Что делает милосердие. Милосердие милосердный


→ Что такое милосердие?

В первую очередь милосердие - это жалость, сочувствие к чужому горю, умение сострадать. Умение проявлять милосердие к другим людям дано не каждому человеку. Кто-то, увидев на улице ребенка просящего кусок хлеба, пройдет мимо, а другой остановится и проявит милосердие. Разве это сложно? Милосердие можно проявлять по-разному.

Милосердие - одно из важнейших черт человеческого характера. Люди, обладающие этим качеством, редко встречаются в настоящее время, в нынешний век раздоров и эгоизма. Человек, который способен проявить милосердие, очень важен для общества. Именно благодаря этим людям сейчас все еще существуют благотворительные организации, приюты для бездомных животных, многие другие вещи, на которые люди часто не обращают внимание, потому что они заняты домом, семьёй и работой. Им некогда уделить своё внимание людям, которые нуждаются в их помощи, в основном не в материальной, а в духовной. Ведь духовные качества зачастую являются главенствующими в человеке. У милосердных людей очень развиты эти духовные чувства. И таким образом, помогая другим людям, они делятся этим светлым чувством. Они сострадают другим людям, поддерживают и разделяют с ними их радость, горе, любовь.

Милосердные люди очень сильны духом, ведь не каждый человек способен выдержать свалившиеся на него проблемы, как своих близких людей, так и чужих. Проблем, как и материальных, так и духовных... Поэтому таких людей очень часто можно встретить в разных духовных учреждениях, будь то церковь, мечеть, синагога и всевозможные дома, в которых воспевают разные имена бога. Или их можно встретить в качестве паломников по святым местам Мира. Именно в таких учреждениях и святых местах милосердные люди обретают твердость характера и силу духа. Одухотворяясь энергией святых мест и изображениями бога, святыми писаниями и изображениями других святых людей. Побывав в этих местах, милосердные люди начинают ещё больше делиться собственным ощущением счастья с другими людьми, таким образом, развивая в них великое чувство милосердия, а также сострадания. Благодаря всему этому в мире появляются новые благотворительные организации, детские дома, дома творчества, больницы и фонды помощи людям, которые борются с тяжелыми заболеваниями. Милосердные люди очень счастливые, так как они смотрят на мир другими глазами и с чистой душой. Для них не важны многие привычные для обычных людей материальные блага. Они обрели духовное равновесие и душевное спокойствие. И для них важно поддерживать свой собственный вкус счастья. И поэтому они не обращают внимания на материальные ценности, чтобы не испортить этого собственного вкуса счастья. А их стабильность в обществе укрепилась с помощью тех людей, которым они помогли когда-то. Укрепилась с помощью веры и любви к ним. Таким образом, нужно стараться быть милосердным и развивать в себе это качество, ведь тогда не только люди нуждающиеся в понимании когда-то станут счастливее, но и вы сами сможете стать лучше и счастливее, добрее к окружающему миру. Это поможет вам открыть некогда недоступные вам цели и желания, сделать шаг в новую счастливую жизнь!

Милосердие - это прощающая любовь абсолютного Господа, сущности всех ценностей, которая снисходит к нам, даже если мы ее совершенно не заслужили. Оно ярче всего проявляется в отношении к грешному человеку. Ни одна притча не дает такого отчетливого представления о милосердии, как притча о блудном сыне. Поведение отца, который спешит навстречу своему раскаявшемуся сыну и даже жертвует ради него своим лучшим тельцом, говорит нам о собственно милосердной любви. Да и все Евангелие в целом дышит милосердием. Божье милосердие составляет основу христианского Откровения. Оно отменяет античную картину мира, в которой является противоречием Бог, снисходящий к нам в Своей любви; оно раздражает фарисеев, которые надеются только на справедливость закона. Милосердие Божье - это ключевое слово Евангелия: о милосердии нам говорит трогательная притча о самаритянине; о нем напоминает нам притча о хозяине, простившем долги своему работнику; оно потрясает нас в рассказе о крестной смерти Господа, который, умирая, молится за своих мучителей.

Но Евангелие - это не только манифестация Божьего милосердия, но и требование быть милосердным. Преображение во Христе требует, чтобы мы приобщились и к этой божественной добродетели. Иисус говорит на пиру в доме Левия: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13); милосердные люди особо угодны Богу, более того, наше милосердие является условием того, что и к нам Бог отнесется милосердно: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Первый вопрос, возникающий при рассмотрении милосердия, - это вопрос о различии милосердия и любви. Очевидно, милосердие является также и любовью, но оно не просто любовь, а особый вид любви. Своеобразие милосердной любви проявится ярче всего в том случае, если мы примем во внимание, что такая любовь всегда предполагает miseria, какую-нибудь тяжелую нужду у того, на кого она направлена. В общем случае это не свойственно любви. Не такова любовь между лицами Святой Троицы; также и любовь супругов или двух друзей не связана с милосердием.

Милосердие предполагает miseria у того, кого человек объемлет своей любовью; кроме того, оно имеет характер чувства, на которое другой человек не вправе претендовать: это жест совершенно особого снисхождения. Можно предположить, что милосердие - это то же самое, что сострадание. Однако это не так. Во-первых, сострадание всегда имеет отношение к какому-то конкретному человеческому несчастью. Мы сострадаем больному, бедному, подвергшемуся тяжелым испытаниям. А милость, милосердие всегда имеет отношение к конкретно проявляющейся miseria всего человеческого существа. Подлинным объектом милосердия является общая беспомощность и немощность падшего человека: страдание здесь понимается только как выражение общей miseria, свойственной метафизическому положению падшего человека. Милосердию открывается та бездна, в которой находится человек, и благородство его богоподобной личности особенно ярко сияет ему на этом фоне. Взгляд милосердного проникает глубже, чем взгляд сострадающего, он видит творение в свете его метафизического положения, он рассматривает ту или иную ситуацию in conspectu Dei. Это придает милосердию торжественные, героические черты, несвойственные состраданию.

Во-вторых, истинное сострадание всегда полно боли - сострадающий нам всегда страдает вместе с нами. Он входит в положение страдающего. А милосердие само по себе не является страданием, иначе бы Бог, пребывающий в Своем безграничном блаженстве, в котором нет и тени страдания, не мог быть милосердным. Милосердный не втянут в ситуацию страдающего, он особым образом господствует «над ней».

Это автоматически приводит нас к третьему признаку, отличающему милосердие от сострадания. Сострадание всегда предполагает ситуацию, общую для всех людей, оно имеет место inter pares, между равными. Милосердие же всегда предполагает превосходство милосердного. Хотя он интенционально и объемлет страдание другого человека, но сам занимает позицию вне этого страдания - выше его. Поэтому в любом милосердии заключен акт снисхождения: милосердный, любя, склоняется к несчастью. В сострадании отсутствует такое снисхождение; если оно вкрадывается, это означает фальсификацию сострадания: истинное сострадание превращается в то высокомерное отношение, которое воспринимается человеком, которому сострадают, как оскорбительное. Ибо сострадание - это специфическое выражение солидарности всех людей в беде, специфическое уравнивание себя со страдающим человеком. Оно, как мы видели, всегда формально связано с каким-либо частным человеческим горем, но при этом исходит из ситуации, общей для всех людей. Напротив, милость по своей сути возможна только исходя из Бога - она является своеобразным приобщением к первоначально присущей лишь Богу способности снисходить в своей любви. Поэтому она представляет собой именно сверхъестественную добродетель, которую можно реализовать только исходя из христианского этоса; любая попытка осуществить ее на чисто естественном уровне - в смысле снисходительного сострадания - приведет к чему-то негативному, недостойному.

Далее, сострадание как собственно человеческая позиция предполагает ранимое человеческое сердце. В сострадании заключено специфическое понимание страдающего, оно подразумевает наличие у занимающего равную позицию человека особого «органа понимания». Милосердие же представляет собой гораздо более духовный ответ. Хотя в нем также заключено окончательное «понимание», но это понимание присуще только тому, кто объемлет нечто как бы сверху, кто понимает его еще лучше оттого, что стоит над ним: так и Бог ближе к нам, чем мы сами, именно потому, что бесконечно превосходит нас. Поэтому вначале мы и сказали, что милосердный господствует над ситуацией в целом, поскольку рассматривает ее в Божественной перспективе и, приобщаясь к Богу, объемлет ее сверху.

Наконец, милосердие предполагает ситуацию, в которой мы благодаря своему вмешательству можем что-то изменить. Прежде всего это можно сказать в отношении Бога; у нас, людей, это имеет место в очень ограниченных рамках. Напротив, сострадание не связано с данным условием. Если, например, человек тяжело переживает смерть близкого, то мы можем глубоко ему сострадать, а для реализации милосердия основания здесь отсутствуют. Этот момент тесно связан с тем, что милосердный всегда должен иметь «превосходство». Милосердие предполагает возможность как-то помочь, управлять ситуацией «сверху». Милосердным может быть только тот, кто имеет возможность простить долги, кто в состоянии, как здоровый, помочь больному, кто в силу своего священнического сана способен лечить душевные раны, кто может отказаться от каких-то прав и справедливых требований в угоду другому человеку. Тем самым милосердие четко отличается от сострадания.

Милосердие представляет собой специфическую антитезу строгой справедливости. Противоположностью справедливости является не просто любовь, как часто думают, а милосердная любовь. Последняя никогда не задается вопросом, что именно заслужил человек. Преизбыток любви выходит за эти рамки. Мы хорошо знаем, какова была бы наша судьба, если бы Бог поступал только по справедливости: «Если ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! кто устоит?» (Пс. 129, 3). И тем не менее этот «выход за пределы справедливости» не имеет ничего общего с несправедливостью. Милосердие является антитезой справедливости не в том смысле, что пропадает ценность последней. Оно содержит в себе ценность справедливости per eminentiam, на более высоком уровне. Все то, что составляет ценность справедливости, в еще большей мере содержится и в милосердии. Бог не прекращает быть справедливейшим, будучи при этом милосерднейшим: «Царь грозного величия, бескорыстно спасающий тех, кого хочешь спасти, спаси меня, источник милосердной любви!» (Dies irae). То, что так обстоит дело в Боге, в абсолютно простом Боге, который объемлет собой все богатство бытия и в котором имеет место coincidentia oppositorum (совпадение противоположностей), увидеть нетрудно. Однако как соотносится со справедливостью наше милосердие? Как выглядят ситуации, в которых мы сами обязаны проявлять милосердие?

Милосердие проявляется двояко. Во-первых, оно обращено к тем людям, к которым у нас есть претензии: это может быть связано с денежными или какими-нибудь другими долгами, или с тем, что они несправедливо с нами поступили.

Кроме того, оно может быть направлено на людей, которые находятся в беде и перед которыми мы при этом не имеем никаких особых обязательств, вытекающих, например, из нашего служебного положения или из «логоса» определенных отношений. Скажем, милосердие может быть обращено на чужого человека, который тяжело заболел, или терпит большую нужду, или всеми гоним, презираем.

Сначала мы рассмотрим первый вид милосердия. В этом случае милосердие предполагает отказ от какого-либо собственного права. Человек выходит за рамки справедливости, если речь идет о его собственной персоне. Но если мы, например, выступаем в качестве посредника в деле других людей, то не можем выходить за рамки справедливости. Мы не можем просто простить находящему в нужде то, что он задолжал тому, кто в нужде не находится. Мы можем принять во внимание особые обстоятельства, мы можем убеждать заимодавца быть милосердным, но это не та ситуация, когда мы можем просто сменить гнев на милость. Если же, напротив, заимодавцем являемся мы сами, то милосердие может иметь место. Но даже и тогда это не означает, что прощение долгов является милосердием или что такое прощение всегда правильно. Во-первых, речь должна идти о долгах бедного; мы должны иметь преимущество не только в правовом смысле, но и во всем остальном. Очевидно, прощение долгов богатому человеку не имеет ничего общего с милосердием. Здесь miseria (бедственность) должна заключаться не только в слабости позиции, которую по отношению ко мне занимает человек в результате того, что задолжал мне, - она должна быть присущей всему его положению. Во-вторых, другому не должно пойти во вред мое великодушие. Случается, что люди спекулируют на великодушии. Тогда наша услуга только укрепит их неблаговидные умонастроения. Наша твердость в этом случае может послужить им благотворным уроком. А прощение долгов было бы неуместным мягкосердечием и слабоволием. Необходимо четко отличать милосердие от многих установок, которые, не имея с ним никакой внутренней связи, тем не менее смешиваются с ним поверхностным наблюдателем.

Есть люди, которые слишком слабы, чтобы защищать свои права. Они боятся споров, любой формы противостояния, они не чувствуют себя настолько сильными, чтобы вступать в конфликт. Будь то в результате страха, беспомощности, инертности - в любом случае отказ от своих прав является у таких людей следствием не любви, а слабости. Они боятся защитить свои права не из сострадания к другому человеку, а из желания избежать неприятностей, которые могут потребовать энергичных действий. Такие люди скорее откажутся от многого, возьмут на себя большие материальные и моральные издержки, чем вступят в борьбу. Пугаясь любого конфликта, они сразу же считают свою позицию более слабой, если вынуждены чего-то требовать. Отличие от милосердия очевидно.

Но никак не милосердны также и люди, которые ни в чем не отказывают из так называемого «мягкосердечия», не любят причинять неприятности другим. Они не стоят над ситуацией, они не исходят из настоящей любви, стремящейся прежде всего к спасению ближнего, а уступают из жалости; они неспособны оценить общую ситуацию, проявляют жалость только в данный момент и не думают о человеке в целом. Это неупорядоченная жалость, проистекающая не из конфронтации с Богом и Его святой волей; в противоположность специфически исходящему из Бога и Его любви милосердию, она подчиняет нас сиюминутному и делает жертвой чистой случайности. Это жалость медсестры, тайно подсовывающей шприц морфинисту, которого следует отучать от наркотика.

Наконец, встречаются люди, которые стесняются настаивать на своих правах из благородства, из прирожденного великодушия. Они чувствуют неловкость, если им приходится использовать свое положение начальника, кредитора, оскорбленного. Они пренебрегают своей обязанностью сделать выговор человеку, что-то потребовать от него, даже если это пошло бы ему на пользу. Это тоже никакое не милосердие. Ибо последнее проистекает только из подлинной любви, для которой на первом плане стоит спасение ближнего, а не трудности, связанные с защитой собственных прав. Милосердный именно своим приобщением к Божественной любви выходит из собственной природы; узкий взгляд на ситуацию, когда мы на все смотрим лишь собственными глазами, исчезает, и естественная тенденция, какова бы она ни была, больше не играет никакой роли.

Поэтому милосердный отказывается от своих прав только тогда, когда не причиняет этим морального ущерба должнику. И отец в притче о блудном сыне устремляется навстречу сыну только тогда, когда тот, раскаявшись, возвращается к нему, следовательно, после того как несчастья, выпавшие на долю сына, заставили его образумиться и возвратиться домой. Но если бы он поддержал сына, когда тот растратил свое состояние, то сын не образумился бы, а только еще больше укрепился в своей греховной распущенности. Милосердный никогда не поступает, как жалостливый, который, так сказать, наносит «удар в спину» руководству Бога тем, что сменяет гнев на милость, не принимая во внимание состояние души ближнего.

Теперь мы обратимся ко второму основному проявлению милосердия. Оно направлено на находящегося в беде человека, по отношению к которому у нас нет никаких особых обязательств. Само собой разумеется, нас впрямую касается несчастье, случившееся с нашим супругом, ребенком или подопечным. В этом случае другой человек рассчитывает на нашу деятельную помощь, на наше участие. Там, где наша посильная помощь входит в круг наших обязанностей, не может идти речи о милосердии, по крайней мере пока мы остаемся в рамках наших обязанностей. Но если речь идет о чужой беде, которая в формальном смысле не касается меня, - если я, как самаритянин, нахожу на дороге раненого, встречаю отчаявшегося, нищего, который обращается ко мне за помощью, то тогда есть повод для актуализации милосердия - для того излияния снисходящей любви, преодоления рамок строгой справедливости, прорыва доброты, которая поднимает находящегося в беде и привлекает к себе.

Существуют различные антитезы милосердию.

Самой радикальной является жестокосердие, явно выраженное равнодушие к горю ближнего, позиция человека, ожесточенного в своей алчности и гордыне. Жестокосердного ничто не трогает, он не знает жалости, не говоря уже о милосердии. Он холоден, черств; он враждебно встречает каждого, кто взывает к его милосердию.

Другой антитезой является тип человека, который настолько погряз в своей алчности, что совершенно равнодушен к чужому горю. Он скорее бесчувствен, чем холоден и черств. Полное отсутствие чуткости, способности к ценностному ответу, полная подчиненность собственным интересам делают его непроницаемым для чужой беды. Это евангельский богач, оставляющий бедного Лазаря в нужде, а сам живущий в изобилии.

Наконец, существует тип человека, наслаждающегося своим превосходством, которое ему обеспечивают долги окружающих. Его меньше волнует содержание собственных требований, ему нетрудно отказаться от материальной выгоды, но он желает держать в зависимости других людей. Поэтому он будет настаивать не столько на выполнении своих требований, сколько на сохранении их в силе; более того, он будет стремиться к тому, чтобы поставить в зависимость от себя как можно большее число людей. Ибо ему приятно видеть их в своей власти, он наслаждается тем, что они просят его, ему доставляет удовольствие оставлять их под дамокловым мечом. Также и здесь проявляется особый вид противоположности милосердию, которое не только прощает долги находящемуся в бедственном положении, чтобы не усугублять его положение, но и стремится снять с него гнет вины. Невеликодушный человек, никогда не прощающий несправедливости, никогда «не списывающий» чужой вины таким образом, чтобы другой человек не чувствовал своего подчиненного положения, наоборот, наслаждается своим более высоким положением и постоянно пользуется собственным превосходством над подчиненным. Он постоянно дает ему понять, что выше его. Даже когда речь идет о моральном, интеллектуальном, хозяйственном или социальном превосходстве, он постоянно дает почувствовать свое преимущество и наслаждается, когда окружающие страдают от сознания собственной неполноценности. Такая позиция является специфической противоположностью великодушию, но вместе с тем a fortiori (тем более) - и милосердию.

Быть милосердным - это значит быть и великодушным и никогда не злоупотреблять своим преимуществом, даже ради объективной ценности. Несмотря на все наше превосходство, будь то в нравственном, интеллектуальном, физическом или денежном отношении, мы должны не только не пользоваться своим превосходством, но и всячески избегать того, чтобы человек почувствовал свою неполноценность; мы должны настолько привлечь его своей любовью, чтобы у него пропала всякая скованность и сознание собственной ущербности. Это не означает, что мы должны забыть об обязанностях, вытекающих из нашего превосходства; мы не имеем права нивелировать иерархию, созданную не нами, а Богом. В противном случае мы упустим предоставленную нам в этой ситуации Богом возможность помочь другому человеку. Но мы должны дать ему почувствовать его слабые стороны только тогда, когда этого требует забота о его душе.

Наконец, специфическую противоположность милосердию представляет собой позиция того, кто признает все нравственные обязанности лишь настолько, насколько они могут быть юридически сформулированы. Он, возможно, будет с величайшим усердием заботиться о человеке, который формально доверен ему, а человек, не являющийся его подопечным, не существует для него. Это тип корректного человека, который хочет быть безупречным перед своей совестью, который наслаждается сознанием того, что он выполняет все находящееся в рамках строгих требований законной справедливости. И этого ему хватает вполне. Вот до этой черты, и ни шагу дальше. У него нет никакого действительного интереса к реализации чего-либо ценного, никакой настоящей любви к ближнему, а только высокомерная по существу заинтересованность в том, чтобы исполнить свой долг, быть справедливым перед самим собой. Встретив нуждающегося человека, он может сказать себе, что это его не касается, что он не принимал на себя никаких обязательств в отношении его. Он может спокойно смотреть, как рядом с ним гибнет человек, и не вмешиваться, поскольку этот человек не был отдан на его попечение. Он никогда не простит долга: ведь он вправе потребовать его вернуть, так кто же вынудит его отказаться от своего права?

Наряду с этим типом человека-фарисея, который по существу интересуется только своей безупречностью, а не ценностью как таковой или благом другого человека, встречаются и люди, которые, хотя и без самодовольства, но настолько влюблены в юридические категории, что не имеют понятия о том, что такое выйти за пределы юридически запрещенного. Это тип трезвого человека-бюрократа, который с величайшим тщанием выполняет все то, что является юридически обязательным, но никогда не выходит за эти рамки. Он заранее задает себе вопрос: относится ли это к его формальным обязанностям? - и он никогда не пренебрегает законом ради находящегося в бедственном положении, поскольку не чувствует себя юридически ему обязанным. Такая позиция выражается в поговорке: summum ius, summa iniuria - высочайшая законность влечет за собой величайшую несправедливость.

Милосердный не преувеличивает различия между тем, что является строго обязательным, и тем, что таковым не является. Это не означает, что он не относится серьезно к понятию обязательного, - однако оно ни в коем случае не препятствует его любви.

Милосердие свойственно только тому, кто все рассматривает in conspectu Dei, в масштабе сверхъестественного. Кроме того, оно предполагает внутреннюю мягкость, отсутствие в сердце ожесточения. Любой рубец, травма, оставленная переживанием, которое мы не привели в порядок перед Богом, затрудняет излияние милосердия. Да и все формы внутренней несвободы - страх, отвращение, обидчивость, предубеждения - мешают милосердию. Ибо любая несвобода сковывает нас и не позволяет «встать над ситуацией», что является условием милосердия. Приобщиться к этой специфически божественной добродетели может лишь тот, кто достиг сверхъестественной независимости, проистекающей из истинной свободы, характерной для человека, ищущего только Царства Божьего и его правды и во всем надеющегося не на собственные силы, а на Бога. А эта святая независимость с необходимостью предполагает смирение. Только смиренный по-настоящему мягок и свободен от всякого ожесточения. Здесь мы с особой отчетливостью видим то общее значение, которое имеет смирение в качестве условия приобщения к божественной жизни. Эта самая высокая тварная добродетель является необходимым основанием нашего приобщения к специфически божественной добродетели. Мы должны отказаться от себя, прежде чем нас наполнит Христово милосердие. Мы можем повторить вслед за св. Иоанном Крестителем: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3, 30).

Милосердие - это специфически сверхъестественная добродетель, которая может расцвести только в человеке, живущем Христом. Поэтому она, как никакая другая добродетель, с непреложностью свидетельствует о жизни во Христе. Отсюда вопрос о том, милосердны ли мы, должен играть решающую роль при исследовании собственной совести. Как часто мы упускаем возможность проявить милосердие, как часто мы проходим, словно фарисеи, мимо страждущих, не помогая им, поглощенные своими делами, ограниченные в своей несвободе! А мы должны были бы чаще всего вспоминать именно об этой добродетели, благодаря которой мы ежеминутно существуем. Мы живем милосердием Божьим, им преисполнена вся наша жизнь, оно есть та первичная истина, на которой покоится все существо христианина: «Славьте Господа... ибо вовек милость Его» (Пс. 135, 1).

    Все мы несомненно слышали, да и не раз, про это слово, и по моему мнению, милосердие есть ничто иное, как доброе и бескорыстное отношение человека к окружающему его миру, это способность в любое время придти на помощь другому, даже абсолютно незнакомому человеку, поэтому милосердие нельзя увидеть, но его можно почувствовать в делах, поступках, стремлениях каждого из нас. Кстати, милосердным так же считается и тот человек, кто не только оказывает помощь, но и делится своей радостью с окружающими его людьми, даря хорошее настроение и позитив, недаром, основными и главенствующими качествами милосердия являются: забота, доброта, внимание, доброжелательность и любовь.

    Милосердие - это одна из важнейших христианских добродетелей, о которой в наш век высоких технологий, к сожалению, люди вспоминают все реже, уделяя большее внимание собственным выгодам и собственным удовольствиям.

    Милосердие - это сострадательное, доброжелательное заботливое отношение к своему ближнему и просто к другому человеку.

    А также, как следствие сострадания к другому человеку: милосердие - это готовность оказать помощь кому-либо, не требуя взамен благодарности, а просто из чувства сострадания и любви к ближнему.

    Милосердие, конечно, нужно и будет нужно всегда. Без любви и заботливого отношения друг к другу даже вдвоем под одной крышей долго не проживешь. А все мы живем в обществе, где много разных людей, обеспеченных и не очень, здоровых и с ограниченными возможностями. Даже в наши мирные дни многие дети лишены родителей, многие дети нуждаются в дорогостоящем лечении, многие семьи попадают в непростые жизненные ситуации. Только благодаря людям, умеющим сострадать, все нуждающиеся получают какую-то помощь, материальную в том числе.

    Благотворительность - это проявление милосердия, это оказание помощи нуждающимся.

    Милосердие - это то же, что доброта, но в действии.

    Просто добрый человек, он посочувствует,Пожалеет, а милосердный поможет хлебом, деньгами, кровом работой. Он поможет так, чтобы изменить жизнь нуждающегося к лучшему.

    Милосердием Бог испытывает наши сердца. Откликнемся ли?

    Милосердие - это чувство сострадания, которое рождается в глубине души. Так же оно означает проявления сдержанности при вынесение какого-то приговора. Вот несколько примеров милосердия: помочь по дому пожилому человеку, приготовить еду больному, подвести по необходимости человека или же просто выслушать кого-то.

    Что же такое милосердие? - это христианская добродетель, это любовь к ближнему. Мы проявляем милосердие ни тогда, когда бросаем кусок собаке, а когда делитесь с собакой в момент, когда сами голодны не менее собаки. Это не жалость, это подсказка Бога, как прийти к желаемому результату. Когда человек задумывается не о своих проблемах, а думает о чужих и получает от этого удовольствие. Получается,что милосердие больше нужно тому, кто его проявляет.

    Милосердие всегда проявлялась в людях в их поступках и всегда будет. Людей, которые приходят на помощь страждущим, нуждающимся в помощи и за это не требуют ни чего можно назвать смело милосердными людьми, которые готовы отдать частичку свой души. Милосердие нельзя увидеть его нужно почувствовать в поступках.

    Без милосердия сердце станет холодным, каменным, оно очерствеет. И настанет такой момент, что уже невозможно будет отличить добро от зла, хорошее от плохого. Это духовная гибель.

    Милосердие - это умение искренне сочувствовать беде ближнего и помогать ему как и чем можешь.

    В свете вашего вопроса, бывает ли неднозначным милосердие, просто хочу напомнить, что есть такое холодное оружие, которое называется милосердие. Это такой узкий нож, на французском языке это звучит как misericorde - такой узкий кинжал трхгранного или ромбовидного сечения. Применялся в средние века рыцарями для того, чтобы добить упавшего противника с целью избавить его от мучительной смерти в стальных латах, когда он из - за ранения уже не мог подняться и истекал кровью. У рыцарей ордена Госпитальеров он являлся обязательной частью вооружения.

    Вот такое неоднозначное трактование этого слова.

    Милосердие - это помощь нуждающемуся. Обычно милосердие рождает любовь к какому-то конкретному человеку или к людям вообще. Чем меньше любви в человеке - тем меньше в нем милосердия. В то же время, не существует любви без милосердия. Любовь всегда милосердствует, все прощает, все переносит, не требует ничего в обмен - как написано в Библии, там очень хорошие и настоящие строки про истинную любовь!

    Зачем нужно милосердие? Сопутствующий вопрос: А зачем нужна любовь? Любовь - это единственный смысл жизни, больше я никакого смысла жить на этой планете найти не могу, только ради любви к людям или хотя бы к одному человеку. Милосердие, как и любовь, является смыслом жизни!

    Мне кажется, милосердие - это способность сострадать, прежде всего. Думаю, научиться этому достаточно трудно (если вообще возможно), эта способность либо есть в человеке, либо е нет. Вряд ли милосердие может быть неоднозначным, выборочным, милосердный человек останется таковым всегда, в любой ситуации. Также вопрос надо ли никогда не встанет перед ним, поскольку сострадание - это свойство его натуры.

    Сейчас модно говорить о милосердии , добросердечности и прощении, но те кто это говорит, чаще всего просто хвалят себя перед другими. Пример с БВ, вот занесла меня в черный список одна особо милосердная девушка, которая тут пишет всем о милосердии и вере. Даже не объяснила свой поступок. Явно не от большого милосердия она это сделала. Это пример говорит о том, что лучше не говорить о милосердии и рассуждать, зачем оно нужно (как-будто это какая-то выгодная сделка), а быть по сути незлобливым человеком. Только каменное сердце может говорить одно и поступать по-другому. Человек такой думает всегда, что он прав.

    Милосердие всегда исходит из души - это желание помочь человеку. Это просто состояние души. При этом сам человек не думает насколько милосердно он поступает, потому иначе это будет не милосердие, а духовная выгода, про которую он еще расскажет всем остальным, чтобы сделать в глазах других себя милосердным. Очень мне не нравится такое лицемерие. Милосердием зло побеждается, потому что человек несет добро тому, кто ждет этого добра. В нем самом возрастает добро и он его передает тому, кто нуждается. Делится любовью не с тем, у кого ее хватает, а с тем, кто не находит ее нигде. Вот настоящее милосердие.

    Милосердие не знает границ между религиями . Если человек говорит, что он лучше другого и должен попасть в рай, спастись, быть духовно выше, других людей другой национальности и вероисповедания, которые живут, к примеру, в другой стороне планеты, то такого человека нельзя назвать милосердным. Он делает милосердие от избытка гордости, а не от любви.

Попова Наталия
«Поговорим о милосердии» - занятие для подростков

"Поговорим о милосердии "

Цели : Воспитание в детях человечности, милосердия , умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.

Задачи :

Способствовать усвоению понятий : «доброта» , «чуткость» , «милосердие » , «гуманность» , а также развитию нравственного самопознанию.

Усвоение детьми одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди.

Помочь детям раскрыть содержание понятия «милосердие » .

Способствовать развитию нравственных качеств.

Возраст детей : 10- 18 лет.

Оборудование : DVD- проигрыватель, фотографии, краски, фломастеры, карандаши, листы А 3, воздушные шары в форме сердца, компьютер с подключением к сети Интернет.

Ход занятия:

Звучит классическая музыка.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наше занятие , которое называется «Поговорим о милосердии » . И начать его хотелось бы со слов : «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» . Зигфрид Ленц

Что же такое милосердие ? Я хочу вам рассказать историю (притчу, она произошла очень давно.

Притча о милосердном самарянине

Один еврей, законник, желая оправдать себя, (так как евреи считали "ближними своими" только евреев, а всех остальных презирали, спросил Иисуса Христа : "а кто мой ближний?"

Чтобы научить людей считать своим ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа ни происходил и какой бы веры ни был, а также, чтобы мы были сострадательны и милосердны ко всем людям , оказывая им посильную помощь в их нужде и несчастье, Иисус Христос ответил ему притчею.

"Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо.

Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо.

Затем, по той же дороге ехал самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин, увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий - римская серебряная монета) и сказал : "позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе".

После этого Иисус Христос спросил законника : "как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?"

Законник ответил : "оказавший ему милость , (то есть самарянин) ".

Тогда Иисус Христос сказал ему : "иди, и ты поступай так же".

ПРИМЕЧАНИЕ : См. в Евангелии от Луки, гл. 10, 29-37.

–Вы услышали (посмотрели) притчу. О чем она? милосердии , доброте) .

– Как поступил самаритянен? (Помог человеку, который в этом нуждался)

– Ребята, как вы понимаете, что такое милосердие ?

(Ответы детей)

Воспитатель : Мы с вами уже дали определение милосердию . Для точного определения обратимся к словарю.

Предлагаю вам обратиться к толковому словарю Ожегова и объяснить значение слова МИЛОСЕРДИЕ .

- Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

В толковом словаре В. И. Даля дано следующее толкование милосердия : «Милосердие – сердоболие , сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость , мягкосердость».

Милосердный – проявляющий милосердие .

Миловать – щадить , прощать кому-нибудь вину.

Дети : Милосердие…

Милое сердце , значит доброе.

– Доброта, сострадание.

– Всевозможная помощь.

– Добрые поступки.

– Когда помогаешь другим, ничего не требуя взамен.

Воспитатель : Синонимы к слову «милосердие » , т. е. близкие по значению слова – это доброта, добродушие, добросердечность, сочувствие, соучастие. Милосердие – это сострадание . Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной поддержки, всевозможной помощи.

Ребята, обратите внимание, из каких слов состоит слово МИЛОСЕРДИЕ ?

Как вы понимаете значение словосочетания «Милое сердце » ?

Лежали в больнице в палате одной

Два тяжко больных человека.

Один у окошка лежал, а другой –

У двери, где не было света.

Один постоянно в окошко глядел,

Другой – лишь на краску дверную.

И тот, что у двери, узнать захотел,

Про жизнь за окошком, другую.

С готовностью первый больной рассказал,

Что видно ему из окошка :

– Там тихая речка, дощатый причал,

И ходит по берегу кошка.

По синему небу плывут облака

Причудливые, как зверушки.

Сидят на причале там два рыбака,

И с внуком гуляет старушка…

И так каждый день : то про сказочный лес

Рассказывал, то про влюбленных.

Другой же сосед перестал даже есть,

Считая себя обделенным.

Он мучился злобой, и зависть росла,

Его постепенно съедая.

Не мог он понять, почему же была

Тут несправедливость такая.

Однажды сосед у окна занемог,

Что не было сил разогнуться,

Он стал задыхаться и даже не мог

До кнопки своей дотянуться.

У двери сосед мог на кнопку нажать

И вызвать сестру милосердья .

Но он не нажал, а остался лежать,

Глаза закрывая усердно.

На утро сестра милосердья пришла

Постель поменять за покойным.

Сосед попросил, и она помогла

Занять эту самую койку .

Когда ж он в окно наконец посмотрел,

На шее задергалась вена.

Увидел он вместо того, что хотел,

Глухую высокую стену.

Он был потрясен и сестре рассказал –

Про тихую чистую речку,

Про сказочный лес, про дощатый причал

И небо в кудрявых овечках.

– Ах, если б он видел, – сказала сестра,

Всю жизнь он слепым оставался.

– Зачем же тогда? – тут больной прошептал.

– Да он вас утешить старался.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей)

(Детям демонстрируются фотографии людей, нуждающихся в помощи и сострадании.)

Ребята, рассмотрите фотографии. Расскажите, какую помощь можно оказать этим людям?

Какие у вас возникли чувства?

– Ребята, а в наше время есть такие отзывчивые и добрые люди? В каких ситуациях мы можем увидеть проявление милосердия ?

– Как еще может проявляться милосердие с нашей стороны ?

– Всегда ли нужно проявлять милосердие ?

Воспитатель : Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие . Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе : чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить , помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой» . Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

Вот история, рассказанная давным-давно старенькой бабушкой

Когда мне было восемь лет, мы жили в Смоленской губернии. В ту пору на Русскую землю напало французское войско. Наступила нужда. Москва горела, и людей было побито видимо-невидимо.

Нас, несмышленых ребят, все французом пугали. И представлялся он мне, хрупкой девочке, страшным, черным, а изо рта огонь пышет. Я тогда совсем глупая была, ничего не знала, поэтому и боялась. Но вот разбила наша армия французскую. И погнали пленных домой, как раз мимо нашей деревни. Любопытно было посмотреть на француза.

Побежала я на двор, да в подворотню гляжу и дрожу. Ведь погода была холодной . Смотрю, идет много пленных – тела в лоскутья какие-то завернуты, у одних башмаки есть, а другие и совсем босые. И все они худые, белые-белые – в лице ни кровинки нет. Идут, шатаясь, и все стонут : «Глиба, глиба» – так они хлеба просят.

И так мне их жалко стало, что и сказать как не знаю. Вскочила я в избу, схватила последнюю ковригу хлеба, и на улицу. Страх пропал. Я подбежала к переднему пленному и даю ему свой хлеб. А он, как увидел меня, по-своему что-то лопотать стал. Хлеб взял и по голове погладил. Никогда не забуду, как он жалостно глядел и плакал.

Когда их угнали, я возвратилась домой. Думала, что отец бранить меня за хлеб станет. Но нет, он ничего не сказал.

Только теперь я поняла свой поступок. Ведь всякому человеку нужда не сладка. Француз ли он или татарин, все равно, ко всякому надо жаление (т. е. сострадание) иметь (Из «Сборника» Тихомирова).

Христос говорил : «Всякому просящему у тебя – дай» .

Одно из дел милосердия – милостыня . Святой Дорофей о милостыне : «Когда ты подал милостыню , ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».

Послушаем, что об этом говорит Батюшка. Он раскроет нам понятие милосердия . http://www.youtube.com/watch?v=uSbK-wYNAt4

Что вы поняли из беседы Батюшки? (Ответы детей)

Воспитатель : Какую профессию ты считаешь милосердной , почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?

Подвиг медсестры

А эта история произошла во времена русско-турецкой войны. Как-то медсестра подошла к врачу санитарного отряда и сказала :

– Я нашла себе здесь замену, а сама пойду в окопы.

– Бог с вами! – удивился доктор. – Разве здесь мало дела? А там опасно. Я бы вам не советовал так рисковать собою! Турки настолько ожесточены своей неудачей, что не пощадят никого!

– Здесь людей и без меня хватает, а там нет никого, кто окажет помощь раненым, – ответила сестра милосердия .

– Что ж, я вас и не держу. Воля ваша.

В окопах солдаты, несмотря на усталость, обрадовались медсестре, как дети.

– Сестричка с нами! Смотрите, ребята, смотрите – вот гостья-то дорогая!

– Что же ты тут делать будешь под пулями, сестрица? – спросили у нее.

– Как это – что делать? – И мелькнуло из окопа белое платье с большим красным крестом, только её солдаты и видели.

Турки, привлеченные этим ярким одеянием, высунулись из своих окопов и стали наблюдать удивительную картину. Там, на страшной полосе между их и русскими позициями, среди павших при атаке солдат, бродила, согнувшись, белая женщина. Остановилась над одним из лежащих, она сняла с себя сумочку и, вынув оттуда какой-то сверток, опустилась на колени.

– Это русский доктор, и она перевязывает нашего раненого! – пронеслось среди турок.

И тогда они подняли вверх ружья и, махая нашим воинам, все разом, словно сговорившись, стали приветствовать её криком :

– Браво, браво, ханум (женщина! Честь и слава тебе, о святая женщина!

За свой подвиг медсестра была представлена к Георгиевскому кресту. Но самую высшую награду она получила там, на полосе смерти, когда за милосердие её приветствовали враги.

Обратите внимание на фотографию Великой княгини Елизаветы Федоровны.

Это сестра императрицы. Но, несмотря на своё высокое положение в обществе, она не гнушалась грязной работы, ухаживала за ранеными в госпитале. Убирала за ними, кормила с ложечки, поила. Она является ярким примером проявления милосердия и сострадания к людям.

Отрывок из стихотворения «Матушка Великая Княгиня» А. Логвинова (читает заранее подготовленныйребенок)

Разве не сестра императрицы?

Как же это – без обиняков

Деньги все – на нищих и больницы,

Силы – на больных и стариков?

Были ведь богаты в самом деле.

Что же не в шелках, не в соболях?.

Руки от работы огрубели,

Ночи напролет в госпиталях.

Где же ваши слуги и кареты?

Отчего не в злате-серебре?

Но не все бездомные согреты,

И толпа голодных на дворе…

Как можно оценить поступок Великой Княгини?

Динамическая пауза :

– На земном шаре столько добрых людей, отзывчивых и сердечных.

Ребята, как вы понимаете словосочетание «Будьте добры» ? (Так говорят,

когда просят о чем-то). В наше время – редко обращаются к людям с такими словами.

Я предлагаю вам проверить, насколько вы внимательны и терпеливы. Я буду вас просить что-нибудь сделать, но вы должны будете выполнить мою просьбу, только если я произнесу словосочетание «БУДЬТЕ ДОБРЫ» !

– Будьте добры встаньте.

– Повернитесь налево.

– Будьте добры повернитесь направо

– Будьте добры улыбнитесь.

– Будьте добры присаживайтесь.

– Спасибо, ребята вы очень внимательны.

Ребенок читает стихотворение :

Милосердие в моем понимании –

Это ласка, любовь, сострадание.

Это - маме усталой помочь

Это - бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь.

И того, кто обидел - простить.

Это - птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.

Творческая работа украшаем Земной шар

Воспитатель : Ребята, предлагаю поработать в группах и украсить Земной шар. Нарисовать на листах А-3 Земной шар таким, каким он будет, если милосердных людей станет больше . (Ребята работают в группах по желанию. Раскрашивают рисунок с применением различных изоматериалов).

Воспитатель помогает детям. После выполнения заданий вывешивают картинки на доску и один из группы рассказывает о ней.

Ребята, посмотрите как красив наш мир, мир где есть добрые, милосердные люди , готовые прийти на помощь в любую минуту.

Нужно ли быть милосердным ?

Воспитатель достает заранее приготовленные надувные шары в форме сердца.

Ребята, посмотрите сколько сердечек у меня в руке.

Я приглашаю вас в круг и передаю вам частичку милосердия , а вы мне в ответ скажите то важное качество, которое необходимо милосердному человеку .

Воспитатель раздает шары по кругу, а ребята говорят то качество, которое они подчеркнули лично для себя из беседы. После того, как всем участникам розданы сердца ребята исполняют песню «Дорогою добра» .

Древнегреческий философ Платон утверждал : «Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» .

Рефлексия :

Понравилось ли вам занятие ?

О чем оно заставило вас задуматься?

Милосердие как качество личности – способность делиться чем-то с другими живыми существами, оказывать им помощь, не требуя благодарности, воздаяния.

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите». Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе, бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Оставил её слепому человеку и ушёл. К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому». Улыбнулся и ушёл. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

Милосердно поступил этот человек? Как найти ту меру, по которой безошибочно определяется милосердие? В рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки» есть такой эпизод. Шел 1933-й год. Голодный мальчик заприметил чудом уцелевшую собаку. « Она смотрела и не шевелилась, готовая в любую секунду исчезнуть. Она не верила ни ласковому голосу, ни заискивающим улыбкам, ни хлебу в руке. Сколько я ни упрашивал — не подошла, но и не исчезла. Я знал, что некоторые ссыльные питались собаками, подманивали, убивали, разделывали. Наверное, и моя знакомая попадала к ним в руки. Убить ее они не смогли, зато убили в ней навсегда доверчивость к человеку. Воспитанная голодной улицей, могла ли она вообразить себе такого дурака, который готов дать корм просто так, ничего не требуя взамен… даже благодарности. Да, даже благодарности. Это своего рода плата, а мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить. Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».

Если у нас в избытке хлеба, и мы бросили кусок собаке, это не означает милосердие. Милосердие – это когда ты голодный, как собака, но все равно делишься с ней последним куском хлеба. В сведениях 1849 о нравах помещичьих крестьян отмечалось их гостеприимство: «Ни у кого не повернется язык отказать в приюте нуждающемуся страннику или нищему. Лавку в переднем углу и последний кус хлеба крестьянин всегда готов с душевным усердием предоставить нищему. Это свойство крестьян особенно похвально потому, что бедные семейства, до какой бы крайности ни доходили, никогда не решаются нищенствовать, но стараются или взять заимообразно, или пропитываться трудами рук своих, и из этого-то слезового куса они никогда не отказывают страннику-нищему». Милосердие – это и есть слезовый кус.

«Наши сердца слишком часто захлопываются перед мольбами бедняков с таким стуком, что его слышно на небесах», — писал Генри Лонгфелло. Основа милосердия – жертва. Если мы жертвуем тем, что для нас важно, значит, совершаем акт милосердия. Проще всего отдать что-то ненужное, незначимое для нас или откупиться деньгами. Другое дело пожертвовать тем, к чему прикипел душой. В этом истинное милосердие. Например, в детстве родители подарили мне копилку. Я экономил на деньгах для завтраков в буфете и в течение нескольких месяцев бросал монетки в копилку. «Когда она заполнится, — думал я, — куплю аквариум и рыбок». Но все произошло иначе. Я разбил копилку, пошел с младшей сестрой в универмаг и купил ей платье. Я не ждал благодарности, похвал родителей. Просто это было мило моему маленькому сердцу. По-моему это и было милосердие.

Значимым для нас может быть и время. Олигарху проще всего перечислить деньги церкви, благотворительному фонду или детдому. Это только можно приветствовать, как благое дело. Поэтому оно и называется благотворительностью. Но милосердием это назвать нельзя. Для олигарха значимо время. Допустим, он приезжает в детдом и видит расстроенное старенькое пианино, черно- белый телевизор и туалет, в который страшно входить. В следующий раз он привозит белый рояль, плазменный телевизор и бригаду строителей для ремонта помещений. При этом все это делается без пиара, журналистов и телевидения. Дела милосердия нужно творить незаметно, безымянно, без ожидания похвалы, чтобы тот, кому оказывается милость, не мог поблагодарить.

Нельзя сводить милосердие только к материальной сфере. Моральная поддержка, участливое отношение к людям, доброжелательность, забота, любовное отношение к другому человеку — тоже являются проявлениями милосердия. Примером милосердия служит молитва за грешника.

Милосердие – это наивысшее проявление любви к ближнему. Психологи пару лет назад провели эксперимент. Студента Духовной семинарии отправили в другой район города читать проповедь о милосердии. На его пути психологи поместили актера, который в момент, когда мимо проходил испытуемый, падал, начинал стонать и задыхаться от кашля. Этот эксперимент продолжали многократно с разными семинаристами. И только 10% останавливались, чтобы помочь реально страдающему. Результаты эксперимента были обнародованы и вызвали настоящий шок в научном и религиозном мире… Живого отклика на реальную ситуацию не случилось. А милосердие – это и есть отклик на все, что происходит вокруг тебя. Не надо ехать за тридевять земель. Помоги ближнему. Экзюпери говорил: «Если ты не можешь накормить всех голодных кошек во всем мире, накорми только ту, которая пришла к твоему порогу. Этого достаточно». У нас человек может умереть от сердечного приступа в многолюдном месте и все пройдут мимо.

Милосердие – часть любви. Любовь более широкое понятие. В милосердии отсутствует боль, его могут совершать не только благостные люди, но и люди в страсти, в невежестве. Пример невежественного милосердия – дать наркоману дозу, чтобы не мучился от ломки. С позиций невежественного человека он творит добро, но на самом деле совершает зло. Любящий человек откажет наркоману в просьбе. Будет сам терпеть боль, страдать, но не даст яд.

Милосердное отношение к людям предполагает соблюдение правила: «Если у тебя есть возможность проявить милосердие, то подари человеку не рыбу, а удочку». Милосердие должно быть мудрым, основываться не только на чувствах, но и разуме. Что это значит? Всегда нужно просчитывать последствия своего милосердия. Разовая помощь нищему не обеспечит полноценного и ответственного его возвращения в общество. Сегодня мы удовлетворили свою потребность «быть милосердным, а что будет с этим человеком завтра? Может, мы причинили ему зло своими подаяниями? Человек проходит урок. Он стал нищим, потому что как-то нарушил законы жизни. Мы, подавая ему милостыню, тем самым вмешиваемся в действие равновесных сил мироздания. Своими подаяниями мы заявляем миру, что он не справедливо устроен. Мы не согласны с таким устройством. Возникает примерно такая ситуация: учитель объясняет ученику, как исправить допущенные в жизни ошибки и тут в класс вламываемся мы, предлагая ученику конфетку. Он забывает про все ошибки и удирает с урока. Конфетка съедена, а ошибки так и остались не усвоенными. Задача милосердия – обеспечить рост человека, а не потворствовать злу.

Для подтверждения этой истины послушайте притчу: Забралось воровство в дом бедняка. И то, что он своим трудом за всю жизнь заработал, украло. И так там почти ничего не было, так выгребло и последнее. Забросило воровство мешок на плечо и бежать. Но вот напасть: когда через забор перелезало, за гвоздь зацепилось. Ни туда — ни сюда. А по двору уже бедняк с дубиной бежит. Жалко с добром расставаться. Да и, как следует, вора проучить не мешает! И тут, на свое счастье, видит воровство: идет по дороге милосердие. «Эй, помоги!» — принялось кричать воровство, что есть сил. А милосердие мимо идет, словно его и не замечает. «Освободи меня!» — еще громче стало взывать к нему воровство. — А не то мне сейчас, ой, как достанется! А потом еще и в тюрьму посадят!» — «Нет, — говорит милосердие. — Не стану я помогать тебе!» — «Как?! — возмутилось воровство. — Ты же ведь — милосердие!» — «Да, — милосердие. Но я тоже могу послужить злу, если буду действовать неразумно. И поэтому помогу не тебе, а тому бедному человеку, которого ты обокрал и обрек на холодную и голодную смерть». – «Но ведь он же прибьет меня!» — «Не прибьет, — улыбнулось милосердие. — Я попрошу его быть милостивым даже к тебе!» И попросило уже замахнувшегося дубиной бедняка не бить воровство. Что тот и сделал. Потому что многим был обязан милосердию…

Мы можем быть порядочными, но не милосердными людьми, если вся наша порядочность нами и исчерпывается. Милосердие – это всегда то, что мы выносим из своего сердца другому человеку. Иными словами, милосердие – это отношение, сердечный отклик на то, что произошло не в прошлом или в будущем, а здесь и сейчас.

Многие, желая проявить милосердие, бросаются заниматься не своим делом. Хороший инженер-строитель идет в санитары, а прекрасный врач бросает свою клинику и начинает строить школу в деревне. Если человек хочет быть милосердным, лучшее поле деятельности для этого – его любимое дело, талант и призвание. Разумное милосердие не должно зарывать талант в землю, а, наоборот, способствовать реализации потенциала личности.

Милосердие должно быть рассудительным, потому что на нем нечистоплотные люди пытаются обстряпать свои грязные делишки. Всем приходилось сталкиваться с «липовыми» нищими, профессиональными попрошайками и благотворительными фондами, которые манипулируют на милосердии, пытаясь вытянуть из нас деньги. Когда мы считаем не разумным помогать, надо твердо сказать «нет». Вспомните позицию профессора Преображенского в «Собачьем сердце» М. Булгакова: «Хочу предложить вам, - тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, - взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука». - «Нет, не возьму», - кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы. Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налётом.- «Почему же вы отказываетесь?» - «Не хочу». - «Вы не сочувствуете детям Германии?» - «Сочувствую». -«Жалеете по полтиннику?» - «Нет». - «Так почему же?» -«Не хочу»».

Петр Ковалев

Выбор редакции
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...

К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...

Третье июня – особый день для верующих христиан. Эта дата отмечена в церковном календаре как день царя Константина равноапостольного и...

Романтический образ средневековой эпохи, рыцарских турниров и прекрасных дам, рожденный беллетристикой, сменился радикальным...
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...
Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...
Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...