Почему мужество необходимо. Значение слова «мужество


Притчи народов мира

Что нужнее всего в бою (индийская притча)

Однажды Акбар спросил Бирбала:
— Что нужнее всего в бою?
Бирбал ответил:
— Повелитель Вселенной! Нужней всего мужество!
— А сила, а оружие? Или ты о них забыл? — сказал Акбар.
— Государь! Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие, - ответил Бирбал.

Сергей Половников

Мужество

Под мужеством обычно понимают качество человека стойко переносить трудности, доводить до конца начатое дело, не поддаваясь обстоятельствам, даже преодолевая, может быть, и физические страдания.

Мужество в более частном понимании - это набор качеств, присущих именно мужчине. В более широком понимании мужество - это способность человека оставаться Человеком в любых испытаниях и потрясениях, даже если они угрожают его здоровью и самой жизни. С этой точки зрения считается, что даже женщина может быть мужественной. «Будьте мужественной», «мужайтесь» - говорят ей в трудные моменты жизни, давая силы, чтобы пережить потрясение.

Итак, мужество - это такое поведение, когда человек действует, не поддаваясь страху, отчаянию и прочим негуманоидным состояниям. Значит ли это, что мужественный человек не знает страха? Конечно, нет. Ведь страх - это реакция человека на опредёленные сигналы. С одной стороны, сигналы записанного в физическом теле инстинкта самосохранения. Такой страх присущ и животным.

С другой стороны - это сигналы личности, которая оценивая ситуацию, делает для себя неблагоприятный прогноз, предполагая, что события будут развиваться угрожающим для неё образом. Обычный человек подвержен действию страха. Могут не испытывать страха люди с определёнными психическими отклонениями. Эго такого человека, полностью захватившее физическое тело, иногда с помощью алкоголя или наркотиков блокирует сигналы опасности, идущие от тела, не даёт им пробиться к осознаванию. Если ещё при этом эго имеет агрессивные, маниакальные черты, то оно толкает человека на безрассудные поступки, бессмысленный риск. Здесь мужеством и не пахнет.

У мужественного человека страх становится сигналом, предупреждающим об опасности, индикатором, помогающим выбрать адекватную линию поведения.

Аналогичная ситуация происходит, когда и другие негуманоидные качества пытаются подчинить себе человека. Например, отчаяние - когда рушатся жизненные опоры, устоявшиеся стереотипы. Человеку нужно мужество, чтобы отказаться от старых внутренних подпорок и перейти к новому мироощущению. Жадность - для кого-то требуется немалое мужество, чтобы отказаться, если надо, от $10 (а может, и $10 млн.). Самоутверждение - мужественный спортсмен отказывается от нечестной победы. То же и для других качеств.

Мужество - это способность человека оставаться Человеком в любых ситуациях, постоянный осознанный выбор в пользу порядочности, честности, искренности. Это выбор, который делается не только в серьёзных испытаниях или поворотных событиях, но и в мелочах, повседневно. Именно в так называемых мелочах растёт по каплям запас мужества и сил.

Встать пораньше, вырвавшись из сладких объятий сна, сделать разминку, преодолевая засасывающую инерцию, вылить на себя тазик холодной воды - это повседневное, «бытовое» мужество. Оно же проявляется и в безупречном выполнении каждодневных дел, взятых на себя обязанностей, в доведении до завершения начатого и реализации построенных планов. Кому не знакома такая ситуация: вначале новое интересное дело привлекает, манит возможностями. Потом начинаются трудности, возникают невидимые ранее обстоятельства, кем-то не выполняются обещания, кто-то слегка обманул или подвёл. Дело начинает чахнуть и становится как бы никому не нужным. Конечно, нужно мужество, чтобы вкладывать свои силы, сердечную энергию и «толкать» дело. И ведь что обидно - никто при этом не видит, как много ты работаешь и на какие жертвы идёшь, и никто не узнает о твоём «героизьме»!

Мужества требует любое проявление искренности, особенно, когда дело касается необходимости осознавания или признания своих недоработок, наличия у себя разрушительных черт характера.

Мужество находит своё проявление и во внешнем облике человека, манере его поведения. Такие люди не суетятся, так как им не нужно никем казаться и производить на кого-то впечатление. Они скромны, немногословны, спокойны и уравновешенны. Они достаточно открыты и чутки и поэтому способны на ласку и нежность. Это люди, на которых можно положиться, которым можно доверять. Их внутренний стержень даёт им силу. Внешнее проявление мужества можно назвать мужественностью.

Мужественный человек не предаст. Рядом с ним спокойно и надёжно. Он отвечает за свои решения, за свой выбор. Вы не встретите мужественного человека, жалующегося на обстоятельства и препятствия, или упрекающего кого-либо в «неправильном» по отношению к нему поведении.

Ещё об одном аспекте мужества: мужество коллективное или одиночное. Когда группа людей делает одно дело, то каждый выполняет свою задачу, являющуюся частью общей. Мужество коллективное складывается из мужества каждого из участвующих. При этом каждому из них, с одной стороны, тяжелее, чем если бы он был один, а с другой стороны - легче. Тяжелее потому, что есть ответственность за успех общего дела и за жизнь всех других, ибо малодушие одного может свести на нет усилия всех и даже погубить их. А легче потому, что твои товарищи своим присутствием всегда помогут. Твой внутренний стержень, слитый с общим стержнем друзей, становится более устойчивым и прочным, если ты действительно искренно работаешь на общее дело.

Что помогает человеку быть мужественным? Любовь во всех её проявлениях. Любовь к женщине, любовь к Родине, любовь как Идея Жизни и её движущая сила, любовь как способ человеку быть Человеком.

Мужество как качество личности – способность проявлять волю, нравственную твердость, действовать решительно и целесообразно в экстремальных ситуациях, переносить страдания, включая физическую боль.

Был случай, когда к Чингисхану подошла жена одного князя, с просьбой освободить её родных. Чингисхан сказал: - Вот, перед тобой стоят твой муж, твой сын и твой брат. Я отпущу только одного, кого выбираешь? Не задумываясь, она ответила: - Брата. - Объясни мне, почему? Женщина сказала: - Мужа я могу найти, сына я смогу родить, а вот брата не могу создать. После услышанного Чингисхан освободил всех троих.

И мужеству и трусости бывает страшно, первое перед лицом опасной неизвестности принуждает себя само делать, что должно и поэтому называется мужеством, второе – не успело, не смогло или не захотело сделать само и спустя секунды все то, что должно сделать, его принудили другие люди, поэтому оно и называется трусостью. Мужество и трусость тесно соседствуют, и разделяет их «фанерная стенка», находящаяся в пространстве между страхом перед опасностью и реакцией на него. Именно эти мгновения расставляют всё по полочкам, именно эти «мгновения раздают кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие».

Мужество идет от разума, а не от чувств. Мужественный человек на рефлексном уровне приучил себя качественно выполнять свои обязанности в любых экстремальных условиях, он не оставил чувствам ни единого шанса бояться, переживать, сомневаться и спокойно делает то, что необходимо. Ну, а как же чувства? Бояться и переживать можно потом, если возникнет желание.

В отличие от смелости, мужество предполагает ответственность и разумность. Мужества без подключения разума не бывает. Смелость может быть импульсивной, может проистекать от страха, смелым может быть и малыш, а мужественным – только разумный, волевой, зрелый и целостный человек. В мужестве проявляется качество накопленной воли. В упрямстве ребенка тоже есть воля, но каково ее качество?

Мужественный человек не только смел, но и благоразумен. «Мужество без благоразумия – только особый вид трусости», — писал Сенека Старший. Развив в себе ответственный, позитивный и конструктивный взгляд на мир, мужество уверенно утверждает: «Я отвечаю за все, что происходит в моей жизни». Ему и в голову не придет перекладывать вину на других людей, обстоятельства, злой рок, карму, наследственность или невезение. «Я способно преодолеть все трудности, усвоить все уроки, которые предлагает мне жизнь, и принимаю любой вызов судьбы», — говорит мужество, — «Чему быть, того не миновать. У любой задачи есть решение. Важно не терять присутствие духа, а думать о том, что необходимо сделать, понять, что я приобретаю от реализации негативного сценария». Фаворит мужества – Николай Островский писал: «Мужественность воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям».

Человеку с таким ярко проявленным качеством как мужество, как правило, присуще самообладание, стойкость, выдержка, самоотверженность и зрелое чувство собственного достоинства. Мужество необходимо всегда, везде и во всем. Однажды полководец спросил воина: - Что нужнее всего в бою? Тот ответил: - Нужней всего мужество! - А сила, а оружие? Или ты о них забыл? - спросил полководец. - Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие, - ответил тот.

«Мужественный человек, — по словам Пьера Буаста, — обыкновенно страдает, не жалуясь, человек же слабый жалуется, не страдая». Мужество это не каменная бесчувственная глыба, обыкновенно оно идет рядом с мягкостью характера, особой чуткостью к трудностям и бедам других людей и великодушием. «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством», — писал Конфуций. Мужественный человек считает: «Предотвращенный бой – выигранный бой», он не будет кичиться своей силой, напротив, будет терпим и терпелив к чужим недостаткам, стереотипам мышления, заблуждениям и предрассудкам.

Живым воплощением мужества является второй помощник капитана «Титаника» — Лайтоллер. Презирая страх, он после столкновения корабля с айсбергом трудился на корабле, организуя посадку женщин и детей в спасательные шлюпки. Даже в критический момент, когда он спускал на воду последнюю шлюпку, рассчитанную на 47 мест, в то время, как на корабле оставалось еще 1600 обреченных на смерть людей, Лайтоллер не сделал ни малейшей попытки самому сеть в эту шлюпку, хотя имел на это право. Впрочем, лучше предоставим слово Уолтеру Лорду, автору документальной повести «Последняя ночь «Титаника»: «Стоя на крыше кают командного состава, Лайтоллер видел эту волну. Он наблюдал за тем, как гонимые ею толпы людей отступали по палубе наверх, как более проворным удавалось избежать соприкосновения с ней, а наиболее неповоротливые не успевали отступить достаточно быстро и поглощались водой. Лайтоллер понимал, что отступление людей к корме — всего лишь продление агонии. Он повернулся лицом к носу судна и прыгнул в воду. Когда он вынырнул, то увидел впереди «воронье гнездо» (наблюдательная площадка на мачте для впередсмотрящих), которое теперь находилось вровень с поверхностью моря. Слепой инстинкт самосохранения заставил Лайтоллера в течение нескольких секунд плыть к «гнезду» как к месту спасения. Но вскоре он опомнился и стал отплывать от судна, пока не доплыл до перевернутой, но держащейся на плаву шлюпке и вскарабкался на ее днище. На эту шлюпку забралось около тридцати человек, но некоторые из них впоследствии замерзли и были смыты в воду волнами. Ведь температура воды в ту ночь была минус два градуса! Как свидетельствуют очевидцы, именно благодаря хладнокровию Лайтоллера большинству из его спутников удалось дождаться до подхода помощи. Дело в том, что воздух то и дело выходил из под корпуса перевернутой шлюпки, и она все глубже погружалась в воду. Время от времени через ее днище перекатывалась волна и любое неверное движение одного человека могло потопить утлое суденышко. Тогда второй помощник капитана приказал всем тридцати мужчинам встать, построил их в две шеренги и заставил их повернуться лицом к носу шлюпки. Когда она начинала крениться, он приказывал людям одновременно наклоняться в ту или иную сторону и тем самым выравнивать хрупкое равновесие. Перемещая вес тела с одной ноги на другую, замерзшие, пропитанные ледяной водой люди не только удерживали на плаву свое перевернутое «судно», но и согревали себя этими движениями. Лайтоллер же подбадривал свою команду сообщениями о скором подходе помощи, и действительно — после более часа балансирования на грани жизни и смерти, их заметили и спасли гребцы с других лодок». Во истину, мир бы осиротел без мужества!

Петр Ковалев

этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). По мнению Аристотеля, М. есть преодоление страха смерти. Предмет М. - смерть, которая считается достойной и отношение к которой характеризует нравственные качества индивида. М. представляет собой сознательный выбор в ситуации, когда добродетельность поведения может быть оплачена только риском собственной жизни. Такие ситуации чаще всего связаны с войнами. Отсюда - представление о М. как мужской добродетели. М. выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физические. Существуют мотивы и типы поведения, которые очень похожи на М., но тем не менее в прямом смысле М. не являются. Их, по Аристотелю, пять: а) гражданское мужество, когда преодоление опасностей войны стимулируется страхом бесчестия или возможного наказания; б) опытность; в) ярость; г) самонадеянность; д) незнание опасности. Истинно мужественный человек противостоит опасностям во имя прекрасной цели и такой способ поведения сам по себе считает добродетельным; для него М. имеет самоценное значение и является достаточным мотивом поведения. В современном понимании М. чаще употребляется в расширительном содержании, как синоним нравственной твердости, такой решительности в отстаивании нравственных убеждений, которая не считается с возможными потерями (не только с физическими, но одновременно и даже прежде всего с потерями материальными, социальными, психологическими). М. по преимуществу выступает как гражданская позиция и все больше теряет значение мужской добродетели. Такому пониманию М. в значительной степени способствуют современные теории ненасилия. Например, Ганди говорил, что М. ненасилия во много раз превосходит М. насилия.

Что такое Мужество? Значение и толкование слова muzhestvo, определение термина

1) Мужество - Смелость в бою является не единственной и, возможно, даже не наиболее важной формой мужества. Есть также мужество переносить бедность, мужество переносить насмешки, мужество переносить враждебность толпы. Здесь даже самые храбрые солдаты часто оказываются в жалком положении. И главное - есть смелость спокойно и сдержанно думать перед лицом опасности, сдерживая порыв панического страха или ярости.

2) Мужество - - 1) в античной философии не только воинская смелость и готовность бороться несмотря на отсутствие очевидного перевеса сил над врагом, но и одна из основных добродетелей - самообладание, владение разумом низшими движениями души; 2) у Фомы Аквинского - сила духа, готовность идти на преодоление того, что препятствует достижению высшего блага; и в античной философии, и у Фомы мужество вторично по отношению к мудрости, но совершенное мужество у Фомы имеет благодатный характер. 3) П.Тиллих связал мужество с дерзанием и риском веры, с противодействием силам небытия, наступающим отовсюду на веру, противодействием сомнениям и ненадежности, которые могут проявиться в самой вере: "Этот элемент ненадежности в вере невозможно устранить, его необходимо принять. И элементом веры, который принимает это, является мужество".

3) Мужество - - этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). Систематический анализ М. дал Аристотель. По его мнению, М. есть преодоление страха смерти в тех случаях, когда смерть считается достойной, прекрасной и отношение к ней характеризует нравственные качества индивида. М. означает готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни: «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество ». В качестве типичных, общественно закономерных такие ситуации возникают в военных битвах. М. как этическая добродетель и война как общественное отношение соотнесены друг с другом. М. можно также, по Аристотелю, определить как этически достойный способ поведения человека в бою; отсюда - представление о нем как мужской добродетели (соответствующий др.-греч. термин, как и рус. «мужество», является однокоренным со словами «муж», «мужчина»). Хотя М. представляет собой середину между страхом и безумной отвагой, тем не менее оно ближе ко второй крайности и поэтому выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль. М. этически санкционирует воинскую деятельность как важную функцию аристократических сословий (напр., в идеальном гос-ве Платона М. - специфическая добродетель стражей). С переходом от греч. античности к рим. термин «М.» (лат. - virtus) становится одновременно синонимом доблести и добродетели. М. - центральная добродетель средневекового рыцарского этоса, теснейшим образом связанная с понятием чести. М. ценится также мещанской моралью, хотя здесь оно уже не рассматривается в качестве кардинальной добродетели и теряет преимущественное значение воинской доблести. Девальвация и трансформация М. стали важнейшими выражениями и результатами сдвига в общественных нравах, в ходе которого «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» (Ф. Ницше). В филос. этике Нового времени М. низводится до второстепенной темы. Т. Гоббс отказывает М. в статусе гражданской добродетели, а страх смерти рассматривает в качестве продуктивной силы, способствующей установлению мира. У Б. Спинозы оно находится почти в самом конце обширного каталога аффектов. И. Кант определяет понятие М. как способность «отваживаться на то, что велит долг », считая, что есть опасности, для преодоления которых нужно больше М., чем для поединка в бою или на дуэли (таков, напр., страх насмешки, глумления). Усилия Ницше вернуть М. на верхние этажи этической иерархии и восстановить его первоначальный смысл добродетели воина-аристократа остались одиночными. В настоящее время М. чаще употребляется в расширительном содержании, как синоним нравственной твердости. Оно по преимуществу выступает как общечеловеческая позиция и все больше теряет значение мужской добродетели. Такому смещению акцентов в понимании М. в значительной степени способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, в которых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная. М. Ганди говорил, что для ненасильственной борьбы нужно во много раз больше М., чем для насильственней. Углубление смысловых акцентов и расширительное понимание М. как «М. быть» в философии 20 в. типично прежде всего для экзистенциализма. О Цицерон. Об обязанностях. Кн. I // О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974; Аристотель. Никомахова этика. Кн. III // Соч.: В 4т. М., 1984. Т. 4; Платон. Лахет// Диалоги. М., 1986; Оссовская М. Рыцарский этос // Рыцарь и буржуа. М., 1988; Тиляих П. Мужество быть // Избр. Теология культуры. М., 1995. А.А. Гусейнов

4) Мужество - - моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, к-рому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства. Выражается в способности человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование. Хотя М. - специфически волевое свойство личности и обычно связывается с особенностями психики человека, в истории морального сознания М. всегда придавался определенный социальный смысл. В классово антагонистическом об-ве М. чаще всего понимали как достоинство определенного сословия. Идеолог рабовладельческого об-ва Платон, напр., трактовал М. как специфическое качество касты воинов (тогда как добродетель мудрости приписывалась правителям и философам, а умеренность -трудящимся). Такое понимание М. сохраняется и в феодальном об-ве, где оно трактуется как добродетель рыцарства. Подлинно нравственный смысл вкладывает в понятие М. лишь коммунистическая мораль, к-рая применяет его для оценки соответствующих действий всякого человека, независимо от его социального положения, и в любой сфере жизни (в труде, в бою, в политике, во взаимоотношениях между людьми -смелость новатора, мужественное признание собственных ошибок, открытая критика невзирая на лица и т. д.). М. рассматривается коммунистической моралью как качество, необходимое для проявления героизма.

Мужество

Смелость в бою является не единственной и, возможно, даже не наиболее важной формой мужества. Есть также мужество переносить бедность, мужество переносить насмешки, мужество переносить враждебность толпы. Здесь даже самые храбрые солдаты часто оказываются в жалком положении. И главное - есть смелость спокойно и сдержанно думать перед лицом опасности, сдерживая порыв панического страха или ярости.

1) в античной философии не только воинская смелость и готовность бороться несмотря на отсутствие очевидного перевеса сил над врагом, но и одна из основных добродетелей - самообладание, владение разумом низшими движениями души; 2) у Фомы Аквинского - сила духа, готовность идти на преодоление того, что препятствует достижению высшего блага; и в античной философии, и у Фомы мужество вторично по отношению к мудрости, но совершенное мужество у Фомы имеет благодатный характер. 3) П.Тиллих связал мужество с дерзанием и риском веры, с противодействием силам небытия, наступающим отовсюду на веру, противодействием сомнениям и ненадежности, которые могут проявиться в самой вере: "Этот элемент ненадежности в вере невозможно устранить, его необходимо принять. И элементом веры, который принимает это, является мужество".

Этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). Систематический анализ М. дал Аристотель. По его мнению, М. есть преодоление страха смерти в тех случаях, когда смерть считается достойной, прекрасной и отношение к ней характеризует нравственные качества индивида. М. означает готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни: «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество ». В качестве типичных, общественно закономерных такие ситуации возникают в военных битвах. М. как этическая добродетель и война как общественное отношение соотнесены друг с другом. М. можно также, по Аристотелю, определить как этически достойный способ поведения человека в бою; отсюда - представление о нем как мужской добродетели (соответствующий др.-греч. термин, как и рус. «мужество», является однокоренным со словами «муж», «мужчина»). Хотя М. представляет собой середину между страхом и безумной отвагой, тем не менее оно ближе ко второй крайности и поэтому выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль. М. этически санкционирует воинскую деятельность как важную функцию аристократических сословий (напр., в идеальном гос-ве Платона М. - специфическая добродетель стражей). С переходом от греч. античности к рим. термин «М.» (лат. - virtus) становится одновременно синонимом доблести и добродетели. М. - центральная добродетель средневекового рыцарского этоса, теснейшим образом связанная с понятием чести. М. ценится также мещанской моралью, хотя здесь оно уже не рассматривается в качестве кардинальной добродетели и теряет преимущественное значение воинской доблести. Девальвация и трансформация М. стали важнейшими выражениями и результатами сдвига в общественных нравах, в ходе которого «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» (Ф. Ницше). В филос. этике Нового времени М. низводится до второстепенной темы. Т. Гоббс отказывает М. в статусе гражданской добродетели, а страх смерти рассматривает в качестве продуктивной силы, способствующей установлению мира. У Б. Спинозы оно находится почти в самом конце обширного каталога аффектов. И. Кант определяет понятие М. как способность «отваживаться на то, что велит долг », считая, что есть опасности, для преодоления которых нужно больше М., чем для поединка в бою или на дуэли (таков, напр., страх насмешки, глумления). Усилия Ницше вернуть М. на верхние этажи этической иерархии и восстановить его первоначальный смысл добродетели воина-аристократа остались одиночными. В настоящее время М. чаще употребляется в расширительном содержании, как синоним нравственной твердости. Оно по преимуществу выступает как общечеловеческая позиция и все больше теряет значение мужской добродетели. Такому смещению акцентов в понимании М. в значительной степени способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, в которых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная. М. Ганди говорил, что для ненасильственной борьбы нужно во много раз больше М., чем для насильственней. Углубление смысловых акцентов и расширительное понимание М. как «М. быть» в философии 20 в. типично прежде всего для экзистенциализма. О Цицерон. Об обязанностях. Кн. I // О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974; Аристотель. Никомахова этика. Кн. III // Соч.: В 4т. М., 1984. Т. 4; Платон. Лахет// Диалоги. М., 1986; Оссовская М. Рыцарский этос // Рыцарь и буржуа. М., 1988; Тиляих П. Мужество быть // Избр. Теология культуры. М., 1995. А.А. Гусейнов

Моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, к-рому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства. Выражается в способности человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование. Хотя М. - специфически волевое свойство личности и обычно связывается с особенностями психики человека, в истории морального сознания М. всегда придавался определенный социальный смысл. В классово антагонистическом об-ве М. чаще всего понимали как достоинство определенного сословия. Идеолог рабовладельческого об-ва Платон, напр., трактовал М. как специфическое качество касты воинов (тогда как добродетель мудрости приписывалась правителям и философам, а умеренность -трудящимся). Такое понимание М. сохраняется и в феодальном об-ве, где оно трактуется как добродетель рыцарства. Подлинно нравственный смысл вкладывает в понятие М. лишь коммунистическая мораль, к-рая применяет его для оценки соответствующих действий всякого человека, независимо от его социального положения, и в любой сфере жизни (в труде, в бою, в политике, во взаимоотношениях между людьми -смелость новатора, мужественное признание собственных ошибок, открытая критика невзирая на лица и т. д.). М. рассматривается коммунистической моралью как качество, необходимое для проявления героизма.

Выбор редакции
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...

Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...

Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...

Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...
Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...
Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...