Общественное сознание, его уровни и формы. Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции


Структура общественного сознания, его основные уровни и формы

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Структура общественного сознания, его основные уровни и формы
Рубрика (тематическая категория) История

В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:

1. Обыденное сознание возникает в процессе повсœедневной практики стихийно, как непосредственное отражение внешней (ʼʼбытовойʼʼ) стороны жизнедеятельности людей и не нацелœено на поиск истины.

2. Общественная психология - эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируемое стихийно в повсœедневной жизни людей. Его специфика и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей прежде всœего об их эмоциональной жизни, определœенных состояниях и некоторых психических особенностях. Она - преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе (ʼʼсоциально-психологическая атмосфераʼʼ), в данной стране, в конкретном обществе.

3. Общественная идеология - концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, общественная идеология - систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идеология - сложное духовное образование, включающее в себя определœенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

В любом своем проявлении она по существу или формально, правильно или ложно, но всœегда связана с потребностями всœего общества, является выражением его целœей, ценностей, идеалов, его программ, противоречий и путей их разрешения. Как таковая, общественная идеология всœегда необходима, обязательна для любого общества - классового, неклассового, ʼʼоткрытогоʼʼ, ʼʼзакрытогоʼʼ и т.п. Она всœегда была, есть и будет. Ибо всœегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и перспектив общественного развития.

В наши дни некоторые теоретики (и на Западе, и у нас) выступили с идеей конца идеологии (ʼʼдоидеологизацияʼʼ). Это связывается ими или с ʼʼприродной ложностьюʼʼ идеологии, или с окончанием противостояния в мире капитализма и социализма, или с ее тоталитарно-классовым существом.

Формы общественного сознания представляют из себяспособы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения:

1. По предмету отражения - наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем).

2. По формам (видам) отражения - наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство - в виде художественных образов.

3. По выполняемым функциям - искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука - познавательные, мораль - нравственные и т.п.

4. По общественной роли. Наука - ʼʼлокомотивʼʼ прогресса, религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство - в прекрасное, мораль возводит человека к ʼʼценности добраʼʼ и т.п.

Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.

В заключение отметим, что общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. При этом общественное сознание и каждая из его форм имеют определœенную самостоятельность относительно общественного бытия, свою логику и особые закономерности своего развития. Это проявляется в:

а) преемственности, сохранении рационального, позитивного содержания старого в новом;

б) взаимном влиянии различных форм общественного сознания;

в) отставании или опережении форм сознания от общественного бытия;

г) активном обратном воздействии общественного сознания и его форм на общественное бытие (яркий пример тому - активное воздействие науки на развитие техники и технологии современного информационного общества).

Лекция 9: Сознание и язык. Проблема бессознательного

1. Язык как способ существования сознания.

2. Естественные и искусственные языки.

3. Роль языка в обществе и его основные функции.

4. Сознание и бессознательное.

Структура общественного сознания, его основные уровни и формы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структура общественного сознания, его основные уровни и формы" 2017, 2018.

Общественное сознаниеэто совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих их общественное бытие. Хотя общественное сознание зависит от общественного бытия, оно обладает относительной самостоятельностью, развивается по законам, отличным от законов развития общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что его развитие может опережать развитие общественного бытия или отставать от него. В первом случае общественное сознание способствует движению общества вперед, а во втором – тормозит его развитие.

Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку: способности, интересы, уровень и характер образования и т.п. Оно содержит также и то общее, что свойственно той социальной группе людей, к которой принадлежит этот человек (идеалы, ценности, оценки, общие правила поведения, принципы, установки и т.п.), – то, что усваивается человеком в процессе социализации. Это общее составляет ядро индивидуального сознания, определяя качество человека как социального существа. Другими словами, общественное сознание не имеет своего надличностного мозга, оно существует во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не сводится к их простой сумме.

Общественное сознание различается по уровням и формам.

Структура общественного сознания (его уровни):

Первый уровень общественного сознания - обыденное (повседневное, стихийное) созна­ние; оно основано на обыденном жизненно-практическом опыте человека, охватывает главным образом внешнюю сторону объекта, явления. В обыденном сознании представлены одновременно и здравый смысл, и предрассудки, верные и порой точные наблюдения и вымысел.

Второй уровень - теоретическое сознание; это рационализи­рованная, обоснованная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность.

И обыденное, и теоретическое сознание могут быть истинными или ложными. Оба они характеризуют субъективный аспект практической деятельности человека.

С точки зрения регуляции человеческого поведения в общественном сознании выделяют общественную психологию и идеологию . Общественная психология тесно связана с обыденным сознанием и охватывает массовидные психические процессы, при­сущие отдельным общностям: психический склад (социальный характер), психические состояния (апатия, стресс и т.п.) и пси­хические явления (паника, слух, мода и др.). Общественная пси­хология формируется в основном стихийно, но не исключается и ее целенаправленное планомерное формирование.

В отличие от общественной психологии, идеология является совокупностью теоретически обоснован­ных идей и взглядов тех или иных социальных групп. Идеология, в отличие от теоретического сознания, «заряжена» на определенную деятельность. Отражая социальную реальность с позиций интересов определенных классов и социальных групп, идеология содержит в себе программу действий по изменению (если реальность не отвечает интересам класса) или сохранению социальной реальности (если реальность отвечает интересам класса). Идеология – ценностное отображение социальной реальности, она формируется целенаправленно и имеет активную функциональную направленность, воздействует на мысли, чувства, поведение людей. Функции идеологии – интегративно-консолидирующая; организационно-мобилизующая; ценностно-мотивационная; легитимирующая.

Формы общественного сознания. Выделяют следующие формы общественного сознания :

Политическое сознание – совокупность взглядов, в которых отражаются политические отношения, т.е. отношения по поводу власти;

Правовое сознание – совокупность взглядов на систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных государством;

Нравственное сознание – совокупность представлений о моральных отношениях и соответствующих нормах и идеалах, оценивающих и регулирующих поведение людей (добро, зло, справедливость, долг, честь, совесть);

Художественное сознание – форма отражения природной и социальной реальности в виде художественных образов, представляющих органический сплав мыслей, чувств, оценок;

Научное сознание – форма отражения реальности в виде системы объективных знаний, раскрывающих закономерности мира.

Философское сознание – форма общественного сознания, выражающая рационально-критическое осознание человеком мира и своего отношения к нему;

Религиозное сознание – форма общественного сознания, основанная на вере в существование сверхъестественной реальности (Бога) и предполагающая определенные отношения человека к этой реальности.

В каждую историческую эпоху доминирующее зна­чение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма об­щественного сознания (в средние века, как известно, доминировала религия, в новое и новейшее время - политика и наука).

Важнейшие функции общественного сознания – познавательная, социально-пре­образующая, прогностическая, регулятивная, воспита­тельная. Все они взаимосвязаны друг с другом.

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК.

Мышление неразрывно связано с языком. Язык – материальный носитель сознания, в нем мышление выражает (объективирует, материализует) себя. Благодаря этой объективации произведенные мышлением знания, идеи, смыслы, ценности и идеалы могут закрепляться и сохраняться в культуре, транслироваться и развиваться. Язык – не только способ сохранения и пе­редачи информации , но и средство познания и общения . С помощью языка мы позна­ем объективный мир, получаем новое знание. Восприятие и познание осуществляются через призму языка. В языке существуют элементы, за­мещающие реальные объекты. Эти элементы играют роль пред­ставителей объектов познания в мышлении, являются знака­ми предметов, свойств или отношений. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Всякий язык содержит в себе определенную «концептуальную схему», задающую характер восприятия мира.

В силу этого язык можно определить как специфическую сложную развивающуюся знаковую систему, служащую для фиксации, хранения, обработки и пе­редачи информации, а также для обеспечения познания и коммуникации.

Таким образом, функции языка – экспрессивная (выражение мысли человека), сигнификативная (обозначение), коммуникативная (обеспечение общения между людьми), когнитивная (важнейшее средство познания), кумулятивная, или информационно-трансляционная (обеспечение сохранения, накопления и трансляции знаний).

Различают два вида языка: естественные и искусственные.

Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (национальные языки – русский, украинский, армянский и др.)

Искусственный язык специально создается человеком для каких-либо целей (азбука Морзе, эсперанто, языки математики, логики, языки программирования, химии и других наук).

В естественном языке знаками являются слова и словосоче­тания, в искусственном - те или иные символы. Один из важ­нейших аспектов языка - его семантика, а наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его пред­метное значение и смысл.

Предметное значение - это объект (отдельный предмет или некоторый класс предметов), представителем которого является знак.

Смысл знака - это такая совокупность признаков, которая позволяет выделить обозначаемый знаком объект из других объектов. Один и тот же знак может иметь несколько различных смыслов.

Мысль может быть выражена не только с помощью языко­вых знаков. Она может быть воплощена в том или ином художе­ственном образе, ей может соответствовать некоторый жест, ее можно выразить с помощью различных фигур танца и других неязыковых знаков.

Как видно из вышеизложенного, человеческое общество – сложная и развивающаяся система. На его функционирование и развитие влияет множество факторов. Какие из них являются определяющими? Субъективные – из сферы сознания, из сферы духовной жизни (идеи, взгляды) или объективные – из сферы материальной стороны жизни общества. Другими словами, «общественное бытие» или «общественное сознание» определяют исторический процесс.

Общественное бытие – это реальный процесс жизни людей, те отношения, которые складываются в обществе в процессе общественного производства. Это экономическая, материальная сторона жизни общества.

Общественное сознание – это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В этом понятии мы отвлекаемся от всего индивидуального, личностного и фиксируем только те чувства, взгляды, идеи, которые характерны для данного общества в целом, или для определенной социальной группы. Оно, как духовная сторона исторического процесса, выполняет две основные функции. Во-первых – отражает общественное бытие, по отношению к которому является вторичным. Во-вторых – оказывает активное обратное воздействие на общественное бытие.

Общественное сознание имеет определённую структуру, под которой понимается расчленённость сознания на составные элементы. Оно имеет два основных уровня: обыденный и теоретический (научный).

Обыденное сознание характерно для массового «житейского» общественного сознания. Как правило, оно отражает не сущность процессов и явлений, а их внешнее проявление. Складывается стихийно в процессе повседневной жизни, чаще содержит не само знание о мире, а лишь эмоциональную оценку действительности, то есть чувства и настроения людей, на основе которых вырабатываются соответствующие социальные установки и ценностные ориентиры.

Теоретическое сознание выступает как специально разработанное учение, теория. Оно не «скользит» по поверхности явлений действительности, а отражает их суть. Оно не бывает «нейтральным», а отражает позиции определённых слоёв общества, то есть выступает в виде идеологии.

Идеология – это целостная система идей и взглядов, отражающая материальные и духовные условия жизни людей, а также цели, направленные на укрепление или изменение существующих в обществе отношений. Её особенность – лозунговость, направленность на массовое сознание, когда фактор веры преобладает над фактором знания.

Другой сферой общественного сознания является общественная психология, которая представляет собой систему чувств, эмоций, убеждений, в которых отражаются материальные и духовные условия бытия людей. Определяющими в становлении общественной психологии выступают состояние экономики, культуры, образования, традиции, уровень жизни.

К основным формам общественного сознания относятся:

- политическое сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношение к власти социальных групп, партий, общества. Ключевая ценность – власть. Политическое сознание включает в себя политическую идеологию и психологию. Первое находит свое теоретическое выражение в Конституции, в программных заявлениях, лозунгах партий. Второе включает в себя чувства, настроения той или иной социальной группы, или общества в целом;

- правовое сознание – это система обязательных норм, правил поведения, выраженная в юридических законах. Это разнообразные чувства и понимание свободы, справедливости и несправедливости, прав и обязанностей в государстве. Ключевая ценность – закон;

- нравственное сознание включает в себя чувства, идеалы, интересы и взгляды людей, связанные с общественным благом, а также знание норм, правил поведения в обществе, обычаев и традиций, оценку поведения людей в общественном мнении.

Обыденное нравственное сознание или нравственность включает в себя

чувства и понимание долга, добра и зла, чести, достоинства, совести и

счастья. Нравственная идеология или этика выступает как теоретическое

выражение нравственных интересов, как учение о нравственностии нормах

поведения в обществе, то есть морали.

Ключевая ценность нравственности – добро, а морали – долг;

- эстетическое сознание это особые чувства, вкусы, интересы, представления,

идеалы и теории. Обыденный уровень включает в себя эстетические чувства,

обыденное понимание красоты. Теоретический уровень или эстетика – это

действительности. Ключевая ценность – красота;

- религиозное сознание – это социальные чувства, идеалы, интересы, взгляды, связанные с признанием потустороннего, сверхестественного мира.

В его основе лежит вера в сверхестественные силы и поклонение им.

Обыденный уровень – религия. Каждая из них включает в себя три элемента:

Мифологический, то есть веру в реальное существование сверхестественных

Эмоциональный, то есть религиозные чувства;

Нормативный, то есть требования по соблюдению религиозных обрядов.

Теоретический уровень – теология, то есть учение о Боге. Ключевая ценность

- святое.

С конца XIX века в общественном сознании всё больше и больше утверждаются общечеловеческие ценности – уважение к человеческой жизни и достоинству, к иному образу жизни и мысли, добродетельное отношение к людям и природе.

В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:

1. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внешней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины.

2. Общественная психология - эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируемое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфика и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и некоторых психических особенностях. Она - преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе.

3. Общественная идеология - концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.

Таким образом, общественная идеология - систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идеология - сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

В любом своем проявлении она по существу или формально, правильно или ложно, но всегда связана с потребностями всего общества, является выражением его целей, ценностей, идеалов, его программ, противоречий и путей их разрешения. Как таковая, общественная идеология всегда необходима, обязательна для любого общества - классового, неклассового, «открытого», «закрытого» и т.п. Она всегда была, есть и будет. Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и перспектив общественного развития.

В наши дни некоторые теоретики (и на Западе, и у нас) выступили с идеей конца идеологии («доидеологизация»). Это связывается ими или с «природной ложностью» идеологии, или с окончанием противостояния в мире капитализма и социализма, или с ее тоталитарно-классовым существом.


Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения:

1. По предмету отражения - наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем).

2. По формам (видам) отражения - наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство - в виде художественных образов.

3. По выполняемым функциям - искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука - познавательные, мораль - нравственные и т.п.

4. По общественной роли. Наука - «локомотив» прогресса, религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство - в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и т.п.

Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.

В заключение отметим, что общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. Однако общественное сознание и каждая из его форм имеют определенную самостоятельность относительно общественного бытия, свою логику и особые закономерности своего развития. Это проявляется в:

а) преемственности, сохранении рационального, позитивного содержания старого в новом;

б) взаимном влиянии различных форм общественного сознания;

в) отставании или опережении форм сознания от общественного бытия;

г) активном обратном воздействии общественного сознания и его форм на общественное бытие (яркий пример тому - активное воздействие науки на развитие техники и технологии современного информационного общества).

Лекция 9: Сознание и язык. Проблема бессознательного

1. Язык как способ существования сознания.

2. Естественные и искусственные языки.

3. Роль языка в обществе и его основные функции.

4. Сознание и бессознательное.

Тема: Общественное сознание: структура его уровни, формы и функции

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.38K | Скачано: 79 | Добавлен 12.01.11 в 08:33 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2009


Введение

Социальная философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Каждая фи-лософская система имеет стержневой, главный вопрос, раскры-тие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связан с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени - как возможно познание, для современного позитивизма - в чем суть «логики научного открытия» и т.д. Но существуют общие актуальные вопросы социальной фи-лософии. Среди них: «Что представляет собой общественное сознание как главный элемент духовной сферы общества, почему и за счет чего общество самостоятельно развивается?». Общество есть материально-идеальная реальность, совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., другими словами, того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает как составная часть общественного бытия. Сознание выступает необходимым атрибутом человеческой жизнедеятельности, и поэтому его проявления в обществе универсальны. Общественное сознание функционирует в самых разнообразных уровнях, формах, состояниях и видах.

Предмет работы - общественное сознание как главный элемент духовной сферы общества.

Цель - выяснить, какое значение для социальной философии имеет общественное сознание в духовной жизни общества.

Задачи моей работы:

Описать духовную реальность как составную часть и отражение общественного бытия;

Раскрыть структуру общественного сознания: его уровни, формы и функции;

Показать соотношение общественной психологии и идеологии в обществе.

1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия

Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Общественное сознание - совокупный продукт духовной деятельности общества, отражающий общественное бытие в форме духовно-практического освоения социальной действительности и в форме духовного освоения окружающего мира.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. Основные уровни индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие интеллекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

Общественное бытие и общественное сознание - это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества. В действительности же общественное сознание есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их общественное бытие. Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в «немецкой идеологии»: «… люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» . Марксизм показал, что взаимоотношения общественное бытие и общественное сознание сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и Госстрой, правовые и политические отношения и т. п. В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия. Методологическая роль общественного бытия в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас. Методологическая роль общественного сознания в том чтобы рассказать человеку о том как жить завтра. Поэтому общественное бытие - это базис для общественного сознания. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее.

2. Структура общественного сознания: его уровни, функции и формы.

Сознание структурно-организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Сознание также включает в себя и акт внимания . Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Чувства, эмоции, интуиция, цели, желания, память - также компоненты структуры сознания. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако, сознание - это не сумма составляющих его элементов, а их интегральное, сложноструктурированное целое.

Общественное сознание - это взгляды, представления, идеи, политические, юридические и др. теории, философия, мораль, религия и др.формы сознания.

Общественное сознание возникло одновременно с общественным бытием и в единстве с ним. Основная функция общественного сознания стоит в том, что оно может отражать бытие и активно способствовать его перестройке (через практическую деятельность людей).

Общественное сознание имеет сложную структуру. Его можно анализировать в гносеологическом аспекте, когда общественное сознание рассматривается главным образом по содержанию, как отражение действительности, и в социологическом , когда общественное сознание изучается в плане его социальной обусловленности, места, роли, функций в общественной жизни. Гносеологический аспект пока-зывает движение от действительности к сознанию, когда идеи выступают как результат познания; социологический, же аспект фиксирует внимание на переходе от сознания к действительности, на практической реализации идей,

Гносеологический аспект общественного сознания предпола-гает два уровня - обыденный и теоретический соответствующие двум уровням отражения действительности (критерий для их раз-граничения - степень проникновения в сущность явлений).

Обыденное сознание возникает как осознание человеком природной и общественной среды, повседневных нужд и потреб-ностей людей. Теоретическое же сознание пытается понять суть явлений, их закономерные связи и отношения. Оно существует в форме сис-темы идей, понятий и законов: теория - это систематизированное знание. На теоретическом уровне общественное сознание представлено главным образом наукой , а на обыденном - эм-пирическим знанием .

Социологический аспект общественного сознания позволяет выделить две сферы - общественную психологию и идеологию. Доминирующим в разграничении этих сфер является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, его роль в общественной жизни, связь с потребностями конкретных субъектов сознания (классов, наций, народов) и видами общест-венной деятельности.

Если к структуре общественного сознания подходить с точки зрения его носителей, то в нем следует различать общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание представляв собой совокупность общественно значимых, относительно устойчивых духовных образований данного общества; индивидуально же сознание есть отражение индивидуального бытия, духовный мир конкретной личности. Индивидуальное сознание нельзя непосредственно вывести из анализа закономерностей общественного развития. Его можно раскрыв лишь исходя из знания биографии, условий жизни, воспитания, учета всей системы влияний, которые испытал на себе индивид.

Формы общественного сознания философия, по-литика, право, нравственность, эстетическое сознание, религиоз-ное сознание и наука. Все, кроме философии, формы общест-венного сознания можно с некоторой долей условности разделить на два цикла. К первому относятся политика, право и этика — в их основе лежит единый смысловой стержень, связанный с выяснением различных модификаций исходного отношения между субъектами (это взаимоотношения между людьми — этика: между человеком и обществом — право; между различ-ными социальными группами, вплоть до целых государств,— политика). Ко второму циклу относятся эстетика, религия (или атеизм), а также наука. Общим стержнем здесь является исход-ное отношение «субъект — объект», то есть многообразные формы отражения человеческим сознанием его сложных взаимо-отношений с миром. Граница между указанными циклами условна, особенно между этическими и эстетическими катего-риями.

3. Соотношение общественной психологии и идеологии в обществе

Общественная психология - частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла.

Идеология - частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка социальной действительности.

Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должно рассматривать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание. И, наконец, структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурный анализ общественного сознания.

Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытнообщинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.

Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом “общественная”, ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие “идеология” в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь в виду, что понятие “идеология” употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону ценностного аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности “особо уполномоченных” данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.

Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания .

Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.

Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, введению к минимуму других.

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия “обыденное сознание” и “массовое сознание”. И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания (в первом случае нас интересует степень “онаученности” сознания, во втором же — степень его распространенности в обществе), до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему и могут быть определены как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально-психологическому. В особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировало и идеологизировано.

На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить закономерности психологического вызревания социальных революций, равно как и те психологические факторы, которые позволяют стабилизировать послереволюционное общество. Таким образом, переход к новым производственным отношениям (“выбор” их) определяется не только экономическим фактором (уровнем производительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот или иной уклад морально правомерен или осужден в глазах общества .

Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян, повышении значимости индивидуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Заключение

Главным элементом духовной сферы является общественное сознание, обладающее структурной целостностью. Оно не сумма индивидуальных сознаний, а те чувства и идеи, которые характерны для всего общества или для отдельной социальной группы. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание. Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют обыденно-практический - как общественную психологию и научно-теоретический - как идеологию уровни. Общественная психология складывается в результате целостно-непосредственных воздействий общественной жизни и прямо зависит от реального положения дел в обществе, от теоретического сознания, идеологического воздействия. Выделяют виды общественного сознания - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Выделяют формы общественного сознания - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д.

Источниками развития общества являются противоречия между: общественным бытием и общественным сознанием, общественной психологией и идеологией, между личностью и обществом, обществом и природой, городом и селом, бедными и богатыми, в экономике - между производителем и потребителем и т. д.

Список литературы

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). С.442-443.

2. Социальная философия. Учебное пособие /П.В.Алексеев - ТК Велби, 2004-С.74,79,83.

3. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С.392.

4. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Кохановский В.П. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. С.307.

5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 413 с.

Сообщите об этом нам.

Выбор редакции
Ну что товарищи танкисты дождались, действующий бонус-код который можно вводить как тем, кто давно не играл или нагибает каждый день. При...

Попробуем вместе разучить некоторые основные движения польки, которые используются во многих бальных и народных танцах. Этот танец часто...

Елена Логвинова Паспорт логопедического кабинета ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ Влажная уборка кабинета производится 5...

Ы нас будешь дарить - мы будем хвалить, а не будешь дарить - мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!Маленький мальчик сел на...
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...
Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...
Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...
01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...