Горицкий монастырь. Успенский Горицкий монастырь: где находится? Фото и история


Всего в шести километрах от великолепного Кирилло-Белозерского монастыря, по другую сторону горы Мауры, на берегу Шексны раскинулся Горицкий монастырь. Сегодня эта обитель только возрождается силами живущих здесь монахинь, поэтому большая часть монастыря находится в запустении. Но удивительная история этого места, и его послушниц делает Горицкий монастырь одним из наиболее интересных для посещения туристических и паломнических поездок.

Мы приехали в Горицкий монастырь на машине, катаясь по окестностям с частным гидом. Стоит отметить, что деревня около монастыря необычайно живописна, ухженная и даже дороги практически идеально почищены.


Около входа в монастырь висит табличка об условиях фотографирования, правда, я не нашла ни одной коробочки.

К нас сразу пристал местный "несчастный", но гид рассказала, что он много лет всем врет о том, что нужны деньги на похороны матери, а сам все пропивает. Мы такое не поощряем, да и Бог с ним! Идем в монастырь и слушаем рассказ.

Немного истории монастыря

История Горицкого монастыря началась во времена правления Ивана Грозного. Его основательницей стала княгиня Ефросинья Старицкая. Она была далеко не последней женщиной в государстве, но и не первой (а ведь так хотелось). Будучи по мужу близкой родственницей царской семьи, дети княгини имели полное право претендовать на трон, если вдруг царь Иоанн III умрет бездетным. И как же ей было досадно, когда у царской четы все-таки появился долгожданный наследник. Вот эта женская зависть и предопределила всю жизнь княгини Старицкой. Она устраивала тайные заговоры с целью сначала занять трон после Иоанна III, а затем и вовсе свергнуть наследника Иоанна IV, который вступил на престол, еще в трехлетнем возрасте, и власть фактически принадлежала приближенным опекунам – боярским кланам.

В 1544 году княгиня Ефросинья после очередной опалы основывает монастырь. Место выбрано не случайно, ведь совсем рядышком был Кирилло-Белозерский монастырь, который был под покровительством царской семьи. На месте небольшой деревянной Воскресенской церквушки поставили каменный храм, что и стало началом истории монастыря, который еще называют Воскресенский Горицкий монастырь.


Княгиня Старицкая всячески опекала обитель, как будто предвидела, что здесь будет доживать свой век. И правда в 1563 году, после доноса о заговоре с участием княгини Старицкой и ее семьи, ей пришлось искать прибежище в монастыре, где она приняла постриг и стала игуменьей Евдокией. Стоит отметить, что деятельная натура княгини давала о себе знать. В монастыре она развернула бурную деятельность, превращая обитель в довольно прибыльное хозяйство. Сама игуменья умела искусно вышивать, что подтолкнуло развитие этого ремесла в регионе.
Вместе с княгиней Старицкой в монахини постриглись и ее ближайшие родственницы, что и предопределило роль монастыря, он впоследствии стал местом изгнания неугодных или провинившихся жен знатных фамилий.

Через шесть лет казнили князя Владимира (сына Старицкой), обвинив его в еще одном заговоре против царя. Была ли замешана княгиня? Кто знает, но скорее всего да, так как посадить сына на трон была ее главной мечтой. На этот раз Ефросинье Старицкой не удалось избежать смерти – ее вместе с невесткой утопили в Шексне, загнав туда упряжку лошадей, а приближенных ей послушниц расстреляли.


Смерть княгини породила много легенд, а ее мощи стали одними из наиболее почитаемых монастырских реликвий. И по сей день в Горицкий монастырь приезжают женщины, мечтающие узнать радость материнства, и княгиня Ефросинья помогает им, так как сама была неистовой матерью, для которой вся ее жизнь была в ее сыне.


Неугодные жены «синей бороды»

Несмотря на то, что здесь в Горицком монастыре обитала его опальная родственница, Иван Грозный не забывал жертвовать сюда немалые суммы. Вообще этот деспотичный и суровый правитель был очень набожным, и на монастыри жертвовал довольно щедро. Но, кроме щедрой жертвы царь сюда отправил и свою ставшую неугодной четвертую жену – Анну Колтовскую.


Вообще у царя их было восемь (ну прям Синяя Борода), и с каждой что-то случалось. Первая – умерла, и как доказали историки, была отравлена. Вторую, царь то ли сам уморил, то ли тоже умерла после болезни. Чтобы выбрать третью жену Иван Грозный устроил смотрины, но новая супруга не пережила и медового месяца. А вот больше трех аз по православным канонам жениться нельзя, и для того чтобы взять себе четвертую жену пришлось царю клясться, что не успел он стать полноценным супругом последней жене. В общем, в порядке исключения, дали Ивану Грозному такое разрешение.

Но Анна Колтовская, которая также стала «победительницей» царских смотрин, была барышней любвеобильной, и завела себе любовника, некого князя Ромодановского. Чтобы влюбленные могли встречаться, предприимчивый князь, переодевался в женскую одежду и проходил к царице. Но вот незадача, приглянулась и царю новая «девка», и приказал он доставить ее к себе. Вот тут- то и все открылось. Князя казнили, царицу сослали в Горицкий монастырь, а царь… а что царь - начал подыскивать себе новую жену. Кстати, всех последующих жен, церковь не признавала, на что Иван Грозный не больно то и обращал внимания, но именно это и привело к черной странице истории – периоду Смуты. Ведь царевич Дмитрий, рожденный от последней жены Марии Нагой (кстати, тоже сосланной в Горицкий монастырь, правда уже после смерти царя) был в глазах церкви незаконнорожденный. А старший сын Ивана Грозного Федор, страдал слабоумием, и на этой почве разгорелась нешуточная борьба.

Другие женщины Горицкого монастыря

Жила в этом монастыре и Ксения Годунова. Дочь приближенного к царю советника, который затем стал царем, она была одной из самых красивых и образованных девушек своего времени. Ей в мужья сватались многие иностранные принцы, и отец долго выбирал, пока не выбрал датского принца Иоанна. Но жених умер незадолго до свадьбы. А в скором времени случился очередной переворот, и Бориса Годунова со всей семьей казнили. В живых осталась только Ксения, так как приглянулась «новому» царю, который вошел в историю как Лжедмитрий. Почти пол года царевна пробыла у него в наложницах, пока не скинули Гришку (настоящее имя проходимца). Царевна Ксения приняла постриг в Горицком монастыре, под именем инокини Ольги.


Да, Горицкий монастырь может назвать многих представительниц известных фамилий, которым по своей или не по своей воле пришлось жить в монастыре. Это княгиня Черкасская, которая стала жертвой опалы уже у царя Бориса Годунова, княгиня Милославская и многие другие. Здесь провела несколько лет Екатерина Долгорукая – неудавшаяся невеста. Только представить себе судьбу этой девочки, сначала против воли ее обручают с малолетним царевичем Петром II, и даже оговаривалось, что после его смерти она станет императрицей. Но свадьба не состоялась и Екатерину отправили в монастырь. Правда после прихода к власти императрицы Елизаветы, ее освободили, и снова выдали замуж, не спрашивая ее согласия, но такова уж судьба у дворянских дочек.

Судьба монастыря

Что же до монастыря, то судьба его также незавидна, как и его насельниц. Не раз стены обители разрушались и монастырь сжигали и разоряли войска, пришедшие в эти земли. Но, все же монастырь всякий раз восстанавливали – ведь негоже дворянкам жить в руинах. После церковной реформы, которая отбирала монастырские земли в пользу государства, монастырь лишился богатых угодий, и жил лишь за счет пожертвований и помощи Кирилло-Белозерского монастыря.


Возрождение монастыря началось после 1810 года, когда настоятельницей стала игуменья Маврикия. Много сделала она для монастыря, возродила хозяйство, да и делами благочестивыми прославилась. Даже ездила на прием к императору Александру.

А вот после прихода Советской власти монастырь и вовсе был упразднен. Кстати, перед приходом большевиков матушке Карелии, которая на то время была настоятельницей Горицкого монастыря пришла сама Ефросинья Старицкая и предупредила, о грядущих бедах. Монахини спрятали все добро и разошлись, осталось лишь несколько послушниц, которые не захотели покидать обитель. Судьба их незавидна, после страшных пыток, и всех утопили в Шексне (история повторилась как при Иване Грозном).

Легенды о монахине

После войны здесь открыли Дом инвалидов. Сюда привозили самых тяжелых, таких которые остались без рук и без ног. Местные жители называли их самоварами. В теплое время года выносили их на одеялах на берег реки и укладывали в так называемый «лежачий хор», и давали они концерты приезжающим сюда на пародах туристам. А вечером всех обратно уносили. Но вот случилась оказия и одного инвалида забыли на берегу. Дело было в мае, и ночи еще совсем холодные. Замерз бы и вовсе, но пришла молодая монахиня и подоткнула одеяло. А через несколько минут прибежала и санитарка, которая проснулась от того, что ее толкнула все та же монахиня и погрозила пальчиком.


И еще один случай известен. Жила в Горицах доярка Глаша, которая не отличалась добродетелью. И вот пришла Глаша к стенам монастырским на свиданку, и вдруг видит женщину в монашеской рясе, которая сурово качает головой. Так Глашку проняло видение, что с тех пор стала прилежной женой. А женщину в монашеской рясе не раз видели вот такие же беспутные девки – это призрак монахини Марии, которая когда-то согрешила и забеременела. Ребенок родился мертвым, а монахиня умерла после родов, с тех пор ее дух наставляет на путь истинный всех вот таких же заблудших, как и она сама.

Вновь зазвучали молитвы в этих стенах уже после 1991 года. Восстановили Троицкий собор, который построен еще по указке Марии Нагой на моголах убитых Иваном Грозным монахинь и Дмитриевская церковь (в память об ее рано умершем сыне), а также Воскресенская церковь с которой и начиналась обитель. Но есть еще и полуразрушенные здания, которые требуют немедленного ремонта, хотя живут в ни монахини, которым не привыкать к суровым лишениям.

Монахиню из легенд мы не встретили, зато к нам пристали все местные кошки, валялись в ногах, выпрашивая еду.


Кстати, на территории монастыря до сих пор сохранились жилые дома.


Удивительное место, сохранившее свою удивительную историю, во многих женских именах, известным на всю матушку-Русь.

Адрес: Вологодская область, Кирилловский р-н. село Горицы

Успенский монастырь был основан в первой половине XIV века, при владимирском князе Иване Даниловиче Калите (ок.1283—1340 или 1341 гг.). Построили обитель на возвышенности - «горице», что и дало название Горицкий.

Поначалу здания были из дерева. Разумеется, ни одно их них не дошло до наших дней - пожары и войны в старину не щадили деревянное зодчество. Первое разорение монастырю принес в 1382 году золотоордынский хан Тохтамыш (умер в 1406 г.). И с этим драматическим событием связано предание о чудесном спасении супруги Дмитрия Донского Евдокии. Накануне нападения татарского войска княгиня прибыла в Горицкую обитель на богомолье. По счастью, женщину успели увезти на плоту в центр Плещеева озера, где ее надежно скрыл плотный туман.

В 1392 году в благодарность за сохранение жизни Евдокия сделала щедрое пожертвование на восстановление Переславского монастыря. Кроме того, она ввела традицию каждое шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Успенской обители к середине озера, которое так заботливо уберегло великую княгиню от безжалостного врага.

В дальнейшем обитель пребывала в благополучии и богатстве. В XVI веке на территории стали возводить каменные сооружения. Во второй половине XVII столетия ее обнесли каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, а также палатой привратника. В тот период монастырь владел обширными землями и пятью тысячами душ крестьян.

Святые врата с надвратной Никольской церковью возводились в XVIII веке, и сочетают в своей архитектуре узорочье и московское барокко. В середине столетия был построен щедро декорированный фигурным кирпичом нижний ярус с проездной аркой. Верхнюю часть с храмом сооружали ближе к концу века. Два маленьких убывающих восьмерика с небольшой главкой стоят на массивном четверике с четырехскатной кровлей. По бокам церкви устроена галерея.

Нарядные Проездные ворота восточной стены относят к шедеврам русского зодчества XVII. На более ранних фото в овальной нише верхней части ворот, сооруженной во второй половине XIX века, можно увидеть хорошо сохранившуюся фреску. Очень жаль, что теперь она исчезла. Видимо, роспись закрыли перед реставрацией.

Проходим через ворота, чтобы попасть на территорию обители, точнее музея-заповедника. Монастырь упразднили еще в 1744 году.

Время было ранее, около 10 утра, поэтому нас встречали только разомлевшие местные собаки. Посетителей почти не наблюдалось. В стенах обители царили тишина и покой.

Недалеко от Проездных ворот можно увидеть часовню из деревни Фонинское. Такие образцы строились "всеми миром", то есть на собранные верующими средства. Возводили их всего за один день местные крестьяне или заезжие плотники.

Направляемся по центральной дорожке к Успенскому собору.

Вдоль тропинки замечаем несколько интересных объектов. Дерево желаний.

Трогательная скорбная скульптура на надгробии.

Веселая парочка, устроившаяся на бревнах в тени пышной растительности.

Слева от центральной дорожки монастыря установлен памятник Юрию Долгорукому .

Бюст великого князя и основателя Переславля передали музею в 1963 году.

За памятником находится искусственный пруд , выкопанный в середине XVIII столетия на всякий пожарный случай. В 1925 году вокруг него посадили деревья. Сейчас они значительно подросли.

Заполняли пруд по трубам из водоема у монастырских стен. Берега укреплены бревнами.

Справа от центральной дорожки расположена впечатляющая размерами четырехъярусная колокольня с маленькой Богоявленской церковью на нижнем ярусе. Купол венчает главка на узорчатом барабане. Сооружение возводилось, с перерывами, в 1760-1780-х годах.

Трапезная палата с пятиглавой церковью Всех святых была построена, предположительно, в последние десятилетия XVII века. Под карнизом сделан фриз с ложными закомарами. Окна украшены фигурными наличниками. В XVIII -XIX веках сооружение подвергли существенной реконструкции, чем лишили нас возможности увидеть первоначальный облик храма.

З дание духовного училища с квартирами для преподавателей пристроили к западной части Трапезной палаты на излете XIX столетия. В 1918 году помещение занял музей, а в настоящее время в нем действует картинная галерея.

Рядом с бывшим духовным училищем установили две старинные пушки - трофеи, отбитые переяславцами во время осады их родного города польской армией.

Наконец, мы дошли до главного здания монастыря - Успенского собора . Строительство масштабного пятиглавого храма началось в 1750-х годах.

В нише церкви установлен массивный колокол.

К сожалению, внутрь собора мы не попали, он почему-то был закрыт. Говорят, несмотря на то, что в помещении летнего храма за долгие годы от холодов сильно пострадали лепнина и росписи в стиле барокко, убранство по-прежнему впечатляет. Многоярусный золоченый иконостас, декорированный барочными колоннами, фигурами и растительным орнаментом, создавался под руководством талантливого московского мастера Якова Жукова. Образы для него писали иконописцы из Нового Иерусалима.

После упразднения Переславской епархии в 1788 году Горицкий монастырь был закрыт, а Успенская церковь на некоторое время стала центральным собором города. Но затем этот статус передали более удобному для горожан, с точки зрения расположения, храму. Сейчас Успенский собор - музейная ценность.

В целях сохранения внутреннего убранства летняя церковь в зимний сезон закрыта для осмотра.

Стены монастыря , уже не имевшие оборонительного значения, достраивались в XVIII веке. Их сделали невысокими, а бойницы и вовсе несли лишь декоративную функцию.

Одна из жемчужин Золотого кольца России – Успенский Горицкий монастырь. Переславль-Залесский сберегает наследие древней православной обители, возвышающейся на городском холме. Успенский монастырский комплекс, похожий на крепость, – свидетель бурных потрясений российской истории, является историко-художественным музеем-заповедником.

Свое название Переславль-Залесский Горицкий Успенский монастырь получил по нахождению на возвышении возле Плещеева озера. Историки предполагают, что время основания монастыря – первая половина XIV столетия, когда Русью правил Иван Калита.

Точная дата неизвестна из-за сожженных пожаром монастырских архивных документов летом 1722 года. Специалисты утверждают, что время основания Горицкой монашеской обители в Переславле-Залесском – 1362 год. Существует еще одна интересная версия, что монашеская община находилась здесь с XII века, созданная на месте древнего капища язычников – Шутовой рощи.

Монашеская обитель всегда служила своеобразной крепостью для защиты жителей Переславля-Залесского от нашествия врагов. Известно, что в 1382 году татарский хан Тохтамыш напал на город. Тогда стены монастыря послужили укрытием для жены князя Дмитрия Донского.

Когда город запылал в огне, отчалившая от монастырского причала лодка с супругой князя выплыла на середину Плещеева озера, укрывшись от врага за густой пеленой тумана. Согласно местным преданиям, таким способом получили спасение некоторые жители. После освобождения Переславля-Залесского от татар княгиней Евдокией были пожертвованы деньги на восстановление пострадавших монастырских строений.

Примите к сведению! Помня о спасении на Плещеевом озере, верующие жители Переславля-Залесского ежегодно отмечают день, выпадающий на шестое воскресенье после Пасхи, лодочным крестным ходом по озеру, отплывая от монастырских стен и устья Трубежа.

Горицкая обитель стала в XV веке местом принятия монашеского обета преподобным Даниилом Переславльским, впоследствии ставшим ее игуменом и канонизированным после смерти в святые.

Успенский Горицкий монастырь в XVI-XVII веках переживал расцвет. В его владении находилось несколько окрестных сел с более чем 5 тысячами крестьян. Сюда приезжали монархи с семьями, оставляя ценные подарки.

Упразднение монастыря

Горицкий монастырь в целом просуществовал до 1744 года, когда в Переславле-Залесском основали Переславльскую епархию. Ей подчинялось 600 церквей и 20 монастырей городов Александрова, Волоколамска, Дмитрова и Можайска. Монашескую обитель упразднили, сделав ее резиденцией архиерея.

При благоустройстве представительства епархии снесли древние монастырские строения: службы, звонницу и трехглавую церковь начала XVI века. Вместо старого храма в Переславле-Залесском начали возведение монастырского комплекса, включающего:

  • большой Успенский собор, примыкающую к нему Гефсиманию, копирующую Гефсиманский сад в Иерусалиме со всеми его святынями;
  • трапезную, пристроенную к Храму Всех святых, который планировалось перестроить;
  • Богоявленскую церковь с колокольней.

Строительство основных церковных сооружений в Переславле-Залесском было завершено в 1777 году. К этому времени относится постройка части ограды с башнями. Завершить грандиозный архиерейский проект не удалось из-за решения Высочайшего Московского патриархата расформировать Переславльскую епархию в 1788 году. Со звонницы были сняты колокола и переправлены в Петербург, богатая ризница разобрана и вывезена в Москву. Все церковные сановники покинули недостроенную резиденцию, которая постепенно стала ветшать.

Территория Успенского монастыря пустовала до 1881 года, когда епархия распорядилась об основании на Горицком монастырском подворье духовного училища. Из кирпичей недостроенной Гефсимании был возведен учебный корпус, а учеников поселили в пустующих помещениях. Отремонтированный старинный пятиглавый храм Всех Святых служил будущим священнослужителям домовой церковью.

Второй Горицкий монастырь

Не меньший интерес для верующих и туристов представляет Воскресенский Горицкий женский монастырь, находящийся в поселении Горицы Вологодской области. Он раскинулся в живописном месте берега реки Шексны.

Основательницей женской монашеской обители стала в 1544 году Ефросинья Старицкая – вдова князя Андрея Старицкого, приходившегося родным дядей Ивану Грозному.

По превратности судьбы позднее княгиня трагически погибла, заключенная в монастыре царем, и захоронена на монастырском погосте. Останки Ефросиньи были канонизированы и объявлены святыми мощами. Стены Вознесенской Горицкой обители на протяжении своей истории стали местом заточения известных русских женщин: Анны Колтовской – четвертой жены Ивана Грозного, Марии – матери царевича Дмитрия, Ксении Годуновой – дочери Бориса Годунова.

За стенами женской Горицкой обители располагаются три каменных храма:

  • старейший двухэтажный храм, построенный в 1544 году княгиней Ефросиньей, и достроенная стараниями инокини Марфы в начале ХVII столетия колокольня, сейчас не действует, нуждаясь в капитальной реконструкции;
  • действующий Троицкий собор, датируемый 1821 годом;
  • Покровская церковь – функционирующий поныне теплый храм, выстроенный в 1832 году в монастырской стене.

Территория Воскресенской обители ограждена каменной стеной, где обустроены жилые кельи, гостиница и больница. По четырем углам стены возвышаются башни. Главный монастырский вход – Святые ворота – располагается в стене со стороны, выходящей к берегу реки Шексны. Женский монастырь после советского периода истории возобновил служение Богу в октябре 1999 года, приняв в свои стены монахинь и послушниц.

Полезное видео

Подведем итоги

Успенский Горицкий монастырь в Переславле-Залесском и Воскресенский Горицкий женский монастыри считаются памятниками культуры федерального значения, служа островками духовности для народа России. Они ежегодно притягивают потоки верующих паломников и туристов, интересующихся историей нашей страны.

В Переславле-Залесском сохранилось пять монастырей - настоящих шедевров зодчества и памятников старины. Одним из них является Горицкий монастырь, уникальный по своему духовному и историческому значению.

Этот монастырь иногда неправильно называют местным «кремлем», как, например, Спасский монастырь в Ярославле. Стены и башни обители невысокие, но именно они придают ей сходство с небольшой крепостью.

Монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности - «горице». От древних деревянных построек не сохранилось ничего. В 1382г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь.

Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом.

В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

С XVI века в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII веке в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян. Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника. На фото ниже Проездные ворота справа, Святые слева.

Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание. Над массивными арками по бокам от ворот сверху помещены изящные фигурки двух коней, поднявшихся на дыбы (коней видно на фото выше).

Святые врата с надвратной Никольской церковью возводились в XVIII веке, и сочетают в своей архитектуре узорочье и московское барокко. По бокам церковь охвачена галереей, идущей по границам нижнего яруса ворот.

Стены достраивались в XVIII веке. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях. Бойницы в них сделаны также скорее с декоративной целью - нижних нет вовсе, кое-где нет и верхних.

Башни северной стороны стен монастыря украшены с большим искусством: явно мастера заботились о внешнем виде стен и башен больше, нежели чем об обороне.

В XIX веке в северной стене была устроена невысокая звонница, с которой открывается великолепный вид на город.

Со стороны монастыря звонница кажется совсем низкой, на уровне второго этажа.

Но поскольку обитель расположена на горе, с другой стороны звонницы кажется, что ты этаже на шестом-седьмом.

Мы движемся от входа к главным храмам монастыря. Слева мы видим бюст основателя Переславля-Залесского Юрия Долгорукого.

Этот бюст работы скульптора С.М.Орлова, погрудное повторение памятника на Тверской площади в Москве, установлен здесь в 1963 году.

В середине XVIII века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря.

Справа от центральной дорожки расположена впечатляющая размерами четырехъярусная колокольня с маленькой Богоявленской церковью на нижнем ярусе. С вершины её открывается очень красивый вид на город и Плещеево озеро.

В 1744г. была образована Переславская епархия; в нее вошли такие отдаленные от Переславля города, как Боровск, Можайск, Волоколамск, Дмитров. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа.

Для благоустройства резиденции были снесены многие древние постройки: звонница, собор, службы. Упоминания о них сохранились только в монастырских документах. На месте старого трехглавого собора было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс из нескольких больших храмов.

Всехсвятская церковь с трапезной палатой была построена в конце 17-го века. Древний синодик Горицкого монастыря сохранил имя одного из её строителей - Филиппа.

Успенский собор - главное сооружение Горицкого монастыря - начал строиться в середине 1750-х гг. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было.

В стене собора мы видим большой колокол, весом 149 пудов 19 фунтов, отлитый на заводе Финляндского в 1865 г. для Переславля-Залесского.

Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима.

Уникальный многоярусный золоченый иконостас, датируемый 1759-ым годом, выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него писали те же мастера из Нового Иерусалима.

В конце XIX века к трапезной палате с запада было пристроено здание духовного училища с квартирами для преподавателей. Для строительства нового здания и была разобрана недостроенная и обветшавшая Гефсимания. Классы и комнаты для учеников устроили в трапезной.

Училище просуществовало до 1918г., а потом в его стенах разместился музей, о чем свидетельствует старая мемориальная доска и надпись над входом. Сейчас там находится картинная галерея.

Рядом с бывшим духовным училищем установили две старинные пушки - трофеи, отбитые переславцами во время осады их родного города польской армией.

Ядра для осадных орудий 15-16 вв. расположены рядом.

В музее представлены полотна классиков отечественной живописи: И.Шишкина, В.Поленова и др. Ниже мы видим характерный для музея экспонат.

В 1960-х гг. в обитель были перевезены две деревянных часовни - из деревень Фонинское и Старово Переславского района. Такие часовни были «обыденными», то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные «миром».

Выше мы видим часовню из села Фонинское.

А часовню из села Старово я почему-то вблизи не сфотографировал. Ниже мы видим её спрятанной за лотком "Сладкий миндаль".

Или мы можем увидеть её сверху, с Богоявленской колокольни. Последние три фотографии - это виды на город с колокольни.

Но "монастырём" это место называется только по привычке. На самом деле переславский Успенский Горицкий монастырь был в 1744-ом году закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. А окончательно всё здесь застопорилось, когда упразднили Переславскую епархию - в 1788 году.

В начале 20-го века внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом. В советское время в Горицком монастыре был создан краеведческий музей, один из первых в республике - он был основан в 1919г.

Fais se que dois adviegne que peut.

Выбор редакции
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...

Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...

Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...

Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...
Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...
Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...