Когда начинается служба в церкви на крещение. Служба в церкви: во сколько начинается и как проходит


Православный праздник Крещение Господне празднуют 19 января. Почему этот праздник чрезвычайно важен для христиан? Все дело в том, что в этот день христиане вспоминают событие, записанное в Евангелии - крещение Христа. Это произошло в водах реки Иордан, где в то время крестил евреев Иоанн Предтеча или Креститель.

История праздника

Православный праздник Крещение Господне называется также Богоявлением как напоминание о произошедшем чуде: Святой Дух сошел с неба и коснулся Иисуса Христа сразу же, как он вышел из воды после погружения и громогласный голос произнес: «Се есть Сын Мой Возлюбленный» (Матф. 3:13-17).

Таким образом, во время этого события людям явилась Святая Троица и было засвидетельствовано, что Иисус - это Мессия. Именно поэтому этот праздник называют еще и Богоявлением, который относится к двунадесятым, т.е. тем празднованиям, которые доктриной Церкви обозначены как события, связанные с жизнью Христа.

Православной Церковью Крещение отмечается всегда 19 января по юлианскому календарю, а сам праздник разделяется на:

  • 4 дня предпразнества - перед Богоявлением, в которые в храмах уже звучат литургии, посвященные грядущему событию;
  • 8 дней попразднства - дни после великого события.

Первое празднование Богоявления началось еще в первом веке в первоапостольской церкви. Главная идея этого праздника - память и прославление того события, в котором Сын Божий явился во плоти. Однако существует и еще одна цель празднования. Как известно, в первые века возникло множество сект, которые отличались по догматическим принципам от истинной церкви. И еретики также праздновали Крещение, но объясняли это событие иначе:

  • евиониты: как соединение человека Иисуса с Божественным Христом;
  • докеты: не считали Христа получеловеком и говорили только о Его Божественной сути;
  • василидиане: не считали, что Христос был полубогом получеловеком и учили, что сошедший голубь был Божьим умом, который вошел в простого человека.

Учения гностиков, которые имели лишь полуправду в своем учении, очень привлекали христиан и их большое количество перешло в ересь. Чтобы это остановить, христиане решили праздновать Крещение, попутно подробно объясняя, что это за праздник и что произошло в это время. Назвала Церковь этот праздник Богоявлением, подтверждая догмат о том, что тогда Христос явил себя Богом, будучи изначально Богом, Единым с Троицей Святой.

Чтобы окончательно разрушить ересь гностиков по поводу Крещения, Церковь соединила Крещение и Рождество в единый праздник. Именно по этой причине до IV века эти два праздника отмечались верующими в один день - 6 января, под общим названием Богоявления.

Впервые их разделили на два разных празднования лишь в первой половине 5 века священнослужителями под руководством папы Юлия. Рождество стало праздноваться 25 января в западной Церкви, чтобы язычники отвратились от празднования рождения солнца (было такое языческое празднование в честь бога солнца) и стали прилепляться к Церкви. А Крещение стало праздноваться через несколько дней после, но так как Православная церковь отмечает Рождество по новому стилю - 6 января, то и Крещение празднуется 19 числа.

Важно! Смысл же Богоявления остался прежним - это явление Христа как Бога своему народу и воссоединение с Троицей.

Икона «Крещение Господне»

События

Праздник Крещения приурочен к событиям, которые изложены в 13 главе евангелия от Матфея - Крещение Иисуса Христа в водах реки Иордан, как и написано было у пророка Исаии.

Иоанн Креститель учил народ о грядущем Мессии, который будет крестить их в огонь, а также крестил желающих в реке Иордан, что символизировало обновление их от старого закона в новый, который принесет Иисус Христос. Он говорил о необходимом покаянии и омовение в Иордане (что евреи делали и раньше) стало прообразом Крещения, хотя Иоанн об этом и не подозревал тогда.

Иисус Христос в то время начинал свое служение, Ему исполнилось 30 лет, и он пришел к Иордану, чтобы исполнить слова пророка и объявить всем о начале Своего служения. Он попросил Иоанна окрестить и Его, на что пророк, очень удивившись, ответил, что он недостоин и обувь снять с Христа, а Тот просить его крестить. Иоанн Креститель уже тогда знал, что перед ним стоит сам Мессия. Иисус Христос на это ответил, что им следует сделать все по закону, чтобы не смущать людей.

Во время погружения Христа в воды реки небо раскрылось, и белый голубь опустился на Христа, а все рядом услышали голос «Се есть Сын Мой Возлюбленный». Таким образом, народу явилась Святая Троица в виде Святого Духа (голубь), Иисуса Христа и Господа Бога.

После этого за Иисусом последовали первые апостолы, а сам Христос отправился в пустыню для борьбы с искушениями.

Традиции в праздник

Служба на Крещение очень схожа с Рождественской, поскольку , когда Церковь придерживается строгого поста до самого освящения воды. Кроме того, служится особенная литургия.

Соблюдаются и другие церковные традиции - освящение воды, крестный ход к водоему, как это делали палестинские христиане, которые шли подобным образом на крещение к реке Иордан.

Литургия в день богоявления

Как и в любой другой важный христианский праздник, в храме служится праздничная литургия, во время которого духовенство облачается в праздничные белые ризы. Главной особенностью служения становится освящение воды , которое происходит после службы.

В Сочельник служится литургия святого Василия Великого, после которой освящается купель в храме. А на Крещение служится литургия святого Иоанна Златоуста, после которой совершается причастие и вновь освящение воды и крестный ход к ближайшему водоему для освящения.

О других значимых православных праздниках:

Тропари, которые читаются, рассказывают про разделение Иордана пророком Илией и про крещение Иисуса Христа все в той же реке, а также указывают на тот факт, что верующие духовно обновляются в Господа Иисуса Христа.

Читаются места из Писания про величие Христа (Деяние, евангелие от Матфея), могущество и власть Господа (28 и 41, 50, 90 псалмы), а также про духовное возрождение путем крещения (пророк Исаия).

Архиерейская служба на Крещение Господне

Народные традиции

Сегодня православие напоминает смешение двух рек с чистой и мутной водой: чистая - это доктринальное православие, а мутная - это народное, в котором чрезвычайно много примесей совсем нецерковных традиций и обрядов. Происходит это из-за богатой культуры русского народа, которая смешивается с богословием церкви, и в итоге получается две линии традиций - церковные и народные.

Важно! Знать народные традиции стоит, потому что их так можно отделить от истинных, церковных, и потом, знать культуру своего народа - просто обязательно для каждого.

На Крещение по народным традициям приходился конец святок - в это время девушки прекращали гадание. Писание запрещает гадание и всякое колдовство, поэтому святочные гадания лишь исторический факт.

В Крещенский Сочельник освящали купель в храме, а 19 числа освящали водоемы. После церковной службы люди крестным ходом шли к проруби и после молитвы окунались в нее, чтобы смыть с себя все грехи. После освящения проруби люди набирали с нее воды в емкости, чтобы унести домой освященную воду, а затем окунались сами.

Купание в проруби - это сугубо народная традиция, неподтвержденная доктринальным учением православной церкви.

Что поставить на праздничный стол

На Крещение верующие не постятся, но делают это заранее - в Крещенский Сочельник, канун праздника. Именно в Крещенский Сочельник необходимо соблюдать строгий пост и кушать только постные блюда.

Статьи о православной кухне:

На Крещение на стол можно ставить любые блюда, а в Сочельник только постные, причем обязательно присутствие сочива - блюдо из отварных зерен пшеницы, смешанных с медом и сухофруктами (изюмом, курагой и т. д).

Также пекут постные пироги, а запивают все узваром - компотом из сухофруктов.

Вода на Крещение

Вода имеет особый смысл во время праздника Крещение. Люди верят, что она становится чистой освященной и святой. Церковь же говорит, что вода - это неотъемлемая часть праздника, но освятить ее можно молитвой в любом месте. Освящают воду священнослужители дважды:

  • в Крещенский Сочельник купель в храме;
  • принесенную людьми воду к храмам и водоемы.

В тропаре Богоявления записано необходимое освящение жилища святой водой (также для этого используется церковная свеча), но вот купание в проруби - это сугубо народная традиция, необязательная к исполнению. Освящать и пить воду можно целый год, главное - хранить ее в стеклянных емкостях, чтобы она не зацвела и не испортилась.

По Преданию, вся вода в ночь на Крещение освящается и как бы приобретает сущность вод Иордана, в котором крестился Иисус Христос. Духом Святым освящается вся вода и она считается в этот момент святой.

Совет! Рекомендуется воду употреблять во время причащения вместе с вином и просфорой, а также выпивать ежедневно по несколько глотков и особенно в дни болезни. Следует помнить, что, как и любой другой предмет, она освящается в храме и требует к себе уважительного отношения.

Святая ли вода на Крещение

Священнослужители отвечают на этот вопрос неоднозначно.

Освященная вода, принесенная в храмы или в водоемах перед купанием по Преданиям старцев, освящается. Предания говорят, что в эту ночь вода становится подобной воде, которая текла в Иордане в тот момент, когда там крестился Христос. Как говорит Писание, Дух Святой дышит там, где хочет, поэтому есть мнение, что на Крещение вода святая везде, где молятся Господу, а не только в том месте, где священник совершил службу.

Сам процесс освящения воды - это церковное торжество, говорящее людям о присутствии Бога на земле.

Крещенская прорубь

Купание в проруби

Раньше на территории славянских стран Богоявление называлось (и продолжает называться) «Водохрещи» или «Иордань». Иорданью называется прорубь, которая вырублена крестом во льду водоема и которую освятил священнослужитель на Крещение.

Издревле существовала традиция - сразу после освящения проруби искупаться в ней, поскольку люди верили, что таким образом можно смыть с себя все грехи. Но это относится к мирским традициям,

Важно! Писание учит нас, что грехи наши омыты Кровию Христа на Кресте и принять спасение люди могут только через покаяние, а купание в ледяном водоеме лишь народная традиция.

Это не грех, но духовного смысла в этом действии нет. А купание лишь традиция и к ней нужно относится соответственно:

  • это необязательно к исполнению;
  • но исполнение можно проходить благоговейно, ведь вода была освящена.

Таким образом, купаться в проруби можно, но делать это надо с молитвой и после праздничного богослужения в Церкви. Ведь главное освящение происходит через покаяние грешника, а не через купание, поэтому не стоит забывать о личных взаимоотношениях с Господом и посещении храма .

Посмотрите видео о празднике Крещения

Крещение - одно из основных таинств православия. Этот обряд заключается в принятии христианской веры. Он призван защитить человека от влияния тёмных сил и направить его жизнь в светлую духовную сторону. Существует мнение относительно правильности принятия христианства уже во взрослом, осмысленном возрасте. Однако православные священники утверждают обратное. Будучи крещёным во младенчестве, человек рано обретает ангела-хранителя, очищается от первородного греха и навсегда принимается в святую церковную обитель.

Православная церковь рекомендует проводить обряд крещения младенцев на 8-й или на 40-й день после их появления на свет. Новорожденных детей, пребывающих в опасной болезни, стоит окрестить как можно скорее. Перед крестинами нужно определиться в выборе православного имени для младенца. Святой, носящий такое же имя, становится его заступником перед высшими силами. Православное имя должно знать ограниченное количество людей, это сделает человека неуязвимым перед злом и недоброжелателями.

Крещение ребенка в церкви

Многих интересует, в какие дни и как проходит крещение ребёнка в церкви. Правила практически одинаковы в каждом православном храме. Для крестин можно выбирать любой день недели. Исключением являются большие церковные праздники, когда по причине большой загруженности батюшка не сможет провести церемонию.

Подготовка к таинству

Подготовка к таинству подразумевает приобретение крестильного комплекта, предварительные беседы с духовным лицом и выбор крёстных отца с матерью. В крестильный набор входят рубашка (пелёнка), нательный крест и иконка с изображением святого заступника. Для младенцев женского пола добавляются шапочка или платочек. Крестильная рубашка (крыжма) считается чудодейственным оберегом и должна храниться в течение всей жизни своего обладателя.
С её помощью народные целители снимают проклятия и помогают в лечении серьёзных заболеваний.

Крыжма для крещения

Крыжму можно купить или пошить самостоятельно. Это может сделать как родная мама, так и будущая крёстная. Предпочтение отдаётся белому цвету ткани как символу чистоты и непорочности.

Нательный крестик по традиции покупает крёстный отец. Он должен быть из недорогого металла. Разрешается иметь крест из серебра, так как этот металл способен очищать и отгонять нечисть. А вот золото не считается чистым, поэтому золотые крестики нежелательны. Можно приобрести такой крестик в дальнейшем, не забыв освятить его. После совершения таинства нательный крест положено носить постоянно как символ веры.

Крёстные родители часто раздумывают, что лучше покупать к кресту - цепочку или шнурочек? В церковных лавках продаются верёвочки – гайтанчики, специально предназначенные для его ношения. Они безопасны и удобны в использовании и особенно хорошо подходят маленьким детям.

Родным и крёстным родителям стоит предварительно посетить батюшку и задать ему все необходимые вопросы по предстоящей церемонии. Он детально расскажет, что нужно для правильного участия в ней. Для проведения фото или видеосъёмки нужно получить у него обязательное одобрение и благословение. В день крестин при себе надо иметь свидетельство о рождении малыша. На его основании будет выдаваться свидетельство о крещении.

Выбор крёстных родителей

Выбор крёстных не должен делаться из меркантильных соображений. Священники советуют приглашать для этого верующих людей, которые в дальнейшем способны стать для крестника духовными родителями и наставниками, а при необходимости заменить ему родных отца с матерью. Они должны обязательно принадлежать к православной вере.

Будущие крёстные приглашаются в храм для беседы с батюшкой. Священнослужитель расскажет им, как проходит крещение ребёнка, разъяснит их роль в проведении обряда и в духовной жизни будущего крестника. Церковные правила строго определяют категорию лиц, которые не могут быть крёстными родителями:

  • родители ребёнка;
  • атеисты и представители других религий;
  • сотрудники храма;
  • несовершеннолетние;
  • лица, состоящие между собой в браке.

Женщинам запрещено присутствовать в святой обители во время критических дней. Перед проведением таинства крёстные обязаны соблюдать трёхдневный пост, исповедоваться и причащаться.

Крещение детей в церкви

Правила церкви возбраняли ранее родителям детей находиться с ними во время проведения обряда. Сегодня порядок проведения церемонии несколько изменился и православный священник может окрестить младенца в их присутствии.

Всем участникам обряда нужно уделить внимание своему внешнему виду. Он должен соответствовать церковным требованиям. В одежде предпочтительны сдержанные тона. На всех присутствующих должны быть нательные кресты, а в руках крестильные свечи.


Женщинам не полагается быть в коротких открытых платьях или юбках. Голова покрывается платком или косынкой. Броские украшения и яркий макияж исключены. Дети женского пола также должны быть с покрытой головой. Мужчины допускаются в храм без головного убора.

Крестины детей обоих полов проходят по одним и тем же правилам. Первое священное действие – возложение руки священника на малыша. Такой жест символизирует обретение покровительства Бога. Крёстные отвечают от имени крестника на некоторые вопросы батюшки, затем священник помазывает ребёнка церковным маслом (елеем).

После помазания крёстные родители с малышом на руках должны пройти к купели. Священник освящает воду и трижды погружает в неё младенца. Если крестят мальчика, то к купели его подносит крёстная, а если девочку – крёстный. После омовения нужно надеть крестильную рубашку и покрыть голову. Священник совершает обряд миропомазания, которое бывает только один раз в жизни.

Правила крещения в церкви

Затем с детской головы состригается небольшая прядь волос. Младенца обносят 3 раза вокруг купели. Это означает, что он принял православную веру и соединился с ней навсегда. Вся церемония сопровождается постоянным чтением молитв.

По возвращении из святой обители все приглашённые собираются за праздничным столом. Во время торжества детям дарят подарки и тёплые искренние пожелания.

Длительность и стоимость обряда

Длительность и стоимость обряда варьируются. Многие родители интересуются, сколько длится крещение ребёнка в церкви. Во многом это зависит от батюшки. Чаще всего проведение ритуала занимает от 30 минут до 2 часов.

Основные материальные расходы ложатся на плечи кровных отца и матери, хотя когда-то был обычай полностью всё оплачивать крёстному. Стоимость крещения в церкви указывается в прейскуранте с расценками церковных услуг. Его можно найти в иконной лавке. Узнать, сколько стоит крещение ребёнка в церкви, можно у её работников. Традиционно сумма колеблется в пределах 600 – 2000 рублей.

Каждый решает сам, верить ему в приметы или нет. Существуют поверья, связанные с крестинами. Наши мудрые предки советовали поступать следующим образом:

  • не сообщать посторонним людям о дате предстоящих крестин;
  • в храм допускать только чётное количество гостей;
  • перед проведением крестин пересчитать все деньги в доме - это обеспечит чаду безбедную жизнь;
  • в день крестин, как и в дни церковных праздников, не выполнять никаких работ;
  • никому не открывать двери дома, пока не вернутся из храма все участники обряда;
  • не брать в крёстные беременную женщину;
  • в праздничный день в доме не шуметь и не ссориться;
  • после застолья последними из гостей должны уходить крёстные мать с отцом.

Православные священники учат, что одного только факта крещения недостаточно для входа в Небесное Царство. Важна дальнейшая жизнь во Христе и участие во всех церковных таинствах. Церковь призывает родителей крещёных детей жить в её лоне и подавать достойный пример растущему поколению.

Правила крещения ребенка в церкви: видео

Церковные богослужения или, народными словами, церковные службы - главные события, для которых и предназначены храмы. Согласно православной традиции, в них ежедневно совершаются дневные, утренние и вечерние обряды. И каждое из этих служений состоит из 3-х видов служб, которые в совокупности объединены в суточный круг:

  • вечернее - из вечерни, повечерия и девятого часа;
  • утреннее - из утрени, первого часа и полуночницы;
  • дневное - из Божественной литургии и третьего и шестого часа.

Таким образом, суточный круг включает в себя девять служб .

Особенности служб

В православных служениях многое заимствовано от ветхозаветных времен. К примеру, начало новых суток принято считать не полночь, а 6 часов вечера, что является причиной проведения вечерни - первой службы суточного круга. На ней вспоминаются основные события Священной истории Ветхого Завета; речь идет о творении мира, грехопадении прародителей, служении пророков и Моисеевом законодательстве, а христиане возносят Господу благодарение за новый прожитый день.

После этого по Уставу церкви нужно служить повечерие - общественные молитвы на сон грядущий, в которых говорится о сошествии Христа в ад и освобождении праведников из него.

В полночь положено совершать 3-ю службу - полуночницу. Это служение проводится с целью напоминания о Страшном суде и Втором пришествии Спасителя.

Утреннее богослужение в православной церкви (утреня) - одно из самых длительных богослужений. Оно посвящено событиям и обстоятельствам земной жизни Спасителя и состоит из множества покаянных и благодарственных молитв.

Первый час совершают около 7-ми часов утра. Это краткая служба о пребывании Иисуса на суде первосвященника Каиафа.

Третий час проходит в 9 часов утра. В это время воспоминаются события, происходившие в Сионской горнице, когда к апостолам снизошел Святой Дух, и в претории Пилата Спаситель получил смертный приговор.

Шестой час проводится в полдень. Это служение о времени распятия Господа. Не стоит путать с ним девятый час - службу о Его крестной смерти, которая совершается в три часа пополудни.

Главным богослужением и своеобразным центром данного суточного круга считается Божественная литургия или обедня, отличительной особенностью которой от других служб является возможность, кроме воспоминаний о Боге и земной жизни нашего Спасителя, соединиться с Ним в реальности, участвуя в таинстве Причащения. Время этой литургии с 6-ти до 9-ти часов до полудня перед обедом, отчего ей и дано второе название.

Изменения в проведении служений

Современная практика богослужения привнесла некоторые изменения в предписание Устава. И сегодня повечерие проводится только в период Великого поста, а полуночница - один раз в течение года, накануне Пасхи. Еще реже проходит девятый час, а оставшиеся 6 служб суточного круга объединены в 2 группы по 3 службы.

Вечерняя служба в церкви проходит с особой последовательностью: христиане служат вечерню, утреню и первый час. Перед праздничными и воскресными днями данные служения объединяются в одно, которое называется всенощным бдением, т. е. подразумевает собой длительные ночные молитвы до рассвета, проводимые в древности. Данная служба длится 2−4 часа на приходах и от 3-х до 6-ти часов в монастырях.

Утреннее богослужение в церкви отличается от прошлых времен последовательными служениями третьего, шестого часов и обедни.

Также важно отметить проведение ранней и поздней литургии в храмах, где больший приход христиан. Такие службы принято совершать в праздничные дни и в воскресенье. Обе литургии предваряются чтением часов.

Существуют дни, когда не проводится утренняя служба в церкви и литургия. К примеру, в пятницу Страстной седмицы. Утром этого дня совершается недолгое последование изобразительных. Данное служение состоит из нескольких песнопений и как бы изображает литургию; при этом статуса самостоятельного служения этой службой не получено.

К богослужениям также относятся различные таинства, обряды, чтение акафистов в церквях, общинные чтения вечерних и утренних молитв и правила к Святому Причащению.

Кроме этого, в храмах совершаются службы по потребностям прихожан - требы. Например: Венчание, Крещение, отпевания, молебны и другие.

В каждой церкви, соборе или храме часы службы устанавливаются по-разному, поэтому для получения информации о проведении какого-либо служения церковнослужители рекомендуют узнавать расписание, составленное конкретным духовным учреждением.

А тем, кто незнаком с ним , можно придерживаться следующих временных промежутков:

  • с 6-ти до 8-ми и с 9-ти до 11-ти часов утра - раннее и позднее утреннее служение;
  • с 16-ти до 18-ти часов - вечерняя и всенощная службы;
  • в течение дня - праздничная служба, но лучше уточнить время ее проведения.

Все богослужения обычно совершаются в храме и только священнослужителями, а верующие прихожане в них участвуют пением и молитвой.

Христианские праздники

Христианские праздники подразделяются на две разновидности: переходящие и не переходящие; также их называют двунадесятыми праздниками. Чтобы не пропустить службы относительно них, важно знать даты.

Не переходящие

Переходящие, на 2018 год

  1. 1 апреля - Вербное воскресенье.
  2. 8 апреля - Пасха.
  3. 17 мая - Вознесение Господа.
  4. 27 мая - Пятидесятница или Святая Троица.

Длительность церковных служб в праздничные дни отличается друг от друга. В основном это зависит самого праздника, исполнения служения, длительности проповеди и количества причастников и исповедующихся.

Если по каким-то обстоятельствам вы опоздаете или не придете на службу, никто вас не осудит, ведь не столь важно, в какое время она будет начинаться и сколько будет длиться, намного важнее, что ваш приход и участие искренны.

Подготовка к воскресному обряду

Если вы решили прийти в храм в воскресенье, то следует к этому подготовиться. Утренняя служба в воскресенье - самая сильная, она проводится с целью причащения. Это происходит следующим образом: священник даёт вам тело христово и его кровь в кусочке хлеба и глотке вина. Готовиться к такому мероприятию нужно не меньше чем за 2 дня .

  1. Следует попоститься в пятницу и субботу: убрать из рациона жирную пищу, алкоголь, исключить супружескую близость, не материться, никого не обижать и самому не обижаться.
  2. За день до причастия прочитать 3 канона, а именно: покаянный к Иисусу Христу, молебный к Пресвятой Богородице и к Ангелу-Хранителю, а также 35-е Последование к Святому Причащению. Это займет около часа.
  3. Прочитать молитву на сон грядущий.
  4. Не есть, не курить, не пить после полуночи.

Как себя вести во время причастия

Чтобы не пропустить начало службы в церкви в воскресенье, необходимо прийти в церковь заранее, примерно к 7.30. До этого времени нужно не есть и не курить. Существует определенный порядок действий при посещении .

После причастия ни в коем случае не рвитесь получить желаемо е, то есть накуриться вдоволь и так далее, не оскверняйте причастие. Рекомендуется знать меру во всем и несколько дней читать благодатные молитвы, чтобы не осквернить данное богослужение.

Необходимость посещения храма

Иисус Христос, Господь наш и Спаситель, пришедший на землю ради нас, основал Церковь, где присутствует поныне и невидимо все необходимое, что подается нам для вечной жизни. Где «невидимые Силы Небесные служат для нас», - говориться в православных песнопениях, «Где двое-трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» - написано в Евангелии (глава 18, стих 20-ый, Евангелие от Матфея), - так сказал Господь апостолам и всем, кто верит в Него, поэтому невидимое присутствие Христа во время служений в храме люди теряют, если не приходят туда.

Еще больший грех совершается родителями, которые не заботятся о служении Господу их детей. Вспомним слова нашего Спасителя из писания: «Пустите детей своих и не препятствуйте им ходить ко Мне, ибо для них есть Царство Небесное». Также Господь говорит нам: «Не хлебом будет жить человек, а всяким словом, исходящим из Божьих уст» (глава 4, стих 4-ый и глава 19, стих 14-ый, то же Евангелие от Матфея).

Духовная пища тоже необходима человеческой душе, как и телесная для поддержания сил. И где же человек услышит Божье слово, как не в храме? Ведь там, среди верующих в него, пребывает сам Господь. Ведь именно там проповедуется учение апостолов и пророков, говоривших и предсказывавших по внушению Духа Святого , там учение Самого Христа, который и есть истинная Жизнь, Мудрость, Путь и Свет, который просвещает каждого прихожанина, грядущего в мир. Храм - это небо на нашей земле.

Богослужения, которые совершаются в нем, по словам Господа, - это дела ангелов. Проходя учения в церкви, храме или соборе, христиане получают Божье благословение, способствующее успеху в добрых делах и начинаниях.

«Ты услышишь звон колокола церковного, призывающего к молитве, и совесть подскажет о том, что нужно идти в дом Господень. Пойди и отложи, если можешь, всякие дела в сторону и поспеши в Божью церковь» - советует Феофан Затворник, святитель православия, - «Знай, что Ангел твой хранитель зовет тебя под кров дома Господня; это он, твой небожитель, напоминает о Небе земном, чтобы ты там смог освятить душу твою благодатию Христовою и усладить сердце свое небесным утешением; и, - кто знает как будет? - может быть, он зовет тебя туда еще и для того, чтобы отвести от тебя искушение, которое никак не избежать, ведь если дома останешься не укрыть тебя под сению дома Господнего от опасности великой…».

Христианин в церкви учится Небесной мудрости, которую приносит на землю Сын Божий. Он узнает и подробности жизни своего Спасителя, и знакомится с поучениями и житием угодников Божьих, и принимает участие в церковной молитве. А соборная молитва - великая сила! И тому есть примеры в истории. Когда апостолы находились в ожидании пришествия Духа Святого, они пребывали в единодушном молении. Поэтому в церкви мы в глубине души ожидаем, что и к нам придет Дух Святой. Так бывает, но только в том случае, если мы не создадим для этого препятствия. К примеру, недостаточная открытость сердца может помешать прихожанам в соединении верующих при чтении молитв.

В наше время, к сожалению, это происходит довольно часто, так как верующие неправильно ведут себя, в том числе и в храме, и причиной этому является незнание истины Господней. Господь знает и мысли наши, и чувства. Он не оставит искренне верующего в него , а также нуждающегося в причащении и покаянии человека, поэтому двери Божьего дома всегда открыты для прихожан.

Богоявление или Крещение Господне – один из важнейших двунадесятых праздников Православия. Всё об истории возникновения этого события читайте в статье!

Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2019 году

Что это за праздник?

Предпразднество Богоявления

Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих:
«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением).

Навечерие Богоявления

Канун праздника - 5 января - называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления 5 января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одногo раза дозволяется принятие пищи дважды - после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

Особенности богослужения в Навечерие праздника

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней - вечерня и после нее водоосвящение.

Великие часы Крещения Господня и их содержание

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).

Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах - 28-м и 41-м - пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя - трепет и страх при Крещении Господа - и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).

Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие - о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).

Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа - обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

Вечерня в день Навечерия праздника

Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13.
После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии - припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е).
После этого - ектенья «Рцем вси…» и прочее.

Великое освящение воды

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV - V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение - в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил Патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о лицах и событиях, которые в Ветхом Завете, во время странствования иудеев в пустыне, были прообразом Христа Спасителя (таинственное крещение иудеев в Моисея среди облака и моря, духовная их пища в пустыне и питие от духовного камня, который был Христос). В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.

Прославление праздника

В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.

После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.

У большинства православных мирян сформировалось убеждение, что празднество Крещения Господня начинается в полночь 19 января. Некоторые россияне даже идут в такое позднее ночное время окунаться в прорубь.

Это огромное заблуждение, видимо, сформировавшееся по аналогии с Новым Годом, который условно наступает ровно в полночь.

На самом деле, праздник начинается накануне, 18 января, в так называемый Сочельник. Канун Крещения недаром получил такое наименование. Оно происходит от старинного слова «сочиво». Это постное блюдо, которое полагается вкушать в день перед святым таинством Крещения Господа. Сочиво готовится из вареных пшеничных зерен, меда, сухофруктов.

До обеда в Сочельник вообще нельзя ничего есть. В этот день нужно соблюдать строгий однодневный пост. В первую половину дня нужно воздержаться от пищи. После утреннего церковного богослужения можно поесть сочиво или другую постную еду.

Богослужение

Сам праздник начинается 18 января с утренней службы. Это происходит приблизительно в 8-9 часов утра (в разных храмах может быть по-разному). Праздничное богослужение продолжается достаточно долго, практически до полудня. Только после этого священник производит таинство освящения воды (это не происходит в полночь, как думают многие россияне).

Святую воду раздают понемногу всем православным, присутствовавшим на службе. Вода освящается в емкостях. Ее можно пить, использовать для умывания (но нельзя выливать в канализацию!). Святая вода может храниться весь год буквально до следующего праздника и не испортиться, не зацвести. Считается, что она обладает особыми свойствами и может даже исцелять недуги.

Купание в проруби и других водоемах в самом чине празднества вообще не предусмотрено. В этом нет никакой необходимости. Зато для православного человека важно быть на богослужении в храме, не думать о мирском, а открыть свое сердце Богу.

Чин освящения воды

Во время богослужений 18 января в церкви читаются отрывки из священного Писания, которые называются паремиями, а также Литургия Василия Великого. По содержанию все эти тексты посвящены самому Крещению Иисуса Христа и Богоявлению. Также читаются молитвы и ектении, в которых толкуется значение этого великого события.

Во время освящения воды сначала служится литургия, после которой зачитывается заамвонная молитва (либо просительная ектения). Настоятель храма и прочие священники в торжественном облачении выходят через царские врата к купели. Перед ними всегда несут горящие свечи, кадила и крест. На этом этапе поются тропари и производится каждение (окуривание при помощи кадила) алтаря, стола, на котором располагается чаша с водой, и всех присутствующих в храме.

Затем зачитываются паремии из книги Исаии, поется прокимен и снова зачитываются соответствующие места из Евангелие. Настоятель храма во время чтения тайно произносит молитву «Господи Иисусе Христе», прося очищения и благословения на святое таинство. Затем вслух он произносит молитву «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя», в которой просит Бога прийти и освятить воду. Она освящается трижды перстами, а затем трижды Честным крестом.

Таинство освящения воды за весь праздник совершается дважды: сначала в Сочельник, затем на само Крещение, 19 января. Так что если вы не смогли по какой-то причине получить это благословение в канун праздника, наверстать упущенное можно на следующий день.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...