Что такое идеология? Основные виды политической идеологии, типы, формы и признаки


Тема 1. Природа и предназначение политической идеологии

1.1. Сущность и основные модели формирования политической идеологии

Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики, является политическое сознание. Оно охватыва-ет ценности, убеждения, эмоции людей, определяющие их поведе-ние в сфере политических отношений. От политического сознания зависит содержание и характер политического процесса.

Основными формами существования политического сознания являются политическая идеология и психология. Политическая дея-тельность определяется системой взглядов, отражающих интересы людей. Эти интересы осознаются и в других формах - ре-лигии, искусства, науки и т. д., но идеологическое отражение дейст-вительности наиболее непосредственным образом связано с поли-тикой.

Термин «идеология» древнегреческого происхождения и бук-вально означает «учение об идеях». Впервые в научный оборот этот термин был введен в конце XVIII в. Антуаном де Траси , одним из последних представителей поколения французских просветителей. В многотомном сочинении «Элементы идеологии» (т. 1-4, 1805-1815) он охарактеризовал идеологию как «науку об идеях», которая должна быть такой же точной, как и все естественные науки, слу-жить средством воспитания гражданских добродетелей, обеспечи-вающих стабильность общества. По мнению де Траси, в мировос-приятии людей коренятся логические и психологические основы политики.

Де Траси был лидером организации под названием Институт, объединявшей видных философов того времени, которые считали, что идеология должна «изменить лицо мира». Вступивший в эту организацию в 1797 г. Наполеон Бонапарт впоследствии, 20 декабря 1812 г, публично осудил «первых идеологов», списав на идеологию все свои политические ошибки. С тех пор понятие «идеология» приобрело прежде всего политическую окраску и начало приме-няться в негативном смысле, поскольку ассоциировалось с внуше-нием, навязыванием и поддержанием диктата и принуждения

Появление понятия «идеология» в конце XVIII в. не означало отсутствия до этого времени идеологии как таковой. Ведь потреб-ность в ней как рациональной основе политики испытывали все об-щества. Можно полагать, что до европейской секуляризации (эпоха Просвещения) роль идеологии на протяжении столетий выполняла религия . Идеологии стали зарождаться в период Возрождения, когда начался процесс секуляризации, т. е. освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. Постепенно на смену религиозной картине мира приходит рациональная система представлений о мире. Политика перестала быть прерогативой церковной власти, перейдя в разряд светских дел.

К числу ученых, занимавшихся историей идей непосредственно до возникновения термина «идеология», обычно относят таких французских просветителей, как Кондильяк, Дидро, Гольбах, Гель-веций, Ламетри .

В XIX - XX вв. О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Парето, К. Мангейм, Т. Парсонс и другие ученые исследовали такие аспекты проблематики идеологии, как ее природа, соотношение с наукой, взаимодействие с другими сферами жизни общества. По-явился даже термин «идеологоведение».

В дальнейшем в науке сложились разные взгляды на идеологию как объект научного анализа.

В работах создателей марксистской теории термин «идеология» в зависимости от контекста использовался в трех значениях:

1) со-знание определенного класса в целом;

2) теоретическое сознание;

3) ложное, извращенное сознание, порожденное противоречиями производственных отношений.

Марксизм исходит из обусловленности идеологических доктрин материальными условиями жизни общественных групп. В зависи-мости от места, которое занимает группа в общественных отноше-ниях, ее идеология является научной либо ненаучной. Согласно марксизму, идеология научна, если выражает классовые интересы, совпадающие с ведущими тенденциями общественного развития. Естественно, она рассматривалась как научная идеология рабочего класса, которому отводилась роль освободителя человечества от эк-сплуатации.

Такой подход к идеологии доминировал в СССР, претерпевая незначительные изменения и уточнения в основном фразеологиче-ского характера. Марксистская идеология обычно именовалась про-летарской, революционной, прогрессивной, научной и т. д. Все не-марксистские направления политической мысли определялись как буржуазные, империалистические, мелкобуржуазные, реакционные, иллюзорные, ложные и т. д.

В отличие от марксистского экономического детерминизма в трактовке идеологии Макс Вебер (1864-1920) обращал внимание на взаимообусловленность связей между материальной сферой и мировоззренческими системами. Он писал: «Интересы (материаль-ные и духовные), а не идеи господствуют непосредственно над дея-тельностью; но "образы мира", создаваемые "идеями", очень часто служили стрелками, указывающими путь, по которому действия были движимы динамикой интересов».

Итальянский мыслитель Вильфредо Парето (1848-1922), не от-рицая социальную обусловленность идей и концепций, тем не менее, акцентировал внимание на необходимости выработки таких ми-ровоззренческих систем, «чтобы то, что из них логически следует, не вступало в противоречие с условиями реальной жизни» .

В формировании мировоззренческих доктрин, предписываю-щих взгляды на окружающий мир, В.Парето отводил значительную роль факторам иррационального характера и доминиру-ющим в обществе устойчивым чувствам . По его мнению, эти чувства и составляют базовую основу наиболее распространенных идей.

Внимание ученого привлекали такие проблемы, как трансфор-мация мировоззренческих доктрин под воздействием ментальности народов, специфика мировосприятия идейных форм разными соци-альными слоями. Он полагал, что интерес низших слоев к социали-стической идее, которая зиждется на чувстве сострадания к бедам ближних и поиске способа избавления от подобных бедствий, пре-допределяет «желание покончить со своими бедами, овладев теми благами, которыми пользуются люди из высших слоев, порой это также зависть, жажда иметь то, что есть у других».

В западной политической науке преобладают интерпретации идеологии как надисторического явления, существующего вне зави-симости от социальных и политических условий.

Чаще всего идеологию характеризуют как систему ценностей и предпочтений (Д.Истон. М.Дюверже и др.) Благодаря ценностям осуществляется процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости, что необходимо для стимулирования че-ловеческих действий.

Принципиальной позицией многих ученых является категори-ческое разведение идеологии и науки , отрицание у идеологии по-знавательных функций.

М.Вебер относил идеологию , как и другие мировоззренческие и религиозные образования, к области веры, отрицая тем самым саму постановку вопроса о ее научности. Как веру расценивает по-литическое мировоззрение и современный политолог У.Матц . Он считает, что идеологии не являются порождением социальных про-цессов, а сформированы интеллектуалами определенных соци-альных групп, навязаны ими западным обществам и нашли отклик прежде всего в мифологической составляющей общественного мнения.

Вслед за М.Вебером К.Мангейм рассматривает любую идеологию как неадекватное отражение действительности, как совокупность ложных представлений, обусловленных социально-историческими обстоятельствами, особенностями познания действительности, ин-тересами познающего субъекта . Зарождение феномена идеологии он связывает с трудами английского мыслителя Ф. Бэкона (учение об «идолах разума») и обнаруживает ряд высказываний об идео-логическом искаженном сознании в работах Н.Макиавелли и Д.Юма. Вместе с тем К. Мангейм уделял большое внимание функ-циональным характеристикам идеологии и, в частности, ее спо-собности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию .

Подход к феномену идеологии американского ученого С.Зизека можно рассматривать как своеобразную форму его критики . Анали-зируя взаимосвязь политики и идеологии, он понимает идеологию как систему идей, концепций и верований, претендующих на истин-ность, но на самом деле служащих определенным политическим интересам . Причинами искаженного отражения действительности теми или иными идеями, по его мнению, могут быть либо осознан-ное или неосознанное влияние совокупности общественных отно-шений, либо политические интересы создателей или приверженцев этих идей. Задачу исследователя С.Зизек видит в выявлении скры-того политического подтекста идеологий через различные симпто-мы (противоречия, умолчания, оговорки и пр.).

Свойства, отличающие политические идеологии от других форм политического сознания :

Ø претензия на тотальную значимость - любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи.

Ø нормативность - предлагаемая конкретной идеологией интерпретация требует преданности со стороны ее приверженцев ценностям и нормам, которые она культивирует.

Трактуя идеологию как систему ложных идей, искажающих и мистифицирующих действительность в интересах определенных социальных групп, известные западные социологи Р.Арон, Д.Белл, С.Липсет, К.Поппер, Э.Шиллз и другие предприняли попытку ее отрицания как механизма социальной регуляции . В 1950-е гг. они выд-винули концепцию «деидеологизации», которая основывалась на позитивистском тезисе о снижении значимости идеологических си-стем в связи с возрастающим влиянием науки на общественные процессы . По мнению адептов этой концепции, в условиях зрелого индустриального общества, где достигнуто общенациональное со-гласие и обеспечено сотрудничество интеллигенции с институтами власти, место идеологий как ценностного регулятора деятельности людей заняла «чистая», неангажированная социальная наука . Деидеологизация была одним из аспектов технократических теорий «индустриального общества» и конвергенции мировых обществен-ных систем.

В 1970-е гг. под воздействием обострения социальных конфликтов на Западе создатели концепции «деидеологизации», утверждавшей неизбежность «заката», «конца» идеологий, радикально пересмот-рели свои взгляды на перспективы феномена идеологии. Ими была разработана концепция «реидеологизации », которая исходила из того же основного посыла, что и концепция «деидеологизации», — о несовместимости идеологии и науки, но в противоположность последней обосновывала возрастающую роль социальных идей в современном мире. Одной из главных причин появления концепции «реидеологизации» явилась необходимость идеологически противо-стоять коммунистической идеологии.

В настоящее время существует несколько версий реидеологиза-ции .

Либеральная версия ориентирована на создание «глобальной», «вселенской» идеологии как основы планетарного единства, сред-ства примирения противоборствующих идеологий.

По мнению нео-консерваторов , «возрождение духа» предполагает обращение к за-бытым, утраченным ценностям и традициям .

Леворадикальная версия акцентирует внимание на поиске альтернативных форм со-знания и путей общественного развития .

Насильственное внедрение идеологии, или так называемая индоктринация, усиливает политическую напряженность в обществе.

Большинство ученых определяют идеологию как систематизи-рованную совокупность идей, выражающих интересы, цели и на-мерения больших социальных групп - классов, наций, партий и т. д . Идеология как разновидность корпоративного сознания от-ражает групповую точку зрения на политическое и социальное развитие. Она предназначена для внедрения в массовое сознание соответствующих критериев оценки настоящего и будущего разви-тия общества.

Любая идеология носит политический характер , но понятие по-литическая идеология употребляется в специфическом смысле - для характеристики рационально-ценностной мотивации полити-ческого поведения и мировоззренческой основы политики. Полити-ческая идеология обосновывает притязания общественных групп на власть и ее использование и потому предусматривает определенную стратегию действий. Она конкретизируется в программных доку-ментах партий, в заявлениях различных политических сил, обретая четкость, направленность на конкретные ситуации и властные меха-низмы. (Согласно интерпретации политической идеологии известным американ-ским ученым К.Фридрихом , «это целостная система идей о политических сред-ствах для сохранения или преобразования политического порядка. Это систе-мы идей, связанные с действием. Обычно они содержат программы и стратегию для их реализации вместе с главной функцией объединения организаций, выст-раивающихся вокруг них. Это совокупности идей, которые относятся к суще-ствующему политическому и общественному строю и нацелены на то, чтобы изменить либо защищать его»).

Перечисленные особенности политической идеологии свойственны, прежде всего, либерализму, консерватизму, марксизму, со-циал-демократизму, анархизму, фашизму. В меньшей степени они характерны для экологизма, пацифизма, феминизма.

Существуют четыре основные модели формирования полити-ческой идеологии .

Первая - модель конденсации. Механизм этой модели состоит в том, что в результате своеобразной конденсации испарений массо-вого сознания присущие ему представления трансформируются в идеологические структуры (например, идеология тред-юнионизма, экологизма. феминизма).

Вторая модель - интегративная . Для нее характерны синтез, конвергенция различных идей и представлений существующих идейно-политических течений (например, неолиберализм, неокон-серватизм)

Третья модель - дивергентная . В этом случае формирование новой политической идеологии происходит в результате дезинтегра-ции, расщепления существующей идеологии. Так, на базе марксиз-ма возникли большевистская и социал-демократическая идеология и политическая практика.

Четвертая модель - ревитализации идеологий, в результате ко-торой происходит возврат к старым идеям, их возрождение в моди-фицированной форме (например, попытки возврата к истокам марк-сизма, консерватизма и т. д.).

Следует отметить, что выделение этих моделей носит условный характер. В реальном процессе генезиса идеологий они нередко со-четаются и не встречаются в чистом виде. Вместе с тем знание этих моделей может помочь исследованию механизма возникновения идейных течений.

Политические идеологии различаются по двум основаниям:

1) по парадигмам, т е. предлагаемым моделям общества,

2) по степени охвата ими политических реалий;

3) по отношению к прогрессу и технологии его осуществления.

По парадигмам политические идеологии делятся на пра-вые, центристские и левые. Одним из самых распространенных классификаций политических идеологий является деление идеологий на левые и правые.

История деления идеологий на «правые» и «левые» относится к временам Великой Французской революции, когда 11 сентября 1789 г., во время заседания Учредительного Собрания Франции при обсуждении статей первой французской конституции сторонники короля разместились справа от председателя, а республиканцы - слева. С тех пор деление на левых и правых остается в основе многих классификаций идеологий.

Правые идеологии (либерализм, консер-ватизм и их модификации ) ориентированы на такую модель обще-ства, которая основывается на принципах демократии и рыночной экономики .

Левый политико-идеологический спектр составляют идеологии, для которых социальный прогресс сводится к достиже-нию равенства и социальной справедливости, созданию условий для всестороннего развития личности . Влиятельная левая идеоло-гия - марксизм связывает возможность реализации коммунистиче-ского идеала с применением радикальных, насильственных спосо-бов преобразования общества.

Как левая идеология под воздействием марксизма возник со-циал-демократизм . Последующая эволюция этой идеологии приве-ла ее к отказу от идеи революционного осуществления социальных преобразований, к ориентации на реформы как единственно целе-сообразный способ достижения равенства и справедливости. Пос-ледние трактуются не как равенство результатов, а равенство стар-товых возможностей и шансов для самореализации индивидов. Происшедшая за более чем столетие трансформация базовых прин-ципов и целей социал-демократизма превратила его в идеологию центристского характера .

Исходя из идеологических представлений, российские партии идентифицируют себя либо с правой политической ориентацией (СПС) и правоцентристской («Единая Россия»), либо с левой (КПРФ и другие коммунистические и социалистические организации) и левоцентристской ориентацией («Справедливая Россия», социал-демократы).

С учетом охвата идеологиями политических реалий они могут делиться на метаидеологии или глобальные , претендующие на объяснение глобаль-ных социальных и политических процессов, и частные , затрагиваю-щие отдельные конкретные аспекты политического бытия общества и личности.

Ко второй - анархизм, национализм, экологизм, феминизм, коммунитаризм , различные формы религиозно-по-литической идеологии, фашизм и неофашизм и др. Со временем частные идеологии могут трансформироваться в глобальные.

По отношению к прогрессу и технологии его осуществления идеологии противопоставляют радикалов , выступающих за постоянные глубокие революционные преобразования, консерваторам , стремящимся к сохранению установившегося политического порядка. Между ними располагаются силы с умеренными политическими ориентациями , предпочитающие путь постепенных реформ.

1.2. Функции политической идеологии

Политическая идеология выполняет ряд социальных функций :

Ø самоидентификации индивидов и групп в политическом простран-стве;

Ø легитимации власти правящих сил или права на власть оппозиции;

Ø артикуляции интересов групп и слоев общества;

Ø мобилизации и интеграции граждан, стимулирования целенаправ-ленных действий с их стороны;

Ø компенсации социальной неудовлетворенности надеждой на бла-гополучное изменение социального бытия.

Идеология как форма мотивации политического поведения ис-пользуется в демократических системах лишь на этапах концептуа-лизации групповых интересов. Абсолютизация роли идеологии , т. е. подчинение ей нравственных, правовых, культурных и иных духов-ных регуляторов жизни общества, характерна для так называемых «идеократических», тоталитарных режимов .

Идеологизация политики делает ее нефункциональной, неспо-собной определять и решать общественно значимые задачи. Пре-валирование идеологических ценностей над практическо-политическими и тем более социально-экономическими целями, как известно, стало одной из причин краха тоталитарных режимов в СССР и странах Восточной Европы.

Идеологизация международных отношений в XX в., особенно в период между 1945 и 1985 гг. означала их подчинение задачам межгосударственной борьбы по идеологическим мотивам. Мирное сосуществование социалистических и капиталистических госу-дарств рассматривалось в Советском Союзе как специфическая форма классовой борьбы на международной арене. Такой подход не раз подводил человечество к грани мировой войны.

Выход из создавшегося положения был найден в отказе от конф-ронтации, в деидеологизации и гуманизации международных отно-шений . Основными компонентами нового политического мышления являлись активный диалог различных идейных течений, возмож-ность свободного доступа каждого народа к культурным и духов-ным ценностям, созданным человечеством.

С завершением холодной войны идеологическое измерение про-должает оставаться значимым фактором мировой политики . Для него характерны:

1) доминирование западного либерализма и основывающихся на его ценностях международных институтов, играющих ключевую роль в экономике и политике;

2) выдвижение политико-прикладных концепций «демократиза-ции» мира, «размывания суверенитета» и «гуманитарного вмешательства» в качестве идеологической основы для сохранения авто-ритарно-иерархической модели мироустройства;

3) растущее противодействие многих государств унификатор-ским тенденциям со стороны Запада и все более активное дистан-цирование от него, в том числе в форме критики либерализма и за-падных ценностей;

4) использование многими негосударственными акторами раз-нообразных идеологем для обоснования своего видения грядущего миропорядка - от левых и постмодернистских (анархизм, неомарк-сизм, экологизм и др.) до консервативных (национализм, религиоз-ный фундаментализм и др.).

Поскольку политическая идеология предназначена для целевой и идейной ориентации политического поведения, различаются сле-дующие уровни ее функционирования.

Первый - теоретико-концептуальный . На нем формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства.

Второй - программно-политический . Здесь социально-философ-ские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и тре-бования, формируя нормативную основу для принятия политиче-ских решений и стимулирования политического поведения граждан

Третий - актуализированный . Он характеризует степень усвое-ния гражданами целей и принципов данной идеологии и их вопло-щения в тех или иных формах политического участия. Этот уровень может охватывать довольно широкий спектр вариантов усвоения идеологии - от незначительного изменения позиций до формирова-ния глубинных мировоззренческих ориентиров.

Политическая идеология оказывает активное воздействие на об-щество, соединяясь с психологией людей. Практическое сознание субъекта властных отношений представляет собой политическую психологию

Если идеология является продуктом теоретического сознания, то политическая психология формируется в процессе практического взаимодействия людей между собой и институтами власти. Поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль игра-ют чувственные и эмоциональные элементы сознания людей, кото-рые отражают их насущные интересы. Политическая идеология, воздействуя на политическую психологию, рационализирует ее.

Инструментом распространения идеологического влияния слу-жит пропаганда. Ее назначение заключается в целенаправленном соединении теоретического и обыденного уровней политического сознания, в формировании у людей готовности к определенному типу политического действия .

Идеологии не только влияют на политические процессы, но и сами подвергаются воздействию с их стороны . Возможны следую-щие варианты такого воздействия.

В одних случаях развитие идеологических воззрений, появле-ние новых идей и концепций может опережать сдвиги и изменения в политике.

В других - идеологии могут эволюционировать с уче-том происходящих перемен.

В третьих - возможно инерционное со-стояние идеологий, обусловленное живучестью устаревших пред-ставлений, исчерпавших свою социальную функцию. Отставание идеологий от сдвигов в политической жизни и социальных измене-ний чревато их деградацией, что сейчас характерно, в частности, для коммунистической идеологии.

Следовательно, при рассмотрении роли и места тех или иных идеологических течений в идейно-политической жизни общества должны учитываться оба аспекта взаимодействия идеологии и по-литики : влияние идеологических воззрений на политику и полити-ческую жизнь, в том числе на формирование и осуществление того или иного политического курса, и, наоборот, воздействие политиче-ских процессов на идеологические воззрения социальных общно-стей.

Таким образом, существование социально-структурированного общества порождает потребность в политической идеологии как систематизированном, теоретически оформленном способе соци-ально-группового мышления, являющегося существенным элемен-том отношений власти.

1.3. Идеологический дискурс

Важнейшим аспектом функционирования идеологий является их взаимодействие в политическом пространстве. Это явление обо-значается понятием «идеологический дискурс».

Взаимодействие идеологий, как правило, развивается в двух на-правлениях .

С одной стороны , по линии дистанцирования и поле-мики с оппонентами, что усиливает напряженность в обществе.

С другой стороны , по линии установления контактов между совмес-тимыми идеологиями, способствующих сближению и даже заим-ствованию теоретических и программных положений, требований, лозунгов. Такие контакты обогащают содержание идейных систем и доктрин и могут способствовать укреплению политической ста-бильности в обществе.

Первые примеры взаимовлияния идеологий имели место еще в XIX в. Буржуазный консерватизм воспринял либеральные новации XIX в. как собственные устои, требующие защиты от посягательств радикалов, и уже имел мало общего с концепциями Э.Берка и тем более Ж. де Местра. Социальный консерватизм О.Бисмарка, про-явившийся во введении системы государственного страхования по болезни, в случае увечья и пенсионного обеспечения по старости, отразил растущее влияние социалистических идей.

Европейские идейно-политические течения оказали существен-ное влияние на формирование отечественных либерализма и кон-серватизма, а взаимодействие между этими направлениями русской общественной мысли способствовало их становлению и развитию, появлению консервативного либерализма .

В XX в. процесс взаимовлияния идеологий принял еще более широкий размах. Уже в самом начале XX в. проявился агрессивный империалистический национал-консерватизм , а затем - в известной степени как его развитие - фашизм , синтезировавший национа-листические, консервативные и социалистические идеи. В свою очередь, классический либерализм все больше превращался в либе-рализм социальный , стремящийся примирить и согласовать концеп-ции и практику свободы и справедливости.

Процесс социал-демократизации либерализма особенно интен-сивно протекал в 30-е и 60-е гг. XX в. В 1930-е гг. он проявился в пре-образовании классического рыночного капитализма в социально-рыночный. В 1960-е гг. социал-демократическая тенденция получила развитие в программах «Новых рубежей» Дж.Кеннеди и «Великого общества» Л.Джонсона, ориентированных на создание «общества благосостояния».

Во встречном по отношению к либерализму направлении эво-люционирует социал-реформизм , вобравший к середине века ос-новные либерально-рыночные и либерально-демократические идеи, прежде всего идею свободы . Такие характерные черты социал-де-мократии, как стремление к обобществлению экономики и перерас-пределению национального дохода в пользу малоимущих, поддерж-ка государственного регулирования, коллективизм, либо ушли в прошлое, либо подверглись серьезной корректировке.

Современная социал-демократия уже не выдвигает смену обще-ственного строя даже в качестве отдаленной цели и ориентируется не столько на «демократический социализм », сколько на «соци-альную демократию ». В принятой на XVIII конгрессе Социнтерна (1989 г.) Декларации принципов рыночная экономика признается необходимой для достижения социального благосостояния, провоз-глашается курс на общественное регулирование в соответствии с фундаментальными ценностями солидарности и справедливости, но на основе эффективного функционирования капиталистической производственной системы.

Наконец, в последней четверти XX в. доминирующие позиции в общественной жизни стран Запада занял неолиберализм , сконцент-рировавший в себе основополагающие идеи переустройства обще-ства применительно к реалиям постиндустриализма . В США он по-лучил название неоконсерватизма .

Процесс синтезирования идеологий привел к уменьшению раз-личий между ними и частично - к их обесценению. К началу XXI в. кредо почти всех идеологических течений Запада стали рыночная экономика и оптимизация ее государственного регулирования, сво-бода, демократия, права человека . Полемика по поводу этих явлений сводится преимущественно к нюансировке интерпретаций. Идео-логизированная политика постепенно уступает место рационально-прагматической , движимой трезвым расчетом. Так, в Великобри-тании в 1990-е гг. лейбористы примирились с большей частью неоконсервативных реформ - приватизацией, переустройством рын-ка труда и т. д., а консерваторы отказались от свойственного тэтчеризму резко отрицательного отношения к вмешательству государ-ства в социальные отношения.

Известный исследователь немецкого консерватизма А.А.Френкин акцентирует внимание на дискурсе этой идеологии и либера-лизма в ФРГ: «Консерватизм противопоставляет себя либерализму. Но в то же время в консерватизме содержится определенный либе-ральный элемент. "Разгадка" этого реального противоречия в том, что обе концепции конкурируют, они не только выявляют слабости соперника, но и взаимодополняют одна другую».

Объективные процессы синтезирования идеологий и прагматизации политики могут вызывать негативные последствия , со-провождаться издержками. В этой связи представляется резонным мнение отечественного исследователя К.Г.Холодковского : «Поли-тический прагматизм при всей его оправданности и нарочитой трез-вости чреват скрытыми до поры до времени угрозами. Он способен сделать политиков близорукими, лишить политический проект ши-рокой перспективы, помешать ему стать вровень с углубляющимися проблемами современности. Своеобразной - и весьма опасной - имитацией политической идеологии в этих условиях может оказать-ся популизм , рассчитанный на аполитичную и не склонную к реф-лексии массу, воспитанную поверхностной, потребительской поп-культурой».

Идеологический дискурс протекает на нескольких уровнях . Он может носить характер полемики по наиболее общим проблемам всего человечества . Так, во второй половине XIX в. в условиях ин-тенсивного формирования и развития индустриального общества дискурс выражался в конкуренции социалистической и либераль-ной идеологий. В период с 1917 по 1945 г . дискурс проявился, преж-де всего, в остром соперничестве между социалистической и фаши-стской идеологиями. После разгрома государств фашистской оси основное содержание идеологического дискурса состояло в проти-воборстве социалистических и либерально-консервативных идей. В идейном споре на глобальном уровне участвовала также идеоло-гия социал-демократии.

В настоящее время главный водораздел идеологического дис-курса пролегает между идейными течениями, защищающими идеа-лы гуманизма и демократии, и доктринами, обосновывающими насилие и террор как приоритетные методы достижения политиче-ских целей.

Соответственно эволюционируют и идеологические си-стемы.

С одной стороны , сближаются политические доктрины либе-рализма, неоконсерватизма, социал-демократии, христианской демократии.

С другой стороны , консолидируются фашистские, экст-ремистские, шовинистические, расистские, фундаменталистские и прочие подобные течения.

Наряду с глобальными измерениями, идеологический дискурс имеет и определенные особенности на региональном и страновом уровнях . Так, в странах с устойчивыми демократическими традици-ями объектом идейных дискуссий являются в основном частные вопросы общественной жизни и текущей политики .

В странах же, где еще не завершены процессы модернизации и национальной кон-солидации, дискурс носит характер острой полемики между нацио-налистическими, либеральными и социалистическими воззрения-ми . В России от характера этого идеологического соперничества зависят формы и темпы реформирования страны.

Основные термины : идеология, политическая идеология, глобальные идеологии, частные идеологии, дискурс.

Контрольные вопросы :

1. Кем и когда был введен в научный оборот термин «идеология»?

2. В чем сущность основных исследовательских подходов к феномену идеологии?

3. Сформулируйте определение идеологии и раскройте содержание термина «политическая идеология».

4. Каковы структура и функции политической идеологии?

5. Охарактеризуйте основные модели формирования политической идеологии.

6. По каким основаниям классифицируют политические идеологии? Раскройте содержание классификации идеологий.

7. Какие варианты воздействия идеологий на политические процессы вам известны?

8. В чем проявляются взаимосвязь и взаимодействие между идеологией и политической психологией?

9. В чем сущность идеологического дискурса?

10. На каких уровнях протекает идеологический дискурс?

Литература

Сирота Н.М. Идеологии и идеологические течения: классическое наследие и современность. Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. С.7-20.

Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. - 344 с.

Войтоловский Ф. Идеологическая рефлексия мировой политики // Международные процессы. 2007. Т. 5 № 3 (15).

Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.

Сирота Н.М. Идеология и политика. М.: Аспект Пресс, 2011. - 216 с.

Славин Б. Идеология возвращается. М.: Социально-гуманитарные знания, 2009. - 650 с.

Соловьев А.И. Политическая идеология // Политология: Лексикон. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С.346-365.

Тузиков А.Р. Идеология в теоретическом измерении: между прошлым и будущим. М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005. - 360 с.

Хейвуд Э. Политология: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.51-53.

Шварцмантель Дж. Идеология и политика. М.: Гуманитарный центр, 2009. - 312 с.

Современная политическая идеология как система представляет собой сложную многослойную структуру, в которой в зависимости от степени близости идеологических установок к повседневной жизни и их практического применения обычно выделяют три уровня функционирования, обеспечивающие ее воздействие на общество и превращение в ориентационно-мотивационную модель политического поведения.

I. Концептуальный уровень . На этом уровне формулируются основные положения, раскрывающие ценности, идеалы и установки определенного социального субъекта, обосновываются принципы общественно-политической жизни. Наличие такого процесса свидетельствует о способности определенной группы создать систематизированную, логически стройную картину общественной действительности. Научные данные здесь могут интерпретироваться в соответствии с идеологическими установками. Разработчики доктринальных положений на данном уровне (философы, ученые и т. д.) далеко не всегда сознательно стремятся навязывать свои идеи другим людям, а сформулированные учения по тем или иным причинам могут отразиться в массовом сознании в искаженном виде.

II. Программно-политический уровень. На этом уровне социально-философские и политические концепции формулируются в виде программ политических партий, конкретных лозунгов и требований политических сил, формируя, таким образом, основу для принятия управленческих решений и стимулирования политической активности. Идеология в этой связи снабжается политической пропагандой, и становится инструментом ведения политической борьбы, предполагающей нейтрализацию оппонентов.

III. Актуализированный уровень. Этот уровень характеризует степень освоения гражданами целей и принципов определенной идеологии, меру их воплощения в практической деятельности и поступках. На этом уровне проявляется эффективность пропаганды, которая приводит к различным формам политического участия и политической поддержки пропагандирующих свою идеологию сил. На данном уровне формируется идеологическое пространство с такими элементами, как идеологические требования, идеологическая цензура, идеологическая борьба.

Структуру идеологии образует взаимосвязь чувственно-эмоциональных и рациональных компонентов. Основными элементами идеологии являются убеждения, ценности, нормы и принципы.

Идеологические убеждения – это представления людей об обществе и путях его развития, в которые люди верят. Через убеждения происходит переход от знания к практической деятельности, и формируются мотивы участия в жизни общества.

Ценности – это значимые для людей явления или предметы (материальные блага, духовные и нравственные качества, идеи и др.), в существовании которых люди заинтересованы. Ценности выступают как ориентиры в деятельности человека, как своеобразные сверхзадачи, которые определяют ближайшие цели и пути их достижения. Так, например, ценность личности обусловливает цель построения демократического социального правового государства, способствующего ее полноценному существованию и гармоничному развитию.

Принципы – это практически значимые идеи, определяющие нормы поведения и деятельности (например, принципы гуманизма).

Нормы – это общепризнанные правила поведения и деятельности, существующие в виде запретов, дозволений и обязательств (например, правовые и моральные нормы).

К основным функциям идеологии относятся следующие.

ü Мировоззренческая функция связана с тем, что идеология создает определенную модель существующего общественного устройства, положения человека в обществе, по-своему объясняет социальный мир и дает человеку возможность ориентироваться в мире политики, как своего рода схема или карта.

ü Спекулятивная функция – конструирование возможного общественного строя и программы достижения этого будущего. Это выражается в создании общественно-политических программ, содержащих цели, задачи, методы и средства их достижения;

ü Оценочная функция состоит в предоставлении оснований для оценки социальной действительности с позиции интересов носителя данной идеологии. Одно и то же социальное явление разными субъектами воспринимается неодинаково и оценивается различным образом;

ü Социально-преобразовательная функция заключается в ориентировании масс на преобразование общества в соответствии с теми целями и идеалами, которые провозглашены субъектами данной идеологии;

ü Коммуникативная функция заключается в опосредовании общения, передачи социального опыта, связи поколений;

ü Воспитательная функция заключается в целенаправленном формировании особого типа личности, соответствующего ценностям определенной идеологии;

ü Нормативная функция задает социальному субъекту систему образцов (правил) социального поведения и деятельности;

ü Интегрирующая функция заключается в объединении людей посредством обоснования единства их интересов, укреплении целостности политического сообщества;

ü Мобилизующая функция заключается в организации деятельности определенного слоя, класса или иной социальной общности для реализации своих идеалов, целей.

1.4. Идеология и мировоззрение. Идеологию очень часто отождествляют с мировоззрением. Основанием такого отождествления является, видимо, сходство их функций – и идеология и мировоззрение служат средством ориентации человека в мире и формирования взгляда человека на мир и на его место в нем. Однако такое основание для отождествления этих понятий является недостаточным. Идеология и мировоззрение – это два качественно разные явления человеческой жизни. Прежде всего, принципиальное их отличие в том, что они различны по охвату реальности. Мировоззрение – это система взглядов, охватывающая весь мир в целом и все его явления, определяющая осмысленное поведение человека и стремящаяся объяснить взаимосвязь и взаимодействие всех фактов окружающей действительности. Таким образом, мировоззрение представляет собой целостный взгляд на бытие, который включает следующие главнейшие характеристики: понимание самого бытия, понимание смысла жизни человека, систему ценностей, нравственные принципы. Идеология в отличие от направленного на восприятие мира в целом мировоззрения связана, в первую очередь, с социальным бытием человека и выражает видение социальными группами своего места в той или иной системе общественных отношений, в определенной стране, в мировом сообществе, в конкретной исторической ситуации. Идеология, таким образом, по сравнению с мировоззрением, является более узким понятием, как по охвату реальности, так и по своему содержанию. Наконец, идеология принципиально отличается от мировоззрения тем, что всегда носит корпоративный характер, то есть принадлежит определенной социальной группе или слою, государству или объединению нескольких государств. По своему существу одна идеология не может быть пригодной для всех членов общества и социальных групп населения, если это идеология класса, для всех стран, если речь идет о национально-государственной идеологии. Первичность мировоззрения как основы идеологии заключается в том, что именно от того какое мировоззрение имеет человек, зависит идеология, которой он руководствуется в своей общественной деятельности. Мировоззрение носит общечеловеческий характер в том смысле, что не зависит от социальной общности, национальности или государственной принадлежности: оно может быть, например, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, но не может быть, буржуазным или пролетарским, английским или китайским. Так, среди идеологов, готовивших буржуазную революцию во Франции, можно встретить представителей самых разных мировоззренческих ориентаций, а среди российских социал-демократов начала XX в., претендовавших на роль выразителей пролетарской идеологии, были не только материалисты и атеисты, хотя В. Ленин считал, что пролетариату как классу должно быть присуще исключительно материалистическое и атеистическое мировоззрение. На этом примере видно, что социальные общности при построении своих идеологических систем пытаются опереться на тот или иной тип мировоззрения, адаптировать его применительно к своим потребностям и интересам. Поэтому мировоззрение и идеология иногда ошибочно воспринимаются как фактически тождественные понятия.

1.5 Идеология и политика . Идеология и политика тесно связаны друг с другом. Они имеют ряд общих черт и функций: обе они представляют собой явления общественного сознания и мобилизуют людей на реализацию поставленных целей, и та и другая направлены на обеспечение интеграции общества, политика достигает этой цели через социальные проекты, а идеология - через общественные идеалы, которые могут использоваться для легитимации и оправдания власти. Кроме того, идеологические доктрины позволяют разрабатывать подходы к определению текущих и перспективных целей политики и поиску оптимальных путей развития общества. Теоретические концепции воздействуют на политические решения, а практические оценки событий и явлений общественной жизни влияют на содержание идеологических концепций. Обычно, в основе кризиса политических общественных систем лежит, в конечном счете, идеологический кризис, а любое общественное возрождение начинается с очищения и обновления общественных идеалов и утверждения новой или переосмысления старой системы ценностей. В этой связи идеология рассматривается властью как способ социализации людей, т. е. усвоения каждым человеком определенных политических норм, ценностей и образцов. Такая тесная взаимосвязь политики и идеологии приводит к существованию и функционированию политической идеологии, которая обосновывает притязания определенной социальной группы на власть или ее применение. Одни политические идеологии направлены на стабилизацию, сохранение и укрепление сложившегося политического порядка; другие - выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, к смене властных элит и к политической модернизации.

Тем не менее, несмотря на теснейшее взаимодействие политики и идеологии, они не должны подменять друг друга, поскольку такая подмена приводит к нежелательным крайностям в их взаимоотношении.

Первая крайность – это чрезмерное идеологическое влияние на политику, или идеологизация политики . Такая крайность превращает политику в служанку или инструмент идеологии, догматизирует идеологические постулаты при принятии политических решений, не сообразуясь с реальной ситуацией. Монополия одной идеологии негативно сказывается на политике, на самой идеологии и в целом на состоянии всего общества, о чем свидетельствует опыт СССР.

Вторая недопустимая крайность – чрезмерное влияние политики на идеологию, или политизация идеологии , когда идеология испытывает на себе диктат политики господствующей элиты и ставится на службу монопольной власти. Опасным последствием политизации идеологии является преобладание узкогрупповых идей и ценностей над социально-нравственными принципами, признаваемыми всем обществом. Например, так называемая «шоковая терапия» и приватизация государственной собственности в России, проведенные в эпоху Б. Ельцина, были направлены не столько на легализацию принципа неприкосновенности частной собственности, сколько способствовали созданию и укреплению олигархической системы управления экономикой и политикой государства в интересах определенных групп состоятельных людей.

Исключение всякой монополии, идеологии или власти и их равноправное положение по отношению друг к другу является оптимальным вариантом взаимоотношений идеологии и политики.

1.6 Идеология и пропаганда. Идеология также тесно связана с таким важным явлением как пропаганда. Пропаганда каких-либо идей или взглядов базируется на основе определенной идеологии, однако идеологию и пропаганду нельзя отождествлять. Если идеология представляет собой совокупность идей, то пропаганда – это способ, система и характер распространения политических, философских, религиозных и других взглядов и идей с целью воздействия на сознание людей и изменения их поведения в желательном для пропагандиста направлении. Пропагандистское сообщение адресуется не столько к разуму, сколько к эмоциям людей. Термин пропаганда (лат. propaganda – подлежащее распространению ) вошел в политическую лексику, когда в 1622 г. Римский Папа Григорий XV основал в Риме миссионерское учреждение – «Конгрегация (объединение монашеских орденов) распространения веры», предназначенное для проповеди христианства среди язычников и уничтожения ересей. Реально значимым явлением социальной жизни пропаганда становится в XX в., тогда она начинает подразделяться на религиозную, политическую, социальную и коммерческую. Современные средства массовой коммуникации (газеты, радио, телевидение, Интернет) открыли большие возможности для распространения пропагандистского влияния. При этом можно также говорить об открытой пропаганде, когда источник используемой ею информации известен всем, и тайной, когда настоящий источник законспирирован. Тайная пропаганда обычно используется для ведения психологической войны и деморализации противника. Поскольку в пропаганде используются зачастую не совсем достоверные сведения, допускается приукрашивание действительности или наоборот сгущение темных красок, то порой у людей наблюдается определенное недоверие к самому этому термину. Но любая власть, как и любая оппозиция не могут обходиться без пропагандистских методов воздействия с целью популяризации своей идеологии и распространения призыва следовать ее принципам и установкам.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какой смысл вкладывал в понятие идеологии Антуан Дестют де Траси? Как понимали идеологию классики марксизма и В. Ленин? Что вкладывается в понятие «идеология» в настоящее время?

2. В чем смысл концепции деидеологизации и реидеологизации?

3. Опишите структуру идеологии, укажите уровни функционирования политической идеологии и ее функции.

4. Раскройте соотношение понятий «идеология» и «мировоззрение», «идеология» и «политика», «идеология» и «пропаганда».

система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение социальных групп, движений и партий к действительности; существует обычно в форме концепций, доктрин, учений, служащих основой политических действий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИДЕОЛОГИЯ

от греч. idea - вид, образ, и logos - учение, наука, связь; буквально: наука об идеях, совокупность идей).

Слово появилось в наполеоновской Франции и введено в оборот Д. де Траси. Первоначально он и его единомышленники предполагали создать науку о закономерностях смены идей в обществе и о воздействии на массовое сознание тех или иных идей. Проект «идеологов» был высмеян, так как теоретики позитивизма вроде А. Сен-Симона и О. Конта заявляли, что в эпоху разгара научнотехнической революции не актуальны мифы религий и идеологии, ибо наступает эра научного знания, эра, в которой общество будет управляться в соответствии с научными законами. Не будет конкуренции идеалов, так как в науке нет конкуренции и споров по поводу того, сколько будет дважды два. Единственной идеологией этого неидеологического будущего общества будут идеология прославления великих ученых и прогрессивных деятелей и борьба со средневековым, религиозным, мифологическим и идеологическим мракобесием.

Марксизм унаследовал этот научный пафос и принципиально противопоставлял себя идеологии. Человеческое сознание есть всего лишь нечто производное от человеческого бытия (см. К. Маркс, «Немецкая идеология»), а следовательно, во-первых, никаких идей навязать людям нельзя, так как идеи диктует им их бытие, а во-вторых, наука об идеях бессмысленна, нужна наука о самом бытии, т. е. об экономических основах всех идеологий. Поэтому в СССР идеология тогда называлась не просто коммунизмом, а «научным коммунизмом». И споров по поводу общественного устройства у нас не должно было быть именно потому, что доводы, законы и доказательства науки едины для всех разумных существ. А наука железно и логично утверждала, что на смену капитализму идет социализм. Спорить с доводами разума мог только безумный, а значит его место в психиатрической лечебнице, куда и препровождали диссидентов.

Правда, еще в конце XVIII в. философ И. Кант доказывал, что наука и сознание вообще не столько отражают бытие, сколько накладывают на него свои схемы, а следовательно все утверждения науки не являются набором истин, а представляют лишь набор гипотез.

Потребовалось не менее полутора веков, чтобы религиозное преклонение перед наукой в западном мире сменилось на более-менее адекватную ее оценку.

Получалось, что в СССР неправильно понимали науку, что ее относительные истины сделали абсолютными, что советская наука - есть замаскированная религия, т. е. идеология. Необходимо вернуться к «открытому обществу», где конкурируют научные гипотезы в соответствие, с истинным смыслом науки. Поэтому в высшей степени удивительно то, что в период перестройки ее вдохновители и прорабы заявляли об отказе от идеологий.

Подобно марксистам столетней давности они были уверены, что нашли абсолютную истину. Просто теперь абсолютная истина коммунизма в их головах оказалась заменена абсолютной истиной демократии. Им не надо было никакой конкуренции идеалов, идеологий и гипотез, все уже известно: есть, оказывается, «столбовой путь цивилизации».

Поразительно, что либералы сами говорили об идее «открытого общества» и при этом не понимали, что эта идея предполагает, что никаких «столбовых дорог цивилизации» не существует. Нет и не может быть никаких «законов истории», как нет и не может быть «идеальных обществ» ни в Европе, ни в США, ни в Китае, называй их хоть «демократией», хоть «коммунизмом». И то, и другое - лишь гипотезы, принципиально опровергаемые. Есть только открытая и свободная конкуренция мировоззрений.

В XX в. А. Грамши писал, что современная власть держится не столько на насилии, сколько на согласии, а согласие есть продукт принятия определенной идеологии. Крупнейший теоретик власти XX в. М. Фуко посвятил всю жизнь борьбе с нелепым и вредным представлением о власти как о чем-то негативном, представлением, что власть - это насилие. Власть властвует именно потому, что предлагает новый проект мира, предлагает нечто новое и позитивное.

1) Идеология как совокупность некоторых (чаще политических, но не всегда) идей, представлений, убеждений, концентрированных вокруг неких базовых ценностей (гуманизм, либерализм, фашизм, социализм, пацифизм, католицизм, постмодернизм и т.д.) и распространяемых в обществе их сторонниками (с большей или меньшей долей агрессивности в зависимости от социального статуса носителей этих идей). Данная трактовка восходит к пониманию идеологии у де Траси ("Элементы идеологии", 1801-1815); здесь идеология может быть прогрессивной, революционной, реакционной, оппозиционной и любой другой. Критический пафос выступлений первых идеологов стал предметом жестких оценок со стороны Наполеона, назвавшего их "ветрогонами и идеологами, которые всегда боролись против существующих авторитетов". Особо примечательной является такая отповедь Наполеона: "Ваши идеологи разрушают все иллюзии, а время иллюзий, как для отдельных людей, так и для народов, - время счастья". Здесь термин иллюзия используется в переносном значении - как нечто несбыточное, мечта. Но его основное значение - обман чувств, нечто кажущееся (идеолог - фокусник-иллюзионист, маскирующий себя за "своего"?). Но и сам Наполеон раскрыт здесь как подлинный идеолог. Позднее (в 1895, "Психология толпы") Г. Лебон также заметил: "Нет ничего более разрушительного, чем прах умерших богов".

2) Идеология как любые социально детерминированные идеи и убеждения, вырабатываемые различными социальными группами (но не только классами) и процессами (например, конкуренцией). Основной "фигурант" - К. Маннгейм и его социология знания. В. Парето полагал, что природа идеологизации кроется в необходимости оправдания социального поведения путем создания псевдологических теорий или "дериваций" (религиозных учений, этических и политических доктрин и т.п.), которые затушевывают истинную сущность религии, морали, политики. Деривации ("производные", вторичные от чувств образования) - это: (1) утверждения, преподносимые как абсолютные истины, либо (2) некомпетентные суждения, оправдываемые ссылкой на авторитет, либо (3) апелляция к общепринятым принципам и чувствам, либо (4) чисто словесные доводы, "вербальные доказательства", не имеющие никакого объективного эквивалента. Примечательно мнение В. Парето о том, что фальшивые словесные образования, деривации, идеологии, религии едва ли поддаются точному научному анализу. Вместе с тем, В. Парето нисколько не принижал их социальной роли, считал, что идеологии обладают большой мобилизующей силой. Позднее артикулируется и трактовка идеологии как универсального свойства всего "смыслосодержащего", а также приписывание идеологичности любой концепции, которая содержит некий идеал, противопоставленный наличной социальной реальности, и потому такая концепция оказывается, по определению, утопичной и эсхатологичной.

3) Признаваемая за марксистскую (не без оснований) традиция понимания идеологии как искаженного классовым интересом насаждаемого сознания ("ложного сознания" - см. одно из писем Ф. Энгельса, т.39, с.83). В этом контексте идеология противопоставляется научному знанию как истинному, объективному.

У самого-то Маркса применительно к идеологическому сознанию используется эпитет иллюзорное (превращенное), а не ложное, что, конечно же, не одно и то же, хотя и близко по значению.

У Маркса можно выделить два аспекта анализа идеологии:

а) Объективные основания и реальные предпосылки идеологии (идеологизации). Для большинства текстов Маркса термин "идеология" соседствует с термином "иллюзия", который, в свою очередь, имеет своим контрагентом понятие "реальность", причем в определенном отношении - реальность, порождающая иллюзию о себе самой. Или, иначе - реальность, включающая в себя ею же порожденную иллюзию о самой себе. Или - идеология есть иллюзорное представление о реальности, вызванное данной реальностью и включенное в нее. Нередко Маркс уточняет это общее представление словами о "перевернутом", "поставленном с ног на голову" сознании.

Фейербаховский подход к критике религиозного сознания Маркс распространил на философию, право, политику, экономическую науку, мораль и обыденное сознание. Как и в религии, здесь люди также могут быть захвачены идеологическими иллюзиями, порожденными социальным бытием. При этом для марксового подхода к проблеме идеологии наиболее существенно то, что единство бытия с соответствующим иллюзорным сознанием понимается как всеобщее и неразрывное. Пра-форма или пра-феномен идеологии - не обман, не надувательство масс, а самообман, самоиллюзия реальности о себе самой: "Представления, которые создают себе эти индивиды, суть представления либо об их отношении к природе, либо об их отношениях между собой, либо об их собственной телесной организации... Если сознательное выражение действительных отношений этих индивидов иллюзорно, если они в своих представлениях ставят свою действительность на голову, то это опять-таки следствие ограниченности способа их материальной деятельности и их, вытекающих отсюда, ограниченных общественных отношений" (т.3, c. 24). И далее: "Если во всей идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камер-обскуре, то и это явление точно также проистекает из исторического процесса их жизни, подобно тому, как обратное изображение предметов на сетчатке глаза проистекает из непосредственно физического процесса их жизни". Итак, идеология - это иллюзия "эпохи о самой себе" (там же, с.25).

б) Отличие идеологии от не-идеологии.

Итак, основное различие между идеологией и не-идеологией есть различие между иллюзорным отражением действительности и ее реальным отражением.

За реальное отражение действительности, в конечном счете, ответственна наука. Противоположение идеологии и науки - это фиксация внешних границ идеологии.

Вопрос о внутренних границах идеологии можно трансформировать в вопрос о возможности объективного социального знания, положительный ответ на который дает традиция социологизма - от Дюркгейма до всевозможных версий структурно-функционального анализа и системного подхода в целом. Не-идеологичность внутри идеологии достигается и своеобразной принципиально внедоктринальной формально-логической критически-рефлексивной (полемически-внесистемной) познавательной установкой. Сюда же следует добавить и отказ от задачи "наведения мостов" между сущим и должным: говори, что "есть", но не говори, как "должно быть".

У М. Фуко все знание изначально идеологично, а точный перевод известного афоризма Ф. Бэкона звучит так: "Знание есть власть". Г. Маркузе отмечает, что в современную эпоху господствующей технологической рациональности развитая индустриальная культура становится идеологичнее, чем ее предшественница: "Производственная сфера, - пишет он, - товары и услуги, которые она производит, "предлагают" (или внедряют) социальную систему как целое... Товары поглощают людей и манипулируют ими; они воспроизводят ложное сознание, которое невосприимчиво к собственной лжи".

Очевидно, что в самой общественной практике идеологии могут нести в себе признаки всех трех (или больше?) разновидностей.

При этом идеология рассматривается как продукт интеллектуального труда идеологов-профессионалов, отличный от феноменов массового сознания. И в этом смысле идеология противопоставляется общественной психологии.

(А.А. Поскряков. Фрагмент доклада на Методологическом семинаре кафедры социологии МИФИ)

Отличное определение

Неполное определение ↓

В тех странах, которые в свое время были частью Советского Союза, знают не понаслышке обо всех преимуществах и недостатках социализма. Однако в теории это совокупность различных течений и партий. Каких, будет кратко изложено ниже. Что такое социализм? На самом ли деле это движение за мир, как утверждают его последователи? Подтверждают ли это принципы социализма?

Вконтакте

Главные понятия

Что такое социализм? Данное обозначение впервые было применено в начале 30-х годов 19 века. В то время в это понятие включались различные течения левого толка, целью которых было реформирование общества так, чтобы в нем были созданы лучшие условия для совершенствования самого общества и его участников. Начало свое данная идея берет еще в 16 веке, когда были написаны первые мировые утопии.

В реальном мире написанные теории стали воплощаться в 19 веке как реакция пролетариев на увеличение социальных противоречий в результате доминирования в обществе отношений. Социалистические взгляды (власть – народу; от каждого по способности, каждому по труду) начали проявляться и в итоге выливаться в революции, что вполне понятно.

Это доктрина, которая ставит своей целью достижение социальной справедливости и равенства . В политике же это общественный курс, воплощающий доктринальные принципы, а его приверженцев называют социалистами.

Однако встречается такое понятие, как умеренные социалисты – так называют эсеров, влиятельную партию в России начала 20 века, которые придерживались социалистических взглядов и выступали за свержение самодержавия и создание демократической республики. Умеренные социалисты не смогли удержать власть и вскоре были подмяты большевиками.

Многие путают социализм с коммунизмом, но это не так. Социалисты - это последователи экономического и социально-политического положения в государстве, когда вопросы распределения производства и доходов решает все население. А коммунистические взгляды – это общественное устройство, при котором общественная собственность должна строиться за счет средств производства.

Внимание! Маркс считал социалистическую теорию переходным этапом между коммунизмом и капитализмом.

Политико-общественное устройство такого типа имеет несколько разновидностей:

  1. Государственный – это течение, основанное на безусловном контроле экономики государством, включающее плановое хозяйство и командно-административную систему . Самое распространенное течение и форма строя, встречающаяся до сих пор.
  2. Рыночный – неофициальный термин, которые обозначает наличие в государстве предприятий с коллективной формой собственности при царствующей в стране рыночной экономике. Последователи данного течения утверждают, что самоуправление на производстве принципиально отличается от обычного, характерного для .
  3. Самоуправленческий – это внутреннее течение, которое отрицает необходимость сильного государства, а также и монополию его собственности. Основными чертами такого движения является участие всех граждан в процессе принятия решений в условиях децентрализованной системы управления. При этом государство сохраняется для внешней политики, а его внутренние функции выполняют органы самоуправления .
  4. Коммунизм – общественное устройство, которое основано на полном равенстве в обществе и общественной собственности, которая создается средствами производства.
  5. Социал-демократия – это идейное и политическое движение, которое существует в рамках общего строя, но которое трансформировалось из социализма в позиции установления капитализма легально, но при этом сохранившее принципы социализма – устранение несправедливости в обществе, установление свободы и равенства.
  6. Националистический – более известный как , который перенял все черты социализма, кроме общественной собственности. У нацистов собственность – это не государственное имущество, но производство, работающее на достижение общих целей . Нацисты считали коммунистов своими главными политическими конкурентами и физически истребляли в 20–40 годы XX века в Германии.
  7. Общинный социализм – это движение, которое возникло в России в XIX в. с подачи А. Герцена, который призывал обратить внимание на порядки общества крестьян. Герцен утверждал, что именно крестьяне станут началом подобного строя в империи, поскольку в то время крестьянство на самом деле имело некие зачатки такой политики.

Таким образом, виды социализма разнообразны и иногда серьезно отличаются друг от друга. Многие исследователи утверждают, что на территории СССР царил данный строй, но это не так. Чтобы в этом убедиться, следует изучить принципы социализма и идеологию страны, а затем сравнить их с теми, что бытовали в Союзе.

Теория строя пропагандирует и утверждает общество, в котором все люди равны. Несмотря на схожесть понятия с либерализмом, они коренным образом отличаются.

Равенство воспринимается как реальное и оберегаемое положение между людьми, когда каждый член общества имеет равные социальные экономические права, в отличие от , где равенство – это единые формальные исходные позиции. На основе этого отличается и другая идея – о приоритете коллективизма над индивидуализмом .

Для идеологии строя коллективное благо является высшим благом, ради которого можно принести любые жертвы, в том числе и индивидуальные интересы. Свобода здесь – это возможность подчиняться общественному мнению.

Идеология социализма идеализирует пролетариат, она считает его особым классом, миссия которого – свержение капитализма. Но при этом считается, что революция – это последнее насилие в истории государства, а после нее только краткая диктатура, ведущая людей к эпохе свободного самоуправления работающего класса.

Государство при этом должно модифицироваться в социальный институт, чтобы удерживать власть правления. При этом строй выступает за гуманизм и гармонично развитую личность, хотя это и противоречит главному его принципу – отсутствие индивидуальной свободы.

Такой политический строй базируется на четырех основных принципах, которые задают всю его идеологию. Их можно сформулировать следующим образом:

  1. Отсутствие частной собственности – этот принцип был сформулирован и Энгельсом в их «Коммунистическом манифесте». Любая социалистическая доктрина использует это положение, оно характеризует весь строй без уточнения иных деталей.
  2. Отсутствие семьи как привычной единицы общества – данный пункт есть в большинстве учений, однако это положение не настолько радикальное, насколько оно звучит. Данный принцип ставит за цель уменьшение роли семьи и связей между ее членами , чтобы часть этих функций отдать иным общественным институтам. В качестве примера можно привести кружки жен или кружки по интересам, в которых родители и дети участвуют и укрепляют связи со всеми людьми, а не только с членами семьи. Таким образом, семья превращается в бюрократическую составляющую государства.
  3. Уничтожение религиозных движений – сегодня это утверждение стало частью всех современных учений и доктрин во многих государствах. Данный принцип работает для постепенного изгнания религии из жизни общества, а не такое радикальное решение, которое применяли большевики во главе с Троцким. Хорошим примером работы данного принципа будут скандинавские страны, где высокий уровень жизни и низкая религиозность, причем скандинавы считают, что первое условие соблюдается только при соблюдении второго.
  4. Равенство – данное требование по сути является основой всего социалистического строя и всех его производных и сопутствующих движений. Под этим под равенством подразумевают как стремление уничтожить уже установленную иерархию общества, так и предоставление всем членам общества равных прав и возможностей, независимо от их бывшего положения в обществе. Из-за неравенства в государстве часто можно наблюдать интеллектуальную и духовную пропасть между слоями населения . И именно ее следует уничтожить, чтобы достичь равенства. Сегодня этот принцип лег в основу многих левых течений, например, он лежит в основе модели шведской политики.

Внимание ! Несмотря на активную позицию и отрицание индивидуальной собственности, Карл Маркс жил на средства Энгельса, который был владельцем нескольких производств.

Несмотря на то, что многие принципы данного строя были сформированы еще в 16 веке, сегодня существует огромное количество государств, в которых так или иначе прослеживается модель и принципы этого движения.

Современные государства

Несмотря на изначально понятую провальную идею (на примере того же СССР), сегодня черты этой теории существуют в некоторых государствах, в которых продолжает действовать идеология или некоторые ее характерные черты. Среди стран, которые ее придерживаются, находятся:

  • Вьетнам;
  • Китайская народная республика;
  • Непал;
  • Корейская народная республика;
  • Куба.

Некоторые характерные черты наблюдаются в политике:

  • Швеции;
  • Норвегии;
  • Индии;
  • Португалии;
  • Боливии;
  • Венесуэлы.

Политические идеологии

Социализм и капитализм. Что такое равенство?

Вывод

Таким образом, эта теория несет в себе как негативные, так и позитивные черты и может вывести государство на новый уровень, но, к сожалению, многие положения и стремления такого движения утопичны и никогда не могут быть достигнуты. Примером этого может стать СССР, в котором были достигнуты невероятные высоты (преодоление неграмотности, лучшее образование), однако при этом политика и власть не смогли достичь равенства, свобод и прочих основополагающих целей движения.


Классицизм зародился в Италии в XVI в., а затем получил распространение в других странах Европы. Его возникновение связано с формированием абсолютистских государств этого континента. Классической страной абсолютизма в XVII в. стала Франция, где при короле Людовике XIV установилась неограниченная власть монарха, а он сам говорил: «Государство – это я». В рамках данной монархической идеологии формировались теоретические, ценностно-смысловые принципы классицистического направления в культуре. Абсолютистские власти, признававшие классицизм в качестве единственного «правильного» стиля, вмешивались в деятельностьписателей и художников. Так, с этой целью в 1634 году была создана Французская академия, объединившая преимущественно философов, которая была призвана контролировать литературное творчество. Вскоре были организованы Королевская академия живописи и скульптуры, Академия архитектуры. В 1666 г. учреждена Академия наук. Во всех академиях господствовал классицизм как официальный стиль абсолютистского государства.

В диалектическом понимании классицизм есть сложный, внутренне противоречивый художественный метод, в котором переплетались идейно-художественные принципы, соответствующие как системе ценностей господствующего класса, преимущественно придворной аристократии, так и тем идеалам, нравственным нормам, критериям личности, которые были свойственны демократическим слоям общества (Л.Е. Кертман). В начале XVII столетия идейно-художественная система классицизма была воплощением эстетических идей, вкусов и даже политических позиций господствующего класса, преимущественно той его части, которая была ориентирована на укрепление абсолютной монархии, всеобъемлющего контроля над жизнью и сознанием народа в целом и каждого индивида в отдельности. К концу XVII в., когда поддержка абсолютизма уже не отвечала ценностным ориентациям демократических слоев населения, включая и буржуазию, в классической литературе появляются тираноборческие мотивы, что, безусловно, выражало устремления демократической культуры общества (такова, к примеру, трагедия Жана Расина «Британик», в которой император Нерон приказывает убить своего сводного брата Британика). В этих противоборствующих тенденциях и вырастал классицизм как феномен культуры. С одной стороны, основанный на верности принципам античного искусства (рационализм, симметрия, целенаправленность, сдержанность и строгое соответствие содержания произведения его форме), классицизм стремился выразить возвышенное, героическое, утвердить нравственные, гуманистические идеалы, создать ясные и органичные образцы. А с другой, он содержал в себе черты идеализации, утопизма, академизма, излишней нормативности.

Следуя образцам античности, классицизм и в теории, и, чаще всего, на практике принимал строгое деление жанров литературы, театра и живописи на высокие и низкие.

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...