Сухая пастель: особенности использования. Пастель: виды и особенности использования


Рисование давно уже перестало быть исключительно видом искусства – сегодня это повседневное хобби для десятков миллионов жителей планеты, а также отличный способ творческого развития детей. Абсолютно каждый ребенок в мире тем или иным способом пробовал рисовать, но те, кто увлекся и сумел найти средства для того, чтобы придать своему увлечению постоянство и хотя бы немного более сложную форму, нежели рисование на песке, успели придумать множество различных способов передавать зрительные образы.


В наше время дети, по крайней мере, в развитых странах, рисуют обычно либо карандашами и фломастерами, либо различными видами жидких красок – гуашью, акварелью и так далее. В то же время все больше специалистов по вопросам детского развития указывают на то, что одним из наиболее подходящих материалов для детского изобразительного творчества могла бы стать художественная пастель.



Что это такое?

На самом деле, довольно многие великие художники прошлого при создании своих картин использовали именно эту разновидность красителя, поэтому название знакомо многим, но четкое представление о том, что же это такое, есть далеко не у каждого человека, если только он сам не имеет непосредственного отношения к рисованию. При этом прилагательное «пастельный», означающее очень нежный, мягкий оттенок какого-либо цвета, происходит именно от слова «пастель», поскольку это средство для рисования дает именно такой результат.

Собственно, выглядит пастель в чем-то похожей на обыкновенный мелок для рисования , и неопытный человек далеко не всегда может определить разницу между ними по внешнему виду.

В отличие от мелков, имеющих всегда приблизительно одинаковую консистенцию, пастель бывает как очень твердой, так и довольно мягкой, что применяется в различных техниках рисования для получения особого эффекта.



Появилось данное изобретение приблизительно в XVI веке. точнее, именно с этого момента видим пастель в творениях многих художников того времени. Тогда фабричной методики выпуска еще не существовало, и каждый живописец создавал массу сам, смешивая любые красители с водой и мелом для большей мягкости готового оттенка. После того, как масса высыхала, ее резали на куски, изготавливая эдакие «мелки», которыми, естественно, точные детали рисовать было немного проще, чем кистью.

Правда, из-за общей сухости материала он плохо сцепляется с обычной бумагой, поэтому рисовать приходилось на шероховатых поверхностях, но все же это не помешало активно использовать пастель таким именитым мастерам, как Ренуар, Врубель или Серов. При этом можно встретить исключительно пастельные картины, но весьма часто такой краситель на полотне сочетается с жидкими видами красок.


Сегодня вручную пастель производится разве что настоящими людьми искусства для собственного использования, а вот для широких масс ее делают на специальных предприятиях в промышленных масштабах. Для этого берется один или несколько красителей, необходимых для получения точного оттенка, и какая-нибудь смоляная основа, которая будет удерживать красящее вещество в заданной форме – например, гуммиарабик.

В целом. красители могут быть совершенно разными, но все же для классического рецепта пастели мел практически обязателен в качестве смягчающего компонента. Все необходимые ингредиенты в нужных пропорциях смешиваются и тщательно перемалываются вместе, пока не достигают того состояния, когда отделить их друг от друга уже не представляется возможным.


Готовая масса выкладывается в специальные шаблоны и формы, нарезается, а затем прессуется под высоким давлением. После этого уже сформированные брусочки отправляются в печь, где сушатся в очень щадящем режиме – при температуре в пределах 60-80 градусов. Точная температура и сроки просушки зависят от пропорций исходных материалов и желаемой твердости конечного результата, поскольку полагаться на авось здесь ни в коем случае нельзя. Дело в том, что слишком сухая пастель будет рассыпаться в руках и совершенно не держаться за будущую картину, ну а недосушенная может испортиться и покрыться плесенью, что также не способствует успешному творению образов.

Последний этап – упаковка. Пастель – материал довольно хрупкий, к тому же очень чувствительный к излишней влажности, поэтому обычно запаковывают его в упаковки из толстого и плотного картона, а промежутки между отдельными палочками еще и дополнительно наполняют поролоном или любым другим мягким наполнителем.

К потребителю пастель обычно прибывает в виде набора – для ребенка достаточно и стандартного, содержащего около 6-12 штук, а вот профессионалы могут рассчитывать на невероятное количество оттенков (до 268 штук).



Реже пастель поставляется еще и в виде россыпи, но такой продукт в большей степени интересен тем, кто уже давно и упорно занимается художественным ремеслом. Для малыша такой вариант полезен лишь в том случае, если он уже успел показать потрясающие успехи в этом деле.

Плюсы и минусы

Если говорить о детском творчестве, то у специально предназначенной для этого пастели плюсов, несомненно, намного больше, нежели минусов. Выделим самые основные среди преимуществ:

  • Мягкость . По сравнению с большинством карандашей и мелков, детская пастель требует куда меньше прикладываемых усилий, чтобы оставлять след. Если для детей старшего возраста это не так уж принципиально, то для самых маленьких это важный фактор, позволяющий начать обучение рисованию раньше.


  • Возможность рисования на бумаге . Это только первоначальные образцы пастели многовековой давности обязательно требовали шероховатой поверхности, чтобы рисовать, а вот сегодняшняя мягкая пастель, содержащая довольно большое количество влаги, довольно неплохо цепляется практически за любые горизонтальные поверхности.
  • Перекрывание слоев. Ложась на бумагу, пастель не впитывается в нее, а покрывает поверхность тонким слоем своих составляющих – красителя с мелом и связующим веществом. Это означает, что при любой ошибке нет нужды удалять неправильное изображение с поверхности бумаги.

Достаточно просто повторно «перекрасить» данный участок, пока новое изображение не перекроет старое. При этом легкая затушевка одним цветом поверх другого позволит оставить определенный эффект прозрачности, создавая новые оттенки.


  • Простота художественных методов . Пастель хороша еще и тем, что не требует никаких дополнительных приспособлений. Чтобы рисовать жидкими красками, их нужно правильно развести, научиться держать кисть, смешивать оттенки и так далее, а пастельный мелок нужно просто держать в руках. В отличие от того же карандаша, его не нужно затачивать – он рисует со всех сторон. При этом, что особенно порадует самых маленьких, слой пастели на поверхности бумаги прекрасно размазывается пальцем, что позволяет создавать еще более яркие, пусть и не всегда осмысленные образы.
  • Яркость и необычность . В конце концов, карандаши и фломастеры – это жуткая банальность, а акварельной техникой на относительно приличном уровне овладевает лишь очень небольшой процент людей. Пастель – это отличная возможность привнести в собственную творческую жизнь чего-нибудь новенького.



Впрочем, определенные недостатки тоже есть, ведь если бы пастель оказалась совершенно лишенной минусов, показалось бы странным, почему дети все же рисуют обычно чем-нибудь другим, а не этим потрясающим средством. В первую очередь, более широкому использованию пастели мешает тот прискорбный факт, что пастельные рисунки весьма податливы влиянию окружающей среды. Из-за сухой природы красителя полотно с изображением нельзя не то что сгибать – даже просто трясти, потому что покрывающая его поверхность тонким слоем картина просто осыплется, и даже если это произойдет не целиком, первоначальный замысел все равно окажется безнадежно разрушенным.

Кроме того, опасность для пастельных картин представляет и повышенная влажность, ведь заплесневеть может не только брусок пастели, но и целый пастельный рисунок. Следовательно, хранить творения из пастели в домашних условиях бывает довольно проблематично, а если ребенок определенно достиг успеха в рисовании, то его рисунки явно хочется сохранить на более продолжительный период.



Пастель игнорируется многими родителями еще и из-за того, что стоит она в некоторых случаях значительно дороже, чем те же карандаши. Качественный набор сравнительно скромной комплектации (12 цветов) может обойтись семейному бюджету в сумму до полутысячи рублей, а ведь далеко не каждые родители готовы выкладывать такие суммы на то, чтобы малыш получал всего лишь первое понятие о рисовании, пусть и в максимально комфортных условиях.

Возможно, в этой ситуации просто стоит обратить внимание на более дешевую продукцию – наборы с меньшей цветовой гаммой и не самых известных производителей найдутся в ценовом сегменте и до 200 рублей.

По крайней мере, каждый ребенок буквально обязан попробовать этот материал хотя бы раз в жизни – кто знает, а вдруг это и есть его будущее?

Виды

С выбором данного материала не все так просто – художественная пастель для рисования на бумаге выпускается сразу в нескольких разновидностях, каждая из которых имеет собственное назначение. Чаще всего по консистенции пастель делят на мягкую и твердую , а то, к какому конкретному подвиду относится вещество, определяется еще на этапе производства простым изменением пропорций – либо больше красителя и меньше соединяющего вещества, либо наоборот.



За счет более высокой влажности мягкая разновидность намного надежнее ложится на бумагу, так что не нужно изобретать велосипед, чтобы сохранить картину. Тем не менее, этот материал очень сильно крошится, а ронять его и вовсе нельзя, иначе вместо мелка получится порошок.

А вот профессиональная пастель всегда твердая , из нее делают как более привычные пастельные мелки, так и пастельные карандаши. Данная субстанция значительно прочнее – она обладает настолько высокой плотностью, что кусочки можно даже затачивать, чем активно пользуются профессиональные художники, используя такой вариант для прорисовки мелких деталей, штриховки и других аналогичных целей.

Шансов, что такой брусок поломается сам, куда меньше, однако всегда стоит помнить, что след от него обладает совсем не такой привлекательной яркостью, да и далеко не на любую бумагу его стоит пытаться наносить.


Классифицируется пастель, конечно же, и по комплектации. Профессиональные художники обычно приобретают либо огромного размера наборы с десятками различных оттенков, либо покупают материал для рисования поштучно, просто пополняя те запасы, что у них уже есть, нужными цветами. Конечно, ребенку тоже можно покупать штучные пастельные мелки, однако если он только учится рисовать, а это – еще и первая его пастель, то для начала лучше приобрести сравнительно небольшой набор – 10-18 цветов, максимум – 24.

Более широкое цветовое разнообразие ребенку на начальных этапах и не нужно – он пока недостаточно развил свое видение цветов, так что широкое разнообразие оттенков скорее загонит его в тупик, нежели поможет подобрать идеальный.

Другое дело, если данное увлечение – всерьез и надолго: тогда можно брать наборы по 36-48 цветов, и хотя обойдутся они значительно дороже, стоит учитывать, что вес у них тоже куда больше. Можно однажды купить такой большой набор, а затем просто по мере надобности пополнять его поштучными оттенками.



Наконец, следует учитывать, что большинство красителей в мире созданы не только для рисования на плоскости, а еще и для украшения каких-либо трехмерных объектов, и пастель вовсе не является исключением. В частности, с ее помощью можно раскрашивать поделки, изготовленные из ткани. Например, она часто используется для придания законченного эстетического вида цветам из фоамирана.

Если говорить конкретно об этом материале, то он обладает весьма гладкой поверхностью, соответственно, краситель для него лучше выбирать мягкий, оставляющий выразительный след. Тем не менее, в данной отрасли искусства выбор пастели очень сильно зависит от того, какой именно ткани было отдано предпочтение, так что эта тема заслуживает отдельного рассмотрения.

Состав

Помимо классической пастели, состав которой в целом уже был описан выше, существуют и другие современные варианты, ингредиенты в которых несколько отличаются от общепринятого рецепта, что позволяет получить несколько иной результат при общей похожести вещества.


Если классический рецепт всегда дает более или менее сухой мелок, то альтернативные рецептуры обычно нацелены на более влажный состав, который намного лучше соединяется с бумагой, а потому позволяет рисовать практически на любых бумажных поверхностях, да еще и с продолжительным сроком сохранения результата. Рассмотрим все альтернативные вариации пастели подробнее:

  • Масляная. Название соответствует действительности – своеобразным клеящим веществом здесь выступает льняное масло. Впрочем, сам по себе пигмент с маслом вместе не держались бы, поэтому мелки прессуют до твердого состояния. При этом присутствие жира очень заметно – мелки оставляют на пальцах жирные следы, со временем пятна могут даже проступать с обратной стороны картины. Благодаря наличию жидкого жира (относительно высокой влажности) цвета получаются более яркими, при этом оттенки трудно смешивать, а пальцем они не размазываются вообще, поскольку впитываются в бумагу, но зато о такой рисунок и не выпачкаешься, и линии на нем не поплывут.

Существует техника растушевки пастели, уже нанесенной на бумагу, при помощи растворителя на кисти или специальной палочки, в результате чего получаются картины, похожие на масляную живопись; тем не менее, любой профессионал сразу увидит отличие и оценит необычность, так что именно настоящие художники обычно используют это средство.


  • Восковая. В этом виде пастели масла нет, зато есть полимерный воск, что позволяет веществу по своим свойствам напоминать масляную пастель, но при этом стоить дешевле и намного меньше пачкаться, что делает восковые пастельные мелки идеальным подарком для детей. Благодаря специфике самого воска такой мелок рисует даже на стекле, а вот на руках никаких пятен не оставляет, да и вообще является несколько более твердым. Нередко восковую пастель используют в сочетании с привычными акварелью или гуашью, но только строго поверх краски, ведь воск воду не впитывает и не пропускает.
  • Акварельная. Этот материал и вовсе представляет собой нечто среднее между классической акварелью и пастелью. В его основе также лежит воск, но здесь этот компонент по процентному соотношению сильно проигрывает красителям, поэтому простой рисунок выглядит так, как будто его выполнили масляными мелками, а размытый – как выполненный акварелью в необычной технике.



Акварельная пастель представляет собой почти то же самое, что и акварельные карандаши, однако оставляет более яркий след и в целом мягче, а также за счет большей поверхности соприкосновения позволяет быстрее закрашивать крупные объекты.

Палитра оттенков

Чем еще хороша пастель – так это возможностью максимально тщательно подбирать нужный оттенок. Во-первых, большинство ее сортов позволяют смешивать разные цвета, создавая новые оттенки, с предельной точностью передающие художественный замысел автора будущей картины. Во-вторых, для настоящих художников промышленными предприятиями выпускается огромное разнообразие цветов, ведь в одном наборе может быть более двух сотен разных тонов, названия для которых неизвестны большинству простых людей.

Цветная пастель продается не только наборами, но и поштучно, правда, для того, чтобы отыскать нужный оттенок, придется поискать действительно крупный профильный магазин.


Еще больше разнообразить цветовую палитру можно в том случае, если учесть, что разные типы пастели отличаются большей или меньшей яркостью. Благодаря сочетанию различных рецептур можно добиться практически неограниченного количества тонов, которые заставят растеряться даже опытного художника.

В то же время следует быть аккуратным, смешивая разные составы – иногда их свойства довольно плохо совместимы.

Фирмы

При выборе любого нового для себя товара очень многие люди, не разбирающиеся в соответствующей отрасли, предпочитают положиться на имя раскрученного знаменитого бренда – дескать, раз эти ребята заслужили уважение во всем мире, значит, они точно не производят плохой продукции, и я наверняка останусь доволен. Или, хотя бы, получу неисковерканное представление о том, что пытаюсь познать. Такой подход во многом справедлив.

Если говорить о довольно дорогих и профессиональных пастелях, то обратить внимание стоит, пожалуй, на те бренды, которые можно назвать специализирующимися на такой продукции. К таковым относятся голландская компания Rembrandt и их соотечественники Talles, а также французский бренд Sennelier , знаменитый просто потрясающим выбором оттенков, насчитывающим 525 разных тонов!

Впрочем, следует учесть, что продукция всех этих марок, будучи не просто зарубежной, а еще и профессиональной, обойдется очень дорого, поэтому для детского творчества ее если и покупают, то либо очень богатые родители, либо те семьи, в которых растут настоящие юные таланты.



Естественно, для бюджетного использования лучше всего приобретать отечественную продукцию, поскольку в среднем она оказывается значительно дешевле зарубежной, хотя остается открытым вопрос относительно ее качества. Из российских компаний, занимающихся выпуском пастели, определенную положительную славу снискала продукция марки Olki. По крайней мере, если уж выбирать из нашего, то именно ей обычно отдают предпочтение разбирающиеся люди.


При этом нужно сказать, что этот список далеко не полон. Ассортимент ведущих мировых компаний изменяется из года в год, позиции рейтинга меняются местами, да и вообще в творчестве лучше ориентироваться на какие-то собственные критерии, а вовсе не на общепризнанные идеалы. Поэтому не бойтесь приобретать и те виды пастели, которые в нашей статье не упомянуты. Ищите свое, и, возможно, вы останетесь более довольны собственной находкой, чем советами специалистов.

Дополнительные элементы

Пастель – настолько простое приспособление для рисования, что можно не использовать вообще ничего, кроме мелков и любой подходящей поверхности, но это совсем не означает, что предпочтение обязательно нужно отдать наиболее примитивной технике.


Взять даже ту же бумагу. Хотя восковая пастель рисует на чем угодно, другие виды мелков не настолько цепки, и для них выпускаются специальные альбомы из рифленой бумаги, где даже сама текстура будет способствовать необычности внешнего вида шедевра. Кроме того, в альбомах для рисования пастелью разные листы обычно делаются не белыми, а просто определенных нейтральных оттенков, что позволяет обыграть тон основы для изображения одной из деталей рисунка.

Пастель тем и отличается от обыкновенного мелка, что позволяет использовать еще и дополнительные средства для придания результату схожести с масляной живописью.


Маленькие дети инстинктивно размазывают слой красителя по бумаге пальцем, что используется даже профессиональными художниками и позволяет лучше прочувствовать материал, однако растушевка может проводиться и при помощи других подходящих предметов. Для этого можно приобрести обыкновенные кисти для рисования разной густоты и жесткости, часто пользуются также кусочками обыкновенной губки. При этом стоит учитывать свойства не только инструмента для растушевки, но еще и самой пастели , ведь одни разновидности растушевываются легче, а другие – тяжелее, но даже те, что поддаются размазыванию, могут делать это с разным эффектом.

Наконец, было бы странным, если бы легко осыпающаяся со многих поверхностей пастель продержалась столько веков – старинные картины с ее применением просто не дожили бы до наших дней, и она, в лучшем случае, так и осталась бы вариантом для детского временного творчества. Чтобы нарисованное держалось и позволяло даже трясти полотно при транспортировке, используется специальный фиксатор, то есть закрепитель. Сегодня фиксатив выпускается промышленным способом и продается в небольших баночках, откуда через пульверизатор разбрызгивается на картину, считающуюся законченной.

Домашние умельцы утверждают, что обыкновенный лак для волос также весьма неплохо справляется с этой задачей.


Как выбрать?

В большинстве случаев пастель покупается для тех деток, которые рисовать пока не умеют вовсе, а родители хотят просто побаловать малышей яркими красками, и, возможно, заинтересовать новым хобби. Следовательно, вещество должно быть ярким, не слишком твердым, но при этом и не пачкать все вокруг.

Вполне резонным кажется также пожелание относительно того, чтобы мелок не был слишком требовательным к поверхностям, на которых будет рисовать ребенок, ведь у новичка, да еще и маленького, вряд ли найдутся дома специальные рифленые альбомы и фиксаторы. Вот и получается, что оптимальный выбор для ребенка – это восковая пастель в виде мелков, обладающая всеми желаемыми качествами. Для начала хватит небольшой палитры, сопоставимой с красками любого другого типа.


Совсем другое дело, если ребенок уже успел немного освоить технику рисования пастелью и теперь находится на этапе совершенствования навыков. Во-первых, в этом случае он уже наверняка немного подрос и получил представление об аккуратности, так что требования по минимальной маркости вещества уже не столь строгие. Во-вторых, теперь пастель должна предлагать более гибкие возможности для раскрытия разных ее свойств – где-то ее нужно будет подточить, где-то – размазать кисточкой с водой.

Не исключено также, что ни одна из разновидностей выпускаемой пастели не может обеспечить все необходимые свойства сразу, поэтому самый разумный выход – сочетать их.



Впрочем, если все эти критерии действительно востребованы ребенком, который все еще продолжает делать успехи в рисовании пастелью, значит, он уже разбирается в теме намного лучше своих родителей, и только он знает, какое именно вещество ему нужно.

В этом уроке я познакомлю вас с пастельными мелками ; расскажу, что они собой представляют и как ими пользоваться. Вы откроете для себя новое направление в создании ярких и красочных работ, которые не теряют своих качеств и которые можно рисовать как дома, так и вне его.

Почему именно пастель?

Должна признать, что пастель – мой абсолютный фаворит среди всех способов рисования. Динамика невероятного разнообразия цветов потрясает воображение, а детализация иногда поражает. Для работы вам нужны всего лишь лист бумаги и пастель – больше ничего. Вы можете быстро получить готовый рисунок дома или вне стен, и вам не придется ждать, когда он подсохнет.

Для меня рисование пастелью – что-то вроде осознанного выбора преимущества тонкостей, и под этим я подразумеваю:

— разные оттенки пастельных мелков и карандашей, с которыми я работаю;

— цвет бумаги или картона, которые я использую (должны ли они блестеть под моим рисунком или нет?);

— цвета, которые я уже использовала и тот эффект, который появляется при нанесении на них новых цветов;

— как растушевка пальцем может изменить рисунок;

— хватит ли мне духа оставить четкие линии нерастушеванными.

Чем не являются пастельные мелки

Мел

Пастель – не то, чем учителя пишут на классной доске и не то, чем дети рисуют на асфальте. Мел изготавливают из карбонатной извести и смешивают с красителем, и обычно он слишком блеклый и достаточно твердый.

Масляная пастель

Как и пастельные мелки, масляную пастель делают полностью из пигмента, однако масляную пастель смешивают с невысыхающей масляной субстанцией и восковым связующим веществом. Ее можно использовать вместе со смолой, чтобы приготовить пасту.

1. Пастель

Пастель – это чистый пудрообразный пигмент, смешанный с небольшим количеством связующего вещества. Это и делает их мягче мела, а область применения более универсальной. Они отличаются по цвету от спокойных тонов до очень ярких и являются прекрасным инструментом для создания больших и маленьких картин в любых условиях.

Некоторая пастель тверже, чем обычно, и мне кажется, что между ними небольшая разница. Я пользуюсь и теми, и другими как для масштабного рисования, так и для создания деталей – правда, некоторые виды более хрупкие. Я чувствую разницу только в цвете.

Пастель выпускают круглой и квадратной формы. Опять же, я пользуюсь и теми, и другими мелками как для масштаба, так и для деталей. Тем не менее, у каждого из видов есть свои преимущества – они дают разные типы штрихов. Внизу вы можете увидеть фрагмент картины с шерстью воющего волка. Вы видите разные штрихи и те места, где я пользовалась круглыми и квадратными мелками, но я сознательно наносила штрихи краем квадратного мелка, чтобы придать шерсти эффект спутанности.

Совет

Когда вы начинаете рисовать, не намечайте основу графитным карандашом, так как на него плохо ложится мелок. Пользуйтесь пастельным карандашом или, если у вас его нет, карандашом конте, углём или, наконец, самой пастелью.

Какие мелки выбрать?

Вы можете купить коробку пастелей с разными цветами. Компания Inscribe предлагает неплохой набор для начинающих, 48 цветов с различными оттенками по разумной цене. Однако их мелки довольно твёрдые, немного размазывающиеся; ими сложно рисовать тонкие линии. Избегайте наборов, в которых много ярких цветов, так как при рисовании вы поймете, что такое «разнообразие» слишком ограничивает.

Урок переведен с сайта design.tutsplus.com.

Некоторые мастера советуют при росписи своих текстильных игрушек пользоваться масляной пастелью. В нескольких магазинах я спрашивала что это за зверь, и не могла выяснить. Сегодня, в одном магазинчике наткнулась не несколько коробочек этой пастели, и попросила продавца посмотреть. На внешний вид было похоже на восковые мелки. Они то у меня как раз есть. Я грунтую ими глаза куклам перед их росписью. Решила глянуть в инете в чем разница, вот какую статью я нашла:

"Карандаш и Кисточка". Масляная пастель и восковые карандаши. Сравниваем и рисуем.

Здравствуйте, милые мамочки. Прошли майские праздники. Мы вернулись из Екатеринбурга, где отдыхали, гуляли, наслаждались прекрасной погодой. Сынишки играли с двоюродными братьями и сестренками, которых у них там много. Все просто прекрасно провели время. Теперь с новыми силами можно и поработать.


Сегодня я расскажу о прекрасных материалах: масляная пастель и восковые мелки. Что это? Выше работа моего старшего сынишки, сделанная в подарок любимой тете, у нее вчера был день рождения. Рисунок сделан масляной индийской пастелью.
Возможно, вы читали мои предыдущие статьи о художественных материалах: «Покупайте детям хорошую акварель», «Акварель и Гуашь - сравниваем. Как работать» и «О пастели, или "сухая живопись" мягкими цветными мелками» . А теперь наступила очередь воска.
Думаю, все знакомы с восковыми карандашами (мелками). Рисовали вместе с детьми не раз ими. А вот, что такое масляная пастель, чем они похожи, и чем она отличается от сухой (мягкой) пастели, знаете? Почему, я написала о ней не рядом с сухой пастелью?
1. Пастель - это разноцветные мелки, состав: цветные пигменты, мел и связующие. Слово пастель (pastello ) от итальянского pasta — тесто или паста.
Пастель - это материал и техника рисунка. Пастель объединяет возможности живописи и рисунка.
Сравним, что представляет собой эта разная пастель.
Виды пастели:

  • Сухая пастель (мягкая пастель) - имеет довольно обширную цветовую гамму, состоящую примерно из 110 оттенков, хорошо смешивается друг с другом. Имеет эффект бархатистости.
  • Масляная пастель - производится из воска и минерального масла с добавлением пигментов. В отличие от сухой пастели, следы от масляной пастели получаются более интенсивными и яркими.
  • Восковая пастель - основным компонентом является воск с добавлением все тех же пигментов, обладает хорошей цветостойкостью, штрихи получаются яркими и интенсивными
То есть вы уже поняли, масляная и восковая пастель от сухой отличается составом - наличием воска.
Воск, в частности цветной пчелиный воск, использовался в качестве средства для рисования начиная с античных времен. Впоследствии его от греков переняли римляне для портретной живописи.
2. Восковые карандаши (мелки) - состав: натуральный или синтетический воск + цветные пигменты
Восковые карандаши оставляют ярких штрих и подходят для выполнения работ в различных техниках.



Чем же отличаются масляная пастель и восковые мелки. Кстати, я говорю о хороших мелках. Вроде везде в составе воск. Вот фото для сравнения. Вы видите, что визуально разницы не видно. Но, если потереть пальцем - восковые мелки не пачкаются, а масляная пастель пачкается. Причем, чем она мягче, тем более пачкается. Зато мягкой гораздо интереснее рисовать, писать и создавать эффекты.
Масляная пастель отличается мягкостью, яркостью. Хотя хорошие восковые мелки тоже достаточно мягкие. А недавно нам подарили индийскую масляную пастель. Как же она мне понравилась. Она еще мягче и ярче, но еще сильней пачкается. Коробочка этой пастели есть на фото. Очень рекомендую. А россыпью лежат дешевые восковые мелки - они некачественные, царапают.
Различие восковых материалов:

  • Восковые мелки тверже - почти не размазываются.
  • Масляная пастель можно растереть (размазать) пальцем или еще чем-нибудь.
  • А индийская масляная пастель вообще очень мягкая, очень схожа с сухой пастелью, только гораздо жирнее - прекрасно размазывается и растирается, и конечно, пачкается больше.
Свойства масляной пастели и восковых мелков:
  • Быстрое и простое использование
  • Насыщенный, яркий, рваный след
  • Не пачкается почти, по сравнению с сухой пастелью
  • Размазывается тоже меньше
  • Невозможность исправить
  • Плохо стирается
  • Не смываются водой
Как вы поняли это всё - жирненькие восковые мелки, которые не стираются, оставляют довольно-таки толстый след. При этом яркие, сочные. Конечно, это прекрасный материал для творчества. Из серии «запросто». Ребенок и мама берут карандашики и сразу рисует. Получается ярко и красиво. Бумага подходит любая: гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, картон - хоть что. Еще прекрасно рисуется на стенах и разных предметах и поверхностях.
Вроде все известно, покупай, бери и рисуй. Но…, часто результат получается не очень, хотя это происходит не из-за творца картины, а из-за качества материалов. У нас дома есть набор дешевых восковых мелков - они скребут, царапают - не работа, а мучение. Поэтому, покупая ребятенку восковые мелки, обратите внимание на качество, попробуйте порисовать на каком-нибудь листочке. Мягко ли пишет или застревает? Яркий цвет или еле видно? Ну, а масляная пастель мне пока только хорошая попадалась. Но проверить при покупке не мешает.



Как рисовать восковыми материалами? А также, как сухой пастелью : можно работать острием, торцом или боком мелка - получаются разные следы. Восковые штрихи растираются пальцами, мягкими тампонами. Ею можно рисовать и писать, работать штрихами или живописным пятном.
Восковой карандаш и масляная пастель - классный и очень живописный материал для быстрых набросков и зарисовок.
Интересный эффект получится, если поверх воска, пройтись акварелью или гуашью - окрасятся только те места, где нет воскового следа на бумаге. Это будет уже смешанная техника . Она часто используется в детских работах.
Совет№1. Чтобы заточить восковой карандаш, опустите его в горячую воду, потом покатайте между пальцами. Или точите ножом для чистки овощей.
Что еще можно сделать с восковыми материалами:

  • Можно сделать двухцветный восковой карандаш: снимите бумажную обертку с двух карандашей, расплавьте одну сторону каждого над пламенем свечки и слепите их вместе. А если хотите многогрифельный скрепите резинкой три или четыре карандаша.
  • Можно растопить старые восковые карандаши и вылить в формочки - получатся карандашики для малышей.
Вы спросите, а можно ли смешивать в одном рисунке сухую пастель , обычные (грифельные) карандаши и масляную пастель или восковые мелки. Ведь порой хочется. Мнения разные, выбирать вам. Вроде они совсем друг другу не подходят. Но… , в творчестве возможно все и имеет право на воплощение. Посему…
Совет № 2. Если вы решили смешать в одной работе эти материалы, то порядок такой: это важно! Сначала пастель, потом обычные карандаши, и поверх всего восковые или масляная пастель. Так как работать обычными карандашами или пастелью поверх восковых не получится просто физически (можете попробовать:)) Во-первых не рисуют поверх воска, во-вторых забьете воском грифель или пастель- писать не будет. Кстати, обычные грифельные карандаши тоже оставляют достаточно гладкий след, поэтому сухой пастелью рисуют первой. Иначе карандашный след будет просвечивать сквозь пастель.
Совет №3. Как стереть восковые карандаши с обоев?! - напоследок, совет мамочек. Я не пробовала, мой сынок пока не украшал новые обои восковыми карандашами. Хотя, конечно, и на обоях - это творчество, которое имеет право на существование .
Мамы советуют, как стереть восковые карандаши с обоев:
  • ластиком из куска белого хлеба
  • попробуйте размягчить рисунок феном для сушки волос, а затем сотрите туалетной бумагой
  • покройте рисунок бумагой и проведите по ней утюгом
  • накрыть место чистым листом бумаги и покатать чем-нибудь плотным (скалкой)
  • меламиновой губкой
Меламиновая губка - белая губка, это определенный вид мягкой пластмассы. Как бы ластик для грязи. Говорят, волшебное средство. Стоит слегка смочить из пульверизатора губку и провести по загрязнению и оно стирается. Удаляет следы от маркера, фломастера, ручки; следы черные от обуви и шин велосипеда на линолеуме; известковый налет, желтый налет в холодильнике; пластиковый подоконник от застарелых коричневых пятен засохшей воды из-под плошек с цветами; кафель, ванну, мойку и это без других средств-только губкой; вытяжку из нержавейки, микроволновку до состояния новой. Однако нельзя трогать ею полированные поверхности. Сначала попробуйте на незаметном участке. Она быстро изнашивается, крошится. Советуют ее делить на пополам, а для маленького участка просто оторвать кусочек.
Пожалуй, куплю нам такую губку, пригодится. Это старший сынок тихий, спокойный у нас, а младший, похоже, будет гроза обоев и всего, до чего лапки дотянутся. Такой шустрик. Надо заранее подготовиться.
Вот, что я хотела рассказать о восковых материалах: пастели и карандашах. Конечно, детям такие мелки очень нравятся. Использовать их очень удобно, легко и практично. Рекомендую!

Для развития мелкой моторики придумано множество упражнений. Рисование карандашами - одно из самых любимых детьми. Благо, сегодня производители предлагают огромный выбор таких инструментов: в корпусе из дерева и восковых, трехгранных и круглых в сечении. Расскажем о каждом виде подробнее.

Традиционные карандаши в деревянном корпусе

Знакомые с детства коробки с яркими стержнями в деревянной «обертке» - традиционные орудия труда всех юных художников. Как же подобрать оптимальный вариант для своего ребенка?

  • Форма в сечении. Для первых творческих опытов лучше всего подходят предметы с тремя гранями. Они заранее учат ребенка правильно держать в руке принадлежности для рисования и письма. К тому же трехгранники сложно потерять - упав со стола, они не закатятся под диван. Схожие параметры у шестигранников. А вот от круглых наборов лучше отказаться.
  • Твердость грифеля. Важно, чтобы грифель не крошился в корпусе. Тогда карандаш будет легко точиться даже детскими руками и не придет в негодность после первого падения.

Акварельные карандаши

Акварельные наборы - те же краски, помещенные в деревянный корпус. Сам стержень изготовлен из спрессованной акварели. Рисунки, сделанные в такой технике, ярче и выразительнее, чем обычные карандашные. Если изображение намочить, визуально его не отличишь от акварельной картинки.

Восковые карандаши

Подобные наборы изготавливаются из воска, который подкрашивается пищевыми красителями. Карандашные стержни - мягкие, поэтому четкие цветные линии удаются маленьким художникам без лишних усилий. К тому же их легко точить. Восковые наборы подходят для первых раскрасок с крупными деталями.

Часто, когда начинающему художнику необходимо определиться, каким материалом работать, он склонен выбирать между маслом и акварелью. Но существует еще одна категория художественных материалов, называемая «мягкие». К ним и относится простой и приятный в работе материал – пастель.

Рисование пастельными мелками предполагает тесный контакт пальцев руки с бумагой, так как штрихи часто растушевываются для получения нужного оттенка или фактуры. Благодаря этому можно в буквальном смысле слова «почувствовать» рисунок во время работы. К тому же техника рисования пастелью обладает волшебным свойством – она склонна превращать простоту и даже «примитивность» рисунка из недостатка в достоинство.

От классики к импрессионизму

История пастели началась еще в 15 веке. Упоминания об этом материале можно найти в теоретических трудах Леонардо да Винчи. Само же французское слово «пастель» начало употребляться намного позже – в середине 17 века. Происходит оно от латинского pastellum – паста. Из чистого темного пигмента путем его перетирания с мелом получались более светлые цвета – отсюда всем известное слово «пастельный».

Этим материалом пользовались многие художники эпохи Возрождения, а также выдающиеся представители искусства Нового времени: Энгр, Жан Этьен Лиотар, Джон Рассел, Морис де Ла Тур. Особенно популярным было использование пастели в классическом портретном жанре, как в чистом виде, так и в комбинации с гуашью.

Позднее технику использовал для своих знаменитых атмосферных пейзажей Джеймс Уистлер. Также этот материал был популярен среди художников, представлявших главные направления живописи 19-го, начала 20 века, – импрессионистов и художников группы «Наби» (Les Nabis). Пастелью рисовали Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Эдуард Мане и многие другие.

Удивительно, но пастель, которую использовал Дега, можно купить и сейчас – маленький магазинчик «La Maison du Pastel» в одном из переулков Парижа почти не изменился с 1920-х. Производством по технологии, придуманной Анри Роша, занимаются его наследники.

В семейной мастерской до сих пор используют старинные инструменты и изготавливают пастель вручную. Полный спектр цветов составляет 567 оттенков, а цена за один мелок достигает 12-18 евро. Именно такой пастелью были написана знаменитая серия балерин Дега и некоторые работы Сислея.

Виды пастели для рисования

Пастельные мелки бывают трех видов:

  • сухая – самая удобная для новичков, она легко растушевывается и ее можно стереть ластиком, цвета можно перекрывать;
  • масляная – требует определенных навыков, так как исправить нарисованное сложно;
  • восковая – не растушевывается, и хотя она ложится красивым глянцевым слоем, работать с ней не просто; ее часто используют в технике процарапывания по вощеной бумаге для рисунка-подложки;

Сочетать в одном рисунке несколько видов пастели не принято. Начинающим художникам лучше остановиться на первом варианте.

Пастель, будучи материалом нежным и хрупким, требует бережного обращения, как с самими мелками, так и с готовой работой. Рисование сухой пастелью хорошо подходит как для быстрых набросков или этюдов, так и длительных постановок – возвращаясь к работе снова и снова, при желании, ее можно довести до фотографического сходства (если речь идет о рисовании с натуры). Поэтому этот материал одинаково хорош как для любителей экспрессии, так и для сторонников кропотливого вырисовывания.

Пастель можно смело брать с собой в путешествие или на прогулку – она замечательно подходит для пленера (рисования на природе). Уловить игру света, передать фактуру облаков или ритм волн – сделать это совсем не сложно.

Пожалуй, единственный минус этого материала – необходимость соблюдения определенных условий хранения пастельных работ (это не касается восковой пастели). А именно:

  • работу необходимо вскрывать фиксатором, иначе со временем она осыплется;
  • если вы хотите повесить пастельный рисунок в интерьере, он должен быть помещен под стекло или пластик, и лучше всего там, где его не достанут солнечные лучи;
  • для хранения работ нужно завести папку, в которой каждый рисунок будет переложен листом кальки, либо можно изначально пользоваться специальным альбомом для пастели.

Что нужно для рисования пастелью

Планшет или мольберт

Рисуя пастелью, удобно располагать лист бумаги вертикально либо под наклоном. Так будет намного легче оценить общую картину, а также проще переносить линии с натуры (натюрморта или портрета) на бумагу. Поэтому удобнее всего обзавестись мольбертом либо планшетом, который можно опереть о стол или спинку стула.

Пастельные мелки

Качественную пастель нельзя назвать дешевым материалом, однако при рациональном использовании одного набора хватит надолго. К тому же начинающим художникам не стоит гнаться за количеством цветов – 12-15 будет вполне достаточно. Выбирая материал в магазине, обычно его можно попробовать – хорошая пастель должна ложится на бумагу бархатистым слоем, не оставляя мелких крошек на поверхности бумаги, и хорошо растушевываться.

Бумага для рисования

Кроме пастельных мелков, потребуется тонированная рифленая бумага – она позволит максимально использовать возможности мелков. Можно приобрести и готовые альбомы для пастели – в них обычно находится бумага 4-5 цветов (обычно это неяркие светло-коричневые, серые, терракотовые цвета), а после каждого листа бумаги идет лист кальки. Рисуя допустимо оставлять незаполненные цветом фрагменты – можно «сыграть» на этом, подобрав бумагу такого же цвета как один из изображаемых объектов. Пользуясь таким приемом вы создадите эффект профессионального владения материалом.

Кисти и губки

При желании можно использовать плоские кисти или кусочки губки для растушевки, однако на начальном этапе предпочтительнее пользоваться пальцем – так вы сможете «почувствовать» материал и понять, как добиться нужного эффекта.

Фиксатор

Пастельные рисунки нужно обязательно вскрывать специальным лаком из пульверизатора.
Но можно воспользоваться и лаком для волос. Вскрывать работу нужно держа распылитель на расстоянии 30-40 см от поверхности.

Особенности техники

Хотя рисунок пастелью чаще классифицируют как графику, этот материал можно использовать и в чисто живописной манере.

Основное, чему нужно научиться перед тем, как начинать рисунок пастелью – это видеть цвета. Рисуя с натуры, нужно улавливать рефлексы, которые отбрасывают одни предметы на другие, всматриваться в тени и находить в них разные оттенки, а не «закрашивать» одним цветом от одного края к другому.

Важно также уделять внимание направлению штрихов – они должны ложиться по форме, а не произвольно. Таким образом, предметы будут выглядеть объемными. Большие пятна цвета лучше прокрывать, держа мелок плашмя.

Работать над рисунком нужно равномерно – не стоит браться за что-то одно. Вначале стоит слегка прокрыть все светлые места, затем темные, самые активные акценты и блики нужно ставить в самом конце. В процессе рисования с натуры нужно постоянно сравнивать тон предметов: предмет белого цвета не обязательно должен быть самым светлым.

Рисуя пастелью, как, впрочем, и любым другим материалом, нужно помнить о воздушной перспективе – границы дальних предметов должны быть более мягкие, чем очертания ближних; то, что находиться вдалеке (на пейзаже) по тону должно быть холоднее, чем то, что на переднем плане.

Добиться нужного оттенка в пастельном рисунке можно либо чередованием разноцветных штрихов (оптическое смешивание), либо перекрыванием одного цвета другим (механическое смешивание). Регулировать резкость контуров или насыщенность цвета можно с помощью растушевки. Если возникает необходимость прорисовать очень мелкие детали – в дополнение к мелкам можно использовать пастельные карандаши.

Рисование масляной пастелью позволяет добиться особо ярких цветов. Этот материал очень мягкий, немного «жирный» и имеет хорошую укрывистость. Работать им приятно, однако можно увлечься красками, позабыв об объеме и форме. Поэтому, к масляной пастели лучше обратиться уже после того как вы освоите основы рисования сухой.

Пастель материал очень «благодарный» – недостатки мастерства выгодно скрываются эффектным видом готового рисунка. Также не составит труда для начинающего художника найти свою особую манеру рисования. Пастельные работы, даже самые простые, хорошо смотрятся в интерьере.

Если вы увлечены , то обязательно познакомьтесь и с другими техниками: , . Все они могут не только радовать, но и приносить от продаж готовых работ, став хорошим подспорьем для семейного бюджета.

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...