Развитие речи учащихся на уроках литературы. Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы Устные виды работ на уроках литературы


План:

1. Место и значение развития письменной речи учащихся на уроках литературы.

2. Методическая характеристика письменной работы.

3. Виды письменных работ.

4. Методическая характеристика подготовительных видов письменных работ: списывание, выписывание цитат, ответы на вопросы, составление планов.

5. Методическая характеристика основных видов письменных работ: изложения, сочинения.

Ключевые слова: письменная речь, основные виды письменных работ, вспомогательные виды письменных работ, методическая характеристика, методика проведения изложений, сочинений.

Письменные работы в школе носят учебный характер, т.е. имеют цели привить учащимся навыки письменной речи во всех отношениях: уменье правильно строить фразу, грамотно записать ее, передать содержание прочитанного произведения, расположив связно и последовательно содержащиеся в нем факты, и уметь самостоятельно построить свое сочинение, верно отражающее чувства и мысли, или изложить в письменном виде материал своих наблюдений. Эти задачи многообразны, различны по степени трудности и, конечно, не могут быть разрешены в школе сразу. Начинаясь в первых классах, развитие письменной речи идет постепенно, с каждым годом усложняясь и расширяясь в объеме и разнообразии форм.

Особенностью школьных письменных работ является то обстоятельство, что в каждой из них и на всех степенях обучения задачам грамотности в широком значении этого слова и задача внутреннего содержания письменной речи ученика находится в неразрывной связи. Поэтому можно сказать, что разделение работ учащихся на работы чисто грамматически, стилистические и работы по литературе следует считать в известной мере условным. Как в сочинениях значительную роль своего внимания учащиеся должны уделять синтаксическим и орфографическим вопросам, так и работах по орфографии и пунктуации тексты, взятые из классических литературных произведений, расширяют литературные навыки учащихся, воспитывают их вкус, обогащают их навыки. Это совсем не значит, конечно, что учитель должен ставить учащимся разнообразные задачи в каждой из работ по грамматике или литературе, но принимать это во внимание при постановке письменных работ учитель должен.

Сложность задачи, встающей перед учеником при выполнении им письменной работы, прививающей или упражняющей разнообразные навыки, требует от учителя максимального внимания к построению. Задания для письменной работы и планомерности этих заданий.

Одним из главнейших условий постановки всякой письменной работы является ее отчетливая целенаправленность. Учитель должен ясно представлять себе цель предлагаемой учащимся работы и те результаты, к которым она должна привести учащегося:

1) Предлагаемое учащемуся задание для письменной работы должно быть подготовлено учителем, т.е. просмотрено и продуманно.

2) Ученики, выполняющие письменную работу, должны отчетливо понимать задание и знать пути и приемы, при помощи которых выполняется задание. Иначе говоря, ученики должны быть подготовлены к выполнению письменной работы. Ей должна предшествовать аналогичная работа в устном исполнении, обеспечивающая конкретное понимание того, как и как нужно делать.

3) Должны быть учтены результаты письменной работы, т.е. работы учащихся должны быть тщательно проверены, и учитель должен сделать выводы, определяющие дальнейшее направление его преподавания.

Письменные работы, связанные с развитием речи учащихся, можно разделить на две основные группы: 1) работы вспомогательного характера и 2) работы, имеющие самостоятельное значение (основные виды письменных работ). К работам первой группы относятся уже рассмотренные нами планы работы по цитированию, письменные ответы на вопросы; ко второй группе относятся изложения, сочинения по картине, творческие сочинения различных видов, характеристики, описания.

Разделение письменных работ на указанные виды в известной степени условно. Возможны такие виды работ, которые носят промежуточный характер; так, например, характеристики или описания могут являться и изложениями, если они следуют тексту произведения. С другой стороны изложение, если оно является свободной и краткой передачей идейного содержания большого по объему произведения, может быть признано сочинением, так как в такой работе ученик проявляет максимальную самостоятельность. Однако, в целях удобства установления особенностей каждого стиля работы, мы рассматриваем их в отдельности, имея в виду возможность промежуточных форм.

Изложение является основным видом письменной работы в средних классах, так же, как сочинение в старших классах. Упражнение в письменном изложении должны начинаться со второго класса начальной школы, где дети занимаются вначале устным пересказом, затем коллективным составлением письменного изложения, после чего уже приступают к самостоятельному письменному изложению.

Термин «изложение» нередко заменяется словами «пересказ», «переложение». Некоторые методы различают эти наименования, придавая (разумеется, условно) этим терминам следующие значения:

Пересказом (переложением) называют передачу, близкую к прочитанному тексту.

Изложением (извлечением) - сокращенную задачу текста, при которой излагаются главные факты или мысли прочитанной статьи.

Вообще следует иметь в виду, что обычном словоупотреблении термин «изложение» - широкое понятие, охватывающее целый ряд письменных работ, начиная от почти дословной передачи прочитанного отрывка и кончая свободной передачей содержания нескольких произведений, близких по теме.

Сущность изложения заключается в том, чтобы ученик, который выслушал текст прочитанного произведения или отрывка, сумел решить три задачи, которые ставятся:

2. Усвоил логический порядок событий, фактов, содержащихся в произведении;

3. Отразил в своей работе стиль прочитанного текста, т.е. особенности словесной формы, которым отличается предложенный текст. Когда ученики упражнениями в составлении плана устными пересказами приобрели навык вдумчивого отношения к прочитанному, только тогда можно приступить к самостоятельному письменному изложению.

Ясно, что порядок, система изложений зависят от характера материала, даваемого для изложения. Если в 3 классе ученик стоит перед задачей - понять содержание и усвоить язык маленькой басни «Муравей и Голубка», занимающей 5-6 строк, то в 6, 7,8, классах ему предлагается гораздо более сложный и по содержанию и по стилистическим особенностям текст. Уже одна возможность варьировать тесты для изложений в отношении содержания, размера, стиля и т.п. делает этот вид работы интересным для учителя и богатым в отношении разнообразия форм.

Изложение, правильно поставленное, содержит в себе творческих возможностей для учащихся не менее, чем иные формы письменных работ. В этом легко убедиться, сличив работы учащихся одного класса: в каждом из них встретится своеобразие и в словаре, и в композиции, и в стиле, хотя все работы отправляются от одной темы, плана и образов, данных художником. Пропедевтический характер изложения именно содержится в том, что творчество учащихся опирается на целый ряд данных, помогающих учащимся в развитии письменной речи. Таким образом, изложение является видом письменной работы, обучающей учеников и сохраняющей для них возможность творческих проявлений. Пересказ близкий к тексту. Первоначальный ход работы по этому виду изложения строится так:

1. Учитель выбирает небольшой рассказик повествовательного характера и после краткой вступительной беседы вводного характера читает его.

2. После чтения идет разбор и запись неизвестных или малоизвестных слов и оборотов речи.

3. Затем учитель вместе с классом составляет план рассказа. Учитель записывает план на доске, учащиеся - в своих тетрадях.

4. Вторичное чтение рассказа проводится в связи с планом. прочитав первую часть рассказа, учитель указывает в плане заголовок следующей части и продолжает чтение. Можно так же обсудить с учащимися, как озаглавить рассказ и выделить несколько лучших вариантов. Учащиеся, имеющие навык в подыскивании заглавий, сумеют сделать это самостоятельно.

При такой детальной подготовке ученик не могут затрудняться письменным пересказом. Опыт показывает, что даже малоуспевающие дети вполне справляются с заданием.

От изложения близкого к тексту, учащиеся отходят по мере того, как увеличиваются размеры текста, т.е. чтение дается только один раз, учащиеся самостоятельны в составлении плана и т.п.

Однако, в целях разнообразия видов письменных работ и расширения самостоятельности учащихся следует и в младших классах применять пересказ с изменением формы.

Пересказ с изменением формы - этот вид изложения состоит в том, что работа ученика осложняется дополнительным заданием, например, при пересказе изменить 1-е лицо, от которого ведется рассказ, на 3-е или дать изложение от лица другого персонажа (например, встречу Метелицы с пастушонком передать от лица последнего).Этот вид изложения явится прямым переходом к сочинению творческого характера.

Работы этого вида требуют некоторого навыка, поэтому их можно предлагать для письменного исполнения только после устных упражнений, при которых учащиеся практически уясняют, как это нужно сделать.

Сокращенное изложение (извлечение - так называлось это упражнение в старых методиках), - наиболее популярный вид письменной работы в средней школе. Виды его очень разнообразны и тесно связаны с особенностями книжного текста.

Если тест обширен, представляет собой, например, повесть, новеллу, роман, то сокращенное изложение является нелегкой работой. Главной задачей в ней явится выделение центрального эпизода, костяка произведения, называемого фабулой. Готовя такой пересказ, ученик, возможно, напишет его не сразу; в начале у него может получиться сравнительно распространенный пересказ, но, сжимая его до минимума, вычеркивая все, без чего можно обойтись, он доведет его до самого краткого размера.

Из сказанного ясно, что работа такого характера учит избегать многословия, стремится к выразительной сжатости и вместе с тем, заставляет ученика очень близко познакомиться с содержанием излагаемого текста.

Особый интерес представляет эта работа в том случае, если кроме общей задачи - пересказать кратко содержание - дается задание выдвинуть в передаче ту или иную черту характера действующих лиц или особенности драматического характера и т.п.

Готовясь к пересказу, ученик может сократить то, что ему кажется для поставленной задачи менее существенным, но подробно передаст то, что подчеркнет нужные стороны характера или ситуации.

Чтобы сделать понятным характер материала, предлагаемого для изложения этого типа, мы ниже назовем несколько произведений, которые можно считать типичными для отдельных классов.

При выборе текста для пересказа и изложения нужно иметь в виду не только размер и содержание, но и язык рассказа или отрывка. Синтаксический строй должен быть таким, чтобы учащиеся могли усвоить его и ввести в свое изложение новые фразы, как сознательное приобретение. Поэтому текст должен быть не только по содержанию, но и по синтаксическому и по стилистическому построению по силе для учащихся. Доступен должен быть текст и со стороны орфографической, так как в противном случае он будет насаждать ошибки. Если в художественном тесте встречаются трудные обороты речи, то нужного или отказаться брать такой текст, или предварительно разъяснять ученикам эти неизвестные им обороты речи. Наблюдающиеся нередко обработки художественного текста в смысле его упрощения нужно признать неудачными, так они снижают художественное значение текста, являются прямой порчей его, что недопустимо. Учитель должен быть ревнительным, бережного отношения к художественному слову.

В средних классах материалом для пересказа должны быть несложные и короткие рассказы или эпизоды с динамически развивающимися действиям. Примерными текстами могут быть такие общеизвестные рассказы, как «Акула», «Прыжок» Л.Н. Толстого, «На пожаре» (из Дубровского).

Вначале нужно взять повествовательные произведения с частями описательного характера. Таким является, например: «Льгов», И.С. Тургенева, «Сон Гринева» (из главы «Буран»), басня И.А. Крылова «Лиса», «Переправа через Каму» Аксакова и т.п. Затем нужно перейти к статьям чисто описательного порядка, примерами которых являются превосходные описания Аксакова («Голубь, «Сорока», «Перепелка» и д.р.) «Русак» Л.Н. Толстого, «Классная комната» из «Детства» Л.Н. Толстого.

Однако писатели далеко не всегда склонны давать такие прямые характеристики. Пушкин, например, вообще не уделяет много места для описания внешних и внутренних черт своих героев (Дубровских, Пугачева, Гриневых, Мироновых), предпочитая рисовать их характеры в действии и лишь вскользь делая замечания о наружности героя.

Эти различия в приемах характеристики у писателей и нужно учитывать, выбирая для учащихся темы характеристики. Первые работы по характеристике нужно давать по таким произведениям, в которых материалы к характеристике даны самим автором, наиболее развернуто.

Работа по изложению такого типа продолжается в старших классах, где задача осложняется необходимостью сохранить стиль рассказа, своеобразную манеру писателя.

Общие методические замечания о постановке письменного изложения. Рассматривая отдельные виды изложений, мы указали на ряд различных методических приемов их постановки. Остается несколько общих вопросов касающихся всех наиболее популярных видов изложений.

1. Как читать текст для письменного изложения? Текст, подлежащий изложению, должен быть прочитан с максимальной ясностью и выразительностью. Поэтому читать нужно учителю. Практикующееся иногда чтение текста самими учениками про себя снижает результаты письменной работы по понятным причинам: учащиеся читают недостаточно вдумчиво и внимательно.

2. Сколько раз прочитать текст? Число чтений (одно или два) зависят от различных условий: а) характера текста, б) характера задания или изложения, в) возраста и опыта учащихся. Двукратное чтение снижает самостоятельность ученика при изложении, то допустимо прочитать рассказ во всех подробностях. Но если текст велик, сюжет сложен, а учащиеся не обладают достаточным навыком в изложении, то допустимо прочитать рассказ дважды. Это обычно приходится делать тогда, когда план изложения составляется учителем совместно с классом. Тогда ход работы будет таким:

1. Вводное слово учителя.

2. Первое чтение рассказа.

3. Составление плана.

4. Второе чтение.

3. Допустим ли текст для изложения? Допустим в том случае, если он носит повествовательный характер. Лирические стихотворения и стихотворные пейзажи не следует давать для изложения, так как в этих произведениях форма неразрывна с содержанием.

Стихотворный текст для изложения в некотором отношении имеет даже преимущественно перед прозаическим: он вынуждает учащихся к большей самостоятельности в построении речи изложения.

Особо следует сказать об изложении «своими словами» текста (стихов или прозы), выученного наизусть. Такой вид пересказа нужно признать нежелательным, так как по сути дела работа ученика здесь сводится к тому, чтобы разрушить усвоенную им наизусть художественную форму текста, сознательно превратив ее в художественную. В том случае, когда ученик не знает наизусть произведения, он при изложении стремится приблизиться по памяти к тексту, что является положительным фактом.

4. Каков объем читаемого для изложения текста? Размер текста зависит от степени сложности его содержания и формы.

Письменные работы по картине могут быть двух родов:

1. Изложение содержания картины.

2. Сочинение по картине.

Задача изложения картины заключается в том, чтобы по возможности точно передать в связно устном или письменном рассказе изображенное художником на картине. Ни моментов, предшествующих тому, что изображено на картине. Таким образом, излагая картину, учащийся словами передает то, что художник рассказами или другими средствами для рисования изображает на картине.

Сочинение по картине является рассказом по поводу картины, содержание которой может быть или отправным моментом рассказали заключительным. Такое сочинение по содержанию всегда выходит за пределы картины, дополняет ее или предшествующими, или последующими событиями, включая иногда данный по картине эпизод лишь как один из моментов связного повествования.

В школьной практике более популярен этот второй вид письменной работы по картине до последнего времени использовались главным образом в младших классах: в этих классах учащиеся лучше знакомы с повествовательной формой сочинения. Однако изложение картины более связано с описанием, которого еще не знают в нужной мере ученики младших классов. В отношении учебном - второй вид письменной работы по картине более ценен. Общим недостатком учащихся является то, что они не умеют видеть картины: ее детали, очень существенные в общей композиции картины, часто не замечаются, и общий замысел художника остается непонятным и невоспринятый учениками. Положение дела здесь аналогично с восприятием литературного произведения: совершенно также как преподаватель учит осмысленному чтению, он должен научить смотреть и понимать картины, имеющие те же художественные компоненты, что и литературное произведение.

Изложение картины - хорошее средство для того, чтобы развить наблюдательность учеников, приучить их вдумываться в то, что они видят, и понимать соотношение содержания картины со средствами его выражения в изобразительном искусстве. В развернутом виде эта задача по силе учащимся 8 и последующих классов. Однако, это не означает того, что изложение по картине должно применяться лишь в этих классах. Развивать наблюдательность, умение с нужной точностью рассказывать о том, что видишь, какое впечатление это на тебя производит, - нужно и в младших классах.

Поможет учащимся в этом отношении и план, который в начале сам учитель предложит для изложения содержания картины. По этому плану ученики должны рассмотреть картину, указать центральные и второстепенные фигуры и предметы, их расстановку, характерные детали картины, ее фон, преобладающие тона или краски и пр. Само собой разумеется, что картина, так же как и литературное произведение, должна быть посильна для учеников младших классов. Сюжет картины может быть понятным и манера изображения реалистичной.

Особенно интересными бывают работы по картине в тех случаях, когда содержание картины тематически более или менее близко,но не являются прямой иллюстрацией к прочитанному учениками произведению. Обычно сюжет такой картины, вызывая в представлениях ученика знакомые мотивы, пробуждает его осознать и мотивировать те видоизменения, которые есть на картине. Это ценно по тому, что культивирует наблюдательность ученика и, с другой стороны, заставляет его в сочинении творчески описать и комбинировать эти новые мотивы. Такой, например, является картина В. Маковского «Ночное». Работа по этой картине после прочтения и разбора «Бежина луга» может быть очень интересной для учащихся VII класса. Картина тематически близка к рассказу Тургенева, но не во всем совпадает с ним: здесь восемь детей (у Тургенева пять), среди которых одна девочка, нет костра, отсутствует фигура охотника (Тургенева). Но фигура мальчика, рассказывающего что-то, захватившее слушателей, черты лица и одежды каждого из них, пейзаж (ранее летнее утро, до восхода солнца) - все эти черты «тургеневские» и обязательно вызовут в памяти детей соответствующие описания и характеристики из «Бежина луга».

Сочинения являются одной из важных форм работы по развитию речи, и уроки чтения дают для них достаточно богатый материал. Устные сочинения и подготовка к письменным чаще всего проводится на уроках чтения.Читаемые тексты позволяют учителюзнакомить детей с особенностями языка художественных произведений и деловых статей, работать над планом, над логической стройностью текста, над некоторыми литературоведческими понятиями, необходимыми для сочинения.

Однако работа над сочинениями страдает некоторыми существенными недостатками.

Как показывает изучение работы учителей, во многих школах наблюдается однообразие типов и тематики детских сочинений. Очень распространены темы «Как я провел каникулы», «Осень», «Зима», «Весна». Значительно реже проводятся сочинения на материале производственных экскурсий, сочинения - описания, сравнения по началу и пр. очень редко дети пишут сочинения на общественные темы, сочинения - рассуждения, сочинения по пословице.

В связи с этим важно рассмотреть типы сочинений, доступных учащимся начальных классов школы, а также их тематику. Это поможет учителю в планировании работы по развитию речи, в разработке системы устных и письменных сочинений для своего класса с учетом требований преемственности и перспективности.

К рассмотрению типов сочинений мы подошли с различных точек зрения и классифицировали их по шести признакам:

1) По жанрам: а) повествовательные; б) сочинения - описания; в) сочинения - рассуждения.

2) По стилю: а) эмоциональные, образные, приближающиеся к художественным произведениям; сочинения типа деловой статьи.

3) По методам подготовки: а) коллективные, требующие общей подготовки; б) индивидуальные.

4) По источникам, из которых почерпнут материалы для сочинений: а) сочинения на материале наблюдения или иных форм живого опыта учащихся; б) сочинения на книжном материале: в связи с прочитанным, характеристики, работы типа рефератов, типа рецензий; в) сочинения по картине, по серии картин, диафильму, кинофильму, спектаклю и пр.; г) сочинения, объединяющие материалы наблюдений самого ученика со сведениями, почерпнутыми из книг или других источников; д) сочинения - «Фантазия», построенные на вымышленном материале.

5) По форме передачи содержания: а) письменные; б) устные.

6) По целям проведения: а) обучающие; б) контрольные;

Отметим еще несколько общих требований к темам сочинений: во-первых, тема должна заинтересовать ученика, должна быть ему близкой; во-вторых, тема должна быть четко сформулирована, быть вполне определенной; в-третьих, тема не должна быть слишком широкой.

В начальных классах тема обычно отождествляется с заглавием. Но во многих случаях возможно уже практически показать, что сочинения на одну ту же тему могут быть озаглавлены по-разному. Например, сочинения на тему «Кем я буду» может получать различные заглавия в зависимости о того, кем собирается стать автор сочинения.

"Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек и что говорит, мы сразу можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можеи определить степень интеллигентности человека, его умственного развития, степень его психологической уравновешенности". (Д.С.Лихачёв)

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи говорящего можно сразу определять уровень его мышления и развития наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным; развитие речи- это способ введения человека в культуру, условие его саморазвития его способности обогащаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку и литературы.

К сожалению, в условиях современной жизни с её также огромными проблемами и обилием негативной информации невольно отмечаю снижение у детей уровня умственного развития и активизации мыслительной деятельности. Причины этого разные: это и социальный статус семьи, и низкая учебная мотивация самих родителей (только двое имеют высшее образование). Так как речь - это вид деятельности человека, связанный с использованием естественного языка в различных ситуациях для решения разнообразных задач и достижения различных целей, то основное назначение речи - это общение, передача информации. Но только ли? Поскольку участие речи в управлении поведением и психикой человека мы связываем с высшим уровнем его психического развития, то по разнообразию и развитости речи человека мы можем судить об общем уровне его развития, о том, способен ли он адаптироваться в быстро меняющемся мире. Ни один человек не может знать и употреблять в своей речи всех слов русского языка. Индивидуальная лексика (словарный запас) каждого человека весьма ограничена и примерно соответствует его запасу знаний. Между словарным запасом и познаниями человека есть взаимное однозначное соответствие. Таким образом, развивая речь, мы развиваем мышление. А это в свою очередь ведет к ситуации успеха для ученика, положительной адаптации ребенка. Особенно показательна для оценки уровня общего интеллектуального развития человека его устная монологическая и письменная речь. Это определено тем, что эти два вида речи теснее всего связаны с мышлением и представляют собой устное и письменное изложение мысли. В речи человека выражаются индивидуальные особенности и общая культура его. О нем, как о личности, можно судить по тому, какие он выбирает слова и как их употребляет, соответствуют ли они ситуации, нормам речевого этикета. Д.С.Лихачев по этому поводу писал: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, нашего ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Поэтому первая проблема, которая выявляется в работе словесника - это развитие речи учащихся. Но если мы рассмотрим виды речи и остановимся на речи письменной, то выявится еще одна проблема в работе словесников - проблема орфографической грамотности (или безграмотности). Ведь для того, чтобы оформить свои мысли письменно, ребенок должен владеть знаниями орфографии, грамматики, синтаксиса, стилистики… А в наш век, когда дети перестали читать (при опросе детей и родителей: из 14 учащихся с желанием читают только 3, остальные читают либо по принуждению, либо не читают вообще) плюс ко всему перечень просмотренных кинофильмов оставляет желать лучшего (из 14 детей 9 лучше посмотрят какой-нибудь фильм, чем возьмут книгу в руки). Вот и выделяется еще одна сопутствующая проблема - проблема орфографической грамотности (или «функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально- культурному направлениям»). Поэтому первейшая цель в работе словесника - это

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании

Эта цель может быть реализована через следующие задачи: . Создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе развития их устной и письменной речи; . Создать условия для самореализации, самообучения учащихся; . Предусмотреть механизмы повышения мотивации обучения детей; . Продумать систему работы, предусматривающую регулярное пополнение словарного запаса учащихся с целью расширения их кругозора и повышения общего культурного уровня; . Создавать в урочной и внеурочной деятельности различные речевые и поведенческие ситуации, способствующие вовлечению ребенка в процесс общения; . Прививать интерес ребенку к преподаваемому предмету; . Продолжить работу по повышению орфографической грамотности учеников. Система работы по развитию связной речи учащихся 5-9 классов учитывает следующие принципы:

1.Связь работы по развитию речи с развитием мышления учащихся (тематика устных и письменных высказываний предлагается с учетом жизненного опыта детей, запаса их знаний, впечатлений и наблюдений).

2. Взаимосвязь в работе по развитию устной формы речи.

3. Связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения.

4. Связь работы с изучением грамматики языка.

5. Опора на межпредметные связи (живопись, музыка).

Для достижения необходимого уровня развития речи учащихся надо работать над выработкой следующих речевых умений.

1. Умение писать на тему.

2. Умение подчинять высказывания основной мысли.

3. Умение собрать материал.

4. Умение систематизировать, подчинить логике.

5. Умение подчинить высказывание определённым типам речи.

6. Умение сказать точно, образно, выразительно, ярко.

7. Умение совершенствовать написанное.

На каждом этапе такой работы нужны определённые вопросы, задания, упражнения. Например для выработки 3 умения по литературе делать закладки к нужному ответу (отметить карандашом), подбирать опорные (тематические, ключевые) слова к высказыванию на определённую тему, составлять простой план повествовательного текста.

Как видим, работа учителя по развитию речи учащихся - это нелёгкий труд, требующий знаний, умений, постоянных поисков новых результативных форм работ.

В своей работе я использую следующие виды деятельности по развитию речи учащихся:

1.Творческое списывание:

Творческое списывание обычно усложняется заданиями по развитию речи. Прежде чем проводить списывание, отрабатывается правописание орфограмм.

Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся.

Найти вторую часть.

1. Сверкнула молния, и.

2. Снова ударил гром, и.

3. Ярость молний постепенно ослабевала, и.

4. Улыбнулось солнышко, и.

Написано на доске.

1.. загорелась на небе над рекой семицветная радуга.

2.. вслед за тем послышался резкий удар грома.

3.. начался ливень.

4.. удары грома становились все отдаленнее и глуше.

2.Творческий диктант.

Вставьте в текст определения в соответствии с изображённым на картине И.И.Левитана «Март».

«Март» - один из лучших пейзажей художника И.И.Левитана. (Солнечный весенний) день. Справа виднеется стена (деревянного жёлтого) дома. Дом освещён (яркими, тёплыми) лучами весеннего солнца, и поэтому он кажется оранжевым в тех местах, куда прямо падает солнечный луч.

Возле дома стоят (белоствольные изящные) берёзки. Их верхушки тонким узором рисуются на фоне (яркого голубого) неба.

Слева темнеют (зелёные) ели, подчёркивая белизну стволов берёз. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. От деревьев на снег падают (холодные, густые) тени.

3.Редактирование текста.

Этот вид работы предполагает проведение наблюдений над употреблением слов в речи и строением предложений.

Прочитайте текст, найдите в нём недостатки, исправьте их.

Охота на уток.

Джек искал дичь. Михалыч не спеша, громко шлёпая по воде сапогами, шёл за собакой, а мы шли сзади по бережку.

Вдруг Джек заволновался, забегал быстрее, потом сразу как-то припал к земле и медленно-медленно стал подвигаться вперёд.

Михалыч поспешил к Джеку, приподнял ружьё и скомандовал:

Джек переступил шаг и опять остановился…. Вдруг впереди него в камышах что-то зашумело, захлопало, и оттуда вылетела дикая утка.

Михалыч вскинул ружьё, выстрелил.

3.Распространение текста.

Этот вид работы учит распространять текст на основе его зрительного восприятия.

Задание: К данному тексту подберите начало и конец. Запишите полученный текст.

Налетел вихрь, задрожала осиновая роща. От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома

Задание: Распространи текст.

Утро. Лето в разгаре. Поляна в березовом лесу. Буйно цветут травы. Четыре косца встали в ряд и взмахнули косами.

4.Описание по аналогии.

Составление небольших рассказов, подобных прочитанным - работа, стоящая на грани простого изложения и творческого описания. Изменения, которые дети вносят в свой рассказ, нередко бывают подлинно творческими.

Задание: Перед вами описание вымышленного города. Представьте, что вы побывали на других планетах. Каким вам представляется город на одной из планет? Попробуйте описать его.

5. Осложнённое списывание.

Задание: Объедини простые предложения в сложные, используя данные в скобках союзы.

С севера подул студеный ветер. С неба посыпались снежинки. (И) Все вокруг застилается белым покрывалом. Каждый слой снега сначала бывает рыхлым. Растут сугробы. (Потому что) Снежинки не плотно ложатся друг на друга.

6.Терминологический диктант.

Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм произношения слов.

Задание: Определите слово по его лексическому значению.

Шторы из пластинок, навешиваемые на окна (жалюзи). Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки (эрудиция). Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой (форзац). Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве (филология).

7.Работа с фразеологизмами.

Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.

Задание: Замени фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке (медленно)

Рукой подать (близко)

Кривить душой (лгать)

Повесить нос (грустить)

Себе на уме (хитрый)

Гонять лодыря (бездельничать)

Во все лопатки (быстро)

Раз два и обчелся (мало)

Куры не клюют (много)

Кожа да кости (худой)

Задание: Восстанови фразеологизмы:

Купить … в мешке

Пустить … в огород

Делить шкуру неубитого …

Смотреть как … на новые ворота

Дуется как … на крупу

Набито как в бочке …

Писать как … лапой

8.Изложение- миниатюра.

Творческая работа данного вида помогает усвоить содержание и стиль образцового текста.

Задание: Напишите изложение- миниатюру по данному тексту, употребив предложение с обобщающим словом. Используй выразительные средства языка. Озаглавь.

Тише! Здесь лесная столовая. Поваром оказался шустрый дятел. Он брал тяжелые еловые шишки и загонял их клювом в расщелину дерева, а затем принимался их теребить. Многие зерна из шишек падали на снежную скатерть, на которой ужинала целая крылатая стая: осторожные синицы, красногрудые снегири, бедовые воробьи. На верхушке дерева трещала сорока - надо же посплетничать перед сном, рассказать последние новости ужинающим.

10. Разгадывание кроссвордов.

11. Дидактические игры.

1) Игра «Переводчик».

Задание: Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

А) Доктор прописал пациенту инъекции.

Б) Разъярённая вьюга замела тропинки.

Задание: Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?

А) При проверке было выявлено немало дефектов.

Б) Он пишет мемуары.

В) Ваши аргументы убедительны.

2) Игра «Эрудит».

Задание: Угадай слово по толкованию его лексического значения.

А) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос).

Б) Красная строка, отступ в начале строки (абзац).

В) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг).

Задание: Объясни разницу в значении слов: адресат - адресант, дипломат - дипломант, описка - отписка, сытый - сытный, поступок - проступок, опечатка - отпечаток, поглотить - проглотить.

3) Игра «Корректор».

Задание: Найди ошибку в выборе слова.

А) После тёплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.

Б) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.

В) В центре города построен памятник герою.

Задание: Кто быстрее и точнее отредактирует текст?

Задание: Найди лишнее слово.

А) Робинзон ослаб от недоедания пищи.

Б) Многие города были превращены в руины и развалины.

В) Он написал свою автобиографию.

4) Игра «Бумеранг».

Задание: Найди синоним (или антоним) к слову.

Задание: Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.

Берёзка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая); трава зелёная (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная); осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая).

12.Сочинение-миниатюра по опорным словам.

13. Сочинение на основе исходного текста.

14. Упражнения, направленные на определение стиля и типа текста.

15. Рассказ на лингвистическую тему по предложенному плану.

16. Описание одного дня героя по иллюстрации.

17. Составление текста в жанре басни или сказки, или загадки.

18. Буриме.

19. Составление викторин, кроссвордов.

Самая сложная работа - комплексный анализ текста. Начинаю эту работу с 5 класса частично, а с 7 класса уже ввожу в постоянную практику. Дети с более высоким уровнем развития, в том числе и с более высоким уровнем притязаний, получают, как правило, задания повышенной сложности, основанные на самостоятельном получении знаний и применении их на практике. Здесь использую такие формы работы по развитию речи: конкурсы риторов, пятиминутки- высказывания на одну тему и др.

Как известно, урок развития речи является разновидностью уроков русского языка, где основным упражнением традиционно считается изложение и сочинение. В данном случае он противопоставлен, например, уроку грамматики. При этом считается, что такой урок - прерогатива средней школы. В связи с этим представляется актуальным вопрос о разработке типологии и структуры таких уроков.

У методистов сложилось две точки зрения на виды уроков русского языка - широкий взгляд и узкое понимание. Так, в зависимости от содержания учебного материала урок русского языка в узком понимании - это прежде всего урок грамматики, фонетики и др. В широком понимании он дополняется уроком развития речи, который по своей сути является лишь контрольным уроком сочинения или изложения. Можно сейчас с полным правом отнести сюда и урок словесности. Подходы методистов начальной школы и среднего звена здесь не совпадают. Так, урок развития речи, хотя и выделен в «Словаре- справочнике по методике русского языка» в отдельный вид, в начальной школе до сих пор еще не занял своего достойного места. Позиция ученых-методистов в этом случае вполне объяснима: «Урок русского языка - это прежде всего урок развития речи и мышления учащихся. Данное требование обусловлено спецификой самого учебного предмета, социальная функция которого раскрывается в коммуникативной функции языка» (М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева).

Между тем коммуникативный подход к изучению языка и развитию речи, который провозглашается сегодня как один из ведущих и реализуется в ряде «речевых» курсов, предполагает введение специального урока развития речи (УРР). Однако методика такого урока до сих пор не разработана. Указанный пробел отчасти восполняется теми методическими рекомендациями, которые дают авторы современных коммуникативно ориентированных программ. Тем не менее теоретические и практические вопросы методики урока таким образом не решаются. Необходимо осмысление специфики УРР по сравнению с другими разновидностями уроков русского языка.

Прежде всего отличительным признаком урока развития речи является целенаправленная работа над основными видами речевой деятельности - письмом, говорением, чтением и слушанием. Традиционных для урока русского языка методов и приемов, а также упражнений уже недостаточно, если считать работу по развитию речи системой. Дело в том, что обучение только лишь навыкам связной речи не исчерпывает всего многообразия задач в этой области и не сводится только лишь к порождению высказываний (текстов изложений или сочинений). Нельзя игнорировать задачу обогащения лексического запаса и грамматического строя речи учащихся, работу над культурой речи (обучение нормам языка), которая должна тоже целенаправленно вестись на специальных «речевых» уроках. Таким образом, цели УРР по сравнению с традиционными для уроков русского языка значительно расширяются. К ним относятся:

  • - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение выбору точных, выразительных, уместных для данной речевой ситуации языковых средств;
  • - обучение нормам языка и целесообразному, уместному применению его в зависимости от речевой ситуации, от смысла и стиля высказывания;
  • - совершенствование и развитие речевой деятельности учащихся, т.е. процессов порождения и восприятия речи, на всех уровнях языка (фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом);
  • - выработка основных качеств «хорошей» речи.

Для того чтобы ярче обозначить специфику уроков развития речи, сравним их с различными видами уроков русского языка (в их узком понимании), например, уроком грамматики - с одной стороны. С другой стороны, можно выделить различия при сравнении с уроками литературного чтения. Так, на уроке русского языка существенное место занимает изучение единиц языка и обучение их применению. Поскольку это связано с основными разделами лингвистики, то можно сказать, что на уроке русского языка главенствует языкознание и «царит» язык.

На уроке литературы в центре внимания находится литературное произведение в единстве его идейно-смысловой, структурной и языковой сторон. Здесь все определяется художественным текстом.

На уроке развития речи основное внимание уделено речевой деятельности учащихся, которая проявляется как в устной, так и в письменной формах. Цель такого урока - опираясь на полученные знания о языке, целенаправленно обогащать лексико-грамматический строй речи детей, учить их воспринимать

(и понимать) чужую речь, а также строить собственные высказывания (тексты) в соответствии с нормами русского языка. Речь как деятельность по использованию языка в целях общения, познания, воздействия на других людей определяет содержание и структуру урока развития речи.

Особо остановимся на уроке словесности, ставшем необычайно популярным в последнее время в связи с тем, что в средней школе появился новый курс «Русская словесность», а в начальной - «Введение в русскую словесность». Предмет «Русская словесность» некогда занимал в отечественной школе достойное место, поскольку отличался своими развивающими, воспитательными возможностями и гуманистической направленностью. В современном понимании это интегрированный курс, сочетающий в себе элементы литературоведческих и лингвистических знаний, сближающий уроки русского языка и литературы. Основным видом деятельности на уроке словесности является анализ текста в единстве его идейно-образных, языковых и композиционных средств.

Урок развития речи имеет много общего с уроком словесности. Однако есть и различия. Так, по мнению А. И. Власенкова, курс практической словесности направлен на овладение как языком, так и литературой, в большей мере даже литературой. Поскольку на таком уроке работа строится по преимуществу на текстах изучаемых в школе художественных произведений, то «результатом ее оказывается творческое прочтение программных литературных произведений, глубокое осмысление их формы, а через форму - содержания» . Между тем на уроках развития речи ведется работа не только над текстом, не только над восприятием речи - здесь учениками создаются собственные высказывания в разных формах. Кроме того, на уроке развития речи осуществляется целенаправленная, систематическая, не аспектная работа над обогащением словаря и грамматического строя речи учеников, а также акцентируется внимание на воспитании культуры речи, культуры общения. Таким образом, задачи уроков развития речи шире, чем уроков словесности, поскольку охватывают более широкий круг проблем. Урок развития речи выполняет более широкие функции: обучение, воспитание и развитие учащихся осуществляется здесь не только и не столько за счет углубленного проникновения в лингвистические и литературоведческие закономерности текста (что характерно для классов с углубленным изучением предмета), но и за счет разнообразной речевой деятельности учащихся. Тем самым решаются насущные проблемы массовой школы, проблемы воспитания языковой личности, обладающей культурой речевого общения.

Кратко охарактеризуем особенности речевых уроков. Специфика урока развития речи (УРР) заложена уже в самом его названии: приоритет здесь отдается речевому развитию языковой личности. Кроме того, особенности проявляются в целях, содержании, типологии уроков, а также в методах и приемах обучения.

Основные цели УРР:

  • - формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений и творческих способностей;
  • - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи;
  • - обучение навыкам культуры речи и речевого общения;
  • - развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения;
  • - развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;
  • - знакомство с основными речеведческими понятиями как теоретической основой обучения языку и развития речи.

Способ усвоения знаний на УРР - не рецептивный, не репродуктивный, а преимущественно эвристический, исследовательский.

Новое знание открывается учеником самостоятельно, в процессе наблюдений за речью (образцовыми текстами). Наблюдение формирует общеучебные умения анализировать, сравнивать, делать выводы и способствует развитию мышления. Направление развития речемыслительной деятельности ребенка - это восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Основу для этого составляет система обобщенных речеведческих понятий (по В. В. Давыдову). Учащиеся выполняют не воспроизводящую, а преобразующую деятельность на уроке.

В основе содержания обучения на уроках развития речи лежит система речеведческих понятий - система теоретических знаний о речи, ее формах, видах, свойствах. Введение в содержание урока практических и познавательных речевых задач - еще одна характерная черта УРР. Упражнения представляют собою познавательные вопросы, которые подводят учащихся к теме занятия. Решение практических задач в соответствии с речевой ситуацией способствует развитию познавательных потребностей у учащихся, формирует у них положительную мотивацию к овладению речевыми умениями, обеспечивает осознанное усвоение знаний. Отсутствие правил в традиционном понимании, замена готовых определений системой вопросов и заданий, алгоритмов и памяток позволяет подвести ребенка к самостоятельным обобщениям и выводам. Преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся.

На уроке развития речи в сравнении с традиционным уроком русского языка изменяется характер взаимодействия учителя и ученика. Роль учителя заключается в управлении познавательной и речевой деятельностью ребенка, в организации совместного поиска и решения познавательных задач, в создании речевых ситуаций с высоким развивающим потенциалом. Ребенок - субъект разнообразных видов речевой деятельности в рамках учебных речевых ситуаций. Культура речевого общения усваивается детьми не только в виде теоретических знаний («так можно/нельзя говорить») - она пронизывает собою все содержание урока развития речи и реализуется здесь на практике, в ходе учебно-образовательных диалогов.

Структура урока диктуется целями и содержанием учебных задач и речевых ситуаций. Сюда входят прежде всего такие структурные элементы, как:

  • - введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи;
  • - определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения;
  • - организация учебной и речевой деятельности по восприятию или порождению высказываний в устной и письменной форме;
  • - контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов; выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи.

На основе классификации уроков в зависимости от дидактических целей, которая в общем виде дана Г. Н. Приступой, представим типологию уроков развития речи.

Основные типы уроков развития речи:

  • - урок объяснения учебного материала (комбинированный урок);
  • - урок закрепления материала и формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности;
  • - урок повторения материала и развития коммуникативных умений;
  • - урок обобщения материала и совершенствования коммуникативной и языковой компетенций;
  • - урок проверки знаний и умений (контрольный);
  • - урок работы над ошибками (в сочинениях и других письменных работах).

В школе сложилась такая практика, когда урок развития речи одновременно является и контрольным уроком (уроком сочинения или изложения). Это значительно тормозит процесс развития речевых умений, поскольку не соответствует принципу последовательности и градуальности. Урок развития речи должен быть построен с учетом этапа обучения, а потому он может быть и уроком объяснения, и уроком обобщения, и контрольным уроком.

Таким образом, урок развития речи как разновидность урока русского языка характеризуется спецификой целей, содержания, технологии обучения, а также особенностями взаимодействия учителя и ученика.

  • Власенков А. И. О курсе практической русской словесности // РЯШ,1996. № 6. С. 10.
Читайте также:
  1. I. Коллективный анализ и целеполагание воспитатель­ной работы с привлечением родителей, учащихся, учите­лей класса.
  2. I. Медицинские осмотры (обследования) работников занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
  3. IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность.
  4. II. Рабочие определения, используемые при анализе литературного произведения
  5. II. Становление и развитие системы общественного призрения
  6. VIII. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Устная и письменная речь находится в тесной взаимосвязи, поэтому и методика их развития на занятиях по литературе имеет много общего. Говорение возникает на основе общения с определенным собеседником или определенной аудиторией. Произведения в речи, создаваемые на уроках литературы не имеют конкретного адресата. Этим объясняется ситуативность и диалогичность устного общения. Формы письменной речи – монологическая. Методисты выделяют виды работы по развитию письменной речи: 1. основные (сочинение, изложение), 2. вспомогательные (фразеологические, составление планов, озаглавливание частей текста, письменные ответы на вопросы, воспроизведение выученных наизусть отрывков, выписывание цитат, составление тезисов, конспектов, отрывков, рецензий). В повседневной школьной практике вопросы, связанные с развитием письменной речи школьников решается не эффективно из-за отсутствия со стороны учителей должного внимания речевой деятельности учащихся. Литература как учебный предмет создает условия для овладения приемами исследовательского труда, поисковой работы, связанной с умениями самостоятельно решить сложные проблемы с критико-оценочной деятельностью на материале изученного произведения. Школьников учат готовить устные выступления и письменные работы различных типов и жанров. В таком труде развиваются творческие способности. В современной методике творческая деятельность учащихся рассматривается как условия повышения нравственно эстетического влияния литературы на формирование личности. Среди критериев литературно-художественной подготовительности школьников выделяют: выразительность, индивидуальное своеобразие, творческий характер речи. Приемы работы по развитию устной речи учащихся: 1. «пятиминутка», работа над словом (речевые упражнения, способствующие предупреждению и устранению лексических ошибок в связи с предстоящим анализом произведения), 2 пересказ художественного текста (подробный, художественный, с элементами анализа…), 3. озаглавливание фрагментов текста, 4. составление планов (простой, сложный, цитатный), 5. комментирование художественного текста, 6. выразительное чтение, 7. заучивание наизусть, 8. устное словесное рисование, 9. развернутые ответы на вопросы, 10. подготовка устных сообщений (доклады, тезисы, по анализу текста), 11. самостоятельное, повторное чтение литературного текста в целях более глубокого восприятия, 12. инсценирование, 13. заочная экскурсия, 14. интерпретация текста (читательская, литературоведческая). В советской методике большое внимание уделяется систематическому обогащению лексического запаса учащихся и воспитанию у них сознательного отношения к слову. Расширять словарь школьника принято по разным тематическим кругам: процессы движения (предмета, человека, животного); оттенки звуков, красок, форм и очертаний внешнего мира и восприятия его человеком; психическое состояние человека, его качества (моральные критерии, переживания, движения ума и сердца и т. д.). В старших классах речь учеников должна обогащаться и за счет терминов, оборотов книжной речи и слов иностранного происхождения. Словарная работа на уроке литературы полезна в той мере, в какой она опирается на материал лутературного произведения и помогает раскрыть его. Чтобы свободно владеть устной речью, необходимо не только находить слова, но и уметь связывать их друг с другом. Это умение предполагает овладение грамматическим строем языка на уроках русского языка и обогащение к художественной литературе, богатой словесными конструкциями на уроках литературы. В 4-6 классах учитель привлекает внимание учащихся к пословицам, поговоркам, учит ребят понимать их переносный смысл и заботиться о том, чтобы они вошли в речевую практику ученика. В 7-8 классах ученики уже наблюдают идейно-художественную функцию пословиц, поговорок и «крылатых слов» в произведении. В 9-11 классах анализ афоризмов того или иного автора позволяет поставить вопрос о мировосприятии самого писателя.

Ключевые слова

устная речь, основные виды устной речи, диалогическая речь, монологическая речь, речь учащихся.

Развитие устной речи - одна из главных задач преподавания русской литературы. Значение этой задачи определяется во многом той ролью, которую выполняет устная речь в современном обществе и в школьном учебном процессе: широта аудитории, мгновенно воспринимающей информацию (через радио, телевидение); способность сохраняться и воспроизводиться; приближение к письменной речи по своей содержательности и языковой нормативности; возможность совершенствования письменной речи через руководство устной речью учащихся и др.

В основе обучения устной речи лежат следующие принципы: а) опора на сознательное восприятие и творческое воспроизведение языкового материала информации;

  • б) связь с жизнью и литературы как учебным предметом;
  • в) взаимосвязь слушания, говорения, чтения и письма;
  • г) неразрывность содержания логической, смысловой и произноси

тельной сторон устной речи;

  • д) широкое использование ситуативного метода обучения в целях приближения речевого общения учащихся к естественной форме высказывания и создания у них подлинных речевых навыков, необходимых для получения образования;
  • е) новизна речевого материала, вызывающего интерес к содержанию и форме речи;
  • ж) опережение развитием речи знаний грамматики (развитие речи забегает несколько вперед, тем самым подготавливает усвоение грамматики);
  • з) включение в «звучащую среду» не только слова учителя, но и основных видов звукозаписи.

Эти принципы подразумевают руководящую роль учителя в процессе обучения учащихся, определяют содержание обучения устной речи, ее материал, методы обучения, учитывают способности родного языка учащихся, интерес детей, указывают на необходимость использования в процессе обучения современных технических средств, требуют, чтобы развитие речи не задерживалось уровнем знания учащимися грамматики.

Развивать устную речь учащихся, - значит, обучать их владению речью в условиях слушания и говорения. Восприятие иноязычной речи на слух связанно с рядом трудностей. Одно из них - фразовость речевого потока, так что даже знание его лексических единиц не гарантирует понимания мысли в связном тексте.

Более того, уже известный учащимся при чтении словесный материал не всегда может быть правильно воспринят на слух из-за различий звуковых и зрительных словесных образов.

Слушание, или его называют «аудирование, по сравнению с чтением, более трудный способ получения информации», что установлено в физиологических и психологических исследованиях особенностей слуховой рецепции речи: разновременный прием звуков - слов - фраз при слушании, одновременность - при чтении; утомление при слуховом приеме речи больше, чем при зрительном, и др.

На восприятие речи влияет также и темп ее произнесения, наличие или отсутствие зрительной опоры. Если ученик видит говорящего, наблюдает за его артикуляцией, то у ученика собственные органы речи как бы сами собой укладываются аналогичным «образом, ему легче воспроизвести во внутренней речи слышимые звуки, слова. Выражения».

Указанные трудности преодолеваются как через систему специальных упражнений по развитию навыков слушания, так и при осуществлении других, кроме слушания. Видов речевой деятельности. Скажем, при чтении: а) если слово усваивается в своем графическом и звуковом образах и одновременно фразируется; б) если совершается хорошее усвоение орфоэпии; в) если идет постоянная работа над увеличением темпа чтения с приближением его к темпу учебного аудирования, а оба они все больше начинают соответствовать темпу живой разговорной речи.

Известно, что умение слушать является основой, на которой создается умение говорить. Слушание (восприятие) не только подготавливает говорение, но и совершается в одновременном акте с ним. Умение слушать означает понимание чужой речи. Последнее же невозможно, как говорит психология, без внутреннего проговаривания чужой речи, т.е. без говорения. Вот почему полезно при слушании упражнять учащихся в шепотном воспроизведении принимаемой информации, не смотря на то, что шепотное иноязычное воспроизведение чужой речи трудный для учащихся вид речевой деятельности, так как школьник при этом имеет дело с новыми для него звуковыми особенностями языка.

Умение воспринимать речь на слух - один из главных критериев владения учащимися русским языком. Это умение создается и совершенствуется на протяжении всех лет учебы в школе. Система работы в этом направлении осуществляется как на уроках, так и во внеклассной работе.

К сожалению, для многих учащихся чужая речь - это только речь их учителя, приспосабливающего его к знаниям и навыкам учащихся данного класса. Она несколько искусственная: «адаптированная» в лексико-грамматическом отношении, замедленная в темпе произнесения, фонетически близка к написанию, т.е. произносится орфографичеки, а не орфоэпически - особенно при проведении некоторых видов письменных работ. Это приводит учащихся к плохому пониманию со слуха естественной русской речи, которую они слышат во внеклассных условиях: по радио, телевидению, в кино, на собраниях и др.

Во внеклассных условиях тренировка в укреплении восприятия чужой речи на слух еще шире и разнообразнее. Радио, звукозаписи, кинокартины, встречи с интересными людьми, экскурсии - все это может быть использовано в учебных целях, но, конечно, продуманно как с точки зрения подготовки учащихся к слушанию, так и со стороны формы проверки усвоения учащимися содержания услышанного.

Считаясь со знаниями и умениями своих учеников, учитель продумывает различные формы подготовки их к восприятию информации на слух: предварительная, до слушания запись плана той или иной информации (план дает учитель): беседа о круге знаний учащихся по теме, намеченной к восприятию на слух; запись плана и рабочих материалов в ходе слушания (на экскурсиях, при встречи с интересными людьми); запись вопросов, на которые должны последовать ответы после полученной на слух информации и т.д.

Не менее важно умело проверить степень усвоения учащимися содержания речи, воспринятой на слух. Здесь нужно вызвать у детей стремление охотно рассказывать об услышанном. Очень полезно это осуществлять в живой беседе, иногда в форме диалогической речи (обмен впечатлениями). Нередко устное обсуждение становится подготовкой учащихся к письму сочинения. Естественно, что, проверяя степень понимания материала, воспринятого на слух, учитель и сам объясняет то, что осталось неясным или неправильно понятным учащимися.

Упражнения на восприятие чужой речи со слуха могут проводиться на разных этапах изучения той или иной темы: на вступительных занятиях, а при первичном знакомстве в классе с произведением, жизнью писателя, во время анализа текста, при повторении…

Умение воспринимать речь со слуха, как мы знаем, лежит в основе умений владеть речью в условиях говорения.

Говорение предполагает две формы речи - монологическую диалогическую. В методической науке наиболее разработаны вопросы обучения учащихся монологической речи (пересказы, сообщения, доклады и др.), значительно меньше освещен процесс обучения учащихся русских и национальных школ диалогической речи. Нам предстоит раскрыть методику обучения учащихся узбекских школ и той, и другой форме устной речи. Как бы не были отличны методы работы учителя, по развитию. Устной речи учащихся, все они (методы) в конечном итоге должны развивать содержательную, логически стройную, лексически богатую и интонационно выразительную речь школьников. А сами критерии оценки устных выступлений учащихся должны включать проверку содержательности и логичности речи, фонематического слуха учащихся, богатство словаря, стилистической и интонационной культуры их устной речи.

Школа нуждается в разработке системы развития диалогической речи учащихся (на русском языке), установление ее (системы) органического слияния с содержанием и ходом учебного процесса по изучению русской литературы.

Условием развитием содержательной диалогической речи учеников является умения отвечать на вопросы и самостоятельно их ставить. С создания таких умений и начинается процесс научения диалогической речевой деятельности.

Умение отвечать на вопросы.

Умение отвечать на вопросы - жизненно важный вид речевого общения, которое проявляется в различных ситуациях.

Обучая учеников умению давать ответы на вопросы, учитель работает над содержательностью ответов, лексико-грамматической их структурой, лексическим качеством и произносительной стороной, используя литературный текст, произведения живописи и др.

Процесс обучения учащихся ответам на вопросы лучше, как показывает практика, проводить в такой последовательности: 1) ответы, лексико-структурная организация которых дана в тексте; 2) ответы, близкие по структуре к разговорной речи; 3)ответы «своими» словам, свободные от текстов в лексико-структурном отношении. Различие указанных типов ответов полезно первоначально показывать ученикам на одном и том же тексте, в целях наглядности обучения и создания навыков сравнения.

При постановке вопросов следует помнить совет крупного методиста: «»каждый вопрос учителя должен быть задачею, но задачею удоборазрешимой; каждый вопрос должен вызвать в учащемся работу головы, а вместе с нею и работу языка».

И это должно происходить даже в тех случаях, когда мы вынуждены ставить вопросы к каждому члену предложения. Условия выполнения: нужно нацелить учеников на осознание различных функций слова в тексте - познавательной, оценочной, эмоциональной. Тогда беседа включит в себя элементы идейно-художественного анализа.

Иногда приходится ставить дробные вопросы, чтобы облегчить понимания фактического содержания текста. При этом возникает опасность распада целостности текста и его восприятия. Чтобы это не произошло необходимо вслед за вопросами по содержанию отдельного предложения ставить вопрос по общему содержанию части текста, которая подвергалась дроблению. Трудность состоит в нахождении формулировки вопроса - обобщения. Довольно часто словарный материал для него поставляется последним предложением абзаца, ибо по законам логики оно и должно выражать вывод, кратко определить главное в содержании высказывания.

В каждом последующем классе содержание вопросов становится сложней, особенно в 8 классе при работе над художественными текстами.

Здесь в беседе вырабатывается умение понять авторский замысел, сказать о своем отношении к герою, событиям. Вот почему мы спрашиваем: Где Некрасов говорит, что мальчик из бедной семьи? Как доказать, то мальчик хочет учиться? Обучая учеников отвечать на такие вопросы, мы уже будем озабочены не только структурой ответа, сколько его содержательностью, точностью выбора слова. Это уже работа над продуктивной речевой деятельностью учеников.

Очень важно определить содержательность такого вида речевой деятельности учеников, как постановка ими вопросов. Эта содержательность связана с общими задачами изучения русской литературе в национальной школе. Поэтому стоит задача создания у учеников навыков и умений постановки вопросов:

по фактическому содержанию прочитанного текста;

по анализу прочитанного текста;

по материалу жизненного опыта учеников.

Решение этих задач достигается системой обучения, начиная с создания навыков постановки вопроса в одно предложение.

Диалогическая речь учащихся на уроках чтения.

Итак, на базе создаваемых навыков отвечать на вопросы и самостоятельно их ставить происходит переход к научению вести собственно диалогическую речь.

Диалог как вид устной речи и как прием художественного изображения действительности. Диалог постоянно возникает между учителем и учеником. Такое речевое общение организует учебный процесс и является методическим приемом сообщения и проверки знаний.

В диалоге есть его постоянные признаки как формы речи, и ученики с ними знакомятся на уроках русского языка литературы.

Диалог - наиболее естественная форма речевого общения, одна из самых распространенных разновидностей устной разговорной речи.

Диктуемая интересами получения жизненно важного для участников разговора информации, диалогическая речь всегда имеет для них элемент новизны.

Жизненная важность и новизна информации определяют содержательность диалога, стимулирует его движение.

Языковое оформление движения диалога реализуется в репликах - реакциях, взаимосвязь которых создает цепочку реплик, речевой поток движения разговора.

Диалог имеет свои структурные закономерности. Его реплики семантически связаны, что придает содержанию диалога логическую стройность.

Диалог может характеризоваться по тематике, эмоциональному отношению и объекта разговору.

Обучение сжатому пересказу. Подробный пересказ, даже с творческими заданиями, является лишь первой ступенью развития мышления учеников на русском языке и не исчерпывает мыслительно-речевых задач, жизненно важных для учеников.

Начинать обучение надо на небольших по объему текстах статей, а не на произведениях художественной литературы.

Процесс обучения сжатому пересказу сводится к следующим умственно-речевым операциям:

Определение главной темы пересказа.

Сокращение текста за счет:

  • а) изъятия из него дополнительных тем;
  • б) пропуска деталей.

Сжатия языковой формы пересказа.

  • а) изъятие в каждом предложении второстепенных членов, если это не нарушает главной мысли пересказа;
  • б) замена распространенных фразовых звеньев предложения синонимической лексикой;
  • в) сжатие нескольких семантически связанных предложений в одно предложение.

На продвинутом этапе обучения изменяются и дополняются операции по сжатию текста.

Обучение сжатому пересказу повествования вызывает ряд дополнительных для речевой деятельности задач:

Создания у учеников умений определять компоненты произведения в целях возможных сокращений пересказа.

Наличие некоторых навыков характеристики персонажа

Наличие словаря для организации правильных переходов от одной части пересказа к другой.

Обучение выборочному пересказу.

Росту самостоятельности мыслительно-речевой деятельности учеников способствует овладения ими навыками выборочного пересказа. При выборочном пересказе излагается только нужная и важная часть. Выборочному пересказу должен предшествовать разбор текста: выяснение его структуры, составление подобного плана. После этой работы сообщатся тема выборочного пересказа, а затем устанавливается его главная мысль.

МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ УЧАЩИХСЯ

Общая характеристика монологической речи.

Высшей целью устной иноязычной речи является все же монологическая, а не диалогическая ее форма. Такой вывод станет очевиден, если мы дадим сопоставительную психологическую характеристику обеим формам речи.

Диалогическая речь

Монологическая речь

Однообразие формы

Разнообразие формы (рассказ, описание, сообщение)

Большая ситуативность, связанность с обстановкой, в которой происходит разговор. Это сужает жизненно необходимую «площадь» пользования данным видом речи, т.е. ограничивает сферу ее применения.

Сознательная организованность ее «производителем» речевой продукции в процессе овладения сложными видами мыслительно-речевой деятельности - пересказы, сообщение. В этом случае говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь свой «монолог как целое»

Внешний характер стимулов движения диалогической речи.

Внутренние стимулы: говорящий сам определяет объем, характер, языковой материал и форму обращения к аудитории.

Ее свернутость и эллиптичность; огромная роль разного рода клише и шаблонов, привычных сочетаний слов, реплик и т.д.; частое возникновение понимания между участниками разговора за счет не речевых факторов - знания ситуации собеседниками.

Развернутость речи и ее свобода использования языковых форм; оптимальное пользование речевыми средствами выражения мысли; сравнительно малое использование неречевой информации, получаемой «нами и нашими собеседниками из ситуации разговора»

Самостоятельное значение неязыковых коммуникативных средств (интонация, жест)

Вспомогательная роль неязыковых коммуникативных средств.

Приведенное нами сравнение иллюстрирует убедительность вывода известного психолингвиста А.А. Леонтьева о том, что диалогическая речь по своим характеристикам боле элементарна, чем другие виды речи»

Если учесть, что развитие монологической речи связано с активной разнообразной и творческой мыслительной работой над текстом, призвано формулировать сложные речевые и речемыслительные умения, то вполне резонным является призыв ставить монологическую речь в центре внимания методистов, «ибо, ей нужно специально обучать, в то время как диалогическая речь требует скорей тренировки на основе ограниченного количества речевых стереотипов»

Естественно, что выборочному пересказу должен предшествовать разбор текста: выяснение его структуры, составление подробного плана. После этой работы сообщается тема выборочного пересказа, а затем устанавливается его главная мысль.

Начинать учить выборочному пересказу необходимо на тестах, в которых исключаются целые части без нарушения связи между оставшимися компонентами. В таких случаях, выборочный пересказ связан с репродуктивной речевой деятельностью в наиболее чистом виде.

Значительно труднее научение выборочному пересказу, когда цельность создания его требует от учащихся собственной речевой продукции и довольно сложного аналитического исследования структуры текста. Тогда приходится исключать материал уже внутри абзаца, из группы рядом стоящих предложений оставлять только одно-два из них, нередко изменять их лексический состав, продуцировать материал для связи между частями выборочного пересказа.

преподавание литература речь художественный

ЛИТЕРАТУРА

Методика преподавания литературы. / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана - М., 1962.

Методика преподавания литературы./ Под ред. З.Я. Рез, - М..,1985.

Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962.

Рыбникова М.А. Очерки по методике преподавания литературы. - М., 1969.

Развитие речи учащихся 1У - Х классов в процессе изуче ния литературы в школе.--М.,1985.

Выбор редакции
Глава вторая. Создание реалистической басни. И. А. Крылов (1768-1844) В то время как А. Измайлов и В. Нарежный, исходя из традиций...

Математика – это больше чем наука , это язык науки. Датский физик, общественный деятель Нильс Бор Логарифмические уравнения К числу...

На уроке вы познакомитесь с содержанием рассказа Е. Носова «Живое пламя»; определите тему и идею рассказа, ставшего продолжением военной...

Для подготовки и организации итоговой оценки достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов учителям, учащимся и их...
Опорно-двигательный аппарат обеспечивает передвижение и сохранение положения тела животного в пространстве, образует внешнюю форму тела и...
Артамонова Екатерина Скачать:Предварительный просмотр:Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт...
Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда: БОРИС ПАСТЕРНАК (1890 -1960) Во всем мне хочется дойти до...
Слайд 1 Древний ВавилонВавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв. до н.э., Важнейший...
1 слайд Русские композиторы второй половины Х1Х века «Культура России второй половины Х1Х века» 8 класс 2 слайд Чайковский Петр...