Организационные формы обучения в школе: основные виды. Организационные формы обучения


Одним из элементов педагогической системы являются организационные формы обучения - целенаправленные, четко организованные, содержательно насыщенные и методически оснащенные системы познавательного и воспитательного общения, взаимодействия учителя и учащихся. Эта категория относится к внешней стороне организации процесса обучения, определяющей, когда, где, кто и как обучается. Установление форм обучения зависит от целей, содержания, методов и средств, состава учеников и учителей, а также материальный условий обучения.

В современном педагогическом процессе используют три основные организационные формы обучения, которые можно охарактеризовать как учебно-плановые: индивидуальное обучение и воспитание, классно-урочная система, лекционно-семинарская система. Эти формы имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют развитию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений.

Самые распространенные организационные формы обучения - классно-урочная система для среднего образования и лекционно-семинарская - для высшего. Создателем классно-урочной системы, как уже отмечалось, считается Я.А. Коменский, до него использовалось преимущественно индивидуальное обучение (утратившее свое значение с распространением массового обучения). Однако отдельные черты классно-урочной системы имелись в монастырских школах, например специальное помещение (класс) для занятий группы, общение детей в группе, наличие парт для учащихся и кафедры для учителя, звонок, извещавший о начале и конце занятий. Коменский теоретически обосновал эту систему и пропагандировал ее в своих книгах. Он разработал четкую экономичную организационную структуру, достаточно простую в управлении, создающую условия для взаимодействия учащихся между собой, их воспитания в учебном процессе.

Классно-урочная система характеризуется следующими особенностями:
класс составляют ученики приблизительно одного возраста и уровня подготовки;
на период обучения сохраняется в основном постоянный состав;
обучение осуществляется по единому годовому учебному плану и программам, согласно постоянному расписанию;
основной единицей занятий является урок.

Урок проводится с коллективом учащихся постоянного состава в течение определенного времени (как правило, 45 мин; в начальной школе может быть 30-35 мин). Сложилось несколько типов урока. Наиболее распространен комбинированный урок, состоящий из организационной части (1-2 мин), проверки домашнего задания (10- 12 мин), изучения нового материала (15-20 мин), его закрепления и выполнения практических заданий (10-15 мин), подведения итогов (5 мин), выдачи домашнего задания (2-3 мин).

Возможность одновременного обучения одним учителем группы учащихся (30-50 чел.) одного возраста и одинакового уровня подготовки впервые также обосновал Коменский. Главная задача учителя при такой системе обучения состоит в передаче учащимся готовых знаний. Уроки чередуются с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или даже на год. Ученик на уроке выступает лишь объектом педагогического воздействия. Урок. оставался практически единственной формой организации учебных занятий до середины 1960-х гг.

Основной недостаток данной системы - трудность в учете индивидуальных особенностей учеников и в организации индивидуальной работы с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения. Строгая организационная структура препятствует связи обучения с реальной жизнью, замыкает его на школе. Все это толкает педагогов на поиски других систем обучения. Остановимся на некоторых из них.

В Европе и США в начале XX в. было опробовано много систем индивидуального обучения, направленных на обеспечение активной самостоятельной учебной работы.

Согласно наиболее радикальной из них - «Дальтон-плану» - учащийся брал задания на год по каждому предмету и отчитывался по ним в установленные сроки. Эта идея принадлежала американским педагогам Э. Паркхерст и Э. Дьюи и впервые была использована в школах г. Долтон (отсюда и название). В 1920-х гг. в несколько измененном виде и под названием «бригадно-лабораторный метод» она стала внедряться в советской школе. Скоро обнаружилось, что, развивая самостоятельность учеников, эта система снижает уровень подготовки, формирует индивидуализм, принижает роль учителя. «Дальтон-план» был раскритикован советской педагогикой и отменен в 1932 г.

В 1920-х гг. в Европе распространилась новая система обучения, названная Мангеймской. Ее автор, немецкий педагог И. Зикингер, живший в г. Мангейме, предложил формировать классы в зависимости от развития учеников, уровня их способностей и подготовки. Отбор в классы определялся результатами экзаменов. Зикингер выделил четыре ряда классов: 1) основные (нормальные) - для учащихся со средними способностями (обучение 8 лет); 2) классы для малоспособных учащихся (такие учащиеся среднюю школу не кончают); 3) вспомогательные - для детей умственно отсталых (4 года); 4) переходные (классы иностранных языков) - для самых способных детей, желающих продолжить образование в средних учебных заведениях (6 лет).

Эта система не оставляла возможности слабым ученикам достичь высокого уровня.

В советской системе образования деление учащихся на классы по уровню умственных способностей не признавалось. Считалось, что, тестируя, определяя интеллектуальный коэффициент детей, школы капиталистических стран проводят классовую селекцию, выдвигая из среды богатых будущую элиту общества, а из среды рабочих - людей, ее обслуживающих.

В современной России к такому делению учащихся относятся поиному. Наряду с массовыми общеобразовательными школами существуют элитные учебные заведения: лицеи, гимназии, школы, специализированные по предметам - иностранным языкам, физике, математике, экономике, музыке, изобразительному искусству, хореографии и др. В общеобразовательных школах открывают лицейские или гимназические классы. Есть и специальные школы, школы-интернаты, классы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, классы выравнивания, вспомогательные школы.

В 1950-х гг. американский профессор педагогики Л. Трамп разработал систему, стимулирующую индивидуальное обучение"и использующую гибкие формы обучения. В педагогическую науку она вошла под названием «план Трампа». Предложенная система включала три формы работы: 1) лекции квалифицированных преподавателей или специалистов по конкретной теме с применением технических средств для больших групп (100-150 учеников), на которые отводилось 40% учебного времени; 2) работа в группах по 10-15 человек (20% учебного времени) с преподавателем или с хорошо подготовленным учеником; 3) индивидуальная работа (до 40% учебного времени). При такой организации занятий класса как такового нет: ученики занимаются и в большой группе, и в непостоянной группе, и индивидуально. Нет и уроков в обычном понимании, а есть лекции, дискуссии, консультации. «План Трампа» позволяет максимально эффективно использовать силы учителей в зависимости от их квалификации. При этом большое внимание уделяется и индивидуальной работе с учащимися.

С середины 1960-х гг. в учебный процесс советской школы внедряются такие виды учебных занятий, как производственная практика учащихся, в том числе на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, экскурсии, занятия в кружках, практикумы, семинары и пр. Изменениям подверглись отдельные элементы урока (например, его структура, продолжительность).

Во второй половине 1980-х гг. «застойная» школа и отечественная педагогическая наука подверглись жесткой критике. Были предложены новые типы школ, педагогические технологии, инновационные методы обучения, альтернативные учебные планы и т.д., расширялось само понятие «урок». Изменения в уроке как форме организации занятий возникли и при введении так называемого концентрированного обучения (обучение «путем погружения» - для изучения в рамках одного предмета крупной темы, раздела), профильного обучения (в старших классах), создании классов выравнивания и т.д.

До сих пор нерешенными проблемами урока остаются: нерациональная трата учебного времени, необходимость разноуровневого обучения, для которого неприемлема структура сложившихся классных коллективов, и др. Поэтому в современной педагогической науке и практике поиски новых форм обучения идут в направлении индивидуализации, психологизации, Технизации обучения.

Помимо плановых форм обучения существуют и внеплановые, к которым относятся консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам. Они позволяют совершенствовать знания учащихся, расширяют их кругозор. Вспомогательные формы (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников.

Форма организации обучения - это ограниченное рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы уч-ся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Семинары. Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. Виды семинара: в форме докладов и сообщений; вопросно-ответная форма. Сущность семинара заключается в коллективном обсуждение предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных уч-ся под руководством учителя. Семинарскому занятию предшествует длительная подготовка. Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Структура семинара - они начинаются с краткого выступления уч-ля (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Особой формой семинара является семинар-диспут. Его цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческой позиции.

Практикумы или практические занятия. Применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах… работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем. Способствуют решению задач трудовой подготовки шк-в

Консультации. Как правило, эпизодические, т.к. организовываются по мере необходимости. различают текущие, тематические, обобщающие консультации. Консультации в школе обычно групповые, реже индивидуальные. Иногда выделяется специальный день для консультаций.

Экскурсия - это специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное на предприятие, в музей, на выставку, в поле… Во время экскурсии наряду с наблюдениями уч-ся используется рассказ, беседа, демонстрация и другие методы. Они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью. Экскурсия может быть: производственная, природоведческая, краеведческая, литературная, географическая. Экскурсия - ванное звено в целостном педагогическом процессе. Она может занимать от 40-80 минут до 2-2,5 часов.

Факультатив. Его основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов уч-ся, проведение планомерной профориентационной работы. Факультатив работает по определенной программе, к-я не дублирует учебную.

Дополнительные занятия. Проводятся с отдельными уч-ся или группой уч-ся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработке умений и навыков, удовлетворению повышенного интереса к учебному предмету.

Олимпиады, конкурсы, выставки. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности уч-ся и развитие их творческой состязательности в изучении математике, физике, химии, языка и лит-ры, а также в техническом моделировании проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского творчества.

Учебная конференция. Конференции могут проводиться по всем предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. В них могут принимать участие уч-ся, учителя представители производства, участники войны, ветераны труда.

"Погружение" - спаренные уроки или циклы уроков, позволяющие создать лучшие условия для реализации полного цикла УПД.

Views: 11291

В современном мире родителям и детям предоставлен выбор из нескольких форм обучения. Помимо очной формы обучения, наиболее распространённой сегодня, есть и такие формы образования как семейное образование, самообразование, экстернат и очно-заочное обучение. Не все знают о них, не все осмеливаются перевести ребёнка на заочную или очно-заочную форму обучения. Многие относятся к ним предвзято, считая, что дети на этих формах обучения меньше учатся. На самом деле требования на аттестациях довольно сложные, и, если Вы не изучили хорошо темы, то хорошую оценку Вы за них не получите. Ниже я вкратце расскажу о разных формах обучения и приведу плюсы и минусы каждой.

Очная форма обучения

Как я уже указала выше, это форма обучения сейчас самая распространённая. Она заключается в том, ребёнок каждый день ходит в школу, и все предметы без исключения изучает в школе.

Плюсы

  1. Ребёнок, помимо родительского контроля, ещё и находится под контролем учителей, которые заставляют его учиться, выполнять задания – задача родителей, как правило, облегчается.
  2. Если у ребёнка проблемы со школьным предметом, а родители сами в предмете не разбираются и не могут помочь, то учитель может объяснить ученику непонятную тему.

Минусы

  1. Если ребёнок хорошо разбирается в школьном предмете и без помощи учителя, если он лучше большинства своих одноклассников – то хождение на этот предмет будет лишней тратой времени, т.к. при самостоятельном обучении он изучил бы преподаваемый учителем материал намного быстрее.
  2. Зачастую на очном обучении ребёнок тратит очень много времени на учёбу, и у него остаётся мало времени на занятия спортивной или творческой деятельностью.
  3. Иногда учителя не могут хорошо объяснить материал или тратят много времени на отвлечённые темы.

Итак, очная форма обучения хороша для тех, кто не может правильно организовать себя, т.е. тот, кто нуждается в контроле, который по каким-то причинам не могут полностью обеспечить родители. Также эта форма обучения необходима тем, у кого серьёзные пробелы в знании предметов, и на самостоятельное их изучение потребуется очень много сил и времени.

Семейное образование

Эта форма образования относится к заочной. Она заключается в том, что ребёнок под контролем родителей, репетиторов или самостоятельно изучает все школьные предметы , при этом в школу приходит только в конце четверти или полугодия, для того чтобы сдавать зачёты. Чтобы перейти на эту форму обучения, нужно написать об этом заявление в школу и в отдел Министерства Образования. После этого Вы договариваетесь с администрацией любой школы о сроках сдачи аттестации. Важно знать, что при семейном образовании ребёнок не входит в состав учеников школы . Если ученик не сможет пройти аттестацию (получит «2»), то школа может потребовать возвращение ребёнка на очную форму обучения.

Плюсы

  1. Родители и ребёнок могут разработать свою собственную программу обучения, которая, на их взгляд, наиболее эффективна.
  2. Ребёнок находится под более сильным контролем родителей.

Минусы

  1. Необходимо хорошо разбираться во всех предметах, поскольку не всегда родители могут помочь.
  2. Ребёнок не входит в состав учащихся школы, поэтому у школы нет стимула его «вытягивать», и требования на аттестациях могут быть достаточно жёсткими.

Таким образом, семейная форма образования может быть хороша лишь тогда, когда ребёнок хорошо разбирается во всех предметах, или когда родители хорошо знают школьные предметы и могут объяснить их ребёнку.

Самообразование

В принципе, это почти то же самое, что и семейное образование. Разница заключается в том, что при выборе самообразования учащиеся 10-11 классов могут сами написать заявление и перейти на эту форму обучения, и для этого не нужно согласие родителей .

Экстернат

Это также заочная форма обучения. Для перехода на неё, как и на другие заочные формы обучения, нужно написать заявление в школу и в отдел Министерства Образования. Для перехода на эту форму обучения нужно согласие родителей. Эта форма обучения отличается тем, что учащийся может заранее сдать некоторые или все предметы . Например, ребёнку 13 лет, то есть по возрасту он должен учиться в 7 классе. Но, сдав предметы экстерном, он может сразу перейти, например, в 8 класс или даже в 9 класс и выше.

Плюсы

  1. Освобождается время для творческой и спортивной деятельности ребёнка, лучшей подготовки к экзаменам и т.д.
  2. Если ребёнок явно обгоняет своих сверстников по знанию предметов, то он может, пройдя аттестацию, сразу перейти в следующий класс и, опять же, выиграть время.

Минусы

  1. Не так просто заранее сдавать все предметы с переходом в следующий класс, поэтому обучение экстерном может оказаться тяжёлым психологически.
  2. Не все дети способны быстро осваивать школьную программу.

Очно-заочная форма обучения

Я нахожусь на очно-заочном обучении второй год и считаю эту форму образования лучшей. Она многим отличается от заочных. Во-первых, ученик на этой форме обучения входит в состав школы . Это очень хорошо, поскольку школа заинтересована в том, чтобы у ученика были хорошие оценки. Во-вторых, ученик обязательно часть предметов изучает в школе, а часть самостоятельно, потом приходит в школу и сдаёт зачёт. Те предметы, в которых ребёнок разбирается хорошо, он изучает сам, а предметы, с которыми у него проблемы, он изучает в школе. Если в ходе обучения выяснится, что с ещё какими-то предметами ученику сложно справиться самостоятельно, то можно переписать заявление и в список предметов, изучаемых учеником в школе, добавить новые предметы.

Плюсы

  1. Поскольку ученик входит в состав школы, то школа заинтересована в том, чтобы у него были хорошие оценки.
  2. Ученик может самостоятельно изучать предметы, которые он знает хорошо, а в школе заниматься предметами, с которыми у него проблемы.
  3. Благодаря самостоятельному изучению некоторых предметов выигрывается время.

Минусы

Единственная проблема, с которой можно столкнуться – предвзятое отношение учителей к этой форме обучения. С другой стороны, если Вы хорошо знаете предмет, то какая разница, кто и что думает 🙂

Итак, в настоящее время существует несколько форм обучения. В зависимости от обстоятельств, всегда можно выбрать ту форму обучения, которая будет более удобна ребёнку и родителям. Если родители окажутся не довольны выбранной формой получения образования, они в любой момент могут перевести ребёнка на очную форму обучения. Формы обучения можно менять в любое время , хоть каждый день 🙂

К записи прикреплены шаблоны заявлений в школу и в отдел Министерства Образования о переходе с очной формы обучения на заочную или очно-заочную.

Какие существуют формы обучения в школе?
Со временем меняется не только материал, предусмотренный школьной программой, но и форма его подачи. Сегодня родители, исходя из индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка, могут сами выбирать форму обучения для него.
Очная форма обучения
По факту присутствия обучающегося на уроках обучение в школе происходит по очной форме обучения .
Кому подходит очная форма. Методы обучения
Если ребенок здоров, подготовлен к школе, он общительный и самостоятельный, то ему подойдет стандартная форма занятий. Это самый привычный и распространенный вид обучения: дети приходят в школу, где в классах с ними занимаются учителя.
Классифицируются формы очного обучения по таким параметрам:
По численности учеников: коллективная, групповая, парная, индивидуальная формы обучения.
По месту проведения занятий: школьная – это уроки, обучение в мастерских и на пришкольной территории.
По времени обучения: обычный урок – 35-40 минут . В соответствии с санитарными нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 и СанПиН 2.4.2.3286-15
По дидактическим целям: занятия теоретические, комбинированные и практические; занятия для проверки степени усвоения детьми материала.
Очная форма организации процесса обучения предусматривает использование пяти методов проведения занятий:
Фронтальный, Парный, Групповой,Коллективный, Индивидуальный.
Каждый из указанных выше методов дополняет еще один – метод домашних заданий. Он помогает эффективно закрепить пройденный материал, предусматривает выполнение заданий самостоятельно или с помощью родителей.
Надомное образование
Не все школьники первого сентября с букетом цветов и красивым портфелем пойдут в школу. Есть и такие ребята, для которых так и не прозвенит звонок на урок. Ребята тоже будут считаться школьниками, но в школу не пойдут. Они будут учиться не выходя из дома.
В нашей школе обучение на дому может осуществляться по необходимости (по медицинским показаниям), и по желанию родителей (законных представителей).
Надомное образование рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения.
Расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (35-40 минут), так и более длинными (до 1,5-2 часов). Все зависит от состояния здоровья ребенка. Учителям, конечно, удобнее захватывать несколько уроков за один раз, поэтому в большинстве случаев в день у ребенка не больше 3 предметов. Как правило, надомное обучение по общей программе выглядит следующим образом:
для 1-4 классов — 8 уроков в неделю;
для 5-8 классов — 10 уроков в неделю;
для 9 классов — 11 уроков в неделю.
В школе разработано Положение о надомном обучении.

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и т. д.

Общие формы организации обучения. В современной дидактике организационные формы обучения подразделяются на общие и конкретные. Общих форм организации обучения три: фронтальная, групповая и индивидуальная. К конкретным (частным) формам организации обучения относятся: урок, учебная экскурсия, домашняя работа учащихся, факультативные занятия, занятия в учебно-производственных мастерских и некоторые другие.

Рассмотрим общие формы организации обучения. При фронтальной (общеклассной) форме работы учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не учитывает индивидуальные различия учащихся. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - опережают и вынужденно бездействуют.

При групповой форме организации обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью отдельных групп учащихся класса (их называют также малыми группами).

Индивидуальная форма организации обучения не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По сути это самостоятельное учащимися заданий, которые могут быть различными (индивидуально подобранными для каждого ученика), так и одинаковыми для всего класса. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки.

В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой.

Рассмотренные общие организационные формы обучения применяются, как правило, в комплексе, чередуясь на одном уроке.

Иногда говорят о коллективной форме организации обучения. Но ни фронтальная, ни групповая формы обучения не являются на самом деле коллективными, хотя их и пытаются представить таковыми. Так, при фронтальной работе почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Но и не всякая групповая работа является коллективной. По утверждению X.Й. Лийметса, коллективная работа, возникает только на основе дифференцированной групповой работы и имеет следующие признаки:

  • 1) класс (группа) осознает коллективную ответственность за выданное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
  • 2) организация выполнения задания осуществляется самим классом (группой) под руководством учителя;
  • 3) действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика в и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
  • 4) есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

По мнению В.К. Дьяченко, коллективное обучение - это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.

ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Основные формы организации обучения

Урок остается основной формой организации обучения в современной школе. Причина «живучести» урока заключается в том, что эта форма организации обучения весьма выгодна экономически, так как при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную чёткость и непрерывность процесса обучения.

Учебная экскурсия (см. дальше) - форма организации обучения, при которой учащиеся под непосредственным руководством учителя или самостоятельно, но под его контролем наблюдают, исследуют окружающую действительность или её искусственное воссоздание (музей, оранжерея) в тесной связи с изучаемым программным материалом.

Самоподготовка - организованное выполнение домашних заданий в школах-интернатах и группах продлённого под руководством учителя или воспитателя.

Преимущества самоподготовки:

  • а) она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после отдыха или прогулки);
  • б) учащиеся могут обратиться за помощью к педагогу;
  • в) можно организовать взаимоконтроль, взаимопомощь.

Однако самоподготовка не лишена недостатков:

  • а) возможно списывание и подсказки, порождающие иждивенческие настроения отдельных учащихся;
  • б) выполнившие задание, как правило, находятся в том же помещении, что и другие (мешают, вызывают торопливость);
  • в) усложняется процесс подготовки устных заданий.

Вспомогательные формы организации обучения

Факультативные занятия - форма организации обучения во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний, навыков и умений учащихся по учебным предметам в соответствии с их запросами, склонностями и способностями, удовлетворение повышенного интереса к предмету.

Факультативные занятия являются одной из основных форм дифференциации обучения в современной школе. В этом плане их значение возросло после Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования», которым было отменено профильное обучение.

Группы для проведения факультативных занятий комплектуются из учащихся одного класса или параллельных классов в количестве не менее 5 учащихся в городских населённых пунктах и не менее 3 в сельских населённых пунктах. Учащиеся посещают факультативные занятия добровольно, на основании заявлений их законных представителей, но состав факультативных групп остаётся стабильным в течение года.

Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологичской, военно-патриотической, музыкальной, хореографичекской, художественной, театральной или иной направленности. Они проводятся по учебным программам, утверждённым Министерством образования Республики Беларусь (см.: www.adu.by), которые не дублируют программы по учебным предметам. Перечень программ факультативных занятий ежегодно пополняется. Издаются УМК для проведения факультативных занятий.

На факультативных занятиях широко используются различные виды самостоятельной работы учащихся (выполнение индивидуальных творческих заданий, обсуждение сообщений и докладов учащихся, подготовка и защита рефератов, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок и др.). При этом отметки не выставляются, учебные достижения учащихся оцениваются словесно на содержательно-оценочной основе.

Стимулирующие занятия - проводятся во внеурочное время с наиболее способными, хорошо успевающими учениками.

На стимулирующих занятиях решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, выходящие за рамки обязательной программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих вопросов, осуществляется подготовка школьников к участию в олимпиадах и конференциях.

Поддерживающие занятия - проводятся во внеурочное время с целью восполнения у учащихся пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Стимулирующие и поддерживающие занятия проводятся по мере необходимости при наполняемости групп не менее 3 учащихся.

Консультации - особый вид вспомогательных учебных занятий, строящийся на основе индивидуального подхода к учащимся и имеющий целью помочь отдельным учащимся лучше понять и усвоить то из ранее пройденного материала, что почему-то ими не было в достаточной степени понято и усвоено в своё время.

Консультации проводятся эпизодически, по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие консультации (последние организуются, например, при подготовке к экзаменам). Консультации в школе обычно групповые, но не исключаются и индивидуальные консультации. Иногда в школах практикуется выделение специального дня консультаций.

Олимпиада - это товарищеское соревнование учащихся в выполнении учебных заданий творческого характера (повышенной сложности, занимательных) по тому или иному учебному предмету.

Олимпиада способствует проверке качества теоретической и практической подготовки учащихся, стимулирует их к более активной работе по усвоению знаний и умений, содействует выявлению одарённых учащихся.

Конференция учащихся - это комплексная форма обобщения результатов, подведения итогов самостоятельной (под руководством учителя) исследовательской деятельности учащихся. Характерная черта конференции - подготовка и чтение учащимися докладов, сообщений. Ученические конференции могут проводиться по различным учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ.

Конференция имеет, как правило, тематический характер. Ее задача - привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема конференции должна быть не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства учащихся. В конференции могут принимать участие как учащиеся параллельных классов, так и разных параллелей. К работе конференции могут привлекаться учителя, представители науки, искусства и производства.

Учебная экскурсия и домашняя учебная работа

Учебная экскурсия - форма организации обучения, при которой учащиеся под непосредственным руководством учителя или самостоятельно, но под его контролем наблюдают, исследуют окружающую действительность или её искусственное воссоздание (музей, оранжерея) в тесной связи с изучаемым программным материалом.

Для этой формы организации обучения характерны высокая степень самостоятельности учащихся, наглядность и предметность в обучении, связь обучения с жизнью. На экскурсиях школьники учатся целенаправленно наблюдать и анализировать под руководством учителя или специалиста факты, явления в их взаимосвязи и взаимодействии, сравнивать их, обобщать, делать выводы. Экскурсии во многом способствуют задачам развития у учащихся познавательного интереса, эстетических качеств.

По месту проведения выделяют экскурсии:

  • Ш в природу;
  • Ш музейные (в музеи, на выставки, в галереи);
  • Ш по историческим местам;
  • Ш литрературно-эстетические (даннный вид экскурсий предложил Якуб Колас в своем учебном пособии «Методыка роднай мовы»);
  • Ш производственные (на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в узлы транспорта и связи);
  • Ш комплексные (например, краеведческие).

Экскурсия должна быть хорошо подготовлена: учитель выбирает объект, тщательно изучает относящиеся к теме экскурсии материалы, намечает цели, составляет подробный план, разрабатывает маршрут, уточняет подлежащие выяснению в ходе экскурсии вопросы, заранее разрабатывает и распределяет между учащимися задания, определяет порядок подведения итогов экскурсии.

Руководитель экскурсии обязан также подготовить к ней учащихся. Характер подготовки может быть различен. Это предварительный рассказ или объяснение, указание объектов для наблюдений, зарисовок, составления схем, инструктаж о порядке следования и правилах поведения детей в период осмотра объекта и т. п.

Домашняя учебная работа выполняется учащимся самостоятельно; она органически связана с классным занятием и его содержанием.

Виды домашней работы разнообразны, из них основными являются: заучивание объясняемого на уроках материала по учебным и другим вспомогательным литературным источникам; выполнение письменных и устных упражнений; решение задач; проведение опытов; написание сочинений; изготовление моделей и чертежей; составление различных схем и диаграмм; собирание экспонатов (коллекций, гербариев) и др.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно.

В I классе домашние задания не задаются. Учебники, тетради учащихся хранятся в учебном помещении. Во II-IV классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы. Домашние задания по трудовому обучению и музыке не задаются.

Основная причина перегрузки - объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам. Объем домашней работы не должен превышать 30% объема работы, выполненной в классе.

Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным. Это значит, что, сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично дифференцировать или индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

Непременным условием успешного выполнения учащимися домашней учебной работы является подготовка школьников к ее выполнению под руководством учителя.

Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым инструктажем.

В помощь учащимся учитель разрабатывает и предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу, как учить наизусть стихотворение, как подготовить план пересказа, как выполнять работу над ошибками и др.).

При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования. Для учащихся II классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5-10 минут. Во время перерыва полезно сделать несколько физических упражнений, гимнастику для глаз. В III классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30-35 минут, а в IV - до 40-45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2-3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся III-IV классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль).

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которые отводятся на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся помощь в выполнении домашних заданий.

Домашнее задание, какого бы вида оно ни было, должно быть осознано каждым учащимся, как с точки зрения его содержания, так и с точки зрения путей и способов его выполнения. Поэтому учитель должен основательно инструктировать класс о путях его рационального выполнения. В практике работы школы сложились следующие виды инструктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе; объяснение способа выполнения задания на 2-3 примерах; разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.

Домашнее задание бывает общеклассное (фронтальное, обязательное для всех учащихся) и индивидуальное.

Для того, чтобы домашние задания стали действенными, эффективными, учитель должен строго руководствоваться следующими основными дидактическими требованиями:

  • 1) домашнее задание должно вытекать из материала, объясненного на уроке в соответствии с программой;
  • 2) учитель должен задавать домашнее задание в конце урока, после того, как материал был основательно объяснен и учащимися осмыслен;
  • 3) объем домашнего задания должен быть строго дозирован и соответствовать установленному режиму дня, допустимой нагрузке учащихся данного возраста, гигиеническим нормам;
  • 4) домашние задания должны равномерно распределяться на дни недели;
  • 5) в начале следующего урока учитель обязан проверить выполнение классом домашнего задания и учесть качество его выполнения при оценке каждого учащегося.

Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум-максимум». Задания-минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.

Выбор редакции
Необходимо подкорректировать свой режим сна, он сбился. Ложитесь до двенадцати ночи, но никак не в три-четыре часа, ваш организм не...

хранитель изящной словесности Даже в эпоху смартфонов наручные часы не остаются на вторых ролях в нашей личной коллекции аксессуаров....

Часы – это незаменимая часть человеческой жизнедеятельности, без которой почти невозможно представить существование в современном мире,...

Красный Огненный Петух – символ 2017 года. Стихия огня и алый цвет переплетутся в гармоничную смесь. Согласие ожидается во всех делах....
Любовь имеет для Скорпиона немаловажное значение, как, впрочем, и для всех знаков Зодиака. Но особенно остро потребность в ней...
Шаг 1: Подготовим говядину и начиним ее чесноком. Вырезку говядины для начала необходимо хорошо промыть под холодной проточной водой,...
Доброе время суток всем любителям кулинарии! Как раз в каталоге рецептов все опытные и не очень кулинары смогут найти полным-полно...
Статья предлагает вам рецепты блюд и меню да ребенка 2-х лет, а так же рекомендации по его питанию. Со 100% уверенностью можно сказать,...
Кулинарное сообщество Li.Ru - Рецепты для детей на завтрак Практически идеальный завтрак - яичница-болтунья, рецепт которой...