Краткая биография бурлюка. Все интересное в искусстве и не только Бурлюк картины


Происходил из старинного казачьего рода. Отец художника, Д.Ф.Бурлюк, агроном, служил управляющим в крупных поместьях на юге России; мать, Л.И.Михневич, занималась живописью. Первые художественные навыки получил в гимназиях г. Сумы у А.К.Венига (1894) и в Тамбове у П.П.Ризниченко (1895–1897). Учился в КазХУ (1898–1899, 1901–1902) у Г.А.Медведева и К.Л.Мюфке; в ОХУ (1899–1901, 1910–1911) у К.К.Костанди, Г.А.Ладыженского, А.А.Попова и Л.Д.Иорини, в Мюнхене в Королевской АХ (1902) у Вильгельма фон Дица и в школе Антона Ашбе (1903–1904), в Париже в студии Фернана Кормона (1904). С 1911 – в МУЖВЗ у Л.О.Пастернака и А.Е.Архипова (исключён в 1914). С 1905 участвовал в выставках, публиковал статьи в газете «Юг» (Херсон). В 1906 принимал участие в деятельности Товарищества харьковских художников.

Бурлюк стоял у истоков авангарда. После обучения за границей последним словом современного искусства считал импрессионизм (неоимпрессионизм), принципы которого активно пропагандировал; свой первый манифест назвал «Голос импрессиониста в защиту нового искусства» (1908). Новое отношение к живописной форме, которое он демонстрировал на выставках 1906–1907, было встречено враждебно («губительная мода», «дикие приёмы», «какие-то точки и кружки»).

Д.Д.Бурлюк. Женщина с зеркалом. Холст, масло, бархат, кружево,зеркальное стекло. 37,8×57,5. РГОХМ


Д.Д.Бурлюк. Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского. 1916. Холст, масло,бронзовая краска. 98×65,5. ГТГ


Д.Д.Бурлюк. Святослав (Всадник). 1915–1916. Холст, масло, гипс, дерево,стекло, жесть, медь. 53,5×67. ГТГ

Роль Бурлюка была особенно велика в деле консолидации творческих исканий и объединения художников-новаторов. На выставках 1906–1908 он выступал совместно с братом В.Д.Бурлюком и сестрой Л.Д.Бурлюк. Осенью 1907, приехав в Москву, познакомился с М.Ф.Ларионовым, сблизившись с ним на платформе неоимпрессионизма, противопоставленного символизму «Голубой розы». В конце 1907 финансировал организованную совместно с Ларионовым выставку «Стефанос» в Москве, в 1908 с А.А.Экстер организовал в Киеве выставку «Звено». В том же 1908 вместе с братьями приехал в Петербург, где сблизился с Н.И.Кульбиным и В.В.Каменским, в 1909 – с Е.Г.Гуро и М.В.Матюшиным, около 1910 – с В.В.Хлебниковым. Осенью 1910 в Одессе познакомился с В.В.Кандинским и стал участником его начинаний: выставок «Нового мюнхенского художественного общества», общества «Синий всадник» и автором одноимённого альманаха.

Около 1910 Бурлюк повёл борьбу с критикой, обвиняя её в некомпетентности и пристрастности, опубликовал листовку «По поводу “Художественных писем” г-на А.Бенуа» (1910) и брошюру-памфлет «Галдящие “бенуа” и новое русское национальное искусство» (М., 1913). Бурлюк показал необходимость для художников авангарда самостоятельно разрабатывать вопросы теории. В статье «Дикие в России» («Синий всадник», 1912) он попытался сформулировать общие принципы нового искусства: отказ от академических правил и опора на «варварские» традиции (искусство Древнего Египта), свободный рисунок, совмещение ракурсов, «закон колористического диссонанса» и т.п.

Живопись Бурлюка около 1910 эволюционировала к фовизму, затем к оригинальному варианту футуризма. В 1912 он предпринял путешествие по странам Европы (Германия, Франция, Швейцария, Италия), в ходе которого освоил французский кубизм и итальянский футуризм, и по возвращении выступал в Москве и Петербурге с докладами, носившими характер скандала. Свои взгляды он излагал в эпатажно-игровой форме, провоцируя бурную реакцию публики. Бурлюк был создателем коллективного образа-маски авангардиста (в терминологии 1910-х – футуриста), которая отличалась от образа декадента не столько экстравагантностью облика и поведения, сколько близостью к «смеховой культуре».

Одновременно с публичными выступлениями Бурлюк развернул активную литературно-издательскую деятельность. В 1910 учредил первую футуристическую литературную группу «Гилея»; написал (совместно с Хлебниковым и В.В.Маяковским) и издал манифест «Пощёчина общественному вкусу» (М., 1913 ). Автор текстов и иллюстраций в поэтических сборниках «Садок судей» (СПб., 1910) и «Садок судей II» (СПб., 1913); «Требник троих» (М., 1913); «Дохлая луна» (М., 1913); «Рыкающий Парнас» (М., 1913) и других. Издавал произведения Хлебникова, Маяковского, Каменского и Б.К.Лившица, в 1913–1914 с Маяковским и Каменским совершил турне по городам России с лекциями и чтением стихов.

Один из организаторов общества «Бубновый валет» (1911), участник одноимённых выставок 1910–1917. Член объединения «Союз молодёжи» (с 1913) и участник его выставок 1910–1914. В живописи Бурлюк постепенно уступал приоритет представителям более радикальных концепций. На протяжении 1910-х он совмещал работу с натуры (пейзаж, портрет) с созданием футуристических композиций (которым часто давал квазинаучные «заумные» названия), экспериментировал с фактурой, не отказываясь от приёмов импрессионизма и традиционного реализма. Всё это, включая интерес к национально-историческим сюжетам («Святослав», «Казак Мамай». Обе – 1916) и символике («Опоздавший ангел мира». 1917) давало повод бывшим соратникам для обвинений Бурлюка в эклектизме.

В 1915, в связи с необходимостью содержать семью, выехал в Башкирию, где занимался торговлей военным фуражом. Жил на станции Иглино близ Уфы. Во время недолгого пребывания в Москве в конце 1917 – начале 1918 возобновил футуристические акции с Маяковским и Каменским, затем вернулся в Уфимскую губернию, оттуда направился в гастрольное турне по Сибири и Дальнему Востоку (1918–1919). Провёл выставки и лекции в Златоусте, Миассе, Екатеринбурге, Иркутске, Троицке, Омске, Томске, Чите. В 1919–1920 жил во Владивостоке, где собрал вокруг себя представителей левого искусства и литературы. В августе 1920 с В.Н.Пальмовым отплыл в Японию для показа выставки русских художников. Писал картины в духе футуризма («Японский рыбак». 1921), натурные пейзажи и жанровые сцены, исполнял заказные портреты.

Осенью 1922 Бурлюк с семьёй переехал в США (в 1931 получил гражданство). Жил в Нью-Йорке, сотрудничал с «Анонимным обществом» («Société Anonyme»), работал в прокоммунистической газете «Русский голос» (1923–1940). Совместно с женой, М.Н.Бурлюк, организовал издательство (1924) и выпускал журнал «Color & Rhyme» (1930–1966). В 1941 поселился в Хемптон-Бейз (Лонг-Айленд) и основал одноимённую художественную группу (один из членов – Арчил Горки). Совершил множество поездок по Америке. В 1950–1960-е путешествовал по странам Европы, побывал в Австралии и Северной Африке, дважды посетил СССР (1956 и 1965).

Творчество Бурлюка американского периода неоднородно. На протяжении 1920-х он стремился сохранить престиж авангардного художника и создавал картины с элементами футуризма («Рыбак с Южного моря»; «Рабочие». 1922), близкие к экспрессионизму («Рабочие». 1924), иногда с использованием символики и монументальных форм («Пришествие механического человека». 1926). Повторял композиции 1910-х («Пейзаж с мостом», «Портрет матери», «Казак Мамай»), создавал беспредметные работы («Коллаж»), ставя на них ложные даты. В середине 1920-х провозгласил открытие «радиостиля» («Гудзон». 1924). В 1930-х в его картинах появляются отголоски сюрреализма («Головы на берегу»). Однако основная продукция Бурлюка 1930–1960-х имеет откровенно коммерческий характер. Помимо натурных портретов (в большинстве – жены Маруси) и натюрмортов, его наследие включает множество пейзажно-жанровых композиций в манере, имитирующей наивную живопись, которую он считал наиболее адекватно передающей американскую действительность. Многие работы посвящены воспоминаниям о России (сельские мотивы, анималистика), в том числе историческим фигурам («Ленин и Толстой». 1925–1930). Позднюю живопись Бурлюка отличает кричащая цветовая гамма и близость к китчу. Но его стиль всегда узнаваем, а наименование «отец русского футуризма» осталось в истории авангарда.

Автор книг: Лысеющий хвост (Курган, 1918); Маруся-сан. Стихи (Нью-Йорк, 1925); Радиоманифест (Нью-Йорк, 1926); Восхождение на Фудзи-сан (Нью-Йорк, 1926); Десятый октябрь (Нью-Йорк, 1927); Русское искусство в Америке (Нью-Йорк, 1928); Горький (Нью-Йорк, 1929); Отец российского футуризма (1929, Нью-Йорк); «Энтелехизм». Теория. Критика. Стихи. Картины (К 20-летию футуризма – искусства пролетариата. 1909–1930). (Нью-Йорк, 1930) и других.

Участвовал в выставках местных и иногородних художников (1905. Херсон); Товарищества харьковских художников (1906, 1906–1907, 1907); Общества им. Леонардо да Винчи (1906. Москва); ТЮРХ (1906, 1907. Одесса); СРХ (1906–1907); МТХ (1907, 1912, 1918); ТПХВ (1907, 1908); «Звено» (1908. Киев); «Стефанос» (1907–1908. Москва); «Венок-Стефанос» (1909. Петербург); Салон С.К.Маковского (1909. СПб.); «Венок» (1909. Херсон); «Импрессионисты» (в группе «Венок»; 1909–1910. Вильна–Петербург); Салон В.А.Издебского (1909–1910. Одесса–Киев–Петербург–Рига); 7-й выставке Екатеринославского научного общества (1910. Екатеринослав); Областной южнорусской (1910. Екатеринослав); «Нового мюнхенского художественного общества» (1910. Мюнхен); Второй салон Издебского (1911, Одесса–Николаев); «Синий всадник» (1911–1912. Мюнхен); «Мир искусства» (1911. Москва; 1915, Петроград); 2-й выставке группы «Кольцо» (1912. Харьков); ученических МУЖВЗ (1912–1914); современной живописи (1912. Екатеринбург); 1-й выставке художественно-артистической ассоциации (1912. Петербург); «Московский салон» (1913); современного искусства (1913. Петербург); Первого немецкого Осеннего салона (1913. Берлин); Салона Независимых (1914. Париж); выставки в пользу лазарета деятелей искусств (1914. Петроград), «Выставке живописи1915 год» (1915. Москва); левых течений (1915. Петроград); современной русской живописи (1916. Петроград); Товарищества независимых (1916. Петроград); 7-й выставке общества «Свободное творчество» (1918. Москва); Первой выставке русских художников в Японии (1920. Токио–Иокогама–Осака); Первой русской художественной выставке (1922. Берлин); русской живопи­си и скульптуры (1923. Нью-Йорк); интернациональной (1926. Филадельфия); интернационального искусства (1927. Нью-Йорк); новейших течений в искусстве (1927. Ленинград); «Рабочий и крестьянин в дореволюционной и советской живописи» (1930. Самара); группы «Тринадцать» (1931. Москва); современного русского искусства (1932. Филадельфия), в многочисленных выставках современного искусства в Америке, а также Париже, Мюнхене, Лондоне, Праге.

Прижизненные персональные выставки Бурлюка состоялись в Херсоне (1907, совместно с В.Д. и Л.Д.Бурлюк), Самаре (1917), Нью-Йорке (1924, 1924–1925, 1930, 1941, 1943–1944, 1945, 1946–1947, 1947–1948, 1949, 1954, 1961, 1963, 1964, 1965), Филадельфии (1926), Сан-Франциско (1932–1933); Вашингтоне (1939); на Кубе (1955), Лонг-Айленде (1960), в Нешвиле (1961), Лондоне (1966).

"Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений."
Давид Бурлюк


Портрет матери, 1906. Холст, масло. ГТГ


Натюрморт с букетом и книгой, 1910. Холст, масло. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера


Пейзаж с речкой, 1910-е. Холст, масло. Собрание Андрея Дзамашвили, Москва


Цветущие акации, 1911-1912. Холст, масло. Частное собрание, Москва


Пейзаж с розовым домом, 1910-е. Холст, масло. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера


Полдень на Днепре, 1910. Холст, масло. Серпуховский историко-художественный музей


Цветущий сад, 1913. Холст, масло. Собрание Андрея Сарабьянова, Москва


Двусторонний этюд, конец 1900-х. Бумага, масло. Собрание Людмилы Лисиной, Москва


Фрагмент


Куст роз, начало 1910-х. Холст, масло, темпера. Собрание Петра Авена, Москва


Волы, 1908. Холст, масло. Самарский областной художественный музей


Портрет Марии Бурлюк, 1957. Фанера, масло. Собрание Сергея Денисова, Тамбов


Сидящая обнажённая (Маруся). Холст, масло.


Букет жёлтых цветов, 1918. Холст, масло.


Ветер. Холст, масло.


Женщина с зеркалом. Холст, масло, бархат, кружево, зеркальное стекло


Фрагмент с зеркалом


Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского, 1916. ГТГ


Пара с лошадью, середина 50-х. Холст, масло. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк

Давид Бурлюк восхищался народным искусством и вдохновлялся им при создании собственных произведений.

Народная картина. Казак Мамай. Фанера, масло. Собрание Андрея Сарабьянова, Москва


Красный полдень, 1915-1918. Холст, масло


Казак. Изображение с пяти точек зрения, 1912. Холст, масло. Частное собрание, Москва


Радуга, 1916. Холст, масло. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова


Казак Мамай, 1916. Холст, масло. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова


Беспредметная композиция с буквой F. Холст, масло. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк


Беженцы в Уфе, 1916. Холст, масло. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля


Семейный портрет, 1916. Холст, масло. Государственный музей В.В. Маяковского


Жница, 1915. Холст, масло. Коллекция Марины Кашуро и Валерия Дудакова, Москва


Японская деревня, 1921-1922. Холст, масло. Частное собрание


Рикша, 1923. Холст, масло. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк


Каменщик. Холст,масло. Частное собрание, Нью-Йорк


Японский рыбак, 1921. Холст, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк


Японец, разделывающий тунца, 1922. Холс, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк


Крестьянка с петухом, конец 1920-х. Дерево, монеты, резьба, раскраска. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк


Рабочие, 1924. Холст, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк


Озеро у Медвежьей горы, 1924. Холст, масло. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк

Давид Давидович Бурлюк (1882-1967) родился на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в казачьей семье. Отец, продав хутор, работал управляющим в разных имениях, поэтому семья часто переезжала с места на место, и Бурлюку пришлось учиться в гимназиях разных городов: Сумы, Тамбова, Твери.
С десяти лет увлекался живописью, учился в Казанском и Одесском художественных училищах, в Мюнхенской Королевской академии искусств. Участвовал в художественных выставках в России и за границей.
В 1909-1910 годах вокруг Бурлюка объединились молодые поэты и художники, отрицавшие эстетику символизма. Они искали новые пути развития поэзии и искусства. Позже они назовут себя футуристами. К этому времени относится встреча Бурлюка с Маяковским (с 1910 Бурлюк, как и Маяковский, учится в Московском художественном училище живописи и ваяния), который называл его своим "действительным учителем".
Энергия Бурлюка, его организаторские способности и инициативность помогли становлению и утверждению новой поэтической школы. В сборнике "Пощечина общественному вкусу" (1912) провозглашался манифест, в котором звучал призыв отказаться от классических традиций (предлагалось "сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности"). Последовали яростные нападки на сборник, что только увеличивало интерес читающей публики к новой школе.
В эти же годы Бурлюк выступает с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи. В 1914 Бурлюк и Маяковский были исключены из училища "за участие в публичных диспутах".
В 1918-1919 годах уехал на Дальний Восток, выступал с лекциями в городах Сибири, затем читал лекции и устраивал выставки в Харбине. С 1920 Бурлюк жил в Японии, а с 1922 - в Соединенных Штатах Америки. Он продолжал заниматься живописью и литературой, издавал журнал "Цвет и рифма". В 1956 Бурлюк приезжал в Советский Союз. Умер в США 15 января 1967.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Бурлюк Давид Давидович появился на свет в 1882 году в семье казаков. Маленький Давид родился на Харьковщине, но поскольку отец его трудился управляющим, семья часто переезжала. Школьные годы Давид Бурлюк провел и на Тамбовщине, и в Тверской губернии, и в других местах.

Непререкаемый авторитет для младших

В семье было шестеро ребятишек, но Давид выделялся среди них своим характером. Он был настырным, упертым и обладал хорошими организаторскими способностями. Давид Бурлюк был настоящим неоспоримым авторитетом для своих двух младших братьев и трех сестер. Если от отца он унаследовал крепкое телосложение, богатырские плечи и сильный характер, то мать привила сыну любовь к книгам, литературе, живописи и музыке.

Родители нисколько не жалели денег на образование своих детей. После окончания начальной школы (гимназии) Давид Бурлюк поступает в престижное в то время Одесское художественное училище (1898 г.). Через год в печати уже начали появляться его первые наброски и картины. Переехав на учебу в 1902 году в Мюнхен, Давид Бурлюк выставляется и на местных европейских выставках.

Прирожденный вожак

После Баварии Давид учился в Париже и в 1910 году вернулся на Родину, поступив в Московское училище. Там обучали основам живописи, ваяния и зодчества. Именно в это время Давид Бурлюк, биография которого и так пестрит встречами со многими великими людьми, встречается с Маяковским. Благодаря своему дару верить в людей и разбираться в их характерах Давид сразу замечает в неприметном полуголодном мальчишке талантливого поэта.

Через три года вместе с Маяковским Давид Бурлюк был исключен из училища. В то время он активно участвовал в публичных выступлениях, собраниях и диспутах на тему современной живописи и поэзии.

Благодаря своему природному дару прирожденного вожака Давид собирает вокруг себя очень много единомышленников. Он организует первый футуристический центр «Галея», в котором объединяет литераторов и художников. Бурлюк становится признанным лидером русского авангарда.

Многогранная личность

Как говорят, талантливая личность талантлива во многом. Безусловно, Давид Бурлюк, картины которого известны на то время во всем мире, прежде всего, был художником-футуристом. Но в то же время он являлся талантливым декоратором, работал в театре. Принимал активное участие в типографской работе.

Благодаря дару организатора Давид организовал немало художественных выставок и собрал большое количество С ними он разъезжает по стране, путешествует по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку.

Футуризм в массы

С талантливой подачи выходят несколько футуристических сборников, в создании которых, помимо Давида Давидовича, принимают участие Крученых, Маяковский и Хлебников. Помогая печататься юным писателям и поэтам, поддерживающим футуристические настроения, Бурлюк большой упор делает на общение с народом. Он старается как можно больше и чаще организовывать литературные встречи и вечера, поясняя «собратьям» по цеху, что так стих быстрее уйдет в массы. Бурлюк самостоятельно ездит по образовательным учреждениям, читая лекции на темы футуризма в поэзии и живописи. Вместе с Маяковским он исколесил более 28 городов, включая Казань, Тифлис, Кишинев и др.

Приезжая в новый город, друзья размалевывали себе лица и, как веселые шуты, ходили и рекламировали свои будущие выступления. Их шествия походили на карнавал, на шуточный поход петрушек и уличных зазывал. Такой метод привлечения масс придумал, соответственно, Давид Бурлюк. И люди шли за ним, за его идеями, за стихами Маяковского и футуризмом, тогда еще не известным широкой публике.

Надо отметить, что друзья собирали не только обычных слушателей, но и довольно высокие чины. Программа была подобрана таким образом, что в ней были и «жгучие» стихи Маяковского, и спокойные, лиричные музыкальные баллады, и юмористические миниатюры. Компания старалась найти ключ к душе каждого слушателя, от обычного сапожника до генерал-губернатора.

Переезд за границу

В 1921 году Давид Давидович, проехав весь Дальний Восток, организует выставки в Харбине. Через полгода перебирается на постоянное место жительства в Японию. Помимо картин и графических набросков, в это время он пишет и издает несколько поэтических сборников. Выходят даже две прозаические книги. К сожалению, несмотря на предложения, издать хоть одну строку в родной стране Бурлюку так и не довелось.

Прожив чуть больше года в Японии, Давид Давидович переезжает в Соединенные Штаты Америки. Здесь он полностью поглощен идеей развития и популяризации русской живописи: издаются брошюры с картинами, организовываются выставки русских художников.

В шестидесятых годах в таких крупных городах Соединенных Штатов, как Вашингтон, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Сиэтл, проходит ряд персональных выставок художника.

Умер известный художник, великий гений и основоположник русского футуризма в возрасте 85 лет в больнице Саутгемптон (штат Нью-Йорк).

Бурлюк Давид Давидович - поэт, художник, один из основоположников русского футуризма, теоретик и пропагандист нового искусства.

Давид Бурлюк родился в 1882 на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии, в семье управляющего помещичьим имением. Его братья - Владимир и Николай и сестра Людмила позднее также приняли участие в футуристическом движении. В 1894-98 Давид учится в Сумской, Тамбовской и Тверской гимназиях. Во время учебы в Тамбовской гимназии знакомится с художником Константиновым и вскоре решает стать профессиональным художником. Учится в Казанском (1898-1999) и Одесском (1999-1900, 1910-1911) художественных училищах. В 1902 году после неудачной попытки поступить в Академию художеств уезжает в Мюнхен. Занимается в Королевской Академии Мюнхена (1902-1903), в студии Кормона в Париже (1904), в МУЖВЗ (1911-1914). С 1908 года активно включается в современную художественную жизнь и вскоре становится одним из лидеров литературно-художественного авангарда. Участвует в большинстве первых выставок "нового искусства" ("Звено", "Венок-Стефанос" и "Бубновый валет"). В 1908 публикует свою первую декларацию "Голос Импрессиониста в защиту живописи". Имение графа Мордвинова Чернянка, где в 1900-1910-х годах работает его отец, стало своеобразной "штаб-квартирой" молодых новаторов. В разное время там побывали Ларионов, Хлебников, Лифшиц, Лентулов и другие представители авангардного искусства. Именно там впервые возникла идея создания самостоятельной литературно-художественной группы, ориентированной на создание нового национального искусства. К 1910 г. складывается круг единомышленников с оригинальной философско-эстетической программой - Д.Бурлюк, В. Каменский, М. Матюшин, Е.Гуро - которым Хлебников дал имя "будетлян". Познакомившись в 1911 г. с В.Маяковским и Б.Лифшицем, Давид Бурлюк создает новое литературное объединение - "Гилея". В 1912 году совместно с Маяковским, Крученых и Хлебниковым выпускает программный манифест футуризма "Пощечина общественному вкусу". Обладая редкими организаторскими способностями Давид Бурлюк быстро аккумулирует основные силы футуризма. При его непосредственном участии выходят поэтические сборники, издаются брошюры, организуются выставки и устраиваются диспуты. Для современников имя Давида Бурлюка начинает ассоциироваться с наиболее радикальными выступлениями футуристов. В 1913-1914 годах он организует знаменитое турне футуристов по городам России, выступает с лекциями, чтениями стихов и прокламациями. Как автор и иллюстратор принимает участие в издании футуристических книг ("Рыкающий Парнас", "Требник троих", "Дохлая Луна", "Сборник единственных футуристов в мире"), в 1914 году - редактор "Первого футуристического журнала". В 1918 становится одним из издателей "Газеты футуристов". Член многих литературно-художественных объединений ("Синий всадник", "Союз молодежи", "Гилея", "Бубновый валет", "Общество Изобразительных Искусств"). В период гражданской войны оказывается в Башкирии, а затем в Сибири и на дальнем Востоке, где продолжает пропаганду футуризма. В 1920 году эмигрирует Японию. Спустя два года перебирается США, где вместе с женой организовывает издательство, под маркой которого выпускал прозу, стихи, публицистику и мемуары. В 1920-х работает в газете "Русский голос", входит в литературную группу "Серп и молот". В 1930 году издает теоретический труд "Энтелехизм", в том же году начинает выпускать журнал "Color and Rhyme". Ежегодно участвует в выставках, занимается фотоискусством. В 1950-х в Хэмптон-Бейс (Лонг-Айленд) открыл собственную галерею. Умер в 1967 году в Лонг-Айленде (США).

Выставки:

Выставка в пользу голодающих. Харьков, 1905

Выставка Союза русских художников. Санкт-Петербург, 1906-1907

17-ая Выставка ТЮРХ. Одесса, 1906

18-ая Выставка ТЮРХ, Одесса, 1907

35-ая Выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Москва, 1907

Весенняя выставка в АХ. Санкт-Петербург, 1907

Стефанос. Москва, 1907/1908

15-ая Выставка МТХ. Москва, 1908

Звено. Киев, 1908

36-ая Выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Москва, 1908

Выставка современных течений в искусстве. Санкт-Петербург, 1908

Салон Золотого руна. Санкт-Петербург, 1909

Салон С. Маковского. Санкт-Петербург, 1909

Импрессионисты. Санкт-Петербург, 1909

Импрессионисты. Вильна (Вильнюс), 1909

Венок-Стефанос. Санкт-Петербург, 1909

Салоны В. Издебского. Одесса, Киев, Санкт-Петербург, Рига 1909-1910

Треугольник - Венок-Стефанос. Санкт-Петербург, 1910

Союз молодежи. Санкт-Петербург, 1910-1913; Рига 1910.

Бубновый валет. Москва, 1910, 1912, 1913, 1916, 1918

Выставка нового художественного общества. Мюнхен , 1910

Der Blaue Reiter (Синий всадник ). Мюнхен, 1911, 1912

Салон П. Касирера. Берлин, 1911

Выставка Треугольник. Санкт-Петербург, 1912

Выставка картин Художественно-артистической ассоциации. Санкт-Петербург, 1912

15-ая Выставка МТХ. Москва, 1912

Современная живопись. Екатеринбург, 1912

Выставка общества художников Московский салон. Москва, 1913

3-я выставка Свободное творчество. Москва, 1913

35-ая юбилейная выставка учащихся МУЖВЗ. Москва, 1913

Первый немецкий осенний салон. Галерея Штурм (Der Sturm). Берлин, 1913

Салон Независимых. Париж, 1914

Выставка Художники - товарищам-воинам. Москва, 1914

Выставка картин левых течений. Петроград, 1915

Выставка живописи. Москва, 1915

Мир искусства. Петроград, 1915

Выставка современной русской живописи. Петроград, 1916

Выставка картины Давида Бурлюка. Уфа, 1916

Выставка картин Уфимского художественного кружка. Уфа, 1916

Персональная выставка Давида Бурлюка. Самара, 1917

1-ая выставка картин Московского художественного кружка. Москва, 1918

24-ая выставка картин МТХ. Москва, 1918

7-ая выставка картин Свободное творчество. Москва, 1918

Выставка петроградских и московских художников. Чита, 1919

Первая выставка русских художников в Японии. Токио, 1920

Персональная выставка. Осака, 1921; Нагойя 1921; Токио, 1921

Первая выставка русского искусства. Берлин, 1922

Персональная выставка в Нью-йоркском центре искусств. Нью-Йорк, 1923

Выставка русского искусства в Бруклинском музее. Нью-Йорк, 1923

Международная выставка. Филадельфия, 1926

Выставка нового искусства в Бруклинском музее. Нью-Йорк, 1927/1928

Выставка группы "13" и клуба Джона Рида. Москва, 1931

(список выставок после 1920 года дан не в полном объеме)

Персональные издания Давида Бурлюка:

Листовка. По поводу "Художественных писем" А. Бенуа. 1910

Галдящие "бенуа" и новое русское национальное искусство. Санкт-Петербург, 1913

Пояснения к картинам Давида Бурлюка. Каталог персональной выставки картин. фа, 1916

Д.Д. Бурлюк. Каталог выставки картин. Самара, 1917

Лысеющий хвост. Курган,1919

Бурлюк пожимает руку Вульфорт Бильдингу (к 25-летию художественно-литературной деятельности). Нью-Йорк, 1924

Маруся-сан. Нью-Йорк, 1925

Восхождение на Фудзи-сан. Нью-Йорк, 1926

Морская повесть. Нью-Йорк, 1927

По тихому океану. Из жизни современной Японии. Нью-Йорк, 1927

Ошима. Японский декамерон. Нью-Йорк, 1927

Десятый октябрь. Нью-Йорк, 1928

Толстой. Горький. Нью-Йорк, 1929

Энтелехизм. 20 лет футуризма. Нью-Йорк, 1930

1/2 века. Нью-Йорк, 1932

Книги и поэтические сборники с участием Давида Бурлюка:

Студия импрессионистов. Санкт-Петербург, 1910

Садок Судей. Санкт-Петербург, 1910

Пощечина общественному вкусу. Москва , 1912

Die Wilden Russlands // Der Blaue Reiter. Munich, 1912

Садок Судей 2. Санкт-Петербург, 1913

Союз молодежи. № 3. Санкт-Петербург, 1913

Требник троих. Москва, 1913

Дохлая луна. Москва, 1913

Затычка. Херсон, 1913

В. Хлебников. Ряв! Перчатки 1908-1914. Санкт-Петербург, 1913 (иллюстрации Д. Бурлюка)

Пощечина общественному вкусу. Листовка. 1913.

Молоко кобылиц. Херсон, 1914

Рыкающий Парнас. Санкт-Петербург, 1914

Первый журнал русских футуристов, № 1-2. Москва, 1914

Дохлая луна. (издание второе). Москва, 1914

В. Хлебников. Изборник стихов 1907-1914. Санкт-Петербург, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)

В. Каменский. Танго с коровами. Железобетонные поэмы. Москва, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)

В. Маяковский. Трагедия Владимир Маяковский. Москва, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)

Грамоты и декларации русских футуристов. Санкт-Петербург, 1914

Весеннее контрагентство муз. Москва, 1915

Взял. Барабан футуристов. Петроград, 1915

Стрелец 1. Петроград, 1915

Четыре птицы. Москва, 1916

Московские мастера. Москва, 1916

Стрелец 2. Петроград. 1916

Газета футуристов. Москва, 1918

В плену небоскребов. Нью-Йорк, 1924

Свирель сабвея. Нью-Йорк, 1924

Красная стрела. Нью-Йорк, 1932

Статьи Д. Бурлюка в периодических изданиях: Кустарное искусство // Московская газета, 25 февраля 1913

О Максе Линдере // Кине-журнал, 1915, № 1-2

Интересные встречи // Лель, 1919, № 5-6

Воспоминания Бурлюка // Творчество (Владивосток), № 1, 1920

От лаборатории к улице (эволюция футуризма) // Творчество (Владивосток), № 2, 1920

Владимир Маяковский. // Творчество (Владивосток), № 11, 1920

Литература и художество в Сибири и на Дальнем Востоке 1919-1922 // Новая русская книга, №2. Нью-Йорк, 1924

Правила игры // "Китоврас", № 2, Нью-Йорк, 1924

Откровения в простоте, краски и линии // Китоврас, № 3, Нью-Йорк, 1924

Color and Rhyme. N-Y., № 1 - 60, 1930-1966

21 июля 1882 года родился поэт и художник Давид Бурлюк, один из основоположников русского футуризма.

Личное дело

Давид Давидович Бурлюк (1882 - 1967) родился на хуторе Семиротовка в Харьковской губернии, где его отец работал агрономом. В семье было шестеро детей. С ранних лет мальчик проявлял склонность к живописи. Учился в Тамбовской, Тверской и Сумской гимназиях, затем - в Казанском и Одесском художественных училищах, после отправился за границу, где обучался в Королевской академии в Мюнхене и Школе изящных искусств в Париже. Участвовал в художественных выставках.

Вернувшись в Россию, в 1907—1908 годах сошёлся с левыми художниками, участвовал в художественных выставках. Поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с Владимиром Маяковским.

В 1910-е годы Бурлюк стал лидером группы художников и поэтов, искавших новые пути развития искусства. Вскоре они выбрали себе название - футуристы.

В имении графов Мордвиновых в селе Чернянка Таврической губернии, где его отец работал управляющим, Давид основал колонию «Гилея», куда вошли Велемир Хлебников, Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц, Василий Каменский, Алексей Крученых, Елена Гуро.

«Гилея» выпустила альманахи: «Пощечина общественному вкусу», «Садок судей 2», «Требник троих», «Трое», «Дохлая луна» (1913), «Молоко кобылиц», «Затычка», «Рыкающий Парнас», «Первый журнал русских футуристов» (1914), «Весеннее контрагентство муз», «Взял» (1915). Бурлюк и другие «гилейцы» принимали участие в многочисленных литературных диспутах, пропагандируя левое искусство. Эти выступления запомнились намеренным эпатажем публики. В 1914 году Бурлюк и Маяковский были исключены из училища «за участие в публичных диспутах».

В Первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву по медицинским показаниям. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины. Весной 1915 года уехал в Уфимскую губернию на станцию Иглино, где находилось поместье его жены. За два года, проведенные там, он создал около двухсот полотен.

Вернувшись после революции в Москву, Давид Бурлюк чудом избежал гибели во время погромов. Он снова уехал в Уфу и далее - в Сибирь и на Дальний Восток, где выступал с лекциями, устраивал выставки, продавал свои картины.

Бурлюк проехал через всю страну - побывал в Златоусте, Уфе, Челябинске, Екатеринбурге, Омске, Томске, Иркутске, Чите.

В октябре 1918 года в Златоусте Бурлюк выпустил свой первый сборник стихов «Лысеющий хвост» - маленькая брошюра, изданная в количестве двух тысяч экземпляров, быстро разошлась, и в феврале 1919 года в Кургане вышло ее второе издание.

«Большое сибирское турнэ» Давида Бурлюка, продолжавшееся в течение почти года, до сих пор остаётся белым пятном в его литературной биографии. Известно, что он выступал с лекциями («Футуризм — искусство современности») и чтением произведений своих литературных соратников, устраивал выставки картин и пропагандировал новое искусство в провинциальной прессе. Несмотря на затруднительные обстоятельства, ему удалось издать в апреле 1919 года в Томске вторую «Газету футуристов», со стихами Маяковского: первую «Газету футуристов» Бурлюк издал в Москве в марте 1918 года.

25 июня 1919 года Бурлюк доехал до Владивостока, где встретился с находившимися там и С. Третьяковым.

С приездом Бурлюка, Владивосток становится базой объединенных футуристов Сибири. Асеев писал: «Предполагается в предстоящем зимнем сезоне выступить согласованно объединенным футуристам, как на литературном поприще, так и организацией картинных выставок, футуристического книжного магазина, лекций, выступлений и т.д.».

После Владивостока Бурлюк читал лекции и устраивал выставки в Харбине. С 1920 года жил в Японии, а с 1922 - в США. Написал воспоминания о Сибири 1918 - 1919 годов «Записки простого человека о днях совсем недавних» и опубликовал их в нескольких номерах нью-йоркской газеты «Русский голос» в июле 1923. Также написал сборники малой прозы «По Тихому океану» (Нью-Йорк, 1925) и «Ошима. Японский Декамерон» (1927), основанные на японских впечатлениях. Продолжал заниматься живописью и литературой, издавал журнал «Цвет и рифма».

В Нью-Йорке сблизился с кружком пролетарских писателей в Северной Америке и принял участие в выпуске альманаха «В плену небоскребов» (1924). В том же году вышел альманах «Свирель сабвея» и сборник «Сегодня русской поэзии». Всего в 1920-е - 1930-е годы в США было выпущено более двадцати книг Бурлюка, где, как правило, помещались стихи, рисунки, теоретические статьи, графическая поэзия, отрывки из дневников и воспоминаний. На обложках значилось «Д.Бурлюк. Поэт, художник, лектор. Отец российского футуризма». После 1930-х годов выступал в основном как художник. В 1956 и 1965 годах Бурлюк приезжал в Советский Союз.

Чем знаменит

Давид Бурлюк. 1919

Сейчас Давид Бурлюк наиболее известен даже не собственным поэтическим и живописным творчеством, а своей определяющей и организующей ролью в русском модернистском искусстве начала XX века. Во многом именно благодаря Бурлюку - «неистовому агитатору, спорщику, выдумщику, составителю громких заявлений и манифестов» - в качестве самостоятельного течения оформился русский футуризм. А роль Бурлюка в судьбе молодого поэта Маяковского и вовсе огромна.

О чем надо знать

К сожалению, современным зрителям мало известно творчество Давида Бурлюка-художника, между тем ему принадлежит немало интересных пейзажей, портретов, натюрмортов и жанровых картин, графических работ. Несколько картин Бурлюка есть в Третьяковской галерее, но самым интересным собранием располагает Башкирский государственный художественный музей имени Нестерова.

Работы, созданные в американский период жизни Давида Бурлюка, находятся в частной коллекции его внучки Мэри Клэр Бурлюк.

Прямая речь

«Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений. В каждом произведении отмечено, как в театральном действии, определенное часов количество для любования и разглядывания его. Многие произведения вмещают в себя запасы эстет-энергии на долгие сроки».

Давид Бурлюк

«В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались. Благородное собрание. Концерт. Рахманинов. Остров мёртвых. Бежал от невыносимой мелодизированной скуки. Через минуту и Бурлюк. Расхохотались друг в друга. Вышли шляться вместе. Разговор. От скуки рахманиновской перешли на училищную, от училищной — на всю классическую скуку. У Давида — гнев обогнавшего современников мастера, у меня — пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм. Днем у меня вышло стихотворение. Вернее — куски. Плохие. Нигде не напечатаны. Ночь. Сретенский бульвар. Читаю строки Бурлюку. Прибавляю — это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: "Да это же вы сами написали! Да вы же гениальный поэт!". Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушёл в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом. Уже утром Бурлюк, знакомя меня с кем-то, басил: "Не знаете? Мой гениальный друг. Знаменитый поэт Маяковский". Толкаю. Но Бурлюк непреклонен. Ещё и рычал на меня, отойдя: "Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение"».

Владимир Маяковский «Я сам»

Каждый молод молод молод
В животе чертовский голод
Так идите же за мной…
За моей спиной
Я бросаю гордый клич
Этот краткий спич!
Будем кушать камни травы
Сладость горечь и отравы
Будем лопать пустоту
Глубину и высоту
Птиц, зверей, чудовищ, рыб,
Ветер, глины, соль и зыбь!
Каждый молод молод молод
В животе чертовский голод
Все что встретим на пути
Может в пищу нам идти.

Искусственный глаз
прикрывался лорнеткой;
в сарказме изогнутый рот
напевал,
казалось, учтивое что-то;
но едкой
насмешкой
умел убивать наповал.

Николай Асеев

«Однажды вечером, когда я уже собирался лечь в постель, ко мне в дверь неожиданно постучалась Александра Экстер. Она была не одна. Вслед за нею в комнату ввалился высокого роста плотный мужчина в широком, по тогдашней моде, драповом, с длинным ворсом, пальто. На вид вошедшему было лет тридцать, но чрезмерная мешковатость фигуры и какая-то, казалось, нарочитая неуклюжесть движений сбивали всякое представление о возрасте. Протянув мне непропорционально малую руку со слишком короткими пальцами, он назвал себя: — Давид Бурлюк. Приведя его ко мне, Экстер выполняла не только мое давнишнее желание, но и свое: сблизить меня с группой ее соратников, занимавших вместе с нею крайний левый фланг в уже трехлетней борьбе против академического канона».

Бенедикт Лившиц «Полутораглазый стрелец»

«Года два назад в Москву приехали американские туристы — Давид Бурлюк с женой. Бурлюк в Америке рисует, прилично зарабатывает, стал почтенным, благообразным; нет ни лорнетки, ни "беременного мужчины". Футуризм мне теперь кажется куда более древним, чем Древняя Греция».

Илья Эренбург «Люди, годы, жизнь»

11 фактов о Давиде Бурлюке

  • Один из братьев Давида Бурлюка - Владимир - и сестра Людмила стали художниками, другой брат - Николай - поэтом.
  • В детстве во время игры Давид Бурлюк случайно лишился глаза. Позднее монокль в стеклянному глазу стал элементом его футуристского стиля.
  • В Мюнхене одним из учителей Давида Бурлюка стал выдающийся австро-венгерский художник словенского происхождения Антон Ажбе . Он называл Бурлюка «удивительным диким степным конем».
  • Стихотворение «Каждый молод молод молод» представляет собой вольный перевод стихотворения «Праздник голода» («Fetes de la faim») французского поэта-символиста Жана-Артюра Рембо. На это указывает и заголовок «И. А. Р.», которые означает «из Артюра Рембо».
  • «Отцом русского футуризма» Давида Бурлюка впервые назвал Василий Кандинский.
  • Второй персональный сборник стихов Давида Бурлюка был издан в Японии в 1921 году и назывался «Восхождение на Фудзи-сан».
  • После произошедшего в 1923 году землетрясения, практически полностью уничтожившего Токио и Йокогаму, Бурлюк организовал в Нью-Йорке благотворительную выставку-продажу своих работ для сбора средств в помощь пострадавшим.
  • Бурлюк встречал и сопровождал в поездках по стране приезжавших в США в середине 1920-х Маяковского и Есенина.
  • Именно Бурлюк познакомил Владимира Маяковского с российской эмигранткой Элли Джонс (урожденной Зиберт), которая стала матерью единственного ребенка Маяковского — Патриции.
  • Во время Второй мировой войны Бурлюк создал большую работу «Дети Сталинграда» (1944), которую иногда называют бурлюковской «Герникой».
  • Русским поэтам, продолжающим традиции футуризма, и исследователям (независимо от национальной принадлежности), изучающим русский авангард, вручается ежегодная премия - Международная отметинаоте имени отца русского футуризма Давида Бурлюка.

Материалы о Давиде Бурлюке

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...