Техника рисования эбру. Рисование на воде


Смолякова Анастасия

Работа Смоляковой Анастасии посвящена древнему искусству рисования на воде--ЭБРУ. Цель, поставленная в работе, открыть тайну рисования на воде, была достигнута полностью.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно – практическая конференция

Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов»

«Мой первый шаг в науку»

ЭБРУ- тайна рисунка на воде.

Выполнила:

обучающаяся 4«В» класса

МАОУ «СОШ №95 с УИОП»

Смолякова Анастасия

Научный руководитель:

Балашкина Татьяна Борисовна,

Учитель начальных классов

Саратов 2014

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ -
Открыть тайну старинного турецкого искусства рисования на воде.

ЗАДАЧИ:
1. Узнать, в чём секрет рисунка на воде;
2. Изучить специальную литературу по данной теме;
3. Сделать самодельный аналог древних красок эбру;
4. Подобрать необходимую плотность воды для рисования;
5. Дать советы по разведению красок желчью.

6. Найти применение этого исследования для внедрения в учебный процесс на уроке рисования.

ГИПОТЕЗА:

Можно заменить старинный рецепт красок на современный аналог, при таком же результате технологии рисования.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - древнее искусство рисования на воде

Введение ………………………………………………………………4

Родина и значение эбру…………….……………………………….5

Практическая часть…………………………………………………....6

Заключение …………………………………………………….……..11

Список использованной литературы ……………………………….12

  1. Введение

Когда я отдыхала в Турции, мне посчастливилось познакомиться с древним искусством рисования на воде. На меня это произвело неизгладимое впечатление. Это как волшебство - краски плавали на поверхности воды, превращаясь в причудливые рисунки, а потом перенеслись на лист бумаги или ткани.

Это чудесный способ рисования назывался ЭБРУ!

Когда я вернулась в Саратов, я загорелась и решила раскрыть тайну рисования на воде.

I.1Родина и значение ЭБРУ

Технике рисования Эбру около 600 лет, этот вид водяной живописи известен еще в 15 веке в Восточной Азии.

Значение этого слова неизвестна, но существуют несколько версий. По одной из них Эбру произошло от арабского «ab-ru» (вода для лица), по другой «ebri» (волнообразный), по третьей название пошло от персидского «ebri», что означает «облако».

Искусство "водяной живописи" передавалось мастерами из поколения в поколение. Суть этой техники в том, что художник наносит рисунок красками на воде, которые не растворяются в воде, а смешиваясь, образуют причудливые узоры. На водный рисунок накладывают бумагу, через несколько секунд аккуратно вынимают и высушивают.

Эбру в наши дни . Еще совсем недавно этот прекрасный вид искусства был под угрозой исчезновения. Технология могла быть утеряна, мастерство забыто, и нам бы оставалось лишь наслаждаться шедеврами прошлого, пытаясь понять, каким непостижимым образом они были созданы.
Но в последние десятилетия искусство эбру в Турции получило новую жизнь: его сохраняют, развивают и несут в массы.

II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Когда я приехала в Саратов и стала обзванивать магазины «для хобби» и «всё для рисования» и т.п., то никто не знал о эбру. Тогда я решила сделать аналог этих красок сама и стала изучать тонкости этого метода.

II.1. КИСТИ И ДРУГИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ.

В Эбру использовались только натуральные материалы:

Кисти (фырчалар) . Основная задача кистей – вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы. Кисти с натуральной щетиной я приобрела в магазине.


Шило (биз) . Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности так, чтобы получались нужные формы. Таким можно даже писать портреты. Вместо шила вполне подойдут спицы, иголки, бамбуковые шпажки.

Гребень (tarak-тарак) . Для получения «чешуйчатого» узора используется гребень, длина которого соответствует длине или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона.

II.2. ВОДА (ОСНОВА ДЛЯ РИСОВАНИЯ)

Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой . Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение .

Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить .

В качестве загустителя используется экстракт растения гевен . Эта горная колючка произрастает в Иране. В июле растение срезают, чтобы собрать из его стебля смолу. Вместо экстракта гевена можно использовать загустители из морской красной водоросли , а также сока растения астралагуса , имеющие слабоклеющие свойства.

Такие растения мне взять было негде. И я стала думать, что может из подручных материалов обладать слабоклеющими свойствами.

Мне пришли на ум:

Картофельный крахмал;

Желатин;

Силикатный клей;

РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА:

Лучший результат для основы для воды показал силикатный клей, разведённый 1:1 с водой.

II.3 КРАСКИ

Краски (бойалар)
Краски для эбру включают в себя
натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, по сути цветная вода. Для изготовления красок эбру используются следующие нерастворимые пигменты:

Желтый: сернистое соединение природного мышьяка.

Синий: лахорская синька, которую получают из корня растения. Рецепт ее изготовления создан в пакистанском городе Лахор.

Зеленый: соединение синего и желтого. Если много мышьяка, цвет получается ближе к фисташковому, если много синьки–ближе к изумрудному.

Тёмно-синий: особый сорт натуральной синьки.

Черный: печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она очень плохо впитывает воду из-за сажи, которая постоянно поднимается на поверхность воды. Поэтому ее нужно очень долго перемешивать. Чтобы облегчить этот процесс, в раствор добавляют сосновые иголки.

Белый: карбонат свинца (свинцовые белила) в натуральном виде.

Красный: оксид железа из листьев красной капусты.

Кстати, очень важный момент при создании красок: пигменты разводить !

1 капля на чайную ложку смеси пигмента с водой .

Для приготовления красок ЭБРУ важным компонентом является - желчь (в оригинале бычья), но я попробовала заменить её рыбьей.

Свежая рыба частый продукт на нашей кухне и отпала необходимость хранения бычьей желчи (в холодильнике появлялся неприятный запах, а при консервировании спиртом терялись нужные нам свойства желчи).

Желчь - жидкость желто-зеленого цвета обладает достаточно неприятным запахом, но, несмотря на это, желчь уменьшает поверхностное натяжение воды, что нам и нужно.

Что же использовать в качестве пигмента?

  1. Акварельные краски + дистиллированная вода + желчь;
  2. Сухой пигмент (синька, и др.) + дистиллированная вода +желчь;
  3. Пищевой сухой краситель + дистиллированная вода +желчь;
  4. Гуашь + дистиллированная вода + желчь;

РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА:

Лучший результат показал 4 вариант- гуашь + дистиллированная вода + желчь.

II.4 ПРОЦЕСС РИСОВАНИЯ

В небольшое прямоугольное корыто (кухонный противень) выливается специально приготовленный густой раствор из воды и имеющего слабые клеящие свойства. В нашем случае - это силикатный клей, разведённый с водой 1:1.

Далее в эту смесь добавляют краски, которые не растворяются в воде (гуашь + дистиллированная вода + желчь), а остаются на ее поверхности, смешиваются между собой и образуют причудливые и неповторимые узоры (с помощью приспособлений: кисти, шила, гребня и др.) Кстати, очень важный момент при создании красок: пигменты разводить ТОЛЬКО дистиллированной водой !

До начала использования в работе, обязательно добавляем желчь (удобнее всего добавлять пипеткой) из рассчета 1 капля на чайную ложку гуаши с водой .

Краски нужно настаивать несколько дней после разведения.

На эту смесь накладывают бумагу и через 5-10 секунд осторожно снимают и оставляют сохнуть (фото внизу)

  1. Капаем розовую краску, она растекается на поверхности. А затем жёлтую.
  2. Капаем зелёную и синюю краску.
  1. Капаем белую краску.

Эбру - это одна из самых необычных техник изобразительного искусства. Овладеть ею может любой человек, даже не имеющий навыков рисования. Суть эбру в формировании рисунка на поверхности специально подготовленной воды, на которую наносятся капли краски. А затем изображение переносится на ткань, керамику или бумагу. Возникает уникальное произведение, повторить которое невозможно. В этой статье рассмотрим историю возникновения рисования красками на воде и основные правила техники эбру.

История рисования эбру

История возникновения техники рисования эбру окутана тайнами. Время ее появления неизвестно. Самая старинная из найденных картин в технике эбру датируется XI веком. Но, так как найденная картина выполнена с высоким мастерством, искусствоведы говорят о значительно раннем зарождении искусства Эбру. А значит, рисование на воде существует уже длительное время.

Страна, в которой появилась эбру тоже не разгадана. За статус родины Эбру соперничают Индия, Китай, Персия, Сибирь, Пакистан, Туркестан и даже Древний Египет. Сейчас центром рисования на воде является Турция - там настоящие мастера обучают технике эбру. Именно в этой стране изготавливают краски и все необходимые принадлежности для рисования на воде.

Как появился термин «Эбру»

О происхождении термина «Эбру» существует несколько версий. По одной из них это слово произошло от арабского «ab-ru», что значит - «вода для лица», по другой версии - термин появился от чагатайского слова «ebre», в переводе «волнообразный». Большинство считают, что свое название техника эбру получила от персидского «ebri» - «облако». На первый взгляд, кажется странным, почему, такие разные по значению слова означают эбру. Но, познакомившись с технологией рисования на воде, становится понятным, что каждое из данных значений отражают суть этого вида искусства.

Технология эбру

Технология классического эбру до недавнего времени хранилась в строгом секрете. Мастера передавали знания только своим ученикам из поколения в поколение. Но сейчас ситуация изменилась, и все желающие могут постигнуть технику рисования эбру.

  • Самый первый этап эбру - подготовка водной поверхности, на которой художник будет создавать рисунки. Вначале процеживаем раствор для эбру с помощью капронового чулка. Наливаем раствор в прямоугольную тару. Затем на 5 минут накрываем бумагой, чтобы исчезли все пузырьки с воздухом. (это необходимо делать после каждого рисунка).
  • Второй этап - создание рисунка. Размешиваем краски, берем кисточку, окунаем в краску и буквально стряхиваем ее с кисточки на поверхность воды. Капли краски, попадая на воду, не тонут и не растворяются в ней. Они меняют свои очертания, расплываясь по поверхности. Затем шилом начинаем водить по воде, превращая капли краски в диковинные узоры или цветы. При этом вода является нашим помощником - она гармонично дополняет легкое движение руки.
  • Самый простой способ создания рисунка - использование специального гребня. После того как краска разбрызгана по воде, по ее поверхности проводится гребень. В результате получаются необычные цветные узоры.
  • Еще один вариант - совмещение двух способов. Вначале разбрызгивается краска, затем с помощью гребня создается фон - проводим им по водной поверхности. После этого острие шила окунаем в краску, и капаем ею на фон и формируем из одной или из нескольких капель рисунок.
  • Третий этап - перенос рисунка с поверхности воды на бумагу. Очень аккуратно кладем на рисунок лист бумаги, ждем 10 секунд, приподнимаем край с помощью шила и снимаем бумагу, опирая ее о бортик тары. Когда картина подсохнет на плоской поверхности, она готова.

Секреты рисования эбру на дереве, ткани, керамике и стекле

Вышеуказанная технология эбру относится и для рисования красками эбру на дереве, ткани и керамике. Существуют лишь небольшие отличия в переносе изображения на поверхность.

Чтобы создать рисунок эбру на дереве, нужно надеть перчатки, затем аккуратно и равномерно окунать заготовку (это могут быть пасхальные яйца, серьги, шкатулки, елочные игрушки) в рисунок, не останавливаясь, поворачивая всеми сторонами.

Для рисования в стиле эбру на ткани (платки, одежда) необходимо как минимум два участника. При опускании ткани на поверхность воды, нужно держать материал с двух сторон и опускать осторожно вначале с одной стороны, затем с другой.

Перенести рисунок эбру на стекло невозможно из-за того, что стеклянная поверхность непористая, поэтому не сможет впитать краску. Существует альтернативный метод - мраморирование, где используются только синтетические краски.

Что понадобится для рисунка на воде эбру

Традиционные материалы для создания рисунка эбру изготавливаются в Турции и состоят только из натуральных компонентов.

  • Водный раствор для эбру . В воду добавляют специальный загуститель - экстракт колючего растения Гевен. Благодаря этому краски не падают на дно, а остаются на поверхности.
  • Краски . Краски для эбру состоят из натурального пигмента, воды и желчи крупного рогатого скота. По консистенции они очень жидкие. Желчь также помогает краскам держаться на поверхности и расплываться по ней.
  • Кисти . Кисти для эбру изготавливаются из конского волоса и стебля розы. Эти материалы обладают способностью вбирать в себя краску и легко отдавать в виде множества мелких капель.
  • Шило . Шило используется для создания рисунка. Им художник плавно двигает краски по водной поверхности, благодаря чему создаются необходимые формы. Шило можно заменить спицами или бамбуковыми шпажками.
  • Гребень . Гребень помогает создать фон для рисунка. Желательно, чтобы его размеры соответствовали размеру поддона. Это поможет создать равномерный фон.
  • Поддон . Никаких особых требований к поддону нет. Главное, чтобы его размеры были чуть больше, чем бумага, на которую будет отпечатываться рисунок.
  • Бумага . Можно использовать любую бумагу, кроме глянцевой.

Стоимость традиционных материалов для эбру высокая, приобрести их можно в Турции, а также через интернет или в специальных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга.

Как можно заменить традиционные материалы для эбру?

Существуют альтернативные, более доступные материалы для создания рисунков на воде, подходящие для домашнего использования. Можно воспользоваться наборами для рисунков на воде эбру. Или приобрести каждый компонент по отдельности. В качестве загустителя воды часто используют экстракт красной морской водоросли или крахмал. Краски можно заменить на масляные, разбавив их растворителем. Гребень можно сделать самостоятельно или купить обычный пластиковый с редкими зубчиками.

(google_adsense)

В детских садах проводят НОД (непосредственная образовательная деятельность) в технике эбру. В качестве «холста» вполне подойдет 2,5% молоко. А рисуют дети привычной им гуашью.

Старинная техника рисования эбру дает возможность любому человеку стать автором уникальной картины. Удовольствие приносит не только результат, но и сам процесс творчества, начиная от подготовки водного раствора, создания рисунка и отпечатывания его на бумаге, ткани или керамике.

Эбру - очень древнее искусство рисования на воде. Эбру, как и все Восточное, ценно не конечным результатом, а процессом. Вы можете рисовать до тех пор, пока у Вас есть желание. Вам не обязательно знать, что Вы хотите нарисовать, картина будет великолепной даже если Вы прерветесь на половине замысла. Вы просто перенесете все на бумагу и сможете наслаждаться. В Эбру самое ценное - это не сама картина, которую Вы можете нарисовать, а то, что эту картину никто уже не сможет повторить. Тут всегда присутствует элемент непредсказуемости.
Сам рисунок выполняется с помощью двух инструментов: шило и гребень. Они используются для того, чтобы из капель красок по воде создавать различные формы. Кроме красивых узоров есть возможность рисовать любые формы, как абстрактные, так и конкретные, вплоть до портретов.
Инструменты для рисования Эбру отличаются от привычных нам инструментов для рисования. Товары для Эбру частично можно сделать в домашних условиях. Шило для Эбру можно заменить иголкой или спицей. Также можно заменить гребень. Лоток для Эбру также можно заменить любым другим удобным лотком. В некоторых случаях можно даже найти заменитель загустителя для Эбру. Но совершенно точно вы не сможете заменить оригинальные краски для Эбру, так как они должны обладать особыми свойствами, чтобы можно было рисовать на воде. Краска для Эбру не должна растворяться в воде, должна принимать ту форму, которую ей придает мастер Эбру, должна впитываться в бумагу, сохраняя рисунок.

Эбру - это не просто искусство, которое приносит удовольствие. Рисование Эбру может стать отличным хобби для всей семьи. Занятие Эбру поможет вам с радостью провести свое время, приучить детей к искусству, которое отлично развивает воображение и моторику. Во время рисования Эбру у вас всегда будут получаться гармоничные рисунки и картины, так как сама вода будет помогать получать красивые изображения. Вам иногда достаточно во время рисования просто водить шилом по воде, и на ваших глазах будут получаться замечательные формы. Эбру - очень гармоничное искусство рисования на воде. Вы никогда не устанете от Эбру, потому что оно прекрасно и неповторимо.


Ссылка на страницу где взяла сам текст здесь http://ebrussia.com/vse-ob-ebru
и там же есть видео.

По моему очень романтично, рассказать так любимому о своих чувствах) или просто создать произведение искусства, для людей не обладающих талантом рисования, но полных творческих идей. Отличный способ самовыражения.

Рисование по воде
Итак, способ первый - рисование по … воде. Да, да, именно так мы и будем рисовать - масляными красками по воде.
Помните, в детстве было такое странное на взрослый взгляд развлечение - набираешь на палочку еловой или сосновой смолы и бросаешь ее в лужу. Палочка начинает двигаться, оставляя после себя масляные разводы, в точности как заправский корабль (кстати, почему двигается палочка? Чем не повод для обсуждения на уроке физики?). Вот эти масляные разводы мы и будем рисовать. Берете:
тазик (в процессе дальнейшего использования он, скорее всего,будет загрязнен масляными красками) или поддон - существенна не глубина, а плоскость поверхности, она должна быть такой, какого размера листы вы предполагаетиспользовать в художественном процессе;воду; масляные краски (если это ваш первый опыт, то подойдет любой набор, также как и остатки от любых наборов масляных красок в тюбиках - помните только, что не все, что в тюбиках масляное, а растворять акварель растворителем
совершенно бессмысленно)растворитель для масляных красок (чтобы не покупать что-тоспециальное всегда можно воспользоваться тем, что окажется под рукой - бензин,скипидар… единственное, что от этого зависит - это тот аромат, которым будет обставлен процесс творчества. Постарайтесь выбрать проветриваемое помещение и следите, чтобы растворитель не стоял открытым.); и, конечно же,
чистые листы бумаги. Вот, собственно и все. Можно творить.

Процесс запечатления чуда
Немного краски выдавливается в подвернувшуюся под руку чашечку (маленькую мисочку, стаканчик - все что вам надо получить - это лишь несколько капель жидкой краски), размешиваете ее с разбавителем и … выливаете на воду. Рисунок готов! Масляная краска не упадет на дно (если она не чрезмерно густая) и, естественно, не растворится в воде. Как та смола с палочки она начнет образовывать узоры.
Добавьте второй цвет, и второй цвет начнет образовывать свои узоры, иногда внося неожиданные изменения в поведение предыдущего. Цвета при этом не смешиваются. Если вы хотите сделать смешанный цвет, для этого вам надо заблаговременно смешать две краски в растворителе. Хотите чего-нибудь завихренного, взмахните в воде своей волшебной палочкой (той, которой вы размешивали масляную краску в растворителе) и узор начнет меняться, сначала по мановению вашей руки, а потом по собственному умыслу. И вот все бы это чудо, да на лист бумаги! Нет ничего проще. Берете лист бумаги и бросаете его на ту же самую воду (не надо топить). Мгновение (не надо ни ждать, ни считать до трех - достаточно того, чтобы лист соприкоснулся с водой), аккуратно поднимаете лист и … на обратной стороне запечатлелось то чудо, которое происходило до этого на водной поверхности. Еще листок, еще немного краски, … еще листок … ой, а листков уже не осталось. Отличительной особенностью этого способа является то, что никогда не удается дважды получить один и тот
же рисунок.
На людей, не знакомых с подобной техникой рисования, получающиеся «произведения искусства» неизменно производят сильное впечатление. Дело, наверное, в том, что трудно представить, как подобную картину можно нарисовать кисточкой - тем
инструментом, которым мы обычно пользуемся при рисовании.

Продолжим эксперимент
Надо заметить, что после того, как руки проделали весь процесс, все кажется естественным и понятным: конечно же, краска остается на бумаге, а вода стекает. Однако, попробуйте ответить на вопрос - почему? и вам неизбежно придется обратиться к таким темам как смачивание, поверхностное натяжение … Так почему бы и не начать разговор об этих темах с такого маленького, но приятного опыта?
Наблюдая за тем, что происходит на водной поверхности вы увидите, что разные краски ведут себя по-разному - одни стремятся расползтись по всей водной поверхности, другие образуют каплю, которая иногда норовит упасть на дно (ее можно попытаться
аккуратно поднять палочкой обратно к поверхности и следующий раз не лить краску с такой большой высоты) - есть над чем подумать и поэкспериментировать. Каждый раз результаты эксперимента можно зафиксировать на листе бумаги и приложить к отчету о проведенных опытах (наверное, многие, опробовав в классе, будут не прочь продолжить эксперименты дома).

И что теперь с этим можно делать?
Ой, а листков уже не осталось… Вы смотрите на множественные результаты творческого, процесса, которые подсушиваются на всех подходящих для этого поверхностях, от запаха растворителя уже немного тошнит … и вы думаете, что же теперь со
всем этим богатством делать. Все такое красивое и … ненужное. И хотелось бы, может быть еще…
Для начала приведите в порядок. Высушенные листки прогладьте с обратной стороны не очень горячим утюгом, сложите в аккуратную стопочку. Если вы делали эксперименты, то обратная сторона в наибольшей степени подходит для указания номера эксперимента
или авторства, однако все записи надо делать до того, как вы начали макать листок в воду (это чрезвычайно важное обстоятельство при групповой работе, но к сожалению, обычно вспоминается лишь тогда, когда дело доходит до дележа продукции).
Говорят, что некоторые любители используют сделанную таким образом бумагу в качестве обоев. А можно сделать и что-то вовсе простое - конвертик, который будет замечательно смотреться на фоне стандартных почтовых отправлений. Можно просто брать кусочки и использовать их для оживления больших однотонных плоскостей, или обклеить ваше изделие из папье-маше…По мне, так, поскольку глаз всегда норовит увидеть что-то свое, родное, профессиональное - получаются отличные учебные пособия, годные для любой темы. Что ты видишь на этой картинке? Как она называется? Передавая картинки по кругу, подпишите ассоциации (ключевые слова), составьте рассказ, используя ключевые слова, или сочините стихотворение. А может быть, мы рисовали сегодня природу Африки? Или сценки из жизни эскимосов? Или это картина о жизненном пути Анны Карениной? Отличный материал для проверки знаний. Зря говорят, «вилами по воде писано»!

Рисование руками
Второй способ рисования, о котором я хотел бы рассказать - это рисование руками. Нет, конечно, мы обычно всегда рисуем руками, а не ртом или головой, но в данном случае речь идет о рисовании пальцами без использования каких-либо дополнительных инструментов (по крайней мере, в начале). Для данного художественного процесса понадобится теперь уже водно-растворимая краска, клейстер и все та же бумага (единственное, что бумагу лучше взять поплотнее, типа ватмана, и площадью побольше - формат А3, если у вас не очень большие руки). Используйте гуашь (акварель не очень подойдет), главное, что краски потребуется много и лучше заблаговременное сделать ее пожиже, если конечно, вы не используете большие тубы с жидкой краской, которые, к слову сказать, наиболее удобны, но относительно дороги. Подстелите газеты, положите поверх чистый лист бумаги, засучите рукава… а теперь зачерпните пригоршней клейстера и размажьте его толстым слоем по поверхности бумаги (аккуратность не обязательна). Первое ощущение от клейстера - не очень, но это быстро пройдет. Теперь влейте на клейстер немного краски, рядом еще … и ведите пальцами. Краска действительно начнет двигаться под вашими руками. Заедьте на другой цвет, поведите два цвета вместе, завихрите, наделайте зигзагов … еще краски … может быть маловато
клейстера? Довольно быстро вы убедитесь, что чрезмерное перемешивание до добра не доводит и, хотя у серого есть множество оттенков и на сером тоже интересно делать узоры, но все-таки, может быть, не стоит каждый раз доводить до этого. Хотите более тонких линий, возьмите палочку, хотите, чтобы линии были тройными, возьмите вилку, а может быть, под рукой окажется расческа (все потом с легкостью
моется) и двигайте, двигайте.

Полезный продукт
Еще один «прикол» - это сделать отпечаток. Наложите на ваше художественное полотно сверху чистый лист ватмана и прогладьте его тыльной стороной ладони. Попробуйте совместить несколько отпечатков, используя либо разные участки первоначального
рисунка, либо несколько заготовок. Художественный продукт, который получится на этот раз, будет несколько иного свойства. Бумага итак была плотнее, а с клейстером она становится совсем плотной и менее эластичной. Попробуйте сделать из нее коробочки, подставочки. Она отлично держит форму. Если же вам хочется чтобы стенки коробочек были еще толще и, может быть фактура их была более рельефной, добавьте к той “каше” красок, которую вы устроили на листе некоторое количество крепп-бумаги, а за неимением таковой под рукой, попробуйте туалетную бумагу, просто салфетки, может быть цветные салфетки?..

Теперь, если ваша фантазия немного разогрелась, рискну предложить вам еще
пару способов рисования, гораздо менее требовательных с точки зрения материалов.

Рисование на досках… школьных
Берете школьную доску (стеклянная подойдет лучше), губку или тряпку, обильно смоченную водой и … «намываете» доску так, чтобы она стала вся мокрой. Намочили?
А теперь отойдите и смотрите. На доске начинают проступать узоры. Дорога… пальмы… письмена на непонятном языке … Если вы в классе не один (а это прекрасный способ отдохнуть после долгого трудового дня - в одиночестве понаблюдать то,
что происходит на высыхающей доске), а рядом еще и целый класс учеников, попробуйте сыграть в игру: как только кто-либо что-то увидел, он молча походит к доске и пытается зафиксировать, подчеркнуть мелом увиденное, следующий, кого «осенило» делает то же самое и так, пока у доски (или на доске) не станет свободного месте. «Ну вот, дети, а теперь напишем сочинение на эту тему!».
А можно и вовсе без мела. Берете мокрую тряпку (на этот раз лучше именно тряпку), отходите от доски шагов на пять и … с разворота бросаете тряпку в цель (т.е. в доску): что это? Извержение вулкана? Какого? Атолл… очертания Мексики… профиль
реки… кто еще, кто больше?.. Быстрее, пока совсем не высохло.
Очень подходит для снятия физического напряжения. А еще можно использовать как способ поощрения отличников: получил пятерку
- твои пара бросков. Отличникам ведь так не хватает движения и … спонтанности.

Рисование по воде
Еще один экстравагантный способ рисования, похожий на предыдущие своей временностью. Рисунок, который существует лишь несколько мгновений. Речь идет о рисовании в воде.
Начать можно, например, с простого: стакан воды, йод, жидкость для мытья посуды, можно глицерин, можно спирт или одеколон и какая-нибудь маленькая плошка для смешивания. Да, еще, конечно же, что-нибудь типа пипетки.
В стакан наливаете воду (для начала - просто вода). В плошке смешиваете йодс жидкостью для мытья посуды. И капаете каплю в воду. Капля начинает опускаться,потом где-то через пару сантиметров, она расплющивается и образует кольцо.
От кольца отделяются маленькие чернильные фонтанчики.Глицерин и спирт или одеколон нужны для того, чтобы менять плотность жидкости.Более сложные картины можно наблюдать, создавая в жидкости температурные градиенты.
Насыпьте в стакан льда и попробуйте то же самое. Красящие вещества можно разнообразить,используя, например, зеленку. Если у вас окажутся под рукой пищевые красители (некоторые из них продаются перед Пасхой как красители для яиц), разведите
их в небольшом количестве воды (например, попробуйте 10% раствор) и начинайте рисовать многоцветные картины.

«Концептуальное» рисование
Эксперименты с рисованием имеют несомненную ценность для развития воображения, но не только воображения, а способности мыслить концепциями, создавать концепции.
Есть серия простых упражнений с мозаиками. Возьмите фотографию из журнала (существенно, чтобы она была большого формата) и нарежьте ее на квадратики.
Это может быть не фотография, а рисунок. Сделайте несколько комплектов и предложите группам учащихся собрать картинку.
Сложность игры можно варьировать такими, например, приемами:
- нарезайте не квадратиками, а фигурами произвольной формы,
- используйте двухсторонние фотографии,
- смешайте несколько фотографий в одну кучу,
- подмешайте «лишние» кусочки или удалите часть нужных,
- создайте группу, которая будет «консультировать» - переносить кусочки между
группами.
Наверное, есть еще много вариантов. Но что происходит?
Первое, на что можно обратить внимание - как правило, рисунки собирать проще.
Почему?
Историк науки Томас Кун, известный «парадигмами» - понятием, которое он ввел в широкий научный оборот, описывая в одной из статей процесс научного творчества, сравнивает его со складыванием мозаики. Перекладываешь, перекладываешь - нет
никакого смысла. И вдруг, «щелчок» и все начинает складываться в единый образ. Возникла концепция, которая приносит смысл в до этого бессмысленное нагромождение фактов.
Такой же «щелчок» происходит и при складывании реальной мозаики. Отличие фотографии от рисунка в том, что, как правило, рисунок более концептуален. В нем уже удалено много «лишнего», не существенного с позиций того «послания», которое заложено
в изображении. Но и фотография - тоже концепция. Наверное, неплохой темой для обсуждения может послужить вопрос о том, как «качество» фотографии, решенность вопроса о «послании», содержащемся в ней влияет на качество нашего восприятия.
И игры с мозаиками - простой способ провести эксперимент.Может быть, отсюда можно начать дорогу к искусству, которое в школе, если
и возникает, то лишь косвенно и исподволь - искусству презентации. Тому, как донести свое «послание» до других людей.

Слепое рисование
«Понять» и «донести». Одна из техник исследований в этой области - слепое рисование. Способность рисовать произвольно, не «от ума», а «от руки» по мере нашей социализации, как правило, съезжает на нет. Глаз цензурирует то, что изображает рука, проверяет «воспринимаемость» со стороны, а, если видит, что рука не справляется, так и вовсе блокирует ее деятельность.
Групповое упражнение, в котором может участвовать весь класс, заключаетсяв следующем. Участники сидят за столами, поставленными в круг с завязанными глазами. Перед каждым лежит лист бумаги и несколько восковых мелков. Играетмузыка. Выбор музыки - дело ваших целей, вкусов и предпочтений, надо только помнить, что характер музыки сильно сказывается на «изображаемом». Задача музыкального
сопровождения отчасти заключается в том, чтобы подавить коммуникацию, связанную со слуховыми ощущениями - это не только речь, но и шорохи, звуки. Вся коммуникация происходит через листы бумаги, на которых рисуют руки (но не глаза, поскольку
глаза завязаны). В ходе сессии рисования, которая может продолжаться 5 - 10 минут, учитель или его ассистент (или они вместе, если участников процесса много) аккуратно меняют листы между участниками, стараясь не прервать процесс
рисования.
Иногда получаются забавные результаты: человек не рисовал, не рисовал, открывает
глаза, а перед ним - картина.
Перед началом процесса рисования иногда полезно пояснить, что восковыми мелкам можно рисовать так же, как ручкой, прикладывая острие к бумаге, а можно и всей плоскостью, заполняя пространство.
Когда глаза открыты и картины явлены миру, предложите немедленно дать название, потом подчеркнуть несколько линий, по очереди вешать свои картины на стену, и, изображая из себя экскурсовода в галерее современного искусства, рассказать, что за художник, почему он выбрал голубую гамму для этого пейзажа и как звездочки, разбросанные по всему полю, отражают тяжелый жизненный путь автора. Пусть экскурсию начнут дети с ярким и быстрым воображением. Их рассказы помогут другим «разогреть свою фантазию».

Рисование вдвоем
Другой вариант рисования «вслепую» больше ориентирован на умение построить взаимодействие с партнером.
Партнеры садятся друг напротив друга, договариваются о том, что они будут рисовать (Но не о том, как они это будут делать. Если разговор переходит в эту плоскость, смысл игры исчезает.). Можно дать тему извне. Пусть это будет «зима» или «лето» или «вечер на улице». Конкретный сюжет не так важен, важно, чтобы он был и был общим для партнеров. На середине стола между партнерами лежит лист, глаза завязаны, и руки держат ОДИН ОБЩИЙ КАРАНДАШ. Общую тему партнеры должны нарисовать вместе, один и тем же карандашом. Как только одна рука отрывается от карандаша, процесс завершается. Задача, как можно догадаться, непростая, и то, что важно в этой ситуации -это понаблюдать за тем, как выстраиваются отношения. Оба ли участника вносятравный вклад, кто доминирует и как это доминирование осуществляется. Как партнеры дают сигнал о своем желании проявить инициативу, и слышат ли они сигнал другого.
Чтобы увидеть все это, несомненно, нужен третий - наблюдатель, который сосредоточится на том, чтобы видеть, как происходит взаимодействие и расскажет об этом всем остальным, включая участников процесса. Размышления об упражнении наводят на воспоминание о другой игре, известной под названием армрестлинг. Надо ли бороться за карандаш, делает ли это рисунок
богаче?

И на закуску.

Рисунки на воде

Статья для тех, кто всегда мечтал рисовать на воде

Июль 27th, 2006, Science от Zoolander

Японские исследователи из лабораторий города Akishima научились рисовать водой на воде - в самом прямом смысле. Созданная ими установка позволяет формировать произвольные объемные фигуры на поверхности воды. Это напоминает компьютерные эффекты - вроде жидкого терминатора или инопланетян из фильма “Бездна” (Abyss, 1989 г).

“Жидкостный дисплей” получил название AMOEBA (Advanced Multiple Organized Experimental Basin). Ранее исследователи уже создавали нечто подобное, но до сих пор они сталкивались с проблемой отображения прямых линий. Теперь же их последняя установка может рисовать на воде все латинские буквы и японские иерогливы кандзи, не говоря уже о геометрических фигурах.

Фигура формируется за счет так называемых цилиндрических волн. В этом жидкостном “дисплее” используется 50 генераторов волн, окружающих круглый бассейн диаметром 1,6 метра и глубиной 30 см. Каждая такая волна может условно считаться “пикселем”, диаметром в 10 см и высотой 4 см. Волны-”пиксели” складываются в нужные линии с частотой раз в три секунды.

Авторы проекта считают, что их технология может быть использована в различных развлекательных системах, связанных с водой. К примеру, в фонтанах или аквапарках. В сочетании со световыми и акустическими эффектами фигуры из “воды” должны выглядеть действительно потрясающе.

Любовь к прекрасному развивалась в человечестве на всех этапах его существования. Свидетельством этому являются культуры народов мира, наследия которых перенимает нынешнее поколение. Ярким примером повышенного интереса к искусству, выступает техника рисования на воде Эбру . Претендентом на «авторские права» также считается Индия и Туркистан.






Техника Эбру

Суть техники создания рисунка в Эбру сводится к процессу нанесения его на воде. На поверхность глади помещаются в определенной последовательности нерастворяющиеся краски. Они удерживаются на воде и создают тонкую пленку. С помощью кисти мастер аккуратно перемешивает краски, создавая тем самым неповторимые узоры, оригинальные орнаменты и даже картины. После того, как рисунок достиг завершающего этапа, с помощью бумаги (ткани, дерева) изображение переносится на их поверхность.

Благодаря возникшей популярности среди населения к этому виду искусства, создаются специальные школы по обучению технике Эбру, где на открытых уроках демонстрируют мастер-класс Эбру . Техника Эбру в домашних условиях ни чем не отличается от профессиональной. Доступность материалов в свободной продаже позволяет заняться искусством практически каждому желающему. Процессу обучения может способствовать просмотр видео Эбру , профессиональные и любительские Эбру фото. Главным критерием является желание развиваться творчески.

Материалы для Эбру

Для рисования необходима вода вязкой консистенции, чтобы рисунок удерживался на поверхности и не растекался. Изначально в воду добавлялся специальный воск, добываемый из нектара растения Астралагус . Его смолистая основа придавала жидкости необходимой густоты. В настоящее время для этой функции применяют специальный загуститель. В качестве красок мастера прошлых веков традиционно использовали натуральные материалы. Кисти изготавливали на основе дерева и конского волоса. В наши дни применяются специальные краски для Эбру , а также краски на масляной или акриловой основе. Главное требование для материалов рисования — они не должны смешиваться между собой на поверхности воды.

Чтобы приобрести все необходимое для живописи на воде, достаточно купить набор Эбру.

Эбру как рисовать

1. Подготовка жидкости

Рисование Эбру начинается с подготовления жидкости. Жидкость для Эбру можно купить уже готовой, что будет намного проще при первом знакомстве с этим искусством. Желательно подобрать емкость площадью чуть больше рабочего листа (трафарета, холста) прямоугольной формы, на который позже будет переноситься рисунок. В нее и заливается подготовленный раствор.

2. Нанесение рабочего фона

Затем художник должен подготовить фон для рисунка. Его оформлению отводится особое место. Для этого берется определенная краска (возможно несколько оттенков), разбрызгивается каплями по поверхности. Затем с помощью палочек или специального инструмента, похожего на расческу, вырисовывается эксклюзивный узор. Он достигается умелыми руками мастера до необходимого эффекта.

3. Рисунки на воде Эбру. Нанесение основного рисунка

Значительно повышает квалификацию личное присутствие на проводимых мастер-классах по Эбру в Москве и других городах. Рассматривая работы профессиональных художников, изучая их технику и особенности нанесения рисунков, только начинающие и уже опытные специалисты по работе с Эбру , черпают новые идеи, получают кладезь неоценимых знаний и делятся навыками друг с другом. Здесь есть невероятная возможность купить работу, созданную художником Эбру на глазах зрителей.

4. Перенос рисунка

Чтобы перенести рисунок на поверхность бумаги, необходимо знать некоторые правила.
— Во-первых, для воссоздания картины нельзя применять глянцевую бумагу. Ее гладкая поверхность не возьмет полноценно на себя весь рисунок и работа будет испорчена.
— Во-вторых, предпочтение стоит отдавать плотному материалу с шероховатой структурой. Сейчас в магазинах продается специальная бумага для Эбру.
— В-третьих, положив трафарет на поверхность воды, необходимо дать немного времени, чтобы краска «сцепилась» с холстом. Важно не передержать, не дав бумаге напитаться водой.
— В-четвертых, переворачивать рисунок с поверхности необходимо уверенными движениями, чтобы картина осталась такой же, какой она была создана на воде. Вальяжность может растянуть шедевр.

Поскольку техника Эбру — это творческий взгляд художника, то главным ее законодателем является сам творец. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии и безграничные идеи.

Нет похожих записей

А знаете ли вы, что можно рисовать на воде? И для этого не нужно быть волшебником, достаточно освоить технику эбру!

Что такое эбру?

Эбру – это уникальная техника рисования, которая предполагает создание узоров на воде и дальнейшее их перенесение на какую-либо поверхность, например, на бумагу или ткань.

Кстати, название с персидского языка переводится примерно как «на воде». Но также данную технику в мире часто называют турецким мрамированем, хотя известны и другие названия: «танцующие краски», «плавающие краски», «облака и ветер».

История появления

Когда и где появилась техника эбру? Это до сих пор доподлинно неизвестно. Некоторые считают родиной Турцию, но также упоминания о рисунках на воде встречались и в таких странах как Индия, Япония Китай и даже Россия (а именно Алтай).

Точную дату начала истории этого искусства также невозможно назвать, но первый рисунок, созданный с использованием данной техники, датирован XI веком, хотя историки считают, что направление появилось гораздо раньше, так как изображение было качественным, созданным рукой настоящего мастера.

Но можно с уверенностью сказать, что эбру имеет восточные корни, ведь только этой культуре присущи столь плавные линии, некая медитативность, умиротворённость, тонкость всех движений и, конечно, терпение художника.

Что понадобится?

Сразу стоит отметить, что для рисования используются специальные приспособления и инструменты, и даже обычная вода не подойдёт.

Итак, вот что потребуется для рисования в домашних условиях:

  • Прямоугольный контейнер, причём желательно прозрачный или светлый, чтобы все создаваемые узоры были хорошо заметными. Можно использовать специализированную ёмкость (приобрести её вы сможете в отделах, в которых продаются аксессуары для творчества) или, например, противень. Так или иначе, контейнер должен иметь достаточные размеры. В идеале они должны соответствовать величине основы, на которую вы планируете переносить изображения.
  • Загуститель. Чтобы вода приобрела необходимую вязкость, и краски не тонули и не растворялись, а оставались на поверхности, она должна иметь определённую консистенцию. И для придания густоты используется экстракт растения гевен. Из стеблей извлекают смолу, которую потом высушивают на солнце и продают в виде лепестков китре или же готового порошка. Стоит отметить, что лепестковую китре придётся настаивать в течение двух недель, так что гораздо проще и удобнее будет использовать порошкообразную форму (но и в таком случае придётся ждать некоторое время, оно должно указываться в инструкции). Но вместо экстракта гевена иногда используются загустители на основе морских красных водорослей или же синтетические вещества.
  • Краски, как и загуститель, натуральные. Они состоят из воды, природных пигментов, а также желчи, которая позволяет узорам не растекаться и удерживаться на поверхности воды. Наиболее распространены основные цвета, такие как синий, жёлтый, красный, чёрный, белый и зелёный. Оттенки или полутона создаются путём смешивания.
  • Кисти. Они могут иметь различную толщину, в зависимости от того, какой узор вы хотите создать. Обычно кисти изготавливаются из конского волоса, но могут использоваться и синтетические.
  • Спицы или шила. Такими инструментами создаются необходимые формы, тонкие контуры и границы изображений. Художник двигает шилом по водной глади и создаёт уникальные рисунки.
  • Гребень применяется для создания так называемых чешуйчатых узоров (обычно они используются в качестве фона).
  • Пипетки необходимы для наложения красок на воду.

Как научиться?

Техника рисования эбру, с одной стороны, может показаться довольно простой, ведь всё, что нужно – это водить кистью по воде.

Но, с другой стороны, создание изображения – это довольно кропотливый и трудоёмкий процесс, ведь нужно тонко улавливать все движения красок по поверхности водяной глади и умело создавать узоры, сочетая их между собой и не допуская смешения цветов или пересечения тех или иных элементов.

Рисование по технике эбру состоит из нескольких этапов:

  1. Сначала нужно подготовить воду. Для этого изучите прилагаемую к загустителю инструкцию и чётко следуйте всем указаниям.
  2. Далее нужно процедить жидкость, чтобы в ней не осталось ни одной не растворённой крупинки загустителя. Для процеживания можно использовать отрезок ткани, сложенную в несколько раз марлю или, например, капроновые колготы или чулки.
  3. Готовый раствор налейте в контейнер и положите сверху газету, чтобы собрать и удалить из жидкости все воздушные пузырьки (они могут мешать рисовать и портить готовые узоры).
  4. Теперь подготовьте краски необходимых цветов. Для наложения их на воду могут использоваться кисти или же пипетки.
  5. Далее, используй кисти, спицы и шила, создавайте изображение. В процессе движений будут формироваться замысловатые узоры, которым вы сможете придавать необходимые контуры и формы.
  6. Далее нужно взять кусок ткани или лист плотной бумаги и положить его на поверхность воды. Спустя 5-10 секунд уберите основу. Самый простой вариант – просто дать рисунку высохнуть. Но опытные мастера завершают изображения путём нанесения основной темы (для этого используются трафареты).

Чтобы научиться технике эбру и создавать настоящие шедевры, следуйте нескольким простым советам:

  • Чтобы ваши рисунки радовали вас и окружающих, приобретайте только качественные материалы, так как от их характеристик будет зависеть конечный результат ваших стараний.
  • Можно купить готовый набор, в который входят ёмкость, загуститель, краски, а также все необходимые для создания узоров инструменты.
  • Начинайте осваивать самые простые элементы, например, завитки, петли, переходы и так далее. А потом пробуйте переходить к более сложным изображениям и совмещать узоры.
  • Для создания рисунков можно использовать как готовые примеры, так и собственное вдохновение. Просто возьмите краски и кисти и начинайте творить, доверившись интуиции и своему таланту.
  • Если вам что-то непонятно, попробуйте просмотреть подробные обучающие видео с пошаговым описанием всего процесса.
  • Запаситесь терпением, ведь настоящие шедевры или даже более или менее удачные рисунки начнут получаться не сразу. На всё нужно время.
  • К занятиям следует приступать в спокойном состоянии и хорошем настроении, и тогда всё получится!

Запаситесь всем необходимым, поймайте вдохновение и начинайте творить уникальные рисунки на воде, используя технику эбру!

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...