Натюрморт. Виды натюрмортов. Правила составления натюрмортов. Курсовая работа: Методика преподования натюрморта в начальной школе Средства создания художественного образа в тематическом натюрморте


Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить младших школьников. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими.

Искусство пробуждает у детей младшего школьного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи младших школьников учат понимать гармонию природы. Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны по содержанию, по средствам выразительности и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической работы с детьми нам это представляется важным. Одновидовый натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы; возможны продукты питания или предметы быта, например: П. Кончаловский «Персики»; И. Репин «Яблоки и листья»; И. Левитан «Сирень»; В. Стожаров «Хлеб. Квас»; П. Кончаловский «Сухие краски» и другие. Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи и другие), условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию, например: И. Хруцкий «Цветы и фрукты»; И. Михайлов «Овощи и фрукты»; К. Петров-Водкин «Бокал и лимон». К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа, например: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; И. Серебрякова «За завтраком»; П. Крылов «Цветы на окне» и другие.

В начальных классах следует показывать детям разнообразие натюрмортов. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно-реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме, лирические, торжественные и другие. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции .

В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения. Для рассматривания с детьми отбираются картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично. Учитывают также и принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года неоднократно предлагается для рассматривания детьми. Но внимание ребят направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности.

Произведения живописи, натюрморты, должны реалистично отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Отбирая натюрморты для рассматривания, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего он создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал). Тема натюрморта должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям. Отбирая натюрморты для ознакомления младших школьников, учитывают индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах натюрмортов. Младших школьников знакомят с натюрмортами, созданными разными художниками на одну и ту же тему. Воспринимая эти натюрморты, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображенному.

Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы, душевного контакта между взрослыми и детьми. В ознакомлении младших школьников с живописью, в частности, с натюрмортом, широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приемы. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях, обеспечивает формирование у младших школьников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках – в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте» – так говорил В.Н. Сухомлинский .

Этапы работы над натюрмортом

Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее удачную, обратив внимание на эффекты освещения, то есть с какой точки зрения более интересно выглядят формы предметов. Обычно более интересно и выразительно они выглядят при боковом освещении. Садиться против света не рекомендуется.

Следует продумать, какой выбрать формат бумаги и как лучше скомпоновать натюрморт на листе - вертикально или горизонтально. Например, если нужно включить в композицию угол стола, то лист бумаги лучше положить вертикально. .

Начинать рисунок всегда нужно с композиционного размещения изображения. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Для этого мысленно объединяем всю группу предметов в одно целое и продумываем ее размещение в соответствии с форматом листа бумаги.

Учитель должен объяснить ученикам, что сверху надо оставлять больше места, чем снизу - тогда у зрителя создастся впечатление, что предметы крепко стоят на плоскости. Вместе с тем надо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги и, наоборот, чтобы не оставалось много пустого места.

Композиционная задача не всегда решается просто. Иногда ученику приходится затрачивать много сил и времени, чтобы добиться успеха. А если постановка очень сложная, то без помощи педагога не обойтись. Объясняется это тем, что кроме размещения изображения на листе бумаги, ученику необходимо еще найти композиционный центр на картинной плоскости.

В большинстве случаев зрительный центр не совпадает с композиционным, зависящим от расположения главного предмета, вокруг которого группируются остальные. Ведь пространственное положение предметов относительно друг друга в изображении зависит и от выбора точки зрения, которая непременно влияет на компоновку натюрморта в задуманном формате.

Чтобы учебная работа шла успешно, педагогу нужно все это заранее учесть и вовремя оказать помощь ученикам. На классной доске учитель должен продемонстрировать последовательность линейного построения рисунка натюрморта, уделяя особое внимание определению композиционного расположения всей группы предметов натюрморта на листе бумаги. Учителю следует также показать правильную и неправильную компоновку рисунка на листе.

Затем учитель стирает рисунки с классной доски, и ученики приступают к работе.

Вначале, легко касаясь карандашом бумаги, намечаем общий характер формы предметов, их пропорции, а также расположение в пространстве. Короткими отрезками линий ученики ограничивают общее пространственное расположение всей группы предметов натюрморта.

Тем ученикам, у которых не получается определение в рисунке общей композиции группы предметов натюрморта, можно разрешить рисовать каждый предмет отдельно, начиная, однако, с приблизительной оценки размеров каждого из них. Далее нужно уточнить величину каждого предмета в отдельности.

Построение формы предметов ведем тем же способом, как и в заданиях по рисованию отдельных предметов. Намечаем поверхности каждого предмета, как видимые, так и невидимые. Таким образом, на рисунке получается как бы изображение проволочных моделей.

Так посередине намеченного очертания предмета (например чайника) проводится осевая вертикальная линия, на которой уточняется высота, и через точки, определяющие его высоту, проводятся горизонтальные отрезки. На них определяется ширина горловины и дна чайника. Рассматриваем пропорции основной части чайника - сосуда и прорисовываем дно и горловину. Тонкими линиями намечаем носик, крышку, ручку чайника. Еще раз проверяем и сразу же уточняем пропорции как всей формы чайника, так и основных частей.

Точно так же нужно работать над изображением яблока. Вырисовывать и уточнять контур предметов сразу не следует; главное - определить размеры и пропорции каждого из предметов (по высоте, ширине, глубине).

Выявляя конструктивную основу формы предметов, необходимо внимательно проверить перспективу. Особое внимание надо обратить на перспективное изображение оснований предметов. Нельзя допускать, чтобы в рисунке следок одного предмета «наступал» на следок другого, иначе говоря, ученик должен четко представлять, какой предмет находится на первом плане, какой - на втором. Начинающие рисовальщики обычно не следят за этим, и у них в рисунке не получается пространства между предметами. Тогда они начинают вводить тон в рисунок, рассчитывая, что дефект можно таким образом выправить, однако это не дает желаемых результатов.

Метод линейно-конструктивного построения изображения помогает решить эту задачу. Ученику важно ясно представить себе расположение предметов (следков) на плоскости стола, расстояние между ними. Затем он должен представить себе эту плоскость со следками, изображенную в перспективе. .

Отдельно нужно сказать об изображении драпировки, которая спускается сверху и покрывает предметную плоскость. При изображении драпировки сначала определяем горизонтальную и вертикальную плоскость, а уж затем приступаем к рисованию складок. Светлая по тону и тонкая по своей структуре и материалу ткань образует на вертикальной плоскости выразительные по пластике и светотеневой моделировке складки. На предметной плоскости складки драпировки слегка намечены. При построении объемных складок можно использовать метод обобщения формы (обрубовки). Ученик должен предельно обобщить сложную форму складок до прямолинейных геометрических форм. Этот метод поможет понять форму складок и правильно решить тоновые задачи рисунка драпировки.

Затем более детально прорисовываем все предметы натюрморта, убрав линии построения.

В процессе обучения рисованию с натуры ученики должны научиться видеть и понимать взаимосвязь конструкции предмета с явлениями светотени, владеть средствами светотеневого рисунка. Не зная законов распределения света на форме предмета, они будут пассивно копировать с натуры светлые и темные пятна, но не достигнут убедительности и правдоподобия изображения.

В процессе учебы педагог должен подробнее остановиться на светотеневой и тоновой теории в рисунке.

Приступая к выявлению объема предметов, прежде всего надо определить самое светлое и самое темное место в натюрморте. Установив эти два полюса, следует обратить внимание на полутени. Для этого внимательно прослеживаем направление световых лучей и определяем, на какую плоскость предмета лучи света падают прямо, то есть где будет свет, а на какую не падают совсем, то есть где будет тень. Затем намечаем тени, падающие от каждого предмета.

Вначале, легко прикасаясь карандашом к бумаге, прокладываем тоном теневые места на каждом предмете: на чайнике, яблоке, драпировке. Это поможет яснее увидеть массу каждого предмета, а следовательно, еще раз проверить пропорции и общее состояние рисунка.

Затем прокладываем полутени, усиливая тон в теневых местах и наконец, тени, падающие от предметов. Именно такой порядок выявления объема предметов тоном всеми художниками считается обязательным.

Когда общий рисунок натюрморта намечен верно, можно усилить нажим карандаша на бумагу и проложить тон, приступая к детальной прорисовке каждого предмета.

В конце урока педагог должен организовать повторение и закрепление теоретического материала по изобразительному искусству.

При детальной прорисовке формы надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за всеми деталями формы. Но, работая над деталью, нельзя забывать сравнивать ее с рядом находящейся. П.П.Чистяков рекомендовал: «Работать над деталью долго не следует, так как пропадает острота восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части. Когда вернешься к проделанной вначале работе, легко увидеть недоделки. Итак, в процессе всей работы, переходя с одного места на другое, держи в глазу всю фигуру, не стремись сразу к общему, а вникай в детали, не бойся первоначальной пестроты, обобщить ее не так трудно, было бы что обобщать» .

При проработке форм предметов натюрморта должна проходить серьезная аналитическая работа. Надо внимательно прорисовать каждую деталь предмета, выявить ее структуру, передать характерные особенности материала, проследить, как увязываются составные элементы между собой и с общей формой, например ручка, носик чайника, фактура и форма яблока, чем отличаются блики на различных предметах друг от друга.

Внимательно прорисовываем тени, падающие от деталей, - тень от чайника, яблока. Такая проработка формы поможет сделать рисунок убедительным и выразительным.

Заканчивая рисунок, ученики под руководством педагога внимательно анализируют тоновые отношения предметов натюрморта, определяя общий тон чайника, яблока, драпировки, различные оттенки тона на свету, в тени, в полутени: на переднем и заднем плане. Надо тщательно проследить за тем, чтобы отдельные предметы не были слишком сильны по тону (черными) и не выпадали (не вырывались) из рисунка. Для этого нужно посмотреть на рисунок издали прищуренными глазами и сравнить силу рефлексов с натурой. При этом необходимо помнить, что рефлексы не должны быть очень яркими или спорящими со светом, с полутенями. И когда рисующий смотрит на них прищуренными глазами, они должны пропадать, сливаться с тенями.

Правила составления натюрморта

Составление натюрморта необходимо начинать с замысла, в нашем конкретном случае, с постановки учебной задачи (конструктивной, графической, живописной и т.д.). Через сравнительный анализ приходят к определению наиболее характерных особенностей формы и обобщению наблюдений и впечатлений. Необходимо помнить, что каждый новый предмет в постановке - «новая мера всех входящих в неё вещей, и появление его подобно революции: предметы меняются и меняют свои отношения, будто попадая в иное измерение» .

Немаловажно правильно, соответственно определенной учебной задачи, выбрать определенную точку зрения, т.е. линию горизонта (ракурс). Следующим этапом составления натюрморта является компоновка предметов в пространстве предметной плоскости с учетом замысла группировки в композиции.

Важен момент составления натюрморта самими обучающимися, поскольку подобные упражнения позволят осуществить пластические задачи и наиболее выигрышные группировки предметов.

Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону. Его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево.

При пространственном решении натюрморта на первый план в виде акцента можно положить небольшой предмет, отличающийся по фактуре и цвету от других предметов. Для завершения композиции, а также связи всех предметов в единое целое в постановку добавляют драпировки, подчеркивая, таким образом, еще и разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани. Ткань может быть гладкой и с узором или рисунком, но она не должна отвлекать внимания от других, особенно главных предметов. Её часто размещают по диагонали, чтобы направить взгляд от зрителя в глубину, к композиционному центру для лучшего пространственного решения .

Таким образом, можно заключить, что суть композиции заключается в том, чтобы найти такое сочетание, организацию изобразительных элементов, которые содействовали бы выявлению содержания.

Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение - искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень, при этом для выделения первого (или главного) плана можно закрыть часть света, попадающего на задний план. При освещении натюрморта из окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение темного на светлом, и часть цвета будет пропадать, если решать натюрморт в цвете. Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете.

В учебных натюрмортах подбирают предметы различной тональности, не соединяя в одной постановке только светлые или темные предметы и при этом учитывая формы падающих теней.

Состоит из трех предметов (одного большого - центра композиции и двух-трёх меньшего размера) и драпировок;

Предметы разные по цвету, но не интенсивных цветов;

Маленькие предметы могут быть активными по цвету (по ним ведут сравнение цветовых характеристик);

Предметы и драпировки должны иметь выраженную тональную разницу;

Размещение постановки при прямом дневном освещении (легко читаются большие цветовые отношения, имеют декоративную привлекательность).

Соблюдение этих правил позволит обучающимся в процессе практической работы над учебным натюрмортом наиболее четко выявить основные живописные отношения, нацелит на правильное видение тональных различий, способствующее верной передаче цветом материальности вещей.

Натюрморт - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, - передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам. Рисование натюрморта особенно полезно в учебной практике для овладения живописным мастерством, так как в нем начинающий художник постигает законы цветовой гармонии, приобретает техническое мастерство живописной моделировки формы Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже XVI - XVII вв. в Голландии и Фландрии и с тех пор используется многими художниками для передачи непосредственной связи искусства с жизнью и бытом людей. Это время художников, прославивших себя в жанре натюрморта, П. Класа, В. Хеды, А. Бейерена и В. Кальфа, Снейдерса и др.

Натюрморт - наиболее излюбленный жанр и в искусстве многих современных художников. Натюрморты пишут на пленэре, в интерьере, простые и сложные постановки, традиционные и остросовременно аранжированные наборы предметов из повседневного обихода человека.

В картине-натюрморте художники стремятся показывать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь.

Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета.

Основной составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.

Существует несколько видов натюрмортов:

  • - сюжетно-тематический;
  • - учебный;
  • - учебно-творческий;
  • - творческий.

Натюрморты различают:

  • - по колориту (теплый, холодный);
  • - по цвету (сближенные, контрастные);
  • - по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);
  • - по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже);
  • - по времени исполнения (краткосрочный - "нашлепок" и долговременный - многочасовые постановки);
  • - по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).

Натюрморт в пейзаже (на пленэре) может быть двух типов: один - составленный в соответствии с избранной темой, другой - естественный, "случайный". Он может быть как самостоятельным, так и являться составной частью жанровой картины или пейзажа. Нередко пейзаж или жанровая сцена сами лишь дополняют натюрморт.

Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжетном соподчинении с интерьером.

Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом. Тематический натюрморт - сложное художественное произведение, с помощью которого можно рассказать об увлечениях, взглядах, мировоззрении владельца предметов.

Учебный натюрморт. В нем, как в сюжетно-тематическом, необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм /5, с. 57/. Учебный натюрморт носит также название академический или, как говорили выше, постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.

В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности "Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника".

Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоскостное пространство. В тоже время, возможно использование нескольких планов, которые необходимо располагать в пределах небольшой глубины. Учебная задача, стоящая перед студентом в процессе работы над декоративным натюрмортом, состоит в том, чтобы "выявить характерное, наиболее выразительное качество и усилить в его декоративной переработке, в декоративном решении натюрморта вы должны постараться увидеть характерное в нем и на этом построить переработку".

Декоративный натюрморт дает возможность развития у будущих дизайнеров архитектурной среды чувство цветовой гармонии, ритма, количественной и качественной соразмерности цветовых плоскостей в зависимости от их интенсивности, светлоты и фактурности, и в целом активизирует творческие силы студентов.

дипломная работа

1.1 Понятие натюрморт, его основные способы, приемы и техники написания живописными материалами

Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься.

Целью данного параграфа ознакомить с жанром - натюрморт, рассмотреть такие понятия как, «способ», «живопись», «натюрмортная живопись», «живописная техника», «техника работы живописными материалами» и на основе этого определение основных методов и приемов по овладению техникой работы живописными материалами на примере натюрмортной живописи.

Натюрморт (фр. nature morte букв. мертвая природа) - в изобразительном искусстве - изображение неодушевленных предметов, в отличие от портретной, жанровой исторической и пейзажной тематики .

Натюрморт - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, - передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам. Рисование натюрморта особенно полезно в учебной практике для овладения живописным мастерством, так как в нем начинающий художник постигает законы цветовой гармонии, приобретает техническое мастерство живописной моделировки формы

Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже XVI - XVII вв. в Голландии и Фландрии и с тех пор используется многими художниками для передачи непосредственной связи искусства с жизнью и бытом людей. Это время художников, прославивших себя в жанре натюрморта, П. Класа, В. Хеды, А. Бейерена и В. Кальфа, Снейдерса и др.

Натюрморт - наиболее излюбленный жанр и в искусстве многих современных художников. Натюрморты пишут на пленэре, в интерьере, простые и сложные постановки, традиционные и остросовременно аранжированные наборы предметов из повседневного обихода человека.

Существует несколько видов натюрмортов:

Сюжетно-тематический;

Учебный;

Учебно-творческий;

Творческий.

Натюрморты различают:

По колориту (теплый, холодный);

По цвету (сближенные, контрастные);

По освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);

По месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже);

По времени исполнения (краткосрочный - «нашлепок» и долговременный - многочасовые постановки);

По постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.) .

Натюрморт в пейзаже (на пленэре) может быть двух типов: один - составленный в соответствии с избранной темой, другой - естественный, «случайный». Он может быть как самостоятельным, так и являться составной частью жанровой картины или пейзажа. Нередко пейзаж или жанровая сцена сами лишь дополняют натюрморт.

Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжетном соподчинении с интерьером.

Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом.

Учебный натюрморт (академический). В нем, как в сюжетно-тематическом, необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.

Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника. Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоскостное пространство. В тоже время, возможно использование нескольких планов, которые необходимо располагать в пределах небольшой глубины. Учебная задача, стоящая перед учащимся в процессе работы над декоративным натюрмортом, состоит в том, чтобы «выявить характерное, наиболее выразительное качество и усилить в его декоративной переработке .

Термин «способ» - означает образ действий,приемов,метод для осуществления,достижения чего-либо. В педагогической практике под способом по традиции принято понимать упорядоченный образ действий по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что методы осуществления учебной деятельности учителя и образ действия учебной деятельности учащихся тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии. Способ обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, метод для осуществления усвоения и характера взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие способ обучения отражает: образ действий обучающей работы учителя и методы учебной работы учащихся в их взаимосвязи; специфику их работы по достижению различных целей обучения. Таким образом, считается, что способы обучения - это методы для осуществления совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, дидактических задач .

Приемами обучения в дидактике характеризуют отдельные детали, основные части способа. К ним относили, например, показ иллюстрации или предмета в процессе изображения с целью уточнения представлений учащихся о форме, величине, цвете или других качествах предмета (если учащиеся в чем-то затрудняются). Способы и приемы обучения находятся в диалектическом единстве и могут переходить один в другой. Прием - присущий художнику или художественной школе технический метод решения частной задачи; относительно завершенный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре; элемент способа, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода .

Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того насколько у учащихся будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей, а также успех овладения техниками работы живописными материалами.

В школе на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные способы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для учащихся группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова .

Способ обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется целостным подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и учащихся, и учителя на данном занятии .

Прием обучения - более частный, вспомогательный образ действий, не определяющий всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение .

К наглядным методам и приемам обучения относятся - использование натуры, педагогический рисунок, репродукции картин, образцов и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ учителем приемов изображения; показ работ учащихся в конце занятия, при их оценке. При раскрытии принципов построения изображения необходимо словесное объяснение обязательно сопроводить педагогическим рисунком на классной доске, с целью помощи детям справиться с наиболее трудными для них задачами, необходимо указать им правильный путь построения основной формы предмета .

Педагогический рисунок - одно из важнейших средств, приемов обучения технике работы живописными материалами. В какой-то момент педагогический рисунок необходимо ради наглядности упростить, схематизировать, чтобы учащиеся правильно понимали конструкцию формы, ее структуру, пластические особенности .

Работа с натуры предполагает изображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению к глазу рисующего. Эта особенность изображения с натуры обусловливает и своеобразие восприятия в процессе занятия. Основным здесь является зрительное восприятие, причем при изображении на плоскости предмет воспринимается, только с одной стороны .

Способность воспринимать предмет в совокупности его качеств, свойственна учащимся 5-х классов. Однако необходимость изобразить предмет с натуры предполагает умение анализировать соотношение частей, расположение их в пространстве.

Психологи считают, что учащиеся 5-х классов способны к такому аналитико-синтетическому восприятию только при условии правильного педагогического руководства .

Отметим некоторые особенности использования натуры на уроках изобразительного искусства. Натура, прежде всего, облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает учащимся правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет.

Воспринимая предмет, учащиеся должны показать его объем (дать двухмерное изображение трехмерной натуры на плоскости), что связано с применением светотени, передачей перспективных изменений предмета, применением различных живописных техник, показом сложных ресурсов.

Таким образом, использование натуры как метод обучения охватывает весь процесс изображения: первоначальный анализ предмета, анализ используемых техник работы живописными материалами, сравнение изображения с натурой по форме, по положению, по цвету, оценка результатов работы путем сопоставления рисунка и натуры .

Образец, как и натура, может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения. В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности, образец применяется как метод обучения.

Иногда может быть внесено несколько образцов для выбора, если учащиеся уже овладели какими-нибудь живописными техниками. Иногда образец выступает в качестве приема обучения. Например, в предметном рисовании образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете ..

Показ репродукций великих мастеров так же способствует развитию уровня овладения техникой работы живописными материалами и пояснения средств и способов изображения.

Рассматривание репродукций картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления учащихся с некоторыми приемами изображения на плоскости, с разнообразием живописных техник. Например, педагог показывает репродукции великих мастеров, чтобы объяснить изображение отдельных предметов, как пользоваться теми или иными живописными материалами, как применять их на практике. Программа по изобразительному искусству устанавливает объем изобразительных умений и навыков, которым должны овладеть учащиеся в процессе обучения. Овладения сравнительно небольшим кругом умений даст возможность учащимся изображать самые разнообразные предметы .

Показ учителем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов:

Показ жестом;

Показ приемов изображения.

Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Жестом поясняется расположение предмета на листе. Жестом может быть восстановлена в памяти учащихся основная форма предмета, если она несложная, или его отдельных частей.

В конце занятия учитель показывает несколько хорошо выполненных работ. Цель показа - привлечь внимание учащихся к результатам их деятельности. Так же учитель одобряет работы остальных учащихся. Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности.

К словесным методам и приемам обучения относится беседа. Цель беседы - вызвать в памяти учащихся ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где школьники будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную учителем), не пользуясь наглядными пособиями.

Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т.е. на конструктивное цветовое и композиционное решение художественного изображения. Однако, одной беседы, без дополнительных приемов, не достаточно для выполнения задания

Для уточнения представлений учащихся по теме или ознакомления их с новыми техниками работы живописными материалами, учитель в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или репродукции картин, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует приемы работы конструктивного построения, живописными материалами .

Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности учащихся. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, контроля и регулирования, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков.

К практическим методам обучения относятся выполнение различных упражнений направленных на получение знаний умений и навыков посредством овладения техниками работы живописными материалами, где в ходе упражнения учащиеся применяют на практике полученные ими знания.

Практические методы обучения применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить при личном контакте с учащимися .

Игровые приемы обучения - это использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения технике работы живописными материалами. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания учащихся к постепенной задаче, облегчат работу мышления и воображения.

Обучение живописи с натуры в 5-х классах, может начинается с игровых упражнений. Их цель - сделать более эффективным процесс обучения учащихся. При использовании игровых моментов учитель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь учащихся от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

Отдельные методы и приемы - наглядные и словесные совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.

Наглядность обновляет материально - чувственную основу изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого .

Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:

От возраста учащихся и их развития;

От поставленной перед занятием задачи;

От вида живописных материалов, с которыми действуют учащиеся .

«Живопись, - говорил выдающийся педагог и выдающийся художник П.П. Чистяков, - дело простое. Надо найти должный цвет и положить его на должное место». Однако, чтобы справиться с этим «простым делом», нужны опыт и знания. Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись - искусство цвета .

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей. Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо поверхность, называется живописью. Образы живописи очень наглядны и ярки. Художники создают полотна живописными и пластическими средствами. Они используют возможности рисунка и композиции, но главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные чувства, ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. Живописное изображение создается с помощью красок, то есть цвета, которые образуют непрерывный красочный слой изобразительной поверхности. Даже в акварельной живописи, где порой остаются не закрашенные участки бумаги, они существенным образом не влияют на общее впечатление непрерывности изображения, потому что краски перетекают одна в другую, сплавляются и смешиваются.

Изобразительные и выразительные возможности цвета используются в живописи в полную силу, свободно, так, как необходимо художнику. Цветом можно выделить главное в композиции, акцентировать важные детали, передать глубину пространства или подчеркнуть плоскостность изображения. Сама красочная масса с тончайшими переходами цвета, нюансами, контрастами, рефлексами - ценность в живописи .

Живописное изображение предмета основывается на цвете, который воспринимает глаз художника в момент наблюдения. В живописи главному языку - цвету - помогает язык линии, объемов, пространства, композиции .

Важными средствами художественной выразительности в живописи, кроме цвета (колорита), являются пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности (фактура), рефлексы .

Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит техникам работы живописными материалами.

Наблюдения процесса изобразительной деятельности показывают, что учащиеся испытывают большие затруднения в создании изображения, если не владеют живописными навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, эмоционально отрицательное отношение к этой деятельности, отказ от рисования вообще. Не зная технических приёмов рисования, учащиеся сами пытаются их найти. Чаще всего это бывают неправильные приёмы. В результате форма предмета в рисунке искажается, вызывая огорчение учащихся.

Техника, по образному выражению П.П.Чистякова, - это язык художника. Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего произведения.

В изобразительном искусстве под техникой работы живописными материалами понимается совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию «техника» в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат художника специальным материалом и инструментом (техника масляной живописи, акварели и др.) умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера - передачу вещественности предметов.

Таким образом, под техникой изображения следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаз и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придаётся умелому, правильному изображению контура, формы предмета. Изобразительная деятельность в школе направлена на обучение техники работы живописными материалами средствами доступными учащимся 5-х классов.

Под живописной техникой в буквальном значении этого слова должно подразумевать особую отрасль знания, предметом изучения которого является рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности .

Знание техники живописи дает художнику возможность не только создавать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать его живописные материалы и с художественной точки зрения.

Натюрмортная живопись - это совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых выполняется натюрморт. Понятие техники охватывает также вопросы наиболее рационального и планомерного использования художественных возможностей материалов в передаче вещественности предметов, в лепке объемной формы, моделировке пространственных отношений и т.д. Таким образом, техника является одним из важнейших элементов системы выразительных средств живописи .

Техники и направления живописи, применяемые на уроках в школе:

Акварельная живопись - водяные краски, от латинского agua - вода. Основное свойство акварели - прозрачность красящегося слоя. Это свойство следует учитывать и при наложении одного цвета на другой. Высветление насыщенного тона происходит путем разбавления акварели водой. Живопись акварели построена на том техническом приеме, что сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не закрытыми, затем постепенно вводят насыщенные цвета. В процессе изучения акварели на первоначальных этапах следует избегать постановок из предметов с очень темной окраской (Приложение 1).

Работа акварелью характеризуется чистотой, прозрачностью и интенсивностью красочного слоя и возможности передавать тончайшие оттенки цвета.

Техника гуашь - французское слово gouache - непрозрачные акварельные краски. Обладает хорошим кроющим свойством. Благодаря этому можно наносить один цвет на другой. Высветление цвета достигается путем добавления белил. Получение производных цветов осуществляется предварительным смешиванием красок на палитре. После высыхания гуашевые краски светлеют и приобретают красивую, бархатистую, матовую поверхность. Поэтому важно при письме гуашью подобрать необходимый цвет и тон. Знакомство с техникой гуаши следует начинать с натюрморта, в котором ясно намечены цветовые отношения. Способы и приемы работы гуашью очень разнообразны. Гуашь позволяет вести живописный процесс длительно, переписывать и смывать неудачные места, вносить уточнения в конце работы. Влажный красочный слой легко размывается, позволяет вписывать один цвет в другой (Приложение 1).

Техника пастель - произошло из латинского языка от слова "паста" - "тесто", именно такое впечатление производят невысохшие пастельные мелки. Пастель это своего рода мел, его разновидность со своими специфическими свойствами, она лучше ложится на бумагу, штрихи сделанные пастелью создают впечатление бархатистости и мягкие размытые края. Штрихи можно смешивать (растушевкой) или оставлять и в чистом виде, подобно мозаике. Получаются мягкие, нежные, воздушные полутона, возникает ощущение, будто изображение окружено сиянием. Невесомое восприятие и чувственность - вот спутники пастели. Бумагу для работы пастелью берут шероховатую, а выполненную работу закрепляют фиксативом, так как пастель имеет свойство осыпаться.

Использование при рисовании различных художественных материалов и техник дает возможность детям творчески подойти к решению образной характеристики натурной постановки. Каждая техника обладает только ей присущими художественными достоинствами и вместе с тем ограниченными возможностями в передаче окружающей действительности. Так, масляной краской практически невозможно достичь особой прозрачности и воздушности красочного слоя, подобно акварели, или мягкой бархатистости, подобно пастели (Приложение 1).

Техника гризайль - одноцветная живопись в нейтральных тонах. Эта техника подходит для выполнения начальных упражнений по освоению методики работы акварельными и гуашевыми красками, по изучению свойств и особенностей изобразительных материалов, закономерностей светотени и общего тона предметов натуры (Приложение 1).

В этой технике нужные тональные градации по форме предмета достигаются наложением краски сразу в полную силу, т.е. для каждой поверхности рисунка или даже для каждого мазка, составляется свой раствор краски. Красочная смесь готовится на палитре. Повторные прописки можно делать как по просохшему, так и по влажному красочному слою. Работу вести лучше от темного к светлому.

Техника лессировка - многослойная живопись, основанная на использовании прозрачности краски и свойстве изменять цвет при нанесении одного прозрачного слоя краски на другой путем оптического сложения цветов. Но необходимо соблюдать, чтобы нанесенный красочный слой высыхал окончательно, и наложений было не более трех слоев. Только с этим условием достигается глубина, чистота и насыщенность цвета. Каждый мазок краски наносится сразу на место, не двигая кистью по одному месту несколько раз, чтобы не нарушить фактуру бумаги. Метод лессировки используется в длительных по времени натюрмортах (Приложение 1).

Техника алла прима (alla prima) - живопись в один прием, без предварительных прорисовок и подмалевка. Все цвета берутся в полную силу, используя механическое смешение красок. Цвета получаются свежие и звучные. Данный метод чаще всего используется для эскизов, но имеет место и в самостоятельных работах (Приложение 1).

Техника масляной живописи -- одна из живописных техник, использующая краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества. Масляные краски бывают всех мыслимых и немыслимых цветов, с различными эффектами и структурами. Они хорошо смешиваются на палитре, что помогает добиться нужных цветов и оттенков. Картины, написанные масляными красками, долго сохраняются. Масляные краски дают возможность лучше передать цветовые тона, глубину пространства (Приложение 1).

Масляными красками обычно пишут по холсту, но также можно использовать деревянные доски, фанеру. Холст достаточно прочен, эластичен, легок, имеет хорошую фактуру. Для живописи холст должен обладать рядом качеств - быть прочным, плотным, с ярко выраженной зернистостью поверхности. Лучшими холстами, обладающими перечисленными свойствами, является льняной и пеньковый. Холст перед работой проклеивают и грунтуют.

Высветление красок достигается при добавлении белил, а густота регулируется использованием разбавителей. Это может быть скипидар или льняное масло. Работа масляными красками начинается с выполнения подмалевка. Подмалевок - это тонкослойная цветовая подготовка холста с расчетом на последующее письмо. В нем обобщенно прописываются основные тональные и цветовые отношения, отношения больших объектов, главных поверхностей. Способы и приемы наложения красочного слоя различны. Писать можно толстым или тонким слоем, мазками или растушевывать краску кистью, делать смеси с другими красками, белилами или класть в чистом виде, жидко разводить краски и накладывать прозрачными слоями, чтобы просвечивали нижние слои, и тем самым создавался новый цветовой тон. В масляной живописи широко применяются кисти из щетины. Также хорошим качеством обладают кисти из волоса белого медведя. Они достаточно мягки, эластичны, упруги. У хорошей кисти волосяной пучок должен быть к концу компактно собран, а не торчать в стороны. После работы кисти обязательно промывают разбавителем, а затем теплой водой с мылом. Чистую кисть при высыхании заворачивают в мягкую бумагу, чтобы при высыхании она сохранила нужную форму.

В качестве палитры используются деревянные дощечки. После работы палитру следует тщательно мыть . К сожалению, техника масляными красками в школе применяются редко, только на кружках по изобразительному искусству.

Существует множество способов обучения художественному изображению, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного развития уровня овладения техниками и способами работы живописными материалами.

Овладение техниками и способами работы живописными материалами в изобразительной деятельности у учащихся - одни из главных задач формирования личности, таланта, способностей и эстетических чувств у учащихся.

Первый этап в развитии художественных способностей учащихся начинается с того момента, когда в руку ребенка впервые попадает изобразительный материл - бумага, карандаш, краски, мелки. В дальнейшем с накоплением опыта, овладением изобразительными умениями и навыками перед ними можно поставить новые задачи.

Таким образом, работа над художественным изображением различными живописными материалами вызывает сильные положительные эмоции учащихся. Учащиеся наслаждаются, выполняя работу разнообразными живописными техниками. Использование живописных техник помогает выразить эмоциональное отношение учащихся к изображаемому. Средства выразительности, используемые учащимися довольно многообразны: цвет, форма, композиция, живописные техники. В наше время существует множество техник работы живописными материалами, они различны по трудоемкости и исполнению в зависимости от целей и задач, поставленных учителем перед учащимися. Различные живописные техники позволяют работать в разном стилистическом течении, наполняя и усложняя художественный образ изображаемых предметов.

Актуальное состояние и проблемы оценивания компетенций учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

В этом пункте мы опишем опыт учителей в оценивании компетенций на уроках литературного чтения. Рассмотрим работу учителя начальных классов высшей категории Шнайдер Надежды Михайловны...

Использование устного народного творчества на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Иллюстраторские техники Акварель Акварель - одна из самых популярных техник в книжных иллюстрациях. И способов ее применения просто не счесть - кто-то работает ровными техническими отмывками, кто-то пятнами по-сырому...

Организационно-методические особенности уроков физической культуры с учащимися школьного возраста в малокомплектной школе

Фронтальный способ организации занятий (одновременное выполнение упражнений всеми учащимися) применяется при изучении большинства упражнений, предусмотренных учебной программой: гимнастические построения и перестроения...

Повышение уровня субъектности учащихся подросткового возраста на уроках технологии при изучении раздела "Конструирование и моделирование изделия"

Современный учитель, прежде всего, обеспокоен тем Что излагать? и Как подать готовые знания?, а не тем, как организовать учебную деятельность учащихся. Нельзя не согласиться с тем...

Развитие детского самоуправления

Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести». Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать.Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и "выйдут в жизнь". Чтобы добиться жизненного успеха...

Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей...

Семь правил быстрого чтения

В зависимости от поставленной цели различают и используют различные способы чтения, среди которых основными являются следующие. Углубленное - при котором обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка...

Система универсальных учебных действий

Большая роль при формировании логических универсальных учебных действий отводится математике. Поскольку в первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта...

Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами

моторика рука ребенок оригами История развития искусства оригами неразрывно связана с появлением и распространением бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Орниологи утверждаю...

Совершенствование профессиональных умений учащихся ДХШ по художественному оформлению интерьера на примере проведения занятий по ДПИ на тему: "Технология художественной обработки стекла. Сияние. Пленочный витраж"

Слово «Vitrage» переводится как стекло, но это не просто стекло, это, скорее подвижная картина. Это постоянная смена цвета и световых эффектов: солнечные прозрачные цветные стекла переливаются множеством оттенков. Вечером, искусственный свет...

Теоретический аспект изучения проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье

Семья - это единственная социальная группа, приспособившаяся к многочисленным сменяющим друг друга событиям в такой небольшой временной промежуток и в таком небольшом жизненном пространстве. По определению В.В. Столина...

Условия и приемы обучения выразительному чтению

Умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения. Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников выразительному чтению

юлия сухова

Натюрморт один из интереснейших жанров изобразительного искусства . Внешне бессюжетный, этот жанр является одним из самых философских, отражая все многообразие связей человека с миром вещей.

С натюрмортом , как жанром изобразительного искусства , учащиеся Детской школы искусств им . А. И. Плотнова подробно знакомятся на уроках «Беседы об искусстве » и «Истории изобразительного искусства » . Изучают работы русских и зарубежных мастеров натюрморта .

За 8-лет обучения в Детской школе искусств им . А. И. Плотнова ребята выполняют много заданий, которые можно объединить этой темой – «Натюрморт »

В школе искусств основное внимание уделяется практической работе над натюрмортами – это организация постановок, определение последовательности в работе учащихся, развитие умения воспринимать натуру, работать в различных техниках и различными художественными материалами.

Существуют несколько видов натюрмортов :

Учебные;

Учебно-творческие;

Творческие;

Сюжетно - тематические.

По постановке учебной задачи различают реалистичные, стилизованные и декоративные натюрморты .

Учебный натюрморт (постановочный) ставит своей целью обучение основам изобразительной грамоты, активизацию познавательных процессов и приобщение к самостоятельной творческой работе. Работу над учебным натюрмортом учащиеся выполняют с натуры как по рисунку, так и по живописи.

Учебный натюрморт предполагает следующие решения учебных задач :

Согласовать предметы по размеру, тону, фактуре;

Раскрыть конструктивные особенности предметов;

Изучить пропорции;

Показать материальность предметов.

Работа над натюрмортом может проходить в классе при искусственном или естественном освещении, а также на пленэре.


Учащимся предлагается очень большое количество учебных постановок от самых простых в младших классах (геометрические тела) до сложных в старших (тематические натюрморты ) .

Учебные натюрморты также различаются по своей тематике.

Сюжетно-тематический натюрморт - объединение предметов одной темой, сюжетом. Например «Аллегорические натюрморты » - натюрморты с атрибутами научных и художественных занятий. Символизирую краткость мирских удовольствий и пользу научного труда.



Кухонные натюрморты - это натюрморты с едой , посудой и кухонной утварью, завтраками и обедами.



Цветочный натюрморт - картины с изображением прекрасных даров природы.

Натюрморт в пейзаже – это изображение натюрморта на фоне пейзажа . Здесь главная роль отведена натюрморту , а пейзаж играет вспомогательную роль.




Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжетной взаимосвязи с интерьером.

Натюрморт в портретах и жанровых картинах - представляет картины, где предметы обогащают смысловой содержание произведений, формирую пространство. Вещи нередко позируют наравне с героями, символизируя сословные идеалы, отражая нормы поведения, приметы быта, характеризуя профессиональные занятия.


Очень часто натюрморт становится темой для композиции или входит очень важным составным элементом в композицию.

Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры : это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника. Задача декоративного натюрморта состоит в выявлении декоративных качеств натуры, создании общего впечатления нарядности.



Большое внимание уделяется работе над "натюрмортом - фантазия ". Натюрморт , в котором реальные объекты могут быть изображены схематично.

Творческий натюрморт от учебной постановки отличается тем, что ученик в процессе рисования фантазирует, стилизует, преобразует видимый мир. Ребенок не так привязан к точному изображению натюрморта , предметов и их конструкции.

Натюрморт , как жанр изобразительного искусства , открывает огромные возможности для обучения детей изобразительному искусству .

Все представленные выше фотографии являются работами учащихся декоративно-прикладного и художественного отделений Детской школы искусств им . А. И. Плотнова .

Публикации по теме:

«Искусство из проволоки» Нашла очень интересную технику в искусстве это "Плетение из проволоки". Данный вид искусства был изобретен очень давно, когда все украшения.

«Я - преподаватель ДШИ»! Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. В. А. Сухомлинский Кем быть? После.

Рисование натюрморта детьми дошкольного возраста Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные.

Роль ДШИ в формировании творческой личности в современном мире Важнейшими социальными институтами, которые формируют личность ребёнка, являются семья, школа и социальное окружение. Дополнительное образование.

Роль семьи в выборе будущей профессии учащегося ДШИ Перед всеми людьми в определенный период времени встает необходимость выбора профессии. Родители зачастую оказывают самое большое влияние.

Натюрморт - наиболее излюбленный жанр в творчестве многих современных художников. В натюрморте художники стремятся показать мир вещей, красоту их форм, богатство отношений и содержание постановки. В художественных школах натюрморт стоит на первом месте в системе обучения изобразительной грамоте. Пишут и рисуют натюрморты во время аудиторных занятий, также на пленэре. Задачей натюрморта является изучение изображения предметов, используя законов перспективы, правила распределения светотени, правила цветоведения.

Основой составления натюрморта является подбор предметов, по смыслу и содержанию.

Существует несколько видов натюрмортов:

Сюжетно-тематический;

Учебный;

Учебно-творческий;

Творческий;

По постановке учебной задачи- реалистический, декоративный.

Натюрморт на пленэре может быть двух типов: составленный в соответствии с избранной темой, другой - естественный, “случайный”. Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в соподчинении с интерьером.

Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом.

Учебный натюрморт. В нем необходимо согласовать предметы по размеру, тону, фактуре. Раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм. Учебный натюрморт носит также название академический или постановочный, целью которого является обучение основам изобразительной грамоты, способствование активизации познавательных процессов и приобщение к самостоятельной творческой работе.

В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности. Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоское пространство. В то же время, возможно использование нескольких планов, которое необходимо располагать в пределах небольшой глубины. Творческая задача в декоративном натюрморте в младших классах – интерпретация цвета и владение техникой декоративной живописи, а в старших классах - стилизация.

Из опыта работы в детской художественной школе:

Образцы работ учащихся 1-4 классов, выполненных в жанре натюрморта с различными учебными, сюжетно-тематическими, учебно-творческими и творческими задачами.

Тарасова Аня 3 класс
Преп. Сиразиева С.Ф.

Гарипова Гузель 4 класс
преп. Мухаметдинов Р.З.

Хайретдинов Марсель 4класс
Преп.Сиразиева С.Ф.

Файрушина Лея 3 класс
преп. Мухаметдинов Р.З.

Хайруллина Диляра 4 класс
Преп. Мухаметдинов Р.З.

Кутик Лида 4 класс
преп. Хазиев М.Ш.

Хабиев Камиль 4 класс
Преп.Сиразиева С.Ф.

Файрушина Лея 4 класс
преп. Сиразиева С.Ф.

Нуретдинов Айдар 4 класс
Преп.Хазиев М.Ш.

Ганиев Дамир 4 класс
преп. Мухаметдинов Р.З.

Сиразеева Алсу 3 класс
преп. Хазиев М.Ш.

Файрушина Лея 3 класс
преп. Сиразиева С.Ф.

Нуретдинов Айдар 4 класс
Преп.Сиразиева С.Ф.

Сиразеева Алсу 4 класс
преп. Хазиев М.Ш.

Ахметзянова Юля 3 класс
Преп. Сиразиева С.Ф.

Ахунова Эльмира 3 класс
преп. Сиразиева С.Ф.

Выбор редакции
Определение слова квашение подразумевает под собой биохимический способ консервирования . Базой для него является образование...

Думаю, драники любят многие из нас. Предлагаю приготовить драники с мясом в горшочке. Вкусное, сытное блюдо отлично подойдёт к обеденному...

Тот, кто первым сообразил приготовить окрошку на майонезе, видимо, был страстным любителем салата «Оливье». Потому что окрошка на...

Оладьи наряду с блинами одни из самых любимых и востребованных блюд. Что может быть лучше пышных, ароматных, невероятно вкусных...
Гречка с мясом - блюдо простое, незамысловатое и недорогое, но зато очень вкусное и питательное. Мясо можно брать абсолютно любое,...
Нежный и воздушный банановый крем для торта подойдет не только для прослойки коржей, но и к другим кондитерским изделиям – эклерам,...
В последнее время стали очень популярными все изделия из лаваша: пироги, бурито, запеканки, шаурма. Их с удовольствием едят взрослые и...
А какой я для вас приготовила рецепт — . Никогда бы не подумала, что бананы сочетаются с мясом. Приготовила и была безумно удивлена –...
Яйца разбить в отдельную емкость и слегка взбить венчиком. В процессе взбивания необходимо постепенно всыпать сахар, затем муку, медленно...