Художник иван куликов и вопросы к сюжетам его картин на бытовые сцены. Куликов иван семенович, художник - муром - история - каталог статей - любовь безусловная


Предлагаю вниманию любителей русского изобразительного искусства небольшую подборку картин, к сожалению, не слишком известного в наше время, но, безусловно, талантливого художника Ивана Семёновича КУЛИКОВА (1875 - 1941) с моими комментариями к ним.

Автопортрет (1939 г.):

Родившийся в провинциальном Муроме, в крестьянской семье, И. С. Куликов, ставший учеником И. Е. Репина, закончил Академию художеств СПб. Он стал известен своими портретами и бытовыми сценами из крестьянской жизни России конца XIX - начала ХХ в.

Впрочем, к его картинам есть вопросы .

Вот, например, картина, просмотр которой натолкнул меня на написание этого поста:

Она называется "Зимним вечером" .

Вы ничего странного в ней не находите? Присмотритесь внимательнее.
Если в крестьянской избе зимний вечер, то почему из окна бьет якрий, явно дневной свет, делающий совершенно не нужным никакое внутреннее искусственное освещение?
И, действительно, мы здесь не видим ни керосиновой лампы, ни лучины, не говоря уже о "лампочке Ильича". Да в них и нужды нет. Свет из окна настолько ярок, что огонька лампадки под иконами совершенно не видно, зато женщины в праздничных нарядах (мальчик тоже в красной рубахе, явно не ежедневной) занимаются рукоделием.
Объясните мне, тупому, каким образом зимним вечером в России может быть так светло на улице.
Или, может быть, дело происходит не в России, а на картине изображена семья эмигрантов куда-нибудь в Аргентину, Австралию или Новую Зеландию, где зима - это наше лето? Кстати, не подскажете, бывают ли на юге Австралии или в Патагонии белые ночи (ведь, напомню, что на картине изображен зимний вечер)? Или этой русской семье пришлось поселиться где-нибудь на Огненной Земле?

Вот на этом полотне ("В крестьянской избе" , 1902 г.) все более или менее понятно. Но и к ней есть вопросы.


Опять дневной свет из окна, крестьянская изба, в которой явно отмечается какой-то праздник (красные рубахи все-таки по будням не надевали); женщины пьют чай, а мужики, как видно, кое-что покрепче.
Семья, изображенная на картине, к бедным не относится. Такой самовар (смотрите в правом нижнем углу картины) стоил немалых денег и далеко не любым крестьянам был по карману. Об этом же говорит и керосиновая лампа, висящая над столом.
Но и здесь зима! Посмотрете на окно, внешняя рама которого покрыта снегом.
Какой же праздник отмечают персонажи картины И. С Куликова зимним днем (керосиновая лампа не горит, да и за окном светло)? Явно не Рождество и не Крещение (это все вечером), вряд ли Пасху (должна быть весна). Может быть, помолвку? А что? Похоже. Почему бы тогда художнику так и не назвать свою картину?

Несмотря на то, что картина "Старинный обряд благославления невесты в городе Муроме" , была написана И. С. Куликовым спустя 7 лет после "В крестьянской избе", а именно, в 1909 году, возникает такое впечатление, что мы видим на ней некоторых тех же самых персонажей, и она является продолжением предыдущего полотна:


И снова из окна яркий свет. Ну никак не может без этой детали обойтись художник!

Здесь никакого окна с дневным светом уже нет, но опять-таки, картина "Семья лесника" , написанная в том же 1909 году, представляет нам, если я не ошибаюсь, все-тех же персонажей:


Молодые супруги или сбежали из деревни, или отправились на заработки в город, оставив двух малолетних детей на воспитание своим родителям? Не прихватили ли они с собой в город самовар с керосиновой лампой? А также всё, что можно было прихватить. Обратите внимание на безысходность взглядов лесника и его жены.
А всё потому-что не нужно было потакать молодоженам!

Бородач, на этой картине И. С. Куликова "С праздником (Зарделась)" , написанной в 1911 году, не похож на "снохача", скорее он смотрит на неё с осуждением.


А вот девушка со штофом и кружкой, очень похожей на те, что раздавали на Ходынском поле при торжествах в честь коронации Николая II 1896 года (всем известно, чем закончившихся), явно имеет какие-то "задние" мысли (возможно и в отношении своего тестя).

И вот последняя картина: "Семья за столом" :

Нет уже никаких крестьянских девушек, красных рубах, икон и лампадок. Излюбленное художником окно с дневным светом тоже отсутствует. Вместо керосиновой лампы над потолком электрическая люстра.
Самовар - есть, хотя, тоже наверняка электрический.
Вот только это чаепитие какое-то печальное.
Глава семейства (уж не сам ли автор картины? еще один автопортрет?) читает журнал, но мысли его явно далеко от прочитанных статей об успехах второй пятилетки. Супруга его тоже думает о своем, и радостной ее никак назвать нельзя.
Не то что на этом портрете 1916 года :

Ссутулившаяся над письмом (?) их дочь (?) вряд ли рада известиям, полученного ею письма...
А что там на картине, закрывающей окно, в котором больше нет дневного света? Неужто монах в рубище на фоне храма?
Кот, похожий на кляксу в нижнем правом углу картины делает её окончательно депрессивной.
И дата - 1938 год.

Огромное уважение вызывает деятельность И. С. Куликова по спасению исторических реликвий из дворянских усадеб Владимирской области, обреченных на уничтожение во время Гражданской войны и годов богоборчества. За что честь ему и хвала!

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Благодаря творчеству русских художников ХIХ века, неравнодушных к культуре простого русского народа, мы сегодня имеем удивительную галерею портретов старообрядцев, лицезреем архетипы старозаветного великорусского народа. Обычно когда говорят о полотнах, посвященных старообрядцам, вспоминают Михаила Нестерова. Однако, кроме него, были и другие живописцы, запечатлевшие на своих полотнах лики Старой Веры. Одним из таких был муромский художник Иван Куликов .

Одной из главных тем в творчестве художника стала русская историческая деревня — портреты простых людей, составлявших архетип великорусского народа, крестьянская жизнь, быт, обычаи, традиции старообрядцев.

Детство будущего живописца

Во второй половине XIX века в городе Муроме поселилась семья крестьянина Семена Логиновича и Александры Семеновны Куликовых. Они были выходцами из деревни Афанасово Муромского уезда Ковардицкой волости. Семен Логинович Куликов был специалистом кровельного и малярного дела, а Александра Семеновна — домохозяйкой. В семье Куликовых было три дочери, а 13 апреля 1875 года родился сын, которого нарекли Иваном.

Еще до поступления в начальную школу Иван освоил ремесло маляра и кровельщика, научился разрисовывать под мрамор и ловко разделывать под дуб или ясень двери и полы. Затем мальчик поступил в уездное училище. Учеба была весьма успешна, кроме того, он увлекался рисованием, делал копии с иллюстраций в журналах, посещал иконописные мастерские, пытался рисовать с натуры. На увлечения ученика обратил внимание преподаватель рисования и черчения уездного училища, сын муромского диакона H. А. Товцев. В 1889 году Иван Куликов окончил училище и стал членом артели, при этом помогал своему отцу в кровельном деле, составлении счетов, смет. Он прекрасно расписывал потолки и стены орнаментами, рисовал с натуры. Но увы, сохранились лишь некоторые его первые наброски и рисунки.

Знакомства с известными живописцами. Академия художеств

Морозов иногда проводил лето в Муроме, где брал сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юного Ивана и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге. Уже в сентябре 1893 г. Куликов впервые приезжает в Москву, где посещает Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, храм Христа Спасителя. B Москве Куликов узнал, что основные художественные силы сосредоточены в Петербургской Академии художеств, что в Эрмитаже и Михайловском дворце находятся замечательные коллекции художественных произведений зарубежных и русских мастеров.

В ноябре этого же года он уезжает в Петербург, где становится помощником в мастерской художника А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. В 1894 году Ивана Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств. Под руководством преподавателей Н.И. Макарова , А. Ф. Афанасьева , Э. К. Липгарта он осваивает основы графики, живописи, построения перспективы и композиции.

Осенью 1896 года Иван Куликов становится вольнослушателем Академии художеств, при мастерской художника В. Е. Маковского . Известно, что менее чем через месяц он перешел к И. Е. Репину .

Весной 1898 года по ходатайству И. Е. Репина Куликов становится учеником Академии художеств. B 1901-1902 гг. он принимал участие в работе над картиной Ильи Ефимовича «Заседание Государственного совета » вместе с Б.М. Кустодиевым. Иван Куликов сделал семнадцать натурных портретных зарисовок.

В 1900-1901 годах Куликовым были сделаны около двадцати иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов » и «Двадцать шесть и одна », которые находятся в Музее-квартире А.М. Горького и в историко-художественном музее города Мурома.

Академик живописи

В ноябре 1902 года Иван Семенович Куликов окончил Академию художеств. Его конкурсная работа «Чаепитие в крестьянской избе » (1902 год) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право быть личным почетным гражданином и право на заграничную командировку.

C 1903 по 1905 год, как пенсионер Академии художеств, Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию. В 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет матери » (1903 год) Куликов награждается Большой Серебряной медалью, а за картины «В праздничный день » (1906 год) и «С фонарями в саду » (1906 год) удостаивается премии А. И. Куинджи. В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи.

Староверы на полотнах Куликова

Главной темой в творчестве художника постепенно становится русская деревня: портреты простых людей, составлявших архетип великорусского народа, крестьянская жизнь, быт, обычаи, традиции старообрядцев.

Предельная точность в изображении жизни и быта, яркость красок, сочная стилистика, умение владеть цветом, колористическая свежесть, психологическая глубина портретов, точное изображение старообрядческой культуры — вот основные достоинства произведений Куликова.

Каких-либо принадлежащих художнику высказываний относительно старообрядчества не замечено, однако его душевное стремление к миру Старой Веры получило свое отражение во многих его полотнах.

После 1917 года Куликов продолжает отображать жизнь русского народа. Иван Семенович всегда избегал каких-либо трагических, грустных сюжетов. И сам был человеком веселым, доброжелательным, открытым, любил жизнь.

Жизнь и творчество в Муроме

Около 1919 года Иван Семенович вернулся в родной Муром. Он работал в Муромском музее; долгое время руководил художественным отделом.

Иван Куликов с воодушевлением собирал из заброшенных, обреченных на гибель дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные документы, книги и другие свидетельства богатого прошлого. Именно живописцу Ивану Куликову наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в селе Карачарово (Муромский край).

Супругой художника была Елизавета Аркадьевна, урождённая Соколова. Супругой брата её матери была племянница известного изобретателя в области телевидения В. К. Зворыкина. Семьи немало общались, вели активную переписку. Образ жены запечатлен Куликовым на полотнах «В русском наряде », «У околицы », «Портрет Е. А. Куликовой » и других.

В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: летчика В. П. Чкалова (1940 год), писателя Максима Горького (1939 год), артиста А. Л. Дурова (1911 год), археолога А. С. Уварова.

В последние свои годы Иван Семенович работал на своей малой родине: с 1930 года преподавал в художественной студии Мурома, там же и в селе Павлове способствовал основанию краеведческих музеев.

Память

Умер Иван Семенович Куликов 15 декабря 1941 года в Муроме. В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1885 года, открылся мемориальный Дом-музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.

Единственная дочь художника, Татьяна, учитель русского языка и литературы, вышла замуж за Н. А. Беспалова, архитектора, художника-акварелиста, заслуженного архитектора РСФСР. Образ Тани также нашел отражение в картинах художника «Портрет дочери » и других. Примечательно, что карандашный портрет своего будущего свата, токаря Беспалова Андрея Николаевича, он сделал еще в 1934 году.

Галерея картин И. С. Куликова:

Иван Максимович КУЛИКОВ (1928), член Союза художников России, преподаватель Пензенского художественного училища им. К. А. Савицкого, заслуженный учитель России, свое семидесятилетие отмечает персональной художественной выставкой.

В 1955 году впервые на областной выставке появились пейзажи молодого художника, начинающего свой путь в искусстве. Чуть позже цветные линогравюры «На Суре», «Оттепель»,»К ночи» экспонировались на республиканской и Всесоюзной выставках. Успешно начавшееся творчество не прерывается всю жизнь. И сегодня из его мастерской появляются работы, полные жизненной силы.
Творчество Ивана Максимовича — это чудесный сплав преданности раз и навсегда избранной теме, выстраданной годами влюбленности в жизнь родной пензенской земли, ее людей.

Родился он в старинном русском селе Казачья Пелетьма. На листках бумаги пытался рисовать то, что так волновало душу. И глубоко затаенная мечта мальчика стать художником,постепенно утвердиласьв нем. В 1943 году он приехал в Пензу, поступил в художественное училище. Его первыми учителями были известные художники И. С. Горюшкин-Сорокопудов, Н. К. Краснов, М. Е. Валукин, М. В. Бунчин. Своим сердечным и внимательным отношением к юноше они научили его умению видеть красотув самом простом.

Затем были годы учебы на графическом факультете Харьковского художественного института у художников Г. А. Бондаренко, В. Ф. Мироненко, Е. Л. Егорова. Здесь для И. М. Куликова открылось многое в понимании композиции, ее ритма в выражении чувства. И это сказалось в дипломной работе-серии автолитографий «Родной край».

Биография художника, творчество которого началось в 60-е годы, отразила биографию времени, всего народа. Кроме невзгод и тягот, выпавших на его долю, кроме опыта крестьянского труда, он нес в себе нравственную чистоту и к жизни относился по-граждански требовательно.

Художник избрал сложную графическую технику — линогравюру, требующую особого трудолюбия, чувства силуэта, линии, четкости композиции и самое главное -силы воли необходимой, чтобы довести работу до конца. Он знает, что произведение будет жить только если пройдет через душу художника и будет прочувствовано до конца.

Прежде чем пристутпить к исполнению графического листа, ведется длительная подготовка. Это сбор материала, а значит поездки по области, многочисленные зарисовки с натуры, глубокие композиционные поиски, где Иван Максимович продумывает и выверяет все до деталей.

Главное место в творчестве художника занимает пейзаж. Сам он так определяет свою любовь к природе: «Каждый камень, травинка и цветок, озеро или река, березовая роща, массивы лесов и бескрайность полей вселяют в душу человека
настоящую любовь к родным местам. И думаешь: как ты счастлив и горд что родился и живешь среди этой величественной красоты России!».

Почти все работы И.М. Куликова, особенно такие, как «Земля», «Пашня» выдают тяготение автора к пейзажам эпическим, к широким горизонтам, раздолью, которые вызывают философские размышления,чувство сопричастности к земле,переживания за ее судьбу.

Журавли. 1962 год.

Пейзаж «Журавли» открывает красоту необозримого пространства земли и неба. Мы невольно задумываемся каждый о своем. Здесь особенно чувствуется романтическое мироощущение художника, работам которого присущи красота, духовность. Завершенность образного решения для него — внутренняя необходимость.

Порой художник долго и трудно ищет свое единственно правильное решение того или иного мотива, стремясь к его предельной выразительности. Именно такой выразительности он добился в листах «Рожь’ .»Хлеба зреют». Это монументально -классические пейзажи. Композиция строится просто и цельно. При первом же взгляде на эти работы мы до боли в сердце чувствуем безраздельную любовь к Родине. Такой же мотив прослеживается в листе «Озимые», где перед нами снова просторы земли русской с полями озимых. Автор наблюдателен и правдив в передаче состояния природы.

Высокое художественное мастерство помогает мастеру облечь свои замыслы в весьма совершенную форму,выраженную специфическими средствами графики. Немаловажную роль в эмоциональной выразительности линогравюр и автолитографий играет цвет. Умело найденные цветовые сочетания вкупе с черными штрихами придают листам неповторимую выразительность.

Вместе с лаконичностью, к которой он так стремится, в работах присутствует глубокое поэтическое содержание. Замечательный пример тому — линогравюра «Поле». При нервом же взгляде на нее кажется,что сам катишься в бесконечную даль в этом маленьком автобусе по дороге, вьющейся меж полей, и любуешься раскинувшимися просторами родного края.

Почти все пейзажные листы опоэтизированы и утверждают умение передать в природе удивительное состояние покоя. Взгляните на «Зимний вечер». Опустившиеся розовые сумерки объяли маленькие домики, дымки родного села и тракторы, везущие прицепы с сеном. В Линогравюре «Погожее утро» каждая деталь помогает зрителю почувствовать сам характер жизни села с его незатейливыми буднями. Такие же чувства пронизывают нас при взгляде на лист «Родная деревня, в котором самая обычная жизнь возвышается до поэзии. Конечно же, только глубокая привязанность к этим местам помогает автору вызвать у зрителя лирические чувства и ностальгические воспоминания далекого детства. Смотришь листы «Вешние воды, «Весна», невольно думаешь: неисчерпаема природа отчего края! Поистине земля пензенская для И. М. Куликова — кладовая тем.

Байкал. 1975 год.

Художник много ездит по стране, бывал в Новороссийске,на Кавказе, Урале,Байкале. И ото всюду привозил рисунки, акварельные этюды, передающие особенности тех мест.
Но… вот что говорит сам художник: «Я бывал во многих местах России, видел ее прекрасные, величественные пейзажи, их красота захватывала мою душу, но после каждой разлуки еще дороже и ближе становится родная сторона. Мне думается, нет мест,красивее по своей природе,чем Сурская земля.»

В Лесновьясских краях. 1975 год.

Часто, чтобы показать многокрасочность родного края, он обращается к акварели. У художника очень много таких листов (акварелей) привезенных из поездок по пензенским местам: «Речка Колышлейка»,»Стожок»,»Лесной Вьясс»,»В пойме», «Перед дождем»,»Опушка леса»,»Поим»,»Осень».

Осень. 1996 год.

Бесконечно знакомые мотивы: деревенские дома, очень уютные в зелени полей, деревьев и огородов. Но эти простые мотивы прочитываются не совсем обычно, они не теряют жизненности, милого очарования, которое вливается в тонкую живописность окружающего мира.

Подсолнухи. 1923 год.

Как любого другого художника Ивана Максимовича Куликова интересуют люди. Рисуя деревню, просторы полей, лесов, он рисует и людей, которые интересны ему своими судьбами. И как хороши его рисунки! — Это живое общение с природой и людьми. Они раскрывают высокую грань мастерства художника.

Ветер. 1992 год.

Творчество И. М. Куликова нельзя рассматривать вне педагогической деятельности в Пензенском художественном училище. Многом своим ученикам он привил любовь к красоте, к искусству, делясь с ними и знаниями, и собственным опытом. «Воспитание молодой поросли,- считает художник,- дело серьезное,и если не будешь сам работать творчески, вряд ли что получится. Личный пример педагога, его творческая активная работа — это тоже воспитание молодого художника. Приходится активно работать, чтобы постоянно быть в форме». Каждое лето он отправляется в отчие места с их раздольем и тишиной, такие понятные для него, исхоженные вдоль и поперек.

Произведения И. М. Куликова, конечно, биографичны. Но при этом самым важным остается личность творца, его понимание мира. Он не просто рассказывает о деревенской жизни, о природе и людях, а свой рассказ возводит до поэзии.

Иван Максимович все время в пути в переносном и буквальном смысле. Его искусство постоянно раскрывается в новых работах, в его жизнь приходят новые впечатления. Он весь в своей обетованной земле, среди полюбившихся ему с детства красок, среди честных и мужественных людей.

В. А. БАЛАШОВА, искусствовед. 1998 г.

Думы Крестьянина. 1965 год.

Я уверен, что пройдут годы, но произведения Ивана Максимовича КУЛИКОВА навсегда останутся в анналах русского реалистического искусства и будут служить примером серьезного отношения к себе, к выбранной профессии, примером любви к своему Отечеству.

В. П. САЗОНОВ,
директор Пензенской картинной галереи

Иван Максимович КУЛИКОВ в течение многих лет ведет большую общественную работу. оказывает методическую помощь общеобразовательным и художественным школам облас ти, является одним из ведущих организаторов выставок детского творчества.

Его вдумчивая, объективная позиция в оценке рисунка окрыляет душу ребенка, воспитывает н нем высокое чувство патриотизма, любовь и красоту ко всему земному.

Горжусь совместной работой с признанным мастером.

Ю. В. ПОЛЯКОВ.

Старейший Mетодиcт Депортамента культуры Пензенской области.

Грибы. 1978 год.

Графика И. Куликова, наполненная тахой красотой России, вошла в графическое искусство f*-c публики и пользуется заслуженным успехом.

От многих листов мастера исходит тепло сердца, навсегда влюбленного в землю своего детства, в раздолье Сурских далей, в песенность Пензенской земли, ее лесов, полей и городов.

Ю. И. НЕХОРОШЕВ,

художник, искусствовед. г.Москва.

Восточный. 1993 год.

И.М. КУЛИКОВ является романтиком в своем взгляде на мир. Лучшим работам художника свойственно возвышенное мировосприятие, красота, духовность и образность. В своем творчестве он искренен, остается самим собой.

Л. Н. БУЯЛЬСКАЯ.

Так сложилась судьба,что мы вместе и послевоенные трудные годы учились в ПХУ им. К.А. Савицкого, а потом в Харьковском художественном институте. Иван Куликов умело сочетает свое творчество с педагогической работой. Здесь в городе Пензе крепнет талант художника. Он становится участником больших художественных выставок.

Н. М. СИДОРОВ.

Народный художник РФ I.Пенза

И М. КУЛИКОВ знающий, опытный преподаватель и художник, чьи работы дышат жизненной правдой, искренностью и мастерством.

О. М. САВОСТЮК,

народный художник СССР, действительный член академии художеств, профессор Московского художественного института им. В.И. Сурикова.

Москна.июнь 1997 г

Хочется всегда остановиться перед работами художника И. М. Куликова и читать их удивительное, доброе содержание.

Р. И. ЛЕБЕДЕВА.

Заслуженный художник России, профессор,преподаватель Московскою государственного художественного институга им. В.И. Суриков.»

В работах Ивана Максимовича КУЛИКОВА — высокое мастерство, он тонкий знаток композиции. Настоящей, сыновней любовью к родным местам дышат произведения мастера. На его полотнах необъятные дали полем,просторы земли русской.

Журналист Л. Ю. ГОРЮНОВ А И. М. МАНУЙЛОВ.

кандидат философских наук. Пенза.

Моим первым учителем по рисунку н живописи в годы учебы в Пензенском художественном училище был художник Иван Максимович КУЛИКОВ. там состоялось мое знакомство с его творчеством,которое поражает искренностью,умением в простом русском мотиве открыть прекрасное.

Его работы наполнены лирикой, душевной теплотой.любовью к своему родному краю, к людям,которые там живут.

Я очень люблю его работы,они просты и понятны людям.

Иван Максимович Куликов — яркий пример достойного сочетания творческого труда и педагогической деятельности.

Б. Д. БОРИСОВ.

Заслуженный учитель школы РФ. Пенза.

Иван Семёнович Куликов. 1 (13) апреля 1875 - 15 декабря 1941


Автопортрет. 1896
70 лет назад, 15 декабря 1941 года не стало самобытного русского художника, мастера пейзажей и жанровых
сцен Ивана Семёновича Куликова.

Творчество муромского художника


Биография и творчество Ивана Семёновича Куликова (1875 - 1941)
Иван Семенович Куликов родился в Муроме 13 апреля 1875 года в простой трудовой семье. С детских лет помогал отцу в малярных работах. В своей автобиографии, написанной позднее, уже для Академии художеств, и находящейся в Российском государственном историческом архиве, он пишет о том, что вначале занимался живописью и рисованием дома, без всякого руководства.


Первая натурщица. 1896

Первый учитель И.С. Куликова Александр Иванович Морозов был из числа жанристов 60-х годов. В январе 1894 года Иван Семенович Куликов принят по рекомендации Морозова в рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств, где пробыл 3 года.


Деревенские портные. 1897

В ноябре 1896 года художник подает прошение для поступления в мастерскую И.Е. Репина, куда и переводится в ноябре 1896 года по рекомендации Э.К. фон Липгарта, а весной 1898 года становится учеником Высшего художественного училища.


Старушка из Нежиловки. 1898

Тесные связи соединяли многих молодых воспитанников репинской мастерской. Одним из самых близких друзей И.С. Куликова по Высшему художественному училищу можно, без сомнения, назвать Б.М. Кустодиева.


Портрет Б.М.Кустодиева. 1899

Они оба влияли на творчество друг друга:

Крестьянка с блюдцем. 1899

1 ноября 1902 года И.С.Куликов окончил Академию художеств и за произведения ""Портрет архитектора В.А. Щуко"" и ""Чаепитие в крестьянской избе"" получил золотую медаль и звание художника.


Портрет архитектора В.А.Щуко. 1902


В крестьянской избе. 1902

В августе 1903 года Куликов выезжает за границу в качестве пенсионера. Отчетом за первый год пенсионерской поездки И.С. Куликова стали произведения, выставленные на ""Весенней выставке"".


Портрет моей матери. 1903


Портрет Е.Н.Чирикова. 1904


Базар в Муроме. 1907

В 1908 году ученики И.Е. Репина объединяются в Общину художников, которая, по отзыву художника И.И. Бродского, заменяет Союз художников. Иван Семенович присоединяется к друзьям по мастерской. С 1909 года художник становится одним из активных членов Общества имени А.И. Куинджи.


Базар у карусели. 1908


Базар с баранками. 1910

И.С. Куликов был известным художником в начале ХХ века, и многие коллекционеры живописи приобретали его произведения для своих собраний. А.Л. Дуров в один из приездов в Муром, в 1911 году, где он выступал на знаменитой Муромской ярмарке, заказал художнику свой портрет.


Портрет А.Л.Дурова. 1911

В 1906 году И.С. Куликов удостоился первой премии на конкурсе имени А.И. Куинджи за такие жанровые произведения, как ""В праздничный день"" и ""С фонарями в саду"".


В праздничный день. 1906


С фонарями в саду. 1906

Среди жанровых композиций И.С. Куликова не менее интересно произведение ""Кормление кур"", исполненное художником в 1907 году. Этот сюжет был достаточно популярным в начале века и периодически появлялся в различных интерпретациях на выставках.


Кормление кур. 1907

Гармонично вписана в пейзаж девушка, изображенная на берегу реки. ""Мечтательница"" - так назвал это полотно художник. Работа экспонировалась на ""Весенней выставке"" 1906 года, затем была репродуцирована в журнале ""Нива"" за тот же год. Триумфальным шествием этого полотна можно считать зарубежные выставки. ""Мечтательница"" экспонировалась на международных выставках - в Мюнхене в 1907 году, а затем в том же году в Гамбурге.


Мечтательница. 1905

Картина И.С. Куликова ""Убор невесты"", премированная на конкурсе в Императорском Обществе поощрения художеств и находящаяся сейчас в Ярославском художественном музее, представляет классический вариант свадебного обряда на Руси в начале ХХ века.


Убор невесты. 1907

В 1912 году было создано полотно ""Черемуха"", один из портретов жены художника Е.А. Куликовой, которое на выставках экспонировалось также под названием ""Весна"".


Черемуха. 1912

Сразу же после революции И.С. Куликов работал по художественному оформлению города к революционным празднествам. В январе 1919 года он организовал для посетителей музей в Муроме (МИХМ) и несколько лет был его директором.
Художник чутко прислушивается к веяниям времени, в 20-х годах Куликов пишет портреты комсомольцев.


Международный Юношеский день. 1929

Какие вдохновенные лица! Прямо "НАШИ". Если бы мы не росли в эпоху развитого социализма, то было бы просто приятно посмотреть на эту агитку. В художественном плане я не вижу здесь ничего выдающегося. Никакой динамики, какие-то манекены с винтовками Мосина.
Зато портрет комсомолки, спортсменки и просто красивой девушки явно удался! Мне нравится!


Физкультурница. 1929

Продолжая комсомольско-молодежную тематику Куликов создает картину с необычным для сегодняшнего времени названием: ""Юнгштурм"" (1929). На названии картины видимо сказывается начало сближения Германии и СССР в военно-технической и политической сфере в конце 20-х годов. В это время создаются заводы в СССР по производству самолетов германских конструкторов (Юнкерс), в военные заведения принимают германских курсантов (Липецк).


Юнгштурм. 1929

Не обошел художник и тему вождей.


Портрет Ленина. 1924

Портрет летчика В.П. Чкалова, на мой взгляд, нельзя причислить к ликам вождей. Это просто живой, думающий человек, так хорошо воспроизвел его Куликов.


Портрет летчика В.П.Чкалова. 1938

Самым последним произведением художника можно считать его многофигурную композицию ""Выход Нижегородского ополчения в 1612 году"". Он изучает историю ХVII века, создает ряд зарисовок оружия, военного снаряжения, костюмов, того, что могло быть использовано им в картине. В начале Великой Отечественной войны И.С. Куликов продолжает работу над темой, считая ее для себя актуальной, но неожиданная смерть не дает закончить произведение.


Выход Нижегородского ополчения. 1941

Текст частично из статьи С.М. Куликовой "Муромский художник И.С. Куликов", Журнал "Нижегородский музей":

Автопортрет

Русский и советский художник, академик императорской Академии живописи, признанный мастер жанровой живописи и портретист.

Художник Иван Семёнович Куликов родился в апреле 1875 года в городе Муроме. Его родители (Семён Логинович Куликов и Александра Семёновна Савинова) приехали в город из деревни Афанасово Муромского уезда в поисках лучшей жизни. Отец будущего художника был специалистом в малярном деле и хорошим кровельщиком, очень скоро создал и возглавил небольшую артель по строительству и ремонту жилых домов, церквей, административных зданий.

В 1893 году Ваня Куликов, по рекомендации своего учителя рисования и черчения, познакомился с художником А.И. Морозовым, который иногда приезжал в Муром на лето. Именно Морозов настоятельно порекомендовал родителям Ивана отправить молодого человека Петербург, в школу Общества поощрения художеств при императорской Академии.

Осенью Иван Куликов едет в столицу и становится помощником и учеником у А.И. Морозова, который готовит ученика к поступлению в школу Общества поощрений художеств.

С 1894 года Иван Семёнович становится учеником Общества поощрения художеств, а два года спустя поступает вольнослушателем в Академию художеств. В 1898 году, по ходатайству И.Е. Репина, Куликов становится полноправным учеником Академии, и принимает активное участие в работе И.Е. Репина и Б.М. Кустодиева над картиной «Заседание Государственного совета», пишет иллюстрации к произведениям Максима Горького.

В 1902 году Иван Семёнович заканчивает Академию и представляет свою конкурсную работу «Чаепитие в крестьянской избе». За эту картину молодой художник получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку за государственный счет.

С 1903 по 1905 годы Куликов живет и работает в Европе, посещает Италию и Францию.

В 1915 году за серию картин о родном городе Муроме художник куликов был удостоен звания академика.

После революции художник поселился в Муроме, работал в местном музее, с большим энтузиазмом собирал по брошенным усадьбам и домам картины, скульптуру, предметы прикладного искусства, книги, документы. Именно благодаря стараниям Ивана Семёновича Куликова нашей культуре удалось сохранить огромное количество настоящих культурных реликвий.

Умер художник в декабре 1941 года, похоронен на кладбище родного города.

Картины художника Ивана Семёновича Куликова


С праздником (Зарделась) (1911)
Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме (1909)
В боярском тереме (1906-1907) Сбор невесты (1907)
Зимним вечером (1907) «Возвращение из города (1914) Девушка с туесом (1912)
Муромские монастыри (1914)
Ярмарка в Муроме (1910-1912)
Ярмарка (1910)
Базар с баранками (1910)
Базар в Муроме (1907) Три девицы (1907)
Кормление кур (1907) В праздничный день (1906) Портрет моей матери (1903) Итальянки (1905)
В крестьянской избе (1902)
Портрет Е.Н. Чирикова (1904) Портрет матери (1896) Плотник (Егор Терешкин) (1916) Портрет старообрядца (Старик за чтением) (1911) В русском наряде (1916) «Портрет Андрианова» (1929) «Международный Юношеский день» (1929) Портрет Т.И. Куликовой (1938) Петушиный бой (1938) Павловский кустарь (1937) Юнгштурм (1929) Продавец павловских товаров (собенщик) (1936) Физкультурница (1929)
Семья за столом (1938)
Выбор редакции
«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю.» Ю.К. ЕфремовМБОУ СОШ №162.9 класс.Шубина Ольга Петровна,Учитель...

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю.» Ю.К. ЕфремовМБОУ СОШ №162.9 класс.Шубина Ольга Петровна,Учитель...

Крепость Познань расположена в одноименном городе на западе Польши. Построенная в XIX – начале XX века, крепость считается третьим по...

«Колониальные империи» - Во Франции завершился промышленный переворот. Колонии Франции. Создание международных монополистических союзов,...
Слайд 1Экология – глобальная проблема современностиСлайд 2Экология- наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и...
Тема: «Чудеса из бисера» Цель : Познакомиться с историей бисера, и различными техниками работы с ним. Изучить понятие «монополия»....
Урок 3: Экономическая политика красных и белых. Цель урока: повторить основные события Гражданской войны; Изучить содержание...
В жаркий день так и хочется порадовать себя прохладительными напитками. Поэтому сегодняшний материал посвящается тем, кто желает знать,...
Салаты из морепродуктов - это вкусные блюда, в состав которых входят кальмары, креветки, крабовые палочки, икра, мидии и другие дары...