Чувство ритма, музыкальные способности. Упражнения для развития чувства ритма. Упражнения для развития чувства ритма у ребёнка


Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).

Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки : (с хлопками).

Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок.
Сели- посидели.
Песенку запели.
Услыхали ложки-
вытянули ножки.
Услыхали калачи-
Да попрыгали с печи,
Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать!

Как без дудки, без дуды,
Ходят ноги не туды.
А как дудочку почуют,
Сами ноженьки танцуют.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять.
Бух, бух, бух.

Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.

Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки.
Застучали молотки,
Заиграли в локотки:
Тук- ток, тук- ток,
Скоро Ванечке годок.

Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая:

О, чки, чки, чки,
Очуречечки,
Ложки, плошки,
поварешки,
Перевертушки!

При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.

Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.

Дождь идет,
Дождь идет,
А когда же Он пройдет?
Вот когда Идти устанет,
Вот тогда и перестанет.
Мыло и мочало- Песенки начало.
Лампа и картина- Песни половина. Хлеб и огурец,- Песенки конец!
И. Михайлова.

Упражнение «Осенняя гамма» модель Т. Боровик

До. Пусто ласточек гнездо.
Ре. Осенины на дворе.
Ми. Плачет ветер за дверьми.
Фа. Дождика тиха строфа.
Соль. У него своя есть роль.
Ля. Затихает вся земля.
Си. Дождик скуку унеси!
До. Пусто ласточек гнездо.

«Ритмическое освоение слов»

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например:

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.
3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка
4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

«Назови свое имя»

Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

«Кто справа?»

Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

Ритмические импровизации

Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.

Перемена ритма

По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

Каждому свой ритм

Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.

Раз, два, три, повтори!

Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.

Ритмические орнаменты

Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.

1 группа 2 группа
Жили-были три утенка - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопы
Хорошо и дружно жили - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопы
Как-то утром на рыбалку - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопы
Зашагали вперевалку - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопы
Наловили много рыбы - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопы
И еще поймать могли бы - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопы
Съели дружно все до крошки - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопы
Кроме маленькой рыбешки – хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопы
В.Орлов

Затем дети меняются ролями

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.

Упражнение «Козлик»

Серенький козленок, маленькие рожки,
Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках.
Будешь козлик ты играть,
А мы станем повторять.
Будешь козлик ты играть,
а мы станем повторять!

(ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град:

С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.

Упражнение «Слушай сильную долю»

После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка.

Упражнение «Дядя»

Выбираются двое детей разного роста. Первый – «дядя Степа», а второй- «мальчик с пальчик»; он становится за «дядей Степой» на расстоянии двух шагов. Остальные дети, сидя на стульях, говорят:

Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды.

Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая – восьмыми длительностями.

Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны - отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми.

Упражнение «Мячики» (Л. Шитте. Этюд)

Дети стоят по кругу, руки на поясе.
1-я фраза. Хлопки.
2-я фраза. Притопы.
3-я фраза. Хлопки.
4-я фраза. Шлепки по коленям.

Упражнение «Веселые четверки»

И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.

Упражнение «Вопрос – ответ»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

Упражнение «Найди пару»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.

С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.

По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.

Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона

В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Игра на развитие чувства ритма

Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).

Ход игры. По команде воспитателя ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Широкие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие -частым. Например, воспитатель говорит: «Вот шагает слон: топ-топ-топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе. «Пошел сильный, частый дождик: кап-кап-кап», - продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на фланелеграфе узкие карточки.

Ритмы c нами везде и всюду. Жизнь наша пропитана ритмами. Нельзя представить себе сферу деятельности, где бы человек ни обнаруживал ритмов. Ученые даже привели доказательства того, что ритм сердца матери успокаивает ребенка во время беременности. Таким образом, ритм приходит в жизнь к человеку еще до его рождения! На свете было бы меньше людей, страдающих комплексом «ритмической» несостоятельности, если бы это чувство ритма рассматривалось как чувство, которое, подобно обонянию или осязанию, было у человека всегда. Ведь чувство ритма — оно же чувство! Однако – не все так просто. Как много встречается людей, у кого с чувством ритма существуют явные проблемы. Вроде и слышит такой человек ритм, а повторить его ну никак не может. И как же нужно развивать чувство ритма? Так же как и остальные. Просто чувствуем. Чувствуем и анализируем. Анализируем и воспроизводим.

Что же даст нам улучшение чувства ритма путем специальных тренировок?

  1. Уравновешенность, слаженность всех движений при любых видах деятельности: ходьба, монотонная скучная работа, более сложные действия – наклоны, повороты туловища, переноска грузов, танцевальные движения, игра на музыкальных инструментах. Тренированное чувство ритма позволяет человеку лучше чувствовать, понимать и ощущать свое тело и, как следствие, более качественно управлять им. Повышается выносливость, сокращается время на физическое восстановление после значительных нагрузок.
  2. Речь и пение становятся более управляемыми, выразительными, правильно акцентированными. Это дает человеку возможность сознательно правильно оперировать смысловыми оттенками речи или пения. А это способствует раскрытию художественного образа для певцов и артистов речевого жанра. В обычной жизни такие навыки обогащают речь человека дополнительными интонационными и эмоциональными красками.
  3. Тренированное, сбалансированное чувство ритма создает предпосылки хорошего кровотока во всем организме, ликвидирует психические и физические зажимы. А это – улучшение тканевого обмена и питания. Естественно все это укрепляет организм в целом, повышает сопротивляемость инфекциям, улучшает трудоспособность. При этом улучшается самочувствие и настроение.

Здесь можно было еще много перечислять положительные стороны хорошо развитого чувства ритма. Однако цель этой статьи не в этом.

СВЯЗЬ РИТМА СО СЛУХОМ.

Главное отличие чувства ритма от других — он тесно, напрямую связан со слухом. Это, по сути, часть того, что мы слышим. Поэтому все упражнения на развитие чувства ритма развивают так же и слух. У музыкантов есть понятие «врожденный слух», подразумевающее музыкальный дар - абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью.

Но есть ли, по аналогии, «врожденный ритм»? Несомненно. Ведь многие дети самого раннего возраста могут свободно повторить за вами довольно сложные ритмические рисунки без всяких предварительных тренировок. Занимаясь с детьми «ясельной группы» в детском саду, я имею возможность наблюдать, как эволюционирует музыкальный слух и чувство ритма у детей раннего возраста. Малыши реагируют на музыку просто: заиграл баян – пришли в движение ручки, ножки. Веселая музыка – притопывание, прихлопывание. Медленная музыка – покачивание туловища из стороны в сторону и т.д.

Если ритм сопровождает нас еще до рождения, то чувство ритма есть у каждого, только в разной степени развитости. Конечно, взрослому человеку сложнее его развивать, чем ребенку, но все равно — возможно.

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ

Стишки, песенки, чередование звуков в определенной ритмической последовательности — все это может являться содержимым понятия «развития чувства ритма». Существует довольно много упражнений для развития чувства ритма у детей младшего возраста. Их без великого труда можно найти в интернете. Но вот, что я хотел подчеркнуть: не упустите время, как можно раньше внедряйте в комплексное воспитание ваших детей упражнения на развитие чувства ритма. Помните, что в более старшем возрасте начинать ритмическое развитие будет сложнее.

Ребятам постарше — дошкольникам и младшим школьникам — предлагается следующее:

-Во время чтения стихов хлопать или притопывать на сильную и слабую долю поочередно, или маршировать.

-Играть в ударно-шумовом оркестре.

-Исполнять элементарные ритмичные танцевальные движения под музыку.

Детские игрушки, подобные барабанам, погремушкам, колокольчикам, очень хороши для развития чувства ритма. Если вы приобрели подобное для своего ребенка и хотите заниматься с ним самостоятельно, то предложите ему повторять за вами последовательности простых одинаковых ударов, или наоборот — нескольких ударов в каком-либо неприхотливом ритме.

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ВЗРОСЛЫХ

Самый главный принцип развития чувства ритма неизменный для всех возрастов. «Слушаем — анализируем — повторяем». Просто для взрослых нужна более сложная версия. Существует несколько простых правил:

1.Слушать много музыки, а затем воспроизводить услышанное с помощью голоса.Причем, слушать музыку нужно не автоматически, жуя при этом жвачку, как делают это в подавляющем большинстве подростки и молодежь. Слушание музыки для развития чувства ритма должно быть целенаправленным. Цель — развитие чувства ритма, задача для достижения цели — отслеживание ритмических секций прослушиваемых композиций. Хорошо развивает чувство ритма прослушивание произведений со сложными, часто меняющимися ритмами. Это классика. Да, симфоническая музыка богата самыми разнообразными ритмическими рисунками и может стать хорошей школой для развития у вас чувства ритма.

2.Играть на музыкальных инструментах с метрономом. Подойдет любой инструмент. Блок флейта, губная гармошка, бубен, колокольчик и т.д. А если владеете баяном, гитарой, фортепиано — это вообще здорово.

3.Воспроизводить ритмы с помощью хлопков и постукиваний, постоянно усложняя ритмические рисунки. Этим можно заниматься когда угодно и где угодно: в общественном транспорте, на скучной лекции, дома на диване и т.д.

4.Танцуйте или обучайтесь этому. Танец очень хорошо способствует развитию чувства ритма.

5.Работайте в группе или в паре. Это относится к пению, игре на инструментах, танцам. Если вы можете посещать занятия оркестров или ансамблей — то участвуйте, играйте с ними, или пойте в хоре, или танцуйте с партнером!

Следует отметить, что чувство ритма нужно развивать целенаправленно. Настоящий комплект видео упражнений разработан специально для тренировки ритмических данных обучающихся.При должном подходе результаты не заставят себя долго ждать - буквально после освоения нескольких упражнений вы почувствуете изменения в лучшую сторону. Не стоит бояться кажущейся сложности ритмов. Они все достаточно просты и понятны, чтобы в них можно было разобраться, хотя и кажутся на первый взгляд громоздкими и невыполнимыми.

Пример ритмического упражнения для начинающих баянистов и аккордеонистов

Пример аудио упражнений на улучшение ритмических данных из комплекта:

У понятия «чувство ритма» в музыкальном плане очень простое определение. Чувство ритма – это способность ощущать музыкальное время и улавливать события, которые происходят в течении этого времени.

Что есть музыкальное время? Это равномерное биение пульса, равномерное чередование в нем сильных и слабых долей. Многие даже никогда не задумывались о том, что музыка какой-нибудь пьесы для инструмента или песни насквозь пронизана каким-то единым движением. А между тем, именно от этого единого движения, от частоты ударов пульса зависит темп музыки, то есть ее скорость – быстрой она будет или медленной.

ПОДРОБНЕЕ О МУЗЫКАЛЬНОМ ПУЛЬСЕ И МЕТРЕ –

А что такое события музыкального времени? Это и есть то, что называется словом ритм – последовательность звуков, различных по своей длительности – долгих или коротких. Ритм всегда подчиняется пульсу. Поэтому хорошее чувство ритма всегда основано на ощущении живого «музыкального сердцебиения».

ПОДРОБНЕЕ О ДЛИТЕЛЬНОСТЯХ НОТ –

Вообще чувство ритма — это понятие не сугубо музыкальное, это то, что рождено самой природой. Ведь в мире все ритмично: смена дня и ночи, времен года и т.д. А посмотрите на цветы! Почему у ромашек так красиво расположены белые лепестки? Это все и есть явления ритма, и они знакомы каждому и каждый их чувствует.

Как проверить чувство ритма у ребенка или взрослого?

Сначала несколько вводных слов, а затем мы расскажем о традиционных и нетрадиционных методах проверки, об их плюсах и минусах. Проверку чувства ритма лучше всего производить не в одиночестве, а в паре (ребенок и взрослый или взрослый и его товарищ). Почему? Потому что нам трудно бывает дать объективную оценку самому себе: мы можем себя или недооценивать или переоценивать. Поэтому лучше, если есть кто-нибудь проверяющий, желательно музыкально образованный.

Что делать, если мы не хотим никого звать, чтобы нас послушали? Как тогда проверить чувство ритма? В таком случае вы можете записывать упражнения на диктофон и потом оценивать себя как бы со стороны по записи.

Традиционные методы проверки чувства ритма

Такие проверки широко практикуются на вступительных экзаменах в музыкальные школы и считаются универсальными. Они, на первый взгляд, очень простые и объективные, но, на наш взгляд, все-таки не подходят всем без исключения взрослым и детям.

МЕТОД 1 «ПРОСТУЧАТЬ РИТМ». Ребенку, будущему ученику предлагают послушать, а затем повторить ритмический рисунок, который простукивается ручкой или прохлопывается в ладоши. Это же самые мы предлагаем сделать и вам. Послушайте несколько ритмов, исполненных на различных ударных инструментах, а затем простучите их или прохлопайте в ладоши, можете просто напеть на слоги типа «там та-та там там там».

Примеры ритмических рисунков для прослушивания:

Данный способ выявления ритмического слуха нельзя назвать идеальным. Дело в том, что многие дети не справляются с заданием. И не потому, что у них не развито чувство ритма, а в простой растерянности: ведь их просят продемонстрировать то, чего они еще никогда в своей жизни не делали, иногда они вообще не понимают, чего от них хотят услышать. Получается, что ничему еще не учили, но спрашивают. Разве это дело?

Поэтому, если ребенок или испытуемый взрослый справился с заданием – это хорошо, а если нет, то это ни о чем не говорит. Нужны другие методы.

МЕТОД 2 «СПЕТЬ ПЕСНЮ». Ребенку предлагают спеть любую знакомую песню, самую простую. Чаще всего на прослушиваниях звучит песня «В лесу родилась елочка». Вот и вы попробуйте напеть на диктофон свою любимую песню, а затем сравните с оригиналом звучания – много ли расхождений?

Конечно, когда просят что-то спеть, то цель проверки, прежде всего – слух мелодический, то есть звуковысотный. Но так как мелодия немыслима без ритма, то и чувство ритма, следовательно, можно проверить по пению.

Однако и этот метод не всегда работает. Почему? Дело в том, что не все дети могут вот так сразу взять и запеть. Одни стесняются, у других пока нет координации между голосом и слухом. И снова получается та же самая история: спрашивают то, чему еще не учили.

Новые методы проверки чувства ритма

Так как распространенные методы диагностики чувства ритма не всегда могут дать материал для анализа, и, следовательно, в определенных ситуациях оказываются непригодными для проверки слуха, мы предлагаем еще несколько «запасных», нетрадиционных методов проверки, хотя бы один из них должен подойти именно вам.

МЕТОД 3 «РАССКАЗАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ». Этот способ проверки чувства ритма, пожалуй, наиболее доступный для детей. Нужно попросить ребенка прочитать небольшой отрывок (2-4 строчки) любого стихотворения (желательно простого, детского). Например, пусть это будет знаменитое «Наша Таня громко плачет» Агнии Барто.

Читать стих лучше размеренно – не очень быстро, но не медленно, то есть в среднем темпе. При этом ребенку дается задание: каждый слог стихотворения отмечать хлопком в ладоши: рассказывать и хлопать в ладоши в ритме стиха.

После чтения вслух можно дать более сложное задание: читать мысленно про себя и только хлопать в ладоши. Вот тут-то и должно выясниться, насколько развито ритмическое чувство.

Если результат упражнения положительный, можно еще усложнить задание: подвести ребенка к фортепиано, указать на нем какие-нибудь две соседние клавиши в среднем регистре и попросить «сочинить песенку», то есть рассказывать стишок и подбирать мелодию на двух нотах так, чтобы в мелодии сохранился ритм стиха.

МЕТОД 4 «ПО РИСУНКУ». Следующий способ характеризует умственное понимание, осознание явлений ритма вообще в жизни. Нужно попросить ребенка нарисовать рисунок, только обязательно указать, что именно рисовать: например, домик и забор.

После того, как испытуемый завершит рисунок, анализируем его. Оценивать нужно по таким критериям: чувство пропорций и чувство симметрии. Если у ребенка с этим все нормально, то чувство ритма можно будет развить в любом случае, даже если оно в данный момент никак себя не проявило или вообще, кажется, что оно напрочь отсутствует.

МЕТОД 5 «НАЧАЛЬНИК ПОЛКА». В данном случае чувство ритма оценивается по тому, как ребенок командует маршировкой или любым самым простым физическим упражнением из зарядки. Сначала можно попросить маршировать самого ребенка, а затем предложить ему поруководить маршировкой «строем» из родителей и участников экзаменационной комиссии.

Таким образом, мы рассмотрели с вами целых пять способов проверки чувства ритма. Если их применить в комплексе, то в результате можно получить хорошую картину по степени развитости этого чувства. О том, как развить чувство ритма, мы будем говорить уже в следующем выпуске. До новых встреч!

Каждому человеку, желающему овладеть , необходимо обладать чувством ритма.
Ритмы лежат в основе жизнедеятельности человека и природных явлений. Ритм является основой любого музыкального или стихотворного произведения. Развитие чувства ритма входит в обязательную программу обучения музыкантов, танцоров и актёров.
Немного теории: понятия «ритм» и «метр».
Под музыкальным ритмом понимают упорядоченную последовательность звучаний разной продолжительности (нота целая, половина, четверть, восьмая).
Ритм не стоит путать с метром – последовательностью равных по продолжительности долей, которые бывают сильными и слабыми.

Как развить чувство ритма у взрослого и ребенка?

Встречается взгляд, согласно которому чувство ритма - это врождённая способность и развитию не подлежит. Однако, практика доказывает ошибочность подобного мнения: чувство ритма возможно воспитывать и тренировать, регулярно выполняя .
Следует отметить, что наиболее эффективны упражнения для детей до 5-ти лет. Но и взрослые могут существенно улучшить свои показатели.
Итак.

  1. Тактируем ногами: маршируем на счёт 1 – 4. Первая и третья доли – сильные. Выделяем их более сильным ударом ноги. Меняем сильные доли на вторую и четвёртую. Оставляем только одну сильную долю, одним словом, меняем ритмический рисунок.
  2. Марширование под разную музыку: точно также выделяем сильные доли.
  3. Тактируем руками на счёт. Сильные доли выделяем более активным и сильным хлопком, на слабые доли ладони едва касаются друг друга.
  4. Тактируем руками (хлопаем) под музыку.
  5. Прохлопываем или протопываем детский стишок, к примеру, «Кошкин дом».
  6. «Промаршировываем» четверти, приговаривая «шаг-шаг-шаг-шаг», после чего отрабатываем восьмые: бег на носочках со словами «бе-гом-бе-гом». Если занятие групповое, после отработки каждого размера можно поделить группу на 2 части, одна из которых шагает четверти, другая бежит восьмые.
  7. Протопать-пробежать стихотворение (четвертные доли – шагаем, восьмые – пробегаем).
  8. Учимся различать метр и ритм: половина группы под декламацию стиха «отшагивает» метр (сильные и слабые его доли), вторая половина – ритм (посложно). Это можно отхлопать, отстучать на сидении стула или барабане.

Как выработать чувство ритма начинающим музыкантам

  1. В привычку должна войти игра под метроном. Поначалу метроном будет отвлекать от ритмического рисунка мелодии, но со временем при такой игре ритмика заметно улучшится. Настройки со временем можно сменить, экспериментируя с разными темпами.
  2. Тренировки лучше начинать с медленных ритмов, увеличивая скорость постепенно.
  3. Тренировать нужно разные ритмические рисунки, не циклясь на единственном ритме.
  4. Слушайте музыку со сложными ритмами.
  5. Играя что либо, записывайте и прослушивайте свою игру, отмечайте ошибки.

Музыка – это движение звуков во времени. Понимание времени в музыке – один из главных факторов для начинающего гитариста. Ведь во многом степень точности в ощущении времени определяет уровень и класс мастерства, как музыканта так и слушателя. Отсюда следует, что для развития понимания времени в музыке необходимо заниматься.

Шаг 1 – это понимание теории музыки с точки зрения самого времени. Такт, размер такта, темп, длительности нот и т.д. Проще сказать, нужно уяснить для себя организацию нот во времени. ()

Шаг2 – научится слышать и четко исполнять, все то, о чем говориться в на шаге №1. Другими словами, нужно перейти с теории на практику.

Шаг3 – довести все практические навыки до автоматизма, а значит уверенно и свободно.

Для того, чтобы пройти первые два шага, вам понадобиться метроном . ()

Занятия под метроном должны быть четкими и ясными для музыканта. Если вы будете попросту тупо играть под метроном, то это не принесет нужных результатов. Поэтому и нужно в обязательном порядке пройти шаг-1, а именно до полного понимания уяснить всю теорию. Это в будущем сэкономит ваше время, т.к построит верную теоретическую структуру в голове.

Как правильно играть (заниматься) под метроном?

С ритмической точки зрения игра под быстрый темп метронома имеет ту же сложность, что и игра под медленный темп. Поэтому для начала лучше всего будет поставить определенный темп, а именно – 40 BPM (кол-во долей в минуту). Для лучшего усваивания ритма играйте для начала только правой рукой.

УПРАЖНЕНИЯ:

Включив метроном, сначала играем по открытой первой струне вместе с каждым ударом, стараясь попадать совершенно точно:

А теперь 4 звука:

Это довольно сложный момент – совместить 3 удара с 2-мя, но он дает некую ритмическую свободу, так невольно начинаешь ощущать себя пританцовывающим.

А сейчас сыграем все вместе – разные ритмические варианты:

Эту третью долю уловить сложно, но важно. Это очень часто используется в более быстром темпе в роке (пример):

Частые ошибки во время упражнений:

Внутренняя скованность при игре из-за излишней концентрации на процессе. В результате ритм сбивается. Нужно учиться быть максимально расслабленным.

Выбор редакции
Одни любят горох в плове, другие нет. Последним деваться некуда. В большинстве обеденных заведений Ташкента плов непременно готовится с...

Копчёный кальмар сам по себе очень вкусный продукт, его хорошо есть с картошкой, отварными овощами или с рисом. Но к праздничному столу...

Сушка грибов выгодно отличается от других видов их заготовки своей простотой, доступностью и удобством в хранении конечного продукта: 10...

Сборник сонников К чему снится Богатство во сне по 28 сонникам? Ниже вы можете бесплатно узнать толкование символа «Богатство» по 28...
Ирина Камшилина Готовить для кого-то гораздо приятней, чем для себя)) Содержание Омлет – блюдо, хорошо знакомое каждому с детства....
В статье на тему: "сонник слива синяя" - представлена актуальная информация по этому вопросу за 2018 год.Увиденная во сне сочная слива...
Не могу вспомнить источник информации, но в моем сознании прочно укрепилось, что лягушка в образах снов и активного воображения отражает...
Современный cовмещенный сонник Вой, услышанный во сне - очень плохое предзнаменование, скорее всего, вам грозит какая-то беда, болезнь,...
В приготовлении субпродуктов всегда есть свои нюансы, соблюдая которые, вы можете приготовить вкусное и не дорогое блюдо. Давайте узнаем,...