Строение колокола. Колокол. Из истории колоколов


В ечерний звон, набат, благовест… Колокол - музыкальный инструмент, система оповещения и даже предмет изучения особой науки - кампанологии (лат. campana - «колокол»). В Россию мелодичный звон колоколов пришел с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях. Главный исполин среди мелодичных гигантов - Царь-колокол. Как и многие собратья по звону, он не раз восставал из осколков. Узнаем историю самых знаменитых колоколов России вместе с Натальей Летниковой.

Царь-колокол . Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади - после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.

Большой Успенский колокол Московского Кремля . Самый большой из 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек. Отливал колокол 90-летний мастер Яков Завьялов, который почти за 60 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола. До революции ударом в праздничный колокол начинался торжественный звон московских колоколов на Пасху. Вновь Большой Успенский колокол подал свой голос по случаю Христова Воскресения в 1993 году.

Троицкий благовестник. Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов - и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол - самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.

Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу - 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один - он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры - по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.

Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля . «На своем дворишке лью колоколишки, удивляются людишки», - говаривал ростовский митрополит Иона, который любил отливать колокола в своей резиденции. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль. Священник Аристарх Израилев изготовил камертоны на все колокола звонницы и представил их на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, получив золотую медаль. Знаменитые звоны слушали государь Николай II с семьей и живший на даче под Ростовом Федор Шаляпин.

Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови .

Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца - в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся - в «знак союза и дружбы» - и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя .

Благовестник Соловецкого монастыря . Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.

Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. Символ Звенигорода, изображенный на гербе города. Отливал колокол весом в 35 тонн на Соборной площади монастыря в ХVII веке «государев пушечный и колокольный» мастер Александр Григорьев с дружиной мастеров Пушкарского приказа. Поверхность благовеста девятью рядами покрывали надписи, а нижние три строки - тайнопись, автором которой исследователи считают царя Алексея Михайловича. Звучание колокола называли одним из самых красивых в мире: «певучий, густой, превосходный и удивительно гармоничный». В 1941 году, в дни немецкого наступления под Москвой, попытка спасти колокол, сняв с колокольни, оказалась неудачной. Он разбился, и металл использовали для военных нужд.

Соборный колокол Нижнего Новгорода. Расположился на слиянии двух рек, Оки и Волги, на площади перед Александро-Невским собором . Создавался один из самых больших колоколов в России в 2012 году в память об историческом событии, по словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, «не по гордыне, а со смирением и спокойной радостью». 64-тонный колокол отлит в 2012 году к 400-летию подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Украшен медный гигант рельефными иконами с изображением нижегородских святых - Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича.

Колокол

Ко́локол - инструмент, источник звука , имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. В Западной Европе наиболее распространен первый вариант приведения колокола в действие. В России повсеместно распространён второй, что даёт возможность создавать колокола чрезвычайно больших размеров («Царь-колокол »). Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Материалом для большинства колоколов служит так называемая колокольная бронза, хотя известны колокола из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.

Наука, изучающая колокола называется кампанология (от лат. campana - колокол и от λόγος - учение, наука).

В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке , в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат , для созыва граждан на собрание (вече)).

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII-XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.

В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом.

Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило - коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни . На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов .

Церковные колокола

Церковный колокол

Колокол на Валааме

В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола.

Благовестники

Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на Богослужение. Их можно подразделить на следующие виды:

  • Праздничные колокола

Праздничные колокола используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме. Праздничный колокол должен быть самым больши́м по весу в наборе колоколов.

  • Воскресные колокола

Воскресные колокола используются в воскресные дни и в великие праздники. При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу.

  • Постные колокола

Постные колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост.

  • Полиелейные колокола

Полиелейные колокола используются в дни, когда совершаются полиелейное Богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком - красным крестом).

  • Будничные (простодневные) колокола

Простодневные колокола используются в будние дни седмицы (недели).

Помимо благовеста, большие колокола самостоятельно (без иных колоколов) используются при пении «Честнейшей…» на утрене и к «Достойно…» на Божественной Литургии. Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах . Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента Богослужения.

Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые "часовые" колокола, в которые «отбиваются» часы.

Средние колокола

Средние колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Самостоятельно средние колокола используются при так называемым звоном «в двои», который осуществляется на Литургию Преждеосвященных Даров в Великий Пост. При отсутствии средних колоколов звон «в двои» осуществляется на подзвонных колоколах.

Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.

Малые колокола

К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные колокола .

Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.

Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.

Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене - два, к Божественной Литургии - три. Трезвоном отмечается также чтение Св. Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.

Размещение колоколов

Церковь Св. Екатерины у Тучкова моста

Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является примитивная звонница , выполненная в вид перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможность звонарю работать непосредственно с земли. Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука, и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии.

В русской церковной традиции первоначально был распространён архитектурный приём, когда специальную башню - колокольню - устанавливали отдельно от здания церкви. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В древнем Пскове звонница нередко включалсь в конструкцию основного здания.

В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания. В наиболее поздних постройках, преимущественно в XIX веке, колокольню вводили в конструкцию церковного здания. И тогда колокольня, бывшая первоначально вспомогательным сооружением, становилась доминирующим элементом в его облике. Примером такого вмешательства является пристройка колокольни к православной церкви Св. Екатерины на Васильевском острове Петербурга. Иногда колокола размещались непосредственно на здании Храма. Такие церкви назывались «иже под колоколы ». До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населённом пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удалённых уголках большого города.

Сигнальные колокола

Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля. В прошлые годы до развития телефонной связи с помощью колоколов передавались сигналы пожарной тревоги. При возникновении пожара необходимо было ударить в ближайший колокол. Услышав звон пожарного далёкого колокола следовало немедленно ударить в ближайший. Таким образом сигнал о пожаре быстро распространялся по населённому пункту. Пожарные колокола были неотъемлемым атрибутом присутственных мест и других публичных учреждений в дореволюционной России, а местами (в отдалённых сельских населённых пунктах) сохранились и до настоящего времени. Колокола применялись на железной дороги для подачи сигналов отправления поездов. До появления проблесковых маячков и специальных средств звуковой сигнализации на гужевых повозках, а позже и на автомобилях экстренных служб устанавливался колокол. Тональность сигнальных колоколов делалась отличной от церковных. Сигнальные колокола также называли набатными .

Классический колокол как музыкальный инструмент

Маленький колокольчик (бронза)

Маленький колокольчик (бронза, вид на язычок)

Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определённую звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издаёт только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров - в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблён колокол весом в 22900 кг. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31000 кг), московского (70500 кг) или Царь-Колокола (200000 кг). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

В прошлом композиторы поручали этому инструменту исполнение выразительных мелодических рисунков. Так, например, поступил Рихард Вагнер в симфонической картине «Шелест леса» («Зигфрид») и в «Сцене волшебного огня» в заключительной части оперы «Валькирия» . Но позднее от колоколов в основном требовалась только сила звука . С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые колокола в виде длинных трубок.

Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжён клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном . Играющий бьёт по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжён и клавиатурой.

Колокола в русской музыке

Колокольные звоны стали органичной частью музыкального стиля и драматургии произведений русских композиторов-классиков как в оперном, так и в инструментальном жанрах.

Ярешко А. С. Колокольные звоны в творчестве русских композиторов (к проблеме фольклор и композитор)

Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX века. М. Глинка использовал колокола в заключительном хоре «Славься» оперы «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя» , Мусоргский - в пьесе «Богатырские ворота…» цикла «Картинки с выставки» и в опере «Борис Годунов», Бородин - в пьесе «В монастыре» из «Маленькой сюиты», Н. А. Римский-Корсаков - в «Псковитянке», «Сказке о царе Салтане», С«казании о невидимом граде Китеже», П. Чайковский - в «Опричнике». Одна из кантат Сергея Рахманинова получила название «Колокола». В XX веке эта традиция была продолжена Г. Свиридовым , Р. Щедриным , В. Гаврилиным , А. Петровым и другими.

Куранты

Набор колоколов (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами . Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии , Нидерландах . При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находятся также в Андреевском соборе в Кронштадте . На ростовской соборной колокольне настроенные куранты существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы Сысоевича. В настоящее время на строй К. обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев , построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56 камертонов и особого аппарата подобного метроному . Гармонически настроенные К. протоиерея Израилева находятся: на колокольне Аничковского дворца , Казанского собора в Петербурге , в дворцовой церкви в Орианде, Киеве , Нижнем Новгороде , Гефсимании близ старого Иерусалима при храме Марии Магдалины (см. «Журнал Русского Физико-химического Общества», т. XVI, г. и стр. 17, «Русского Паломника», г., № 17). Набор маленьких К., применявшийся к комнатным часам, носил также название курантов.

Карильон

Колокола доимперской эпохи

Китайская колокольная культура, дошедшая до нашего времени, предстала в новой перспективе в свете археологических открытий XX в. Было обнаружено, что в отличие от современных круглых колоколов, имеющих индийское происхождение, древнейший исконно-китайский тип как правило имел миндалевидный поперечный срез. Колокола такого типа отличались меньшей продолжительностью звука, однако могли издавать два чётких тона и, в наиболее развитой форме, составляли комплекты, охватывающие до 5 октав и выверенные по хроматической гамме (см. Гробница маркиза И). Расцвет производства миндалевидных колоколов пришёлся на династию Чжоу . О находке крупнейшего среди колоколов такого типа (более 1 м высотой) было объявлено в 1986.

Примечательна характерная форма некоторых колоколов: тип нао устанавливался, подобно кубкам, звучащей частью вверх (об этом свидетельствует длинная ровная «нога», не приспособленная для подвешивания инструмента), а развившийся из него юнчжун сохранил «ногу» для установки, однако подвешивался благодаря креплению веревки вдоль поперечного кольца на ней, или за специальную петлю. Полая изнутри «нога» колокола при этом сохранялась, предположительно по соображениям акустики.

Любопытно, что после периода Сражающихся царств, вместе с закатом чжоуского ритуала, закончился и золотой век китайского колокольного дела. Последним отголоском старой традиции, утерянной уже к династии Хань, стало изготовление гигантских ритуальных колоколов Цинь Шихуана . По его повелению они были изготовлены из оружейной бронзы покорённых царств.

В филателии

См. также

  • Вечевой колокол
  • Набатный колокол
  • Дотаку - древний японский колокол периода Яёй
  • Система управления звоном

Примечания

Литература

  • Пухначёв Ю. В. Загадки звучащего металла. - М .: Наука , 1974. - 128 с. - (Научно-популярная серия). - 40 000 экз. (обл.)
  • Кавельмахер В. В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола: История и современность. - М .: Наука, 1985. - С. 39-78.
  • А. Давыдов. Колокола и колокольные звоны в народной культуре; В. Лоханский. Русские колокольные звоны; Л. Благовещенская. Звонница - музыкальный инструмент // Колокола. История и современность. М., 1985.
  • Валенцова М. О магических функциях колокольчика в народной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. - М ., 1999.
  • Духин И. А. Колокольные заводы Москвы / Предисловие Юрия Роста . - М .: Грошев-дизайн, 2004. - 122 с. - 1 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • Колокольный звон На сайте pravoslav.at.tut.by

История колоколов начинается с бронзового века (4-1 тысячелетия до нашей эры), характеризующегося распространением по всему миру металлургии меди и её сплавов и изготовлением на их основе боевого оружия, орудий труда, предметов быта и т.д. Археологами найдены бронзовые бубенцы и колокольчики при раскопках древних городов Китая, Кавказа, Ближнего и Среднего Востока, возраст которых восходит к 20 веку до н.э. Уже к началу нашей эры в период зарождения Христианства бронзовые колокола и колокольчики получили широкое распространение и выполняли как культовые, так и светские функции.

Во времена гонения христиан (1-3 века н.э.) не могло быть речи об использовании колоколов в их церковной службе. Призыв к богослужению производился через особых лиц из низших клириков, называвшихся народособирателями. Позже стали призывать в храм возглашением перед дверьми каждой семьи "аллилуйя" или употребляли колотушку, ударяя ею в дверь монастырской кельи. К концу 3 века в храмах и монастырях уже повсеместно применялись била и клепала, то есть деревянные или металлические доски, в которые били молотком (колотушкой). После прекращения гонений на христиан в 311 году римский, а затем византийский император Константин Великий пытался внедрить для призыва к богослужению духовые инструменты - трубы, но они после его смерти просуществовали недолго.

До 5 века колокола редко использовались в церковной службе. Они делались литыми, кованными, клёпанными, имели небольшие размеры и самую различную форму, звучали неважно. Толчком к их распространению явилось изобретение в начале 5 века епископом г. Нола провинции Кампана в Италии Святым Павлином (353-431) тюльпанообразной формы бронзовых колоколов и организация им массового их производства в его провинции. Легенда гласит, что, возвращаясь однажды после службы домой, он прилег в поле отдохнуть и заснул. Во сне ему снились ангелы с полевыми цветами-колокольчиками, от которых шли приятные звуки. Он так был поражён виденным, что, придя домой, сразу приказал мастерам отлить несколько бронзовых колокольчиков по типу полевых. Они оказались удачными и эта форма колоколов , названных "кампанами", стала быстро распространяться по всей Европе, а наука о колоколах стала называться кампаналогией. Название "кампаны" в отношение колоколов также часто встречается в церковно-славянских книгах.

Первое документальное упоминание об использовании колоколов в церковной службе христиан относится к 6 веку. Официальное же введение колокольного звона в церковную службу принадлежит Римскому Папе Сабиниану в 604-606 годах. После этого колокола стали быстро распространяться в Западной Европе вплоть до Англии и особенно в 8-9 веках. Появление же колоколов на Руси связывают вообще с распространением Христианства в восточноевропейских странах. В Византии, откуда пришло к нам Православие, впервые колокола появились в 865 году, когда венецианский дож Орсо I прислал в подарок константинопольскому царю Михаилу III дюжину небольших колоколов , которые повесили на специально выстроенной башне рядом с Софийским собором. Однако, как полагают ученые, колокола попадали на Русь главным образом не через Византию, а через другие западные страны (причём часто в качестве военных трофеев). Тому также свидетельство лингвистика. Старославянское слово "клакол" и русское "колокол" по звучанию близки к немецкому "glocke", а византийское "камбана" и церковно-славянское "кампан" - к латинскому "сатрапа". До наших дней сохранились целыми лишь два древнерусских колокола домонгольского периода и фрагменты ещё 40 колоколов. Размер нижнего диаметра этих колоколов колеблется от 30 до 60 см. Бронза, из которой они литы, содержит 20-24 процента олова. На одних из них помещены надписи на старославянском языке, на других (видимо, завезенных с Запада) - на латинском. Однако по форме они практически одинаковы и аналогичны западноевропейским колоколам того времени типа "улей", "сахарная голова" или колоколам монаха Тео-фила. Это сходство может говорить о том, что в тот период во всех христианских странах колокола изготовлялись по единому стандарту и что оптимальное процентное соотношение меди и олова в колокольной бронзе уже было достигнуто в ту пору. На Руси колокола не сразу стали столь же распространёнными и ценимыми, как традиционные с давних времен била (бильца, клепала), представлявшие собой особые доски, в которые ударяли колотушкой (молотком, клепалом, током). К колоколам относились настороженно как к пришельцам с католического Запада. До 15 века в yставах Киево-Печерского и других монастырей на Руси звон в колокола не предусматривался. Преподобный Сергий Радонежский (1314-1392) также был противником колоколов, гулкий металлический звон которых резал слух, и первые колокола в основанном им Свято-Троицком монастыре были установлены только через 30 лет после его кончины.

Признав за колоколами известное право, била, стоявшие у истоков православного звона, ещё долго держались, особенно в монастырях и сельских храмах. Так, проведённая во второй половине 17 века (века расцвета колокольного искусства на Руси) перепись церковного имущества в Новгородской епархии показала, что в то время била использовались в подавляющем числе монастырей и храмов. К сожалению, традиции использования бил в церковной службе постепенно забывались и к 20 веку тонкости ремесла их изготовления и умения звона на них в России были практически утрачены за исключением некоторых монастырей и старообрядческих приходов на Алтае, в Сибири, Украины и других местах.

Производство колоколов на Руси прошло через те же этапы, что и на Западе. Сначала колокола лили монахи, но затем колокололитейное дело перешло к ремесленникам. Среди литейщиков, работавших на Руси, вначале было немало мастеров, выписанных великими князьями из западных стран. Но, начиная с 15 века, стали выдвигаться таланты и среди русских литейщиков. К сожалению, о многих нам ничего не известно, так как до середины 16 века на колоколах обычно не принято было делать надписи и украшения, а в летописях в основном упоминали тех, кто заказывал колокола или в честь кого они лились.

Надо отметить, что профессия литейщика колоколов (а часто оно совмещалось с литьём пушек) очень ценилась и передавалась по наследству. Литейщики имели большие льготы, надел земли, получали сравнительно большое жалование и давали присягу, что будут достойно вести себя на работе и в быту. Чтобы стать литейщиком, каждый новичок должен иметь рекомендацию и поручительство нескольких мастеров. После успешного выполнения важных государственных заказов обычно литейщики награждались ценными подарками. Но высшей наградой для них было присвоение звания "государев мастер" и помещение их фамилии или имени на отлитых ими изделиях.

С возрастанием мощи Московского княжества и объединения всех земель в единое Российское государство росла как церковная, так и светская роль колоколов . Храмы и монастыри старались приобрести всё большее количество колоколов и больших размеров. Этому способствовало также улучшение качества звучания колоколов за счёт выбора оптимального профиля. В 16-17 веках русские умельцы разработали уже свой профиль и методику его построения, которые остались практически без изменения до наших дней. При этом технология отливки была доведена до такого совершенства, что позволяла отливать колокола с заранее заданными свойствами.

В 1734-1735 годах императрица Анна Иоанновна решила отлить колокол в 12000 пудов (около 200 тонн). Отливку этого непревзойденного гиганта начал литейщик Иван Моторин и после его смерти завершил ее его сын Михаил. Для дальнейшей его очистки колокол подняли на деревянные стропила. Предполагалось также для него построить специальную колокольню, так как он не влезал в колокольню "Иван Великий" и на Успенскую звонницу. Но вскоре случился сильный пожар в Москве и Кремле; деревянная конструкция, на которой весел колокол, загорелась и колокол рухнул в яму. Испугавшись, что упавшие на колокол горящие брёвна могут его расплавить, народ стал поливать его водой. После пожара обнаружили, что от колокола отвалился кусок весом 11 тонн. Что послужило расколу колокола - его падение в яму или температурные напряжения при его поливании водой - не известно. Так и ни разу не позвонив, колокол пролежал в земле более 100 лет. В 1836 году при Николае I Царь-колокол был поднят из земли, очищен и поставлен на постамент в Кремле рядом с колокольней "Иван Великий" по проекту итальянского инженера-учёного Монферана, где он и продолжает находиться до сих пор. С тех пор было много проектов по его восстановлению, но тщательное его исследование в 1970-х годах показало, что он имеет много трещин и ремонту не подлежит.

Заказчиками колоколов обычно выступали царская семья, бояре, слободы или монастыри (храмы), которые отливали колокола в честь святых, чудотворцев или имени, которому посвящен храм. Звонницы обычно формировались, начиная с малых колоколов . Приобретение и подвеска нового, большего размера колокола всегда были праздником для народа. По традиции часто 1/3 стоимости колокола давал храм, ещё 1/3 давал благодетель (меценат, спонсор) и остальную часть народ собирал "с кружкой", то есть всем миром.

В конце 19 века русские колокола приобрели мировую славу. На многих международных выставках были представлены изделия российских колокололитейных заводов, а их владельцы награждены золотыми и серебряными наградами. Наши колокола отличались не только своим тембром, но и исключительно высоким художественным оформлением, что делало их уникальными произведениями искусства. Помимо этого некоторые крупные производители, мечтая выйти на международный рынок, стали подтачивать колокола и составлять из них звонницы, настроенные на нотный ряд в 2-3-4 октавы с целью исполнения на них различных мелодий. Однако эта деятельность не получила дальнейшего развития в связи с начавшимися в начале 20 века трагическими событиями в России.

Наивысшей наградой у колокольщиков России было право изображать на своих изделиях государственный герб (т.н. "право герба"). Далее по важности шли медали: большая и малая золотая, большая и малая серебряная и бронзовая. За успешное выполнение правительственных заказов нередко владельцы колокололитейных заводов награждались правительственными орденами и юбилейными медалями. Некоторые из них становились почётными гражданами своих городов. Для мастеров-литейщиков наиболее почётным считалось помещение их фамилии на отливаемых ими изделиях, но не все владельцы колокололитейных заводов шли на такое поощрение мастеров, так как при крупном промышленном производстве колоколов в их изготовлении принимало участие большое количество специалистов.

Надо отметить, что, начиная с давних времен, колокольные мастера искали замену колокольной бронзе. Что только они не пробовали: чугун (первые чугунные колокола на Руси были отлиты при Иване Грозном), серебро, стекло, фарфор и другие материалы, но вывод был один - лучше колокольной бронзы трудно придумать.

Постепенно колокола становились из предметов литья в художественные произведения. Хотя качеству звучания всегда уделялось большое внимание, колокольные мастера со временем всё больше вкладывали сил в оформление колоколов. До 15 века колокола были в основном гладкие, надписи содержали время изготовления и религиозные тексты, имена мастеров-литейщиков не ставились. До 13 века буквы вырезались (гравировались) в теле колокола, а с 14 века стали делаться выпуклыми. Впоследствии содержание надписей усложнялось, их стали посвящать историческим событиям, государям, дарителям и т.д. Надписи выполнялись на церковно-славянском, русском или латинском языках, иногда стихами, криптограммами и т.п. Постепенно выработался русский стиль узоров, различных украшений и изображений, в том числе икон и святых.

Становясь всё более благозвучными и громкими, колокола использовались на Руси для:

Церковной службы

Созывания народа на вече (народные собрания)

Указывания дороги заблудившимся путникам в ненастье

Оповещения об опасности или несчастье (пожар и т.д.)

Призыва на защиту Родины

Приветствования победных войск

Полюбив колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Считалось, что колокола имеют какую-то волшебную силу и их отожествляли с живым существом.

Колокола на Руси подвешивались различным способом:

1. На деревянных столбах, перекладинах и даже деревьях.

2. В особых сооружениях: колокольнях и звонницах.

3. Под крышей храма в одном или нескольких куполах.

4. При входе в храм: над папертью, в арках крыльца, на особых небольших (переносных) звонницах.

5.Внутри храма с западной стороны (напротив алтаря).

В домонгольский период церкви на Руси были небольшие и деревянные и они не требовали каких-либо сложных сооружений для колоколов .

На Руси специальные сооружения для колоколов - звонницы и колокольни - стали строить с 11 века, в то время как на Западе с 7 века. Сперва, они были деревянные, а с 15 века стали делаться из камня и в первую очередь в наших крупных городах: Москве, Новгороде, Пскове и других. Стили этих построек были самые различные. Вначале они устанавливались отдельно от храма, так как часто служили и в качестве сторожевых вышек (иногда они были частью крепостных сооружений). Начиная с 16 века, колокольни и звонницы стали строить в ансамбле с храмом, а с 17 века как единое сооружение с ним.

Стиль первых колоколен был очень простой - одноярусное четырёхгранное сооружение под шатровой крышей. Начиная с 16 века, стали строить многоярусные и многогранные здания с открытыми проёмами вверху каждой грани, с круглыми или шатровыми крышами. Затем стили менялись: романский, готический, барроко и, наконец, классический.

Другой тип сооружения для колоколов - звонница, когда колокола располагались горизонтально в проёмах специально построенной для этого стены или на широкой площадке вверху с одним или несколькими пролётами. Звонницы шли из традиций Псково-Новгородской архитектуры. Этот стиль упорно пытался утвердить во второй половине 17 века патриарх Никон, однако он не нашёл дальнейшего распространения.

Надо отметить, что в 16-17 веках особенностью церковного архитектурного строительства являлось обязательное устройство на первых этажах колоколен и звонниц небольших храмов.

Нужно сказать также несколько слов о колокольном звоне внутри храма, так как некоторые сомневаются, не вредит ли он зданию и внутреннему убранству церкви. Вообще использование колоколов для внутрихрамовой службы всегда приветствовался народом, который верил, что их звон изгоняет злых духов (демонов) и приближает души к Богу. Недаром в старину при эпидемиях и страшных морах, неурожаях и прочих бедствиях полагалось неустанно звонить в колокола. До недавнего времени это считалось обычными предрассудками. Однако сегодня экспериментально доказано, что звон колоколов с физической точки зрения полезен, так как исходящий от них (но неслышимый нами) ультразвук очищает воздух храма от пыли и микробов, что благоприятно сказывается и на иконах, настенных росписях и т.д.

Одновременно давно замечено, что колокольный звон может сильно влиять на душевное (психологическое) состояние человека. Учёные связывают это с существованием в человеке биоритмов и резонансных частот для каждого его органа. Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов и бил, успокаивают человека, а высокие - чаще всего возбуждают его. Сегодня появились специальные методики использования колокольных звонов для лечения душевных расстройств человека.

Что касается способа звона, то в колокола сперва пытались звонить молотком (как и в била), языком или раскачкой самого колокола. Последний способ был основным на Западе и используется широко до сих пор. У нас он называется "очепной", например, такой способ звона до сих пор существует в Псково-Печерском монастыре. Но как первый, так и последний способы не прижились на Руси, тем более что их трудно было использовать при звоне в большие колокола и на звонницах с большим количеством колоколов. Кстати, именно из-за раскачки или вращения самих колоколов на Западе не могли использоваться колокола весом более 1500 пудов, так как при их работе не выдерживала конструкция как их подвески, так и колоколен. Что касается Азии, то там большие колокола также использовались для культовых целей (правда, в несколько ином виде). Эти колокола могли подвешиваться как на перекладине, так и ставиться раструбом вверх, но ударяли в них чаще всего колотушкой или подвешенным бревном.

В конечном счёте с 17 века на Руси стал повсеместно использоваться звон путём раскачивания языка, что позволяло легко звонить как в малые, так и в большие колокола. При этом один звонарь мог справляться сразу с 5-7-10 колоколами и вызванивать самые различные ритмические рисунки, да так, что многие иностранцы дивились умению наших звонарей.

(как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи.

Колокола используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов Богослужения) и в музыке. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

Классический колокол как музыкальный инструмент

Колокола средних размеров и включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров - в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно, вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблен колокол весом в 22900 кг. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31000 кг), московского (70500 кг) или Царь-Колокола (350800 кг). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые, в виде длинных трубок. См. колокола (музыкальный инструмент).


Для православного человека храм Божий и колокольный звон — неразделимые понятия. Древняя русская традиция — снимать шапку, когда звонят колокола — говорит о том, что православный люд с большим благоговением относился к звону, который, по сути дела, представляет собой особый вид молитвы. Только эта молитва — благовест — начинается ещё задолго до богослужения, и её слышно за многие километры от храма. И как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы. И уж никакой крестный ход не обходится без колокольного звона.

Из истории колоколов

Колокол имеет очень интересную историю. Колокольчики, которые больше походили на бубенцы, были известны еще до Рождества Христова. Их носили на национальных костюмах во многих странах. Например, в древнем Израиле первосвященни-ки украшали свои одежды маленькими колокольчиками, которые являлись отличительными знаками определенных чинов.

Как му-зыкальный инструмент определенной канонической формы колокол появился к III веку. История его возникновения связана с именем святителя Павлина Милостивого , епископа Ноланского , память которого мы празднуем 5 февраля (23 января по ст. ст.). Жил он в итальянской провинции Кампана. Однажды возвращаясь домой после обхо-да своей паствы, он сильно притомился, прилег в поле и увидел во сне, как Ангел Божий играл на полевых колокольчиках. Это видение его настолько поразило, что он, по прибытии в свой го-род, попросил ремесленника изготовить ему из железа колокольчики наподобие тех, что видел во сне. Когда они были сделаны, оказалось, что у них было очень хорошее звучание. С тех пор на-чали изготавливать колокольчики самой разной формы и разме-ров, которые впоследствии увеличивались и привели к появле-нию церковных колоколов.

Изначально колокола отливали из самых разных металлов, но с течением времени сложился наиболее подходящий состав, который используется и сейчас: колокольная бронза (80% ме-ди и 20% олова). При таком составе звук у колокола получает-ся звонкий и певучий. Размеры колокола постепенно возраста-ли. Это было связано, в первую очередь, с мастерством колокололитейщиков. Процесс литья усложнялся и совершен-ствовался. Интересно отметить, что когда колокола перелива-ли, обязательно увеличивался их вес. Это связано с тем, что медь при переплавке теряет свои свойства, а олово выгорает, поэтому при каждой переплавке приходилось добавлять чис-той меди и олова, что увеличивало вес колокола как минимум на 20%.

А переливать колокола приходилось, поскольку у них тоже есть свой срок службы — обычно 100-200 лет. Срок служ-бы колокола зависит от многого: от качества литья, от звона-рей, от того, как аккуратно с колоколом обращаются. Большое количество колоколов разбилось только потому, что звонари не знали, как правильно звонить. И разбивались они чаше все-го в зимнее время — на морозе металл становится более хруп-ким, а в великий праздник так хочется позвонить погромче, вдарить в колокол посильнее!

Три жизни царь-колокола

Переливка колокола была таким же знаменательным событи-ем, как и отлитие нового. Ему часто давали новое имя, вешали на новое место, а если колокольня не позволяла, строили отдель-ную звонницу. Большие колокола лили прямо у храма, потому что их транспортировка была порой еще более сложной, чем са-ма отливка и поднятие на колокольню.

Московский Царь-колокол, можно сказать, имел несколько жизней. В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел отлить самый большой в мире «Успенский» колокол (первый наш Царь-колокол) весом 8000 пудов (128 тонн), который в 1654 году был подвешен и вскоре разбит. В 1655 году из него отлили «Большой Успенский» колокол (второй Царь-колокол) весом 10000 пудов (160 тонн). Он был подвешен в 1668 году на специально построенной звоннице, но во время пожара в 1701 году и этот колокол разбился.

В 1734-1735 годах завершила эпопею Царь-колоколов Анна Иоанновна, отлив колокол в 12000 пудов (около 200 тонн). Для дальнейшей очистки колокол подняли на деревянные стро-пила. Предполагалось построить для него специальную коло-кольню, так как он не влезал ни на колокольню Ивана Великого, ни на Успенскую звонницу.

Но вскоре в Кремле случился силь-ный пожар, и деревянная конструкция, на которой висел коло-кол, загорелась, колокол рухнул в яму. Испугавшись, что упав-шие на колокол горящие дрова могут его расплавить, народ стал поливать его водой. А после пожара обнаружилось, что от коло-кола отвалился кусок весом 11 тонн. Что послужило расколу ко-локола — его падение в яму (основание которой было каменис-тое) или температурные перепады при его поливании водой —неизвестно. Так ни разу и не позвонив, Царь-колокол пролежал в земле более ста лет. В 1836 году при Николае I Царь-колокол был поднят из земли и поставлен в Кремле на постамент, спро-ектированный итальянским инженером-ученым Монферраном.

Способы колокольного звона

Способов колокольного звона, характерных для нашей стра-ны, два: очепной и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к кото-рой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой. Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать неболь-шие колокола. Если же вес колоколов достаточно большой, сис-тема их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению са-мих стен колокольни.

Когда при царе Борисе Годунове отлили колокол в 1500 пу-дов (около 24 тонн) и подвесили его на специально построенной для этого звоннице, то чтобы раскачать его понадобилось сто че-ловек.

Звонница

Колокола на звоннице делятся на три группы: благовестники (самые тяжелые), которые управляются через педаль, а при очень большом весе второй человек раскачивает язык; ползвонные (средние по весу), которые соединены системой перетяжек с пультом управления и приводятся в действие левой рукой; зазвонные (самые маленькие), в которые обычно звонят трель пра-вой рукой.

Существует четыре вида православного звона: благовест (равномерные удары в самый большой колокол), перебор (пооче-редно ударяют в каждый колокол по одному разу от малого к большому, а затем во все сразу — удар «во вся», и так несколь-ко серий), перезвон (несколько серий поочередных однократных ударов в каждый колокол от большого к малому, затем — «во вся»), трезвон (самый богатый по ритму и композиции звон, в ко-тором задействованы все три группы колоколов). Перед началом богослужения положен благовест, затем трезвон, по окончании службы — трезвон. Благовест призывает христиан к богослуже-нию, а трезвон символизирует радость празднуемого события. Перебор положен во время похорон и символизирует собой жизнь человека: звук малых колоколов означает детство челове-ка и по возрастающей — его взросление, после чего удар «во вся» символизирует обрыв жизни. Перезвон (от большого к малому) символизирует истощение Христа во время крестных страданий, удар «во вся» символизирует Его крестную смерть. Перезвон по-ложен один раз в году — в Великий четверг вечером на выносе плащаницы.

Колокольный звон применялся на Руси не только во время празднования церковных служб. Колокола использовали для созывания народа на вече, оповещения об опасности или ненастье (пожар и т.д.), указания дороги заблудившимся путникам (ночью, в метель) или морякам (если храм стоял недалеко от моря), при-зыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, пра-зднования побед.

Полюбив колокольный звон, народ связывал с ним все свои торжественные и печальные события. Считалось, что колокол имеет какую-то чудесную силу, и его нередко отождествляли с живым существом. Об этом говорят и названия его основных ча-стей: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка). Интересно отметить, что в иностранных языках основные части колокола не имеют таких «живых» названий. Например, в английском или французском, язык называется ударником (молотком), маточник с ушами — короной, тулово и плечо — скатом.

Влияние колокольного звона на человека ещё очень мало изучено, но точно известно, что звон даже с физической точки зрения полезен для здоровья, так как исходящий от него (но неслышимый) ультразвук очищает воздух от микробов. Недаром в старину при эпидемиях и страшных морах полагалось неустанно звонить в колокола. И было замечено, что в тех сёлах, где была церковь и постоянно звонили в колокола, мор был значительно меньше, чем в тех местах, где не было храма. Колокольный звон может сильно влиять на душевное (психологическое) состояние человека. Ученые связывают это с существованием биорит-мов и резонансных частот для каждого органа. Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов, успокаивают человека, а высокие чаше всего возбуждают. Сегодня даже по-явились специальные методики использования колокольных зво-нов для лечения душевных расстройств. А утверждение о том, что все звонари — глухие, совершенно неправдоподобно. Пооб-щайтесь с любым звонарем со стажем, и он вам наверняка ска-жет, что никаких слуховых расстройств у него не наблюдается.

Русский народ нашел до-стойное выражение церковной идеи колокола в своих могу-чих, торжественных звонах, в своих высоких, своеобразных колокольнях; он любит колокол и почитает его. Это его зна-мя победное, его торжественное пред лицом всего мира ис-поведание лучших и заветнейших его упований, того, что ему всего дороже и священнее, чем он силен и непобедим.

По материалам журнала «Славянка»

Выбор редакции
Истинное значение физической величины определить абсолютно точно практически невозможно, т.к. любая операция измерения связана с рядом...

Сложность жизненного уклада муравьиной семьи удивляет даже специалистов, а для непосвященных вообще представляется чудом. Трудно поверить...

В разделе на вопрос хромосомная пара 15 заданный автором Арина лучший ответ это Считают, что 15 пара несёт ответс. за онкологические...

Они хоть и маленькие, но очень сложные существа. Муравьи способны создать сложные дома с туалетом для себя, использовать лекарства для...
Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько...
Хуснутдинова ЕсенияИсследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и...
Во время круиза по Волге мне удалось посетить самые интересные места на теплоходе. Я познакомился с членами экипажа, побывал в рубке...
В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами,...
Божья и духовная власть Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых,...
Новое