Сообщение о тадж махале. Где находится тадж махал


Конечно же в Индии это не единственное что надо увидеть, но не все сразу:) Пока вносим в список “Увидеть Тадж Махал”… История его постройки это история любви…

Встретив на базаре прекрасную бедную девушку с деревянными бусами в руках, принц Кхуррам влюбился в нее с первого взгляда и твердо решил взять красавицу в жены. Мумтаз Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его гарема сопровождала в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Но Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14-го.

Мавзолей строили более 20.000 человек в течении 22-х лет. Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания — мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора.

Но этому не суждено было исполниться. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне, из окна которой был виден Тадж Махал . И только после смерти они вновь воссоединились — согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе. “Вот такая вот загогулина… понимаешь…”

Для возведения Тадж Махала со всех концов света съехались лучшие двадцать тысяч мастеров. Стены из белого мрамора были украшены мозаикой из большого числа различных драгоценных камней. В центре мавзолея Тадж Махал стояли так называемые ложные гробницы, а вот склепы были расположены под полом и надежно защищены от посторонних глаз. Стены погребального зала были инкрустированы изящными каменными цветами.

В настоящее время Тадж Махал ежегодно посещают как тысячи туристов, так и местные жители - индусы. В прошлом по большим дверям из серебра - символу входа в рай - проходил специальный рисунок из серебряных гвоздиков. Эта дорогая дверь в один из налетов грабителей была украдена. Позже было решено установить вместо серебряной двери медную. Кроме того, был изрядно «ободран» и декор фасада - большая часть драгоценных камней с него безвозвратно исчезла.

С минаретов Тадж Махала не раз несчастные влюбленные бросались вниз, подобным образом кончая жизнь самоубийством. Поэтому теперь туда вход закрыт и надежно охраняется полицейскими. Кроме того, стражи правопорядка следят за тем, чтобы посетители не фотографировали детали мавзолея. По установленным строгим правилам разрешается делать снимки только у входа в Тадж Махал.

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре — одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных.

Тадж Махал — самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури

Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях.

Мавзолей Тадж-Махал

Усыпальница — архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.

Внутри мавзолея находятся две гробницы — шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание


Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь

Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие — это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой

Экстерьер
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит

Интерьер

Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал — идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями

Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами

На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."

Сады Тадж-Махала
Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент — мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона

Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году



История строительста Тадж-Махала

Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу — это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса — настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд

Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам

Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии Вероятнее всего они и выполняли самый тяжелый труд в рабских условиях, так как даже в наше время люди в Индии работают как рабы — пример, статья "Детский труд в Индии ". Привлекались также скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, резчики по камню из Белуджистана, Турции, Ирана

Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль

В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым

В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов

Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света , в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки

Настоящее искусство означает нечто такое, что помогает тебе быть медитативным. Гурджиев называл настоящее искусство объективным искусством, оно помогает тебе медитировать. Тадж-Махал — это настоящее искусство. Туда стоит съездить.
Я хотел бы рассказать историю о том, как Тадж-Махал пришёл в существование.
Один человек приехал из Шираза, Ирана. Его звали Ширази, потому что он происходил из Шираза. Он был великим художником, самым знаменитым в Ширазе. И он был чудесным человеком. Прежде чем он появился в Индии, появилась тысяча и одна история о нём. Императором был Шах-Джахан; он слышал об этих историях. Он пригласил скульптора ко двору. Ширази был суфийским мистиком.
Шах-Джахан спросил его:
— Я слышал, что ты можешь изваять всё тело мужчины или женщины, просто коснувшись их руки и не видя их лиц. Это правда?
— Дай мне один шанс, — ответил Ширази, — но с одним условием. Помести двадцать пять прекрасных женщин из твоего дворца за занавес. Позволь мне коснуться их рук из-за занавеса. Я коснусь их рук и выберу одну, но с одним условием. Кого бы я ни выбрал, я сделаю её статую; если статуя будет абсолютно истинной, и ты, и весь твой двор будут удовлетворены, тогда эта женщина будет моей. Я хочу на ней жениться, я хочу женщину из твоего дворца.
Шах-Джахан был готов. Он сказал:
— Я согласен.

Двадцать пять прекрасных рабынь поместили за занавес. Он прошёл от первой до двадцать пятой и отверг их всех. Просто ради забавы дочь Шах-Джахана, стоявшая за занавесом, когда все двадцать пять были отвергнуты, протянула руку. Он коснулся её руки, закрыл глаза, почувствовал что-то и сказал:
— Вот моя рука.
И он надел на руку кольцо в знак того, что, в случае успеха, она будет его женой.
Шах заглянул за занавес и пришёл в ужас: «Что наделала эта девочка?» Но он не беспокоился, потому что было почти невозможно сделать скульптуру женщины, просто коснувшись её руки.
На три месяца Ширази исчез в своей комнате. Днём и ночью он работал. Через три месяца он пригласил императора, и весь двор и император не могли поверить своим глазам. Она была в точности похожа! Он это смог. Император не нашёл ни одного изъяна — он хотел найти изъян, потому что не хотел, чтобы его дочь вышла замуж за бедного человека, но теперь не было никакого выхода: он дал слово.
Он был встревожен, и его жена так встревожилась, что заболела. Она была беременна, и, рожая ребенка, умерла в агонии. Её звали Мумтадж Махал. И король пришёл в отчаяние — как спасти дочь? Он попросил скульптора прийти и рассказал ему всю историю.
— Это была ошибка. Во всём виновна девушка, но посмотри на мою ситуацию: моя жена умерла, и умерла потому, что не могла согласиться, чтобы её дочь вышла замуж за бедного человека. И я тоже не могу согласиться, хотя и дал слово.
Скульптор сказал:
— Не о чем беспокоиться. Ты должен был мне сразу рассказать; я вернусь в Шираз. Не беспокойся. Забудь об этом!
— Но это невозможно, — сказал король, — я не могу забыть. Я дал тебе слово. Подожди. Дай мне подумать.
Премьер-министр предложил:
— Сделай такую вещь: твоя жена умерла, это великий художник, и он это доказал. Пусть он сделает копию в память о твоей жене. Ты должен создать красивую могилу, самую красивую в мире. И сделай условием, что если ты одобришь эту копию, тебе придётся отдать дочь ему в жёны. Если ты её не одобришь — всё кончено.
Это обсудили с художником, и он был согласен.
«А я, — подумал король, — никогда не одобрю».
И Ширази сделал множество копий, и они были так красивы, но всё же король упорствовал и говорил: «Нет, нет, нет». Первый министр пришёл в отчаяние, потому что эти копии были редкой красоты, и отвергать её было несправедливо. И он распустил слух, позаботившись о том, чтобы он дошёл до скульптора, будто девушка, которую он выбрал, очень больна. Неделю она была больна, через неделю ей стало ещё хуже, а на третью неделю она умерла — по слухам. Когда до скульптора дошёл слух, что девушка умерла, он сделал свою последнюю копию. Девушка умерла — его сердце было разбито. И это была последняя копия. Он принёс её королю, и тот её одобрил. Трюк был в том, что девушка была больна, и не было больше речи о том, чтобы он на ней женился.
Эта копия стала Тадж-Махалом. Эта копия была создана суфийским мистиком. Как он мог создать весь образ женщины, просто коснувшись её руки? Наверное, он был в каком-то другом пространстве. Наверное, в то мгновение он не был в уме. Это мгновение должно было быть мгновением великой медитации. В то мгновение он коснулся энергии, и, просто чувствуя энергию, воссоздал весь образ.
Сейчас это гораздо легче понять логически благодаря фотографии Кирлиана, потому что у каждой энергии есть собственный образец. Твоё лицо не случайно; твоё лицо такое, потому что у тебя определённый образец энергии. Твои глаза, волосы, твой цвет — всё это потому, что у тебя определённый личный образец энергии.
Медитирующие работали над образцами энергии веками. Как только ты знаешь образец энергии, ты знаешь всю личность. Ты знаешь её насквозь, всю, потому что энергия создает всё. Ты знаешь прошлое, ты знаешь настоящее, ты знаешь будущее. Как только образец энергии понят, у тебя есть ключ, понимание всего, что случилось с тобой и что случится. Это объективное искусство. Этот человек создал Тадж-Махал.
Медитируя на Тадж-Махал в ночь полнолуния, твоё сердце начинает пульсировать новой любовью. Тадж-Махал по-прежнему несёт энергию любви. Мумтадж Махал умерла из-за любви к дочери; Шах-Джахан страдал из-за любви; и Ширази создал эту модель, потому что глубоко страдал, потому что был глубоко ранен, потому что его будущее было тёмно. Женщины, которую он выбрал, больше не было. Из великой любви и медитативности Тадж-Махал пришёл в существование. Он всё ещё несёт эту вибрацию.

Этот грандиозный мавзолей называют памятником бессмертной любви, и на протяжении многих веков всех волнует его романтическая история создания. Тадж-Махал, признанный одним из семи новых чудес света, с 1983 года находится под защитой ЮНЕСКО. Самое знаменитое Индии, не имеющее аналогов во всем мире, характеризует собой целую эпоху правления императора.

Выраженные в камне грусть и нежность заставляют всех путешественников остановиться в восхищении перед величественным шедевром искусства, повествующим об удивительной любви.

История создания

Тадж-Махал - это беломраморный мавзолей, расположенный в городе Агра. Он был возведен по приказу внука правителя страны Шах Джахана, мечтавшего выполнить волю умершей при родах жены.

Их все испытания, в том числе и вечностью. Удивительно, что в исторических хрониках зафиксированы нежные и романтические отношения правителя и его супруги, которую император нежно называл Тадж-Махал, что в переводе означает «гордость дворца». Для мусульман это большая редкость, ведь сильная любовь чаще всего проявляется у них к Богу и родине, но не к женщине.

Древние предания

Красивое предание гласит, что после трагической смерти любимой император не выходил из покоев неделю, а когда подданные увидели своего повелителя, то не узнали его: он постарел на несколько лет и стал седым. Шах Джахан отказался от трона, предавшись сильной скорби по ушедшей навсегда жене.

Правда, есть и не столь романтическая версия, рассказывающая о том, что правителя сверг собственный сын, объясняя свое поведение тем, что грандиозные проекты отца разоряют страну. Но это уже не очень важно для потомков, ведь ценность известного на весь мир памятника от этого не умаляется.

Выполненная клятва

Шах Джахан помнил, как мать его детей попросила однажды возвести красивый дворец. Обезумевший от горя правитель поклялся построить самую роскошную усыпальницу в мире. В память о жене и началось масштабное строительство величественного сооружения.

Так, благодаря официальным записям, сделанным подданными мусульманского короля, нам стала известна официальная история создания. Тадж-Махал считается одной из самых дорогих в мире построек, на которую были потрачены огромные средства.

Остаток жизни, проведенный в темнице

Ходит еще одна легенда о желании императора возвести второе аналогичное сооружение, однако он не успел этого сделать. И все, что ему оставалось после того, как его сверг собственный сын, - до конца своей жизни тоскливо смотреть из маленького окошка темницы на каменное произведение искусства, ставшее усыпальницей ушедшей жены.

Шедевр мирового искусства

Возводиться Тадж-Махал, фото которого лишь в малой мере передает величие и масштаб произведения мирового искусства, начал в 1632 году. Более 20 тысяч рабочих, собранных со всех концов страны, принимали участие в строительстве. Об их дальнейшей судьбе мало кто знает, но, по преданиям, чтобы мастера никому не рассказали секреты возведения мавзолея, их всех казнили после окончания работ.

Приглянувшийся участок земли, на котором возвели роскошный дворец, не принадлежал императору, но он выменял его у подданного для построения памятника своей любви. Строители заполнили глубокие колодцы специальным раствором и камнями, чтобы обезопасить сооружение от его обрушения из-за близости грунтовых вод, и подняли фундамент на 50 метров. В основание были положены мраморные блоки для особой надежности.

Многолетнее строительство

Больше 12 лет шло поэтапное строительство Тадж-Махала в городе Агра (Индия). Специально для облицовки мавзолея привозили на слонах чистейший мрамор из одной провинции империи, а возведение других сооружений из него было строжайше запрещено.

Чтобы прокормить рабочих, без устали строивших день и ночь роскошный памятник, им привозили зерно, предназначавшееся для отправки в провинции, и в стране начался страшный голод, который привел к нестабильной финансовой ситуации.

Визуальные эффекты

Интересно, что Тадж-Махал, фото которого вызывает чувство восхищения даже у самого равнодушного к архитектуре человека, проектировался с учетом оптических иллюзий, весьма необычных для того времени.

Чтобы попасть во дворец, сперва надо пройти арку, ведущую к достоянию мировой культуры. И здесь возникает интересный визуальный эффект: по мере приближения к ней здание как будто удаляется. То же самое происходит при выходе из арки, когда кажется, что Тадж-Махал неведомым образом становится намного ближе, чем раньше.

Еще одна оптическая иллюзия, которая вводит в заблуждение посетителей: им кажется, что расположенные рядом с мавзолеем минареты возведены параллельно. На самом деле они немного отклоняются в стороны, и такой проект был оправдан защитой дворца в случае землетрясений. Огромные башни не повредили бы мавзолей, а упали рядом с ним. Удивительно, но сейсмически опасное место избежало катаклизмов.

Гробницы под мавзолеем

В Коране есть строки о том, что покой умершего человека нарушать нельзя. Под главным куполом мавзолея расположена гробница, на самом деле таковой не являющаяся. Боявшийся, что кто-нибудь посмеет потревожить его любимую жену, император повелел похоронить ее в секретном зале, расположенном под уникальным шедевром. После смерти Шах Джахана его останки обрели приют рядом с супругой.

Шкатулка для драгоценностей

Удивительно красив изнутри объединяющий несколько архитектурных стилей индийский Тадж-Махал. Отделка стен роскошных залов выполнена по итальянским технологиям. Красочные узоры из самоцветов делают мавзолей настоящей сокровищницей, хранящей драгоценности. Камни доставлялись из самых разных уголков страны, и даже в Россию приезжали послы для приобретения ценящегося в стране малахита.

Делящийся на две части дворец

Построенный в соответствии с представлениями ислама о загробной жизни знаменитый мавзолей Тадж-Махал делится на две части. Четыре двора караван-сарая и базарные улицы относятся к земному существованию, а сам мавзолей и райский сад - к потустороннему. Кстати, весь полученный доход от торговли шел на поддержание дворца.

Считается, что арка перед мавзолеем и красивый пруд, проложенный посредине главной дорожки, олицетворяют переход человека в иной мир.

Кто автор шедевра?

Исследователи не могут точно назвать имена архитекторов удивительного шедевра. Точно установлено, что иностранцы не принимали участие в проектировании мавзолея. А некоторые специалисты уверены, что сам правитель выступил в роли главного автора, ведь он славился образованностью и чувством стиля.

Архитектура мавзолея выражает основные принципы эпохи: строгие линии и симметричная планировка делают земное здание подобием райского дворца.

Величественный комплекс

Сам комплекс состоит из усыпальницы, зеркально расположенных четырех сторожевых башен - минаретов, с верхушек которых звонили, объявляя о начале молитв. По бокам от мавзолея находятся две мечети, выполненные из спрессованного песка. А большую часть территории памятника искусства занимает изумительный парк с водоемом, в котором отражается совершенный образец искусства. В конце зеленого коридора посетителей встречает роскошный Тадж-Махал.

Цветовое решение

Обращает на себя внимание и цветовое оформление жемчужины Относящиеся к земной жизни строения выполнены из огненно-красного песчаника, а белоснежные мавзолея символизируют веру в жизнь после смерти.

Интересно наблюдать за игрой света, когда солнечные лучи на рассвете или закате окрашивают стены в нежные цвета.

Современные проблемы

Тысячи туристов, для которых шедевральное произведение является символом Индии, посещают Тадж-Махал. Страна гордится национальным достоянием, а местные власти весьма озабочены сохранностью достопримечательности для потомков. К сожалению, архитектурный памятник с огромной историей оседает и покрывается трещинами.

Бывшая столица империи Моголов Агра (Индия) - густонаселенный город с плохой экологической ситуацией. Загрязненный воздух становится причиной желтизны мрамора, и периодически, чтобы улучшить внешний вид здания, его натирают белой глиной. Кроме того, облицовка страдает и от селящихся под куполом голубей.

Перед входом всех посетителей тщательно досматривают. Запрещено проносить в мавзолей зажигалки, сигареты, пищу, мобильные телефоны и даже жевательные резинки. Поэтому эти вещи с собой брать не рекомендуется.

По пятницам вход туристам в Тадж-Махал запрещен, так как в находящуюся рядом мечеть в Агре собираются для совершения молитв мусульмане.

Символ бессмертия

Вошедший в список новых чудес света мировой шедевр продолжает будоражить умы особой красотой архитектурных линий и роскошью убранства, а творческих людей и всех влюбленных волнует печальная история создания.

Тадж-Махал ошеломляет с первого взгляда, и каждый посетитель прикасается к вечности, запечатленной в мраморе. Ставшая символом верности и бессмертия древняя достопримечательность останется навсегда в памяти, а сердце сохранит незабываемые впечатления от увиденного.

Какая достопримечательность чаще всего приходит на ум людям, когда их спрашивают об Индии? Правильно, это легендарный и окутанный тайнами Тадж Махал. Он является настоящим символом этой страны, правда, неофициальным.

Что собою представляет

Тадж Махал – это целый мавзолей и одновременно с этим мечеть,которая находится в городе Агра, что в Индии в штате Уттар-Прадеш. Это строение по праву отнесено к лучшим шедеврам мировой архитектуры.

Одновременно с этим Тадж Махал является настоящим памятников вечной любви к красивой женщине, но об этом чуть позже.

С 1983 года мавзолей-мечеть входит в состав Всемирного наследия организации ЮНЕСКО и считается лучшим представителем архитектуры индийских мусульман. Благодаря тому, что святыня находится в таком месте, где ей за все время существования не был причинен ущерб землетрясениями и другими природными катаклизмами, она сохранила свой первозданный вид и сейчас выглядит так же, как сразу после постройки.

Масштабная реставрация объекта производилась в начале XX века, а в 2002 году пришлось несколько освежить и обновить внешний облик мавзолея, так как из-за сильной загрязненности города он стал выглядеть тускло и некрасиво. После этого обновления фасадов вышел запрет на проезд неподалеку от Тадж Махала (в пределах нескольких сотен метров разрешен только экологический транспорт).

История создания

Наверное, сегодня практически каждый знает, что Тадж Махал был отстроен во времена правления Шаха Джахана в память о своей любви к третьей законной супруге Мумтаз Махал. А начиналось все так…

В 1612 году, еще не будучи великим шахом, а называясь принцем Кхуррамом, будущий правитель Индии берет в законные супруги 19-летнюю девушку из бедной семьи, руководствуясь лишь чувством любви к ней.

В 1628 году принц Кхуррам восходит на престол и становится великим Шахом Джаханом. За время его жизни и правления он имел огромный гарем, как и положено великому правителю, но, как отмечают путешественники и знатные люди того времени, любил он только свою супругу, а та в свою очередь отвечала ему взаимностью. Мумтаз Махал стала правителю не только верной женой, но и лучшим советником и сопровождающим во всех битвах и походах.

В браке они прожили 19 недолгих, но очень счастливых лет, после чего судьба решила, что этому союзу следует прекратиться. За время совместной жизни у супругов родилось 13 детей, но вот 14-х родов Мумтаз не пережила и в 1631 году скончалась. На то время ей было 38 лет, что считалось довольно солидным возрастом для своей эпохи, а частые роды так изнашивали женский организм, что мало кто мог похвастаться более продолжительной жизнью. Произошло это трагическое для всей Индии событие в военном лагере неподалеку от Бурханпура, который был разбит в этом месте при возвращении из победоносного похода на город Декан. Смерть жены настолько повлияла на Джахана, что у него даже возникали мысли о самоубийстве. Город Декан любезно принял тело обожаемой супруги шаха, но примерно через полгода, так и не оправившись от своего горя, Джахан решил построить мавзолей для своей любимой женщины.

Почему для постройки был выбран город Агра? Все довольно просто и вполне логично: в то время Агра, как и Дели, имел статус столичного полиса, а также считался одним из самых развитых городов страны.

Тадж Махал строился 22 долгих года. Считается, что главное здание было возведено за первых 8 лет строительства. Для воплощения в жизнь великой задумки правителя было привлечено около 20 тысяч рабочих азиатского происхождения, а также лучшие архитекторы и специалисты по камню из Европы. Главным архитектором был назначен Устад Иса Кхан (так гласят некоторые источники, но доподлинно это не известно). Он полностью оправдал свое доверие и полученные неограниченные возможности в рамках строительства этого мавзолея.

Строительство закончилось только в 1653 году. Незадолго до окончания возведения Тадж Махала Джахан был свергнут с трона своим сыном и заключен в тюрьму Агры. Здесь он находился до своей смерти, наблюдая из окна своей темницы на воздвигнутый по его приказу мавзолей дражайшей Мумтаз Махал.

В 1666 году Шах Джахан был похоронен рядом со своей супругой в стенах Тадж Махала. Так распорядился его сын, сказав, что его отец так любил мать, поэтому должен быть похоронен рядом с ней.

Расположение

Тадж Махал находится в очень живописном месте. С трех сторон строение окружает красивая, зеленая и очень ухоженная парковая зона, спланированная некогда таким образом, что представляет собой дорогу к главной индийской святыне, в средней части которой располагается водный канал.

С четвертой стороны протекает река Джамна и здесь ничего не должно заслонять красивую архитектуру от взора людей. Правда, река в этом месте очень редко бывает спокойной, поэтому увидеть отражение здания в ней практически невозможно. Это еще больше дополняет иллюзию нереальности объекта архитектуры, что украшает и восхваляет город Агра.

Сегодня многие путешественники приходят рано утром на противоположный берег Джамны, чтобы увидеть Тадж Махал словно в парящем состоянии сквозь утреннюю дымку. Зрелище поистине потрясающее, тем более что с восходом солнца можно поминутно наблюдать происходящие изменения цвета и игру солнечных лучей на стенах мечети.

Архитектура

Весь комплекс состоит из пяти отдельных строений:

— дарваза (главные ворота к святыне);

— багееча (сад вокруг построек);

— мастжид (мечеть);

— наккар зана (дом отдыха);

— рауза (здание мавзолея, где расположены саркофаги с мощами шаха и его супруги, а также некоторых других родственников и членов семьи).

Архитектура Тадж Махала включает в себя гармоничное соединение казалось бы несочетаемых между собой стилей оформления: персидский, исламский, среднеазиатский и европейский.

Среди главных достопримечательностей комплекса можно назвать четыре минарета (по одному на каждый угол мавзолея) высотой 40 метров, купол главного строения, а также шахматный мраморный пол.

Мавзолей на первый взгляд кажется мистическим местом: везде присутствуют оптические иллюзии, способные заставлять людей верить в чудеса. Чего только стоят суры Корана, что кажутся одинаковыми и легко читаемыми независимо от того, на каком расстоянии от пола они находятся. Стены здания выполнены из полупрозрачного мрамора белого цвета, на котором вырезаны цветы и узоры, украшенные драгоценными камнями. Если вы начнете рассматривать рисунки и детали, то увидите всю уникальность и непревзойденность мастерства тех, кто стал творцом этого шедевра: например, некоторые элементы инкрустированы драгоценными камнями вплоть до 3 см в диаметре, но если не всматриваться, то этого можно даже и не заметить.

Главные ворота – это уже шедевр архитектурной мысли того времени. Если издалека смотреть на весь комплекс именно через них, то создается красивое обрамление всей картинки с Тадж Махал в самом сердце.

По обе стороны от центрального здания мавзолея располагаются мечеть (на западе) и гостевой дом (на востоке). Если первое строилось осознанно и первоначально предполагалось к возведению, то второе строение было создано лишь для того, чтобы обеспечить абсолютную симметричность всему зданию.

Само здание гробницы располагается в центральной части чуть приподнятой мраморной платформы. Такое расположение имело свой сакральный смысл: «выше тебя может быть только небо». Каждый угол мавзолея украшен 40-метровым минаретом. Сегодня они несколько наклонены, но доподлинно неизвестно была задумка такой первоначально или это произошло с течением времени. Возможно, что минареты были расположены так специально, чтобы в случае землетрясения разрушительной силы они не упали на здание мавзолея.

Мифы и легенды Тадж Махала

  1. Индуистский храм.

Существует теория о том, что нынешний мавзолей – это не дань памяти Мумтаз Махал, а настоящий храм Шивы, что был воздвигнут в XII веке. Уже после он принял в себя тело супруги Шаха Джахана. Данная теория принадлежит Пурушоттаму Нагеш Оуку, который в доказательство своих слов просил открыть подвальные комнаты строения, но в 2000 году Верховный суд страны отверг его прошение. Этот человек также заявляет о том, что Стоунхендж и Кааба также имеют индуистское происхождение.

  1. Черная копия.

Существует история о том, что Шах Джахан еще при жизни планировал дополнить белый мраморный Тадж Махал его черным двойником на противоположной стороне Джамны и даже начал работы по его строительству. Масштабные раскопки не подтвердили данной теории.

  1. Устранение строителей и мастеров.

Совсем дикое предположение встречается в некоторых источниках, где идет повествование о Тадж Махале: Джахан после окончания этого масштабного строительства приказал выколоть глаза и отрубить руки всем мастерам, трудившимся над его созданием, чтобы они больше никогда не смогли повторить подобный шедевр. Исторически и документально это никак не подтверждено.

  1. Изменение угла наклона Тадж Махала.

Некоторые ученые не так давно утверждали, что из-за усыхания реки Джамны строение начало несколько клониться в сторону русла. Археологи и эксперты Индии провели масштабные работы и опровергли эти данные, указав, что колебания высоты здания незначительны, а каких-либо изменений структуры почвы под мавзолеем не установлено.

Информация для туристов

Каждый, кто планирует посетить Тадж Махал, должен знать, что он открыт для посещения туристами в период с 06.00 до 19.00 часов ежедневно, за исключение пятницы (этот день выделен для пятничной службы в мечети).

За два дня до полнолуния и два дня после него мавзолей открыт до полуночи, чтобы туристы смогли полюбоваться святыней в лунном свете.

Вход для взрослых обойдется в сумму около 12 долларов, а дети до 15 лет могут посетить Тадж Махал бесплатно.

Фото- и видеосъемка профессиональной аппаратурой запрещена, но из-за популярности зеркальных фотоаппаратов и видеокамер они не считаются таковыми. Проблемы могут возникнуть только в том случае, если у вас очень большой объектив. Съемка на территории Тадж Махала платная.

Несмотря на то, что город Агра находится в 200 километрах от столицы Индии, сообщение между ними налажено очень хорошо из-за большого потока туристов, что ежедневно проезжают по этому маршруту.

Тадж-Махал - один из красивейших дворцов не только в , но и во всем мире; мечеть-мавзолей в Агре, посвященная любимой жене Шах-Джахана I - Мумтаз-Махал. Благодаря выверенной архитектуре, мавзолей получился удивительно красивым и органичным. Если долго смотреть на его белоснежные купола, представляется, что он словно парит в воздухе. Тадж-Махал включен в по версии нашего сайта.

Фактически этот дворец является олицетворением красивой и продолжительной любви, о которой в народе ходит множество легенд. По одной из них эта романтическая история началась после того, как падишах повстречал Мумтаз-Махал на городском рынке и был настолько ослеплен ее красотой, что предложил стать его третьей женой, впоследствии любимой. По другой версии, девушка являлась дальней родственницей правителя по материнской стороне, либо дочерью визиря его отца.

В любом случае, Ша-Джахан был настолько привязан к ней, что не расставался до самой ее смерти. Вместе они прожили примерно 17 лет. Девушка умерла при родах их 14-го ребенка. Именем Мумтаз-Махал ее нарёк свекор падишах Джахангир, и оно означало «украшение дворца». Говорят, что после смерти любимой Шах-Джахан так и не оправился. В знак своей бесконечной любви он приказал построить для нее мавзолей. Сам он тоже был похоронен в Тадж-Махале, но гораздо позже.

Строительство дворца продолжалось с 1631 по 1653 гг. Над ним трудились более 20 тысяч работников, среди которых были лучшие каллиграфы из Персии и Сирии, индийские мастера по инкрустации, скульпторы из Бухары и др. специалисты. Говорят, что изначально двери были отлиты из чистого серебра, но за столько веков Тадж-Махал был не раз разграблен. Несмотря на это, дворец не потерял свой былой лоск и причислен к красивейшим постройкам в мире.

Место для строительства на берегу реки Джамна было выбрано с точным расчетом на длительное существование. За столько лет ни одно землетрясение не повредило дворец. В архитектуре Тадж-Махала видна смесь исламского, индийского и персидского зодчества, что придает ему особую царственность. К усыпальнице ведет оросительный канал, в котором отражаются контуры сооружения. Высота главного купола составляет 73 метра. Несмотря на это, мавзолей кажется удивительно изящным и легким.

Туристы, посещающие Индию, непременно едут в Агру посмотреть на эту «жемчужину» исламской архитектуры, сфотографировать ее и даже побывать во внутренних покоях, где хранятся покрытые каллиграфией два беломраморных саркофага. Это усыпальницы Шах-Джахана и его любимой супруги. Особенно зрелищно «Венценосный дворец» смотрится в утренней дымке тумана, в ночное время и во время разлива реки. Не менее живописны сады, примыкающие к строению.

Миллионы туристов из года в год приезжают сюда. Двери Тадж-Махала открыты ежедневно, кроме пятницы и месяца Рамазан. Добраться из Дели до Агры можно как на поезде, так и на автобусе. Расстояние между городами - около 250 км. Из Гоа лучше всего добираться на самолете.

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...