Звания жд работников. Форма одежды железнодорожников в послевоенные годы


Железнодорожный транспорт Украины находится под юрисдикцией Министерства инфраструктуры . Как и служащие других стратегических государственных структур, украинские железнодорожники получили специальную символику. Умея "читать" , не составит труда определить ранг, а с ним и зону ответственности сотрудника железной дороги.

Перечень и дизайн эмблематики железнодорожников утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 11 декабря 1996 года под № 1508 «Про знаки розрізнення і формений одяг працівників залізничного транспорту».

Согласно актуальной версии документа, в перечень различительных элементов входят:

  • эмблема;
  • обозначение товаров и услуг Укрзалізниці;
  • технический знак;
  • наплечные знаки;
  • вышивки на воротник;
  • петлицы;
  • кокарда.

Эмблема украинской железной дороги представляет собой изображение колеса, расположенного под некоторым углом к наблюдателю. Его вертикальный размер составляет 18 мм, а горизонтальный — 8 мм. К осям колеса примыкают стилизованные крылья с размахом 60 мм. Эмблема выполняется в золотистом цвете вышивкой для высшего начальствующего состава и в виде металлического значка для остальных служащих.

Знак товаров — это стилизованные буквы УЗ, размещенные в дуге, составляющей порядка ¾ окружности и переходящей в боковые выступы. Изображение дается в золоте на требуемом фоне.

Техзнак образован скрещенными молотом и разводным ключом.

Для различных должностей предусмотрены индивидуальный внешний вид и способ изготовления эмблем на фуражки, наплечных обозначений и петлиц.

Знаки различия Генерального директора Укрзалізниці и его заместителей

Воротник главных чинов украшают вышитые лавровые ветки.

Наплечные знаки окантованы по контуру и крепятся пуговицей 15 мм с гербом.

Для Генерального директора — вышиваются золотом две веточки лавра, над которыми помещен Малый Герб Украины размером 4х2,4 см.

У Первого заместителя лавровые ветви замыкаются в круг, внутри которого находится пятиконечная звезда диаметром 25 мм. В верхней зоне размещен товарный символ.

На погонах Заместителя — ветви образуют полукруг.

Кокарда представляет собой вышивку шириной 100...165 мм и высотой до 50 мм.

Символика высшего начальственного состава

Кокарда предусмотрена из золотистого металла шириной до 3 см и высотой до 4 см. Центр композиции — герб на темно-зеленом фоне.

Исторически сложилось так, что работники транспортной отрасли в нашей стране привыкли различать должности по нарукавным нашивкам. Летный персонал и наземные службы гражданской авиации делали это практически во все времена своего существования, равно как их коллеги – транспортники из морского и речного флота. У железнодорожников в период с 1926 по 1932 и с 1972 по 1994 годы чин определяли также по рукаву. И вот в настоящее время происходит возврат к системе нарукавного различия работников по командному составу.

Знаки различия у железнодорожников

Исторически принадлежность к той или иной отрасли определялась по расположенной ниже пуговицы металлической эмблеме. У строителей она была в виде моста, у вагонников в виде вагона, у локомотивщиков красовался паровоз, у движенцев – светофор, связисты были отмечены скрещенными молниями, а серп и молот, наложенные на французский ключ и молот, выделяли административый аппарат.

Плащ форменный мужской летний для проводников фирменных поездов, а также машинистов и помощников машинистов высокоскоростного поезда темно-синего цвета из смесовой ткани

В новой системе ОАО «РЖД» к знакам различия относятся галуны и звезды специального рисунка. На рукавах – знак региональной принадлежности: буквенное обозначение дороги-филиала РЖД. У младшего руководящего состава обязательно присутствует галун, который был принят еще в конце 19 века для гражданских чиновников. У командиров среднего звена к галуну добавляются звездочки, а по их количеству определяется старшинство.

Рисунок звездочек для РЖД делали специально. Руководителей высшего звена узнают по широкому галуну особого рисунка. У вице-президентов над галуном виноградные листья (установлены еще «Положением о гражданских мундирах для гражданского персонала Министерства путей сообщения» от 1834 года) и на лацканах воротника вышиты позументы. Главным знаком принадлежности к персоналу ОАО «РЖД» является шеврон, выполненный в форме овального контурного щита красного цвета на ткани цвета предметов форменной одежды. Внутри щита – эмблема из стилизованных букв РЖД красного цвета. Шеврон предназначен для ношения на левом рукаве. На форменных пуговицах также эмблема компании. Разработкой знаков для ОАО «РЖД» занимался Геральдический совет при президенте.

Действующие знаки отличия

  • Начальник железной дороги (генеральный директор) имеет галун в 30 мм и три звезды по 25 мм в диаметре.
  • Диспетчеры – галун 15 мм и четыре звезды.
  • Начальник дистанции, ж/д станции, депо, ПМС, внеклассного и первого класса вокзалов – два галуна по 15 мм и столько же звезд.
  • Начальник ПТО локомотивов и вагонов, дежурные и мастера – один галун и две звезды.
  • Машинист локомотива 3-го класса, осмотрщик вагонов, составитель поездов, старший билетный кассир – один галун шириной 15 мм.

История разработки и введения нового форменного стиля

Новая форма была разработана согласно приказу ОАО «РЖД» от 2010 года в целях улучшения имиджа организации.

В апреле 2003 года был объявлен конкурс для художников-модельеров страны, которые захотели принять в нем участие. Предварительно проводился опрос железнодорожников, которые высказались за отмену философии военизированности и монопольного положения железнодорожного транспорта в новом фирменном стиле.

В июне 2006 года состоялся первый показ образцов одежды, знаков и аксессуаров. Жюри отдало предпочтение эскизам Дома моды Виктории Андреяновой (Москва). И после рабочих показов в 2006-2007 годах состоялось официальное одобрение их заказчиком. Начался этап конструирования и составления технических условий.

В 2009 году проводились эксплуатационные испытания на Октябрьской железной дороге. В целом одежда была одобрена, но прописаны замечания, которые впоследствии учли при запуске одежды в массовое производство.

Фирменные цвета – синий, серый, серебристый, красный.

Форменная одежда железнодорожника

Служащие Министерства путей сообщения в дореволюционной России имели 7 установочных форм обмундирования – парадную, праздничную, обыкновенную, особую, будничную, летнюю, дорожную. Нынешняя верхняя зимняя и демисезонная одежда (пальто, плащ, куртка) выдается работникам для ношения в течение 4-х лет (для работников в фирменных поездах – на 3 года), костюм подлежит использованию в течение 2-х лет. Ношение форменной одежды является обязательным для всех структурных подразделений при условии непосредственного участия в организации движения и обслуживании пассажиров и приобретается за счет средств самого РЖД.

Смешение форменной одежды с иной не допускается.

Пенсионеры-железнодорожники могут в торжественных случаях носить форму и знаки различия, которые полагались им по статусу в момент выхода на пенсию.

В послевоенное время технический прогресс не стоял на месте, продолжали развиваться все технические средства железнодорожного транспорта, осуществлялись исследования, разработки и внедрение новых конструкций. Великая Отечественная война привела к огромным людским и народнохозяйственным потерям. Одной из самых главных задач стала подготовка молодых кадров для работы на железнодорожном транспорте. Но мало было обучить молодых людей, дать им специальности.

Государство брало на себя обеспечение их льготным питанием, форменной одеждой. Для многих детей военного поколения это было просто жизненно необходимо. В 1946 году Министерством трудовых резервов СССР был выработан комплект одежды для учащихся школ фабрично-заводского обучения, ремесленных и железнодорожных училищ. В него входили шинель, куртка, гимнастерка, платье шерстяное для девочек. Головными уборами служили фуражки для мальчиков, береты для девочек. Зимой полагалась шапка-ушанка.

Двенадцатого июня 1954 гола был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене персональных званий и знаков различия для работников гражданских министерств и ведомств».

Претерпело изменения и обмундирование железнодорожников. Приказом № 84/Ц от 9 сентября 1955 года наплечные погоны упразднялись и вводился новый вид униформы со знаками различия в виде петлиц. Принадлежность к тому или иному виду железнодорожной службы определялась по цвету выпушки: у локомотивщиков и вагонников она была синего цвета, у путейцев - зеленого, у связистов - платинового, у движенцев - малинового.

В сущности этот приказ, подготовленный с учетом происходивших в отрасли изменений, означал возврат к довоенному форменному костюму.

Иным становилось форменное обмундирование. Силуэты костюмов приводились в соответствие с требованиями условий труда и направлением моды. На смену кителям пришли пиджаки, шинели были заменены пальто. В обиходе появились блузы, блузы-сорочки и галстуки.



Приказ Министерства путей сообщения СССР № 31/Ц от 26 сентября 1963 гола вносил изменения в форменную одежду и знаки различия работников железнодорожного транспорта.

В том же году была введена и эмблема железнодорожного транспорта в виде элипсообразного колеса с крыльями из четырех укороченных снизу перьев. Эмблема на форме для высшего состава вышивалась позолоченным шнуром, для среднего - посеребренным. Всем остальным категориям железнодорожников полагалась белая металлическая эмблема. Носилась она на правой стороне груди, ниже эмблемы размещались знаки об окончании учебных заведений.

Высшему, старшему и среднему составу дорог Кавказа, Средней Азии и Юга разрешалось ношение летней форменной одежды белого цвета.

Форменный костюм учащихся ремесленных и железнодорожных училищ, 1948 года.
Шинель - черного сукна, двубортная с застежкой на пять форменных пуговиц. Спинка шинели целая, со встречной складкой посередине. По боковым сторонам спинки, на уровне линии талии, имеется по одному фигурному столбику с пуговицами. К пуговицам столбиков пристегивается хлястик. В низу спинки, посередине имеется продольный разрез- шлица. Воротник отложной, с застежкой на металлический крючок и петлю.

На концах воротника нашиваются петлицы с кантом установленного образца (светло-синего цвета). На петлицы накалываются знаки отличия РУ, ЖУ и № училища. Рукава прямые двухшовные. Шинель на подкладке до талии. У шипели для мальчиков па левой полочке заделывается один нагрудный карман. У шинели для девочек нагрудный карман заделывается на правой полочке.

Куртки - черного сукна, двубортная на ваге, с застежкой борта на четыре светлые металлические пуговицы и четыре петли, одна из которых находится на лацкане. Воротник отложной, застегивается на металлический крючок и петлю. На воротнике куртки пришиваются петлицы с обозначением для ремесленных училищ - «РУ №», для железнодорожных училищ - «ЖУ №». На концах воротника нашиваются петлицы из черного сукна с кантом светло-синего цвета. Карманы боковые прорезные с клапанами. Спинка на фигурной кокетке, посредине стачная, по линии талии имеет хлястик и две вытачки. Рукава прямые двухшовные.

Гимнастерка - из диагонали темно-синего цвета. Перед гимнастерки с разрезом, заделанными планками, и с одним нагрудным карманом на левой стороне. Карман накладной, настрочный, без клапана. Воротник стоячий, двухслойный, застегивающийся на две пуговицы и две петли. Рукава одношовные, с двумя складочками внизу и с манжетами, застегивающимися на две пуговицы и две сквозные петли. Пуговицы форменные, с ключом и молотком.

Платье - из кашемира черного цвета. С отрезным лифом, застежка спереди до линии талии на четыре форменные пуговицы. Воротник отложной, отделан верхним воротничком из белой ткани. Рукава одношовные, внизу с манжетами, застегивающимися на одну форменную пуговицу. Юбка платья книзу расклешена, спереди имеет четыре складки и сзади две складки. Боковые складки переда юбки имеют вверху подрези, в которые заделываются карманы. По талии платья проходит пояс, спереди застегивающийся на одну форменную пуговицу.

Фуражка - суконная черного цвета, состоит из донышка овальной формы, тульи из четырех дугообразных четвертинок и прямого целого околыша. Перед фуражки делается прямым, со слегка выпуклой тульей на полужесткой стойке. Фуражка имеет выпушку установленного цвета. Козырек фибровый, черный, с двусторонней лакировкой. Над козырьком располагается лакированный ремешок со шлевками, прикрепленный в концах на две форменные металлические пуговицы малого размера. Спереди на околыше, над лакированным ремешком, прикрепляется форменный знак.

Берет (для девушек) - суконный, на подкладке, состоит из целого донышка и двух бочков, стачанных между собой. К переду берета прикрепляется форменный значок. Разрешается ношение вместо суконного фетрового берета без подкладки.
Шапка-ушанка пошивается из хлопчатобумажного сукна черного цвета и состоит из четырехклинного колпака с наушниками, покрытыми искусственным мехом серого цвета.

Козырек шапки, покрытый искусственным мехом, прикрепляется к колпаку двумя скрепками. В центре козырька прикрепляется форменный значок. Наушники завязываются на хлопчатобумажную тесьму в цвет ткани.

Комбинезон рабочий хлопчатобумажный, спереди застегивается доверху на шесть сквозных петель и шесть пуговиц. На передних половинках на расстоянии одного сантиметра от боковых швов настрачиваются накладные карманы. Спинка целая со швом посередине. Комбинезон по талии с поясом, прикрепленным к среднему шву спинки машинной строчкой, спереди застегивающимся на пуговицу и петлю. Воротник отложной, без крючка и петли. Рукава прямые, заканчиваются внизу манжетами, застегивающимися на одну петлю и пуговицу. Низки брюк с манжетами, застегивающимися на одну петлю и пуговицу.

Форменный костюм и знаки различия железнодорожников, 1955 год
Головным убором летом служила фуражки, зимой - шапка-ушанка из черного каракуля и сукна синего цвета.

Комплект форменного обмундирования включал: китель темно-синего или светло-коричневого цвета, застегивающийся на пять форменных пуговиц, с отложным воротником и двумя нагрудными карманами с клапанами; брюки в цвет кителя, носились навыпуск, без выпушки и манжет.

Верхней одеждой служила двубортная шинель с пятью пуговицами по борту. У высшего состава на фуражке крепились золоченый технический знак в венке и над козырьком золотой нити филигрань. Края петлиц окантовывались позолоченным шнуром. На черном бархатном поле петлиц вышивался золотой нитью технический знак от одной и до трех звезд, размером 20 мм каждая.

Старшему составу на фуражке полагались филигрань и технический знак. На поле петлиц имелись два продольных посеребренных просвета, металлический технический знак и от одной до трех звезд, 15 мм каждая.

У всех остальных на головных уборах крепился технический знак на фуражке, вместо филиграни - черный лакированный ремешок.

Петлицы у среднего состава имели один просвет, технический знак и до грех звездочек, размером 12 мм каждая. У младшего состава поле петлиц гладкое, с техническим знаком и металлическими уголками до пяти штук.
У машинистов на петлицах под техническим знаком, поперек петлицы, крепилась эмблема паровоза, от эмблемы, вдоль петлиц, нашивались белые полоски согласно классу машиниста (первый класс - три, второй - две). На фуражке машиниста, по верхнему краю околыша шел белый шелковый галун.

Форменный костюм и знаки различия железнодорожников, 1963 год
Знаки различия в виде петлиц заменили нарукавные нашивки. Был установлен единый для всех служб цвет выпушки - зеленый. Для личного состава утвержден черный цвет зимней одежды и светло-серый цвет летней.В комплект форменной одежды мужчин входили пальто, зимний и летний костюмы.

Пальто было двубортное, с пристегиваемой утепляющей подкладкой, двумя боковыми прорезными карманами с клапанами.

Зимним костюм состоял из двубортного пиджака с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезными и одним нагрудным карманами и брюк, которые полагалось носить без манжет, навыпуск.

Летний костюм по покрою соответствовал зимнему, только пиджак был однобортный. Отдельным категориям работников полагалась еще однобортная куртка, закрытая, с отложным воротником, двумя прорезными боковыми и одним нагрудным карманами.
Под пиджаком носилась блуза-сорочка, низ которой заканчивался поясом. Полагался черный узкий галстук.

Фуражка - в цвет костюма, имела черный околыш, черный лакированный козырек. Зеленая выпушка шла по верхнему краю тульи и околыша. На околыше фуражки высшего состава прикреплялся позолоченный технический знак в венке, на тулье полагалась вышитая позолоченная эмблема железнодорожного транспорта. Для старшего состава устанавливалось серебряное шитье. Остальным категориям работников на околыше полагался металлический знак, на тулье - белая металлическая эмблема.
Нал козырьком фуражки прикреплялись: у высшего состава - плетеная позолоченная филигрань, у старшего - серебряная, у всех прочих - черный лакированный ремешок.

Верхний край околыша фуражки машиниста украшался белым шелковым галуном. На фуражке главного кондуктора над козырьком вместо лакированного ремешка прикреплялся плетеный шнур красного цвета.

На зиму предусматривалась шапка-ушанка: для высшего начальствующего состава - из серого каракуля, старшего и среднего - из черною каракуля, для остальных - из цигейки или искусственного меха черного цвета. Порядок крепления прибора тот же, что и на фуражке.

Форменное обмундирование для женщин включало костюм (зимний и летний), состоящий из однобортного жакета с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезами и одним нагрудным карманом и юбки с односторонней складкой сзади. Отдельным категориям работников, кроме того, полагался еще однобортный жакет с отложным воротником и расширенная книзу юбка.
Головным убором служил берет по цвету костюма. На берете крепился технический знак, над ним - эмблема железнодорожного транспорта.
Пуговицы на пальто, пиджаках, куртках и жакетах: у высшего начальствующего состава - позолоченные с изображением герба Советского Союза, у остальных работников - белые металлические с изображением технического знака.

В качестве знаков различия были применены нарукавные нашивки: в виде прямоугольника -для высшего состава размером 100 х 75 мм; среднего - 100 х 55 мм; для младшего и рядового - в виде пятиугольника шириной в основании 40, в вершине 110 и высотой 70 мм. Поле нарукавных знаков изготовлялось из той же ткани, что и одежда, на которую они нашивались.

Верхний край нарукавных знаков окантовывался: у высшего состава - позолоченным, а у старшего - посеребренным шнуром, у среднего - сукном зеленого цвета. Нарукавные знаки у младшего и рядового составов окантовывались зеленым сукном по всем граням пятиугольника. Ширина канта 3 мм. Нарукавные знаки нашивались на обоих рукавах на расстоянии 80 мм от низа рукава.



На поле нарукавных знаков:
а) высшего начальствующего состава - министра путей сообщения и первого заместителя министра путей сообщения - нашивался галун золотистого цвета шириной 60 мм. В центре поля располагался: у министра путей сообщения - герб Советского Союза размером 45 мм, у первого заместителя - звезда размером 40 мм па фоне лучеобразно расходящихся линий. Для остального высшего состава нашивались поперечные полосы галуна золотистого цвета шириной 10 мм числом от одной до четырех. В верхней части поля вышивались золотом звезды размером 20 мм соответственно числу полос;
б) старшею начальствующего состава нашивались поперечные полосы из серебряного галуна шириной 10 мм от одной до четырех (согласно табелю, утвержденному министром путей сообщения СССР 26 октября 1963 года), в верхней части ноля прикреплялись белые металлические звездочки размером 15 мм, по числу полос;
в) среднего начальствующего состава размещались полосы серебряного галуна шириной 6 мм (до четырех) и звездочки размером 10 мм;
г) младшею начальствующего состава имелась нашивка в форме пятиугольника с белым металлическим техническим знаком в верхней части и зелеными полосами (от одной до четырех) в нижней;
л) у рядового состава па нашивках располагался один белый металлический технический знак.



У высшего, старшего и среднего составов выше нашивки на 30 мм крепился пятиугольник, изготовленный из той же ткани, что и одежда, шириной в основании 20 и высотой 45 мм. В центре пятиугольника размешался технический знак, вышитый: для высшего состава - позолоченным, а для старшего - посеребренным шнуром. Все грани пятиугольника окантовывались посеребренным или позолоченным шнуром соответственно техническому знаку. Пятиугольник среднего состава окантовывался сукном зеленою цвета

Здравствуйте уважаемые.
Не знаю, как Вы, но лично я ежедневно и многократно пользуюсь таким видом транспорта как метро. Я к нему привык, мне удобного и очень экономит время. Спускаясь и опускаясь многократно в подземку, я постоянно обращаю внимание на такую простую и обычную штуку как погоны работников метрополитена. А Вы обращали внимание на них?
Может возникнуть постой вопрос - а почему, собственного говоря, работники метро носят погоны? Они что - сродни правоохранительным органам и армии? Хороший вопрос. Не сродни. Но при этом - метро - это стратегический объект, который охраняется как зеница ока, а так как метрополитен ранее относился к системе железно-дорожного ведомства, то униформа и знаки различия не должны Вас удивлять.
Хочу сразу же предупредить - я только изучаю вопрос, и не являюсь хоть-каким то специалистом в теме. Просто изучаю. Это к чему- если допустил какие ошибки - прошу не кидаться гнилыми киви, а поправить или дополнить интересной и правильной информации.
Итак, насколько я понял и выяснил, в метро погоны связны не со званиями, как в военизированных организациях, а с должностями. Все должности в метро можно разделить на 5 неравнозначных частей.
Рядовой, младший, средний, старший и высший начальствующий состав.
К рядовому в службе пути относится например монтер пути по обслуживанию стрелочных переводов или обходчик пути и контактного рельса. Им соответствует помощник машиниста. И погон у них вот такой вот:

Кстати, погоны бывают разной расцветки:
Белые - парадная рубашка
Голубые - повседневная рубашка
Темно-синие - китель и куртка на молнии.
Далее у нас младший состав. Это наладчик путеизмерительного и дефектоскопного вагона скажем. Или же машинист без класса или же машинист 3-го класса:

За ними - средний состав. Это - Старший мастер околотков (участков) пути или Старший мастер по текущему и капитальному ремонту пути. Туда же относятся Машинист второго либо первого класса, допущен, помимо работы на линии, к обкаткам и перегонкам между депо. Вот погоны:

Так же, насколько я понимаю, также к среднему составу относится и машинист-инструктор. Машинист-Инструктор - занимается контролем за работой машиниста на линии, так же инструктажем заступающих и т.д. и т.п.:

Далее у нас старший командный состав.
К нему можно отнести Заместителя начальника депо, руководителя разных служб в депо - ремонта, эксплуатации. Так же главного инженера депо. Погоны вот такие:

Начальник дистанции, начальник депо или начальник отдела:

Далее у нас идут высший начальствующий состав. Выглядит это все примерно вот так вот. Но я никогда не видел подобное.

Приятного времени суток.

12 июня 1954 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР “Об отмене персональных званий и знаков различия для работников гражданских министерств и ведомств”. За ним почти через год, т.е. 3 сентября 1955 года последовало Постановление Совета Министров СССР за №1624 «О форменной одежде и знаках различия для личного состава железнодорожного транспорта».

" Совет Министров Союза ССР постановляет:

1)Принять предложение Министерства путей сообщения об изменении формы одежды и введения новых знаков различия в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 6 июля 1954 года №1390 для личного состава железнодорожного транспорта, непосредственно связанного с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов согласно Приложениям №1и 2.

2) Установить скидку со стоимости форменной одежды для лиц старшего и среднего начальствующего состава, должностные оклады которых не превышают 1100 рублей в месяц, размере 20% стоимости, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава, получающих бесплатную спецодежду (кроме машинистов локомотивов) – в размере 40% стоимости и для, не получающих бесплатной спецодежды – 50% стоимости.

3) Предоставлять рассрочку оплаты стоимости форменной одежды лицам младшего и рядового состава на срок носки, а остальным работникам – на 1 год.

4) Обязать Министра путей сообщения в двухнедельный срок утвердить табель должностей личного состава железнодорожного транспорта на получение форменного обмундирования и знаков различия, а так же установить порядок и сроки перехода на измененную форму порядок введения знаков различия.

5) Обязать Министерство промышленных товаров широкого потребления СССР обеспечить изготовление тканей для форменной одежды личного состава железнодорожного транспорта и поставку этих тканей Министерству путей Сообщения, начиная с октября 1955 года, а также разработать и по согласованию с Министерством путей сообщения утвердить технические условия на изготовление форменной одежды для личного состава железнодорожного транспорта.

В Приложении №1 к Постановлению Совета Министров СССР от 3 сентября 1955 года №1624 давалось описание форменной одежды и знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта, непосредственно связанного с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов.

I ) Форменная одежда.

Форменная одежда личного состава железнодорожного транспорта состоит из следующих предметов:

Китель – однобортный с отложным воротником, застегивающийся на один крючок и 5 металлических пуговиц с изображением технического знака на них, расположенных в один ряд, с двумя верхними прорезными карманами с клапанами.

Пуговицы кителя, тужурки, шинели и пальто высшего начальствующего состава позолоченные с изображением герба Советского Союза. Для высшего, старшего и среднего начальствующего состава китель изготовляется: зимой – из шерстяной ткани темно-синего цвета, летний – из шерстяной ткани светло-серого цвета, дополнительно белый китель – для высшего начальствующего состава из шелковой ткани, для старшего и среднего – из хлопчатобумажной, льняной или штапельной ткани.

Для младшего начальствующего и рядового состава: зимний – из сукна темно-синего цвета, летний – из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета.

Тужурка – для высшего начальствующего состава аппарата Министерства – двубортная, без окантовки, с открытыми лацканами, прорезными поперечными карманами на полях и одним нагрудным карманом с шестью пуговицами по три в ряду. При тужурке носится сорочка белого или светло-серого цвета с черным шелковым галстуком. При выездах на линию высшему начальствующему составу аппарата Министерства путей сообщения разрешается ношение кителя.

Брюки – навыпуск без окантовки и мажет – из той же ткани, что китель и тужурка.

Шинель – двубортная из драпа или сукна темно-синего цвета с двумя рядами металлических пуговиц. Для высшего начальствующего состава окантовывается светло-зеленым сукном.

Пальто летнее – для высшего начальствующего состава двубортное из светло-серой ткани.

Плащ пальто – для старшего начальствующего состава из прорезиненной шерстяной ткани, для среднего начальствующего состава из прорезиненной хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета.

Фуражка – из ткани соответствующей ткани кителя с черным околышем бархатным – для высшего, старшего и среднего начальствующего состава и суконным – для остальных. Фуражки окантовываются сукном соответственно службе. На околыше фуражки прикрепляется технический знак. Над козырьком фуражки лиц высшего начальствующего состава прикрепляется вышитый позолоченный технический знак в венке и позолоченный филигран, козырек обрамляется вышитыми дубовыми листьями. Для старшего начальствующего состава над козырьком прикрепляется серебряный филигран, а фуражка остальных работников – с лакированным ремешком.

Фуражка высшего состава

Фуражка старшего состава

Фуражка среднего и младшего состава.

Фуражка машиниста

Фуражка главного кондуктора

Папаха высшего состава

Шапка-ушанка

Женский берет

На фуражке машиниста на верхнем крае околыша ниже канта нашивается белый шелковый галун.

На фуражке главного кондуктора взамен лакированного ремешка прикрепляется плетеный шнур красного цвета.

Папаха – из черного каракуля для высшего начальствующего состава со светло-зеленым суконным верхом, на котором расположен крестообразный галун, вышитый золотом.

Шапка – ушанка – для старшего, среднего, младшего начальствующего состава и рядового состава из черного каракуля и цигейки. Спереди в центре папахи и шапки-ушанки прикрепляется технический знак.

II ) Форменная одежда для женщин

Платье с отложным воротником, застегивающееся на один крючок и 4 металлические пуговицы, с двумя нагрудными прорезными карманами и поясом.

Юбка шестишовная с двумя боковыми карманами.

Платье изготовляется: для высшего, старшего, среднего, младшего начальствующего состава и рядового состава зимнее – из шерстяной ткани темно-синего цвета, летнее для лиц высшего, старшего начальствующего состава – из шерстяной ткани светло-серого цвета, для среднего, младшего начальствующего и рядового состава – из белой хлопчатобумажной, льняной или штапельной тканей.

Шинель и плащ – установленного образца.

Головной убор летний – берет по цвету платья, зимний – шапка – ушанка.

III) Знаки различия

1) Знаки различия устанавливаются по должностному признаку.

Знаками различия служат петлицы на воротниках шинели, летнего

Пальто, плаща, тужурки, кителя и платья.

Петлицы представляют собой прямоугольник со скошенными концами

Длиной 10сми шириной 3,3 см вместе с кантом.

2) Петлицы изготовляются для высшего, старшего и среднего начальствующего состава из черного бархата, а для остальных работников – из черного сукна.

б) первых заместителей Министра путей сообщения – вышитые золотом технический знак в лаврово-дубовом венке и ниже его звезда на фоне лучеобразно расходящихся линий размером 25 мм;

в) заместителей Министра – вышитые золотом технический знак и 4 звезды размером 20 мм каждая;

г) членов коллегии МПС – вышитые золотом технический знак и 3 звезды размером 20 мм каждая;

д) остального высшего начальствующего состава железнодорожного транспорта – вышитые золотом технический знак и звезда от 1 до 3 размером 20 мм каждая;

е) старшего начальствующего состава – два продольных посеребренных витых шнура шириной 3 мм каждый, технический знак и белые металлические звездочки от 1 до 3 размером 15 мм каждая;

ж) среднего начальствующего состава – один посеребренный витой шнур шириной 3 мм, технический знак и белые металлические звездочки от 1 до 3 размером 12 мм каждая

4) На поле петлиц младшего начальствующего и рядового состава нашиваются продольные полосы или угольники; на петлицах машинистов локомотивов под техническим знаком помещается металлическая эмблема-паровоз.

5) На петлицах работников железнодорожного транспорта, которым не положены знаки различия, прикрепляется только технический знак.

Примечания редакции: 1. Размер металлического технического знака 15 мм (20мм по диагонали).

2.Кроме эмблемы-паровоз встречалась эмблема-электровоз. Эмблемы встречались как белого, так и жёлтого металла (возможно старые погонные). Знаки носились также помощниками машинистов и кочегарами.

Постановление Совета Министров СССР было подтверждено Приказом Министра путей сообщения №84Ц от 9 сентября 1955 года «О форменной одежде и знаках различия для личного состава железнодорожного транспорта», где Постановление Совета Министров СССР от 3 сентября 1955 года принималось к руководству и исполнению, а также приводились черно-белые рисунки новой форменной одежды и знаков различия. Перевод на новую форму одежды и знаки различия должен был быть закончен в первом полугодии 1956 года, для чего Заместителю Министра Гундобину в 5-дневный срок поручалось представить на утверждение табель должностей личного состава железнодорожного транспорта. Табель был утвержден Приказом Министра путей сообщения СССР №91Ц от 28 сентября 1955 года. Он представлял собой перечень должностей работников железнодорожного транспорта, «непосредственно связанных с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов». В перечень были включены должности по службам, входившим в состав управления и отделения, железных дорог. В примечаниях указывалось:

«1) Высшему, старшему и среднему начальствующему составу разрешается ношение сапог и брюк – бридж.

2) Высшему, старшему и среднему начальствующему составу дорог Кавказа, Средней Азии и Юга разрешается ношение с белыми кителями – белых брюк.

3) Для головных уборов, обуви, петлиц и знаков различия сроки носки не устанавливаются, так как они приобретаются работниками за наличный расчет в торговой сети».

Выбор редакции
ЧВК во всем мире - огромный бизнес: «частники» нередко подменяют собой вооруженные силы. В России они вне закона. Но в Сирии был обкатан...

Необходимо отметить, что поиск захоронения или боевого пути своего деда\прадеда - дело долгое, иногда сложное, иногда дорогостоящее. С...

В последние годы в интернете появилось много сайтов, в которых выкладываются документы, посвященные Великой Отечественной войны. Можно...

Государства, президента, какого-либо другого лица в определенном регионе страны, или в другой стране, или в международной...
Заинтересовался историей села Каратузское совсем недавно, в ноябре 1989 года, после того, как в государственном архиве Красноярского края...
Представитель Ксении Шойгу, дочери министра обороны Сергея Шойгу, прокомментировал РБК заявления Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея...
Лето радует нас не только отличной погодой, но и свежим урожаем. Наверняка, многие соскучились по маленьким, хрустящим, ароматным...
Кто не любит в жаркий летний полдень полакомиться вкусными хрустящими малосольными огурчиками? Когда свежими овощами успели насытиться...
Маринованная капуста- это одна из популярных заготовок, приготовлением рецептов которой мы с вами займемся. Сейчас самое время ее...