Социальный интеллект. Насколько у вас развитый социальный интеллект


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Глава 1: Теоретический анализ исследований социального интеллекта как фактора успеха в профессиях «человек-человек» и «человек-техника»: гендерный аспект
    • 1.2 Гендерные различия в характеристиках социального интеллекта
    • 1.3 Факторы успеха в профессиях «человек-человек» и «человек-техника»
  • Список использованной литературы

Введение

Жизнедеятельность человека во всех сферах носит социальный характер, который проявляется либо как во взаимодействии с социальным окружением, так и в профессиональной деятельности. Как бы человек не был изолирован профессиональной средой, как бы не избегал живого общения с другими людьми, ему всё равно приходится вступать в социальные контакты. Более того, профессиональная деятельность в системе субъект-субъектных отношений требует наличия специальной способности, которая необходима для успешного взаимодействия с людьми. Данную способность специалисты назвали «социальный интеллект».

Теоретический анализ и обобщение положений, содержащихся в работах Э.Торндайка (1920), Г.Оллпорта (1937), Г Айзенка (1967), Дж.Гилфорда (1967), Ю.Н.Емельянова (1987), В.Н.Куницыной (2003) А.И.Савенкова (2005) и других зарубежных и отечественных учёных позволит раскрыть общие положения и содержание психологического феномена социального интеллекта, а также описать его характеристики.

Социальный интеллект - понятие в современной психологии, которое находится в процессе развития, изучения и уточнения в конкретных реалиях многообразной общественной деятельности человека.

В истории изучения социального интеллекта наблюдается два этапа, раскрывающих содержание его исследования. Первый этап (1920 -1949 гг.) - этап теоретического изучения, характеризуется отсутствием единого понимания сущности социального интеллекта, не была выявлена самостоятельность социального интеллекта от общего интеллекта. Второй этап (1949г. - по настоящее время) - этап экспериментально-теоретических исследований связан с разработкой первого теста, непосредственно изучающего социальный интеллект. На этом этапе большинство учёных признаёт в социальном интеллекте способность, независимую от общего интеллекта.

Анализ теоретических и экспериментальных подходов в психологической науке показывает, что социальный интеллект является понятием, которое не имеет единой, однозначной трактовки. Разнообразие подходов к определению социального интеллекта демонстрирует неоднозначность его структуры. В тоже время в определениях социального интеллекта можно отметить ряд общих моментов. Во-первых, в большинстве подходов социальный интеллект трактуется как способность, следовательно, он связан с определённой деятельностью и является личностным образованием. Во-вторых, большинство учёных признают социальный интеллект независимым от общего интеллекта. В-третьих, социальный интеллект описывается как сложное структурное образование, состоящее из нескольких способностей. В-четвёртых, предметом этих способностей выступает установление отношений между событиями, в которых действующими лицами являются сам человек и его социальное окружение.

В последние годы сформировалось мнение, что социальный интеллект представляет собой четкую группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые фундаментально отличаются от тех, которые лежат в основе белее «формального «мышления, проверяемого тестами интеллекта. Социальный интеллект определяет уровень адекватности и успешности социального взаимодействия. Иванова И. А. Основные направления исследования социального интеллекта

Тем не менее несмотря на активные исследования в психологии социального интеллекта остаются недостаточно исследованными проблемы тендерных характеристик. Динамика социальных процессов требует от мужчин и женщин мобилизации личностных ресурсов, нахождения нужных средств и действий для достижения успешного социального взаимодействия, развития умения правильного понимания и интерпретации происходящих в мире социальных событий. Перечисленные способности являются элементами структуры социального интеллекта.

Являясь когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности, социальный интеллект обеспечивает самопознание, саморазвитие и самообучение, умение прогнозировать и планировать развитие межличностных событий и представляет собой четкую, согласованную группу ментальных способностей, определяющих успешность социальной адаптации.

ГЛАВА 1: Теоретический анализ исследований социального интеллекта как фактора успеха в профессиях «человек-человек» и «человек-техника»: гендерный аспект

социальный интеллект гендерный

1.1 Теоретический анализ исследования социального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии

Возникновение самостоятельного психологического конструкта «социальный интеллект», несводимого к традиционному понятию интеллекта, было вызвано необходимостью объяснить феномен «социального дисбаланса». Суть этого феномена заключается в том, что высокий уровень общего интеллекта не связан, а зачастую и отрицательно коррелирует с социальной компетентностью и успешностью общения.

Заменим язык корреляций языком чувственных представлений, и в нашем сознании может актуализироваться такой, например, образ: яркий, талантливый ученый, способный найти решение сложнейшей научной проблемы, вдруг превращается в беспомощного и растерянного человека в ситуациях повседневного бытового общения. Михайлова Е. С. Социальный интеллект. Тернистый путь от понятия к методике // Психологическая газета № 1-12(15). - 1996 г.

Понятие «социальный интеллект» появился в науке в начале 20 в. С тех пор исследователи стремились понять специфику данного феномена, предлагали различные пути его изучения, выделяли разные формы интеллекта, но исследование социального интеллекта периодически выпадало из поля зрения ученых, что обуславливалось неудачами при попытках определить границы данного понятия.

Изначально концепция социального интеллекта была предложена Э. Торндайком в1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Торндайк рассматривал социальный интеллект как познавательную специфическую способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми, основная функция социального интеллекта - прогнозирование поведения. Г. Олпорт (1937 г.) связывал социальный интеллект со способностью вызывать быстрые, почти автоматические суждения о людях. Вместе с тем автор указывал, что социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальное приспособление, а не

оперирование понятиями.

Иногда в литературе, в частности Ж. Годфруа, социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще с социальным мышлением или социальной перцепцией, что связано с традицией несоотнесенного изучения этих феноменов в общей и социальной психологии (Д. Майерс).

Вопросы социального интеллекта обсуждаются в решении проблемы интеллектуальной одаренности, здесь интеллект рассматривается как ранняя форма способностей, определяемая генетически. С социальном интеллектом часто отождествляется мудрость как форма интеллектуальной одаренности.

Вопрос использования интеллекта в целях адаптации рассматривается в концепции Н. Кэнтор, где социальный интеллект автор приравнивает к когнитивной компетентности, которая позволяет людям воспринимать события социальной жизни с минимумом неожиданностей и максимальной пользой для личности.

Дж. Гилфорд, создатель первого теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта, и связанных с познанием поведенческой информации, это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации.

Новые методические разработки проблемы социального интеллекта относятся к 1980-м годам. М. Форд, М. Тисак в основу измерения интеллекта положили успешное решение проблемных ситуаций.

В отечественной психологии одной из первых «социальный интеллект» описала М.И. Бобнева Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности. - М.,1979.. Она определяла его в системе социального развития личности. Механизмом формирования личности выступает процесс социализации. Как отмечает автор, существует как минимум два толкования этого понятия. В широком смысле слова термин «социализация» используется для обозначения процесса, «в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Теория социализации призвана установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности,механизм этого процесса и его последствия для общества. Из этого толкования следует, что индивидуальность не предпосылка социализации, а ее результат.

Второе, более специальное определение термина используется в социологии и социальной психологии. Социализация как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т.е. носителя ее ценностей норм установок, ориентаций и т.п., предполагает выработку у него необходимых для этого свойств и способностей.

Принимая во внимание наличие указанных значений, М.И.Бобнева отмечает, что только социализация не обеспечивает целостного формирование человека. И, далее, определяет важнейшей закономерностью процесса социального развития личности наличие в нем двух противоположных тенденций - типизация и индивидуализация. Примерами первой являются многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социально-психологических свойств. Примеры второй - накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений и т.д. Здесь просматривается аналогия с принципом адаптационной природы интеллекта в теории Ж. Пиаже Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта - М.: МПА, 1994.. Исходя из которого, адаптация понимается как равновесие между ассимиляцией (или усвоением данного материала существующими схемами поведения) и аккомодацией (или приспособлением этих схем к определенной ситуации).

Далее, в своем рассуждении, М.И. Бобнева останавливается на второй тенденции - индивидуализации. Она отмечает, что любой процесс развития человека, в том числе и социального, - это всегда процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Таким образом, формирование человека является результатом сложного сочетания процессов социализации и индивидуального социального развития личности. Последнее автор связывает с социальным научением и в качестве примера ссылается на работы Д.Б. Эльконина Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989., который выделял две формы развития ребенка:

1) усвоение предметных знаний и навыков предметных действий и деятельности, формирование психических свойств и способностей, связанных с таким обучением и развитием и т.п.;

2) освоение ребенком социальных условий его существования, овладение в игре социальными отношениями, ролями, нормами, мотивами, оценками, одобряемыми средствами деятельности, принятыми формами поведения и отношений в коллективе.

М.И. Бобнева определяет наличие особой потребности у формирующейся личности - потребность в социальном опыте. «Эта потребность может искать выход в стихийном поиске в виде неорганизованных, неуправляемых поступков и действий, но может быть реализована и в специально созданных условиях». Филонов Л.Б. Социальная психология личности. - М., «Наука», 1979. - С. 72-76 Т.е. существуют и необходимы для полноценного развития личности две формы приобретения социального опыта - и организованное социальное научение, и стихийная практика социальных взаимодействий, обеспечивающая спонтанное и активное развитие личности. Таким образом важнейшей задачей прикладной социальной психологии личности и психологии воспитания, как замечает исследователь, является поиск оптимальных форм сочетания обоих видов социального научения и выявления их специфических закономерностей.

Социально-психологическое развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих ее социальную адекватность (на практике выделяют адекватное поведение человека в условиях макро- и микро-социальной среды). Такими важнейшими способностями выступают социальное воображение и социальный интеллект. Под первым понимается способность человека помещать себя в реальный социальный контекст и намечать свою линию поведения в соответствии с таким «воображением». Социальный интеллект - это способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. Бобнева М.И. считает, что социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий. И принципиально важно, что уровень общего интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием собственно социального развития личности. Он может благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его. Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной слепотой человека, социальной неадекватностью его поведения, его установок и т.д.

Другой отечественный исследователь, Ю. Н. Емельянов, изучал социальный интеллект в рамках практической психологической деятельности - повышение коммуникативной компетентности индивида с помощью активного социально-психологического обучения. Определяя социальный интеллект, он пишет: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: ЛГУ, 1985. С. - 34. Автор предлагает термин «коммуникативная компетенция», схожий с понятием социальный интеллект. Коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальных контекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- к интра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, и навыков. Эмпатия является основой сенситивности - особой чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям, которая в свою очередь формирует социальный интеллект. Ученый подчеркивает, что с годами эмпатическая способность тускнеет, вытесняется символическими средствами представленности. Таким образом социальный интеллект выступает относительно независимым праксеологическим образованием.

Емельянов так же, как и другие исследователи, связывает социальный интеллект и ситуативную адаптацию. Социальный интеллект предполагает свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, - всеми видами семиотических систем. Автор дополняет коммуникативную компетенцию элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), окружающей человека, и способность воздействовать на нее для достижения своих целей, а в условиях совместной работы делать свои действия понятными для других. Этот «акциональный» аспект коммуникативной компетенции требует осознания:

а) собственных потребностей и ценностных ориентаций, техники личной работы;

б) своих перцептивных умений, т.е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений и «систематизированных слепых пятен» (стойких предубеждений в отношении тех и лииных проблем);

в) готовности воспринимать новое во внешней среде; г) своих возможностей в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур (реальный интернационализм);

д) своих чувств и психических состояний в связи с воздействием факторов внешней среды (экологическая психокультура);

е) способов персонализации окружающей среды (материальное воплощение «чувства хозяина»);

ж) уровня своей экономической культуры (отношение к среде обитания - жилищу, земле как источнику продуктов питания, родному краю, архитектуре и т.п.).

Говоря о пути повышения коммуникативной компетенции, Ю.Н. Емельянов замечает, что коммуникативные умения и интеллект межличностных отношений при их несомненной важности, тем не менее, являются вторичными (как в филогенетической, так и онтогенетической перспективе) по отношению к фактору совместной деятельности людей. Поэтому, ключевые способы повышения коммуникативной компетенции нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной реконструкции, а на путях активного осознания индивидом естественных межличностных ситуаций и самого себя как участника этих деятельностных ситуаций, на путях развития социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей.

А.Л. Южанинова также выделяет социальный интеллект как третью характеристику интеллектуальной структуры, в дополнение к практическому и логическому интеллекту. Последние отражают сферу субъект-объектных отношений, а социальный интеллект - субъект-субъектных.

Она рассматривает социальный интеллект как особую социальную способность в трех измерениях: социально-перцептивных способностей, социального воображения и социальной техники общения.

Социально-перцептивные способности - это такое целостно-личностное образование, которое обеспечивает возможность адекватного отражения индивидуальных, личностных свойств реципиента, особенностей протекания его психических процессов и проявления эмоциональной сферы, а также точность в понимании характера отношений реципиента с окружающими. С другой стороны, учитывая связь рефлексивных процессов с социально-перцептивными, следует дополнить психологическое содержание данного феномена способностью самопознания (осознание своих индивидуально-личностных свойств, мотивов поведения и характера восприятия себя другими).

Социальное воображение - это способность адекватного моделирования индивидуальных и личностных особенностей людей на основе внешних признаков, а также способность прогнозирования характера поведения реципиента в конкретных ситуациях, точного предвидения особенностей дальнейшего взаимодействия.

Социальная техника общения - это «действенный» компонент, проявляется в способности принять роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужно для личности русле, в богатстве техники и средств общения. И высшим критерием проявления социально-интеллектуального потенциала личности является способность воздействовать на психические состояния и проявления других людей, а также оказывать влияния на формирование психических свойств окружающих. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / Проблемы оценивания в психологии. - Саратов, 1984.- С. 176 - 183.

Исследования, которые провела А.Л. Южанинова, а также ряд других ученых, выявили, что социальный интеллект слабо связан с оценками общего интеллекта, со шкалой интеллектуальной продуктивности теста MMPI (Гауер, 1957), с данными по фактору В теста Кеттелла. Все эти данные позволяет говорить о правомерности выделения социального интеллекта в качестве самостоятельного компонента общей системы познавательных способностей личности. Были обнаружены корреляции с некоторым шкалам теста MMPI. Значимая положительная связь с оценками шкалы «играние роли» (Макклеланд, 1951). Таким образом, умение взаимодействовать с окружающими, быть социально приемлемой личностью - компонент социального интеллекта. Значимая отрицательная с оценками шкалы «уверенность в себе» (Гибсон, 1955). Очевидно, что завышение самооценки действительно связано с неспособностью ориентироваться в социальном окружении. Слабая теснота связей с «социальной преемственностью» и «социальной уверенностью». Чем выше социальный интеллект, тем общение с человеком желательнее для окружающих, тем увереннее он себя чувствует. Нелинейная связь, имеющая характер инвертированной V-образной кривой, с тревожностью.

Таким образом, вывод о том, что чем выше социальный интеллект, тем более адаптивен человек, кажется вполне оправданным. Значение данной стороны психики с особой наглядностью обнаруживаются на многочисленных примерах, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира (имеющие высокий общий предметно-ориентированный интеллект), оказываются беспомощны-ми в области межличностных отношений.

Проблема социального интеллекта нашла отражение в трудах Е. С. Михайловой в русле исследований коммуникативных и рефлексивных способностей личности и их реализации в профессиональной сфере. Автор считает, что социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека. Е. С. Михайлова является автором адаптации к российским условиям теста Дж. Гилфорда и М. Салливена для измерения социального интеллекта.

Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальным мышлением или социальной перцепцией. Это связано традицией раздельного, несоотнесенного изучения этих феноменов в рамках общей и социальной психологий.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек», а также некоторых профессиях «человек - художественный образ». В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей - эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьного обучения.

В этот период увеличивается круг общения ребёнка, развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных), что и составляет основу социального интеллекта. Нарушение, гипотрофия этих способностей может явиться причиной асоциального поведения, либо вызвать склонность к таковому. Михайлова Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей. Автореферат. - Л., 1991 г. - С. 17-19.

Также к числу основополагающих факторов социального интеллекта относят сензитивность, рефлексию и эмпатию В. Н. Куницына, М. К. Тутушкина и др.

Иногда исследователи отождествляют социальный интеллект с практическим мышлением, определяя социальный интеллект как «практический ум», направляющий свое действие от абстрактного мышления к практике (Л. И. Уманский, М. А. Холодная и др.).

В результате исследований Н. А. Аминова и М. В. Молоканова социальный интеллект выявлена связь социального интеллекта с предрасположенностью к исследовательской деятельности. Исследуя критерии одаренности, М. А. Холодная выделила шесть типов интеллектуального поведения:

1) лица с высоким уровнем развития «общего интеллекта» в виде показателей IQ> 135 - 140 единиц (выявляются с помощью психометрических тестов интеллекта - «сообразительные»);

2) лица с высоким уровнем академической успешности в виде показателей учебных достижений (выявляются с использованием критериально-ориентированных тестов - «блестящие ученики»);

3) лица с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей в виде показателей беглости и оригинальности порождаемых идей (выявляются на основе тестов креативности - «креативы»);

4) лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных реальных видов деятельности, имеющие большой объем предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответствующей области («компетентные»);

5) лица с высокими интеллектуальными достижениями, которые нашли свое воплощение в объективно-значимых, в той или иной мере общепризнанных формах («талантливые»);

6) лица с высокими интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей («мудрые»). Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - Изд.: Питер. - 2004 г. - С. 176 - 212

В работах Н. А. Аминова и М. В. Молоканова социальный интеллект рассматривается как условие выбора профиля деятельности у будущих практических психологов. В исследованиях ученых выявлена связь социального интеллекта с предрасположенностью к исследовательской деятельности.

М. Г. Некрасов обращается к понятию «социальное мышление», близкому по содержанию понятию «социальный интеллект», определяя им способность к пониманию и оперированию информацией о взаимоотношении людей и групп. Развитое социальное мышление позволяет его носителю эффективно решать задачи использования особенностей социальных групп в процессе их взаимодействия.

Проблема социального интеллекта освещается в рамках исследований способностей к творчеству (И. М. Кыштымова, Н. С. Лейтес, А. С. Прутченков, В. Э. Чудновский и др.). Ряд ученых считает, что способность к творчеству и социальная адаптивность личности имеют обратную корреляцию, другие исследователи утверждают, что креативность повышает успешность в общении и адаптивность личности в обществе. В частности, в эксперименте И. М. Кыштымовой по развитию креативности школьников отмечается значимое повышение всех показателей социального интеллекта при позитивной динамике уровня креативности, т. е. творческая личность в большей степени, чем личность некреативная, способна к пониманию и принятию других и, следовательно, к успешности в общении и адаптивности в социальной среде. Иванова И. А. Основные направления исследования социального интеллекта

в отечественной науке и за рубежом // сборник научных трудов СевКавГТУ

серия «Гуманитарные науки» № 3. // http://www.ncstu.ru

Таким образом, социальный интеллект - относительно новое понятие в психологической науке, которое находится в процессе развития и уточнения.

1.2 Гендерные различия в характеристиках социального интеллекта

Гендерная психология -- практически новое научное направление, которое лишь начинает заявлять о себе как о самостоятельной области психологического знания. Необходимо отметить, что гендерная проблематика в отечественной психологии долгое время развивалась достаточно слабо, а работ, на которые могли бы опираться исследователи, было опубликовано крайне мало. Психология пола -- это та область научного знания, которая объединила фрагментарные и разрозненные исследования, посвященные изучению проблем пола и межполовых отношений. Поэтому психология пола как специальная дисциплина может быть рассмотрена как одна из научных предпосылок развития гендерной психологии.

На современном этапе одной из актуальных проблем психологии, с точки зрения С.И. Кудинова (1998), И.С. Кона (1981), является проблема полоролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола человека, психических половых различий, полоролевой идентификации и лежащая на стыке таких наук как социология, биология, медицина. Однако в понятие идентификации пола разные авторы вкладывают неодинаковый смысл. Некоторые отождествляют ее с актом имитации (А.Бандура, 1986; Б.И.Хасан, Ю.А. Тюменева, 1993). Другие, напротив, расширяют это понятие, видя в ней одну из важнейших форм психической деятельности (Б.М Теплов, 1961).

С точки зрения Т.И. Юферевой (1987), биологический (врожденный) пол может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, в то время как пол психологический, социальный, усваивается прижизненно, и на его формирование оказывают большое влияние расовые, классовые, этнические вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания. Таким образом, формирование половой идентичности, как указывают В.Е.Каган (1989) и И.С.Кон (2001), представляет собой длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где растет ребенок.

Б.М. Теплов, рассматривая проблему половой идентификации, выделяет следующие ее характеристики:

Отождествление своего «я» чужому, принятому за «образец» или «эталон» (заимствование манеры поведения и ряда личностных черт);

Привязанность к объекту, с которым индивид себя идентифицирует, «вживание» его в образ и готовность к эмоциональному сопереживанию;

Сравнительная легкость осуществления идентификации за счет использования готовых поведенческих и эмоциональных стереотипов;

Необходимость признания принадлежности индивида к данному полу другими личностями.

Кроме того, ученый считает, что в норме идентификация пола протекает естественно, как само собой разумеющееся явление, и не требует активности сознания. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М.:МПСИ, -2003 г. - С. 147 - 173.

Итак, половая идентичность - это усвоение половых ролей индивидом. В то же время половые роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении. Таким образом, половые роли - это дифференциация деятельности, статусов, прав, обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности.

На современном этапе развития психологии половые роли изучаются на трех различных уровнях:

Макросоциальный - дифференциация социальных функций по половому признаку и соответствующие культурные нормы.

Межличностный - половые роли в рамках конкретной системы совместной деятельности

Интраиндивидуальный - половая роль производна от особенностей конкретной личности, от представлений человека о том, каким должен быть мужчина или женщина, на основе осознанных и неосознанных установок и жизненного опыта.

В свою очередь, О.А. Воронина (2000) подчеркивает глубинно патриархальные основы русской философии пола. По ее мнению, в русской философии существовал весьма своеобразный подход к восприятию и оценке дифференциации маскулинного и фемининного. Во-первых, в русской философии и теологии пола дифференциация мужского и женского начал рассматривалась как метафизический или духовно-религиозный принцип, в то время как в западной философии такая дифференциация соответствовала онтологическому или гносеологическому принципу. Во-вторых, в русской философии расставлялись иные культурно-символические акценты: то, что в европейской философской традиции ассоциируется с маскулинным началом (божественное, духовное, истинное), в России и русской культуре ассоциируется с фемининным, женским началом. Однако ни у кого из философов фемининное начало не оценивается как самостоятельное или равное маскулинному, оно всегда выступает только как дополнительное. Очевидно, что и философские представления, противопоставляя понятия «мужское» и «женское», отражают принцип дифференциации и поляризации полов. В психологии же при изучении гендерной проблематики акцент делается на связи индивидных характеристик человека как представителя определенного пола с особенностями социального поведения человека.

Благодаря основополагающим и обобщающим работам Б. Г. Ананьева (2001) и И.С. Кона (2001) были определены приоритетные направления исследований в области психологии пола. К ним относятся систематические и комплексные исследования половых различий и половых ролей, включающие изучение:

1) дифференциально-психологических характеристик между представителями полов в возрастной динамике;

2) функциональных закономерностей дифференциации половых ролей в отдельно взятой сфере деятельности на социальном, межличностном и индивидуальном уровне;

3) полоролевых стереотипов в исторической перспективе и в связи с изменениями форм социализации;

4) взаимозависимости половых ролей и соответствующего поведения личности и ее дифференциально-психологических и социальных характеристик.

Однако анализ имеющихся исследований по данной проблеме показывает, что, если раньше изучение половых различий касалось в основном вопроса представлений о маскулинности и фемининности полоролевых установок, то большинство последних работ посвящено изучению половых различий в более глубоких и сложных психологических структурах, таких как Я-концепция, морально-этические установки половая идентичность (например, работы С. И. Кудинова, 1998; В. В. Романова, 1997; Б. И. Хасана и Ю. А. Тюменевой, 1993). При этом исследования отечественных психологов, проведенные в 90-е годы XX века, посвящены изучению отличий в особенностях личности и характеристиках поведения мужчин и женщин (С.И. Кудинов 1998, Б.И. Хасан и Ю.А. Тюменева 1993), содержания и динамики стереотипов маскулинности-феминности (Т.А. Араканцева и Е.М. Дубовская 1999), психологических различий, присущих представителям двух полов в разные возрастные периоды (Н.А. Смирнова, 1994). Кроме того, сегодня перед психологами поставлена задача с позиций гендерного подхода выявить закономерности формирования индивидуальных различий в структуре интеллекта мужчин и женщин.

Необходимо отметить, что особенности интеллекта мужчин и женщин давно привлекают внимание исследователей (А. Анастази, 1982; Г. Айзенк, 1995; Б. М. Теплов, 1961; Ф. Кликс, 1983 и др.). Однако, полученные ими данные достаточно противоречивы. Вместе с тем, только глубокое изучение этого вопроса позволит выявить специфику адаптивного общения и поведения мужчин и женщин в социуме, поскольку интеллект определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности. Поэтому выявление особенностей развития и проявлений интеллекта в зависимости от гендерных характеристик личности является важнейшей задачей, решение которой позволит планировать дальнейшее развитие человека, определять ход его интеллектуальной, моральной и психологической эволюции.

Эмпирические исследования индивидуальных различий в структуре интеллекта у мужчин и женщин с различной полоролевой идентификацией показало наличие отличий в способностях респондентов отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между познаваемыми объектами. Так, например, для маскулинных испытуемых характерно наличие образно-символического мышления, для фемининных респондентов предметно-образного, а андрогинные испытуемые характеризуются образным мышлением. При этом маскулинные мужчины и женщины относятся к техническому типу, фемининные к практическому, а андрогинные респонденты к художественному типу. Однако более высоким уровнем развития творческих способностей обладают именно андрогинные испытуемые.

Маскулинные и андрогинные мужчины характеризуются наличием предметно-символического мышления (операторный тип); фемининные и андрогинные женщины обладают образно-знаковым мышлением (художественный тип). В отличие от них фемининные мужчины проявляют большую склонность к предметно-образному мышлению (практический тип), а маскулинные женщины к образно-символическому (технический тип). По всем показателям уровень креативности выше у женщин. Однако испытуемые фемининного типа отличаются от других групп наиболее слабым развитием мнемических способностей, в то время как у андрогинов слабо развито пространственное воображение и вычислительные способности (по данным теста Амтхауэра).

Анализ результатов мужской и женской выборок с разной полоролевой идентификацией также показывает, что способность к рассуждениям и самостоятельному мышлению наиболее выражена у маскулинных женщин и фемининных мужчин (хотя у женщин проявлялся в большей степени). Кроме того, именно для маскулинных женщин и фемининных мужчин характерно «чувство языка», способность к индуктивному речевому мышлению, вербальная креативность, а также склонность к пространственному обобщению и аналитико-синтетический характер мышления.

Сопоставление данных по матрицам Равена выявляет следующие особенности: испытуемые фемининного типа отличаются от других респондентов более высоким уровнем развития внимательности, воображения, визуального различения, а также способностью к динамической наблюдательности, прослеживанию непрерывных изменений, способностью к представлениям.

Маскулинные и фемининные женщины, в отличие от андрогинных женщин, превосходят мужчин с данной полоролевой индентификацией в способности наблюдать сложные количественно-качественные соотношения в изучаемых предметах; у них проявляется склонность к абстракции и синтезу. В то же время маскулинные и фемининные мужчины превосходят маскулинных и фемининных женщин в нахождении аналогий (построении дополнительных отношений), способности к линейной дифференциации. Однако такие различия не очень значительны.

Сопоставление данных по самооценке интеллекта показало, что в целом наиболее высокая оценка своего интеллектуального потенциала характерна для испытуемых маскулинного типа и для фемининных мужчин.

Таким образом можно сформулировать основным положения:

Структура интеллекта индивидов зависит от полоролевой дифференциации:

субъекты маскулинного типа обладают высокой способностью к пространственным обобщениям, абстрагированию, синтетической деятельности, практической направленностью интеллекта, индуктивным речевым мышлением, самостоятельностью ума;

субъекты с фемининным типом идентификации отличаются умением оперировать пространственными образами, способностью к обобщению, конструктивными теоретическими и практическими способностями; у них высокий уровень развития внимательности, воображения, визуальных различий, способности к умозаключениям и представлениям;

для индивидов андрогинного типа свойственны способность к построению суждений на основе линейных взаимосвязей, выделение закономерностей с учетом количественно-качественных изменений в объектах.

Особенности интеллектуальной деятельности зависят от половой принадлежности индивида:

у мужчин проявляется практический и математический склад ума, в то время как у женщин художественный;

фемининные мужчины более склонны к предметно-образному анализу действительности (практический тип), в то время как фемининные женщины используют знаковую переработку информации; у них выражен гуманистический склад ума;

маскулинные мужчины обладают предметно-символическим, операторным мышлением (математический и практический тип), а маскулинные женщины образно-символическим (технический тип);

андрогинные женщины отличаются от андрогинных мужчин склонностью к образно-знаковому мышлению и относятся к художественному типу.

Особенности полоролевой идентификации влияют на способы переработки получаемой информации и тип мышления: у испытуемых маскулинного типа более развито образно-символическое мышление, они относятся к техническому типу; респонденты фемининного типа обладают предметно-образным мышлением и относятся к практическому типу, андрогинные респонденты характеризуются сочетанием образного, предметного и символического мышления, что позволяет отнести их к смешанному, практически-техническому типу.

Необходимо отметить, что эти структуры способностей являются взаимно дополнительными, что обеспечивает не только уникальность, но и универсальность возможностей человека. В индивидуально-своеобразных особенностях личности существенное место занимают интеллектуальные особенности, по структуре которых можно опосредованно судить о возможных профессиональных способностях человека. Козловская Н.В. Полоролевая идентификация и особенности интеллекта субъектов социального взаимодействия. - 2006 г. / http://conf.stavsu.ru/

Гендерные исследования ведутся в мире уже более тридцати лет. Можно сказать, что определен предмет исследования, выявлен категориальный аппарат, сформулированы методологические принципы анализа проблем и разработаны методики их изучения. Все это, однако, не означает, что теперь достаточно только описывать и систематизировать локальные проявления взаимодействия мужского и женского с помощью известных схем; двадцать первый век порождает новые проблемы.

Главную из них чаще всего обозначают как проблему половой идентичности. Но перспективу развития гендерных исследований можно сформулировать по-другому: на смену половой определенности в ХХ в. пришла неопределенность, следовательно, заглядывая вперед, мы можем предположить, что в ближайшие десятилетия перед личностью и обществом встанет проблема переопределения и сохранения половой стабильности и определенности. Если ставить вопрос отдельно о доминирующих гендерных проблемах в организациях, то следует отметить, что формула «равенство в различии», так же как политика «унисекс», не привела к разрешению реальных гендерных конфликтов; следовательно, в области социально-профессионального разделения труда и системы образования сохраняется половая сегрегация в скрытой или явной форме. Гендерная проблема в системе власти не решена нигде.

Термин «гендер» вводится в конце 60-х годов для различения биологических функций пола и социокультурных оснований для различения мужского и женского. При этом, даже в англоязычном варианте сложность употребления того или иного понятия сохраняется. Понятие «секс» употребляется в значении «биологический пол», т.е. для определения функции индивида в репродуктивном процессе. Вместе с тем, по признанию исследователей, понятие «секс» в нашем сознании ассоциируется с половым актом или любовной игрой, а последнее, очевидно, опять-таки выходит за рамки биологии.

В русском языке все легче. Понятие «пол» может быть использовано однозначно, как понятие биологическое; понятие «секс» применимо к определенной сфере человеческих отношений и имеет как материальный (телесный и физиологический), так и символический культурный аспект. Понятие «гендер» употребляется для обозначения социокультурных причин или оснований полоролевых различий. Е.Н. Трофимова пишет: «Гендерные исследования -- это область знания, с помощью которой изучается, как тот или иной социум определяет, формирует и закрепляет в общественном сознании и сознании личности социальные роли мужчины и женщины, а также какие последствия это распределение для них имеет». Трофимова Е.Н. Терминологические вопросы в гендерных исследованиях. Общественные науки и современность (ОНС)- М., 2002. № 6.- C.180.

Понятие «гендер» в современной социальной науке интерпретируется по-разному. Так, Г.Л. Тульчинский пишет: «…гендер фактически фиксирует принадлежность личности к определенной субкультуре (женской, мужской, гетеро- или гомосексуальной) с ее нормами, стандартами поведения, соответствующими потребительскими рынками, видами творчества, общественной самоорганизации и т.д.» Тульчинский Г.Л. Гендер, гражданское общество и свобода // Женщина в гражданском обществе: Материалы VI конференции «Российские женщины и европейская культура». -СПб., 2002. - C.18.. Мы будем считать, что «гендер» - социально-биологическая и культурная характеристика, с помощью которой личность самоопределяется как «мужчина» или «женщина». Гендерная роль - система предназначений, ролей, идеалов и ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин. Гендерная роль - сложное понятие, при определении которого в каждую историческую эпоху учитываются или формулируются заново:

Иерархия мужского и женского,

Основное предназначение мужчины и женщины,

Основные профессиональные сферы деятельности мужчины и женщины,

Социально-психологические модели мужественности и женственности,

Сексуальные роли и идеалы мужчины и женщины.

Различные влияния, детский опыт, природные и социально-экономические условия заставляют мужчин и женщин выбирать разные роли.

В настоящее время в современной гендерной модели определились исходные положения современной гендерной модели. Пол перестает быть определенным и константным. Множественность половой идентичности проявляется через различие сознания и поведения в ролях и ситуациях. Биологические мужчина и женщина выбирают себе подходящую гендерную роль в соответствии со своей психикой и индивидуальными особенностями личностного становления. Личность играет в «любое существо» не только в сфере выбора гражданства, места жительства, национальной принадлежности, возрастной определенности, но и в сфере пола.

Оппозиция мужского и женского исчезает. Взаимодействие и взаимопереход мужского и женского в любом сегменте культурного пространства не только неизбежно, но и желательно.

В публичной, приватной и интимной сферах мужское и женское существует и определяется не будучи однозначно связанным с биологическим полом личности.

Появление и культивирование модели «унисекс» в социально-профессиональной, культурной, ментальной и поведенческой сферах.

В социальной и профессиональной сфере, а также во властных отношениях неравенство мужчин и женщин представляется как результат свободной конкуренции в политической борьбе, на рынке труда и услуг, а не как следствие гендерной политики и общественных стереотипов.

Современный социум можно рассматривать как сложную систему институтов и организаций. Именно организация оказывается той социально-культурной и профессиональной средой, в которой личность самопроявляется и позиционирует себя в различных аспектах: как профессионал, как работник, как человек, как мужчина или женщина, как член команды или индивидуалист - источник конфликтов. С одной стороны, центральным элементом бюрократической организации (и историческим завоеванием правового государства) является ее безличность. С другой стороны, «пол - это качество работников, которое они привносят в трудовую ситуацию, и которое постоянно возобновляется в трудовой ситуации» Мюллер У. Пол и организация // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999. - Т. 11. № 2. - C. 115-132.. Каждая организация сознательно или бессознательно проводит «гендерную политику». В ее реализации в скрытой форме присутствует идеология равенства/неравенства мужчин и женщин, базирующаяся либо на тезисе о природном неравенстве и культуре, отражающей его; либо на тезисе о культурном неравенстве и необходимости преодоления его с помощью специальных социальных технологий. Причем по отношению к карьере женщин «социальных лифтов», открытых П. Сорокиным, оказывается явно недостаточно. Под гендерной политикой организации мы понимаем: регулирование кадрового состава работников по половому признаку, влияние фактора пола на формирование властных структур в организации, влияние фактора пола на служебное и профессиональное разделение труда внутри организации, влияние фактора пола на психологический климат, корпоративную культуру и корпоративную этику. Гендерная политика организации может быть целенаправленной или неявной, но она безусловно присутствует.

В целях определения жизненных стратегий и мотиваций поведения женщины в мужском социуме в ноябре - декабре 2002 г. в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (в дальнейшем - ЛЭТИ) были проведены социологические исследования, имеющие целью начало работы по формированию активной гендерной политики организации. В частности рассматривались:

Влияние фактора пола на организационное поведение и деловые отношения;

Наличие развитого полового самосознания;

Потребность в формировании в организации гендерной политики.

Объектом исследования явились студентки технических факультетов (первая целевая группа) и женщины, сделавшие в ЛЭТИ карьеру (вторая целевая группа). При формулировании вопросов анкет, а также при анализе результатов исследовательская группа исходила из того, что университет выступает как классический мужской социум. Это выражается в преобладании мужчин в любой социально-профессиональной группе: в абсолютном преобладании мужчин в руководстве университетом, в господстве мужского делового стиля, в господстве мужского поведенческого стиля и мужских норм этикета и других характерных для мужского социума чертах. Кроме того, вертикаль власти в университете соответствует классической гендерной модели, а гендерная политика или то, что можно принять за гендерную политику, соответствует модели «унисекс», т.е. современной модели. В задачи исследования входило подтверждение тезиса о мужском характере организационной культуры университета и выявление стратегий организационного поведения, используемых женщинами в данной среде.

Конкретная цель опроса первой целевой группы -- определение самочувствия и полового самосознания девушек в мужском социуме.

Общеизвестны следующие истины:

Девочки опережают мальчиков в интеллектуальном развитии вплоть до 14 лет;

Талант пробивается не всегда, в реализации больших способностей огромна роль образования и среды;

Неправомерно отождествлять высокий интеллект и высокие жизненные достижения;

Современное общество, все его институты, включая семью, среднюю и высшую школу, пронизано полоролевыми стереотипами - устоявшимися представлениями о женственности и мужественности, жестко предписывающими, как должны себя вести, выглядеть и какие особенности проявлять мужчины и женщины.

Интеллектуальные возможности и способности девушек в группах «технарей», где их единицы, и в группах «гуманитариев», где мало юношей, необходимо рассматривать отдельно. В группах студентов технических факультетов девушки играют отведенную им обществом роль: они менее способны и активны, более исполнительны и не так инициативны и ярки, как юноши. Эти данные подтверждают открытые закономерности в преимущественном развитии пространственного интеллекта у мальчиков и вербального интеллекта - у девочек. Мальчики уже в 8-9 лет значительно лучше ориентируются в пространственно-зрительных отношениях; девочки имеют более высокие показатели вербального интеллекта. Тесно связаны с полом математические способности. В 11-12 лет склонности мальчиков и девочек к математике и их качественное и количественное различия очевидны, с возрастом различия возрастают. По статистике на 13 мужчин с математическими способностями приходится одна женщина. Интересно, что девочки со способностями, закончившие курсы математики, в три раза реже, чем мальчики, стремятся работать в этой области.

Подобные документы

    Характеристика понятий "социальный интеллект" и "коммуникативная компетентность личности" и их исследование в современной психологии. Развитие представлений о природе интеллекта. Изучение взаимосвязи социального интеллекта и личностных качеств.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2012

    Психологический портрет личности. Понятие способностей человека, условия и факторы, способствующие их развитию. Интеллект и его качества. Особенности социального интеллекта и его роль для межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

    презентация , добавлен 16.03.2015

    Интеллект как индивидуальное свойство человека. Общие научные подходы изучения интеллекта. Особенности социального интеллекта и психологических качеств личности, его взаимосвязи с общим интеллектом и его компонентами. Иерархические модели интеллекта.

    контрольная работа , добавлен 11.02.2013

    Понятие, модель выражения и структурные особенности социального интеллекта как приспособленности индивида к человеческому бытию. Сущность, предпосылки развития и методы диагностики эмоционального интеллекта. Виды и механизм действия социальной рефлексии.

    статья , добавлен 02.12.2010

    Адекватность понимания процесса общения и поведения людей. Возрастная динамика развития социального интеллекта, основные факторы, влияющие на его становление. Проблема взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости в психологической литературе.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2014

    Проблема исследования социального интеллекта в зарубежной психологии. Методические рекомендации, направленные на развитие социального интеллекта у учениц Женской гуманитарной гимназии старшего и среднего звена со средним и низким уровнем успеваемости.

    дипломная работа , добавлен 20.07.2014

    Изучение феномена социального интеллекта и проблемы смысла жизни в психологической литературе. Эмпирическое исследование уровня развития социального интеллекта у испытуемых юношеского возраста, выявление его взаимосвязи со смысложизненными ориентациями.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2013

    Типы профессий. Определенные способности, которые позволяют добиваться больших успехов в одной области деятельности, чем в другой. "Человек-природа". "Человек-техника". "Человек-человек". "Человек-знаковая система. "Человек-художественный образ".

    реферат , добавлен 11.05.2007

    Составляющие интеллекта: пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Различные взгляды на интеллект. Врожденное слабоумие. Социальный и эмоциональный интеллект. Секрет гениальности. Известные русские ученые.

    реферат , добавлен 22.12.2010

    Интеллект: определение и классификация. Психометрический, биологический, социальный интеллект. Факторные модели интеллекта. Модель К. Спирмена. Модель Л. Терстоуна. Модель Дж. Гилфорда. Иерархические модели интеллекта. Измерение интеллекта.

Способность понимать окружающих людей и вести себя максимально достойным образом – важные составляющие жизни, которые помогают достичь успеха и гарантируют крепкие взаимоотношения со всеми окружающими. Они зависят от уровня социального интеллекта. Поэтому о нем нужно знать все самое важное.

Понятие

Социальный интеллект (СИ) – способность различать и понимать действия всех людей. Также понятие включает в себя навык коммуникации с окружающими, установку долгосрочных контактов с отдельными личностями, легкое нахождение общего языка со всеми людьми. Нормальный уровень его развития позволяет человеку быстро адаптироваться в обществе, правильно взаимодействовать с людьми, достигать поставленных целей. Поэтому очень важно поддерживать его на достойном уровне всегда.


Зачастую понятие тесно связывают с эмоциональным интеллектом, позволяющим легко распознавать эмоции, намерения или мотивацию окружающих. Многие склонны объединять оба интеллекта в один. Тем не менее понятие социального типа, как правило, представляют в одном из трех вариантов:

  • Отдельный вид разума. Одна из составляющих познавательного навыка. Напрямую связана с математическим и вербальным интеллектами.
  • Навыки, знания, взгляды. Все, что было приобретено человеком при социализации в обществе.
  • Личная черта. Особенность человеческого характера, от которой зависит будущее, включая навыки общения.

Любой из трех взглядов на понятие является правильным. Они могут даже объединяться, что позволяет составить более ясную картину в понимании явления.

От уровня развития такого интеллекта зависит будущая самореализация.

Понятие в психологии

Само понятие было введено Эдвардом Ли Торндайком еще в 1920 году. Именно его определение, как правило, считают главным и включают в словарь психологических терминов. Под социальным интеллектом он понимал мудрость, проявляющуюся в отношениях между людьми. Немного позднее на явление обратили внимание другие ученые из сферы психологии.

Генри Олпорт

Американец Г. Олпорт описывал явление несколько иначе. По его мнению, оно представляет собой одно из 8-ми личностных качеств, которые требуются для понимания других людей. Главной определяющей такого интеллекта, как считал Генри, является навык быстрого суждения об окружающих.

М. И. Бобнева

Первым советским психологом, описавшим СИ, стала М. И. Бобнева. По ее мнению, связи между социальным и общим уровнем интеллекта нет. При этом даже высокоразвитые умственные способности не являются гарантией легкой и успешной адаптации в обществе, как и наличие способности полноценно общаться с людьми и вести себя достойным образом.

Г. Айзенк

Ученый Г. Айзенк пошел дальше. Его интерпретация подразумевает, что под социальным интеллектом следует понимать навыки рассуждения, качество памяти, способность к обучению, стратегическое мышление, адаптацию к окружающему миру, легкость решения разнообразных задач. При этом он представлял, что это понятие тесно связано с биологическим и психометрическим интеллектами. Поэтому он объединил их в одну схему, согласно которой последние два вида интеллекта являются частью социального.

Д. Гилфорд

Психолог Д. Гилфорд считал, что главной составляющей СИ является познание. При этом понятие включает в себя следующие факторы и навыки:

  • выделение вида выражения мыслей из контекста;
  • восприятие свойств объектов при получении информации;
  • прогнозирование последствий любых действий;
  • понимание связи между частичками данных и различия одинаковых значений в восприятии (касается также взаимодействия людей) и причин определенного поведения людей.

Но главным стало не то, как представлял себе ученый это понятие. Гораздо важнее разработанная им модель в виде куба, которая показывает структуру интеллекта человека.

Г. Гарднер

Психолог Г. Гарднер выделил два дополнительных вида интеллекта, которые оказывают прямое влияние на социальный. Внутриличностный, под которым он подразумевал навык обращения к собственным психологическим процессам, понимание своих мыслей, действий, оценка возможностей, мотивации и чувств. Межличностный, отвечающий за способность понимания чувств, мыслей, желаний окружающих людей.

Общий взгляд психологов

Если обобщать взгляд большинства известных психологов, то под социальным интеллектом можно смело подразумевать именно навыки понимания людей и общения с ними. Многие другие ученые придерживаются того же мнения, что описанные выше.

Уровни

Сразу после того, как научное сообщество смогло дать описание социальному интеллекту, оно решило заняться разработкой шкалы его деления по уровням. Для этого Д. Гилфородом был создан психологический специальный тест. Он проверял скорость и оригинальность решения задач разной сложности. Это позволило дать точный ответ, насколько подкован испытуемый в социальной сфере. По результатам удалось выделить три уровня, каждый из которых описывает развитие разного социального интеллекта.

В России распространение получила методика на базе теста Гилфорда, созданная Е. С. Михайловой.

Низкий

Люди, обладающие низким уровнем социального интеллекта, постоянно испытывают различные трудности. Как правило, они вызваны поведением человека, причем сам он того не понимает. Такие люди имеют девиантный характер поведения и всегда руководствуются инстинктами, а большинство их действий вызвано порывами. У них не получается сойтись с другими людьми, т.к. даже при хорошем развитии отношений любого плана в определенный момент проявляются их особенности, что полностью исключает продолжение общения с человеком и приводит к недопониманию или ссорам.

Самостоятельно решать такие проблемы у них не получается, из-за чего часто люди вынуждены прибегать к помощи близких.

Средний

Те, кто облает средним уровнем СИ, действуют шаблонным образом. В повседневных делах они практически всегда достигают поставленных целей. Общение с людьми не вызывает трудностей. Однако с непривычными или сложными задачами справиться такому человеку трудно, из-за чего он может просто отказаться от той или иной затеи и продолжить жить по привычному ему шаблону.

Высокий

Интеллектуальный в социальном плане человек легко справляется с самыми трудными задачами. Они практически всегда выходят из неразрешимых ситуаций победителями. Им очень легко заводить знакомства, общаться с людьми и манипулировать ими, меняя их мысли, взгляды, желания. Такие люди – лидеры.

Возрастные особенности

Одним из важнейших факторов, который влияет на особенности социального интеллекта, является возрастной период. Ребенок требует одного подхода, а юноша – совсем другого. Очень важно учитывать онтогенез и давать человеку возможность получать развитие интеллекта естественным путем.

Развитие СИ продолжается всю жизнь.

Дети

Дошкольный или младший школьный возраст требуют регулярного участия в сюжетно-ролевых играх. Это позволит стимулировать рост уровня социального интеллекта. Не менее важно в этот период позволять ребенку проводить время со сверстниками. Если у него будет хотя бы несколько друзей, это полностью исключит социальную отсталость в будущем.

Большое значение имеет и то, какой педагог занимается с ребенком в детсаде или школе. В первом случае необходимо, чтобы он стимулировал детей играть в те игры, которые требуют активного общения. Во втором же важно, чтобы он не ограничивал поведение детей на переменах и позволял бегать, общаться и максимально взаимодействовать друг с другом. Его компетентность – важнейший фактор развития ребенка. При неправильном подходе к воспитанию развитие СИ может быть очень низким. Проблемы в таком возрасте – главная причина асоциального поведения во взрослой жизни.

Подростки

Подростковый – самый тяжелый из возрастов. Родителям трудно справляться с детьми, начавшими взрослеть. Важно все не испортить, т.к. в этот период формируются склонность к общению, самосознание, понимание окружающих людей. Чтобы все прошло максимально благополучно, родители обязаны понять, что подросток должен самостоятельно решать, как и с кем общаться. Нарушение его личного пространства или желаний может привести к падению социального интеллекта. Если регулярно так поступать, то он будет невысоким.

Юноши

В юношеский период происходит формирование способности предвосхищения результатов своих действий и навыка предугадывания чужого поведения в различных ситуациях. В таком возрасте большое значение имеют гендерные различия между людьми.

У юношей намного быстрее появляются навыки словесного общения, а у девушек развиваются чувствительность к взаимоотношениям с хорошим восприятием невербального общения, отчего вторые намного легче оценивают тон и окрас слов собеседника. Вызывать проблемы с коммуникацией в таком возрасте может неправильное воспитание в детстве, когда преподаватель ребенка излишне ограничивал его и лишал возможности улучшать интеллект как умственный, так и социальный. Неправильное влияние на детей старшего возраста редко приводит к серьезным отклонениям социального плана.

Зрелые

Взрослый человек продолжает развиваться в социальной сфере всегда. Он начинает осознавать свои ошибки, анализировать их, делать необходимые выводы. Лучшая характеристика такого возраста – мудрость. Именно она появляется у человека со зрелостью. При правильном социальном развитии особь понимает ограниченность знаний, а также учится своевременно выявлять всевозможные проблемы. Люди с развитой социальной мудростью гораздо более успешны на фоне остальных.

Развитие

Совершенствоваться никогда не поздно. Поэтому каждому следует знать, как повысить качество социального интеллекта. Если хотя бы иногда выполнять упражнения и стараться повышать социальное развитие, то постепенно оно достигнет высокого уровня. Для этого требуется воздействовать положительным образом на все составляющие СИ:

  • самопознание;
  • саморегуляция;
  • социальность;
  • эмпатия;
  • мотивация.

Существует множество способов, которыми можно развивать СИ. Применять их на практике следует регулярно, чтобы достичь максимального эффекта.

Существуют и простые способы повышения социального интеллекта. Например, банальное участие в настольных играх с друзьями.

Невербальное взаимодействие

Всегда нужно обращать внимание на действия собеседника. Особенно это касается его невербальных сигналов. Любые движения несут в себе огромный смысл. Чтобы научиться хорошо разбираться в них, стоит прочесть специализированную книгу. Хорошим тренингом будет просмотр фильма без звука с самостоятельным определением значения движений героев. Так же важно управлять собственной невербаликой для более точной передачи своих эмоций.

Уверенность в себе, общение

Во многом повышение навыков социального интеллекта зависит от уверенности и способности общаться. Важно почувствовать крепкую осанку, собственные силы, забыть обо всем негативе. Для этого можно заняться спортом, купить дорогую одежду и т.д. Также эффективное воздействие на уверенность оказывает регулярное общение с людьми, если оно представляется человеку с трудом. Поэтому следует стараться общаться с большим количеством людей, а также регулярно заводить новые знакомства. При этом нужно учиться слушать, правильно разговаривать, наблюдать за собеседниками.

Лариса Разумкина
Социальный интеллект: психологические аспекты

Аннотация. Как известно, социальный интеллект является важнейшим элементом успешности введения человека в социальную жизнь общества . Социальный интеллект формирует благоприятные предпосылки для самореализации личности, что обеспечивает актуальность социальному интеллекту как предмету исследования психологической науки .

Ключевые слова : социум , психология , социальный интеллект , специальная психология .

Abstract. As you know, social intelligence is a critical element of the success of the introduction of the human social society. Social intelligence creates favourable preconditions for self-realization, which ensures the relevance of social intelligence as the subject of research of psychological science.

Keywords: society, psychology, social intelligence, special psychology.

Социальный интеллект является одной из наиболее спорных категорий, которая вызывает неподдельный интерес в различных отраслях психологических знаний . В данной статье рассмотрены понятие, теории и основные элементы социального интеллекта .

Первым раскрыл понятие социального интеллекта Э . Торндайк в 1920 году. В своих научных работах, он раскрывал социальный интеллект как предусмотрительность в отношениях, складывающихся между людьми и приравнивал его к способности мудро поступать в межличностном взаимодействии.

Э. Торндайк выделил 3 вида интеллекта :

1. Абстрактный интеллект , как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и проводить с ними различные действия;

2. Конкретный интеллект , как способность понимать вещи и предметы материального мира и проводить с ними различные действия;

3. Социальный интеллект , как способность понимать людей и взаимодействовать с ними.

Э. Торндайк раскрыл социальный интеллект как часть общего интеллекта и при его исследовании значительное внимание уделял познавательным процессам (социальное восприятие ) .

Дж. Гилфорд – американский психолог , автор выдающихся работ в области интеллекта . Первым создал общую модель структуры интеллекта и вытекающий из нее , надежный тест для измерения социального интеллекта . Дж. Гилфорд рассматривал данную категорию как систему интеллектуальных способностей , которые связаны с познанием поведенческой информации. Следует отметить, что модель Дж. Гилфорда включает 120 интеллектуальных факторов , то есть способностей. Гилфорд отмечает, что в основе понимания поведения других людей и самого себя лежит невербальный характер.

На современном этапе развития психологии все больше ученых посвящают свои работы различным аспектам социального интеллекта . Например, Дж. Гилфорд Н. Кэнтор, Д. Китинг, Г. Оллпорт, М. Салливен, Э. Торндайк, М. Тисак, М. Форд определили сущность понятия и функций социального интеллекта , которые и раскрывают содержание данного понятия. Дж. Гилфорд, Ю. Н. Емельянов, С. Космитский, О. П. Джон, В. Н. Куницына, Д. В. Ушаков раскрыли структуру и содержательные характеристики компонентов в составе социального интеллекта . Г. В. Акопов, И. Ф. Баширов, Г. Ю. Любимова, Е. И. Пащенко, Ю. П. Поваренков, Д. В. У шаков выявили особенности развития социального интеллекта в процессе профессионального обучения .

В России рассмотрением категории социального интеллекта заинтересовались сравнительно недавно. С 90-х годов XX века изучением данного понятия занялись такие ученые как М. В. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков, О. Б. Чеснокова, А. Л. Южанинова и др. Следует отметить, что само понятие социальный интеллект не упоминалось , однако в содержательном плане они были близки к раскрытию данной категории в психологии .

В. Н. Куницына в своих научных трудах раскрывает новый подход к рассмотрению социального интеллекта . Она описывает социальный интеллект как ««глобальную способность, возникающую на базе комплекса интеллектуальных , личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения и готовность к социальному взаимодействию и принятию решений» .

Социальный интеллект позволяет обеспечить понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции и невербальных реакций.

Первоначально изучение социального интеллекта проводилось среди категории взрослых и психически здоровых лиц . В настоящее время проблема социального интеллекта внедряется и в специальную психологию . Дж. Лауве отметил, что для успешной интеграции детей с отклонениями в развитии важны общение, социальный опыт и определенные способности в мышлении.

В отечественной психологии протекало множество исследований, посвященных изучению социального интеллекта у детей с отклонениями в развитии. Данные исследования касаются в основном категории детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития . Проводимые исследования показывают, что социальный интеллект более доступен этим детям являясь одним из механизмов адаптации и интеграции в социальную среду .

Данной категории детей посвятили свои научные труды ряд исследователей. Например, М. Г. Агавелян, Н. А. Першина, И. В. Семенченко, Н. Б. Шевченко и др. доказали, что дети с отклонениями в развитии умеют пользоваться социальным интеллектом для анализа поведения и действий партнера по общению.

М. Г. Агавелян, Е. А. Медведева, Е. В. Никифорова и др. проводили исследования в области восприятия эмоционального состояния человека и определили, что особенности невербального поведения доступны уже младшим школьникам с нарушением интеллекта .

Учащиеся, которые имеют в подростковом возрасте большой социальный опыт и обладающие интеллектуальной недостаточностью , умеют распознавать невербальные знаки (О. К. Агавелян, М. Г. Агавелян, Ж. И. Намазбаева, Е. В. Хлыстова) .

Существует методика, разработанная Л. Ф. Фатиховой и А. А. Харисовой, целью которой является изучение способности детей дошкольного и младшего школьного возраста к распознаванию эмоционального состояния. Методика направлена на исследование способности к эмпатии как одного из компонентов социального познания . Следует отметить, что правильно разработанная методика позволяет провести глубокую диагностику уровней развития способности к распознаванию эмоциональных состояний партнера по общению, что и показано в работах Л. Ф. Фатиховой и А. А. Харисовой.

Подводя итоги, следует отметить, что социальный интеллект является относительно новым понятием. Беря свои истоки с начала XX века, оно стремительно развивается и по сей день. Появляется новая тенденция в исследовании социального интеллекта – привлекается новый диагностический материал, создаются новые инструменты для выявления уровня социального интеллекта личности .

Использованные источники :

1. Соловьева О. В., Гречкина А. А. Социальный интеллект как психологический феномен // Наука , образование и инновации. Сборник статей международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2016. – 269 с.

2. Куницина В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект : структура, функции взаимоотношение. // Теоретические и прикладные вопросы психологии . – Выпуск 1. – Ч. 1, 1995.

3. Фатихова Л. Ф., Харисова А. А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Уфа : Изд-во Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М. А. Шолохова» , 2010. – 69 с.

Публикации по теме:

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде подталкивают воспитателей к насыщению развивающей среды ДОУ макетами, схемами,.

Инновационная форма работы с родителями. Деловая игра «Интеллект-кафе «Эрудит» Деловая игра с родителями с элементами фасилитации: «Интеллект-кафе «Эрудит» Слайд 1. Проектировочный компонент Слайд 2. Цель: Формирование.

Цель. Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. 1 часть.

Образовательная область «Социальный мир» (2–3) Пояснительная записка Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются.

Современные аспекты духовно-нравственного воспитания детей В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Психологические аспекты детской игры В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, которая имеет важное значение для его психического развития.

Психологические аспекты социальной адаптации младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения В настоящее время в российской и зарубежной научной психолого-педагогической литературе активно изучается проблема социальной адаптации.

Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему». Заботливое.

Рабочая программа курса математики для учащихся 8 класса «Математика. Интеллект. Творчество» Пояснительная записка Рабочая программа курса «Математика, интеллект, творчество» составлена на основе авторской программы Клюшниковой.

Развиваем речь-развиваем интеллект (для детей старшегo дoшкoльнoгo вoзраста) Сила рoднoгo языка как фактoра, развивающегo интеллект вoспитывающегo эмoции и вoлю, заключена в егo прирoде - в свoйстве служить средствoм.

Библиотека изображений:

О.И. ЯКУТИНА

кандидат социологических наук, доцент, первый проректор Института управления, бизнеса и права

(г. Ростов-на-Дону)*

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: АНАЛИЗ РЕСУРСОВ СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА

Понятие «социальный успех», на первый взгляд такое простое и понятное, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма неопределенным и неоднозначным. В многочисленных дискуссиях на эту тему обнаруживается широчайший спектр мнений, расходящихся до противоположности. И это не случайно, ведь массированная пропаганда в СМИ некоторых стандартов успешности вносит множество заблуждений, кроме того сам феномен социального успеха достаточно многогранен. В чем состоит социальный успех? Что является его мерой: материальный достаток, карьерный рост, известность, слава? Всегда ли совпадает индивидуально-личностный и социальный успех? Существуют ли объективные критерии успеха? Что лежит в основании мотивации достижения, мотивации успеха? Каковы внутренние и внешние детерминанты успеха, каковы его ресурсы?

Нам представляется, что уникальным социальным качеством и одним из важнейших ресурсов социального успеха является социальный интеллект.

В последние годы исследования в области одаренности и творчества получили наименование исследований «эмоционального или социального интеллекта». Хотя, как пишет А.И.Савенков, словосочетание «эмоциональный интеллект», равно как и «социальный интеллект», представляется крайне неудачным. Ибо слово «интеллект» прочно связано с когнитивной сферой, а определения «эмоциональный» и «социальный» относятся к аффективной сфере и характеризуют несколько иные грани развития личности 1.

* Якутина Ольга Ивановна, e-mail: [email protected].

1 Савенков А.И. Конкурс интеллектуалов для старших дошкольников // Детское творчество, 1998, № 1. с.12-14.

Традиционно считалось, что для успешной реализации личности в жизни необходим высокий интеллект, и с детских лет надо стремиться развивать именно его, другие подчеркивали необходимость первоочередного выявления и развития креативности. Педагоги, дополняя это соображение, отстаивали тезис о том, что для выдающихся достижений в первую очередь нужны и важны глубокие, разносторонние знания.

Думается, в этих крайностях нет правых, как и нет неправых: для достижения жизненного успеха нужен и высокий природный интеллект, и развитая креативность. Не меньшую роль играют глубокие и разносторонние знания. Однако в последнее время стала все более распространенной точка зрения, что успех в жизни определяется не этим или не только этим. Он в большей мере зависит совсем от других личностных особенностей. В конце 90-х гг. распространенным стало утверждение, что для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное - способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Это: способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия. Именно эти идеи были порождены специальными исследованиями в области изучения эмоционального и социального интеллекта.

Как известно, изначально концепция социального интеллекта была предложена Э. Торндайком для обозначения, как он писал, «дальновидности в межличностных отношениях»1. Торндайк рассматривал социальный интеллект как познавательную специфическую способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми, подчеркивая, что основная функция социального интеллекта - прогнозирование поведения.

1 См.: Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004, с.12.

Г. Олпорт связывал социальный интеллект со способностью вызывать быстрые, почти автоматические суждения о людях. Вместе с тем автор указывал, что социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальное приспособление, а не оперирование понятиями.

Вопрос использования интеллекта в целях социальной адаптации рассматривается в концепции Н. Кэнтор, где социальный интеллект приравнивается к когнитивной компетентности, которая позволяет людям воспринимать события социальной жизни с минимумом неожиданностей и максимальной пользой для личности.

Дж. Гилфорд, создатель первого теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных с познанием поведенческой информации, как интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социальной адаптации \ В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено Ю. Н. Емельяновым. Он относит социальный интеллект к сфере возможностей субъект-субъектного познания и понимает его как устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта, способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Формированию социального интеллекта способствует наличие сенситивности - особой, имеющей эмоциональную природу, чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям. Сенситивность, в свою очередь, предполагает эмпатию - способность вчувствования, эмоционального резонанса на переживания другого. Онтогенетически эмпатия лежит в основе социального интеллекта, но с годами эта способность тускнеет, вытесняясь

1 Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред A.M. Матюшкина. М., 1965, с.433-456.

символическими средствами респонсивности (вербальным выражением чувств и т. п.) 1.

Иногда исследователи отождествляют социальный интеллект с практическим мышлением, определяя социальный интеллект как «практический ум», направляющий свое действие от абстрактного мышления к практике (Л. И. Уманский, М. А. Холодная и др.).

М. Г. Некрасов обращается к понятию «социальное мышление», близкому по содержанию понятию «социальный интеллект», определяя им способность к пониманию и оперированию информацией о взаимоотношении людей и групп. Развитое социальное мышление позволяет его носителю эффективно решать задачи использования особенностей социальных групп в процессе их взаимодействия.

Проблема социального интеллекта нашла отражение в трудах Е.С. Михайловой в русле исследований коммуникативных и рефлексивных способностей личности и их реализации в профессиональной сфере. Автор считает, что социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека. Е.С.Михайлова является автором адаптации к российским условиям теста Дж. Гилфорда и М. Салливена для измерения социального интеллекта.

Проблема социального интеллекта освещается в рамках исследований способности к творчеству (И.М. Кыштымова, Н.С. Лейтес, А.С. Прутченков, В.Э. Чудновский и др.). Ряд ученых считает, что способность к творчеству и социальная адаптивность личности имеют обратную корреляцию, другие исследователи утверждают, что креативность повышает успешность в общении и адаптивность личности в обществе. В частности, в эксперименте И.М. Кыштымовой по развитию креативности школьников отмечается значимое повышение всех показателей социального интеллекта при позитивной динамике уровня креативности, т. е. творческая личность в

1 ЕмельяновЮ.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985. с.35

большей степени, чем личность некреативная, способна к пониманию и принятию других и, следовательно, к успешности в общении и адаптивности в социальной среде.

Таким образом, социальный интеллект - относительно новое понятие в науке, которое находится в процессе развития и уточнения. В последние годы сформировалось мнение, что социальный интеллект представляет собой группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, способностей, которые кардинально отличаются от тех, что лежат в основе более формального мышления, проверяемого тестами интеллекта. Социальный интеллект определяет уровень адекватности и успешности социального взаимодействия.

По утверждению американского психолога Д.Голмена, примерно 80% жизненного успеха человеку обеспечивает то, что можно назвать некогнитивными факторами, в число которых входит и эмоциональный интеллект как составляющая социального интеллекта. Под этими факторами Д.Голмен предлагает понимать самомотивацию, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться. Инструментов для выявления этих критериев эмоционального интеллекта сам Д.Голмен не предложил, но другие исследователи разработали относительно простые и доступные процедуры их измерения и оценки.

Более детально и результативно данная проблематика исследовалась Р. Бар-Оном. Эмоциональный интеллект он предлагает определять как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.

Он выделяет пять сфер, в каждой из которых отмечает наиболее специфические навыки, ведущие к достижению успеха. Они включают: познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);

навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание); способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость); управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль); преобладающее настроение (счастье, оптимизм). 1

Суммируя эти представления, известный американский психолог Д. Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию.

Характеризуя концепцию социального интеллекта, можно выделить три группы описывающих его критериев: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Содержательно каждая из э

САЙФУТДИЯРОВА ЕЛЕНА ФАВАРИСОВНА, ФАТИХОВА ЛИДИЯ ФАВАРИСОВНА - 2014 г.

BARISHEV A.A., BARISHEVA G.A. - 2013 г.

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....