Латыши. Прибалты бывают разные


Во всем мире более 1, 5 миллиона латышей. Около 90 % из них проживает в Латвии, но также их можно встретить в США, России, Австралии, Канаде, Великобритании и Германии, а еще в Бразилии, Литве, Швеции, Эстонии и Ирландии. Вообще, вряд ли есть какая-нибудь страна в мире, где латыши не обозначили своего присутствия, так что, если вы даже никогда не посетите Латвию, у вас есть все шансы встретить латыша где-нибудь еще. Предназначение данной брошюры – дать представление о том, кто же такие латыши. Конечно, каждый человек уникален, но мы попытались осветить некоторые из наиболее заметных особенностей, присущих большинству латышей.

Дома и семьи латышей

Исторически сложилось так, что латыши предпочитали жить в семейных крестьянских дворах, а не объединяться в деревни. Многие из проживающих в сельских районах Латвии сегодня по-прежнему живут таким образом. Эта латышская склонность к уединению на комфортной дистанции от других, возможно, объясняет их замкнутый, самодостаточный и независимый характер. Даже сегодня латыш ставит свой дом и свою семью выше всего остального, и приветствует только близких друзей и родственников в этом домашнем святилище. У латыша может быть не много близких друзей, но такие устоявшиеся дружеские отношения для него ценнее золота. Женщины играют особенно важную роль в латвийском обществе. В семье женщина – это клей, который связывает семью воедино и передает семейные традиции. Сегодня женщины страны взяли на себя ведущие роли в жизни общества, включая пост президента государства. Мужчины Латвии гордятся тем, что наши женщины не только умны и заботливы, но и очень красивы.

Что едят латыши

С незапамятных времен латышские праздники были грандиозными торжествами, на которых с огромным аппетитом поглощалось бесконечное множество яств и алкогольных напитков. Но и в обычные дни хорошая еда для латыша имеет огромное значение. Традиционная латышская кухня включает в себя разнообразные продукты: ржаной хлеб, картофель, сосиски и мясо, рыбу, различные молочные продукты, пиво и квас. Завтрак обычно состоит из бутербродов с сыром или колбасой и чая или кофе. На обед чаще всего суп с овощами и мясом, а также картофель и стаканчик кефира или фруктового сока. Рис, гречка или макароны в качестве гарнира к мясному блюду употребляются реже. Латыши обожают свой традиционный ржаной хлеб, особенно домашний. Однако и кисло-сладкий ржаной хлеб тоже популярен. Во многих латышских семьях на десерт пекут пироги, в том числе яблочные, и сладкие ватрушки.

Латыши и природа

Все латыши благоговеют перед природой: землей, морем, животными и особенно перед цветами и деревьями. Это не зависит от того, живут они в городах или же в сельской местности. Величественные дубы особенно почитают. Все вековые деревья записывают и регистрируют для специальной охраны. Такая тесная взаимосвязь с вековыми деревьями уходит корнями в древние, дохристианские верования, к традициям и фольклору, к тому моменту, когда латыши поклонялись различным природным божествам и проводили различные ритуалы вокруг этих священных деревьев и под их кронами. Латышам присуща также особая любовь к аистам, а гнездо аиста рядом с домом считается добрым знаком – это особое благословение для жильцов дома. Такие древние верования продолжают жить в мышлении современных латышей, многим из которых близка «зеленая» философия. Поэтому не удивительно, что многие районы Латвии сохранены в их первозданном виде, не тронуты человеческим развитием.

Латыши под открытым небом

Любовь к природе является частью образа жизни многих латышей. Хотя многие поколения латышей решили жить и работать в сельской местности, даже горожане предпочитают проводить отдых вдали от городской сутолоки и суеты. Они проводят выходные и праздники на берегу моря, на пикниках у озера или рядом с рекой, или ходят на прогулки по огромным латвийским лесам. Это особенно актуально в летнее время, когда латыши загорают, купаются и ловят рыбу или занимаются более активными видами спорта, такими, как езда на велосипеде или гребля. Благодаря большому количеству диких животных в Латвии охота по-прежнему популярна среди мужчин. Независимо от того, как они провели день, латыши часто проводят вечера вокруг костра, где готовят еду, поют песни и мечтают.

Латыш и его земля

Небольшие семейные фермы и крестьянские дворы рассматриваются как места, где латвийская душа чувствует себя как дома. Это здесь зародились и поддерживаются латышские традиции. В Латвии такие фермы известны не по улице или адресу, а по их уникальным названиям, многие из которых вековой давности. Для многих латышей работа в семейном саду с лихвой заменит экскурсию на природе. Садоводство – популярное времяпрепровождение и даже приводит к соревнованиям по самым красивым и наиболее ухоженным садам. Пожилые латыши проводят много времени на своих садовых участках, они готовят запасы на зиму, заготавливают варенье, фруктовые соки, маринуют и солят овощи, особенно капусту и огурцы. Обилие лесов делает сбор ягод и грибов одним из любимых способов времяпровождения для всех поколений латышей. С июля по сентябрь латвийские леса полны латышей, занятых наполнением плетеных корзин клубникой, малиной, черникой, брусникой и грибами.

Латыши и цветы

Латыши любят цветы и любят дарить их (и женщинам, и мужчинам), чествовать места и события. Предпочтения могут варьироваться, но есть определенные неписаные правила, которыми латыши руководствуются в традиции дарения цветов. Букет должен состоять из нечетного количества цветов: трех, пяти, семи или девяти. Но, когда цветы приносят на могилу, их должно быть четное число. Цветы дарят, чтобы выразить признательность, в ознаменование дня рождения, юбилея, свадьбы, продвижения по службе или какого-либо достижения, да и просто, чтобы вызвать чью-то улыбку. С незапамятных времен цветы, дубовые листья и цветочные букеты использовали в качестве украшения во время праздничных мероприятий. Сегодня латыши украшают цветами себя, свои дома, своих домашних животных, свой скот, и даже свои машины.

Латыши и огонь

Возможно из-за более прохладного Североевропейского климата, или просто потому, что латыши сохранили многие из своих древних традиций, все латыши очень любят огонь. Он играет важную роль во время Лиго (Янова дня, дня летнего солнцестояния), когда сельскую местность Латвии освещают тысячи костров. Ни один латышский праздник не будет полноценным без свечей, так как они рассматриваются как неотъемлемая часть праздничной атмосферы. Свечи зажигают на тортах в честь дня рождения, на похоронах, ставят на окна, а также зажигают во время выпускных вечеров. На Рождество многие латыши предпочитают украшать свои Рождественские елки настоящими свечами, а не разноцветными электрическими лампочками. Свечи горят на столе во время свадебного пир, а также их несут участники традиционного полуночного свадебного таинства, когда с невесты снимают фату (mičošana). Подсвечники и канделябры, изготовленные из дерева, керамики или металла также являются важной частью традиционного латвийского ремесла и искусства. Латыши получают огромное наслаждение от фейерверков, причем не только на крупных общественных мероприятиях, но и на частных вечеринках.

Латыши, их песни и танцы

Если и можно определить народ, по какому-либо универсальному признаку, то для латышей такой признак – любовь к пению. Латыши поют все время, в любом месте и по любому поводу. Они поют на праздниках, юбилеях, торжествах, свадьбах, выпускных балах и на спортивных мероприятиях. Несмотря на то, что латыши поют в различных стилях, будь то опера, поп, джаз или рок, особое место в их сердцах занимают традиционные латышские народные песни, известные как «дайны». Дайны можно петь в одиночку, группой или большим хором. Около миллиона известных дайн затрагивают любой значимый повод. Существуют дайны по любому поводу и под любое настроение, и даже политики не стесняются исполнить дайну, когда для этого есть подходящий случай. Во время впечатляющих фестивалей песни, десятки тысяч латышей собираются большими хорами, чтобы спеть. Они одеты в национальные костюмы, история которых насчитывает столетия. У многих латышей есть свой собственный национальный костюм, который они одевают по особым случаям, таким как фестивали песни или различные праздники. Песни часто сопровождаются танцами, и многие из латышей участвуют в группах народного танца или просто присоединяются к танцующим, когда есть настроение.

Латыши и их праздники

Четыре самых популярных праздника для латышей – это Рождество, Новый год, Пасха и Лиго, или Янов день (день летнего солнцестояния). Лиго, который празднуется в канун 24 июня, особо значим. Большинство латышей встречают этот праздник в сельской местности на открытом воздухе: люди собираются возле ферм, крестьянских домов, в поле или в лесу, при свете огромного костра на вершине холма во время заката и желательно возле большого дуба. Любой пролетающий над Латвией в канун Янова дня, увидит впечатляющее световое представление, поскольку всю страну пересекают пунктиры тысяч пылающих костров. К празднику люди готовят специальную еду: сыр с тмином, пирожки с беконом, и запасаются огромным количеством пива. Девушки украшают себя венками из полевых цветов, а парни – из дубовых листьев. Несмотря на то что, пение традиционных Яновых песен все чаще дополняется музыкальными записями и выступлениями со сцены, кажется, что практически каждый латыш знает по крайне мере несколько Яновых песен, характерных для праздника Лиго. Весельчаки с достаточным количеством выдержки не будут спать всю ночь, чтобы встретить рассвет Янова дня после ночных песен и танцев. Романтично настроенные парочки проведут вместе ночь в лесу в поисках мистического цветка папоротника.

Латыши и их символика

Латыши не демонстрируют свой патриотизм открыто, несмотря на то, что глубоко любят свою землю и страну, и очень гордятся своими культурными и спортивными достижениями. Суть бытия латыша заключается в нескольких общих символах. Некоторые символы, такие как флаг и памятник Свободы в Риге связаны с Латвийской государственностью и свободой латвийского народа. Дуб символизирует силу, выносливость, долголетие и способность выживать. Поэтому дубовый венок, который носят мужчины во время празднования Янова дня или который дарят атлетам или ветеранам труда за особые достижения, воплощает все эти качества. Женские венки из цветов также символизируют традиционные латвийские ценности. Костер, который освещает праздничные мероприятия, символизирует свет и тепло. Кроме того, с 1991 года, он символизирует костры, освещавшие дни баррикад, которые привели к возвращению независимости Латвии. Богатый набор символов, обнаруженный в латышских орнаментах и художественном оформлении также несет широкий спектр значений из древних времен, символизирует мудрость, силу, безопасность и духовные верования.

Латыши и их язык

Общее число носителей латышского языка в мире превышает 2 миллиона человек и для 1, 4 миллиона этот язык является родным. Латышский принадлежит к индоевропейскому семейству языков и вместе с литовским образует балтийскую языковую группу, отдельную, но родственную славянским и германским языковым группам. Латышский язык, так же как и литовский сохраняет множество элементов праиндоевропейского языка как в лексике, так и в грамматике, и с этой точки зрения представляет огромный интерес для лингвистов. Хотя современный литературный латышский язык используется практически во всех жизненных сферах на всей территории страны, в разговорном латышском часто встречаются элементы различных местных диалектов. Публикуется около 150 газет на латышском языке, общий тираж которых составляет 110 миллионов экземпляров. Выпускается также 200 журналов. Кроме того, в Латвии каждый год публикуется около двух тысяч книг, общим тиражом 5 миллионов экземпляров.

Латыши и их имена

Существует около тысячи латышских имен, и каждый день латвийского календаря всегда освещает одно или несколько из них. Этот день называется днем имени. В свои именины латыши обычно принимают поздравления, подарки и цветы, и ждут гостей без приглашения. Самое популярное латышское мужское имя – Янис, за ним следуют Андрис, Юрис, Эдгар, Марис и Айвар. Самые популярные женские имена – это Анна, Кристина, Мария, Инесе, Инга и Илзе. Мода на имена также переменчива, так что набирают оборот новые, современные имена или же возвращаются старые, давно забытые. Тем не менее, некоторые имена с вековой историей, такие как Карлис, Илзе, Петерис, Анна, Юрис и т. д выдерживают натиск времени. Большинство латышских имен являются местным вариантом европейских христианских имен, в то время как некоторые были заимствованы у соседних народов, а около десяти процентов являются уникальными для латышей, например: Ирбе, Сниедзе, Виестурс, Дзинтарс, Аусеклис. Многие из латышских имен олицетворяют животных или природные явления, такие как янтарь, звезду, снег или породу птиц. Висвалдис, например, означает «вседержитель».

Около половины всех латышских фамилий имеют латвийские корни: Берзиньш, Калныньш, Озолиньш. Большинство фамилий латвийского происхождения олицетворяют какой-нибудь конкретный предмет. Таким образом, среди премьер министров Латвии были г-н Гайлис («петух»), г-н Крастс («берег»), г-н Шкеле («ломоть»). Менее распространенными являются немецкие, шведские и польские фамилии, в последние годы возросло число русских фамилий. При изучении фамилий можно проследить отношение семьи к конкретному церковному приходу.

Наиболее распространенные латышские имена и фамилии в 2010 году

Мужские имена Женские имена Фамилии
1 Янис Анна Берзиньш
2 Андрис Кристине Калныньш
3 Юрис Инесе Озолиньш
4 Эдгарс Инга Янсонс
5 Марис Илзе Озолс
6 Айварс Лига Лиепиньш
7 Мартиньш Даце Круминьш
8 Петерис Анита Балодис
9 Иварс Мария Эглитис
10 Каспарс Ева Зариньш
11 Валдис Ивета Петерсонс
12 Улдис Диана Витолс
13 Айгарс Сандра Клявиньш
14 Карлис Айя Карклиньш
15 Александрс Рита Ванагс

Foto: DELFI

"Латыши - роста среднего, иногда и высокого, лицо длинноватое, у мужчин - редко румяное, лоб низкий, нос длинный и прямой, рот малый, щеки толстые, весь стан редко толст", - Густав Теодор Паули (1817-1867), русский этнограф немецкого происхождения.

Рита Гравере собрала наблюдения разных ученых и иных уважаемых людей Латвии и Балтии на рубеже 19-20-го веков о том, как они себе представляли "настоящих латышей". Очень по-разному. Иногда - до смешного, а порой - до слез.

Особенно безжалостен к латышам был известный лифляндский публицист и просветитель немецкого происхождения Гарлиб Хельвиг Меркель (1769-1850), автор книги "Латыши", в которой в самых черных тонах описывалась жизнь лифляндского крестьянства, обличались зверства помещиков-немцев и содержался призыв к правительству России вмешаться в лифляндские дела и облегчить жизнь трудового народа.

Меркель описывал латышей так: "Они (латыши) - высокого роста с сильным строением тела, пунцово-красным лицом, голубыми глазами и гладкими коричневыми волосами. У меня была возможность пожалеть изуродованное человечество в образе латыша. С поугрюмевшими вдруг лицами вам с усмешкой рассказывают о голоде, бесчувственности и рабском труде. Слишком рано истощенный организм никогда не сможет достичь полного расцвета сил…" По его словам, "самая яркая характерная черта лифляндского крестьянина - рабские страхи и недоверие".

Foto: DELFI

"Латышские женщины красивы, а мужчины в молодости не носят бороду", - Карл Филипп Михаэль Снелл (1753-1806), публицист и ректор Домской школы.

"Латыши крупнее и более пропорционально сложены, чем эстонцы, и у них - острый нос", профессор анатомии Тартуского университета Хенрик Фридрих Изенфлам (1771-1828).

"Внешний вид и размер латышей - разные. В целом, они похожи на финнов, больше частью угрюмые, с угловатой головой, тем не менее одаренные, женщины - проворные и красивые". J Georgs (1776), врач.

"У латышей не обнаружил ни славянской округлой полноты, ни эстонских и финских плоских форм", - Иоганн Карл Ульрих Белл (1801-1869), художник, исследователь истории.

"…красивая порода людей, которые по внешнему виду, одежде и укладу похожи на немцев. Они высоки и круглолицы. Волосы у детей желтые, но с возрастом темнеют", - Йохан Эрнест Кристиан фон Траутветтер (1780-1859), немецкий педагог и писатель.

"Латыши - среднего роста, редко высокого, сильные и пропорционально сложены. Полнота встречается редко. Цвет кожи белый, волосы на теле малоразвиты, волосы на голове или гладкие, или более-менее кучерявые, чаще желтоватые, но встречаются и светло-коричневые, реже - темно-коричневые. Цвет глаз в большинстве случаев - серовато-голубой, серый или зеленый, реже - коричневый. Глаза - средней величины, расположение век - горизонтальное. Бороды растут умеренно. Чаще встречаются мужчины с короткой, не очень густой растительностью на щеках, реже - с полной бородой. Усы никто не носит. Большинство латышей бороду полностью сбривают. Голова более-менее длинная и широкая.

Лицо чаще овальное, реже широкое или угловатое, скулы не торчат, только в редчайших случаях лицо слишком вытянутое и худое. Лицо если не румяное, то и не бледное. Лоб высокий, его боковые кости не торчат. Нос прямой и полудлинный, но встречаются также короткие и широкие формы. Рот средней величины, зубы у большинства хорошие и прямые. Губы полные, но не толстые. Про женщин можно сказать примерно то же, но лицо у них чаще румяное, некоторые из них красивы", - Отто Густав Фридрих Вебер (1852-1920), антрополог.

"Их строение тела сильное от природы и от малообразованности (ar primitīvu audzināšanu) еще больше укрепилось. Но ненасытность и чрезмерное употребление алкоголя повредило их нервы и принесло им быструю жизнь и скорую смерть", - рижский врач Отто Гун (1764-1832).

"Курземские крестьяне сравнительно высокого роста со здоровым и сильным строением тела", - профессор Тербатского (Тартусского) университета Даниэл Георг Балк (1764-1826).

Foto: DELFI

"Среди латышей трудно не распознать два типа: один - арийский, другой - финский. Латыши второго типа - никто другие, как ливы, которые переняли латышский язык", - описание в книге "Народы России" (1910-12 годы).

"Латыши сами по себе - не образец уродства (neglīts radījums), среди женщин нередко встречаются настоящие красавицы. Вдоль Даугавы, особенно на Видземской равнине, в окрестностях Пиебалги, латыши - большие, крепкие, работящие люди, а их дочери красивы и милы (piemīlīgas)", - географ, библиограф и путешественник Йоханн Кол (1808-1876).

04:33 pm - Латыши – ещё одна паразитная нация?
Латыши – ещё одна паразитная нация?

…латыш - это чрезвычайно упертая, тупая овца. Это самый яркий пример быдлоизма на национальном уровне. С быдлом нельзя быть на равных. Ты ему даешь возможность высказываться и чувствовать как человек, а в ответ они пользуются этой возможностью, чтобы вести себя как скот.
(обобщённый образ латыша глазами русских)

Побережье Балтийского моря - нынешние Лифляндии, Эстляндии и Курляндии. «Латвия» была заселена 4-мя народами: ливами, эстами (финскаго племени), латгалой и латами (литовск. племени). До 13 века нельзя говорить о какой-либо общей политической организации «Латвии». Отдельные племена жили в ней вполне самостоятельно; культурный уровень их был низкий. Их религия заключалась в поклонении явлениям природы. Главным богом у них был бог грома - Перкун, которому посвящались старые вековые дубы. В обычае были жертвоприношения; лошадь считалась наиболее благородною жертвою. На войне жители обнаруживали большую свирепость и беспощадно четвертовали своих пленных. Покойники сжигались; пепел от их трупов сохранялся в урнах. В настоящее время найдено немало таких урн. За покойником нередко сжигались его любимые домашние животные, лошади и собаки; в могилу клали оружие, хлеб, мед, монеты. Помните, древние египтяне не знали, куда девать пленных (кормить-то их накладно) и, поэтому, пленных убивали. И лишь потом, придумали их использовать как бесплатную рабочую силу. Их даже называли – «говорящий скот». Так возник рабовладельческий строй и началась цивилизация. По всему получается, что в 13 веке, в центре Европы проживал народ, который по уровню дикости еще находился в пятом тысячелетии до нашей эры. Для сравнения - в Руси, к тому времени, уже были написаны «Повесть временных лет», «Слово о Полку Игореве», таким образом, уже существовала самостоятельная русская (негреческая) литературная традиция.
Основную роль в создании единого народа сыграла культура, основанная на народных песнях – понятные всем, они во многом сформировали как язык, так и общие воззрения и верования. После распада ливонских государств это единство заметно пострадало – в Латгалии, например, язык и религия испытали сильное польско-католическое влияние. Кроме того, поскольку реальная политическая власть с конца 13 по начало 20 века находилась в руках немцев (независимо от формальной государственной власти), происходящее в их среде тоже влияло на происходящее в стране. Немцы в Латвии сделали…. Ну как бы это поделикатнее выразиться, в общем, все. Просто все. Построили города. Церкви. Университеты. Основали торговлю. Промышленность. Дороги. Канализация (они бы просто засрали всю свою территорию). Электричество. Литература. Письменность. Религия. Медицина. Образование. Армия. Ну, в общем, все, что только возможно.

Поэтому для латыша совершенно наплевать, под управлением кого его страна считалась пятьсот лет назад – это всё равно страна только его и его предков, а чужие всегда оставались ничем, пусть и опасным ничем, которому приходится покориться, но который никаких прав от этого не приобретает. Для обычного латыша, как Ливония, так и Российская империя в Латвии – всего лишь структуры управления, а не государства. Так латыши смотрели на них 300 и 600 лет назад, так смотрят и сейчас.
Современные историки «Латвии» такие как Э. Екабсонс, В Щербинскис пытаются представить историю латышей в ином свете, а именно как активных участников белого движения в России после октябрьского переворота 1917 года, однако это именно те единицы представителей латышей, которые адекватно мыслили и являлись генетически представителями нордической расы.
Но давайте рассмотрим деятельность этой саранчи в наиболее понятный для современного человека период ХХ – го века. Латышские стрелки – выродки на Русской земле. Отправной точкой для латышей в деле уничтожения Российской Империи стал


Второй съезд делегатов латышских стрелковых полков, прошедший в Риге в середине мая 1917 года. 226 делегатов почти единогласно приняли резолюцию, в которой было указано, что Временное правительство - результат попытки мелкой буржуазии и одной части рабочих войти в соглашение с империалистической буржуазией и землевладельцами. Война в резолюции была охарактеризована как империалистическая, поэтому революционные силы должны бороться за мир без аннексий и контрибуций, должны прогнать свои империалистические правительства. По самому важному для революции вопросу - о власти - съезд заявил: «Нашим лозунгом: является призыв революционной демократии: всю власть Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов!» Вот что пишет А. Кох о той ситуации: «…Столь убедительной поддержки своим устремлениям не ожидали даже лидеры большевиков. Так П.Стучка писал, вспоминая тот день: «Я видел только восторженное почти единогласное голосование. Должен признаться, что был сильно поражен этой решимостью. Днем позже, выступая на отдельном собрании одного из полков, я убедился, что это - думы и воодушевление масс, а не только избранной верхушки».
Резолюция 17 мая означала переход латышских стрелков на сторону большевиков, и 40 тысяч латышских стрелков стали ядром большевистских военных сил в революции. О политических взглядах латышских стрелков говорит следующий факт: на выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в ноябре 17-го, за кандидатов большевиков было подано 95 процентов голосов.
Через два месяца, в феврале 1918 года, немецкие войска, в том числе 12 Балтийская пехотная дивизия генерал-майора Рюдигера фон дер Гольца, прорвали фронт и оккупировали всю территорию Латвии. 40 тысяч хорошо обученных и вооруженных латышей не стали защищать свою Родину, а отправились "сражаться за свободу и упрочение советской власти" на необъятные российские просторы. На своих штыках они несли революционный террор, а попросту - смерть миллионов русских людей.
Вот как Л.Д.Троцкий (пойди найди лучше эксперта по Гражданской войне в России, все таки, Наркомвоенмор, - главнее нету!) описал роль латышских стрелков в исходе гражданской войны: "Латышские стрелковые части, - отличившиеся беспримерной самоотверженностью в период гражданской войны, были созданы еще царским правительством в 1915 году, преимущественно пролетарский состав частей был причиной того, что вскоре после Февральской революции, в мае 1917 года латышские стрелки объявили себя сторонниками большевиков.


С этих пор они связали свою судьбу с судьбой революционного пролетариата советских республик, каждый раз, появляясь на самых опасных участках фронта и нанося тяжелые поражения врагу. Созданный 14-го декабря 1917 года латышский корпус подлежал, согласно Брестскому договору, демобилизации. Чтобы сохранить латышские части, было решено переименовать корпус в латышскую советскую стрелковую дивизию (13 апреля 1918 года). Начальником дивизии был назначен И.И.Вацетис. Еще до сведения их в корпус, латышские полки принимали участие в борьбе с польским корпусом Довбор-Мусницкого, а на юге - с Корниловым.
В 1918 году латышские части принимают активное участие разгроме анархистов и подавлении левоэсеровского мятежа. В период чехословацкого мятежа на Восточный фронт перебрасываются 7 латышских полков. За доблестную двухдневную оборону Казани (5 и 6 августа) 5-й латышский полк награждается ВЦИКом красным знаменем. В конце 1918 года и начале 1919 года латышские части очищают Латвию от немецких баронов и русских белогвардейцев: (Вот они, вот они - латышские части! Это те самые части Красной Армии, которые сначала захватили Ригу, а потом фон дер Гольц их пинками вытолкал обратно в Россию! Вот какой они видели родную Латвию - большевистской! Ну где, ну где же спасибо немцам за то, что они спасли Латвию от озверевших латышей?)
Осенью 1919 года мы видим всю латышскую стрелковую дивизию с ее кавалерией (во блин, у них и кавалерия была, еще к 40 тысячам стрелков плюсуй не меньше 10 тысяч) под Орлом, куда она была переброшена главнокомандующим Вацетисом, для того чтобы прикрыть пути на Москву. Здесь пришлось поставить ее в центре ударной группы против Добровольческой армии генерала Деникина. Латышской дивизии были приданы бригада Примакова и червонная бригада Павлова. Столкновение произошло в районе города Кромы. Здесь разыгрывается один из самых кровопролитных боев между латышской дивизией с приданными ей частями, с одной стороны, и 1-м корпусом Добровольческой армии - с другой. Силы были равные. Бой длился около двух недель, с 11 по 27 октября 1919 года. Обе стороны напрягали все свои силы. Последнее и решительное усилие сделали 1-я латышская бригада и 7-й латышский полк в ночь на 27 октября, разгромив тыл противника и захватив город Кромы, где были расположены штабы. Кромская победа явилась первым шагом к победе над армией Деникина, которая, отступая, превращалась в клочки отдельных войсковых частей. В это же время 5-й латышский полк сражается против генерала Юденича, наступавшего на Петроград. Вместе 87-м и 88-м полками он составляет ударную группу, которая под Павловском наносит генералу Юденича решительное поражение.
Фронт генерала Юденича оказался разорванным на две части; это послужило началом поголовного бегства армии Юденича в Эстонию, где она была ликвидирована. За доблестные действия под Петроградом 5-й латышский полк получил 2-е красное полковое знамя.
Весною 1920 года латышская стрелковая дивизия действует под Перекопом, который она берет штурмом, но, не будучи поддержана своевременно, вынуждена отойти. Летом и осенью мы видим латышскую дивизию в передовых рядах войск, сражающихся против ген. Врангеля» (Л.Д.Троцкий «Советская Республика и капиталистический мир. Часть Первая»).


Таким образом, можно смело утверждать, что победа красных в гражданской войне в значительной степени была обусловлена участием на их стороне латышских частей. Всем известно, что перелом в гражданской войне начался после поражения Добровольческой армии под Орлом. Теперь мы знаем, кто его обеспечил.
Если к этому прибавить тот энтузиазм, с которым латыши шли в ЧК, с каким удовольствием они участвовали в расстрелах, как потом энергично и по-деловому они строили ГУЛАГ. Все эти Вацетисы, Петерсы, Стучки, Лацисы, Берзины. Наверное, уже пора нам счет Латвии предъявлять, а не, наоборот.
Вот как оценивает количественное участие латышей в становлении и удержании советской власти в России известный латышский профессор Айварс Странга (Вестник Европы. 2001. № 2): «184 тысячи латышей, более 10% нашей нации (если быть точным, то 20%. Откуда их столько взялось? Но это не мои цифры. Хотя с членами семей, может быть.), остались в Советской России после революции, не вернулись в Латвию, не воспользовались условиями Рижского мира, не участвовали в строительстве независимой, свободной Латвии. 70 тысяч из них подписали себе приговор, который был приведен в исполнение в 1937 году (собакам - собачья смерть). Эта цифра - 184 тысячи оставшихся здесь на руководящей работе, в том числе в ГРУ, в НКВД, - свидетельство того, сколь социально и идейно была расколота наша нация»». Вот и становится понятна разбойничья, маниакальная сучность латышей-шариковых. Я не буду останавливаться на зверствах латышских ублюдков на территории моей страны в период становления жидо-большевистской власти, а перенесусь сразу в условия освободительной войны 1939 – 1945 года. И так после прихода к власти в Германии НСДАП правительство активно преступило к организации консолидации фольксдойче на исконных немецких землях. В том числе и активно обустраиваемая на протяжении веков территория «Латвии». На тот момент численность населения территории «Латвии» составляла около 2 миллионов человек различных национальностей и примерно 60 процентов – собственно латыши. То есть по большому счёту не о чём по сравнению с Россией или Германией, так район в Берлине или Москве. Но сколько от них пакостей… В Латвии традиционно были сильны прогерманские настроения. Хотя до войны немецкое население составляло всего около 3 процентов, его общество под названием «Латвийское братство» после прихода Гитлера к власти официально провозгласило своей целью вхождение «Латвии» в состав Третьего рейха. После подписания «Версальского мирного договора» и «Брестского мирного договора» (Брестский договор оставался в силе 3 месяца. После революции в Германии 1918–1919 Советское правительство 13 ноября 1918 в одностороннем порядке аннулировало его.) страны Антанты решили обустроить свой форпост на территории «Латвии» и именно поэтому они решили предоставить «независимость» латышам. И как видно не зря. Следует отметить, что латвийская армия того времени представляла собой едва ли не самую боеспособную часть «Прибалтийской Антанты». Правительство Ульманиса не жалело средств на свои вооруженные силы. Так, в 1936 году в Великобритании были заказаны самолеты для ВВС, в 1939 году в Швеции - зенитные орудия. В Валге в начале декабря 1934 года эстонским и латвийским командованием были проведены совместные командно-штабные учения, на которых разрабатывались планы военных действий против СССР. В мае-июне 1938 года прошли аналогичные полевые учения. Помимо мобильной, хорошо вооруженной армии в республике имелся ряд национальных военизированных организаций. Молодежь была вовлечена в аналог «Гитлерюгенда» - «Мазпулку». Взрослая часть населения, включая женщин, объединилась в организацию «Айзсарги» («Охранники»). Существовавшая с 1919 года, эта милитаризированная структура, приняла активное участие в государственном перевороте в мае 1934 года, результатом чего главой государства стал ее прежний руководитель Карл Ульманис. Организация строилась по территориальному принципу, охватывая все уезды Латвии, и к 1940 году насчитывала в своих радах до 40 тысяч человек (21 полк). Члены организации объединялись во взводы, роты, батальоны и полки. Руководство «Айзсаргами» осуществлял штаб, во главе которого стоял бывший министр общественных дел Латвии Альфред Берзиньш. Каждый член организации имел винтовку, пистолет и запас патронов. Помимо стрелкового вооружения, имелась и артиллерия. Каждый «охранник» пользовался рядом привилегий, одновременно являясь резервистом национальных вооруженных сил. Помогая полиции, «охранники» в дни революционных праздников собирались в определенных пунктах для подавления возможных выступлений. Ими изучалась тактика уличных боев, осуществлялась охрана бастующих предприятий и штрейкбрехеров. «Айзсарги», живущие в пограничной полосе несли охрану границы. Айзсаргом мог стать и русский житель Латвии. Так, начальником группы по борьбе с партизанами при одном из волостных управлении был И. Селиванов. В составе его группы в основном служили агенты-русские. (С.Чуев Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха. Москва. Издательства "ЯУЗА", "ЭКСМО", 2004). После подписания в 1939 году пакта «Молотов - Риббентроп» и присоединением территории «Латвии» к СССР организация формально была распущена, но ряд ее членов ушел в подполье и вошел в ряд подпольных вооруженных формирований – «Страж Отечества» («Тевияс Саргс»), «Латышский Национальный Легион», «Военную организацию освобождения Латвии».
В 1931 году была создана национальная организация «Громовой Крест» («Перконкруст»). К осени 1934 года она насчитывала в своих рядах около 5 тысяч человек. В 1940 году после вступления в Латвию Красной Армии группа актива «Перконкруста» рекомендовала своим членам вступать в компартию Латвии для сохранения ценных кадров.

«Латвияс Сарги» («Защитники Латвии») были созданы в мае 1941 года. Организация ставила своей задачей восстановление прежней Латвии при помощи Германии. После оккупации немцами Латвии «Защитники» были распущены, но большая их часть перешла на службу к новым хозяевам. В 1944 году по инициативе немецкой разведки организация была восстановлена и ее кадры использовались для ведения подрывной работы в советском тылу.
В конце июня 1941 года солдаты вермахта вступили на территорию прибалтийских республик, значительная часть местного населения приветствовала их как освободителей. В Ригу немцы вошли в начале июля. Не желая возвращения советской власти в прибалтику, многие жители «Латвии» были не против присоединиться к германской армии в её «крестовом походе против большевизма». Прибалтийские республики и Белоруссия были объединены рейхскомиссариатом по делам оккупированных восточных территорий (возглавляемым Альфредом Розенбергом) в единую административную территорию под наименованием «Остланд». Рейхскомиссаром «Остландии» был назначен гауляйтер Шлезвиг-Голштинии Генрих Лозе.
В свою очередь, РСХА в границах этой территории был сформирован главный округ СС под руководством обергруппенфюрера СС и генерала полиции Фридриха Еккельна со штаб-квартирой в Риге.

На территории «Латвии» службу безопасности возглавил бригадефюрер СС и генерал-майор полиции Вальтер Шрёдер. Шрёдер прибыл в латвийскую столицу в августе 1941 г. и возглавил командование латышской городской и сельской полиции, которая к этому времени была сформирована бригаденфюрером СС Францем Вальтером Шталекером.

Шрёдеру были нужны надежные национальные полицейские подразделения, которые могли бы высвободить немецкие воинские части от необходимости поддерживать общественный порядок в Латвии.


Он отдал распоряжение приступить к формированию так называемых батальонов безопасности, получивших наименование шума-батальоны. Эти батальоны немцы предполагали использовать исключительно для исполнения полицейских функций в составе СС. Справка: «Гитлер был настроен крайне недоброжелательно по отношению к населению «Остланда». Вначале он был решительно против призыва в армию населения этих областей и использования их на фронте. Это проявилось особенно резко... в его ответе на предложение «латвийского самоуправления» о создании 1-2 армейских корпусов, который был передан мне через имперского руководителя СС: «Фюрер не желает никаких воинских соединений из Прибалтики для использования их на фронте, так как после войны это привело бы к политическим требованиям с их стороны. Кроме этого, для этих целей нет оружия. Однако следует формировать, возможно, большее количество охранных батальонов для несения службы на оккупированной русской территории». Однако тяжелые потери, понесенные немецкой армией в ходе зимнего (1941-1942 гг.) контрнаступления Красной Армии под Москвой, вынудили Генриха Гиммлера передать шума-батальоны германскому военному командованию в качестве «пушечного мяса» - резервных подразделений. В последующем немцы использовали латышей в качестве тампонов – затычек, т.е. затыкали ими бреши на передовой, где использование регулярных частей СС было нецелесообразным. И поскольку в планах руководства Третьего Рейха не было формирование самостоятельных прибалтийских государств Альфред Розенберг направил рейхскомиссару «Остланда» Генриху Лозе инструкцию об обращении с населением оккупированных областей. В ней, в частности, говорилось: «…Цель деятельности рейхскомиссариата Эстонии, Латвии, Литвы заключается в формировании здесь рейхспротектората, а затем в превращении этой территории в часть великогерманского рейха путем привлечения к сотрудничеству полноценных с расовой точки зрения элементов и мер по переселению. Балтийское море должно стать внутренним северным морем под владычеством Германии… Рейхскомиссариат Остланда должен препятствовать любым поползновениям на создание эстонского, латышского и литовского государств, не зависимых от Германии. Необходимо также постоянно давать понять, что все эти области подчиняются немецкой администрации, которая имеет дело с народами, а не с государствами… Что касается культурной жизни, то необходимо с порога пресекать попытки создания собственных эстонских, латышских, литовских университетов и вузов. Не нужно возражать против открытия ремесленных училищ и небольших технических учебных заведений». А.Розенберг с самого начала и совершенно чётко приказал пресекать любые поползновения на получение какой-либо независимости Прибалтийских государств. Тем не менее, в инструкции особо подчеркивалось, что о недопустимости создания независимых государств «не следует заявлять публично». Ничего не подозревающие местные националисты после прихода немецких войск с энтузиазмом занялись формированием разнообразных правительств. Розенберг как бывший подданный Российской Империи не понаслышке знал о менталитете латышей, да и других прибалтов и именно поэтому был категорически против существования подобных народов. Вот обратите внимание на разницу в подходах Третьего Рейха к развитию государственности и народа России и прибалтийских территорий. На освобождённой территории России восстанавливались православные храмы, возобновляли работу вузы и театры, музей и библиотеки…активно восстанавливалась структура самоуправления без присутствия войсковых подразделений вермахта, формировались целые дивизии в составе войск СС и вермахта. Однако некоторые мне возразят и вспомнят о 15-ой и 19-ой дивизиях СС в конце 1943 года сведённых в VI-ой добровольческий армейский корпус СС (латышский). И это действительно так, но первоначально дивизии были сформированы из фольксдойче. Впоследствии, когда в 1943 – 1944 годах дивизии были раздроблены по отдельным частям и преданы другим воинским формированиям СС т.к. к этому моменту из-за нехватки людских ресурсов в дивизии начали принимать латышей и это привело к серьёзным поражениям на участках обороны дивизий и гибели их командиров-немцев. Не зная, что же им делать с латышами немцы из личного состава 15-ой дивизии сформировали три строительных полка, ну что им оставалось делать ведь воины из латышей никудышные. В итоге 15-я дивизия вообще перестала подчиняться руководству СС и задолго до окончания берлинской операции сдалась америкосам, а 19-я дивизия разбежалась по лесам, оказавшись в Курляндском котле. Осознавая цепную сущность и патологическую безбашенную жестокость латышей, руководством РСХА было принято решение не препятствовать самоочищению территорий от большевиков и жидов. 29 июня 1941 года глава РСХА (Главного управления имперской безопасности) Г.Гейдрих направил всем командирам “айнзатцгрупп” директиву, в которой предписывалось «не препятствовать устремлениям по самоочищению со стороны антикоммунистических и антиеврейских кругов на оккупированных территориях». Маховик убийств и грабежей уже крутился, и непосредственные исполнители на эту директиву вряд ли обратили бы внимание. Необходимо обратить внимание, что адресация и формулировка директивы сильно меняется с применением слова «самоочищение», подчеркивая, что акции грабежей и расстрелов были чистой воды самодеятельностью со стороны распоясывавшихся отморозков, и Гейдрих просил своих наместников – «просто им не мешать»... Убивали всех и своих и чужих. Жестоко и не менее цинично.

Латыши — коренные обитатели Прибалтийского края и инфлянтских (ливонских) уездов Витебской губернии, арийцы по происхождению , соплеменники литовцев , древних прусов и ятвягов , жили с давних пор в смежности и вперемешку с представителями финно-эстского племени , подвергаясь влиянию корси и ливов и изменясь во многих местах в расовом типе, в противоположность литовцам.

Первые племена из которых зараждалась латышская нация, жили на территории Латвии ещё за 3.000 летдо Рождества Христова.


В 1881-1885 годах насчитывалось число Латышей:
в Курляндии (Курземе) 479.978 человек ,
в Лифляндии (Видземе) 490.345 человек ,
латгальских латышей-католиков 189.000 человек ,
лютеран-Латышей в Витебской губернии 28.000 человек,
Латышей в Ковенской (Каунас) губернии 26.000 человек
,
в Псковской губернии 11.000 человек,
в Пруссии 1.500 человек,
итого 1.225.823 человек.

На 1893 год латышей-переселенцев показано всего 6.686 человек , из них 406 в городах и 6280 в уездах, преимущественно Псковском и Островском . В Курляндии 525.000 человек, в Лифляндии 400.000 человек, в Латгалии 243.000 человек. Немало Латышей живет еще в губерниях Могилевской и Уфимской , а также в Кубанской области и в обеих столицах: С-Петербурге и Москве .

В Советское время кроме Латвии, много латышей жило в России, Литве, Эстонии и Белоруссии. В 1985 году в СССР проживало 1.445.000 латышей, из них в Латвии проживало 1.344.100 человек.

Сегодня в Латвии проживает 1 .209 .401 латыша, это 61% населения Латвии .
Всего в мире насчитывается латышей около 2х миллионов.
Самая большая зарубежная диаспора латышей живёт в США = около 102.000 человек .
Далее по убывающей латыши живут в странах: Ирландия, Великобритания, Канада, Бразилия, Россия (18.979 человек) , Новая Зеландия, Австралия, Германия, Украина (5.079 человек) , Литва, Италия, Эстония, Франция, Бельгия, Молдавия, Хорватия (всего 11 человек).

Латышская диаспора в России образовалась из трёх главных групп: «старых латышей», покинувших Латвию, начиная с середины XIX века; латышей, депортированных в период сталинских репрессий (утверждается, что репрессиям тогда подверглись до 50 тысяч живших в стране латышей); и тех, кто добровольно переехал в советское время. Все латышские центры объединены в одну организацию — Съезд российских латышей. Существует латышская воскресная школа в Москве.


В 1927 году в Ленинградской области (включавшей тогда будущие Новгородскую и Псковскую) жило 39 тысяч латышей; в 1930/31 уч. году на каждых 658 латышей в области приходилась одна латышская школа. При областной совпартшколе существовало отделение для латышей, в педагогическом институте им. Герцена был латышский сектор, в Ленинграде был латышский Дом просвещения. В 1934 году на Ленинградском радио была создана латышская редакция. В октябре 1937 г. по решению горкома ВКП(б) были ликвидирован латышский Дом просвещения. Латышский театр был ликвидирован по постановлению Леноблисполкома от 3 марта 1938 г.; к концу марта 1938 года латышские школы были преобразованы в обычные.

Вследствие репрессий и войны число ленинградских латышей значительно сократилось и сейчас в Ленинградской области они проживают в очень небольшом количестве.

Компактно проживают потомки латышских переселенцев в Сибири (в Красноярском крае и Омской области, а также в Башкортостане.

В конце девятнадцатого-начале XX веков на нынешней территории Белоруссии существовали десятки латышских поселений; на 1928 год на территории БССР было 1 890 латышских крестьянских хозяйств. В 1924-1934 гг. в Витебске существовала латышская национальная камера при народном суде. По данным переписи 2009 года, в Белоруссии проживало 1549 латышей

Считается, что латыши имеют один родственный себе народ, это литовцы.

Латышскую нацию основали пять народов проживающих на территории современной Латвии, это Латгалы, Курши, Земгалы, Селы и Ливы .

У латышской нации имеются две этнические группы, это Латгальцы , которые живут на востоке Латвии в исторической области Латгалия и их насчитывается до 200.000 человек.
И вторая группа, это Суйты , их всего 2.800 человек и живут они в приделах Вентспилса и Кулдиги.

Верующие латыши — преимущественно протестанты (лютеране), однако на Востоке Латвии в Латгалии, особенно в пределах бывшей Витебской губернии, в Двинске (Даугавпилсе ), Режице (Резекне ) и Люцине (Лудзе ) исторически живут латыши-католики .

А с 1840 года в Лифляндии и Курляндии некоторая часть перешла в православие.

По антропологическим исследованиям Латыши , - это люди среднего роста, часто выше среднего, сильного, пропорционального телосложения. Цвет кожи белый, волосы на голове гладкие, часто легко, редко сильно вьющиеся, большей частью русые, но встречаются и светло-каштановые, редко темно-каштановые. Чисто рыжих и черных волос не встречается. Цвет глаз преимущественно серо-голубой, серый или голубой, редко карий. Обыкновенно Латыши бреют бороду. Лицо вообще овальной формы, чаще латыши имеют узкое лицо, редко широкое или угловатое. Цвет лица хотя и не свежий, но и не бледный. Лоб высокий, нос большей частью прямой и довольно длинный, зубы хорошие и прямые. Красивых женщин немало . (такое описание можно найти в энциклопедии 1907 года)

Средним ростом своим Латыши и Литовцы сближаются с Финнами и Эстонцами, отличаются от более низкорослых белоруссов .

Первоначально на берегу Балтийского моря обитали леты; ливо-куроны явились туда путем морского переселения, только в более позднее время. История языка и в особенности культурных слов показывает, что ливы и финны заимствовали в древнее время от лето-литовцев весьма важные культурные понятия по лесоводству, пчеловодству, земледелию и рыбоводству, между тем как, наоборот, число ливизмов в латышском языке невелико.


Латыши общего государственного устройства не имели, а жили под предводительством своих старейшин и родоначальников, разбросанными по лесистым и болотистым местам, заселяя страну посредством выдела младших сыновей на особых новоселках и пустырях. Старший сын или младший наследовал обыкновенно усадьбу и хозяйство, обязываясь поддержать братьев при основании нового поселка.

Тип первоначального латышского дома подходит к лапландскому «коту» и черемисскому куала; это бревенчатая постройка, в 21—32 метра длины, 11-12 метров ширины. В средине помещался очаг, окруженный низкой каменной стеной; он состоял из ямы, выкопанной на локоть в глубину, и имел в окружности, в форме квадрата или круга, от 3 до 4 локтей.

Еще в XVIII в. курляндская хата была под одной крышей, без разделения сеней-кухни от жилой половины, без окон, с дверью, служившей вместе дымволоком и просветом. Когда, кроме очага, у более богатых явилась печь для хлебопечения, дом разделился в две половины: намс (кухня и сени) и истаба — изба с русской печкой.


В Лифляндии в ХVIII в. существовали типы жилых построек, соединявших в себе ригу или овин (в зимнее время теплая спальня), холодное помещение с земляным полом для молотьбы и коморку для ручной мельницы и для сохранения разной рухляди, с картофельной ямой. Практически и в 20 веке имелся хозяйский двор имеющий еще особую чистую клеть, без окон, с крепким потолком и полом, для сохранения сундуков и одежды дочерей-невест и неженатых сыновей; здесь принимают почетных гостей и спят в летнее время хозяйские дочери и сыновья.

Амбар с овином, сарай, хлева, конюшни и бани строятся особняком и отделены от двора цветником, огородом и фруктовым садиком. Окна и фронт дома выходил не на улицу, а на чистый двор. Крыши кроются в Лифляндии и Латгалии соломой, в Курляндии кое-где гонтом. Домашняя утварь и хозяйственные орудия большей частью из дерева.

Общая национальная одежда почти везде подверглась видоизменению под влиянием городской культуры.


Национальный костюм к началу 20 века почти исчез в Риги , Митаве (Елгаве ) и Вендене (Цесисе ), более сохранился на Западе Латвии близ Либавы (Лиепая ) и Гольдингена (Кулдиги ), и на Востоке Латвии, близ Якобштадта (Екабпилса ), Крейцбурга (Крустпилса ) и на польской границе.

Материал для одежды самотканный, домашнего изделия; господствующий цвет — серый, разных оттенков; только юбки и лифы у женщин окрашиваются в темно-синий или темно-коричневый цвет. Мужская одежда состоит из полотняных рубах и штанов, шерстяных штанов, камзола, жилета и кафтана.


В Латгалии верхняя праздничная одежда как мужчин, так и женщин — свита из серого сукна, зимой — кожух. Рубашка под подбородком застегивается металлической, большей частью серебряной застежкой, у женщин более крупной, чем у мужчин. Верхняя часть женской рубашки из более тонкого, нижняя — из грубого холста. Женские рубашки у латгалок иногда с вышивками; юбки шерстяные и холщевые. Голову покрывают платком, который у девушек завязывается под подбородком, у женщин обматывается два раза вокруг головы и повязывается на лбу. В Земгале носили шёлковый платок и его девушки завязывали сзади, а замужние под подбородком. В праздник женщины носили чепцы, обшитые металлическими украшениями и бусами, девушки — венец из цветов, шерстяной материи или металлический с бусами, походящий на корону . Обувь прежде состояла из лаптей и кожаных пастал. Штаны заправлялись в носки, в праздники мужчины одевают шляпы.

Домашние женские ткацкие работы отличаются иногда не только прочностью, но и художественностью рисунка. Латыши славятся как льноводы и отчасти садоводы, за пределами своей родины. Латыши занимались с древности земледелием, садоводством, рыбаловством, ткацким, кузнечным и гончарным ремёслами.

После 1860 года началось интенсивное развитие капитализма. Началось образование сёл и городской буржуазии.

Семьи у латышей маленькие, традиционно селились в небольших деревнях и особенно на хуторах..


В Латгалии Латыши в сравнении с щеголеватыми русскими староверами, отличаются скромностью и бережливостью.

Как и литовцы, латгальские латыши очень любят часто ходить в свой храм (костёл) и сыновей охотнее всего приготовляют в священники- ксендзы.

Балтийские Латыши в отличае от Латгальских Латышей гораздо развитее ; их литературные произведения у латгальцев находят малый сбыт. Семейные обычаи и праздники одинаковы у восточных и западных Латышей.

Множество бытовых черт языческого характера сохранилось в родинных, свадебных и похоронных обрядах и песнях (обычай угощения домочадцев при рождении, банный вечер, отыскание колыбельного очепа).
При свадьбах заметно также влияние общих немецко-мещанских обычаев, с надеванием чепчика.
В похоронных обрядах характеристично изгнание смерти еловыми ветками, на этот случай известно аж 663 наговора и заклинания.
В народном лечении играют важную роль народный массаж, кровопускание, наложение горшков, средства гомеопатические и симпатические.

Традиционная пища латышей - мука, крупы, горох, бобы... Хлеб исторически пекут кислый из ржаной муки. Сами толкли конопляное молочко для приправ.

Традиционные блюда: похлёбка из крупы называемая "Путра", или овощная "капости", каши, клёцки из гороха и бобов, пироги со шпигом, печенье, мясные блюда. На Рождество подавали вареную свиную голову с кислой капустой, на Пасху готовят яйца и студень (холодец), на Иванов день (Лиго) - "Янов сыр" из творога.
Традиционные напитки - сбитень из ржаной муки, ячменное пиво, берёзовый и кленовый соки.

Латышское прикладное искусство: ткачество вышивка, вязание, плетение, резьба по дереву, керамика, обработка металла и янтаря, тиснение по кожи.

Устное народное творчество включает Латышские народные сказки, предания, анекдоты, загадки, пословицы и поговорки.
Богат песенный фольклёр: дайны, трудовые, сатирические, бытовые, календарные. С 1873 года регулярно проходят латышские праздники песни.

Музыкальные народные инструменты латышей: Кокле (тип гуслей), Смуйгас (волынка), скрипка, свирель...


Первым свидетельством существования письменного латышского языка является «Отче наш» в латышском переводе из «Космографии» Мюнстера (Cosmographia , 1544), но есть упоминание о изданной в Германии в 1525 году на латышском языке и не сохранившейся «Лютеранской мессе» . «Латышский катехизис» («Lettisch Vademecum») написан в 1631 году Георгом Манцелем , одна из первых книг по истории Латвии, латышской мифологии и языка — «Historia Lettica» в 1649 году Паулом Эйнхорном. В 1685—1694 годах Э. Глюк перевёл на латышский Библию.

Латышский язык - один из двух восточнобалтийских языков, сохранившихся до наших дней (наряду с литовским). Латышский — единственный государственный язык Латвии, а также один из 24 официальных языков Европейского союза. На латышском разговаривает около полутора миллионов человек (бо́льшая часть проживает в Латвии).

Делится на три диалекта: верхнелатышский, среднелатышский и ливонский. Современный литературный латышский язык основывается на среднелатышском диалекте.

Современный латышский алфавит, основанный на латинице, содержит 33 буквы . Ударение зафиксировано на первом слоге . Гласные различаются по долготе, каждая долгая гласная несёт один из трёх тонов .

Количество носителей латышского как родного в Латвии согласно переписи 2011 года — 1 164 894 человека, что равняется около 56,3 % населения страны и 62,1 % от указавших свой язык (включая носителей латгальского диалекта, который иногда рассматривается в качестве отдельного языка).


В латышском языке имеется несколько говоров.

Верхнелатышский диалект сильно отличается от среднелатышского и ливонского (поэтому их в противоположность верхнелатышскому также называют нижнелатышскими). Распространён в Латгале, на востоке Видземе и в Аугшземе , включает в себя восточные (глубокие) и западные (неглубокие) говоры. Обе группы также делятся на селонские и латгальские говоры Латгальские глубокие говоры иногда выделяют в отдельный язык — латгальский.

Среднелатышский диалект включает в себя видземские (центральная Видземе), земгальские (центральная Земгале) и куршские (юг Курземе) говоры.

Ливонский диалект, сформировавшийся на основе финно-угорского ливского субстрата, включает в себя видземские (северо-запад Видземе) и курземские (север Курземе) говоры.


В латышском выделяют десять частей речи : имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, глагол, предлог, союз, частица, междометие

У склоняемых частей речи различают пять падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, местный) и звательная форма, традиционно тоже считающаяся падежом.
Творительный падеж в латышском исчез.

Родов в латышском языке два — мужской и женский

В латышском языке выделяют 6 склонений.

Различаются шесть времён : прошедшее простое, прошедшее сложное, настоящее простое, настоящее сложное, будущее простое и будущее сложное.

Глаголы принято делить на три спряжения .

В латышском языке четыре наклонения : изъявительное, сослагательное, повелительное и пересказывательное. Иногда в отдельное наклонение выделяют также дебитив — долженствовательное наклонение.

Латышский различает два залога: активный и пассивный.

В латышском существует четыре вида причастий : настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные. Как и прилагательные, причастия бывают полными и краткими.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ЛАТЫШСКИЕ ИМЕНА ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ:

МУЖСКИЕ: Айварс, Алвис, Валдис, Гунарс, Дзинтарс, Екабс, Кристап, Марис, Улдис, Язепс, Янис.

ЖЕНСКИЕ : Инта, Кристине, Инесе, Инга, Илзе, Лига, Даце, Анита, Мария, Ивета, Лайма.

    Они окончательно истребят себя.

    Топ-менеджер, высокооплачиваемый технический специалист, обладатель собственного бизнеса, высокопоставленный чиновник, руководитель на гос. предприятии. Но таких меньшинство.

    El-sen, Вы мне симпатичны, Вы так печетесь о мужском населении. :) Может возьмете кого-нибудь в мужья, с зарплатой меньше 1000Ls? :)

    hmmm, a ti možeš sebe pozvolitj ne platitj nalogi?

    Орет примерно следующие: -(русским мат) cik var auret? es gribe gulet (русским мат)

    где сами песни - не знаю
    но текст от них можно найти в публичных туалетах на стенах

    Ну если работать то в полицейской академии нужно учиться. А если как ты говоришь попасть в полицию то можно на памятник свободы написать. Ну это как вариант.

    www.globalmuonline.com
    http://mu.eltel.net

  • Латвийского патриотизма.

    Почти 80% молодежи Латвии хотят покинуть страну...

    Поистине шокирующие данные выявил социологический опрос, проведенный в сентябре в Латвии фирмой "Latvijas reitingi". Опрос показал, что 78,2% учащихся старших классов латвийских школ намерены вскоре после выпускного вечера покинуть пределы страны, которая так кичится своим национализмом.
    Как сообщается в газете "Бизнес и Балтия", на вопросы интервьюеров из "Latvijas reitingi" о том, где молодые люди собираются жить и учиться/работать после окончания школы, в общей сложности ответил 831 респондент (502 - латыши и 329 - представители нацменьшинств). Как оказалось, 41,5% подростков стремятся уехать за границу, но еще не знают, куда именно. А вот 36,7% уже вполне определились с местом жительства за рубежом и поэтому могут считаться потерянными для латвийского общества. Достаточно велик процент сомневающихся - 16,4% учеников 11-12 классов не знают, где они будут трудиться в дальнейшем. Ну а патриотов в Латвии оказалось совсем мало - только 5,4% твердо намерены остаться на родине.
    Группа экспертов уже охарактеризовала результаты опроса как "неожиданные и очень печальные". Действительно, кто же будет строить экономику Латвии в условиях критической демографической ситуации. Прироста населения в этой прибалтийской республике не наблюдается с момента восстановления независимости, а это означает, что уже лет через 10 в Латвии некому станет платить налоги, а в бюджете не хватит средств для выплаты пенсий и иных пособий...


    Кроме того напомним, что в конце сентября сразу восемь латвийских партий заявили о стремительном обнищании местного населения, а союз свободных профсоюзов Латвии провел первого октября массовую манифестацию против бедности, захлестнувшей страну после ее вступления в НАТО и Евросоюз.
    Между тем, генсек ООН Кофи Аннан заявил, что в связи с успешным развитием Латвии в конце года можно будет закрыть программу развития ООН в республике как достигшую своих целей. Вот только, к сожалению, не уточнил - каких целей...
    При подготовке материала использовались данные сайта Русская линия
Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...