Художник николай богданов бельский картины. Богданов-бельский, николай петрович


По всем признакам, среда, условия, в которых он от рождения находился, должны были его поглотить, он должен был потонуть, потеряться, исчезнуть навсегда в омуте беспросветной тьмы и нищеты.


Он, внебрачный сын батрачки, родился в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. - богом данным. А Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.

Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священник. При его содействии мальчик и попал к С. А. Рачинскому. Это была легендарная личность. Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.

Чтобы попасть в эту школу, мальчику пришлось выдержать экзамен. Экзамен для маленького Николя, как его впоследствии будет уважительно называть С. А. Рачинский, состоял в том, что он должен был нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Профессиональные художники знают, что такое портрет в профиль. Похожести добиться, на первый взгляд, легко, а объем передать в этом случае всегда труднее обычного.

Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «На пороге школы» (1897, Государственный Русский музей). Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось учиться. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры. Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сейчас решается что-то важное в его жизни. Он работал очень напряженно, и портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым. Его приняли в народную школу С. А. Рачинского.

С. А. Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба Николая Петровича Богданова-Бельского. Сам Николай Петрович часто говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).

«Маленьким мальчиком, - вспоминал художник, - я нарисовал на пробу нашу колокольню, а потом дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня совсем, как настоящие». Заботясь о мальчике, его, тринадцатилетнего, Рачинский отдал в Троице-Сергиеву лавру - монастырь, где была рисовальная школа. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие деньги в то время.

Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников.

Подошел момент для написания выпускной (дипломной) картины на звание «классного художника». На душе неспокойно. Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое. Что это «другое» - он не мог разобраться. С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево. Встречается с Рачинским. Встреча обоюдорадостная. Они общаются, и Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Работа закипела. Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок…

«Инок» закончен. Радости детей, окружения, самого Рачинского не было предела. На картине изображена встреча странника с маленьким мальчиком. Идет беседа.

Глаза мальчика, его душа воспалены от разговора. Перед его мысленным взором открываются невидимые горизонты бытия. Худенький, мечтательный, с открытым взглядом, устремленный в будущее - таким был и сам автор картины.

Успех у окружающих, детей в народной школе придал огромное воодушевление автору. Приближались дни отъезда в Москву, в Училище, но художник вдруг приуныл, все потускнело в его глазах. Что же я повезу, думал он, ведь все ждут от меня пейзаж.

Наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в сани. Прощальный взгляд С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крыльцо дома. Лошадь тронула. Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя!» Заскрипели сани на морозе и легко понеслись по занесенной снегом дороге… На душе было тяжело от минут расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Зачем, куда и что я везу с собой? Его кинуло в жар. А сани мчали в неизвестность неотвратимо. Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так?» …И картину потеряли. Долго потом извозчик возвращался, все-таки ее нашли и благополучно доставили на место.

Как вспоминал сам художник: «Ну и началась в школе (Училище - прим. автора) кутерьма!» «Будущий инок» - работа, которую он представил на звание «классного художника», сверх всяких ожиданий имела огромный успех. Она была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины. Это был безусловный успех! Январь 1891 года. В Киеве идет Передвижная выставка. Картина художника «Будущий инок» представлена в экспозиции. После посещения выставки М. В. Нестеров в письме своим родным пишет: «…но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует…» Отныне художник начинает жить на свои средства. В эту пору ему было 19 лет.

На холсте Н. П. Богданова-Бельского «Будущий инок» впервые появилась сухощавая фигурка мальчика-школьника, а в дальнейшем тема детства станет определяющей в творчестве художника.

В 1890 году он совершает поездку в Константинополь и на Афон. На Афоне 19-летний Богданов-Бельский встречает 17-летнего Малявина, занимающегося там иконописью. Малявин был очень удивлен натурными (светскими) этюдами Богданова-Бельского. Впоследствии его с Афона заберет скульптор В. А. Беклемишев - профессор, ставший затем ректором петербургской Академии художеств.

В 1894 - 1895 гг. Н. П. Богданов-Бельский продолжает учиться живописи в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина. На деньги, вырученные за картину «Воскресное чтение» (1895, Государственный Русский музей), он едет в Париж, где занимается живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси. Затем он работает в Мюнхене и в Италии. Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей. Есть исследователи творчества художника, которые относят начало занятий пленэром к периоду, когда он жил в Риге с 1921 года. Но это не совсем так, чему есть свидетельства и самого автора. Все началось раньше. Истоки его - в поездках за границу и знакомстве с искусством тех стран, где он учился. Это очень важно понимать и знать будущим искусствоведам - экспертам творчества живописца при атрибуции его работ.

Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея), «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).

Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 - 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и многих, многих других. Он часто приезжает из любимой деревни Татево Смоленской губернии, где у него была мастерская, в Петербург. Здесь он живет подолгу, исполняя заказы. Заработав средства, возвращается к себе и творит, творит…

Несмотря на разнообразие и характер заказов, персон, которых он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою любовь и сердце детям. «Я так много лет провел в деревне, - говорил художник, - так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин». Доброта, чистота восприятия мира, искренность - эти качества в детях заложены природой. Надо быть очень светлым человеком, обладать теми же качествами, чтобы с такой любовью и непосредственностью всю жизнь изображать детей.

В это время написанные им картины приобретаются с выставок в крупнейшие собрания, в том числе, и в Третьяковскую галерею. Богданов-Бельский становится известным и уважаемым передвижником, участвует в выставках ТПХВ с 1890 по 1918 гг., множестве выставок в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911). Его работы воспроизводятся в журналах «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба». Художник интенсивно работает.

…В один из приездов в Петербург он, как обычно, снимает комнату на Невском. Стоя у мольберта, художник чувствует, что работа продвигается успешно. Он давно понял: то, чем он занимается - даровано ему от природы, и никакой личной заслуги он в этом никогда не видел. Успеть бы закончить начатую работу. Ведь новые идеи уже ждут своего воплощения. Художник подходит к окну. Весна уже чувствуется в набухших почках деревьев, щебет птиц уже задорный и по-весеннему певучий, сине-голубое небо манит своей чистотой. В распахнутое окно комнаты вдруг врывается с Невского проспекта колокольный звон Казанского собора, в него вливаются перезвоны дальних церквей - и в глазах появляется мягкое, ясное, просветленное выражение. Чем-то чистым, вечным, торжественным веет от перезвона колоколов. В эти минуты душа парит, а память уносит в далекое детство.

Этот звон он любит, сколько себя помнит. Босоногим пастушком, как и герои его картин, подолгу стоял он на лугу среди шумного разнотравья под знойным солнцем, часто под звон колокола деревенской церкви и подолгу заслушивался им. По небу бесконечно бежали облака - вечные странники, нежный шелест травы от легкого дуновения невидимого ветерка простирался вокруг. Восторгом наполнялась душа. Он подолгу наблюдал, боясь шелохнуться. Он испытывал огромный прилив сил откуда-то изнутри.

Пройдет время, Николай Петрович станет известным художником и будет часто бывать в Петербурге по делам передвижной выставки и другой творческой работе. Здесь его знают, ждут и ценят его талант друзья-художники. Однажды он выйдет из квартиры-мастерской со своей знакомой писательницей, к рассказам которой делал ряд иллюстраций, и они пойдут по Невскому проспекту. К большому ее удивлению, многие встречные будут узнавать художника и уважительно его приветствовать. Это его многочисленные модели и заказчики. За многие годы творческой работы круг их был огромен. Но это все будет потом.

А сейчас, под звон колоколов он испытывает, как и тогда в детстве, огромный, необъяснимый прилив сил. Приходят на память лица друзей из далекого детства в народной школе. Он помнит их возбуждение, пытливость, любознательность во время занятий. Ясно помнит свет отраженных в реке облаков, запахи трав своего детства. И сейчас он еще тверже понимает и чувствует, что никогда не уйдет от того, что ему так дорого. Тема детства - тема его жизни.

В 1903 г. Николай Петрович Богданов-Бельский за заслуги на художественном поприще избран в академики живописи. Ему 35 лет.

В 1914 г., в 46 лет, он становится действительным членом Академии художеств.

Наступает расцвет творческих сил художника. Нет усталости в работе. Жажда новых открытий в живописи выплескивается на холст, картины наполняются новыми красками, светом, цветом.

В известное время происходят изменения в государстве. Революционные события накладывают свой отпечаток на художественную жизнь. Страна бурлит. Создаются новые художественные общества. Возникают скороспелые лозунги. Серьезной художественной школе, учебе приходит конец. В России стали главенствовать силы, исповедующие «левое» искусство, усилилась травля художников реалистического направления. Жизнь художников-реалистов была труднейшей. Даже таким известным живописцам, как М. Нестеров, В. Васнецов, В. Поленов, жилось очень и очень трудно. М. В. Нестеров писал: «Теперь мои друзья хлопочут мне паек - это „Станислав I степени“. Его не имеют и такие „генералы“, как Викт. Мих. Васнецов, К. Коровин и др.»

По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович Богданов-Бельский в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941). В Риге заведует художественным музеем известный художник, ученик А. И. Куинджи, выпускник Академии Художеств - В.-К. Ю. Пурвит. Он помогает Н. П. Богданову-Бельскому организовать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 - январе 1922). Среди 52 произведений - портреты К. Станиславского, Ф. Шаляпина, К. Коровина и др. Целый ряд работ с выставки приобретается. Это прибавляет сил. Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.

В 1923 г. проходит его вторая персональная выставка в стенах того же музея. Снова успех. Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей. На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище русского искусства.

На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.

В 1929 г. на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал отведен под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати. Продается много работ. Вот почему огромное количество произведений Богданова-Бельского рассеяно по странам Западной Европы. Они для российских зрителей, коллекционеров всегда будут новыми. Неизвестные полотна еще и еще будут появляться на зарубежных аукционах. Пристальное изучение всех каталогов новых зарубежных аукционных продаж необходимо российским антикварным дилерам и коллекционерам.

Хронология основных прижизненных групповых зарубежных выставок Н. П. Богданова-Бельского такова: Париж: Magelan (1921), d? Aligan (1931), Нью-Йорк: Grand Central Palace (1924), Питтсбург (1925), Прага (1928), Амстердам (1930), Берлин (1930), Белград (1930).

Персональные выставки: в Рижском городском художественном музее (1921/1922,1923,1936,1940).

Когда в 1928 году художнику исполнилось 60 лет, ему пришло множество поздравительных писем, телеграмм. И. Е. Репин прислал своему ученику из Куоккалы восторженное письмо, он радуется его успехам.

В 1936 г. - пятьдесят лет творческой жизни. Художник достиг высокого профессионализма. Он по-прежнему целеустремлен в работе, только сетовал на то, что так мало работал в первой половине жизни.

В апреле 1941 г. Богданов-Бельский посылает картину «Пастушок Прошка» (1939) на выставку в Москву. Казалось, еще есть силы и возможность работать, но начинается война, годы оккупации. Нет источников вдохновения, и в это время творческие силы покидают художника навсегда. Он заболевает. Необходимо лечение, операция. Жена увозит его в берлинскую клинику. Сделана операция. 19 февраля 1945 года во время бомбежки Н. П. Богданов-Бельский умирает. Похоронен на русском православном кладбище Тегель в Берлине.

Так закончилась жизнь художника Н. П. Богданова-Бельского. Художника, талант которого стоял высоко в те годы, и сейчас, через десятилетия, востребован. Его картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и множестве других. Прекрасные работы художника присутствуют на самых крупных мировых аукционах «Кристи» и «Сотбис». Успех не оставляет художника и сегодня. Спрос на его произведения стабильно высок. Многим россиянам осталось неизвестным творчество Н. П. Богданова-Бельского за последние 20 лет его жизни. Оно неизвестно и многим художникам, в чем я не раз убеждался в последнее время. Тем интереснее знакомство с ним.

…С полотен брызжет солнце. Азарт, растерянность, любопытство, вдохновение, доброта на лицах детей. Удивительная неповторимость, неисчерпаемость в сюжетах детской темы. Колорит картин звенит в его импрессионистической живописи. Все согрето любовью и талантом художника. Безусловно, Богданов-Бельский был солнечным человеком. Он одарил мир земного бытия своими произведениями. Пока светит солнце, зеленеет трава, пока появляются улыбки на лицах детей, - картины его будут необходимы. А мы продолжаем радоваться той великолепной песне, которую в живописи спел славный русский художник - Николай Петрович Богданов-Бельский

Имя художника Николая Петровича Богданова-Бельского оказалось в забытьи, хотя многие его картины стали хрестоматийными. О его жизни и творчестве нет ни серьезных исследований, ни художественных альбомов. Он не попал даже в «Энциклопедический словарь Русские художники».

Родился Николай Петровичв в селе Шопотове Смоленской губернии. Сын бедной бобылки из Бельского уезда, он учился в монастыре. С увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Успехи юного художника были таковы, что о нем заговорили как о таланте, и определили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Ученицы. 1901г.

Уже с 18-ти лет Богданов-Бельский стал жить своим трудом.

«В душе воскресло все, чем я жил долгие годы детства и отрочества в деревне…»

Богданов-Бельский или «Богдаша», как звали его товарищи, был очень добрый и жизнерадостный человек. Особенно много внимания и любви уделял он крестьянским детям, для которых в глубоких карманах его глубокой куртки всегда имелось большое количество леденцов и орехов. И дети, узнав его ближе, приветствовали особенно тепло, спрашивая при этом: «А когда же мы писать будем, мы за всегда рады для вас стоять и можем прийти к вам в новых рубахах».


Новая сказка. 1891г.

В его настойчивом стремлении писать детей, мир детства, где все по настоящему, без лукавства и фальши, также отчетливо просматривается:

«если… не будете как дети, не войдете в царство небесное».

И окружающие на этот призыв откликались. Уже будучи состоявшимся мастером Богданов-Бельский получил письмо от одной учительницы:

«Вы у нас один! Писать детей умеют многие художники, писать в защиту детей умеете только Вы…»


У больного учителя. 1897г.

В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петроград, а оттуда в Латвию. Уехать за границу Богданова-Бельского уговорила жена. Уезжал он налегке, оставив большую часть своих вещей и картин на хранение местным жителям. Верил ли в свое возвращение сам Богданов-Бельский, сказать трудно, но причины, побудившие его оставить Родину были, конечно, гораздо более глубокие, чем уговоры жены.


Воскресное чтение в сельской школе. 1895г.

Для характеристики творчества глубоко национального и самобытного художника Николая Петровича Богданова-Бельского большинство искусствоведов употребляют эпитет «крестьянский» (например, крестьянский художник). А ведь он был прежде всего талантливым живописцем, прошедшим обучение в лучших художественных заведениях и у замечательных педагогов. Ибо учился «незаконнорожденный сын бедной бобылки» (слова самого художника) в начале в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре (1882-1883), далее в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Поленова, В. Маковского, И. Прянишникова (1884-1889), в Академии художеств у И. Репина. В Париже посещал некоторое время студии французских педагогов Ф. Кормона и Ф. Коларосси.


За чтением газеты. Вести с войны. 1905г.
Деревенские друзья. 1912г.
Дети за пианино. 1918г.
За книжкой. 1915г.

Самая, пожалуй отличительная особенность почти всех картин живописца: от них исходит сама доброта, которую художник вложил в них при создании (всмотритесь в его картины «У больного учителя», 1897; «Ученицы», 1901).

Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в 1945 году в возрасте 77 лет в Германии и был похоронен на Русском кладбище в Берлине.


Виртуоз.
Визитеры. 1913г.
День рождения учительницы. 1920г.
На работу. 1921г.
Новые хозяева. Чаепитие. 1913г.
Дети. Игра на балалайке. 1937г.
В гостях. 1930г.
Латгальские девочки. 1920г.
Маленькая девочка в саду
Переправа. 1915г.
За чтением письма. 1892г.
Дама на балконе. Портрет И.А. Юсуповой. 1914г.
Портрет М.П. Абамелек-Лазаревой
Портрет генерал-адъютанта П.П. Гессе. 1904г.
Богданов-Бельский Николай Петрович. Автопортрет. 1915г.

Н. П. Богданов-Бельский - русский художник, работы которого хранятся в самых знаменитых музеях мира. Его жизнь и творчество совпали с переломным моментом в истории России. До настоящего времени не существует серьезных исследований его творческого наследия. Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре «Русские художники» не упомянуто о творчестве этого выдающегося мастера.

Живописец русской деревни - так можно охарактеризовать сущность художественного почерка, которым отличался Н. П. Богданов-Бельский. Хотя он был успешным художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия часто заказывали у него портреты, но по-настоящему увлекала его тема простого деревенского быта. Сын батрачки из даже поднявшись к вершинам творческого признания, видел глубокую душу русской деревни и передавал ее на полотнах своих картин.

Детство

Он был рожден 8 (20) декабря 1868 года. О матери будущего академика неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем возрасте - шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге окружающую его жизнь.

Следующий этап обучения - Шопотовское начальное двухклассное училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы в Татево С. А. Рачинский. Под его покровительством находилось 30 школ, в которых учились деревенские ребятишки. Высокообразованный человек, профессор Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения жизни крестьянских детей. В школьной художественной мастерской он сам занимался с учениками живописью и рисованием. Два года обучения, которые Н. П. Богданов провел в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую жизнь.

Первая картина

Художественная одаренность ученика была настолько очевидной, что в 1881 году С. А. Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерам-иконописцам. При этом он определяет денежное содержание для своего воспитанника - 25 рублей в месяц.

Первая картина, с которой 16-летний живописец принял участие в художественной выставке, - «Еловый лес». По отзывам В. Д. Поленова и В. А. Серова, в ней все дышало натуральной простотой и красотой русского пейзажа. Художественный дебют оказался удачным и в коммерческом отношении. Картина была куплена коллекционером Сапожниковым. Спустя два года юноша начинает пятилетнее обучение в Московском художественном училище (1884-1889).

Завершение образования

Уже с 18-летнего возраста молодой художник начинает зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины продаются, и этих денег хватает на пропитание и продолжение образования. К тому же он по-прежнему получает содержание от С. А. Рачинского, который внимательно следит за судьбой своего воспитанника.

Окончив пейзажное отделение художественного училища, где он обучался у знаменитых художников В. Д. Поленова и И. М. Прянишникова, в 1894 году Н. П. Богданов продолжает образование в училище при Академии художеств. Его педагогом в этот период становится И. Е. Репин. Чуть более года длится обучение. В 1895 году молодой художник решает продолжить образование за границей. В последующие годы он работает и учится во Франции, Германии, Италии. Н. П. Богданов закончил Императорскую Академию художеств в 1903 году. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии. Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку - Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства. Академия художеств признала его своим действительным членом в возрасте 46 лет (1914).

Эмиграция

Революционные события 1917 года живописец не смог принять. Его отношения с новыми властями не сложились, и в 1921 году Н. П. Богданов-Бельский эмигрирует из Советской России. Его новым местом жительства стала Латвия. В Россию он больше не вернулся. Латвийский период жизни художника продлился 23 года.

Он увлеченно работает. Спокойная природа Латгалии с ее озерами, лесами и лугами пришлась художнику по душе. В этот период он создает много пейзажей и натюрмортов. Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца. Из-под его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маленькие персонажи картин - очень трогательные и изображенные с большой любовью. Как высокая награда за творчество и просветительскую деятельность - награждение орденом Трех Звезд. По всему миру с успехом проходили его выставки. Годы эмиграции стали периодом второго расцвета таланта великого русского художника.

Одна картина как зеркало творчества

Отличительная черта творчества Н. П. Богданова-Бельского - это почти фотографическая точность в передаче деталей на его полотнах. Примером может служить описание картины «Виртуоз». Богданов-Бельский изобразил на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного балалаечника. Тщательно, с филигранной дотошностью художник прописывает мельчайшие детали незамысловатой деревенской одежды своих героев. Увлеченное музыкой выражение детских лиц, березовая роща, отрешенность подростка, играющего на балалайке, - картина Богданова-Бельского «Виртуоз» насыщена деталями, которые открывают внутренний мир ее героев. И такой «документальный» подход к передаче деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника.

За давностью лет

Невероятно, но до настоящего времени не существует полного каталога картин признанного мастера. Его работы были вывезены в разные страны. Хотя большинство полотен хорошо известны не только специалистам, но и широкой зрительской аудитории. Однако до сих пор возникают споры о периоде написания того или иного полотна. Считается, что уже упомянутая картина Н. Богданова-Бельского «Виртуоз» написана художником в 1891 году. Но ряд исследователей творчества живописца считает, что она была создана в более поздний период, примерно в 1912-1913 годах. Это период творчества, который прошел в деревне Островно, близ озера Удомля. Одна из жительниц села, которая родилась в 1903 году, - Агафья Ниловна Иванова - была в числе детей, которых художник изобразил на этой картине.

И это только одна загадка среди череды белых пятен, которые сопровождают любое жизнеописание живописца. которого известны во всем мире, еще только ожидает своего заинтересованного биографа.

Последний год жизни

В 1944 году состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Из-за этого пришлось выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Великий живописец Н. П. Богданов-Бельский ушел из жизни в возрасте 77 лет. Смерть русского художника прошла почти незамеченной - Германия проигрывала войну. Берлин готовился отражать атаки приближающейся Красной Армии. Это произошло 19 февраля 1945 года. Его последним пристанищем в эмиграции стало русское кладбище Тегель на окраине немецкой столицы.

Вместо послесловия

Могла ли предположить надрывающаяся от непосильного батрацкого труда крестьянка из Смоленской губернии, что ее сын войдет в историю мировой живописи под фамилией Богданов-Бельский? Николай, описания картин которого в наше время занимают почетные места в каталогах лучших мировых выставок, тоже не мог догадываться, какое блестящее будущее в искусстве его ожидает. К сожалению, талант великого русского живописца был незаслуженно предан забвению на его Родине. Но лица сотен персонажей его картин продолжают жить в выставочных экспозициях и на страницах художественных фотоальбомов. И кажется, что их глазами в современную жизнь заглядывает сам художник. Его взгляд из прошлого пытлив. Ведь наша действительность создана усилиями в том числе и героев его полотен.

ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (ЧАСТЬ 41 - ТЕМА ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. БОГДАНОВА-БЕЛЬСКОГО)

Эта, на мой взгляд, самая весенняя картина в творчестве художника Богданова-Бельского позволяет сегодняшний материал рубрики «Выставка одной картины» посвятить биографии этого замечательного живописца по двум причинам. Во-первых, картины художника часто встречаются в моих тематических подборках о детях, школе, зиме и т.д., и нет смысла еще раз дублировать их здесь. А во-вторых, на сайте www.bibliotekar.ru я нашел отличную, самую подробную в инете биографию Богданова-Бельского, написанную членом Союза художников России, кавалером ордена Карла Фаберже Анатолием Перевышко для журнала «Петербургский художник».
Поэтому с радостью процитирую ее в Дневнике для вас и себе на память.
Но сначала полюбуемся картиной весеннего паводка.

Николай Богданов-Бельский Переправа

Столько в картине солнца и тепла, хорошего настроения и юмора, что картина не ассоциируется с половодьем и нынешними сообщениями СМИ о затопленных селах Урала, Волгоградской области, Ставропольского края и Прибалтики.

Николай Петрович Богданов-Бельский

8 декабря 1868, д. Шопотово, Бельский уезд, Смоленская губерния, Россия -
19 февраля 1945, Берлин, Германия

Николай Богданов-Бельский Автопортрет 1915 г.

Русский художник-передвижник.
Николай, внебрачный сын батрачки, родился в деревне Шопотово (в одной из биографий указана другая деревня - Шитики) Смоленской губернии.
При крещении его записали Богдановым, т. е. - богом данным. А Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.
Первые два года он проучился в родной деревне. В школе преподавал священник. При его содействии мальчик и попал к С. А. Рачинскому. Это была легендарная личность. Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.
Поэтому картина художника «На пороге школы» (или У дверей школы) (1897, Государственный Русский музей) является практически автобиографической.

Николай Петрович Богданов-Бельский У дверей школы 1897 г.

Чтобы попасть в эту школу, мальчику пришлось выдержать экзамен. Экзамен для маленького Николя, как его впоследствии будет уважительно называть С. А. Рачинский, состоял в том, что он должен был нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым и его приняли в народную школу С. А. Рачинского в селе Татево.

Николай Петрович Богданов-Бельский Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. 1895 г.

Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба художника. Сам Николай Петрович часто говорил: «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).

Николай Богданов-Бельский Воскресное чтение в сельской школе 1895 г.

«Маленьким мальчиком, - вспоминал художник, - я нарисовал на пробу нашу колокольню, а потом дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня совсем, как настоящие».
Тринадцатилетним, Рачинский отдал Николая в Троице-Сергиеву лавру - монастырь, где была рисовальная школа. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие деньги в то время.

Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский и И. М. Прянишников.
Подошел момент для написания выпускной (дипломной) картины на звание «классного художника». Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое.
С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево и встречается с Рачинским. Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок.

Николай Петрович Богданов-Бельский Будущий инок. 1889 г.

Успех у окружающих, детей в народной школе придал огромное воодушевление автору. Приближались дни отъезда в Москву, в Училище, но художник вдруг приуныл. Что же я повезу, думал он, ведь все ждут от меня пейзаж.
Наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в сани. Прощальный взгляд С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крыльцо дома. Лошадь тронула. Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя!» Заскрипели сани на морозе и легко понеслись по занесенной снегом дороге… На душе было тяжело от минут расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Зачем, куда и что я везу с собой? Его кинуло в жар. А сани мчали в неизвестность неотвратимо. Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так?» …И картину потеряли. Долго потом извозчик возвращался, все-таки ее нашли и благополучно доставили на место.

Как вспоминал сам художник: «Ну и началась в школе кутерьма!»
«Будущий инок» - работа, которую он представил на звание «классного художника», сверх всяких ожиданий имела огромный успех. Она была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины.
В январе 1891 года картина была представлена в экспозиции передвижной выставки в Киеве.
После посещения выставки художник М. В. Нестеров в письме своим родным пишет:
«…но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует…»
Отныне художник начинает жить на свои средства. В эту пору ему было 19 лет.
В дальнейшем определяющей в творчестве художника станет тема детства.

В 1890 году художник совершает поездку в Константинополь и на Афон.
На Афоне 19-летний Богданов-Бельский встречает 17-летнего Малявина, занимающегося там иконописью.
В 1894 - 1895 гг. Н. П. Богданов-Бельский продолжает учиться живописи в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина.
На деньги, вырученные за картину «Воскресное чтение» (1895, Государственный Русский музей), он едет в Париж, где занимается живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси.
Затем он работает в Мюнхене и в Италии.

Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея) и «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).
Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей.
Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 - 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и других.
Он часто приезжает из родной деревни Татево, где у него была мастерская, в Петербург. Здесь он живет подолгу, исполняя заказы, а затем, заработав средства, возвращается к себе.
«Я так много лет провел в деревне, - говорил художник, - так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин».

Николай Богданов-Бельский с персонажами своих картин.

В это время написанные им картины приобретаются с выставок в крупнейшие собрания, в том числе, и в Третьяковскую галерею.
Богданов-Бельский становится участником Товарищества передвижников, участвует в выставках ТПХВ с 1890 по 1918 гг., множестве выставок в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911). Его работы воспроизводятся в журналах «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба».
В 1903 г. Николай Петрович Богданов-Бельский за заслуги на художественном поприще избран в академики живописи. Ему всего 35 лет. В 1914 г., в 46 лет, он становится действительным членом Академии художеств.

Н.П.Богданов-Бельский (фото)

После революции 1917 года жизнь художников-реалистов становится труднейшей.
По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941).
В Риге художественным музеем заведует известный художник, ученик А. И. Куинджи, выпускник Академии Художеств - В.-К. Ю. Пурвит. Он помогает Н. П. Богданову-Бельскому организовать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 - январе 1922), на которой представлено 52 произведения, многие из которых приобретается прямо на выставке.
Художник с увлечением работает над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.
В 1923 г. проходит его вторая персональная выставка в стенах того же музея. Снова успех. Позже выставки художника в Рижском городском художественном музее пройдут еще в 1936 и 1940 годах.

Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей.
Дважды он выставляется в Париже – в галереях Magelan (1921) и d’Aligan (1931).
На первой советской выставке в Америке - в Нью-Йорке, в Grand Central Palace в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище русского искусства.
На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.
В 1929 г. на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал отведен под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати.
Зарубежные выставки Н. П. Богданова-Бельского прошли также в Питтсбурге (1925), Амстердаме (1930), Берлине (1930) и Белграде (1930).

Когда в 1928 году художнику исполнилось 60 лет, ему пришло множество поздравительных писем, телеграмм. И. Е. Репин прислал своему ученику из Куоккалы восторженное письмо, он радуется его успехам. В 1936 г. Богданов-Бельский отмечает пятьдесят лет творческой жизни.
В апреле 1941 г. Богданов-Бельский посылает на выставку в Москву картину «Пастушок Прошка» (1939).
Прошку не нашел, а нашел Кондрашку того же года. А может это одна и та же картина?

Н. П. Богданов-Бельский - русский художник, работы которого хранятся в самых знаменитых музеях мира. Его жизнь и творчество совпали с переломным моментом в истории России. До настоящего времени не существует серьезных исследований его творческого наследия. Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре «Русские художники» не упомянуто о творчестве этого выдающегося мастера.


Живописец русской деревни - так можно охарактеризовать сущность художественного почерка, которым отличался Н. П. Богданов-Бельский. Хотя он был успешным художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия часто заказывали у него портреты, но по-настоящему увлекала его тема простого деревенского быта. Сын батрачки из Смоленской губернии, даже поднявшись к вершинам творческого признания, видел глубокую душу русской деревни и передавал ее на полотнах своих картин.

Детство


Он был рожден 8 (20) декабря 1868 года. О матери будущего академика неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем возрасте - шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге окружающую его жизнь.

Следующий этап обучения - Шопотовское начальное двухклассное училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы в Татево С. А. Рачинский. Под его покровительством находилось 30 школ, в которых учились деревенские ребятишки. Высокообразованный человек, профессор Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения жизни крестьянских детей. В школьной художественной мастерской он сам занимался с учениками живописью и рисованием. Два года обучения, которые Н. П. Богданов провел в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую жизнь.


Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского


Первая картина


Художественная одаренность ученика была настолько очевидной, что в 1881 году С. А. Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерам-иконописцам. При этом он определяет денежное содержание для своего воспитанника - 25 рублей в месяц.



Первая картина, с которой 16-летний живописец принял участие в художественной выставке, - «Еловый лес». По отзывам В. Д. Поленова и В. А. Серова, в ней все дышало натуральной простотой и красотой русского пейзажа. Художественный дебют оказался удачным и в коммерческом отношении. Картина была куплена коллекционером Сапожниковым. Спустя два года юноша начинает пятилетнее обучение в Московском художественном училище (1884-1889).


Завершение образования


Уже с 18-летнего возраста молодой художник начинает зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины продаются, и этих денег хватает на пропитание и продолжение образования. К тому же он по-прежнему получает содержание от С. А. Рачинского, который внимательно следит за судьбой своего воспитанника.


В гостях у учителя


Окончив пейзажное отделение художественного училища, где он обучался у знаменитых художников В. Д. Поленова и И. М. Прянишникова, в 1894 году Н. П. Богданов продолжает образование в училище при Академии художеств. Его педагогом в этот период становится И. Е. Репин. Чуть более года длится обучение. В 1895 году молодой художник решает продолжить образование за границей. В последующие годы он работает и учится во Франции, Германии, Италии. Н. П. Богданов закончил Императорскую Академию художеств в 1903 году. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии. Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку - Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства. Академия художеств признала его своим действительным членом в возрасте 46 лет (1914).


Лес

Эмиграция

Революционные события 1917 года живописец не смог принять. Его отношения с новыми властями не сложились, и в 1921 году Н. П. Богданов-Бельский эмигрирует из Советской России. Его новым местом жительства стала Латвия. В Россию он больше не вернулся. Латвийский период жизни художника продлился 23 года.


Он увлеченно работает. Спокойная природа Латгалии с ее озерами, лесами и лугами пришлась художнику по душе. В этот период он создает много пейзажей и натюрмортов. Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца. Из-под его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маленькие персонажи картин - очень трогательные и изображенные с большой любовью. Как высокая награда за творчество и просветительскую деятельность - награждение орденом Трех Звезд. По всему миру с успехом проходили его выставки. Годы эмиграции стали периодом второго расцвета таланта великого русского художника.


Одна картина как зеркало творчества

Отличительная черта творчества Н. П. Богданова-Бельского - это почти фотографическая точность в передаче деталей на его полотнах. Примером может служить описание картины «Виртуоз». Богданов-Бельский изобразил на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного балалаечника. Тщательно, с филигранной дотошностью художник прописывает мельчайшие детали незамысловатой деревенской одежды своих героев. Увлеченное музыкой выражение детских лиц, березовая роща, отрешенность подростка, играющего на балалайке, - картина Богданова-Бельского «Виртуоз» насыщена деталями, которые открывают внутренний мир ее героев. И такой «документальный» подход к передаче деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника.

Виртуоз

За давностью лет

Невероятно, но до настоящего времени не существует полного каталога картин признанного мастера. Его работы были вывезены в разные страны. Хотя большинство полотен хорошо известны не только специалистам, но и широкой зрительской аудитории. Однако до сих пор возникают споры о периоде написания того или иного полотна. Считается, что уже упомянутая картина Н. Богданова-Бельского «Виртуоз» написана художником в 1891 году. Но ряд исследователей творчества живописца считает, что она была создана в более поздний период, примерно в 1912-1913 годах. Это период творчества, который прошел в деревне Островно, близ озера Удомля. Одна из жительниц села, которая родилась в 1903 году, - Агафья Ниловна Иванова - была в числе детей, которых художник изобразил на этой картине.

Чаепитие

И это только одна загадка среди череды белых пятен, которые сопровождают любое жизнеописание живописца. Художник Богданов-Бельский, картины которого известны во всем мире, еще только ожидает своего заинтересованного биографа.


Последний год жизни

В 1944 году состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Из-за этого пришлось выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Великий живописец Н. П. Богданов-Бельский ушел из жизни в возрасте 77 лет. Смерть русского художника прошла почти незамеченной - Германия проигрывала войну. Берлин готовился отражать атаки приближающейся Красной Армии. Это произошло 19 февраля 1945 года. Его последним пристанищем в эмиграции стало русское кладбище Тегель на окраине немецкой столицы.

Визитеры

Вдохновение

Везущие дрова по снегу

Будущие спортсмены

Мальчик, играющий на балалайке

Осенние размышления

Мечтательность среди берез

Натюрморт с тюльпанами

Концерт на гуслях

Лучшие друзья

Сбор цветов

Дети на берегу озера

Вид церкви

Молодой монах

Деревенский мальчик

Сельская дорога

Ловля раков

Лошадь в березовой роще

Посетители

Три сестры

Мальчик, отдыхающий в летнем пейзаже

Рыбалка на реке

Пересечение реки

Переправа

Наблюдая за стадом

Натюрморт с сиренью

У дверей школы

Воскресное чтение в сельской школе

Дети на лугу

У больного учителя

Первый урок

Симфония

Летний день

Мальчик с балалайкой

Дети на озере

Вступительный день

Деревенские мальчики

Две девушки на качелях

Дети с санями

Юные охотники на медведя

Сельская школа

Новая сказка

Рыбалка детей с мостков

Молодой музыкант

Играющие дети

Дети за пианино

Венчание

Крестьянка у ручья

Вид церкви

Куст сирени

Открытое окно в сад

Пасхальный стол

Процессия с фонарями

Четыре мальчика рыбачат на берегу

Дети на скамейке

Мальчики на рыбалке

Сельские дома

Девочка, читающая на лугу

Два мальчика

Девочка в лесу

Дети в зимнеим лесу

Солнце в марте

Сельская дорога

Южный морской пейзаж

Осенний пейзаж

Деревенский пейзаж

Сумерки в Риге

Вид озера

Крымский пейзаж

Мария Бауэр-Сорокоумовская

Молодая чаровница

Женский портрет

Портрет Н. Ф. Юсупова

Дама на балконе. Кореиз. Портрет И.А. Юсуповой.

Портрет М.С.Шереметовой

Княгиня Горчакова Д.М.

Мария Емельянова

М.П. Абамелек-Лазарева

Генерал-адъютант П.П. Гессе

Федор Шаляпин

Портрет дамы

Молодая красавица

Зеленая лампа

Обнаженная купальщица

Сидящая обнажённая



Оригинал записи и комментарии на

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...