Обобщение понятий. Рекомендация: Обобщение


В общем случае определение слова «обобщение» - это представление явления в рамках своеобразного процесса познания окружающего мира. Человек, анализируя окружающую его среду, может обозначит некоторое устойчивое явление, выделить его. Самый простой способ обобщения реализуем на уровне восприятия - это константа. Мышление человека реализует обобщение через опосредованное применение орудий, сформулированных социумом. Берут в расчет разнообразные знаки, способы познания.

Применяя к реальности

Чаще всего обобщение и систематизация необходимы применительно к некоторым результатам. При этом речь идет об определении, какой группе присущи существенные, важные, ярко выраженные черты. Внимание обращают на ключевые качественные показатели. А вот все характеристики, которые характерны только отдельным объектам, необходимо отбросить.

Что такое обобщение для логики, проще всего понять, если представить процесс как индуктивный. Начинают с частного, постепенно переходят к более общему. Итоги, получаемые при организации некоторого исследования, зачастую описывают частные ситуации, отдельных индивидуумов, реакции, явления. Для объяснения полученного итога и проецирования его на более крупное сообщество необходимо обобщение. Статистика официально именует явление переносом итогов на популяцию с ограниченной выборки. Максимальный уровень - генеральная совокупность.

Эксперименты и анализы

Рассматривая обобщение и систематизацию знаний, следует особенное внимание обратить на экспериментальную практику и применение в ее рамках этого логического индуктивного подхода. Обычно процесс делится на четыре ключевых аспекта:

  • ситуация;
  • реакция;
  • личность;
  • взаимные связи компонентов.

В рамках обобщения необходимо проанализировать полученные результаты, чтобы их итоги перенести на обстоятельства уровнем выше, шире.

Реакции и личности

Рассматривая, что такое обобщение применительно к ответам, следует понимать, что разные субъекты показывают разную реакцию. Все полученные итоги можно при определенном ракурсе оценки свести в единую категорию. Для этого исследователь формулирует доказательную базу того факта, что отдельные различия не представляют собой действительно важных, они лишь частные и не оказывают существенного влияния на конечный итог или на взаимную связь реакции и ситуации.

В рамках рассмотрения, что такое обобщение, необходимо уделить внимание и пониманию этого явления на личностном уровне. При этом задача исследователя - доказать, что выборка репрезентативная. Необходимо показать, что реакции испытуемых соответствуют таким, которые показал бы опрос более многочисленного сообщества. Если множество компонуется на основании некоторого доминирующего признака, доказательство для обобщения довольно простое. Чаще всего упоминают о половом сходстве или принадлежности к одной возрастной группе, профессии, социальному слою или биологическому виду.

Об отношениях

Анализируя, что такое обобщение применительно к этому аспекту, следует разобраться, каким образом переменные, присутствующие в эксперименте, связаны меж собою. Для чистоты исследования обычно берут только две переменные. Уровни обобщения могут существенно отличаться, это определяется особенностями конкретного исследования. Увеличивая спектр связей, можно успешно сопоставлять более многочисленные переменные, учитывая разнообразные характеристики.

Обобщенная форма - это фактор, позволяющий объяснить частные особенности поведенческих реакций испытуемых. На практике такое обобщение опыта хорошо иллюстрируют эксперименты Павлова на условный рефлекс. Сперва связь была частная, у собаки провоцировалось слюноотделение вследствие звонка, но в скором времени удалось найти многочисленные стимулы. Расширение разнообразия испытуемых, ситуаций, ответов позволило определить условный рефлекс как явление, которое объединяет всех животных, имеющий высокий уровень организации. В это множество входит и человек.

Реалии нашей жизни

Зачастую метод обобщения на практике применяется не для научных целей, а ради воздействия на широкие слои населения. Такая техника позволяет сделать восприятие категорий для реципиента информации проще. Зачастую формируется некий образ, которому присваивается набор характеристик и дается конкретное наименование. Подобный ярлык применим в самых разных ситуациях, обобщенное понимание характеристик, которые он подразумевает, создано в общественном сознании, поэтому разночтений при восприятии информации не возникает.

Как говорят специалисты, такое обобщение понятий, связанное с формированием ярлыков, стимулирует людей мыслить невнятными категориями. В то же время довольно малый процент индивидуумов пытается самостоятельно определить характеристики попавшегося на глаза объекта, поскольку проще прибегнуть к ярлыкам. Фактически через них многообразие окружающего пространства четко разделяется на несколько групп, очерченных, строго определенных. Причисление к некоторым из них заранее дает отрицательное представление об индивидууме вне зависимости от его личностных особенностей.

Шаг в сторону

Обобщение знаний через навешивание ярлыков - особенность мышления современного человека, отойти от которой очень сложно. Даже люди, защищающие себя от информационного внешнего влияния, подвержены использованию ярлыков. Зачастую многие не замечают этого, не обращают внимание. Ярлык - это метод активизации ложной причинно-следственной связи. Человеческий мозг старается любую информацию быстро классифицировать, ориентируясь на объект действия, и сформулированные внешним миром ярлыки упрощают его задачу, но приводят к неверным ассоциациям.

Как показывает практика, зачастую изобретение ярлыков не нужно, достаточно лишь упомянуть о принадлежности человека к некоторой социальной группе. Это может быть условие нации, профессии, уровня дохода. Стоит лишь назвать кого-то, к примеру, мигрантом, и уже сразу в голове формируется представление на базе устоявшегося ярлыка. Половая принадлежность, склонность к некоторым привычкам или образу жизни, иные отличительные особенности личности запросто становятся ярлыками, искажающими общественное восприятие индивидуумов.

Так просто!

Если ярлык уже сложился, закрепить за ним конкретную окраску - задача простая, не требующая особенных усилий. Достаточно лишь зачастую через СМИ и иные способы передачи информации широким слоям общественности сообщать, что некоторое преступление совершил не просто гражданин А, а африканец, мигрант, европеец, и вскоре аудитория будет всех принадлежащих к этой группе людей связывать с преступными деяниями и обвинять в таковых при первой же возможности. Как показывает практика, нередко ярлыки, изначально сформованные как насмешливые, со временем перерастают в серьезную угрозу для людей, принадлежащих к попадающим под них категориям. О справедливости здесь, конечно же, и речь идти не может. Вместе с тем такое приписывание ярлыков отрицает право на индивидуальность, имеющееся у каждого современного человека.

Что делать?

Задача образованного, интеллигентного современного человека - избегать применения ярлыков. Чтобы реализовать это в своей жизни, в первую очередь нужно приучить себя замечать неадекватные, несправедливые обобщения. Зачастую в СМИ они видны уже по заголовку. Встречаясь с таким, человек, желающий противостоять влиянию на его способность адекватного восприятия, должен напоминать себе, что это лишь ярлык. Самостоятельно использовать их также не стоит, а в речи других - игнорировать. Многие применяют обобщения, даже не замечая.

Недопустимо применять ярлыки как средство доказательства свой точки зрения. Такое обобщение - ни в коем случае не аргумент, если речь не идет о научном эксперименте с доказательной базой, как выше уже было упомянуто об условном рефлексе. Обобщение качеств относительно индивидуума, явления - это манипуляторный прием, противоречащий научной сути обобщения как таковой.

Чистота эксперимента

Нередко обобщение приводит к неправильной подаче информации манипулятором вплоть до откровенного обмана. Ряд особенностей объекта, ставшего центром обсуждения, изменяется, преувеличивается или преуменьшается, а другие характеристики и вовсе приписываются исходя из фантазии. Предмет манипуляции в такой ситуации превращается в олицетворение тех качеств, на которые желает обратить внимание использующий ярлыки собеседник. Этот человек преследует целью заставить своего оппонента уверовать, что указанные свойства - наиболее характерные для обсуждаемого объекта, главные, в полной степени его характеризующие.

Одновременно для дополнительного усиления картины (и искажения) иные свойства, вступающие в противоречие с преувеличиваемыми, тщательно замалчиваются, словно бы их и вовсе нет. Многие даже стремятся доказать оппоненту, что противоположные гипертрофированным качества отсутствуют, просто невозможны в силу самой природы объекта. Задача человека, столкнувшегося с манипулятором, - уметь анализировать поступающую информацию, вовремя определять ярлыки и воспринимать сведения правильно, не допуская искажений по воле других людей.

Преподавательская деятельность

Кроме научной именно эта область особенно внимательно относится к возможности обобщения. Педагогический опыт, передаваемый специалистами, наиболее эффективен в применении, если систематизирован и корректно сформулирован для его использования другими профессионалами. Под опытом принято понимать такую характеристику, которая описывает рабочую практику применительно к проблемам, стоящим перед учителем. В рамках формулирования опыта специалист выявляет закономерности и определяет, какие предпосылки наиболее результативны для достижения сформулированной цели.

Педагогическое обобщение предполагает анализ эмпирической информации, теоретических положений. Особенно актуально такое обобщение применительно к передовому опыту, то есть соответствующему развитию социума в настоящий момент. Деятельность педагога наиболее ценна, как и накопленный им опыт, если очевидны результаты, эффективность. Вместе с тем необходимо рабочий процесс организовать стабильным, эффективно расходующим силы и средства учителя и дающим наглядные результаты.

Методы обобщения

Обобщение педагогического опыта требует внимательного исследования научной литературы, методических изданий. Не будет лишним ввести библиографию в разрезе наиболее любопытного для конкретного специалиста вопроса. Материалы, через которые можно получить представление об опыте работы, следует тщательно копить. Это касается конспектов, планов, тем, вопросов. Все неудачи, сомнения важно фиксировать для последующего анализа и поиска оптимального решения.

Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, в качестве единицы анализа высших форм мышления, отличающих человека от животных, следует выбрать значение слова , отражающее "единство общения и обобщения". "Слово всегда относится не к одному какому-нибудь отдельному предмету, но к целой группе или к целому классу предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает, и с психологической точки зрения значение слова прежде всего представляет собой обобщение", – пишет Выготский.

Виды обобщений

Л. С. Выготский и А. Р. Лурия экспериментально обосновали положение, согласно которому типы (или уровни) речевого мышления характеризуются видами обобщений, которые фиксируются в слове. Другими словами, о типе мышления человека можно судить по структуре функционирующих в его речи значений. Тогда этапы развития значений (и в социогенезе, и в онтогенезе) дают название формам мышления: синкретическое, комплексное и понятийное мышление. Виды обобщений отличаются друг от друга: 1) по существенности выделяемого признака; 2) устойчивости признака; 3) абстрактности признака; 4) осознанности признака; 5) вербализуемости признака.

  • 1. Самое примитивное обобщение – синкрет (синкретическое объединение) заключается в группировке предметов на основе случайного признака (объективного или субъективного). Так, совпадение предметов во времени и/или пространстве может стать основанием (особенно для ребенка) к применению единого названия. "Бяка" – так говорит ребенок о самых разных предметах, которые не имеют ничего общего, кроме того, что все они вызывают его неудовольствие. "Пассажиры автобуса № 5" – говорим мы о тех, кто и сейчас едет в этом автобусе, и вообще каждый день ездит на нем на работу, и, может быть, когда-нибудь поедет. Синкрст всегда эгоцентричен, т.е. фиксирует не объективное положение вещей, а их отношение к носителю значения.
  • 2. Более сложным (и генетически более поздним образованием) является комплекс (комплексное обобщение). Слово "кря" может означать в детской речи (и мышлении) и утку ("крякает"), и плавающих птиц других видов ("плавают, как утка"), и любые жидкости (сходство с поверхностью воды, по которой плавает утка), и большую блестящую пуговицу (похожа на озеро, где плавала утка, – круглая и блестящая) и т.д. Главным принципом, по которому обобщаются предметы и явления в комплекс, является непостоянство основания (критерия), его неустойчивость и несущественность. Л. С. Выготский выделил комплексы цепные, ядерные, диффузные и коллекционные. Каждый член комплекса всегда имеет сходство хотя бы по одному признаку с другим членом, но если исключить несколько членов из этого ряда, то, не зная истории формирования комплекса, невозможно понять, почему все эти предметы называются одинаково (в нашем примере: почему пуговица – это "кря"?). В основе комплексов лежит эмпирический опыт субъекта, и мы часто пользуемся такими обобщениями, когда решаем жизненные задачи па "уровне здравого смысла". Например, называя своего знакомого Васю "жадиной", мы основываемся на ряде наблюдений над его поведением, игнорируя мотивы, стоящие за тем, что он поступал так, а не иначе.

По мнению О. К. Тихомирова, классификация видов мышления в современной психологии также является комплексом, поскольку используются разные основания (учтем это при изучении данной темы), аналогично тому, как "объединяются" вещи в чемодане, когда мы собираемся в дорогу. Попробуйте дать определение словам "хорошие люди", "счастье", "жизнь", и вы увидите, что чаще всего в результате получаются комплексы. Если вы вспомнили понятие "жизнь", которое вы изучали в школе на уроках биологии ("жизнь как способ существования белковых тел"), то вряд ли вы сочтете его подходящим для понимания таких выражений, как "жизнь прожить – не поле перейти", "я мечтаю о красивой жизни", "образ жизни современного человека". Может быть, для решения нашей задачи больше подойдет определение жизни, основанное на ее ценности, которое в 1927 г. предложил А. А. Ухтомский: "Жизнь – асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при устремлении, при постоянном движении"?

3. Высшим (самым социализированным и генетически позднейшим) согласно этой классификации является мышление в понятиях. В обобщениях, построенных по понятийному типу, дифференцируются видовые и родовые признаки, т.е. фиксируются логические отношения между классом объектов и его представителем. Признак понятия является устойчивым (должен присутствовать во всех объектах), абстрактным (хотя уровень абстрактности может быть разным – сравните математические понятия "перпендикуляр" и "линия") и существенным. Понятия легко поддаются словесным определениям и являются осознанными. Если на вопрос: "Что такое трамвай?", вы отвечаете: "Трамвай – это вид наземного общественного транспорта, движущийся по рельсам и приводимый в движение за счет электрической энергии", то это понятийное представление реальности. А ответ: "Трамвай – это то, на чем ездят", свидетельствует о комплексном функциональном обобщении. Владея понятием, мы оказываемся способными четко и однозначно структурировать знания о мире и транслировать свои мысли (общаться с людьми устно и письменно). В случае если наш собеседник (читатель) также работает в понятийной системе, то мысль будет понята им правильно (обратите внимание на значение слова "правильно", т.е. по правилам понятийного мышления).

Функциональные обобщения отражают опыт деятельности и вполне адекватны для решения практических задач, но они могут оказаться недостаточными для ситуаций, требующих более глубоких различений и не встречавшихся субъекту ранее. Так, пользуясь функциональным определением, легко можно перепутать трамвай и троллейбус, трамвай и поезд метро. Именно это и происходит с ребенком, если он знает только слово "трамвай". Однако когда он овладевает значением всей подсистемы понятий, относящихся к общественному транспорту, он приобретает устойчивое универсальное (идентичное с другими людьми) средство анализа и осознания этой части окружающего мира.

Л. С. Выготским была специально изучена проблема взаимоотношений понятий научных и понятий житейских и показано, как они "прорастают друг в друга", образуя сложные, многоуровневые системы значений, которые и образуют содержательное пространство нашего мышления. Чтобы лучше понять это, остановимся еще на одной форме обобщений, которая является переходной от комплексов к понятиям и называется псевдопонятием.

Интересной особенностью псевдопонятия является практически полное в условиях обыденной жизни и общения совпадение круга объектов (денотатов ), относящихся к этой форме обобщения и к настоящему понятию, поэтому без специальных исследований их трудно различить. Например, если дать ребенку множество геометрических фигурок – треугольники, прямоугольники, квадраты, ромбы, круги – и попросить разложить их так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры, то в определенном возрасте (примерно в 5 лет) нам может показаться, что ребенок вполне справляется с этим заданием, ведь он не только нс путает формы, но и правильно называет их. Но, спросив ребенка, почему все треугольники лежат в одной кучке, мы услышим в ответ "потому что они одинаковые, они похожие". Сформулировать (и значит, ясно осознать), что у этих фигур три угла и три стороны, а не четыре, как у других, ребенок еще не способен. Значит, в основе псевдопонятия лежит наглядное обобщение чувственно воспринимаемого признака (можно сказать, нерасчлененный гештальт формы ). Так ли это важно? Усложним задание. Добавим к тем остроугольным треугольникам, которые уже группировал ребенок, внешне непохожие – прямоугольные и тупоугольные треугольники. Вы, наверное, удивились. Как же непохожие, если все эти фигуры – треугольники? Но похожи они для тех, кто мыслит понятиями. С позиций псевдопонятийного мышления, опирающегося на наглядные, а не абстрактные признаки, треугольники с тупым углом должны и называться иначе, и подчиняться другим закономерностям. Учителям известно, какие трудности встречает применение формулы S = А × h/2 для тех треугольников, где опущенная из вершины высота попадает "в пустоту", а не на противоположную сторону.

Приведем еще один пример. Попросим ребенка (а может быть, и некоторых взрослых) показать все перпендикуляры в печатных буквах русского алфавита. Если значение слова "перпендикуляр" представляет собой псевдопонятие, то горизонтально расположенные перпендикуляры не будут опознаваться как отвечающие требованиям предложенного задания (т.е. в букве Ш будет показано три перпендикуляра, а в букве Е – один). Эти факты говорят о несовпадении понимания мира носителями разных форм обобщений. Отметим также, что в отношении определенной части мира мы с необходимостью остаемся на уровне псевдопонятий. Попробуйте четко и однозначно сформулировать с помощью речи, чем лист клена отличается от листа дуба. Мы легко опознаем эти объекты и правильно называем, но абстрактного признака, который может быть положен в основу соответствующих понятий, просто не существует. Если вы подумали, что листья отличаются формой, то, как человек, владеющий понятийным мышлением, вы вышли на такой уровень абстракции, который нс применим для выполнения данного задания (признак "форма" нуждается в конкретизации для дифференциации листьев дуба, ясеня, липы, клена и т.д.). А теперь ответьте на вопрос, в чем состоит различие следующих архитектурных стилей: готики, барокко, классицизма. Видимо, опять ответ не на уровне понятий, а что-то вроде следующего: "Готические постройки – острые и высокие, барокко – закругленные и "пышные", а классика – строгий стиль". Тем нс менее если бы вы были архитектором, то, преобразуя эти обобщенные представления, вы могли бы стать при наличии таланта творцом новых архитектурных форм. Чувственный опыт эмпирически обобщается по модели прототипа (см. гл. 7) и может, оставаясь понятийно неоформленным (но означенным с помощью речи!), функционировать как псевдопонятие. Это происходит в случаях объективной невозможности выйти на уровень понятий ("материал сопротивляется"). Обобщения такого типа часто служат материалом для наглядно-образного мышления.

Для начала нужно определиться, что такое «род», «вид» и «ближайший вид».

Понятия «род», «вид» и «ближайший вид»

Каждое понятие существует во взаимосвязи с другими понятиями. Одни понятия включаются в другие, которые могут содержать в себе множество понятий. Следовательно, необходимо иметь навык включения и исключения одного понятия из другого. В зависимости от того, включает ли понятие в свой объем другое или, наоборот, само находится в объеме другого, различают родовые и видовые понятия.

Родовое понятие – понятие, которое включает в себя другое понятие и его дополнение (отрицание).

Видовое понятие – понятие, объем которого целиком входит в объем более общего понятия.

Видовое понятие с необходимостью обладает всеми признаками видовой определенности. Выполнение логических операций требует различения «ближайшего вида ». Понятие А является ближайшим видом для понятия В , если не существует такого понятия С , которое является видом по отношению к понятию В и родом по отношению к понятию А .

Следует также особо отметить, что определенность мышления требует отличать родо-видовые отношения от отношений между целым и частью , поскольку часть предмета не обладает всеми признаками целого . Например, «человек» и «голова человека», «факультет» и «университет».

Ограничение и обобщение понятий как логические операции

В основе перехода от родовых понятий к видовым и от видовых к родовым лежит формально-логический закон обратного отношения между содержанием и объемом понятий .

Обобщение понятия - логическая операция, заключающаяся в переходе от понятия с меньшим объёмом, но большим содержанием (вид), к понятию с большим объёмом, но меньшим содержанием (род), посредством отбрасывания от содержания видового понятия видообразующего признака. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому.

Например, обобщая понятие «хвойный лес», мы переходим к понятию «лес». Содержание этого нового понятия уже, зато объем значительно шире. Содержание уменьшилось, потому что мы изъяли (убрав слово «хвойный») ряд характерных видовых признаков, отражающих особенности хвойного леса. Лес - это род по отношению к понятию «хвойный лес», являющемуся видом. Исходное понятие может быть как общим, так и единичным. Например, можно осуществить обобщение понятия «Париж» (единичное понятие) путем перехода к понятию «европейская столица», следующим шагом будет переход к понятию «столица», потом «город», «селение». Таким образом, постепенно исключая характерные признаки, присущие предмету, мы движемся в сторону наибольшего расширения объема понятия, жертвуя содержанием в пользу абстракции.

Пример обобщения: «Опера П.И. Чайковского Евгений Онегин», «опера П.И. Чайковского», «опера русского композитора XIX в.», «опера русского композитора», «опера», «произведение музыкального искусства», «произведение искус­ства».

Цель обобщения - максимальное отстранение от характерных признаков. При этом желательно, чтобы такое отстранение происходило как можно более постепенно, т. е. переход от рода должен происходить к самому близкому виду (с наиболее широким содержанием).

Обобщение понятий не безгранично, и пределом обобщения являются философские категории, например «бытие» и «сознание», «материя» и «идея». Поскольку категории лишены родового понятия, обобщение их невозможно.

Обращаясь к вопросу о пределах обобщения, важно указать на необходимость различения обобщения отдельно взятого понятия (вне какой-либо системы знаний ) от обобщения понятия в составе некоторой системы знания или в рамках некоторой теории . Например, рассматривая понятие «млекопитающее, живущее на суше», можно получить последовательно: «млекопитающее», «животное», «живое тело», «тело» и даже вообще – «нечто». Это последнее, по-видимому, и есть предел обобщения любого отдельно взятого понятия. В рамках же биологии, как некоторой системы знания, пределом обобщения понятия «млекопитающее, живущее на суше» было бы «живое тело», поскольку переход к понятию «тело» и тем более к понятию «нечто» означал бы выход за рамки биологии, так как тела вообще и тем более «нечто» не являются объектом изучения биологии.

Ограничение понятия - логическая операция, заключающаяся в переходе от понятия с большим объёмом, но меньшим содержанием (род), к понятию с меньшим объёмом, но большим содержанием (вид), путём прибавления к содержанию родового понятия указания на видообразующий признак. Ограничение имеет предел, пределом ограничения является единичное понятие.

При ограничении осуществляется переход от родового понятия к видовому (например, «поэт», «великий поэт», «великий русский поэт», «великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин». Пределом ограничения в данном примере является единичное понятие «великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин»).

Если обобщение идет по пути постепенного отстранения от признаков предмета, ограничение, напротив, обогащает совокупность признаков понятия. Таким образом, осуществляется переход от общего к частному, от вида к роду, от единичных понятий к общим.

Эта логическая операция характеризуется уменьшением объема за счет расширения содержания.

Операция ограничения не может продолжаться дальше, когда в его процессе достигается единичное понятие. Оно характеризуется максимально полным содержанием и объемом, в котором мыслится лишь один объект.

Таким образом, операции ограничения и обобщения - это процесс конкретизации и абстракции в рамках от единичного понятия до философских категорий. Эти операции учат человека мыслить более правильно, способствуют познанию предметов, явлений, процессов окружающего мира, их взаимосвязей. Благодаря обобщению и ограничению мышление становится более ясным, четким и последовательным. Однако не следует путать обобщение и ограничение с выделением из целого части и рассмотрением этой части отдельно. Например, двигатель автомобиля состоит из деталей (карбюратор, воздушный фильтр, стартер), детали состоят из более мелких, а те в свою очередь из еще более мелких. В этом примере понятие, следующее за предыдущим, не является его видом, а есть лишь его составной частью.

С помо­щью кругов Эйлера изо­бразим графически обобщение и ограничение понятий.

Обобщение и ограничение понятий схематически можно изо­бразить на рисунке.

Рис. Ограничение и обобщение понятий

При обобщении отбрасываются признаки, при этом содержа­ние уменьшается, а объем увеличивается. При ограничении, на­оборот, к родовому понятию А добавляются все новые и новые видовые признаки (а, b , с и т. д.), поэтому объем уменьшается, а содержание увеличивается.

Логическая операция обобщения понятия применяется буквально во всех случаях, когда даются те или иные определения через род и видовое отличие. Например: «Имя существительное - это часть речи...»; «Натрий - это химический элемент» или лучше (через ближайший род) «Натрий - это металл...».

Приведем примеры из русского языка. Ограничением поня­тия «предложение» будут следующие понятия: «простое пред­ложение», «односоставное предложение», «односоставное пред­ложение с главным членом сказуемым», «безличное предложе­ние». На этом примере видна некоторая взаимосвязь операции ограничения с операцией классификации понятия «предложение». Рассмотрим еще один пример с понятием «город».

мыслительная операция, означающая переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, теорий, законов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБОБЩЕНИЕ

1) С т. зр. логики – построение (выведение) универсальных и экзистенциальных утверждений: а) в системах дедуктивной логики – на основе постулированных правил построения таких утверждений (правил вывода для кванторов общности и существования – т.н. О. переменных); в) в системах индуктивной логики на основе опытных (экспериментальных) данных ("данных эмпирич. свидетельств") – т.н. и н д у к т и в н ы е О. (см. Индукция, Логика индуктивная, Научная индукция, Неполная индукция, Популярная индукция). 2) С гносеологич. (и методологической) т. зр. О. – одно из важнейших средств науч. познания, процедура перехода на более высокий уровень абстракции на основе выявления (в рассматриваемой области предметов) общих для этих предметов признаков: свойств, отношений, тенденций развития и т.п. Наука, по существу, появляется тогда, когда "...в результате ряда усмотрений опыта установится один общий взгляд относительно сходных предметов" (Аристотель, Met. I 1, 1981 а 1 – в 13; рус. пер., М.–Л., 1934, с. 19). В зависимости от предметной области и задач исследования О. осуществляются на разных уровнях, в частности: 1) на уровне эмпирич. материала [оно включает обычно выработку понятия, отражающего сходство, общность, подобие и т.д., вообще к.-л. отношение между двумя или б?льшим количеством исследуемых предметов (явлений), и формулировку нек-рого принципа, объясняющего единым образом группу (или группы) наблюдаемых явлений или выявление закона, управляющего этой группой явлений ]; 2) на уровне уже выработанных понятий (см. Понятие); 3) на уровне "системы понятий" – теорий. В последнем случае О. тесно связано с понятиями группы преобразований и инвариантов. Напр., для классич. механики были справедливы т.н. галилеевы преобразования: длины и массы тел, интервалы времени оставались неизменными при переходе от одной системы отсчета к другой. Относительности теория применяет более общую группу – лоренцевы преобразования, устанавливая зависимость между пространством и временем. При таком О. прежние инварианты оказываются лишь частными проекциями, зависящими от системы отсчета; в качестве инвариантов берутся др. величины – максимальная длина, пространственно-временный интервал, минимальная масса. Т.о., обычно О. теории предполагает переход от одной группы преобразований к другой, более широкой. Лит.: Джевонс С., Основы науки, пер. с англ., СПБ, 1881, гл. 27; Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, ?., 1961, гл. 10. Ф. Лазарев. Калуга, М. Новоселов. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Обобщение Процесс, посредством которого определенный опыт становится репрезентацией целого класса опыта; один из трех процессов моделирования в .

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Обобщение

Продукт мыслительной деятельности, в котором представлены отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Виды О. соответствуют видам мышления. Наиболее изучены О. в форме значений слов. О. выступает также в качестве средства мыслительной деятельности. Простейшие О. заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (синкретические объединения). Более сложным является комплексное О., при котором группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Наиболее сложно такое О., при котором четко дифференциуются видовые и родовые признаки, объект включается в некоторую систему понятий.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Обобщение

Продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности. На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий - приемов деятельности познавательной и знаков.

Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Особенно сложно обобщение, в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.

При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).

Одно и то же обобщение можно сформировать в результате различной организации исследовательских действий, - например, обобщение, построенное на базе минимально необходимых данных, и оно же на базе избыточных данных. Субъективно новое обобщение () индивида бывает различным по происхождению: полученным в общении с другими людьми или выработанным самостоятельно. Во втором случае это обобщение может отсутствовать в общественном опыте.

При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

Приводит к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого мышления обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий - приемов познавательной деятельности и знаков.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ОБОБЩЕНИЕ

(англ. generalization ) - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненный в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения . Наряду с этим человеку присущи 2 типа опосредствованного О., в процессе которого особую роль играют сравнения, и , включающие применение средств языка .

В основе 1-го типа опосредствованного О. лежит действие сравнения . Сравнивая с определенной т. зр. предметы некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе или классе предметов. Такие О. и понятия называются эмпирическими . Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют человеку в сокращенном, сжатом виде охватывать чувственное многообразие предметов, сводить их в определенные классы, а затем оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным предметам (см. ). Один и тот же реальный предмет м. б. включен как в узкие, так и широкие по объему классы. Это позволяет наметить шкалу общности признаков (по принципу родо-видовых отношений). Функция эмпирического О. состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. С помощью классификационных схем каждый новый предмет можно опознать как относящийся к определенной группе. Эмпирическое О. характерно для начальных этапов познания. (В логике такие О. называют «индуктивными». - Прим . ред .)

2-й опосредствованного О. осуществляется путем анализа эмпирических данных о к.-л. объекте с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему. Такое О. и соответствующее ему понятие называется теоретическим . Это понятие первоначально фиксирует внутренние связи абстрактно, лишь как генетически исходный пункт целостной системы. Затем, оперируя теоретическим понятием, человек соотносит в единое целое частные особенности объекта. Знание о нем становится все более детализированным и полным, конкретным. При таком восхождении от абстрактного к конкретному происходит мысленное воспроизведение объекта. Этот тип О. соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу.

В детской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическим О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте . О. теоретического характера типично для подросткового возраста и особенно для юношеского возраста . Существует также т. зр., согласно которой указанные выше возрастные этапы и соответствующие им познавательные возможности м. б. значительно сдвинуты в сторону более раннего возраста.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "обобщение" в других словарях:

    Обобщение - понятий логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается понятие более широкого объема. Например, доверенность документ деловая бумага. Обобщение, форма приращения знания путём мысленного перехода от… … Википедия

    ОБОБЩЕНИЕ - (лат. generalisatio), мысленный переход: 1) от отд. фактов, событий к отождествлению их в мыслях (индуктивное обобщение); 2) от одной мысли к другой более общей (логич. О.). Эти переходы осуществляются на основе особого рода правил. Так,… … Философская энциклопедия

    обобщение - абстракция, синтез, синтезирование; вывод, подытоживание, стилизация, универсализация, резюмирование, итог, суммирование, генерализация, резюме Словарь русских синонимов. обобщение 1. итог, резюме 2. синтез Словарь синонимов русского языка.… … Словарь синонимов

    обобщение - ОБОБЩЕНИЕ (англ. generalization; от лат. genero производить, порождать). 1. В логике операция порождения экзистенциальных и универсальных суждений; в дедуктивной логике на основе постулированных правил вывода для кванторов общности и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Обобщение - познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого… … Психологический словарь

    обобщение - ОБОБЩЕНИЕ, итог, резюме ОБОБЩЕННЫЙ, общий, книжн. суммарный ОБОБЩАТЬ/ОБОБЩИТЬ, подытоживать/ подытожить, несов. и сов. резюмировать, несов. и сов. суммировать ОБОБЩЕННО, книжн. суммарно … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    ОБОБЩЕНИЕ - переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий … Большой Энциклопедический словарь

    ОБОБЩЕНИЕ - ОБОБЩЕНИЕ, обобщения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. обобщить обобщать. «…Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того, что дано наукой за период… … Толковый словарь Ушакова

    ОБОБЩЕНИЕ - ОБОБЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. обобщить. 2. Общий вывод. Широкие обобщения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ОБОБЩЕНИЕ - см. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ. «ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ» англ. generalized other ; нем. verallgemeinerter Anderer . ПоДж. Г. Миду возникающее в процессе социализации представление индивида об абстрактном другом; включает совокупность ожиданий, установок, ценносте … Энциклопедия социологии

Книги

  • Обобщение способа Jacobi интегрирования полных систем линейных однородных уравнений. Обобщение соответствующих исследований Clebsch`a , Г.В. Пфейффер. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство`Известия академии наук СССР`). В…
Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...