Будьте всегда в настроении. Князь Владимир Мономах: биография и интересные факты


Правление Владимира Мономаха приходится на 1112-1125 годы. На Киевское княжение он сел, будучи 60-летним человеком, образованным и мудрым. Может быть, поэтому годы его царствования считаются лучшими для Древнерусского государства.

Один из Рюриковичей

Внук любимый сын Великого Киевского князя Всеволода и византийской княжны Анны (дочери константинопольского императора Константина Мономаха) родился в 1053 году. После возмужания он был опорой отцу во всем. Естественно, что Всеволод завещал Киевский престол ему. Но ненавидящий междоусобицы Владимир отказался от Великого княжения в пользу двоюродного брата Святополка II Изяславича, так как отец Мономаха Всеволод занял Киевский престол после изгнания своего брата Изяслава. Киевляне не очень любили Святополка и его окружение, в первую очередь за дружбу с половцами и за то, что при нем ростовщичество достигло невиданных размеров.

Мудрый и популярный

Сразу после смерти Киевского князя Мономаху было послано приглашение на Великое княжение, но он не рванулся в столицу, потому что не хотел нарушать правопреемственность престола, так как считал, что за Святополком править должны либо Олег Северский, либо Давид Черниговский, либо Ярослав Муромский - все потомки Святослава. Его медлительностью воспользовались киевляне, страдающие от непосильного гнета евреев-ростовщиков, и в городе вспыхнуло восстание, сопровождающееся погромами. Опять послали гонца к Мономаху. На этот раз он не медлил. У Владимира (его церковное имя - Василий) и до занятия Киевского престола была славы миротворца, победителя половцев (он заключил с ними 19 мирных договоров) и объединителя земель русских (сыновья его сидели в крупных городах - Новгороде, Смоленске и Ростове, а брат Ростислав княжил в Переяславле).

Блестящее начало

Правление Владимира Мономаха в любом городе - Смоленске 1073-1078, Чернигове 1078-1094, Переяславле 1094-1113 - было мудрым и успешным. Взбунтовавшиеся киевляне требовали на княжение только Владимира, по прибытии которого восстание утихло. Но Мономах разобрался с его причинами, дабы избежать волнений в будущем, и значительно урезал ставки ростовщиков (не выше 20 % годовых), чем облегчил жизнь низов. «Устав о резах» был принят после тяжелого согласования с представителями элиты. После того как тем удалось втолковать, что ростовщичество в конечном счете вредит не только Руси, но и им самим, было принято решение о высылке всех евреев-ростовщиков за пределы страны. Оговаривалось, что все нажитое имущество «финансисты» могут взять с собой, но больше никогда не должны возвращаться на Русь. Естественно, что многие из иудеев приняли православие.

Второй прототип Владимира Красна Солнышка

Годы правления Мономаха стали последним подъемом Киевской Руси. Удачливый полководец, хороший политик, образованный человек и талантливый писатель, оставивший после себя литературные произведения, он обеспечил Руси годы спокойной жизни - печенеги были изгнаны, половцы боялись грабить русские земли, потому что в походах против них князь опирался на народное ополчение, а не на наемников. Он был очень популярен в народе, его черты дополнили образ былинного Владимира Красна Солнышка (первым прототипом был его дед Владимир, креститель Руси). Подвиги Ильи Муромца приходятся на годы правления Владимира Мономаха

Большая внешнеполитическая победа

Внешняя политика этого достигла своего расцвета при сыне умершего византийского императора Алексея I Иоанне II, который упредил поход крупного русского войска на Константинополь. Желая мира с Киевской Русью, греки добровольно пошли на громадные уступки - Мономаха удостоили титула царя, по значимости равного басилевсу Византии. Ему были преподнесены царская одежда, скипетр, держава и венец, знаменитая и легендарная «шапка Мономаха». Союз был закреплен династическим браком - сын Иоанна, наследник Алексей, женился на внучке Киевского князя. Таким образом, правление Владимира Мономаха ознаменовалось установлением с Византией крепкого родственного союза.

Гибкий политик

Правда, предупрежденный поход на Константинополь предусматривал захват по пути следования придунайских земель, но Мономах всегда ради мира мог чем-то поступиться. Поэтому эти земли остались за Византией. После борьбы с минским князем Глебом и его пленения эти земли стали дружественными Киеву - там признавалась его верховная власть.

К несомненным достоинствам можно отнести и то, что в годы правления Владимира Мономаха три четверти всех русских земель были сосредоточены в его руках. Со всеми соседями, где договорным путем, а где - военным, были заключены мировые. Так, был подавлен мятеж на Волыни, где правил сын Святополка, приходившийся зятем Владимиру, Ярослав. Он превратил свой двор во враждебное Киеву логово. Сюда бежали как евреи-ростовщики, так и всевозможные вечные недруги Руси. Большое войско из чехов, венгров, поляков направилось к Киеву. Навстречу ему шла рать Мстислава Владимировича. Сам Ярослав был уже убит русскими воинами при осаде Волыни. Оказывать помощь умершему было нелогично, вражеское войско отступило.

Рост мощи Руси

Ни волжские булгары, флотилия которых была разгромлена русскими воинами, ни жители Прибалтики и Финляндии, исправно платившие дань, не совершали набегов на русские земли в правление Владимира Мономаха. Все это дало возможность заняться благоустройством государства. Строились церкви, расширялась торговля, начали чеканить монету, переводились книги с византийского языка, стали открываться школы, в которые на обучение отдавались дети лучших семей. Будучи образованным человеком и одаренным писателем, Владимир оставил потомкам свои произведения - «Поучение» и «Хождение». Кроме того, Нестором, монахом Киеве-Печерской Лавры, создается «Повесть временных лет» (1117 год). Правление Владимира Мономаха в Киеве превратило город в крупный торговый и культурный центр. Он оставил о себе хорошую память в веках и пример управления государством, которое делает страну процветающей. О нем хорошо отзываются не только в написанной в годы его правления «Повести временных лет», но и в Ипатьевской летописи и в «Слове о погибели земли Русской». И после его смерти некоторых его потомков венчали на царство «шапкой Мономаха».

Начало правления Владимира Мономаха пришлось на 20 апреля а закончилось 19 мая 1125 года, в день его смерти. При Владимире Мономахе получили широкое распространение династические браки. Он переженил всех своих многочисленных детей почти со всеми венценосными особами Европы. Заключались браки и с детьми ханов.

Итоги правления

Сильную державу, с которой считались соседи, оставил после себя Владимир Мономах, итоги правления которого можно подвести следующим образом. Главным достижением было прекращение набегов половцев, разорявших страну. Авторитет Руси возрос несказанно после победы над ними. Дальнейшему его росту способствовали взвешенная внешняя политика и династические браки.

Мономах усилил централизацию власти, и таким образом ему удалось сохранить полный контроль над всеми городами и торговыми путями Руси. Как следствие прекращения междоусобиц и наступления мирной жизни стали развиваться все отрасли хозяйства, литература и искусство, а также значительно возросла мощь страны - как военная, так и экономическая.

Владимир Всеволодович Мономах (др.-рус. Володимиръ (-мѣръ) Мономахъ; в крещении Василий; 1053-19 мая 1125) - князь смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094), переяславский (1094-1113), великий князь киевский (1113-1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель.

Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по названию рода матери, которая предположительно была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.

Своё детство и юность провёл при дворе отца Всеволода Ярославича в Переяславле-Южном. Постоянно возглавлял отцовскую дружину, осуществлял далёкие походы, воевал против половцев.

В 1076 году вместе с Олегом Святославичем участвовал в походе в помощь полякам против чехов, также дважды с отцом и Святополком Изяславичем против Всеслава Полоцкого. Во время второго похода произошло первое использование наёмного войска из половцев для междоусобной войны. На момент смерти Святослава Ярославича (декабрь 1076 года) был смоленским князем.

В 1078 году его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. В 1080 году отбил набег половцев на черниговские земли, нанёс поражение кочевникам-торкам.

В начале 1080-х подавил восстание вятичей, произведя два похода.

В 1093 году после смерти отца, великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая войны, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку, сказав: «Если сяду на столе отца своего, то буду воевать со Святополком, так как стол этот был его отца». Сам же остался княжить в Чернигове. Однако, Владимир сохранил свою власть в Ростове и распространил её на Смоленск. Также ему удалось не допустить замены своего сына Мстислава в Новгороде сыном Святополка (1102) и тем самым нарушить традицию, по которой в Новгороде княжил старший сын киевского князя.

Сразу после смерти Всеволода Ярославича, Владимир и его брат Ростислав вместе со Святополком Изяславичем потерпели тяжёлое поражение на Стугне от половцев. Во время бегства через реку Ростислав Всеволодович утонул. Пытаясь спасти его, Владимир едва не утонул сам. После нового поражения Святополка у Желани Владимир вместе со Святополком бился с половцами затем ещё раз - у Халепа. Итог сражения неизвестен, но после него был заключён мир, скреплённый женитьбой Святополка на дочери хана Тугоркана.

В условиях киевско-половецкого мира Владимир оказался один на один с поддержанным половцами Олегом Святославичем, изгонявшим из Чернигова ещё его отца, и вынужден был уступить ему Чернигов (1094). В следующем году в Переяславле он убил во время мирных переговоров двух половецких ханов в присутствии киевского боярина Словяты, после чего Святополк выступил на стороне Владимира в войне за левобережные волости. Изгнание Олега из Чернигова обернулось вторжением Тугоркана и Боняка соответственно на левый и правый берега Днепра, но Тугоркан был разгромлен на Трубеже и погиб.

Тем временем Олег занял Муром (Изяслав Владимирович погиб), Ростов и Суздаль. Тогда на него двинулся Мстислав Владимирович из Новгорода, а Вячеслав Владимирович (уже в союзе с половцами) был послан отцом ему на помощь с юга, и Олег был разгромлен на Колокше, изгнан из Рязани. Однако, несмотря на военные поражения, по решению Любечского съезда (1097) Святославичи получили всё отцовское наследство: Чернигов, Новгород-Северский, Муром, Рязань, Курск, Тмутаракань, - и междоусобица на левобережье Днепра утихла.

Владимир Мономах по решению Любечского съезда получил все волости Всеволодовы, т.е. Переяславль, Смоленск, Ростовскую область, Новгород также остался за сыном его Мстиславом.

Вскоре после Любечского съезда началась война за Волынь, Перемышль и Теребовль. Формальным поводом к войне послужило ослепление Василька Ростиславича теребовльского Давыдом Игоревичем волынским, но то, что это произошло во владениях Святополка, едва не привело к его свержению Владимиром с киевского престола в 1098 году, а в результате войны Святополк отобрал у Давыда Волынь себе, а претензии Святополка на владения Ростиславичей провалились после битв на Рожном поле и на Вагре. Заключение мира и распределение волостей произошло на съезде в Уветичах (1100).


В 1101 году Владимир Мономах, Олег и Давид Святославич на съезде у Сакова заключают мирное соглашение с половцами, подтверждённое обменом заложниками. Мир с половцами был нарушен Святополком и Мономахом в 1103 году.

Начиная с 1103 года Владимир Мономах стал вдохновителем и одним из руководителей совместных наступательных военных походов против половцев (сражения на Сутени в 1103 году, на Сальнице в 1111), также были разбиты Боняк и Шарукан на переяславской земле (1107).

После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха (4 мая 1113 года). Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав ограничил прибыли ростовщиков, определял условия закабаления и, не покушаясь на основы феодальных отношений, облегчал положение рабов и закупов.

Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 её территории. Туров Мономах получил по смерти Святополка как киевскую волость. В 1117 году Мономах отозвал своего старшего сына Мстислава из Новгорода в Белгород, что стало вероятной причиной выступления сына Святополка Изяславича Ярослава, правившего на Волыни и опасавшегося за свои наследственные права на Киев.

В 1118 году Мономах вызвал новгородских бояр в Киев и привёл их к присяге. В 1118 году Ярослав был изгнан с Волыни, после чего пытался вернуть княжество с помощью венгров, поляков и разорвавших союз с Мономахом Ростиславичей, но безуспешно.

В 1119 году Мономах силой оружия завладел также Минским княжеством. При Владимире Мономахе начали заключаться династические браки между Рюриковичами. Ярослав Святополчич (убит в 1123 году при попытке вернуть Владимир-Волынский) и Всеволод Ольгович (черниговский князь с 1127 года) были женаты на дочерях Мстислава Владимировича (внучках Мономаха), на дочери Мономаха Агафье был женат Всеволодко городенский, Роман Владимирович был женат на дочери Володаря Ростиславича Перемышльского. Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, который он заслужил в борьбе с половцами, а также концентрации большей части земель Древнерусского государства в руках киевского князя.

После второго похода русских дружин в верховья Северского Донца с разгромом находящихся под властью половцев городов (1116) половцы откочевали от русских границ (частично ушли на службу в Грузию), и посланное в конце правления Мономаха за Дон войско не нашло там половцев.

В 1116-1117 годах по поручению Владимира Мономаха создана была 2-я редакция «Повести временных лет» Сильвестром, монахом Выдубицкого монастыря, затем в 1118 по поручению переведённого отцом на юг Мстислава Владимировича - 3-я. Именно эта редакция летописи дошла до наших дней.

Около 1114 года на Руси появился византийский самозванец Лжедиоген II, выдававший себя за давно убитого сына императора Романа IV - Льва Диогена. Владимир II Мономах из политических соображений «признал» претендента и даже выдал за него свою дочь Марию. Великому князю удалось собрать значительные силы, и в 1116 году под предлогом возвращения престола «законному царевичу» он пошёл войной против Византии - последней в истории двух государств. При поддержке Мономаха и половцев Лжедиогену удалось овладеть многими дунайскими городами, но в одном из них, Доростоле, самозванца настигли двое наемных убийц, посланных византийским императором Алексеем I. Это, однако, не остановило Мономаха. Он продолжал действовать - теперь уже в «интересах» сына Лжедиогена II - Василия и организовал новый поход, пытаясь удержать города на Дунае. Во главе войска встал воевода Иван Войтишич, которому удалось «посадить посадников по Дунаю».

Византия, вскоре, смогла вернуть себе придунайские земли, так как вскоре Мономах послал на Дунай ещё одно войско во главе со своим сыном Вячеславом и воеводой Фомой Ратиборовичем, которое неудачно осадило Доростол и вернулось обратно.

Только в 1123 году русско-византийские переговоры увенчались заключением династического брака: внучка Мономаха стала женой византийского императора.

До нас дошли четыре произведения Владимира Мономаха. Первое - «Поучение Владимира Мономаха», второе - автобиографический рассказ о «Путях и ловах», третье - письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу, четвёртое (предполагаемое) - «Устав Владимира Всеволодовича».

Браки и дети:

В отношении большинства детей Владимира Мономаха точно определить, когда (и, соответственно, от какой из жён) они были рождены, не представляется возможным. «Гюргева мати» (то есть мать Юрия Долгорукого), как писал сам Владимир, умерла 7 мая 1107 г., тогда как дата смерти его первой жены Гиты - 10 марта, скорее всего - 1098 г. Это соображение позволило А. В. Назаренко отнести рождение Юрия к более позднему времени и ко второму браку Владимира. Все дети от первого брака (кроме Романа) носили славянские имена, все дети от второго брака - имена греческие.

В 1074 году женился на принцессе-изгнаннице Гите Уэссекской, дочери короля Гарольда II Английского .

Мстислав Владимирович Великий (1076-1132), великий князь Киевский с 1125
Изяслав Владимирович (-1096), князь курский
Святослав Владимирович (-1114), князь смоленский и переяславский
Роман Владимирович (-1119)
Ярополк Владимирович (1082-1139), великий князь киевский с 1132
Вячеслав Владимирович (-1154), князь туровский, великий князь киевский в 1139, 1150, 1151-54.

Мария (Марица) Владимировна (†1146/1147), замужем за Лжедиогеном II
Евфимия Владимировна (†1139), вышла замуж за Кальмана І, короля Венгрии
Агафия Владимировна
(ок. 1099 - 1157), князь суздальский, великий князь киевский в 1149-50 и с 1155
Андрей Владимирович (1102-1142), князь волынский, князь переяславский.

Владимир II Всеволодович Мономах
Великий Князь Киевский
Годы жизни: 1053-1125
Годы правления: 1113-1125

Почти все события русской истории 2-ой половины XI века и 1-ой половины XII века связаны с его именем. , поделив Киевскую Русь на 5 частей, завещает править этими землями своим сыновьям, но между братьями происходят ссоры, которые положили начало дроблению Руси на княжества. Единственный кто на время это остановил бы — был .

Биография Владимира Мономаха

Он родился в 1053 году, за год до смерти своего деда Ярослава (1054). Любимый сын . Мать — Анна, последняя жена Всеволода. Дочь византийского императора Константина Мономаха, Византийская царевна. У Владимира было три имени: Владимир — княжеское, Василий – крестное, Мономах – дедовское (со стороны матери).

Великий Киевский князь Всеволод завещал своему сыну Великое княжение, но он отказался и провозгласил Великим Киевским князем своего двоюродного брата .


Вместе со Святославом и без него участвовал во многих походах против половцев. Были и поражения и победы. Борьба с половцами была затяжной. Да и половцы не стремились к завоеванию земель. Их целью были грабежи, которые российским князьям никак не удавалось прекратить, хоть и были иногда успехи. В ответ на нападение половцев Владимир Мономах выступал инициатором, вел наступательную политику и, если была такая возможность, старался закончить дело миром. Он девятнадцать раз заключал договор с половцами.

Мономах пользовался народной любовью и снискал себе славу миротворца и победителя половцев. С другими князьями старался поддерживать мир. Не желая устраивать сражение, в 1094 году ушел из Чернигова в Переславль, где княжил, а позже передал Переславль брату Ростиславу, а сам княжил в Смоленске.

В 1113 году умер Святополк, и киевляне решили, что следующим киевским князем должен стать Владимир Мономах, но тот медлил. Послав к нему во второй раз гонцов, он снова отказался стать великим князем, считая, что княжество должно перейти к его двоюродным братьям Святославовичам по праву старшинства. Киевляне не желали слышать ни о каком другом князе. «Спаси нас, говорили их Послы, от неистовства черни; спаси от грабителей дом печальной супруги Святополковой, собственные наши домы и святыню монастырей». Он дал согласие, приехал в Киев и принял Великое княжение.

Правление Владимира Мономаха

Время правления Владимира Мономаха, вплоть до самой смерти, было самым лучшим для Киевской Руси. Ни половцы, ни другие племена не беспокоили Русь в это время. В 1116 году Мономах сам послал своего сына Ярополка на Дон, где тот завоевал у половцев три города и привез себе жену ясского хана. Мстислав, другой сын Мономаха, вместе с новгородцами побил чудь на балтийском побережье. В 1120 году Юрий, князь Ростовский, еще один из десяти сыновей его, разгромил болгар на Волге.

Устав Владимира Мономаха

В русской истории Владимир Мономах известен не только как «собиратель русских земель», но и законодатель. Ростовщики устанавливали высокие проценты, и первым делом князя стало ограничение «ростов» и внесение этого ограничения в законодательство.

Ко времени Мономаха можно отнести постановление о наследстве. По русскому праву все сыновья наследовали поровну, а дочери получали приданое при замужестве. Каждый мог распорядиться своим имуществом по завещанию. Имение жены оставалось неприкосновенным для мужа. Если после смерти мужа, вдова не выходила снова замуж, то она оставалась хозяйкой в доме покойного мужа и дети не могли ее выгнать.

Поучение Владимира Мономаха

Перед своей смертью Мономах поучает своих детей не давать сильным губить слабых, защищать вдов, сирот и убогих. Всякого встречного обласкать добрым словом, посещать больных и отдавать последний долг мертвым, помня, что все смертны. Уважать старших как отцов, а младших как братьев. Относительно войны советует детям снаряжать войско самим, а не надеяться на воевод. Во время походов не предаваться сну и не пировать. И самое главное велит учиться читать и приводит в пример своего отца, Всеволода, который выучил 5 языков сидя дома.

19 мая 1125 года в возрасте 72 лет близ Переславля, у церкви, построенной на Альте, Владимир Мономах скончался. Похоронен в Киеве в церкви Святой Софии.

Внешняя и внутренняя политика Владимира Мономаха

Это был поистине великий князь. Дела его были направлены на развитие всех сторон Киевской Руси, как на пользу жителям, так и государственного образования. С. М. Соловьев писал о нем: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности».

Скачать реферат « «.

Доклад о князе Владимире, которого еще называли Красное Солнышко может быть представлен учениками 4 или 5 класса. Сообщение о князе Владимире лучше пересказать своими словами.

Владимир Мономах: доклад

Владимир I Святославич - князь новгородский, великий князь киевский (978-1015), при котором произошло крещение Руси. Он правил государством практически сорок лет.

Родился Владимир более тысячи лет назад, когда Киевскую Русь разрывали множественные внешние завоеватели - в 948 году. У него было два старших брата - Ярополк и Олег. В 970 году Владимир получил управление городом Новгород, Олег — Древлянской землей, а Ярополк — Киевом. У каждого брата было свое княжество, и их интересы не пересекались. Но так было недолго.

В 972 году отец Владимира погиб, и в 977 году началась междоусобная война, Ярополк напал на Олега и разгромил его войско. Владимир, узнав о смерти Олега, решил покарать братоубийцу, собрал дружину и первым делом лишил Ярополка его «правой руки» - варяга Рогворда, что поставлен был его братом княжить в Полоцк. Подчинив половецкие земли, он захватил Киев, но Ярополк бежал, и выманив его на переговоры, Владимир убил его.

С 980 года князь Владимир стал единоличным правителем Киева.

Пока братья разбирались между собой, польский князь Мечислав I захватил западные русские земли, а на Полоцкую и Псковскую земли совершали набеги литовские племена ятвягов. Все первые свои годы правления, князь возвращает Руси все утраченные земли, укрепляя её рубежи.

В 987г. совершил поход на город Херсонес. После захвата Херсонеса Владимир отправил в Византию послание, что желает жениться на сестре императора Анне. Византийцы дали добро, но только в том случае если русский князь примет христианство.

После долгих размышлений и поисков Владимир Святославович стал крестителем всей Руси в 988 году. Он сверг языческих идолов, стал возводить Божьи храмы, соблюдать святые заповеди. За множество добрых дел народ любил его как родного отца и прозвал «Красным солнышком».

Князь Владимир Всеволодович Мономах, в крещении Василий (рожд. 26 мая 1053 – смерть 19 мая 1125), - один из самых знаменитых князей Древней Руси.

О судьбе и подвигах князя Владимира Всеволодовича до наших дней дошло сведений больше, чем о жизни любого другого русского правителя домонгольской эпохи. В исторических летописях он предстает в первую очередь князем-воином, правившим городами и землями, не сходя с седла. Князь страстно любил охоту, прославился большим дипломатическим талантом и крупными государственными преобразованиями…

Мало кто помнит, что Владимир Всеволодович был канонизирован в чине святого благоверного князя и имя его вошло в «Собор всех святых, в земле Российской просиявших». Однако для современников и ближайших потомков Владимир Мономах был в первую очередь образцом христианского правителя, а уж после все остальное - полководцем, дипломатом, великим охотником и т. д. И его личность осталась в русской истории как пример государя, подчиняющего интересы своего рода, своей земли да и собственные интересы той истине, которую принесло на Русь Крещение.

Он родился у переяславского князя Всеволода Ярославича, по линии матери приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху. Отсюда и звучное прозвище - Мономах.

Князю Владимиру Мономаху довелось жить в ненастную эпоху. Ему назначен был долгий век, 72 года - очень много по меркам русской древности! Вся молодость, все зрелые годы Владимира пришлись на смутное время: Русь погружалась в бесконечный лабиринт кровавых междоусобных войн, а окраины ее терпели страшный урон от степных пришельцев-половцев.


Виднейшие князья Рюрикова рода поделили между собой города и области Руси. В Киеве, на великокняжеском престоле, восседал старший из Рюриковичей, но полновластия у него не было. В его распоряжении были громадные доходы от богатейшей Киевщины, сильная дружина да право номинального первенства. Но действительное старшинство следовало поддерживать силой оружия, умными союзами с влиятельной родней, добрыми отношениями с киевской городской общиной. Великий князь, если он оказывался слишком слабым или же слишком нерасчетливым, мог быть выбит из Киева ближайшими родственниками.

Смерть любого из старших Рюриковичей доводила до передела богатых княжеских столов внутри семейства. Кроме Киева большой доход сулили Чернигов, Переяславль-Южный, Смоленск, Муром, Ростов и т. д. Право на княжение в любом из этих городов возможно было обосновать двумя способами: местом в лестнице старшинства Рюриковичей или военной мощью.

Князья Рюрикова рода в такого рода случаях не стеснялись скрещивать мечи с племянниками, дядьями, не говоря уже о дальней родне. То один из них, то другой обращался за поддержкой к половцам и приводил их на Русь, вышибая соперников с богатых столов. В особенности прославился по этой части князь Олег Святославич, прозванный «Гориславичем» за лютую привычку «аргументировать» свои претензии при помощи половецких сабель.

Приходя половцы, грабили, жгли, уводили «полон», разоряли крестьян. Не один, не два и не три - десятки половецких походов наносили раны ослабевшему телу Руси. Пришельцы с удовольствием пользовались княжескими раздорами, то и дело являясь к Киеву, Чернигову, Переяславлю по приглашению русских князей и при почетном «эскорте» их дружин.

Между тем из-под пера Владимира Мономаха выходит поучение, адресованное сыновьям, где он цитирует Псалтирь библейского …царя Давида…:

«Оружие извлекают грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».

А к своему горчайшему неприятелю и убийце сына князю Олегу Святославичу он обращается в письме со словами, исполненными христианской мудрости: «Кто молвит: „Бога люблю, а брата своего не люблю“, - ложь это. И еще: „Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец ваш небесный“… Но все наущение дьявола! Были ведь войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой… прислал он ко мне мужа своего и грамоту, говоря в ней так: „Договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим“.

И я видел смирение сына моего, сжалился и, Бога устрашившись, сказал: „Он по молодости своей и неразумению так смиряется, на Бога возлагает; я же - человек, грешнее всех людей“». Владимир Мономах совсем недавно узнал о кончине сына, о том, как другой его сын, вошедший в русскую историю под именем Мстислава Великого, бился с Олегом Святославичем и одолел его. Мстислав, победитель, просит безутешного отца: «Помилосердствуй, да будет мир!» И Владимир Мономах смиряет гнев, смиряет гордыню, сам написал обидчику: «Помиримся».

Когда, в какое время он написал эти слова?! Ведь еще не так давно кровная месть была разрешена по закону! «Русская Правда» несколько ограничила ее, но отнюдь не запретила. Языческий обычай, уповающий на право силы, говорил: отомсти! А христианский, только-только набирающий силу на Руси, требовал другого: прости, откажись от мести! На того, кто выбирал второй путь, будь он сколь угодно храбр, смотрели как на человека, проявившего непонятную слабость. Не отомстил? Глупец! Тряпка!

Владимир Мономах научился прощать. Научился ставить мир превыше любой выгоды, которую только можно добыть мечом. Научился отстранять от себя соображения прямой и очевидной корысти, если для их осуществления требовалось очертя голову бросаться в очередное междоусобие.

Не всю жизнь он провел в праведниках. Да это и немыслимо для князя! По собственным словам князя, он с 13-ти лет принял на себя бремя княжеских трудов: принимал участие в 83-х больших военных предприятиях, не вылезал из сражений с половцами, 19 раз заключал с ними мир, в разные времена захватил в плен несколько сот знатных степняков, из них около сотни пощадил, а 220 утопил или иссек мечом.

Ему доводилось лить чужую кровь постоянно. Да и в междоусобных войнах, со своими, с единоплеменниками и единоверцами, бывало, Владимир Мономах проявлял большую жестокость. Вот его собственные слова: «…На ту осень ходили с черниговцами и с половцами… к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины». Сказано - красноречивей некуда.

Но не напрасно дал Бог Владимиру Мономаху столь долгую жизнь. Чем больше видел он вокруг себя свирепости, чем больше сам склонялся к жестоким мерам против своих врагов, тем больше понимал: доброго итога душегубство дать не способно. Пролил кровь - прольют и твою, а не твою, так близких тебе людей. Обманул - будешь обманут. Не пожалел врага - и сам жалости не увидишь. Собрал большую силу - найдется еще ббльшая. Потому в зрелые годы князь смог побороть свою гордыню и с делами большой политики управлялся, покорившись смирению.

В течении длинной политической карьеры Владимир Всеволодович занимал то один, то другой княжеский стол. Правил в Ростове, Владимире-Волынском, Турове, Смоленске, Чернигове, Переяславле-Южном. Несколько раз мог занять Киев, но отказывался. Основной причиной отказа становилось нежелание сражаться с родней. В военной-то силе недостатка он не испытывал.

Так, однажды великий князь Святополк оказался замешанным в скверной истории: на его княжьем дворе, с его согласия, схватили князя Василька Ростиславича. Поздней несчастный Василько подвергся ослеплению. Такого прежде не происходило в роду Рюрика! Владимир Мономах со своей дружиной и войсками двух других князей поступил к Киеву, требуя от великого князя дать ответ за его злодеяние.

Святополк намеривался бежать из города. Однако, согласно летописи, «не дали ему киевляне бежать, но послали вдову Всеволодову и митрополита Николу к Владимиру, говоря: „Молим, княже, тебя и братьев твоих, не погубите Русской земли. Ибо если начнете войну между собой, поганые станут радоваться и возьмут землю нашу, которую собрали отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбростью, борясь за Русскую землю и другие земли приискивая, а вы хотите погубить землю Русскую“.

Всеволодова же вдова и митрополит пришли к Владимиру, и молили его, и поведали мольбу киевлян - заключить мир и блюсти землю Русскую и биться с погаными. Услышав это, Владимир расплакался и сказал: „Воистину отцы наши и деды наши соблюли землю Русскую, а мы хотим погубить“. И уступил Владимир мольбе княгини, которую почитал как мать… Владимир был полон любви». Мог бы занять место Святополка? Мог. Все шло к тому. Но не стал грязнить душу.

В конце концов, великокняжеский престол сам упал к нему в руки, как перезрелый плод, который задержался на ветке.

1113 год, 16 апреля — скончался князь Святополк Изяславич. После похорон «устроили киевляне совет, послали к Владимиру Мономаху, говоря: „Пойди, князь, на стол отчий и дедов“. Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате», - а больше того опасаясь, возможно, нового междоусобия. «Повесть временных лет» рассказывает о волнениях, охвативших столицу Руси: «Киевляне… разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали снова киевляне к Владимиру, говоря: „Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри“. Услышав это, Владимир пошел в Киев… Сел он на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж утих».

«Владимир Мономах на совете князей»

Успокоение мятежного Киева произошло не само собой. Владимир Мономах знал причину, вызвавшую волнения: горожане страдали от ростовщичества, которое приняло небывалый размах и покрываемого старой властью. Князь устроил в Берестове, под Киевом, государственное совещание. Там присутствовали его старшая дружина, тысяцкие из Киева, Белгорода, Переяславля-Южного, а также местное боярство. На совещании приняли решение: ограничить проценты («резы») по долгам, то есть ввести прибыль, получаемую ростовщиками, в разумные пределы. Свод законов «Русская Правда» обогатился новыми статьями на сей счет, они получили общее название «Устав Владимира Всеволодовича». Лишь тогда порядок в городе был полностью восстановлен.

С высоты изрядного возраста и огромного опыта - нравственного, политического, военного - Владимир Мономах мог поучать детей:

«Убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, потому как нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней… Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».

Собственные соблазны, собственные грехи и собственные беды, следовавшие за грехами, дали ему понимание: не убивай, не гордись, не клянись, а если все же поклялся - соблюдай клятву ради души своей.

Эта смиренная мудрость Владимира Всеволодовича в результате привела и к самому большому успеху всей его жизни: одолению половцев. Не за один год и не за один поход, но сила степняков была сломленной.

Пока между русскими князьями шли свары, пока они не оказывали друг другу помощь, эта задача была нерешаема. Даже когда они собирались в единое войско, но не могли управлять им в добром согласии, случалось, терпели ужасающие поражения. Так, 1093 г. принес черную весть всей Руси: общие силы князей Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и его брата Ростислава разбиты половцами на реке Стугне. Горе! Сколько дружинников полегло! Сам князь Ростислав Всеволодович погиб. А причина одна: не установилось «лада» в княжеской коалиции.

Три раза собирались князья на большие «съезды» - в Любече (1097), Уветичах (1100) и Долобске (1103). Учились договариваться друг с другом. Получалось с трудом…

Каждый раз Владимир Мономах говорил остальным о выгодах согласия, мира, объединения сил. В конце концов Долобский съезд проломил стену всеобщей вражды. После него русские князья, собравшись вместе, нанесли половцам несколько тяжелых поражений. Их натиск на Русь ослаб.

Как верный сын Церкви, Владимир Всеволодович строил новые храмы в Киеве, Ростове, Смоленске. Судя по археологическим данным, при нем появилась церковь Спаса на Берестове под Киевом. Он же возвел Борисоглебскую церковь на реке Альте поблизости Переяславля-Южного - там, где когда-то принял смерть святой Борис.

При нем почитание святых князей Бориса и Глеба, долго и трудно складывавшееся в 70-80-х годах XI столетия, расцвело. В княжение Владимира Мономаха и, скорей всего, не без его влияния возникла окончательная редакция «Сказания» о святых братьях. В 1115 году он пригласил к себе князей Давыда и Олега Святославичей. По словам летописца, князья «решили перенести мощи Бориса и Глеба, ибо построили им церковь каменную, в похвалу и в честь и для погребения тел их. Вначале они освятили церковь каменную мая 1, в субботу; потом же во 2-й день перенесли святых. И было сошествие великое народа, сшедшегося отовсюду: митрополит Никифор со всеми епископами… с попом Никитою белогородским и с Данилою юрьевским и с игуменами…».

После этого три дня гулял народ киевский на княжеские деньги, три дня бесплатно кормили нищих и странников. Поздней Владимир Мономах «оковал» раки с мощами серебром и золотом.

Умер великий воитель тихо, от старости и хворей. Отправившись в богомолье к Борисоглебской церкви, князь встретил там свой последний срок 19 мая 1125 года. Останки его нашли упокоение в соборе Святой Софии Киевской.

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...