Психиатрия в церковной ограде. Протоиерей Григорий Игоревич Григорьев. Автобиография


Жил с родителями в Ленинграде, между церковью Воскресения Христова у Варшавского вокзала и Измайловским собором. Вместе с мамой мы часто рисовали эти и другие храмы. В пять лет родители отвезли меня к дедушке с бабушкой в Витебскую область, где я и окончил среднюю школу. Детство мое прошло в «храме природы» — белорусских рек, озер и лесов. В 1973 году я поступил на военно-морской факультет Военно-медицинской академии в Ленинграде. Образование наше было атеистическое, но сами стены древних зданий были напитаны верой великих русских врачей. После окончания академии я был направлен врачом подводной лодки на Тихоокеанский флот. В 1980 году за два календарных месяца у меня было три выхода в море, на трех разных кораблях, которые неизменно попадали в тяжелые аварии, но мы чудом спасались. В то время я был некрещеным, но со мной всегда была икона Николая Чудотворца и бабушкино Евангелие, которое я читал понемногу практически каждый день. Тут поневоле задумаешься о Боге.

Медицинская работа изначально сочеталась у меня со служением: занимаясь лечением патологических зависимостей, мы всегда стремились привести людей в храм. Врач помогает преодолеть психическую и физическую зависимость (исцеление тела и души), но зависимость духовную (исцеление духа) можно преодолеть только с помощью церковных Таинств. Так что священство для меня — естественное продолжение дела, которым я занимался всю жизнь.

Разговоры о моем рукоположении велись еще в 1990‑е. Но в этом вопросе я всегда полагался на Божий промысл, благословение духовника и решение священноначалия.

В 2004 году в деревне Юкки Всеволожского района было принято решение о строительстве церкви. По благословению митрополита Владимира, под духовным окормлением я начинал строить как председатель Приходского совета. Во время строительства и возникла необходимость в моей хиротонии — меня рукоположили во диакона 8 августа 2010 года, два с половиной года назад. Сейчас, когда меня рукоположили во пресвитера, я стал настоятелем. В штате храма есть еще один священник, пока мы вдвоем.

Среди наших прихожан много мужчин, и довольно молодых: в соседнем поселке Осиновая Роща была воинская часть. Служим мы минимум три-четыре раза в неделю, так что вскоре придется расширять штат священников: вдвоем мы уже не справимся.

Как профессор психиатрии и медицинской психологии могу сказать, что многие великие врачи — Пирогов, Сеченов, Павлов, Боткин, Бехтерев, не говоря уже о святителе Луке (Войно-Ясенецком), — были глубоко верующими людьми. Современный атеизм связан в первую очередь с невнимательностью — если бы люди хоть немного наблюдали за собой, то заметили бы, что с ними регулярно происходят события, которые невозможно объяснить только с помощью человеческой логики и здравого смысла.

Все зависимости — это неудачная человеческая попытка обрести внутреннее равновесие без помощи Бога, своего рода попытка обрести Царствие Небесное в царствии подземном. Преподобный Серафим Саровский говорил, что есть три вида капитала — денежный, чиновный и духовный, и если для человека главным является духовный капитал, то он не попадет в зависимость ни от денег, ни от чинов, ни от наркотиков, ни от алкоголя. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33).

Подготовила Татьяна Кириллина

Доктор медицинский наук, профессор, студент Санкт-Петербургской духовной академии диакон Григорий Григорьев рассказал корреспонденту сайта о сотрудничестве между Церковью и медициной в деле лечения и профилактики зависимостей, а также о том, как работают общества трезвости в Петербурге, что такое зарок и чем, как правило, болеют врачи.

— Отец Григорий, прежде всего, хотелось бы спросить, как и когда Вы ощутили призыв к социальному служению в целом и работе с лицами, страдающими алкогольной зависимостью?

— Я закончил Военно-медицинскую академию в 1979 году и с 1975 года занимался психиатрией и лечением зависимостей. Потом я служил на Тихоокеанском флоте сначала врачом на подводной лодке, потом старшим психоневрологом Тихоокеанского флота, и там мне пришлось непосредственно заниматься этой проблемой. Это была моя специальность. В 1982 году я крестился. Уже тогда я понимал необходимость при исцелении самых разных зависимостей лечить не только тело и психику человека, но и дух. И я понял, что современной наркологии и психиатрии не удается добиться стойких результатов, потому что духовная часть человека остается незатронутой в результате проведенного лечения.

В 1988 году группа ученых при Академии наук создала организацию под названием «Международный институт резервных возможностей человека», чтобы объединить специалистов разных квалификаций с целью углубления знаний в сфере патологических зависимостей. Это не только алкоголь, курение, наркотики — этих зависимостей великое множество. В 1989 году мы воссоздали Всероссийское Александро-Невское общество трезвости, которое до революции работало в нашем городе под руководством священника Александра Васильевича Рождественского. Мы получили благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия. В то время возглавлял общество ныне покойный мой духовный отец протоиерей Василий Лисняк. С самого начала мы работали с ним вместе: я как врач проводил свою часть работы, отец Василий принимал людей в храме. Моя задача заключалась в проведении медицинской работы и воцерковлении желающих: тех, кто пожелает, привести в храм, чтобы люди продолжили исцеление в храме. Под исцелением в храме я, в первую очередь, понимаю восстановление отношений современного человека с Господом Богом, с любящим Отцом. Я объяснял, что сиротой быть плохо, что есть любящий Отец, и с Ним жизнь становится совершенно другой. Нас поддерживал и помогал в работе приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев). Он был сопредседателем этого общества трезвости.

Еще в 90-е годы они с отцом Василием говорили, чтобы я принимал сан. Но я никогда не предпринимал активности в этом направлении, полагался на Божий Промысел. Я был готов к этому, никогда от этого не уходил, но и не стремился. Я считал, что если Господу угодно будет, Он меня призовет. В 1995 году и митрополит Иоанн и протоиерей Василий преставились. Сан диакона я принял в августе 2010 года.

Все это время мы работали вместе с Церковью. Сначала это был Спасо-Парголовский собор Петербурга, где был настоятелем сначала отец Василий Лисняк, потом протоиерей Михаил Сичейко, вместе с ним мы работали много лет.

Спасо-Парголовский собор

Потом наши дороги сошлись с протоиереем Владимиром Сорокиным и отцом Александром Сорокиным, настоятелем Федоровкого собора Петербурга.

Федоровский собор

Последние семь лет мы работаем в Федоровском соборе, где у нас находится несколько обществ трезвости, в том числе Александро-Невское, братство отца Иоанна Чурикова, основанное еще до революции, братство, выросшее на базе анонимных алкоголиков. Фактически от анонимных алкоголиков там ничего не осталось. Их постепенно воцерковляют. Существует два направления: одно православное у отца Александра, другое — неправославное, они не посещат православный храм, не причащаются. У нас раз в месяц служится литургия, преимущественно для наших пациентов, на которой произносится лечебный зарок. Это специальное лечебное мероприятие для наших пациентов. Но это не значит, что на эту литургию не могут прийти другие люди. Оказывается, что люди, далекие от храма, легче воцерковляются среди таких же, как они, людей, которые ничего не знают и не понимают в службе. В таком окружении они не так дискомфортно себя чувствуют, как среди церковных людей, которые не всегда проявляют терпимость. Могут и замечания сделать такие, что человека из храма вынесет, всякое бывает в нашей жизни.

Я этим вопросом занимаюсь практически всю жизнь и как врач, и как ученый. В 1993 году я защитил кандидатскую диссерацию по лечению алкогольной зависимости, в 2004 году - докторскую диссертацию по лечению героиновой зависимости, в 2006 году Минобразования России мне присвоило звание профессора по кафедре медицинской психологии. Я преподаю медицинскую психологию в Медицинской академии последипломного образования, т.е. я занимаюсь подготовкой врачей-психологов, которые проходят специализацию в области наркологии, психотерапии зависимостей. Можно сказать, что всю сознательную жизнь — более 35-ти лет — я занимаюсь этой проблемой. За эти годы у меня было пролечено свыше 125 тысяч больных с разными зависимостями.

Моя задача — строить мост между Церковью и медициной. Это очень непростая задача, потому что до революции этой работой, отрезвляющей общество, занимались священник, врач и учитель. Это были три столпа, на которых стояло общество, три составные части единого каната. Сейчас, когда Церковь отделена от государства, это сложно соединить. На последних Рождественских чтениях в Москве мне пришлось вести секцию, связанную с реабилитацией и адаптацией людей с алкогольной зависимостью. Моей задачей было объединение разных направлений. Когда православные люди собираются в большом количестве, как правило, происходит выяснение отношений друг с другом, всевозможные наезды, высказывание претензий. И впервые в этом году мы предложили объединить разные пути. Как сказал апостол Павел «…надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Мы должны объединиться вокруг Чаши, вокруг приведения ко Христу наших пациентов. А дороги, которыми они идут, находятся на совести врачей, психологов, учителей.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее, как происходит зарок.

— Смысл совместной работы врача и священника в следующем: в лечении любой зависимости существует три основных этапа помощи. Первый этап - это неотложная медицина, когда человек находится в состоянии острого отравления, интоксикации, ему проводится медикаментозное лечение. Можно сказать, неотложная медицинская помощь, своего рода реанимация, когда человек выводится из состояния запоя и приводится в состояние физиологической нормы. После того, как физиология восстанавливается, у человека появляется проблема с перепадами настроения, т.е. с одной стороны физиология восстанавливается, но с другой стороны душа праздника просит, у человека нет радости жизни, появляется тяга. Снятием тяги и восстановлением радости жизни занимается психология и психотерепия. Третья часть помощи - духовная. У зеленого змия три головы: психическая, физическая и духовная зависимость.

Психическая зависимость - это потеря радости жизни. Для того чтобы человеку помощь преодолеть психическую зависимость, надо помочь человеку вернуть радости жизни, чтобы ощущение праздника, которое было в детстве, а потом исчезло, опять вернулось. Физическая зависимость - это тяга. Духовная зависимость - это в первую очередь, мысли, которые лезут в голову. Человек может не пить, может в нормальном состоянии идти по улице, вдруг у него появляется мысль «Пивка попить», и сам не зная почему, пойдет пить пиво. Когда он выпивает один глоток, внутренний голос говорит: «Надо добавить». Я говорю про больных людей, тех, у которых есть зависимость. Не у всех пьющих людей может быть такое состояние. Получается по тому же апостолу Павлу «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:19). Как будто волей человека кто-то управляет. Это именно та зона, где медицина абсолютно бессильна. Человек может не пить много лет, но ему снится сон, в котором он пьет. Вот эта зона для медицины недосягаема. Это называется зона подсознания, для нас это - зона духовной жизни. И здесь Церквь с ее таинствами, в первую очередь Таинством Исповеди и Причастия, оказывает неоценимую помощь.

Зарок - это добровольное обращение человека к Богу за помощью. Кто обращается за помощью? Кто сам не может преодолеть зависимость. Если человек считает, что он может обойтись сам, то смысла обращения к Богу нет. Но когда человек осознает, что сам он не может остановиться, он обращается за помощью к Богу. Конечно, прежде чем это произойдет, с человеком надо провести большую подготовительную работу по объяснению, почему самому человеку не удается преодолеть эту зависимость. По сути провести начальную катехизацию, дать начальные знания в области православия.

Зарок - это обращение человека к Богу за помощью: «Господи, я обещаю не пить, если Ты дашь мне для этого силы. Моих сил не хватает». Фактически это форма покаяния, я бы даже сказал, это покаянный вопль, когда человек кричит: «Господи, помоги! Я хочу переменить свою жизнь, свой ум, но своих сил для этого не хватает».

Иногда те, кто занимаются в обществе трезвости, принимают обеты. Тут принципиальной разницы нет. Но если эту проблему обозначить исторически, то обеты обычно приносили родственники тех, кто давал зарок - их жены, дети. Обет - это обещание сделать во Славу Божию доброе дело. Например, болеет ребенок, мать молится и говорит: «Господи, поправится ребенок — я построю часовню». Она принимает на себя обет сделать доброе дело. Зарок - это обет, но в другую сторону, не делать злого дела. Но принципиального расхождения здесь нет.

Всех людей, которых лечим, мы заносим в базу данных. Эта база данных — как планета. Мы наблюдаем людей после лечения на протяжении 20 лет, 10 лет, 5 лет. И мы можем по каждому человеку получить исчерпывающую информацию. База данных может выдать 30 тысяч табличных данных, т.е. любая поставленная научная задача может получить точное подтверждение статистикой. Причем, не той статистикой, от которой все плюются. Статистика плохая тогда, когда ей манипулируют, а когда ее используют для того, чтобы реально разобраться в том, что ты делаешь, — это огромное подспорье в работе.
У нас есть возможность наблюдать тех людей, которые после медицинского лечения пришли или не пришли в храм. Это очень интересная разница. Если любого человека спросить, приход в храм будет улучшать процент эффективности лечения, он ответит положительно. Я могу сказать, что приход в храм не повышает значительно процента эффективности, но изменяет качество ремиссии. Когда человек не пьет, он может бросаться на людей, а может радоваться жизни. И тот и другой не пьет — хороший результат. Но одному родственники говорят: «Лучше бы ты пил, ты нас всех уже достал», а другой не пьет и рядом с ним всем хорошо становится. Церковь повышает качество ремиссии. Годовая ремиссия у группы, не пришедшей в храм, будет колебаться от 70 до 80 процентов, у пришедших в храм будет на 1-2 процента выше. Это несущественно, но очень существенно качество ремиссии.

Вообще, в чем состоит главная психотерапевтическая задача лечения человека? Алкоголизм и другие зависимости относятся к группе психических заболеваний, а любое психическое заболевание начинается со снижения критической самооценки. Чем глубже человек входит в болезнь, тем меньше он себя считает больным. У него не может появиться желания лечиться, как правило, он приходит на контакт с врачом под давлением родственников, близких людей, начальника, и он не считает себя больным. Задача врача провести такую беседу, чтобы после нее человек сам себя назвал больным. Как только он сам почувствует себя больным, у него критическая самооценка начнет восстанавливаться, у него появится желание лечиться и он сможет крикнуть к Богу, попросить Его о помощи. Если он себя больным не считает, о чем просить? Зачем же здоровый человек будет обращаться к Богу за помощью от болезни. Вот в этом и состоит психотерапевтическое искусство: убедить человека. Для этого, конечно, надо иметь Божий дар. В данном случае, это дар сострадания, в первую очередь, дар со-переживания. Конечно, такой человек должен подавать пример трезвой и здоровой жизни, потому что если он сам принимает спиртные напитки, ему просто не поверят. Я, как профессионал в этой области, не принимаю больше 30-ти лет. Но это не значит, что я против спиртных напитков или осуждаю тех людей, которые принимают. Есть люди, которые пьют в меру, это их личное дело. Но я знаю, что мне этого точно нельзя делать, потому что я занимаюсь зависимостями. Я вспоминаю старца Паисия. К нему отец приводит ребенка, долго карабкается по горе, говорит: «Сын много сахара ест. Отче, благословите, чтобы он сахара не ел». Старец говорит приходить через три дня. Там дорога дальняя, отец с ребенком уходит, возвращается через три дня, опять карабкается по горам. Старец говорит: «Благословляю, не ешь сахара». Отец спрашивает, почему он не сказал этого три дня назад. Старец отвечает: «Три дня назад я сам ел сахар». Люди, в которых живет лукавый дух, моментально почувствуют лукавый дух в том, кто с ними работает. Наркоманы и алкоголики все плохое моментально чуют. И никакого доверия вообще не будет.

— Не так давно под влиянием так называемого «дела Егора Бычкова» развернулась широкая общественная дискуссия о том, какие методы борьбы с зависимостью допустимы, а какие нет. Существуют ли методы лечения алкоголизма, несовместимые с православной позицией?

— В советское время лечением алкоголизма занимался очень известный человек по фамилии Столбун. Его концепция была основана на том, что зависимость - это больная личность. И для исцеления зависимости надо раздавить личность, а потом создать новую. Все лечение строилось на унижении, оскорблении, размазывании человека. Это унижение доходило до неприемлемых форм, считалось, чем сильнее раздавишь, тем лучше. Такие методы недопустимы. Все методы, существующие в мире и в нашей стране, могут быть выстроены вокруг двух дорог: дорога страха и дорога любви. Какая-то группа методов лечения, в том числе медикаментозных, выстраивается вокруг дороги страха. Смысл заключается в том, что проводится лечение, в результате которого человеку нельзя принимать спиртные напитки под страхом физической смерти. Насколько удается убедить или испугать человека, настолько он и не пьет. Такая дорога достаточно применима. Есть и другой путь - путь любви. Страх может остановить человека на некоторое время. Если поставить пьяного человека к стенке и дать автоматную очередь над головой, то он отрезвеет. У страха есть некий физиологический компонент, который можно использовать, но все время человек будет ждать, когда закончится лечение страхом. И когда этот срок подойдет к концу, внутренний голос человеку скажет, что надо отметить, и опять начнется подача. Страх может быть начальным фундаментом, но исцеляет только любовь и отношения с Богом.

Метод зарока - это метод любви, который помогает человеку восстановить отношения с Богом. На личность человека воздействовать против его воли невозможно. Но все, что связано с подавлением и уничтожением личности и оскорблением человеческого достоинства, это все неприменимо. То, что делал Бычков, с моей точки зрения, не являлось оскорблением достоинства.

С точки зрения наркологии, он все делал правильно: голод, изоляция, сухая ломка - без помощи медикаментов, которой в советское время всегда отдавалось предпочтение. Сухая ломка - это как грипп с температурой, когда ее не сбивают. Если температуру все время сбивать, человек дольше болеет гриппом. Так и с ломкой. Ломка - это своего рода тренировка иммунитета. Медикаментозную помощь надо применять, когда жизни угрожает реальная опасность. Вообще, надо ломаться насухо, тогда у человека остается хотя бы какое-то ощущение ужаса от приема наркотиков. Если же его просто усыпить, а потом разбудить без ломки, то здесь не будет воспитательного компонента. Егор Бычков все делал правильно. Наручники там были по договоренности с пациентами, они сами на это шли, сами об этом просили.

Другой вопрос, что Бычков не учел того, что задевает много людей, в том числе тех, кто торгует наркотиками. Он должен был позаботиться об этом. Все-таки наручники не надо было применять. Можно было делать то же самое, но без наручников. Он по своей доверчивости или наивности себя подставил. Но в целом, все что делал Егор Бычков, было хорошо и правильно. Он никого не оскорблял, не унижал - это самое главное. И насильно там он никого не держал, люди всегда могли уйти оттуда. А как это все преподнесли… права человека - вещь хорошая, но нужно, чтобы права человека не мешали правам его близких, потому что здесь граница между правами и произволом стертая.

Все медицинские методы физиологичны и атеистичны. Там никакого мистицизма нет. Наркология атеистична, она абсолютно физиологична. Наши наркологи в какой-то степени люди несчастные, потому что их изначально при профессиональной подготовке настраивают на то, что зависимости неизлечимы. Т.е. они знают, что не могут помочь, что они оказывают временную помощь. Когда человек все время говорит, что поможет, а на самом деле помочь не может, для него это является огромной нагрузкой и нередко сам врач запивает. Вот почему среди наркологов очень высокий процент попадания в зависимость. И здесь без сострадания — как сказал А.С. Пушкин «К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь» — человек превращается в такого барана, который может дать шерсть, жир. Вырабатывается такая концепция «Больше запоев - больше капельниц», а потом оказывается, что результат никому и не нужен. Платят за запои, а не за положительный результат.

Профилактическая медицина появилась в свое время в Китае. Была деревня, в ней - врач. Здоровые жители платили врачу налог, а когда кто-то заболевал, врач лечил его за свой счет. Тогда врач был заинтересован, чтобы никто не болел. И он пытался выявить болезнь до проявления функциональных расстройств. Вот откуда пошла пульсодиагностика, раннее выявление, откуда пошла поговорка «Болезнь надо лечить за три года до начала, а не за три дня до смерти».

— Насколько распространен так называемый «синдром эмоционального выгорания» среди специалистов, которые работают с такой непростой социальной категорией, как лица, страдающие алкоголизмом?

— Если мы изучим жизнеописания всех знаменитых врачей, то увидим некую закономерность: как правило, онколог умирает от рака, кардиолог от инфаркта, у дерматолога самого экзема или псориаз, у психиатра - им платили надбавку 25 % за индуцированный психоз - повреждается психика, когда он долго работает с психическими больными. У нарколога, стало быть, заболевание - это пьянство и другие зависимости. Все это имеет место, и имеет место тогда, когда мы говорим об атеистический физиологической науке. Когда мы говорим об исцелении с Божией помощью, когда человек делает это не от себя, а является лишь проводом, эта опасность во много раз уменьшается. Я бы не сказал, что она полностью исчезает, но уменьшается. Всем людям, кто этим занимается, нельзя ни капли принимать, потому что если начать принимать, то доза моментально будет вырастать. Зона очень высокого риска. Поэтому воцерковление врачей наркологов и психиатров - очень важный вопрос.

Я вообще против понятия «православный врач». Это понятие неправильное, с моей точки зрения, потому что «православный врач» — он хороший или плохой? Врач должен быть врачом. И медицина не может быть православной. Но при этом врач может быть православным человеком. Это другое дело. Названием «православный» можно прикрыться и не заниматься профессиональной деятельностью.

Мы знаем, что многие профессора Военно-медицинской академии были глубоко верующими людьми. Например, Николай Иванович Пирогов, основоположник всей хирургической науки, в Дневнике хирурга («Вопросы жизни. Дневник старого врача» — ред.) написал: «Всякий человек, до 37-ми лет являющийся атеистом, есть подлец. Этаким подлецом я был до 37-ми лет».

Член-корреспондент
Санкт-Петербургской академии наук Н.И. Пирогов

Иван Петрович Павлов был старостой Знаменской церкви у Московского вокзала в Петербурге, где сейчас площадь Восстания. Однажды, будучи лауреатом Нобелевской премии и заведующим кафедрой физиологии в Военно-медицинсокй академии, он стоял и кретился перед входом в храм. К нему подошел рабочий Путиловского завода и говорит: «Дед, темнота! Что ты крестишься? Академик Павлов доказал, что Бога нет. Дурья твоя башка!» Тот отвечает: «Это ты дурья башка. Я, академик Павлов, говорю, что Бог есть!» Поразительно, но все атеистическое учение базировалось на теории Павлова и как бы опровергало Бога. А Павлов-то как раз другое доказывал.

Академик И.П. Павлов

Профессор Сеченов был священником.

Профессор И.М. Сеченов

Боткин был глубоко верующим профессором.

Профессор С.П. Боткин

Но они никогда не декларировали себя как православных врачей. Он был профессор Боткин. Или академик Павлов. Он не декларировал себя как православного физиолога, он был физиолог. Но он был православный человек. И Павлов мог позволить себе в советское время то, что никто другой не мог: когда он в составе партийно-правительственной делегации в каком-то городе встречал священника, он мог подойти и взять благословение.

А у нас сейчас за этой вывеской «православный врач» скрывается внутренняя пустота. И может получиться, что человек и не врач, и не православный.

— Я бы сказал, что в этом вопросе как такового сотрудничества нет. Есть понимание необходимости этого сотрудничества. Есть желание наладить это сотрудничество. Но пока дальше декларативных высказываний дело не идет.

Если сейчас проблема наркомании вызывает общественный резонанс, то проблема алкоголизма, табакокурения и других зависимостей даже общественного резонанса не вызывает ни внутри государства, ни внутри Церкви. Это та нива, которая еще не созрела для жатвы, к великому сожалению. То, что наркомания идет впереди всех зависмостей - это ирония судьбы, я считаю. Потому что никогда наркомания не начинается без алкоголя, курения, и все зависимости переходят одна в другую. Я думаю, что нам предстоит все это делать. Работа церкви в этом направлении начинается с личного примера священника. Никогда церковь не будет эффективно работать, пока она в какой-то степени не отрезвеет. Я не говорю, что в Церкви надо вводить запреты или ограничения. Но апостол Петр говорил: «не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8:13)». Неплохо бы нашим священнослужителям подавать пример пастве. Если священник пьет понемногу, то люди, которые пьют помногу, будут смотреть на него и сламываться. Если священник не будет пить, то вся его паства отрезвеет.

Мы знаем такой пример, когда в 1861 году в Литве, входившей в состав Российской империи, был епископ Мотеюс Валанчюс. Он был католиком.

Он начал жестко запрещать священнослужителям Католической Церкви прием спиртных напитков. После того как отрезвели священнослужители, они взялись за своих прихожан. За три года 90% населения Литвы дали обеды и зароки трезвости. Фактически вся винная торговля рухнула. Сейчас это все связано с бизнесом, доходами, и государство болезненно воспринимает эту тему. Церковь, налаживая мосты с государством, не может идти на обострение ситуации. Политически эта ситуация не созрела. Зато она перезрела как угроза национальной безопасности, как угроза вырождения нашего народа. Народ реально погибает.

Люди сейчас плохо представляют, что в мире большая часть людей не принимает спиртные напитки. 27 мусульманских стран имеют религиозный запрет. Индуизм имеет запрет. Девяносто пять процентов населения Китая, восемьдесят процентов населения Африки не принимают спиртного. В общем, три четверти человечества не принимает спиртные напитки. Принимает, в основном, белая раса - это 10 % населения земного шара, остальные 90% — это желтая и черная расы. Нам придется понять все это и менять свою позицию. Пусть не сейчас. Но придется это делать, иначе мы проиграем в противостоянии всем религиозным конфессиям, которые пропагандируют трезвость. Кстати, сектанты в первую очередь критикуют православие за спаивание русского народа. Конечно, православие не имеет никакого отношения к спаиванию русского народа, но эти упреки в наш адрес выдвигаются.

Мы сейчас пытаемся создать Союз обществ трезвости, чтобы объединить всех людей, кто знает эту тему и с ней работает. Под руководством владыки Пантелеимона (Шатова) ведется работа по созданию координационного центра на канонической территории РПЦ. У нас есть около пятидесяти священнослужителей в разных частях нашей многоконфессиональной страны. В первую очередь это люди, которые сами не употребляют ни капли спиртных напитков.

— Как обучение в Санкт-Петербургских духовных школах поможет Вам в пастырском и социальном служении?

— Это настолько интересное обучение, здесь так много знаний! Духовная школа в первую очередь систематизирует знания, помогает расставить приоритеты. Когда человек получает крупицы знаний, они не всегда у него объединяются, а здесь наводится порядок и это приближает к Богу. В этом смысле знание является светом, путем, дорогой, приближающей человека к Богу. Я считаю, что тот курс, который взят нашим священноначалием на обязательное обучение всех священнослужителей, единственно правильный. Я считаю, что все священнослужители в приемлемой для каждого из них форме должны пройти обучение. Санкт-Петербургская духовная школа - наиболее уважаемая в мире, сложившаяся. Это одна из лучший мировых школ. Я для себя почел за честь учиться в этой духовной школе. Когда я подавал документы, выяснилось, что за все 200 лет истории академии действующий профессор в ней еще не обучался. Я первый, но может быть, не последний.

Живя в свете, полном пороков, отрицательных явлений и эмоций, очень трудно сохранять мир в душе. Но следует помнить, что человеческая гневливость, переходящая в иные грехи, неспособна удовлетворить глубинных потребностей нашего сердца и привести к подлинному успеху. Поэтому постараемся в дни Святой Четыредесятницы побороть в себе страсть гнева, прося Господа о том, чтобы тихим прикосновением Своей благодати Он вселил мирный дух в наши сердца.

ИМЯ ПРОТОИЕРЕЯ ГРИГОРИЯ ГРИГОРЬЕВА ХОРОШО ИЗВЕСТНО НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ. Мы не раз публиковали интервью и беседы с ним. Отец Григорий — доктор богословия, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи Выборгской епархии в д. Юкки. Он является профессором Санкт-Петербургской православной духовной академии, деканом факультета психологии и философии человека, заведующим кафедрой психологии Русской христианской гуманитарной академии. Перечисление всех его титулов, званий, наград и служений заняло бы немало места, однако, думаем, одним из главных направлений сегодняшней деятельности отца Григория является его активное участие в работе православного телеканала «Союз» (программа «Точка опоры»). Просмотры видео с его участием бьют все рекорды.

23 декабря отцу Григорию исполнилось 60 лет, с чем мы его искренне поздравляем. Очередное интервью с нашим собеседником посвящено больной и актуальной теме: депрессии и путям её преодоления.

Депрессивная старуха

— Отец Григорий, сегодня очень многие, в том числе верующие люди, страдают от депрессий. Какое определение этому явлению вы могли бы дать с богословской и медицинской точки зрения?

— Определений много. Но если мы говорим о настоящей депрессии, то это когда у человека нет желаний. Иначе говоря, если бы кто-то поймал золотую рыбку, и она выполнила бы все его желания и желаний у человека уже не осталось, то он впал бы в депрессию. Вот как мы видим в сказке о золотой рыбке. Старуха входит в депрессию: сначала ей нужно корыто, потом — изба, потом — она хочет стать боярыней, потом — царицей, а потом она уже хочет стать владычицей морскою, и чтобы рыбка ей служила и была у неё на посылках, то есть хочет унизить рыбку. Это начало очень серьёзной депрессии. Те приобретения, которые получала старуха с помощью золотой рыбки, не долго её радовали, а наоборот, терялась радость жизни, и она входила в депрессию. Если у человека исчезает жизненная мотивация, если он теряет интерес и смысл жизни, если он не видит своей дороги, значит, он идёт по пути, который приведёт его к депрессии.

— Хорошо, а откуда депрессия берётся? Каким образом человек, внешне благополучный, в это состояние впадает?

— Я рассказал про золотую рыбку, но этот случай скорее сказочный. На практике всё бывает совершенно по-другому. Вот Господь Бог дал человеку дорогу — дорогу радости, любви, дорогу Божьих заповедей, и сказал: «Проходи через мир по этой дороге, никуда с неё не сворачивай, и когда тебе покажется, что ты столкнулся с непреодолимыми препятствиями, ничего не бойся, Я буду рядом с тобой!» Невозможное человеку возможно Богу. Ведь вера в Него — это не только соблюдение заповедей Божьих, движение по этой дороге, но и доверие Богу, благодарение Бога за всё.

Для чего нужны стрессы

— Но если человек идёт такой дорогой, как у него может возникнуть депрессия?

— Депрессия возникает, когда мы хотим с этой дороги свернуть или обойти эти трудности. Всё, что уводит нас с дороги Божественной любви, с дороги Божьих заповедей — начало пути в депрессию. Иначе говоря, трудности — это путь к Богу. Святые отцы иногда вопрошали друг друга: «Ну, как прошёл день?» — «Да, отвратительно прошёл, никто не оклеветал, напраслину не навёл, грязью не облил, что-то мы плохо молимся — надо усилить молитву!» Потом радостные и счастливые встречаются: «Нас обильно унавозили, и теперь мы расцветём пышным цветом!»

— То есть нам нужно научиться радоваться трудностям?

— Да, может, это трудно понять, но это так. Не трудностям радоваться, а той благодати, которая придёт вслед за ними. Если это перевести на медицинский язык, то суть такова: в головном мозгу человека, в центральной нервной системе, есть центры, которые вырабатывают гормоны стресса, и есть нервные клетки, которые вырабатывают гормоны радости. Зона мозга, которая вырабатывает гормоны радости, в семь раз больше, чем зона, вырабатывающая гормоны стресса. Гормонов радости известно более полутора тысяч, гормонов стресса — всего пять. Гормоны стресса, словно стартер, запускающий двигатель машины, стимулируют зону радости, как бы заводят её, включают. Человек устроен так, что головной мозг — самый ленивый физиологический орган. Он бы всё время ел и спал. Но для того, чтобы побудить его к действию, существует стимулирование. «Стимул», по-древнему — это остроконечная палка, обитая железом, которой погонщик тыкал вола, чтобы тот бежал. И вот, когда человек находится в блаженной дрёме, в плену уныния и депрессии, появляется стимул. Если он хорошо отстимулирует человека, то в одно мгновение проходит уныние и депрессия, просыпается зона радости, в человеке открывается второе дыхание, он преодолевает трудности, встречается с Богом и получает благодать.

— Значит, задача стресса — пробудить зону радости?

— Да, это пусковой механизм. Поэтому для людей духовных стрессы были предвестниками благодати. Если во время стресса думать все время о хорошем, то хорошее материализуется по принципу: чем больше стресс, тем больше благодать. И когда долго не было стресса, люди понимали: что-то не так. Самая трудная в мире дорога — дорога в Царствие Небесное. Когда навигатор души человека установлен курсом на Царствие Небесное, тогда все трудности превращаются в радости. Собственно говоря, депрессия и уныние — это сигналы того, что человек сбил навигатор своей души с небесного курса и установил на царствие подземное, на другое ведомство, на державу хаоса, на державу лукавого духа, на державу смерти. Поэтому, если он переведёт его на Царствие Небесное, он окажется как у Христа за пазухой, окажется в Царствии Божьем. Именно на дороге в Царствие Небесное будут стрессы, трудности и препятствия, а дорога в ад — это широкая, спокойная, вымощенная благими намерениями, и, казалась бы, лёгкая дорога. То есть, по сути дела, депрессии — это результат выбора лёгких жизненных путей.

Два вида депрессий

ОСЕНЬЮ ПРОШЛОГО ГОДА Святейший Патриарх
наградил о. Григория крестом доктора богословия

— А как связаны между собой депрессия и уныние? Что из чего вырастает?

— Можно сказать, что уныние — это предстадия депрессии. И уныние, и депрессия — это формы лукавого духа, формы гордыни человеческой. И, конечно, это всё вместе приходит. Ведь не зря уныние и депрессия находятся в лествице развития греха перед главным грехом гордыни. Это как бы предпоследняя ступень. Уныние и депрессия произрастают из греха гордыни. У человека исчезают все желания, и он оказывается во внутренней пустоте, в депрессии, и, конечно, депрессия всегда начинается с обид на Бога. На фоне гордыни возникают мысли, что мир несправедлив. Такой человек чувствует себя бедной сиротой. Ему кажется, что его никто не любит, не ценит, к нему все несправедливы. И, по сути дела, по образному выражению Паисия Святогорца, он начинает превращаться из пчелы в муху и начинает находить помойки в любом цветущем саду.

— Как можно различать депрессии и психические заболевания?

— Депрессии бывают, я бы сказал, двух видов: депрессии невротического круга малой психиатрии, где человека надо побуждать, поднимать, тащить, вовлекать, будить, доставать, не оставлять его одного, и депрессии психотического круга — большой психиатрии. При психических болезнях есть реальная опасность для жизни и, возможно, нужна госпитализация и медикаментозное лечение на начальном этапе. Когда острый период будет купирован, тогда надо человека вовлекать в полноценную реальную жизнь по преодолению трудностей. Не редко бывают психотические депрессии при психических заболеваниях, но чаще невротические депрессии при различных видах неврозов. Я бы так сказал, что невротические депрессии как бы «ложные». Ложные — это преддепрессия, это цветочки. А бывает депрессия психотическая истинная, когда у человека возникает мысль, что надо уходить из жизни — это высшее проявление гордыни. Протест против мира, против Бога, против Вселенной, против всех людей, потому что этого человека не оценили. Вот здесь нужно психиатрическое лечение.

— Интересно, что это не только наша проблема, но и всей благополучной Европы...

— Есть последние данные, что по депрессиям и самоубийствам первое место занимает Голландия. 30% населения Европы болеют болезнями мозга и психическими заболеваниями. И это всё показатель того, что с повышением уровня жизни, улучшением качества физического здоровья и материального благополучия количество депрессий увеличивается, как это ни странно.

Помоги другому — и Господь поможет тебе!

— Мне кажется, многие люди преувеличивают свои трудности и легко впадают в панику, открывая путь негативным эмоциям...

— Нам всем на один день нужно в Алеппо — и депрессии пройдут мгновенно! При больших потрясениях нужна огромная благодать, а чтобы её получить, придётся преодолевать большие трудности. Сам Господь сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые!» Он имел в виду: придите ко Мне на Таинство Причастия, придите ко Мне, чтобы принять Мои Тело и Кровь, разожгите огонь своей души — и вся депрессия уйдёт.

— А что бы вы посоветовали тем людям, которые в этот момент находятся в унынии и депрессии?

— Я бы рекомендовал причащаться раз в неделю, а когда депрессия — несколько дней подряд, и посмотреть, как будет меняться внутреннее духовно-нравственное состояние. Возможно, что от депрессии не останется и следа, потому что вставать в храм тяжело, преодолевать дорогу — тяжело, стоять на литургии — тяжело для человека, который к этому не приучен. И вот это был бы реальный выход из депрессии. Поэтому Господь и даёт нам Духа Утешителя, и радости нашей никто не отнимет от нас. Если радость нашу от нас можно отнять, то мы тогда не получили того Духа Утешителя, о котором нам говорит Господь.

— Вы имеете в виду Духа Святого?

— Да, я долго думал, кто такой Дух Утешитель. Я думаю, что Дух Утешитель не только утешает страдающего человека, но и даёт ему возможность утешать других людей. Утешая других, мы получаем благодать. Для того, чтобы выйти из депрессии, надо найти человека, которому хуже, чем тебе, и помочь ему — и депрессия моментально пройдёт. Такие люди всегда есть рядом. Иногда в трудной жизненной ситуации Господь промыслительно устраивал, что я встречал людей, которым было значительно хуже, чем мне. Так было часто в моей жизни. И когда я видел человека, которому хуже, чем мне, и который просил моей помощи, я ему никогда не говорил: «Ну что ты ко мне пристал?» Я понимал, что это спасательный круг, который мне даёт Господь. Начинаешь помогать этому человеку — и депрессия уходит. И, конечно, надо смеяться над своими трудностями: как же так, я заблудился в трёх соснах, как же так, я потерял курсовую настройку на Царствие Небесное! Как же так, сбился навигатор моей души! Юмор очень помогает.

Мы не понимаем своих возможностей!

ЕПИСКОП Выборгский и Приозерский Игнатий —
всегда желанный гость в юкковском храме

— В юморе есть оптимизм и радость. Вы согласны с тем, что Господь сотворил нас для радости?

— Учёные расшифровали схему генома — это как галактика! Человек словно Вселенная состоит из множества галактик, он имеет колоссальные возможности, человек сотворён для радости жизни! Просто мы не понимаем своих возможностей, которые реализуются на дороге Божьих заповедей, в результате встречи с Богом. И это происходит через преодоление трудностей. А дальше включается закон: посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу. Это сказал великий английский писатель Уильям Теккерей в своём романе «Ярмарка тщеславия».

— Хорошо, а как тогда быть человеку, который хочет помочь другому, но у него нет для этого сил? Что делать в таких случаях?

— Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». В таком случае надо разжигать костёр своей души, приближаться к Богу. Когда костёр в лесу начинает угасать, комары налетают на него со всех сторон. Надо раздувать костёр своей души, чаще причащаться и просить Бога, чтобы Он дал Духа Утешителя. И вот когда костёр души разгорится и придёт Дух Утешитель, тогда очень легко будет помочь человеку. Потому что человеку помогаем не мы, а Сам Господь. Наша задача — помочь человеку, попавшему в пучину депрессии, опять направиться к Богу, вывести его на дорогу заповедей Божьих. В этой помощи мы должны оставаться, как прозрачное стекло, чтобы никому не препятствовать к встрече Богом.

Для чего строят «искусственный мозг»

— Отец Григорий, я слышал, что на юго-западе Швейцарии, в Лозанне, учёные создают так называемый искусственный мозг, для чего?

— Да, он будет занимать много гектаров земли. Тысячи человек в этой команде. Они «вручную» собирают миллионы нейронов и миллиарды нейронных связей. Для чего строят искусственный мозг? На сегодня, как я уже говорил, в Европе около 30% населения болеют психическими заболеваниями, в том числе депрессиями. На этой экспериментальной модели хотят выявить причины этих нарушений, разобраться, почему в мозгу развиваются подобные патологические состояния. Бывает так, что зона стресса не включает зону радости, потому что человек, столкнувшийся со стрессом, уходит от него, прячется. Ему надо идти навстречу трудностям, как в той песне: «Не созданы мы для лёгких путей». К Богу ведут только трудные дороги. Это одна сторона. Другая сторона — это когда нарушаются связи между отдельными участками мозга.

— В чём же тогда смысл медикаментозного лечения?

— Медикаментозное лечение, или лечение психотропными препаратами — это аварийное отключение больных участков. При помощи наркоза мы их временно отключаем. У человека с психическими заболеваниями, если отключатся эти аварийные участки, поведение практически не изменится. А если это лечение назначить человеку с неврозом, то он будет чувствовать себя, как зомби, как будто под наркозом, то есть реакция на медикаменты покажет глубину повреждения личности человека. Кстати говоря, одна из причин неврозов — это накопление отрицательной информации, отрицательных воспоминаний. Когда я служил на подводной лодке, на ней было много приборов. От работы приборов намагничивается корпус подводной лодки, и это магнитное поле сбивает работу приборов и они начинают глючить. Подходил корабль, набрасывал провод, пропускал ток, снимал наведённое магнитное поле, и приборы после этого работали нормально.

Валериана плюс причастие

— И всё-таки поясните, откуда берутся депрессии?

— У человека, как и у корабля, есть приборы, это пять органов чувств — зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, и если у него накапливаются отрицательные воспоминания, то он, как мы говорили, превращается из пчелы в муху. Почему они накапливаются? За уничтожение отрицательной информации в памяти отвечает внутренний эндогенный алкоголь. Всплески выработки алкоголя происходят при стрессах и эмоциональных потрясениях, которые человеку необходимы. В норме у здорового человека в организме вырабатывается 10-12 граммов 80-процентного спирта, бокал вина, который будет стирать незначительные стрессы, небольшие отрицательные воспоминания. Но если это будут большие отрицательные воспоминания, то они не будут стёрты, нужно эмоциональное потрясение, большой стресс, тогда в организме может выделиться бутылка водки и даже больше — и тогда всё будет стёрто.

— Что можно предпринять в таком случае?

— Есть медикамент, который усиливает выработку внутреннего алкоголя — это экстракт валерианы. Валерина усиливает выработку внутреннего эндогенного алкоголя, и человек начинает пьянеть от своего внутреннего алкоголя и практически быстро забывать плохое. Но экстракт валерианы, как все травы, надо принимать длительно — только тогда будет эффект. При унынии и депрессии суточная доза может быть до двух тысяч миллиграмм, а потом, когда человек выйдет из депрессии, дозу можно уменьшить. К валериане нет привыкания, и к ней не развивается зависимость. Вот поэтому одним надо давать валериану, другим — психотропные средства, а главное — всем надо причащаться. Причастие тоже покажет, в какой степени духовный компонент подсоединился к этому патологическому состоянию. Когда человек всё время находится в зоне стресса своего мозга, у него повышается внушаемость — способность без критики воспринимать любую информацию. И если при этом думать о хорошем, то сбудется хорошее. А если думать о плохом — сбудется плохое. Если навигатор своей души человек выставляет курсом на Царствие Небесное он всё время думает о хорошем в любых жизненных ситуациях. Если же при стрессе думать о плохом, то он входит в прямой контакт с отрицательными силами. Такому человеку ни в коем случае нельзя заниматься изучением своих грехов, установлением их связей с произошедшими событиями. Ведь получается, что человек, таким образом, пытается проникнуть в помыслы сатаны, а это может привести к страшному повреждению — гордыне ума.

— А как же тогда увидеть свои грехи?

— Для этого надо войти в благодатное состояние. Только через благодать Божью мы видим свои грехи, а Господь скрыл их до поры до времени для нашего духовного подкрепления. Младенца сначала кормят жидкой пищей, а когда он укрепляется, ему дают уже более твёрдую пищу. Так делает и Господь. То есть видение своих грехов происходит не через их изучение, а через встречу с Богом. Появляется свет — и в этом свете мы видим свою собственную тьму. Сегодня многие люди, которые пытаются по книгам изучать свои грехи и устанавливать связи своих грехов с жизненными событиями, уподобляются студентам мединститутов, которые пытаются изучать психиатрию по книгам и ставят себе все диагнозы, которые они там прочитывают. Но ведь это совсем не так, и профессор всегда исключает эти диагнозы.

Охотники за положительными эмоциями

— Но что же тогда делать человеку, находящемуся в депрессии?

— Находящемуся в депрессии я советую собирать светлые, радостные эмоциональные воспоминания... Идёте по улице — остановитесь и посмотрите, как солнышко садится за горизонт. Видите небо голубое — остановитесь, посмотрите! Ведь мир прекрасен! Я всю жизнь охотился за положительными воспоминаниями. И когда нам бывает трудно, туда можно спрятаться. Вот как прячется подводная лодка во время шторма: она заныривает в глубину. Но для этого душа должна вместить Господа Бога. Тогда волна шторма не взбаламутит душу до дна. Будет часть души, которая не подвержена шторму. И именно в этом месте хранятся все положительные воспоминания. Почему у многих людей нет таких положительных воспоминаний? Не потому, что их нет, а потому что хранить негде.

— Получается, проблема в нашей душе?

— «Широк, очень широк русский человек — я бы сузил его», — говорил Фёдор Михайлович Достоевский. В нашем широком сердце вмещаются и Бог, и дьявол. Когда сильный ветер дует над широким и неглубоким водоёмом, вода там перемешивается до самого дна и появляется муть. Как-то осенью я ехал по нашей дамбе, дул сильный ветер, и весь Финский залив был коричневым. Тогда я понял, почему его называют «Маркизовой лужей». Так и душа человека. В душе современного человека живёт и Бог, и сатана. Надо сужать душу до одного Бога, а душу мы можем сузить только регулярным причащением. Душа сужается — и появляется глубина. И когда мы попадаем в шторм моря житейского, то эмоции наши кипят, и гормоны стресса запускают выработку гормонов радости. Главный из них внутренний эндогенный алкоголь, который всё плохое стирает. И тогда в глубине души у нас царит тишина. И в этой тишине можно услышать голос Бога, который есть самый тихий звук во Вселенной. Это и есть та дорога в Царствие Небесное, которое внутри нас есть. Ведь Господь так и сказал Своим ученикам: «Ищите прежде всего Царствие Небесное и правду Его, а остальное всё приложится». — «А где искать это Царствие Небесное?» — спросили Господа ученики, ведь они были простыми галилейскими рыбаками. И Он им ответил: «Не придёт Царствие Небесное приметным образом, и не скажут — вот оно, здесь или там. Ибо Царствие Небесное внутри вас есть». И ещё Он дал другую подсказку: «Если не будете, как дети — не войдёте в Царствие Небесное». Я хочу сказать, что критерием проверки, что человек находится на дороге Божественных заповедей любви, является то, что он живёт, как у Христа за пазухой. Это обязательное условие. Если человек, как ему кажется, выставил навигатор своей души на Царствие Небесное, но не живёт по Божественным заповедям любви, как у Христа за пазухой, то он неправильно выставил свой навигатор и срочно должен его переставить.

Иван-дурак — совсем не дурак!

— Получается, Царству Небесному надо учиться у детей!

— Когда плачущему ребёнку дают конфетку, он мгновенно забывает плохое и входит в состояние радости. И мы должны так же себя вести. Дети всегда — пчёлы, и они всегда найдут цветок, даже на помойке, для них весь мир — это цветущий сад. Я бы сказал, что образ человека Божьего — это образ Ивана-дурака из русской сказки, потому что в нём нет лукавого духа. Лукавый дух — это дух смерти, противоположный духу любви. В Иване-дураке не было лукавства. И поэтому лукавыми людьми он воспринимался, как дурак. Апостол Павел сказал: «Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый...» Однако Иван-дурак не был дураком, потому что он становится в конце сказки царём. А братья его не были умными, так как получили десять шапок серебра вместо царства.

— Ну да, он — наивный, как ребёнок, а любовь — ведь всегда проста и наивна.

— Вспомним слова Апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». Вы только вдумайтесь: всему верит... всё переносит — это же образ разводного лоха! Ведь что такое мудрость человека? «Я никому не верю, я жить не хочу, я в депрессии». Иногда люди говорят про кого-то: ну как же, они такие успешные! Знаете, чтобы так сказать, надо знать, о чём думают эти «успешные» без Бога в долгие бессонные ночи, какие у них мысли, когда они просыпаются, какие адские бездны и хаос скрываются в их душах! Это всего лишь внешний лакированный гроб. А если гроб открыть, то вы увидите другую картину. Это не значит, что богатые не могут войти в Царство Небесное. Если для человека главным является Царство Небесное, то ничто ему не повредит: ни богатство, ни деньги, ни власть. Главное, навигатор должен быть верно выставлен. В духовной жизни важна не скорость избавления от грехов и не виденье грехов, а важна твёрдая курсовая устойчивость, правильно выбранный вектор движения. Конечная точка нашей жизни — это Царство Небесное, которое внутри нас есть.

— Что бы вы пожелали читателям?

— Я думаю, что все психические болезни связаны с утерей высших нравственных и духовных ценностей в обществе в широком смысле этого слова. А отсутствие радости у православных людей — с редким причастием. Ранние христиане первые триста лет причащались каждый день. Да, конечно, мы не имеем такой практики — причащаться каждый день. Однако сказано: шесть дней работай, а седьмой — отдай Богу. Я лично считаю — вынь да положь! Конечно, ежедневное причастие должно происходит по благословению своего духовного отца. Прихожане Юкковского храма причащаются минимум один раз в неделю. И многие священники Выборгской епархии так делают. И вы знаете, люди при регулярном причастии достаточно быстро выходят из депрессии: появляется смысл и радость жизни, а самое главное — радость от трудностей. Ведь трудностей у нас хватает. Трудности — это чистое золото, испытания — это чистые алмазы. И когда наша жизнь засыпает нас трудностями, это означает, что Господь нас облагодетельствовал. Трудности быстро пройдут, и это всего лишь зимняя буря, которая быстро растает, и будет замечательный весенний разлив рек. Найдите этот костёр Божественный любви, как замерзающий путник в зимнем лесу, двигайтесь к этому пламени — и ваша душа растает от льда бесчувствия!

— Спасибо, отец Григорий, за интересную беседу! С днём рождения вас! С юбилеем!

Интервью подготовил Арсений НОВИКОВ
Фотографии из архива о. Григория

Дорогие братья и сестры, сегодня первая в этом Великом посту Литургия Преждеосвященных Даров Григория Двоеслова. Для нас это большая радость − мы в первый раз причащаемся на первой седмице поста. Установкой, с которой мы входили в пост, было то, что пост − это самое радостное и самое светлое время в жизни человека. А все искушения, которые в нас пребывают, в посту материализуются оттого, что с этими искушениями мы в него вошли.
Одно из главных искушений, о котором сказано в молитве Ефрема Сирина, что мы сегодня читали: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» − праздность и празднословие. До поста мы с вами говорили об осуждении ближнего, а сегодня говорим о праздности и празднословии. В чем же состоит этот грех? В том, что праздность − это состояние ничегонеделания, когда к человеку подключаются духи злобы поднебесной. Праздный ум − мастерская дьявола, говорили святые отцы. Когда мы проводим время в праздности, то вольно или невольно открывается дверь в адскую бездну и демоны в виде мыслей приходят в нашу голову. Поэтому крайне важно, чтобы во время Великого поста у нас не было праздности. Это единственный грех в молитве Ефрема Сирина, который повторяется дважды: празднословие − это та же праздность, заполненная пустословием.
Казалось бы, празднословие, праздность − это мелкий грех, извинительный. Но в течение жизни по песчинке собираются огромные мешки таких грехов. Когда люди делят грехи на смертные, тяжелые и малозначимые, то совершается очень большая ошибка: любой грех удаляет человека от Бога. И понятия «малый бес» и «малый грех» весьма ошибочны. Это как в сказке про лисичку и зайчика. Была у зайчика избушка лубяная, а у лисички ледяная. И когда лисичка замерзла, она попросила зайчика, чтобы он пустил ее левую переднюю лапку погреться, потом правую переднюю, и в конце концов зайчик оказался на улице, а лисичка в избушке. Так и малые грехи: вроде бы они незаметны для нас, но постепенно заполняют всю праздность нашей души. Поэтому, дорогие братья и сестры, помните, что пост − это самое радостное, самое светлое время для православного человека, но праздности быть не должно.

Дорогие братья и сестры, сегодняшний день крайне важен для вхождения в Великий пост. Как я уже говорил сегодня на Божественной литургии, Великий пост может быть временем великих искушений и может быть временем великой радости. Именно от нас зависит, каким мы хотим его видеть, от нашего состояния: нашего раздражения, наших обид, от наших сомнений. Ведь на самом деле все обиды − это дорога саморазрушения. Наши обиды вредят только нам самим и никому другому. И если перед началом поста мы обратимся к Богу за молитвенной помощью, чтобы Он помог нам избавиться от всех обид, чтобы в души наши сошел великий покой Царствия Небесного, чтобы оказаться в начале поста как у Христа за пазухой, тогда и весь пост пройдет как у Христа за пазухой. А если мы войдем в пост в состоянии великой скорби, в ожидании того, что нас ждут многие искушения, то так оно и будет. То есть сегодня день, когда мы программируем свой пост: как мы настроимся, так он и пойдет.

Я предлагаю вам настроиться на пост как на самое светлое, самое благодатное, самое радостное время жизни. Но кто-то, возможно, хочет настроиться на пост как на время скорбей и страданий, это тоже не возбраняется, потому что дорога страданий в конечном счете заканчивается, и она тоже может быть дорогой к Богу. Путь любви и радости и путь скорбей и страданий − каждый человек выбирает то направление движения, тот вектор, который лично ему по душе. Я вам уже говорил о том, что мне по душе дорога радости, но это не значит, что если кому-то по душе дорога скорби, то это плохо.

Дорогие братья и сестры, сейчас хочется кратко напомнить вам историю изгнания Адама и Евы из рая. Когда Адам был создан по образу и подобию Божию, у Бога на него был особый план − Адам должен был быть садовником в этом саду. Садовник − это образ. Читавшие Библию помнят, как Господь водил Адама по раю, показывая разные деревья, как хозяин показывает сад садовнику. Понятно, что тогда такого понятия, как садовник, тогда не было, но для нас это наиболее подходящее слово. Адам должен был ухаживать за деревьями, общаться с Богом, и в процессе богообщения и труда должен был приблизиться к Богу − достичь состояния обожения. И дальше он должен был перейти на новый уровень духовной эволюции, не в смысле эволюции теории Дарвина, а эволюции дальнейшего приближения к Богу.

Я говорил вам, что в современной физической теории струн существует гипотеза о том, что наша Вселенная десятимерна. Когда Адам жил в раю, он был в полноте вселенной Божественной любви. И Бог попросил его только об одном: не вкушать плодов от древа познания добра и зла. Не потому, что древо это было плохое, а потому что оно было особое. Оно называлось древом вечной жизни. Возможно, этот плод Господь предложил бы Адаму, когда тот закончил школу райского сада. То есть Бог просил Адама своевольно эти плоды не срывать − всему свое время.

Лукавый, конечно, не мог подействовать на Адама, который был ему не подвластен, но он мог подействовать на змея, который нашептал Еве: «Зачем так долго учиться в этой школе? Если вы сорвете этот плод и съедите его, то будете как боги». Он предложил как бы сразу получить диплом, не теряя времени попусту. И когда Адам вкусил этот плод без Божьего благословения, он получил такие знания, которые не мог вынести, и от этого повредился его разум − он стал прятаться от Бога в райском саду, хотя мы с вами понимаем, что от Бога нигде не спрячешься, тем более в раю. И Адам это понимал, но при этом стал прятаться, значит, можно сказать, что у него наступило некое духовное безумие.

Однажды в день Прощеного воскресения один священник сказал такую проповедь: «Знаете, почему надо прощать обиды другим людям? Потому что ваши обиды, кроме вас, никому не вредят». Помните это. Все обиды вредят только нам, и когда мы прощаем обиды, то делаем лучше себе. А когда не прощаем, то живем с этими обидами. Я понимаю, что иногда человек не в силах простить обиду другим людям: больно глубоко вошли обиды в его душу. Но невозможное для человека возможно для Бога. Никто не может нам запретить просить у Бога благодать прощения тех, кто обидел нас. При этом когда мы прощаем обиды, то не только делаем хорошо самим себе, но и Господь прощает нам наши грехи. Мы всегда можем провести связь между обидами и грехами. Если мы на кого-то обижаемся, то уподобляемся лицемерам, которые постятся напоказ. Ведь обиды − это всегда наше человекоугодие. Насколько нам дорого мнение о нас людей, насколько мы пытаемся угождать другим, настолько и обидчивы.

Обидчивый человек всегда угождает людям, и понятно, что получает от них одни лишь скорби. А надо угождать Богу, тогда сокровище сердца нашего будет на Небе и никакие обиды не будут нас касаться. Поэтому помните, что сказано в сегодняшнем Евангелии (Мф. 6, 14−21): где душа ваша, там и сокровище ваше. Где же душа человека, живущего в обидах? В державе обид, державе смерти, державе лукавого духа, т.е. человек, обижающийся на других людей, воистину живет в аду и сам себя разрушает. А когда в душе наступает Прощеное воскресенье, то приходит рай и человек воскресает. Каждый из нас, кто прощал других людей милостью Божьей, знает, какая благодать бывает при этом. Наверное, это одно из самых благодатных и радостных духовных состояний, когда милостью Божьей мы прощаем тех, на кого обижены.

Дорогие братья и сестры, сегодня праздник Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи. Те, кто вернулся со Святой Земли, в мыслях находятся в тот месте, где мы служили Божественную литургию, − Себастии, на развалинах древнего храма времен царицы Елены, на месте темницы, где было совершено усекновение главы Иоанна Крестителя. Себастия, где находилась резиденция Ирода, − место довольно труднодоступное, это самая жесткая часть Палестинской автономии, где часто бывают закрытые территории. В резиденции Ирода проживают практически одни мусульмане и только одна православная арабская семья − единственные хранители этих святых мести, они причащались вместе с нами и все плакали, когда мы служили Литургию. Погода была удивительная: шли сплошные ливневые дожди, никогда так не разливался Иордан и горные потоки. Когда мы служили Литургию в пещере разбойника в лавре святого Харитона, то поток внизу так разлился, что мы не могли выйти: он смыл дорогу. Во время службы была гроза и ливень, все ущелье грохотало, но когда мы выходили, над нами светило солнце, садились в автобус, и опять шел ливень. Во время этой службы дождь был где-то рядом, и как только мы завершили служение, сразу пошел дождь.

Сегодняшнее Евангелие (Мф. 6, 1−13) было посвящено человекоугодию, и усекновение главы Иоанна Предтечи − это тоже человекоугодие. Ведь царь Ирод Антипа четвертовластник (управляющий четвертой частью империи своего отца, Ирода Великого) очень почитал Иоанна Предтечу, хотя и держал его в темнице. Он любил с ним побеседовать, почитал за пророка и выполнял многие рекомендации и указания, за исключением того, что, вопреки ему, взял в жены жену брата своего. Иродиада была очень обидчивой и затаила на Иоанна Предтечу обиду. Когда во время праздника ее дочь Саломия плясала и угодила царю Ироду и возлежащим с ним правителям, то, будучи в достаточном подпитии и благодушном состоянии духа, Ирод сказал ей: что попросишь, дам тебе, даже до половины царства. Не думаю, конечно, что он дал бы Саломии половину царства, но по крайней мере он так сказал. Мать ее тоже, наверное, понимала, что вряд ли Ирод отдаст половину царства и решила использовать ситуацию для того, чтобы попросить на блюде голову Иоанна Предтечи. Когда царь услышал это, то очень опечалился, но, как сказано в Евангелии, выполнил ради клятвы и возлежащих рядом с ним: что они подумают, как к этому отнесутся, не осудят ли, не будут ли смеяться, не потеряют ли уважение? То есть он был одержим человекоугодием в такой степени, что отсек голову пророка.

В сегодняшнем Евангелии (Мф. 6, 1−13) сказано, что когда мы делаем какие-то добрые дела, то крайне желательно не людям угождать, а угождать Богу, т.е. речь идет о неких демонстративных поступках, которые показывают благочестие данного человека, или, говоря иначе, о человекоугодии. Господь говорит, что любое дело, совершаемое из человекоугодия − угождения другим людям и демонстративно, приносит меньше благодати, чем дело, которое делается тайно, когда как говорит Христос, твоя левая рука не знает, что делает правая.

Преподобный Серафим Саровский говорит, что всякое добро можно разделить на три категории. Добро ради ответного добра: ты − мне, я − тебе. Добро ради гордыни, когда мы делаем доброе дело в ожидании похвалы. И добро во имя Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда правая рука не знает, что делает левая. Иногда мы делаем добрые дела и в ответ нередко получаем наказания. Говорят: никогда не делай добра, добрые дела наказуемые. Чтобы добрые дела не были наказуемы, надо стремиться делать их так, чтобы нас не могли за них наказать. Когда делаешь добрые дела втайне, никто и не накажет, при этом мы получим благодать от Бога. То есть если мы получаем похвалу от людей, мы не получаем ее от Бога и терпим в этом большой духовный убыток.

Человеческая похвала нередко бывает лицемерной: когда нам говорят одно, а про себя думают другое, иначе говоря, держат в кармане фигу (вам всем, наверное, известно это выражение). Конечно, бывает искренняя похвала, тогда это тоже дает человеку благодать, но лицемерная похвала является формой духовного рабства, и от такой похвалы человек иногда готов провалиться сквозь земля, а потом его за это еще и накажут.

«Точка опоры. Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым» (Санкт-Петербург)

Сегодня тема нашей передачи «Клевета как точка опоры». Мы много читали про святых отцов, которые переносили немало клеветы. В житиях святых есть такой эпизод, когда два отца встречаются друг с другом и спрашивают: «Ну как, отче, прошел день?» - «Плохо, отче, никто не оклеветал, не полил грязью, плохо молимся». В другой раз встречаются радостные и счастливые и говорят: «Нас обильно унавозили, теперь мы расцветем пышным цветом. Господи, мы простили тех, кто нас оклеветал, по Твоему примеру. Прости и Ты нам прегрешения наши и “остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”».

Хочу прочитать изречения святых о клевете, чтобы нам обсудить наиважнейшую духовную тему о том, как святые отцы это воспринимали. Все мы слышали об исцеляющей силе клеветы. Но когда порой она нас лично затрагивает, нам бывает не очень комфортно и не очень приятно. Итак, обратимся к изречениям святых отцов.

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Григорий Григорьев, доктор богословия, заслуженный врач РФ, профессор, д.м.н., психотерапевт-нарколог, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, настоятель храма Рождества святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки.

Мы вступаем во время подготовки к Великому посту, была неделя о мытаре и фарисее, начинается неделя о блудном сыне. Духовная задача этих дней − провести внутри своей собственной души разницу между ветхозаветным и новозаветным человеком. Задача в том, чтобы обнаружить в себе признаки ветхозаветного человека, который во многом был хорош и, несомненно, лучше нас с вами. Ветхозаветные евреи гораздо лучше нас с вами выполняли все правила, все заповеди. Они много молились, выполняли все, что предписывает закон, но при этом они превращались в фарисея, который, возвышаясь над другими людьми, начинал их презирать, или в старшего сына из евангельской притчи о блудном сыне, который презирал своего младшего брата и даже братом его не считал.

Всем нам следует заглянуть в свою душу и внутренне ответить себе на вопрос: а во мне какого больше человека − ветхого или нового?

Евангельская притча о блудном сыне (Лк. 15, 11-32) − одна из центральных в Новом Завете. Именно здесь вы видите образ Бога Отца, который более нигде не выводится, а здесь представлен под образом любящего отца. Особая ценность этой притчи в том, что ее рассказывает Бог Сын, Господь наш Иисус Христос. Я говорил вам, что Новый Завет является неким духовным отражением Завета Ветхого. Основные линии есть в Ветхом Завете, и там тоже есть образ блудного сына и образ Бога Отца. Когда ветхозаветный блудный сын приходит к ветхозаветному отцу, тот выгоняет его со словами: свиней ты возлюбил, к ним и уходи. Мы видим, что восприятие Бога людьми происходит в меру того сердечного окаменения и жестокосердия, которое присуще данным поколениям. Рассказывая эту притчу, Господь показывает нам: Бог не таков, как вы Его представляете, Бог − это любящий Отец...

Моя задача - строить мост между Церковью и медициной. Это очень непростая задача, потому что до революции этой работой, отрезвляющей общество, занимались священник, врач и учитель. Это были три столпа, на которых стояло общество, три составные части единого каната. Сейчас, когда Церковь отделена от государства, это сложно соединить. На последних Рождественских чтениях в Москве мне пришлось вести секцию, связанную с реабилитацией и адаптацией людей с алкогольной зависимостью. Моей задачей было объединение разных направлений. Когда православные люди собираются в большом количестве, как правило, происходит выяснение отношений друг с другом, всевозможные наезды, высказывание претензий. И впервые в этом году мы предложили объединить разные пути. Как сказал апостол Павел «...надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Мы должны объединиться вокруг Чаши, вокруг приведения ко Христу наших пациентов. А дороги, которыми они идут, находятся на совести врачей, психологов, учителей.

Смысл совместной работы врача и священника в следующем: в лечении любой зависимости существует три основных этапа помощи. Первый этап - это неотложная медицина, когда человек находится в состоянии острого отравления, интоксикации, ему проводится медикаментозное лечение. Можно сказать, неотложная медицинская помощь, своего рода реанимация, когда человек выводится из состояния запоя и приводится в состояние физиологической нормы. После того, как физиология восстанавливается, у человека появляется проблема с перепадами настроения, т.е. с одной стороны физиология восстанавливается, но с другой стороны душа праздника просит, у человека нет радости жизни, появляется тяга. Снятием тяги и восстановлением радости жизни занимается психология и психотерепия. Третья часть помощи - духовная. У зеленого змия три головы: психическая, физическая и духовная зависимость.

Психическая зависимость - это потеря радости жизни. Для того чтобы человеку помощь преодолеть психическую зависимость, надо помочь человеку вернуть радости жизни, чтобы ощущение праздника, которое было в детстве, а потом исчезло, опять вернулось. Физическая зависимость - это тяга. Духовная зависимость - это в первую очередь, мысли, которые лезут в голову. Человек может не пить, может в нормальном состоянии идти по улице, вдруг у него появляется мысль «Пивка попить», и сам не зная почему, пойдет пить пиво. Когда он выпивает один глоток, внутренний голос говорит: «Надо добавить». Я говорю про больных людей, тех, у которых есть зависимость. Не у всех пьющих людей может быть такое состояние. Получается по тому же апостолу Павлу «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:19). Как будто волей человека кто-то управляет. Это именно та зона, где медицина абсолютно бессильна. Человек может не пить много лет, но ему снится сон, в котором он пьет. Вот эта зона для медицины недосягаема. Это называется зона подсознания, для нас это — зона духовной жизни. И здесь Церквь с ее таинствами, в первую очередь Таинством Исповеди и Причастия, оказывает неоценимую помощь. Зарок — это добровольное обращение человека к Богу за помощью. Кто обращается за помощью? Кто сам не может преодолеть зависимость. Если человек считает, что он может обойтись сам, то смысла обращения к Богу нет. Но когда человек осознает, что сам он не может остановиться, он обращается за помощью к Богу. Конечно, прежде чем это произойдет, с человеком надо провести большую подготовительную работу по объяснению, почему самому человеку не удается преодолеть эту зависимость. По сути провести начальную катехизацию, дать начальные знания в области православия.

Зарок - это обращение человека к Богу за помощью: «Господи, я обещаю не пить, если Ты дашь мне для этого силы. Моих сил не хватает». Фактически это форма покаяния, я бы даже сказал, это покаянный вопль, когда человек кричит: «Господи, помоги! Я хочу переменить свою жизнь, свой ум, но своих сил для этого не хватает».

Иногда те, кто занимаются в обществе трезвости, принимают обеты . Тут принципиальной разницы нет. Но если эту проблему обозначить исторически, то обеты обычно приносили родственники тех, кто давал зарок - их жены, дети. Обет - это обещание сделать во Славу Божию доброе дело. Например, болеет ребенок, мать молится и говорит: «Господи, поправится ребенок - я построю часовню». Она принимает на себя обет сделать доброе дело. Зарок - это обет, но в другую сторону, не делать злого дела. Но принципиального расхождения здесь нет.

Метод зарока - это метод любви , который помогает человеку восстановить отношения с Богом. На личность человека воздействовать против его воли невозможно. Но все, что связано с подавлением и уничтожением личности и оскорблением человеческого достоинства, это все неприменимо.

Вылечить алкоголизм , именно вылечить, а не приостановить на некоторый промежуток Вам помогут

Мы знаем, что многие профессора Военно-медицинской академии были глубоко верующими людьми. Например, Николай Иванович Пирогов , основоположник всей хирургической науки, в Дневнике хирурга («Вопросы жизни. Дневник старого врача» - ред.) написал: «Всякий человек, до 37-ми лет являющийся атеистом, есть подлец. Этаким подлецом я был до 37-ми лет».

Иван Петрович Павлов был старостой Знаменской церкви у Московского вокзала в Петербурге, где сейчас площадь Восстания. Однажды, будучи лауреатом Нобелевской премии и заведующим кафедрой физиологии в Военно-медицинской академии, он стоял и крестился перед входом в храм. К нему подошел рабочий Путиловского завода и говорит: «Дед, темнота! Что ты крестишься? Академик Павлов доказал, что Бога нет. Дурья твоя башка!» Тот отвечает: «Это ты дурья башка. Я, академик Павлов, говорю, что Бог есть!» Поразительно, но все атеистическое учение базировалось на теории Павлова и как бы опровергало Бога. А Павлов-то как раз другое доказывал.

Профессор Иван Михайлович Сеченов был верующим ученым.

Но они никогда не декларировали себя как православных врачей. Он был профессор Боткин. Или академик Павлов. Он не декларировал себя как православного физиолога, он был физиолог. Но он был православный человек. И Павлов мог позволить себе в советское время то, что никто другой не мог: когда он в составе партийно-правительственной делегации в каком-то городе встречал священника, он мог подойти и взять благословение.

Выбор редакции
Лиана Райманова Люди-Львы самоуверенны, обладают напористым лидерским характером. Но под влиянием знака Козы они становятся совершенно...

Раскапывать могилу во сне – явный признак, что вы переживаете период душевных терзаний и переживаний. Сонник уверен, что вы испытываете...

Если Вам снится свежая могила, то чей-то бесчестный поступок причинит Вам ужасное страдание, или этот сон предвещает грозящую Вам...

Море и волны в ночных грезах - признак изменений как внутри человека, так и вокруг него. Такое сновидение может говорить о личностном...
Есть люди, которые очень сильно увлекаются толкованиями сновидений по современным сонникам. Такие люди убеждены в том, что это играет...
Одни любят горох в плове, другие нет. Последним деваться некуда. В большинстве обеденных заведений Ташкента плов непременно готовится с...
Копчёный кальмар сам по себе очень вкусный продукт, его хорошо есть с картошкой, отварными овощами или с рисом. Но к праздничному столу...
Сушка грибов выгодно отличается от других видов их заготовки своей простотой, доступностью и удобством в хранении конечного продукта: 10...
Сборник сонников К чему снится Богатство во сне по 28 сонникам? Ниже вы можете бесплатно узнать толкование символа «Богатство» по 28...