Описание картины кончаловского сирень в корзине. Картина Кончаловского "Сирень в корзине": описание


Певцом сирени называют этого живописца, в наследии которого больше четырех десятков картин и очень много авторских повторений, посвященных этому удивительному растению. Картина Кончаловского «Сирень в корзине», на которой нарисованные гроздья так же хороши, как изображенные в других натюрмортах - на на окне, в кошелке и бадье на полу, органично вписывается и, если так можно сказать, венчает цикл работ, посвященных этом цветам. И еще не срезанная с кустов, и помещенная в различные вазы и емкости, и в любое время весеннего дня - сирень на полотнах Петра Петровича всегда изумительно красива.

Полотна, рождающие поэзию

Этой необыкновенной красоте, которая льется с полотен П. Кончаловского (1876 - 1956), Александр Кушнер посвятил великолепный стих, который необходимо прочитать полностью, потому что он так же прекрасен, как цветы на различных полотнах художника, в том числе и на картине «Сирень в корзине»: «Фиолетовой, белой, лиловой, ледяной, голубой, бестолковой перед взором предстанет сирень…» Все очень изысканно - и стихи, и картины, особенно если посмотреть ретроспективу или хотя бы несколько «сиреневых» полотен.

Как можно назвать эти цветы, прошедшие через все творчество художника? Красная линия, дело жизни, основная тема или символ творчества? Наверное, последнее определение подойдет больше всего, потому что из более чем полутора тысяч написанных Петром Петровичем картин при упоминании его имени перед глазами встают эти цвети, и особенно картина Кончаловского «Сирень в корзине».

Всегда желанная тема

Необходимо оговорить, что натюрмортов с таким названием у Петра Петровича несколько. На них изображены гроздья разных цветов (как уже оговаривалось, белые, лиловые, фиолетовые), по-разному подобраны букеты, отличающееся друг от друга плетение на корзинах. Они все удивительно хороши, все в них разное - оттенки, флористика, тара, места, где размещены букеты. Это и подоконник, и стол, то накрытый чем-нибудь, то голый. Часто художник изображает сирень на полу, наверное, для того чтобы подчеркнуть обилие срезанных веток. Хороша сирень в саду (на одном полотне ее видно в распахнутое окно).

Наипопулярнейшее полотно

Но чаще всего упоминается именно картина Кончаловского «Сирень в корзине». Это знаменитый натюрморт, написанный в 1933 году. На нем изображена корзинка на фоне темной стены, а в ней - гроздья сирени. Кажется, что они недавно срезаны и еще благоухают. А сейчас, пусть и в корзине, передают всю красоту окружающего мира. Кончаловский использовал в картине белый, сиреневый, лиловый, бордовый, голубой оттенки. Это многоцветье подчеркивает красоту весны, умиротворением наполняет душу.

Некоторым слышится музыка тезки художника композитора Чайковского из «Спящей красавицы» (вальс Феи сирени). Ощущение покоя, радости и щемящего счастья рождает картина Кончаловского «Сирень в корзине». Художник настолько был связан с этими цветами, что при виде красивых гроздей многим хотелось, как и Кушнеру, воскликнуть: «Здесь уже побывал Кончаловский, трогал кисти и щурил глаза…» А ведь живописец со своим тестем Суриковым объездил много стран Европы с этюдником и рисовал достаточное количество Но любовь к сирени у Кончаловского - как любовь к Родине. У кого-то она ассоциируется с русским полем, у кого-то с березкой, а у него - с сиренью.

Фантастическая реальность изображения

Россиянам очень хорошо знакома эта картина, так как в школе о ней пишут сочинение. «Сирень в корзине» - очень благодатная тема, она развивает фантазию. На первый взгляд - просто цветочный натюрморт, а присмотреться - чего только не увидишь. Одни только упругие кисти, пойди, опиши. А цветовая гамма, а реалистичность изображения! Существует легенда, что Петр Кончаловский, зная, как естественно выглядят цветы на его полотнах, перед очередной экскурсией прикрепил к нарисованному букету живую ветку, и никто не обратил на шутку внимания, так естественно она вписалась в полотно.

«Ни веселая, ни печальная…»

«Сирень в корзине» Кончаловский писал в 1923, 1933, 1937, 1954 годах. А просто сирень, всякую, всевозможную, он рисовал всегда, каждый год, до самой своей смерти.

Слегка привядшую, нежных спокойных тонов сирень художник нарисовал в 1937 году. Очень хороший натюрморт - не задорный, не ликующий, но и не погребальный. Даже в 1941 году Кончаловский обращался к любимой теме, потому что, очевидно, сирень - это символ жизни, а может быть, даже победы. Как говорил другой поэт: «Сирень с печалью рядом не представить…» И тут опять уместно вспомнить написанную в 1933 году "Сирень в корзине". Кончаловский говорил, что к изображению цветов нельзя относиться небрежно, «так себе». Он утверждал, что в цветке есть все, что только существует в природе, но в более сложной, утонченной, изысканной форме.

Важные детали

Хочется отметить, что к самим корзинкам, как и другой таре для прекрасных срезанных веток, живописец тоже относился серьезно. Корзины в натюрмортах разные. В работе 1937 года она нежно-желтая, сплетенная из тонких веток, с ручкой: кажется, ее только принесли из сада и ненадолго поставили в прихожей. Букет совсем в другой емкости: П. Кончаловский сирень в корзине разместил в надежной, крепкой, соответствующей мощному, богатому букету таре. Плетение у нее крупное, прутья широкие - она надежна, несмотря на сравнительно небольшой объем. Темный стол, темная корзина, густые тени, отбрасываемые букетом на стену, - все подчеркивает красоту букета, создает трехмерность пространства, как бы приближает букет к зрителю. Листья переливаются всеми и тоже усиливают выпуклость разноцветных гроздей.

К этому полотну, конечно, не подходят удивительные строки О. Мандельштама: «Художник нам изобразил глубокий обморок сирени…» Но к другим натюрмортам подходят, потому что П. Кончаловский сирень в корзине рисовал всякую - и торжествующую, героическую, и нежную, обморочную. Тот букет, который рекомендует школьная программа для написания сочинений в 5-м классе, действительно является удачным выбором. Он вызывает различную гамму, но только добрых и радостных чувств. Сочинения по таким темам учат детей гордиться своей отчизной, ее радостной красотой и героической историей. Картина «Сирень в корзине», написанная в 1933 году, размером 79 х 104 см хранится в Третьяковской галерее.

Свой неповторимый стиль

Петра Петровича Кончаловского называют сезаннистом. Но не только на него творчество французского постимпрессиониста оказало сильное влияние, и не только под влиянием француза находился наш соотечественник. Просто по духу был близок раннему Кончаловскому.

В работах начала века одного из основателей «Бубнового валета» - авангардиста П. Кончаловского - очень чувствуется влияние знаменитого автора «Пьеро и Арлекина», но в более поздних полотнах, таких как «Сирень в корзине» (фото шедевра прилагается), присутствует только гениальный отечественный художник со своей индивидуальной, узнаваемой манерой письма.

Не каждый художник, пишущий натюрморты и красоту природы в целом, способен передать всю полноту красок окружающего нас мира, передать чувства и настрой, а также показать, что природа жива, что она способна радовать человека и быть прекраснейшей частью этого мира, его «легкими». Это в полной мере удалось показать Петру Кончаловскому в своей картине «Сирень в корзине», которая с первого взгляда окунает в мир света и тепла.

Цветы на картинах художников всегда одинаковые?

Казалось бы, если один и тот же цветок, букет изображают несколько художников, они должны выглядеть практически одинаково, однако это совершенно не так, а, скорее даже наоборот. Кончаловский был не единственным, которому очень нравилось изображать на картинах именно цветы, однако его сирень на данном полотне не похожа на работы других авторов. Цветы очень яркие, сирень выразительная, а при просмотре картины буквально чувствуется тот аромат, который источается от букета. Представляется, как сирень была недавно срезана, как она свежа и чиста.


Сирень не просто здесь красива, она наполняет человеческое сердце теплотой, дарит ощущение чего-то прекрасного и заставляет на мгновение отлучиться от ежедневных проблем, окунуться в мир совершенства и красоты. Такое не под силу сотворить человеку, сирень здесь представлена идеальной, такой совершенной, которую смогла сотворить одна лишь природа. Именно поэтому при взгляде на картину хочется приобщиться к этому прекрасному, забрать чуточку для себя, чтобы хоть немного стать счастливее.

О чем «говорит» сирень

Сирень на картине представлена несколькими цветами:


  • лиловым;

  • белым;

  • красным;

  • синим.

Именно такое сочетание оттенков делает букет более интересным, колоритным. Отмечается, что непосредственно для того, чтобы выделить сирень и показать ее пышность автор сделал фон не ярким, а достаточно размытым, он будто бы является всего лишь тенью удивительного букета.



Создается впечатление, что на картине изображено утро. Сирень только что проснулась, однако ее сразу же срезали и поставили в плетеную корзинку, но от нее все еще продолжает веять ночной прохладой. Солнышко приветливо пробирается в дом и чувствуется, как его лучи постепенно рассеивают ночь, даря букету сирень новую гамму оттенков.


Листья сирень ярко-зеленые, они будто бы глянцевые и отражают каждый лучик раннего солнышка. Кончаловский мастерски проработал каждую деталь картины, здесь прорисован всякий лепесток. Именно поэтому букет выглядит очень реалистично, будто бы смотрящий находится непосредственно перед ним.


Особенно колоритно смотрятся грозди сирень, они влажные, тяжелые. Такие увесистые пушистые цветы создают впечатление, что перед нами вовсе не сирень, а прекрасный и благоухающий виноград.

Творчество Кончаловского всегда вызывало восхищенные взгляды, ведь невозможно не восхищаться и не любоваться прекрасными картинами природы, который создавал на протяжении всей своей жизни живописец. Петр Петрович рисовал различные декоративные вазы и натюрморты с фруктами, а также пейзажи, где он изображал и животных. Одной из его самых знаменитых картин по праву считается «Сирень в корзине». Кто-то заботливо принес их в дом и поставил аккуратно, но очень живописно в корзине. Кстати, скорее всего, сирень - это излюбленные цветы художника, так как многие его картины связаны с ними. Но сирень это еще и весеннее радостное настроение, которое автор этого полотна передал.

На живописном полотне Петра Кончаловского прекрасно видна кисть сирень, которую срезали, и она уже даже успела немного привянуть. Но по тому, как держатся мелкие цветочки, можно понять, что срезана она недавно, ведь ее зелень еще сочна и насыщена. Цветы отражаются на стене различными красками: белый, желтый, лиловый, фиолетовый. Живописец старался использовать разную цветовую гамму, чтобы не только изобразить сиреневую кисть, но и создать общее настроение картины. Мелкие цветочки художником прорисованы до мельчайших деталей, видны даже их тоненькие и нитеобразные прожилки. Особенно четко этот светлый и яркий букет отражается, так как фон стола темный. И вот тень от него тоже темным пятном падает на стену. Чтобы показать игру теней на стене известный и талантливый художник использовал самую яркую и блестящую краску.
живает и поднимает настроение своими разноцветными золотистыми красками. Все цветы сирени находятся в уютной плетеной корзине из прутьев. Но прекрасные разноцветные цветочки сирени уже смогли даже переплестись между собой, но художник даже смог изобразить те маленькие букеты, которые еще не успели раскрыться. Но это он сделал для того, чтобы человек, который будет рассматривать его картину, смог немного вообразить, помечтать и фантазировать. Например, представить себе, как пышно раскроются эти нежные цветы и поразят все вокруг своим необычным и восхитительным цветением. И в такие минуты хочется протянуть руку и дотронуться к этим нежным и воздушным сиреневым лепесткам. Петр Кончаловский для написания этого полотна использовал свою особую технику изображение - нанесение цветов небольшими мазками, что позволяет усилить впечатление от картины.

Кажется, что букет настолько настоящий, что рука невольно сама тянется, чтобы отыскать цветочек с пятью лепестками, чтобы потом как в детстве, загадать желание и ждать его исполнения. Композиция настолько превосходна, что от нее невозможно оторвать взгляд. Простые цветы на обычном фоне позволяет использовать не только поверхностное ее восприятие, но заставляет каждого, кто смотрит на это полотно художника, пропустить ее через сердце, где она обязательно найдет отклик. Радостное настроение, которое получает каждый человек от живописного полотна, еще долгое время будет радовать. Яркий солнечный цвет падает на одну сторону букета из сирени, озаряя его так, словно он переливается и сверкает. И в этой части цветы кажутся свежими и реальными. Вторая часть букета остается в тени, вот они – то и кажутся немного привядшими. И этот контраст художника позволяет его лучше рассмотреть, понять и осмыслить замысел Петра Кончаловского. Этот необычный эффект тени дает особое внутреннее восприятие картины, усиливает те чувства, которые начинаешь испытывать.

Сирень в изображении Кончаловского настолько реальна, что начинаешь ощущать даже ее запах, немного резкий, но в то же время и немного сладковатый и даже специфический. Но зато он очень приятен и словно небольшое напоминание о весне, как о прекрасном времени года, которую все ждут с нетерпением. Нежный и свежий аромат весенней сирени любят все люди, поэтому картина пользуется такой популярностью и на нее так приятно смотреть. Краски, которые художник подобрал для изображения сирени, яркие и сочные, поднимают настроение, делают его по-настоящему радостным и торжественным. Такая приподнятость чувств от живописного полотна может сохраняться еще долгое время.

Сирень на картине художника - это необычное, но прекрасное дыхание природы, которое помогает напомнить о весеннем пробуждении и позволяет цвести садам, радуя человека. Тонкой нитью аромат струится по всей великолепной картине, увлекая смотрящего на нее человека за собой в другой мир, где все строится на ощущениях и запахах. И так хочется отправиться в этот мир и насладиться весенними ароматами. Эта прекрасная картина завораживает и вызывает желание дотронуться к сирени, вдохнуть ее необычный запах и перенестись в необыкновенный весенний день, где все будет спокойно и хорошо.

Неожиданным и интересным стало для меня задание по картине Петра Кончаловского… Вроде бы, ничего особенного – букет сирени, но если присмотреться, такая красота! Красота часто бывает в привычных вещах. А мы и не замечаем.

На картине, понятно, букет сирени. И это очень красиво. Сирень похожа на морскую пену в лучах заката. Или рассвета. Цветы такие крупные - изобильные. Цвета здесь от белого через розовый к, собственно, сиреневому. Видно, что букет очень свежий, «бодрый».

Зеленые листья хорошо гармонируют с зеленоватым фоном, который дан «мазками». Хорошо смотрится и корзина на столе или комоде. Она такая классическая – плетеная, не совсем новая. Ручки её не видно. Получается, что сирень стоит без воды, ведь из корзины она бы вылилась. Или корзина скрывает банку (вазу) в которой на самом деле стоит сирень. Если воды там просто нет, то без воды долго сирень не простоит. Нужно будет менять… А сейчас это красивый момент. Возможно, что сирень только принесли в корзине. Пошли, например, за клубникой в сад, а сорвали сирень. Принесли пока, поставили – красиво. Но скоро найдут вазу и переставят.

Оказывается, художники, чтобы добиться реалистичности, совершенства, могут рисовать по десять картин сирени!

Картина эта довольно светлая. Солнце, скорей, утреннее, свет рассеян. Очень нежные и мягкие цвета. От букета падает тень. Никаких веток не лежит на поверхности, все они в букете. Нет ни одного увянувшего цветочка, только свежесть.

В принципе, это обычный натюрморт. Даже я таких видел много. Это похоже даже на задание из художественной школы. Но сделано всё так натурально и красиво! Кажется, что ты чувствуешь сладкий запах сирени.

Такую картину хорошо повесить дома, хотя бы репродукцию. Это изображение и бодрит, и успокаивает – одновременно. Просто глаза отдыхают.

Описание картины Сирень в корзине для 5 класса

Художнику удалось запечатлеть удивительное мгновение, тем самым, позволил другим людям насладиться натюрмортом десятки лет и всмотреться в него. Ведь мало кто останавливается, что бы посмотреть, в какие тона разукрашено небо, есть ли на нем тучки или звезды, распустились ли листья на деревьях и цветы.

Здесь написано минимум деталей, а сам букет в простенькой плетеной корзинке, заполнил все пространство картины. Букет расположен на темном столе коричневого тона и светлом, размытом фоне, тем самым выделяет всю яркость своих тонов. Коричневая плетенка с золотистым оттенком еле видна из под больших гроздей разноцветной сирени. Если всмотреться в картину, можно сделать вывод, что веточки не просто засунули, а продумано подбирали и составляли композицию. Несколько гроздей лиловой сирени, несколько голубоватых, парочка белых и сиреневых окружена зеленой, сочной листвой.

Падающий справа свет, оживляет букет и придает яркости композиции, несмотря на размытость и нечеткость. Задумка автора была передать общее впечатление большого букета, он не стремился вырисовывать каждую мелочь и «кисти» сирени. За счет контраста нижней и верхней части картины, букет еще больше выделяется и бросается в глаза.

Кончаловский обладал большим талантом, умел передать всю красоту и естественность природы. Кончаловский, в основном, работал в пейзажном жанре, писал портреты и натюрморты. Все его картины выделялись яркостью красок, такой стала и «Сирень в корзине».

В его коллекции, эта картина, не единственная с изображением сирени. Автор был убежден, что для счастья миру необходимо солнце, небо и цветы. Благодаря этому, он был еще счастливей, а цветы помогали ощутить всю красоту жизни.

«Сирень в корзине» была написана Кончаловским в 1933 году, но присутствует такое ощущение, что букет стоит на столе в эту минуту.

Краткое описание картины для 5 класса (сочинение)

Натюрморт Петра Кончаловского «Сирень в корзине» написан в лучших традициях реалистичной живописи. Сирень художника необычайно живая и торжественная, заполняющая собой все пространство комнаты, даже за пределами своей картинной рамы.

Каждую сиреневую гроздь можно назвать самостоятельным букетом из десятков маленьких соцветий. Собрать выразительную композицию из разноцветных цветов, выделить световой рисунок, дополнить природную выразительность небольшой плетеной корзинкой, способность показать исключительную красоту в обыденных вещах делает художника великим мастером кисти.

Сочинение по картине Кончаловского Сирень в корзине

Передо мной картина известного русского художника П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». Этот натюрморт не содержит лишних элементов – на ней изображено только то, о чем говорит само название картины. Тут все просто – зритель видит только сирень в корзине, которая стоит на столе.

Почему же художник изобразил только сирень на натюрморте? Может быть, это его любимые цветы, а может ему нравится период, когда цветет сирень. Обычно, это приходится на конец мая или начало июня, когда уже совсем тепло, но еще не жарко, когда вся природа обновилась: земля покрылась свежей травой, кругом распускаются благоухающие цветы, все так свежо и чисто. Многие художники, вдохновленные преображением природы, создавали шедевры, прославившие их.

Очень проста, но в то же время красива и привлекательная картина П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». В центре холста расположен пышный букет сирени. Художник использовал великое множество цветов и оттенков при написании картины: розовый, фиолетовый, белый, лиловый, сиреневый, красный. Цветы выглядят потрясающе, будто их только что сорвали с куста.

Благодаря тому, что картина так мастерски написана, она выглядит правдоподобно. Здесь виден чуть ли не каждый мелкий цветочек. Изумрудная листва, проглядывающаяся сквозь пышные соцветия, придает букету естественности, разбавляет теплую палитру цветов.

Корзина так детально и четко прорисована. Зритель может увидеть сплетение каждого прутика. Наверное, художник хотел подчеркнуть красоту природы и природных материалов, поэтому специально поместил букет не в стеклянную вазу, а в корзинку из прутиков. Очень выразительно выглядит прекрасный весенний букет у коричнево-серой стены.

Яркость и буйство красок цветочного букета сбалансирована спокойным фоном. Картина не слепит глаза, не кажется излишне цветастой и отталкивающей - совсем наоборот. Она гармонична и все цвета, присутствующие на холсте, согласованы между собой.

Картина П.П Кончаловского «Сирень в корзине» восхитительна. Способность художника замечать что-то необыкновенное в простых вещах поражает. Когда смотришь на эту картину, в воображении всплывают яркие, приятные воспоминания и поднимается настроение.

Выбор редакции
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...

Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...

Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...

Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...
Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...
Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...