Сету (сето) — красивые люди. Малая народность Сету. Большая семья Вариксоо Традиции сету


Сету называет свой край самым лучшим на земле. Народ сету относится к малочисленным финно-угорским племенам. Они вобрали особенности русской и эстонской культуры, что повлияло на жизнь и стало причиной внесения традиций сету в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Где живут (территория), численность

Расселение сету неравномерно. В Эстонии их насчитывается около 10 тысяч, а в Российской Федерации - всего 200–300 человек. Многие называют своим родным краем Псковскую область, хотя и предпочитают жить в другой стране.

История

Многие ученые спорят насчет происхождения народа сету. Одни полагают, что сету являются потомками эстов, которые сбежали от ливонцев на Псковскую землю. Другие же выдвигают версию о формировании народа как потомков чуди, к которым примкнули в 19 веке переселенцы эсты, принявшие православие. Третьи выдвигают версию о формировании сету, как исключительно самостоятельного этноса, который в дальнейшем подвергся частичной ассимиляции. Наиболее распространенной версией остается происхождение от древней чуди, что подтверждается языческими элементами, характерными для этого народа. Одновременно какие-либо элементы лютеранства до сих пор обнаружены не были. Изучение сету началось в 19 веке. Тогда в результате переписи сумели насчитать 9000 человек, большая часть проживала в Псковской губернии. Когда в 1897 году провели официальную перепись населения во всей Российской империи, оказалось, что численность сету выросла до 16,5 тысяч человек. Русский народ и сету хорошо ладили друг с другом благодаря деятельности Свято-Успенского монастыря. Православие принималось с любовью, хотя многие из сету не знали русского языка. Тесные контакты с русскими привели к постепенной ассимиляции. Многие из русских людей могли говорить на сетуском говоре, хотя сами сету считали, что на русском изъясняться друг с другом проще. При этом отмечали ограниченность лексикона.
Историкам известно, что сету не были крепостными людьми, а жили скромно, но всегда были свободными.
Во время Советской власти тысячи сету отправлялись в Эстонскую ССР, у многих там были родственники, а некоторые стремились к более высокому уровню жизни. Играл роль и эстонский язык, который был более близок. Получение образования на эстонском способствовало скорой ассимиляции, а сами советские власти указывали в переписи сету как эстонцев.
На территории Эстонии большинство сету отождествляют себя со своим народом, также поступают и жители Российский части сетума - так народ называет свои родные края. Сейчас российские власти активно способствуют сохранению культурного наследия сету. Варваринская церковь ведет службу на русской и сетуском языках. Пока что народ сету официально является малочисленным. Эстонцы приравнивают язык сету к вырускому диалекту. Выру - народ, проживающий в Эстонии. Их язык схож с языком сету, поэтому последние изучают его в школе чаще. Язык считается частью культурного наследия и включен в атлас исчезающих языков ЮНЕСКО.

Традиции

Одной из главных традиций сету является исполнение песен. Считается, что исполнять их должны обладательницы «серебряных» голосов. Таких девушек называют матерями песни. Их труд можно назвать довольно тяжелым, ведь учить приходится тысячи стихов, а импровизировать нужно на ходу. Матерь песни исполняет заученную и выдает новую песню в зависимости от происходящих событий. Пение может быть и хоровым, причем в процессе вокалист солирует, а после него в действие вступает хор. Голоса в хоре распределяются на верхние и нижние. Первые отличаются звонкостью и называются «килло», а вторые - протяжные - «торро». Сами песнопения называются лело - это не просто народное творчество, а целый язык. Сету не воспринимают пение как нечто, что присуще только талантливому человеку. Даже без вокальных данных можно петь песни. Во время исполнения лело девушки и взрослые женщины чаще всего рассказывают эпические истории. Их песни нужны для демонстрации духовного мира и сравниваются с переливами серебра.
Свадьбы у сетов принято праздновать в течение 3 дней. Во время проведения венчания принято устраивать ритуал, символизирующий уход невесты из родной семьи и переход в дом мужа. В этом ритуале прослеживается явное сходство с похоронами, ведь он олицетворяет смерть девичества. Девушку сажают на стул и переносят, демонстрируя переход в иной мир. Родственники и гости должны подходить к девушке, пить за ее здоровье и класть деньги в помощь будущей семье на специальное блюдо, которое ставят рядом с ней.


Тем временем на обряд приезжает муж с друзьями. Один из друзей должен вывести из дома невесту, держа в руках кнут и посох, а сама девушка должна быть укрыта простыней. Затем ее сопровождали до самой церкви, везя на санях или телеге. Невеста могла ехать вместе с родителями, но после венчания должна была отправляться в дорогу только с мужем. Сету обычно отмечают свадьбу в воскресенье, а обряд венчания проводят в пятницу. Невесте тоже надлежит дарить родственникам жениха подарки, чтобы подтвердить вступление в права жены. По завершении свадебной церемонии гости провожали молодоженов на особое ложе, которое располагалось в клети. С утра молодых будят, невесте укладывают волосы особым образом - как это полагается для замужней. Ей полагалось надеть головной убор и получить предметы, подчеркивающие ее новый статус. Затем наступало время омовения в бане, и только после этого начинались праздничные гулянья. На свадьбу непременно готовились песенные коллективы, которые рассказывали в своих песнях о празднике, молодоженах и желали им счастливой совместной жизни.
Отношение к похоронному обряду с годами у сету не изменилось. Традиции приравнивают физическую смерть к важному событию, символизирующему переход в иной мир. После погребения на месте могилы усопшего положено расстелить скатерть, на которую выкладываются все ритуальные блюда. Провожающие усопшего готовят еду сами, принося ее из дома. Еще много лет назад главным ритуальным блюдом стала кутья - это горох, который смешивают с медом. К нему на скатерть кладут вареные яйца. С кладбища нужно уходить как можно быстрее, ища окольные пути. Такое бегство символизирует стремление избежать смерти, которая стремится настигнуть каждого человека. Поминки проводят в доме, где жил усопший. Ритуальная трапеза скромная и включает жареную рыбу или мясо, сыр, кутью, кисель.

Культура


В культуре сету важную роль играют сказки и предания. Они сохранились и до наших дней. Большинство историй рассказывает про священные места, например, часовни, могильники, а также Псково-Печерский монастырь и его многочисленное собрание икон. Популярность сказок связана не только с их содержанием, но и умением ораторов красиво их читать.
Музеев, посвященных культуре сету, совсем немного. Единственным государственным является музей, расположенный в Сигово. Там же расположен частный музей, который был создан учительницей музыки из Санкт-Петербурга. В авторском музее собрано множество вещей, так или иначе связанных с народом сету за 20 лет. Сохранению культуры в советские годы препятствовала депортация, затронувшая всю Прибалтику.

Внешность

У сету обыкновенно круглые лица с ясными глазами. Их легко можно принять за славян. Волосы обычно светлые или рыжие, с возрастом начинают темнеть. Женщины любят заплетать волосы в косы, девочки делают по две косички. Мужчины носят бороды, которые в зрелом возрасте часто перестают сбривать вовсе.

Одежда


Мы упомянули о матерях песни, слова которых переливаются будто серебро. Такое сравнение неслучайно, ведь серебряные монеты являются главными украшениями у женщин сету. Серебряные монеты, связанные в единые цепочки, являются не обычными элементами гардероба, а целыми символами. Первую цепочку с серебряными монетами женщины получают при рождении. Она останется с ней до конца ее дней. Когда она выйдет замуж, ей вручают брошь из серебра, символизирующую статус замужней женщины. Кроме того, такой подарок служит талисманом и защищает от злых духов. В праздничные дни девушки надевают все серебряные украшения, которые могут весить примерно 6 кг. Тяжело, но зато смотрится дорого. Украшения могут быть различными - от маленьких монеток до крупных бляшек, нанизанных на тонкие цепочки. Взрослые женщины надевают целые нагрудники, отлитые из серебра.
Традиционные наряды тоже включают множество украшений из серебра. Основными цветами одежды являются белый, красный разных оттенков и черный. Характерным элементом одежды, причем как для мужчин, так и для женщин, являются рубахи, украшенные тонкой вышивкой из красных нитей. Техника вышивки весьма сложная, доступна она далеко не каждому. Многие считают, что одежду сету позаимствовали у русских, однако, в отличие от них, женщины сету пользуются платьями без рукавов с передником, в то время как русские девушки традиционно носили юбку или сарафан.
Сету шили платья и остальную одежду из тонкой ткани. В основном это была шерсть. Рубахи носили льняные. Головным убором женщин является платок, который подвязывается под подбородок или головная повязка. Мужчины пользуются войлочными шляпами. Сейчас мало кто из сету делает одежду сам, традиционные наряды уже не в ходу, хотя умельцы, изготавливающие их, еще занимаются ремеслом. Отличительная особенность гардероба - ношение пояса-кушака. Такой пояс обязательно должен быть красным, а техника его изготовления может разниться. Основная обувь сету - лапти. По праздникам надевают сапоги.

Религия


Для сету привычно проживание с представителями других народов. От них они принимали верования, но свою религию всегда сохраняли. Сейчас сету остаются верны христианству, большинство их них - православные. Одновременно в религии сету сочетаются христианские обычаи и древнеязыческие ритуалы, характерные только для этой народности.
Сету соблюдают все необходимые обряды, в том числе посещение церквей, почитание святых, крещение, но одновременно веруют в бога Пеко, который символизирует плодородие. В Иванов день полагается отправиться в церковь, а затем посетить священный камень, которому нужно поклониться и принести в дар хлеб. Когда наступают важные православные праздники, сету отправляются в церковь святой Варвары. В будние дни служение проходит в маленьких часовнях, причем у каждой деревни есть своя такая часовенка.

Жизнь

Сету очень трудолюбивый народ. Его люди никогда не чурались любого труда, однако избегали рыболовства. Они считают, что это занятие крайне опасное, поэтому с давних времен повелось всякому, кто отправляется рыбачить, брать одеяние для погребального обряда. Провожающие заранее оплакивали отбывающих. Другое дело, если речь шла о пахоте. Каждого, кто отправлялся в поле, провожали песнями. Все это обусловило развитие земледелия и животноводства. Сету научились выращивать зерновые культуры у русских, выращивали много льна, разводили овец, домашнюю птицу и крупный рогатый скот. Во время кормления домашнего скота женщины поют песни, с ними они и готовят, отправляются за водой, собирают урожай в поле. У сету даже есть примета, в которой определяют хорошую хозяйку. Если она знает более 100 песен, значит, в хозяйстве хороша.

Жилище

Сету раньше жили в деревнях, которые строились рядом с пахотными участками. Такие поселения принимаются за хуторские, при этом дома выстроены таким образом, что формируют 2 ряда. В каждом таком доме есть по 2 помещения, предусмотрены 2 двора: один для людей, в другом держат скот. Дворы огораживали высоким забором и ставили ворота.

Еда


Особенности приготовления пищи сохранились еще с 19 века. Главными в кухне сету являются:

  • сырье;
  • технология;
  • композиционные приемы.

Раньше готовить учились только девушки, теперь этим занимаются и мужчины. Учат готовить с детства как родители, так и мастера, которые преподают в специально отведенных для этого мастерских. Основные ингредиенты у сету простые:

  1. Брюква.
  2. Молоко.
  3. Мясо.
  4. Сметана и сливки.

Наиболее велико в их кухне число постных блюд.

Видео

Прекраснейший край Setomaa

Сами сету считают свой край, представляющий обособленный этнографический район на стыке двух государств, самым прекрасным местом на земле. «Setomaa om ilolinõ!» - говорят они про свою вотчину. Это не большой участок территории на границе Эстонии и Российской Федерации, там где Эстонские уезды Вырумааи и Пылвамаа соседствуют с Печорским районом Псковской области на территории РФ. Численность народности сету составляет примерно 10 000 человек в Эстонии. Около 200 человек живут в РФ, 50 из которых проживают в городе, остальные являются сельским населением, непосредственно в Псковской области живёт 123 человека из числа сету. Сейчас в Российской Федерации сету внесены в список коренных малочисленных народностей РФ, а их традиции и песенная культура находятся под охраной эгиды ЮНЕСКО.

Говорят сету на вырусском диалекте эстонского, по сути это немного преобразованный язык Выру, который в самой Эстонии совершенно исчез. Сету в свою очередь утверждают, что являются носителями отдельного, самостоятельного языка. Письменности сету не знали, сейчас пользуются эстонской азбукой. Сету и эстонцев объединяет не только схожая лингвистика, но и общий предок - финно-угорское племя эстов. Разделение двух родственных народов произошло в XIII веке, когда земли Ливонии были захвачены германскими рыцарями Тевтонского ордена. Тогда предки нынешних сету бежали от насильственного обращения в христианскую веру. Поселились они как раз на границе Эстонии и Псковской области. Там, они долгое время жили между двумя христианскими мирами: католического Ливонского ордена и православного Пскова, тем не менее оставаясь долгое время язычниками.

«Kül’ oll rassõ koto tetä’ katõ ilma veere pääl»

«Собственный дом между двух различных частей света выстроить очень трудно» - так говорят сету. На протяжении веков сету жили в тесном соседстве со многими народами. Общение с другими национальностями, конечно, отпечаталось на некоторых культурных традициях. Но тем не менее сету умудрились не только мирно уживаться с соседями, но и сохранить собственные традиции, создав определённую буферную территорию между разными культурами западной и восточной Европы. В период царской России Сетумаа входила в состав Псковских земель, Выромаа принадлежала Лифляндской губернии. В XVI веке, под протекторатом настоятеля Псково-Печорского монастыря, началось активное обращение местного населения в православие. Следует сказать, что для не знающих письменности и не владеющих русским языком сету, обращение в христианство носило только обрядовый характер, без вникания в основы религиозного учения. Сету ходили вместе с русскими в церковь, участвовали в культовых богослужениях, но это не мешало им сохранять собственные языческие традиции: почитать силы природы, носить амулеты, проводить ритуалы посвященные богу Пеко, приносить ему дары.

Языческие обряды, проводившиеся массово всей общиной, искоренены были церковными властями только в XIX веке, на индивидуальном же уровне уход от традиционных верований произошел ещё позже в ХХ веке. Сперва этому способствовало распространение всеобщего образования, а потом диктат советской власти с идеологией воинствующего атеизма. Из-за своих религиозных взглядов и своеобразного виденья мира сету оказались непонятыми ни среди русских, ни среди своих братьев-эстонцев. Эстонцы считали их чужими из-за лингвистических особенностей языка, православной религии, близости к славянам. Русские так и не приняли, потому что считали безбожниками, называли «на половину верующими». Сету держались особняком, а привнесенные другими народами обычаи, органично переплетённые с собственными традициями, породили уникальную, самобытную культуру не похожую на другие.

Немного истории

Крепостного права сету никогда не знали, земли Сетумаа всегда принадлежали Псково-Печорскому монастырю, люди жили бедно, но свободно. Пика своего развития самобытная культура сету достигла в период Российской Империи. В те годы вся земля сетов, или как называют её эстонцы Setomaa, находилась в составе Псковской губернии и не была разделена государственной границей. После подписания Тартуского мира Сетумаа полностью, в том числе и нынешний Печорский район, отошли во владение Эстонии. Тогда эстонские власти занялись образованием местного населения, стали строиться школы. Обучение велось, естественно, на эстонском языке. После 1944 года когда, когда Эстонию сделали частью СССР, Печорский район снова стал частью Псковской области, а уезды Вырумаа и Пылвамаа остались эстонскими. Граница разделила Сетумаа на две части, правда разделение это было формальным.

Административную границу люди могли пересекать в обе стороны, в то время начался отток населения в Эстонскую ССР. Переезжали по многим причинам: родственные связи, качественно лучший уровень жизни, возможность получать образование на более близком и понятном эстонском языке. Происходил естественный процесс ассимиляции сету эстонцами. Надо сказать, что советские власти не выделяли сету как отдельную этническую группу, причисляя их к эстонской национальности. Когда Эстония снова обрела независимость, впервые за всё время граница, разделяющая Сетумаа, стала фактической, межгосударственной. Такое положение вещей значительно затруднило миграционный процесс и осложнило между родственные связи. Нужно сказать что сами сету в вопросе национальной самоидентификации сделали выбор в пользу Эстонии.

Сейчас каждый второй житель эстонской части Setomaa определяет себя как этнический сету. На территории Сетумаа, принадлежащей РФ, коренного населения остались считанные единицы. В последние годы российские власти озаботились сбережением культурного наследия, внеся народ в списки малочисленных. Большая заслуга, по сохранению исчезающей культуры, принадлежит энтузиастам: создан музей народности сету, в Варваринской церкви, что в Печорском районе, ведётся служба как на русском так и на сетуском языках, поддерживается в чистоте и обиходе сетуское кладбище расположенное возле Мальского монастыря. Проводятся народные празднования с внесением элементов национальной культуры, таких как традиционная одежда, старинные ритуалы и, конечно же, самобытные фольклорные песни, являющиеся общемировым культурно-духовным достоянием.

Матерями Песни сету называют песенных сказительниц, которые хранят фольклорные поэтические традиции, передавая знания от поколения в поколение по женской линии. Лучшие сказительницы знают на память более 20 000 стихов и обладают даром импровизации. Такая исполнительница не только держит в голове уже существующие песни, но на ходу может, в форме песнопения, красноречиво передать о происходящих на данный момент событиях. Песенные традиции сету уникальны не только в этом - пению присуще многоголосие, когда поочерёдно солируют то вокалист, то хор. Хоровое пение, при этом, также может разбиваться на несколько голосов. Верхний голос, самый звонкий, высокий называется killõ, а самый протяжный, нижний torrõ. Характерны при исполнении горловое пение и запев.

Песнопения leelo были для сету не просто народным творчеством, они являлись своеобразным языком для общения. Вопреки устоявшемуся повсеместно мнению, что для грамотного пения нужно обладать хорошим вокалом, слухом, к тому же долго учиться, сету считали, что петь способен всякий, нужно было только усвоить их песенную систему и знать язык. Песенницы сету в своих леэло повествуют, слушателю, не только древние эпические предания или придумывают умелые импровизации, но отображают внутренний духовный мир - собственный и своего народа. Сету говорят, что пение это как серебряные переливы, «звучит песня в Сетумаа, словно звон монет» - «Laul lätt läbi Setomaa hõpõhelme helinäl».

Национальная одежда и украшения

О звенящих серебряных монетах речь в поговорке идёт не зря. Женщины сету, а именно они являлись исполнительницами народных песен, очень любили традиционные украшения из серебра. Такие изделия были не просто предметом гардероба, но несли в себе глубокий символизм. Первую тонкую цепочку из серебра получала девочка при рождении, с ней же её и хоронили. Когда девушка выходила замуж, то ей вручалась крупная серебряная брошь, служившая не только украшением и статусным знаком замужней женщины, но являлась личным оберегом. По праздникам женщины надевали на себя как можно больше украшений из серебра, иногда вес такого «гарнитура» мог достигать до шести килограммов. Отличительной деталью праздничного наряда сетуских красавиц были ожерелья из множества серебряных монеток, порой нанизанных в несколько рядов, некоторые женщины украшали себя и вовсе массивными нагрудниками из серебра в форме диска.

Для традиционных нарядов сету, кроме обилия серебряных украшений, характерной чертой являлось сочетание белого, черного и разных оттенков красного. Белые рубахи, мужские и женские, украшались вышивкой, сделанной красными нитками, с применением сложной техники. Национальной женской одеждой были не сарафан или юбка, а платье без рукавов, которое одевали поверх рубахи, обязательно повязывали передник. Платье, штаны, верхнюю одежду шили из тонкошерстной ткани, рубахи из льняной. Женщины и девушки носили платки, подвязывая их под подбородок или вышитые головные повязки, мужчины - войлочные шляпы. Отличительной чертой гардероба являлись кушаки, женские и мужские, такие пояса изготавливали с применением разных техник (вышивки, плетения и иных), но неизменным являлось одно - преобладание в изделие красного цвета. Привычной обувью были лапти, сапоги надевали по праздникам, как правило.

Религиозные традиции

Сету привыкли жить по соседству с другими народами и научились ладить с ними, принимать чужие верования, но не забывать своих, исконных религиозных традиций. Так для мировоззрения сету свойственно гармоничное сочетание христианских культовых обычаев и древних языческих ритуалов. Сету ходят в церковь, отмечают христианские праздники, почитают святых, крестят своих детей и в тоже время соблюдают языческие культы, восхваляя собственного бога плодородия Пеко и принося дары ему. В Янов (Иванов) день они ходят на церковную службу, а после отправляются поклониться к священному камню, в культовом месте оставляют жертвоприношения - шерсть, хлеб, монеты. По большим православным праздникам сету всегда стараются побывать в церкви святой Варвары в Печорах. Они считают данных храм своим. Будничные богослужения раньше проводились в часовнях, как правило в каждой деревне возводили собственную часовенку.

Весьма не обычен обряд погребения сету. Похоронные традиции остались практически неизменными и в наши дни. В мировоззрении сету - физическая смерть приравнена к социальному событию, это своеобразный переход человека из одной среды в другую, изменение его статуса. Похороны не обходятся без ритуальных песнопений - причитаний. После того как усопшего погребли, на могильных холм стелилась скатерть, выкладывались кушанья, принесённые из дома. Ритуальными блюдами, как в прошлом так и теперь, являются варёные яйца и кутья «kutja» - отварной горох с мёдом. С кладбища все уходят в спешке, по возможности окольными путями, как бы прячась от смерти, которая может догнать. Дома садятся за накрытый стол. Поминальная трапеза, традиционно, состоит из простых блюд: жареной рыбы и мяса, самодельного сыра, кутьи, овсяного киселя.

Наши дни

Правительства обоих стран, где расположена исконная земля сету «Setomaa», в прежние годы не слишком были озабочены судьбой малого народа, но теперь дела обстоят иначе. Сейчас многие сету продолжают сохранять старые обычаи, такие как религия, песенная культура, обрядовые традиции, возрождается ремесленное искусство, в церквях ведутся богослужения на языке сету, созданы программы по налаживанию сельского хозяйства и обустройству территорий. Насколько данные меры будут успешны? Покажет только время.

В это непросто поверить, но на территории России до сих пор есть народы, у которых нет свое письменности. Причем речь идет не о каких-то племенах на Чукотке или Дальнем Востоке, а о самой что ни на есть Европе. В Псковской области на границе с Эстонией есть малый народ сето с уникальной культурой, впитавшей в себя многое от эстонцев и русских, но сохранивших свои обычаи и традиции с давних времен. Всего в России живут 200 человек, относящихся к этому народу. Недавно я побывал в гостях у сето.

2. Музей-усадьба сето (ударение на первый слог) находится в Печорском районе Псковской области в деревне Сигово. Здесь в усадьбе сохранили быт хуторской семьи начала 20 века.

3. Сето (или сету) - уникальный народ. Их называют полуверцами или православными эстонцами, веру свою они приобрели в Печорском монастыре, но до сих пор в их жизни очень много обрядов и поверий, оставшихся с древних времен. Например, сето не говорят бранных слов, считая, что это призывает темные силы. В языке сето нет ругательств, самое плохое словое - это куре, чёрт. Еще у них сохранились деревянные идолы - Пеко.
Обо всем этом и культуре народа сето расскажет очаровательная хозяйка усадьбы Малле.

4. Сето были, в основном, земледельцами и занимались сельским хозяйством. На территории усадьбы сохранились сельскохозяйственные инструменты.

5. Этот огромный зубчатый круг - конная льномялка. Льномялку сделали мужчины сето, увидев рекламную картинку в немецком журнале.

6. Вот как работала льномялка.

7. Пройдем в дом. Быт был простой и скромный. В женской части дома обязательно был ткацкий станок, все девушки умели вязать варежки, ткать и вышивать.

8. В вышивке использовались языческие мотивы. Красный цвет оберегал от злых духов и от сглаза.

9. Подвесная люлька, простая кровать, на стенах фотографии жильцов усадьбы.

10. Женские украшения изготавливали из серебра, в основном из монет. В центре груди у Малле висит фибула - традиционное серебряное украшение. Общий вес украшений на женщине мог составлять несколько килограммов.

11. При нас Малле с рассказами приготовила традиционное блюдо народности сето - теплый сыр. Готовится он из молока и творога. Получается очень вкусное и питательное блюдо.

Фотографиями нельзя передать особый говор, тут нам на помощь приходит видео. Посмотрите этот небольшой ролик, услышите, увидите, а заодно узнаете, откуда пошло выражение «как сыр в масле катается».

12. Очень важно, чтобы во время приготовления еды никто даже случайно не говорил плохих слов, иначе еда будет невкусной.

13. Сето стараются сохранить свою культуру, они проводят фестиваль «Сетоммаа. Семейные встречи», на который приезжают гости из соседней Эстонии. Там живет около 10000 представителей сето. Один из обычаев - выбор короля Сето.

14. В очень интересном месте мы побывали. Если будете в Псковской области или где-то поблизости, обязательно посетите эту усадьбу, не пожалеете.

Спасибо Малле за гостеприимство!

Партнеры тура по Псковской области:

Россия Россия : 214 (2010 г.), 197 (2002 г.)

    • Псковская область :
      123 (2010 г.) ; 172 (2002 г.)
    • Красноярский край Красноярский край :
      75 (2010 г.) ; 7 (2002 г.)
    • Ленинградская область Ленинградская область :
      4 (2010 г.) ; 2 (2002 г.)
    • Санкт-Петербург Санкт-Петербург :
      3 (2010 г.) ; 5 (2002 г.)
    • Москва Москва :
      2 (2010 г.) ; 3 (2002 г.)
    • Хакасия Хакасия :
      2 (2010 г.)

Численность и расселение

Точную численность сету установить трудно, так как данная этническая группа, не внесённая в списки народов, проживающих на территории России и Эстонии, подверглась сильной ассимиляции; примерная оценка численности - 10 тысяч человек. При переписях населения сету обычно записывали себя эстонцами и русскими .

Наибольшее количество сету (34 человека) в 2002 году проживало в городе Печоры .

По итогам переписи населения 2002 года, из 172 сету в Псковской области, 170 - в Печорском районе , в том числе :

  • 33 или 34 человек проживало в городе Печоры (0,26 % из 13056 жителей),
  • 13 (или 12 ) человек в деревне Качево (46 % из 28-ми жителей), 11 (или 10) человек в деревне Лыково (73 % из 15), 0 или 7 человек в деревне Угарево (0 или 33 % из 21 жителя); 5 (или 13) человек в деревне Трофимково (38 % из 13 или 52 % из 25), 4 (или 6) человек в деревне Вруда (100 %), 3 (или 0) человек в деревне Черемново (33 % из 9), 2 (или 0) человек в деревне Керино (33 % из 6) Паниковской волости (всего 38 или 48 человек),
  • 10 (или 7 ) человек в деревне Соколово (31 % из 32-х), 6 (или 11 ) человек в деревне Махново (86 % из 7-ми или 100 % из 11) Новоизборской волости (всего 16 или 18 человек),
  • 14 человек в деревне Подлесье (5 % из 257 жителей); 0 или 10 человек в деревне Затрубье-Лебеды (0 или 24 % из 42-х жителей); 9 человек в деревне Кошельки (30 % из 30), 0 или 7 человек в деревне Горохово (0 или 23 % из 30); 6 (или 4) человек в деревне Рысево (40 % из 15), 4 (или 7) человек в деревне Грабилово (80 % из 5 или 100 % из 7-ми), 4 или 7 человека в деревне Смольник (40 % из 10), 3 (или 0) человек в деревне Митковицкое Загорье (50 % из 6), 2 (или 0) человек в деревне Демидово (100 % из 2-х), 2 (или 0) человека в деревне Сорокино (67 % из 3-х), 2 (или 0) человека в деревне Индовино (67 % из 3-х), 1 (или 0) человек в деревне Херково (50 % из 2-х) в составе городского поселения Печоры (всего 33 (или 58 ) человек на территории бывшей Печорской волости и 64 (или 92 ) человека в новых (с 2005 г.) границах городского поселения Печоры). Большинство молодежи сету перебралось в Эстонию.

Происхождение

Происхождение сету вызывает споры среди учёных. Часть из них полагает, что сету - это потомки эстов , бежавших от ливонского ига в пределы Псковской земли ; другие считают, что сету сформировались к середине XIX века на основе чудского субстрата, включив в свой состав и более поздних эстонских переселенцев, которые приняли православие . Есть и мнение, согласно которому сету представляют собой остаток автохтонного этноса - некогда столь же самостоятельного, сколь и ливы , водь , ижорцы . Наконец, всё большее распространение получает теория, по которой эстонцы и сету в равной мере восходят к древней чуди , с которой славяне встретились при освоении ими северо-западных земель будущей России (в пользу данной теории говорит наличие в культуре сету мощного пласта языческих элементов при полном отсутствии элементов лютеранства) .

Исторические миграции

В середине ХIХ века численность сету оценивалась в 9 тыс. человек, из которых около 7 тыс. проживали в пределах Псковской губернии . Бурный рост населения привёл к тому что число сету к 1890 году оценивалось в 12–13 тысяч человек. Первая и единственная в Российской империи перепись населения 1897 года выявила численность сету на уровне 16,5 тысяч человек .

В конце XIX - начале ХХ века веке часть сету покидает ареал традиционного расселения и принимает участие в переселенческом движении на восток, основав несколько колоний в Пермской губернии и к востоку от Красноярска (в 1918 году в Енисейской губернии насчитывалось 5-6 тыс. сету) .

Язык

Культура и религия

В течение нескольких веков, приняв обряды православия и соблюдая их, сету не имели перевода Библии . Русские, проживавшие рядом, не считали сету полноценными христианами, называя их «полуверцами»; часто это наименование выступало в качестве этнонима .

Для домостроительства сету характерен псковский замкнутый двор с высокими воротами; позднее распространяются двухкамерные (а затем - и многокамерные) дома с застеклённой верандой. Такой тип дома переселенцы-сету занесли и в Сибирь .

Традиционный народный костюм сету значительно отличался от костюма других групп эстонцев и включал в себя элементы русской одежды. У женщин бытовали рубаха-долгорукавка и косоклинный сарафан , у мужчин - русская косоворотка . Характерно обилие вязаных шерстяных вещей (носков, перчаток, варежек) с двуцветным (белый с коричневым) геометрическим орнаментом .

Имена

Как и имена представителей большинства современных европейских народов, состоят из двух основных элементов: личного имени и фамилии, появившейся поголовно во время российских описей начала XIX века. На сетуские именные традиции большое влияние оказало пограничное влияние православия, русского языка и культуры, приграничный характер расселения народа и его разделённый статус. Так, по данным опроса 1999 года , большинство сету РФ , родившихся до 1920 года , носили русские имена и фамилии. В период между 1920-1934 годами все земли сету вошли в состав Эстонской республики . В этот период сету продолжали давать своим детям православные имена, но, учитывая то, что в условиях закрытия многих русских школ, их дети получали образование в эстонских, в среде сету в этот период получили широкое распространение эстонские имена. После того, как в стране установилась диктатура Пятса , в Эстонии началась принудительная эстонизация всех имён и фамилий сету.

См. также

Примечания

  1. Сетумаа .Pskovgrad.ru
  2. Народность сету - под опеку ЮНЕСКО
  3. Национальный состав населения Российской Федерации // Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года на сайте Федеральной службы государственной статистики . (Проверено 27 декабря 2011)
  4. Национальный состав регионов России // Всероссийская перепись населения 2010 г.
  5. Всероссийская перепись населения 2002 года (неопр.) . Проверено 24 декабря 2009. Архивировано 21 августа 2011 года.
  6. База микроданных Всероссийской переписи населения 2010
  7. Данные Всероссийской переписи населения 2002 года: таблица 02c, 34r-Pskov М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004. (

Публикации раздела Традиции

Исчезающие народы России. Сето

С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур.

Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа.

Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны – полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.

Сето в Печерском районе Псковской области

Первое историческое упоминание о народе зафиксировано еще в Псковской летописи XII века. Финно-угорский народ, также называемый «сето», «псковская чудь», «полуверцы», селился в Печорском районе Псковской области и в прилегающих местах. Одно из племен населяло окрестности Псково-Чудского озера. В наши дни большая часть сето – около 10 тысяч – проживает в Эстонии. На территории России их осталось 214 человек (по Всероссийской переписи 2010 года). Эстонцы никогда не относились к ним как к самостоятельному народу. В 20-х годах прошлого столетия началась массовая эстонизация сето. Русские иногда называли место проживания сето Сетукезией.

Единственное занятие, которого народы сето старались избегать, было рыболовство. На воде – так говорится в их песнях – не только мужчины ловят рыбу, но и рыба мужчин. Когда рыбак отправлялся на промысел, он всегда должен был брать с собой погребальное одеяние, а дома оставлял плачущих. Когда же хлебопашец уходил в поле, дома оставались певицы. В горнице царила радость. Поэтому основу хозяйственной деятельности сето составляли пашенное земледелие и животноводство. Подобно русским, сето выращивали зерновые, а из технических культур – лен. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, держали домашнюю птицу.

Из архива Музея народности сето

Девушка с прялкой

У входа в Псково-Печерский монастырь (1941)

Внешний вид деревень сето зависел от природного ландшафта и распределения не очень плодородных пахотных участков. Хуторские поселения состояли из выстроенных в три ряда домов. Обычные дома, разделенные на два помещения («чистый» двор и двор для скота), напоминали подобие крепости. Внутренний двор со всех сторон огораживали постройками, высокими оградами и воротами.

Поселения располагались чересполосно со славянами-кривичами. Разграничение земель привело к редкому расселению жителей. Несмотря на притеснения, сето не утратили оптимизма и жизнерадостности, приветствуя песнями каждый новый день.

У женщин сето на каждый случай жизни предусмотрена своя песня. С песнями они кормят домашних животных, готовят обед, ходят за водой и работают в поле. Девушка должна была знать не менее ста песен, чтобы выйти замуж. Иначе будущий муж мог посчитать ее плохой хозяйкой. На традиционных праздниках сето с участием гостей до сих пор практикуется импровизированное сочинение песен.

В XV веке, когда был создан Псково-Печорский монастырь, «чудь»приняла православие. Христианство и языческие верования сето воспринимали как единое целое, способное помочь и придать жизненные силы. Соседи-русские называли их «полуверцами».

Они ходят в храм и соблюдают христианские обычаи, но для поддержания связей с внешним миром не перестают почитать и своих древних богов. В Янов (Иванов) день после посещения службы сето поклонялись жертвенному камню, прося о здоровье. Скульптуру св. Николая Мирликийского в храме по праздникам обставляли кадочками с маслом и творогом, обкладывали лепешками так, что не было видно самой статуи. Губы изваяния смазывали маслом и творогом – «кормили», как и своих языческих идолов. Во время больших церковных празднеств сето посещают богослужения, но и не перестают чествовать своего главного бога плодородия – Пеко. Воспевают святые природные места и знаки, важные для местных жителей. По народному преданию, родители Пеко – сето, крестные – Богородица и Христос, а его захоронение находится в подземельях Печерского монастыря.

Самобытные свадьбы сето, с участием всей родни, длились три дня. В день венчания проводился ритуал расставания невесты с семьей и перехода в семью мужа. Смерть девичества была схожа с похоронной церемонией. Молодую сажали под образами и символически переносили в «потусторонний мир». К девушке подходили гости и родственники. Пили за здоровье и клали деньги на стоящее поблизости блюдо. Вскоре приезжала свита жениха во главе с дружкой. Дружка, с кнутом или посохом в руках, выводил из дома невесту, укрытую простыней. Свадебный кортеж отправлялся в церковь на санях или телегах. Невеста ехала вместе со своими родителями отдельно от жениха. После венчания молодожены возвращались уже вместе.

Праздничное шествие жениха и невесты

Девушка сето (1930)

В музее-усадьбе народа сето в деревне Сигово

В большинстве случаев у сето было принято венчаться в пятницу, а играть свадьбу – в воскресенье. На «мирской свадьбе» гости дарили подарки новобрачной. Она, в свою очередь, одаривала родственников жениха, подтверждая вступление в новый род. Затем молодоженов провожали на брачное ложе в клеть. После утреннего ритуала побудки молодых девушке укладывали волосы, как подобает замужней женщине. Надевали специальный головной убор и вручали атрибуты, соответствующие ее новому статусу – жены. Молодых отводили в баню. С этого момента начинались праздничные гулянья с шутками и розыгрышами. Все обряды сето сопровождались песнями, рассказывающими о происходящем на празднике. Выражением чувств присутствующих были ритуальные причитания.

Национальная одежда сето сохранилась до наших дней. В ней преобладает контраст черного, белого и красного цветов. Красота одеяний была общепризнанной среди эстонок и русских. Сето постоянно носили «свою одежду» до 60-х годов прошлого века. Потом сменили ее на эстонскую и частично русскую. Женщины использовали очень сложную технику создания изысканных текстильных изделий, которую осваивали с детских лет. Женские праздничные костюмы не могли обойтись без большого количества металлических украшений. Среди серебряных цепочек и монист выделялся сыльг (или суур сыльг – большая фибула) – массивный металлический круг с изображением яйца мира и солнца в центре. При движении украшения начинали бренчать, извещая о проходе по улице женщины задолго до ее появления. Считалось, что звон серебра отпугивает нечистую силу. По сведениям Маре Пихо, исследовательницы из Эстонии, у замужних женщин сето вес украшений доходил до 5–6 кг.

До наших дней дошли многочисленные сказки и предания сето. Истории были связаны с местными священными камнями, гранитными крестами, часовнями, источниками, могильниками, чудотворными иконами и историей Псково-Печерского монастыря. Например, легенда о мужике, который пытался использовать для хозяйственных нужд Иванов камень. Или о богатыре Корниле, который после отсечения головы Иваном Грозным взял ее в руки, «пришел в монастырь и улегся спать». Благодаря особому риторическому дару повествователей именно сказки были наиболее популярны у народа сето.

Экспозиция музея-усадьбы народности сето

Татьяна Николаевна Огарёва

Фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи»

Сейчас многие сето продолжают сохранять старые обычаи, такие как религия, песенная культура, обрядовые традиции, возрождается ремесленное искусство, в церквах ведутся богослужения на языке сето, созданы программы по налаживанию сельского хозяйства и обустройству территорий.

В деревне Сигово находятся государственный музей-усадьба сето – единственный государственный музей сето на территории России и частный авторский музей народности сето, созданный петербуржской учительницей музыки, подвижницей истории и культуры сето Татьяной Николаевной Огаревой. Почти 20 лет назад по совету старожилов, встревоженных вымиранием своего народа, она начала собирать по ближайшим деревням вещи для экспозиции. Недавно состоялась презентация книги Т.Н. Огаревой «Этнографические заметки из жизни крестьян сето». В ней собраны статьи, выступления в обществе краеведов, доклады на научно-практических конференциях в музее-заповеднике «Изборск», воспоминания старожилов.

Татьяна Николаевна Огарева рассказывает: «Сето попали под общую сталинскую депортацию Прибалтики, были сосланы в Красноярский край – там и сейчас есть деревня выживших сето. Но под любыми ударами у них сохранялась какая-то благородная закваска: упорство, доброта, порядочность. Они были необыкновенно трудолюбивы, работали вместе, самоотверженно. Жили до 80 лет… После войны всех загнали в колхоз, только в нем люди получали право сеять хлеб, картошку, овощи на своей земле для своей семьи. А зерно мололи в ступе, поскольку всех до одного мельников угнали в Сибирь. Уже в наше время один мельник по фамилии Рацев вернулся, восстановил мельницу, но на электричестве, а не водяную».

В Сигово ежегодно проводится фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи». Помимо музыкальной и фольклорной части заседает круглый стол по вопросам сохранения культуры народности сето. В 2014 году на мероприятия по поддержке народа сето было выделено 2,8 млн рублей. Из них около 400 тысяч рублей – из федерального бюджета. По словам вице-губернатора Псковской области Виктора Остренко, «сето оказывается содействие в решении социально-демографических проблем, организовано углубленное диспансерное обследование, семьям сето с детьми оказывается материальная помощь, адресную помощь получают одинокие пожилые представители народа». Своеобразный быт и отличное от других представление о мире, вынудили эту народность держаться обособленно. Очень редки были межнациональные браки, что, в свою очередь, и помогло сохранить культуру сето.

Фильм из серии «Россия, любовь моя! Духовный мир сето», 2013 г.

Выбор редакции
Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...

Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...

Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...

Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...
Классики вариант №2 и 3 Варианты игры «Классики» на улице: 1. Нарисовать длинную линию мелом. Можно играть и самым маленьким. Ходить по...
Вот и красавица-осень небольшими шагами вступает в свои права, оттесняя лето. По утрам стало свежо и прохладно, да и днём солнце уже не...
«Когда бьют пушки, музы не молчат» 4 апреля в Невинномысском филиале Центра «Поиск» прошёл поэтический конкурс художественного чтения...
Это неправда.За что же?!Хорошо –Я дарил цветы,Я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!Сшатался с пятого этажа.Ветер щеки ожег.Улица...