Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума. Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»: характеристика московского общества


В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова основным элементом изображения являются нравы московского консервативного дворянства. Именно обличение устаревших, отживших свой век аристократических взглядов на острые социальные вопросы является основной задачей этой пьесы. Все отрицательные черты помещиков-крепостников начала 19 века сосредоточились в многочисленных представителях «века минувшего» в комедии – в фамусовском обществе.

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»

Главным защитником идей «века минувшего» в пьесе является Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает влиятельный пост, богат и знатен. Именно в его доме происходит действие комедии. Его именем названо в пьесе общество консервативных дворян. В образе этого персонажа отразились черты всей московской аристократии начала 19 века.

В произведении «Горе от ума» фамусовское общество изображено как лагерь людей, ценящих в человеке только высокий чин, деньги и связи. Личные качества в свете не имеют никакого веса. Фамусов строго и категорично заявляет своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Он, «как все московские», желает видеть в зятьях богатого и знатного человека. При этом деньги и чины в помещичьем обществе рассматриваются как высшая ценность человека: «Будь плохонький, ла если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

В образе Фамусова также отразилась привычка дворян проводить жизнь «в пирах и в мотовстве». В календаре Фамусова, который он во втором действии читает со своим слугой, запланированы только званые обеды, поминки и крестины. И к своим делам по службе он относится формально. Фамусов подписывает документы не глядя: «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой, подписано, так с плеч долой».

Осуждению в комедии «Горе от ума» подвергается и привычка московского дворянства устраивать людей на выгодные места службы не по их деловым качествам, а исходя из родственных связей. Фамусов признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки».
В лице Фамусова изображается Грибоедовым фамусовское общество в целом. Оно предстает перед читателем как общество людей, испытывающих презрение к незнатным и бедным и преклоняющихся перед чинами и деньгами.

Полковник Скалозуб как идеал дворянина в фамусовском обществе

Самым желанным зятем для себя Фамусов видит полковника Скалозуба, который представлен в комедии как крайне глупый солдафон. Зато он достоин руки Софьи, дочери Фамусова, только потому, что он «и золотой мешок, и метит в генералы». Его звание получено тем же способом, каким добывается любой чин в Москве – с помощью связей: «Чтобы чины добыть, есть многие каналы…»

Скалозуб, как и Фамусов, оказывает протекцию своим родным и знакомым. Например, благодаря стараниям Скалозуба, его двоюродный брат «выгод тьму по службе получил». Но, когда ему следовал высокий чин, он оставил службу и уехал в деревню, где стал вести спокойную и размеренную жизнь. Ни Фамусов, ни Скалозуб отнестись с пониманием к этому поступку не способны, ведь оба они питают страстную любовь к чинам и положению в обществе.

Роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»

Среди представителей фамусовского общества должны обязательно присутствовать дворяне не слишком высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут выражать подобострастное отношение к старшему поколению, стараться выслужиться перед ним. Такова роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»

В начале пьесы этот герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Но как только девушке не удается сдержать на публике свои чувства к Молчалину, начинает открываться его истинное лицо. Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы: «Злые языки страшнее пистолета». Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника, чтобы угодить дочери «такого человека». Молчалина с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе.

Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете», ведь аристократическое общество только и ждет преклонения и услужливости в свой адрес.

Внесценические персонажи комедии

Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей.
Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением. Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам».
Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».

Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».
Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.

Выводы

Московское аристократическое общество в комедии «Горе от ума» представлено как общество, страшащееся всего нового, прогрессивного, передового. Любые изменения во взглядах дворянства угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. На момент написания пьесы идеалы «века минувшего» были все еще очень крепки. Но в обществе дворян уже назрели противоречия, которые приведут позднее к смене старых взглядов и ценностей новыми.

Краткая характеристика фамусовского общества и описании идеалов его представителей помогут ученикам 9 классов при написании сочинения на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1824 годом. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском обществе правили за-щитники феодализма и крепостничества, но в то же время появлялось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века - «век нынешний» и «век минувший» .
«Век минувший» олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого, знатного барина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Туго-уховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда спасают их честь и жизнь, а хозяева могут выменять их на борзых собак. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и собачки. Хлестова не видит никакой разницы между ними. Сам Фамусов кричит на своих слуг: «В работу вас, на поселенья вас!» . Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, . говорит своей горничной Лизе: «Послушай, вольности ты лишней не бери!» .
Главное для фамусовского общества -
это богатство. Их идеалы - люди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенный камергер» , «с ключом» , «богат и на богатой был женат» . Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, ведь он «золотой мешок и метит в генералы» .
Фамусовское общество отличает и безразличие к службе. Фамусов - «управляющий в казенном месте» . Он занимается делами очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них «противуречье есть, и многое недельно» . Павел Афанасьевич считает: «Подписано, так с плеч долой» . В фамусовском обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки..,» .
Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих увеселений они злословят и сплетничают. Они «низкопоклонники и дельцы» , «льстецы и подхалимы» . Павел Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельможе: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб» . Фамусов также с большим почитанием встречает предполагаемого жениха своей дочери Скалозуба, он говорит: «Сергей Сергеич, к нам сюда-с, прошу покорно…» , «Сергей Сергеич, дорогой, кладите шляпу, сденьте шпагу…» .
Всех представителей фамусовского общества объединяет их отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне уверены в том, что «ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений» . А полковник Скалозуб, не отличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить строевому шагу, а книги сохранят только «для больших оказий» . Фамусовское общество не признает русскую культуру и язык. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий в своем монологе говорит, что французик из Бордо, не нашел здесь «ни звука русского, ни русского лица» .
Они все одинаково относятся к Чацкому, который является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи и про-
грессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяется слух о его сумасшествии, так как общество не хочет взглянуть на окружающий мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт между двумя лагерями: сторонниками крепостного права и передовыми мыслителями того времени.

План
1) Жанр «Горя от ума» (общественно-политическая комедия, комедия нравов).
2) Критика консервативного дворянства – одна из ведущих тем произведения.
3) Характеристика фамусовского общества:
чинопочитание (Молчалин, Максим Петрович);
власть авторитетов (Фамусов, Молчалин);
карьеризм (Скалозуб, Молчалин);
преклонение перед иностранным;
невежество;
«кумовство»;
власть женщин.
4) Заключение.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» была создана в 1822 – 1824 годах. Она отразила современное автору положение в обществе. Через бытовой сюжет Грибоедов показал не только морально-нравственное состояние русского дворянства, он нарисовал портрет общественно-политической жизни страны.
Одной из ведущих тем произведения является обличие пороков консервативного дворянства. В пьесе такое дворянство представляет Павел Афанасьевич Фамусов и его окружение. Грибоедов показывает, что это фамусовское общество порочно и обречено на вымирание. Его основы, законы и принципы построены на лжи, лицемерии, невежестве, власти денег.
Одним из важнейших законов фамусовского общества является чинопочитание. Примером для подражания здесь является Максим Петрович. Его карьера этого человека? Только на чинопочитании. Неважно, плох человек или хорош. Если он выше тебя рангом, то его нужно уважать, почтительно ему улыбаться, «сгибаться вперегиб».
В фамусовском обществе царит власть авторитетов и общественного мнения. Именно оно является главной судьей, главным наказанием и поощрением. Во всех жизненных ситуациях главное, что «скажет княгиня Марья Алексевна!»
Пример Максима Петровича служит руководством к действию для молодого поколения, в частности, для Молчалина. Он всегда оказывается в нужном месте в нужное время и незаменим в фамусовском доме: «Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет…»
Молчалин – человек, который готов терпеть любые унижения, лишь бы достичь власти и богатства. Его жизненный принцип: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь». Он успешно ему следует и продвигается по карьерной лестнице. Этот герой подчинил всю свою жизнь чинопочитанию. Даже за Софьей он ухаживает, потому что она дочь его хозяина.
Из порока чинопочитания вытекает другой «грех» фамусовского общества – циничный карьеризм. Это особо заметно в образе Молчалина, а также полковника Скалозуба. Этот «доблестный вояка» думает лишь о собственном продвижении по службе, неважно, каким путем. «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы» - говорит он Фамусову:
Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
В фамусовском обществе нет ничего русского. Его отличает преклоненье перед всем иностранным, особенно французским: ««пустое, рабское, слепое подражанье». Поэтому неудивительно, что французик из Бордо, который попал на бал к Фамусову, пользовался огромным успехом, на него разве только не молились.
Презрение ко всему русскому сочетается в фамусовском обществе с колоссальным невежеством. Оно пронизывает его сверху донизу. В московском обществе царит презрение и страх к образованию и науке. Все его авторитеты хором твердят об опасности книг, предлагают радикальные меры: «собрать все книги бы да сжечь».
Кроме того, в фамусовском обществе процветает «кумовство». Сам Фамусов придерживается принципа – «ну как не порадеть родному человечку!» Высокие посты занимают люди не достойные, а знакомые.
Интересно, что в фамусовском обществе верховодят женщины. Мужчины же превращаются в «мальчиков-мужей», находящихся под каблуком у своих жен. Отцы ищут своим дочерям не только знатного или богатого мужа, но еще и покорного. Молодые же люди выбирают себе жену по богатству, навсегда забыв о своем сердце. Вспомним, хотя бы, Молчалина или Скалозуба.
Таким образом, в своей комедии Грибоедов детально «разобрал» фамусовское общество, обнажив все его пороки. «Горе от ума» стало основой, толчком для последующих писателей. Так, например, А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» продолжил критику светского общества в духе грибоедовской комедии. Эта линию подхватили Н.В. Гоголь в «Ревизоре» и А.Н. Островский в своих комедиях.


«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к богатству, к чинам Чацкий Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум… Молчалин: Вам не дались чины, по службе неуспех? Чацкий: Чины людьми даются, А люди могут обмануться. Чацкий: Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то украшал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету… Где? укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы… Фамусов о Скалозубе: Известный человек, солидный И знаков тьму отличья нахватал; Не по летам и чин завидный, Не нынче завтра генерал. Скалозуб: Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы… Фамусов: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, … Тот и жених. Молчалин: Татьяна. Юрьевна!!!Известная… притом Чиновные и должностные – Все ей друзья и все родные… Ведь надобно ж зависеть от других

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к службе Вопрос об отношении к службе стоял еще со времен классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству (просвещенному монарху), а декабристы ставили на первое место служение Отечеству Чацкий: Кто служит делу, а не лицам Служить бы рад, прислуживаться тошно. Чацкий: Когда в делах - я от веселий прячусь, Когда дурачиться – дурачусь, А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа Фамусов: Тогда не то, Что ныне, При государыне служил Екатерине! А у меня, что дело, то не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Скалозубу: Вы повели себя исправно, Давно полковники, а служите недавно. Молчалин Чацкому: Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать и весело пожить?

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к иностранному Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность - идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно Чацкий: Что ж? Он и кавалер. От нас потребуют с именьем быть и в чине, А Гильоме!. . . – Здесь нынче тон каков? На съездах, на больших, по праздникам приходским Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским? . . . Фамусов: А все Кузнецкий мост, и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Грабители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И Шпилек! И булавок! И книжных и бисквитных лавок! Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух, Чтоб истребил господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья… Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев Кто хочет к нам пожаловать, изволь; Дверь отперта для званых и незваных, Особенно из иностранных…

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к образованию Чацкий: А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился? Чацкий иронизирует, но для него этот вопрос не решен окончательно Для Фамусовых образование – основная причина «безумия» , которым одержим Чацкий и ему подобные. Фамусов: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтеньи прок-то не велик: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Берем же побродяг и в дом и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему, И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам. Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Княгиня Тугоуховская: Нет, в Петербурге институт Пе-да-го-гический, так, кажется, Зовут: Там упражняются в расколах и безверьи Профессоры!! - у них учился наш родня, И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи. От женщин бегает, и даже от меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Федор, мой племянник. Фамусов: Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к крепостному праву Об отношении автора к крепостному праву нельзя судить на основании текста комедии. Чацкий и Фамусов противопоставлены не по принципу «противник – ярый защитник крепостного права» , а как противник злоупотреблений крепостным правом и русский барин XVIIIв. , для которого распоряжение крепостными – самое естественное дело Чацкий: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженных слуг; Усердствуя, они в часы вина и Драки И честь он выменял борзые три собаки!!! Или вон тот еще, который для затей на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей? ! Сам погружен умом в Зефирах и В Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!! Фамусов: В работу вас, на поселенье вас! Хлестова: От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку; Вели их накормить ужо, дружочек мой, От ужина пошли подачку.

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к московским нравам и времяпрепровождению Чацкий: Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах. Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары Фамусов: Извольте посмотреть на вашу молодежь, На юношей – сынков и внучат, Журим мы их, а если разберешь – В пятнадцать лет учителей научат! А наши старички? ? – Как их возьмет задор, Засудят о делах, что слово – приговор… И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их… беда! Не то чтоб новизны вводили, никогда, Спаси нас боже!. . Нет. А придерутся К тому, к сему, а чаще ни к чему, Поспорят, пошумят и … разойдутся. А дамы? – сунься кто, попробуй овладей; Судьи всему, везде, над ними нет судей… А дочек кто видал всяк голову повесь!. . И точно, можно ли воспитаннее быть! Умеют же себя принарядить Тафтицей, бархатцем и дымкой, Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой; Французские романсы вам поют И верхние выводят нотки, К военным людям так и льнут, А потому что патриотки. Решительно скажу: едва Другая сыщется столица, как Москва

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к кумовству, протекции Чацкий: Не тот ли вы, к кому меня еще с пелен, Для замыслов каких-то непонятных, Детей возили на поклон? Тот Нестор негодяев знатных… Где? Укажите нам, Отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве… Фамусов: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить… Нет! Я перед родней, где встретится, ползком; Сыщу ее на дне морском. При мне служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки; Один Молчалин мне не свой, И то затем, что деловой. Как станешь представлять К крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человеку!. .

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к свободе суждений Чацкий Молчалину: Помилуйте, мы с вами не ребяты, Зачем же мнения чужие только святы? А судьи кто? – За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма Молчалин: В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к любви IV монолог Чацкого: Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та, Чтоб кроме вас ему мир целый Казался прах и суета? Чтоб сердца каждое биенье Любовью ускорялось к вам? Чтоб мыслям были всем его делам Душою – вы, вам угожденье? . . Сам это чувствую, сказать я не могу, Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит, Не пожелал бы я и личному врагу… Лиза: Грех не беда, молва не хороша! Молчалин: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека…

«Век нынешний» «Век минувший» Идеалы Чацкий: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас: разбой! Пожар! И прослывет у них мечтателем! Опасным! Фамусов: Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе!. . А? Как по-вашему? По-нашему смышлен. Упал он больно, встал здорово

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1−2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

Комедия «Горе от ума» написана в 1824 году. В это время в России наблюдается бурное развитие общественной мысли и появление тайных политических обществ. Главный герой комедии - Чацкий - представитель новых идей, выделяющийся на фоне патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. Грибоедов изобразил фамусовское общество, отразив при этом весь московский высший свет. Все общество придерживается одних взглядов: ненависть к просвещению, приверженность к старым традициям, подражание иностранцам. Чацкого возмущает слепое следование всему иностранному. Например, в образовании важно лишь наличие и присутствие учителей «числом поболее, ценою подешевле». Все девушки воспитываются на французских романах. Крепостное право для фамусовского общества - нормальное явление. Здесь встречают людей «по одежке». Если человек богат, то неважно, что он провел всю жизнь в унижениях. Все фамусовское окружение объединяет боязнь изменений. Они понимают, что если в общество придут идеи Чацкого, то они - все эти Фамусовы и Молчалины - останутся не у дел. Большую роль в пьесе играют и внесценические персонажи. Они не появляются на сцене, однако имеют большое значение для раскрытия основного конфликта пьесы. Их образы максимально обобщены. Автору не интересна их философия, они занимают его лишь как важные приметы времени. Например, такие герои как г. N. и г. В., заинтересованные лишь в распространении сплетен. Чацкий шутит, высмеивает священные нормы жизни фамусовского общества.

Итак, в «группе из двадцати лиц» отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, то-гдашний ее дух, исторический момент и нравы.

2.2. Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина. (По 2−3 стихотворениям поэта.)

Лирика дружбы занимает одно из центральных мест в лирике А.С.Пушкина. Чувство дружбы, вынесенное из Лицея, одушевляло поэта всю его жизнь. Но сгодами представление о дружбе менялось. При написании сочинения по данной теме необходимо помнить, что дружба у Пушкина рассматривается в трех вариантах: 1) дружба как прочный братский союз («19 октября», «Разлука», «Пирующие студенты», «И.И.Пущину»); 2) дружба как союз единомышленников («К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»); 3) дружба-вражда («Коварность»).

2.3. Какие человеческие пороки осмеяны в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина?

Не потеряла своей актуальности и сказка «Премудрый пескарь», высмеивающая ме-щанский подход к жизни. «Как бы чего не вышло» - жизненное кредо щедринского пескаря. Его боязнь всего и вся стало причиной того, что жизнь прошла мимо пескаря. Боялся, чтобы жить, а оказалось, что и не жил вовсе.

Щедринская сатира проникнута тоской по правде, по свободе и пониманием того, что окружающая действительность безобразна и с ней трудно, но необходимо бороться.

2.4. Произведения какого русского писателя второй половины XX века интересны Вам и почему?

Проблема взаимоотношений природы и человека затрагивается постоянно и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах культуры взаимосвязи природы и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности.

Валентин Распутин обращается к проблеме общения человека с природой во многих произведениях. Например, в «Прощании с Матерой» - книге о том, что взаимоотношения человека и земли - проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа - одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера - это и остров, и древняя деревенька с таким же названием; Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно. Кто дал человеку право распоряжаться всем так бездумно?

Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память - это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая и, когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. «Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» - такие размышления вызывает повесть В. Распутина.

Выбор редакции
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...

Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...

Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...

01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...
Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...
Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...
Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...