Братья карамазовы сумма. Достоевский «Братья Карамазовы» – анализ


Мыслитель, философ, писатель Федор Достоевский написал роман «Братья Карамазовы» в последние годы своей жизни. Это было последнее произведение автора. Многие критики называют роман вершиной творчества Достоевского, обобщением всего созданного им ранее.
Роман начинается с описания истории семьи Карамазовых. Федор Павлович, глава семейства представлен, как бестолковый помещик, мелочный и развратный. Он был женат дважды. От первого брака родился сын Дмитрий, от второго – Иван и Алексей. Обе жены умерли. Детей воспитывали родственники, сам Федор не участвовал в их развитии. Был у Федора и незаконнорожденный сын – Павел Смердяков. Его родила бродяжка Лизавета, которую барин однажды «приласкал». Родив мальчика, женщина умерла, а ребенка взяли себе лакей Григорий с женой. Фамилию придумал Федор.
Проходят годы, и семья встречается в маленьком городке Скотопригоньевске. В скиту старца Зосимы собирается вся чета Карамазовых. Отцу и сыновьям нужно выяснить свои имущественные отношения. Федор Павлович – отец семейства. Его сыновья – Дмитрий, Иван и младший Алексей. Последний послушник у Зосимы. На собрании также присутствуют помещик Миусов и семинарист Ракитин. Поводом для сбора послужило выяснение отношений Дмитрия с отцом. По мнению Дмитрия отец ему должен крупную сумму денег. Федор Павлович соглашается на эту встречу исключительно из любопытства. Он не собирается давать сыну денег и вносить изменения в наследство. Отношения между отцом и сыном обостряются не только на материальной почве. Они оба любят одну женщину – Грушеньку. Дмитрий понимает, что отец сможет женить ее на себе с помощью денег.
При первой же встрече с читателем проявляются характеры практически всех героев. Дмитрий вспыльчив и раздражителен. Он способен на необдуманные поступки. Иван умен и задумчив. Он постоянно рассуждает о бессмертии души и повторяет на протяжении всего романа вопрос: «все дозволено или нет?». Алексей – чистая душа, он совсем юн и очень переживает за своих братьев. Самое неприятное впечатление производит глава семейства Федор. Он циничен, груб и вульгарен. Окружающие смотрят на него с омерзением.
Встреча семьи заканчивается скандалом. Но провидец Зосима чувствует, что в этой семье будет еще много боли. Он становится на колени перед Дмитрием, чем вызывает смятение окружающих. Зосима видит его предстоящие страдания и преклонялся перед этой болью. На шутовство Федора Зосима говорит, что это просто маска, которой тот прикрывает свою несостоятельность, он стыдится себя. Старец утомлен и гости уходят. Зосима благословил Алексея на послушание в миру и велел находиться рядом с братьями.
Алеша отправляется к отцу. По дороге он встречает Дмитрия, который прячется в соседнем саду. Дмитрий ждет Грушеньку. Он боится, что она все-таки соблазнится предложенными отцом деньгами и согласится стать его женой. Дмитрий хочет отговорить девушку. Дмитрий говорит Алексею о своей любви. Его представление о жизни удивляет юного брата. Дмитрий ощущает радость жизни, связь с Богом через сладострастие. Именно в глубоком разврате он сумел почувствовать непреодолимую тягу к Богу. Красота – это вещь, за которую, по его мнению, борются дьявол и Бог. Также Дмитрий рассказывает об отношениях с девицей Катериной Ивановной. Когда-то он спас ее отца от неминуемого позора. У него образовалась большая недостача в казенных деньгах. Дмитрий обещал помочь средствами, но при условии, что Катерина сама придет к нему за необходимой суммой. Девушка оставила свою гордость и готовая ко всему пришла к Дмитрию. Но Карамазов проявил себя, как благородный человек и дал ей денег, ничего не требуя взамен. Он понимал, что такого благородства она не ожидала. Они становятся женихом и невестой. Но в это время Дмитрий увлекается Грушенькой. Он умудряется прокутить с этой девицей три тысячи рублей, которые Катерина Ивановна приготовила для отсылки в Москву. Дмитрий считает это своим позором и собирается вернуть деньги. Но сейчас его занимают только мысли о Грушеньке. Если она согласится на предложение старика, он готов даже убить его.
Алеша идет в дом. Здесь пьет коньяк отец, за столом сидит брат Иван. Он пытается уговорить Федора Павловича больше не пить, но тот его не слушает. В это время в комнату врывается Дмитрий. Ему показалось, что сюда пришла Грушенька. Не разобравшись, он избивает отца, а потом, поняв, что ошибся, убегает. Алеша направляется к Катерине Ивановне передать просьбу Дмитрия, что больше он к ней не придет. Там он застает Грушеньку. Катерина Ивановна с ней очень ласкова, говорит нежные слова, целует ее руку. Грушенька делает вид, что смущается, а потом демонстративно говорит, что она ее руку целовать не будет. Всячески оскорбляет Катерину и смеется над ней. В доме снова скандал.
Алексей идет ночевать в монастырь. На следующий день он направляется к отцу. Тот жалуется младшему сыну на его братьев. Отец хочет прожить еще лет двадцать, и ему для хорошей жизни нужны деньги. Грушеньку он не собирается уступать Дмитрию. А про Ивана рассказывает, что тот влюблен в Катерину.
На улице Алексей становится свидетелем того, как школьники бросали в маленького мальчика камни. Алексей подошел к ребенку, но тот бросил камнем в него, а затем больно укусил. Алеша узнает, что это сын капитана Снегирева, которого недавно избил Дмитрий Карамазов. Алексей направляется в дом Хохлаковой и застает там Катерину Ивановну и Ивана. Катерина говорит о своей преданности Дмитрию Карамазову, она спрашивает мнение Карамазова-младшего. Алексей в свою очередь простодушно говорит ей, что она не любит Дмитрия. Просто она убедила себя в этом, а на самом деле чувств к нему не испытывает. Иван говорит о своем отъезде и добавляет, что Катерина Ивановна нуждается в Дмитрии – ей нужно осознавать совершение своего подвига верности и постоянно упрекать Дмитрия в неверности. В этом и заключается ее желание находиться рядом с ним.
Катерина Ивановна просит Алексея передать обиженному Дмитрием капитану двести рублей. Алексей отправляется к Снегиреву и тот, расчувствовавшись, обращается к Алексею с исповедью. Вернувшись в дом Хохлаковой, Алеша встречает ее дочь Лизу и у них завязывается душевный разговор, из которого выясняется, что девочка влюблена в него. Она решила, что Алеша должен непременно на ней жениться. В разговоре она говорит о желании быть истерзанной, она хочет страдать. Алексей хочет поговорить с Иваном и находит его в трактире. Между братьями происходит серьезный разговор о вечных мировых вопросах – о Боге и вечности, о жизни и бессмертии. Иван рассказывает Алеше содержание своей поэмы «Великий инквизитор». Алексей понимает, что мысли Ивана основаны на бунте. Его позиция – «все позволено».
Алеша возвращается в келью Зосима. Он успевает сделать записи последних часов старца, его беседу с окружающими. Зосима поведал, как он ушел в монастырь после дуэли из-за девицы. Вскоре он умирает, монахи оставляют тело старца в келье – ведь он святой. Но постепенно начинает появляться зловонный запах, что приводит в полное смятение Алешу.
Дмитрий все еще пытается найти необходимую сумму денег. Срывается сделка по продаже отцовского леса, Хохлакова тоже не дает ему денег. У него возникает мысль об убийстве отца. Зайдя в дом, он сталкивается с Григорием, ударяет его по голове и весь в крови убегает. Он узнает о том, что Грушенька сейчас находится в Мокром и отправляется с шампанским и едой туда. Появление в разных местах Дмитрия с окровавленными руками и большой суммой денег вызывает подозрение у окружающих. А тем временем в доме Карамазовых находят убитым Федора Павловича. Подозрение падает на Дмитрия. Но тот утверждает, что ударил только Григория, который в итоге выжил, а отца он не трогал. Деньги же взял у Катерины Ивановны.
Ему не верят и арестовывают.
Иван чувствует свою вину в смерти отца. Он слишком смело говорил с окружающими о своей теории. Несколько раз он встречается со Смердяковым. Тот говорит с Иваном загадками и во время последней встречи признается в убийстве Федора Павловича. Перед днем судебного заседания Смердяков повесился. Катерина долго терзается, какие показания дать в суде. Одним своим словом она может либо погубить, либо спасти Дмитрия. После того, как Иван объявляет о том, что убийца Смердяков, а он его вдохновитель, Катерина предъявляет суду доказательства того, что Дмитрий намеревался убить своего отца. Она показывает записку, написанную пьяным Дмитрием. Тот приговорен к двадцати годам каторги.
Роман заканчивается сценой похорон сына капитана Снегирева Илюшеньки. Алеша призывает мальчишек, собравшихся у могилы, быть отзывчивыми друг к другу и не бояться правды.

Работал три года. Три года продолжалась заключительная стадия труда – художественное воплощение. Но духовно он работал над ним всю жизнь. «Братья Карамазовы» – вершина, с которой нам открывается органическое единство всего творчества писателя. Все пережитое, передуманное и созданное им находит свое место в этом огромном синтезе. Сложный человеческий мир «Карамазовых» вырастает естественно, в течение десятилетий, вбирая в себя философские и художественные элементы предшествующих произведений: «Дневник писателя » – лаборатория, в которой окончательно оформляется идеология последнего романа; в «Подростке » подготовляется построение семейной хроники и намечается трагедия «отцов и детей»; в «Бесах» – столкновение атеиста Ставрогина со святителем Тихоном предвосхищает трагическую борьбу веры и неверия (старец Зосима – Иван Карамазов); в «Идиоте» вырабатывается сюжетная схема, близкая к «Карамазовым»: в центре действия стоит уголовное преступление; оскорбленная красавица Настасья Филипповна напоминает Грушеньку, гордая Аглая – Катерину Ивановну: мотив драматического свидания соперниц повторяется в обоих романах.

Братья Карамазовы. Сериал. 1-я серия

Братья Карамазовы. Сериал. 2-я серия

«Братья Карамазовы » не только синтез творчества Достоевского, но и завершение его жизни. В самой топографии романа воспоминания детства соединяются с впечатлениями последних лет: город, в котором помещается действие романа, отражает облик Старой Руссы, а окружающие его деревни (Даровое, Чермашня, Мокрое) связаны с отцовским имением в Тульской губернии. Федор Павлович наследует некоторые черты отца писателя и его насильственная смерть соответствует трагическому концу Михаила Андреевича. Дмитрий, Иван и Алеша – три аспекта личности Достоевского, три этапа его духовного пути. Пылкий и благородный Дмитрий , декламирующий «Гимн к радости», воплощает романтический период жизни автора; трагическая судьба его, обвинение в отцеубийстве и ссылка в Сибирь, определяется историей невинного преступника Ильинского и этим связывается с воспоминаниями о годах каторги. Иван , атеист и создатель социальной утопии, отражает эпоху дружбы с Белинским и увлечения атеистическим социализмом ; Алеша – символический образ писателя после каторжного периода , когда в нем произошло «перерождение убеждений», когда он обрел русский народ и русского Христа.

Роман «Братья Карамазовы» раскрывается перед нами, как духовная биография автора и его художественная исповедь . Но, превращенная в произведение искусства, история личности Достоевского становится историей человеческой личности вообще. Исчезает случайное и индивидуальное, вырастает вселенское и всечеловеческое. В судьбе братьев Карамазовых каждый из нас узнает свою судьбу. Писатель изображает трех братьев, как духовное единство . Это – соборная личность в тройственной своей структуре: начало разума воплощается в Иване: он логик и рационалист, прирожденный скептик и отрицатель; начало чувства представлено Дмитрием: в нем «сладострастье насекомых» и вдохновение эроса; начало воли, осуществляющей себя в деятельной любви, как идеал, намечено в Алеше. Братья связаны между собой узами крови, вырастают из одного родового корня: биологическая данность – карамазовская стихия – показана в отце Федоре Павловиче. Всякая человеческая личность несет в себе роковое раздвоение: у законных братьев Карамазовых есть незаконный брат Смердяков : он их воплощенный соблазн и олицетворенный грех.

Концепцией соборной личности определяется построение романа. Все произведения Достоевского персоналистичны: действие их всегда концентрируется вокруг личности главного героя (Раскольников, князь Мышкин, Ставрогин, Версилов). Главный герой «Карамазовых» – три брата в их духовном единстве. Три личные темы развиваются параллельно, но в духовном плане параллельные линии сходятся: братья, каждый по своему, переживают единую трагедию, у них общая вина и общее искупление. Не только Иван со своей идеей «все позволено», не только Дмитрий в своем безудержьи страстей, но и «тихий мальчик» Алеша – ответственны за убийство отца. Все они сознательно или полусознательно желали его смерти; и их желание толкнуло Смердякова на злодеяние: он был их послушным орудием. Убийственная мысль Ивана превратилась в разрушительную страсть Дмитрия и в преступное действие Смердякова. Они виноваты активно, Алеша – пассивно. Он знал и допустил, мог спасти отца и не спас. Общее преступление братьев влечет за собой и общее наказание: Дмитрий искупает свою вину ссылкой на каторгу, Иван – распадением личности и явлением чёрта, Алеша страшным, духовным кризисом. Все они очищаются в страдании и обретают новую жизнь.

-----------------

Архитектоника «Карамазовых» отличается необыкновенной строгостью: закон равновесия, симметрии, пропорциональности проводится автором систематически. Можно предположить, что стройные философские схемы Владимира Соловьева повлияли на технику построения романа. Это – самое «построенное» и идеологически законченное из всех произведений Достоевского. Человеческий мир романа располагается в символическом порядке: в центре фабулы помещен Дмитрий – он носитель, действия и источник драматической энергии. Его страсть к Грушеньке, соперничество с отцом, роман с Катериной Ивановной, мнимое преступление, процесс и ссылка составляют внешнее содержание романа. По обе стороны его стоят Иван и Алеша; первый своими идеями подготовляет отцеубийство и этим влияет на судьбу Дмитрия: он его идейный противник и духовный антипод, но связан с ним кровью, общей ненавистью к отцу и общей виной. Алеша противоставляет свою «тихость» – буйству Дмитрия, свою чистоту – его чувственности; но и в его стыдливом целомудрии живет «карамазовская стихия», он тоже знает укусы сладострастия. Они различны и похожи: их таинственно соединяет экстатическое чувство жизни. Поэтому грех Дмитрия – грех Алеши.

Достоевский. Братья Карамазовы. Аудиокнига. Часть 1

За группой законных сыновей, расположенной на первом плане, в отдалении и полусвете стоит зловещая фигура незаконного брата, лакея Смердякова. Он отделен от них происхождением, социальным положением, характером; духовное единство семьи разорвано его злобным отъединением. И все же как загадочно глубока его связь с братьями: медиумически выполняет он их подсознательное внушение; Иван определяет его участь своими идеями, Дмитрий своими страстями, Алеша своим брезгливым безразличием. Тема «детей» в четырех идейных аспектах развивается четырьмя братьями; тема «отцов» представлена одним Федором Павловичем. Она едина и проста: безличная природная стихия жизни, страшная сила земли и пола.

Между отцом и детьми происходит трагическая борьба. Борются только мужчины, сталкиваются между собой мужские идеи. Женщины Достоевского не имеют своей личной истории – они входят в биографию героев, составляют часть их судьбы. У каждого из братьев Карамазовых есть свое дополнение в женском образе: рядом с Иваном стоит Катерина Ивановна, рядом с Дмитрием – Грушенька, около Алеши – Лиза Хохлакова; даже Смердяков имеет свою «даму сердца» – горничную Марью Кондратьевну. В «любовном» плане неразделимое единство братьев выступает с особенной отчетливостью. Нити, соединяющие их с возлюбленными, перекрещиваются и сплетаются. Иван любит Катерину Ивановну, невесту Дмитрия, Алеша на мгновение становится его соперником, чувствуя себя ужаленным страстью к Грушеньке; Катерина Ивановна – роковая женщина и для Ивана и для Дмитрия; Грушенька соединяет в своей любви Дмитрия и Алешу. Наконец, единство карамазовской семьи символически показано в страсти Федора Павловича и Дмитрия к одной женщине – Грушеньке. Остальные действующие лица располагаются вокруг этой центральной группы. Федор Павлович окружен своим «миром» собутыльников и распутных женщин; Грушенька приводит с собой своих поклонников и компанию поляков; Митя врывается с цыганами, случайными приятелями и кредиторами. Богаче всего мир Алеши: «юный человеколюбец» вводит в роман два вида человеческого общения: монастырское общежитие и «братство детей». Он связывает темное карамазовское царство с миром старца Зосимы и Илюши Снегирева. Один Иван мира своего не имеет: Божьего творения он не принимает, человеческое ему чуждо, он развоплощается. Единственный его спутник – призрак, дух небытия, чёрт.

История соборной личности братьев Карамазовых изображается в романе-трагедии . Все трагично в этом художественном мифе о человеке: и вражда детей к отцу, и борьба братьев между собой, и внутренние борения каждого брата в отдельности. Открытие метафизического смысла человеческой судьбы принадлежит Дмитрию. В опыте страстей он понял, что «дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Перед ним раскрылись две бездны – вверху и внизу. Но он бессилен сделать выбор и в этом его личная трагедия. В группе братьев он занимает среднее, нейтральное место. Иван и Алеша, стоящие по левую и по правую его сторону, выбор этот уже сделали. Ивана непреодолимо влечет нижняя бездна, Алеша устремляется к верхней. Один говорит «нет», другой да. Федор Павлович, сидя за «коньячком», спрашивает Ивана: «Есть Бог или нет?» Тот отвечает: «Нет, нету Бога». Он обращается к Алеше: «Алеша, есть Бог?» Алеша отвечает: «Есть Бог». Личная трагедия Ивана в том, что у него «ум с сердцем не в ладу»: чувством он любит Божий мир, хотя разумом и не принимает его.

Из трех братьев наиболее гармоничен Алеша, но и в его цельной натуре есть трещина: он знает соблазны карамазовского сладострастья, и вера его проходит через «горнило сомнения». Религиозная идея романа – борьба веры с неверием – выходит за пределы семейства Карамазовых. Отрицание Ивана порождает зловещую фигуру Инквизитора; утверждение Алеши мистически углубляется в образе старца Зосимы . Сердца людей – только поле битвы, а борются Бог и дьявол. Под психологической поверхностью личности Достоевский открывает ее онтологию и метафизику. История карамазовского семейства – художественный миф, в оболочку которого заключена религиозная мистерия : вот почему в центре его стоит «

Действие происходит в провинциальном городке Скотопригоньевске в 1870-е гг. В монастыре, в скиту знаменитого старца Зосимы, известного подвижника и целителя, собираются для выяснения своих семейных имущественных дел Карамазовы - отец Федор Павлович и сыновья - старший Дмитрий и средний Иван. На этом же собрании присутствуют и младший брат Алеша, послушник у Зосимы, а также ряд других лиц - родственник Карамазовых богатый помещик и либерал Миусов, семинарист Ракитин и несколько духовных лиц. Повод - спор Дмитрия с отцом о наследственных отношениях. Дмитрий считает, что отец должен ему крупную сумму, хотя очевидных юридических прав у него нет. Федор же Павлович, дворянин, помещик из мелких, бывший приживальщик, злой и обидчивый, денег давать сыну вовсе не собирается, а соглашается на встречу у Зосимы скорее из любопытства. Отношения Дмитрия с отцом, который никогда особой заботы о сыне не проявлял, напряжены не только из-за денег, но и из-за женщины - Грушеньки, в которую оба страстно влюблены. Дмитрий знает, что у похотливого старика для нее приготовлены деньги, что он готов даже жениться, если та согласится.

Встреча в скиту представляет сразу почти всех главных героев. Страстный порывистый Дмитрий способен на опрометчивые поступки, в которых потом сам же глубоко раскаивается. УМНЫЙ, загадочный Иван мучается вопросом о существовании Бога и бессмертия души, а также ключевым для романа вопросом - все дозволено или не все? Если есть бессмертие, то не все, а если нет, то умный человек может устроиться в этом мире как ему заблагорассудится, - такова альтернатива. Федор Павлович - циник, сладострастник, скандалист, комедиант, стяжатель, всем своим видом и действиями вызывает у окружающих, в том числе и у собственных сыновей, омерзение и протест. Алеша - юный праведник, чистая душа, болеет за всех, особенно же за братьев.

Ничего из этой встречи, кроме скандала, за которым последуют еще многие, не происходит. Однако мудрый и проницательный старец Зосима, остро чувствующий чужую боль, находит слово и жест для каждого из участников встречи. Перед Дмитрием он становится на колени и кланяется до земли, как бы предчувствуя его будущее страдание, Ивану отвечает, что вопрос еще не решен в его сердце, но если не решится в сторону положительную, то не решится и в сторону отрицательную, и благословляет его. Федору Павловичу он замечает, что все его шутовство от того, что он стыдится себя. От утомленного старца большая часть участников встречи по приглашению игумена переходит в трапезную, но там же неожиданно появляется с обличающими монахов речами и Федор Павлович. После очередного скандала все разбегаются.

Старец после ухода гостей благословляет Алешу Карамазова на великое послушание в миру, наказывая ему быть рядом с братьями. Следуя наставлению старца, Алеша направляется к отцу и встречает прячущегося в соседнем с отцовской усадьбой саду брата Дмитрия, который сторожит здесь свою возлюбленную Грушеньку, если та, соблазненная деньгами, все-таки решится прийти к Федору Павловичу.

Сюжет

Основное действие происходит в городе Скотопригоньевск (Старая Русса).

Повествование ведётся от лица очевидца, рассказывающего историю семейства Карамазовых. Фёдор Павлович Карамазов, малоприметный мещанин, ничем особо не примечательный, женился на богатой женщине и стал распоряжаться её состоянием. Среди прочего он устраивал кутежи и терпел от жены побои. В конечном счёте жена уехала от него в Петербург с офицером, оставив отцу совсем малолетнего сына - Дмитрия. Не успев распорядиться своим состоянием, она в Петербурге умерла, и Фёдор Павлович получил возможность распоряжаться всем капиталом покойной. Он благополучно забыл о сыне, предаваясь спекуляциям и оргиям различного рода. Через небольшое время он женился вторично - на красивой сироте, совершенно без приданого, и прижил с ней двух детей - старшего Ивана и младшего Алексея. Издеваясь над своей женой и не прекращая во время брака распутной жизни, он в конечном счёте довёл её до умопомешательства и свёл в могилу. У Фёдора Павловича осталось трое малолетних детей - Дмитрий от первого брака, Иван и Алексей от второго.

Дети воспитывались сначала слугой Карамазова Григорием, затем были отданы к опекунше второй жены, а по смерти опекунши - её душеприказчику. Дмитрий, когда подрос, пошёл на военную службу, Иван и Алексей были отправлены душеприказчиком учиться в университет. Во всё это время Фёдор Павлович о своих детях не вспоминал. Дмитрий, как наследующий своей матери часть её состояния, периодически получал деньги от отца, однако, не имея точного представления о размерах своего наследства, быстро всё прожил и, по мнению Фёдора Павловича, еще и остался ему должен. Иван во время своего обучения денег у отца не брал и даже сумел добиться финансовой самостоятельности. Алексей бросил курс и ушёл послушником в монастырь.
Его духовный наставник, старец Зосима, согласился быть судьёй в деле тяжбы Дмитрия и Фёдора Павловича.

Встреча их в монастыре закончилась форменным скандалом, учинил который Фёдор Павлович. Распря отца с сыном обуславливалась ещё и тем, что оба ухаживали за Аграфеной Светловой - мещанке с определёнными средствами, с той только разницей, что Дмитрий намеревался жениться, тогда как Фёдор Павлович думал купить расположение деньгами. Почти сразу после скандала старец Зосима умирает, отправляя Алексея «на служение в миру».

Дмитрий открывает Алёше, что его тяготят не только враждебные отношения с отцом и неопределённые с Грушей (Светловой), но также и то, что у него есть долг перед Екатериной Ивановной Верховцевой - которая дала ему три тысячи, чтобы он переслал по почте, а он их растратил на кутёж. Теперь Дмитрий надеется получить с отца три тысячи в счёт недоданного ему, а Фёдор Павлович именно такую сумму из злости решил употребить на совращение Груши.

Нелюбовь Фёдора Павловича к старшему сыну была настолько сильной, что он чужими руками старался упечь Дмитрия в тюрьму за долги: скупал Митины векселя и пытался шантажировать его. Одного приспешника Фёдора Павловича в этом деле - отставного штабс-капитана Снегирёва - Дмитрий при народно избил и отодрал за бороду.

Находясь в сильном душевном расстройстве, и думая, что Аграфена согласится прийти к Фёдору Павловичу, Дмитрий подбегает к окну отца, оджнако увидев, что Грушеньки нет, уходит. Его настигает слуга Григорий, которого Дмитрий случайно ранит. Через некоторое время фёдор Павлович обнаруживается убитым.

История создания

На написание книги Достоевский потратил около двух лет. Роман был в основном написан в Старой Руссе , которая и взята за топографическую основу книги. Публиковался частями в журнале «Русский вестник» в -1880 годах .

Достоевский был намерен сделать роман первой частью эпической истории под названием Жизнь великого грешника , но умер менее чем через 4 месяца после завершения публикования «Карамазовых». Стоит отметить, что некоторые задумки для продолжения романа Достоевский высказывал публично. Так, например Алексей Карамазов (один из братьев) должен был стать революционером.

Персонажи

  • Фёдор Павлович Карамазов
  • Дмитрий Карамазов
  • Старец Зосима
  • Грушенька Светлова
  • Катерина Ивановна
  • Павел Смердяков
  • Михаил Ракитин

Экранизация

Экранизации романа производятся с 1915 года .
Среди них:

  • Братья Карамазовы (фильм, 1915) (Россия, режиссёр Виктор Турянский)
  • Братья Карамазовы (фильм, 1958) (США, режиссёр Ричард Брукс)
  • Братья Карамазовы (телевизионный фильм, 1969) (Франция, режиссёр Марсель Блюваль / Marcel Bluwal)
  • Братья Карамазовы (фильм, 1969) (СССР, режиссёры Иван Пырьев , Михаил Ульянов , Кирилл Лавров)
  • Мальчики (фильм, 1990) (СССР, режиссёр Ренита Григорьева) - по одноимённой десятой главе романа
  • Братья Карамазовы (сериал, 2008) (Россия, режиссёр Юрий Мороз)
  • Карамазовы (фильм, 2008) (Чехия, режиссёр Пётр Зеленка)

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Братья Карамазовы (роман)" в других словарях:

    Братья Карамазовы: Братья Карамазовы роман Ф. М. Достоевского. Братья Карамазовы украинская рок группа. Братья Карамазовы (фильм) различные фильмы … Википедия

    БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ - Роман Ф.М. Достоевского*. «Братья Карамазовы» последний роман Достоевского. Он был написан в 1878–1880 гг. и печатался в журнале «Русский вестник» в 1879–1880 гг. События романа развиваются в те же годы. Место действия небольшой городок в центре… … Лингвострановедческий словарь

    - «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ», СССР, Мосфильм, 1968, цв., 232 мин. Кинороман, драма. По одноименному роману Ф.М.Достоевского. Иван Пырьев, всегда проявлявший интерес к русскому национальному характеру, пришел в конце творческого пути к экранизациям… … Энциклопедия кино

    У этого термина существуют и другие значения, см. Братья Карамазовы (значения). Братья Карамазовы … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Братья Карамазовы (значения). Братья Карамазовы Жанр драма … Википедия

    Братья Карамазовы (роман) Братья Карамазовы (рок группа) Братья Карамазовы (фильм) Братья Карамазовы (фильм, 1915) (Россия, Виктор Турянский) Братья Карамазовы (фильм, 1958) (США, Ричард Брукс) Братья Карамазовы (фильм, 1969) (СССР, Пырьев,… … Википедия

«Братья Карамазовы» последнее произведение автора, оконченное за четыре месяца до смерти в 1880 году. Главные темы романа касаются вопросов веры, свободы и моральных устоев. Родные братья Иван, Алексей и Дмитрий ищут ответ на вопросы о цели бытия и жизненного смысла. Делают свой конечный выбор жизненного пути, каждый из них избирает свой путь познания Бога, ищет ответ на вопрос о бессмертии души.

«Братья Карамазовы», краткое содержание

Действие произведения разворачивается в провинции в небольшом городке Скотопригоньевске и начинается в 1870 году. Первые страницы романа посвящены встрече отца Федора Карамазова с сыновьями и решения вопросов относительно имущественного состояния семьи. С первых страниц романа автор знакомит читателей с праведником старцем Зосимой, у которого в послушниках служит Алеша, младший брат. В скиту, у Зосимы и собрались остальные Карамазовы. Вместе с ними присутствуют землевладелец Миусов, семинарист Ракитин, и некоторые духовные лица.

Главный спор касается имущественных притязаний старшего Дмитрия к отцу о крупной денежной сумме, которую тот задолжал сыну. Но деньги являются лишь внешней причиной, истинная подоплека притязаний Дмитрия – Грушенька, в которую оба и отец и сын страстно влюблены. Автор, сталкивая своих героев на этой встрече, с первых страниц романа дает описание каждого характера.

Вырисовывает, что можно ожидать от героев. Показывает, что Дмитрий, несмотря на то, что обладает натурой сильной и порывистой может совершить неординарные поступки, в которых впоследствии сильно раскаивается. Умный Иван, окруженный загадкой, не может найти вопрос: «Есть ли Бог? Бессмертна ли душа?» не понимает, как решить дилемму о вседозволенности. Алеша – юный послушник старца болеет душой за всех, и главное, за своих братьев.

И, конечно, отец – Федор Павлович, вызывающий своим сладострастием, скандальным характером у всех без исключения чувство гадливости и омерзения. Несмотря на то, что из встречи ничего хорошего не получилось, старец Зосима для каждого находит доброе примиряющее слово утешения. Алексей Карамазов получает от старца благословение и напутствие на мирское послушание, направленное на сбережение братьев от непоправимых поступков.

Получив благословление старца, Алексей следует по направлению к отцовской усадьбе. По дороге он встречает Дмитрия, караулившего появление Грушеньки. Безмерно любя ее, Дмитрий не верит ей, боится что она, привлеченная деньгами, пойдет к отцу. Дмитрий исповедуется брату, его душа обуреваема страстями, противоречивыми чувствами: Бог, сладострастие, чувства к женщине, терзания по поводу любимой поиск ответа на вопрос о бессмертии души все смешалось у Дмитрия. Сын готов убить отца, которого ненавидит всем сердцем.

Придя к отцу, Алексей застает его и Ивана, искренне развлекающимися умозаключениями своего лакея Смердякова, который может быть, возможно, внебрачным сыном Федора Павловича. Ворвавшийся внезапно Дмитрий, охваченный яростью, бьет отца, поняв неправильность своего поступка – убегает вон. Алеша встречается с Катериной Ивановной, Грушенькой, впрочем, встреча опять ничем хорошим не заканчивается.

Следующий день начинается исповедью отца, в которой он признается Алеше в своем безмерном сладострастии и нежелании уступать Дмитрию – Грушеньку. Сплетничает Алеше на брата Ивана, обвиняя того в желании увести у Дмитрия невесту. И так в течение всего повествования, полная страстей, проходит жизнь героев романа.

Из-за денег, Смердяков, вдохновленный теорией Ивана о вседозволенности, убивает Федора Ивановича, который полностью ему доверял. Иван осознавая, что убийство отца произошло с его негласного разрешения, мучаясь раскаянием, сходит с ума. Смердяков, пораженный состоянием Ивана, которого безмерно уважал и пред которым преклонялся, совершает самоубийство.

Дмитрий, обвиняемый в убийстве отца, предстает перед судом и, хотя не он совершил преступление, за отсутствием доказательств и истинного убийцы, несмотря на непризнание им своей вины, приговаривается к 20 годам каторги. Дмитрий получает свой приговор без вины в основном из-за своей невесты Екатерины Ивановны, тем не менее молит ее о прощении, а она вдруг внезапно для себя признается ему в любви, говоря: «за то и любила, что ты сердцем великодушен».

Дмитрий не ищет виноватых в своей беде, он сам ищет прощения у людей, перед которыми может быть виноват хоть малую толику. Не взирая, на недружественное отношение действующих лиц в романе, Алексей Карамазов любим всеми. Все герои романа ищут прощения за свои во многом неблаговидные поступки. Алесей Карамазов избран в произведении эталоном человека, на которого происходит равнение всех героев романа. Алексей, его желание всем помочь, всесторонняя любовь ко всем окружающим, счастье в любви и всепрощении – в этом заключается главная мысль произведения, ибо это есть настоящая христианская радость бытия.

Своим романом Достоевский дает понять читателю, что жизнь не заканчивается существованием на этой земле, мы получаем возможность, осознать себя, с тем, чтобы с полученным, здесь на земле, прийти на божий суд. Эпилог В заключение произведения автор, напутствует читателя, подвигая, его на совершение добрых дел, говоря: «Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!» И еще одно главное признание Достоевского выражено в заключение – признание в любви к Родине, к России, к русскому Богу.

Выбор редакции
22.09.2006, Фото Анатолия Жданова и УНИАН. Ордена по разнарядке Депутаты и министры все чаще получают госнаграды неизвестно за какие...

Истинное значение физической величины определить абсолютно точно практически невозможно, т.к. любая операция измерения связана с рядом...

Сложность жизненного уклада муравьиной семьи удивляет даже специалистов, а для непосвященных вообще представляется чудом. Трудно поверить...

В разделе на вопрос хромосомная пара 15 заданный автором Арина лучший ответ это Считают, что 15 пара несёт ответс. за онкологические...
Они хоть и маленькие, но очень сложные существа. Муравьи способны создать сложные дома с туалетом для себя, использовать лекарства для...
Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько...
Хуснутдинова ЕсенияИсследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и...
Во время круиза по Волге мне удалось посетить самые интересные места на теплоходе. Я познакомился с членами экипажа, побывал в рубке...
В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами,...
Новое