Чуваши: еда и обряды. Урок изучения культуры чувашского народа "внутреннее убранство чувашской избы"


НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

УДК 390 (=471.344)

ТРАДИЦИИ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА У ЧУВАШЕЙ

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

e-mail: [email protected]

В.В. МЕДВЕДЕВ

Возведение дома сопровождалось обрядовыми действиями. Они оберегали будущее жилище, обеспечивая достаток и благополучную семейную жизнь. В статье проанализированы обряды чувашей, связанные с выбором места дома, началом строительства, укладкой фундамента и поднятием матицы. Сооружение жилища происходило в локусе, соответствующем особенностям ландшафта и отвечающем мировоззрению чувашей. Достаток в доме и долгая семейная жизнь зависели от правильного закладывания фундамента. Благополучие в семье олицетворяли монеты, рябиновые ветви и шерсть домашних животных. Заканчивали возведение дома, укладывая матицу на сруб. Матица определяла домашний центр. Выбор места для постройки, начало строительства и завершение одного из этапов были важными событиями в традиции домостроительства чувашей. Для наилучшей реконструкции приведены этнокультурные параллели

Ключевые слова: дом, обряды, строительство, фундамент, матица, чуваши.

Дому чуваши отводили наиболее благополучное и удобное место своего двора. Жилище называли пурт «изба, дом», созвучное с марийским словом порт «изба» и финским pirtti «курная изба», «баня»1. Пыртом именовали свои срубные избы и саамы2. Для обозначения жилища чуваши употребляли и другие термины: дурт, сорт, кил, пурт-дурт, дурт-йёр и кил-дурт3. У чувашей избы представлены двумя видами: традиционная хура пурт «курная изба» и поздняя шурй пурт «белая изба», имеющая печь с дымоходом и трубой4.

Завершенным типом жилого помещения, встречающимся в чувашских поселениях и в наши дни, стала срубная постройка. Естественно, первоначально она состояла из однокамерной четырехстенной избы. Такие жилища чуваши возводили к середине XIX в., пристраивая к ним крыльцо, служившее сенями. В доме ставили глинобитную печь квадратной формы размером 4,5x5 м и более. Постройку называли тйваткал пурт «четырехугольная изба»5. Подобные жилища, также как пятистенные и шестистенные дома, были известны еще в Волжской Булгарии6. Квадратная или прямоугольная курная постройка корка в конце XIX - начале XX в. служила удмуртам зимним домом7.

Первые комплексные сведения о внешнем виде и интерьере жилища чувашей были собраны в период академических экспедиций XVIII в. Чуваши тогда проживали на обнесенных изгородью дворах, в центре которых возводили дома, не имеющие ни сеней, ни чуланов. В избах встречались полати и нары, служившие кроватью и местом сосредоточения домашних вещей. В зимнее время под нарами держали молодых неокрепших животных8.

Г.Ф. Миллером о чувашских домах сказано, что «над печами и очагами сделаны дымовые окошки и комли. В избах везде делаются у них, как и у татар, широкие лавки, или полки так, что поперек оных протянувшись человеку лежать можно; токмо оныя 1

1 Егоров В.Г. Этимологический словарь чувашского языка. Чебоксары, 1964. С. 172.

2 Харузин Н.Н. Очерк истории развития жилища у финнов. М., 1895. С. 16.

3 Салмин А.К. Семантика дома у чувашей. Чебоксары, 1998. С. 8.

4 Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Чебоксары, 1999. Т. 9-10. С. 88.

5 Матвеев Г.Б. Чувашское народное зодчество: от древности до современности. Чебоксары, 2005. С. 27.

6 Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. Казань, 1987. С. 68.

7 Шутова Н.И. Об одной древнетюркской черте в традиционных удмуртских представлениях: археологоэтнографический аспект / / Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск, 2010. С. 207.

8 Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году. СПб., 1771. С. 138.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33

лавки не по всей избе шириною одинаковы. Оконницы по большей части паюсные, от чего зимою у них весьма тепло бывает, или из тонких берест»9.

Планировка и домашний интерьер жилых помещений у чувашей, расселившихся на территории современной Республики Башкортостан, проиллюстрированы материалами экспедиции 1929 г. В числе сохранившихся графических изображений представлены планы жилищ. Рисунки свидетельствуют о развитии однокамерного дома среди населения. К избе пристраивали некапитальные сени. Известна конструкция изба + сени + изба. Число оконных проемов было различным. Однокамерную постройку освещали от двух до четырех окон. Количество окон зависело от проемов в каждом срубе и от наличия или отсутствия окна в сенях. Например, план зажиточного дома д. Кистенли-Богдановка насчитывает десять оконных проемов. В каждом срубе вырублены по четыре окна и два в сенях10 11.

Строительству жилого дома предшествовал тщательный выбор места. Традиционная гнездовая (кучевая) планировка дворов у чувашей была заменена уличной, внесшей изменения в расположение домов и построек. Гнездовая форма поселения предоставляла возможность занять наиболее пригодный для строительства участок. Чуваши учитывали расстояние до другого дома, наличие природного водоема, колодцев, качество почвы. Наиболее весомым критерием служило поведение домашних животных. Выбранное коровой место для отдыха считалось наиболее приемлемым. Изба, построенная здесь, будет теплой, полагали чуваши. А места, куда садились гуси, наоборот, считались непригодными11. Согласно легендам, удмурты при выборе места для строительства куалы, наблюдали за поведением быка. Они следовали за быком: где он остановится - там и основали новую деревню12.

Из практических соображений чуваши следили за солнцем, выбирая хорошо освещаемую сторону. Весной наблюдали за спадом воды и первыми ручьями на предполагаемом месте возведения дома. Быстрый сход снега, просохшую землю считали хорошим знаком. Выбор участка определял и жребий. Переселенцы на новой территории под руководством старых людей собирались вместе для жеребьевки. Старики выбирали длинный шест или посох и попарно выводили будущих домохозяев, которые переставляли по длине шеста ладони от верха до земли. Первый коснувшийся земли выбирал участок.

Детальное изучение места под будущий дом свойственно и восточнославянской традиции, в соответствии с которой из всего реально пригодного необходимо было выбрать только то, что может считаться таковым с ритуально-мифологической точки зрения. В данном случае устанавливалось равновесие сакрального и профанического, космического и земного13. Доверять выбор места дома крупнорогатому скоту характерно для восточных славян. Животные выступают как объекты, с поведением которых связывали точку осваиваемого пространства14.

Удачным локусам противоположны непригодные участки земли, к которым относили территорию погоревших домов, заброшенных бань, перекрестков и старых дорог. Границы и размеры нового жилища не должны были совпадать с прежним домом15. Сгоревшие дома чуваши старались вывезти за пределы поселения. Строительство нового жилища, если отсутствовала возможность перехода на другой участок, начинали в стороне от произошедшего пожара. Нежелательным считали возведение дома на месте действующей или заброшенной дороги. Вятские жители избегали строительства на лесной дороге, проходившей по деревне16. Запреты были связаны с пребыванием на дорогах, перекрестках и других неблагополучных локусах потусторонней силы, имевшей возмож-

9 Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. СПб., 1791. С. 9.

10 Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук (далее НА ЧГИГН). Отд. III. Ед. хр. 212. № 1720.

11 Салмин А.К. Указ. соч. С. 8.

12 Орлов П.А. Вещный мир удмуртов (к семантике материальной культуры): дис... канд. ист. наук: 07.00.07. Ижевск, 1999. С. 48.

13 Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С. 26.

14 Там же. С. 37-38.

15 Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993. С. 155.

16 Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. М., 2003. С. 28-29.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33

ность причинить вред. Например, дорога часто использовалась колдунами и знахарями, связывала мир живых людей и умерших предков.

Место, неверно подобранное для строительства жилища, служило причиной неудач и семейного разлада17. Чуваши верили, что человек, переночевав на планируемом для дома участке, определит его свойства. Крепкий, хороший сон считали добрым знаком. Поднимали избу и на месте старой муравьиной кучи, как на более сухом и удобном18. К помощи муравьев прибегали и коми-зыряне. В берестяном коробе из леса приносили муравьев и небольшое количество сора из муравейника. Короб ставили на месте будущей постройки. Если место удачное, то муравьи обоснуются на нем, в противном случае они покидали короб19.

Примером изменения традиции при улично-квартальном расположении домов в поселении служит сюжет, приведенный П.П. Фокиным о выделении выселка из с. Русская Васильевка Самарской области. Старожилы говорили о наблюдении за животными в полушутливом тоне. «Следовало их пригнать и подождать, как они устроятся, успокоятся. Но нам, переселенцам, нужно было выдержать ряд по линии улицы, соблюсти границы участков, расстояние между домами. Так что при желании мы не смогли бы следить за этими приметами», - пишет автор20. Отказ от строительства на месте, облюбованном гусями, подтверждает и другое требование - от начала возведения до переезда в избу, в нее не запускали голоногих птиц, поскольку они притягивали бедность к новому дому21.

Определившись с местом будущей избы, закладывали фундамент. Действие сопровождал обряд никёс патти «каша божеству фундамента». Серебряную монету и шерсть укладывали в тур кётесси «угол божества Тура» (юго-восточная сторона), или на столбе фундамента, или после первого, третьего венца. В центре основания новой избы варили кашу и читали молитву о благополучии семьи22. Серебро должно было наполнить дом достатком, шерсть - теплом23. Чуваши Большешатминского прихода Ядринского уезда Казанской губернии, закладывая фундамент, в углах раскладывали медные крестики, оберегавшие от злых духов. Произнося молитву, оборачивались лицом на восток24.

Серебряную монету чуваши посвящали божеству Хёртсурт «хранителю домашнего очага»25. С принятием православия чуваши начинали заимствовать традиции русских. Начиная строительство, по углам совместно раскладывали монеты и крестики. Для освящения будущего или уже завершенного дома приглашали священника26.

Монеты, размещенные под углы первых венцов жилища, называли пурт никёсё27. До начала возведения сруба чуваши начинали рыть подпол. Вокруг него собирали венец, внутри которого варили кашу никёс патти. На кашу приглашали соседей и старика, возглавлявшего обряд. Обернувшись на восток, говорили слова молитвы. Старик бросал в огонь ложку каши, после чего приступали к трапезе, угощению пивом. Согласно замечанию В.К. Магнитского, помимо монет по углам закладывали по горсти ржи28. Если монета олицетворяла богатство, шерсть - тепло будущего здания, то рожь, естественно, подразумевала сытную жизнь и достаток в доме.

Во время полевых выездов информанты вспоминали и о том, что в подпол опускали выкопанный куст молодой рябины вместе с корнями. Объясняют действо тем, что семья, как и куст с корнями, должна прочно закрепиться на новом месте. Рябина охраняла домочадцев и жилище. В беседе с этнографами Е.А. Ягафовой и И.Г. Петровым было высказано предположение о том, что куст рябины в данной ситуации выступал одной из

17 Орлов П.А. Указ. соч. С. 48.

18 Чуваши: этнографическое исследование. Духовная культура. Чебоксары, 197о. Ч. 2. С. 72.

19 Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М., 1958. С. 213-214.

20 Фокин П.П. Строительные обряды современной чувашской семьи // Этнология религии чувашей. Чебоксары, 2003. Вып. I. С. 67-68.

21 нА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 168. Л. 363.

22 Салмин А.К. Народная обрядность чувашей. Чебоксары, 1994. С. 103.

23 НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 150. Л. 514; НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 154. Л. 238.

24 НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 168. Л. 305.

25 НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 158. Л. 12.

26 НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 176. Л. 357.

27 Ашмарин Н.И. Указ. соч. С. 90.

28 Магнитский В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры: Собраны в некоторых местностях Казанской губернии. Казань, 1881. С. 108-109.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33

форм домашнего божества Йёрёх. Неслучайно дерево использовали как оберег и хранили в доме, на усадьбе или сажали во дворе. Например, ставя новые ворота, в пустоту металлических столбов бросают рябиновые ветви. Закладывают их и в фундамент наряду с монетами и шерстью.

Поскольку для народной культуры свойственна вариативность, в разных поселениях известны разные вещи, используемые при закладывании дома, и разные углы, пригодные для этого. Характерно и разнообразие названий. Так, в с. Бишкаин Аургазинского р-на РБ обрядовые действия обозначают одним словом - никёс «фундамент, основание»29. Вариация встречается и в выборе человека, закладывающего предметы. В этой роли выступают будущий хозяин, старший в роду мужчина, старшая женщина или беременная женщина. В случае неимения при строительстве среди родных беременной женщины, её приглашали из числа соседей и близких друзей. При отсутствии в семье мужчины, старшая женщина накидывала на себя пиджак и, держа под левой подмышкой мужскую шапку либо рукавицу, проговаривала молитву и слова благопожелания строящемуся зданию и жителям.

Закладывание монет, шерсти или крупы практикуется и сейчас. В срубе их помещают под венцы, при кирпичной стройке - под первый ряд, следующий за фундаментом.

Согласно преданиям, помимо монеты и шерсти чуваши жертвовали собаку или волка, которых закладывали под фундамент30. При основании новых поселений они также зарывали в землю труп собаки или дикого волка31.

Жертва предметами на благо нового дома и проведение моления встречается в культуре башкир. На избранном для строительства месте укладывали белый камень -«камень фундамента», а в углы закладывали монеты. Совершали жертвоприношение и устраивали общее угощение всех присутствующих и встречавшихся на улице. Заложив фундамент, приглашали человека, произносившего молитву, желавшего достатка и сча-стья32. Наблюдаем подобные действия и у мордвы. Перед возведением фундамента в честь богини земли проводили моление. Под передний угол будущего дома зарывали хлеб, куриную голову, оставляли монету, рассыпали зерно либо сбрызгивали кровью пожертвованной курицы бревна. Процедуры приносили богатство и благополучие33.

Закончив работу с основанием жилища, приступали к возведению стен. Срубы поднимали, укладывая поочередно венцы согласно тому, как их рубили, в соответствии с нумерацией. Стены чуваши обозначали словом пёрене, одновременно означающим и бревно. Подобное совпадение подтверждает развитие, прежде всего, срубного домостроительства по отношению к иным типам жилищ в столбовой, каркасно-столбовой и саманной технике.

На возведенном срубе за один-два завершающих ряда водружали мачча кашти «матицу». Небольшие избы имели одну матицу, в более крупных срубах врубали по две. Под матицу использовали крепкое бревно или брус. Располагали её перпендикулярно входной двери34. В укладывании матицы вдоль сруба подмечали отличие чувашских изб от русского жилища35. Из качественного хвойного дерева укладывали одну матицу, из лиственных пород, например, осины, - две36. Число зависело от размеров и конструкции дома.

Несомненно, установка матицы символизировала окончание работы над срубом, поскольку стены были возведены, и, одновременно, начинался новый этап работы над кровлей дома. Уникальность матицы в пространстве избы, по отношению к другим строительным элементам, раскрывают фольклорные материалы:

Энтри шалта, пудё тулта «Андрей в избе, голова наружу» (матица)

30 НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 35. Л. 89.

31 Салмин А.К. Традиционные обряды и верования чувашей. СПб., 2010. С. 191.

32 Масленникова Т.А. Художественное оформление башкирского народного жилища (XIX-XX вв.). Уфа, 1998. С. 45.

33 Корнишина Г.А. Дом и ритуал в традиционной культуре мордвы / / Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2012. № 2 (18). С. 83.

34 Матвеев Г.Б. Крестьянская строительная техника (Северо-западные районы Чувашии) // Вопросы материальной и духовной культуры чувашского народа. Чебоксары, 1986. С. 37.

35 НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 35. Л. 78.

36 Матвеев Г.Б. Чувашское народное зодчество: от древности до современности. С. 43.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33

Ретюк ретём, Сенчук пёччен «Редюков целый ряд, а Сенчук один» (матица и потолочные доски)

Пёр салтак дине пин салтак пуд хурать «На одного солдата ложатся головами тысяча солдат» (матица и потолочные доски)37.

Матица разграничивала территорию жилого дома. Она являлась рубежом «внутренней», «передней» части и «внешней», «задней», связанной с входом/выходом. Посторонний человек, посетив дом, не должен преодолевать границу и заходить за матицу без приглашения хозяев38. У чувашей сваты, пришедшие в дом невесты, располагались на лавке у двери или под потолочной матицей. Только переговорив с хозяевами, получив приглашение к столу, они переступали границу и переходили в другую часть дома, находящуюся за матицей39. При лечении больного знахарь сажал его под матицу, перечисляя варианты болезни40.

Справедлива идея А.К. Байбурина о том, что место под матицей и её центром необходимо считать серединой дома, топографическим центром, на котором совершали значительное число обрядов, не связанных с сидением за столом или с печью41.

Поднятие матицы всегда сопровождалось проведением обрядовых действий. Бревно, предназначенное для матицы, заворачивали в шубу и поднимали в таком виде. Таким приемом выражали пожелание, чтобы дом сохранял тепло. «При подъеме матицы, как бы ни было тяжело, ни один из рабочих не должен ни охнуть, ни крикнуть. Когда кладут на место матицу, по ней не стучат ни топором, ни каким-либо другим предметом... Если не соблюдать этих требований, то, по мнению строителей, изба будет вонючей, угарной, сырой и дымной», - читаем в записях Н.В. Никольского42. Украинские плотники также старались не стучать по матице, поскольку в таком случае у хозяев будет постоянная головная боль43.

Известны разные приемы подъема матицы. Помимо укрывания шубой, подвешивали кувшин с пивом, хлеб либо пирог хуплу, на концах матицы раскладывали по ложке каши. Подняв матицу, шнур перерезали. Каравай подхватывали или следили за падением и стороной, на которую падал хлеб. От этого зависела судьба домочадцев44. У русских в скатерть или мех заворачивали хлеб, иногда водку и соль, подвешивали к матице. Один из строителей рассыпал у дома зерно и хмель. Наверху веревку, державшую скатерть, перерубали. Как и у чувашей, в одних населенных пунктах подхватывали сверток, а в других селениях следили за манерой падения. Положение на земле предсказывало будущее45.

Информанты уверенно связывают установку матицы с окончанием одного из этапов строительства. Перед подъемом на срубе рассаживались два, четыре либо шесть мастеров, задействованных в работе с матицей. При недостаточном количестве мужчин наверх поднимались взрослые женщины. Перед подъемом в игровой форме объявляли: «Матка водку просит!». К матице веревкой привязывали хлеб или хуплу и бутылку с самогоном, водкой, домашним пивом. Поднимали очень осторожно, проявляя взаимоуважение и соблюдая тишину. Плотники, сидящие на срубе, пили по рюмке и спускали бутылку вниз. К матице помимо бутылки привязывали угощение, которое, попробовав, также спускали вниз. У верховых чувашей с. Антоновка Гафурийского р-на РБ под уложенной матицей в центре дома хозяева накрывали стол для строителей46. В с. Наумкино Аургазинского р-на РБ за недостаточное угощение мастера прятали пустую бутылку с матицы на крыше дома горлышком к ветреной стороне, чтобы она гудела при сильных порывах47.

Веревку с подвешенным хлебом обрубали. Каравай, упавший плоской стороной вниз был хорошим признаком, округлая сторона хлеба предвещала несчастье. Помимо

37 Романов Н.Р. Чувашские пословицы, поговорки и загадки. Чебоксары, i960. С. 206.

38 Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. С. 145.

39 НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 177. Л. 67-68.

40 НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 154. Л. 22.

41 Байбурин А.К. Указ. соч. С. 146.

42 Никольский Н.В. Краткий курс этнографии чуваш. Чебоксары, 1928. Вып. 1. С. 38.

43 Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 316.

44 Матвеев Г.Б. Указ. соч. С. 43.

45 Зеленин Д.К. Указ. соч. С. 315-316.

46 ПМА - 2011 (РБ, Гафурийский р-н, с. Антоновка).

47 ПМА - 2013 (РБ, Аургазинский р-н, с. Наумкино).

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33

пирога, хлеба, бутылки и закусок с установкой матицы связано закладывание монет и шерсти, т.е. повторяли те же действия, что и при закладке фундамента. Монета и шерсть символизировали достаток и тепло будущего здания. В с. Бишкаин Аургазинского р-на РБ в комок с шерстью скатывали муку, пшено и другие крупы.

Украинцы Республики Башкортостан оборачивали платком матицу и подкладывали под нее зерно и монеты, что гарантировало счастливую жизнь. Под воздействием башкир у украинцев деньги матице заменила шерсть, «символ счастья и благополучия у скотоводческих народов»48. Использование монет и шерсти подтверждает роль матицы как локуса сосредоточения материального благосостояния семьи49.

Обрядовые действия под матицей дома в свадебных торжествах, проводах рекрута и других ситуациях подтверждают «решительность событий, происходящих в жизни индивида, семьи и рода... решается судьбоносная задача: быть за матицей или удержаться на этой стороне»50.

Таким образом, чуваши, как и многие другие народы, строительство нового дома сопровождали обрядовыми действиями. Место для будущего жилища выбирали в соответствии с религиозными воззрениями, но обращая внимание на особенности ландшафта. К значимым событиям принадлежит правильное закладывание фундамента, обеспечивающее безбедную и счастливую жизнь на новом месте. Символами благополучия выступали монеты, шерсть, ветви рябины. Возведение сруба заканчивалось установкой матицы, олицетворявшей середину пространства избы, её центр. Естественно, домашняя обрядность многообразна, содержит большое количество разного рода процедур. Тем не менее, выбор локуса дома, начало строительства и завершение одного из этапов являются важными событиями в традиции домостроительства чувашей.

HOUSEBUILDING TRADITIONS OF CHUVASHIANS

Housebuilding accompanied by ceremonials. They protected oncoming houses, providing prosperity and domesticity. In the article was analyzed Chu-vashian ceremonials of choicing place for a home, starting building, taking basement of home and putting joist. House installation was occuring in a locus, that consistent landscape peculiarity and respondent to Chuvashians ideology. Prosperity and domestisity depended of taking a proper basement. The welfare domestisity embodied by coins, rowanberry branches, wools of pets. Housebuilding was finishig by puting joist on a frame. Joist defined the center of the house. Choicing place for a building, starting to building and finishing it was important events of Chuvashians housbuilding traditions. There are ethnocultural parallels for better re onstruction.

Key words: home, ceremonies, building, base, joist, ehuvash.

Nosov Magnitogorsk State Technical University

e-mail: [email protected]

48 Бабенко В.Я. Украинцы Башкирской ССР: поведение малой этнической группы в полиэтничной среде. Уфа, 1992. С. 125.

49 Шкляев Г.К. Обряды и поверья удмуртов, связанные с жилищем / / Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. Ижевск, 1989. С. 32-33.

50 Салмин А.К. Семантика дома у чувашей. С. 56-57.

Мордва Эрзя Мокша Каратаи (татарское влияние) Терюхане (русское влияние) Шокша (русское влияние)

Происхождение названия Этноним «мордва» не является самоназванием народа. иранский язык («mord» - человек, мужчина). Первое письменное упоминание о мордве относится к середине VI века нашей эры. Готский историк Иордан в труде «О происхождении и деяниях гетов» («Getica») называет «морденс» в числе племен, покоренных готским королем Германарихом.

Пургасова Русь В Русских летописях первой половины XIII в. упоминается о мордовской о «Пургасовой Руси» , во главе которой стоял инязор («великий хозяин» - эрз.) Пургас, политика которого была ориентирована на болгар.

Поселения и жилища речной и приречный тип заселения водораздельный тип заселения редко встречается

Характер планировки По характеру планировки мордовские селения Заволжья подразделялись на рядовые, концевые, уличные, беспорядочные квартально-уличные.

Уличная застройка Улица состояла из одного ряда домов, перед окнами которых располагались хозяйственные постройки – мазанки, амбары и бани. Такая планировка одного из концов с. Малый Толкай (Похвистневский район), известного под названием трокспе.

Жилище мордвы Курная изба, котарая топилась «по-черному» Жилище мордвы было двухраздельное и трехраздельное.

Дом Он состоял из жилой избы (куд м. , кудо э.) и сеней (кудоньголь м. , кудыкелькс э.). Трехраздельный дом дополнялся горницей.

Технология строительства Срубы были невысокие - до 13 венцов. Ставили их обычно без фундамента или на невысокие деревянные столбики. Много домов было из самана. Иногда подобные дома строили с помощью опалубки - дощатых стенок.

Крыши Крыши жилищ бывали обычно четырехскатными, крытыми соломой. Солому часто обмазывали глиной, что защищало от раздувания ее ветром и в известной мере предохраняло от пожаров. В ряде районов крыли крыши болотным тростником. На домах самарской мордвы почти нет резьбы.

Внутренняя планировка Печь стояла в одном из углов при входе. У мокши встречался кершпель - дощатый настил перед печью высотой 25 -30 см. от пола. Но он встречался гораздо реже, чем у мокшанского населения коренной территории проживания.

Усадьба Сени, которые примыкали непосредственно к жилой избе были в основном тесовые, реже рубленые, встречались и плетневые сени с земляным полом. Двор (пирьф - м. , кардаз - э.) непосредственно примыкал к дому и имел форму прямоугольника или квадрата. Широко были распространены открытые дворы. В комплекс хозяйственных помещений входили помещения для скота, хранения инвентаря и домашнего имущества, постройки для обмолота и сушки хлеба. Бани обычно ставились на берегу водоема. А на улице напротив окон устраивали подвалы полуземляночного типа. В них хранили на случай пожара ценное имущество: зерно, одежду и т. п.

Антропологическая характеристика Наибольшее сходство чуваши имеют с горными марийцами. У северных чувашей заметно влияние монголоидных компонентов. Население южных районов обладает европеоидными чертами и тяготеет к мордве.

типы чувашских поселений Села и деревни. В северных и центральных районах республики чувашские деревни состояли из околотков – скоплений дворов, удаленных друг от друга на значительное расстояние. Околотки имели усложненную планировку и кучно расположенные усадьбы. Первые чувашские поселения Прикамья, Южного Приуралья и Самарской Луки представляли собой малодворные деревни с беспорядочно разбросанными усадьбами.

Жилище чувашей Курная избах хура пурт до конца 19 века. Наиболее архаичной постройкой сейчас является лась, которая используется как летняя кухня.

Дом чувашей Нары, стол, деревянные плахи каска пукан. Позже появились длинные скамейки и деревянные кровати.

Технология строительства В настоящее время сельское чувашское население строит бревенчатые и кирпичные дома. Как правило, это четырех- или пятистенки. В приволжских районах избы рубят из сосновых бревен, липы и других лиственных пород деревьев.

Крыши Двускатные, с высокими фронтонами, оформленные пропильной резьбой. Встречаются также дома с шатровой или полушатровой крышей. Наличники окон украшены резьбой. В архитектурном декоре применяется полихромная раска, в архитектуре преобладают строгие и прямые линии.

Усадьбы Открытый двор килкарти. Дом и хозяйственные постройки соединены Г-образно или П-образно. Многие постройки в усадьбе имеют традиционное место. К сеням пристраивают клеть или амбар. Более половины чувашских хозяйств имеют погреб нухреп. Баню мунча в целях противопожарной безопасности ставят в саду, в огороде или на улице.

Ворота Глухие, обильно орнаментированные так называемые русские ворота с двускатной крышей, установленные на трех или четырех массивных дубовых столбах.

Волго-уральские татары Субэтносы: казанские татары, касимовские татары и мишарей, субконфессиональную общность кряшен (крещеных татар) и нагайбаков.

Типы поселений Городские и сельские поселения. кучевая, гнездовая формы расселения, беспорядочная планировау, отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, зачастую кончавшихся неожиданными тупиками

Характер планировки поселений Деревни (аул) в основном располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах, озёрах. Небольшие поселения в низинах, на склонах возвышенностей В лесостепных и степных ареалах преобладали крупные раскинутые вширь аулы на ровной местности

Аул В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. В селитебной черте селений иногда находились школы, производственные сооружения, пожарные сараи. На окраине селения располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы. В лесных ареалах, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота (басу капка).

Технология строительства Основной строит, материал - дерево. Преобладала срубная техника строительства. Отмечалось и возведение жилых построек из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте, подклети

Дом Преобладал двухкамерный тип - изба - сени, местами бытовали пятистенки, избы с прирубом. Трёхкамерные избы со связью (изба - сени - изба). В лесных районах преобладали избы, соединённые через сени с клетью, жилища крестообразного плана, "круглые" дома, крестовики дома с полуподвальным жилым этажом, двух-, изредка трехэтажные. Состоятельные крестьяне ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем этаже лавки, магазины.

Внутренняя планировка свободное расположение печи у входа, почётного места "тур" в середине нар (сэке), поставленных вдоль передней стены. Лишь у татар-кряшен "тур" помещался по диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или занавесью на женскую - кухонную и мужскую - гостевую половины. Интерьер жилища представлен длинными нарами, являвшимися универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В северных ареалах и особенно у татар-мишарей применялись укороченные нары, сочетавшиеся с лавками, столами. Локальное же применение имели потьмар, коник, а в ряде ареалов полати, широкие дощатые полки укреплённые над дверью или вдоль стен полки, на которых хранились постельные принадлежности (в дневное время они складывались на сундуке или на спец. подставке, поставленных на нарах). Для сна использовались и деревянные кровати, помещавшиеся в углу у входа.

Крыша Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами четырёхскатной форм. При бесстропильной конструкции в лесных районах применялась самцовая, а в степных покрытие накатом из брёвен, жердей. Территориальные различия наблюдались и в материале покрытия кровли: в лесной зоне тёс, иногда применялась дранка, в лесостепной - солома, луб, степной - глина, камыш.

Татарская усадьба Усадьбы разделялись на две части: передний, чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задний - огород с гумном. Здесь находились ток, овин-шиш, мякинник, иногда баня. Наиболее старым планом двора являлся беспорядочный, с раздельным расположением жилых и хозяйственных сооружений. Преобладающий план - дворы, застроенные сгруппированными постройками "П"-, "Г"-образной, однорядной, двухрядной планировочными формами. Типичным обликом усадеб являлось размещение ворот в середине передней линии двора. Одна из сторон усадьбы занималась жилищем, др. - хранилищем (клетью, амбаром, кладовой), а в некоторых селениях периферийных ареалов - летней кухней (алачык).

Типы поселений деревни, села и слободы. Поздним типом поселения, появившимся в XIX веке вследствие малоземелья крестьян, следует считать выселки и хутора.

Характер планировки поселения Для русских селений характерной является уличная или линейная планировка: два порядка домов, расположенных по прямой (или почти прямой) линии, с проезжей частью между ними.

Изба Основным типом жилой постройки в среде русского населения Самарского края являлась деревянная срубная изба с подпольем

Планировка избы Для планировки жилища в прошлом было характерно трехкамерное деление: изба-сени-клеть. В начале XX века планировка домов начала изменяться. Чаще стали строить жилища по следующим типам: изба-сени (четырехстенок); изба-сени-изба, пятистенок. Последний тип представлял собой жилище из двух срубов с одной общей стеной. большая русская печь при входе, ее устье было обращено к передней стене дома с окнами. Направление к боковой стене – заимствование у местных поволжских народов. По диагонали от печи устраивался передний - красный - угол, в котором на определенной высоте, ближе к потолку, вешались иконы - образа. В переднем углу стоял большой стол, вдоль стен располагались широкие лавки. У печи, над входом, почти пол-избы занимали полати. Пространство за печью - бабий угол - отгораживалось занавеской или деревянной перегородкой.

Технология строительства Каркас такого жилища собирался из бревен, сложенных в четырехугольные горизонтальные венцы и скрепленных различными способами: «в чашку» (в угол), в обло (с выступающими концами), а также в крюк, в иглу, в охлуп. Сруб, состоящий в среднем из 12 -15 бревен-венцов, ставился на фундамент - стулья, в качестве которого могли выступать дубовые стойки, бутовый камень или известняк. Пол настилался на переводины, скрепляющиеся на уровне второго или третьего венца. Пазы сруба прокладывались мхом и паклей, а снаружи промазывались глиной. Одновременно оформлялись оконные и дверные проемы. Окна размером 40 х60 см вырубались в 5 -7 венцах и окаймлялись наличниками, реже ставнями - закроями. В степной зоне вместо леса в русском домостроительстве использовался саман. Стены жилой избы выкладывали из кирпичей, изготовленных в специальных формах из смеси глины, соломы и песка и высушенных на солнце. Щели между кирпичами заливали жидкой глиной.

Усадьба Усадьба огораживалась тесовой или плетневой изгородью. Из хозяйственных построек наибольший интерес представляют мазанка (летняя кухня, распространенная в южных, степных районах края) и калда (загон для скота). Бани обычно строили вблизи водного источника, на окраине селения. В степных районах края в XIX веке во многих селениях мылись и парились обычно в большой русской печи.

Планировка поселений Поселения располагались по течениям рек и ручьёв, по берегам озёр, в балках и оврагах, вблизи рощ и лесов, по большим трактовым дорогам, в предгорных долинах. Сёла обычно вытягивались в один ряд или улицу. В конце 19 - начале 20 вв. преобладали уличная, улично-квартальная, уличнорадиальная, улично-беспорядочная, уличногнездовая, рядовая планировки украинских селений.

Технология строительства Строились низкие продолговатые в плане побелённые хаты без подклета с земляным или глинобитным полом. Стены возводились из различных, материалов: дерева, глины, камня. В связи с удорожанием лесоматериалов в кон. 19 - начале 20 вв. срубная техника стала сочетаться, а нередко и вытесняться каркасной, саманной, глинобитной, кирпичной. Во всех районах стойко сохранялась древняя украинская традиция обмазывать глиной и белить срубные, каркасные и глинобитные стены.

Планировка хаты Традиционная планировка дома - двух- и трёхраздельная. Двухкамерный дом состоял из «хаты» и неотапливаемых сеней, В трехкамерном доме сенями соединились две хаты либо хата и холодная «комора» . Многокомнатные дома с усложненной планировкой были характерны для поселений городского типа, крупных украинских слобод с развитой промысловой деятельностью и для казачьих станиц. У всех украинских переселенцев бытовал внутренний план хаты, типичный для Украины. В заднем углу хаты стояла духовая печь, широко известная как русская печь с устьем, повёрнутым к боковой длинной стене дома. По диагонали от печи - передний угол («покут»), где висели иконы и стоял обеденный стол, вдоль фасадной и боковой стен - укреплённые в стены лавки («лави»), напротив устья печи ближе к двери - кухонная половина. Духовую печь, а иногда покут и переднюю стену расписывали разноцветной глиной, синькой, красками, передний угол украшали рушниками, искусственными и живыми цветами, колосьями ржи и пшеницы.

Украинская усадьба Украинские поселенцы стремились ориентировать большую часть окон на солнечную сторону, дом ставили несколько отступя от изгороди, где разбивался палисадник. Преобладает открытый тип двора со свободным расположением хоз. построек. От улицы и от соседней усадьбы отгораживались забором из плетня, частокола, жердей или досок. Ближе к дому и к улице группировались более «чистые» постройки - амбар или комора, сарай и навесы для с. -х. инвентаря, летняя кухня, погреб, кладовые. В глубине двора строили сараи для коров, конюшни, кошары для овец, навесы и открытые загоны для скота. Украинская усадьба завершалась довольно большим огородом, где значительная площадь отводилась под сад и «ливаду» (луг) с посадками вербы, акации, используемых для домашнего строительства. За огородом или в конце его устраивали гумно - ток для молотьбы хлеба и сарай («клуня») для хранения хлеба в снопах, его обмолота и просушки.

ТРАДИЦИИ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА У ЧУВАШЕЙ В.В. МЕДВЕДЕВ Гнездовая форма поселения предоставляла возможность занять наиболее пригодный для строительства участок. Чуваши учитывали расстояние до другого дома, наличие природного водоема, колодцев, качество почвы. Наиболее весомым критерием служило поведение домашних животных. Выбранное коровой место для отдыха считалось наиболее приемлемым. Изба, построенная здесь, будет теплой, полагали чуваши. А места, куда садились гуси, наоборот, считались непригодными11. Согласно легендам, удмурты при выборе места для строительства куалы, наблюдали за поведением быка. Они следовали за быком: где он остановится – там и основали новую деревню12 . Из практических соображений чуваши следили за солнцем, выбирая хорошо освещаемую сторону. Весной наблюдали за спадом воды и первыми ручьями на предполагаемом месте возведения дома. Быстрый сход снега, просохшую землю считали хорошим знаком. Выбор участка определял и жребий. Переселенцы на новой территории под руководством старых людей собирались вместе для жеребьевки. Старики выбирали длинный шест или по- сох и попарно выводили будущих домохозяев, которые переставляли по длине шеста ладони от верха до земли. Первый коснувшийся земли выбирал участок. Детальное изучение места под будущий дом свойственно и восточнославянской традиции, в соответствии с которой из всего реально пригодного необходимо было вы- брать только то, что может считаться таковым с ритуально-мифологической точки зрения. В данном случае устанавливалось равновесие сакрального и профанического, космического и земного13. Доверять выбор места дома крупнорогатому скоту характерно для восточных славян. Животные выступают как объекты, с поведением которых связывали точку осваиваемого пространства14 . Удачным локусам противоположны непригодные участки земли, к которым относили территорию погоревших домов, заброшенных бань, перекрестков и старых дорог. Границы и размеры нового жилища не должны были совпадать с прежним домом15. Сгоревшие дома чуваши старались вывезти за пределы поселения. Строительство нового жилища, если отсутствовала возможность перехода на другой участок, начинали в стороне от произошедшего пожара. Нежелательным считали возведение дома на месте действующей или заброшенной дороги. Вятские жители избегали строительства на лесной дороге, проходившей по деревне16. Запреты были связаны с пребыванием на дорогах, перекрестках и других неблагополучных локусах потусторонней силы, имевшей возможность причинить вред. Например, дорога часто использовалась колдунами и знахарями, связывала мир живых людей и умерших предков. Место, неверно подобранное для строительства жилища, служило причиной неудач и семейного разлада17. Чуваши верили, что человек, переночевав на планируемом для дома участке, определит его свойства. Крепкий, хороший сон считали добрым знаком. Поднимали избу и на месте старой муравьиной кучи, как на более сухом и удобном18. К помощи муравьев прибегали и коми-зыряне. В берестяном коробе из леса приносили муравьев и небольшое количество сора из муравейника. Короб ставили на месте будущей постройки. Если место удачное, то муравьи обоснуются на нем, в противном случае они покидали короб19 . Примером изменения традиции при улично-квартальном расположении домов в поселении служит сюжет, приведенный П.П. Фокиным о выделении выселка из с. Русская Васильевка Самарской области. Старожилы говорили о наблюдении за животными в полушутливом тоне. «Следовало их пригнать и подождать, как они устроятся, успокоятся. Но нам, переселенцам, нужно было выдержать ряд по линии улицы, соблюсти границы участков, расстояние между домами. Так что при желании мы не смогли бы следить за этими приметами», – пишет автор20. Отказ от строительства на месте, облюбованном гу- сями, подтверждает и другое требование – от начала возведения до переезда в избу, в нее не запускали голоногих птиц, поскольку они притягивали бедность к новому дому21 . Определившись с местом будущей избы, закладывали фундамент. Действие сопровождал обряд никĕс пăтти «каша божеству фундамента». Серебряную монету и шерсть укладывали в тур кĕтесси «угол божества Турă» (юго-восточная сторона), или на столбе фундамента, или после первого, третьего венца. В центре основания новой избы варили кашу и читали молитву о благополучии семьи22. Серебро должно было наполнить дом достатком, шерсть – теплом23. Чуваши Большешатминского прихода Ядринского уезда Казанской губернии, закладывая фундамент, в углах раскладывали медные крестики, оберегавшие от злых духов. Произнося молитву, оборачивались лицом на восток24 . Серебряную монету чуваши посвящали божеству Хĕртсурт «хранителю домашнего очага»25. С принятием православия чуваши начинали заимствовать традиции русских. Начиная строительство, по углам совместно раскладывали монеты и крестики. Для освящения будущего или уже завершенного дома приглашали священника26 . Монеты, размещенные под углы первых венцов жилища, называли пӳрт никĕсĕ 27 . До начала возведения сруба чуваши начинали рыть подпол. Вокруг него собирали венец, внутри которого варили кашу никĕс пăтти. На кашу приглашали соседей и старика, возглавлявшего обряд. Обернувшись на восток, говорили слова молитвы. Старик бросал в огонь ложку каши, после чего приступали к трапезе, угощению пивом. Согласно замечанию В.К. Магнитского, помимо монет по углам закладывали по горсти ржи28. Если монета олицетворяла богатство, шерсть – тепло будущего здания, то рожь, естественно, подразумевала сытную жизнь и достаток в доме. Во время полевых выездов информанты вспоминали и о том, что в подпол опус- кали выкопанный куст молодой рябины вместе с корнями. Объясняют действо тем, что семья, как и куст с корнями, должна прочно закрепиться на новом месте. Рябина охраняла домочадцев и жилище. В беседе с этнографами Е.А. Ягафовой и И.Г. Петровым было высказано предположение о том, что куст рябины в данной ситуации выступал одной из форм домашнего божества Йĕрĕх. Неслучайно дерево использовали как оберег и хранили в доме, на усадьбе или сажали во дворе. Например, ставя новые ворота, в пустоту метал- лических столбов бросают рябиновые ветви. Закладывают их и в фундамент наряду с мо- нетами и шерстью. Поскольку для народной культуры свойственна вариативность, в разных поселе- ниях известны разные вещи, используемые при закладывании дома, и разные углы, при- годные для этого. Характерно и разнообразие названий. Так, в с. Бишкаин Аургазинского р-на РБ обрядовые действия обозначают одним словом – никĕс «фундамент, основание»29. Вариация встречается и в выборе человека, закладывающего предметы. В этой роли выступают будущий хозяин, старший в роду мужчина, старшая женщина или беременная женщина. В случае неимения при строительстве среди родных беременной женщины, еѐ приглашали из числа соседей и близких друзей. При отсутствии в семье мужчины, старшая женщина накидывала на себя пиджак и, держа под левой подмышкой мужскую шапку либо рукавицу, проговаривала молитву и слова благопожелания строящемуся зданию и жителям. Закладывание монет, шерсти или крупы практикуется и сейчас. В срубе их помещают под венцы, при кирпичной стройке – под первый ряд, следующий за фундаментом. Согласно преданиям, помимо монеты и шерсти чуваши жертвовали собаку или волка, которых закладывали под фундамент30. При основании новых поселений они так- же зарывали в землю труп собаки или дикого волка31 . Жертва предметами на благо нового дома и проведение моления встречается в культуре башкир. На избранном для строительства месте укладывали белый камень – «камень фундамента», а в углы закладывали монеты. Совершали жертвоприношение и устраивали общее угощение всех присутствующих и встречавшихся на улице. Заложив фундамент, приглашали человека, произносившего молитву, желавшего достатка и счастья32. Наблюдаем подобные действия и у мордвы. Перед возведением фундамента в честь богини земли проводили моление. Под передний угол будущего дома зарывали хлеб, куриную голову, оставляли монету, рассыпали зерно либо сбрызгивали кровью по- жертвованной курицы бревна. Процедуры приносили богатство и благополучие33 . Закончив работу с основанием жилища, приступали к возведению стен. Срубы поднимали, укладывая поочередно венцы согласно тому, как их рубили, в соответствии с нумерацией. Стены чуваши обозначали словом пĕрене, одновременно означающим и бревно. Подобное совпадение подтверждает развитие, прежде всего, срубного домостроительства по отношению к иным типам жилищ в столбовой, каркасно-столбовой и саман- ной технике. На возведенном срубе за один-два завершающих ряда водружали мачча кашти «матицу». Небольшие избы имели одну матицу, в более крупных срубах врубали по две. Под матицу использовали крепкое бревно или брус. Располагали еѐ перпендикулярно входной двери34. В укладывании матицы вдоль сруба подмечали отличие чувашских изб от русского жилища35. Из качественного хвойного дерева укладывали одну матицу, из лист- венных пород, например, осины, – две36. Число зависело от размеров и конструкции дома. Несомненно, установка матицы символизировала окончание работы над срубом, поскольку стены были возведены, и, одновременно, начинался новый этап работы над кровлей дома. Уникальность матицы в пространстве избы, по отношению к другим строительным элементам, раскрывают фольклорные материалы: Энтри шалта, пуçĕ тулта «Андрей в избе, голова наружу» (матица) Ретюк ретĕм, Сенчук пĕччен «Редюков целый ряд, а Сенчук один» (матица и потолочные доски) Пĕр салтак çине пин салтак пуç хурать «На одного солдата ложатся головами тысяча солдат» (матица и потолочные доски)37 . Матица разграничивала территорию жилого дома. Она являлась рубежом «внутренней», «передней» части и «внешней», «задней», связанной с входом/выходом. Посторонний человек, посетив дом, не должен преодолевать границу и заходить за матицу без приглашения хозяев38. У чувашей сваты, пришедшие в дом невесты, располагались на лавке у двери или под потолочной матицей. Только переговорив с хозяевами, получив приглашение к столу, они переступали границу и переходили в другую часть дома, находящуюся за матицей39. При лечении больного знахарь сажал его под матицу, перечисляя варианты болезни40. Справедлива идея А.К. Байбурина о том, что место под матицей и еѐ центром необходимо считать серединой дома, топографическим центром, на котором совершали значительное число обрядов, не связанных с сидением за столом или с печью41 . Поднятие матицы всегда сопровождалось проведением обрядовых действий. Бревно, предназначенное для матицы, заворачивали в шубу и поднимали в таком виде. Таким приемом выражали пожелание, чтобы дом сохранял тепло. «При подъеме матицы, как бы ни было тяжело, ни один из рабочих не должен ни охнуть, ни крикнуть. Когда кладут на место матицу, по ней не стучат ни топором, ни каким-либо другим предметом… Если не соблюдать этих требований, то, по мнению строителей, изба будет вонючей, угарной, сырой и дымной», – читаем в записях Н.В. Никольского42. Украинские плотники также старались не стучать по матице, поскольку в таком случае у хозяев будет постоянная головная боль43 . Известны разные приемы подъема матицы. Помимо укрывания шубой, подвешивали кувшин с пивом, хлеб либо пирог хуплу, на концах матицы раскладывали по ложке каши. Подняв матицу, шнур перерезали. Каравай подхватывали или следили за падением и стороной, на которую падал хлеб. От этого зависела судьба домочадцев44. У русских в скатерть или мех заворачивали хлеб, иногда водку и соль, подвешивали к матице. Один из строителей рассыпал у дома зерно и хмель. Наверху веревку, державшую скатерть, перерубали. Как и у чувашей, в одних населенных пунктах подхватывали сверток, а в других селениях следили за манерой падения. Положение на земле предсказывало будущее45 . Информанты уверенно связывают установку матицы с окончанием одного из этапов строительства. Перед подъемом на срубе рассаживались два, четыре либо шесть мастеров, задействованных в работе с матицей. При недостаточном количестве мужчин наверх подни- мались взрослые женщины. Перед подъемом в игровой форме объявляли: «Матка водку просит!». К матице веревкой привязывали хлеб или хуплу и бутылку с самогоном, водкой, домашним пивом. Поднимали очень осторожно, проявляя взаимоуважение и соблюдая тишину. Плотники, сидящие на срубе, пили по рюмке и спускали бутылку вниз. К матице помимо бутылки привязывали угощение, которое, попробовав, также спускали вниз. У верховых чувашей с. Антоновка Гафурийского р-на РБ под уложенной матицей в центре дома хозяева накрывали стол для строителей46. В с. Наумкино Аургазинского р-на РБ за недостаточное угощение мастера прятали пустую бутылку с матицы на крыше дома горлышком к ветреной стороне, чтобы она гудела при сильных порывах47 . Веревку с подвешенным хлебом обрубали. Каравай, упавший плоской стороной вниз был хорошим признаком, округлая сторона хлеба предвещала несчастье. Помимо пирога, хлеба, бутылки и закусок с установкой матицы связано закладывание монет и шерсти, т.е. повторяли те же действия, что и при закладке фундамента. Монета и шерсть символизировали достаток и тепло будущего здания. В с. Бишкаин Аургазинского р-на РБ в комок с шерстью скатывали муку, пшено и другие крупы. Украинцы Республики Башкортостан оборачивали платком матицу и подкладывали под нее зерно и монеты, что гарантировало счастливую жизнь. Под воздействием башкир у украинцев деньги матице заменила шерсть, «символ счастья и благополучия у скотоводческих народов»48. Использование монет и шерсти подтверждает роль матицы как локуса сосредоточения материального благосостояния семьи49 . Обрядовые действия под матицей дома в свадебных торжествах, проводах рекрута и других ситуациях подтверждают «решительность событий, происходящих в жизни индивида, семьи и рода… решается судьбоносная задача: быть за матицей или удержаться на этой стороне»50. Таким образом, чуваши, как и многие другие народы, строительство нового дома сопровождали обрядовыми действиями. Место для будущего жилища выбирали в соответствии с религиозными воззрениями, но обращая внимание на особенности ландшафта. К значимым событиям принадлежит правильное закладывание фундамента, обеспечивающее безбедную и счастливую жизнь на новом месте. Символами благополучия выступали монеты, шерсть, ветви рябины. Возведение сруба заканчивалось установкой матицы, олицетворявшей середину пространства избы, еѐ центр. Естественно, домашняя обрядность многообразна, содержит большое количество разного рода процедур. Тем не менее, выбор локуса дома, начало строительства и завершение одного из этапов являются важными событиями в традиции домостроительства чувашей.

Чувашская одежда

Одежда традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Для обуви использовались также липовое лыко, луб, дерево. Материал для одежды изготовлялся в основном в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст. Праздничную одежду шили из тонкого холста (çинçе пир), а из холста среднего качества (ватам пир) - рабочие рубахи, шаровары. Тонкое сукно из овечьей шерсти (тала) шло на праздничные и свадебные кафтаны (сǎхман), грубое - на обычные кафтаны и чапаны.] В ансамбль женской одежды входит: кӗпе (рубашка) с нагруд. медальонами кӗскӗ, шупӑр (вид халата), чӗр ҫитти (передник), пиҫиххи (пояс), платки, атӑ (сапоги), тӑла (онучи, белые у низовых и средненизовых, черные у верховых), головной убор у девушек тухья с закрытым, конусообразным или хушпу с открытым верхом у замужних женщин, сурпан и сурпан тутри (женские полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), масмак (налобная повязка). К чувашским украшениям с монетами, бусами и бисерным шитьем относятся теветь (чересплечная перевязь), сӑрка (подвеска), алка (серьги), шӑрҫа, мӑя (шейные наряды), ама, шÿлкеме, сурпан çакки (нагрудные украшения), ҫӗрӗ (кольцо), сулӑ (браслет), яркӑч (набедренники), сарӑ (поясной наряд), йӗс хъре (нахвостник), ҫӳҫ туни тенки (накосник), енчӗк (кошелечек для зеркала и монет), тӗкӗр (поясное зеркальце) и др. Мужчины носили кӗпе(рубашка), йӗм(штаны), сапоги, валенки, лапти, шляпу, а жених - ҫулӗк, кӗрÿ тутри (вышитый наспинный платок с бахромой), в руке держал саламат (нагайку). Мальчиков одевали идентично взрослым, но без принадлежностей ритуального характера.

Девушка в старинной национальной одежде

Старинный национальный наряд

Мужской национальный костюм

Национальные блюда.

Были и есть у чувашей национальные блюда, которое сохранилось до наших времён. Чувашская кухня испытала влияние русской, татарской, удмуртской, марийской, но несмотря на это она сохранила национальные черты. В блюдах чувашской кухни одним из основных продуктов являются овощи. Чуваши издавна занимались земледелием и животноводством, поэтому в кухне большая доля зерновых продуктов и мяса. Но мясо было сезонным продуктом, во время забоя скота. Только с конца XIX века появляется картофель. Супы отличаются разнообразием: мясной или рыбный бульон с приправами (яшка), наваристый мясной суп (шурпе), зелёные щи, окрошка по-чувашски, молочный суп, турӑх яшки (холодный суп).

Старинные жернова

Без хлеба не проходит ни одна трапеза чувашей. В языческие времена хлеб считался священным, его могли резать только глава или старшие члены семьи. Детей приучали подбирать упавшие во время трапезы хлебные крошки. Чуваши издавна пекли пироги с крупами, с ягодами (куколь), овощами, творогом (пуремеч), мясом или рыбой (хуплу). Последний готовили в основном в праздничные дни. С появлением картофеля в кухне из него стали делать лепёшки и ватрушки. Чуваши пекли блины и оладьи, куда добавляли овощи. Чуваши в основном ели баранину, свинину, говядину. Низовые чуваши употребляли в пищу конину. Мясные блюда в основном готовились к праздникам. Это могла быть колбаса из желудка овцы, начинённого мясом и салом (шӑртан) или, к примеру, варёная колбаса с крупяной начинкой, приготавливаемой с добавлением рубленого мяса или рыбы и крови (тултармӑш). Из дичи ели, в основном, зайчатину. Чуваши, жившие на берегах рек, промышлявшие рыболовством употребляли в пищу много рыбы.

В основном использовалось коровье молоко. Его пили в "чистом" виде (сет), а также кислым (турӑх). Делали из него творог и творожный сыр (чӑкӑт). Среди низовых чувашей был распространен и кумыс. Готовили сливочное масло. Однако сами его ели мало - больше продавали. Нередко в изделия из творога добавляли картофель.

Мёд был основной сладостью. Из него делали корчаму, мӑрсалу (медовуху). Считается, что у чувашей пиво появилось во второй половине XIX века. Чувашское пиво варили из ячменного или ржаного солода. Также был распространён чай и квас. Для чая заготавливались различные травы: душица, зверобой, иван-чай и другие.

Язычество.


В священной роще

Как мы уже знаем, чуваши изначально были язычниками. В чувашском язычестве верхнего бога Султи Турă с его семейством окружали подчиненные ему добрые божества, такие как Кепе, ведавший судьбами людей, Пулехсе, непосредственно назначавший людям судьбу, Пихампар, дающий людям их душевные качества, он же покровитель домашнего скота, Пирешти, охраняющий людей от несчастий. В пантеоне злых богов и духов после дьявола Шуйттана видное место занимал грозный полевой бог Киреметь. Киремет карти - место совершения общественных жертвоприношений и молений. Как и многие термины древнечувашской религиозной и мифологической сферы, слово "киремет" имеет несколько значений. Это и божество, брат всевышнего бога Турă, и глава злых сил, и место жертвоприношения.

Первоначально Киремет считался родным братом-близнецом всевышнего бога сÿлти Тура. В представлениях о Турă и Киремет отразились древние воззрения о двуедином начале творца Вселенной: доброе начало олицетворялось в образе Турă, а злое - в образе Киремет. Оба близнеца участвовали в акте сотворения Вселенной. Первоначально Киремет активно помогал Турă в его делах, но часто терпел неудачи, за что Бог предопределил ему второстепенное, подчиненное положение.

Первоначально Турă и Киремет обитали в верхнем мире, и Киремет служил посредником между Богом и людьми. По поручению Турă он разъезжал по земле на тройке прекрасных лошадей и творил суд над нарушителями установленного порядка. Такое подчиненное положение со временем перестало его устраивать, и Киремет выходит из подчинения Турă, начинает совращать людей. За ослушание Турă изгоняет его из верхнего мира на землю. На земле Киремет начал притеснять чувашей, отбирал у них жен и девушек, а на тех, кто противился, насылал болезни и несчастья. Чуваши пожаловались богу, и Турă решил изгнать Киремет в преисподнюю. Но за него заступилась одна женщина, и Турă разрешил Киремет жить в оврагах и лесах. Киремет наплодил много детей, и они также расселились по оврагам и лесам...Число Киреметей у чувашей достигало 11-12. В их честь устраивали коллективные моления с жертвоприношениями. Место поклонения Киреметю огораживалось забором и считалось особо почитаемым. И в нашей деревне были два таких священных места. Одно в на правом берегу, на самом высоком месте. И на левом берегу, рядом с кладбищем(С ăртра). Там находились священные рощи и места для жертвоприношений.

Злым духом у чувашей считался Йерех, живущий рядом с человеком. Он представлял собой женщину или мужчину, оловянную фигурку или куколку. Хранились они почти в каждом доме в специальных кузовках или лукошках. Сроки проведения религиозных обрядов определяли знахари (юмас, мачавар).


Обряды

Языческие жертвоприношения и молитвы у чувашей говорят о том, что у них было многобожие.

Весной, прежде чем обрабатывать землю, совершают жертвоприношение с выпрашиванием богатого урожая у Бога. Прежде чем выпустить скот на пастбище, во время созревания хлеба опять-таки просят только Его благословения на скот и на зерно. А осенью, когда уходят домой с поля и вымолачивают первый хлеб, когда из-за снега скот теснится в загоне, опять-таки приносят Богу Турă благодарственные жертвы за обильный урожай и хороший приплод скота. В этих молитвах никогда ни словом не упоминается о каком-то другом Боге, упоминают только его единственного и благодарствуют за полученное благо. Правда, кроме жертв, приносимых этому единственному Богу, встречаются и прочие мелкие жертвоприношения, в которых молятся домовому хĕрт-ҫурт или киреметям. Это небольшие жертвы, благодаря которым стараются жить в хороших отношениях со злыми духами, иначе те повредили бы им, измучили бы болезнями, страданиями.

Жертвоприношения характерны тем, что Богу обычно приносят в жертву животных белой масти. При случае полевых жертвоприношений белую кобылу, в другой раз при кровавых жертвоприношениях белого барана. Впрочем, белый цвет они считают любимым цветом Бога, о чем говорится даже в народной песне:

Хурăнташ хура юратат,

Килĕнтеш кине юратат,

Пирĕн чăваш йăлипе

Турă шурра юратат.

Родственники любят гуся,

Родственники любят сноху,

По нашему чувашскому обычаю,

Бог любит белые (дары).

По случаю жертвоприношений, праздников одевают белую одежду. Ритуалы чувашской языческой веры проявляются в жертвах. Жертву называют чÿк, при совершении которой в жертву приносят Богу Турă или другим духам мясо или какую-нибудь пищу. Умилостивительную и благодарственную жертву можно приносить только Богу, потому что он распространяет свое благодеяние на зерно и скот, от Него и дождь и плодовитость, все это можно просить только у него, и поэтому благодарность может касаться только Его. Приносимые прочим духам - Киреметям, хĕрт-суртам жертвы носят только искупительный характер. Духу дают что-нибудь, чтобы быть с ним в хороших отношениях, чтобы тот не сердился, иначе нашлет на них болезни.

Чуваши, как народ, тесно связанный с природой, при приношениях своих жертв ориентировались не по движению и изменениям небесных тел, а за основу брали свое основное занятие, отличающее их от всех тюркских народов - земледелие.

Последовательность жертвоприношений у чувашей по календарю невозможно установить, а можно только по отдельным срокам обработки земли. Подобно тому, как труд земледельца состоит из весенней пахоты, сева и осенней жатвы, делятся и чувашские жертвоприношения на весенние и осенние жертвы. Весной к пахоте, севу и хорошему росту зерна, а также к его созреванию нужны благоприятные погодные условия. Поэтому все весенние жертвы без исключения являются умилостивительными жертвами. Осенью, когда сжатое зерно убрали, сняли всякие плоды земли, скот, пасшийся на тучных лугах, вырос и, расплодившись, остался дома в загоне, хлеву, а ульи пчел заполнены золотистым, сладким медом, одним словом, дары божия собраны в одну кучу, следуют осенние благодарственные жертвы Богу, отдельно по зерну, скоту и пчелам.

Большая часть жертв это, как правило, ежегодные жертвы, которые должны совершаться каждый год. Кроме них встречаются жертвы, совершаемые реже через два, три, пять лет. От случая к случаю: при строительстве дома, при отеле, в случае сглаза или возникновения прочих болезней тоже совершают то умилостивительное, то благодарственное, а то и искупительное жертвоприношение.

У нас в деревне тоже были такие сакральные места жертвоприношений, где наши предки молились и приносили свои подношения Богу и божествам. Одно место – это место на возвышенности, где сейчас находится деревенское кладбище. Здесь росло священное дерево, которое было огорожено забором. А также в землю были вбиты шесты, на которых развешивали шкуры и головы жертвенных животных. Здесь проходили коллективные моления и жертвоприношения, как Богу, так и духам предков, чтобы даровали удачу, везение, благополучие в доме, хороший урожай и приплод домашней скотины. Затем мясо жертвенных животных варили в котлах и вместе с кашей ели. Старожилы рассказывают, что под горой был родник (ҫăл) с чудодейственной водой. Умываясь этой водой люди исцелялись, заживляли раны, избавлялись от хворей и набирались сил. Во времена войн, революций и других потрясений родник иссяк. Но есть надежда на возрождение традиций и древней культуры наших предков. Кто знает, может быть, тогда снова забьет чудодейственный родник …

Другое место было расположено на другом холме, с противоположной стороны. Там тоже проходили ритуалы жертвоприношений, а также часто проводили праздник Уяв с игрищами молодых. Там присматривали парни себе невест, а девушки старались понравиться. Особенно проявляли уважение к невестам из других деревень. И это тоже было объяснимо. Нужно было освежить кровь, потому что в деревне часто было кровное родство среди жителей.

Праздники.

У наших предков было довольно-таки много праздников, которые были связаны с земледельческим и лунным календарем.

Сурхури.

Обрядовый календарь открывался праздником Сурхури. Это старинный чувашский праздник. В более древнем варианте он имел связь с поклонением племенным духам – покровителям скота. Отсюда и название праздника (от "сурăх ырри" - "овечий дух"). Во время празднования проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.

Кăшарни , (в некоторых местах кĕрещенкке), - праздник новогоднего цикла. Праздновался чувашской молодежью в течение недели от рождества (раштав) до крещения. После введения христианства совпал с русскими святками и крещением. Первоначально этим праздником отмечался период зимнего солнцестояния. Молодежь проводила этот вечер в увеселениях. Всю ночь звучали музыка и пение, парни и девушки плясали под частушки. Важное место в праздновании кăшарни занимали всевозможные гадания о судьбе.

Çăварни (Масленица).

Зимний цикл завершался праздником Çăварни (Масленица), знаменовавший наступление весенних сил в природе. В оформлении праздника, в содержании песен, приговоров и обрядов четко проявлялась его аграрная природа и культ солнца.

Калăм - один из традиционных праздников весеннего обрядового цикла, посвященный ежегодному поминовению усопших предков. Некрещеные чуваши калам праздновали перед великим днем (мăнкун). У крещеных чувашей традиционный мăнкун совпал с христианской пасхой. Во многих местах калам слился с мăнкун, а само слово сохранилось только как название первого дня пасxи.

Сĕрен - весенний праздник низовых чувашей, посвященный изгнанию из селения злых духов. И само название праздника означает «изгнание». Сĕрен проводился накануне великого дня (мăнкун), а местами также перед летними поминками усопших предков - накануне çимĕк.

Мăнкун - праздник встречи весеннего нового года по древнечувашскому календарю. Название мăнкун переводится как «великий день». Примечательно, что первый день весеннего нового года язычествующие восточнославянские племена также называли Велик День. После распространения христианства чувашский мăнкун совпал с христианской пасхой.

По древнечувашскому календарю мăнкун отмечался в дни весеннего солнцеворота. Чуваши-язычники начинали мăнкун в среду и праздновали целую неделю.

Акатуй.

По окончании весенних полевых работ проводился праздник акатуй (свадьба плуга), связанный с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга (мужского начала) с землей (женским началом). Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухату (суха «пахота» + туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые-сапан туйĕ или сапан (из татарского сабан «плуг»). В прошлом акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением. Со временем, с крещением чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями.

Çимĕк - летний праздник, посвященный поминовению усопших родственников с посещением кладбищ.

В разных местах слово уяв имеет различные оттенки значения, да и сами молодежные увеселения проводятся по-разному. Во время уяв молодежь вечерами собиралась за околицей и устраивала хороводы с танцами, плясками, играми. В это время обычно молодые парни ближе знакомились со своими избранницами.

Рядом с деревней на лугу, около рощи или на лесной поляне, было постоянное место для проведения сборищ молодежи, которые назывались или просто вăйă - "игрища", или же пухă, тапă - "сбор, собрание". Ко дню тапă или вăйă на таком месте устраивалась скамья для музыкантов. В безлесных местах около скамейки вкапывали несколько свежесрубленных деревьев и украшали их разноцветными лентами.

Çинçе - традиционный дохристианский обрядовый цикл, приуроченный ко времени летнего солнцестояния. Этот земледельческий праздник, период отдыха и соблюдения покоя Матери-земли, которая в это время считалась обремененной спеющим урожаем. В период çинçе строго запрещалось чем-либо беспокоить землю: нельзя было пахать, сеять, рыть землю, вывозить навоз, бросать на землю тяжелое, рубить лес, строить дома, лазить на деревья и строения.

Вырма - это жатва, уборочная страда. В старину хлеба убирали вручную - жали серпами. Это был изнурительный и трудный, вместе с тем весьма ответственный период в годичном трудовом цикле крестьянина. Хлеб - венец всех трудов земледельца.

Авăн - слово многозначное. Это «гумно, овин, ток», «молотьба» и... «праздник». Этот праздник ввиду большой значимости молотьбы хлеба сопровождался многими обязательными ритуалами. Он был особо приятен, торжественен для крестьян. Молотьба такая же волнующая пора, как и жатва. Овин для сушки снопов, ток и молотьба на нем замыкали, связывали воедино годовой цикл полевых работ. С тока зерну одна короткая дорога - в амбар и на мельницу.

Чÿклеме - обряд освящения нового урожая жертвоприношением духам природы, умершим предкам, сопровождавшийся угощением всех сородичей. Чÿк - обряд жертвоприношения великому всевышнему Богу (çÿлти аслă Турă), его семейству и помощникам - духам-хранителям живой и неживой природы, человеческого общества и людей. Само слово «чÿк» многозначно. В определенных случаях оно означает и жертвоприношение, и место совершения такого обряда, и некое божество высшего разряда, а также употребляется как ритуальный возглас, обращенный к Турă.

Кража невесты.

Чувашская невеста

Умыкание происходило, в основном, в двух случаях: из-за бедности, не позволяющей платить калым и провести соответствующую свадьбу, а также из-за несогласия на брак родителей или самой девушки. Кража невесты происходила обычно ночью, когда девушки начинали расходиться с гуляний. Несколько проворных парней запрягали коня в кибитку или в сани, подкрадывались поближе к месту гуляния и, завлекая примеченную в сторону, увозили. Затем закрывали ее в клеть у жениха или его родных. Часты были случаи несогласия родителей невесты ввиду нежелания отпустить из дома бесплатную работницу. Все приготовления к свадьбе начинались только с момента пленения девушки. Ее родителям, узнавшим о случившемся, оставалось лишь надеяться на перемирие и ожидать визита зятя. Чувашские парни свое право на девушку часто устанавливали путем совершения кражи невесты. Такой брак, умыканием, вообще, не осуждался.

Свадьба.


Чувашская свадьба

Выбор редакции
ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ студентки 4 курса гуманитарного факультета Учебная дисциплина: "Общая психология"...

Сила нервной системы Природа индивидуальных особенностей человека двояка. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности...

22.09.2006, Фото Анатолия Жданова и УНИАН. Ордена по разнарядке Депутаты и министры все чаще получают госнаграды неизвестно за какие...

Истинное значение физической величины определить абсолютно точно практически невозможно, т.к. любая операция измерения связана с рядом...
Сложность жизненного уклада муравьиной семьи удивляет даже специалистов, а для непосвященных вообще представляется чудом. Трудно поверить...
В разделе на вопрос хромосомная пара 15 заданный автором Арина лучший ответ это Считают, что 15 пара несёт ответс. за онкологические...
Они хоть и маленькие, но очень сложные существа. Муравьи способны создать сложные дома с туалетом для себя, использовать лекарства для...
Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько...
Хуснутдинова ЕсенияИсследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и...