Чувственное и рациональное познание, их формы, роль и взаимосвязь. Интуиция как путь познания мира


Чувственное отражение. Познание человеком мира начинается с чувственного контакта с ним, с «живого созерцания». Под «живым созерцанием» понимают чувственное отражение действительности в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Все эти формы, как и познание в целом, обобщены и обусловлены практикой, и потому не могут быть сведены, как это делалось метафизическим созерцательным материализмом, к пассивной чувственности изолированного индивида.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений вследствие их непосредственного влияния на органы чувств человека. Ощущение - это те каналы, которые связывают субъект с внешним миром. Но, будучи результатом непосредственного влияния лишь отдельных свойств и сторон объектов, ощущение хотя и есть источником познания, вместе с тем не дает целостную характеристику действительности, а лишь одностороннюю ее картину. Более сложной формой отражения есть восприятие.

Восприятие - это чувственное отражение предметов и явлений действительности в совокупности присущих им свойств при непосредственном действии их на органы чувств человека. Восприятие - это целостный, многоаспектный, чувственный образ действительности, который возникает на основе ощущений, но не является их механической суммой. Это качественно новая форма чувствительного отражения действительности, которая выполняет две взаимосвязанные функции: познавательную и регулятивную. Познавательная функция раскрывает свойства и структуру объектов, а регулятивная - направляет практическую деятельность субъекта согласно этим свойствам объектов. Восприятие имеет активный характер.

Представление - это чувственный образ, форма чувственного отражения, которая воссоздает свойства действительности по отраженным в памяти следам предметов, которые ранее воспринимались субъектом.

Представление - это чувственный образ предмета, который уже не действует на органы чувств человека; это обобщенный образ действительности. Представление делится на образы памяти и образы воображения. С помощью образов воображения создается картина будущего.

Чувственное отражение, как уже отмечалось, является источником любого знания о действительности. Тем не менее, выделение чувственного познания как начального этапа познания имеет смысл лишь в том случае, когда решается вопрос об источнике наших знаний о действительности. Вообще же чувственное отражение лишь в том случае принимает статус знания, когда оно функционирует в органическом единстве с деятельностью мышления, подчиненное его категориальному аппарату, направляется ним и подтверждается практикой, содержит в каждой из своих форм человеческий смысл и значение.

Рациональное познание. Чувственное отражение и его основные формы, хотя и являются необходимой стороной познания, ограничены в своих возможностях давать истинное знание. Поэтому знание о действительности, которой она является, независимо от субъекта, достигается дальнейшим развитием форм познания, которые выводят за границы непосредственной чувственности. Такой высшей сферой в сравнении с чувственным отражением, качественно новым уровнем отражения действительности является рациональное познание, деятельность мышления.

Мышление - это процесс активного, целенаправленного, обобщенного, существенного и системного воспроизведения действительности и решения проблем ее творческого преобразования в таких логических формах, как понятие, суждение, умозаключение, категории.

Понятие - это форма рационального познания, в которой отражается сущность объекта и дается его всестороннее пояснение. Понятие как знание сущности, знание об общем и закономерном формируется, в конце концов, на основе практики, поскольку именно в процессе практики субъект может определить существенные и несущественные стороны действительности. Изменение понятий является результатом изменения наших знаний о действительности или самой действительности, которая отражается в понятиях. Если новые знания не укладываются в рамки старых понятий, то происходит изменение понятий, уточнение их содержания или создания новых.

Суждение - это логическая форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-то относительно объекта познания. В суждениях выражается связь между понятиями, раскрывается их содержание, дается определение. По сути дела, связь между понятиями выражается в суждениях, а сами понятия являются следствием деятельности мышления в форме суждений, системы их.

Умозаключение - это логический процесс, в ходе которого из нескольких суждений на основании закономерных, существенных и необходимых связей выводится новое суждение, которое своим содержанием имеет новое знание о действительности.

По характеру получения новых знаний умозаключения разделяются на такие основные виды:

· индуктивные - движение мысли от суждений менее общего характера к более общим;

· дедуктивные - движение мысли от суждений более общего характера к менее общим;

· умозаключения по аналогии, - в ходе которых на основании сходства или отличия некоторых точно выявленных свойств ряда объектов приходят к выводу о сходстве или отличии иных свойств этих объектов.

Рациональное и чувственное - это диалектически взаимосвязанные стороны единого познавательного процесса, которые лишь в единстве могут давать адекватную картину действительности.

Творческое воображение. Воображение - это специфический сплав чувственного и рационального в познании, где чувственность служит основой, материалом для создания образов воображения, а мышление играет программирующую роль, дает возможность логически "достроить" целостный и общий образ действительности.

Познание, давая адекватное отражение действительности, тоже должно быть творческим процессом. Пути реализации познавательного творчества многогранны. Познавательное творчество реализуется как в процессе формирования знаний, так и в процессе его теоретической интерпретации, в выявлении и осмыслении его сущности, сферы применения и значимости, а также в практическом использовании.

Интуиция - это способность непосредственного постижения истины, такая форма познания, когда из-за неосознанных в данный момент времени признаков и, не сознавая дороги движения собственной мысли, субъект получает новое объективно истинное знание о действительности. Интуиция - это кульминационный момент творческого процесса, когда все элементы познавательной проблемы, которые были до этого в отделенном состоянии, объединяются в единую систему. Основные характеристики интуиции при исследовании: непосредственность, неожиданность, неосознанность путей получения новых знаний. Однако изучение творчества выдающихся ученых доказывает, что интуиция - это не внезапное проникновение в сущность явлений путем мгновенного "озарения", как считают представители иррационализма, не полная неожиданность, а явление закономерное, зависящее от полноты логического анализа проблемы. Внезапность интуитивного вывода связана с такой характеристикой интуиции, как мгновенный учет великого множества данных и факторов ситуации. Эта внезапность есть результат синтетической деятельности мышления, внутренние процессы которой не осознаются субъектом, поскольку отсутствует видимая связь результата с предыдущей интеллектуальной деятельностью. Путем интуиции осуществляется переход от постепенных количественных изменений в выяснении и осмыслении познавательной проблемы к результативному ее решению. Внезапность и неожиданность знаний, полученных путем интуиции, является таким лишь по отношению к ожидаемым результатам. Вместе с тем оно есть целиком «ожидаемым», «таким, что отвечает чаяниям» относительно общественно-исторических законов развития познания и практики.

Интуитивное открытие не является и непосредственным знанием, оно лишь имеет такой вид, поскольку достигается в основном в сфере подсознательной психической деятельности субъекта. На самом деле интуиция всегда опосредована всем сложным ходом предыдущих познавательныхпроцессов, которые были направлены на решение данной проблемы. Интуитивные открытия становятся возможными лишь тогда, когда ученый обработал определенный фактический и теоретический материал.

Пояснение и соображение. Интуицию нужно рассматривать в единстве с логическими способами и формами познания. В сложнейших логических доказательствах всегда вплетена интуиция, которая выступает элементом, объединяющим всю цепь доказательств в целостность, являясь необходимым элементом осмысления и соображения.

Соображение - это процесс и результат духовно-практического и познавательного освоения действительности, когда внешние объекты привлекаются к осмыслению человеческой деятельности, выступают ее предметным содержанием. Соображение - это форма освоения действительности, что раскрывает и воссоздает содержание объекта. Все это невозможно осуществить исключительно способами рационального познания. Здесь человек использует все формы познания, в том числе и интуицию.

Пояснение - это раскрытие сущности предметов и явлений путем выяснения причин их возникновения и существования, наличие законов их функционирования и развития. Наиболее развитой формой пояснения есть научное объяснение, которое основывается на осмыслении теоретических законов возникновения, функционирования и развития объектов. Пояснение - это важный стимул развития познания, его категориального и концептуального аппарата, а также основа разработки критериев и оценок адекватности знания. Любое пояснение строится на основе того или иного соображения действительности, которое характеризует целостность знания, его осмысленность и определенную оценку. Соображение - это, прежде всего осмысление знания, проявление и реконструкция его смысла, а также оценка через общественно значимые ценности человеческой жизнедеятельности и культуры. Теоретическое освоение действительности предусматривает не только получение знания о мире, а и понимание этого мира.

Знание, пояснение и соображение - это необходимые моменты взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью которых он накапливает определенную информацию об объектах, которые включены в общественную практику. Но такое накопление предусматривает также периодическое упорядочение и переосмысление знаний, что ведет к углублению понимания мира.

Мышление, кроме логических законов, которые выражают абсолютно точные и строго определенные связи между высказываниями и их элементами, опирается и на определенные принципы вероятного регулирования, что хоть и не гарантирует безошибочного решения проблем, все же обеспечивает движение научного поиска в надлежащем направлении. В процессе научного исследования субъект вынужден прерывать постепенное логическое соображение интуитивными прыжками. Логика и интуиция - это два взаимообусловленных механизма научного творчества, которые дополняют друг друга и не существуют изолированно друг от друга.

Знание человека первоначально существует в виде определенных образов сознания. Но эти образы неодинаковы по характеру своего формирования и по способам движения, имеют свою специфику. И следовательно возникает вопрос о том, как складывается структура знания.

В философских системах Нового времени выделялось две формы знания: чувственное и рациональное (и соответственно им философские направления, отдающие приоритет одному, или другому - эмпиризм и рационализм, от лат. empirio - опыт, и лат. ratio - разум, основание). Эти формы знания зачастую рассматривались как два последовательных этапа его формирования.

С точки зрения эмпиризма, материализма - исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание ("нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах", Локк). Оно непосредственно включено в материально - чувственную деятельность людей и связано с непосредственными контактами человека с внешним миром.

Самой простой, элементарной формой чувственного познания является ощущение. Ощущение возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Материальное воздействие той или иной вещи, порождая материальную реакцию организма, одновременно преобразуется в новое, не свойственное самому предмету качество - его субъективный образ. Таким образом ощущение является субъективным идеальным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. Именно через ощущение человек получает всю первичную информацию об объективном мире.

Ощущение - это чувственный образ отдельных сторон, процессов, явления объективного мира. В силу активной деятельности человеческого сознания образы ощущения, поступая в человеческий мозг, подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия.

Восприятие - это целостный чувственный образ предметов, процессов данных посредством наблюдения. Восприятие зарождается и существует в сознании как форма активного синтеза разнообразных проявлений предметов и процессов, которая неразрывно связана с другими актами познавательной деятельности. Именно поэтому процесс восприятия носит активный и творческий характер.

Целостные чувственные образы восприятия в результате интенсивного взаимодействия человека с окружающей средой накапливаются в его сознании Накопление и сохранение этих образов в сознании человека осуществляется через память. Не случайно философы и психологи называют память "кладовой образов". Благодаря памяти мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан. В этом случае функционирует более сложная форма чувственного познания - представление. Представление - это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти

Ощущения, восприятия и представления в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы формирования образов чувственного отражения действительности. Но в реальном процессе познания они действуют взаимосвязано, воздействуя друг на друга и испытывая воздействия рациональных форм познания, логического мышления.

Рациональное познание, логическое мышление рассматривается как второй, более высокий уровень познания (в рационализме оно может предшествовать чувственному познанию, напр., в форме "врождённых идей" - форм, чисел, высших ценностей; к формуле эмпиризма "нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах", рационалист Лейбниц добавляет: "кроме самого разума"). Мышление - это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание. Сторонники диалектического материализма дают такое определение мышления. Мышление - это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности.

Мышление осуществляется в трех основных формах: понятия, суждения и умозаключения. Понятие - это форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. Понятие и преставление сближает то, что их содержание носит обобщенный и опосредованный характер. Но между ними имеются и различия. Представление дает наглядный образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. В представлении отражены общие признаки объектов, в понятии же уровень обобщения доведен до выделения существенного.

Понятия возникают и существуют в сознании человека в определенной связи, в виде суждений. Мысли о чем-то понятиями - это значит судить о нем, выявлять его определенные связи и отношения. Суждение - это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо - о чем-либо.

К тому или иному суждению человек может прийти либо путем непосредственного наблюдения какого-либо факта или опосредованно с помощью умозаключения. Умозаключение - это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением или следствием. Например, из двух суждений - "все элементарные частицы имеют массу" и "X - вновь открытая элементарная частица" - логически вытекает вывод, что "X обладает массой".

Диалектический материализм, выделяя чувственное и рациональное как две ступени познания, не противопоставляет их друг другу. Его представители (Маркс, Энгельс) утверждают, что эти ступени находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Отсюда они черпают исходный материал. В свою очередь, на уровне человеческого сознания чувственное познание находится под воздействием рационального познания. Ощущения, восприятия, представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.

Философия выделяет два различных вида: чувственное и рациональное. Первый вид связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слух, осязание). Второй подразумевает работу разума – абстрактно-понятийное мышление человека.

Осн формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

    ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.

    восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиб важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность.

    представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.

Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Осн формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.

    понятие – мысленное образование, в кот обобщаются предметы некоторого класса по опред совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.

    суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.

    умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.

    гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию.

    теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Т.о., в процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная и рациональная. Конечный результат – истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.

Сенсуализм и рационализм. Сенсуализм (представители – Локк, Гоббс, Беркли) утверждает:

    нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах. Разум непосредственно с внешним миром не связан.

    Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию

    Роль мышления закл лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен

    В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме.

    Управление предметной деятельностью человека корректируются только с пом органов чувств.

    Установление истинности знания требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью, поэтому не может быть осуществлено внутри мышления, такого контакта не имеющего.

Рационализм (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали:

    Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного. Только мышление может преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое.

    Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают.

    Чувства нас нередко обманывают.

    Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, кот недоступны нашим органам чувств.

    Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности.

    Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом.

Мы нередко говорим: доказывать нечто не могу, но интуитивно полагаю, что это так. Иными словами, я в данном случае делаю вывод, минуя промежуточно-логические аргументы в его пользу.

Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют - интуицией.

Интуицию порой трактовали как нечто таинственное и чуть ли не сверхъестественное. Прежде всего интуиция - функция основательного овладения предметом. Яблоко должно было упасть именно на голову Ньютона, чтобы этот факт (если он был) привел к великому открытию.

Второй момент: интуиция, как правило, связана с длительной предварительной работой над проблемой, часто она имеет место тогда, когда, казалось бы, все логические резервы поиска исчерпаны.

Третье: по-видимому, в механизме интуиции немалую роль играет бессознательное, на уровне которого, так сказать, "застревают" отдельные звенья логической цепи.

Четвертое: определенную роль в интуитивном прорыве играет наличие "подсказки". Так, наблюдение паутины между ветками дало толчок для рождения идеи подвесного моста.

Интуиция обычно определяется как "знание, полученное без понимания того, как мы его приобретаем", как "знание, которое окружено ореолом "правильности", но не имеет ясно артикулируемых причин своего возникновения".

При описании свойств интуиции характерно указание на ее отличие от аналитического, логического способа познания. Другое свойство интуиции, которое выделяют большинство авторов, - неосознаваемость процесса возникновения интуиции. Возникшая интуиция обычно проявляется посредством таких феноменов, как догадка, предчувствие, внутреннее чутье. Еще одним часто выделяемым свойством является связь интуиции с накопленным опытом, как осознаваемым, так и неосознаваемым.

В качестве точки отсчета для дальнейшей классификации большого поля явлений, связывающихся с интуицией, автор предлагает следующее определение интуиции.

Интуиция - это знание, возникающее в неопределенной ситуации, субъективно воспринимаемое как догадка, предчувствие, внутреннее чутье, наличие которого осознается. Процесс возникновения интуитивной догадки не осознается и причины получения или доказательства ее правильности неверифицируемы.

В основе приведенного определения лежат следующие базовые измерения, которые помогут в дальнейшем соотнести интуицию с другими связанными с ней явлениями и отличить ее от них.

    Интуиция представляет собой знание, возможными проявлениями которого являются чувство и действие.

    Интуиция представляет собой некоторое ситуативно возникающее знание.

    В интуиции присутствует аффективный компонент, а именно, субъективные указатели на значимость интуитивного результата, его "правильность", такие как предчувствие, догадка, чутье.

    Интуиция имеет дело с воспринимаемой неопределенностью, неочевидностью, новизной ситуации, в отличие от воспринимаемой определенности ситуации при использовании ментальных упрощений.

Принято выделять два уровня познания - чувственный и рациональный.

Чувственное познание - это познание, осуществляемое при помощи органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса).

Формы чувственного познания:

Ощущение - отражение отдельных сторон и признаков объекта (например, цвета, твердости, запаха);

восприятие - отражение целостного объекта (например, яблока);

представление - воспроизведение чувственного образа объекта в памяти. В отличие от ощущения и восприятия, представление является обобщенным образом; непосредственная связь с конкретным объектом здесь уже утеряна. Поэтому могут возникать представления, в которых комбинируются свойства разных объектов (например, кентавр, сфинкс).

Всякое чувственное восприятие есть субъективный образ познаваемого объекта. Такой образ представляет собой изображение предмета, вместе с тем он несет в себе знаковые компоненты (почувствовав аромат розы, человек может представить себе как она выглядит, вскользь увидев знакомого, он узнает его по жесту, походке и т.п.). Чувственно воспринимая мир, человек опирается на ранее накопленные знания, оценки, предпочтения. Полнота чувственного восприятия зависит и от практики (например, художник может различать больше оттенков цвета, чем человек, профессионально не связанный с художественной деятельностью).

Но может ли человек в едином акте восприятия отобразить вещь во всем многообразии ее связей и закономерностей? Это невозможно, хотя бы потому, что не все эти связи - явные. Чтобы познать существенные, закономерные, необходимые связи, необходимо отвлечься, то есть абстрагироваться, от многочисленных сторон и особенностей чувственно воспринимаемых объектов. Это отвлечение, обобщение, постижение сущности осуществляется на рациональном уровне познания.

Рациональное познание - это познание, осуществляемое с помощью разума, мышления. Существуют три формы рационального познания:

понятие - фиксирует общие, существенные свойства определенного класса объектов (например, понятия дома, реки);

суждение - утверждение или отрицание чего-либо, осуществляемое посредством связи понятий (например, дом не построен; река впадает в море);

умозаключение - логический вывод на основании двух или более суждений (например, у всех домов есть крыша, это - дом, следовательно, у него есть крыша).

В истории философии вопрос о преобладающем значении чувственного или же рацио­нального в познании обсуждался очень широко. Это получило отражение в формировании особых подходов - сенсуализма и рационализма. В настоящее время считается, что: - чувственные восприятия непосредственно связывают человека с реальностью, с по­знаваемыми объектами;

Поэтому чувственное познание выступает как основа рационального, оно дает ту исходную информацию о мире, которая далее обрабатывается на рациональном уровне;

Рациональное мышление позволяет абстрагироваться, отвлечься от конкретных особенностей вещей, проникнуть в их суть, открыть законы;

Благодаря этому чувственные восприятия переосмысливаются на основе рациональных знаний. (Например, человек наблюдает восход Солнца, то есть видит, как оно поднимается из-за горизонта, движется по небу над Землей; между тем он знает, что на самом деле Земля движется вокруг Солнца).

Таким образом, чувственное и рациональное в реальном познавательном процессе не­разрывно взаимосвязаны.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

- элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

- отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

Рациональное познание

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие « » не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Основные направления в теории познания

В теории познания не существует единого мнения по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании — чувствам или разуму.

Сенсуализм

Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе , а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «Золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «Все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

Рационализм

Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.

Например, опыт подтверждает, что брошенный камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуется оптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем.

Скептицизм

Скептицизм выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности познания мира, но сомневается в том, что это возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Персидский поэт Омар Хайям (1048-1122) писал о мире так:

  • Все. что видишь ты. — видимость только одна,
  • Только форма — а суть никому не видна.
  • Смысл этих картинок понять не пытайся -
  • Сядь спокойно в сторонку и выпей вина.

Основы для скептической аргументации были предложены еще философами Древней Греции:

  • чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения, напри мер то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;
  • чувствам нельзя доверять также из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас, например преломление образа предмета на границе воздушной и водной сред создает обман зрения;
  • нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности; следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.

Агностицизм

В агностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма — , согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.

Современная наука придерживается оптимистического взгляда на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, хотя абсолютная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней.

Что же считается первичным в процессе — чувства или разум? Хотя сенсуализм и рационализм противоречат друг другу, их обычно принято рассматривать как дополняющие друг друга направления, составляющие единство. В гаком ракурсе вопрос о первичности чувств или разума в познании снимается, и они могут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира.

Выбор редакции
Определение слова квашение подразумевает под собой биохимический способ консервирования . Базой для него является образование...

Думаю, драники любят многие из нас. Предлагаю приготовить драники с мясом в горшочке. Вкусное, сытное блюдо отлично подойдёт к обеденному...

Тот, кто первым сообразил приготовить окрошку на майонезе, видимо, был страстным любителем салата «Оливье». Потому что окрошка на...

Оладьи наряду с блинами одни из самых любимых и востребованных блюд. Что может быть лучше пышных, ароматных, невероятно вкусных...
Гречка с мясом - блюдо простое, незамысловатое и недорогое, но зато очень вкусное и питательное. Мясо можно брать абсолютно любое,...
Нежный и воздушный банановый крем для торта подойдет не только для прослойки коржей, но и к другим кондитерским изделиям – эклерам,...
В последнее время стали очень популярными все изделия из лаваша: пироги, бурито, запеканки, шаурма. Их с удовольствием едят взрослые и...
А какой я для вас приготовила рецепт — . Никогда бы не подумала, что бананы сочетаются с мясом. Приготовила и была безумно удивлена –...
Яйца разбить в отдельную емкость и слегка взбить венчиком. В процессе взбивания необходимо постепенно всыпать сахар, затем муку, медленно...