Мастер жанровой живописи. Лактионов гениальный


"Письмо с фронта". История одного шедевра

Наверное, мало кто из школьников СССР не писал сочинение по картине Александра Лактионова "Письмо с фронта". Но если все-таки не писал, то видел эту работу каждый. Однако мало кто знает, что у такого яркого, солнечного полотна была очень непростая история. Об этом и пойдет речь.

Нестандартный взгляд Александра Лактионова
Но сначала несколько слов об авторе. Александр Иванович Лактионов, сын кузнеца и прачки, родился в 1910 году в городе Ростове-на-Дону. С раннего детства мальчик отличался феноменальной собранностью и трудолюбием. Отец заметил талант сына к рисованию, и в надежде, что Саша уйдет от трудной рабоче-крестьянской судьбы, стал всячески поощрять его.

Лактионов блестяще закончил ростовскую художественную школу и поступил в художественную академию в Ленинграде. Его взяли, только взглянув на работы. Поскольку он и здесь был одним из лучших студентов, Лактионов стал одним из любимых учеников Исаака Бродского. А он, как известно, был главным художником страны в то время, автором "лининианы" и знаменитейшей работы "Ленин в Смольном". Ученики (Владимир Серов, Юрий Непринцев, Алексей Грицай и др.) перенимали реалистичную манеру учителя. Но больше всех в этом плане отличился Лактионов. Он был настолько точен и аккуратен в деталях, что со временем его стали критиковать за формализм. Говорили, что в картинах Лактионова нет души, персонажи плоские, без характера. Да, есть игра света и тени. Но где психологизм? Где человеческая история?

Ходили даже слухи, будто бы врачи-окулисты, светила отечественной медицины, выяснили, что у Лактионова особое устройство глаза. Он видит мир не так, как мы, а стереоскопически - то есть очень четко определяет форму, размеры и особенности предмета. И такое видение дается лишь избранным. Отсюда феноменальная точность изображенных Лактионовым предметов.

Рождение сюжета

Перейдем к самой известной работе мастера - "Письму с фронта". В начале 1944 года, после эвакуации, Лактионов с семьей и перебрался в подмосковный городок Загорск. Вскоре он заключил договор на написание картины, отсылающей нас к сюжету жизни в тылу во время Великой Отечественной войны. Даже историю придумал - люди с фронта ждут письмо, получают, радуются, читают. Несколько раз он начинал писать этот сюжет, но все не складывалось. И мастер был недоволен.

И вот однажды, выйдя на улицу, он увидел солдата, который, ковыляя, опираясь на палку, шел по улице Загорска. По всему было видно, что местность ему не знакома и пришел он сюда по какому-то поручению. Солдат, завидев Лактионова, остановился, достал бумажку с адресом, и спросил, как найти такой-то дом.

Художник предложил его провести. Пока шли, завязался разговор - о жизни на фронте, о приближающейся Победе и о том, что солдат несёт семье своего друга хорошее письмо.
Лактионов довёл чужака до ворот и увидел, как тот вошёл в дом, как сбежались родные его друга, как доставали письмо, читали, боялись пропустить даже слово.

В голове художника наконец-то родилась та самая картина. Однако, теперь ее нужно было написать. Поскольку Александр Иванович был человеком основательным, на работу над полотном ушло два года. Писал он не по памяти, а нашел людей, которые выступили моделями. У солдата, доставившего письмо, появилось лицо художника Владимира Нифонтова, друга Лактионова. Он тоже прошел войну, был десантником, и когда надевал форму, имел такой бравый вид, что грех было его не нарисовать. Правда, перебинтованная рука и палка, на которую опирается герой "Письма с фронта" - это уже художественный вымысел.

Женщина, которая держит конверт - родная тетка Лактионова, Евдокия Никифоровна. Есть на картине и дети художника. Сын Серёжа - он стал мальчиком, который читает письмо (тогда ему было семь лет), и дочка Света - девочка, которая стоит, держась за дверь и внимательно слушает брата. Самый солнечный персонаж картины - девушка с красной повязкой - соседка Лактионовых. Она с удовольствием позировала и эта ее радость передается зрителю.

Впрочем, счастья в картине хоть отбавляй. Здесь много солнца, много тепла, и, глядя на эту работу, понимаешь, что даже в самые трудные времена иногда случаются незабываемые минуты.

Однако, вопреки ожиданиям, судьбу картины трудно назвать легкой. В 1948 году работу Лактионова привезли в Третьяковскую галерею. Поскольку работ привозили много, а на выставку должны были попасть лучшие, картины проходили жесткий отбор. Учитывалось всё: от мастерства художника, до идеологической составляющей. Споры по поводу "Письма с фронта" были - уж очень неординарный Лактионов нашел подход к теме, но тем не менее, полотно пропустили.

Однако, за несколько часов до открытия залов, в Третьяковку пожаловала комиссия из представителей власти. Они должны были ещё раз оценить политический и идеологический компонент. Смотрели работу за работой, пропускали, а вот у "Письма с фронта" остановились. И полетели вопросы: "Что это за безобразие? Почему советская семья выглядит так неприглядно? Что там за облупленные стены? Что за щели в полу? Почему люди так плохо одеты? В Третьяковку ходят иностранцы! Что они подумают о жизни советских людей?"
Вопросы сыпались, как из рога изобилия. Сотрудники музея под таким углом на "Письмо с фронта" не смотрели, поэтому ответить им было нечего. Но работа все-таки была мастерски выполненной, и руководители Третьяковки еле уговорили чиновников повесить полотно в самый дальний угол, так, чтобы особенно в глаза не бросалась.

И повесили. В крохотный зал, в самое невыгодное место - между дверью и окном. А вскоре заметили, что на островке у "Письма с фронта" стали собираться посетители выставки - иногда людей было так много, что невозможно пройти. Они смотрели на картину, рассматривали детали, иногда плакали. Война закончилась всего три года назад. У многих были свежи воспоминания, многие так и не дождались своего письма с фронта, поэтому грустили о личном и радовались за героев картины. Поскольку в работе возник такой активный интерес, экскурсоводам пришлось включиться - что-то рассказывать и о работе, и о Лактионове.

Народное голосование победило чиновничий запрет. Сам же художник, увидев, какое место отвели его выстраданному полотну, очень обиделся. Но будучи натурой сильной, и оценив интерес посетителей, решил бороться за судьбу картины. Попросил у музейных сотрудников книгу отзывов. А там - большая часть благодарностей в адрес "Письма с фронта". Тогда он решил отправить копии этих отзывов на самый верх, во все кабинеты, которые возможно, чтобы хоть где-нибудь отозвалось.

Живописец, график, скульптор

Из семьи кузнеца. В юношестве работал каменщиком, маляром, строителем, чертежником. Начальное художественное образование получил в ростовской художественной школе (1926–1929) у А. С. Чиненова. В начале 1930-х жил в Москве, где познакомился с И. Э. Грабарем, М. В. Нестеровым, С. В. Малютиным, Д. Н. Кардовским.

Учился в Ленинградском институте живописи, архитектуры и скульптуры (1932–1938) у И. И. Бродского. В 1938 выполнил дипломную работу: «Красноармейцы выпускают стенную газету (Герой Советского Союза Н. В. Юдин в гостях у комсомольцев-танкистов)» (1938), которая, несмотря на критику С. В. Герасимова («все вещи живут обособленно», «тщательно раскрашены все предметы, дана иллюзия яркого света»), получила оценку «отлично». Продолжил обучение в аспирантуре ЛИНЖАС (1938–1944) у И. Э. Грабаря.

Жил в Ленинграде (до 1942), Самарканде (1942–1943, в эвакуации), Загорске (с весны 1943 до 1947, в эвакуации), Москве (с 1947), летние месяцы 1950–60-х проводил в поселке художников Абрамцево под Москвой, отдыхал в Паланге (1958).

Работал главным образом как жанрист и портретист; писал пейзажи, натюрморты. Пробовал свои силы в литографии и скульптуре. Автор тематических картин: «Письмо с фронта» (1947; Сталинская премия 1948), «Защитник Родины» (1948), «Вновь я посетил… (Пушкин в Тригорском)» (1949), «В новую квартиру» (1952), «За вышиванием», «Пионерская правда» (обе - 1954), «Тишина» (1967) и других.

Создал обширную галерею портретов советских военных и государственных деятелей, представителей культуры и науки. Автор живописных и графических портретов: ученых А. А. Богомольца, И. П. Бардина, И. В. Курчатова, Н. И. Мусхелишвили; художников И. И. Бродского, П. П. Соколова-Скаля; архитектора А. Н. Душкина; военных Н. И. Цыбина, П. Ф. Попковича, В. И. Нифонтова; старых большевиков П. И. Воеводина, Ф. Н. Петрова; хирургов А. А. Вишневского, Д. А. Арапова, Б. С. Розванова, А. А. Бочарова; летчиков-космонавтов Ю. А. Гагарина, В. В. Николаевой-Терешковой, П. О. Поповича, А. Г. Николаева, В. М. Комарова, П. И. Беляева; артистов В. И. Качалова, Н. П. Хмелёва, В. О. Топоркова, О. Л. Книппер-Чеховой, М. П. Лилиной, М. М. Тарханова, В. Ф. Шевченко, А. П. Огнивцева, И. В. Ершова, А. В. Жильцова. Создал групповой портрет ветеранов сцены в Доме Всероссийского театрального общества им. А. А. Яблочкиной «Обеспеченная старость» (1958–1960); ряд автопортретов.

За портреты В. М. Комарова, Ф. Н. Петрова и В. И. Воеводина (все - 1967) был удостоен Государственной премии СССР им. И. Е. Репина.

С 1935 - участник выставок (выставка картин, устроенная ленинградским областным товариществом художников в Кронштадте). Экспонировался на выставках: дипломных работ выпускников Всероссийской Академии художеств (1938), юбилейной исторической выставке Академии художеств 1764–1939 (1939), 5-й выставке произведений ленинградских художников (1940), «Двести лет Академии художеств» (1957) в Ленинграде; «ХХ лет РККА и Военно-морского флота» (1938), Всесоюзных художественных выставках (1939 - «Индустрия социализма», 1946, 1947, 1949, 1955), работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны (1942), «30 лет Советских вооруженных сил. 1918–1948» (1948) в Москве; юбилейной республиканской выставке, посвященной 25-летию Октября (1943) в Ташкенте и других. Участник многих передвижных выставок советской живописи и графики в союзных республиках и городах РСФСР; выставок советского искусства за рубежом, в том числе - в Берлине, Дрездене, Будапеште (1949), Бухаресте, Хельсинки, Праге, Будапеште (1950), Пекине, Шанхае, Кантоне, Ханькоу (1954–1956), Дамаске, Бейруте, Каире (1955–1956), Софии, Пловдиве, Бухаресте (1956), Веллингтоне и других городах Новой Зеландии (1957–1958), Будапеште, Мишкольце, Варшаве, Бухаресте, Софии (1958–1959).

Преподавал в ЛИНЖАС (1936–1944), Московском заочном педагогическом институте (1967–1970); профессор (с 1968).

В 1958 удостоен звания действительного члена Академии художеств СССР, в 1969 - народного художника СССР; награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Мемориальная выставка художника показана в залах Академии художеств СССР в Москве (1982).

Творчеству А. И. Лактионова посвящены работы Д. М. Осипова: «Александр Лактионов» (М., 1968), Е. В. Николаевой и И. Г. Мямлина: «Александр Иванович Лактионов» (М., 1978).

Произведения находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.

Входит красивый человек. Статный, подтянутый. В серо-голубом костюме. Со смоляной, цвета вороньего крыла, густой окладистой бородой. Лицо несколько одутловато, что указывает на нездоровое сердце. Вошедший всем обличием был похож на священнослужителя. Изящная оправа очков. Близорукие глаза остро смотрят, взгляд цепкий, проникающий. Это знаменитейший художник - Александр Иванович Лактионов . Уже давно, с 1947 года, стала классической и хрестоматийной, любимой зрителем его картина «Письмо с фронта».

Мы, студенты, завороженно и почтительно смотрим на масте­ра. Хотим услышать его. В первом ряду, в зале, сели в кресла его супруга и сын, мальчик лет двенадцати. Где же я их видел? И вспомнил, откуда мое «знакомство» с ними. Недавно вышла книга «Техника живописи мастеров советского изобразительного искусства». В ней представлены Михаил Нестеров , Борис Иогансон , Александр Дейнека , П. Корин и другие, а также репродукции с портретов жены и сына Александра Лактионова. Удивительно, с какой силой достоверности художник остановил бег времени.

Мастер со сцены рассказывает о своем тяжелом детстве в про­винции. О первом заработке. Будущие академики с чего-то начи­нают... А для 19-летнего Саши Лактионова первым освоенным ремеслом была работа каменщика. Художник с гордостью назвал улицу на своей родине в Ростове-на-Дону, где им была сложена часть дома.

Работал чертежником. Учился в Ростове, не мог поехать в Москву, не хватало стажа. Наконец, с двумя товарищами уехал в столицу. Три-четыре ночи провели на Казанском вокзале. Затем двадцать два дня прожили за бочками. Услышал от художников братьев Кориных фразу Нестерова: «Я с вами возиться не любил и не люблю». Однако Нестеров посмотрел рисунки Лактионова и его друзей, дал наказ: «Сделайте портрет дерева». Они выполнили задание, ко всему прочему, приколов к бочке репродукцию с Веласкеса, скопировали и ее.

Когда он приехал учиться в Ленинград, осознал, что судьба свела его с художником, близким ему своей природой восприятия жизни. Девизом И. И. Бродского, ставшего в Академии художеств педагогом Лактионова, была аксиома: «Быть как можно ближе к натуре!» Эта установка стала кредо жизни и его ученика Алексан­дра Лактионова. И когда им был создан поясной портрет учителя с кистями рук, в чем художник проявил высочайшее мастерство, И. Бродский, в то время уже серьезно больной человек, резюмиро­вал: «Теперь можно спокойно умирать».

Этот портрет находится сегодня в Музее-квартире И. И. Брод­ского в Ленинграде. Он всегда заставляет остановиться перед ним, восхищая реалистичностью и животворящей энергией.

Была уже окончена Академия художеств, а жизнь молодого художника протекала в погоне за насущным. Ни квартиры, ни заказов. Этому сопутствовали семейные неурядицы.

После войны Лактионов живет с семьей в Загорске, в мона­стырских помещениях, в келье. Картина «Письмо с фронта» писа­лась здесь же. И вот он как есть - разбитый, гнилой пол на перед­нем плане картины. Край стены монастыря кирпичной кладки, с обсыпавшейся штукатуркой. Но какая пронзительная радость в картине! И сколько бы ее ни ругали завистники, она остается картиной, родившейся на высоком уровне реализма, возможного только на основе столь серьезной академической выучки. А это владение рисунком в ракурсе, формой, цветом! Умение воедино соединить все слагаемые, работающие на художественный образ. «Сотри случайные черты и ты увидишь: мир прекрасен!» Ощуще­ние наполненности солнцем в картине чрезвычайно сильно. Состояние безветрия, тишины, застывшей радости. Победа! Сим- волична фигура демобилизованного солдата, безоружного, мирно шагающего по тропинкам российской земли. А в небе след реак­тивного самолета. Новый уровень слежения за безопасностью страны. В картину вписаны близкие люди. Все работалось с нату­ры. 1947-й - год создания картины. Я помню, в 1947 году будто бы сама природа откликнулась на победу. Лето было необыкновенно погожее, теплое, солнечное. Именно это состояние и отражено на полотне. И нет второй такой солнечно-ликующей, победной картины в мировом искусстве, как «Письмо с фронта». Она была впервые показана на Всесоюзной художественной выставке 1947 года.

Вначале ее вывесили под лестницей на первом этаже Третья­ковской галереи. Место узкое, темное, отхода для просмотра картины не было. Как-то по залам Третьяковки идет А. Жданов с правительственной комиссией. Осматривают выставку. Остано­вившись перед картиной «Письмо с фронта», спрашивает:

Как ее оценивают художники?

Художники ругают, - отвечают Жданову.

А что говорят простые зрители, народ? - снова ставит вопрос суровый секретарь ЦК.

Народу нравится, восхищаются...

Что ж она висит у вас под лестницей, в темноте? Дайте ей хорошее, видное место.

Прихожу на следующий день, - картины нет. День нет, два... Спрашиваю у дирекции Третьяковки, где картина? Никто не знает. Через несколько дней она появляется. Повесили ее в центральном зале, недалеко - «Уборка урожая» Т. Яблонской. Моя находится на стене с дальним отходом. Картину, оказывается, возили в Кремль. Показывали Сталину. Все уже знают: вождю понравилась эта победная работа.

Все рассказы художника о себе я дотошно записывал в тетрадь и потому здесь воспроизвожу их почти дословно.

Просыпаемся мы с женой в своей келье, в Загорске, - гово­рит он. - По радио отыграли и спели гимн Советского Союза. Слышим, в последних известиях передают: «Лактионову присуж­дена Сталинская премия за картину "Письмо с фронта"».

Ты слышала? - спрашиваю жену. Боже мой, собственным ушам не верим. Побежал я на улицу, дождался открытия газетного киоска, читаю газету. Действительно, мне присуждена Сталинская премия. С той поры, - продолжал Александр Иванович, - появи­лись у меня заказы, получил квартиру в Москве. Стали водиться деньжата...

Очень впечатляющей была созданная в 50-е годы А. Лактионо­вым картина, изображающая сидящую на подоконнике открытого окна девичью фигуру, - «Девушка за вышиванием». Произведение солнечное, радостное.

Приходит он однажды в Третьяковку и узнает, что картины нет. Ее, не спросив автора, подарили, как некий шедевр, в коллекцию Джавахарлала Неру. Уехала она навсегда в Индию.

Большой силы воздействия были и две другие работы художни­ка, выполненные в технике пастели: «Натюрморт с апельсинами», «Автопортрет» с тростью. Все три картины печатались в журнале «Огонек». А на Всесоюзной выставке 1957 года, в Манеже, около этих работ зрители собирались толпами.

Однажды ЦК партии заказал А. Лактионову портрет Н. С. Хру­щева для массового тиража. Выполнен он был в технике литогра­фии на основе фотографии и мимолетных встреч с генеральным секретарем. Как известно, Никита Сергеевич был очень дород­ным, почти тучным. Полнота эта разлилась и в лице первого руко­водителя страны. «Подтянул» художник лицо портретируемого, убрал лишнюю одутловатость, нарисовал все подробно - даже бородавки на шеке и носу, но сделал все, мастерски обобщив.

Художник вспоминал:

Вывесили портрет Никиты Сергеевича перед кабинетом в ЦК КПСС таким образом, чтобы он, следуя утром на работу в ка­бинет, мог его видеть. Повисел он с недельку, спрашивают Хруще­ва, понравился ли портрет и можно ли распространять по стране?

Печатайте! Пускайте в тираж! - согласился глава страны, которому портрет пришелся по душе. Н. С. Хрущев лично в последующие годы поздравлял А. И. Лак­тионова с Новым годом. Был художник со своим больным сердцем прикреплен к «Кремлевке», где и лечился.

Рассказал, как писал много сеансов портрет сына, почти все лето работал, так что сыну и поиграть в каникулы не довелось.

Был им написан большой холст - многофигурная композиция «Обеспеченная старость». На ней известные артисты, отработав­шие на сцене и доживающие свой век в доме ветеранов. На карти­не актеры сидят кто в креслах, кто на диване вокруг большого накрытого фруктами стола. За столом идет чаепитие, оживленная беседа.

Артисты - они до конца дней артисты. И до последнего дня они живут с неугасимым огоньком в душе, беспредельной фанта­зией, - продолжал Лактионов.

Они были так стары, что многие умерли, пока я их писал в картину. - И при этом показывал паль­цем: - И этот, и этот. Пришлось мне многие портреты заканчивать по памяти.

Много было и забавных эпизодов, и трагических, пока я ра­ботал над ней. Основная, можно сказать, профессиональная их страсть - объяснение в любви. Да, да, вот этих старых, старых людей. - Называет пару известных актеров. - Он преследован ее по всему дому ветеранов, ухаживал, проявлял внимание, предлагал ей руку и сердце. А чем все кончилось? А кончилось тем, что она мылась в ванной. Он (Отелло) зашел к ней, пал на колени и про­должал признание. Она (Офелия) показала ему из ванной фигу и тут же умерла...

Трудными были детство и юность А. И. Лактионова, судьба благоволила ему в зрелом возрасте. Трудом своим и талантом достиг вершин в искусстве. Но печаль поселилась в его сердце после трагических событий. Как-то однажды повезли в Америку лучшие произведения советских художников: «Письмо с фронта» А. Лактионова, «Оборону Петрограда» А. Дейнеки, «На старом Уральском заводе» Б. Иогансона, ранние пейзажи М. Сарьяна... загрузили в трюм корабля, там их и затопило водой. Старались, отреставрировали мастера. Но на холстах практически не осталось авторского письма, почерка, подлинных красок художников, создавших эти шедевры...




Биография

Известный советский живописец, график; значительный мастер портретной и жанровой живописи. Убеждённый реалист, в рисунке и живописи придерживался консервативной академической манеры. Лауреат Сталинской премии первой степени (1948). Действительный член АХ СССР (1958). Народный художник РСФСР (1969).

Александр Иванович Лактионов родился в Ростове-на-Дону. Отец будущего художника работал кузнецом на заводе, неплохо рисовал. Он и привил сыну любовь к изобразительному искусству. Начальное художественное образование Лактионов получил в родном городе. В 1926 году он поступил в Ростовскую художественную школу, где занимался три года под руководством основателя учебного заведения художника-педагога А. С. Чиненова. Здесь началось формирование реалистического направления творчества будущего мастера.

Продолжает обучение во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде (1932-38). Заметное влияние на молодого художника в период учебы оказал директор Академии профессор живописи И. И. Бродский, ученик И. Е. Репина, один из основных представителей реалистических традиций в советском изобразительном искусстве.

После окончания академического курса Лактионов закончил аспирантуру при учебном заведении (1938-1944), где его руководителем был И. Э. Грабарь. В этот период Александр Иванович уделял много времени изучению творчества художников прошлых лет, исследовал технику их письма, стараясь найти свою живописную манеру. Проявление таких исканий отразилось, например, в Автопортрете 1945 года, который несет отпечаток традиций старых испанских мастеров.

Творчество А. Лактионова начинает привлекать к себе внимание специалистов и зрителей на рубеже 1930-40-х годов. Художник, начинавший свой путь в искусстве как портретист, в это время создает ряд запоминающихся произведений, к которым, прежде всего, относятся картина «Курсанты выпускают стенную газету» (1938), портрет И. Бродского (1939) и серия графических портретов артистов МХАТа (1940).

Во время Великой отечественной войны Лактионов находился в эвакуации в Самарканде, куда переехали студенты ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Художник много рисовал, занимался живописью, написал картину «Речь товарища Сталина 7 ноября 1941 года» (1942).

В послевоенный период большинство советских художников обращается к жанровой живописи. Широкую известность в этом направлении получили такие мастера как Ф. П. Решетников, С. А. Григорьев и другие. Александр Иванович также пробует свои силы в жанре и добивается значительного успеха. Его картина «Письмо с фронта» (1947) произвела на публику сильнейшее впечатление и принесла автору широкую известность. Годом позже за эту картину художник был награждён Государственной премией первой степени.

«Письмо с фронта» - одна из самых известных послевоенных жанровых картин была написана художником в Загорске (Сергиев-Посад) под Москвой, куда в начале 1944 года Лактионов с семьёй приехал из эвакуации. Александр Иванович вспоминал: «Я с моей большой семьёй жил в Троице-Сергиевой лавре. Там в стене кремля была когда-то бойница для пушки, а впоследствии устроена большая келья». Заключив весной 1945 договор на свою первую последипломную картину, художник собирался дать ей название «Встреча». Рассматривал несколько композиционных вариантов, но все решил случай. Однажды на прогулке он повстречал солдата с перевязанной рукой, опиравшегося при ходьбе на палку. Тот искал нужный адрес, чтобы передать письмо. Разговорились. Лактионов помог найти нужный дом и стал невольным свидетелем сцены получения долгожданной весточки с фронта. Так окончательно определился замысел будущей картины.

Над картиной Лактионов работал два года и окончил её в 1947 году. В качестве модели для солдата-письмоносца он привлёк художника В. И. Нифонтова. По воспоминаниям автора полотна, недавно вернувшийся с фронта десантник, как и положено, в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на самодельный костыль. Женщина с конвертом - сестра матери А. И. Лактионова, Евдокия Никифоровна. Мальчиком, читающим письмо - стал семилетний сын художника Серёжа, а девочка с косами - дочь Светлана. Наконец, соседка стала девушкой в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО. Вся её фигура залита солнцем, а её улыбка добавляет тепла и света, наполняет картину оптимизмом и радостью.

В 1948 году картина была показана на Всесоюзной художественной выставке в ГТГ, где имела значительный успех у зрителей. После выставки полотно было приобретено Государственной Третьяковской галереей. Впоследствии, для различных музеев А. И. Лактионов сделал не одно авторское повторение этой знаменитой работы.

Эта картина Александра Лактионова стала широко известна и любима зрителями, участвовала в многочисленных выставках, неоднократно воспроизводилась в печати. Её включали в школьные учебники, помещали на страницах календарей, на разворотах журналов «Крестьянка», «Огонёк», «Работница», печатали на отдельных листах массовыми тиражами. Репродукция картины «Письмо с фронта» изображена на одной из почтовых марок СССР серии «История советской живописи» (1973).

Так же создавал жанровые картины: «Защитник Родины» (1948), «Летом» (1951), «За вышиванием», «Переезд на новую квартиру» (1952), «Лето в Абрамцево» (1958); писал парадные портреты салонного толка: «Портрет большевика Воеводина» (1950), «Портрет А. Я. Штеренберга», «Портрет академика И. П. Бардина»; обращался к натюрморту: «Светлана с мишкой» (1940), «Натюрморт. Игрушки» (1949). В этих работах Лактионов демонстрирует высокое живописное мастерство, однако, обострённое стремление к иллюзорности и натуралистический подход к отражению предметного мира иногда, лишали его произведения цельности восприятия и не позволяли ему проникать в область психологических характеристик персонажей.

В последние десятилетие своей творческой деятельности живописец создал цикл изображений советских космонавтов, среди которых обращает на себя внимание мастерски написанный портрет В. М. Комарова (1967).

Александр Иванович Лактионов занимался педагогической деятельностью. Будучи студентом, начал преподавать в ЛИНЖАСе (Ленинградский институте живописи, скульптуры и архитектуры, 1936-1944), затем работал в Московском заочном педагогическом институте (1967-1970, с 1968 года - профессор).

Лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1971), награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Живописные произведения А. И. Лактионова представлены в Государственной Третьяковской галерее, Алтайском краеведческом краевом музее, Донецком областном художественном музее, Севастопольском художественном музее им. П. М. Крошицкого, Институте русского реалистического искусства.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Творчество Александра Ивановича Лактионова в профессиональных кругах вызывало горячие споры. Одни считали, что его работам не хватает внутренней насыщенности образов, другие отмечали правдивость его искусства. Критика, прозвучавшая из уст выдающегося художника-педагога Сергея Васильевича Герасимова по поводу дипломной работы Лактионова, стала определённым стереотипом в отношении коллег и критиков к дальнейшим работам художника. Но если бы Лактионов написал одну только хрестоматийную картину «Письмо с фронта», его имя можно было бы вписать золотыми буквами на страницы истории изобразительного искусства советской эпохи.

Жизнь Александра Лактионова

Будущий художник Александр ИвановичЛактионов родился в рабочей семье в 1910 году. Его родина – Ростов-на-Дону. Здесь в 1926-1929 годах он учился в художественной школе у А.С. Чинёнова.

Первыми освоенными ремёслами юного мастера были профессии каменщика и чертёжника. Уже в зрелом возрасте Александр Иванович с гордостью демонстрировал дом, в котором сделал свою первую кладку. Потом работал он чертёжником.

Спустя некоторое время, решил учиться дальше и с двумя друзьями поехал в Москву. Через братьев Кориных вышел на Михаила Нестерова, который решил посмотреть на что способны молодые дарования. Они выполнили творческое задание именитого художника сделать «портрет дерева». В придачу скопировали одну из репродукций Веласкеса. Вместе с И. Грабарем М. Нестеров дал будущим художникам рекомендательное письмо, с которым ребята едут в Ленинград.

В 1932 году Александр Лактионов поступает в Петербургскую Академию художеств. Лактионов попал в мастерскую Исаака Бродского и сумел стать одним из его любимых студентов. В свою очередь, Бродский оказал наибольшее влияние на творчество молодого художника. Именно его девиз «Ближе к натуре!» стал определяющим в работе Александра Ивановича. Художники были удивительно близки по восприятию мира. Смерть Бродского в 1939 году была тяжким ударом для Лактионова.

Ещё будучи студентом и аспирантом в 1936-1944 годах Лактионов преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. Вся довоенная жизнь молодого художника была полна скитаний и забот о хлебе насущном. Во время блокады семья художника жила в эвакуации в Самарканде. После войны – в Загорске, в одной из келий монастыря. Именно здесь родилась самая знаменитая картина Александра Ивановича «Письмо с фронта» (1947).

Картина стала этапной в жизни Лактионова. За неё в 1948 году художник получил Сталинскую премию, но, что важнее, всенародное признание. Хотя некоторые коллеги до сих пор не считают картину чем-то особенным. Тем не менее, после этой картины Лактионовы получили квартиру и у художника появились заказы.

После «Письма с фронта» А.И. Лактионова признали официально. В 1949 году он становится членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а ещё через 9 лет - академиком. В 1969 году он получил звание Народного художника РСФСР. 1971 год стал особенным в творческой биографии Александра Ивановича, ему присудили Госпремию им. И.Репина за серию портретов Героев социалистического труда, а также за портрет космонавта Комарова. Имел художник и учёное звание профессора. В конце 1960-х преподавал в Московском государственном заочном педагогическом институте. Награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

В марте 1972 года сердце Александра Лактионова перестало биться.

Интересно, что первая и последняя персональная выставка художника состоялась через 10 лет после его смерти. До сегодняшнего дня у творчества Лактионова есть как приверженцы, так и противники.

Творчество

Одна из глубочайших работ Лактионова «Портрет И.И. Бродского» (1939). Художник изобразил умирающего учителя. Бликами, полутонами и другими средствами художественной выразительности художник сумел передать атмосферу ухода человека в лучший мир. Взглянув на картину, Исаак Израилевич произнес: «Ну вот, теперь можно спокойно умирать». Работа хранится в доме-музее Бродского в Петербурге.

«Письмо с фронта» - картина, написанная в 1947 году. Произведение создано в тот момент, когда в нём нуждалась публика. Высокореалистическое полотно приметно не только эмоциями, но и мастерским владением цветом, формой, тщательно детализировано. Картина как бы наполнена солнцем и в то же время застывшей радостью от победы. В год создания её экспонировали на Всесоюзной художественной выставке. Потом вывесили в Третьяковской галерее, под лестницей. Место показалось не слишком удачным самому Жданову. По совету партийного деятеля «Письмо с фронта» заняло надлежащее место в Третьяковке. После поездки на выставку в США полотно залило водой в трюме парохода. Его отреставрировали, но работа утратила авторскую свежесть.

Позитивная картина «Девушка за вышиванием», написана в 1950-х, изображала девушку, сидящую на подоконнике. Из Третьяковской галереи она уехала в Индию как подарок Джавахарлалу Неру.

Удачным вышел портрет Н.С. Хрущёва, которого художник отретушировал, но в то же время оставил внешнюю схожесть. Портрет тотчас растиражировали. С тех пор Генсек лично поздравлял Лактионова с праздниками.

В последние годы жизни Александр Иванович работает над серией портретов космонавтов. Наиболее заметный – портрет В. Комарова, за который он получил премию им. И.Е. Репина. Космонавт получился на портрете волевым, сильным и мужественным.

Изображал Лактионов и людей искусства – актёров МХАТА (Качалова, Хмелёва, Книппер-Чехову), актёров-ветеранов в композиции «Обеспеченная старость». Как сознавался художник в своих интервью, ему особенно интересно было работать с их лицами. Писал художник автопортреты и портреты близких ему людей.

Особенную страсть чувствовал Александр Лактионов к передаче солнечного света, всех его оттенков. Мягкие тона в натюрморте «Февраль», пейзаже древнего Суздаля. «Натюрморт с апельсинами» - прекрасный образец работы пастелью.

Наиболее плодотворным периодом была вторая половина жизни художника. Он создал серию портретов, пейзажей, натюрмортов, которые не только мастерски исполнены (в них чувствуются традиции русской реалистической школы), но и ярко окрашены эмоционально.

Художник работал маслом, пастелью и темперой, чудесно владел акварелью, часто смешивал технику темперы и масла. Не чужды ему были и графические техники – простой карандаш, литография, офорт. Использовал Александр Лактионов также прессованный уголь и сангину.

До конца жизни художник был верен реалистической манере письма, не признавая экспериментов. Его приверженность классическим традициям Репина, Серова, Малявина чувствуется во многих ранних работах. В 1950-х он обращается к европейским классикам – Ван Эйку, Лиотару. Его манеру критики называют фотографическим иллюзионизмом с чертами социалистического реализма.

В кисти Лактионова чувствуется очень индивидуальное понимание правдивости искусства, своя художественная программа. Что бы не говорили критики о некоторых его полотнах, даже после смерти первая персональная выставка художника собрала тысячи ценителей его искусства.

В нашей стране картины Александра Ивановича Лактионова хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, а также в некоторых областных музеях.

Выбор редакции
Необходимо подкорректировать свой режим сна, он сбился. Ложитесь до двенадцати ночи, но никак не в три-четыре часа, ваш организм не...

хранитель изящной словесности Даже в эпоху смартфонов наручные часы не остаются на вторых ролях в нашей личной коллекции аксессуаров....

Часы – это незаменимая часть человеческой жизнедеятельности, без которой почти невозможно представить существование в современном мире,...

Красный Огненный Петух – символ 2017 года. Стихия огня и алый цвет переплетутся в гармоничную смесь. Согласие ожидается во всех делах....
Любовь имеет для Скорпиона немаловажное значение, как, впрочем, и для всех знаков Зодиака. Но особенно остро потребность в ней...
Шаг 1: Подготовим говядину и начиним ее чесноком. Вырезку говядины для начала необходимо хорошо промыть под холодной проточной водой,...
Доброе время суток всем любителям кулинарии! Как раз в каталоге рецептов все опытные и не очень кулинары смогут найти полным-полно...
Статья предлагает вам рецепты блюд и меню да ребенка 2-х лет, а так же рекомендации по его питанию. Со 100% уверенностью можно сказать,...
Кулинарное сообщество Li.Ru - Рецепты для детей на завтрак Практически идеальный завтрак - яичница-болтунья, рецепт которой...