Кто изобрел саксофон? Его виды, звучание


По принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева.

Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя.

Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент «мундштучным офиклеидом », а название «саксофон » было предложено несколько лет спустя Гектором Берлиозом .

С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже - в симфоническом, ещё реже - в качестве солиста. Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки.

Саксофон обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.

Устройство саксофона

Представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину, и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эса» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эс насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука : он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а у теноровых и более низких разновидностей - иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как открытость (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются более закрытые мундштуки, для других жанров - более открытые.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок) , которая тоже схожа по строению с тростью . Обычно для её изготовления применяется камыш, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления - лигатуры , представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Разновидности саксофонов, их семейство

Семейство саксофонов , сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь из них:

Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый - преимущественно в джазе и родственных жанрах.

Большая часть саксофонов - транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит cи-бемоль).

Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.

Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая - инструменты строя in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) - инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) - должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F , эти модели постепенно вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов

Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Техника игры на саксофоне

Аппликатура саксофона близка аппликатуре , а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете . При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры .

Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с , возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у ). Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.

В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры - фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.

Выдающиеся саксофонисты

  • Джон Колтрейн - один из крупнейших джазовых саксофонистов второй половины XX века;
  • Бен Уэбстер - американский джазовый тенор-саксофонист, выдающийся мастер свинга;
  • Пол Дезмонд — американский джазовый альт-саксофонист, автор одной из наиболее популярных джазовых композиций «Take Five»;
  • Орнетт Коулман - американский джазовый саксофонист, композитор, один из основателей стиля «Фри-джаз»;
  • Джерри Маллиген - американский джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей стиля «кул»;
  • Брэнфорд Марсалис - американский джазовый и классический саксофонист, брат Уинтона Марсалиса;
  • Федерико Мондельчи - современный итальянский классический саксофонист, руководитель ансамбля саксофонов;
  • Марсель Мюль - французский классический саксофонист, основоположник современной французской школы исполнения на этом инструменте, первый профессор Парижской консерватории;
  • Чарли Паркер - американский джазовый саксофонист первой половины XX века;
  • Мэйсио Паркер - американский саксофонист второй половины XX века, определивший звучание фанк-музыки;
  • Фаусто Папетти - итальянский саксофонист, исполнитель популярной музыки и музыки к кинофильмам;
  • Сигурд Рашер - немецкий и американский классический саксофонист, один из крупнейших в XX веке;
  • Дэвид Джексон - выдающийся саксофонист жанров прог- и арт-рок;
  • Ховард Джонсон - исполнитель на баритоновом саксофоне и других инструментах;
  • Декстер Гордон - один из первых исполнителей бибопа на теноровом саксофоне;
  • Жан Мари Лонде (Лондейкс) - французский классический саксофонист, исполнитель ряда посвящённых ему сочинений;
  • Маргарита Шапошникова - профессор РАМ им. Гнесиных, Народная артистка России, основатель академической школы саксофона в СССР, ведущий музыкант-саксофонист России;
  • Лев Михайлов - один из крупнейших отечественных классических кларнетистов и саксофонистов;
  • Игорь Бутман - современный российский джазовый саксофонист;
  • Георгий Гаранян - джазовый саксофонист;
  • Алексей Козлов - советский и российский саксофонист, основатель легендарного советского джазового коллектива «Арсенал»;
  • Давид Голощёкин - выдающийся петербургский джазовый музыкант.

История саксофона и его роль в музыке

Первый саксофон был создан Адольфом Саксом в Париже в 1842 году. Этот инструмент обладал всеми характеристиками современного саксофона: металлическим коническим корпусом, мундштуком (почти без изменения заимствованным у кларнета) с одинарной тростью и системой кольцевых клапанов Теобальда Бёма, и имел «змееобразную» (скрученную) форму.

Первое сочинение, в котором был задействован саксофон , принадлежит перу Гектора Берлиоза, всегда положительно относившемуся к нововведениям в музыке. Это сочинение - Хорал для голоса и шести духовых инструментов, в котором помимо саксофона использовались и другие инструменты, сконструированные Саксом (бас-кларнет, корнет и др.). 3 февраля 1842 Берлиоз сам первым продирижировал этим произведением, а уже в декабре того же года саксофон впервые появился в оперном оркестре на премьере оперы Жоржа Кастнера «Последний царь Иудеи».

В 1844 году саксофон был впервые представлен на промышленной выставке в Париже, а 21 марта 1846 года Сакс получил патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей. В 1845 году инструменты, сконструированные Саксом (саксофоны, саксгорны и саксотромбы) были введены в военные духовые оркестры.

Будучи знатоком оркестровки и возможностей инструментов, Берлиоз включил в свой труд «Искусство инструментовки» достаточно обширную статью о саксофонах и дал этим инструментам положительную характеристику. Композиторы периодически включали саксофон в оркестр (как правило, в операх): Галеви - «Вечный жид» (1852), Мейербер - «Африканка» (1865), Тома - «Гамлет» (1868) и «Франческа да Римини» (1882), Делиб - «Сильвия» (1876), Массне - «Король Лахорский» (1877), «Иродиада» (1881) и «Вертер» (1886), Сен-Санс - «Генрих VIII» (1883), д’Энди - «Фервааль» (1895) и др. В симфоническом оркестре саксофон использовался намного реже, один из самых известных случаев его применения - музыка Жоржа Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (1874), где этому инструменту поручено большое соло.

В 1857-1870 годах Сакс преподавал игру на саксофоне в военном училище при Парижской Консерватории. За эти годы он подготовил множество первоклассных музыкантов и вдохновил композиторов на создание сочинений, написанных специально для саксофона. Но в 1870 году разразилась война, большинство учеников училища ушли на фронт, и спустя некоторое время оно было закрыто. Класс саксофона в Парижской консерватории был открыт лишь в 1942 году. После 1870 года в Европе начался период упадка интереса к инструменту, однако «эстафету» приняли американские музыканты, в частности, Элиза Холл, успешно выступавшая в качестве сольного исполнителя.

Начало XX века отмечено новым всплеском интереса классических композиторов к саксофону. В 1920-е годы в свои сочинения его ввели Дариюс Мийо (балет «Сотворение мира»), Жермен Тайфер, Морис Равель (в его «Болеро» используется сразу три саксофона - сопранино, сопрано и тенор), Мануэль Розенталь и другие. Кроме того, проникавший в Европу джаз, где саксофон уже стал одним из доминирующих инструментов, имел большой успех. Это и предопределило триумфальное возвращение саксофона и его необычайную популярность в музыке ХХ века.

Среди других сочинений этого времени, в которых задействован саксофон, можно упомянуть оперу «Кардильяк» (1926) Пауля Хиндемита, балет «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (1930), сюиту «Поручик Киже» (1934) Сергея Прокофьева, ораторию «Жанна д’Арк на костре» (1935) Артюра Онеггера, «Концерт памяти ангела» и оперу «Лулу» Альбана Берга, балет «Гаянэ» Хачатуряна а также многие другие произведения. Саксофон исполняет главную тему в пьесе «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля, а также лиричное соло в среднем разделе первой части «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова.

Был написан также ряд сольных сочинений для саксофона: Рапсодия Дебюсси (1903, оркестрованная Жаном Роже-Дюкассом в 1911); Концерт, соч. 109 Александра Глазунова; две Баллады Франка Мартина, Хорал с вариациями, соч. 55 Венсана д’Энди; Камерное концертино Ибера; «Легенда» Флорана Шмитта; Концерт Ларса-Эрика Ларссона; Концерт для двух фортепиано, хора и квартета саксофонов с оркестром (1934) Жермен Тайфер; а также произведения менее известных авторов, таких как Жан Абсиль, Хенк Бадинс, Эжен Бозза, Гастон Брента, Андре Капле, Рэймон Шеврёй, Мариус Констан, Уилл Эйзенман, Анри Томази и многих других. Эти произведения исполняются очень редко. Среди советских композиторов, создававших произведения для саксофона - Эдисон Денисов, София Губайдулина, Вячеслав Артёмов, Николай Пейко, Андрей Эшпай.

С 1969 года регулярно проводятся Всемирные конгрессы саксофонистов, в рамках которых проходят конкурсы и фестивали, издаются книги и периодические издания. В 1995 году в Бордо был открыт Европейский центр саксофона, задачей которого является сбор всех существующих материалов, имеющих отношение к саксофону, и дальнейшее продвижение этого инструмента в рамках современной музыки.

В конце XIX века в США зародился новый музыкальный стиль - джаз, и саксофон почти сразу стал одним из основных его инструментов. Специфичное звучание инструмента и огромные выразительные возможности как нельзя лучше подходили для этого стиля. Примерно с 1918 года, по выражению одного из критиков, страну захлестнула «саксофономания». Налаженное массовое производство этих инструментов способствовало их быстрому распространению, и уже по самым ранним из сохранившихся записей джазовых музыкантов конца 1910-х - начала 1920-х годов можно услышать, что саксофон пользуется огромной популярностью в этом жанре.

В эпоху свинга (с середины 1930-х годов) в моду вошли джазовые оркестры (бигбэнды), в которых группа саксофонов стала обязательной частью. Как правило, в состав такого оркестра входили не менее пяти саксофонов (два альтовых, два теноровых и один баритоновый), однако состав мог варьироваться, при этом один из саксофонистов также иногда играл на кларнете, флейте или более высокой разновидности саксофона (сопрано или сопранино). Среди выдающихся саксофонистов этого времени, игравших соло - Лестер Янг (1909-1954), Коулмэн Хокинс (1904-1969), позднее - Чарли Паркер (1920-1955).

В современном джазе саксофон остаётся одним из ведущих инструментов. Во второй половине XX века крупными исполнителями были Джулиан «Кэннонболл» Эддерли (1928-1975), Джон Колтрейн (1926-1967), Джерри Маллигэн, Бад Шенк, Фил Вудс и многие другие.

Видео: Саксофон на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Саксофон — история создания, особенности и виды инструмента

Инструмент, передающий нежность и страсть, - саксофон — изобрел Адольф Сакс, а название необычному творению дал его друг, композитор Гектор Берлиоз.

История популярности

Музыкальный инструмент оказался своеобразным, уникальным, хотя Парижский суд не признал поначалу его существование.

Его делают из металла, но относится он к деревянным духовым, задумывался для симфонического оркестра, но популярен у джазменов, рок-музыкантов, его звучание не могут достоверно скопировать синтезатором.

Романтическое звучание саксофона способствовало быстрому взлету популярности инструмента у композиторов, но особого почета он удостоился в Америке, когда родился джаз.

Сакс разработал 16 разновидностей саксофонов, поделив их на 2 вида: для симфонических оркестров и для духовых. Первые превратились в музейные раритеты, вторые вошли в симфонические оркестры, джаз-, рок клубы. После их конструкция подвергалась усовершенствованию многими представителями: Жоржем Лебланом, Генри Сельмаром, Фердинандом Бюшером, и другими. Создавались новые модификации на основе известных.

Саксофон: разновидности

Современные музыканты используют 7 видов этих духовых.

Самые популярные:

— Альт - хозяин современного джаза. Диапазон звучания широк - от низких до высоких тонов. На альте играли Чарли Паркер, Фил Вудс, Пол Дезмонд.

— Тенор - глубокий, хрипловатый, уютный тембр привлекает любителей и исполнителей джаза. Принцип работы схож с кларнетом. Гровер Вашингтон виртуозно владел этим инструментом наряду с другими, его музыка сочетала R&B и джаз.

— Сопрано - небольшой инструмент, формой напоминающий кларнет, имеет выразительное, благородное звучание. Одним из первых на сопрано сыграл Сидне Беше, вызвав восторг у слушателей своим соло.

Модели саксофонов

Эти инструменты в своем большинстве - транспонирующие. Нота «до» в партитуре при исполнении прозвучит как ми-бемоль или си-бемоль, в зависимости от строя инструмента: in E♭ или in B♭

    Для начинающих музыкантов разработаны ученические модели. Они просты во внешнем оформлении, имеют, правда, более тугую механику, зато цена значительно уступает профессиональным. Качество звучания у некоторых моделей очень неплохое.

    Приобретя навык игры, научив пальцы бегать непринужденно по клавишам, определившись с музыкальными устремлениями, можно выбрать полупрофессиональный вариант. Это очень хорошие по звучанию модели, даже саксофонисты профессионалы играют на таких. Но они не воспроизводят такую ширину диапазона, как профессиональные.

    Профессиональные - удобная и легкая на ощупь техника, прекрасное звучание, идеальны строй. Таких качеств мастера добиваются ручной сборкой, использованием сплавов высшего качества. Часто применяют дорогое покрытие и украшения корпуса. Это инструмент для достигших определенного мастерства, чувствующих малейшие нюансы, оттенки, настроение музыки.

Перечисленные виды - наиболее популярны у музыкантов, но есть люди, очарованные баритоном, контрабасом. Разнообразие саксофонов позволяет выбрать свой — неповторимый.


Мы редко задумываемся насчет музыкальных инструментов – откуда они появились, кто их придумал. И действительно, многие из них возникли так давно, что вряд ли кто-либо может это знать. Но есть среди них один относительно молодой, но сегодня уже один из самых известных и любимых, чувственное и проникновенное звучание которого пронзает душу – это саксофон. И у него есть совершенно конкретный создатель, имя которого увековечено в самом названии этого инструмента – Адольф Сакс.

Голос первого саксофона мир услышал менее 180 лет назад. Любителей этого великого инструмента и его чарующих звуков во всем мире огромное количество. И сегодня саксофон представляет собой яркий символ джазовой музыки и блюза.

Памятники саксофону в мире







История рождения этого чуда

Возможность наслаждаться невероятным по красоте звучанием подарил нам Адольф Сакс, сын мастера по изготовлению музыкальных инструментов, родом из маленького городка Динан в Бельгии, унаследовавший от отца интерес к духовым инструментам.
Семья Саксов переехала сначала в Брюссель, а затем - в Париж, где Адольф открыл свою мастерскую по изготовлению духовых инструментов. Именно здесь на основе бас-кларнета он и сотворил свое чудо, которое поначалу назвал мундштучный офиклеид.
Публика довольно скептически отнеслась к новому инструменту странного вида и с не менее странным гнусавым голосом, очень далеким от его сегодняшнего звучания, и Адольфу пришлось потратить немало времени и сил, чтобы довести свой новоиспеченный офиклеид до совершенства.




Представив в 1842 году свой инструмент известному композитору Берлиозу, Адольф обрел в его лице восторженного ценителя и друга. Композитор был очарован саксофоном, напечатал в одном из журналов восторженную статью, в которой впервые назвал инструмент саксофоном.
«Это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком. Его главной заслугой, на мой взгляд, является разнообразие красоты звука, то с акцентировкой, то без, полным то страсти, то мечтательности и меланхолии; отголоском эха, слабым воплем ветра в лесу, или, что вернее, таинственными мерцающими отголосками колокола после удара. Ни один инструмент, который я доселе знал, не имеет такого странного звука на пределе тишины », - писал Берлиоз.
А о самом Саксе композитор отзывался так: «Это человек проникновенного, цепкого, светлого ума, настойчивый и твердый в любом испытании. Он одновременно математик, акустик, чеканщик, литейщик и токарь. Он умеет и думать, и делать - выдумывает и сам же выполняет ».





Для саксофона Берлиоз написал и первые произведения. К Саксу пришло признание, но использовался саксофон в основном лишь как дополнительный духовой инструмент в оркестре. И постепенно в Европе интерес к саксофону почти угас, чему способствовала также и начавшаяся в 1870 году война.
Кроме того, многие конкуренты ставили под сомнение авторство Сакса и заваливали суды многочисленными исками. Судебные тяжбы, длившиеся годами, хотя и заканчивались в основном в его пользу, но отнимали много нервов и времени, кроме того, сопровождались немалыми финансовыми расходами, которые его практически разорили.
В 1894 году в Париже великий и талантливый музыкальный мастер в нищете ушел из жизни.

Второе рождение саксофона

В конце 19 века в Америке зарождается и очень быстро распространяется новое направление в музыке - джаз, и главным солистом джазовых композиций наряду с трубой становится саксофон.






















Наконец-то у саксофона появляется возможность раскрыть весь свой потенциал. Страна заболевает «саксофономанией », которая вскоре перекидывается и на Европу.


В нашей стране с ее неприятием джаза вплоть до 70-х годов игре на саксофоне даже нигде не обучали, в почете был лишь кларнет.


Особое, трепетное отношение к саксофону наблюдается у жителей Японии. Японский саксофон – нежный, чувственный, романтичный, сентиментальный… Такая же и музыка…



Романтическое звучание мелодий с саксофоном достигается за счет слаженного взаимодействия языка, губ, дыхания, пальцев рук и осанки исполнителя. Для тех, кто очарован этим инструментом, будет интересно ознакомиться с ним поближе. Далее в статье мы узнаем все подробности о саксофоне.

Историческая справка

Это инструмент, который был изобретен в далеком 1842 году в Бельгии музыкантом по имени Адольф Сакс, имя которого, собственно, и послужило наименованием для его детища. Вот только это было идеей не самого изобретателя, а его друга - французского композитора

Его статьи, в которых он указывал на преимущества новинки, буквально разрекламировали саксофон. Красивый инструмент был детально представлен обществу. Это не могло не привести к мгновенной популярности его в среде самых известных композиторов того времени. Однако здесь история не завершает свой рассказ о саксофоне (это было бы весьма большой утратой для современной хроники).

Особый почет инструмент приобрел в начале 20 столетия, когда на улочках Америки стал зарождаться джаз.

Даже сам создатель саксофона не мог бы представить себе такой невероятный успех - широкую распространенность инструмент приобрел спустя почти 200 лет после изобретения. Тем не менее, несмотря на богатую историю саксофона, можно видеть, что общее устройство его осталось неизменным с момента появления.

Саксофон - это…

Саксофон - слово, которое состоит из следующего словосочетания: sax — фамилия музыканта-изобретателя, phone — звук. Этот инструмент официально считается духовым деревянным и принадлежит по принципу звукоизвлечения к деревянным, хотя его никогда не изготавливают из дерева.

Его изобретатель, Адольф Сакс, назвал свое первое сконструированное детище «мундштучным офиклеидом», а Берлиоз позднее изменил сложное название на более простое и приятное слуху.

С середины 19 века саксофон, музыка которого начинает чаще появляться в духовых оркестрах (в симфонических гораздо реже, а сольные партии вообще не практиковались), начинает постепенно и уверенно выходить из тени других популярных инструментов. Можно сказать, что распространение его происходило скачками в тесной зависимости от культурных движений.

Саксофон - это основной инструмент джаза и его производных, а также часто его можно встретить в эстрадной музыке.

Он отличается мощным и полным звучанием, большой технической подвижностью и певучим тембром.

Красивая музыка с саксофоном способна всколыхнуть в человеке воспоминания обо всем хорошем, что с ним произошло в жизни, задеть струны души и возродить целый океан потухших эмоций.

Устройство саксофона

Инструмент представляет собой трубку конической формы, которую изготавливают, как правило, из специальных сплавов: пакфонга (сплав меди, цинка и никеля), томпака (сплав цинка и меди), латуни. Компактная форма трубки саксофона достигается за счет изогнутости в форме чубука. Сопрано и сопранино (высокие разновидности инструмента) обладают небольшой длиной и обычно не изгибаются. На современных фирмах-изготовителях обычно выпускаются прямые басовые саксофоны и изогнутые сопрановые (однако это осуществляется, скорее всего, в целях эксперимента).

Саксофон, ноты для которого представлены в широком доступе, состоит традиционно из трех частей: корпуса, раструба и «эса» (тонкая трубка, которая является продолжением корпуса). На тонкую трубку насаживается мундштук. Его строение напоминает строение кларнетного мундштука: обладает клювообразной формой, производится из пластика или черного эбонита, у теноровых и более низких разновидностей может изготавливаться из металла.

Многообразие направлений и жанров (песни для саксофона могут писаться как для эстрады и оркестров, так и для соло партий) привело к появлению большого количества вариантов строения мундштука, в зависимости от необходимого звучания.

Различают мундштуки по следующим параметрам:

  • открытость (то есть расстояние от конца трости до верхнего края мундштука);
  • длина выемки (то есть длина свободной части, которая прижата к мундштуку).

Классическое исполнение требует использование мундштуков закрытого характера, другим же жанрам отлично подойдут более открытые версии.

Трость (или язычок), строение которой схоже с тростью кларнета, выполняет роль звукообразующего элемента. Для ее изготовления обычно используют камыш, но некоторые модели выполняются и из синтетических материалов. Трости могут иметь разный размер, в зависимости от разновидности инструмента.

К мундштуку трость прикрепляется при помощи специального приспособления - лигатуры (хомутик небольшого размера с двумя винтами). Для классического саксофона ее выполняют из металла, а в джазе и других музыкальных жанрах скорее приветствуется кожаная лигатура, которая дает трости более свободное колебание.

Чтобы предохранить трость от случайного повреждения, применяется особый пластмассовый или металлический колпачок, который надевают на мундштук, если саксофон долго не используется.

У рассматриваемого инструмента имеется сложная система клапанов, которые закрывают и открывают отверстия на его корпусе. Количество клапанов может варьироваться от 19 до 22, в соответствии с разновидностью саксофона.

Семейство саксофонов, разновидности

Вообще Сакс сконструировал 14 разновидностей инструмента, но в настоящий момент используется лишь 7 из них.

Из представленных разновидностей только три получили широкое распространение. К ним относятся альтовый, теноровый и сопрановый саксофоны. Это своеобразное саксофонное трио, которое задействуется в джазе и классической музыке. Использование баритонового джаза отмечается преимущественно в джазе, в его производных и родственных жанрах.

Диапазон саксофона составляют три регистра: низкий, средний и высокий. Он покрывает две с половиной октавы. Некоторые современные сочинения характеризуются использованием «фальцетного» регистра (который считается выше высокого), достигаемого за счет специальной аппликатуры, которая используется для получения «флажолетных» гармонических звучаний.

Альтовый саксофон

Является самым популярным видом саксофона. Вносит изюминку в классические произведения, а также является беспрецедентным властителем современного джаза. Данный саксофон отличается широким диапазоном звучания: в него входят низкий, средний и высокий регистры.

Инструмент использовался такими музыкантами, как Пол Дэзмонд и Чарли Паркер.

Теноровый саксофон

Способен выдавать более глубокий и насыщенный звук, в сравнении с альтовым и сопрановым. Свое признание получил благодаря сочному, хрипловатому и такому уютному тембру. Среди джазовых исполнителей соперничает по популярности с альтовым.

Освоить игру на данном виде саксофона запросто смогут те, кто уже владеет игрой на кларнете, ведь, по сути, эти два инструмента отличаются схожим принципом работы.

Сопрановый саксофон

Если человек не особо разбирается в музыке, он обычно путает его с кларнетом. Причиной такой путаницы является небольшая форма и размер инструмента, в сравнении с предыдущими версиями. Если теноровый и альтовый саксофоны отличаются S-образной формой, то сопрановый представляет собой прямой корпус без трубки с изгибом. По звучанию инструмент является самым выразительным и благородным видом саксофона.

Игра на саксофоне - как освоить?

Инструмент довольно капризный: его звучание идет вразрез с нотами. Это значит, что он звучит на интервал выше или ниже, в соответствии со своим строем. Поэтому играть на саксофоне можно лишь при наличии уверенных базовых знаний в музыкальной области. Пройдя специальное обучение, человек может непосредственно приступать к игре на инструменте.

Особенности на саксофоне

Чтобы играть на данном музыкальной инструменте стоя, необходимо стоять максимально ровно, стараясь выстроить туловище в одну линию. При этом грудь и плечи музыканта должны быть расслаблены. Воздух должен беспрепятственно «гастролировать» в легкие и свободно выходить обратно.

В положении сидя необходимо держать саксофон немного наискось - это позволит крайнему изгибу опираться на правое бедро исполнителя. Лучше не опираться на спинку стула, так как это может привести к затрудненному дыханию.

Тем, кто пытается постичь законы игры на саксофоне, необходимо ознакомиться с немаловажным понятием под названием «амбушюр» (с французского языка - «приставлять ко рту»). Это понятие обхватывает правильную работу губных и лицевых мышц, соприкасающихся с мундштуком.

При игре нижняя губа находится внутри мундштука и является опорой для трости: зубы зажимают срез мундштука, а к его краю плотно прижата верхняя губа, что делает невозможной утечку драгоценного воздуха.

Как показывает практика, это далеко не так просто - заставить свои пальцы непринужденно и легко бегать по клавишам, при этом соблюдая слаженную работу дыхательной системы и амбушюра. В первое время на выручку музыканту может прийти таблица аппликатур для саксофона.

Можно ли достигнуть совершенства?

Дело в том, что идеальная техника игры на саксофоне у каждого профессионального музыканта получается уникальной. Как говорят специалисты, эксперимент - дорога в будущее. Не бойтесь экспериментировать.

Необходимо выработать собственную постановку дыхания и оптимальную работу амбушюра, а также найти нужное положение тела. Всего это можно достичь лишь за годы долгой и упорной практики.

Момент извлечения звука, называемый атакой, бывает трех видов. Атака бывает мягкой, твердой и вспомогательной, в зависимости от силы, с которой язык отводится от мундштука во время исполнения. Саксофонисты помогают себе, имитируя различные слоги во время игры.

Теперь мы выяснили, что игра на инструменте требует не только определенных знаний, но и постоянного труда. Но это действительно стоящее дело, ведь именно мелодии с этим инструментом называют усладой для души. Саксофон - это вместилище разнообразных чувств, которые заставляют человека ощутить себя живым и, вместе с тем, ранимым и романтичным.

Саксофон – это музыкальный инструмент, который относится к разряду деревянных духовых инструментов несмотря на то, что никогда не был сделан из дерева. Семейство саксофонов представляет собой группу инструментов, охватывающих самые разнообразные тиссетуры, начиная от сопранино и кончая субконтрабасом. Корпус инструмента металлический, широкомензурный с характерным изогнутым (за исключением сопрано и сопранино) раструбом. Принадлежность саксофона к деревянным духовым инструментам объясняется тем, что у него характерный способ звукоизвлечения. Саксофон – это язычковый музыкальный инструмент, то есть возбудителем звука является вибрирующая трость. Другая причина принадлежности к деревянным духовым инструментам – это особенности аппликатуры, которая похожа, например, на аппликатуру флейты, кларнета, или гобоя.

В отличии от большинства духовых инструментов саксофон не имеет прототипа в древности. Он был изобретен в 40-х годах XIX столетия талантливым музыкальным мастером бельгийцем Антуан-Жозефом Саксом (1814–1894), известным как Адольф Сакс. Саксофон можно считать одной из самых больших удач Адольфа Сакса. Суть изобретения Сакса заключалась в том, что он присоединил клювообразный мундштук от бас-кларнета, усовершенствованный им в 1837 году, к мундштучной трубке офиклеида – медного инструмента басового регистра, с конической трубкой и развитым клапанным механизмом.

Впервые звучание саксофона было продемонстрировано изобретателем французскому композитору Берлиозу в Париже, в июне 1842 года. В 1845 году саксофон был официально представлен Саксом экспертному жюри Французской национальной выставки. 22 июня 1846 года изобретатель получил на инструмент патент, в котором, в частности, было указано, что им изготовлены два самостоятельных семейства саксофонов. Первое семейство предназначалось для применения в симфоническом оркестре и состояло из шести разновидностей, настроенных в строях F и С. Вторая группа, состоявшая из семи инструментов, должна была использоваться в составе духового оркестра в строях Es и В. Каждая разновидность саксофонов получила свое наименование в соответствии с принятыми названиями тесситур певческих голосов: сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Саксофоны первой группы не сумели закрепиться в оркестровой практике, уступив со временем место своим собратьям из второго семейства, которые сегодня являются постоянными участниками духового, симфонического, джазово-эстрадного оркестра и камерных ансамблей.



Мы можем говорить,что у саксофона завидная судьба. Появившись на свет в 1842 году, он по началу использовался лишь в военных оркестрах, затем на него обратили внимание такие композиторы, как Ж. Бизе – применил саксофон в своей знаменитой «Арлезианке», М. Равель – «Болеро», С.В. Рахманинов – «Симфонические танцы», А.К. Глазунов – Концерт для саксофона, С.С. Прокофьев – ввёл его в партитуру балета «Ромео и Джульетта», А.И. Хачатурян – в балет «Гаянэ», М. Равель – в сделанной им инструментовке «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского. Саксофон не входит в основной состав симфонического оркестра. Хотя он и не столь универсален, как струнные инструменты, он добавляет к их звучанию яркие краски и способен на выразительнейшие звуковые характеристики.

В конце XIX века он как бы родился заново, став наряду с трубой главным солирующим инструментом в джазе. Если в симфоническом оркестре саксофон появляется лишь эпизодически, то джаз – это его родная стихия.

Саксофон – это духовой тростевой инструмент. Хотя саксофон изготавливается из металла (серебра, латуни и других металлов), его по традиции относят к группе деревянных духовых инструментов. По устройству он похож на кларнет, по форме на бас-кларнет, аппликатура схожа с гобоем, имеет 2 октавных клапана, 24 игровых отверстия. Саксофон принадлежит к транспонирующим инструментам. Действительно, у саксофона есть много общего с деревянными духовыми инструментами, в том числе и характерный мундштук с тростью. Саксофон относится к семейству язычковых духовых инструментов наряду с гобоем, фаготом и кларнетом.

Ярче всего саксофон показал себя именно в джазовой музыке. Джаз – это оркестр, состоящий преимущественно из духовых, ударных и шумовых инструментов, а также музыка, предназначенная для такого оркестра.

Период с 1935 по 1946 годы вошёл в историю джаза как эра свинга. Именно в этот период саксофон начал набирать популярность, и вошёл в состав джазового оркестра (биг-бенда), где насчитывается 5 саксофонов (2 альта, 2 тенора и баритон). Саксофон хорош и в небольших джазовых ансамблях, где есть ритм-группа. Для большей ясности уточним, что такое биг-бэнд.

Биг-бэнд (большой оркестр) / Bigband. Характерная разновидность джазового оркестра, отличающаяся определённым составом инструментов (при ведущей роли духовых), специфическим разделением инструментальных групп(секций), своеобразной техникой ансамблевой игры (сочетание аранжированных разделов с импровизациями солистов, применение особых типов оркестрового сопровождения – бэкграунда, а также особых типов метроритмической пульсации, смещения темпов и др.). Численность музыкантов в биг-бэнде 10-20 человек. Типичный состав: 4 трубы, 4 тромбона, 5 саксофонов и ритм-группа (фортепиано, гитара, бас, ударные);возможны некоторые варианты. Предполагается наличие секции саксофонов (ридс), секции медных духовых инструментов (брасс) и ритм-секции; к ним может добавляться секция деревянных духовых (вудс), а также струнная группа. Развитие биг-бэнда началось в 1920е гг., а в начале 30-х гг. на его основе сложился свинг – один из основополагающих стилей оркестрового джаза.

Адольф Сакс много сил и времени положил на создание новых типов саксофона. Ему удалось сделать 14 саксофонов разной конструкции и звучания. Но половина из них так и осталась невостребованной. Больше всего используют семь видов саксофона: саксофоны сопранино и сопрано, альтовый саксофон, теноровый саксофон, басовый и контрабасовый саксофоны. Однако даже из числа этих семи саксофонов не все одинаково популярны. Так, например, сопранино, бас и контрабас практически невозможно увидеть на широкой сцене.

Таким образом, наибольшую популярность приобрели 4 остальных разновидности саксофонов: это баритон, альт, тенор, и сопрано. Остановимся на краткой характеристике каждого.

Саксофон баритон – это вид саксофона, диапазон которого находится в низком регистре. Ствол у баритона S-образный с высоко поднятым раструбом, из-за чего саксофон выглядит сложенным вдвое. Мундштук устанавливается в гнутое в двух плоскостях колено. Это позволяет достигнуть нужного диапазона, сохраняя удобные для игры габариты инструмента… . Строй у саксофона-баритона – in Es. Диапазон инструмента около трёх октав, ровно на октаву ниже, чем у альта. Ноты для саксофона баритона записываются на высоте и в тональности на большую терцдециму выше реального звучания. Таким образом, самая низкая нота – нота до большой октавы по музыке (по написанию – ля малой октавы). Кстати, нота ля малой октавы по написанию есть только в аппликатуре саксофона-баритона, у остальных трёх саксофонов эта нота в аппликатуре отсустсвует. Самая высокая нота по музыке – ля бемоль, ля или си-бемоль первой октавы в зависимости от устройства самого инструмента (по написанию – фа, фа-диез или соль третьей октавы).

Также, на любом из четырёх названных саксофонах музыкант может брать ноты и выше основного диапазона, и это так называемый фальцетный регистр. Однако этот раздел диапазона просто так никому не даётся даже при знании одной или нескольких аппликатур, и возможен только при правильной артикуляции и предельной сконцентрированности струи воздуха, заключённого в канале инструмента. Редко кому удаётся постигнуть данный регистр на стадии детской музыкальной школы. По мнению ведущих педагогов, не следует использовать фальцетный регистр на первых порах обучения. Этот регистр возможен только при должном опыте игры и при хорошей подготовке. Из педагогического опыта известно, что даже профессиональным музыкантам фальцетный регистр требуется далеко не всегда.

Как показывает исполнительская практика, саксофон баритон достаточно редко используется как солирующий инструмент. Это связано с его большим размером и с тем, что данный инструмент является громоздким и неудобным. Чаще всего он звучит в составе группы саксофонов джазового, эстрадно-симфонического, а также духового оркестров. Известные исполнители на саксофоне баритоне – это, например, Гарри Карни и Джерри Маллиган.

Саксофон-тенор . Этот инструмент во всём мире считается самым глубоким и проникновенным по тембру. Причиной тому является выгодное расположение диапазона. По музыке, самая нижняя нота на таком инструменте – ля бемоль большой октавы, а по аппликатуре, или иначе говоря, по написанию, эта нота записывается на большую нону выше реального звучания, то есть си-бемоль малой октавы. Самая высокая нота по написанию – фа, фа диез или соль третьей октавы в зависимости от устройства самого инструмента. Фа-диез возможен только в том случае, если на то есть соответствующий клапан. Так, верхний фа-диез часто отсутствует на старых саксофонах, но характерен для новых. Такой диапазон по написанию характерен и для альта, и для сопрано.

На саксофоне теноре играли многие джазовые звёзды, например, Бен Вебстер, Коулмэн Хокинс, Лестер Янг, Джон Колтрейн, Сонни Роллинс, Стен Гетц, Джо Хендерсон, Бенни Голсон, Гровер Вашингтон, Кенни Джи и другие. Из российских джазовых исполнителей на саксофоне теноре известны такие музыканты, как Давид Голощёкин, Игорь Бутман, Александр Сакуров, Олег Киреев, Дмитрий Мосьпан, Олег Грымов, Геннадий Кренделев и другие. Некоторые из этих звёзд, например, Гровер Вашингтон и Кенни Джи, играют на трёх саксофонах: и на теноре, и на альте и на сопрано.

Саксофон альт. Данный инструмент по размеру меньше, чем саксофон тенор, диапазон его расположен выше. По музыке – от ре бемоль малой октавы до ля - бемоль – ля си-бемоль второй октавы в зависимости от самого инструмента. Строй саксофона-альта – ми-бемоль, как и у баритона. Саксофон-альт имеет средние размеры, и поэтому именно на нём лучше всего начинать учиться играть. Ведь если начинать учиться на теноре, а тем более на баритоне, то это будет слишком тяжело. Но и на маленьком саксофоне-сопрано это делать не просто, потому что звук сконцентрировать сложнее, нежели на альте. Настроить саксофон-сопрано достаточно сложно, т.к. на нём маленький мундштук. Ведь любой саксофон настраивается путём передвижения мундштука, а на сопрано это надо делать с точностью до миллиметра. В целом, для игры на саксофоне-сопрано необходима хорошая подготовка, полученная на саксофоне-альте. И это ещё один факт, подтверждающий, что обучение игре на саксофоне лучше начинать с саксофона альта. Известные исполнители на саксофоне-альте: Джонни Ходжес, Чарли Паркер, Луи Дональдсон, Фил Вудс, Кэннонбол Эдерли, Орнет Коулмен, Ли Конитц, Пол Дезмонд, Фаусто Папетти, Гровер Вашингтон, Дэвид Сэнборн, Эрик Мариенталь, Кенни Джи и другие. Среди российских альт-саксофонистов известны такие, как Георгий Гаранян, Алексей Козлов, Михаил Жураков и другие.

Саксофон сопрано . В отличие от саксофонов большого размера, у саксофона-сопрано нет У-образной изогнутой трубки. Его корпус состоит из прямой трубки небольшой длины. С одной стороны трубка заканчивается раструбом, а с другой – мундштуком. Это характерно для всех духовых инструментов. На верхней части саксофона-сопрано располагаются клавиши, на некотором отдалении от которых находится специальная клавиша для мизинца. Она чуть больше, чем все остальные клавиши это сделано для удобства музыканта при игре. Этот саксофон звучит в строе си-бемоль, и диапазон его расположен на октаву выше, чем диапазон саксофона-тенора. Тембр у саксофона-сопрано нежный и немножко гнусавый, напоминает звучание гобоя. Фальцетный регистр на саксофоне-сопрано даётся исполнителю особенно трудно, потому то это сам по себе высокий инструмент. Известные исполнители на саксофоне-сопрано: Сидней Беше, Джон Колтрейн, Сонни Роллинс, Стен Гетц, Гровер Вашингтон, Кенни Джи и Эрик Мариенталь.

В целом, саксофон очень подвижен в техническом отношении, но наиболее удобными для него являются тональности, имеющие при ключе от одного бемоля до четырех диезов. Инструмент гибок в динамическом отношении. Сила его звука в среднем эдентична унисону двух-трех кларнетов. Для уменьшения силы звука и изменения тембровой окраски применяются сурдины.

Таким образом, в данном разделе мы раскрыли историю создания саксофона и рассмотрели основные особенности представителей этого семейства духовых музыкальных инструментов.

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...