотеля в Халкидики:

    Без Аристотеля нельзя представить себе современную химию, которая основана на созданной им классификации древних элементов. А ещё интересно проследить связь философа с биологией. Иногда его называют первым натуралистом в истории. Аристотель создал классификацию животных и сгруппировал их по общим признакам. Выходя в море с рыбаками, он стал первым учёным, который заметил: дельфины - млекопитающие, дышат лёгкими и не являются рыбами. Их Аристотель поместил в одну группу китообразных вместе с китами.

    Но совершенно особую роль в жизни Аристотеля играла философия. В то время, когда человечество верило в богов, а в природных явлениях виделось влияние стихий на человека, он выдвинул революционное для той эпохи учение о причинности. Аристотель настаивал: у всего происходящего есть определённая причина, а в упорядоченной Вселенной ничто не происходит просто так.

    Согласно Аристотелю, душа - нечто неотделимое от тела. Она нетелесна, но человек ощущает и мыслит именно душой. Также Аристотеля принято называть основоположником логики. И хотя до этого данная тема поднималась в трудах предшественников, он смог систематизировать знания, сформулировал законы противоречия и тождества.

    В работах Аристотеля особенно выделяются этические взгляды. И здесь он тоже стал первопроходцем, введя термин «этика». Он даёт определение нравственным добродетелям – щедрости, мужеству, правдивости, справедливости.

    2016 год - под знаком Аристотеля

    В честь 2400-летия со дня рождения сего великого грека ЮНЕСКО провозгласила 2016 год Годом Аристотеля. Мероприятия, посвящённые этому событию, будут проходить по всей планете. Год Аристотеля объединит самых видных деятелей современной философской мысли из разных стран. В мае в северной столиции Греции Салониках пройдёт Всемирный конгресс, организованный Университетом Аристотеля.

    Другой такой конгресс состоится в Афинах в июле. Впрочем, ведущие исследователи работ Аристотеля поделятся своими открытиями не только в двух крупнейших городах Греции. Часть программы перенесут в Стагиру, где родился философ, и Миезу - здесь проходили занятия Аристотеля с Александром Македонским.

    Аристотеля понимают и толкуют по-разному, соглашаются и критикуют. Но в отличие от многих современников и последователей ему удалось главное - выйти за рамки древнегреческого мира и добиться безоговорочного признания не только среди самих греков.

    Происхождение Аристотеля неразрывно связано с Македонией. В 384 году до н. э., когда он родился, это государство было на пути к собственному расцвету. Здесь находился город, где философа началась в месте под названием Стагир (существуют также варианты написания «Стагира» или «Стагиры»). По тогдашней традиции за людьми закреплялось второе имя, образованное от родного города. Поэтому Аристотель также известен как Стагирит.

    Семья

    Он родился на полуострове Халкидика. Сейчас это север Греции, а тогда это была окраина всего эллинистического мира. Рядом находилась дикая Фракия. Здесь жило смешанное население, так как за годы существования колоний варвары смешались с пришлыми греками. Но Аристотель являлся чистокровным потомком жителей Аттики. Его отец Никомах был известным врачом, который жил при дворе македонского царя.

    Его профессия крайне уважалась и ценилась в Античности. Греки вообще считали, что все врачи происходили от бога Асклепия. Поэтому семья философа была знатной и знаменитой. Сам мыслитель перенял эти взгляды и тоже считал себя далеким потомком Асклепия. Все это кажется наивным, но в ту эпоху такие взгляды были крайне распространены. Поэтому неудивительно, что Аристотель умудрялся соединять в себе глубокий ум и веру в народный культ олимпийских богов.

    Появление в Афинах

    Сохранились свидетельства современников о внешности мыслителя. В молодости это был человек невзрачного вида. В возрасте 17 лет он впервые побывал в Афинах - культурном и политическом центре Греции. Об этом периоде существуют довольно отрывочные сведения. Считается, что молодой человек тогда занимался тем, что тратил наследство отца, занимался знахарством и даже состоял на военной службе. Торгуя медицинскими снадобьями, он в первый раз попал в окружение философов, с которыми участвовал в спорах.

    Академия Платона

    Кто такой Аристотель? Он стал известным за свой Хорошей почвой для этого выступила Академия, куда он попал на 18 году жизни. Там он быстро стал одним из главных учеников другого великого философа - Платона. Знаменитая фреска Рафаэля «Афинская школа» изображает этих двух мыслителей во время оживленного спора, на котором присутствуют все ученики Академии.

    Именно здесь молодой человек начинает заниматься теоретическими исследованиями, а также пишет свои первые литературные труды. Первый жанр, который он освоил, - философские диалоги. Это было сделано по примеру учителя Платона, который также начинал с подобного рода писаний.

    Одним из самых известных диалогов того периода считается «Евдем, или О душе». В нем Аристотель рассказывает о судьбе одного из учеников Платона, изгнанного из Академии.

    Ораторское искусство

    Кроме того, чтобы понять, кто такой Аристотель, важно отметить, что самая ранняя деятельность в Академии включала в себя развитие риторики. Умение выступать перед людьми и доносить до них свою мысль очень ценилось в Древней Греции. Поэтому философ занимался не только теорией, но и постоянно читал лекции, в том числе и в Академии, где считался непревзойденным мастером этого искусства. Его талант был отмечен многими ораторами последующих эпох, в том числе Цицероном, который признавал огромное влияние Аристотеля на собственные взгляды.

    Разрыв с платониками

    В 347 году умер Платон. С ним у Аристотеля было огромное количество расхождений во взглядах, однако именно старший учитель являлся его главным опекуном и поддержкой. Мыслитель не мог найти общего языка с другими учениками Академии. Незадолго до этого македонский царь Филипп разрушил родной город философа Стагир, после чего тот лишился сразу двух близких ему мест. Поэтому вскоре Аристотель покинул Афины и отправился в Малую Азию. Это происходило во время его внутреннего кризиса.

    Уже тогда было написано множество трудов, которые объединяла Кратко они были собраны Андроником Родосским уже после смерти автора и объединены в «Метафизику».

    Учитель Александра

    Первые время после переезда он пребывал в городах Ассосе и Митилене, которые упоминались в его собственных письмах. Далее был остров Лесбос, где труды Аристотеля заключались в преподавании. Эта деятельность не осталась незамеченной, и философ был приглашен ко двору Филиппа Македонского, который искал учителя для сына Александра. Этот юноша был тем самым полководцем, в будущем завоевавшем половину античного мира.

    Несмотря на то что Аристотель был рожден в Македонии, он всегда считался греком. Мыслитель искренне считал, что величие эллинистической культуры может охватить все сопредельные страны. В это время греки жили гораздо богаче и комфортнее своих многочисленных соседей. Образованность граждан стала фундаментом для нового вида общества.

    Все эти преимущества признавал Аристотель. Книги философа продолжают эту мысль. Единственное, чего не хватало Греции для объединения и расширения, по его мнению, - сильного и волевого царя. Именно его увидел философ в юноше Александре. Аристотель принялся за регулярное и всестороннее образование отрока.

    Философ положительно влиял как на царя, так и на его сына. Так, например, он часто усмирял гнев вспыльчивого Александра, который старался прислушиваться к мнению учителя. От Аристотеля он перенял не только философские и ораторские познания, но и интерес к естественным наукам, в том числе и к медицине, в которой отлично ориентировался для своей эпохи. В своих походах Александр всегда имел при себе копию Илиады, которую для него составил Аристотель.

    Ликей

    В 336 году до нашей эры царь Филипп был убит предателем в числе своих телохранителей. Александр должен был встать во главе государства, после чего у него не осталось времени на учебу. Поэтому Афины вновь оказались местом, где поселился Аристотель. Биография философа сделала круг и вернулась в исходную точку. Но он не стал учителем в Академии, как раньше. Причиной этого выступили многочисленные расхождения с учениками Платона, управлявшими этим заведениям.

    Поэтому в Афинах появилась новая школа - Ликей, главой которой стал Аристотель. Книги мыслителя и его слава учителя притянули огромное количество учеников. Название заведения было перенято из-за близости храма Аполлона Ликейского. Как можно догадаться, отсюда пошло слово «лицей».

    Сравнение с Академией

    Ликей и Академия стали двумя соперничающими центрами античного образования. При этом у них была похожая структура. Например, Ликей был связан с богом Аполлоном, а Академия имела храм Афины. В каждой школе имелся свой гимнасий. Это было специальное заведение, где обучали азам грамотности, а также занимались физической подготовкой. В Древней Греции вообще процветал культ здорового образа жизни и спорта. Многие философы были спортсменами, а кто-то даже выступал на Олимпийских играх.

    Чем знаменит Аристотель, так это своим вниманием к проблемам здоровья, ведь он был еще и врачом. Академия находилась в северо-западных пригородах Афин, тогда как Ликей располагался на востоке города рядом с Диохаровыми воротами. Эти места были известны своими источниками с чистой питьевой водой. Идеи Аристотеля вдохновили его ученика Антисфена основать еще одну школу неподалеку. Это был Киносарг.

    Распорядок дня философа и главы школы имел систематический характер. По утрам он проводил занятия с избранным кругом собственных учеников, отличавшихся талантом и острым умом.

    Далее следовал обед с друзьями, где также проводились ученые беседы, для которых даже был разработан регламент. Например, раз в десять дней менялся председатель таких «собраний». Ближе к вечеру учитель проводил расширенную лекцию или урок ораторского мастерства для широкого круга слушателей.

    В Ликее была огромная библиотека, привлекавшая любознательных учеников. Она не сохранилась до наших дней, но уцелевшие труды, написанные в Ликее, имеют огромное количество ссылок на других авторов и произведения. Это неудивительно, если вспомнить кто такой Аристотель для тогдашней Греции. Именно он был учителем Александра, и тот являлся его патроном и спонсором. На македонское золото покупались самые редкие и ценные книги, которых не было даже в Академии платоников.

    Политика

    В годы жизни в Ликее Аристотель написал один из самых известных своих трактатов о государстве. Он получил название «Политика». В нем содержатся государством, а также рассматриваются вопросы о рабстве, гражданстве, семье как составляющей общества и т. д. Труды Аристотеля были направлены на то, чтобы сформулировать структуру идеального полиса.

    Трактат разделен на 8 книг. Каждая из них охватывает определенный вопрос государственного построения. Автор развивал идеи Платона, например, сравнивал демократию и олигархию, а также рассуждал о воспитании молодежи. Все это охватывала философия Аристотеля. Кратко он рассмотрел причины возникновения конфликтов в обществе и тираний. Также писатель впервые предложил разделить власть на три части: судебную, должностную и законодательную. То есть эта именно та система, которая сейчас существует во многих государствах. Если чем знаменит Аристотель, то определением наиболее сбалансированной и удачной системы управления обществом.

    Бегство из Афин и смерть

    В 323 году до нашей эры скончался Это случилось в Вавилоне - его новой столице. В первый раз, отправившись на восток, царь так и не вернулся на родину или хотя бы в Грецию. Он достиг пределов Индии. Его новая держава объединила многие народы. Всем им навязывался эллинизм. Однако сами греки к македонцам относились плохо.

    Поэтому после смерти Александра в Афинах начались националистические выступления. Аристотель был под патронажем царя. Но после его ухода из жизни старый мыслитель не мог спокойно жить в столице бунтующей Греции. Несмотря на то что философ неустанно работал в своей школе и не покидал Афин в эти годы, его все равно считали чужаком из-за македонского происхождения.

    Даже Ликей все это время не был его собственностью в строгом смысле этого слова. Земля не принадлежала философу, так как он не являлся афинским гражданином. Если незнающие граждане спрашивали, кто такой Аристотель, то им отвечали, что это чужак. Такова была суровая действительность.

    Годы жизни Аристотеля закончились на острове Эвбея, куда он решил перебраться в поисках спокойствия и уединения. Это случилось в 322 году, то есть всего лишь спустя год после оставления Афин. Существует неподтвержденная версия о том, что находившийся в глубоком кризисе философ отравил себя с помощью аконита. Это ядовитое растение, самая маленькая доза экстракта которого может привести к остановке сердца.


    Аристотель
    Родился: 384 до н. э.
    Умер: 322 до н. э.

    Биография

    Аристотель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагира, Фракия - 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) - древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. - воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления.

    Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

    Аристотель родился в Стагире (поэтому получил прозвание Стагирит), греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 году до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.

    Юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе.

    В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора). Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были очень дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие. Таким образом, Аристотель в юности пристрастился к чтению. Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».

    В 367 году до н. э. Аристотель поселился в Афинах, где стал философом в Академии Платона, в которой состоял двадцать лет, до самой смерти Платона.

    В 347 году до н. э. Аристотель женился на Пифиаде, приёмной дочери Гермия, тирана Ассоса в Троаде. У Аристотеля и Пифиады была дочь Пифиада. В 345 году до н. э. Гермий выступает против персов, за что был свергнут ими и казнён. Аристотель вынужден уехать в город Митилену на о. Лесбос.

    В 343 году до н. э. по приглашению македонского царя Аристотель занял место воспитателя царского сына Александра, будущего знаменитого полководца. В 335 году до н. э. Аристотель вернулся в Афины, где основал свою философскую школу Ликей (известную также под названием перипатетической). После смерти Александра Македонского Аристотель вынужден был покинуть Афины (с ростом там освободительного движения против македонского господства). Год спустя он умер.

    Философское учение Аристотеля

    Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых - знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же - теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам - этика и политика (она же - наука о государстве). Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.

    Учение о четырёх причинах

    В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

    Материя (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον) - «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
    Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) - «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
    Действующая, или производящая причина (греч. τὸ διὰ τί) - «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина - это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
    Цель, или конечная причина (греч. τὸ οὖ ἕνεκα) - «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

    Акт и потенция

    Своим анализом потенции и акта Аристотель ввёл в философию принцип развития, что явилось ответом на апорию элейцев, по которой сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего. Аристотель же говорил, что и то и другое невозможно, во-первых - потому что сущее уже существует, а во-вторых - нечто не может возникнуть из ничего, а значит возникновение и становление вообще невозможно.

    Акт и потенция (действительность и возможность):

    акт - деятельное осуществление чего-либо;
    потенция - сила, способная к такому осуществлению.

    Категории философии

    Категории - это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.

    Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект - 9 предикатов.

    На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности - индивидуального бытия, и второй сущности - бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

    Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три - время, место, положение (или сущность, состояние, отношение).

    С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени:

    субстанциональная - рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира.
    реляционная - (от лат. Relativus – относительный). Согласно этой концепции пространство и время – не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами.

    Категории пространства и времени выступают как «метод» и число движения, то есть как последовательность реальных и мысленных событий и состояний, а значит органически связаны с принципом развития.

    Конкретное воплощение Красоты как принципа мирового устройства Аристотель видел в Идее или Уме.

    Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее):

    неорганические образования (неорганический мир).
    мир растений и живых существ.
    мир различных видов животных.
    человек.

    История философии

    Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» - знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.

    Философия - это система научных знаний.

    Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал

    По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличие и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия Бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин.

    Абсолютное начало всякого движения - божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.

    Идея души

    Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа - это энтелехия тела. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, - это душа. «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевлённых тел.»

    Таким образом, душа есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат.

    Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него - к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания - к разумной воле.

    «Душа различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках». «Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях, безусловно, труднее всего.»

    Теория познания и логика

    Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта - в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.

    Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.

    Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.

    Аристотель является и основоположником логики.

    Задача познания состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.

    В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого - «мнение», получаемое из опыта, второго - достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.

    Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Ощущения Аристотель правильно считал надежными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.

    Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции:

    1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;

    2) убеждение в том, что это свойство - существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы - категорическим силлогизмом.

    Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Эти три термина понимались Аристотелем как отражение связи между следствием, причиной и носителем причины.

    Система научных знаний не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды, а именно категории, к которым сводятся остальные роды сущего.

    Размышляя над категориями и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума и его логику, и, в том числе, логику высказываний. Разрабатывал Аристотель и проблемы диалога, углубившие идеи Сократа.

    Он сформулировал логические законы:

    закон тождества - понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;
    закон противоречия - «не противоречь сам себе»;
    закон исключённого третьего - «А или не-А истинно, третьего не дано».

    Аристотель разрабатывал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

    Этические взгляды

    Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика». Отталкиваясь от слова «этос» (др. греч. ethos) Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.

    Учение о добродетелях

    Аристотель делит все добродетели на нравственные, или этические, и мыслительные, или разумные, или дианоэтические. Этические добродетели представляют собой середину между крайностями - избытком и недостатком - и включают в себя: кротость, мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, практическая мудрость, справедливое негодование. Относительно нравственной добродетели Аристотель утверждает, что она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность - это её противоположность». Нравственные, или этические, добродетели (добродетели характера) рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Разумные добродетели (добродетели ума) развиваются в человеке благодаря обучению.

    Добродетель - это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.

    Аристотель, как и Платон, делил душу на три силы: разумную (логическую), страстную (фумоейдическую) и желающую (епифумическую). Каждую из сил души Аристотель наделяет свойственной ей добродетелью: логическую - разумностью; страстную - кротостью и мужеством; желающую - воздержностью и целомудрием. В целом душа, по Аристотелю, имеет следующие добродетели: справедливость, благородство и великодушие

    Внутренний конфликт

    Каждая ситуация выбора сопряжена с конфликтом. Однако выбор нередко переживается гораздо мягче - как выбор между различного рода благами (зная добродетель, можно вести порочную жизнь).

    Аристотель постарался показать возможность разрешения этого нравственного затруднения.

    Слово «знать» употребляется в двух значениях:

    1) «знает» говорят о том, кто только обладает знанием;

    2) о том, кто применяет знание на практике.

    Далее Аристотель уточнял, что, строго говоря, обладающим знанием следует считать лишь того, кто может применять его. Так, если человек знает одно, а поступает по-другому, значит не знает, значит он обладает не знанием, а мнением и ему следует добиться истинного знания, выдерживающего испытание в практической деятельности.

    Добродетельность как разумность обретается человеком в процессе уяснения собственной двойственности и разрешения внутреннего конфликта (по крайней мере, насколько это в силах самого человека).

    Человек

    Для Аристотеля человек - это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.

    В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» - существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей - причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.

    В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.

    Космология Аристотеля

    Аристотель вслед за Евдоксом учил, что Земля, являющаяся центром Вселенной, шарообразна. Доказательство шарообразности Земли Аристотель видел в характере лунных затмений, при которых тень, бросаемая Землёй на Луну, имеет по краям округловатую форму, что может быть только при условии шарообразности Земли. Ссылаясь на утверждения ряда античных математиков, Аристотель считал окружность Земли равной 400 тысяч стадий (ок. 71200 км). Аристотель кроме того первым доказал шарообразность и Луны на основе изучения её фаз. Его сочинение «Метеорология» явилось одной из первых работ по физической географии.

    Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранилось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетарной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетарным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд.

    Шарообразны и небесный свод и все небесные светила. Однако доказывал эту мысль Аристотель неправильно, исходя из телеологической идеалистической концепции. Шарообразность небесных светил Аристотель выводил из того ложного взгляда, что так называемая «сфера» является наиболее совершенной формой.

    Идеализм Аристотеля получает в его учении о мирах окончательное оформление:

    «Подлунный мир», то есть область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место. Над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня.

    «Надлунный мир», то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого, совершеннейшего элемента - эфира.

    Эфир (пятый элемент или quinta essentia) входит в состав звёзд и неба. Это божественный, нетленный и совершенно непохожий на другие четыре элемента.

    Звёзды, по Аристотелю, неподвижно укреплены на небе и обращаются вместе с ним, а «блуждающиеся светила» (планеты) движутся по семи концентрическим кругам. Причиной небесного движения является Бог.

    Учение о государстве

    Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

    Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.

    По Аристотелю, человек - политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

    Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи - муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

    Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.

    Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обусловливается качествами общества, которому он принадлежит - кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

    Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же - к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.

    Наилучшее государство - это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

    Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.

    Политик и политика

    Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное научное изучение определённой области общественных отношений в самостоятельную науку о политике.

    Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно устроить общественную жизнь, людям необходима политика.

    Политика - наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.

    Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.

    Сущность политики раскрывается через её цель, которая, по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики - справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели государственного устройства.

    Государство - продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.

    Формы государственного правления

    В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

    Правильный строй - строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

    Монархия (греч. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
    Аристократия (греч. aristokratia - власть лучших) - форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
    Полития - Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

    Неправильный строй - строй, при котором преследуются частные цели правителей:

    Тирания - монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
    Олигархия - соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
    Демократия - выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорождённые и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

    В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное - удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

    При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

    Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права».

    Главное в государстве - гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

    Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции» - политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно - «Афинская полития»).

    Аристотелев корпус

    В «Аристотелев корпус» (лат. Corpus Aristotelicum) по традиции включают труды, излагающие учение Аристотеля, но не принадлежащее самому Аристотелю. Далее сочинения, принадлежность которых Аристотелю считается сомнительной, помечены знаком.

    Сочинения, которые по общему признанию исследователей Аристотелю не принадлежат, помечены знаком

    Логика (Органон)

    Категории / Κατηγοριῶν / Categoriae
    Об истолковании / Περὶ ἑρμηνείας / De interpretatione
    Первая аналитика / ἀναλυτικά πρότερα / Analytica priora
    Вторая аналитика / ἀναλυτικά ὑστερα / Analytica posteriora
    Топика / Τοπικῶν / Topica
    О софистических опровержениях / Περὶ τῶν σοφιστικῶν ἐλέγχων / De sophisticis elenchis

    Выбор редакции
    Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

    б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

    К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

    В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
    Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
    Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
    Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
    Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
    Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...