Олицетворение. Что такое олицетворение в литературе, его функции, примеры


, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Олицетворение - это наделение неодушевленных предметов живыми качествами!

Олицетворение - глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы. Например, природа притихла; спит трава.

В стихотворении "Вот ветер тучи нагоняя" А.С.Пушкин говорит о зиме, как о человеке, о живом существе. Например, она [зима] пришла, легла, сровняла, проказничает. Это олицетворение .

Олицетворение - это оживление неживого предмета

Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

И вот начинают шептаться между собой деревья : берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются ; осинка молодая вышла на поляну , как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой ; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. (М.М.Пришвин.)

К сравнению и олицетворению близки метафоры . Метафоры по праву могут претендовать на главенствующую роль среди всех тропов.

В основе любой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими.

Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.

В саду горит костёр рябины красной , но никого не может он согреть (С.А.Есенин).

Особенно ярким средством изобразительности речи являются развёрнутые метафоры. Они возникают в том случае, когда одна метафора влечёт за собой новые, связанные с ней по смыслу.

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (С.А.Есенин).

Что такое эпитет

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον - «приложенное») - определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным , но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

Эпитет - слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе. Многие писатели используют эпитеты (Т.Г. Шевченко, И. Франко)

Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и cуществительным, глаголом или наречием.

Эпитет - это яркое образное определение, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.

Что такое сравнение

Сравне́ние - троп , в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения - выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

В сравнении выделяют: сравниваемый предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения), и их общий признак (основание сравнения, сравнительный признак, лат. tertium comparationis ). Одной из отличительных черт сравнения, является упоминание об обоих сравниваемых предметах, при этом общий признак упоминается далеко не всегда Сравнение следует отличать от метафоры .

Сравнения характерны для фольклора .

Известны разные виды сравнений:

Сравнения в виде сравнительного оборота, образованного при помощи союзов как, будто, словно, точно: «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт». Бессоюзные сравнения - в виде предложения с составным именным сказуемым: «Мой дом - моя крепость». Сравнения, образованные при помощи существительного в творительном падеже: «он ходит гоголем». Отрицающие сравнения: «Попытка не пытка»

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

…чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты (Н.В.Гоголь).

Сравнение может представлять собой

  • сравнительный оборот (отражались, как в зеркале; как птица, нырнул он между ветвями) присоединяется с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, подобно, что ;
  • сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным (Замрёшь на берегу лужи, словно скала в небесах тебя держит , а внизу – сине.);
  • сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа (ползёт улиткой );
  • форму сравнительной степени прилагательных, наречий (Из мрака куст ползёт, мохнатей медвежонка .)

Сравнения могут быть прямыми (И листочки бегут по дорожке, словно жёлтые мышки от кошки… ) и отрицательными:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи:

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои…

(Н.А.Некрасов)


Необязательно быть литературным критиком, для того чтобы знать, что такое олицетворение, это скорее вопрос общей эрудированности. Рано или поздно с этим понятием придется столкнуться, да хоть помогая ребенку с домашним заданием по литературе. А показывать незнание перед собственными детьми - не лучший выход из ситуации.

Борьба за выживание

Издавна люди уделяли особое внимание природе:

  • От условий окружающей среды зависело выживание целых племен.
  • Даже самый «незначительный» природный катаклизм мог обречь на смерть десятки человек.
  • Плодородие почвы давало возможность прокормить семьи тем, кто занимался аграрным делом и собирательством.
  • Благословение природы в виде богатой добычи обеспечивало охотникам сытую жизнь.

Природа, а порой и самый обыкновенный случай, решали - жить человеку или умереть. Это уже ближе к современности люди научили изменять условия окружающей среды под себя, нанося природе непоправимый вред. А когда-то наши предки были столь уязвимы и зависимы от нее как дикие звери.

Не стоит удивляться, что первые религиозные культы восхваляли силы природы, обожествляли их, наделяли разумом и человеческими чертами:

  1. Силой.
  2. Волей.
  3. Решительностью.
  4. Всепрощением.
  5. Милосердием.
  6. Жестокостью.
  7. Злобой.

И хоть прошли тысячи лет, до сих пор кое в чем подобные тенденции смогли сохраниться.

Что такое олицетворение в литературе?

Олицетворение является литературным приемом , который использовался еще в народном творчестве и мифах, с незапамятных времен:

  • Повсеместно встречается в классической литературе.
  • Раскрывается за счет придания одному объекта образа чего-то другого.
  • Заключается в наделении объекта неживой природы человеческими свойствами.
  • Используются сложные образы, а не примитивные качества.

Чтобы создать полноценное олицетворение писатель должен:

  1. Выбрать два объекта, с которыми он будет работать - живой и неживой природы.
  2. Сформировать четкий и всеобъемлющий образ человека, который будет в дальнейшем перенесен.
  3. Максимально точно передать человеческие качества неживому объекту.

В данном случае важней всего первый пункт - правильно подобрать две составляющие. Сделать это так, чтобы читатель был одновременно заинтересован и удивлен. Но на самом деле, мы практически каждый день используем олицетворение в повседневной жизни, в нашей речи - совершенно не задумываясь о смысле сказанного.

Каждый из нас понимает, что вьюга не может «кружиться над городом, завывать и заглядывать в окна» , но выдавая подобную фразу, никто не задумается о литературных приемах, олицетворении или чем-то в этом духе.

Путаница среди литераторов, примеры

В литературе существует множество приемов, сходных по смыслу. Вот к примеру:

  • Берем природную стихию.
  • «Наделяем» ее способностью живого человека.
  • Получаем на выходе что-то в духе - «ветер шумит».

Но это не олицетворение, а одушевление. Вся разница заключается в том, что в данном случае мы не создаем никакой образ, а лишь переносим одно конкретное свойство на неживой объект, одушевляя его. Впрочем, в этих понятиях зачастую путаются сами литераторы.

Кто-то приводит басню «Лебедь, рак и щука» в качестве примера олицетворения, мотивируя это тем, что автор создает образы людей неспособных к сотрудничеству. А другие уверенно заявляют, что это лишь антропоморфизм. Мол, животного описали подобно человеку, изменив его «морфизм».

Еще реже понятие путают с аллегорией, но бывает и такое. На вопрос действительно можно взглянуть под разными углами, куда важнее уметь объяснить и доказать другим право на существование своей позиции.

Олицетворение в повседневной жизни

В реальной жизни мы зачастую создаем себе образы и живем, отталкиваясь от них:

  1. Не воспринимаем объективно картину мира, сводя все к набору образов и штампов.
  2. Наделяем окружающих людей качествами, которых в них на самом деле нет.
  3. Не замечаем мелких изменений и пересматриваем образы только в случае тяжелых потрясений.

Глупо винить в этом человека, ведь такая у него природа. Мы можем мыслить лишь категориями, на основе уже полученного ранее опыта. Сознанию жизненно необходимо все структурировать, «развесить ярлыки» и создать какой-то свой мирок.

У кого-то выходит очень близко совместить реальный мир и свое виденье окружающей обстановки. Другие же создают слишком нереалистичную картину мира, которая в определенный момент рушится и заставляет человека страдать.

Но во многом все люди схожи:

  • Воспринимают сильные стороны личности.
  • Олицетворяют конкретного человека с его самыми выдающимися способностями.
  • Переносят качества одних людей на других.

Чаще всего это принимают за идеализацию или, наоборот, за демонизацию персоны. Но это тоже можно «подогнать» под понятие олицетворения. Все-таки именно образность и ассоциативность мышления отличают человека от представителей дикой природы.

Благодаря этому наши предки добивались независимости от условий окружающей среды, несмотря на параллельные попытки ее задобрить.

Популярный литературный прием

Олицетворение это один из художественных приемов, который активно используют писатели:

  1. Пришел к нам из незапамятных времен, когда и письменности еще не существовало.
  2. Первоначально использовался в мифах и народных сказаниях.
  3. Активно применялся писателями по всему земному шару, независимо от культуры и религии.
  4. Заключается в переносе на что-либо неживое образа человека или любого другого объекта живой природы.
  5. Используется для создания более полной картины мира и атмосферности.

Самые примитивные примеры граничат с анимализмом и одушевлением, порой даже опытные работники пера путают их.

Умел и активно пользовался данным приемом Пастернак, в его «Снег идет» он встречается почти в каждой строчке. В прозе подобные сравнения встречаются гораздо реже. Но если попросить пример на ум сразу же может прийти «Нос», одно из лучших произведений Гоголя.

Даже толком не зная, что такое олицетворение, мы используем его в повседневной речи. Ведь сам прием впитался в наше сознание вместе со сказками, стихами и повестями, что читали нам в детстве.

Видео: что олицетворяет Аврора?

В данном ролике историк Василий Денисов расскажет, что олицетворяет собой военный крейсер Аврора в нынешнее время:

Еще в древние времена люди наделяли окружающие предметы и явления человеческими характеристиками. Например, землю называли матушкой, а дождь сравнивали со слезами. Со временем пропало стремление очеловечивать неодушевленные предметы, но в литературе и в разговоре мы до сих пор встречаем эти обороты речи. Это образное средство языка получило название олицетворение. Итак, что такое олицетворение?

Олицетворение: определение и функцииОлицетворение — это литературный прием, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией.

Олицетворение используют многие прозаики и поэты. Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает». Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

Что такое олицетворение в литературе, понятно, но этот оборот речи используется и в разговорной речи. Знакомые всем фразы «молоко убежало», «сердце барахлит», также являются олицетворением. Использование этого литературного приема в разговоре делает речь образной и интересной. Однако, мы даже не задумываемся о том, что используем этот прием.

Можно еще привести примеры, что такое олицетворение. Например,... мы часто говорим, что идет дождь (хотя у дождя явно нет ног) или тучи хмурятся (понятно, что тучи не могут испытывать никаких эмоций).

В общем, можно сказать, что олицетворение — это такой литературный оборот, иными словами, троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого. Олицетворение часто путают с метафорой. Стоит понимать, что метафора — это всего лишь переносное значение слова, образное сравнение. Например — «золотая осень». Поэтому отличить олицетворение от других литературных оборотов весьма несложно.

А и горе, горе, гореваньице! А и лыком горе подпоясалось, Мочалами ноги изопутаны.

Идет седая чародейка, Косматым машет рукавом; И снег, и мразь, и иней сыплет, И воды претворяет в льды. От хладного ее дыханья Природы взор оцепенел.

Ведь уж осень на двор Через прясло глядит. Вслед за нею зима В теплой шубе идет, Путь снежком порошит, Под санями хрустит.

Гипербола: Вихрь полуночный — летит богатырь! Тьма от чела его, с посвиста пыль! Молнии от взоров бегут впереди, Дубы грядою лежат позади. Ступит на горы — горы трещат; Ляжет на воды — бездны кипят; Граду коснется — град упадает, Башни рукою за облак кидает.

Если просто рассмотреть само слово ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, то, конечно же, выделяется корень ЛИЦО, что само собой подталкивает нас к расшифровке этого понятия.

Это слово имеет древне-латинский аналог "персонификация", что в переводе означает: persona - лицо, facio - делаю. И опять же, тут встречается нам слово "лицо". А это что-то, что присуще живым существам.

Олицетворение - придание, перенесение свойств, которыми обладает живой предмет на неживые предметы и явления. Например, неживые предметы и явления, наделенные данными свойствами, получают умение смеяться, грустить, задумываться, волноваться и.т.д.

Например, тучи могут набежать, небо нахмуриться, а дождь заплакать.

Познание мира через олицетворение


  • Если обратиться к древности, то видно, что олицетворение было неотъемлемой частью познания мира и явлений природы, когда всем явлениям придавали образы богов и наделяли их человеческими способностями.
Так, древнегреческий бог Уран являлся олицетворением неба, а его супруга Гея, олицетворением земли. А в результате их брака появились живые существа - звери и птицы, а также горы, реки, деревья.
Хорошо видны приемы олицетворения в славянском язычестве.

Олицетворение в литературе

Очень точным приемом олицетворения пользуется автор "Слова о Полку Игореве".
«И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная течет среди земли Русской».

«Долго наступает ночь. Вечерняя заря свет уронила. Вот и мгла поля покрыла. Наконец и щекот соловьиный уснул; утренний говор галок пробудился».

Вся природа наделена чувствами, так пение соловья не просто прекращается, а засыпает, а заря роняет свой свет.

10 класс Тема: Олицетворение. Использование в художественной литературе, научном стиле и публицистике.

Цель : дать понятие о новом худ. приеме во взаимосвязи с другими изобразительными средствами языка; развивать худ. речь и образное мышление; воспитывать любовь к природе на материале текстов.
а) Эпитет - это художественное определение.
Кудрявая березка
б) Сравнение - это художеств. прием, когда один предмет сравнивается с другим.
Глазки, как в поле цветы (Н.А.Некрасов)
в) Олицетворение - это перенос свойств человека на неодушевленные предметы и явления природы. н-р:
Котелок сердится и бормочет
г) Стили речи: научный, разговорный, публицистический, художественный.
2) Оформление доски: число, тема урока, четверостишие И.Бунина:
Равнина вод на горизонте млеет,
И в ней луна столбом отражена,
Склонив лицо прозрачное, светлеет
И грустно в воду смотрится она.

З) Раздаточный материал: отрывки стихотворений, содержащие олицетворения.
Тропинкой темною, лесною,
Где колокольчики цветут,
Под тенью легкой и сквозною
Меня кустарники ведут
. И.Бунин. «В лесу».


С намеренным однообразьем

Как мазь, густая синева
Ложится зайчиками наземь
И пачкает нам рукава . Б. Пастернак. «Сосны». Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей,
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой.
И.С.Тургёнев. «Весенний вечер».

^ ПЛАН УРОКА
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
^ 2. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
А) Учитель: Какие художественные приемы использует автор в текстах повести “Мещерская сторона”?
Что такое эпитет? Сравнение?
Б) Учитель: В каком стиле речи используются эти художественные приемы? - таблица «Стили речи».
^ 3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Учитель: Сегодня мы изучаем еще один художественный прием – олицетворение. С его помощью создаются художественные образы писателями.

Еще поэты древности замечали, что разнообразные явления природы, их характер, особенности имеют очень много общего с человеческим поведением, явлениями и атрибутами жизни людей. Достаточно вспомнить множество суеверий, касающихся, например, погодных условий. Ведь не зря же дождь сравнивали со слезами неба, а гром и молнию – с его гневом. С течением времени, науке, все-таки, удалось убедить человечество в том, что во время ливня небо не грустит и не рыдает, а гром – это, всего лишь звук, который издают нагревающиеся от удара молнии, атмосферные газы. Но стремление наделить неживые объекты, предметы или абстрактные понятия качествами живых существ так никуда и не исчезло. Это уникальное свойство человеческой психики создало все предпосылки для появления олицетворения, образного средства языка, используемого в художественной литературе и разгов. речи.

Определение и примеры олицетворений

В широком смысле олицетворение – это перенос характеристик, свойств, умений, присущих одушевленным, живым существам на неодушевленные предметы или абстрактные понятия.

Примером олицетворения могут стать такие привычные для нашего слуха словосочетания как: идет дождь (на самом деле дождь не умеет ходить), небо плачет ебо не может плакать так, как это делает живой человек), ветер воет (шум ветра лишь похож на вой зверя, в действительности ветер выть не умеет), тучи хмурятся .

Ива плачет ( ива является деревом, и следовательно не может плакать, это всего лишь описание её развесистых гибких ветвей, который напоминают собой неустанно льющиеся слёзы ).

Играет гитара (сама по себе гитара не может играть, она всего лишь издаёт звуки, когда на ней играет кто-то).

Природа уснула ( явление, когда на улице тихо и спокойно, называют сонным состоянием природы, хотя она спать не может, на самом деле просто не дует ветер, и кажется, будто всё вокруг околдовано сном) . Гром прокатился по небу ( у него нет тележки, чтобы на ней прокатиться, на самом деле издался звук грома, который распространился в пространстве ). Дремучий лес призадумался (в лесу спокойно и бесшумно, что якобы характеризует его задумчивость и угрюмость). Коз ёл сидит в снопе ( он ест сено, опустив голову и не отрывая её, а не в прямом смысле сел в сноп и сидит в нём). З има пришла (ходить она, по сути, не умеет, просто наступило другое время года. К тому же глагол «наступило» тоже является олицетворением).

Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает». Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

Олицетворение в разговорной речи

В живой разговорной речи олицетворения встречаются настолько часто, что многие просто перестали их замечать. Например, задумывались ли вы о том, что фраза: “Финансы поют романсы ”, - это тоже олицетворение? Это изобразительно-выразительное средство языка в разговорной речи используется для того, чтобы придать ей большую образность, сделать ярче и интереснее, а потому чрезвычайно популярно. Но, даже несмотря на широкое применение олицетворения в обыденной речи, наибольшим “спросом” этот троп пользуется в художественной литературе. Поэты и прозаики всего мира постоянно используют олицетворения в своих произведениях. Знакомые всем фразы « молоко убежало», «сердце барахлит», также являются олицетворением. Использование этого литературного приёма в разговоре делает речь образной и интересной.

Олицетворение в художественной литературе

Возьмите любой томик стихотворений любого русского или зарубежного поэта. Откройте его на любой странице и прочтите любое стихотворение. Вам наверняка удастся обнаружить хотя бы одно олицетворение. Если это произведение о природе, то не миновать олицетворений с использованием природных явлений (мороз рисует узоры, листья шепчут, волны умирают, и т.п .). Если это любовная лирика, то часто используются олицетворения с использованием абстрактных понятий (любовь поет, радость звенит, тоска съедает ). В социальной или политической лирике нередки олицетворения с использованием таких понятий как: Родина, мир, братство, смелость, отвага (родина – мать, мир облегченно вздохнул).

Олицетворение часто путают с метафорой. Но метафора - это всего лишь переносное значение слова, образное сравнение. Например, «И ты смеешься дивным смехом,ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ золотой». Здесь нет никакого одушевления природы. Поэтому отличить олицетворение от метафор несложно.

Примеры олицетворений :

    А и горе, горе, гореваньице!

А и лыком горе подпоясалось ,

Мочалами ноги изопутаны . (Народная песня)

Олицетворение зимы:

ИДЕТ седая чародейка,

Косматым МАШЕТ РУКАВОМ;

И снег, и мразь, и иней СЫПЛЕТ,

И воды претворяет в льды.

От хладного ее ДЫХАНЬЯ

Природы ВЗОР ОЦЕПЕНЕЛ...

(Г. Державин)

Ведь уж осень на двор

Через прясло ГЛЯДИТ.

Вслед за нею зима

В ТЕПЛОЙ ШУБЕ ИДЕТ,

Путь снежком порошит,

Под санями хрустит... (М. Кольцов)

Описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина:

«...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.../ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела.../и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась.../Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.

"Ночевала тучка золотая…". (М. Лермонтов)

"Сквозь лазурный сумрак ночи

Альпы снежные ГЛЯДЯТ,

Помертвелые их ОЧИ

Льдистым ужасом РАЗЯТ" (Ф.Тютчев)

"Теплый ветер тихо веет,

Жизнью свежей ДЫШИТ степь " (А.Фет)

" Белая береза

Под моим окном

ПРИНАКРЫЛАСЬ снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, ЛЕНИВО

ОБХОДЯ кругом,

ОБСЫПАЕТ ветки

Новым серебром". (С.Есенин «Береза»):

Среди олицетворений истинной поэзии нет простых, обывательских, примитивных олицетворений, которые мы привыкли употреблять в повседневности.

Каждое олицетворение – это образ. В этом-то и смысл употребления олицетворения. Поэт употребляет его не как «вещь в себе», в его поэзии олицетворение возвышается над «мирским уровнем» и переходит на уровень образности. С помощью олицетворений Есенин создаёт особую картину. Природа в стихотворении живая – но не просто живая, а наделённая характером и эмоциями. Природа – основной персонаж его стихотворения.

Как уныло смотрятся на этом фоне попытки многих стихотворцев создать красивое стихотворение о природе, где вечно «дует ветер», «светит луна», «звёзды блещут» и т.п. Все эти олицетворения – избитые и стёршиеся, они не порождают никакой образности и, следовательно, скучны. Но это не говорит, что их употреблять нельзя. И стёршееся олицетворение можно поднять до уровня образа.

Например, в стихотворении «Снег идёт» Бориса Пастернака:

Снег ИДЕТ, снег ИДЕТ.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё В СМЯТЕНЬИ,

Всё пускается в полет, –

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

СХОДИТ НАЗЕМЬ небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ,

СХОДИТ небо с чердака.

Потому что жизнь НЕ ЖДЕТ.

Не оглянешься – и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, СТОПАМИ теми,

В том же темпе, С ЛЕНЬЮ ТОЙ

Или с той же быстротой,

Может быть, ПРОХОДИТ ВРЕМЯ?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и всё в смятеньи:

Убеленный пешеход,

УДИВЛЕННЫЕ растенья,

Перекрестка поворот".

Заметьте, сколько здесь олицетворений. « Сходит небо с чердака », ступени и перекрёсток, которые пускаются в полёт! Одни « удивлённые растенья » чего стоят! А рефрен (постоянный повтор) « снег идёт » переводит простое олицетворение на уровень смыслового повтора – а это уже символ. Олицетворение «Снег идёт» – символ идущего времени.

Поэтому и в своих стихах вы должны стараться ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ НЕ ПРОСТО САМО ПО СЕБЕ, А ЧТОБЫ ОНО ИГРАЛО ОПРЕДЕЛЁННУЮ РОЛЬ.

Олицетворения используются и в художественной прозе. Например, прекрасный пример олицетворения есть в романе Андрея Битова «Пушкинский дом ». В прологе описывается ветер, кружащий над Петербургом, и весь город показан с точки зрения этого ветра. Ветер – главный герой пролога. Не менее замечателен образ заглавного персонажа повести Николая Гоголя «Нос». Нос не только олицетворяется и персонифицируется (т.е. наделяется чертами человеческой личности), но и становится символом двойственности главного героя.

Ещё несколько примеров олицетворения в прозаической речи:

Первые лучи утреннего солнца ПРОКРАДЫВАЛИСЬ через луг.

Снег УКУТАЛ землю, как мать младенца.

Луна ПОДМИГНУЛА сквозь высь облаков.

Ровно в 6:30 утра мой будильник ОЖИЛ.

Океан ТАНЦЕВАЛ в лунном свете.

Я слышал, как остров ЗОВЕТ меня.

Гром ВОРЧАЛ, как старик.

Какой член предложения делает неодушевленные предметы одушевленными? - Сказуемое.

В качестве олицетворения (слова, придающего предметам оживление) зачастую выступает глагол, который может находиться как перед, так и после существительного, которое он описывает, точнее, приводит его в действие, оживляет его и создаёт впечатление, что неживой предмет может так же полноценно существовать, как и человек. Но это не просто глагол, а часть речи, которая берёт на себя намного больше функций, превращая речь из обычной в яркую и загадочную, в необычную и в то же время способную рассказать о многом, что характеризует приемы олицетворения.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Нахождение олицетворений в тексте:
2. Поэтическая минутка - дети под руководством учителя работают с раздаточным материалом.
5. МИЗАНСЦЕНИРОВАНИЕ.
^ 6. ТВОРЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА
1.Задание. Олицетворить предметы окружающего мира и записать примеры в тетрадь.
Ответы: Ластик спорил с карандашом на бумаге.
Пол охал и стонал, когда по нему ходили.
^ 7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Всем - выучить определение олицетворения.
2. Выбрать и выполнить задание по желанию:
1-й уровень - пересказать теор. мат..
2-й уровень - найти в текстах и записать олицетворения.
3-й уровень - придумать и записать олицетворения; развить некоторые из них до сказочного сюжета.
^ 8. ИТОГ УРОКА: Что такое, олицетворение?

Выбор редакции
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...

Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...

Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...

01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...
Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...
Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...
Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...