Ударные инструменты: названия и виды. Перкуссия (музыкальный инструмент): описание. Ударные музыкальные инструменты Барабанные инструменты


Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа»

Методическая разработка

«Ударные инструменты. Особенности и характеристика»

По классу ударных инструментов)

Преподаватель ударных инструментов Каюмов А.М.

гп. Пойковский

2017 г.

Ударные инструменты. Особенности и характеристика.

История возникновения и развития ударных инструментов уходит в глубокую древность, так как они родились раньше всех музыкальных инструментов.

Первоначально, ударные инструменты использовались как сигнальные или культовые. Культовые инструменты также считались священными инструментами. С древних времен литавры, барабаны применялись во время военных походов и торжественных церемоний, были непрерывными атрибутами всевозможных народных празднеств, шествий, сопровождали танец и песню.

С возникновением симфонической музыки ударные инструменты постепенно входили в состав оперно-симфонических оркестров, играя роль сопровождающих инструментов. Они либо подчеркивали сильную долю такта или ритмическую фигуру, либо усиливали звучание тутти оркестра.

Развитие ударных инструментов протекало в тесной связи с развитием других инструментов и групп оркестра, а также основных выразительных средств музыки: мелодии, гармонии, ритма. В настоящее время инструментарий ударной группы оркестра очень расширился, а роль группы ударных инструментов в целом необычайно возросла. В оркестре ударные инструменты выполняют чаще всего ритмическую функцию, поддерживая четкость и остроту движения. Они также придают пышность и совершенно особый колорит оркестровому звучанию, обогащая красочную палитру современного оркестра.

Несмотря на то, что мелодические средства ударных инструментов весьма ограничены, нередко композиторы умело используя своеобразие звучания ударных инструментов, поручают им ответственейшие партии. Ударные инструменты принимают порой самое активное участие в раскрытии темы произведения, удерживая внимание слушателей на протяжении произведения крупной формы или большого его фрагмента. Так, например, в «Болеро» М. Равеля один из основных художественных элементов музыки – острая остинатная ритмическая фигура малого барабана. Также Д. Шостакович в центральном эпизоде первой части седьмой симфонии воспользовался звучанием инструментов, изображая картину вражеского нашествия.

Между собой ударные инструменты разделяются на инструменты с определенной высотой звука, такие, например, как литавры, колокольчики, лира, трубчатые колокола, вибрафон, тубафон, маримба и т.д. и инструменты с неопределенной высотой звука, например, треугольник, кастаньеты, бич-хлопушка, маракасы, тамбурин, бразильская пандейра, трещотка, деревянная коробочка, малый барабан.

Ударные инструменты с определенной высотой звука

Лира - разновидность колокольчиков, которыми пользуются в духовых оркестрах. Лира представляет собой набор металлических пластинок, укрепленных на лирообразной раме в один или два ряда. Хроматически заполненный диапазон лиры колеблется от одной до двух октав.

При однорядном расположении пластинки крепятся горизонтально на двух рейках, которые проходят посередине рамы. Диапазон современной однорядной лиры -1,5 октавы, от соль 1-й октавы до до 3-й октавы. При двухрядном расположении, аналогичном клавиатуре ударных колокольчиков, пластинки крепятся горизонтально на четырех рейках, которые проходят посередине рамы.

Диапазон двухрядной лиры – 2 октавы, отля1-й октавы до ля 3-й. Нотируется лира в скрипичном ключе и звучит октавой выше.

Играют на лире ударяя по пластинкам деревянными палочками с шариками на концах. При игре в походе лиру держат левой рукой за верхнюю часть рукоятки, а нижний конец рукоятки вставляется в гнездо кожаного ремня, который надевается на шею. В правой руке держат молоточек, которым ударяют по пластинкам. Звук у лиры такой же, как и у оркестровых колокольчиков. Однако технические возможности её намного меньше. Лира служит главным образом для исполнения простых маршевых мелодий. При игре на лире в стационарных условиях её устанавливают на специальную подставку, и тогда возможно исполнение двумя руками, как на обыкновенных колокольчиках.

С конца XIX века в оркестре применяются трубчатые колокола , которые постепенно вытеснили свои дорогостоящие и массивные прототипы.

Трубчатые колокола представляют собой медные или стальные длинные трубы диаметром 40-50 мм, подвешенные на специальной раме. Они точно настроены на определенный звук в хроматически заполненном диапазоне от до 1-й октавы до фа 2-й октавы.

Нотируются колокола обычно в скрипичном ключе и звучат октавой ниже. Звук извлекается кдаром деревянного молотка с бочонкообразной головкой, обтянутой кожей или резиной. Звучат колокола довольно чисто и прозрачно, больше напоминая звучание курантов, и хорошо сочетаются с оркестровой массой. Чтобы заглушить их звучание, применяется педальный демпфер.

На колоколах, помимо отдельных звуков, исполняют небольшие и несложные мелодические последовательности. Возможно воспроизведение двойных нот и аккордов, в последнем случае желательно наличие двух исполнителей.

Тремоло можно получить на одном звуке и в интервале; на трубчатых колоколах возможен также своеобразный эффект – долгозвучащее глиссандо.

Кроме трубчатых колоколов нередко используют пластинчатые или полусферические колокола, которые также настроены на определенную высоту.

Вибрафон состоит из двух рядов металлических пластинок, настроенных так, что они образуют хроматический звукоряд. Пластинки подвешены при помощи шнура на передвижном стенде-столике. Под пластинками расположены трубчатые резонаторы, в которые вмонтированы лопасти, соединенные общим металлическим валом. Специальный электрический мотор вращает вал, соединенный с лопастями, открывающими и закрывающими резонаторы, что создает динамическую вибрацию (эффект периодического усиления и ослабления звуков). Под пластинками расположена демпферная планка, соединенная с педалью, при нажатии которой демпферная планка прижимается к пластинкам, мягко прекращая их колебания.

Звук у вибрафона долгий, вибрирующий, постепенно затухающий. Играют на вибрафоне двумя, тремя и даже четырьмя гибкими камышовыми палочками, на концах которых – мягкие шарики, обтянутые фальцем или войлочной тканью. Чтобы получить мягкий звук, играют палочками обтянутыми фальцем. Для более четкого удара применяют палочки более жесткие, а когда играют без вибрации, отключая мотор, то используют палочки с деревянными головками, обтянутыми шерстяной ниткой; звук при этом получается непродолжительный, приближающийся к звуку металлофона.

Мелодическую линию с вибрацией, а также отдельные звуки и интервалы исполняют двумя палочками. Вибрация, естественно, исключает исполнение виртуозных пассадей в быстром движении, так как отдельные звуки при этом сливаются. При исполнении такого рода пассажей добиваются короткого звучания без вибрации, нажимая педаль.

Существует две разновидности вибрафона – концертный и оркестровый. Диапазоны их одинаковы по объему (три октавы, но различаются высотой; у концертного от фа большой октавы до фа 2-й октавы, а у оркестрового от до малой октавы до до 3-й октавы).

Нотируется вибрафон в скрипичном и басовом ключах в реальном звучании.

В тубафоне – инструменте, появившемся почти одновременно с вибрафоном – металлические пластинки заменены металлическими трубками разной величины. Расположены в четыре ряда, они настроены таким образом, что образуют полный хроматический звукоряд. В средних двух рядах содержатся только звуки соль-мажорной гаммы, в двух крайних – все остальные. Для удобства исполнителя звуки фа и до-диез во всех октавах дублируются.

Трубочки, связанные между собой шнуром или жилкой, раскладываются на соломенных валиках. Играют на тубафоне палочками для ксилофона; звук его ровный, не слишком резкий, напоминает маленькие колокола. По сравнению с обычными колоколами тубафон звучит несколько мягче и глуше. Звуки тубафона совершенно не сливаются благодаря быстрому затуханию.

В техническом отношении тубафон очень подвижен и приближается в этом смысле к ксилофону. Приемы игры на тубафоне и ксилофоне совпадают.

Нотируется инструмент в скрипичном ключе в реальном звучании.

Тубафон встречается в музыкальной литературе редко, и возможности его использованы до настоящего времени слабо. Причина, возможно, заключается в недостаточной динамической амплитуде инструмента, что затрудняет нюансировку, и в несколько глуховатом тембре. А. Хачатурян очень точно воспользовался тубафоном в «Танце девушек» из балета «Гаянэ».

Маримба – деревянный ударный инструмент. Это разновидность ксилофона с пластинами из палисандрового или амарантового дерева, только больших размеров и с резонаторами.

Родина маримбы – Африка и Южная Америка, где она и по сей день широко распространена среди местных жителей.

Современная маримба состоит из двух рядов деревянных пластин, настроенных по хроматическому звукоряду и расположенных на деревянной раме-основе. Рама прикреплена к четырехколесному стенду (столику). Под пластинами расположены металлические трубчатые резонаторы. Деревянные пластины маримбы немного больше пластин обыкновенного ксилофона (ширина 5 см, толщина 2,5 см).

Играют на маримбе двумя, тремя и четырьмя палочками с пластмассовыми шариками различной плотности на конце. Существует несколько разновидностей маримб, отличающихся высотой звучания.

Приемы игры те же, что и на ксилофоне.

Ударные инструменты с неопределенной высотой звука

Треугольник – ударный инструмент высокой тесситуры. Происхождение треугольника неизвестно. Треугольник появился сначала в военных оркестрах, а затем, в конце 17- и начале 19 века, - в оперных. Позднее он вошел в симфонический оркестр, где прочно утвердился. В настоящее время треугольником пользуются в оркестрах любого состава.

Треугольник представляет собой стальной прут (сечением 8-10 мм), согнутый в виде равностороннего треугольника, концы которого не замкнуты. Треугольники бывают разных размеров, но наиболее распространены инструменты следующих стандартов: большой, с основанием 25 см, средний с основанием 29 см, малый, с основанием 15 см. Малые треугольники звучат высоко, большие – низко.

Треугольник подвешивается на жильной струне или просто на жилке, но не на веревке и не на ремне, так как последние глушат звучание инструмента.

Играют на треугольнике металлической палочкой длиной 22 см. Без рукоятки, так как она тоже несколько приглушает звучание инструмента. Палочки применяют разные. Для исполнения пианиссимо берут тоненькую палочку диаметром 2,5 мм. Для исполнения меццо-пиано пользуются палочками диаметром 4 мм, а для исполнения фортиссимо берут палочки 6 мм.

Звук у треугольника чистый, прозрачный. В оркестре он слышен всегда, прорезая своим звучанием даже мощное тутти. Играя на треугольнике, его держат в левой руке за жилку; в правой руке держат металлическую палочку, которой ударяют посредине основания треугольника. При более быстром чередовании ударов треугольник подвешивают при помощи крючка на перекладину пульта или специальную подставку и играют двуми палочками. При коротких ударах звук треугольника заглушается пальцами рук.

На треугольнике хорошо получаются несложные ритмические фигуры и тремоло. Исполняется тремоло одной рукой в верхнем углу треугольника. Нюансировка на треугольнике очень гибкая; на нем возможны все оттенки и переходы между ними.

Кастаньеты – популярный народный ударный инструмент, широко распространенный в Испании и в южной Италии. Кастаньеты изготавливаются из плотного дерева. Они представляют собой две деревянные раковинообразные дольки. Обе дольки соединены между собой шнурком, пропущенным через дырочки в верхней части кастаньет. Из того же шнура делается петля, в которую пропускается большой палец правой или левой руки, а остальными пальцами ударяют по выпуклой стороне дольки. Этот вид кастаньет предназначен в основном для танцоров.

Существуют также односторонние оркестровые кастаньеты, состоящие из небольшой рукоятки. К верхней части рукоятки, имеющей раковинообразную форму, прикрепляются с двух сторон две чашечки при пмощи шнура.

Односторонние кастаньеты не обладают большой силой звука. Поэтому для усиления звучности применяют двухсторонние кастаньеты. С обоих концов рукоятки прикрепляют по две чашечки кастаньет.

Оркестровые кастаньеты держат в правой руке за рукоятку и, встряхивая их, заставляют чашечки ударяться друг о друга.

Чаще всего кастаньеты применяются для воспроизведения характерных, так называемых «испанских» ритмов (М. Глинка «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде»).

На кастаньетах возможно исполнение отдельных ударов и тремоло.

В нюансировке кастаньеты – инструмент мало гибкий; им предписывают в основном динамические оттенки форте и меццо-форте. Совсем редко поручают отдельные удары или несложные ритмические фигуры.

Более сложные ритмические фигуры на кастаньетах играют палочками от малого барабана или молоточком для колокольчиков. Для этого кастаньеты раскладываются на мягком основании, и по ним ударяют палочками или молоточками.

Бич – хлопушка . Этот простой инструмент возник в глубокой древности. Им пользовались музыканты-певцы вместо хлопанья в ладоши. В симфонической музыке бич-хлопушка, как правило, используется в целях звукоподражания.

Бич-хлопушка представляет собой две длинные дощечки шириной 6-8 см и длиной 50-60 см. С внешней стороны дощечек находятся рукоятки. С одного конца дощечки соединены между собой при помощи петель или кожаного ремня так, чтобы их противоположные конца могли свободно расходиться.

Играя на инструменте, исполнитель держит обе дощечки за рукоятки. Разведя свободные концы дощечек в стороны, он резким движением ударяет их друг о друга. Получается сухой и резкий хлопок, очень похожий на щелканье бича.

Этот пронзительный резкий хлопок в оркестре звучит всегда неожиданно и как оркестровая краска очень впечатляет.

Маракасы – латиноамериканский инструмент индейского происхождения. В европейскую музыку маракас пришел из кубинских танцевальных оркестров, где он применяется довольно часто как инструмент, подчеркивающий острый синкопированный ритм.

Оригинальные кубинские маракасы изготавливаются из высушенного полого кокосового ореха, внутрь которого засыпаются мелкие камешки и зерна оливы. Снизу прикреплена рукоятка.

Современные фирменные маракасы делают из тонкостенных деревянных, пластмассовых или металлических пустых шаров, засыпанных горохом и дробью.

Для игры употребляются обычно два маракаса; держат их за рукоятки в обеих руках. При встряхивании инструмента получается глуховатый шипящий звук.

Пандейра - это своеобразная упрощенная форма бубна – тамбурина без кожи. Пандейра используется в оркестре, когда хотят подчеркнуть характерность метрической стороны современных танцев.

Пандейра – это четырехугольная деревянная рама, в середине которой проходит длинная рейка, переходящая в рукоятку. Между боковыми сторонами рамы и рейки вытавлены четыре-восемь пар латунных тарелочек, насаженных на металлические стержни.

Держат пандейру в правой руке, наклонив под углом в 45 градусов так, чтобы все тарелочки улеглись на одну сторону. Для воспроизведения звука ударяют по ладони левой руки у основания большого пальца. Тарелочки, встряхиваясь и ударяясь друг о друга, производят эффект быстро прекращающегося позвякивания, так как, падая друг на друга, они заглушаются.

В джазе и в эстрадных оркестрах пандейра применяется наряду с маракасами как инструмент, подчеркивающий ритм.

Тамбурин – один из древнейших инструментов, известный более двух тысячелетий. Тамбурин (бубен) применялся для сопровождения песен, плясок, шествий народами Дальнего и Ближнего Востока, Южной Европы (Франции, Италии, Испании), кочующими цыганами, скоморохами из Руси.

В симфонический оркестр тамбурин пришел в первой половине 19 века. Его применяли преимущественно в эпизодах народно-танцевального характера. Современный оркестровый тамбурин состоит из низкого деревянного обода шириной 5-6 см, обтянутого с одной стороны кожей. Кожа натягивается при помощи тонкого обруча и стяжных винтов. Тамбурины изготавливаются разной величины: маленькие, высокого звучания (диаметром 22-25 см); большие, низкого звучания (диаметром 36 см).

В стенке обода имеется несколько продолговатых овальных вырезов в которые вставлено по паре маленьких тарелочек, насаженных на металлические стерженьки.

При игре на тамбурине тарелочки ударяются друг о друга, производя ритмические позвякивания. Бубен, который получил преимущественное распространение на Руси, отличается от тамбурина тем, что внутри обода протянута крест-накрест проволока, на которой подвешены маленькие колокольчики, звенящие при встряхивании или при ударе.

Существенного отличия в звучании между бубном и тамбурином нет. В симфоническом оркестре чаще применяют тамбурин, а в оркестрах народных инструментов бубен. Играя на тамбурине, исполнитель держит его за обод в девой руке, слегка наклонив так, чтобы тарелочки улеглись вдоль обода, а кистью или большим пальцем правой руки ударяют по коже, исполняя всевозможные ритмические рисунки и тремоло

Коробочка . Один из древнейших священных инструментов, которым пользовались еще до нашей эры. Особенно широко применялись деревянные коробочки у народов Дальнего Востока, Африки и Южной Америки.

Этот музыкальный инструмент встречается под многочисленными названиями и в большом количестве разновидностей. Наиболее распространенной и вместе с тем простейшей разновидностью является китайская коробочка.

Она имеет форму кирпича, представляющего собой деревянный брусок из звонких сортов хорошо высушенного дерева. Размеры коробочек различны. Верхняя поверхность коробочек слегка закруглена. Сбоку, в верхней части бруска, на расстоянии не более 1 см от поверхности почти во всю длину выдолблена глубокая щель шириной в 1 см.

Играют на коробочке разными деревянными палочками, ударяя по поверхности. Получается довольно сильный, щелкающий звук.

В симфонической литературе деревянная коробочка очень робко завоевывала себе место, тогда как в джазе она привилась очень быстро. В настоящее время деревянные коробочки широко применяются во всех оркестрах.

Трещотка – древний инструмент, распространенный в Северной Африке, Юго-Восточной Азии и у народов, населявших берега Средиземного моря. Применялась она при обрядовых церемониях. С ее помощью отгоняли злых духов.

В симфоническом оркестре трещотка применяется с конца 18 века. Существует много разновидностей трещоток, но принципиальное устройство их заключается в следующем: деревянное зубчатое колесо насажено на деревянный или металлический стержень, который заканчивается с одной стороны рукояткой. Колесо со стержнем помещено в деревянный футляр, в котором при помощи рукоятки оно свободно вращается. При этом зубчатое колесо задевает конец тонкой деревянной или металлической пластинки, укрепленной в углублении на стенке футляра. Соскакивая с зубцов, пластинка производит сухой треск.

Сила звука трещотки зависит от величины зубцов, упругости пластинки, силы давления пластинки на зубцы и от скорости вращения зубчатого колеса. Для усиления звука делают двойные трещотки, т.е. трещотки с двумя пластинками, звучащими последовательно.

Трещотки находят применение в симфонической, джазовой и эстрадной музыке, музыке к театральным постановкам.

Малый барабан . Малый барабан, вошедший в оперно-симфонический оркестр в 18 веке, ведет свое происхождение от армейских сигнальных барабанов со струнами. Его роль в оркестре сводилась к острому подчеркиванию ритма. Однако, постепенно малый барабан завоевывает прочное место в симфоническом оркестре и как инструмент, обладающий особой выразительностью.

В настоящее время малый барабан используется очень широко в оркестрах любых составов и в самой разнохарактерной музыке.

Малый барабан состоит из металлического или деревянного цилиндра-корпуса, покрытого сверху и снизу натянутой на подобручники хорошо выделанной телячьей кожей или пластиковой пленкой. Сверху с обеих сторон накладываются металлические обручи, которые при помощи стяжных винтов создают натяжение поверхности кожи или пластика. С рабочей стороны барабана, то есть с той стороны, на которой играют, кожа или пластик должны быть умеренной толщины, а с другой стороны, называемой подструнником, кожа или пластик должны быть более тонким, что делает их более чувствительными к передаче колебаний при ударе по рабочей стороне. Поверх кожи или пластика с наружной стороны подструнника натягиваются либо жильные струны, либо тонкие металлические проволочки, завитые в спирали. Именно они придают звучанию малого барабана специфический трескучий оттенок.

Играют на малом барабане двумя деревянными палочками. Основные приемы игры – одиночные удары, из которых складываются разнообразные ритмические рисунки и дродь. Вся техника игры представляет собой, по сути дела, комбинацию этих двух основных приемов, благодаря чему на малом барабане получаются самые сложные ритмические фигуры.

Заключение.

На протяжении последних лет качественно изменилось отношение к группе ударных инструментов – из самой незначительной она превратилась в концертирующую и равноправную наряду с другими оркестровыми группами. Если раньше ударные инструменты использовались в общей оркестровой массе (особенно в моменты нарастаний и подчеркивания кульминаций). то сейчас они чаще применяются самостоятельно и таким образом, чтобы их тембр не смешивался с тембрами остальных инструментов. Ударные теперь сравнительно редко дублируют другие оркестровые голоса, и композиторы предпочитают их чистые тембры.

сейчас на первое место в группе ударных вышли многие металлические инструменты с определенной высотой звука (Vibrafono, Campane, Crotali), а также ряд новых для традиционного оркестра металлических ударных с неопределенной высотой звука (Gong, Tam-tam, Cow-bells). Большинство современных композиторов относится до сих пор довольно сдержанно к колокольчикам. Причина этого, вероятно, в том, что Колокольчики уступают по качеству звука античным тарелочкам (хотя и имеют больший диапазон), не говоря уже о колоколах и вибрафоне. Значительно выросла в современном оркестре и роль деревянных ударных инструментов. Известный ранее ксилофон практически исчез из современного оркестра, уступив место маримбафону, имеющему намного более широкий диапазон и превосходящему ксилофон в разнообразии тембра

В начале ХХ века колористические рамки симфонического оркеcтpa стали значительно раздвигаться, и введение новых ударных инструментов сразу дало композиторам средства для расширения тембрового диапазона оркестра. Одни из новых инструментов довольно быстро исчерпали свои возможности, другие же прочно и надолго заняли свое место в оркестре, доказав, что они могут не только солировать, но и быть прекрасными участниками ансамблей.

В XX веке композиторы впервые по-настоящему почувствовали выразительные возможности тембра. Это совершенно не означает того, что выразительность тембра была недоступна для композиторов

XIX века - вспомним хотя бы характеристику Графини в «Пиковой даме» или начальные такты Шестой симфонии П. Чайковского, - но тембровая выразительность всегда сочеталась с выразительностью интонационной, в то время как в XX веке композиторы часто применяют краску, несущую в себе большую выразительность вне прямой свя зи с интонацией.

Тенденция к расширению тембрового диапазона инструментов привела к тому, что композиторы стали точно указывать способы звукоизвлечения на ударных. Действительно, ударные инструменты (по крайней мере, большинство из них) способны менять свой тембр в зависимости от того, чем и где был извлечен из них звук. Например, удары по тарелке литавровой палочкой, палочкой из твердого фильца, из мягкого фильца, из губки, из дерева или из металла вызывают совершенно различные звуковые спектры. Меняется тембр тарелки и в зависимости от места удара - по краю, в средней части или по куполу. Композитор, внимательный к оркестровой краске, всегда указывает это. Вибрафон, например, становится совсем другим по звучности и вспыхивает новыми яркими красками, когда вибрафонные палочки заменяются жесткими. Весь характер звучания этого инструмента изменяется с отключением мотора

Вопрос экономии тембров имеет большое значение в новой музыке, особенно если тембровая логика является ведущей. Получив в свои руки огромное тембровое богатство современного оркестра, многие композиторы слишком щедро разбрасывают краски. Это увлекает слушателя, но скоро пресыщает его. В то время как сбереженная и вовремя примененная краска может дать сильный эффект. Вспомним хотя бы, какое ошеломляющее впечатление производят первое вступление клавишных колокольчиков в «Волшебной флейте» Моцарта

Проблема экономии тембра особенно касается группы ударных инструментов, ибо способ звукоизвлечения и превалирование тембра над остальными компонентами не дают им возможности проявить ту интонационную гибкость, которой достигли сейчас струнные и деревян-ные духовые инструменты.

Все сказанное выше никак не является попыткой умалить роль ударных инструментов, но их специфика такова, что требует осторожности и точности в обращении. Разумное применение ударных может сильно обогатить партитуру, неразумное - ее разрушить. Даже такие ударные инструменты, как вибрафон, обладают свойством быстро надоедать и утомлять слушателя.

Еще в большей степени это относится к ударным с неопределенной высотой звука. Но группа ударных в целом - это яркое и обладающее большими возможностями выразительное средство в руках талантливого и опытного композитора.

Список литературы:

1. Денисов Э.В., «Ударные инструменты в современном оркестре», изд. «Советский композитор», М., 1982.

2. Купинский К.М., «Школа игры на ударных инструментах», изд. «Музыка», М., 1982.

3. Панайотов А.Н., "Ударные инструменты в современных оркестрах", изд. «Советский композитор», М., 1973.


Среди всех музыкальных инструментов ударная группа - самая многочисленная. И это не удивительно, ведь ударные музыкальные инструменты самые древние на земле. Их история ведёт своё начало почти с самого зарождения человечества. Самые примитивные из них либо весьма просты для изготовления, либо вообще не требуют никакой обработки. По сути, каждый предмет окружающего мира может служить таким инструментом.

Так первыми в мире ударными инструментами были кости животных, ветви деревьев, а позднее для музицирования человек стал использовать появившиеся к тому времени предметы кухонной утвари - котлы, горшки и так далее.

Ударные музыкальные инструменты разных народов

В силу перечисленных выше обстоятельств: простоты изготовления и истории, уходящей корнями в глубокую древность, ударные инструменты получили настолько широкое распространение, что проникли буквально в каждый уголок нашей планеты. У каждого народа есть свои собственные инструменты, звук из которых извлекается при помощи ударов того или иного рода.

Конечно же, количество ударных инструментов у каждого отдельного народа зависит от характера его музыкальной культуры. Например, в странах Латинской Америки, где этническая музыка отличается разнообразием ритмов, сложностью ритмических рисунков, ударных инструментов на порядок больше, чем, например, у нас, в России, где народное песенное искусство часто не предполагает никакого инструментального аккомпанемента. Но всё равно даже в странах, где в народной музыке преобладает мелодическое начало над ритмическим, всё же существуют свои уникальные ударные инструменты.

Ударный инструмент перкуссия

Некоторые ударные со временем образовали единое целое, которое теперь носит название ударной установки. Ударные установки, как правило, используются в различных разновидностях эстрадной музыки: в роке, джазе, поп-музыке и так далее. Инструменты же, не вошедшие в классический состав ударной установки, называются перкуссиями, а музыканты, которые на них играют - перкуссионистами.

Такие инструменты, как правило, имеют ярко выраженный национальный характер. Наибольшее распространение на сегодня получили перкуссионные музыкальные инструменты народов Латинской Америки и Африки.

История названия

Само название музыкального инструмента "перкуссия" имеет латинские корни. Оно происходит от корня, имеющего значение "бить, ударять". Интересно, что слово это знакомо не только музыкантам и меломанам, но и медикам. Перкуссией в медицинской литературе называют метод диагностики заболеваний при помощи постукивания по тканям организма и анализа звука, издаваемого ими. Известно, что звук от удара по здоровому органу отличается от звука удара по органу, находящемуся в болезненном состоянии.

Музыкальная перкуссия тоже связана с ударами, находящими отклик у человека, пусть и не через прямое воздействие, как в медицине.

Классификация музыкального инструмента перкуссии

Великое множество ударных инструментов, не принадлежащих к набору классической ударной установки, со временем стало нуждаться в систематизации. Инструменты такого рода принято делить на настроенные на определённые музыкальные ноты и шумовые инструменты - то есть такие, звук которых не имеет определённой высоты. К первым относятся ксилофон, металлофон, литавры и другие. Всевозможные барабаны - перкуссии второй разновидности.

По источнику звука музыкальные инструменты перкуссии делятся на:

  1. Мембранофоны - то есть те, в которых звук исходит от вибраций мембраны, натянутой на какую-либо основу, как например, в бубне.
  2. Идиофоны - где источником звука является весь корпус инструмента, либо его цельные составные части, как например у треугольника, металлофона и подобных.

В свою очередь, идиофоны подразделяются на изготовленные из древесины и из дерева.

Интересным фактом является то, что фортепиано тоже относится к музыкальным инструментам рода ударных, так как в этом инструменте звук получается посредством удара молоточков по струнам. К струнным ударным относится также такой древний музыкальный инструмент, как цимбалы.

Экзотические инструменты


Перкуссия в современной музыке

Несмотря на свои национальные корни, инструменты перкуссии используются не только в этнической музыке. Во многих современных джазовых оркестрах и рок-группах, кроме ударника, играющего на традиционной установке, участвует также перкуссионист.

Таким образом, ритмическая секция ансамбля заметно обогащаемся за счёт насыщенности ударных партий. Сэмплы перкуссионных музыкальных инструментов используются также в различных направлениях электронной музыки. Набор ударных в симфоническом оркестре называется оркестровой перкуссией.

Наборы перкуссии

Для тех, кто хочет ради интереса попробовать играть на перкуссии как музыкант-любитель или же для тех, кто является профессионалом в этой области, в продаже имеются как отдельные перкуссионные инструменты, так и готовые наборы.

Для самых маленьких музыкантов в музыкальных магазинах можно найти наборы детской перкуссии, часто они продаются и в обычных магазинах игрушек. Порою эти инструменты полностью идентичны настоящим перкуссиям, за исключением их уменьшенного размера.

Знаменитые перкуссионисты

  • Airto Moreira - Знаменит своим сотрудничеством с классиком джазовой музыки, Майлзом Дэвисом. Известны также его сольные проекты. Способствовал распространению мелких шумовых ударных инструментов в европейском джазе.
  • Karl Perazzo - перкуссионист знаменитой группы Santana.
  • Arto Tunçboyaciyan - вокалист, композитор и перкуссионист. Известен своей способностью получить первоклассный звук из любого подручного предмета.

Основные сведения Агого - бразильский народный ударный музыкальный инструмент, представляющий собой два разнотоновых овечьих колокольчика без языков, соединенные металлической изогнутой ручкой. Существуют различные вариации агого. Например, с тремя колокольчиками; или агого, изготовленные полностью из дерева (также с двумя или тремя колокольчиками). Ритмический рисунок, который исполняют музыканты на агого, является основой полиритмической структуры бразильской карнавальной самбы.


Основные сведения Асатаяк - древнеказахский и древнетюркский ударный музыкальный инструмент. По форме напоминает жезл или трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками. Асатаяк имел открытый и резкий звук. Для усиления звучания инструмента, баксы использовали конырау - колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном. И асатаяк,


Основные сведения Ашико - западноафриканский ударный музыкальный инструмент, барабан в форме усечённого конуса. Играют на ашико руками. Происхождение Родиной ашико считается Западная Африка, предположительно Нигерия, народ йоруба. Название чаще всего переводят как «свобода». Ашико использовались для излечения, при проведении ритуалов посвящения, воинских ритуалах, общении с предками, для передачи сигналов на расстояния и т. д. Барабаны


Основные сведения Баниа (бахиа) - бенгальский ударный музыкальный инструмент, распространён в Северной Индии. Представляет собой односторонний барабан небольших размеров с кожаной мембраной и чашеобразным керамическим корпусом. Звук извлекается ударами пальцев и кисти руки. Употребляется вместе с табла. Видео: Баниа на видео + звучание Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии! Продажа: где купить/заказать?


Основные сведения Баньгу (даньпигу) - китайский ударный музыкальный инструмент, небольшой односторонний барабан. От китайского бань — деревянная дощечка, гу — барабан. Различают женский вариант баньгу и мужской вариант баньгу. Имеет деревянный корпус в форме чаши с массивными стенками, обращённый выпуклой стороной вверх. В середине корпуса имеется небольшое отверстие. Кожаная мембрана натягивается на выпуклую часть корпуса


Основные сведения Бар чаймс - самозвучащий ударный музыкальный инструмент, родственный традиционным азиатским ветряным колокольчикам. Инструмент был введён в обиход перкуссионистов американским ударником Марком Стивенсом, в честь которого получил оригинальное название Mark Tree, широко распространённое на Западе. В России больше распространено название Bar Chimes. Металлические трубочки разной длины, из которых составлен инструмент, звучат от соприкосновения друг


Основные сведения, устройство Барабан - ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов. Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты кожаные мембраны (сейчас используются пластиковые мембраны). Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембран. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой,


Основные сведения Бойран - ирландский ударный музыкальный инструмент, напоминает бубен диаметром примерно полметра (обычно 18 дюймов). Ирландское слово bodhran (по-ирландски произносится борОн или бойрОн, по-английски – бОуран, по-русски принято произносить бОйран или бОран) переводится как «гремящий«, «оглушающий» (а также –»надоедающий«, но это только в некоторых случаях). Держат бойран вертикально, играя на нем специфическим образом деревянной


Основные сведения Большой барабан (бас-барабан), также называемый иногда турецким барабаном или «бас-бочкой» - ударный музыкальный инструмент с неопределённой высотой звука, низкого регистра. Представляет собой барабан - широкий металлический или деревянный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожами (иногда только с одной стороны). Звук извлекается ударом колотушки с массивной головкой, обёрнутой плотным материалом. При необходимости исполнения сложных


Основные сведения Бонанг - индонезийский ударный музыкальный инструмент. Представляет собой набор бронзовых гонгов, при помощи шнуров укреплённых в горизонтальном положении на деревянной подставке. Каждый гонг имеет в центре выпуклость (пенчу). Звук извлекают, ударяя по этой выпуклости деревянной палочкой, обмотанной на конце хлопчатобумажной тканью или верёвкой. Иногда под гонгами подвешиваются шарообразные резонаторы из жжёной глины. Звук


Основные сведения Бонго (исп. bongo) - кубинский ударный музыкальный инструмент. Представляет собой небольшой сдвоенный барабан африканского происхождения, играют на котором обычно сидя, удерживая бонго зажатым между икрами ног. На Кубе бонго впервые появился в провинции Орьенте около 1900-го года. Барабаны, составляющие бонго, имеют разный размер; меньший из них считается «мужским» (мачо - исп. macho, дословно


Основные сведения Бубен - ударный музыкальный инструмент, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент. Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов


Основные сведения Бубенец (бубенчик) - ударный музыкальный инструмент, небольшая металлическая погремушка (колокольчик); представляет собой полый шарик с маленьким цельным шариком (несколькими шариками) внутри. Может крепиться к конской упряжи («Тройка с бубенцами»), одежде, обуви, головным уборам (колпак шута), бубну. Видео: Бубенец на видео + звучание Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии! Продажа: где


Основные сведения Бугай (бербеница) - акомпанирующий фрикционный ударный музыкальный инструмент, звучанием напоминающий рёв бугая. Бугай представляет собой деревянный цилиндр, верхнее отверстие которого обтянуто шкурой. К шкуре в центре прикреплён пучок конских волос. Используется как басовый инструмент. Музыкант увлажнёнными в квасе руками дёргает за волосы. В зависимости от места соприкосновения меняется высота звука. Бугай широко распространён


Основные сведения Вибрафон (англ. и фр. vibraphone, итал. vibrafono, нем. vibraphon) - ударный музыкальный инструмент, относящийся к металлическим идиофонам с определённой высотой звучания. Изобретён в США в конце 1910-х годов. Инструмент обладает широкими виртуозными возможностями и используется в джазе, на эстраде и в ансамблях ударных инструментов, реже - в симфоническом оркестре и как сольный инструмент.


Основные сведения Гавал (даф) - азербайджанский народный ударный музыкальный инструмент. Очень схож с бубном и тамбурином. Один из тех редких музыкальных инструментов, который сохранил до наших дней свою первоначальную форму. Устройство Гавал представляет собой деревянный обод с натянутой на него кожей осетра. В современных условиях мембрана гавала также делается из пластика, чтобы предотвратить увлажнение. К


Основные сведения, устройство, строй Гамбанг - индонезийский ударный музыкальный инструмент. Состоит из деревянных (гамбанг кайю) или металлических (гамбанг гангза) пластинок, закреплённых в горизонтальном положении на деревянной подставке, нередко пышно украшенной росписью и резьбой. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек с плоской шайбообразной обмоткой на концах. Их держат свободно между большим и указательным пальцами, остальные пальцы


Основные сведения Гендер (гендир) - индонезийский ударный музыкальный инструмент. В гамелане гендер осуществляет вариационную разработку основной темы, задаваемой гамбангом. Устройство Гендер состоит из 10-12 чуть выпуклых металлических пластин, укреплённых в горизонтальном положении на деревянной подставке при помощи шнуров. К пластинам подвешиваются бамбуковые трубки-резонаторы. Пластины гендера подбираются в соответствии с 5-ступенным звукорядом слендро


Основные сведения Гонг - старинный ударный музыкальный инструмент симфонического оркестра, представляющий собой свободно подвешенный на опоре вогнутый металлический диск сравнительно большого размера. Иногда гонг ошибочно путают с там-тамом. Разновидности гонгов Существует огромное количество разновидностей гонгов. Они отличаются размером, формой, характером звучания и происхождением. Самыми известными в современной оркестровой музыке являются китайские и яванские гонги. Китайский


Основные сведения Гуиро - латиноамериканский ударный музыкальный инструмент, первоначально изготовлявшийся из плодов горлянкового дерева, известного на Кубе и в Пуэрто-Рико под названием «игуэро», с нанесёнными на поверхность засечками. Слово «гуиро» происходит из языка индейцев таино, населявших Антильские острова до испанского вторжения. Традиционно в меренге чаще используется металлический гуиро, имеющий более резкий звук, а в сальсе


Основные сведения Гусачок (гусек) - необычный старинный русский народный шумовой ударный музыкальный инструмент. Происхождение гусачка веьма туманно и неоднозначно. Возможно, на нём играли ещё скоморохи, однако в современных экземплярах глиняная крынка (или «глечик») заменяется на такой же формы модель из папье-маше. У гусачка есть близкие родственники в разных странах мира. Скажем прямо, все родственники очень


Основные сведения Дангыра - древнеказахский и древнетюркский ударный музыкальный инструмент. Она представляла собой бубен: ободок, обтянутый с одной стороны кожей, внутри которого были навешаны металлические цепочки, колечки и пластинки. И дангыра, и асатаяк, были атрибутами шаманских обрядов, из-за чего они не получили широкого распространения в музыкальном быту народа. Уже начиная с начала 19-го века оба


Основные сведения Дарбука (тарбука, дарабука, думбек) - старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканах. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки. Имеет два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто мембраной. По типу звукообразования относится к


Основные сведения Деревянная коробочка или вуд-блок - ударный музыкальный инструмент. Один из самых распространённых ударных музыкальных инструментов с неопределённой высотой звучания. Звучание инструмента - характерный цокающий звук. Представляет собой прямоугольный брусок звонкого, хорошо высушенного дерева. С одной стороны, ближе к верхней части бруска, выдолблена глубокая щель шириной около 1 см. На инструменте играют деревянными или


Основные сведения Джембе - западноафриканский ударный музыкальный инструментв форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи - чаще всего козьей. Ранее неизвестный Западу, со времени своего «открытия» он обрёл огромную популярность. По форме джембе относится к так называемым goblet drums, по звукообразованию - к мембранофонам. Происхождение, история Джембе


Основные сведения Дхолак - ударный музыкальный инструмент, деревянный барабан бочкообразнорй формы с двумя мембранами разного диаметра. Играют на дхолаке руками или специальной палочкой; можно играть сидя по-турецки, положив его на колени, или же стоя, используя ремень. Сила натяжения мембран регулируется системой колец и верёвочных перетяжек. Дхолак распространён в Северной Индии, Пакистане и Непале; очень популярен


Основные сведения Карильон - ударный музыкальный инструмент, посредством часового механизма заставляющий ряд колоколов исполнять какую-либо мелодию, подобно тому, как вращающийся вал приводит в движение орган. Часто используется в церквях, особенно в Нидерландах, в Китае известен был уже в глубокой древности. На карильоне играют «вручную» посредством специальной клавиатуры. Всего в мире существует 600-700 карильонов. Известные музыканты


Основные сведения Кастаньеты - ударный музыкальный инструмент, представляющий собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком. Пластины традиционно изготавливались из твёрдой древесины, хотя в последнее время для этого все чаще используются стеклопластик. Кастаньеты получили наибольшее распространение в Испании, Южной Италии и Латинской Америке. Подобные простые музыкальные инструменты, пригодные для ритмического сопровождения танца


Основные сведения Кимвал - древний восточный ударный музыкальный инструмент, состоящий из металлической тарелки (чаши), посреди которой прикреплялись ремень или верёвка, для надевания на правую руку. Кимвал ударяли о другой кимвал, надетый на левую руку, отчего название этого инструмента употребляется во множественном числе: кимвалы. При ударе друг о друга кимвалы издаюь резкий звенящий звук. У евреев


Основные сведения Клаве (исп. clave, дословно - «ключ») - простейший кубинский народный ударный музыкальный инструмент. Идиофон африканского происхождения. Представляет собой две палочки из твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Музыкант, играющий на клаве (обычно - певец), держит одну из палочек в руке таким образом, чтобы ладонь образовывала своего рода резонатор, а другой


Основные сведения Колокол - металлический ударный музыкальный инструмент (как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Колокола используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов Богослужения) и в


Основные сведения Колокола оркестровые - ударный музыкальный инструмент симфонического оркестра (идиофон). Представляет собой набор 12-18 цилиндрических металлических трубок диаметром 25-38 мм, подвешенных в раме-стойке (высота около 2 м). Ударяют по ним колотушкой, головка которой обтянута кожей. Звукоряд хроматический. Диапазон 1-1,5 октавы (обычно от F; нотируется октавой выше, чем звучит). Современные колокола снабжены демпфером. В оркестре


Основные сведения Колокольчики (итал. campanelli, фр. jeu de timbres, нем. Glockenspiel) - ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Инструмент обладает светлозвенящим тембром в пиано, блестящим и ярким - в форте. Колокольчики существуют в двух разновидностях: простые и клавишные. Простые колокольчики представляют собой набор настроенных по хроматизму металлических пластинок, размещённых в два ряда на деревянной


Основные сведения Конго - латиноамериканский ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания из рода мембранофонов. Представляет собой вытянутую по высоте бочку, с одного торца натянута кожаная мембрана. Используется в паре — два барабана разного диаметра (один настроен пониже, другой повыше), часто на конго играют одновременно вместе с бонго (собирают на одной перкуссионной установке). Высота конго 70-80


Основные сведения Ксилофон (от греч. ксило - дерево + фон - звук) - ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты. По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками или специальными молоточками, похожими на небольшие ложки (на жаргоне музыкантов эти молоточки называют «козьими ножками»). Тембр ксилофона


Основные сведения Куика - бразильский ударный музыкальный инструмент из группы фрикционных барабанов, наиболее часто применяемый в самбе. Имеет скрипучий, резкий тембр высокого регистра. Куика представляет собой цилиндрический металлический (первоначально деревянный) корпус, диаметром 6-10 сантиметров. На одну из сторон корпуса натягивается кожа, другая сторона остается открытой. С внутренней стороны, к центру и перпендикулярно кожаной мембране крепится


Основные сведения Литавры (итал. timpani, фр. timbales, нем. Pauken, англ. kettle drums) - ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания. Представляют собой систему двух и более (до пяти) металлических котлов, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком. В днище каждого котла находится резонаторное отверствие. Происхождение Литавры - инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие


Основные сведения Ложки - древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы. В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или


Основные сведения, устройство Малый барабан (также иногда называемый военным барабаном или «рабочим«) - ударный музыкальный инструмент, принадлежащий к мембранофонам с неопределённой высотой звучания. Один из основных ударных инструментов симфонического оркестра, а также джаза и других жанров, где входит в состав ударной установки (часто в нескольких экземплярах разных размеров). Малый барабан представляет собой металлический, пластиковый или


Основные сведения Марака (маракас) - древнейший ударно-шумовой музыкальный инструмент коренных жителей Антильских островов - индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек - по одной в каждой


Основные сведения Маримба - клавиатурный ударный музыкальный инструмент, состоящий из укрепленных на раме деревянных брусков, по которым ударяют колотушками, родственник ксилофона. Маримба отличается от ксилофона тем, что звук, издаваемый каждым бруском, усиливается деревянным или металлическим резонатором либо подвешенной под ним тыквой. Маримба обладает богатым, мягким и глубоким тембром, позволяющим добиваться выразительного звучания. Возникла маримба в


Основные сведения Музыкальная подвеска (ветерок) - ударный музыкальный инструмент. Представляет собой связку мелких предметов, издающих приятный перезвон при дуновении ветра, широко используемая в ландшафтном дизайне, особенно при украшении крылец, веранд, террасс, навесов и т. д., примыкающих к дому. Используется и как музыкальный инструмент. Музыкальные подвески наиболее широко распространены в южных регионах как антистрессовое средство и


Основные сведения Пхачич - адыгейский и кабардинский народный ударный музыкальный инструмент, родственник трещотки. Представляет собой 3, 5 или 7 пластинок из высушенной твёрдой древесины (самшита, ясеня, каштана, граба, чинары), свободно привязанных с одного конца к такой же пластинке с рукоятью. Обычные размеры инструмента: длина 150-165 мм, ширина 45-50 мм. Пхачич держат за рукоять, натянув петлю,


Основные сведения Сенсерро (кампана) - латиноамериканский ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания из семейства идеофонов: металлический колокольчик без языка, на котором играют деревянной палочкой. Другое его название - кампана. Современные сенсерро имеют форму несколько сплющенного с обеих сторон раструба. Появление сенсерро в латиноамериканской музыке связывают с ритуальными колокольчиками экон конголезских религиозных культов. Считается, что в


Основные сведения Табла - индийский ударный музыкальный инструмент. Большой барабан называется — байна, маленький — дайна. Одним из самых известных музыкантов прославивших этот инструмент на весь мир стал легендарный таблист — Рави Шанкар. Происхождение Точно о происхождении табла неясно. Но по существующей традиции создание этого инструмента (как и многого другого, чье происхождение неизвестно) приписывают Амиру


Основные сведения Тала (или талан; санскр. Tala - хлопанье в ладоши, ритм, такт, танец) - южно-индийский парный ударный музыкальный инструмент из разряда ударных, разновидность металлических тарелок или кимвал. Позади каждой из них имеется шёлковая или деревянная рукоятка. Звук талы довольно мягок и приятен. Видео: Тала на видео + звучание Видео с этим инструментом очень скоро

Аудиозаписи

    Гобой : деревянные музыкальные инструменты / исполн. Г. Шмальфрус, Т. Варга [и др.]. – М. : Твик-Лирик, 1998. – 1 зв. кассета. – (Инструменты классической музыки).

    Кларнет : деревянные духовые инструменты / исполн. Ж. Ланселот, И. Кита [и др.]. – М. : Твик-Лирик, 1998. – 1 зв. кассета. – (Инструменты классической музыки).

    Саксофон : духовые музыкальные инструменты / исполн. Б. Марсалис, Дж. Харле [и др.]. – М. : Твик-Лирик, 1998. – 1 зв. кассета. – (Инструменты классической музыки).

    Флейта : деревянные духовые инструменты / исполн. П. Мейсен, Х. Руккер, [и др.]. – М. : Твик-Лирик, 1998. – 1 зв. кассета. – (Инструменты классической музыки).

Ударные музыкальные инструменты

Ударные музыкальные инструменты – группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) молоточков, палочек, колотушки и т. п. по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов. Благодаря простоте принципа звукоизвлечения они были первыми музыкальными инструментами (удары палками, костяными скребками, камнями). Всегда связанные с определенными ритмическими чередованиями, они образовали первый музыкальный инструментальный состав. Ударные инструменты используются в современных оркестрах, ансамблях для метроритмического, динамического и тембро-колористического оформления музыки.

С точки зрения акустики ударные инструменты характеризуются наличием в их спектрах широкой шкалы призвуков, в которых присутствует шум. Негармоничность звуков ударных инструментов немного больше, чем негармоничность у инструментов духовой группы. Спектр (тембр) звуков ударных инструментов зависит во многом от места и силы их возбуждения; степени жесткости или мягкости материала, из которого изготавливаются звучащие тела; их размеров. Звук ударных инструментов затухающий, с различной продолжительностью звучания.

Многообразие разновидностей и форм ударных музыкальных инструментов сформировало несколько вариантов их классификации. Один и тот же инструмент может принадлежать к нескольким группам.

По звуковысотности ударные музыкальные инструменты делятся:

      ударные музыкальные инструменты с определённой высотой звучания , которые могут быть настроены на определённые ноты звукоряда (литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики и др.) ;

      ударные музыкальные инструменты с неопределённой высотой звучания , которые не имеют настройки на определённые звуки (большой и малый барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и др.).

Барабан – ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания, представляющий собой полый корпус (или раму), служащий резонатором, на котором с одной стороны или двух сторон натянута мембрана. Мембраны у барабанов закрепляются двумя ободами и натяжными винтами, расположенными по окружности корпуса инструмента. Корпус барабана изготавливается из листовой стали или клееной фанеры, облицовывается художественным целлулоидом. Для придания барабану специфического звука над нижней мембраной натягиваются специальные струны или спирали (подструнник), которые приводятся в действие с помощью сбрасывающего механизма. Звук извлекается с помощью удара по мембране (наиболее распространённый способ) или трения. Применение синтетических мембран в барабанах позволило значительно улучшить их музыкально-акустические возможности, надежность эксплуатации, длительность службы. Различают барабаны малый и большой оркестровые , малый и большой эстрадные, том-тенор, том-бас, бонги .

Б
ольшой барабан
звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы. Поэтому его часто используют в изобразительных целях. Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками на конце, их делают из пробки или войлока.

Малый барабан имеет сухой и отчётливый звук, его дробь хорошо подчеркивает ритм, иногда оживляет музыку, иногда вносит тревогу. Играют на нём двумя палочками.

В состав симфонического или духового оркестра обычно входят два барабана – большой и малый , а вот в джазовом оркестре или эстрадном ансамбле ударная установка кроме этих двух включает еще до семи тамтамов , корпус которых похож на удлинённый цилиндр. Характер звучания у них иной. В ударную установку входят также и бонги – два небольших барабана, один чуть больше другого, их соединяют в единую пару и играют на них чаще всего кистями рук. В установку могут войти и конги – их корпус сужается книзу, и кожа натянута только с одной стороны.

Б
убен
– ударный музыкальный инструмент. Один из древнейших, он появился в симфоническом оркестре в XIX в. Устройство этого инструмента очень несложное: как правило, это узкий деревянный или (реже) металлический обруч (обечайка) с одной стороны затянутый мембраной из кожи или пузыря, другая сторона – открытая. Диаметр – 400–500 мм. Мембрана или приклеивается к обечайке, или натягивается с помощью «барашков» и винтов. На внутренней стороне обечайки подвешиваются бряцающие кольца, пластинки, у некоторых видов в прорези на штифтах вставляются маленькие металлические «тарелочки». Иногда еще внутри обруча на натянутые бечевки или спирали нанизываются маленькие бубенчики, колечки. Все это от малейшего прикосновения к инструменту позвякивает, создавая своеобразное звучание. Удары по мембране производят концами пальцев или основанием ладони правой руки. Бубны используют для ритмического сопровождения пляски, песни. На Востоке, где искусство игры на бубне достигло виртуозного мастерства, распространена сольная игра на этом инструменте. Азербайджанский бубен называется деф, дяф или гавал, армянский – даф или хавал, грузинский – дайра , узбекский и таджикский – дойра.

Во время игры исполнитель свободно держит инструмент в руке пальцами, ладонью, кулаком другой руки ударяет по мембране в центре и ближе к обечайке, извлекая различные по высоте и тембру звуки, проводит по коже увлажнённым пальцем правой руки, вызывая характерный вибрато, встряхивает, производя звон. Иногда ударяют инструментом по колену, локтю, голове т. д. Применяют бубен как ритмический инструмент для сопровождения танцев, сольного и хорового пения. Он входит в народные и профессиональные ансамбли, оркестры.

К
астаньеты
– (исп. castanetas , название «кастаньеты» по-испански означает «маленькие каштаны») – ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звука, принадлежащий к семейству идиофонов мавроандалузского (испанского) происхождения. Кастаньеты наиболее распространены в Испании и Латинской Америке. Интересно, что, несмотря на распространенное мнение о том, что кастаньеты – это сугубо испанское изобретение, во многих других культурах также встречаются подобные музыкальные инструменты. Прообразы современных кастаньет существовали еще в Древнем Египте около 3 тыс. лет до н. э. В те времена они использовались во время религиозных церемоний. Позднее этот инструмент полюбился древним греками и римлянам. Сегодня кастаньеты (или аналогичные им инструменты) встречаются в Индии, Швейцарии, Турции и Японии, а также в некоторых других странах. Однако, несмотря на столь широкую популярность, у большинства из нас кастаньеты все же ассоциируются с образом испанской музыки, особенно с музыкой испанских цыган, стилем фламенко и т. п. Поэтому данный инструмент часто используют и в классической музыке для создания «испанского колорита».

Кастаньеты состоят и двух или трёх раковинообразных пластинок, изготовленных из твердых пород дерева, которые между собой неплотно соединены на одном конце шнуром. При игре исполнитель постукивает в необходимом ритме по одной из пластинок, создавая, таким образом, специфический ярко-щелкающий звук.

К
лавес
– (исп. clave , дословно – «ключ») – кубинский народный ударный музыкальный инструмент африканского происхождения: две круглые палочки длиной 15–25 см каждая, вырезанные из очень твердого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Исполнитель держит одну из них особым образом (так, что сжатая ладонь является резонатором) в левой руке, ударяя по ней другой палочкой.

Звук резкий, высокий, звонко щёлкающий наподобие ксилофонного, но без определенной высоты.

При необходимости могут быть подобраны две и даже три пары таких палочек, отличающихся размером и соответственно высотой своего звучания относительно друг друга (выше–ниже).

Возможны отдельные удары в любой ритмической последовательности, а также тремоло . Для этого исполнитель держит обе палочки рядом, сталкивая их попеременно то верхними, то нижними концами.

Широко применяется в кубинской музыке, а также в таких стилях латиноамериканской музыки, как мамбо, сальса и др.

К
силофон
– (итал. Xylofono , фр. Xylophone ) – ударный самозвучащий музыкальный инструмент, представляющий собой набор деревянных брусочков разных размеров, соответствующих различным по высоте звукам. Брусочки изготавливают из палисандра, клена, ореха, ели. Они располагаются параллельно в четыре ряда в порядке хроматической гаммы. Крепятся брусочки на прочных шнурках и разделяются пружинками. Шнур проходит сквозь отверстия в брусочках. Во время игры размещается на специальном столе, который оборудуется резонаторами – медными гильзами различной величины, подведенными под бруски, при этом звук становится более певучим.

Для игры ксилофон раскладывают на маленьком столике на долевых резиновых прокладках, располагающихся вдоль шнуров инструмента. Играют на ксилофоне двумя деревянными палочками с утолщением на конце. Ксилофон используют как для сольной игры, так и в оркестре. Диапазон ксилофона – от си малой октавы до до четвертой октавы.

В настоящее время чаще используются клавиатуроподобные инструменты с брусочками, расположенными в два ряда наподобие клавишей. Звук извлекается двумя выточенными из дерева палочками с утолщениями на концах – т. н. козьими ножками. Тембр звонко-пронзительный, щелкающий, в верхнем регистре – суховатый. Ксилофоны бывают разных размеров, с диапазоном 1,5–3,5 октавы. Ксилофон – очень виртуозный инструмент. На нем возможна большая беглость в быстрых пассажах, тремоло и особый эффект – глиссандо (стремительное движение палочкой по брускам).

Литавры – очень древний музыкальный инструмент. У многих народов издавна встречались инструменты, состоящие из полого сосуда, отверстие которого обтянуто кожей. Именно от них произошли современные литавры. У литавр огромный диапазон силы звука – от подражания раскатам грома до тихого, еле уловимого шороха или гула. Строение: металлический корпус в виде котла. Корпус имеет определенные, строго рассчитанные размеры, что позволяет добиться строгой высоты звука. Чтобы не мешать свободной вибрации мембраны в центре котла, снизу имеется отверстие для перемещения воздуха. Литавры представляют собой набор двух, трёх и более медных котлов с натянутой поверх кожей или пластиком, которые устанавливаются на специальную подставку. Корпус литавр изготавливают из меди, латуни или алюминия, устанавливают их на подставке – треножнике. Различают литавры винтовые, механические и педальные. Наиболее распространены педальные, так как одним нажатием на педаль можно, не прерывая игры, перестроить инструмент на нужную тональность.

Играют стоя или сидя палочками с шарообразными или дискообразными головками, изготовленными из фильца (войлок, или фетр).

По указанию композитора в нотах могут также применяться палочки с головками, изготовленными из резины, губки, древесины и из другого материала. От величины головки и степени их упругости (жесткости или мягкости) зависит во многом тембр звука. Палочки держат в обеих руках одинаково, удар ими производится энергичным движением кисти рук вниз.

Маракасы – ударный парный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания из семейства идиофонов латиноамериканского происхождения. В европейскую музыку маракасы пришли из кубинских танцевальных оркестров, где применялись довольно часто как инструмент, подчеркивающий острый синкопированный ритм . Сейчас маракасы – неотъемлемая часть латиноамериканских танцев, таких как сальса, ча-ча-ча, румба, меренга и самба . Они уравновешивают страстные движения и жгучую музыку этих произведений.

Оригинальные кубинские маракасы изготавливаются из высушенного полого кокосового ореха, внутрь которого засыпаются мелкие камешки и зерна оливы. Снизу прикреплена рукоятка. При круговом движении маракас издает глуховатый шипящий звук, при потряхивании – характерный шум. Современные маракасы представляют собой шары с рукояткой, изготовленные из тонкостенного деревянного, пластмассового или металлического материала, наполненные камешками, дробью, горохом или песком. Маракасы держат за рукоятку и встряхивают при игре, создавая, таким образом, звонко-шуршащий звук, воспроизводя различные ритмические рисунки.

Разновидности: абвес, атчере, эрикунди – на Кубе, кашиши, аджа, агуэ, шере, ганза – в Бразилии, уада – в Чили.

М
аримба
– ударный музыкальный инструмент (африканского происхождения), звучащими элементами которого являются деревянные пластины (от 4 до 20), укреплённые горизонтально (при помощи кожаных или волокнистых шнуров) на двух металлических или бамбуковых рейках, расположенных параллельно или под углом друг к другу. Игровые пластины изготавливаются из древесины палисандра, что обеспечивает высокие музыкально-акустические свойства инструмента. Пластины расположены на раме в два ряда. Первый ряд содержит пластины основных тонов, второй ряд – пластины полутонов. Установленные на раме в два ряда резонаторы (металлические трубки с заглушками) настроены на частоту звука соответствующих пластин. Основные узлы маримбы закрепляются на опорной тележке с колесиками, каркас которой сделан из алюминия, что обеспечивает минимальную массу и достаточную прочность.

Звук извлекается ударами двух деревянных прямых или изогнутых палочек с каучуковыми наконечниками. В музыкальном обиходе маримба имеет также название маримбафон .

Маримба обладает мягким, сочным тембром, имеет диапазон звучания четыре октавы: от ноты до малой октавы до ноты до четвертой октавы.

Маримба может использоваться как музыкантами-профессионалами, так и для учебных целей.

Т
арелки
(итал. piatti , фр. cymbales , нем. Becken, англ. cymbals) – ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звука, который состоит из двух слегка вогнутых металлических дисков с плоскими краями (изготавливаются из латуни или нейзильбера). С наружной стороны тарелки имеют выпуклости, называемые чашечками, в центре которых просверлены отверстия для крепления ремешков, необходимых для удержания в руках.

Тарелки были известны уже Античному миру и Древнему Востоку, но особенной любовью и исключительным искусством их изготовления славились турки. В Европе тарелки стали популярны в XVIII в., – после войны с османами.

Высота звучания тарелок зависит от размера, марки металлического сплава и способа их изготовления (ковка, литье). Тарелки бывают различного диаметра. В духовом оркестре применяются обычно тарелки среднего диаметра 37–45 см. На качество звука влияют способы их возбуждения, размеры, материал, из которого они изготовлены.

На тарелках, как правило, играют стоя, чтобы ничто не мешало их вибрации, и чтобы звук свободно распространялся в воздухе. Обычный прием игры на этом инструменте – косой, скользящий удар одной тарелки о другую, – после чего раздается звонкий металлический всплеск, который долго висит в воздухе. Если исполнитель хочет прекратить вибрацию тарелок, он подносит их к груди, и колебания затихают.

На тарелках возможно исполнение тремоло , что достигается быстрым чередованием ударов по тарелкам палочками от литавр или малого барабана. В оркестровой практике также применяется игра на тарелке (или тарелках), подвешенной на специальной подставке. Выпускаются тарелки оркестровые, тарелки «чарльстон», тарелки «гонг».

Т
реугольник
– ударный музыкальный инструмент высокой тесситуры . Представляет собой изогнутый в виде не завершенного треугольника стальной прут диаметром 8–10 мм разных размеров, соответственно, разной высоты звучания (хотя и неопределенной). При игре держится в руке или подвешивается на жильной струне. Играют на треугольнике металлической палочкой без рукоятки, при необходимости (как исполнительский прием) приглушают звук левой рукой, которая держит треугольник. Звук высокий, яркий, чистый и прозрачный. Выпускаются треугольники оркестровые с двумя стальными палочками.

Трещ етка – ударный деревянный музыкальный инструмент, предназначенный для ритмического или шумового сопровождения пения, танцев, обрядов и магических ритуалов. В музыкальном инструментарии различных народов существует множество трещоток самых разнообразных форм и устройств. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 г. были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещеток в XII в.

Трещетки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещётки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. Использование трещеток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещёток.

В симфоническом оркестре трещетка – это ящичек, вращаемый исполнителем вокруг зубчатого колёсика на рукоятке, при этом упругая деревянная пластинка, перескакивая, с одного зубца на другой, издает характерный треск. Наиболее эффектно резкое сухое тремоло в нюансе forte или fortissimo – тихая звучность вообще невозможна; получаются также ритмически не слишком сложные последовательности отдельных «хлопков».

Чокало (тубо) – ударный музыкальный инструмент, близкий маракасам по принципу звукообразования. Это металлические (чокало) или деревянные (камесо) цилиндры, наполненные, так же как и маракасы, каким-либо сыпучим материалом. Особенностью некоторых моделей чокало, является наличие кожаной мембраны, составляющей одну из боковых стенок. Как и камесо , чокало, держат обеими руками, встряхивают в вертикальном или горизонтальном направлении или вращают. И тот и другой инструменты звучат громче и острее, чем маракасы. Постукивания по корпусу пальцами также дают более яркую звучность, чем на маракасах.

Программа

Музицирование (ансамбль), проходит в единстве с освоением музыкального инструмента и включены в единые годовые требования. Основной... оперы «Война и мир» (6); А. Рыбалкин. Скоморошина (14)*. Характерный танец (5); Г. Свиридов. Музыкаль­ный ящик (16 ...

  • «музыкальный инструмент – трещотка»

    Документ

    Трещотки. Сделать музыкальный инструмент . История музыкального инструмента – трещотка. История возникновения русских музыкальных народных инструментов уходит в далекое... детям гораздо проще познавать этот мир через громкие, звенящие звуки трещотки...

  • «коллективное музицирование» «беседы о музыке» «сольфеджио основы музыкальной грамоты» «музыкальный инструмент фортепиано»

    Программа

    Тема 1 Деревянные звуки окружающего мира 3 Тема 2 Металлические музыкальные инструменты 3 Тема 3 Звуки осенней природы... на детских музыкальных инструментах и в пении песен. Исполнение репертуара. 2 год обучения Раздел 1 «В мире звуковых...

  • Рабочая программа по музыкальному искусству

    Рабочая программа

    5. Эстонская народная песня “У каждого свой музыкальный инструмент ” 2.6. Музыкальные инструменты Повторение песен. Знакомство с тембрами фортепиано... не погасло! Песни разных народов мира . Музыкальные инструменты России. Разнообразие народных песен. ...

  • - музыкальные инструменты , звук на которых добывается ударом (руками, палочками, молоточками и т. д.) по телу, становится его источником. Многочисленное и самое древнее семейство среди всех музыкальных инструментов. Иногда ударные музыкальные инструменты называют словом перкуссия (от англ. percussion ).

    Музыкант, играющий на ударных инструментах называется ударником или перкуссионистом, в рок- и джазовых группах - также барабанщиком.


    1. Классификация

    В зависимости от источника звука ударные инструменты могут быть:

    Из западных областей Украины в другие регионы республики пришел экзотический ударный инструмент, за специфическую окраску звука называется бык. В небольшой конусообразной кадушке верхнее отверстие обтянуто кожей. К ней в центре прикреплен пучок конского волоса. Музыкант увлажненными в квасе руками дергает за волосы и добывает стойкие звуки аккорда.


    4. Мультимедиа

    Источники

    • Краткий музыкальный словарь, М.1966
    • Гимн барабанном искусству (Рус.)
    • Ударные музыкальные инструменты (Рус.)

    Литература

    • А. Андреева. Ударные инструменты современного симфонического оркестра. - К.: "Музыкальная Украина", 1985 г.
    • А.Панаиотов. Ударные инструменты в современном оркестре. М, 1973
    • Э.Денисов. Ударные инструменты в современном оркестре. М, 1982
    ? ? Ударные музыкальные инструменты
    Определенной высоты звука
    Выбор редакции
    Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...

    Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...

    Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...

    Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
    Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...
    Классики вариант №2 и 3 Варианты игры «Классики» на улице: 1. Нарисовать длинную линию мелом. Можно играть и самым маленьким. Ходить по...
    Вот и красавица-осень небольшими шагами вступает в свои права, оттесняя лето. По утрам стало свежо и прохладно, да и днём солнце уже не...
    «Когда бьют пушки, музы не молчат» 4 апреля в Невинномысском филиале Центра «Поиск» прошёл поэтический конкурс художественного чтения...
    Это неправда.За что же?!Хорошо –Я дарил цветы,Я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!Сшатался с пятого этажа.Ветер щеки ожег.Улица...