Фрейдизм в психологии кратко. Философия Фрейда(фрейдизм): в чем суть


Фрейдизм как философское и психологическое учение возник на основе психоанализа – метода лечения нервных болезней, разработанного австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1896 – 1939).

В центре внимания Фрейда – проблема бессознательного.

Занимаясь клинической практикой, фрейд пришел к выводу о том, что причина нервных расстройств находится в бессознательной сфере человеческой психики. Неприемлемые для сознания переживания (преимущественно сексуальные) подавляются и, вытесняясь в бессознательное, проявляются в сновидениях, гипнотических состояниях, непроизвольных действиях, обмолвках. Конфликт между сознанием и бессознательным является причиной неврозов. Задача психоанализа в том, чтобы с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и др. методов установить причину болезни, помочь пациенту осознать ее и т. обр. освободиться от комплекса переживаний.

В психике человека Фрейд выделил 3 уровня:

1)«Оно » – бессознательное, сфера инстинктов;

2)«Я » – область сознания, контролирующая все психические процессы;

3)«Сверх-Я » – сврхсознание, область социальных норм и культурных запретов.

Важную роль в учении Фрейда играет понятие «сублимация », означающее переключение энергии с социально неприемлемых целей на социально одобряемые: творчество в области науки, искусства, социальную деятельность. В своей книге «Тотем и табу» он пишет, что религия, искусство, мораль, общественная деятельность есть не что иное, как перенесение либидо на несексуальную деятельность. Сублимация – источник развития культуры. В творческой деятельности – выход из конфликта между природным, инстинктивным и социальным.

Заслуга Фрейда – во внимании к проблеме человеческой психики, недостаток – в недооценке роли сознательного в деятельности человека и социальных условий в формировании сознания.

Идеи Фрейда получили свое развитие в учении Карла Густава Юнга (швейцарский психолог и социолог).

Юнг разработал концепцию коллективного бессознательного . коллективное бессознательное – это глубинный слой психики, несущий в себе «свойства всего человечества как некоего общего целого». Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы – архетипы. Они проявляются в сказках, мифах, а также в снах, галлюцинациях. Таковы образы Матери-Родины, Героя, Дракона – врага Героя и др.

Влиянием коллективного бессознательного Юнг объясняет не только особенности психики человека, но и ряд социальных представлений. Так, идею национал-социализма в Германии он рассматривал как пробуждение в коллективном бессознательном мифологического древнегерманского бога грозы и неистовства.

Эрих Фромм (1900 – 1980) – представитель неофрейдизма. В своей концепции личности он использует положения работ Маркса и Фрейда. Рассматривает человека как синтез биологического и социального. Он вводит понятие социального бессознательного, которое представляет собой совокупность черт характера, общая для большинства членов данной социальной группы и возникающая в результате общего образа жизни и общих переживаний. Фромм выделяет 4 типа социального характера: пассивный, типичный для феодального общества; накопительский и эксплуататорский, характерный для капитализма, и рыночный, господствующий в современном западном обществе, когда и сам человек становится товаром. Капиталистические, потребительские отношения не соответствуют природе человека, они формируют больное общество. Задача психоанализа – лечить не индивида, а общество, переориентировать его на принципы гуманизма.

Глава 2. Психологические концепции

2. Фрейдизм, психоанализ

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названа эта концепция «фрейдизм» по имени его основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939). Опираясь на идеи Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление «психоанализ» (к психоаналитическим теориям относятся и теории Хорни , Адлера, Юнга, Фромма, Райха и др., хотя каждый из них и вносил свои новые и оригинальные идеи).

Термин «психоанализ» имеет три значения:

  1. теория личности и психопатологии;
  2. метод терапии личностных расстройств;
  3. метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.


Рис. 2.2 Связь структурной модели с уровнями сознания

«СВЕРХ-Я», или суперэго, - содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека, которые позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и безнравственно. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал. совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был сделать. ЭГО-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Суперэго пытается полностью подавить «неприличные желания «со стороны «ОНО», пытается направить человека к совершенству в мыслях, словах и поступках, наказывает и мучает человека духовно и даже физически, если человек нарушает нормы совести.

«СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбуpax, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Таким образом, сублимация - это преобразование энергии подавленных,"запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия «либидо » не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы , истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т.п.), позволяет «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста, поведение человека становится малопредсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т.е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми «псевдопроблемами». Фрейд выделял следующие защитные механизмы:

  1. вытеснение желаний - непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психики «ОНО»; подавление не бывает окончательным, вытесненные мысли не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, в результате чего энергии может нехватать для поддержания деятельности и здоровья человека, в результате вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т.п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека, независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности. Выделяют полное подавление - когда болезненные переживания настолько подавлены, что человек полностью их забывает, и не знает, что они были в его жизни, но они косвенно влияют на его здоровье и поведение. вытеснение - это частичное подавление, человек «сдерживает» переживания, старается о них не думать, но полностью забыть их не может, и вытесненные переживания «прорываются» в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков и пр.;
  2. отрицание - уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» - человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;
  3. рационализация - бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного поступка, а истинная причина может человеком не осознаваться;
  4. инверсия или противодействие - подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить матери, разозлить ее, вызвать ссору и ненависть матери к себе);
  5. проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств - т.е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что «некоторые евреи - обманщики», хотя фактически это может значить: «Я порой обманываю»; таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-нибудь другому своих негативных личностных характеристик;
  6. замещение - проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т.е. сестра и собачка замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя;
  7. изоляция - отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я»;
  8. регрессия - возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту собеседника, человек не развивается психически и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.). В тяжелых случаях, когда «настоящая ситуация для человека невыносима», психика защищается, возвращаясь в более ранний и безопасный период своей жизни, например в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних периодах жизни. Более «мягкие» проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство (надуться и не разговаривать с другими), противодействие авторитетам, детское упрямство, или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Все люди в какой-то степени используют защитные механизмы, и это становится нежелательным в том случае, если люди чрезмерно на них полагаются, когда они искажают картину потребностей, страхов, стремлений человека. Все защитные механизмы обладают общими свойствами:

  • они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;
  • они искажают, отрицают или фальсифицируют Восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.

Тревога, или чувство надвигающейся опасности, может быть следующих типов:

  • реалистическая тревога - эмоциональный ответ на угрозу реальных опасностей внешнего мира, помогает обеспечить самоСохранение ;
  • невротическая тревога - эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны «ОНО» станут осознанными, это боязнь что ЭГО окажется неспособным контролировать сексуальные или агрессивные желания, и ты сделаешь что-то ужасное, что повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия;
  • моральная тревога - когда ЭГО испытывает угрозу наказания со стороны СВЕРХ-Я, когда «ОНО» стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий и СВЕРХ-Я отвечает на это чувством вины, стыда и самообвинения; социальная тревога возникает в связи с угрозой исключения из группы сверстников из-за неприемлемых действий.

Позднее Фрейд показал, что тревога, берущая свое начало из СВЕРХ-Я, в конечном счете вырастает в страх смерти и ожидание возмездия в загробной жизни за прошлые или настоящие грехи.

Тревога у невротиков является следствием неадекватной разрядки энергии либидо , является средством предупреждения человека о надвигающейся опасности При угрозе организму возникает тревога. При настоящей тревоге угроза исходит от конкретного внешнего источника, при невротической тревоге источник ее неизвестен. В младенческом и детском возрасте тревога возникает в результате чрезмерного возбуждения инстинктов - позднее она появляется в ожидании опасности, а не как реакция на опасность. Тревожный сигнал мобилизует меры защиты, механизмы, направленные на то, чтобы избежать реальной или вымышленной внешней угрозы, или психологическую защиту, нейтрализующую повышенное возбуждение инстинктов. Инстинктивные влечения, которые когда-то, в каких-то ситуациях были неприемлемы, а потому были изгнаны из сознания, подавлены, упрятаны в бессознательную часть психики, сохраняются как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Таким образом, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство механизмов защиты приводит к психическим заболеваниям (например, шизофрения), для которых свойственна значительная деформация ЭГО и восприятия реальности.

Теория сексуального развития З. Фрейда

Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы , жизненные проблемы и трудности. Фрейд сформулировал теорию сексуального развития. По его мнению, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной - зоной удовольствия (оральная стадия). Рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека, даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев, переедания, употребления алкоголя, орального секса и т.п. Все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди, соски, рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия, и чем больше эти трудности, тем сильнее концентрация либидо на оральной стадии. Ребенок, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве и произошла его фиксация на оральной стадии, у него, по мнению Фрейда, скорее всего сформируется орально-пассивный тип личности - ожидает от окружающего мира «материнского отношения» к себе, постоянно ищет поддержки и одобрения, чрезмерно зависим и доверчив. В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии - орально-агрессивная или орально-садисткая фаза, когда у ребенка появляются зубы и кусание становится средством выражения состояния недовольства и фрустрации , вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, критические «покусывания», цинизм, склонность эксплуатировать других и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

С приучением к туалету, основное внимание перемещается вначале на ощущения, связанные с дефекацией (анальная стадия ), а позднее на ощущения, связанные с мочеиспусканием (уретральная фаза). В течение этого периода дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Фрейд показывал, что способ, которым родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его позднее личностное развитие. Если родители ведут себя негибко, настаивая «сейчас же сходи на горшок», у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начинаются запоры, может сформироваться анально-удерживающий тип личности, которому присущи упрямство, скупость, пунктуальность, методичность, не может переносить беспорядок и неопределенность. Второй результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета, - это анально-выталкивающий тип, которому присущи склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, даже садистическая жестокость. Если родители поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника и хвалят их за это, то это, по мнению Фрейда, способствует развитию способности ребенка к самоконтролю, воспитывает позитивную самооценку и даже развивает творческие способности ребенка.

Наконец, примерно в возрасте четырех лет, эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам, к пенису (фаллическая фаза). Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения. Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с эдиповыми тенденциями из-за страха кастрации. В возрасте 5-7 лет мальчик подавляет, вытесняет из сознания свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты): осваивает нормы и модели мужского полоролевого поведения, усваивает основные моральные нормы, т.е. формируется СВЕРХ-Я как следствие преодоления эдипова комплекса. Девочки преодолевают комплекс Электры (по греческому мифу Электра уговаривает своего брата убить их мать и ее любовника и отомстить за смерть отца), подавляют тяготение к отцу и идентифицируются с матерью.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, хвастливо, опрометчиво, стремятся добиваться успеха, доказывать свою мужественность, что «они настоящие мужчины», через завоевание женщин по типу Дон Жуана. У женщин фаллическая фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, к стремлению главенствовать над мужчиной, проявлять напористость и самоуверенность. Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции, фригидности, гомосексуальности.

Затем следует так называемый латентный период (до 10-11 лет), когда интересы ребенка направлены на обучение, общение, но с наступлением периода полового созревания начинается генитальный период сексуального развития, когда сексуальные влечения и интересы усиливаются и концентрируются на определенных представителях противоположного пола. По мнению Фрейда, все подростки в раннем подростковом возрасте проходят через «гомосексуальный период», предпочитают общество сверстников одного с ними пола, и даже эпизодические гомосексуальные игры. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола и начинается ухаживание. Увлечения в юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи. При благоприятных обстоятельствах развитие завершается наступлением «психологической зрелости», главными параметрами которой являются: способность человека любить другого человека как такового, а не ради удовлетворения собственных сексуальных потребностей; стремление человека проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового и полезного для людей. Но стадии «психологической зрелости» достигает далеко не каждый человек, многие люди по различным причинам как бы «застревают», фиксируются на предыдущих стадиях развития. Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой. Она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, на которой произошла фиксация, к специфическому формированию характера и типа личности, к специфическим проблемам взрослой жизни, т.е. переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фиксация может происходить как в результате фрустрации (когда психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями и не находят оптимального удовлетворения), так и в результате сверхзаботливости, со стороны родителей, когда родители не дают ребенку самому управлять собой. В любом случае, по мнению Фрейда, в результате происходит чрезмерное скопление либидо , что впоследствии, в зрелые годы, может выразиться в виде «остаточного поведения», специфического характера и специфических отклонений.

Чрезмерное увлечение эротической активностью или, наоборот, мешающие ей конфликты, запреты или травмы могут вызвать задержку развития либидо на какой-то стадии. Такая задержка при неспособности разрешить Эдипову ситуацию становится причиной психоневрозов, сексуальных извращений и других форм психопатологии. Фрейд и его последователи разработали подробную динамичную систему, в которой различные эмоциональные и психосоматические расстройства соотнесены со специфическими особенностями развития либидо и созревания.

При психоанализе (по Фрейду) стоит задача: 1) воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение человека; 2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать ее для конструктивных целей (сублимация), придать этой энергии новое направление (например, при помощи анализа переноса освободить изначально подавленные детские сексуальные устремления - превратить их в сексуальность взрослого человека и тем самым дать им возможность участвовать в развитии личности). Цель психоаналитической терапии, по скромным словам Фрейда: «Превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности». В психоанализе используются методы «свободных ассоциаций», анализа сновидений, переноса и контрпереноса, анализа сопротивления и др.

Фрейд признавал существование двух основных инстинктов: инстинктов жизни и смерти. Инстинкты жизни, или Эрос, включают в себя все силы, служащие цели поддержания жизни и продолжения рода. Наиболее важные из них - это сексуальные инстинкты и сексуальная энергия - либидо . Вторая группа - инстинкты смерти, называемые Танатос, - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств, всех вредных форм поведения, разрушающих здоровье и жизнь человека (пьянство, наркомания). Инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии, стремятся к сохранению динамического равновесия, в результате всем живым существам присуще стремление

Фрейдизм - В расширительном понимании подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг. Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретической основы психоанализа как психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника современных психоаналитических концепций. Представители классического психоанализа и поныне сохраняют приверженность основным положениям фрейдизма, в отличие от представителей неофрейдизма, частично отбросивших, частично переосмысливших многие из них.

Представители

Зигмунд Фрейд (1856–1939)

Предмет рассмотрения

Бессознательные психические процессы.

Теоретические положения

Психическая жизнь состоит из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательный уровень – насыщено сексуальной энергией, т.е. либидо, которое прорывается сквозь цезуру сознания, выражается в нейтральных формах, но имеющих символический план (шутки, обмолвки, сновидения и т.д.)

Концепция об инфантильной сексуальности:

Ребенок до 5-6 летнего возраста проходит фазы: оральную, анальную и фаллическую.

«Эдипов комплекс» - определенная мотивационно - аффективная формула отношения ребенка к своим родителям.

Компоненты личности: «ид»(оно) - носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия; «эго»(Я) - следует принципам реальности; «супер-эго»(сверх-Я) - носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются «защитные механизмы»: вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию; регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления; сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество и т.д.)

Практика.

· Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им.

· Метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность).

Положение о символическом характере снов. По мнению Фрейда, в этой символике иносказательно подает о себе весть мир бессознательных потаенных влечений.

1. сохранение жизни (инстинкт любви – ЭРОС)

2. противодействуют жизни и стремятся вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти – ТАНАТОС)

Вклад в психологию

Недостатком Фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

Психология - это наука, которая изучает психику человека. Исследователи, которые изучают психологию, с каждым годом делают все больше и больше новых открытий, касающихся изучения мозга человека и сложных психических процессов, происходящих в нем. Рассмотрим одну из самых известных теорий в психологии, которая носит называние фрейдизм.

Определение понятия "фрейдизм"

Термин происходит от фамилии известного ученого Зигмунда Фрейда, который предложил свою теорию психоанализа человека. Фрейдизм - это теория психоанализа, которая объясняет некоторые происходящие на бессознательном уровне. По мнению Фрейда, вся психическая жизнь человека состоит из трех основных уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного.

Бессознательный уровень Фрейд связывает с сексуальной энергией. Фрейд в своей теории выделяет такие компоненты личности:

  1. «Ид» - носитель инстинктов.
  2. «Эго», или по-другому «Я», которое действует по принципу реальности.
  3. «Супер-Эго», или «Сверх-Я», отвечает за моральные качества личности.

Если между этими компонентами возникает конфликт, то начинают проявляться

Роль фрейдизма в психологии

Фрейдизм в психологии занимает очень важную ступень, ведь именно благодаря учению Фрейда можно говорить о лечении неврозов и затяжных депрессий, но для этого необходимо в первую очередь выявить причину возникновения этих заболеваний. Основным моментом для начала лечения является в первую очередь психоанализ. Опыты с использованием гипноза, которые проводились Фрейдом, доказали, что различные чувства и желание достичь цели могут менять поведение исследуемого, даже если он сам не будет полностью этого осознавать.

Основа возникновения фрейдизма

Зигмунд Фрейд на основании своих долгих клинических наблюдений смог сформировать новую, до того момента неизвестную психологическую концепцию. Фрейдизм - это еще теория, которая опирается на концепцию триединой :

  1. «Оно» в этом случае подразумеваются психические процессы, которые происходят на бессознательном уровне. Это означает, что эти психические процессы были заложены еще до рождения ребенка, например, свою роль играет наследственность. «Оно» направлено на то, чтобы получить удовольствие любого характера, в первую очередь сексуального.
  2. Вторая структура носит название «Я». Она направлена на, то чтобы сохранить равновесие, поэтому «Я» практически постоянно находится в конфликте с «Оно». У каждого человека его «Я» живет в реальности, то есть психические процессы начинают проявляться после того, как складывается определенная ситуация, требующая немедленного решения. Фрейд относит эту структуру к врожденной, она формируется не только на бессознательном уровне, но и в предсознании.

3. Третья структура называется «Сверх-Я». Она считается приобретенной в течение жизни и выполняет роль критика и совести. Поэтому, если «Я» не может справиться с «Оно», то в силу вступает «Сверх-Я», которое действует по совести. Если человек не может долгое время найти выход своему «Сверх-Я», Фрейд советует дать выход этой энергии с помощью разговора или даже проявить себя в творчестве.

В чем суть фрейдизма?

Врач может направить правильно энергию человека, проведя психоанализ. Фрейдизм указывает на то, что человек в некоторых случаях может справиться самостоятельно со своей проблемой, но для этого психика должна включить защиту, если же этого не произошло, то без помощи специалиста обойтись не получится. Вот основные виды зашиты:

  1. Изначально защита проявляется в вытеснении и подавлении мыслей, которые считаются недозволенными.
  2. Когда происходит проекция, то на бессознательном уровне психика человека пытается избавиться от навязчивого желания и идей.
  3. Рационализация проявляется тогда, когда отказаться от идеи нет возможности, и тогда человек пытается оправдать себя.

Главные направления во фрейдизме

Фрейд выделяет три основных мотива - это тревога, агрессия и чувственность. Именно их считает основой любых человеческих поступков фрейдизм. Направление выделяет на пять основных фаз развития личности:

1. которая проявляется еще при рождении ребенка, например, ребенок, родившись, сразу стремится сосать материнскую грудь.

2. Анальная фаза заключается в похвале ребенка, который самостоятельно может уже ходить на горшок.

3. Фаллическая проявляется в более зрелом возрасте, когда ребенок начинает общаться со своими сверстниками разных полов и умеет сравнивать себя и остальных.

4. Латентная проявляется в период, когда интерес к сексуальным характеристикам несколько угасает.

5. Генитальная приходит, когда наступает полное половое созревание.

Задачи психоанализа во фрейдизме

Если описывать фрейдизм кратко, то основными задачами данного учения и проведения психоанализа для лечения психических расстройств, можно считать:

  1. Воссоздание из всех данных, собранных в качестве анамнеза, симптомов, являющихся для человека патологическими.
  2. Умение реконструировать событие, которое нанесло травму, освободить подавленную энергию и дать этой энергии возможность выбрать новое направление.

Проводится психоанализ для того, чтобы в дальнейшем человек смог свои чрезмерные страдания не превратить в невроз. Таким образом, по мнению Фрейда, также можно подавить конфликтность человека.

Представители фрейдизма

Фрейдизм - это теория, которая в будущем получила свое развитие. Представителями этой теории в дальнейшем стали ученики самого Фрейда. А. Адлер несколько переделал теорию своего учителя, указав на то, что главным в психоанализе является не влечения, происходящие на бессознательном уровне, а стремление каждого человека самоутвердится в обществе. По мнению Адлера, все процессы, описанные Фрейдом, могут проявляться исключительно после того, как ребенок ощутит свою неполноценность по сравнению со взрослыми.

Еще одним ярким представителем учения Фрейда считается Г. Юнг, который не только поддержал теорию своего учителя, но и активно начал ее развивать, утверждая, что психоанализ не только может повлиять на одного человека, но и влияет на поведение целого коллектива. Идеи фрейдизма активно поддержал Отто Ранк, который нашел главные факторы страха и тревоги. По его мнению, они скрываются еще в рождении человека, его теория получила название «травма рождения».

Возникновение неофрейдизма

Конечно же, теория Фрейда осталась во всех случаях ключевым явлением, поэтому можно сказать, что фрейдизм - это основа, которая была заложена и в неофрейдизм. Психоанализ Фрейда основывался исключительно на трех уровнях, которые есть в психике каждого человека, но представители неофрейдизма утверждали то, что ведущая роль все же остается за общественно-культурным воздействием. Именно влияние общества может вызывать внутренний конфликт у человека. Например, такое чувство, как тревога, может зарождаться у ребенка, только после того, как он столкнется с враждебно настроенным миром.

Несмотря на то что две теории, фрейдизм и неофрейдизм, имеют достаточно много отличий, в основу были взяты все те же бессознательные процессы. Ненависть и тревога доставляют личности дискомфорт, поэтому идет борьба внутри самого человека, а это и есть причина возникновения конфликта внутри себя, которая требует немедленного устранения, иначе может возникнуть психическое заболевание.

Представители неофрейдизма

Представителей неофрейдизма было намного больше, чем самого фрейдизма. Наиболее яркими можно назвать нескольких ученых. Так, Г. Салливан, утверждает, что личность человека - это не врожденное явление, а приобретенное, и формируется она исключительно с помощью общества, которое ее окружает. То есть младенец начинает повторять межличностные отношения, которые у него стоят в качестве модели. Личность ребенка в детстве может формироваться даже во время игры, когда малыш общается со сверстниками.

Э. Фромм в своих работах указывает на то, что человек - это совокупность биологического и социального начал. По его мнению, вся психология человека основывается на любви к жизни и стремлению к смерти.

Психоанализ показывает, что человек может быть склонен к неврозу, если он не смог найти любовь и понимание в обществе. Для каждого индивида важно достичь полной гармонии в обществе, к чему он и стремится на протяжении всей жизни. По мнению многих ученых, если индивид сможет исцелиться, то есть вероятность того, что может произойти полное исцеление общества.

Стоит отметить, что все идеи фрейдистов и неофрейдистов смогли повлиять на общественную жизнь и развитие культуры и этики. Что касается самого общества, то оно находится на пути к совершенствованию.

Психоанализ, или фрейдизм, – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т. д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

Свою первую модель личности Фрейд назвал «топографической». Он представил человеческую психику в виде айсберга, лишь малая часть площади которого находится на поверхности, основание же – надежно скрыто от посторонних глаз. Вершина этого айсберга – сознание, то есть то, что человек может субъективно воспринимать как реальность внешнего мира. Подсознание же – большая часть психики, содержащая примитивные желания и импульсы.

Фрейд считал, что некоторые события или желания оказываются для людей слишком пугающими, болезненными. И тогда помимо своей воли человек о них забывает. Мысли о них вытесняются из сознания и погружаются глубоко, ближе к основанию «айсберга». Так в общих чертах формулируется «Теория бессознательного» Фрейда.

Ученый предположил, что вытесненное оказывает большее влияние на жизнь человека, чем тот может себе представить. Возможно появление определенных физических симптомов, возникающих без причины. И тогда человеку можно помочь лишь одним способом – сделать бессознательное сознательным.

«Три кита человеческой психики»

Теория личности Фрейда со временем модернизировалась. В 1923 году им была предложена структурная модель психики, основанная на представлениях об «Ид», «Эго» и «Супер-Эго».

Так, «Ид» – полностью бессознательное. Оно образовано двумя противоположными влечениями, Эросом и Танатосом. Первый из этих инстинктов – инстинкт любви. Он помогает человеку выжить, поддерживая основные функции жизнедеятельности, такие как еда, дыхание, секс. Энергия, создаваемая Эросом, носит название либидо.

Танатос – инстинкт смерти. Психологическая теория Фрейда рассматривает его как совокупность деструктивных сил, присущих всем человеческим существам. Когда эта энергия направляется вовне, на других людей, она принимает форму агрессии и насилия. Зигмунд Фрейд полагал, что Эрос все же сильнее Танатоса, и только благодаря этому человек может выжить, а не уничтожить сам себя.

«Эго» развивается из «Ид» в период младенчества. Эту структуру психики можно отнести к сознательным, она олицетворяет собой личность человека. «Ид» же иногда сравнивают с капризным ребенком, имеющим множество противоречивых желаний. И этот ребенок привык требовать их исполнения. Цель «Эго» – удовлетворить все потребности «Ид» безопасным и социально приемлемым способом.

«Супер-Эго» развивается также в детстве. Возникает оно, когда ребенок начинает отождествлять себя с родителем своего пола. «Супер-Эго» иногда называют совестью, так как оно ответственно за соблюдение человеком моральных принципов Оно побуждает нас к социально одобряемому поведению. И, если этого не происходит, «Супер-Эго» заставляет нас чувствовать себя виноватыми.

Таким образом, теория личности Фрейда гласит, что психика человека управляется описанным выше триединством: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго».

Защитные механизмы

Иногда «Эго» по каким-либо причинам не может удовлетворить извечный спор между «Ид» и «Супер-Эго». Возникает состояние глубокой тревожности, которое можно перебороть только лишь с помощью так называемых механизмов психологической защиты.

Теория психоанализа Фрейда гласит, что защищаться человек стремится от тех чувств и мыслей, которые становятся невыносимыми для его сознания. Все механизмы психологических защит можно разделить на патологические, невротические, незрелые и зрелые. Остановимся на них более подробно.

Патологические механизмы иногда проявляются в сновидениях и измененных состояниях сознания. Но присутствуют они и в реальной жизни, при этом окружающие воспринимают человека, который их проявляет, как сумасшедшего. Примерами таких защит могут служить бредовые проекции и искажения, когда кто-то воспринимает реальность не такой, как она есть. Кроме того, патологическим механизмом является и отрицание: когда человек не хочет признавать, что определенные события в его жизни все же произошли.

Незрелые психологические защиты характерны для подростков. Проявляются они в уходе от тяжелой объективной реальности в свой выдуманный мир. К примеру, человек может идеализировать другого, в глубине души осознавая, что на деле тот не так уж и хорош. Незрелым механизмом защиты является проекция. Это приписывание другому человеку своих чувств, мыслей, переживаний. Теория Фрейда, к слову, стала первым психологическим учением, в котором был раскрыт механизм проекции.

Невротические механизмы защит признаются психологами эффективными, однако лишь на короткий срок. В дальнейшем они как бы входят в привычку и приносят человеку одни неприятности. Примерами могут служить механизмы регрессии, смещения, интеллектуализации. Регрессия приводит человека на более ранний уровень развития, и он реагирует на какие-либо проблемы так, как вел себя в детстве. Смещение проявляется, когда агрессия перемещается с одного объекта на другой, более доступный. К примеру, женщина может сердиться на мужа, а накричать на ребенка. С помощью интеллектуализации человек старается заменить собственные нежелательные мысли или эмоции другими, теми, которые он считает более приемлемыми.

Зрелые психологические защиты называются так, потому что используются взрослыми, сформировавшимися личностями. Эти механизмы помогают человеку интегрировать противоречивые эмоции и мысли, оставаясь при этом добродетельным в глазах других людей. К зрелым психологическим защитам относятся юмор, альтруизм, идентификация, сублимация и некоторые другие.

Альтруизм – это бескорыстное служение другим, от которого и сам человек получает моральное удовлетворение. Юмор позволяет высказать свои истинные мысли, однако при этом завуалировать их, перевести в шутку. Идентификация – это подражание другому человеку, принятие его как истинного эталона. Понятие сублимации психоаналитическая теория Фрейда трактует следующим образом. Иногда не одобряемые обществом импульсы человек сознательно превращает во что-то такое, что человечество считает прекрасным. То есть некоторая энергия либидо, которая не может найти выход в том состоянии, в каком она существует, направляется самим человеком в иное русло. К примеру, мужчина, страстно желающий чужую жену, но не разрешающий себе никаких поползновений в ее сторону, может начать писать прекрасные стихи от этой любовной тоски.

Теория развития Фрейда

Фрейд явился разработчиком теории о стадиях психосексуального развития. Он утверждал, что психическое развитие личности связано с прохождением определенных этапов, на каждом из которых ребенок получает удовлетворение от нового для себя предмета или явления. Ученым были выделены 5 таких фаз: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.

С рождения либидо ребенка направлено на грудь матери, удовольствие он получает от сосания молока. Эту стадию психосексуального развития Фрейд назвал оральной. Затем ребенок начинает ходить, его приучают к горшку. Когда у него все начинает получаться, мать его хвалит, и малыш счастлив. Это анальная стадия развития. Когда ребенок начинает больше общаться с другими детьми обоих полов, сравнивать себя с ними - наступает фаллическая фаза развития. В это время малыш также старается как можно лучше изучить свое тело. Затем интерес к сексуальности немного угасает, наступает латентная фаза развития. И вместе с половым созреванием приходит генитальная его фаза.

Теория мотивации Фрейда

Понятие мотивации в психологии основывается именно на представлении Зигмунда Фрейда об этом феномене. Именно этот ученый одним из первых отверг христианское видение морали, доброты и милосердия как движущих сил человеческого поведения. Он назвал три основных мотива, значимых для любого представителя рода человеческого: чувственность, тревога и агрессия. Именно они «живут» внутри «Ид».

Согласно его представлениям, внутренняя реальность человека находится в состоянии постоянного конфликта между «Ид» и «Супер-Эго», а «Эго» выступает арбитром этой схватки. Именно поэтому мотивы поведения личности часто очень противоречивы. Иногда верх одерживает «Супер-Эго» - и человек совершает высокоморальные поступки, а время от времени «Эго» не в силах сдержать «Ид», и тогда на свободу вырываются потайные темные желания, которые раньше прятались глубоко в бессознательном.

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...