Авторское отношение к композиции евгения онегина. Особенности композиции


А.С. Пушкин начинает писать роман «Евгений Онегин» в 1823 году. В то время поэт находится в южной ссылке. Этот период исследователи называют романтическим: Пушкин увлекается творчеством Байрона, что находит отражение и в его собственной поэзии.

Но «Евгений Онегин» – произведение далеко не романтическое. Пушкин хотел показать в своем романе молодого человека, типичного для своего времени, что было невозможно сделать байроновскими средствами. Герой в произведениях романтизма окутан тайной, тогда как в реальной жизни происхождение многих его черт было вполне понятно для Пушкина. Но своеобразие романа обусловлено не только этим: сам автор развивался и совершенствовался, и многие свои литературные открытия он использовал при создании этого произведения.

Роман «Евгений Онегин» получился сложным и неоднозначным, так как новым стал не только образ главного героя; новаторство автора проявилось и в жанре, и в композиции произведения.

«Я пишу теперь не роман, а роман в стихах: дьявольская разница», – так определил жанр «Евгения Онегина» Пушкин в письме Вяземскому. Роман как эпическое произведение, предполагает отстраненность автора от описываемых событий и объективность в их оценке; стихотворная же форма усиливает лирическое начало, связанное с личностью создателя.

И действительно: в романе «Евгений Онегин» есть два художественных пласта, два мира – мир «эпических» героев (Онегина, Татьяны, Ленского и других персонажей) и мир автора, отраженный в лирических отступлениях. Их тематика весьма разнообразна и включает в себя воспоминания поэта, его оценку героев романа, полемику с литературными оппонентами. Так, в одном из отступлений Пушкин пишет о женских ножках («…Дианы грудь, ланиты Флоры / Прелестны, милый друзья! / Однако ножка Терпсихоры / Прелестней чем-то для меня…»), в другом – о романтических литературных героях («Лорд Байрон прихотью удачной / Облек в унылый романтизм / И безнадежный эгоизм…»), в третьем – о светских условностях, которые иногда при всей своей нелепости могут стать причиной убийства человека («Враги!../ Они друг другу в тишине / Готовят гибель хладнокровно… / Не засмеяться ль им, пока / Не обагрилась их рука, / Не разойтись ли полюбовно?.. / Но дико светская вражда / Боится ложного стыда».). В лирических отступлениях поэт дает широкую картину современной жизни, расширяя границы художественного произведения и придавая его сюжету реалистичность и правдоподобие.

Это же дает право называть «Евгения Онегина» социальным романом, так как в нем Пушкин показывает дворянскую Россию 20-х годов ХIХ века, сравнивает светских петербургских людей с простыми помещиками: их нравы, интересы, привычки – и стремится объяснить различные социальные явления. Например, поэт обусловливает разницу между характерами светских дворян и помещиков близостью последних к старорусской культуре и к простой природе, а скуку петербургских молодых людей (на примере Онегина) – пресыщенностью мишурной и пустой жизнью высшего света, а также невозможностью найти свое место в обществе, самореализовавшись на интересном им поприще.


«Евгений Онегин» – это и социально-бытовой роман с любовной сюжетной линией, обычной для произведений того времени: «высокий» герой, уставший от света, едет путешествовать, знакомится с девушкой, которая влюбляется в него, и герой либо не может ее любить по таинственным причинам – все заканчивается тогда трагически, либо отвечает ей взаимностью, но обстоятельства им мешают быть вместе – но все заканчивается хорошо. Примечательно, что Пушкин лишает историю романтического оттенка: Онегин едет в деревню, потому что должен получить наследство, а любовь Татьяны он не просто не разделяет, но и не видит в чувстве девушки глубины и серьезности. Таким образом сюжету романа придается явная реалистичность.

Но такая «бытовая» история была бы неинтересна, если бы не психологическое мастерство Пушкина. Поэт не просто описывает события из жизни обычного дворянина; он наделяет героя ярким и одновременно типичным для светского общества характером, объясняет происхождение его апатии и скуки, причины его поступков. Его герой меняется под действием жизненных обстоятельств и становится способным на настоящие, серьезные чувства. И пусть счастье обходит его стороной, так часто бывает в реальной жизни, но он любит, он переживает – вот почему образ Онегина (не условно-романтического, а настоящего, живого героя) так поразил современников Пушкина. Многие в себе и в своих знакомых находили его черты, как и черты других персонажей романа – Татьяны, Ленского, Ольги, – настолько верным было изображение типичных людей той эпохи.

Но типичность проявилась не только в выборе персонажей: Пушкин ставит своих героев в обычные, можно даже сказать, банальные обстоятельства. Ведь девушки того времени часто влюблялись в хоть сколько-нибудь странных молодых людей, надеясь найти в них героев сентиментальных романов, а светские люди редко женились на дочерях небогатых помещиков. Причиной этого был, естественно, сам склад русского общества: браки по любви были большой редкостью. А, как известно, типичные герои в типичных обстоятельствах, страдающие от социально обусловленных проблем, – это главный предмет изображения писателей реалистического направления. Таким образом, «Евгений Онегин» – это реалистический социально-психологический роман.

Для создания подобного произведения необходимо было отказаться не только от стандартного содержания, но и изменить саму композицию романа. Так, Пушкин отказывается от некоторых традиционных элементов, таких как вступление с обращением к музе (в конце седьмой главы есть пародия на него: «Да, кстати, здесь о том два слова: / Пою приятеля младого / И множество его причуд. / Благослови мой долгий труд,/ О ты, эпическая муза! / И, верный посох мне вручив, / Не дай блуждать мне вкось и вкривь…»), развязка конфликта (в этом романе реалистический «открытый финал»: автор покидает героя «в минуту, злую для него», после объяснения с Татьяной перед появлением ее мужа, и неясно, чем завершится эта недвусмысленная сцена), изображение ряда важных с точки зрения развития действия событий (свадьба Татьяны, реакция Ольги на смерть Ленского и др.). Пушкин делает это с целью подчеркнуть правдоподобие рассказанной истории: в реальной жизни нет вступлений и эпилогов, какие-то события остаются нам неизвестными, но мы продолжаем жить дальше, как это делают Онегин, Татьяна и другие герои романа после его завершения.

Тем не менее нельзя отрицать, что у каждого литературного произведения есть своя структура, свое особое построение. Так, по принципу художественной симметрии строится сюжет романа. Он имеет «зеркальную» структуру: в центре стоит сцена убийства Ленского, а отдельные эпизоды и детали попарно параллельны. В первой части произведения Онегин едет в деревню из города и Татьяна влюбляется в него, пишет письмо с признанием, а он лишь читает наставления «смиренной девочке»; во второй части – Татьяна приезжает из деревни в столицу, где встречает Онегина будучи замужней дамой, и уже Евгений влюбляется в нее, в свою очередь, пишет ей письмо, а она ему отказывает и тоже укоряет его: «Как с вашим сердцем и умом / Быть чувства мелкого рабом?». Перекликаются также и некоторые детали: описание деревенского и городского кабинетов Онегина, книги, которые читает он в городе и деревне, образы, возникающие во сне Татьяны (чудовища, среди которых появляется Евгений, убивающий Ленского), соотносимые с изображением гостей на ее именинах и последующими событиями, связанными с дуэлью. Роман имеет также «кольцевое» построение: он начинается и заканчивается изображением жизни героя в Петербурге.

Система персонажей тоже имеет упорядоченную структуру. Главный принцип ее построения – это антитеза. Например, Онегин противопоставлен и Ленскому (как байронический герой – романтику-мечтателю), и Татьяне (как столичный денди – простой русской девушке), и высшему свету (хоть он и типичный молодой человек, но уже уставший от пустых развлечений), и соседям-помещикам (как аристократ со столичными привычками – сельским жителям помещикам). Татьяна же противопоставляется и Ольге (последняя слишком пуста и легкомысленна по сравнению с героиней, которая «любит не шутя»), и московским барышням (они говорят ей о своих «сердечных тайнах», модах, нарядах, тогда как Татьяна сосредоточена на уединенной внутренней жизни – «задумчивость ее подруга», любит чтение, прогулки на природе, а моды ее вовсе не интересуют). Очень важно отметить, что автор противопоставляет и сравнивает оттенки, детали одних и тех же качеств (что также характерно для реальной жизни), это не классицистские или романтические литературные клише: добрый – злой, порочный – добродетельный, банальный – оригинальный и т.д. Примером могут служить сестры Ларины: и Ольга, и Татьяна – естественные, милые девушки, влюбившиеся в блестящих молодых людей. Но Ольга легко меняет одну любовь на другую, хотя совсем недавно была невестой Ленского, а Татьяна любит одного Онегина всю жизнь, даже выйдя замуж и оказавшись в высшем свете.

Достоверность происходящего в романе подчеркивается и с помощью вставок текста, инородного по отношению к авторскому: писем Татьяны и Онегина, песни девушек, стихов Ленского. Часть из них отличается иной строфикой (написана не «онегинской строфой»), имеет отдельное название, чем не только выделяется из общего текста романа, но и придает ему «документальность».

Необходимо также сказать, как Пушкин пользуется делением на главы и строфы. Во-первых, он использует многочисленные пропуски (отточия), либо многозначительно намекая на что-то, либо разделяя текст по темам, либо обозначая тем самым временной промежуток. Например, в Ш строфе третьей главы точки заменяют пространное описание обычного угощения гостей в помещичьем доме (оно сохранилось в рукописи). Пушкин лишь кратко отмечает «тяжелые услуги / Гостеприимной старины», и уже в 1У строфе мы видим, как Ленский и Онегин едут обратно домой.

Также Пушкин очень умело прерывает главы, покидая героев неожиданно и не разрушая при этом плана произведения: каждая глава посвящена какой-либо определенной теме, как, например, четвертая глава – отказу Онегина, несчастью Татьяны и взаимной любви ее сестры, а пятая – именинам. Это позволяет, с одной стороны, расставить своеобразные авторские акценты, с другой – заинтересовать читателей (ведь роман публиковался сначала отдельными главами по мере их написания), а с третьей – бросить вызов литературным условностям: «Докончу после как-нибудь», – говорит Пушкин, прерывая Ш главу «на самом интересном месте»: встрече Татьяны с Онегиным после получения им письма с признанием в любви.

Как видим, отказ от старых методов и поиски новых способов отображения действительности (романтики тоже рисовали действительность, только «экзотическую», почти невозможную в обычной жизни) отразились практически во всем: и композиция сюжета, и сама любовная история, и герои, и их описание – все было иным, новаторским. Художественные открытия Пушкина указали направление всей последующей русской литературе, и роман «Евгений Онегин» стал первым реалистическим произведением в ее истории.

“Евгений Онегин” - первый реалистический роман в русской литературе, в котором “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. А. С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 год. “Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница”, -писал он в письме к П. Вяземскому. “Евгений Онегин” - лиро-эпическое произведение, в котором оба начала выступают как равноправные. Автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход “свободного романа”.

В романе выделяются две сюжетные линии. Первая - это любовный роман, взаимоотношения Онегина и Татьяны Лариной, а вторая - это взаимоотношения Онегина и Ленского.

Роман состоит из восьми глав. Первая из них представляет собой развернутую экспозицию, в которой автор знакомит нас с главным героем - “молодым повесой” Евгением Онегиным, показывает его жизнь в столице. Во второй главе происходит завязка второй сюжетной линии -знакомство Онегина с Ленским:

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились, потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

Завязка первой сюжетной линии происходит в третьей главе. Онегин знакомится с семейством Лариных, где он увидел Татьяну. Она же, в свою очередь, сразу отметила Онегина:

Пора пришла, она влюбилась...

Татьяна воспитывалась как типичная провинциальная девушка того времени:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

В своем воображении она создала образ возлюбленного, не похожего на окружающих ее молодых людей, окруженного какой-то тайной. Она ведет себя как истинная героиня романа: пишет ему письмо в духе тех, которые она читала в книгах, ведь она “по-русски знала плохо”. Герой “тронут был” признанием юной девушки, но “жизнь семейным кругом” ограничивать не хотел, поэтому и прочитал ей нотацию в саду, призвав ее “учиться властвовать собой”. Это своего рода кульминация в развитии первой сюжетной линии.

Пятая глава романа знаменательна тем, что Татьяна, мучимая “страстью нежной”, видит сон, который имеет важную композиционную роль. Он позволяет читателю как бы предугадать последующие события - смерть Ленского. Важны также и именины Татьяны. Они играют важную роль в развитии второй сюжетной линии. Именно на именинах Татьяны Онегин “поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить”. Ленский, возвышенная и страстная душа, находящаяся во власти пламенной страсти к Ольге, не мог стерпеть обиды и предательства друга и решил:

Две пули - больше ничего -

Вдруг разрешат судьбу его.

Соответственно, главу шестую мы можем назвать кульминацией и развязкой второй сюжетной линии.

Что же касается первой сюжетной линии, то ее развитие продолжается. Татьяну увозят на ярмарку невест в Москву, а затем она выходит замуж за важного генерала. Через два года она встречается в Петербурге с Онегиным. Теперь она уже светская дама, “законодательница зал”, занимающая такое же положение в обществе, как и Онегин. Теперь уже он влюбляется в Татьяну и пишет ей письмо. Так в восьмой главе происходит развязка первой сюжетной линии.

Однако следует отметить важную композиционную особенность романа - это открытость финала. В развязке как первой, так и, отчасти, второй сюжетных линий нет четкой определенности. Так, автор предполагает два возможных пути для Ленского, если бы он остался жив, а не был убит на дуэли:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден...

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел...

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго... навсегда.

Помимо необычной развязки можно отметить то, как построен роман “Евгений Онегин”. Основной принцип его организации - это симметрия и параллелизм.

Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча - письмо - объяснение.

При этом Татьяна и Онегин меняются местами. В первом случае автор на стороне Татьяны, а во втором - на стороне Онегина. “Сегодня очередь моя”, - говорит Татьяна, как бы сопоставляя две “истории любви”.

Онегин изменился и говорит вещи совершенно иного характера, чем в первый раз. Татьяна же остается верна себе: “Я вас люблю (к чему лукавить)”...

Композиция писем параллельна, так как можно говорить о схожести следующих моментов: написание письма, ожидание ответа и объяснение. Петербург здесь играет обрамляющую роль, появляясь в первой и восьмой главах. Осью симметрии этих сюжетных ситуаций является сон Татьяны. Следующей особенностью композиции романа можно назвать то, что части романа противопоставлены друг другу, в некотором роде даже подчинены принципу антитезы: первая глава - это описание петербургской жизни, а вторая - показ жизни поместного дворянства.

Основной композиционной единицей служит глава, которая является новым этапом в развитии сюжета.

Поскольку лирическое и эпическое в романе равноправно, то и лирические отступления играют немаловажную роль в композиции романа.

Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа. Так, Пушкин противопоставляет Татьяну светским красавицам:

Я знал красавиц недоступных,

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума...

Есть же и такие, которые с сюжетом прямой связи не имеют, а связаны непосредственно с образом автора в романе:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к твоим ногам.

Лирические отступления появляются в переломные моменты повествования: перед объяснением Татьяны с Онегиным, перед сном Татьяны, перед дуэлью.

Часто лирические отступления содержат обращения к читателю, что позволяет связать лирическое с эпическим:

Позвольте ж мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.

Знаменательна и композиционная роль пейзажа в романе: во-первых, он показывает ход времени (правда, время в романе не всегда соотносится с реальным), во-вторых, характеризует внутренний мир героев (часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны).

Итак, несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней с легкой небрежностью. Поэт оставляет незавершенным роман, главы, строфы, строчки. Тем самым подтверждается мысль, что “Евгений Онегин” - уникальное произведение в русской литературе.

Несмотря на заглавие, подразумевающее, что речь пойдет главным образом о Онегине, Пушкин, едва представив своего героя ("С героем моего романа... / Позвольте познакомить вас: / Онегин, добрый мой приятель..."), тут же о нем забывает и принимается беседовать с читателем: ...на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня.

Подобный прием будет повторяться в течение романа очень часто: автор постоянно сбивается то на воспоминания о "днях веселий и желаний", то на грустное размышление об уходящей молодости ("Но грустно думать, что напрасно / Была нам молодость дана..."), то на рассуждение о превратностях творческого процесса: ...Ко мне забредшего соседа, Поймав нежданно за полу, Душу трагедией в углу, Или (но это кроме шуток), Тоской и рифмами томим, Бродя над озером моим, Пугаю стадо диких уток... Онегина то забывают на балу - а автор в это время беззаботно разгуливает по берегу моря, элегически вздыхая: "Я помню море пред грозою...

", то Пушкин в "минуту злую" для Онегина прощается с читателем, оставляя героя в петербургском доме Татьяны. К сюжету Онегина, заданному первой строфой романа (размышления Онегина на пути к дядюшке), уже во второй строфе добавляется сюжет автора.

Сложным взаимодействием двух сюжетов - сюжета автора и сюжета героев (или, по словам исследователя романа С. Г. Бочарова, "романа автора" и "романа героев") - и определяется своеобразие художественной структуры повествования в романе.

С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас: Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы... Онегин, с одной стороны, и "добрый приятель" автора, реальный человек, а с другой стороны - "герой романа", плод авторского воображения, и Пушкин постоянно будет переключаться между этими двумя ипостасями своего героя. Вместе с Онегиным-приятелем автор намеревается отправиться за границу ("Онегин был готов со мною / Увидеть чуждые страны..."), - а Онегина как персонажа романа автор вправе оставить в парковой аллее для объяснения с Татьяной (заключительные строки третьей главы) и при этом хулигански заметить: Но следствия нежданной встречи Сегодня, милые друзья, Пересказать не в силах я; Мне должно после долгой речи И погулять и отдохнуть: Докончу после как-нибудь.

Пушкин весьма воль обращается как с героем, так и со временной линией повествования: первых семь глав зеркально отражаются в одной восьмой, заключительной. История Онегина и Татьяны повторяется с точностью до наоборот: любовь Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью Онегина в Татьяну, письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, а "проповедь" Онегина - "уроком", который теперь, в свою очередь, дает герою Татьяна. Менее очевидной, но более психологической параллелью является сон Татьяны - едва ли не единственная в романе развернутая картина психологического состояния героини - и бал по случаю ее именин. Связь, во-первых, сюжетная: ссора Онегина и Ленского, гибель последнего; а во-вторых, предметная детализация, общая для кошмарного сна и праздничной яви, заставляет ассоциативно связывать "уродов с того света" и веселых гостей Лариных: Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ! (Сон Татьяны) В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога... (Именины) И вот уже беззаботные и ни о чем не подозревающие гости Лариных - "толстый Пустяков", "уездный франтик Петушков", "обжора" Флянов - благодаря сюжетной рифме предстают перед читателем в гротескном свете.

И даже мирная картина с храпящими Пустяковыми, Гвоздиными, Простаковыми и мосье Трике "в фуфайке, в старом колпаке" может вызвать невольное воспоминание о ночном видении Татьяны: Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке... Пушкин постоянно намечает возможные, уже ожидаемые читателем сюжетные повороты ("Читатель ждет уж рифмы "роза"?

На, возьми ее скорей!") – но не следует им: ситуация, показанная во второй главе, вполне благополучна: Ленский влюблен в Ольгу - и любим (как ему кажется). Появление Онегина в доме Лариных истолковано всеми соседями однозначно - "...свадьба слажена совсем, / Но остановлена затем, / Что модных колец не достали", перед героями не стоит никаких препятствий (традиционная романная схема подразумевает именно преодоление препятствий, будь то несогласие родителей или вмешательство "третьего лишнего"), - но "счастье", которое "было так близко, так возможно", не приходит: Ленский погибает, Онегин отправляется в путешествие, Ольга выходит замуж за улана и навсегда исчезает со страниц романа, Татьяну увозят в Москву на "ярмарку невест". Отказ от напрашивающихся линий сюжетного развития наиболее явно продемонстрирован автором на примере романной судьбы Ленского.

Имеется два варианта возможного будущего своего героя: Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден... - или А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел... Расстался б с музами, женился, В деревне счастлив и рогат Носил бы стеганый халат... Но об обоих вариантах автор начинает говорить тогда, когда Ленский уже мертв и ни один из вариантов судьбы героя заведомо не может быть реализован! Не меняет ситуации и финальная встреча Татьяны и Онегина в Петербурге: Пушкин демонстративно отказывается от каких бы то ни было сюжетных эффектов: объяснение Онегина и Татьяны заканчивается под "шпор внезапный звон" появившегося в комнате мужа героини - и мелодраматическая сцена, казалось бы, неизбежна. Однако именно в эту решительную минуту автор оставляет героев и прощается с читателями.

Не случайно современные Пушкину литературные критики отказывали роману в целостности и единстве: Н. Полевой рассматривал "Евгения Онегина" как "рудник для эпиграфов, а не органическое существо", а Н. Надеждин считал, что это не роман вообще: "Евгений Онегин" не был и не назначался быть в самом деле романом...

Он не имеет притязаний ни на единство содержания, ни на цельность состава, ни на стройность изложения". Да и сам Пушкин на первый взгляд давал основания для такой оценки своего романа, словно специально указывая на явные композиционные промахи: ...Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав... А где, бишь, мой рассказ несвязный?..

И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще не ясно различал. Разница, однако, состояла в том, что критики не увидели в "Евгении Онегине" романа, а автор видел в нем роман нового типа. Принципиально новые законы художественного построения текста были сформулированы Пушкиным и в одном из писем к А. Бестужеву: "Роман требует болтовни". Болтовня - сознательное стремление создать текст, который мог бы восприниматься как импровизационный рассказ; стремление добиться эффекта непринужденного диалога с читателем - и разрушить условно-литературное повествование о столь же условных литературных персонажах.

Не случайно Пушкин представляет своего героя в романе дважды: в первой главе (вторая строфа) и в седьмой (заключительная строфа). Сопоставим эти фрагменты: Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас: Онегин, добрый мой приятель... Пою приятеля младого И множество его причуд. Благослови мой долгий труд, О ты, эпическая муза! Свободный и непринужденный разговор с читателем - тем более с читателем посвященным - сменяется пародийным взыванием к эпической музе ("Не дай блуждать мне вкось и вкривь") в запоздалом "вступлении" к роману, о котором автор "вспомнил" только к предпоследней главе.

Тем самым классицистская жесткая регламентация темы и структуры произведения, строгость композиционных правил, заданность авторской художественной установки и обязательность высокого пафоса иронически опровергаются и утверждаются права свободного от любой регламентации рассказа. Причем "свободного" настолько, что автору иной раз приходится себе напоминать, кто его герой и что с ним происходит, "чтоб не забыть, о ком пою".

"Забалтываясь донельзя" (цитата из письма Пушкина к Дельвигу, в котором он рассказывает о плане своего романа), автор тем самым получает возможность сказать обо всем - об элегиях и одах, о яблочной наливке и брусничной воде, о русском театре и французских винах, о лорде Байроне и безымянном немецком булочнике, о своем "брате двоюродном Буянове" и Наполеоне, оставшемся стоять у стен Москвы в ожидании ключей от города, и еще о многом, многом другом. Пестрота описаний и разностильность повествования не противоречат внутреннему единству "Евгения Онегина" - лирическим центром романа является автор. Лирические отступления, по замечательному выражению С. Г. Бочарова, не отступают от дела, а обступают его со всех сторон. Пушкин максимально эффективно использует повествовательные возможности четырехстопного ямба: ямб - гибкий, легко варьирующийся и интонационно очень близкий к разговорной речи размер, он передает динамику живой речи. Той же цели служит и онегинская строфа - принципиально новый тип строфы, созданный Пушкиным именно для романа: онегинская строфа включает в себя 14 стихов четырехстопного ямба с рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские рифмы, строчными - мужские).

Смысловая структура онегинской строфы – тезис, его развитие, кульминация, концовка - передает сам ход движения мысли. Пушкин сам указывает на эти недостатки: ...Хоть поздно, а вступленье есть. Я кончил первую главу; Пересмотрел все это строго: Противоречий очень много, Но их исправить не хочу. Пора мне сделаться умней, В делах и в слоге поправляться, И эту пятую тетрадь От отступлений очищать. При этом о необходимость избавляться от отступлений говорится в очередном лирическом отступлении, а противоречия становятся одном из важнейших конструктивных принципов романа. Заявление автора "я думал уж о форме плана" - явное противоречие авторскому определению романа как "рассказа несвязного", а признание в конце восьмой главы "даль свободного романа...

/ Еще не ясно различал"; "лета шалунью рифму гонят" так же явно не соответствует очень жесткой и нигде не нарушаемой системе рифмовки. Противоречие всплывает и на сюжетном уровне: в третьей главе, например, автор утверждает, что письмо Татьяны хранится у него - "Письмо Татьяны предо мною; / Его я свято берегу...

", а в восьмой главе - что у Онегина: "Та, от которой он хранит / Письмо, где сердце говорит..." Указав на "разность между Онегиным" и собой, автор тут же добавляет: Страстей игру мы знали оба: Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас... Вследствие того, что автор привлекает внимание читателя к "технологической" стороне повествования (разрывам во времени, пунктирному движению сюжета, введению в повествование планов и черновиков этого же романа), на первый план выходит металитературное значение романа: рассказывая о "приятеле", Пушкин все время напоминает читателю о "литературности" всего произведения ("Но наш герой, кто б ни был он, / Уж верно был не Грандисон", "Прямым Онегин Чильд Гарольдом / Вдался в задумчивую лень") – истинная история романа "Евгений Онегин" - не Татьяны и Онегина, а создание романа.

Создатель же романа сам, следовательно, становится его персонажем – единственным, биография которого лишь намечена, в отличие, например, от Онегина, Татьяны или даже второстепенного героя Зарецкого: "жизнеописанию" каждого из этих персонажей отводится специальная часть повествования. Хронология пушкинской судьбы не линейна: в первой главе упоминается южная ссылка начала 1820-х гг. ("Но вреден север для меня"), в шестой - ушедшая молодость: Ужель мне скоро тридцать лет?

Но так и быть: простимся дружно, О юность легкая моя!.. - а восьмой годы отрочества - Лицей и заключительный лицейский экзамен: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал... Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил...

Таким образом, свободное варьирование тем, стилей, голосов, подключенных к авторскому повествованию, свободное перемещение в пространстве и времени, соединение объективно-повествовательного и субъективно-лирического типов повествования – важнейшие принципы композиционной организации романа. Вне авторского слова, особого пушкинского стиля, "Евгений Онегин" превращается в обычную слабую мелодраму - без развязки и эффектных сцен; разрушается тип героя, созданного Пушкиным, - "доброго приятеля" автора и одновременно героя романа; разрушается пушкинский образ художественного пространства, строившегося в романе по принципу взаимоналожения двух миров - реального и литературного.

Александр Сергеевич Пушкин чрезвычайно внимательно относился к определению жанра каждого из своих произведений. Не исключением стал и всемирно известный «Евгений Онеги». Жанр пушкинского сочинения - роман в стихах. И в этом прежде всего и заключается новаторство Пушкина. Ведь в девятнадцатом веке существовало лишь два пути написания художественного произведения. Русский поэт изобрел третий. История написания, структура и жанр романа «Евгений Онегин» - тема статьи.

Работу над созданием романа Пушкин назвал подвигом. Такую высокую оценкую собственному творению, помимо «Евгения Онегина», автор дал лишь «Борису Годунову».

История написания

На создание романа в стихах у Пушкина ушло восемь лет. Начал работу над «Евгением Онегиным» Пушкин в 1923 году. Тогда писатель находился в Кишиневе. Изначально автор отказался от романтизма и решил рассказать читателям о своем новом герое в реалистическом духе. Также стоит сказать, что Пушкин планировал разбить произведение на девять глав. Но в процессе работы изменил структуру, создав восемь.

Рассказ о путешествии Онегина, по первоначальному замыслу, должен было стать частью основного текста. Но позже этот фрагмент сюжета поэт включил в одно из лирических отступлений. В первом варианте романа автор поднимал довольно острые политические вопросы. Но поскольку создание «Евгения Онегина» пришлось на годы ссылки, поэт решил не усугублять свое и без того непростое положение. А потому изъял из рукописи опасные страницы и сжег их.

Композиция романа

Произведение издавалось в течение нескольких лет отдельными главами. Пушкин признавался, что писал его без какого-либо четкого плана. Тем не менее композиция «Евгения Онегина» отличается четкостью. Каждая из глав логически завершена.

Главный литературный прием, который использовал поэт при создании своего нетленного сочинения, - зеркальная симметрия. По ходу сюжета герои словно меняются местами. Сперва Татьяна влюбляется в Евгения. Онегину же безразлична любовь девушки. На ее письмо он отвечает холодно. Но позже, после дуэли главного героя с Ленским, - события, которое прерывает любовную линию, - Онегин и Ларина меняются местами. Он пишет ей письмо с признанием. Она же отвергает его. Особенность композиции произведения - кольцевое построение. Именно благодаря этому приему «Евгений Онегин» воспринимается как законченный роман.

Главные герои

Для чего автор использовал кольцевую композицию? С помощью этого приема Пушкин раскрыл изменения в характере героев. Вначале произведения Онегин покидает высший свет. Не без иронии говорит о своем герое поэт, подчеркивая, что образование Евгения носило поверхностный характер, чего было достаточно, дабы слыть умным среди представителей столичной аристократии.

В первых главах Онегин - светский бездельник, не способный заполнить свой досуг ни творчеством, ни даже чтением. Но позже он предстает в роли мыслящей, глубокой личности. Еще одна черта, утраченная Евгением, - насыщенность жизнью. Герой Пушкина вначале равнодушен к окружающим. Его даже не трогают чувства, которые испытывает к нему Татьяна - девушка умная, выгодно отличающаяся от прочих представителей провинциального общества.

В конце романа Онегин - пылкий влюбленный. Татьяна же, напротив, сдержанна и холодна. Однако стоит сказать, что при всех внешних изменениях и Онегин, и Ларина в душе все те же. Он - высокомерный аристократ. Она - бесхитростная и искренняя деревенская девушка. После разочарования, которое постигло героиню, она вынуждена скрывать свои чувства. Что же касается Евгения, то его влюбленность скорее объясняется внешним блеском Татьяны, теперь уже светской дамы.

Эпичность

В «Евгении Онегине» присутствует немало героев. Произведения охватывает существенный отрезок времени. Как о столичной жизни, так и о быте деревенского дворянства повествует «Евгений Онегин». Жанр, который обладает такими чертами, - роман. Он является сегодня самым распространенным видом эпической литературы. В чем специфика классического романа? Какие из его особенностей присутствуют в произведении «Евгений Онегин»?

Жанр большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах разных героев, в литературоведении называют романом. Другие его особенности - значительный временной отрезок, гладко выстроенный ряд событий, немалое количество персонажей, задействованных в сюжете.

Каким изображен автором Евгений Онегин? Жанр этого произведения, по определению Пушкина, - роман. Вспомнив характерные черты этого вида эпоса, можно сказать, что Онегин не является лирическим героем. Его нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным персонажем. В создании его портрета предельно объективен поэт. Довольно противоречив и сложен Евгений Онегин. Особенности жанра произведения Пушкина заключаются все же в наличии не только эпического начала.

Лиризм

Произведение, о котором идет речь в этой статье, не имеет аналогов в мировой литературе. Структура и жанр романа «Евгений Онегин» уникальны. В нем есть и реалистичность, и историчность. Также чертами, типичными для общественно-бытового романа, наделил свое произведение Пушкин. «Евгений Онегин», жанр которого находится на стыке двух видов литературы, содержит и объективные характеристики героев, и множество лирических отступлений. Но и это еще не все.

Жанр и композиция «Евгения Онегина» стали темой многочисленных трудов по литературоведению. С легкой руки Байрона в девятнадцатом веке в моду вошла эпическая поэма, представляющая собой отдельные главы в стихах. В произведении Пушкина описание лирического героя и его переживаний гармонично сочетается с объективным, реалистичным изображением событий.

Отступления

Голос автора звучит в многочисленных лирических вставках. В каждой из них поэт рассказывает о себе и делится с читателем своими взглядами на литературу, культуру. При этом Пушкин не отвлекается от основного действия. В одной из глав поэт вспоминает о днях, на которые пришелся расцвет его творчества, о вынужденном изгнании. Определить структуру и жанр произведения «Евгений Онегин» можно следующим образом: роман в стихах, представляющий собой «собрание пестрых глав».

Темы лирических отступлений в произведении Пушкина весьма разнообразны. Вначале читатель узнает о нравах светской молодежи. Затем на первый план выходят любовные мотивы. И наконец, важными в развитии сюжета являются пейзажные зарисовки. В романе в стихах отображены все времена года: печальное лето, золотая осень, зима с трескучими морозами. Весну поэт назвал «утром года». Пейзаж в «Евгении Онегине» иногда изображен через восприятие героев.

Еще одной темой лирических отступлений в романе являются исторические события. Так, в произведении «Евгений Онегин» Пушкин вспомнил об Отечественной войне 1812 года.

Роман в стихах охватывает немало событий. В нем присутствует множество героев. Тем не менее «Евгений Онегин» представляет собой глубоко лирическое произведение. Читатель, прочитав его, узнает об авторе не меньше, нежели о его героях. В одном произведении Пушкину удивительным образом удалось связать эпическое и лирическое в единое целое.

Отражение пушкинской эпохи

Из этого произведения читатель имеет возможность узнать практически все о времени, в котором жил поэт. Как одевались люди? Что было в моде? Что современники Пушкина ценили прежде всего? На все эти вопросы читатель получает ответы после прочтения романа в стихах. Поэт правдиво изобразил среду, в которой живут Онегин и Ларина. Он воспроизвел атмосферу как дворянских салонов, так и скромных провинциальных вечеров.

В искусстве

Онегин - яркий пример так называемого «лишнего человека», персонажа, появившегося в литературе в первой трети восемнадцатого века. Этот герой не способен на подвиг, который совершили декабристы. Но его нельзя отнести к типичным представителям высшего света. Душевная неудовлетворенность и неспособность изменить что-либо в своей жизни - характерные черты Онегина. А если добавить к этому еще и эпичность, многообразие образов, необыкновенную поэтичность произведения Пушкина, становится понятным, отчего оно так часто находило отражение в искусстве.

«Евгений Онегин» был несколько раз экранизирован отечественными и зарубежными кинематографистами. По мотивам пушкинского романа создано четыре оперы, музыку к которой написали такие выдающиеся композиторы, как Чайковский, Щедрин, Прокофьев.

«Евгений Онегин» как роман в стихах. Особенности жанра и композиции

«Что касается до моих занятий, я Пушкин стремился создать пресыщенного, неудовлетворенного и скучающего героя, равнодушного к жизни и ее радостям, - настоящего героя времени, зараженного «болезнью века» - скукой. Но в то же время автор не просто стремился показать характерные черты скуки, он хотел узнать ее источник, то есть откуда она происходит. Понимая, что жанр романтической поэмы предполагает статичный характер героя, Пушкин сознательно отказывается от нее в пользу романа - жанра, в рамках которого можно показать динамику развития характера героя.

Пушкин строит композицию «свободного романа», в центре которого - фигура автора, организующего отношения не только с героями, но и с читателями. Роман написан в форме беседы автора с читателем, отсюда создается впечатление, что он будто бы пишется на глазах читателя, делая последнего непосредственным участником всех событий.

Жанр «Евгения Онегина» - роман в стихах - предполагает наличие двух художественных начал - лирического и эпического. Первое связано с миром автора и его личными переживаниями и проявляется в лирических отступлениях; второе предполагает объективность повествования и отстраненность автора от описываемых в романе событий и представляет собой мир эпических героев.

В прозаическом романе главное - герой и то, что с ним происходит. А в стихотворном произведении композиционный стержень - сама стихотворная форма и образ автора. В «Евгении Онегине», как в романе в стихах, происходит сочетание конструктивных принципов прозы (деформация звучания ролью значения) и поэзии (деформация значения ролью звучания).

Стихотворная форма определила в «Евгении Онегине» и композицию, и особенности сюжета. Особый вид строфы - онегинская строфа - был изобретен Пушкиным специально для этого произведения. Она представляет собой слегка видоизмененную структуру сонета: четырнадцать строк четырехстопного ямба с определенной рифменной схемой. В первом катрене (четверостишии) рифма перекрестная, во втором - парная, а в третьем - опоясывающая. Схематически это выглядит так: AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначается женская рифма, то есть ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов, а строчными - мужская, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов).

Говоря о композиции произведения, важно отметить два момента. Во- первых, она симметрична (центр ее - сон Татьяны в пятой главе), а во-вторых, замкнута (действие началось весной 1820 года в Санкт-Петербурге и там же закончилось спустя пять лет). В романе две сюжетные линии - линия дружбы и любовная линия, причем вторая зеркальна: в третьей главе Татьяна пишет Онегину письмо и понимает, что ее чувства не взаимны, а в восьмой они меняются ролями.

Также для понимания композиции произведения важны пейзажные зарисовки, с помощью которых автор помогает читателю глубже вникнуть в суть переживаний своих героев и подчеркивает особенности их характеров. Например, контраст между Онегиным и Татьяной отчетливее виден на примере отношения героев к деревенской природе.

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....