Психологическая травма детства: чем опасны стрессы в юном возрасте. Вниманию родителей: ребенок-изгой — травма на всю жизнь


Мне 19 лет, и я учусь в Университете. Мне было всегда трудно устанавливать контакты с людьми. Но сказать, что я этого не умею делать, нельзя: у меня есть друзья, с которыми я познакомилась на мастер-классах по моей профессии , есть друзья по работе, есть онлайн френды, общаюсь с несколькими девочками с других факультетов.
В школе я была изгоем с 1 по 11 класс, с 1 по 9 класс вообще не знала, что такое хотя бы приятельские отношения. Думала, что сама виновата. Потом пошла на несколько кружков, потом на подготовительные курсы, постепенно ситуация налаживалась. Я поняла, что могу дружить. Я думала, что когда закончу школу, изгойству придёт конец.
Но я поступила в Университет - и началось! Сначала всё было хорошо, мы с девочками ходили вместе к метро, гуляли. Они несколько раз позвали меня куда-то - я отказалась. С 1 дня было понятно, что у нас полное несовпадение интересов. Меня интересует учёба и будущая карьера , а им охота погулять. Одна девочка пыталась пристрастить меня к модной одежде, но меня не интересуют наряды. Они говорят о парнях, о сексе , о свадьбе, о будущей семье , а у меня на 1 месте карьера. Они любят заниматься шоппингом, а я - нет.
Я не помню, когда это началось. Я не помню, как это началось. Я думаю, это начиналось постепенно. Но уже к концу 1 курса они меня тупо игнорировали, не звали на дни рождения, не ставили лайки к моим фото. Я не могу ни у кого попросить конспекты. Они предъявляют ко мне глупые претензии: "Не задавай вопросов, ты нам мешаешь!" или "Не ищи препода, если прошло 40 минут и более! Не искала бы - пошли бы домой". Смеются надо мной в открытую, особо не стесняясь моего присутствия. И вообще, когда я молчу, я для них - пустое место!
Может, проблема во мне? Может, я их провоцирую? Но я хочу исправить свою вину! И если не я - то кто виноват?
Подружится с ними, увы не удастся. Но что делать? Как сохранить нейтралитет? И как не стать изгоем в следующем коллективе?

Здравствуйте, Ольга!
А кем вы хотите стать в следующем коллективе? Хотите ли вы общаться с людьми? Хотите ли вы общаться с теми, кто на вас очень не похож и не разделяет ваши ценности? По интонациям вашего письма складывается ощущение, что вы чувствуете себя существом более высокого сорта, чем ваши одногруппницы. Вас интересует учеба и карьера - то, за чем и поступают в университет; а девушек больше волнует личная жизнь и реализация в отношениях и в семье .
Если для вас увлечение шоппингом - признак недоразвитости, то почему вам важна симпатия и расположение недоразвитых существ? Похоже, тут есть какое-то внутреннее противоречие. С одной стороны, вы ощущаете, что ваше поведение более разумно и правильно, с другой - как любой человек (люди социальные существа) нуждаетесь в общении, понимании, дружеских связях. Нейтралитет - это компромисс между этими противоречивыми мотивами, и не думаю, что он по-настоящему удовлетворит ваши потребности в общении и признании. Работа с психологом поможет вам разрешить это противоречие.

С уважением, Елена Ливач, психолог, Санкт-Петербург.

Хороший ответ 0 Плохой ответ 4

Ольга, это коллектив нужно выбирать ПОД СЕБЯ, а не строить себя под коллектив. Соглашусь, что выбрать полностью весь коллектив в университете - сложно. Но это легче будет сделать потом на работе, выбирая компанию в том числе и по тому, КТО там работает, если ставить в центр себя и свои потребности, а не "соцзаказ" других людей.

А сейчас - я больше чем уверен, что и на вашем факультете есть парочка "белых ворон". Они всегда есть - присмотритесь внимательно. Зачем вам пытаться встроиться в группу "обычных" девушек? Найдите таких же "изгоев" - они вам, скорее всего, окажутся куда более интересны, чем "большинство".

Но зачем-то вы пытаетесь подстроиться именно под это большинство. Видимо, вы не до конца уверены в том, что с вами "все в порядке"? И почему-то чувствуете вину за то, что не нравитесь большинству. А должны? Кто и когда сказал вам, что вам должно "поставить оценку" большинство, и только тогда вы будете считаться "социально-пригодной"? Это не так. Почитайте вот этот тренинг, там есть многие ответы на ваши вопросы:

http://psyhelp24.ru/kak-zavodit-dryzei/

С уважением,Несвитский Антон Михайлович, психолог Санкт-Петербург

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Ольга.

Проблема вашей своеобразной роли в коллективе, о которой вы пишете, очень серьезная. И проблема эта, исходя из вашего письма, существует уже давно. Одно можно сказать точно - сами того не замечая, вы что-то делаете, как-то провоцируете других, что такое отношение к вам возникает вновь. Видимо вам привычна именно такая роль в коллективе. Почему? Причин здесь может быть много и в этом нужно серьезно разбираться.
Вы спрашиваете что делать, как не стать изгоем в следующем коллективе? Дать ответ и универсальную рекомендацию вот так сразу, чтобы проблемы не стало в один миг, невозможно. Думаю, что если вы для себя определите, что нужно решить эту проблему, то вам стоит пообщаться со специалистом-психологом . Тогда можно будет не только понять причины, избежать подобной ситуации в следующих коллективах, но и изменить нынешние ваши отношения в Университете.

С уважением, психолог Алексей Богинцев (Санкт-Петербург)

Хороший ответ 1 Плохой ответ 3

Скорее всего это последствие эмоциональной травмы, из за котороый установился барьер между вами и и другими людьми. На неосознанном уровне было принято решение держаться от других людей на расстоянии, скорее всего в целях защиты.

Убрать это в любом случае можно. Может потребоваться всего 1-2 сеанса со специалистом, а может гораздо больше, все зависит от от глубины проблемы и от того, как она формировалась. Был ли единичный неприятный случай, который привел к такому результату - или же это систематический патерн взаимодействя с близкими, который зародился очень рано.

Из практических советом - освойте метод ДПДГ - информация есть в интернете, и прорабатывайте свои неприятные состояния с помощью этого метода. Есть еще довольно экзотический метод описный в книгах по EFT Гарри Крейга и Фреда Галло.

Я буду вести прием в Питере 7-8 декабря - можете обратиться ко мне. Даже за 1-2 раза можно добиться значительного успеха, вплоть до полного устранения проблемы. Как я сказал, тут много зависит от обстоятельств - но легче станет в любом случае. Мой телефон есть на моей страничке на сайте.

В любом случае, желаю вам успехов.

Голощапов Андрей Викторович, психолог Саратов

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

Большинство современников, страдающих от депрессий, навязчивых страхов и комплексов, склонно искать причины своего аномального состояния в воздействии негативных факторов окружающей среды. Взрослые особы зачастую даже не подозревают, что истинные виновники сегодняшних проблем – детские психологические травмы . Действительно, большинство событий юных лет со временем утратили свою актуальность, кризы и трудности потеряли злободневность, а перенесенные в детстве довольно смутно представлены в памяти. Однако не воспринимаемые на сознательном уровне следствия детских психотравм довольно прочно укоренились в сфере подсознания, создав специфическую «жизненную программу» личности.

Причины детских психотравм

На вопрос о том, что может стать причиной психологических травм подростков и детей, нельзя ответить объективно и однозначно, поскольку интерпретация и значимость любого события для человека имеет сугубо индивидуальные критерии. Однако можно утверждать, что неокрепшая психика маленькой личности значительно больше подвержена негативному действию окружающей среды. То, что зрелый человек будет считать незначительным и преодолимым препятствием, для ребенка станет громадной катастрофой.

Единственным объективным критерием для оценки неблагоприятных обстоятельств, возникших в жизни малыша, может быть сочетание факторов: значимость события для ребенка и сила эмоциональной реакции в ответ на это явление. Психологическая травма детства – это психотравмирующее событие, которое ребенок интерпретирует как жизненно важное. Это те явления, по поводу чего он сильно и длительно переживает. Те обстоятельства, которые лишают душевного спокойствия, психического равновесия и требуют кардинальных изменений в мышлении и поведении.

Исследования, проводимые психологами среди детской и подростковой аудитории, позволяют утверждать, самыми труднопереносимыми событиями для маленькой личности являются:

  • моральное, физическое, сексуальное насилие;
  • смерть близкого родственника;
  • собственная болезнь или заболевание родителей;
  • развод родителей, уход одного из взрослых из семьи;
  • неожиданное нарушение взаимоотношений в семье;
  • внезапное отчуждение родителя от ребенка;
  • предательство, обман, несправедливость со стороны родственников, авторитетных взрослых и друзей;
  • разочарование, неудовлетворенность от несбывшихся надежд;
  • воспитание аморальными взрослыми;
  • взросление в асоциальной атмосфере, как в семье, так и в коллективе;
  • гиперопека либо недостаток родительского внимания;
  • «колебательная» стратегия воспитания ребенка, отсутствие единого подхода у родителей касательно требований к малышу;
  • ссора с близким другом по его инициативе;
  • ситуация, когда ребенок ощущает себя изгоем общества;
  • конфликт в учебном коллективе;
  • несправедливое отношение, давление со стороны авторитарных учителей;
  • непомерная загруженность ребенка учебной и внешкольной деятельностью.

Существует версия, что детская психотравма – частое следствие неверной стратегии воспитания ребенка. Результат существующих у взрослых неконструктивных жизненных стереотипов, которые передаются потомку «по наследству». Согласно такой точке зрения, дети перенимают от родителей на подсознательном уровне сформированные директивы касательно правил жизни: как нужно жить, как верно себя вести, как следует реагировать в конкретных ситуациях. Малыши неосознанно наследуют установленные родителями деструктивные «правила игры», причем в отягощенной форме.

Описано очень много таких негативных установок, которые создают почву для детских психотравм и отравляют жизнь человека в зрелом возрасте. Опишем некоторые из таких навязываемых родителями указаний.

Директива 1. «Лучше бы ты не появился на свет».

Родители неустанно сообщают потомку о том, сколько трудностей возникло после его рождения. Они приводят доказательства того, сколько сил забирает взросление отпрыска. Следует трактовка ребенка: «Мне лучше умереть, чтобы родители перестали страдать».

Взрослые постоянно указывают, насколько прекрасны, умны, способны другие дети, и какой бездарный и глупый их собственный ребенок. Это приводит к тому, что маленький человек начинает стесняться своей индивидуальности, старается слиться с безликой толпой, убегает от самого себя, надевая удобные для взрослых «маски».

Директива 3. «Ты уже взрослый, а ведешь себя, как ребенок».

Родители утверждают, что их потомку уже пора поумнеть, повзрослеть и отказаться от ребячества. Говорят, что он ведет себя очень глупо, как младенец, а ведь ему уже пора в школу. В итоге ребенок лишается самого прекрасного – детства с соответствующими возрасту желаниями, потребностями, играми.

Директива 4. «Для нас ты всегда будешь маленьким».

Такие родители очень боятся, что их кроха когда-то повзрослеет, будет вести самостоятельную жизнь. Они всяческие пресекают его попытки повзрослеть, затормаживая его на уровне развития дошкольника. В результате человек просто лишается способности самостоятельно мыслить и действовать.

Директива 5. «Перестань мечтать, а начти действовать».

Взрослые лишают малыша естественной необходимости – фантазировать, мечтать, строить планы. Это попросту убивает возможность на будущее рассматривать проблему с разных точек зрения. В итоге однобокого мышления человек совершает массу непоправимых глупостей.

Директива 6. «Прекрати ныть и стань хладнокровным».

Приказ: «Перестать выражать свои эмоции» аналогичный команде: «Перестань чувствовать». В итоге человек загоняет свои чувства и переживания вглубь подсознания, обретая впоследствии разнообразные проблемы с психикой.

Директива 7. «Нельзя никому доверять».

Родители приводят примеры, что все окружающие люди – обманщики, лжецы и мошенники. Человек с малых лет приучается к тому, что любые контакты чреваты фатальными последствиями. В итоге он замыкается в себе, ведь мир вокруг него – враждебный и опасный.

Чем опасны детские психологические травмы: последствия

Психологические травмы детства значительно замедляют процесс социализации человека. Ребенку становится сложно завести друзей, вступить в новые контакты, адаптироваться к условиям нового коллектива.

С детских лет формируется почва для развития навязчивых страхов, например: , при которой персона просто боится человеческого сообщества. Травма, полученная в детстве, дает старт к разнообразным депрессивным расстройствам, при которых глобальное чувство собственной виновности разрушает всю жизнь человека.Очень частое следствие стрессов, пережитых в юные годы, – обессивно-компульсивные расстройства, когда человеком овладевает какая-то алогичная навязчивая идея, и он предпринимает своеобразные «защитные» действия.

Неразрешенные проблемы детства приводят к формированию – анормальных пристрастий, в числе которых алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость. Психологические травмы детства находят отражение в зрелые годы в виде пищевых аномалий: компульсивного переедания или нервной анорексии.

Помимо вышесказанного, справедливо утверждение: все комплексы личности – результат пережитых травм в юном возрасте. Именно в детские годы происходит формирование определенных черт характера , которые при неблагоприятном стечении обстоятельств достигают размеров акцентуаций и принимают формы разнообразных расстройств личности.

Как помочь ребенку пережить травму: психологическая помощь

Самый главный совет всем родителям – обрести достойный уровень психологических и педагогических знаний, избрать верную стратегию воспитания потомка, лишенную деструктивных стереотипов. Задача родителей – создать комфортную почву для развития и становления личности, оказывать всякое содействие в грамотном преодолении ребенком возникших трудностей. Не игнорировать переживания малыша, а стать надежным попутчиком, которому ребенок без страха и сомнений сможет поведать свои тревоги. Не пускать на самотек ситуации, когда становятся очевидным изменения в поведении ребенка.

При малейших признаках развития психологической травмы следует посетить психолога, и совместными усилиями выработать адекватную программу, направленную на восстановление душевного равновесия у маленькой личности. На сегодня разработано немало психотерапевтических мероприятий для детей, позволяющих развить у ребенка способность к полноценной жизни, устранить навязанные извне барьеры и покончить с деструктивными стереотипами мышления, заложенными социальным окружением.

Оценка статьи:

читайте также

Психологический стресс

Большинство обывателей расценивает стресс - как негативные, мучительные переживания, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами...

Бывают такие ситуации, когда кажется, что весь мир ополчился против тебя. Неудачи в личной жизни, проблемы на работе, друзья куда-то испарились или их не было вообще… Как не начать думать, что это вселенский заговор, глобальная несправедливость, злой умысел или наказание?

КТО ЖЕ ТАКИЕ ИЗГОИ?

В любом коллективе всегда есть группа лидеров, к которым все тянутся, общение с которыми считается честью, привилегией. Изгои – их полная противоположность. Таких не любят, с ними не хотят общаться, стараются унизить, задеть. Причем многие это делают не столько из-за личной неприязни, сколько повинуясь стадному чувству. Главная проблема изгоев всех времен и народов в том, что чем дольше на человеке висит этот ярлык, тем сложнее ему от него избавиться. Поэтому, осознав однажды (или несколько раз), что коллектив тебя сторонится, лучше сразу предпринять меры к тому, чтобы избавиться от этого весьма обременительного клейма. Как именно, мы выясним в ходе беседы.

За какие же такие «заслуги» ребенка могут «записать» в ряды изгоев? Зачастую из-за каких-то физических несовершенств (косоглазие, заикание, лишний вес, хромота…) Увы, дети порой бывают жестоки…

Но здесь сразу следует оговориться, что это происходит лишь в том случае, если ребенок сам чувствует себя ущербным, если сильно переживает по тому или иному поводу. Помочь компенсировать физический недостаток можно путем выявления каких-то достоинств. Их у ребенка просто не может не быть. Именно на них всегда следует делать акцент родителям. Проще говоря, первоклассник с весом в 60 килограммов вряд ли станет объектом насмешек, если он дружелюбен (поделится ручкой, угостит конфетой, даст списать, скачать игру на мобильник), остроумен (метко и молниеносно реагирует на фразу или некую ситуацию), умеет за себя постоять. А вот если с самого первого дня толстячок забьется на последнюю парту и будет отвечать учителю невпопад, а на переменах в углу в одиночестве есть бутерброды и молча пыхтеть в ответ на какую-нибудь едкую реплику, то шанс стать изгоем у него значительно повышается.

Конечно, внешность играет далеко не последнюю роль в рейтинге популярности, но не главную. Дети, пользующиеся расположением сверстников, обычно имеют больше друзей, более энергичны, общительны, открыты и добры, чем отвергаемые. На популярность также влияют успехи в учебе, спортивные достижения, опрятный внешний вид.

Участь изгоев может настичь не только замкнутых или слабоуспевающих. Не любят «выскочек» – тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать, наябедничать или тех, кто идет против класса, например, отказывается сбежать с урока. Существует даже некая портретная галерея «изгоев» – типов отвергаемых детей, попадающих под регулярные насмешки и нападки сверстников.

Непопулярные

Тихони, не умеющие инициировать общение, серые мышки, не знающие, как привлечь внимание одноклассников, – к такому ребенку никто не бросается радостно после каникул, не замечает его отсутствия в классе. С ним могут даже и не здороваться. Это не травля, но ранит не меньше.

Озлобленные

Те, кто, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.

«Шут» или «козел отпущения»

Категория детей, старающихся привлечь внимание любой ценой. Могут выкрикивать разные шутки на уроке, нарочно что-то ронять, падать, что-то надеть задом-наперед… Зачастую таких детей впоследствии обвиняют во всех неудачах класса, сваливают на них чужие проделки.

«Прилипала»

Тот, кто постоянно навязывает себя другим, вклинивается в разговор, лезет обниматься…

«Любимчик»

Обычно дети не любят сверстников, которых выделяет учитель или воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их.

В старших классах иногда появляются изгои социальные (нередко приходят из другой школы) – дети, не похожие на остальных, не вписывающиеся в общепринятые каноны, люди типа «сами по себе». Им на всех плевать, у них есть свой круг общения, свои интересы. Их мнение, действия, ход мыслей ни от кого не зависят. Изгоями они могут себя ощущать или не ощущать в силу того, что данное общество им в принципе мало интересно, они находится там в силу обстоятельств и по большому счету им все равно, что он них думают. В последнем случае говорить о какой-то психологической травме, нанесенной сверстниками, нельзя.

Другое дело, если человек страдает от одиночества, хочет дружить… Почему же вокруг так мало желающих протянуть ему руку? Главная проблема изгоев - в отсутствии легкости, неумении прощать, застревании на мелочах. Даже если такой человек в какой-то момент от избытка чувств будет готов отдать вам последнюю рубаху, то, скорее всего, вскоре он разозлится на собственную откровенность и снова закроется.

Откуда же такое патологическое стремление все время прятаться внутрь себя? Другими словами, откуда у проблемы ноги растут?

Как правило, чувство отверженности берет начало в семье. В некоторых семьях есть неписаная традиция назначать ребенка «козлом отпущения». У папы на работе проблемы – раздражение вымещается на сыне. У мамы с папой не складываются отношения – снова виноват он же (формальный повод для трепки всегда найдется).

Еще бывает, что родители возлагают на ребенка какие-то особые ожидания – например, им хочется, чтобы родился обязательно мальчик, или чтобы он стал непременно врачом или выдающимся спортсменом. А рождается девочка, да еще и абсолютно равнодушная к родительским предпочтениям… Мама (папа) не могут смириться с разочарованием и всячески демонстрируют его ребенку. И вот в таком случае в его душе поселяется страх, что такой, какой он есть, он никому не нужен, самоуважение и самооценка падают до предельно низкой отметки.

Ребенок застревает в обиде, в негативных ожиданиях, в настороженности, закрытости или агрессии. Такие дети (а впоследствии и взрослые) очень ранимы и слишком зависят от любви и признания окружающих. Их ранний опыт говорит о том, что общаться с другими людьми – это очень больно. Боль - это то, чего каждый изгой боится больше всего на свете. Вы скажете, что боли боятся все. Да, боятся. Но при этом и дружат, и любят, и разочаровываются, и учатся переживать предательство. У изгоев же гипертрофированный страх перед болью, и часто они чувствуют ее в тех ситуациях, на которые другой не обратил бы внимания. В результате изгои могут замкнуться в одиночестве, избегая любого общения.

КАКОВА ПРИРОДА ОТВЕРЖЕНИЯ?

Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики (заводилы), преследователи, и сами жертвы (иногда еще присоединяются сторонние наблюдатели). Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли. Им по каким-либо причинам не понравился кто-то, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонстративно избегать, не принимать. Большинство детей видят в них сильную личность, но на самом деле в большинстве случаев заводилы утверждаются за счет других, будучи очень неуверенными в себе.

Согласно Альфреду Адлеру, «часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства, который служит в качестве компенсации». Однако, бывает, что зачинщиками становятся и вполне благополучные дети. Они бывают настолько уверены в своей непревзойдённой уникальности, что считают себя вправе насмехаться над другими и преследовать чем-то не угодивших им сверстников. Такая позиция во многом объясняется позицией их родителей, которые полагают, что неугодного человека можно и нужно убрать из коллектива. Очень показательна в этом плане повесть Железнякова «Всего-то несколько дней» и снятый по ней фильм «Чучело».

Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) – большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Иногда защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, когда, подчиняясь воле учителя, ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно принимать участие в травле соседа по парте.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО РЕБЕНОК СТАЛ ОБЪКТОМ ТРАВЛИ?

В отличие от взрослых, дети очень открыто выражают свое отношение к тем, кто им не нравится. Не нравятся люди по одной простой причине - они другие.

Если ваш сын или дочь неохотно идут в сад или в школу, не рассказывают о своем времяпрепровождении там, если они возвращаются подавленным, если у них мало друзей в классе (или нет вообще) - это все следует немедленно принять во внимание и поторопиться на помощь. Неудавшиеся отношения с коллективом (или конкретным его членом) могут спровоцировать психосоматическое заболевание. Чтобы не сталкиваться с психоэмоциональной проблемой, организм предпочитает вовремя «заболеть и остаться дома». Это, кстати, тоже сигнал для родителей. Если ни с того ни с сего у ребенка появляются симптомы простуды, или начинает болеть голова, живот, и это происходит систематично, следует поговорить с ним об отношениях в классе.

ЧЕМ ГРОЗИТ ТРАВЛЯ?

Человек - существо социальное, и оттого как он научится создавать связи, в огромной степени будет зависеть его дальнейшая жизнь, и зачастую такой немаловажный фактор, как успешность. В изгоях живет страх общения, и он чувствуется. И все же надо выбираться, искать нормальных людей и уметь прощать тех, кто унижал и причинял боль.

Но печальные последствия травли могут проявиться и намного быстрее. И вылиться в отчаянные поступки ребенка-жертвы. Например, в воровство. Отвергаемый может украсть дома (или где-то еще) деньги, накупить на них конфет и раздать их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение.

Ребенок может начать лгать. Не находя в реальном мире того, что может повысить его ценность, непопулярный ребенок или дети с какими-то особенностями в развитии придумывают нечто, способное произвести на окружающих выгодное впечатление. Они хвастаются несуществующими родственниками, обладающими чем-то, что считается престижным в данной компании. Это может быть, например, дядя-банкир, уникальный ретро-автомобиль, стоящий в папином гараже, платье Мадонны, купленное мамой на аукционе в Америке, которое она не разрешает никому показывать. Фантазия – фантазией, но, как правило, дети вранье все-таки разоблачают, и популярности лгунишке это не добавляет.

Ну, и самое страшное последствие травли: регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.

КАК ПОМОЧЬ?

Можно ли переломить ситуацию? Можно. Большинство людей обладает достаточной жизнестойкостью. Любой из нас время от времени сталкивается с чьей-то неприязнью, каждому приходится отстаивать себя в конфликтах. Так мы узнаем себя и других, учимся дружить, защищать свои интересы. Тем, кого мы причисляем к изгоями, сложнее: их способности к приспособлению снижены из-за постоянного стресса. Детям-изгоям, особенно в младшем возрасте, непременно нужна помощь взрослого, который сможет увидеть в маленьком человеке его лучшие черты, скрытые таланты, способности, поверит в него. Это может быть родитель, родственник, психолог, педагог, тренер. Но он должен найтись обязательно, потому что самому выбраться из такой ситуации очень и очень сложно.

Не стоит недооценивать значение детской популярности. Зачастую это один из определяющих факторов того, насколько ребенок хорошо успевает в школе и насколько он там счастлив. Социальное развитие – колыбель развития интеллектуального. Дети, у которых нет в школе друзей, вряд ли будут ходить туда с удовольствием.

Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, можно дать ему несколько полезных советов:

Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания).

Это сделать довольно сложно, но способ действенный. Например: «Сова, Сова!» – зовет одноклассник. Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: «Я привык, что меня Сашей зовут. Не понял, что ты ко мне обращаешься».

Отреагировать нестандартно.

Тот, кто обзывает ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.). Поэтому необычное поведение жертвы способно поставить его в тупик. В ответ на то же «Сова! Сова!» можно ответить примерно так: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». А можно не раздражаться (как обычно), а дружелюбно ответить: «Да, я Сова в 10 поколении! Так дразнили и моего прадедушку и его прапрадедушку».

Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, как часто в коллективе дети обзывают друг друга, искажая фамилии, вспомнить, как в свое время обзывали их, попробовать вместе составить из своей (или чужой) фамилии кличку, определить, кто придумает более оригинальную. Тогда ребенок будет не столь болезненно реагировать на прозвища сверстников.

Объясниться .

Т.е. спокойно сказать обзывающему сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?»

Не, позволять собой манипулировать .

Часто с помощью обзывательств дети пытаются заставить сверстника что-то сделать. Всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает чего-то, потому что трус, размазня и т.д. Выбор у ребенка остается, прямо-таки незавидный: либо сделать, что требуют (часто нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности), либо остаться в глазах окружающих трусом.

Самый оптимальный вариант не торопиться. Взвесить все «за» и «против» в каждой конкретной ситуации и понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

Отговориться .

Иногда очень действенным оказывается такой, казалось бы, примитивный прием, как отговорка. Понятно, что рассчитан он на детей младшего возраста. Фишка в том, что последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.

Вот примеры нескольких отговорок:

«Кто обзывается – сам так называется!»

Жиртрест!

Приятно познакомиться, а меня Петя зовут.

«Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил!»

Тон при этом следует оставлять спокойным, доброжелательным, стремясь свести разговор к шутке.

Если ситуация с отвержением возникла до подросткового возраста, то родителям можно поговорить со взрослым (учителем, воспитателем), который пользуется авторитетом в детском коллективе. Попросите его уделять вашему ребенку больше внимания на глазах у остальных, давать поручения, не забывать хвалить (за дело!). Если такая проблема возникла с подростком, то родителям следует всегда оставаться на его стороне, чаще напоминать о его достоинствах, повышать самооценку путем поручения каких-то задач.

Бежать и тот час же мстить обидчикам ребенка не стоит. Важно, чтобы сын (дочь) понимали, что семья - их дом, крепость, там всегда есть свет и тепло, но учиться стоять за себя они должны все-таки сами.

При разговоре об изгоях и травлях всегда возникает вопрос: почему одни дети общительные, смелые, а другие – стеснительные, робкие, нерешительные? Потому что природа создала каждого человека уникальным и каждый ребенок от рождения имеет свои особенности, свои сильные и слабые стороны, которые могут друг друга компенсировать. Помимо природного темперамента на формирование повышенной тревожности и застенчивости ребенка влияет ряд факторов, главным образом, события и взаимоотношения в семье.

Чтобы решить проблему детской «забитости» следует придерживаться нескольких правил:

1. Главное – любите и поддерживайте ребенка таким, какой он есть. Старайтесь понять его чувства, причины его поступков. Разделяйте личность ребенка и его поступки. Каждый из нас иногда может оказаться не на высоте, от этого мы не становимся «слабаками», «неумехами», «тупицами». Подобные ярлыки снижают самооценку любого человека, подрывают его веру в собственные силы. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его успехов.

2 . Не сравнивайте ребенка с другими детьми, подчеркивайте его достоинства и успехи.

3 . Не торопите ребенка. Застенчивому, робкому малышу требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет легче адаптироваться к новым условиям.

4. Не игнорируйте страхи ребенка. Говорить «здесь нет ничего страшного» бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?

5 . Не разумно кричать ни на детей, ни в присутствии детей. Крик – признак беспомощности.

6 . Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глазами: это вселяет доверие в душу ребенка.

7 . Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников. Например, можно устраивать дома праздники и приглашать на них одноклассников. В комфортной для себя обстановке застенчивый ребенок будет чувствовать себя более уверенно, и это даст ему возможность изменить мнение приятелей о нем.

8 . Стремитесь к развитию своего ребенка. Чем больше он будет знать и уметь, тем увереннее он будет себя чувствовать.

ВЗРОСЛЫЕ ИЗГОИ

Если мы говорим о взрослых, столкнувшихся с проблемой неприятия коллектива, то первое, что следует сделать - осознать, почему социум тебя не принимает. Если получится - попробовать самостоятельно изменить те самые границы, в которые изгой не вписывается, заявить о своем праве на индивидуальность.

Другой вариант - понять окружающих: их ценности, мотивы, стимулы, морально-этические принципы. И попытаться изменить свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило общепринятым в коллективе нормам.

В случае, если страх быть высмеянным или отвергнутым стал серьезным препятствием для выхода из одиночества, можно проанализировать, чего же вы боитесь, и представить самый катастрофический сценарий развития отношений, а затем оценить его реалистичность. Ну а еще можно поменять работу, продолжив поиски той среды, которая на самом деле окажется очень комфортной, и тогда проблема решится сама собой.

Есть несколько практических советов, которые, скорее всего, помогут избежать печальной участи отверженного социумом.

Итак:

Учитесь понимать себя и окружающих – чувства, побуждения, мотивы;

Научитесь адекватно выражать свои мысли, желания, чувства. Помните, что для отношений одинаково губительны как постоянные уступки и безответность, так и агрессия;

Работайте над уверенностью в себе. Это обязательно окупится;

Научитесь «технике симпатии»: Следите за своим внешним видом, жестами, тембром голоса – чаще всего окружающие получают информацию о нас именно из этих источников. Называйте собеседника по имени, будьте доброжелательны;

Освойте искусство увлекательного разговора и комплимента.

А главное – не теряйте надежды.

С семейным психологом Татьяной Потемкиной беседовала Ольга Щербакова

Психологические травмы детства

Ц ель любой психотерапии – помочь отбросить прошлое, хорошее оно или плохое, и отбросить хорошее или плохое будущее, чтобы просто быть. Быть – значит развивать свою уникальность, свою способность быть живым, всем тем, кто ты есть, здесь и сейчас. (с)
/Карл Витакер/

Сегодня мы поговорим о психологических травмах, иногда, в житейской психологии, последствия этих травм называют «психологическими комплексами».

И в первую очередь речь пойдет о детских психологических травмах и о том, какое влияние они оказывают на дальнейшую взрослую жизнь.

Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие.

Причины психологической травмы

Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество:
Семейные конфликты .
1. Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи.
2. Развод родителей.
3. Гиперопека со стороны старших.
4. Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение.
5. Материально-бытовая неустроенность.

З нает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами , особенно детскими.

В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер.

Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности. Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции , когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов.

Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.

Жизненные сценарии

И звестный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях» , которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.

Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей, и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью.

Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен , и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария. Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек. Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку , когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.

Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан.

Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно - собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным” .

Негативные установки (директивы)

Главной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является:
“Не будь самим собой” . Человек с этой директивой постоянно неудовлетворен собой. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Остальные приведенные ниже директивы поясняют это. Вот краткие примеры таких директив (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них):
“Не живи” . Как много проблем ты нам принес, появившись на свет.
“Не верь самому себе” . Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни.
“Не будь ребенком” . Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми.
“Не чувствуй” . Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях.
“Будь самым лучшим” . Иначе ты не сможешь быть счастлив. А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни.
“Никому нельзя верить, – уж вы мне поверьте!” . Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный.
“Не делай!” . В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?

Я лишь приведу два примера, которые подтверждены научными исследованиями, хотя исследований гораздо больше. Всемирная организация здравоохранения провело исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру , чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.

Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми. По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия и низким уровням достатка во взрослой жизни.

Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. В ходе исследования были опрошены почти 40 000 человек из 22 стран, в возрасте от 18 до 64 лет. Ученые собирали информацию об уровне дохода, общественном положении, образовании каждого респондента, и при этом уточняли данные о состоянии психического здоровья опрошенных, начиная с рождения. Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…

Д ругое исследование проведенное специалистами из центра здоровья «BioMed Central» и опубликованное в журнале «Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy». Так в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine) показано, что неблагоприятные события детства эмоциональные, физические или сексуальные травмы, могут стать причиной развития никотиновой зависимости . И в этом случае, лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.

В исследовании приняло участие больше чем 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины. Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение родителей, физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке. Так женщины , в анамнезе которых, были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить. Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку , является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.

Что же делать с детскими психологическими травмами?

Все мы родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому гармоничному развитию личности человека.

Эти переживания могут быть самыми разными и сопровождаться различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и пр. Чувство боли «защищает» от осознания этих травм, и человек искренне считает это своей особенностью характера. Потому что осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки слишком многих вещей в своей жизни. Здесь появляется страх, который сознательно и бессознательно препятствует излечению, блокирует его. Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет служить усиление контроля, и потеря своей витальности и жизненной энергии.

Многие виды психотерапий (в том числе гештальт-терапия) занимаются тем, чтобы человек развивал свою спонтанную способность к жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом.

Характерной психологической особенностью славянского менталитета является то, что люди у нас терпят «до последнего». Что бы не случилось, мы будем «мужественно» терпеть, сносить, держать в себе до конца. Н. Тихонов писал о таких людях: “Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей”!!!

На приеме у психолога или в психологической группе можно встретить молодых женщин, сломленных своими психологическими травмами, с блеклыми лицами, пустыми глазами и опущенными плечами. Некоторые из них выглядят совершенно безжизненно, раздавлено, обескровлено. Другие же напротив – настолько беспокойны и невротически возбуждены, что неспособны сосредоточиться на актуальном состоянии. Но все они помнят себя другой, не похожей на теперешнюю и не понимают как они стали такой.

Учиться заботиться о себе

В нутренний психологический комфорт является сегодня одним из определяющих понятий современной жизни. Оказывается “ухаживать” за собой нужно не только снаружи, но и внутри. И достижения современной психологии достаточно легко и быстро позволяют делать это (это то, чего мы были лишены вплоть до 90х годов 20 века).

К сожалению, многие люди у нас в стране относятся к этому с непониманием и недоверием, предпочитая терпеливо мучиться и страдать, полагая, что всё пройдёт само, думая, что к психологам, психотерапевтам и психоаналитикам только “психи” ходят лечиться. Но сегодня к психологам обращаются современные, умные люди, которые испытывают определенное личностно-психологические проблемы.

С егодня с помощью хорошего специалиста можно полностью освободить свой внутренний мир от нежелательных, мучительных последствий:
– любой эмоционально-душевной травмы,
– любой психотравмирующей ситуации, имевшей место в жизни (независимо от срока давности),
– любых тяжёлых или острых психоэмоциональных переживаний или воспоминаний,
– любых эмоционально-шоковых потрясений.

Обращайтесь ко мне за помощью, буду рад Вам помочь!

Comment on "Детская психологическая травма"

В каждом детском коллективе есть свои изгои. Их не приглашают на вечеринки, не играют с ними на переменах и не дают лопатку в песочнице. Их психологические проблемы ребенка-изгоя , зачастую остаются на всю жизнь.

Существует определенный стереотип: непопулярные в классе дети, вечно терпящие насмешки окружающих, учатся хорошо, тянут руки, чтобы ответить на любой вопрос учителя и получают свои законные «пятерки». В действительности все обстоит с точностью до наоборот. Исследования Эрика Бахса (Eric S. Buhs) показали, что дети в возрасте от 5 до 11 лет, отвергаемые сверстниками, получают по результатам учебных тестов более низкие баллы по сравнению с одноклассниками.Остракизм присутствует во всех детских коллективах, даже в младших группах детского сада. По наблюдению психологов, ему одинаково подвержены как мальчики, так и девочки. При этом у детей-изгоев часто развиваются психологические травмы и падает успеваемость. Профессор Бахс обнаружил, что дети, отвергаемые коллективом в детском саду, подвергаются остракизму и в школе. Их успеваемость по таким предметам, как чтение и арифметика, оставляет желать лучшего.

Доктор Тэд Фейнберг, председатель национальной ассоциации школьных психологов (США), говорит, что удивлен и обеспокоен результатами исследований профессора Бахса. «Большинство исследований по проблеме остракизма проводилось в средней школе», - говорит он, - «поскольку считалось, что у более младших детей в силу пластичности их нервной системы остракизм не приводит к значительным психологическим травмам.». Теперь же д-р Фейнберг составляет рекомендации для родителей детей младшего возраста. Вот что, по его мнению, должно насторожить взрослых:

— ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
— возвращается из школы подавленным;
— часто плачет без очевидной причины;
— никогда не упоминает никого из одноклассников;
— очень мало говорит о своей школьной жизни;
— одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рожде-ния, и он никого не хочет позвать к себе.
Что делать, если ребенка отвергают?Первое, что в таких случаях стоит сделать родителям, говорит д-р Фейнберг - вздохнуть поглубже и успокоиться. Не стоит самим искать и наказывать обидчиков ребенка, но нельзя и пассивно ждать, что ситуация разрешится сама. Лучше подумать, почему именно Ваш ребенок стал «изгоем»?

Исследования, проведенные психологом Розалиндой Вайсман, свидетельствуют: травлю в первую очередь вызывает провоцирующее поведение жертвы. Чаще всего изгоями становятся дети с плохими социальными навыками либо страдающие каким-нибудь физическим недостатком - «не-такие-как-все». Вторая причина, наиболее часто приводящая к изоляции - агрессивность ребенка.

Психологи считают, что помочь сравнительно просто - тренинги социализации и/или снижение уровня агрессии. Поэтому, пока ситуация не зашла слишком далеко, говорит д-р Фейнберг, родителям детей, отвергаемых коллективом, надо обращаться к школьному психологу.

Ирина Павленко
(с) http://www.psihologyhelp.ucoz.ru/

Выбор редакции
Уровень экономической ситуации в стране определяется многими показателями. От экономики страны полностью зависит уровень жизни каждого из...

Должностные обязанности повара зависят от величины и профиля компании: одно дело разогревать сосиски в тесте и самому их продавать, и...

С момента трудоустройства и до дня увольнения трудовая книжка хранится в отделе кадров или в бухгалтерии предприятия. Ответственность за...

Должностная инструкция электромонтера по ремонту электрооборудования [наименование организации, предприятия и т. п.]Настоящая...
Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...
Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...
Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...
Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...