Огюст Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари. Актриса жанна самари на полотнах ренуара и на фотографиях У картины есть один секрет



Огюст Ренуар познакомился с Жанной Самари, когда ей едва исполнилось двадцать лет. Только что с успехом прошел дебют этой актрисы на сцене одного из самых популярных театров Парижа, «Комеди Франсез», и ее имя не сходило с уст строгих ценителей актерской игры и женской красоты. Например, шалун Александр Дюма-сын сказал однажды мадемуазель Самари: «Ну и глазищи же у вас, Жанна! Так и подмывает их выколоть!»

Ренуар был тоже очарован ею. Жанна поразила его красотой, которую он искал всю свою жизнь… Не удивительно, что художник искренне обрадовался, когда к нему в мастерскую пришли родители Жанны и попросили написать портрет дочери: «Если вам нужна модель… Жанна так вами восхищается».

Большой парадный портрет Жанны Самари, который находится сейчас в Эрмитаже, был написан не сразу. Сначала художник выполнил этюд к нему. Эта работа 1877 года, хранящаяся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, настолько совершенна по исполнению, что может считаться самостоятельной и к тому же великолепной работой Ренуара.

Жанна жила на улице Фрошо, неподалеку от мастерской. Каждый день после полудня мастер отправлялся к ней, и артистка по два часа позировала ему. «Что за кожа!.. - восхищался Огюст. - Право, она все освещает вокруг… Настоящий солнечный луч». Перенося на холст ее живые черты, он старался передать не только внешнее сходство, но и ощущение собственного восторга. Позже Жанна рассказывала: Ренуар до такой степени всегда спешил приступить к работе, что порой забывал даже поздороваться. Во время работы над портретом он часто посещал спектакли «Комеди Франсез» - ему необходимо было наблюдать Жанну и в естественной домашней обстановке, и при свете рампы.

Для написания большого портрета он приглашал актрису в ателье на улицу Сен-Жорж.

«Она приходила к художнику рано утром и надевала розовое платье, в котором позировала и которое не заглушало розового тона ее щек и белизны лица, - рассказывает друг Ренуара Жорж Ривьер. «Луч солнца», - говорил Ренуар. Ее радостный смех, ее очаровательный детский характер, ее милые шутки, все в ней привлекало Ренуара, который никогда не делал портрета с большим удовольствием, чем этот».

С этой знаменитой картиной, отправленной художником на выставку, произошло непредвиденное: один из служащих зачем-то покрыл еще свежую живопись Ренуара слоем лака, отчего краски потекли. Художнику пришлось за несколько часов переписать весь огромный холст.

Долгое время этюд к большому портрету находился у мужа Жанны П. Лагарда, потом попал к знаменитому торговцу картинами Дюран-Рюэлю и, наконец, был куплен известным русским коллекционером И. А. Морозовым. В 1904 году картину привезли в Россию, и с тех пор она покидает Москву лишь на время больших международных выставок.

Портрет Самари писатель и художник Луи Леруа оценил следующим образом: «…Приятная неопределенность в исполнении, неподдельная примитивность рисунка и небольшие зеленоватые оттенки на полной груди прекрасной дамы долго держали меня в плену! В богатое впечатлениями блюдо из красок одновременно входят ваниль, красный крыжовник и фисташки: этот портрет можно есть ложкой!»

Картины импрессионистов, к которым принадлежал О. Ренуар, нужно смотреть с определенного расстояния. Тогда-то и происходит чудо: мазки сливаются и дают тот образ, которого добивался художник. В портрете молоденькой актрисы Ренуар хотел передать свое первое впечатление от ее цветущей красоты и выразил его в звонком звучании зеленых, розовых, голубых тонов. Именно светлые краски юности восхитили Ренуара - синие сияющие глаза Самари, пунцовый рот, золотисто-рыжие волосы, нежный румянец.

«Я думаю, не так уж много наберется в мировой живописи портретов, где так естественно сочетается мысль и чувство, румянец женщины и обаяние человеческого разума, - пишет искусствовед Леонид Волынский. - Кажется, вот-вот улыбнется и заговорит эта синеглазая и рыжеволосая женщина, так умно и доброжелательно глядящая на вас, подперев щеку рукой».

Многое могло измениться в жизни Ренуара с появлением этой юной актрисы, но изменений так и не последовало. Прелестная голубизна глаз, шаловливая улыбка, свежее, как цветок, лицо… Модель, судя по всему, была влюблена в художника.

«Но, - сожалеюще утверждала Жанна, - Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти». «Их глазами смотрит на вас сама душа Франции», - подчеркивает Л. Волынский, размышляя о женских портретах Ренуара.

Сам же Огюст говаривал: «Мне жаль мужчин - покорителей женщин. Тяжкое у них ремесло! День и ночь на посту. Я знавал художников, не создавших ничего достойного внимания: вместо того чтобы писать женщин, они их соблазняли».

Он пошел по другому пути, создав великолепные портреты Жанны Самари. Перед нами не великая, а только начинающая, окрыленная удачей актриса и очаровательная молодая женщина.

К сожалению, ее судьба, сулившая столько радужных надежд, оказалась несчастливой: Самари умерла в тридцать два года от брюшного тифа.

«Я смотрю на портрет Жанны Самари, как я смотрел бы на портрет моей умершей сестры», - признавался Жан Ренуар.

Текст Е. Н. Обойминой и О. В. Татьковой из биографического справочника "Знаменитые женщины", ИД "Равновесие"

В декабре 1919 года в небольшом доме, расположенном на склоне горы Колетт, умирал французский художник Огюст Ренуар. Его скованное параличом и подагрой тело уже не способно было удерживать жизнь, жестокий ревматизм превратил его руки в нечто подобное крючьям или птичьим лапам.

Но и в последнем проблеске сознания, в своих последних желаниях этот человек оставался верен себе: он попросил карандаш, чтобы набросать вазу, потому что, всю жизнь создавая прекрасное, хотел создавать его и в свои последние минуты.

Человечность искусства Огюста Ренуара осталась запечатленной в солнечных красках, в соблазнительном обаянии юных парижанок, в веселом многоцветий монмартрского карнавала, шумных пикниках и танцах, в жемчужной теплоте обнаженного женского тела.

Создавая свой идеал женской красоты, О. Ренуар искал его черты не в утонченных дамах из аристократического общества, он предпочитал им горничных, модисток и кухарок. Для него современник (а точнее, современница) всегда были увлекательной сферой художественного впечатления, но в этих, казалось бы, мимолетных впечатлениях он увидел праздник быстротекущей жизни и сияющую радость ее счастливых мгновений.

О. Ренуара причисляют к импрессионистам, но импрессионистический период начинается у него приблизительно с 1875 года, когда он писал сцены из жизни парижских предместий, ресторанов и общественных балов. И хотя художник в разработке света и красок решал те же задачи, что К. Моне и Э. Мане, он очень отличается от этих идеологов импрессионизма. О. Ренуар писал танцующих модисток и завтракающих лодочников вовсе не для того, чтобы «изображать современную жизнь», как декларировала литература того времени. О. Ренуар писал то, что ему было близко, не испытывая никакой склонности к историческим и мифологическим сюжетам. Он был современен без провозглашения какой-либо программы. Точно так же, как он делал тени голубыми, а кожу на солнце золотисто-розовой (находя, что именно таким путем можно верно передать впечатление), он привнес вкусовое начало, которое часто изменяло саму действительность, уничтожая то, что ему казалось неподходящим. Сам О. Ренуар никогда не причислял себя к импрессионистам и решительно отвергал основной принцип К. Моне: необходимость точной передачи натуры.

Художник не писал действительность, какая она есть на самом деле, а черпал из нее только то, что было ему нужно. Сам он говорил: «У природы не научишься искусству. С природой каждый обращается как хочет и неизбежно приходит к самому себе. Я делаю то же». Поэтому силой волшебной кисти О. Ренуара грошовые платья девушек из предместья и грубые куртки клерков на его картинах превращались в поистине феерические костюмы.

Ранним портретам О. Ренуара было присуще одно общее качество: художник не изолировал свою модель от окружающего мира. Напротив, через ощущение среды, ее гармонического равновесия и физической материальности художник видел человека, который для него является частицей солнечного восприятия мира.

На Третьей выставке импрессионистов О. Ренуар показал 22 свои работы, среди которых был и его шедевр 1870-х годов — этюд к большому портрету французской актрисы Жанны Самари. С известной французской артисткой театра «Комеди Франсез» художник познакомился в 1876 году в доме писателя Альфонса Доде. О. Ренуар признавался, что едва ли видел актрису на сцене. Но он написал ее портрет, и вряд ли найдется в мировой живописи много портретов, где бы так естественно сочетались мысль и чувство, румянец жизни и обаяние человеческого разума.

А этюд к портрету был создан в те счастливые минуты, когда вдохновленный моделью художник, не ограниченный необходимостью угождать вкусам заказчика, работал в полном согласии с собой. Он любил рисовать детей и женщин, в них острее чувствовал цветение красоты и молодости жизни.

На картине Жанна Самари изображена в естественной позе, обращенной к зрителю, однако в ее внутреннем состоянии есть и некоторая отрешенность: женственно-прекрасная и обаятельная, она — здесь, перед нами, и в то же время словно чуть-чуть отдалена от нас.

Самый сильный цветовой акцент в картине — розовый фон — определяет общее состояние всего портрета. Это скорее общая среда, из которой постепенно возникают очертания фигуры. Белый холст, просвечивая через тонкий красочный слой, придает розовому цвету особую светоносность и подвижность.

На розовом фоне горят золотистые волосы Жанны Самари, подвижные мазки кисти художника намечают ее плечи; уплотняясь, они отчетливо лепят форму руки с золотым браслетом, которой актриса слегка подпирает голову.

И, наконец, последний акцент — четко прорисованные глаза и губы Жанны Самари. Они будто рождаются из розового цвета, который становится частью ее существа. Образ как бы рождается на глазах зрителя, переходит от общего состояния, определяемого розовой средой фона, к частному, конкретному — к красоте руки и женственности мягкого взгляда… В результате этого наше восприятие картины приобретает оттенок некой интимной непосредственности.

Огюст Ренуар написал несколько эскизов к портрету этой актрисы, а сам портрет (в полный рост) создан в 1878 году. Он послал его на Салон 1879 года и сам потом восхищался чудом, что это произведение сохранилось. Посыльный, который должен был просто перенести эту картину, увидел, что она не покрыта лаком. Огюст Ренуар не покрыл портрет лаком, потому что краски были еще совсем свежие, а посыльный подумал, что художник сделал это из экономии. Он решил облагодетельствовать художника и остатками лака от другой картины покрыл «Портрет Жанны Самари». В какие-то полдня О. Ренуару пришлось переписать всю вещь.

В нем (так же, как и в этюдах) художник создал полный жизни и тепла, грациозный и обаятельный облик Жанны Самари. Уже с самых первых своих работ О. Ренуар отказался от рабской привязанности к рисунку, никогда не делал строго замкнутого контура, чтобы потом заполнить его краской. Он всегда рисовал только кистью, выделяя форму в процессе работы, как скульптор. Поэтому известный художественный критик Моклэр так писал о портрете Жанны Самари: «Там, где ученик Академии написал бы корректное платье, пригодное служить моделью для портнихи, Ренуар создает поэму из шелковистых мелочей, воспринятых чутким и пылким глазом художника и гармонирующих с самим образом привлекательной белокурой актрисы».

Среди знаменитых художников мира встречаются имена, упоминание которых сразу вызывает душевную радость. «Есть художники, — пишет М. Лебедянский, — которых многие знают, их творчеству посвящены монографии, книги, научные статьи. А есть художники, которых просто любят. О них тоже пишут, но предпочитают издавать репродукции их произведений, чтобы без сложных комментариев и специальных пояснений читатели и зрители сами могли любоваться их работами». К числу таких художников принадлежит и «живописец радости» — Огюст Ренуар.

Ренуар достаточно быстро освоил жанр пейзажа. Но главным в его творчестве был портрет. Свой путь в искусстве художник начал с изображения лиц. Напомним, что вначале Ренуару пришлось зарабатывать на жизнь именно рисованием. Художник был старшим в многодетной семье и его достаточно рано отдали на фарфоровую фабрику, где он преуспел, рисуя профиль Марии-Антуанетты на тарелках и чашках. В то время росписи делались вручную, штамповки ещё не существовало.
Ренуар рисовал молодость и красоту, и к нему выстроилась очередь из желающих быть изображёнными на портрете. Художник очень любил писать женщин и детей, которых он сравнивал с плодами и цветами. Образы женщин занимали особое место в его творчестве. Он воплощал духовную чистоту, ясность и безмятежность жизни в женских образах. Но, наверное, самый знаменитый портрет Ренуара – это портрет Жанны Самари. В России находятся два её портрета, но тот, что хранится в Эрмитаже, не столь знаменит и бывает, что актрису даже не узнают. Многие специалисты считают, что выставленный в ГМИИ портрет актрисы – лишь подготовительный этюд к парадному портрету Жанны, который экспонируется в Эрмитаже.

Именно Ренуар дал Жанне вторую, бессмертную жизнь. Вряд ли кто помнил бы её сто лет спустя, ведь ее творчество не было известно за пределами Франции, несмотря на фантастическую популярность Жанны Самари на Родине. Самари обожали, боготворили. И сама она была очень доброй, весёлой и жизнерадостной, улыбка никогда не сходила с её лица. Самари отличалась живостью характера, и всегда была душой любой компании. В то время о Жанне писали, что она обладает некоей необыкновенной магией, притягивая к себе всё внимание одним своим появлением на сцене, весёлым смехом, похожим на звенящий колокольчик. Но обессмертило её не театральное амплуа, не её характер и не её талант. Огюст Ренуар сделал актрису действительно знаменитой.


Жорж Апантье, издатель и покровитель Ренуара, познакомил художника с актрисой. Вероятно, встреча произошла в салоне мадам Шарпантье. В феврале 1877 года художник готовился к выставке и, как он отмечал позже, стоя спиной ко входу в помещение, просто затылком почувствовал, что в комнате стало светлее, теплее и радостнее. Он оглянулся и увидел Жанну Самари. Ренуару сразу захотелось написать её портрет. И актриса тоже была этому рада – ей было 20 лет и никто ещё не писал её. По счастливой случайности ничего не препятствовало этому – художник и актриса жили по – соседству, на Монмартре. (Небольшое лирическое отступление об этой местности в конце XIX века. Это сейчас гора Монмартр вошла в состав Парижа. Тогда это был пригород. Да и сам Париж выглядел ужасно. Тогдашний правитель, Наполеон III – племянник Наполеона Бонапарта, мерзейший тип, пережил 23 покушения на свою жизнь, смертельно боялся 24-го и приказал мэру Парижа оздоровить город. Тогда и были разбиты широкие проспекты, разбиты клумбы, посажены цветы. Деревни же, которые входили в состав Парижа были выведены за город. Крестьяне, жившие в черте города, получили значительные субсидии и ушли, построив на полученные деньги добротные дома за городом. Поэтому горожане могли снимать хорошее жильё за умеренную плату).

До замужества актриса жила недалеко от студии Ренуара и часто позировала художнику. Когда Ренуар писал портрет Жанны, её мама присутствовала на сеансах, боясь, наверное, возникновения романтических отношений между художником и дочерью. Во время сеансов, Ренуар никогда не мучил модель неподвижным сидением перед ним. Портретируемый мог делать всё, что угодно, в то время, как Ренуар писал портрет.

Улыбчивая и задумчивая одновременно, в очаровательном жемчужно- зелёном платье актриса изображена на воздушном розовом фоне. Ренуар подчеркнул её лучшие черты, её женственную грацию, немного озорное выражение голубых глаз и сияющую улыбку, которая “освещает всё вокруг”.

Сам Ренуар писал о своей цветовой гамме: “Когда начинаешь работать с моделью, нужно прежде всего, закрыв глаза, подумать, – ассоциацию с каким цветом эта модель у тебя вызывает”. Здесь, естественно – это розовый цвет фона. И он здесь действительно потрясающий – от красноватого до нежно розово-пастельного.
“Затем, – продолжал художник, – нужно взять цвет, который есть в реальности, и нанести тоже.” Здесь – изумрудно-зелёный цвет её платья. “А потом, – утверждал Ренуар, – если видишь, что два цвета плохо согласуются, то нужно найти третий – примиряющий”. И тут он чётко понимал, что зелёный и розовый плохо сочетаются друг с другом. (Это противоречивое сочетание цветов отметил и А.Пю Чехов в “Трёх сёстрах”, когда Ольга говорит сестре:”Боже, розовое платье и зелёный пояс! Помилуй, это же неприлично!) И он гениально снимает противоречие третьим цветом – рыжим, жёлто-рыжей копной её волос. Вот этим он достигает полной гармонии.
Альберт Вольф писал: “Это напоминает не женский портрет, а блюдо из фисташек и крыжовника, которое хочется есть ложками”

«Портрет Жанны Самари» был выставлен на третьей выставке импрессионистов. Портрет оказался настолько хорош, насколько хороша была сама модель, а большего от художника и требовать нечего.

Полотно происходит из коллекции

Портрет Жанны Самари, написанный Огюстом Ренуаром, знаком каждому из нас.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877 г.

А это сама Жанна Самари. Узнаёте?

Феликс Надар. Портрет Жанны Самари. 1877 г.


Да, кажется, портрет, созданный Ренуаром, довольно далёк от действительности. Вроде бы все черты ее внешности переданы верно – и в то же время складываются в образ гораздо более утонченный, чем тот, который мы видим на снимке, сделанным легендарным фотографом XIX века Феликсом Надаром.

Жанна Самари родилась в 1857 году в артистической семье. Её бабушкой по материнской линии была знаменитая актриса Сюзанна Броан. Отец Жанны, Луи-Жак Самари был виолончелистом Парижской оперы. Младший брат Жанны, Анри Самари, также стал актёром.В 1875 году девушка дебютировала в театре «Комедии Франсез». Играла в основном служанок и субреток в спектаклях по пьесам Мольера и была довольно популярна. До замужества она жила недалеко от мастерской Ренуара и часто приходила к нему позировать. Всего Ренуар создал четыре ее портрета.

Первый портрет был создан в 1877 году по заказу родителей Жанны.

Уже через месяц после окончания работы над ним художник решил написать второй портрет, который и стал самым известным. Эта работа принимала участие в выставке и вызвала противоречивые реакции. Одни зрители, разумеется, знавшие Жанну по её выступлениям в театре, были просто очарованы, другие негодовали: «Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала».

Третий портрет:


В 1878 году художник изображает Жанну в полный рост в бальном платье. Этот образ – настоящей аристократки.

Реальная Жанна Самари была, скорее, «женщиной из народа»: полноватая, с тяжелым подбородком, лишенная изысканной улыбки. Но, как рассказывали ее современники, на сцене она полностью преображалась.

Феликс Надар. Жанна Самари в роли Ночи. 1877 г.

Видимо, и Ренуар видел в ней нечто большее, чем обычную земную женщину, - прекрасный и лёгкий образ, который вдохновляет нас и спустя многие десятилетия.


Ренуар был не единственным художником, писавшим портреты Жанны. Вот, например, портрет кисти Луизы Аббема (1879).

А этот - Шарля Эмиля Огюста Каролюс-Дюрана (1885).

Сколько образов в одной женщине, да ещё и прожившей такую короткую жизнь! Жанна Самари ушла из жизни очень рано – в 33 года она скончалась от тифа. Муж хранил её самый знаменитый ренуаровский портрет до самой своей смерти, после чего его выкупил для своей коллекции Иван Морозов. Так картина оказалась в России, как и портрет 1878 г.

Слева - Феликс Надар. Портрет Жанны Самари, 1877. Справа - Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари, 1877

Когда говорят о чудесной силе преображения в искусстве, то, наверное, в первую очередь приходят ассоциации с полотнами знаменитого французского импрессиониста Огюста Ренуара . Не преследуя цели фотографической точности, он создает настолько чувственные, светлые, гармоничные портреты, что каждый из них можно было бы назвать гимном женской красоте и радости жизни. Его упрекали в том, что его работы слишком далеки от реальности, но ведь в этом и состоит истинное мастерство художника - увидеть прекрасное в обыденном, передать собственные ощущения, запечатлеть красоту, не заметную окружающим. Как это и произошло с портретами актрисы Жанны Самари .

Слева - Шарль Эмиль Огюст Каролюс-Дюран. Жанна Самари, 1885. Справа - Жанна Самари. Фото, 1890

Все, кто видел фотографии актрисы Жанны Самари и портреты работы Огюста Ренуара, наверняка замечают разительную несхожесть прототипа с тем образом, который создал художник. Не искажая ни одной черты, Ренуар словно доводит каждую из них до совершенства. На портретах актриса выглядит куда более изысканно, утонченно и аристократично, чем в жизни.


На фотопортрете Жанны Самари знаменитого фотохудожника Феликса Надара заметны все недостатки, которых Ренуар словно не замечает: тяжеловесный подбородок, простоватая внешность, будничная прическа, полноватая фигура - словом, ничем не примечательная заурядная женщина «из народа».


Жанна Самари была на тот момент начинающей, но уже довольно популярной актрисой театра «Комеди Франсез». Она дебютировала в 18 лет в роли Дорины в «Тартюфе» Мольера. На момент знакомства с Ренуаром ей было 20. Говорят, на сцене она преображалась. Ее актерским амплуа были субретки - традиционные комедийные персонажи, бойкие и хитрые служанки, помогающие господам в любовных интригах. Такие образы вполне соответствовали ее внешнему облику.


Ренуар написал три портрета Жанны Самари, в период с 1877 по 1880 гг. Они познакомились в салоне мадам Шарпантье, после чего родители Жанны заказали ее портрет. Уже в этой работе Ренуар создал тот невероятно пленительный и нежный образ, который до сих пор ассоциируется с именем Жанны Самари. Первый портрет находится в коллекции театра «Комеди Франсез».


Через месяц художник приступил к работе над следующим портретом, который вызвал противоречивую реакцию. Эмиль Золя писал: «Несомненный успех выставки - белокурая веселая головка мадемуазель Самари». Некоторые критики были возмущены: «Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала».


В 1878 г. Ренуар создает еще один портрет, на котором актриса изображена в полный рост, в бальном платье. Женщина настолько красива, что от нее невозможно отвести взгляд - настоящая аристократка! Наверное, нельзя сказать о портретах Жанны Самари лучше, чем Луи Леруа: «Приятная неопределенность в исполнении, неподдельная примитивность рисунка и небольшие зеленоватые оттенки на полной груди прекрасной дамы долго держали меня в плену! В блюдо из красок одновременно входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!».


Жанна Самари ушла из жизни очень рано - в 33 года она скончалась от тифа. Муж хранил ее портрет до самой своей смерти, после чего его выкупил для своей коллекции Иван Морозов. Так картина оказалась с России, как и портрет 1878 г.

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...