Астрид Линдгрен: биография, интересные факты. Архив блога "ВО!круг книг"


Биография Астрид Линдгрен, легендарной писательницы (в девичестве Эрикссон), началась 14 ноября 1907 года. Благодаря её таланту мир обрёл образы Карлсона, сыщика и озорной девчонки Пеппи.

Сама писательница чем-то походила на своих персонажей. По воспоминаниям знакомых, она с легкостью располагала к себе всех, с кем общалась. Ей многие писали письма. Астрид умудрялась вести переписку с великим множеством людей, несмотря на занятость, отвечая на каждое послание самостоятельно.

Астрид Линдгрен, краткая биография которой описана в статье, всю жизнь поклонялась исключительно религии детства, детворе и их историям.

Эрикссоны - дружная семья

Ранние годы будущей писательницы прошли среди колоритных пейзажей хутора Нэс, близ маленького городка Виммербю (лен Кальмар), в южной Швеции.

Родителей Астрид звали Сэмюэль и Ханна. Они встретились, будучи подростками, Ханне к тому времени едва исполнилось 14. Их детский роман продолжался еще 4 года и закончился браком. По словам Астрид, чувства её родителей были сильнее, чем в книжных историях о любви, они жили душа в душу, много смеялись и шутили, никогда не ссорились. Позже она опишет роман родителей в одном из своих произведений.

В семье Эрикссон баловство прощалось каждому из 4 детей, при условии, что те и трудиться будут с не меньшим азартом. Так и было — дети охотно помогали родителям по хозяйству. Астрид с 6 лет работала на ферме. Свободное время она посвящала играм, некоторые из своих детских забав позже воссоздав в книгах.

Вскоре началась школьная пора, и любимыми занятиями стали учёба, музыка и литература.

Астрид Линдгрен: биография

Автор таких детских книг, как "Карлсон, который живет на крыше", "Пеппи Длинныйчулок", "Мио, мой Мио", "Знаменитый сыщик Калле Блумквист", "Эмиль из Лённеберги", "Кати в Париже" и других, училась в школе великолепно. Особо яркие достижения имела в области языков и литературы. Её сочинение даже разместили в газете. С тех пор за девочкой закрепляется шутливое прозвище: «Сельма Лагерлеф из Виммербю».

В аттестате также подметили одарённость выпускницы в рукоделии, сделав педагогическое заключение о том, что она станет прекрасной женой и хозяйкой.

Однако та не торопилась замуж и, окончив школу, поступила на работу в окрестную газету репортёром. В это же время в жизни юной Астрид появились кинематограф, джаз и короткая стрижка, возмутившая пуританское общество хутора Нэс. По-настоящему шокирующее местных соседок событие произошло чуть позже: едва достигнувшая 18-летнего возраста девушка сообщила семье, что беременна. Биография Астрид Линдгрен (тогда еще Эрикссон) дала крутой поворот.

Стокгольмский период

Астрид не любила распространяться на тему личности отца своего ребёнка, она никогда не говорила об этом. Существует версия, что им был редактор газеты, в которой девушка трудилась — Аксель Блумберг. Правда это или вымысел, но замуж Астрид не вышла, предпочтя оставить посрамленную семью и перебраться в Стокгольм. Хотя родители и встали на ее сторону и не хотели отпускать от себя, заявив, что во всем готовы помочь юной маме и уже любят будущего внука.

Новая хозяйка из сочувствия к Астрид оставила родившегося ребёнка у себя на время, пока его мать встанет на ноги. Под давлением обстоятельств Астрид была вынуждена уехать в Швецию на заработки, но она устремляется к своему малютке Ларсу каждый раз, как удаётся выкроить немного времени.

Замужество

В череде нескончаемых разъездов из одной страны в другую в 1928 году Астрид попала на собеседование в Королевский автомобильный клуб и была принята на должность секретаря. Теперь её финансовое положение обрело стабильность, но малыш-сын по-прежнему оставался в Дании. На помощь внезапно пришли Сэмюэль и Ханна, давно искавшие, как связаться со своей дочерью. Так малыш Ларс познакомился с бабушкой и дедушкой, и стал жить в одной стране с матерью.

Получив временную передышку, Астрид даже не успела опомниться, как над сыном нависла страшная опасность. Ему потребовалось специальное лечение, на которое Эрикссоны попросту не имели денег. Ради спасения ребёнка Астрид смирила гордость и отправилась за помощью к своему начальнику по имени Стуре Линдгрен, и он не отказал. А Астрид взамен увековечила его имя.

Биография Астрид Линдгрен пополнилась новым событием: она стала женой Стуре. После замужества ушла со службы и с головой погрузилась в семейные хлопоты, как и напророчили ей в педагогическом заключении. Стуре официально оформил отцовство на Ларса, а Астрид спустя некоторое время родила дочь Карен.

Пеппи лечит Карен

В 1941 году Астрид с мужем и детьми переехала на новую квартиру, и Карен вдруг заболела пневмонией. Терапия не давала положительного результата. Астрид ночами напролет сидела с дочерью и от безысходности начала рассказывать ей истории. Карен внезапно заинтересовалась и даже назвала героиню Pippi Langstrump, которую в переводе на русский назовут Пеппи Длинныйчулок. Астрид без труда дополнила образ и ввела несколько новых персонажей — друзей для Пеппи. Карен поела, приняла пилюли, и её щеки порозовели, а биография Астрид Линдгрен еще раз дала крутой поворот. Астрид выдумывала все больше и больше историй о Пеппи, и необычное средство принесло плоды. Карен начала выздоравливать, а её мама, сроднившаяся с непоседой Пеппи, начала переносить свои сказки на бумагу.

Копии законченной рукописи очутились на столах редакторов. Все, как один, ужаснулись невоспитанности главной героини и поспешили ответить автору отказом. Астрид это не сломило. Она продолжила творить и со своим произведением «Брит Мари изливает душу» удостоилась на конкурсе второй премии знаменитого издательства и права на издание повести.

Первая часть трилогии о Пеппи явилась миру позже, в 1945 году. Это событие стало триумфальным входом Астрид Линдгрен (биография, книги автора описаны в статье) в литературу для детей.

В самом расцвете творческого пути

С момента первой публикации книги выходят с завидным постоянством на радость поклонникам. Спустя 10 лет с выхода «Пеппи...», в 1955, на книжных прилавках появляется первая книга трилогии о Карлсоне. Астрид готова была поклясться на сказке о Пеппи, что лично знает забавного человечка с пропеллером. Карен же вспоминает, что история о Карлсоне выросла из небольшого рассказа, в котором летающий господин Шварб познакомился с мальчиком, чтобы скрасить тому серые дни тяжелой болезни.

В 1957 году Астрид Линдгрен становится обладательницей премии за литературные достижения. Она - первая из авторов детских книг.

Жизнь после творчества

К 1980-м годам Астрид завершила писательскую карьеру, но не ушла на покой. Её сын Ларс говорил, что мать не только в молодости предпочитала чинным беседам на лавочке в компании других родительниц шумные игры с ватагой малышни, но сохранила свои повадки и в преклонном возрасте. В один из дней озадаченные зеваки обнаружили Астрид на дереве, а та спокойно подметила, что нет официального запрета на такой вид досуга для стариков.

Благотворительная деятельность

Но помимо развлечений, у Астрид было много забот. Все её средства, накопленные за годы творческой деятельности, уходили на борьбу с несправедливостью и попустительством правительства. Переписываясь с поклонниками, она узнавала, кто нуждался в помощи.

Астрид проспонсировала открытие специализированного центра для детей с ограниченными возможностями. С её подачи в 1988 году принят «Закон Линдгрен», защищающий животных, в Европе принят закон о защите несовершеннолетних граждан.

Благотворительная деятельность писательницы не могла остаться без отклика общества. На все поощрения своих заслуг Астрид реагировала с незлой иронией. Например, уже страдая ухудшением слуха и зрения, она, изучая возведенный в свою честь монумент руками, в конце резюмировала: «Похожи». Когда же маленькой планете дали её имя, Астрид и вовсе шутливо заявила, что теперь может называться Астероидом. Сограждане признали свою любимицу Человеком года почти перед её смертью, а она дала им совет подумать в другой раз, кого выбрать на эту роль, чтобы никто не решил, будто все в Швеции стары, глухи и незрячи.

Астрид Линдгрен ушла из этого мира в возрасте 94 лет, в 2002 году, 28 января. Долгую жизнь она завершала в пустой квартирке, успев похоронить не только Стуре, но и Ларса.

Кандидатура писательницы посмертно была выдвинута на Нобелевскую премию.

Жизнь после Жизни

За достижения в профессиональной сфере именем Астрид Линдгрен, биография которой описана в статье, названа премия её родного издательства. Её дочь продолжает развивать социальные идеи матери.

Даже после смерти писательница дарит свой волшебный мир — в Стокгольме есть музей «Юнибакен», где в числе всего прочего можно заглянуть в домик Карлсона, пока тот улетает пошалить.

Огромное число детей по всему миру продолжают открывать удивительный мир Астрид Линдгрен. Краткая биография для детей будет так же интересна, как и для взрослых почитателей ее таланта. Несмотря на разницу во вкусах, каждый в ее книгах находит персонажа по себе. Так, к примеру, в России наиболее популярен Карлсон, а в Швеции он и вполовину так не любим, как Пеппи.

Биография Астрид Линдгрен для детей и взрослых содержит немало интересных фактов. Например, как-то у создательницы обоих этих героев спросили, что нужно, чтобы книга понравилась читателю. Астрид ответила, что у неё нет каких-то особых рецептов, книга для детей должна попросту быть хорошей. Она всего-то хотела, чтобы дети смеялись и веселились.

Астрид Линдгрен, биография, книги которой будут интересны ее поклонникам еще многие годы, оставила после себя богатое наследие: 52 произведения, многие из них были экранизированы.

Астрид Линдгрен (урожденная Астрид Анна Эмилия Эрикссон / Astrid Anna Emilia Ericsson) - шведская детская писательница.

Родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю провинции Смоланд (лен Кальмар), в фермерской семье. Она стала вторым ребёнком у Самуэля Августа Эрикссона и его жены Ханны. Отец занимался сельским хозяйством на арендованном хуторе в Нэсе, пасторской усадьбе на самой окраине городка. Вместе со старшим братом, Гуннаром, в семье росло трое сестёр - Астрид, Стина и Ингегерд. Сама писательница всегда называла своё детство счастливым (в нём было много игр и приключений, перемежавшихся с работой на хуторе и в его окрестностях) и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества. Родители Астрид не только испытывали глубокую привязанность друг к другу и к детям, но и не стеснялись показывать её, что было по тем временам редкостью. Об особых отношениях в семье писательница с большой симпатией и нежностью рассказала в единственной своей книге, не обращённой к детям, - «Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта».

В детстве Астрид Линдгрен была окружена фольклором, и многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу её собственных произведений. Любовь к книгам и чтению, как она призналась впоследствии, возникла на кухне у Кристин, с которой она дружила. Именно Кристин приобщила Астрид с удивительному, волнующему миру, в который можно было попадать, читая сказки. Впечатлительная Астрид была потрясена этим открытием, а позже и сама овладела магией слова.

Писательский дар и страсть к сочинительству проявились у неё, стоило ей только выучиться грамоте. Её способности стали очевидными уже в начальной школе, где Астрид называли «виммербюнской Сельмой Лагерлёф», чего, по собственному мнению, она не заслуживала.

После школы, в возрасте 16 лет, Астрид Линдгрен начала работать журналистом в местной газете Wimmerby Tidningen. Но спустя два года она забеременела, не будучи замужем, и, оставив должность младшего репортёра, уехала в Стокгольм. Там она окончила курсы секретарей и в 1931 году нашла работу по этой специальности. В декабре 1926 года у неё родился сын Ларс. Так как денег не хватало, то Астрид пришлось отдать горячо любимого сына в Данию, в семью приёмных родителей. В 1928 году она получила работу секретаря в Королевском автоклубе, где познакомилась со Стуре Линдгреном. Они поженились в апреле 1931 года, и после этого Астрид смогла забрать Ларса домой.

После замужества Астрид Линдгрен решила стать домашней хозяйкой, чтобы полностью посвятить себя заботам о Ларсе, а затем и о родившейся в 1934 году дочери Карин. В 1941 году Линдгрены переехали в квартиру с видом на стокгольмский Васа-парк, где писательница жила вплоть до своей смерти. Изредка берясь за секретарскую работу, она сочиняла описания путешествий и довольно банальные сказки для семейных журналов и рождественских календарей, чем постепенно оттачивала своё литературное мастерство.

По словам Астрид Линдгрен, «Пеппи Длинный чулок» появилась на свет прежде всего благодаря дочери Карин. В 1941 году Карин заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинный чулок - это имя она выдумала тут же, на ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям. Поскольку Астрид тогда отстаивала новую для того времени и вызывавшую жаркие споры идею воспитания с учётом детской психологии, вызов условностям показался ей занятным мыслительным экспериментом. Если рассматривать образ Пеппи в обобщённом плане, то он основывается на появившихся в 1930-40-х годах новаторских идеях в области детского воспитания и детской психологии. Линдгрен следила за развернувшейся в обществе полемикой и участвовала в ней, выступая за воспитание, которое учитывало бы мысли и чувства детей и таким образом проявляло уважение к ним. Новый подход к детям сказался и на её творческой манере, в результате чего она стала автором, последовательно выступающим с точки зрения ребёнка.

После первой истории про Пеппи, полюбившейся Карин, Астрид Линдгрен на протяжении следующих лет рассказывала всё новые вечерние сказки об этой рыжеволосой девочке. В десятый день рождения Карин Астрид Линдгрен сделала стенографическую запись нескольких историй, из которых затем составила для дочери книжку собственного изготовления (с иллюстрациями автора). Эта первоначальная рукопись «Пеппи» была менее тщательно отделана стилистически и более радикальна по своим идеям. Один экземпляр рукописи писательница отослала в крупнейшее стокгольмское издательство «Бонньер». После некоторых раздумий рукопись была отвергнута. Астрид Линдгрен не была обескуражена отказом, она уже поняла, что сочинять для детей - её призвание. В 1944 году она приняла участие в конкурсе на лучшую книгу для девочек, объявленном сравнительно новым и малоизвестным издательством «Рабен и Шёгрен». Линдгрен получила вторую премию за повесть «Бритт-Мари изливает душу» и издательский договор на неё.

В 1945 году Астрид Линдгрен предложили должность редактора детской литературы в издательстве «Рабен и Шёгрен». Она приняла это предложение и проработала на одном месте до 1970 года, когда официально ушла на пенсию. В том же издательстве выходили все её книги.

В 1946 году она опубликовала первую повесть о сыщике Калле Блюмквисте («Калле Блюмквист играет»), благодаря которой завоевала первую премию на литературном конкурсе (больше Астрид Линдгрен в конкурсах не участвовала). В 1951 году последовало продолжение, «Калле Блюмквист рискует», а в 1953 году - завершающая часть трилогии, «Калле Блюмквист и Расмус». «Калле Блюмквистом» писательница хотела заменить читателям прославлявшие насилие дешёвые триллеры.

В 1954 году Астрид Линдгрен сочинила первую из трёх своих сказочных повестей - «Мио, мой Мио!». В этой эмоциональной, драматичной книге соединены приёмы героического сказания и волшебной сказки, а рассказывается в ней история Бу Вильхельма Ульссона, нелюбимого и оставленного без должной заботы сына приёмных родителей. Астрид Линдгрен не раз прибегала к сказке и сказочной повести, затрагивая судьбы одиноких и заброшенных детей. Нести детям утешение, помогать им преодолевать трудные ситуации - этой задачей не в последнюю очередь двигалось творчество писательницы.

В очередной трилогии - «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» и «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять» - снова действует фантазийный герой незлого толка. Этот «в меру упитанный», инфантильный, жадный, хвастливый, надутый, испытывающий жалость к себе, эгоцентричный, хотя и не лишённый обаяния человечек обитает на крыше многоквартирного дома, где живёт Малыш. Будучи воображаемым другом Малыша, он представляет собой куда менее замечательный образ детскости, чем непредсказуемая и беззаботная Пеппи. Малыш - младший из троих детей в самой обыкновенной семье стокгольмских буржуа, и Карлсон попадает в его жизнь весьма конкретным образом - через окно, причём делает это каждый раз, когда Малыш чувствует себя лишним, обойдённым или униженным, иными словами, когда мальчику становится жалко себя. В таких случаях и появляется его компенсаторное альтер-эго - во всех отношениях «лучший в мире» Карлсон, который заставляет Малыша забыть о неприятностях.

В 1969 году прославленный стокгольмский Королевский драматический театр поставил «Карлсона, который живёт на крыше», что было необычно для того времени. С тех пор инсценировки по книгам Астрид Линдгрен постоянно идут как в крупных, так и небольших театрах Швеции, Скандинавии, Европы и Соединённых Штатов Америки. За год до постановки в Стокгольме спектакль про Карслона был показан на сцене Московского театра сатиры, где его играют до сих пор. Если в мировом масштабе творчество Астрид Линдгрен обратило на себя внимание прежде всего благодаря театральным спектаклям, то в Швеции известности писательницы немало способствовали фильмы и телесериалы по мотивам её произведений. Первыми были экранизированы повести о Калле Блюмквисте - премьера кинофильма состоялось на Рождество 1947 года. Ещё через два года появился первый из четырёх фильмов о Пеппи Длинный чулок. В период 50-х по 80-е годы известный шведский режиссёр Улле Хелльбум создал в общей сложности 17 фильмов по книгам Астрид Линдгрен. Визуальные интерпретации Хелльбума с их невыразимой красотой и восприимчивостью к писательскому слову стали классикой шведского кино для детей.

Произведения Астрид Линдгрен экранизировали и в СССР: это детские фильмы «Приключения Калле-сыщика» (1976), «Расмус-бродяга» (1978), «Пеппи Длинныйчулок» (1984), «Проделки сорванца» (по повести «Приключения Эмиля из Лённеберги», 1985), «Мио, мой Мио!» (1987) и два мультфильма про Карлсона: «Малыш и Карлсон» (1968), «Карлсон вернулся» (1970). В России созданы компьютерные игры по мотивам книг о Пеппи, Карлсоне и по повести «Рони, дочь разбойника».

В 1958 году Астрид Линдгрен наградили медалью Ханса Кристиана Андерсена, которую называют Нобелевской премией в детской литературе. Помимо наград, присуждаемых сугубо детским писателям, Линдгрен получила и ряд премий для «взрослых» авторов, в частности, учреждённую Датской академией медаль Карен Бликсен, российскую медаль имени Льва Толстого, чилийскую премию Габриэлы Мистраль и шведскую премию Сельмы Лагерлёф. В 1969 году писательница получила Шведскую государственную премию по литературе. Её достижения в области благотворительности были отмечены Премией мира немецкой книготорговли за 1978 год и медалью Альберта Швейцера за 1989 год (присуждается американским Институтом улучшения жизни животных).

Писательница скончалась 28 января 2002 в Стокгольме. Астрид Линдгрен относится к наиболее известным в мире детским писателям. Её произведения проникнуты фантазией и любовью к детям. Многие из них переведены на 70 с лишним языков и изданы более чем в 100 странах. В Швеции она стала живой легендой, поскольку развлекала, воодушевляла и утешала не одно поколение читателей, участвовала в политической жизни, изменяла законы и, что немаловажно, заметно повлияла на развитие детской литературы.

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Астрид Линдгрен: биография, интересные факты» — о жизни шведской писательницы. Есть видео.

Шведская писательница Астрид Линдгрен

Астрид родилась 14 ноября 1907 (знак зодиака — ) в маленьком городке Виммербю на юге Швеции. Родители занимались фермерским хозяйством и растили своих четверых детей.

Родители Астрид носили фамилию Эрикссон. Они были знакомы с детства. Между ними была большая привязанность, которая в юности переросла в любовь и они поженились. Семья Эрикссонов жила как в сказке! Все друг друга любили, дружно работали на ферме и дружно отдыхали на лоне природы.

Наверное, счастливое детство Астрид и подтолкнуло ее к написанию детских сказок.

Будущая писательница очень хорошо училась в школе, особенно любила литературу. Она прекрасно владела словом, поэтому однажды ее школьное сочинение напечатали в газете.

Окончив школу и повзрослев, Астрид решила начать самостоятельную жизнь. Она стала работать журналисткой местного издания. Затем, пережив личную драму, из-за нужды устраивается на работу секретарем небольшой конторы.

Там она и работала несколько лет, пока не вышла замуж. Рассказывая сказки своей маленькой дочери, она создает знаменитое, любимое всеми детьми произведение «Пеппи Длинныйчулок». Любящая мать написала эту сказку для заболевшей малышки.

Дети всех стран обожали рыжеволосую Пеппи. Им нравился ее бунтарский характер! Все, описанное в книге было очень для них актуально. Издатели не сразу приняли первую рукопись Лингдгрен, считая, что она нарушает принятые нормы в воспитании детей. Первой была издана ее вторая книга «Бритт Мари изливает душу».

Произведения Астрид Линдгрен

С 1945-го Линдгрен работала редактором издательства, которое выпускало ее собственные книги, и писала свои знаменитые детские повести о детской жизни Бюллербю.

В 1950 у писательницы был уже целый арсенал произведений. Был закончен трехтомник о Пеппи. Написаны два сборника детских сказок, книги для девочек. Повести, пьесы, песенники и даже были книжки – картинки для самых маленьких. Произведения автора имели самое разное направление, но все создавались для детей.

Через пять лет творческих достижений (в 1955 году) писательница заняла первое место на конкурсе с книгой о юном сыщике Калле Блюмквисте. После конкурса выходит в свет всеми любимая книга о Карлсоне.

Она очень подробно описывает проблемы детей, которых взрослые не замечают. Ведь они им кажутся незначительными. Многие дети узнали себя в Малыше и читали произведение взахлеб. Прототипом к этой сказке стал рассказ ее дочери.

Девочка была с очень развитой фантазией. Она говорила, что к ней прилетает через окно маленький человечек и веселит ее. А когда входят взрослые, он якобы прячется в комнате за различные предметы.

Писательница стала знаменитой и богатой, но осталась скромна. Всю жизнь ее семья прожила в том же доме, в котором они поселились еще в военные годы. Она всегда понимала и любила детей.

Даже выступала в Шведском парламенте, после чего был утвержден первый закон в Европе, который вставал на защиту детских интересов и прав. Умерла знаменитая писательница 28 января 2002 года.

После своей смерти Астрид Линдгрен продолжает дарить детям сказки. В ее музее в Стокгольме никогда не бывает пусто. Здесь всегда много желающих окунуться в сказочный водоворот.

Личная жизнь

Когда юная Астрид решила жить отдельно от родителей она стала вести активный образ жизни. Занималась журналистикой, любила джаз, ей нравились современные танцы. Она даже сделала короткую стрижку, модную в те годы.

Как и все молодые девушки, она влюбилась и окунулась с головой в водоворот страсти. С молодым человеком они расстались. От этих отношений у нее родился сын.

Юной Астрид было очень тяжело. Денег не хватало, и она решилась на отчаянный шаг. Чтобы спасти своего ребенка от нищеты, она соглашается отдать его в приемную семью. Молодая мать очень тяжело переживая это расставание, но она знала, что это временно.

Чтобы скрыть позор, будущая знаменитость переезжает в Стокгольм. Там она встретила своего мужа Линдгрен. В этом браке у нее родилась дочь Карин. В 1931 году она смогла забрать сына в свою новую семью.

Своей семье Астрид уделяла много внимания. Занималась детьми и рассказывала им очень много историй. Так, наверное, и рождались ее произведения с мировой известностью.

Астрид Линдгрен: биография (видео)

«Надо помнить, каким ты был в детстве»

Сегодня, 14 ноября - 105 лет со дня рождения известной шведской детской писательницы Астрид Линдгрен (1907 – 2002). Волшебство ее сказок оживает в современной действительности.

Родилась Астрид в крестьянской семье в провинции Смоланд на юге Швеции. Звали её тогда Астрид Анна Эмилия Эрикссон. Была обыкновенной девочкой, шалуньей и выдумщицей, очень любила играть. А ещё любила читать. Первой собственной её книгой была «Белоснежка». Она зачитывалась книгами М. Твена, Г.-Х. Андерсена, Топелиуса, писала отличные сочинения по литературе и рассказывала друзьям увлекательные истории. Счастливое детство – очень могучая почва, если она питает человека всю жизнь. Что необходимо для счастья? Любовь и свобода. Детство Астрид было счастливым, и запасов любви, добра, радости и защищённости хватило ей на всю жизнь. Воспоминания о детстве помогали ей выстоять в трудные времена и питали её творчество.

Когда Астрид исполнилось 18, она переехала в Стокгольм, где ей очень трудно жилось. Она изучала машинопись и стенографию, работала в книготорговом центре, а затем – редактором справочной литературы в королевском автомобильном спортобществе. За руководителя этого общества Стуре Линдгрена она и вышла замуж в 1931 году и стала Астрид Линдгрен.

Знаменитой Астрид Линдгрен стала благодаря Пеппи. Шла как-то зимой никому не известная тётенька, поскользнулась, упала, очнулась – гипс. Ногу сломала. Она долго лежала в постели, а чтобы не скучать, взяла блокнот и стала записывать сказку. Придумала она её раньше, когда дочка болела и просила рассказать что-нибудь интересное. На мамин вопрос «Про кого?» дочка ответила; «Про Пеппи Длинныйчулок». Астрид тут же сочинила смешную сказку, чтобы развеселить дочь. Потом книгу напечатали. «Когда я писала, я была недоступна горестям» - говорила Астрид Линдгрен. И это действительно было так. Большинство детей хотят поскорее вырасти, чтобы делать, что хочется, и никого ни о чём не спрашивать. А вот девочка Пеппи Длинныйчулок отлично знает: «Взрослым никогда не бывает по-настоящему весело. Да и чем они заняты: скучной работой или модными журналами, а говорят только о мозолях и подоходных налогах». Книжка «Пеппи Длинныйчулок», написанная в 1945 г., была первой книжкой, которая сделала Астрид Линдгрен знаменитой. Героиня книги – десятилетняя девочка Пеппи, озорница, фантазёрка, самая сильная девочка в мире. С ней не могут справиться ни воры, ни полицейские, ни акулы, ни скучные дамы, перемывающие кости своим горничным, ни школьные учителя. В то же время она отличается щедростью и вполне взрослой ответственностью: печёт вкусные блины, дарит друзьям подарки даже в свой день рождения, спасает детей на пожаре и накрывает роскошный стол к ушедшему рождеству. «О, Пеппи!.. Как ты могла со всем этим справиться? Как ты успевала всё это устроить?» - восклицает обычная девочка Анника, и Пеппи отвечает ей: «А я очень прилежная». Пеппи совмещает все прекрасные качества детей и те немногие достоинства, которыми всё-таки обладают взрослые. И она хочет оставаться такой всегда. «Пеппи» вошла в список лучших книг всех времён и народов, составленный в результате опроса ста писателей разных стран мира.


Самой популярной книгой Астрид Линдгрен в России является трилогия о Малыше и Карлсоне. Многие взрослые до сих пор называют её самой любимой книгой и перечитывают вновь и вновь. Она разобрана на цитаты. Все помнят замечательный мультфильм с Карлсоном, говорящим голосом Василия Ливанова, и фрекен Бок, перенявшей многие черты озвучившей её Фаины Раневской. Говорят, что Пеппи очень популярна в Америке, а в России любимый персонаж – Карлсон. Маленький толстый человечек с пропеллером, весёлый проказник, на все возражения, опасения и жалобы взрослых отвечающий: «Пустяки, дело житейское!» и «Спокойствие! Только спокойствие!» Он – яркая индивидуальность, и если уж вы решили с ним водиться – терпите, не пытайтесь его перевоспитать. Это он охотно перевоспитает и фрекен Бок, и дядю Юлиуса, и жуликов Филле и Рулле. Вам нравится «курощать» и «низводить» вместе с ним домомучительницу, мастерить мумию, ставить капкан на воров, гулять по крышам и летать? Тогда отдавайте ему любимые игрушки, плюшки и последнюю тефтельку и лечите его, симулянта, «приторным порошком» и малиновым вареньем. Не сразу замечаешь его грусти и спрятанного от чужих глаз одиночества. Читая «Карлсона», дети учатся дружить, быть терпимыми, снисходительными и даже самоотверженными. Если вы хотите, чтобы дети говорили фразами из «Карлсона», постарайтесь найти и прочитать его в переводе именно Л. Лунгиной, а не Л. Брауде, у которой, например, «домомучительница» названа «домокозлючницей», а три вида укрощения домомучительницы «курощение», «низведение» и «дуракаваляние» превратились в «тертирование». Там вы не найдёте крылатых фраз, знакомых с детства. Переводы «Карлсона» и «Пеппи» Лунгиной блестящи, искромётны и полны юмора.

Герой одной из самых весёлых книг Астрид – известный шалун Эмиль из Лённеберги, самый любимый герой самой Астрид Линдгрен. То голова у него в супнице застрянет, то папа попадётся ногой в мышеловку, подставленную Эмилем, то он проглотит монетку, то опрокинет на папу тесто и тёртую картошку. После каждой проделки Эмиля запирали в сарай, бывало по нескольку раз в день. Во время каждой такой отсидки он вырезает деревянного человечка. Хотите знать, сколько их всего набралось в сарае? Прочтите книгу «Приключения Эмиля из Лённеберги». Он всегда хочет сделать как лучше, а выходит наоборот. Говорят, отец Астрид, когда был маленьким, тоже здорово проказничал, в семье о нём ходили легенды. Он-то и послужил прототипом Эмиля.

Самой известной писательницей Швеции Астрид стала, когда в 1981 году написала о Рони, дочери разбойника, и о том, что любовь побеждает старую вражду взрослых. Рони и Бирк принадлежат к двум враждующим шайкам разбойников. Родители против их дружбы, дети сбегают от них и целое лето живут в уединённой пещере, как брат и сестра. Им не приходится умирать, как Ромео и Джульетте. Любовь отца к дочери побеждает всё: атаман Маттис просит Рони вернуться домой и готов помириться с ненавистным конкурентом атаманом Боркой. Эту книгу читают все - и дети, и взрослые. В ней необычайный, таинственный мир с разными сказочными существами: подснежными тюхами, злобными летающими друдами, которые так и норовят вонзить свои когти в человеческого детёныша, двенадцать разбойников, старинный замок, дремучий лес. Рони кругом подстерегают опасности, и всё же она любит этот мир, этот лес, скалы, деревья и своего отца, несмотря на его ремесло.

Есть у Астрид Линдгрен две очень страшные сказки – «Братья Львиное Сердце» (1973) и «Мио, мой Мио!» (1954) Ведь и в жизни часто бывает страшно, и надо уметь победить страх. Это сказки о вечном, о любви и дружбе, о рождении и о смерти. Однажды в сумерках, проходя через сад, Астрид увидела маленького мальчика, печально сидевшего на скамейке. И она перенесла его в мир фантазии. Это история про мальчика Буссе, томящегося в приёмной семье. Он мечтает, чтобы у него был друг и настоящие любящие родители. Силой волшебства мечта его сбывается. Буссе попадает в Страну Дальнюю, где его отец – король, а он – принц Мио. Появляется у него и настоящий верный друг – сын королевского садовника Юм-Юм, и белая лошадь Мирамис. Но за счастье надо расплачиваться: Мио должен сразиться с Рыцарем Като, воплощением чёрных сил с каменным сердцем, живущим в Стране Чужедальней. Пройдя через много препятствий, сопровождаемый верным Юм-Юмом, Мио добирается до Като и сражает его волшебным мечом. Это очень красивая и поэтичная сказка. Несмотря на счастливый конец – все спасены, погибшие ожили, пленники свободны, – в памяти остаётся грусть. И совсем грустно допустить, что всё это – только выдумка одинокого мальчика, который сидит на скамейке в вечернем парке и не хочет идти домой, где его никто не любит…

Ещё одна очень взрослая и грустная сказка – «Братья Львиное Сердце». Жили-были два брата. Младший – Калле, по прозвищу Сухарик, болел и целые дни лежал дома. О том, что происходит на улице и в школе, рассказывал ему старший брат Юнатан. Однажды Сухарик услышал разговор взрослых и узнал, что скоро умрёт. «Не плачь и не бойся, - сказал ему Юнатан. – Ведь ты попадёшь в Нангиялу!» И рассказал о прекрасной стране по ту сторону звёзд. Там всегда лето, там сейчас пора сказок, приключений. Там Сухарик будет здоров и счастлив. Но вышло так, что Юнатан попал в Нангиялу первым: он погиб, спасая Сухарика из огня. Через некоторое время туда попадает и Сухарик. Там всё оказывается точно таким, как обещал Юнатан. Но не всё так спокойно и радостно, как казалось вначале. Здесь есть злой рыцарь Тенгил. Он захватил соседнюю долину, и старший брат Юнатан, за отвагу прозванный Львиным Сердцем, отправляется на помощь. Сухарик спрашивает Юнатана, зачем он берётся за дело, зная, что оно опасно. Но брат отвечает, что есть вещи, которые нужно делать, даже если они грозят опасностью – чтобы быть человеком, а не комком грязи. И маленький боязливый Сухарик идёт вслед за старшим братом – ночью, через страшные горы, где стерегут волки, через посты жестоких охранников Тенгила. За ними по пятам крадётся предатель, а на горе караулит ужасная драконша Катла. Сухарику очень страшно, он плачет, но не останавливается, потому что знает: пусть ты слабый, маленький, пусть тебе не победить дракона, - отступать всё равно нельзя. Добро побеждает зло – в Нангияле поднялось восстание, и не помогли Тенгилу ни его стражники, ни Катла. Добро победило, но Юнатан и Сухарик погибли. И опять старший брат сказал младшему: «Не бойся, мы не умрём. Мы уйдём в прекрасную Нангилиму. Там сейчас утро, и наши кони уже стоят на поляне и ждут нас…» Зло вечно и его не победить, думают некоторые. Но вечно и добро, говорит нам своими сказками Астрид Линдгрен.

О книгах Астрид Линдгрен можно рассказывать бесконечно. Это и «Расмус-бродяга», и трилогия о суперсыщике Калле Блюмквисте, и «Мы все из Бюллербю», «Мы на острове Сальткрока», «Крошка Нильс Карлсон», «Мадикен», трилогия о Кати («Кати в Америке», «Кати в Италии», «Кати в Париже»), книга о жизни родителей Астрид («Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта»). Астрид говорила, что писала свои книги для «семерых внуков и всех детей мира» и для девяти правнуков. Когда Астрид спрашивали, кто вдохновил её на написание книг, она отвечала: «Один-единственный ребёнок на свете может меня вдохновить: тот, которым была когда-то я сама. Чтобы писать детские книги, вовсе не обязательно иметь детей. Для этого надо помнить, каким ты был в детстве». В её душе всегда жил ребёнок, такой, каким некогда была она сама.

« Я хочу писать для таких читателей, которые способны творить чудеса. А чудеса творят дети, когда читают книги». Астрид Линдгрен пишет о том, что дорого всем детям – о свободе, независимости, о неназойливой родительской любви и уважении к детям. Она никогда не противопоставляла детей и взрослых, не настраивала их друг против друга. Напротив, она показывала, что детям и взрослым может быть хорошо только в том случае, если они любят друг друга: « И детям, и взрослым необходимы рамки и взаимное уважение, - вот чего я желаю всем». На церемонии вручения Премии Мира Астрид сказала: «Дети имеют полное право бегать по лугу и пускать в ручьях кораблики, шлёпать босиком по воде, есть конфеты и пирожные, сколько им захочется; они могут опоздать к обеду, могут запачкать нарядные туфельки или порвать платье. Мешать им в этом грешно и бесполезно. Идеальные отношения взрослых и детей – это необъятный вопрос, но самое главное – взрослые ни при каких обстоятельствах не должны оскорблять детей словом, а тем более действием». Насилие порождает насилие. «Вырастет ли ребёнок добрым, открытым, доверчивым человеком, зависит от тех, кто вводит ребёнка в этот мир, от тех, кто учит его, что такое любовь… Основы характера всех, даже будущих политиков и государственных деятелей, формируется до пяти лет…» Это зависит и от книг, которые вы читаете ребёнку, и которые он читает сам. Поэтому читайте детям книги Астрид Линдгрен, удивительные, светлые, искромётные, очень добрые, с неподражаемым чувством юмора!

Прочитав их, каждый ребёнок непременно захочет найти на крыше маленький домик Карлсона, повторить хотя бы одну из бесчисленных проделок Пеппи (например, вымыть полы с привязанными к ступням щётками) и накормить пьяными вишнями петуха и поросёнка, как это сделал Эмиль из Лённеберги.

Астрид Линдгрен написала 84 книги, её произведения переведены на 76 языков мира и напечатаны общим тиражом 80 млн. экземпляров. Если сложить все издания её произведений в стопку, получится башня в 175 раз выше Эйфелевой. В 1958 году Астрид Линдгрен наградили медалью Ханса Кристиана Андерсена, которую называют Нобелевской премией в детской литературе. Польские дети присудили ей Орден Улыбки. Помимо наград, присуждаемых сугубо детским писателям, Линдгрен получила и ряд премий для «взрослых» авторов, в частности, учреждённую Датской академией медаль Карен Бликсен, российскую медаль имени Льва Толстого, чилийскую премию Габриэлы Мистраль и шведскую премию Сельмы Лагерлёф. В 1969 году писательница получила Шведскую государственную премию по литературе. Её достижения в области благотворительности были отмечены Премией мира немецкой книготорговли за 1978 год и медалью Альберта Швейцера за 1989 год (присуждается американским Институтом улучшения жизни животных). В 1993 г. она первая была удостоена Международной премии ЮНЕСКО. А в 1994 г. ей вручили альтернативную Нобелевскую премию за её вклад в борьбу за права детей и животных.

В 1996 г. ей воздвигли в Стокгольме два памятника: один в парке Тегнера, неподалёку от её дома, второй – в парке Юргорден. Там же был открыт «Юнибаккен» - «Июньская горка», своеобразный «Линдгренленд», где живут её книги и действуют герои её произведений. А в 1997 г. российские учёные назвали именем Астрид Линдгрен астероид №3204. Узнав об этом, Астрид попросила с этого момента называть её «Астероид Линдгрен».


Астрид Линдгрен (полное имя Астрид Анна Эмилия) родилась в 1907 году. Ее детство прошло на хуторе в крестьянской семье.

Окончив школу, работала в местной газете, затем переехала в Стокгольм и поступила в школу секретарей. 4 декабря 1926 года у нее родился сын Ларс. Замуж Астрид Эриксон вышла на пять лет позже, Линдгрен - это фамилия ее мужа. На работу она вернулась только в 1937 году, когда Ларсу исполнилось 11, а его сестренке Карин исполнилось три года. В 1941 году семья Линдгренов переехала в новую квартиру в Далагатане (район Стокгольма), где Астрид и жила до самой смерти (28 января 2002 года).

Популярной ее сделала именно сказка - "Пеппи Длинныйчулок" (в оригинале Пиппи, но в большинстве русских переводов она почему-то стала Пеппи), ее Астрид Линдгрен написала в подарок дочери в 1944 году. Книжка молниеносно стала популярной, ей присудили несколько призов, а издатели быстро объяснили автору, что на жизнь можно зарабатывать литературой.

Ее первые книги - "Бритт-Мари облегчает сердце" (1944) и 1-я часть повести "Пеппи Длинный чулок" (1945-1952), как любят выражаться литературные критики, нарушили дидактические и сентименталистские традиции детской литературы Швеции.

Примечательно, что всемирное признание долгое время не могло примирить автора со шведской государственной комиссией по детской и учебной литературе. С точки зрения официальных педагогов сказки Линдгрен были неправильные: недостаточно поучительные.

В 1951 году умер Стурр Линдгрен, муж писательницы. У Астрид остались дети и сказки:

С начала 1970-х годов написанные Астрид Линдгрен книги неизменно возглавляют список самых популярных произведений для детей. Ее произведения изданы на 58 языках. И даже говорят, что если весь тираж книг Астрид Линдгрен поставить в вертикальную стопку, то она в 175 раз будет выше Эйфелевой башни.

В 1957 году Линдгрен стала первым детским писателем, получившим премию шведского государства за литературные достижения. На Астрид обрушилось такое количество наград и премий, что перечислить их все просто невозможно. Среди самых главных: премия имени Ганса Христиана Андерсена, которую называют "малой Нобелевской", премия имени Льюиса Кэррола, награды ЮНЕСКО и различных правительств, Серебряный Медведь (за фильм "Ронни - дочь разбойника").

Именем Астрид Линдгрен названа одна из малых планет, ей присуждены награды и премии многих стран мира. Детская писательница стала первой женщиной, которой при жизни был поставлен памятник - он находится в центре Стокгольма, и Астрид присутствовала на торжественной церемонии его открытия. Не так давно шведы назвали свою соотечественницу "женщиной столетия", а в прошлом году в Швеции был открыт первый музей Астрид Линдгрен.

В 1980-90-е годы писательница играла немаловажную роль в политической жизни страны, став добровольной защитницей прав детей и животных.

Наиболее известные произведения Астрид Линдгрен.

Пиппи Длинныйчулок - 1945

Мио, мой Мио! - 1954

Малыш и Карлсон, который живет на крыше - 1955

Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел - 1962

Снова появляется Карлсон, который живет на крыше - 1968

Знаменитый сыщик Калле Блюмквист - 1946

Расмус-бродяга - 1956

Эмиль из Леннеберги - 1963

Новые проделки Эмиля из Леннеберги - 1966

Жив еще Эмиль из Леннеберги - 1970

Мы на острове Сальткрока - 1964

Выбор редакции
Современная экология, вредные материалы, неправильное питание и образ жизни самым негативным образом влияют на здоровье женщины,...

Украинский государственный университет финансов и международной торговли образовано 14 марта 2007 путем объединения Украинской академии...

Томас Райтер Томас Артур Райтер (Thomas Arthur Reiter) (23 мая 1958, Франкфурт на Майне, Гессен, Германия) космонавт Германии и...

В необходимости знаний английского языка сегодня, пожалуй, уже не сомневается никто. Именно поэтому заботливые родители стараются начать...
Когда подавать документы в колледж 2018 Приёмная кампания в колледжах и техникумах в 2018 году так же как и в вузах стартует не позднее...
Несмотря на то, что нельзя оценивать верность женщин только по их принадлежности к определенному Знаку Зодиака, все равно у многих...
Дорога во сне - символ очень неоднозначный. В виде дороги может отображаться как жизнь в общем понимании, так и конкретная жизненная...
Созревающие на деревьях фрукты - к процветанию во всех делах, успеху.Таково же значение фруктов на банкетных столах (если только видите,...
Трудная дорога, политая кровью врагов и друзей, слезами отчаяния и скорби, приводит Хранителя Алмазного и Деревянного Мечей, мага и...