Лещенко петр константинович, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. Петр Лещенко: так ли было


Пётр Константи́нович Ле́щенко (рум. Petre Leșcenco , 2 (14) июня - 16 июля ) - русский и румынский эстрадный певец, исполнитель народных и характерных танцев, ресторатор.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Петр Лещенко - Всё что было (Pjotr Leschenko)

    ✪ Pyotr Leshchenko "Черные глаза" (редкая запись 1947) Петр Лещенко

    ✪ ЧЕРНЫЕ ГЛАЗА (ПЕТР ЛЕЩЕНКО)

    ✪ Пётр ЛЕЩЕНКО - Скажите, почему

    ✪ Петр Лещенко - Чубчик

    Субтитры

    Все что было Песня-романс Слова Павел Герман, Музыка Дмитрий Покрасс. Всё равно года проходят чередою И становится короче жизни путь; Не пора ли мне с измученной душою На минуточку прилечь и отдохнуть? Всё, что было сердцу мило, - Всё давным-давно уплыло, Истомились лаской губы И натешилась душа; Всё, что пело, всё, что млело, - Всё давным-давно истлело; Только ты, моя гитара, Прежним звоном хороша. Ты напомнил мне сегодня о далёком, Позабытом, пережитом полусне Милый друг, ни разговором, ни намеком Не ищи былого образа во мне. Всё, что было сердцу мило, - Всё давным-давно уплыло, Истомились лаской губы И натешилась душа; Всё, что пело, всё, что млело, - Всё давным-давно истлело; Только ты, моя гитара, Прежним звоном хороша. Может быть, ну вот совсем ещё недавно, Захлебнулось б сердце радостью в груди, А теперь - как это просто и забавно, - Мне сказать тебе лишь хочется: "Уйди!" Всё, что было сердцу мило, - Всё давным-давно уплыло, Истомились лаской губы И натешилась душа; Всё, что пело, всё, что млело, - Всё давным-давно истлело; Только ты, моя гитара, Прежним звоном хороша. Petr Lestchenko. Petr Leshenko. Petr Leshchenko. Petr Leschenko by Leschenko Petr Vse, chto bylo Vse Chto Bilo Pjotr Leschenko-Wsje, Tschto Bylo All the same, the years in line are passing through, And our path "s becoming shorter every day. And perhaps, "tis now right time for me and you For a minute to stop and rest on this long way. Songs, which here We used to hear, Over the years disappear, And the soul is getting lonely, And my love is now far. Joy and fun That made it run, Long ago all have gone. The old days, rememer only You, my faithful good guitar. You reminded me today of this remote, This bygone and charming, long-forgotten dream. My dear friend, I just implore you, don"t promote Memories, however touching they may seem. Songs that here Did we hear, Disappear over the years. Now my soul is sad and lonely, And the love, "tis very far. Joy and fun, Which made it run, Ages ago they have gone, And good days rememer only You, my faithful old guitar. It may `be, only a couple of months ago, My hot heart would just jump out from the breast, But today "tis beating steadily and slow, My dear frient, "tis really time to have some rest. Songs that here We used to hear, Over the years disappear. Now my sole is sad and lonely, And my love, it went so far. Joy and fun, Which made it run, Now are forever gone, And old days rememer only You, my faithful good guitar.

Биография

Рождение, учёба, участие в Первой мировой войне (1898-1918)

Желая усовершенствовать технику танца, Лещенко поступил в балетную школу Трефиловой , которая считалась одной из лучших во Франции. В школе он познакомился с артисткой Жени (Зинаида) Закитт из Риги, латышкой. Пётр и Зинаида разучили несколько танцевальных номеров и стали выступать дуэтом в парижских ресторанах, с большим успехом. Вскоре танцевальный дуэт стал супружеской парой :168 .

В феврале 1926 года в Париже Лещенко случайно встретил знакомого по Бухаресту Якова Вороновского. Тот собирался уезжать в Швецию - и предложил Лещенко своё место танцора в ресторане «Норманди». До конца апреля 1926 года Лещенко выступал в этом ресторане.

Гастроли. Издание пластинок. Первый успех (1926-1933)

Поляки-музыканты, ранее работавшие в ресторане в Черновцах и имевшие контракт с турецким театром в городе Адане , приглашают Петра Лещенко и Закитт поехать с ними на гастроли. С мая 1926 до августа 1928 года семейный дуэт совершил гастрольную поездку по странам Европы и Ближнего Востока - Константинополь , Адана, Смирна (здесь Лещенко в июле 1926 года оформил брак с Закитт), Бейрут , Дамаск , Алеппо , Афины , Салоники .

В 1928 году супруги Лещенко возвращаются в Румынию, поступают в Бухарестский театр «Театрул Ностра». Затем они выезжают в Ригу, по случаю смерти отца жены. В Риге пробыли две недели и перебрались в Черновцы, где три месяца отработали при ресторане «Ольгабер». Затем - переезд в Кишинёв . Вплоть до зимы 1929 года супруги Лещенко выступают в ресторане «Лондонский», в Летнем театре и кинотеатрах. Потом - Рига , где до декабря 1930 года Пётр Лещенко работал один в кафе «A.T.». Лишь на месяц уезжал по приглашению танцоров Смальцовых в Белград .

Когда Зинаида забеременела, их танцевальный дуэт распался. Ища альтернативный способ зарабатывания денег, Лещенко обратился к своим вокальным способностям :170 . В январе 1931 года у Петра и Жени родился сын - Игорь (Икки) Лещенко (Игорь Петрович Лещенко (1931-1978 гг.), сын Петра Лещенко от первого брака, балетмейстер Театра оперы и балета в Бухаресте).

Театральный агент Дуганов устроил Лещенко на месяц выезд на концерты в Либаву . В это же время Лещенко заключает контракт с летним рестораном «Юрмала». Всё лето 1931 года проводит с семьёй в Либаве. По возвращении в Ригу вновь работает в кафе «A.T.». В это время состоялось знакомство певца с композитором Оскаром Строком - создателем танго , романсов , фокстротов и песен. Лещенко исполнил и записал песни композитора: «Чёрные глаза», «Синюю рапсодию», «Скажите, почему» и другие танго и романсы. Работал и с другими композиторами, в частности с Марком Марьяновским - автором «Татьяны», «Миранды», «Насти-ягодки».

Хозяин нотного магазина в Риге, по фамилии Юно́ша, осенью 1931 года предложил Лещенко на десять дней поехать в Берлин для записи песен на фирме «Parlophon». Лещенко заключает также контракт с румынским филиалом английской фирмы звукозаписи «Columbia» (записано около 80 песен). Пластинки певца издают фирмы «Parlophone Records» (Германия), «Electrecord» (Румыния), «Bellaccord» (Латвия).

Из румынских источников: Пётр Лещенко находился в Жилаве с марта 1951 года, потом в июле 1952 года был переведён в распределитель в Капул Мидиа, оттуда 29 августа 1953 года в Борджешть. С 21 или 25 мая 1954 года переведён в тюремную больницу Тыргу-Окна. Ему была сделана операция по поводу открывшейся язвы желудка.

Существует протокол допроса Петра Лещенко, из которого ясно, что в июле 1952 года Пётр Лещенко был перевезён в Констанцу (недалеко от Капул Мидиа) и допрошен как свидетель по делу Веры Белоусовой-Лещенко, которая обвинялась в измене Родине. Согласно воспоминаниям Веры Белоусовой-Лещенко (прозвучавшим в документальной киноленте «Фильм памяти. Пётр Лещенко»), ей разрешили всего лишь одно свидание с мужем. Пётр показал жене свои чёрные (от работы или от побоев?) руки и сказал: «Вера! Я ни в чём, ни в чём не виноват!!!». Более они не встречались.

П. К. Лещенко умер в румынской тюремной больнице Тыргу-Окна 16 июля 1954 года . Материалы по делу Лещенко до сих пор закрыты.

В июле 1952 года последовал арест Веры Белоусовой-Лещенко. Она обвинялась в браке с иностранным подданным, что квалифицировалось, как измена Родине (ст. 58-1 «А» УК РСФСР, уголовное дело № 15641-п). Вера Белоусова-Лещенко 5 августа 1952 была приговорена к смертной казни, которую заменили 25 годами лишения свободы, но в 1954 освобождена: «Заключённую Белоусову-Лещенко освободить со снятием судимости и с выездом в Одессу 12 июля 1954 года », предписание со ссылкой на постановление Пленума Верховного Суда СССР, первая ссылка - о сокращении срока до 5 лет согласно Постановлению Верховного Суда от июня 1954 года, а вторая - «из-под стражи освободить» .

Вдове Лещенко удалось получить из Румынии единственную информацию: LESCENCO, PETRE. ARTIST. ARESTAT. A MURIT ÎN TIMPUL DETENIEI, LA. PENITENCIARUL TÂRGU OCNA. (ЛЕЩЕНКО, ПЁТР. АРТИСТ. ЗАКЛЮЧЁННЫЙ. УМЕР ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ТЮРЬМЕ ТЫРГУ-ОКНА). (Из «Книги репрессированных», изданной в Бухаресте)

Вера Лещенко умерла в Москве в 2009 году.

Биография составлена по протоколам допроса Петра Лещенко и архивным документам, предоставленным вдовой Петра Лещенко - Верой Лещенко.

Память

Переиздания

Долгоиграющие пластинки (33⅓ об/мин)

  • Chants Tziganes de Russie par Pierre Lechtchenko, baryton (orchestre de Frank Foksa)
  • Peter Lescenco sings / Песни в исполнении Петра Лещенко
  • П. Лещенко (на конверте), P. Leshtchenko (на пластинке)
  • Peter Lestchenko. Russian songs
  • Russian tangos, vol. 2. Peter Leshtchenko and his Orchestra
  • Сентиментальные русские песни. Songs of old Russia. Peter Leshtchenko and his Orchestra
  • Поёт Пётр Лещенко [«Мелодия» M60 48297 001]
  • Поёт Пётр Лещенко-2 [«Мелодия» M60 48819 008]
  • Поёт Пётр Лещенко-3 [«Мелодия» M60 49001 004]
  • Поёт Пётр Лещенко-4 [«Мелодия» M60 49243 005]
  • Поёт Пётр Лещенко-5 [«Мелодия» M60 49589 000]
  • Поёт Пётр Лещенко-6 [«Мелодия» M60 49711 009]

Компакт-диски

  • 2001 - Пой, цыган! (в серии «Кумиры прошлых лет»)
  • 2001 - Petr Lescenco singt

Литература

  • Танго и романсы Петра Лещенко // Составители, авторы вступ. статьи Поздняков А., Стацевич М. - М.: Нива России, 1992.
  • Савченко Б. Эмигранты поневоле // В кн.: Савченко Б. Кумиры забытой эстрады. - М.: Знание, 1992. С. 78-94.
  • Бардадым В. Тот самый Пётр Лещенко. Страницы жизни и творчества. - Краснодар: Соло, 1993.
  • Савченко Б. Пётр Лещенко // В кн.: Савченко Б. Эстрада ретро. - М.: Искусство, 1996. - С. 211-256.
  • Герасимова Г. П. Лещенко Петро Костянтинович // Енциклопедія історії України / Редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. НАН України. Інститут історії України. - 1-е вид. - Київ: Наукова думка, 2009. - Т. 6. - 790 с.
  • Гридин В. М. Он пел, любил и страдал: Записки о Петре Лещенко. - Изд. 2-е, доп. - Одесса: Астропринт, 1998. - 144 с. - (Одесский мемориал).
  • Гуркович В. Н. Русский певец Пётр Лещенко, офицер Румынской армии в Крыму в 1943-1944 годах // Историческое наследие Крыма. - 2003. - № 1 .
  • Прощай мой табор, пою в последний раз // В кн.: Смирнов В. Реквием XX-го века. - Одесса: Астропринт, 2003. - Т. 2. - С. 31-52.
  • Железный А. Пётр Лещенко. Биография, песни, дискография. - Киев, 2008.
  • Черкасов А. А. Пётр Лещенко // Оккупация Одессы. Год 1942. Январь - май. - 1-е изд. - Одесса: Optimum, 2008. - С. 163-202. - 206 с. - (Большая литературно-художественная серия «Вся Одесса»). - 300 экз. - ISBN 978-966-344-1226 -6.
  • Лещенко В. Скажите, почему. [Воспоминания вдовы о Петре Лещенко] // Серия: Русские шансонье. - Нижний Новгород: Деком, 2009 (с компакт-диском).

Румынский певец русского происхождения; руководитель эстрадного ансамбля. Один из наиболее популярных русскоязычных исполнителей 1930-х гг.


Лещенко родился 3 июля 1898 г. в селе Исаево Херсонской губернии (ныне Одесской области Украины). Учился в сельской школе, пел в церковном хоре, рано приобщился к труду. Отчим разглядел в нём артистические наклонности и подарил гитару. В шестнадцать лет поступил в кишинёвскую школу прапорщиков, но его досрочно мобилизовали для помощи румынской армии и отправили на фронт. После тяжелого ранения попал в госпиталь, где его и застала Октябрьская революция.

Эмигрант, Париж, женитьба (1918-1926)

В связи с отторжением Бессарабии от России (январь 1918 г.), он неожиданно стал эмигрантом. Работал столяром, певчим, помощником соборного регента, мойщиком посуды в ресторане, подрабатывал в кинотеатрах и кафе. Ощутив недостаток профессиональной подготовки, в 1923 году поступил в балетную школу в Париже. Там женился на девятнадцатилетней танцовщице и классической балерине Зинаиде Закис, латышке, приехавшей во Францию из Риги с хореографическим ансамблем. Они подготовили несколько песенно-танцевальных номеров.

Успех, записи пластинок, война (1926-1941)

Летом 1926 года совершили гастрольную поездку по странам Европы и Ближнего Востока и получили известность. В 1928 году вернулись в Кишинёв. Сольную карьеру Лещенко начал почти в 32 года и, тем не менее, неожиданно обрел ошеломительный успех.

Певец подружился с прославленным композитором Оскаром Строком - создателем популярнейших танго, романсов, фокстротов и песен. Именно Строку удалось соединить интонации жгучего аргентинского танго с мелодичностью и задушевностью русского романса.

Лещенко исполнил и записал лучшие произведения прославленного композитора: «Чёрные глаза», «Синюю рапсодию», «Скажите почему» и другие танго и романсы маэстро. Работал и с другими талантливыми композиторами, в частности с Марком Марьяновским - автором «Татьяны», «Миранды», «Насти-ягодки». В 1932 г. двое англичан были пленены его вокальными данными и с их помощью Лещенко записал несколько произведений уже в Лондоне. В 1933 г. переехал на постоянное жительство в Бухарест. В 1935-1940 годах сотрудничал там с фирмами грамзаписи «Беллакорд» и «Колумбия» и записал более ста различных по жанру песен. В 1935 г. он опять ездил в Англию, выступал в ресторанах, в 1938 г. - в Риге, в 1940 - в Париже…

Гастроли в оккупированной Одессе, второй брак (1941-1951)

В 1941 году Румыния вместе с Германией вступила в войну против СССР. Лещенко в это время был на гастролях в Париже. С огромным трудом ему удалось вернуться в Бухарест, где он продолжил выступления в своем ресторане.

Вопрос о призыве Лещенко в румынскую армию неоднократно поднимался, но Лещенко удавалось избежать отправки на фронт. Его даже судил военный трибунал "за уклонение от призыва". Задолго до оккупации Одессы Лещенко получил предложение от директора одесского оперного театра Селявина дать концерт в Одессе. Были распроданы билеты, по городу развешены афиши, когда Одесса оказалась оккупирована немецко-румынскими войсками. Концерт был перенесен, так как возникли сложности с приездом Лещенко. Директор театра добился от культурно-просветительного отдела губернаторства разрешения на приезд Лещенко. Пётр Константинович выехал в Одессу.

В апреле 1942 года он приехал в оккупированную фашистами Одессу, где провел триумфальный концерт. На одной из своих репетиций он увидел Веру Белоусову. От музыкантов узнал, что она поет в кинотеатре и аккомпанировала себе на аккордеоне. Понравилась ему девушка, её голос, манера держаться, да и красива она была. Познакомился с ней и пригласил на свой концерт. Вера Белоусова училась в Одесской консерватории. Их роман развивался стремительно, несмотря на то, что Пётр был старше Веры на 25 лет.

В апреле 1943 года, дабы вновь избежать призыва в действующую румынскую армию, по предложению знакомого врача согласился на операцию по удалению аппендикса. Десять дней провел в госпитале, потом ему предоставили отпуск на 25 дней. После отпуска было предписание явиться в оперативный отдел штаба пехотного полка в Керчь. Но Лещенко в полк не поехал, а вернулся в Одессу. Ему удалось устроиться в военную артистическую группу. В составе этого коллектива он выступал в румынских воинских частях. В октябре 1943 он вынужден был выехать в Керчь, где до середины марта 1944 года служил заведующим столовой при штабе пехотного полка. В мае 1944 года развелся с Зинаидой Закис и зарегистрировал свой брак с Верой Белоусовой. В сентябре 1944, после освобождения Бухареста Красной армией, Лещенко давал концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах. Он исполнял сочиненные им патриотические песенки о русских девушках - «Наташа», «Надя-Надечка», пел «Темную ночь» Никиты Богословского, популярные русские песни. С ним выступала и его новая жена. На их концертах бывали и крупные военачальники - маршалы Жуков и Конев.

В 1944-1945 годах Лещенко поменял репертуар и в его песнях стала доминировать грустная тональность: «Бродяга», «Колокольчик», «Сердце мамы», «Вечерний звон», «Не уходи».

С лета 1948 года супруги выступали в различных кафе и кинотеатрах Бухареста. Потом нашли работу в только что созданном Театре эстрады.

Лещенко выяснял возможность возвращения в Советский Союз, обращался в «компетентные органы», писал письма Сталину и Калинину с просьбой о советском гражданстве. Чем руководствовался он при этом, сказать трудно, ведь ему сразу сказали, что Веру Белоусову считают в СССР предательницей.

Арест, тюрьма и смерть (1951-1954)

Официальная советская пропаганда во времена Сталина характеризовала его: «Самый пошлый и безыдейный белоэмигрантский кабацкий певец, запятнавший себя сотрудничеством с немецко-фашистскими оккупантами». 26 марта 1951 г. по прямому указанию МГБ СССР Лещенко был арестован органами госбезопасности Румынии в антракте после первого отделения концерта в Брашове и водворен в тюрьму под Бухарестом. 5 августа 1952 г. Белоусова, которая, как и Лещенко, обвинялась в измене Родине (выступления в оккупированной Одессе), была осуждена сроком на 25 лет лишения свободы. В 1953 г. была освобождена за отсутствием состава преступления. Много лет спустя жена узнала: Пётр Константинович стал одним из тысяч строителей Дунайского канала в Румынии и умер 16 июля 1954 г. в возрасте 56 лет не то от язвы желудка, не то от отравления. Местонахождение его могилы неизвестно. Архивы советского и румынского КГБ по делу Лещенко до сих пор не исследованы.

Возрождение популярности в 1988 году

За свою творческую жизнь певец записал свыше 180 граммофонных дисков, однако до 1988 г. ни одна из этих записей не была переиздана в СССР. Первая пластинка из серии «Поет Пётр Лещенко» была выпущена фирмой «Мелодия» к 90-летию со дня рождения певца в 1988 и в том же году заняла первое место в хит-параде ТАСС.

Король романсов и танго Петр Лещенко, биография которого полна неразгаданных тайн, был также танцором и полиглотом. Он прожил яркую бурную жизнь. В ней тесно переплелись творчество, любовь и война. Жаль, что оборвалась она трагически. И даже имя Петра Лещенко после его смерти оказалось под запретом.

Первая тайна в истории Петра связана с его появлением на свет. Мальчик родился летом 1898 года. Известно имя его мамы - Марии Калиновны Лещенковой. А вот кто был отцом Петра, осталось загадкой. Да и не удивительно, ведь в те времена незаконнорожденность детей не афишировали. Потому Мария Калиновна даже сыну ничего об отце не рассказала.

Второй вопрос: кто же все-таки Пётр Лещенко по национальности? Его место рождения - село Исаево Херсонской губернии. В те годы это была Российская империя, после Первой мировой войны территория стала румынской, а сегодня она является украинской. Из-за спорности проблемы Петра Лещенко обычно называют певцом русским и румынским одновременно. Жаль, что ни одно из этих подданств не принесло ему счастья. Но об этом позже.

Сыну еще и год не исполнился, как Мария Калиновна переехала с ним в Кишинев. Спустя несколько лет она вышла замуж за А.В. Алфимова, зубного техника. У Петра появились две сестренки.

К началу Первой мировой войны Петр Лещенко получил как общее, так и музыкальное образование. С 8-ми лет он пел в церковном солдатском хоре. Свободно говорил на русском, украинском, немецком, румынском и французском языках, что позже пригодилось ему в творческой гастрольной жизни.

И кто знает, как бы сложилась его жизнь, но все планы перечеркнула война. В 1917 году он получил тяжелую контузию и ранение. Лечение Петра проходило в госпитале в Кишиневе. А когда оно закончилось, мир оказался иным. Состоялась революция, Петр Лещенко стал гражданином Румынии, без профессии и без средств к существованию.

Молодой человек пробовал работать токарем, церковным служащим, подрабатывал пением. Но устроить жизнь все никак не удавалось. Новый виток и начало его творческой карьеры произошли в 1919 году, когда Пётр Лещенко был принят в танцевальный коллектив «Елизаров».

Двенадцать лет длился его путь танцора. И на этом пути во Франции в 1925 году Петр встретил свою первую супругу - артистку Зинаиду (Жени) Закитт. Она была родом из Латвии. Семейная жизнь началась с совместного творчества, ярких концертных номеров, бесчисленных гастролей. Молодые супруги исколесили всю Европу и Ближний Восток.

Но в 1931 году на свет появился сынишка Игорь. Жени не могла выступать, и Петру надо было что-то придумать, чтобы удержать семью на плаву. Так началась его певческая карьера.

И вот ведь шутка судьбы. Как однажды, приехав танцевать в Париж, Петр Лещенко полюбил Жени, так в 1941 году в Одессе он встретил юную красавицу Веру Белоусову и влюбился. 19-летняя студентка консерватории покорила сердце мэтра. Он принял решение развестись с первой женой. Но шла Вторая мировая война. Петр подлежал мобилизации, служил в Крыму. Ему удалось увезти семью возлюбленной в Бухарест, чтобы их не отправили в Германию. Свадьба Петра и Веры состоялась лишь в 1944 году.

Супруги много пели вместе, давали концерты. Однако незаметно над ними сгустились тучи политического преследования. Петр Лещенко был взят под стражу во время антракта на одном из своих концертов в 1951 году. Веру признали изменницей Родины только потому, что она была женой иностранца.

Как и для многих сотен и тысяч пострадавших в те годы, пребывание в тюрьме закончилось смертью Петра 16 июля 1954 года «от продолжительной болезни». Даже могилы у знаменитого сегодня певца не осталось. Вера Лещенко также была арестована, но позже освобождена и реабилитирована. Она ушла из жизни в 2009 году в Москве. Сын Петра - Игорь Лещенко - стал балетмейстером.

Петр Лещенко: творчество

Надо отметить, что Пётр Лещенко с малых лет был окружен атмосферой творческой и музыкальной. Отчим играл на гитаре, а мама чудесно пела. Именно от нее достался сыну абсолютный музыкальный слух и бесспорный талант к пению и танцам.

Самые известные романсы Лещенко, среди которых «Черные глаза», «Мое последнее танго», «У самовара», «Настя-ягодка», «Пой цыган, плачь, цыган», «Синяя рапсодия», остаются популярными и сегодня. Но мало кто помнит, что свою творческую карьеру Петр начал не с пения, а с танцев.

С 1919 года он пять лет колесил с гастролями по Румынии. А в 1925 году отправился покорять Париж. Во Франции Петр много работал в ресторанах, исполнял довольно необычные номера с использованием кинжалов. Чтобы усовершенствовать свою технику, учился в одной из лучших на то время балетной школе Трефиловой.

Еще пять лет Петр Лещенко гастролировал с парными танцевальными номерами вместе со своей первой женой Жени. Турне закончилось возвращением супругов на родину, где они устроились в «Театрул Ностра» (Бухарест).

Собственно, своей карьерой певца Петр в некоторой степени обязан Жени. После рождения сына он вернулся к песенному творчеству, а затем познакомился с Оскаром Строком, известным композитором.

Строк посоветовал Петру записывать пластинки. Голос Лещенко зазвучал по-новому и остался в веках. В результате сотрудничества со звукозаписывающими компаниями Германии, Англии, Латвии, Румынии Пётр Лещенко записал более 180 пластинок. Именно они и помогли вернуть имя талантливого исполнителя из незаслуженного забвения.

Спустя три десятилетия после смерти певца, в 80-х годах ХХ века, в СССР с его имени был снят запрет. Зазвучали на радио душевные романсы, начали появляться публикации в прессе.

А вновь популярным Петр Лещенко стал в 1988 году после выхода пластинки «Поёт Пётр Лещенко» (фирма «Мелодия»). Она произвела фурор, и с тех пор его имя заняло достойное место на музыкальном небосклоне.

В 2013 году был снят фильм-биография «Пётр Лещенко. Всё, что было…». В Кишиневе его имя получили улица и переулок.

Да, у многих творческих людей жизнь складывается непросто. Но все же истинный талант, каким был и остается в нашей памяти Петр Лещенко, - это редкость, и преступно забывать такие имена.

Петр Лещенко родился в селе Исаево, которое расположено в Одесской области. Мать - Мария Калиновна Лещенкова родила сына вне брака, и своего биологического отца он так и не узнал. Как незаконнорожденному Петру не выдали метрику, и первым документом стало свидетельство о крещении, которое состоялось 3 июля 1898 года. У Петра были младшие сводные сестры Валентина и Екатерина.

Через 9 месяцев после рождения первенца Мария Калиновна уезжает с родителями в Кишинев. До 8 лет мальчик был на домашнем воспитании, которым занималась мать, бабушка и отчим Алексей Васильевич Алфимов, который был зубным техником. Мария обладала абсолютным музыкальным слухом, любила и умела петь, знала наизусть множество народных песен. Эти способности передались по наследству и Петру, которого в 1906 году за проявленные способности в области вокала и танцев принимают в солдатский церковный хор, а через несколько месяцев его зачисляют в 7-е народное приходское училище в Кишинёве. Таким образом, в 17 лет Петр Лещенко окончил и общеобразовательную и музыкальную школы.


Тогда же юношу забирают на фронт. Сначала он год прослужил в 7-й Донском казачьем полку, а затем после окончания киевской пехотной школы прапорщиков - в одесском 40-й запасном полку в должности прапорщика, еще позже - командиром взвода подольского пехотного полка. В конце лета 1917 года был контужен, получил тяжелое ранение и был отправлен на лечение в кишиневский госпиталь. Выздоровление затянулось, и вышел из госпиталя Лещенко уже после октябрьской революции. И так как Бессарабия отошла к Румынии, то будущий певец оказался румынским подданным.

После армии он работал в разных направлениях - был токарем, занимал разные должности в церкви, пел в вокальном квартете, танцевал в театре и пел в Кишеневском Оперном театре.


В конце 1919 года Петр Лещенко переключается исключительно на эстрадную деятельность. Много гастролирует в составе танцевальной группы «Елизаров», с балалаечным ансамблем «Гусляр», выступает как сольный певец и в гитарном дуэте. Попав в Париж, поступает в известную в то время балетную школу Трефиловой, после окончания которой работает в престижном ресторане «Норманди» с танцевальными и вокальными номерами.

Музыка

С 1926 года в течение двух лет гастролирует по Европе и странам Ближнего Востока. После турне Петр возвращается в Румынию и некоторое время работает в театре «Театрул Ностра», но вскоре уезжает в Прибалтику, затем в Украину, где выступает в различных ресторанах. Его голос становится узнаваемым.


В конце 1931 года певец знакомится с видным композитором Оскаром Строком, который писал популярные мелодии в стиле танго и фокстрот, а также эстрадные песни и душевные романсы. По предложению Строка Петр Лещенко впервые записывает свой голос. Издаются граммофонные пластинки с песнями «Чёрные глаза», «Синяя рапсодия», «Скажите почему», а позже - «Татьяна», «Миранда» и «Настя-ягодка».

Успех этих песен приводит к тому, что исполнителю предлагает контракт румынский филиал английской фирмы звукозаписи «Columbia», на которой он записал более 80 пластинок. Также его записи издавались другими фирмами грамзаписи - немецкой «Parlophone Records», румынской «Electrecord» и латвийской «Bellaccord». Всего Петр Лещенко за свою жизнь успел записать около 180 пластинок.

Звукозапись поднимает известность Петра Лещенко, и он много гастролирует не только по Бессарабии, но и выступает в лучших залах Вены, Бухареста, Лондона.

В конце 1941 года вокалист давал ряд концертов в оккупированной румынскими войсками Одессе в центральном зале гостиницы «Бристоль».

Личная жизнь

Во время обучения в балетной школе во Франции Петр Лещенко познакомился с латышкой Жени Закитт, которая приехала учиться в ту же школу из Риги. В том же году они официально зарегистрировали свой брак. Супруги на все гастроли ездили вместе и много выступали в дуэте. В этом союзе у них в январе 1931 года родился сын Икки Лещенко.


Во время второй мировой войны, находясь на гастролях в Одессе, Петр Константинович знакомится с 19-летней студенткой консерватории Верой Белоусовой. В один из первых вечеров он делает девушке предложение и уезжает в Бухарест для оформления развода с Закитт, с которой все еще был официально расписан. Из-за войны и угроз мобилизации свадьба на долгое время была отложена. Только в 1944 году Лещенко и Белоусова смогли зарегистрировать свой брак.

Пётр Лещенко свободно владел русским, украинским, румынским, французским и немецким языками.

Смерть

Сотрудничество с немецкой студией грамзаписи и гастроли в западных странах не остались незамеченными Советской властью. Социалистическая система, к которой после второй мировой войны присоединилась и Румыния, посчитала певца неблагонадежным, непозволительно пошлым и даже антикоммунистическим. Также ему ставилось в вину, что он принудил к переезду в Румынию советскую гражданку Белоусову, которая после брака с Лещенко стала официально считаться в СССР предательницей родины.

По прямому приказу из Москвы органы государственной безопасности Румынии арестовывают Петра Лещенка прямо в антракте концерта, который состоялся в городе Брашов в конце марта 1951 года.

В течение трех лет его переводили из одной тюрьмы в другую. Лещенко находился в Жилаве, Капул Мидиа, Борджеште, а в 1954 году был переведен в тюремную больницу Тыргу-Окна, так как у него открылась старая язва желудка. Была проведена операция, но из больницы он так и не был выписан. Новое обострение и ослабленный тюремным заключением организм стали причиной смерти Петра Константиновича Лещенко 16 июля 1954 года.

Известные песни

  • Черные глаза
  • Мое последнее танго
  • Скажите почему
  • У самовара
  • Настя-ягодка
  • Пой цыган, плачь, цыган
  • Татьяна
  • Миранда
  • Стаканчики граненые
  • Синяя рапсодия

Сейчас даже трудно представить, насколько известен был Петр Лещенко в 30-х годах прошлого века. Его голос звучал по всему миру, причём зарубежных слушателей не беспокоило, что артист поёт на неизвестном им языке. На «Избранном» - трагическая история музыканта, которому подпевала вся Европа, но который стал врагом на родине.

Из церковного хора - в армию

Пётр Лещенко родился 2 (14) июня 1898 года в Херсонской губернии Российской империи. Рос мальчик в Кишинёве с матерью, бедной крестьянкой, и отчимом -своего родного отца он не знал. Именно Алексей Васильевич, отчим Петра, разглядел в мальчике артиста и подарил ему первую гитару.

Можно сказать, что зарабатывать пением Пётр Лещенко начал с детства - он пел в церковном хоре, пока не сломался голос. А потом началась Первая мировая война и юноша оказался на фронте. Судя по дневнику артиста, на войну его привёл не патриотизм, а финансовое положение - и это едва не стоило ему жизни. Летом 1917 года, тяжело раненый, он оказался в госпитале Кишинёва.

Из госпиталя он вышел уже румынским подданным - в 1918 Бессарабия была объявлена румынской территорией.

Первое время после госпиталя ему пришлось нелегко. Он успел поработать токарем, псаломщиком, регентом в хоре при кладбище, пока, наконец, не нашёл место в музыкальном ансамбле «Гусляр». 1919 год, когда это произошло, можно считать началом эстрадной карьеры будущей знаменитости.

От «Гусляра» до «Чёрных глаз»

В ансамбле Пётр Лещенко играл на гитаре и танцевал. Публика принимала его доброжелательно, особенно номер, в котором он делал и то, и другое - сначала играл на гитаре, а потом танцевал лезгинку.

Сам же артист считал, что танцует недостаточно хорошо. Он решил усовершенствовать технику танца и поступил на обучение в балетную школу Трефиловой, которая считалась одной из лучших во Франции. Здесь он встретил свою первую жену - латышскую танцовщицу Зинаиду Закитт. Сначала они выступали с парным номером в ресторанах Парижа, но быстро поняли, что их связывает больше, чем совместные танцы. Они поженились, а уже через год отмечали рождение сына Игоря.


Пётр Лещенко и Зинаида Закитт, 1929 г. Источник: Public Domain

Из-за беременности жены их танцевальный дуэт распался, и 32-летний Пётр Лещенко впервые вышел на сцену один. Его успех был мгновенным и ошеломительным.

Впрочем, немалая заслуга в этом принадлежала его другу - композитору Оскару Строку, написавшему первые хиты для будущей звезды, умело соединяя огонь аргентинского танго с задушевной интонацией русского романса. Он же помог Лещенко записать первые пластинки для граммофона. Так появились «Чёрные глаза», «Синяя рапсодия», «Скажите, почему» - песни, прославившие их исполнителя.

Война, любовь и неумолимый рок

На канун Второй мировой войны приходится пик популярности Лещенко. Он ездил с гастролями по всей Европе, и везде его концерты шли с неизменным успехом. Лучшие звукозаписывающие фирмы Европы распахнули перед ним свои двери и его голос зазвучал во множестве домов.

Популярного певца подозревали в сотрудничестве и с органами госбезопасности СССР, и с фашистами, но сам он всеми силами старался держаться подальше от политики, а тем более армии - военный трибунал даже судил его «за уклонение от призыва». На самом деле, он хотел только петь.

Его не интересовало ничего, кроме музыки - только на неё он тратил всё своё время. Но мир был уже поделен на «своих» и «чужих» и оставаться в стороне было невозможно.


Этикетка с пластинки Петра Лещенко. Источник: Public Domain

Первую повестку на фронт он получил в октябре 1941 года. Под разными предлогами он уклонялся от службы и лишь по третьему вызову явился, наконец, в полк в Фалтичени. Здесь его и судили офицерским судом, а затем отпустили, предупредив, что он обязан являться по вызовам.

В декабре 1941 года Пётр Лещенко получил приглашение от директора Одесского оперного театра Селявина с просьбой прибыть в Одессу и дать несколько концертов. В марте 1942 года артисту удалось получить разрешение культурно-просветительского отдела Губернаторства за подписью Руссу на въезд в Одессу.

Он выехал в оккупированную румынскими войсками Одессу 19 мая 1942 года, остановился в гостинице «Бристоль» и дал три сольных концерта - 5, 7 и 9 июня. После знакомых танго, фокстротов, романсов зрительный зал благодарил артиста небывалыми овациями. Однако гастроли в оккупированном городе запомнились Лещенко не только тёплым приёмом публики. Именно тогда произошла его роковая встреча с новой любовью - девятнадцатилетней студенткой Одесской консерватории Верой Белоусовой.

С девушкой, которая была младше его на 24 года, он познакомился на репетиции. Роман развивался стремительно - это была та самая роковая страсть, которая практически неизбежно приводит к трагедии. Перед отъездом из Одессы, он сделал предложение Вере, даже не оформив развод с первой женой.

Если он рассчитывал на понимание со стороны бывшей супруги и лёгкий разрыв, он ошибся. В Бухаресте его ждали скандалы и разборки, которые завершились получением очередных извещений из 16 пехотного полка. Вопрос, приложила ли к этому руку оскорблённая жена, остаётся открытым.

Чтобы не попасть на фронт, артист даже удалил аппендикс, хотя в операции не было нужды, но комиссоваться ему не удалось. Максимум, что он сумел сделать - это устроиться в артистическую группу 6 дивизии и выступать с концертами перед солдатами на фронте. Через некоторое время он получил распоряжение отправиться в Крым, где продолжил службу заведующим офицерской столовой.

В 1944 году музыкант получил долгожданный отпуск, и сразу же поехал к Вере в Одессу, чтобы жениться на ней. Этот брак стал роковым для певца - в России Веру считали изменницей Родины.

В мае 1944 года развелся с Зинаидой Закитт и зарегистрировал свой брак с Верой Белоусовой. В сентябре 1944, после освобождения Бухареста Красной армией, он ещё давал концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах. Он исполнял сочиненные им патриотические песенки о русских девушках - «Наташа», «Надя-Надечка», пел «Темную ночь» Никиты Богословского, популярные русские песни. С ним выступала и его новая жена. На их концертах бывали и крупные военачальники - маршалы Жуков и Конев. Ничто не предвещало скорой трагедии, но отсчёт времени до неё уже начался.

Арест, лагеря и смерть

После Победы Лещенко мечтал переехать в Советский Союз. Он обращался в «компетентные органы», писал письма Сталину и Калинину с просьбой о советском гражданстве. Понять, почему он это делал, трудно - ему чётко дали понять, что Веру Белоусову считают в СССР предательницей.

Его попытки отстраниться от войны, сохранить нейтралитет и заниматься только музыкой не удались – да и не могли удасться. Концерты перед вражескими солдатами не сошли артисту с рук. Официальная советская пропаганда во времена Сталина характеризовала его: «Самый пошлый и безыдейный белоэмигрантский кабацкий певец, запятнавший себя сотрудничеством с немецко-фашистскими оккупантами».

26 марта 1951 г. по прямому указанию МГБ СССР Лещенко был арестован органами госбезопасности Румынии в антракте после первого отделения концерта в Брашове и водворен в тюрьму под Бухарестом.

Веру Белоусову арестовали тем же летом за выступления в оккупированной Одессе. её осудили на 25 лет, но уже 1953 выпустили на свободу за отсутствием состава преступления.

А вот Петра Константиновича настигла его судьба. Много лет спустя его жена узнала, что он стал одним из тысяч строителей Дунайского канала в Румынии и умер 16 июля 1954 года по невыясненным до конца причинам - не то от болезни, не то от отравления. Где находится его могила, тоже неизвестно. Архивы советского и румынского КГБ по делу Лещенко до сих пор не исследованы.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...