Отмена интернатуры — подробности реформы медицинского образования. Ординатура: что такое, учеба или работа, сколько длится


После выпуска из медицинского или фармацевтического вуза выпускник не может приступить сразу к самостоятельному лечению пациентов. После сдачи диплома он должен пройти послевузовскую ординаторскую подготовку и только после имеет право начинать самостоятельную практику лечения.

Что такое ординатура, сколько длится такое дополнительное обучение и каковы его особенности?

Обучение на ординатуре – что же это такое?

Ординаторские курсы – форма образования и первичная подготовка после окончания медицинского или фармацевтического вуза, а также медицинских факультетов в государственном университете.

Основная цель – углубленное изучение основ медицинских наук, приобретение опыта в самостоятельном лечении и получение высокой квалификации медицинских специалистов для самостоятельной работы в госучреждениях или частных здравоохранительных организациях.

Для получения навыков, знания и опыта в стоматологии также нужна ординаторская учеба. Студенты-дантисты проходят курс лекций по углубленной программе, практикуются в полученных знаниях.

После окончания подготовки молодым дантистам выдают сертификаты, которые позволяют им работать в госучреждениях или частных стоматологиях либо открыть свой личный стоматологический кабинет.

Ординатура и интернатура

Ординатор и интерн после окончания вуза проходят дополнительные курсы, чтобы повысить свои познания и умения. Но в чем же разница между ординатурой и интернатурой?

Главное отличие – длительность обучения. Интерны обучаются всего 1 год, а ординаторы – 2 года, причем для некоторых специальностей учеба может растянуться на 5 лет.

Ординатура за более длительный срок считается более сложной и полной.

Ординатура и интернатура в медицине – желательный шаг для выпускников медвузов. На начальных этапах подготовки интерн и ординатор могут только слушать врача и отвечать на его вопросы.

В дальнейшем им могут позволить проводить сбор анализов или другие манипуляции с больными, и только к окончанию учебы врач может назначить ведение больного и его лечение, но с обязательным контролем и консультацией опытных специалистов.

Еще одно отличие – уровень знаний. За один год трудно все усвоить, поэтому ординатура в медицине предпочтительней. Также иногда прохождение одной интернатуры недостаточно для получения высокой должности или ученой степени.

Важно! Чтобы получить сложную специализацию, к примеру, кардиохирург, нейрохирург и другие, годичной интернатуры недостаточно.

Обязательно ли такое обучение?

Прохождение ординатуры в медицине – что это такое?

Медицинская или клиническая ординаторская учеба – это не обязательный компонент высшего образования врачей, фармацевтов и других медработников.

Она служит для получения опыта, углубленных знаний и улучшения профессиональных качеств врача. Пройти ординаторские курсы можно в медицинских вузах или на медицинских факультетах университетов, а также в институтах повышения квалификации.

Данная форма образования – самостоятельный осознанный выбор, который может принять выпускник для улучшения собственных знаний или знакомства с новыми технологиями лечения.

Ординаторская форма учебы была утверждена в 1994 году, поступить на нее могут фармацевты, врачи, стоматологи и провизоры. Поступление проходит на конкурсной основе, поэтому не все желающие смогут попасть в группу.

Срок получения образования на ординаторских курсах очной формы обучения в медицине – два года. Но в некоторых случаях ординаторы могут учиться 5 и более лет.

При этом учитывается трудовой стаж медработника столько, сколько длилась ординатура. Но на практике это редко применяется, даже при возможности досрочного выхода на пенсию.

Надо ли платить за ординатуру?

Первый вопрос, который тревожит выпускника мед учреждений перед поступлением на ординатуру, – платная она или нет. Существует платная и бесплатная ординаторская подготовка.

Платная – учеба по контракту, бесплатная – бюджетное финансирование на основе конкурсного поступления в вуз. Обучающимся выплачивается фиксированная стипендия от учреждения, где проходит учеба.

До середины 2017 года бесплатное образование сопровождалось обязательной отработкой ординатора в государственном учреждении, после студентов освободили от такого обязательства вне зависимости от того, платная учеба или нет.

Важно! Если студент поступил на бюджетную форму, а затем ушел по личным причинам, в дальнейшем он сможет поступить заново только на платной основе.

В чем разница ординаторской учебы провизоров и фармацевтов? Провизоры обладают высшим фармацевтическим образованием, в отличие от обычного фармацевта со средним специальным. В 2017 году провизоры, поступившие на ординаторское обучение, будут учиться наравне с врачами – 2 года.

Это связано с изменениями в стандартах федерального государственного образования, для углубления знаний провизоров и повышения их квалификации. Однако срок обучения после 2018 года снова может быть изменен – сокращен.

Важной особенностью ординаторского обучения является то, что оно существует только в Российской федерации и в странах бывшего Советского Союза. Поэтому стать ординатором за пределами стран СНГ нет возможности.

Однако за границей можно пройти курс обучения после окончания вуза по углубленной программе. Выпускник сможет поступить на повышающие квалификацию курсы либо стать ассистентом врача и получать опыт в теоретических и практических знаниях.

Ординатуры за границей отличаются от российской. Например, итальянские высшие учебные заведения проводят подготовку специалистов за 2–6 лет, при этом у них есть постоянная медицинская практика. А в Германии статус ассистента сменить на врача можно только после успешной сдачи экзамена. Все эти критерии распространяются и на будущих стоматологов.

Ординатура – это учеба или работа?

Ординатура в медицине проходит на базе вузов, и на нее нужно поступить на конкурсной основе. При продолжении образования с целью повышения знаний или квалификации проводится контроль знаний студентов-ординаторов.

Учеба проводится по индивидуальному плану, его составляет руководитель – опытный медработник.

В ординаторскую программу включены лекции по общим и углубленным дисциплинам, семинарские и практические занятия, а также посещение конференций с докладами.

Кроме того, обучающиеся имеют возможность проводить обход больных под руководством опытного медработника, проводить простые манипуляции и назначать лечение после консультации с лечащим врачом.

Но главное: ординатура – это учеба или работа? Несмотря на всю обучающую форму подготовки, это работа. Стоит помнить, что трудовой стаж за этот период медработника заносится в трудовую книжку.

Кроме получения дополнительных глубоких познаний в своей медицинской специальности у ординаторов есть ряд других преимуществ:

  1. После завершения учебы выпускникам выдают удостоверение, которое подтверждает окончание обучения.
  2. Ординатор получает сертификат по итогам аттестации.
  3. Студент, который поступал на конкурсной основе, сможет в дальнейшем найти работу самостоятельно.
  4. Ординатор во время подготовки получает стипендию, а также надбавку к ней при поступлении на место работы.
  5. У студентов-ординаторов существуют каникулы, они по длительности приравниваются к отпуску врача.
  6. Предоставляется жилье для тех, кто приехал учиться из других городов или стран.
  7. Закончить обучение можно раньше при условии правильного и успешного выполнения учебного плана.
  8. Студентам разрешено брать академический отпуск.

Полезное видео

Подведем итоги

Поступление на ординаторские курсы – осознанный выбор выпускника медицинских учреждений. Это необходимый шаг для улучшения собственных знаний и повышения квалификации, а также для познания новых методик лечения или современных компьютерных технологий.

Студенты данной формы обучения получают трудовой стаж и огромный опыт работы. В отличие от интернатуры, ординаторы обучаются два года, после которых могут получить удостоверение об окончании и сертификат о квалификации.

Система образования с каждым годом движется вперед. Если ранее новообразования касались средне образовательных заведений, то в будущем времени они коснуться и медицинских вузов. Главным образом новообразования последуют в интернатуре. Планируется, что отменят с 2016 года. А вместо нее студенты будут сдавать экзамены по государственному федеральному стандарту.

Планируемое нововведение специалистами медицинского уровня оценивается двояко. Например, некоторые из них считают, что такой подход к прямому получению высшего образования негативно скажется на уровне подготовки будущих медиков. Другие же, наоборот, утверждают, что планируемые изменения обязательно приведут к улучшению получения медицинских услуг пациентами в целом. Как это будет в действительности, в настоящие дни решить невозможно. Но проблема, отменят ли интернатуру с 2016 года будоражит многих будущих целителей в белоснежных халатах.

После определенных исследований и анализов ученые пришли к такому правильному выводу, что на сегодняшнее время степень подготовки молодых специалистов находится на низшем уровне. При этом данные подаются на тот период, пока еще не введены планируемые изменения.

Если интернатура в 2016 году будет отменена, то получается, что после окончания определенного высшего учебного заведения медицинского профиля, молодые специалисты должны будут приступать непосредственно к выполнению личных трудовых обязанностей. Если ранее, после окончания ВУЗа они становились интернами и продолжали получать необходимую им квалификацию, то теперь после того, как студенты выйдут за двери этих заведений, они должны сразу заседать в кабинетах медицинских учреждений.

Кроме всего прочего, эксперты в вышеуказанной сфере обслуживания утверждают, что получения одного лишь диплома об окончании высшего образования для работы в поликлиниках будет совсем недостаточно. Вопрос качественности и эффективности медицинских услуг остается открытым. Смогут ли вчерашние студенты оказать эффективную помощь пострадавшим или заболевшим людям. Чтобы немного противостоять новинкам будущего года, в профильное медицинское образование введены усиленные обучающие уроки, позволяющие молодым кадрам стать более квалифицированными и подготовленными. Кроме всего прочего, новые стандарты указывают на то, что будущим специалистам необходимо будет единожды за 5 лет проходить дополнительное повышение квалификации с последующей сдачей положенных экзаменов.

Вопрос ординатуры

Когда произойдет отмена интернатуры в 2016 году, закон гласит, что так и продолжит свое действие. Что это значит?

Студент, получивший высшее образование по соответствующему профилю, имеет право поступить на работу в любое медицинское заведение, а затем пройти важное обучение в ординатуре по своему трудовому направлению. На сегодняшний момент количество лет, которое должен отработать молодой врач после окончания ВУЗа, составляет 3 года . Это количество времени не указано ни в одном действующем документе, но устно обговаривается именно эта цифра. После работы положенного количества времени в медицинском учреждении молодой специалист имеет право поступить на обучение в ординатуру. Срок преддипломной практики в случае поступления в ординатуру увеличивается до 5 лет.

Что будет после изменений в медицинской структуре?

Планируется, что после отмены интернатуры в 2016 году, массовая проблема с кадрами в медицинских структурах будет положительным образом разрешена. Но эта медаль имеет 2 обязательные стороны.

С одного взгляда, молодые специалисты восполнят вакансии в медицинских учреждениях. А с другой стороны, некачественно подготовленные специалисты не смогут ответить своим пациентам на все интересующие их личные вопросы.

Радует лишь то, что постепенно молодой специалист будет получать практику жизни. Соответственно, с каждым последующим годом работы он будет получать больше жизненных навыков. Еще одним плюсом является то, что раз за 5 лет специалисту в области медицины необходимо будет проходить подтверждение своей квалификации и улучшать знания при помощи соответствующих курсов. Все это обеспечит более улучшенное качество медицинских услуг.

Как утверждают высшие специалисты и научные эксперты в области медицинских технологий, отмена интернатуры позволит кардинально изменить медицинскую специфику. Новые изменения коснутся не только высших учебных образований, но и средних школ и медицинских училищ.

Сами будущие медики проблему пока по достоинству не оценивают. Мнение молодых людей также расходится. Например, одни молодые специалисты с радостью готовы приступить к непосредственной практике после получения соответствующего образования. Другие же, наоборот, желают основательно подготовиться в медицинской теории, чтобы впоследствии оказывать достойную медицинскую помощь.

Качество медицинского образования и обслуживания всегда было предметом пристального внимания и жалоб граждан, что вынудило правительство пойти на глубокое реформирование здравоохранительной системы. Непосредственные меры коснулись и образовательного процесса, больше всего затронув стадию последипломного образования – интернатуру, которая раньше считалась обязательной для выпускников медицинских ВУЗов.

Многих людей, задействованных в данной сфере, а особенно будущих выпускников – медиков горячо волнует вопрос, произойдут ли изменения интернатуры в 2018-2019 году.

Причина изменений

Нововведения в структуру образования медицинских специалистов были запланированы ещё в 2011 году. В этот период на правительственном уровне был утверждён новый Федеральный стандарт образования. В соответствии с этим стандартом на первый план выведены требования, которые приближают уровень образования российских врачей к общемировому.

Главные позиции, которые внедряются в образовательный процесс:

  • Раньше годы обучения в университете были в полной мере отданы на изучение теоретической составляющей наук, и только во время интернатуры студенты приобретали практические навыки. Сейчас подход коренным образом меняется: все этапы обучения, начиная с абитуриентского, насыщены практическими занятиями и приобретением навыков опытным путём. Научно-исследовательская деятельность теперь занимает неотъемлемую часть учебного процесса.
  • Новая схема подразумевает работу с пациентами при ВУЗах и в пределах медучреждений. Это важно с точки зрения постоянных наблюдений, выводов, анализа на фоне непосредственного контакта с пациентом. Все эти этапы будут контролироваться квалифицированным персоналом с высоким профессиональным и педагогическим уровнем.
  • Большая часть процесса обучения отводится для симуляционных методов, которые широко применяются за рубежом на протяжении последних десятилетий и признаны высокоэффективными. Для этого используются специальные фантомы и симуляторы, которые позволяют студентам попробовать свои силы в условиях, приближённых к практике, после того, как теоретическая часть уже освоена, но практическое обучение ещё не началось. Симуляторы в таком случае становятся буфером для приобретения и закрепления навыков.

Все эти меры подразумевают огромную работу, которую в данный момент проводят над образовательной программой. Требуются полномасштабные замены пособий, отработка новых механизмов, и все эти процессы произойдут на протяжении 2018-2019 года.

Начиная с 2018 года интернатура прекращает действие для врачей всех направлений, поскольку их подготовка до получения диплома полностью соответствует уровню, при котором можно успешно работать с пациентами. То есть, приступить к полноценной практике медики смогут сразу после окончания ВУЗа.

Как произойдёт отмена

Повсеместный процесс упразднения интернатуры проходит трёхступенчато:

  • осень 2016 года – отмена интернатуры для стоматологов и фармацевтов;
  • осень 2017 года – для терапевтов и педиатров;
  • 2018 год – для оставшихся специальностей.

После полной отмены интернатуры ординатура останется в неизменном виде. Этот вид последипломного обучения часто путают с интернатурой, но функции у них разные. Ординатура нужна для докторов узкой направленности, таких как хирурги, гинекологи, неонатологи, неврологи и пр. Эта форма обучения при переходе к новой системе остаётся в прежнем виде и будет занимать 2 года, после чего специалисту на руки будет выдан сертификат, допускающий врача к самостоятельной практике.

Плюсы и минусы отмены

Радикальное изменение образовательной системы медицинских специалистов получило неоднозначные отзывы. В этой реформе есть как сильные, так и слабые места.

К плюсам можно причислить такие моменты:

  • студенты смогут раньше приступить к трудовой деятельности и выполнять оплачиваемую работу;
  • поскольку медики будут раньше приступать к самостоятельной деятельности, это улучшит кадровую картину, поскольку на данный момент во многих клиниках не хватает квалифицированного медперсонала высокой специализации;
  • работа в клиниках во время обучения позволит детально подготовиться к большому разнообразию ситуаций и изучить динамику патологий на практике, что формирует более конструктивное врачебное мышление у каждого студента;
  • симуляционные приёмы делают возможной отработку алгоритмов лечения без риска навредить пациенту, что позволяет студенту действовать более спокойно и без лишнего напряжения;
  • отмена интернатуры позволит сократить время обучения, но одновременно повысит квалификацию и уровень подготовки выпускников ВУЗов.

Наряду с этими позитивными факторами есть и негативные:

  • для расширения практической части программы будет значительно сокращена теоретическая составляющая, некоторые темы и предметы трансформируются в сокращённый курс без углубления;
  • симуляция не даёт полного эффекта лечения пациентов, лишает студента освоения психологических моментов взаимодействия врача и больного;
  • со стороны пациентов возможно проявление большого недоверия и нежелания лечиться у неопытного врача, не прошедшего интернатуру.

Чем заменят сертификацию

После прохождения курса интернатуры студенты получали подтверждающий сертификат, который свидетельствовал о надлежащем уровне молодого врача. Этот документ становился допускающим к самостоятельной работе для начинающего специалиста. Сертификация должна была повторяться на протяжении всего времени практики с интервалом в 5 лет, что давало право на получение более высокой квалификации.

Теперь сертификация трансформируется в аккредитацию. Без неё врач не может быть допущен к самостоятельной практике.

Аккредитация подразумевает набор нужного количества баллов, которые насчитываются за:

  • участие в семинарах, конференциях и других подобных медицинских мероприятиях;
  • издание научных трудов в виде книг или статей;
  • успешное проведение сложных медицинских манипуляций или успешное применение сложных комплексных схем лечения в тяжёлых случаях.

Впервые механизм аккредитации будет запущен в 2021 году. У медиков по этому поводу остаётся много вопросов:

  • какая сторона будет оплачивать поездку и проживание в месте проведения аккредитации;
  • как изменится время приёма пациентов из расчёта на добавочные требования по написанию научных и исследовательских работ, а также посещения семинаров и конференций;
  • повлияет ли на аккредитацию ежедневная практика и отзывы пациентов и т.д.

В Министерстве отвечают, что за предстоящий период все эти вопросы будут доработаны и чётко регламентированы, поэтому отказ от интернатуры пройдёт спокойно и организованно. Такая реформа направлена на улучшение уровня молодых специалистов и конкурентной способности российских докторов на мировом рынке.

Видео об отмене интернатуры:

В России идет полномасштабная реформация системы здравоохранения. Одна из ее составляющих - вузовская и послевузовская подготовка квалифицированных специалистов. Суть перемен касается вопросов интернатуры и ординатуры, повышения квалификации, замены сертификатов аккредитационными листами, утверждения образовательных стандартов подготовки будущих врачей.

2014 год - начало реформ в медицинском образовании

Суть перемен - в стандартизации. По планам МЗ РФ обучение, послевузовская подготовка, специализация, повышение квалификации врачей, лечение, реабилитация - все, что касается медицины, должно укладываться в рамки специально разработанных стандартов. С этой целью в 2014 году был принят Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 (ред. от 17.03.2017). Он регламентировал переход на систему стандартизации в обучении врачей и должен был стать основой Федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего образования в области медицины (ФГОС). Именно по таким стандартам работают практически все высшие учебные заведения страны. Однако в медицине до сих пор его окончательного варианта не разработано. Медицину ждут постоянные изменения: отменить или оставить интернатуру или ординатуру, как выдавать аккредитационные листы, как повышать квалификацию опытным врачам и т.д.

Обучение врачей до 2016 года

Каждый выпускник медицинского вуза, имеющий за плечами 6 лет теории и диплом по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», мог выбрать, как развиваться и где работать.

Чтобы самостоятельно лечить пациентов и получить практические навыки, он был обязан поступить в интернатуру по общей специальности (терапия, хирургия, акушерство и гинекология) или на конкурсной основе в ординатуру, на одну из узких специальностей по своему выбору (неонатология, дерматология, кардиохирургия и т.д.). С институтской скамьи можно было поступить и в аспирантуру для продолжения научной деятельности.

Интернатура предполагала год практики под руководством опытного куратора, ординатура - два, аспирантура - три.

Интернатура Ординатура
После окончания можно было работать в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом , педиатром , хирургом , акушером –гинекологом . После окончания можно было работать в поликлинике и стационаре.
Интернатура была бесплатной для всех выпускников вуза. Ординатура могла быть бесплатной, если выпускник поступал на бюджетное место и знал, где будет трудиться после выпуска, или на платной основе со свободным трудоустройством.
После окончания интернатуры врач мог поступить в ординатуру по узкой специальности, а мог продолжать работу самостоятельно, без куратора.
По окончании интернатуры, ординатуры, аспирантуры врач получал сертификат на право самостоятельной работы по специальности и должен был подтверждать его каждые 5 лет на курсах повышения квалификации.

Если в процессе работы (стаж более 5 лет) возникало желание получить узкую специальность, врач мог пройти курсы усовершенствования (от 3 месяцев до года) и получить право вести пациентов самостоятельно по приобретенному профилю в поликлинике или стационаре.

Такая система действовала, действует и будет действовать ориентировочно до 2021 года для врачей, которые закончили вуз до 2015 года включительно.

2016 год - отмена интернатуры

В 2016 году принят Приказ № 127н от 25.02.2016, согласно которому с 2016 года поэтапно упраздняется интернатура . На первом этапе - для фармацевтов и стоматологов; на втором - для врачей терапевтических специальностей и затем для хирургов. Планировалось, что выпускники вузов вместе с дипломом теперь будут обязаны вместо сертификата получать аккредитационный лист , дающий право работать со студенческой скамьи самостоятельно на приеме в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом или педиатром. Только через год такой работы начинающий врач допускается к сдаче экзаменов в ординатуру. Эти инновации касались поступивших в медицинские вузы с 2013 года.

Практические навыки работы с пациентами в институте приобретаются в ходе субординатуры - шестого года обучения, когда студенты проходят практику в клиниках под руководством кураторов. Планировалось, что с 2016 года по окончании института они будут подтверждать эти навыки в симуляционных центрах , которых в стране открыто около 70.

Симуляционный центр - это оборудованные муляжами, манекенами, компьютерными программами и медицинской аппаратурой квалификационные узлы для тестирования.

На их базе должны подтверждаться практические навыки врача для получения или продления аккредитации (каждые 5 лет).

По плану МЗ РФ до 2018 года все медицинские работники были обязаны подтвердить профпригодность в симуляционных центрах по специальным клиническим протоколам. На сегодня эти планы полностью не реализованы. Вместе с тем, за два года произошли некоторые изменения в порядке получения аккредитационных листов. Теперь планируется получать их не вместе с дипломом, а после года практической работы.

2018 год - старт реформы послевузовского образования

С 2018 года интернатуры нет. Ординатура есть, но для поступления нужно получить аккредитацию. Планировалось, что аккредитацию и узкую специализацию можно будет получить только через год работы педиатром, терапевтом, лечебником, стоматологом, гигиенистом, эпидемиологом или фармацевтом. Таким способом Минздрав хотел наполнить специалистами первичное поликлиническое звено.

Однако в июле 2018 года это выглядит по-другому. Молодые врачи вместе с дипломом получают аккредитацию , которая позволяет работать в поликлинике в качестве терапевта, педиатра, врача общей практики или приемного покоя.

Также можно сразу поступать в ординатуру и не нужно отрабатывать год.

Аккредитация

Без аккредитации работать врачом невозможно. Это основная инновация в системе послевузовской подготовки кадров. К аккредитации допускаются все выпускники.

Аккредитация состоит из трех этапов:

  • Тестирование по специальной программе.
  • Экзамен.
  • Собеседование.

Уровень аккредитационной комиссии - доктор медицинских наук, профессор. Суть мероприятия состоит в том, чтобы к получению узкой специальности допускались врачи с хорошей практической базой.

В результате, чтобы получить аккредитацию, все выполняют требования и идут работать в поликлинику, приемный покой, но остаются там единицы, поскольку перспективы работы в подобном первичном звене не самые радужные.

Ординатура

Все выпускники после окончания вуза имеют право на конкурсной основе поступить в ординатуру. Платно или бесплатно.

На бесплатную ординатуру оставлено всего 5% мест

При этом есть возможность поступать в ординатуру в любое время, главное – получить выпускную аккредитацию и накопить баллы, необходимые для победы в конкурсе. Копить их можно со студенческой скамьи. Чем больше, тем лучше. Ординаторский минимум – 50 баллов. Но и платная, и бесплатная ординатура – конкурс. Выигрывает его тот, кто сумел отличиться на студенческой скамье или рабочем месте.

Баллы для ординатуры рассчитываются так:

Особенно важны накопленные баллы для бесплатного конкурса. Однако и на платной основе проводится конкурс на общих условиях. Поэтому думать о карьере лучше со студенческой скамьи.

В июле 2018 года можно поступить в ординатуру по ходатайству главного врача той медицинской организации (МО), где работает выпускник, если возникает острая необходимость в узком специалисте. В этом случае за ординатора заплатит МО, он войдет в 5% бюджетных мест, но по контракту будет обязан отработать в направившей его МО от трех до пяти лет. Прибавьте учебу в самой ординатуре в течение двух-пяти лет, и перспектива стать узким специалистом станет на так заманчива.

В таких условиях для большинства ординатура становится практически недосягаемой. Платная – слишком затратна (стоимость обучения в три раза больше, чем за год в вузе), на бесплатную оставлено всего 5%, в которые включены и целевые направления. Обычно «целевки» негласно распределяются между выпускниками. Молодой врач подписывает контракт вместе с получением диплома и аккредитацией и знает, где, кем и сколько времени он проработает до и после ординатуры. Исключения для иностранцев упразднены.

После ординатуры выдается еще одна аккредитация, теперь уже узкому специалисту.

Выпускное тестирование в ординатуре

Тестирование – часть проверки готовности молодого врача к самостоятельной работе. Тест направлен на оценку общего уровня знаний, а не только по узкой специальности. За 60 минут предстоит ответить на 60 вопросов, отобранных в автоматическом режиме. Оценивают результат ведущие специалисты в каждой области, профессора, кандидаты наук.

Послевузовское образование на данный момент

  • Получение диплома и аккредитации на право работы в первичном звене медпомощи.
  • Ординатура или продолжение работы в поликлинике, приемном покое.
  • Ежегодная учеба в течение недели для получения современных знаний и навыков в своей области медицины (36 баллов), участие в научно-практических конференциях по своей специальности (14 баллов), суммарные 50 баллов – минимум, дающий врачу право лечить людей. Нужно отметить, что каждая научно-практическая конференция имеет свою бальную стоимость. Минимум – 10 баллов. Значит, врачу нужно посетить 2 НПК в год.

Это получило название МНО – медицинского непрерывного обучения . Врачи, у которых еще действуют сертификаты, обязаны учиться раз в пять лет, но в течение месяца. Курсы повышения квалификации упразднены. В планах МЗ РФ обязать врачей каждые пять лет проходить курсы переподготовки в вузах (4-5 месяцев) или дистанционно на портале для непрерывного медицинского образования. И только после этого переаккредитовываться.


edu.rosminzdrav.ru — на сайте можно пройти онлайн-курсы для медицинских работников.

Мнения по поводу реформы

Вот, что говорит на этот счет член Экспертного совета при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук Алексей Старченко:

Мы продолжаем держать руку на пульсе реформы. Статья будет обновляться.

Медицина всегда считалась одной из важнейших сфер социального обеспечения населения. В нашей стране к представителям этой профессии относятся с большим уважением, ведь каждый знает, что именно от людей в белых халатах во многом зависит здоровье граждан.

Любому медику для того чтобы получить право на личную практику приходится преодолевать сложный путь обучения. Только после приобретения глубоких знаний и необходимого опыта начинающий врач может устанавливать диагноз, назначать процедуры и препараты, одновременно принимая на себя полную ответственность за состояние здоровья пациента.

В связи со спецификой профессии к медицинскому образованию принято уделять повышенное внимание. Здравоохранение относится к тем направлениям, где помимо поддержания устоявшихся традиций, необходимо также поощрять инновации.

Необходимость изменений в системе здравоохранения

Практически каждый день научное сообщество выдает новые методики лечения заболеваний и разрабатывает уникальные формулы препаратов для того, чтобы эффективнее справляется с разного рода заболеваниями.

Знания, предоставляемые в медицинских университетах еще пару десятков лет назад, уже не могут составить необходимую базу для современного профессионала. В правительстве понимают это и стараются модернизировать данную сферу образования, хотя и получается это с большим трудом.

Чиновники от профильного министерства каждый год норовят внедрить кардинальные изменения в образовательный процесс начинающих медиков, называя ныне действующую систему морально устарелой и требующей глобального реформирования.

Еще одним поводом задуматься о качественных изменениях системы здравоохранения стали систематические жалобы граждан, недовольных качеством медицинского обслуживания и степенью подготовки молодых специалистов.

Как стало известно из официальных источников, именно принесет долгожданные изменения в медицину. Коснутся они каждого звена отрасли от образования до приема и обслуживания больных.

Наиболее неожиданными станут инновации в сегменте последипломного обучения – интернатуре. Широко распространенная практика, без которой ранее медик не мог получить право на практическую деятельность, может уже совсем скоро отойти в историю.

Причины отмены интернатуры

Начало реформирования медицинской сферы было положено еще в далеком 2011 году, когда на уровне правительства утвердили новый федеральный стандарт образования. В соответствии с этим документом, предполагается поэтапная модернизация системы обучения отечественных сотрудников здравоохранения.

Если ранее в годы, проведенные в университете, студенты изучали по большей части теорию медицинских наук, а практические навыки добывали в период прохождения интернатуры, то сейчас подход к данной концепции кардинально меняется.

Согласно новым стандартам, молодые люди, поступившие в профильный ВУЗ, будут приобретать все необходимые знания, начиная уже с первого курса. Достигаться это будет путем полного перестроения системы подготовки, делая ставку, прежде всего, на практику.

Научная и исследовательская деятельность теперь станет неотъемлемой составляющей учебного процесса. Студенты будут осуществлять практические занятия с настоящими пациентами прямо в своих ВУЗах или городских медучреждениях.

Это крайне важно в плане формирования высококлассного специалиста, способного максимально эффективно воплощать в жизнь полученные знания при непосредственном контакте с больным.

Каждый такой урок пройдет под чутким руководством преподавательского состава с высоким профессиональным и педагогическим уровнем.

Этапы отмены интернатуры

Согласно установленному правительством плану реформирования сферы медицинского образования, отмена интернатуры пройдет в три этапа.

Первыми под нововведение попадут студенты стоматологических и фармацевтических специальностей: их избавят от необходимости прохождения последипломной практики уже сначала осени 2016 года.

Вторыми на очереди станут педиатры и терапевты: их реформа коснется в 2017 году. Финальным этапом отмены интернатуры станет 2018 год, и под него попадут уже все оставшиеся специалисты.

Данные изменения абсолютно не коснутся . Этот практикум часто путают с интернатурой, хотя функции у них немного разнятся.

Ординатура нужна, прежде всего, специалистам узкой направленности, таким как хирурги, неврологи, дерматологи или гинекологи.

Молодые доктора, выбравшие данную специализацию, по-прежнему будут на протяжении двух лет доказывать свою профессиональную пригодность и только после истечения этого срока смогут получить специальный сертификат, допускающий к самостоятельной практике.

Достоинства изменений в системе подготовки врачей

Столь радикальные изменения в системе подготовки медицинских специалистов получили достаточно неоднозначные отзывы. Как оказалось, люди смогли отыскать в такой инновации как преимущества, так и недостатки, хотя позитива было в разы больше.

Главными достоинствами изменений считают:

  • сокращение времени подготовки специалиста (студенты намного раньше могут приступать к трудовой деятельности, не теряя времени на дополнительное образование);
  • избавление от дефицита кадров в медучреждениях (поскольку медицинские вузы будут быстрее подготавливать врачей, рынок труда быстро заполнится);
  • повышение уровня знаний молодого доктора (делая ставку на практику, ВУЗ сможет предоставить более глубокие знания студенту во время занятий).

Внедряя такие изменения, правительство сможет одновременно ускорить выпуск готового медперсонала и повысить его профессиональный уровень, что и требуется отечественной системе здравоохранения.

Видео-новость

Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://сайт/

Выбор редакции
Шаг 1: Подготовим говядину и начиним ее чесноком. Вырезку говядины для начала необходимо хорошо промыть под холодной проточной водой,...

Доброе время суток всем любителям кулинарии! Как раз в каталоге рецептов все опытные и не очень кулинары смогут найти полным-полно...

Статья предлагает вам рецепты блюд и меню да ребенка 2-х лет, а так же рекомендации по его питанию. Со 100% уверенностью можно сказать,...

Кулинарное сообщество Li.Ru - Рецепты для детей на завтрак Практически идеальный завтрак - яичница-болтунья, рецепт которой...
Корица – пряность, которую довольно часто используют для приготовления различных десертов и напитков. Ее сжиросжигающие свойства...
Уровень экономической ситуации в стране определяется многими показателями. От экономики страны полностью зависит уровень жизни каждого из...
Должностные обязанности повара зависят от величины и профиля компании: одно дело разогревать сосиски в тесте и самому их продавать, и...
С момента трудоустройства и до дня увольнения трудовая книжка хранится в отделе кадров или в бухгалтерии предприятия. Ответственность за...
Должностная инструкция электромонтера по ремонту электрооборудования [наименование организации, предприятия и т. п.]Настоящая...